ИАТА коды самолетов и вертолетов (воздушных судов)
В таблице приведены коды ИАТА воздушных судов (самолетов и вертолетов) гражданской авиации собранных в бизнес-справочнике «Воздушные суда гражданской авиации».
В приложении к бизнес-справочнику
Воздушные суда гражданской авиации
ИАТА группа | ИАТА тип | Код РФ группа | Код РФ тип | Название воздушного судна | Полное название воздушного судна |
100 | 100 | 100 | 100 | Fokker-100 | Fokker 100 |
310 | 312 | 310 | 312 | A-310-200 | Airbus A310-200 |
310 | 313 | 310 | 313 | A-310-300 | Airbus A310-300 |
31F | 31X | 31Ф | 31Ь | A-310-200F | Airbus A310-200F |
31F | 31Y | 31Ф | 31Ы | A-310-300F | Airbus A310-300F |
32S | 319 | 32С | 319 | A-319 | Airbus A319-100 |
32S | 321 | 32С | 321 | A-321 | Airbus A321-200 |
32S | 320 | 32С | 320 | A-320 | Airbus A320-200 |
32S | 318 | 32С | 318 | A-318 | Airbus A318-100 |
330 | 333 | 330 | 333 | A-330-300 | Airbus A330-300 |
330 | 332 | 330 | 332 | A-330-200 | Airbus A330-200 |
33F | 33X | 33Ф | 33Ь | A-330-200F | Airbus A330-200F |
340 | 345 | 340 | 345 | A-340-500 | Airbus A340-500 |
340 | 346 | 340 | 346 | A-340-600 | Airbus A340-600 |
340 | 343 | 340 | 343 | A-340-300 | Airbus A340-300 |
340 | 342 | 340 | 342 | A-340-200 | Airbus A340-200 |
350 | 358 | 350 | 358 | A-350-800 | Airbus A350-800 |
350 | 359 | 350 | 359 | A-350-900 | Airbus A350-900 |
380 | 388 | 380 | 388 | A-380-800 | Airbus A380 |
38F | 38F | 38Ф | 38Ф | A-380-800F | Airbus A380F |
717 | 717 | 717 | 717 | B-717-200 | Boeing 717-200 |
737 | 73C | 737 | 73Ц | B-737-300 Winglets | Boeing 737-300SP |
737 | 73G | 737 | 73Г | B-737-700 | Boeing 737-700 |
737 | 735 | 737 | 735 | B-737-500 | Boeing 737-500 |
737 | 734 | 737 | 734 | B-737-400 | Boeing 737-400 |
737 | 732 | 737 | 732 | B-737-200 | Boeing 737-200 Advanced |
737 | 731 | 737 | 731 | B-737-100 | Boeing 737-100 |
737 | 736 | 737 | 736 | B-737-600 | Boeing 737-600 |
737 | 73W | 737 | 73В | B-737-700 Winglets | Boeing 737-700 Winglets |
737 | 739 | 737 | 739 | B-737-900 | Boeing 737-900 |
737 | 73E | 737 | 73Е | B-737-500 W | Boeing 737-500 Winglets |
737 | 738 | 737 | 738 | B-737-800 | Boeing 737-800 |
737 | 73H | 737 | 73Х | B-737-800 Winglets | Boeing 737-800 Winglets |
737 | 73J | 737 | 73Й | B-737-900 Winglets | Boeing 737-900ER Winglets |
737 | 733 | 737 | 733 | B-737-300 | Boeing 737-300 |
73F | 73X | 73Ф | 73Ь | B-737-200C | Boeing 737-200C |
73F | 73Y | 73Ф | 73Ы | B-737-300F | Boeing 737-300F |
73F | 73P | 73Ф | 73П | B-737-400F | Boeing 737-400F |
73M | 73Q | 73М | 73Щ | B-737-400M | Boeing 737-400M |
73M | 73L | 73М | 73Л | B-737-200QC | Boeing 737-200QC |
73M | 73R | 73М | 73Р | B-737-700C | Boeing 737-700C |
73M | 73N | 73М | 73Н | B-737-300M | Boeing 737-300M |
747 | 74R | 747 | 74Р | B-747-100B SR | Boeing 747-100B Short Range |
747 | 74J | 747 | 74Й | B-747-400D | Boeing 747-400D |
747 | 74H | 747 | 74Х | B-747-8I | Boeing 747-8I |
747 | 744 | 747 | 744 | B-747-400ER | Boeing 747-400ER |
747 | 742 | 747 | 742 | B-747-200B Combi | Boeing 747-200B Combi |
747 | 741 | 747 | 741 | B-747-100B | Boeing 747-100B |
747 | 74R | 747 | 74Р | B-747-300 SR | Boeing 747-300 SR |
747 | 743 | 747 | 743 | B-747-300 | Boeing 747-300 |
747 | 741 | 747 | 741 | B-747-100 | Boeing 747-100 |
747 | 74L | 747 | 74Л | B-747SP | Boeing 747SP |
747 | 742 | 747 | 742 | B-747-200B | Boeing 747-200B |
747 | 744 | 747 | 744 | B-747-400 | Boeing 747-400 |
74F | 74U | 74Ф | 74У | B-747-300F | Boeing 747-300F |
74F | 74B | 74Ф | 74Б | B-747-400 LCF | Boeing 747-400 LCF Dreamlifter |
74F | 74X | 74Ф | 74Ь | B-747-200F | Boeing 747-200F |
74F | 74T | 74Ф | 74Т | B-747-100SF | Boeing 747-100SF |
