Каким будет российский истребитель 6-го поколения
В ближайшее время ВКС России начнут получать серийные истребители пятого поколения Су-57. При этом в нашей стране уже стартовали работы по созданию техники следующего шестого поколения, которым предстоит нести службу в отдаленном будущем. На протяжении нескольких последних лет 6 поколение изредка упоминается в заявлениях официальных лиц, а немногочисленная доступная информация такого рода приводит к появлению различных версий, слухов и спекуляций.Су-57 — истребитель пятого поколения и возможный представитель шестого. Фото ОАК / uacrussia.ru
Облик грядущего
На уровне общих разговоров тема шестого поколения российских истребителей обсуждалась достаточно давно, но только в 2016 г. ее подняли на официальном уровне. Тогда вопрос дальнейшего развития авиационной техники прокомментировали руководители нескольких разных организаций. Благодаря этому стали известны некоторые взгляды наших специалистов на важнейший вопрос, в целом сохраняющие актуальность и сейчас.
Важнейшую информацию о техническом облике нового истребителя в 2016 г. раскрыло руководство Концерна «Радиоэлектронные технологии». На тот момент КРЭТ уже занимался проработкой аппаратуры для такого самолета. Впоследствии свои взгляды раскрывали и другие организации. К примеру, на днях эту тему затронул Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем.
Еще в 2016-м стало известно, что главным отличием 6 поколения станет т.н. опциональная пилотируемость – самолет можно будет строить с кабиной летчика или без нее. Автоматика сможет брать на себя обязанности летчика, хотя некоторые решения по-прежнему останутся за человеком.
Пилотируемые и беспилотные истребители должны будут работать в составе «стаи» – звена смешанного состава под управлением человека. Участники такой «стаи» будут выполнять разные действия, направленные на решение общей задачи. Беспилотники должны будут брать на себя наиболее опасную работу, снижая риски для летчиков.
Опытный БПЛА С-70 «Охотник». Фото Минобороны РФ
Предлагается применение БРЭО, способного полноценно взаимодействовать с летчиком, учитывая его физические и психические возможности, должность и т.д. Таким образом, пилот не будет подвергаться излишним нагрузкам, а ситуационная осведомленность и состав «стаи» будут зависеть от его должности и поставленной задачи.
КРЭТ предлагает новую архитектуру БРЭО типа «интегрированный борт». Она предусматривает использование набора радиоэлектронных блоков, каждый из которых способен выполнять несколько функций. Одно такое изделие может работать как РЛС, радиостанция и система РЭБ или совмещать иные функции. Наличие ряда многофункциональных блоков расширяет возможности РЭБ самолета, а также повышает его живучесть и боевую устойчивость.
Упоминался ожидаемый рост летно-технических характеристик. Новая техника сможет приблизиться к гиперзвуковым скоростям и показывать улучшенную высотность. Не исключается возможность ограниченной работы в ближнем космосе. В частности, возможно появление серийных противоспутниковых ракетных комплексов воздушного базирования.
В 6 поколении особое внимание уделяется вооружениям. Истребители сохранят возможность применения нынешних бомб и ракет разных классов, но ожидается появление новых средств поражения с повышенными характеристиками. Также возможна разработка оружия «на новых физических принципах». Прежде всего, прорабатываются вопросы лазерных вооружений.
С-70 в полете. Фото Минобороны РФ
Предлагаются и обсуждаются различные меры по повышению живучести. Для этого необходимо совершенствовать стелс-технологии, разрабатывать новые образцы средств РЭБ и т.д.
Ожидаемые образцы
Текущее состояние работ по теме истребителей 6 поколения неизвестно. По всей видимости, российские предприятия продолжают исследования и поиск решений для дальнейшей разработки реальных образцов. Строительство и испытания опытной техники относят к средней перспективе, но определенные версии существуют уже сейчас.
Еще в 2016 г. главком ВКС В. Бондарев сделал крайне интересное заявление. Он указал, что в ходе будущей модернизации истребитель Су-57 может получить новые возможности и за счет этого «сменить поколение». Эта машина отличается высоким модернизационным потенциалом, что будет использовано в будущем с положительными результатами.
В зарубежных профильных изданиях определенной популярностью пользуется версия, согласно которой будущий истребитель шестого поколения создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Ее целью является создание истребителя-перехватчика для замены МиГ-31, отличающегося более высокими характеристиками.