74F | 74Y | 74Ф | 74Ы | B-747-400ER F | Boeing 747-400ER F |
74F | 74Y | 74Ф | 74Ы | B-747-400F | Boeing 747-400F |
74F | 74V | 74Ф | 74Ж | B-747-300F SR | Boeing 747-300F SR |
74F | 74N | 74Ф | 74Н | B-747-8F | Boeing 747-8F |
74M | 74C | 74М | 74Ц | B-747-200C | Boeing 747-200C |
74M | 74D | 74М | 74Д | B-747-300M Combi | Boeing 747-300M Combi |
74M | 74E | 74М | 74Е | B-747-400M Combi | Boeing 747-400M Combi |
757 | 753 | 757 | 753 | B-757-300 | Boeing 757-300 |
757 | 752 | 757 | 752 | B-757-200 | Boeing 757-200 |
75F | 75F | 75Ф | 75Ф | B-757-200PF | Boeing 757-200PF |
767 | 763 | 767 | 763 | B-767-300 | Boeing 767-300 |
767 | 764 | 767 | 764 | B-767-400ER | Boeing 767-400ER |
767 | 762 | 767 | 762 | B-767-200 | Boeing 767-200 |
767 | 763 | 767 | 763 | B-767-300ER | Boeing 767-300ER |
767 | 762 | 767 | 762 | B-767-200ER | Boeing 767-200ER |
76F | 76Y | 76Ф | 76Ы | B-767-300F | Boeing 767-300F |
777 | 772 | 777 | 772 | B-777-200ER | Boeing 777-200ER |
777 | 77L | 777 | 77Л | B-777-200LR | Boeing 777-200LR Worldliner |
777 | 77W | 777 | 77В | B-777-300ER | Boeing 777-300ER |
777 | 773 | 777 | 773 | B-777-300 | Boeing 777-300 |
777 | 772 | 777 | 772 | B-777-200 | Boeing 777-200 |
77F | 77X | 77Ф | 77Ь | B-777-200F | Boeing 777-200F |
787 | 788 | 787 | 788 | B-787-8 Dreamliner | Boeing 787-8 Dreamliner |
787 | 789 | 787 | 789 | B-787-9 Dreamliner | Boeing 787-9 Dreamliner |
A28 | A28 | АН8 | АН8 | Ан-28 | Антонов Ан-28 |
A38 | A38 | А38 | А38 | Ан-38 | Антонов Ан-38-100 |
A40 | A40 | А40 | А40 | Ан-140 | Антонов Ан-140-100 |
A4F | A4F | АНР | АНР | Ан-124-100 Руслан | Антонов Ан-124-100 Руслан |
A58 | A58 | А58 | А58 | Ан-158 | Антонов Ан-158 |
A5F | A5F | АНМ | АНМ | Ан-225 Мрия | Антонов Ан-225 Мрия |
A81 | A81 | А81 | А81 | Ан-148 | Антонов Ан-148Е |
AB3 | AB4 | АБ3 | АБ4 | A-300 | Airbus A300 B4-200 |
AB3 | AB6 | АБ3 | АБ6 | A-300-600R | Airbus A300-600R |
ABF | ABB | АБФ | АББ | A-300-600ST Beluga | Airbus A300-600ST Beluga |
AGH | AGH | АГХ | АГХ | AW109 Grand | AgustaWestland AW109 Grand |
AGH | AGH | АГХ | АГХ | AW109 Power | AgustaWestland AW109 Power |
AN4 | АН4 | А4В | Ан-24РВ | Антонов Ан-24РВ | |
AN4 | АН4 | А4Б | Ан-24Б | Антонов Ан-24Б | |
AN6 | A26 | АН6 | А26 | Ан-26 | Антонов Ан-26Б |
AN6 | A32 | АН6 | А32 | Ан-32 | Антонов Ан-32Б |
AN6 | A30 | АН6 | А30 | Ан-30 | Антонов Ан-30 |
AN7 | AN7 | А72 | А72 | Ан-72 | Антонов Ан-72 |
AN7 | А74 | А74 | Ан-74 | Антонов Ан-74ТК-200 | |
ANF | АНФ | А1К | Ан-12БК | Антонов Ан-12БК | |
ATR | AT4 | АТР | АТ4 | ATR 42-300/320 | ATR 42-300/320 |
ATR | AT7 | АТР | АТ7 | ATR 72-200/210 | ATR 72-200/210 |
ATR | АТР | ATR 72-600 | ATR 72-600 | ||
ATR | АТР | ATR 72-500 | ATR 72-500 | ||
ATR | ATD | АТР | АТД | ATR 42-400 | ATR 42-400 |
ATR | AT5 | АТР | АТ5 | ATR 42-500 | ATR 42-500 |
ATR | АТР | ATR 42-600 | ATR 42-600 | ||
AW8 | AW8 | АВ8 | АВ8 | AW189 | AgustaWestland AW189 |
AWH | AWH | АВХ | АВХ | AW139 | AgustaWestland AW139 |
BE2 | Baron G58 | Beechcraft Baron G58 | |||
BE4 | BE4 | БДЖ | БДЖ | Hawker 400XP | Hawker 400XP |
BEC | BET | БЕК | Б35 | King Air 350 | Beechcraft King Air 350 |
BEC | БЕК | Б9Л | King Air C90 | Beechcraft King Air C90GTx | |
BEC | БЕК | Б20 | King Air 250 | Beechcraft King Air 250 | |
BEC | BEP | БЕК | Б36 | Bonanza G36 | Beechcraft Bonanza G36 |
Bh3 | Bell-206B3 | Bell 206 B3 Jet Ranger III | |||
Bh3 | БЕЛ | БЛЛ | Bell-206L4 | Bell 206 L4 LongRanger IV | |
Bh3 | БЕЛ | БЛН | Bell-407 | Bell 407 | |
Bh3 | БЕЛ | Б43 | Bell-430 | Bell 430 | |
CCJ | CCJ | Ц60 | Ц60 | Challenger 600 | Challenger 605 |
CCX | БД7 | БДГ | Global 5000 | Global 5000 | |
CCX | CCX | БД7 | БД7 | Global Express | Global Express |
CCX | БД7 | БГ6 | Global 6000 | Global 6000 | |
CN7 | CN7 | ЦН7 | ЦН7 | Cessna 750 X+ | Cessna 750 Citation X+ |
CNA | ЦНА | Cessna TTx | Cessna TTx Model T240 | ||
CNA | ЦНА | Ц06 | Cessna 206 Stationair | Cessna 206H Stationair | |
CNA | Ц28 | Ц28 | Cessna 208B Grand Caravan | Cessna 208B Grand Caravan | |
CNA | ЦНА | Ц17 | Cessna 172 Skyhawk | Cessna 172S Skyhawk SP | |
CNA | ЦНА | Ц18 | Cessna 182 Skylane | Cessna 182 Skylane | |
CNA | Ц28 | Ц28 | Cessna 208 Caravan | Cessna 208 Caravan 675 | |
CNJ | ЦНЙ | Ц2Б | Cessna 525B CJ3 | Cessna 525B Citation CJ3 | |
CNJ | ЦНЙ | Ц52 | Cessna 525A CJ2 | Cessna 525A Citation CJ2+ | |
CNJ | CJM | ЦНЙ | Ц51 | Cessna 510 Mustang | Cessna 510 Citation Mustang |
CNJ | CJ8 | ЦНЙ | С68 | Cessna 680 Sovereign | Cessna 680 Citation Sovereign |
CNJ | CJ6 | ЦНЙ | С65 | Cessna 650 Citation III | Cessna 650 Citation III |
CNJ | CJL | ЦНЙ | С6Э | Cessna 560 XLS+ | Cessna 560 Citation XLS+ |
CNJ | CJ5 | ЦНЙ | С60 | Cessna 560 Encore+ | Cessna 560 Citation Encore+ |
CNJ | CJ2 | ЦНЙ | С50 | Cessna 550 Bravo | Cessna 550 Citation Bravo |
CNJ | ЦНЙ | С25 | Cessna 525 CJ1 | Cessna 525 CitationJet CJ1 | |
CNJ | ЦНЙ | Cessna 525C CJ4 | Cessna 525C Citation CJ4 | ||
CRJ | CR7 | ЦРЙ | ЦР7 | CRJ-700 (Challenger 870) | Canadair Regional Jet 700 ER |
CRJ | CRK | ЦРЙ | ЦРК | CRJ-1000 | Canadair Regional Jet 1000 ER |
CRJ | CR1 | ЦРЙ | ЦР1 | CRJ-100 | Canadair Regional Jet 100 ER |
CRJ | CRA | ЦРЙ | ЦРА | CRJ-705 | Canadair Regional Jet 705 ER |
CRJ | CR9 | ЦРЙ | ЦР9 | CRJ-900 (Challenger 890) | Canadair Regional Jet 900 ER |
CRJ | CR2 | ЦРЙ | ЦР2 | CRJ-200 (Challenger 800/850) | Canadair Regional Jet 200 ER |
D1F | D1Y | Д1Ф | Д1Ы | DC-10-30/40F | McDonnell Douglas DC-10-30/40F |
DFL | ДФЛ | ДФ1 | Falcon 10 | Dassault Falcon 10 | |
DFL | ДФЛ | Д50 | Falcon 50 | Dassault Falcon 50EX | |
DFL | ДФЛ | ДФ9 | Falcon 900 | Dassault Falcon 900EX | |
DFL | ДФЛ | Д2Т | Falcon 2000 | Dassault Falcon 2000LX | |
DFL | ДФЛ | Д20 | Falcon 20 | Dassault Falcon 20F | |
DFL | ДФЛ | ДФ7 | Falcon 7X | Dassault Falcon 7X | |
DH8 | Dh5 | ДХ8 | ДХ4 | DHC-8-400 (Dash 8 Q400) | Bombardier Dash 8 Q400 |
DH8 | Dh3 | ДХ8 | ДХ2 | DHC-8-200 (Dash 8 Q200) | Bombardier Dash 8 Q200 |
DH8 | Dh2 | ДХ8 | ДХ1 | DHC-8-100 | Bombardier Dash 8-100 |
DH8 | Dh4 | ДХ8 | ДХ3 | DHC-8-300 (Dash 8 Q300) | Bombardier Dash 8 Q300 |
DHT | DHT | ДХТ | ДХТ | DHC-6 Twin Otter | DHC-6-400 Twin Otter |
EC3 | EC3 | Е30 | Е30 | EC130 T2 Ecureuil | Eurocopter EC130 T2 Ecureuil |
EC7 | ЕЦ7 | EC175 | Eurocopter EC175 | ||
EM2 | EM2 | ЕМ2 | ЕМ2 | EMB-120ER | Embraer EMB-120ER Brasilia Adv. |
EMJ | E70 | ЕМЙ | Е70 | Embraer-170LR | Embraer-170LR |
EMJ | E95 | ЕМЙ | Е95 | Lineage 1000 (ERJ-190BJ) | Embraer Lineage 1000 |
EMJ | E90 | ЕМЙ | Е90 | Embraer-190LR | Embraer-190LR |
EMJ | E75 | ЕМЙ | Е75 | Embraer-175LR | Embraer-175LR |
EMJ | E95 | ЕМЙ | Е95 | Embraer-195LR | Embraer-195LR |
EML | EM4 | ЕМЛ | ЕМ4 | Legacy 450 | Embraer Legacy 450 |
EML | EM5 | ЕМЛ | ЕМ5 | Legacy 500 | Embraer Legacy 500 |
ERJ | ER4 | ЕРЙ | ЕР4 | ERJ-145XR | Embraer ERJ-145XR |
ERJ | ЕРЙ | Legacy 650 (ERJ-135BJ) | Embraer Legacy 650 | ||
ERJ | ER4 | ЕРЙ | ЕР4 | ERJ-145 | Embraer ERJ-145LR |
ERJ | ER3 | ЕРЙ | ЕР3 | ERJ-135 | Embraer ERJ-135LR |
ERJ | ERD | ЕРЙ | ЕРД | ERJ-140 | Embraer ERJ-140LR |
ERJ | ЕРЙ | Legacy 600 (ERJ-135BJ) | Embraer Legacy 600 | ||
F27 | F27 | Ф27 | Ф27 | F27 Frendship | Fokker F27-500 Friendship |
F50 | F50 | Ф50 | Ф50 | Fokker-50 | Fokker 50 |
F70 | F70 | Ф70 | Ф70 | Fokker-70 | Fokker 70 |
GR1 | GR1 | Г15 | Г15 | G-150 | Gulfstream G150 |
GR2 | GR2 | Г20 | Г20 | G-200 Galaxy | Gulfstream G200 Galaxy |