Американский истребитель 6 поколения версии USAF ARL
ПАК ДП (также известен неофициальный индекс МиГ-41) должен показывать высокую скорость полета, необходимую для быстрого выхода на рубеж пуска ракет. Ему требуется совершенное БРЭО с развитыми средствами обнаружения и особое ракетное вооружение, возможно с увеличенной дальностью стрельбы. Завершение программы ПАК ДП относят к середине двадцатых годов.
Точные характеристики ПАК ДП и технический облик такой машины остаются неизвестными. Тем не менее, оглашенные общие сведения о проекте позволяют отнести его, как минимум, к современному 5 поколению. При этом остается простор для спекуляций в направлении следующего шестого поколения. Подтвердить или опровергнуть такую версию пока не удастся ввиду дефицита информации.
В контексте 6 поколения истребителей также можно рассмотреть перспективный БПЛА С-70 «Охотник», сейчас проходящий летные испытания. Эта машина отличается малозаметностью, оснащена развитым БРЭО и способна нести различное вооружение. Некоторые особенности «Охотника» заставляют вспомнить прошлые заявления о требованиях к истребителям нового поколения. Можно предположить, что беспилотник С-70 является либо очередным шагом на пути к 6 поколению, либо первым его представителем. Он может оказаться беспилотным участником будущей «стаи».
Выставочный макет европейского истребителя FCAS. Фото Wikipedia Commons
Пока нельзя с уверенностью говорить, к какому поколению будут относиться новые образцы. Су-57 после обновления может перейти из пятого в шестое; то же касается и перспективного ПАК ДП. Статус и перспективы проекта С-70 «Охотник» тоже являются тайной. Пока ясно лишь то, что работы по перспективной авиационной технике продолжаются, и в будущем в нашей стране действительно могут появиться истребители 6 поколения.
Вероятный противник
Необходимо отметить, что работы по истребителям шестого поколения ведутся не только в нашей стране. Другие развитые государства тоже прорабатывают будущее своей авиации, и результаты таких работ ожидаются в течение нескольких следующих лет. При этом некоторые перспективные самолеты уже демонстрируются в виде макетов.
В США на ранних стадиях находятся проекты F-X / NGAD для ВВС и F/A-XX для ВМС. Их задачей является создание техники, отвечающей общим требованиям к 6 поколению. ВВС и ВМС хотят получить пилотируемые и беспилотные самолеты с повышенными характеристиками и новыми боевыми возможностями. Серийное производство планируется запустить в конце двадцатых годов.
Сразу два проекта создаются в Европе. Франция, Германия и Испания работают над проектом FCAS (Future Combat Air System). Показанный макет такой машины отличается характерными «малозаметными» обводами. Заявлены особые возможности, обеспечиваемые будущим БРЭО. Служба FCAS начнется во второй половине тридцатых.
Британо-итальяно-шведский Tempest в представлении художника из BAE Systems
В тот же период на вооружение может поступить истребитель Tempest международной разработки. Его делают несколько компаний Великобритании, Италии и Швеции, объединившиеся в консорциум Team Tempest. Уже демонстрируется макет такого истребителя, но ожидаемые характеристики и возможности в основном не уточнялись.
Задел на будущее
Как в нашей стране, так и за рубежом уже начаты работы по теме истребителей будущего поколения. На данный момент все подобные проекты находятся на стадии теоретической проработки и поиска основных решений. Строительство и испытания реальных образцов относят к отдаленному будущему. Производство и эксплуатация начнутся еще позже – не ранее середины тридцатых годов. Такая техника сможет оставаться в строю едва ли не до последних десятилетий текущего века.
https://ria.ru/20200716/1574433496.html
Илья Тарасенко: истребитель 6 поколения «МиГ» и «Сухой» создадут вместе
Одним из самых громких событий в авиационной отрасли России в начале этого года стало назначение генерального директора корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко… РИА Новости, 16.07.2020
2020-07-16T14:00
2020-07-16T14:00
сухой (холдинговая компания)
миг (корпорация)
россия
илья тарасенко
интервью — авторы
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn24.img.ria.ru/images/155559/88/1555598828_0:104:3183:1894_1400x0_80_0_0_f4b8aed20d7ddfcdcbacb46a244d4a5a.jpg
https://ria.ru/20200705/1573855201.html
https://ria.ru/20200604/1572468214.html
https://ria.ru/20200521/1571760348.html
https://ria.ru/20200628/1573593070.html
россия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/155559/88/1555598828_0:104:3183:1894_1400x0_80_0_0_f4b8aed20d7ddfcdcbacb46a244d4a5a.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/155559/88/1555598828_452:0:3183:2048_1400x0_80_0_0_d68d09190d58e7b157d55997fecd0b94.jpg
https://cdn22.img.ria.ru/images/155559/88/1555598828_1011:0:3059:2048_1400x0_80_0_0_a453115a6c288d68d4253821912696ec.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
сухой (холдинговая компания), миг (корпорация), россия, илья тарасенко, интервью — авторы
Одним из самых громких событий в авиационной отрасли России в начале этого года стало назначение генерального директора корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко руководителем компании «Сухой», главной задачей которого на этом посту станет развитие боевой авиации в России за счет объединения двух крупнейших в этой области компаний в единый дивизион.Обозревателю РИА Новости Алексею Паньшину удалось взять у Ильи Тарасенко первое в новой должности интервью, в ходе которого он рассказал о будущем «МиГа» и «Сухого», создании перспективных боевых авиакомплексов, судьбе крупнейших производственных площадок, а также ответил на вопрос, будут ли объединять два конструкторских бюро в одно.
– Вы сейчас совмещаете три должности. Так будет и впредь или есть другие планы?
— В настоящее время мы наращиваем темп по централизации управления дивизиона военной авиации. В рамках этого процесса начиная с июня 2020 года в компанию «Сухой» переданы функции единоличного исполнительного органа корпорации «МиГ». Управление дивизионом осуществляется из единого центра.
Новая структура объединит конструкторский и производственный потенциалы двух предприятий и будет отвечать за разработку, производство и обслуживание всей линейки текущих и перспективных самолетов боевой авиации ОАК. В ближайших планах — завершить формирование структуры и стратегии развития дивизиона военной авиации ПАО «ОАК» до 2035 года.
5 июля, 08:00
«В НАТО удивятся»: чем вооружат новый российский истребитель– Какова основная цель объединения двух КБ?
— Мы не планируем объединять КБ. Инженерные школы «МиГа» и «Сухого» остаются и продолжают развиваться в рамках каждого конструкторского бюро. Конечно же, та синергия, которую мы получим при сближении двух компаний, будет способствовать развитию конструкторского потенциала дивизиона – совместные разработки, трансфер технологий и прочие процессы запланированы в рамках формируемой стратегии. Однако хочу еще раз отметить – каждая конструкторская школа сохранит свою самобытность и уникальность, которые будут выражены в новых проектах легких и тяжелых авиационных комплексов.
– Какие цели вы ставите лично перед собой во главе двух таких авиагигантов?
— И «МиГ», и «Сухой» являются сильнейшими авиационными предприятиями не только в России, но и в мировом масштабе, и передо мной поставлена задача их сохранения и дальнейшего развития.
Существование любой высокотехнологичной компании, какими, без сомнения, являются РСК «МиГ» и компания «Сухой», невозможно без тесной кооперации с разработчиками радиоэлектроники, силовых установок, систем и агрегатов, равно как совершенствование авиационной техники обуславливает развитие смежных отраслей промышленности.
Сегодня практически все перечисленные организации входят в состав ГК «Ростех», а значит, своей важнейшей целью я вижу обеспечение скоординированного, командного развития дивизиона военной авиации в соответствии с едиными приоритетами, целями и задачами авиационного кластера госкорпорации.
– Останутся ли бренды «Сухой» и «МиГ» или здесь тоже планируется перейти на единое название, как в гражданском сегменте?
– Бренды самолетов МиГ и Су в равной степени известны и широко распространены в мире – наши самолеты эксплуатируются более чем в 60 странах мира, поэтому, безусловно, эти самолеты продолжат прославлять российскую авиацию под своими именами. Создание новых брендов не планируется, мы убеждены, что это не нужно.
– Каковы перспективы у сотрудников двух КБ? Насколько чувствительной будет оптимизация? Какой процент работников планируется уволить?
– Мы не планируем глобальных изменений численности на производственных площадках – это вопрос не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Мы проведем анализ компетенций, и если какие-то процессы будет целесообразно локализовать на той или иной площадке с точки зрения производственной, экономической и логистической необходимости, мы конечно, рассмотрим такие варианты. Безусловно, нам предстоит объединить дублирующие управленческие функции компаний и выстроить четкую вертикаль – мы действительно запланировали серьезную оптимизацию этой части персонала. Что же касается конструкторских бюро, здесь у нас выработана жесткая позиция – сокращений инженеров и конструкторов не будет.