GR3 | GR3 | Г28 | Г28 | G-280 | Gulfstream G280 |
GRJ | ГРЙ | ГР4 | Gulfstream IV | Gulfstream IV | |
GRJ | ГРЙ | ГР5 | Gulfstream V | Gulfstream V | |
GRJ | ГРЙ | G-300 | Gulfstream G300 | ||
GRJ | ГРЙ | G-350 | Gulfstream G350 | ||
GRJ | ГРЙ | G-400 | Gulfstream G400 | ||
GRJ | ГРЙ | ГР3 | Gulfstream III | Gulfstream III | |
GRJ | ГРЙ | G-500 | Gulfstream G500 | ||
GRJ | ГРЙ | ГР2 | Gulfstream II | Gulfstream II | |
GRJ | ГРЙ | Г55 | G-550 (V SP) | Gulfstream G550 | |
GRJ | Г65 | Г65 | G-650 | Gulfstream G650 | |
GRJ | ГРЙ | Г45 | G-450 | Gulfstream G450 | |
HBA | h39 | ХБА | Х90 | Hawker 900XP | Hawker 900XP |
HBA | ХБА | Х75 | Hawker 750 | Hawker 750 | |
HBA | ХБА | Х80 | Hawker 800XP (BAe-125-800) | Hawker 800XP | |
HBA | h38 | ХБА | Х85 | Hawker 850XP | Hawker 850XP |
HBA | h34 | ХБА | Х4Т | Hawker 4000 | Hawker 4000 |
I14 | I14 | И14 | И14 | Ил-114 | Ильюшин Ил-114-100 |
I9F | I9F | И9Ф | И9Ф | Ил-96-400Т | Ильюшин Ил-96-400Т |
IL6 | ИЛ6 | И6М | Ил-62М | Ильюшин Ил-62М | |
IL7 | ИЛ7 | ИЛД | Ил-76ТД-90 | Ильюшин Ил-76ТД-90 | |
IL7 | ИЛ7 | ИЛТ | Ил-76Т | Ильюшин Ил-76Т | |
IL7 | ИЛ7 | И7Ф | Ил-76МФ | Ильюшин Ил-76МФ | |
IL7 | ИЛ7 | И7Д | Ил-76МД | Ильюшин Ил-76МД | |
IL7 | ИЛ7 | ИЛД | Ил-76ТД | Ильюшин Ил-76ТД | |
IL9 | IL9 | ИЛ9 | ИЛ9 | Ил-96-300 | Ильюшин Ил-96-300 |
ILW | ILW | ИЛВ | ИЛВ | Ил-86 | Ильюшин Ил-86 |
L4T | Л4Т | Л4Е | L-410 | L-410UVP-E20 | |
LRJ | ЛРЙ | Л40 | Learjet 40 | Bombardier Learjet 40XR | |
LRJ | ЛРЙ | Л60 | Learjet 60 | Bombardier Learjet 60XR | |
LRJ | ЛРЙ | Л45 | Learjet 45 | Bombardier Learjet 45XR | |
M1F | M1F | М1Ф | М1Ф | MD-11F | McDonnell Douglas MD-11 F |
M80 | M83 | М80 | М83 | MD-83 | McDonnell Douglas MD-83 |
M80 | M88 | М80 | М88 | MD-88 | McDonnell Douglas MD-88 |
M80 | M87 | М80 | М87 | MD-87 | McDonnell Douglas MD-87 |
M80 | M81 | М80 | М81 | MD-81 | McDonnell Douglas MD-81 |
M80 | M82 | М80 | М82 | MD-82 | McDonnell Douglas MD-82 |
M90 | M90 | М90 | М90 | MD-90 | McDonnell Douglas MD-90 |
MBH | MBH | МБХ | МБХ | BO105 | MBB Bo. 105 |
MD9 | MD9 | МД9 | МД9 | MD 902 Explorer | MD Helicopters MD 902 Explorer |
MIH | МИ8 | М8М | Ми-8/17 | Миль Ми-8МТВ-1 (Ми-172) | |
NDE | NDE | НДЕ | НДЕ | AS350 B3 Ecureuil | Aerospatiale AS350 B3 Ecureuil |
NDE | NDE | НДЕ | НДБ | AS350 B2 Ecureuil | Aerospatiale AS350 B2 Ecureuil |
NDH | NDH | НДХ | НДХ | AS365 N3 Dauphin | Aerospatiale AS365 N3 Dauphin |
PL2 | PL2 | ПЛ2 | ПЛ2 | Pilatus PC-12 | Pilatus PC-12/47Е |
PL6 | PL6 | ПЛ6 | ПЛ6 | Pilatus PC-6 | Pilatus PC-6/B2-h3 Turbo Porter |
S20 | S20 | С20 | С20 | SAAB-2000 | SAAB 2000 |
S76 | S76 | С76 | С76 | S-76 | Sikorsky S-76D |
SF3 | SFB | СФ3 | СФБ | SAAB-340B | SAAB 340B |
SU1 | SU1 | СУ1 | СУ1 | SSJ-100 | Сухой Суперджет 100 |
T20 | Т20 | Т21 | Ту-204-100 | Туполев Ту-204-100 | |
T20 | Т20 | Т23 | Ту-204-300 | Туполев Ту-204-300 | |
T20 | Т24 | Т24 | Ту-214 | Туполев-214 | |
T34 | T34 | Т34 | Т34 | Ту-334 | Туполев Ту-334-100 |
TU3 | ТУ3 | ТУБ | Ту-134 | Туполев Ту-134Б-3 | |
TU5 | ТУ5 | Т5М | Ту-154Б-2 | Туполев Ту-134Б-2 | |
TU5 | ТУ5 | Т52 | Ту-154 | Туполев Ту-154М | |
YK2 | ЯК2 | ЯКД | Як-42Д | Яковлев Як-42Д | |
YK4 | YK4 | ЯК4 | ЯК4 | Як-40 | Яковлев Як-40 |
YN2 | ЫН2 | Y-12 | Harbin Yunshuji Y-12 II |
10 самолетов-гигантов – Мир Знаний
Транспорт
«Воздушная мощь – путь к победе» – так афористично называлась книга, написанная русским асом, конструктором и советником президента США Александром Прокофьевым-Северским. А что может быть более ярким воплощением воздушной мощи, нежели огромные самолеты? Правда, критерии понятия «воздушный гигант» меняются, но для своего времени эти машины действительно были самолетами-символами. А некоторые остаются таковыми и сегодня.
Воздушный корабль «Илья Муромец»
Самый большой бомбардировщик кануна и начала Первой мировой войны. Официально его называли «воздушным кораблем», а имя былинного богатыря закрепилось благодаря прессе.
Производился на Русско-Балтийском вагонном заводе (Руссобалте).
В декабре 1913 года в воздух поднялась первая машина с 16 сотрудниками на борту и собачкой Шкаликом. На второй машине в июне 1914 года конструктор Игорь Сикорский совершил рекордный перелет Москва – Киев.
С началом Первой мировой войны была создана Эскадра воздушных кораблей (ЭВК), которую возглавил глава Руссобалта Михаил Шидловский. Действуя против немцев и австрийцев, «Муромцы» осуществляли бомбардировки, которые оказывали на противника ошеломляющее впечатление. Ничего похожего на эти самолеты у других воюющих сторон в начале войны не было.
В ходе боевых действий погибли два «корабля»;-один был сбит 12 сентября 1916 году в бою с четырьмя немецкими истребителями, другой разбился в апреле 1917 года из-за диверсии, устроенной не желавшими воевать солдатами.
Всего было выпущено около 80 самолетов пяти основных модификаций. Несколько машин использовались красными и до 1923 года продолжали службу в качестве транспортников.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 18,2 м
- Размах крыльев – 31,1 м
- Масса пустого самолета – 4,8 т
- Масса загруженного самолета – 7,5 т
- Продолжительность полета – 4,4 ч
- Двигатели – 4 «Рено» по 220 л. с.
- Экипаж – 6-8 человек
- Вооружение – до 8 пулеметов, до 1,5 т бомб
Zeppelin Staaken R .VI
Самый большой самолет Первой мировой войны производился с 1916 года компанией «Флюйгцойгверт» и представлял своего рода ответ русскому «муромцу».
Глава фирмы граф Фердинанд фон Цеппелин прославился как конструктор дирижаблей, получивших в Германии его имя, но для создания этого гиганта привлек лучших авиационных инженеров Эрнста Хейнкеля, Клауса Дорнье, Гельмута Хирта и Адольфа Рорбаха.
В 1916 году две первые машины-прототипа использовались на Восточном фронте для бомбардировки железнодорожных станций и скоплений войск противника. Там же экипажи «цеппелинов» «познакомились» с русскими зенитчиками. При налете на военный лагерь в Кемери один самолет получил три шрапнельных попадания в крылья, но пилоты сумели привести поврежденную машину на аэродром. Так впервые проявилась высокая боевая живучесть этих бомбардировщиков. Однако их летные качества оставляли желать лучшего, и в 1917 году была создана модификация RVI. Из 18 машин серии 16 действовали на Западном фронте, отметившись участием в бомбардировках Лондона; 4 из них были сбиты в боях, а 8 разбились при ночных посадках на своих аэродромах.
После поражения в Первой мировой войне Германия лишилась права иметь собственные ВВС но один RVI использовался в качестве почтового самолета и в 1919 году разбился над Польшей.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 22,1 м
- Размах крыльев – 42,2 м
- Масса пустого самолета – 7,6 т
- Масса загруженного самолета -11,4 т
- Потолок высоты – 3800 м
- Двигатели – 4 «Мерседес» DIVa по 260 л. с.
- Экипаж – 7-10 человек
- Вооружение – до 5-6 пулеметов «палабеллум», до 2 т бомб
Messerschmitt Me.323 Gigant
Самый большой сухопутный грузовой самолет Второй мировой войны был построен на базе тяжелого военного планера Ме.321 Gigant с использованием двигателей французской фирмы «Gnome-Rhone». Немцы называли его «тряпичным», хотя, будучи обшит полотном и фанерой, он оказался не более пожароопасным, чем его металлические собратья.
Всего с лета 1942-го до начала 1944 года был выпущен 201 самолет. Использовались они в основном для снабжения окруженных в Сталинграде и других «котлах» Восточного фронта, а также войск в Северной Африке. При этом из-за своей тихоходности и огромных размеров эти самолеты несли большие потери от вражеских истребителей.
Летом 1943 года всего за три дня (26-28 июля) шесть «Гигантов» вместе с другими транспортными самолетами смогли перебросить с французской базы Истр в окрестности Рима 2-ю парашютно-десантную дивизию, которая осуществила операцию по захвату Вечного города.
Большая часть потерь Ме.323 пришлась на Западный фронт, где погибли 83 машины; 25 из них сбили истребители союзников.
В Ме.323 оказались реализованы многие новации, характерные для транспортников следующих поколений: широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколесное шасси.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 28,5 м
- Высота – 9,6 м
- Максимальная взлетная масса – 43 т
- Масса полезной нагрузки -11т
- Практическая дальность – 800 км
- Потолок высоты – 4700 м
- Двигатели – 6 радиальных «Gnome-Rhone» по 950 л. с
Boeing B-29 Superfortress («Суперкрепость»)
Самый мощный стратегический бомбардировщик Второй мировой войны начал разрабатываться в Соединенных Штатах в 1941 году для осуществления массированных бомбовых ударов по промышленным центрам противника. Главным конструктором самолета был болгарин Асен Йорданов.