– Коснется ли объединение и оптимизация заводов-производителей КнААЗ, НАЗ, НАЗ «Сокол», Калязинский завод? Расскажите об их перспективах. Как планируется загружать мощности?
– В составе дивизиона филиалы сохраняют базовые компетенции по разработке и производству авиационной техники. Мы не планируем закрывать производственные площадки. В то же время мы, как современная компания, безусловно, думаем о повышении экономической эффективности производства нашей продукции, сокращении накладных расходов и повышении производительности труда. Достижению этих показателей способствует, например, активное внедрение механизмов производственной системы – мы апробировали многие из них на «МиГе», и уже сегодня специалисты «МиГа» и «Сухого» занимаются обменом опыта по данному направлению.
– Когда планируется полностью завершить процесс объединения?
– Пока об объединении компаний речи не идет. Формирование дивизиона военной авиации ОАК планируем завершить к концу этого года.
4 июня, 15:36Новое оружие РоссииХорошая новость от главного врага США: китайский эксперт восхитился Су-57– Что будет с территорией, на которой сейчас находится корпоративный центр и головной офис «МиГ»? Ведь часть ее уже не используется так же, как, например, и часть завода «Ильюшина» на Ленинградском шоссе.
– Давайте начнем с общей картины. Сегодня в корпорацию «МиГ» входят три современные производственные площадки, расположенные в Луховицах, Нижнем Новгороде и Калязине, которые обладают всеми необходимыми ресурсами для производства как современной, так и перспективной авиационной техники. В Москве мы провели масштабную кадровую работу по переводу части ключевых сотрудников на другие площадки в соответствии с их компетенциями, а также по обучению и мотивации персонала. Сегодня все процессы производственной цепи по созданию и по сопровождению жизненного цикла авиационных комплексов в полной мере перераспределены на другие площадки.
Сейчас при координации ГК «Ростех» идет процесс инвентаризации оставшихся промплощадок, после чего будут приняты решения об их дальнейшей судьбе. Очевидно, что для площадки на Боткинском проезде, где производство авиационной техники давно не ведется, найдется лучшее применение, чем сейчас. Мы надеемся, что в дальнейшем это место станет центром притяжения инноваций, в том числе и в сфере авиации. Безусловно, это решение будет принимать уже покупатель.
– Будет ли создано отдельное юрлицо по примеру гражданского дивизиона? Как оно будет названо? Где будет располагаться штаб-квартира дивизиона военной авиации?
– Штаб-квартира будет располагаться на территории компании «Сухой» в Москве.
– Будет ли на «Сухом» внедряться новая производственная система, как на «МиГе»? Распространятся ли «фабрики процессов» на «Сухой»?
– Да, эта новация оправдала себя, и уже сегодня позволяет «МиГу» экономить несколько десятков миллионов ежегодно. Кроме того, по количеству и качеству поступающих предложений по улучшениям мы видим, что у сотрудников повысилась осознанность и желание делать свое рабочее место удобнее, а процессы эффективнее. На «Сухом» также проведена работа по внедрению производственной системы, и, безусловно, мы объединим лучшие практики двух компаний для дальнейшего развития наших производственных площадок.
– Коснется ли объединение подразделений, отвечающих за послепродажное обслуживание и ВТС?
– Продукция «МиГа» и «Сухого» широко представлена за рубежом. Экспорт ПВН уже консолидирован – я занимаюсь этим в ОАК на должности заместителя генерального директора по ВТС в плотной связке с Рособоронэкспортом. И хочу отметить, что эффективность такой системы управления продажами подтверждена весом заключенных контрактов. В том числе достижению этих показателей способствует новая система ППО, которую мы продвигаем сегодня за рубежом. При этом в дивизионе военной авиации на базе существующих подразделений будет создана единая служба МТО.
– Будет ли меняться система послепродажного обслуживания на «Сухом» по примеру «МиГ»?
– Комплексная система сервисного обслуживания по системе PBL нашла положительный отклик у наших партнеров за рубежом. Напомню, она заключается в том, что мы гарантируем определенный процент исправности парка с привязкой к налету. Поэтому мы в ОАК приняли решение полностью перейти от классической системы поставок отдельных блоков по заявкам к комплексному пакету услуг в рамках всего блока ВТС.
– Бытует мнение, что «МиГ» отстает от «Сухого» по эффективности и возможностям. Так ли это? И если нет, расскажите о преимуществах каждого КБ на данном этапе?