Американцы использовали «суперкрепости» с 1944 года исключительно для борьбы с японцами. В 1944 году три самолета, получив повреждения, приземлились на территории СССР и были интернированы. Бюро Туполева добросовестно их скопировало, и с 1947 года Советская армия получала дальний
В-29 имел три кабины: переднюю для пилотов и штурманов, среднюю для стрелков и заднюю для стрелка хвостовой пулеметной установки. Самую громкую, хотя и неоднозначную известность снискали самолеты Enoia Gay и Bockscar, сбросившие 6 и 9 августа 1945 года атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Самым боевым считался Command Decision, стрелки которого сбили во время Корейской войны пять советских МиГ-15. В этой войне американцы, по официальным данным, потеряли 16 «суперкрепостей», по данным советской стороны-69.
Всего было выпущено 3970 машин этого типа. Последняя из них, Fifi, прослужила до 2006 года.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 30,18 м
- Размах крыла – 43,04 м
- Высота – 8,47 м
- Максимальная взлетная масса – 63,5 т
- Практический потолок – 12 070 м
- Практическая дальность – 6380 км
- Максимальная скорость – 604 км/ч
- Двигатели – 4 двигателя по 2200 л. с.
- Максимальная бомбовая нагрузка – 9 т
- Вооружение -12 пулеметов
Convair B-36 Peacemaker («Миротворец»)
Первый межконтинентальный стратегический бомбардировщик является рекордсменом по размаху крыла. Его разработка началась в 1941 году с прицелом на возможность межконтинентальных перелетов и бомбардировок Германии прямо с территории Соединенных Штатов.
Достичь соответствующих показателей по дальности удалось как раз к началу холодной войны, что превратило В-36 в основной самолет стратегических ядерных сил НАТО. Однако этот триумф был не слишком долгим. К числу слабых мест относилась двигательная система, включавшая 6 винтовых и 4 реактивных двигателя, сформулированная как «шесть крутятся, а четыре горят».
Шутники переделали ее в «два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а еще два куда-то делись». Скандальный эпизод произошел 22 мая 1957 года, когда из летящего «Миротворца» вывалилась термоядерная бомба, упавшая в полукилометре от склада с ядерными боеприпасами. Взрыва и апокалипсиса не произошло по чистой случайности.В боевых действиях В-36 не участвовал, но неплохо зарекомендовал себя в качестве самолета-шпиона.
В 1959 году был снят с вооружения.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 49,4 м
- Размах крыла – 70,1 м
- Высота – 14,25 м
- Максимальная взлетная масса – 190 т
- Практический потолок – 15 000 м
- Практическая дальность – 11 000 км
- Максимальная скорость – 685 км/ч
- Двигатели – 6 поршневых по 3800, л. с. и 4 турбореактивных по 23 кН
- Максимальная бомбовая нагрузка – 39 т
- Вооружение -16 пушек (20 мм)
- Экипаж – 5 человек
Ту-95 (по классификации НАТО – Bear – «Медведь»)
Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик стал символом холодной войны, и, пройдя через множество модификаций, до сих пор считается основой воздушной мощи России.
Изначально предназначался для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
Создавался с 1951 года в конструкторском бюро Туполева группой Н.Е. Базенкова. На вооружение Советской армии поступил в 1956 году.
Этими машинами были укомплектованы две авиационные дивизии (106-я и 79-я), отвечавшие за северное (вплоть до Арктики) и южное (до Индийского океана) направления. Несколько самолетов постоянно находились на боевом дежурстве. Периодически осуществлялись прощупывания системы ПВО НАТО. В 1960-х годах это дважды приводило к столкновениям с истребителями потенциального противника, что закончилось гибелью британского истребителя Lightning и американского Fantom F-4.
В Российской Федерации новейшей модификацией Ту-95 МС укомплектованы две дивизии 37-й Воздушной армии авиации стратегического назначения.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 49,09 м
- Размах крыла – 50,04 м
- Масса пустого самолета – 98,5 т
- Максимальная взлетная масса – 185 т
- Практический потолок – 10 500 м
- Практическая дальность – 10 500 км
- Максимальная скорость – 830 км/ч
- Двигатели-4 двигателя НК-12 по 15 000 л. с.
- Защитное вооружение – две пушки АМ-23 или ГШ-23
Boeing B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость»)
Является преемником В-36 в качестве основного стратегического бомбардировщика стран НАТО, а также рекордсменом по сроку службы. С учетом запланированных модернизаций, эту роль он будет нести как минимум до 2040 года.
Изначально В-52 разрабатывался под конкретную задачу – возможность доставки в любую точку СССР двух термоядерных бомб. На вооружение армии США поступил в марте 1956 года. 21 мая того же года с этого самолета в ходе испытаний на атолле Бикини была сброшена первая в мире водородная бомба.
В-52 принадлежит несколько рекордов по дальности полетов с дозаправкой в воздухе и без таковой. Последний из них был установлен 15 декабря 2006 года, когда «Стратосферная крепость» совершила полет продолжительностью 7 часов с питанием двигателей синтетическим топливом.
Этот бомбардировщик отметился в войнах во Вьетнаме (1965-1973), Персидском заливе (1991, 1996, 1998, с 2003-го), Югославии (1999), Афганистане (с 2001).
Тактико-технические характеристики:
- Длина-49,05 м
- Размах крыла – 56,39 м
- Масса пустого самолета – 83,25 т
- Максимальная взлетная масса – 120 т
- Практический потолок – 17 765 м
- Перегоночная дальность – 16 090 км
- Максимальная скорость на большой высоте – 937 км/ч
- Двигатели – 8 двигателей Pratt and Withney общей мощностью 75,6 кН
- Защитное вооружение – автоматическая шестиствольная пушка М-61 (20 мм) в хвосте ствола (в 1994 году демонтирована)
- Бомбовое вооружение – до 31,5 т
Lockheed С – 5 Galaxy
До 1982 года являлся крупнейшим в мире серийным грузовым самолетом.
К его созданию фирма «Локхид» приступила в 1966 году. Военно-транспортное авиационное командование США закупало Galaxy еще до завершения их испытаний (с 1971-го), что объяснялось проблемами со снабжением сражавшихся во Вьетнаме американских частей.
Конструкция С-5 представляет собой двухпалубный моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. На верхней палубе находятся кабина экипажа с салоном на 15 человек для отдыха лиц, сопровождающих грузы и технику, а также кабина на 75 человек. Еще 270 человек при необходимости могут разместиться в расположенной между двумя палубами грузовой кабине.
Самая крупная катастрофа с машиной этого типа произошла 4 апреля 1975 года при эвакуации семей сторонников американцев из Сайгона. Получив попадание ракетой с земли, С-5 совершил вынужденную посадку на рисовом поле. Из 382 человек, находившихся на борту, погибли 172 (в основном дети).
Выпуск «Гэлэкси» производился до 1989 года. В общей сложности были построены 131 самолет двух модификаций – А (81 штук) и В (50 штук).
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 75,54 м
- Высота – 19,85 м
- Размах крыла – 67,88 м
- Масса пустого самолета – 169,6 т
- Максимальная взлетная масса – 379,6 т
- Практический потолок – 10 895 м
- Практическая дальность – 10 411 км
- Максимальная скорость – 919 км/ч
- Двигатели – 4 двигателя General Electric по 222 кН
- Масса полезного груза – 118,3 т
- Экипаж – 5 человек
Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО – Condor – «Кондор»)
Самый большой из находящихся в данное время в эксплуатации военных самолетов. Изначально проектировался для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет в ОКБ им. O.K. Антонова (группой В.И. Толмачева). Первый испытательный полет прошел 24 декабря 1982 года в Киеве. В качестве транспортного средства «Руслан» превзошел самые смелые ожидания и стал использоваться для масштабных перевозок десантов и боевой техники.
На вооружение Советской армии Ан-24 начал поступать в 1987 году. В общей сложности было произведено 56 машин. 25 из них находятся на вооружении ВВС России; остальные принадлежат двум российским и одной украинской авиатранспортным компаниям.
В октябре 1997 года был установлен рекорд по массе перевезенного коммерческого груза. Из Парижа в Доху доставили химреактор весом 125 т, а общий вес груза составил 140 т.
С 2006 года российские и украинские бизнесмены при активном участии правительств своих стран пытались возобновить производство Ан-124, но последние события на Украине делают реализацию этого проекта практически нереальной.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 69,1 м
- Высота – 21,08 м
- Размах крыла – 73,3 м
- Масса пустого самолета – 178,4 т
- Грузоподъемность -120 т
- Максимальная взлетная масса – 392 т
- Практический потолок – 11 600 м
- Практическая дальность – 4800 км с максимальным грузом
- Максимальная скорость – 865 км/ч
- Двигатели – 4 двигателя ТРДД Д-18Д по 229,85 кН
- Экипаж – 8 человек
- Количество пассажиров – 28 человек
Ту-160
Этот бомбардировщик является самым крупным и мощным в истории сверхзвуковым самолетом, а также самым тяжелым из боевых самолетов.
Разрабатывался с начала 1970-х годов в конструкторском бюро Сухого как симметричный ответ на создававшийся в этот же период американцами сверхзвуковой бомбардировщик В-1.
Первый полет Ту-160 состоялся в 1981 году, а серийный выпуск начался в 1984-м. В 1992 году производство было приостановлено президентом Борисом Ельциным в качестве своего рода жеста доброй воли, призванного убедить американцев отказаться от выпуска В-2. Жест не оценили, и с 2000 года на вооружение ВВС России стали поступать новые самолеты Ту-160, кроме того, проводится модернизация уже имеющихся бомбардировщиков. В 1999 году 8 машин Украина передала России в счет уплаты долга по газу.
10 июня 2010 года два бомбардировщика Ту-160 установили рекорд полета на максимальную дальность, составивший 18 тысяч километров за 24 часа 24 минуты.
В 2013 году на вооружении ВВС России находилось 16 самолетов Ту-160.
Тактико-технические характеристики:
- Длина – 54,1 м
- Высота – 13,1 м
- Размах крыла – 55,7 м
- Масса пустого самолета -110 т
- Максимальная взлетная масса – 275 т
- Практический потолок – 21 000 м
- Практическая дальность – 12 300 км
- Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч
- Двигатели- 4 двигателя ТРДДФ НК-32 по 229,85 кН
- Вооружение как носителя – крылатые ракеты Х-55 СМ
- Экипаж – 4 человека
Серийные номера ADF — Freighter
Серийные номера ADF — Freighter ADF-SERIALS РАФ A81 Bristol Freighter Mk. 21 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Bristol Freighter Галерея изображений | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Авторами этой страницы являются Даррен Крик и Брендан Коуэн Источник: Национальный архив, карта статуса RAAF, Веб-сайт музея RAAF, CASA Aircraft Records. Электронная почта: Грэм Эдвардс, Дерек Кинг, Том МакГи, Тони Линфорд, Кевин Смит. Обновлено
23 ноября 2018 г. | |||||||||||||||||||||||||||
Это
наша политика показывать только исторические события, без текущих
оперативная информация будет отображаться на этом
Веб-сайт. |
Air Koryo — национальная авиакомпания Северной Кореи
Air Koryo — единственная авиакомпания Северной Кореи, имеющая более чем 50-летний опыт полетов. В настоящее время Air Koryo выполняет международные регулярные рейсы между Пхеньяном, Китаем (Пекин, Шэньян и Шанхай) и Россией (Владивосток). В прошлом выполнялись регулярные рейсы между Таиландом (Бангкок), Макао и Кувейтом, а также чартерные рейсы в Малайзию (Куала-Лумпур), Сингапур и несколько других стран. Air Koryo также выполняет внутренние рейсы на гору Пэкту (Самчжиён), гору Чилбо (Оранг), Синыйджу (Уйджи), Хамхын (Сондок) и Вонсан (Кальма). См. расписание рейсов Air Koryo ниже. Внизу этой страницы вы найдете правила и условия Air Koryo, ограничения на провоз багажа и информацию об обслуживании на борту.