– МиГ и «Сухой» – это дополняющие друг друга системы оперативно-тактической авиации. Мировая практика применения боевой авиационной техники говорит о том, что наибольшую эффективность как с боевой, так и с экономической точек зрения показывают смешанные группировки легких и тяжелых авиационных комплексов. Самолеты Су-35 и Су-57 – это самые современные тяжелые многофункциональные истребители. У них большой радиус действия и боевая нагрузка, что в комплексе с установленным на них высокотехнологичным оборудованием делает эти самолеты практически совершенным оружием в бою с любым существующим на сегодняшний день противником. В свою очередь, модернизированные самолеты МиГ-29 и новейший авиационный комплекс МиГ-35 также оснащены высокоэффективными системами и вооружением, дающим им преимущество в локальных боевых операциях. Также не стоит забывать, что один из важнейших факторов любой войны – ее экономика. Использование легких истребителей в комплексе с тяжелыми позволяет армии существенно снизить затраты на эксплуатацию парка. Хочу отдельно отметить уникальный самолет разработки КБ Микояна – истребитель-перехватчик МиГ-31. Этот самолет не имеет аналогов в мире. На его базе будет создан перспективный комплекс дальнего перехвата.
21 мая, 03:03Новое оружие РоссииБорисов сообщил об итогах испытаний истребителя Су-57– Как будут решаться вопросы присутствующей между двумя КБ конкуренции?
– Наши конкуренты – это американские и европейские авиапроизводители. И для поддержания уверенного лидерства в отрасли нам необходимо консолидировать лучшие компетенции, существующие сегодня в компаниях «МиГ» и «Сухой», и создать новые самолеты шестого поколения. Объединение потенциалов в рамках общих задач и общих целей это колоссальная возможность сделать серьезный рывок. У зарубежных компаний таких возможностей уже нет.
– Шестое поколение истребителей будут создавать уже «МиГ» и «Сухой» вместе?
– Да, это будет разработка дивизиона военной авиации ОАК.
– МиГ-35 и Су-57. Сейчас очевидно, что на истребители пятого поколения «Сухого» есть достаточно большой заказ от военных, который загрузит предприятия на годы вперед. Кроме того, у Минобороны есть планы на Су-34 в новом облике, на беспилотник «Охотник». Что касается МиГ-35, то здесь ситуация развивается не по такому оптимистичному сценарию, по крайней мере, пока. Какие программы помогут «МиГу» выйти на хороший темп по производству самолетов? Или «МиГ» будет ориентироваться исключительно на экспорт в ближайшие годы?
– Как и для любой компании ОПК, приоритетным заказчиком для корпорации «МиГ» является министерство обороны России. «МиГ» выполняет ГОЗ на модернизацию истребителей-перехватчиков МиГ-31, а также контракт на поставку самолетов МиГ-35, которые, как вы знаете, включены в ГПВ (государственную программу вооружений – ред.). При этом мы понимаем потенциальный объем экспорта этого самолета и, безусловно, делаем на него ставку в части ВТС.
– Что касается перспективных проектов. Вы мне в интервью год назад говорили, что до конца 2019 года планировалось утвердить облик ПАК ДП с военными. На какой стадии сейчас по нему работа?
– По итогам прошлого года комиссией Минобороны России были отобраны наиболее перспективные проекты этого авиационного комплекса, созданные в рамках НИОКР. Работы по данному направлению продолжаются.
– Не повлияет ли авария Су-57 на план-график его поставок военному ведомству?
– Поставки самолетов Су-57 проводятся в соответствии с условиями государственного контракта.
28 июня, 19:03
Военный эксперт раскрыл подробности полета «роем» в боевой авиацииКаким будет самолёт шестого поколения? Никаким!
Давайте начнём с того, что самолёт, дабы иметь право называться доподлинно машиной следующего поколения, должен обладать по всем параметрам устройствами и приспособлениями со свойствами следующего поколения. Это в идеале, конечно. Но и в грешной практической жизни, согласимся, хотя бы по базовым элементам принципиально новые качества должны присутствовать. Скажем, скорость, радиоэлектроника, вооружение. Решительно выходящие за прежние возможности.