** ОБНОВЛЕНИЕ (5 мая 2018 г.): «Пхеньянское время» отменено. КНДР вернулась к GMT+9. Все расписания ниже были обновлены, чтобы отразить это.
** ОБНОВЛЕНИЕ (8 августа 2019 г.): Расписание рейсов между Шанхаем (PVG) и Пхеньяном (FNJ) незначительно изменено. Расписание ниже было обновлено, чтобы отразить это.
Пекин, Китай – Пхеньян
Рейсы в понедельник/четверг/пятницу выполняются только сезонно:
**Пятничные рейсы в Пекин и из Пекина будут выполняться с июля по октябрь.
**По понедельникам рейсы в Пекин и из Пекина будут выполняться с апреля по октябрь.
** Рейсы по четвергам в Пекин и из Пекина часто отменяются в декабре и январе.
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Понедельник** | Эйр Корио | ДЖС152 | 1200 | 1500 | А81 |
Эйр Чайна | СА121 | 1345 | 1650 | ||
вторник | Эйр Корио | ДЖС152 | 1305 | 1605 | ТУ204 |
Четверг** | Эйр Корио | ДЖС252 | 1400 | 1700 | ТУ204 |
Пятница** | Эйр Корио | ДЖС152 | 1200 | 1500 | А81 |
Эйр Чайна | СА121 | 1320 | 1650 | ||
Суббота | Эйр Корио | ДЖС152 | 1305 | 1605 | ТУ204 |
Пхеньян – Пекин, Китай
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Понедельник** | Эйр Корио | ДЖС151 | 0900 | 1000 | А81 |
Эйр Чайна | СА122 | 1750 | 1805 | ||
вторник | Эйр Корио | ДЖС151 | 0850 | 0950 | ТУ204 |
Четверг** | Эйр Корио | ДЖС251 | 1035 | 1135 | ТУ204 |
Пятница** | Эйр Корио | ДЖС151 | 0900 | 1000 | А81 |
Суббота | Эйр Корио | ДЖС151 | 0850 | 0950 | ТУ204 |
Шэньян, Китай – Пхеньян
Рейсы в Шэньян и обратно часто не выполняются в декабре и январе.
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Среда | Эйр Корио | ДЖС156 | 1410 | 1620 | А81 |
Суббота | Эйр Корио | ДЖС156 | 1355 | 1600 | А81 |
Пхеньян – Шэньян, Китай
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Среда | Эйр Корио | ДЖС155 | 1200 | 1210 | А81 |
Суббота | Эйр Корио | ДЖС155 | 1150 | 1200 | А81 |
Владивосток, Россия – Пхеньян
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Понедельник | Эйр Корио | ДЖС272 | 1230 | 1250 | ТУ204 |
Пятница | Эйр Корио | ДЖС272 | 1245 | 1305 | ТУ204 |
Пхеньян – Владивосток, Россия
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Понедельник | Эйр Корио | ДЖС271 | 0830 | 1100 | ТУ204 |
Пятница | Эйр Корио | ДЖС271 | 0830 | 1100 | ТУ204 |
Шанхай ПВГ – Пхеньян
Рейсы в Шанхай и из него обычно выполняются только с апреля по август.
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Воскресенье | Эйр Корио | ДЖС158 | 2235 | 0155 (+1 день) | ТУ204 |
Четверг | Эйр Корио | ДЖС158 | 2235 | 0155 (+1 день) | ТУ204 |
Пхеньян – Шанхай PVG
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Самолет Тип |
---|---|---|---|---|---|
Воскресенье | Эйр Корио | ДЖС157 | 1955 | 2135 | ТУ204 |
Четверг | Эйр Корио | ДЖС157 | 1955 | 2135 | ТУ204 |
Гуанчжоу CAN – Пхеньян
Рейсы в Гуанчжоу и обратно в настоящее время приостановлены.
Операционный день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Четверг | Эйр Корио | ДЖС | 0600 | 1030 | ТУ204 |
Воскресенье | Эйр Корио | ДЖС157 | 0600 | 1030 | ТУ204 |
Пхеньян – Гуанчжоу CAN
Рабочий день | Перевозчик | Рейс | Отправление | Прибытие | Тип самолета |
---|---|---|---|---|---|
Суббота | Эйр Корио | ДЖС157 | 2230 | 0000 (понедельник) | ТУ204 |
Среда | Эйр Корио | ДЖС157 | 2230 | 0000 (четверг) | ТУ204 |
Положения и условия
- Билеты действительны для изменения даты в течение одного года с даты выдачи, если не существует ограничения на срок действия билета, с учетом применимых сборов за изменение.
- Младенец в возрасте до 2 лет должен находиться в сопровождении взрослого.
- Такой младенец имеет право на скидку 90% от применимого взрослого тарифа, но не может занимать отдельное место.
- Дети в возрасте от 2 до 11 лет имеют право на скидку 25% от применимого тарифа для взрослых и имеют право на отдельные места.
Багаж
- Каждый пассажир может провозить одно место багажа, подходящее для размещения на закрытой верхней полке или под пассажирским сиденьем.
- Общая сумма трех измерений не должна превышать 115 см (45 дюймов).
- Ответственность Air Koryo за багаж ограничена 20 долларами США за кг зарегистрированного багажа.
- Air Koryo не несет ответственности за незарегистрированный багаж, хрупкие или скоропортящиеся предметы.
- Ответственность за утерю, задержку или повреждение багажа ограничена, если заранее не заявлена более высокая стоимость и не уплачены дополнительные сборы.
Нормы бесплатного провоза багажа следующие:
- Бизнес-класс: 30 кг (66 фунтов)
- Экономический класс: 23 кг (50 фунтов)
При превышении этих норм взимается плата за провоз сверхнормативного багажа: 20 юаней за кг сверхнормативного багажа из Пекина в Пхеньян и 2 евро за кг из Пхеньяна в Пекин.