Новое требует нового
Более того, так, в принципе, неизбежно и должно получаться. Скажем, переход на гиперзвуковые скорости необоримо потребует нового мотора, тот – новой энергетики по топливу, та – новой компоновки и так далее. Или новое, например, лазерное вооружение ставит принципиально иные требования снова к энергетике, защите, манёвренности, управлению. То есть опять – новые материалы для корпуса, выдерживающие одновременно и сильный нагрев при движении на гиперзвуке, и тепловой лазерный удар; новое бортовое радиоэлектронное оборудование с новыми средствами обнаружения и, главное, защиты; новые средства обеспечения манёвренности на случай воздушного боя с применением лазеров, для чего опять-таки нужны принципиально новые средства управления и, что крайне важно, осмысления. То есть боевая машина должна успеть осмыслить, как защититься и куда дёрнуться, чтобы минимизировать последствия удара, наносимого со скоростью света!
Только не спрашивайте, как этого можно добиться. Но бесспорна потребность в таком действии, как, скажем, бесспорна потребность пехотинца защититься от пули. А значит, будут такие средства и способы защиты разрабатываться.
А теперь – Горбатый!
Фото: Nuno Andre / Shutterstock.com
Что нам сегодня представляют как потенциальный самолёт 6-го поколения? Об этом шла речь в прошлом материале. И лучше всего эти требования изобразил в своей афористичной, из металла отлитой фразе генеральный директор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Сергей Хохлов:
Основным отличием от пятого поколения будет то, что в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагается беспилотным. Возможность пилотирования опциональна. Все остальные характеристики являются дальнейшим развитием уже существующих: ещё быстрее, ещё манёвреннее, ещё незаметнее и так далее.
Разбирать эту максиму не будем, это уже сделано. Добавим лишь, что примерно то же говорят представители всех фирм планеты, причастных к составлению концептуального облика машин следующего поколения. Основное у всех – что лётчика в кабине может не быть. Остальное – опционально: кто говорит про схему летающего крыла, кто про композитные материалы, кто про незаметность…
Так что пришло время потребовать из подвала настоящего «Горбатого», сиречь сформулировать те качества, которыми по-настоящему должен обладать аппарат нового поколения. Что, напомним, по всей разумной логике означает не «ещё», а «ого!» Не «ещё быстрее», а «ого, вот это скорость!» И не «ещё невидимее», а «ого, а где самолёт?»
Вот тут и начинается…
Можно с невидимости и начать. «Ещё невидимее» – хорошо. Но вот в наших же русских лабораториях не то что разрабатывается, а уже создан экспериментальный радиооптический (он же радиофотонный) радар, о чём рассказывал Царьград. Кстати, как объявлялось, – для истребителей 6-го поколения. Детали, естественно, засекречены, но одно уже ясно и очевидно: РЛС на основе такой радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР) полностью хоронит все нынешние стелс-технологии. Со всеми их ужимками и прыжками. Лётчик будет не просто видеть всех сегодняшних квази-невидимок, но видеть их практически вживую, в большом разрешении и приближении, определяя не только тип аппарата и его вооружение, но выражение лица оппонирующего ему пилота. Хотя нет, на том маска будет…
Итак, всё: ещё незаметнее самолёт уже не будет.
Дальше. Принципиально важное, без чего не обойдётся ни одна характеристика будущих свойств нового поколения – скорость.
Су-57. Фото: UAC /Globallookpress
Скорость нынешних самолётов 5-го поколения: у F-35 – 850 км/ч крейсерская и 1930 км/ч – максимальная, у Су-57 – 2100 км/ч крейсерская (бесфорсажная), 2600 км/ч – максимальная. Это, соответственно, 1,6 и 2,45 Маха по максимуму (округляя, 530 и 800 м/с).
Значит, если мы говорим об истинном переходе на новую ступень развития, то для машин 6-го поколения должны быть характерны скорости уже за границей гиперзвука – то есть 5 Махов (6000 км/ч). В этом уже нет ничего сенсационного: гиперзвуковые ракеты уже есть, гиперзвуковые планирующие блоки – тоже. От последних, как мы понимаем, – один шаг до самолёта всё той же схемы летающего крыла.
Не говоря о прочем
Оставим пока в стороне необходимое для защиты от громадной, сравнимой с температурой поверхности Солнца, температуры композитное покрытие. Раз оно есть для гиперзвуковых глайдеров и ракет, найдётся и для самолётов. Не будем пока говорить и об управляющей на этой скорости электронике – она тоже явно имеется.
Отметим лишь, что для управления самолётом на этих скоростях и то и другое должно претерпеть революционные изменения. Потому что покрытие для глайдера или ракеты может быть вполне себе сгораемым, только что медленно. Не жалко, ему всё равно погибать в момент взрыва при соприкосновении с целью. А вот для многоразового самолёта оно должно быть многоразовым. Причём не как на американских «шаттлах», когда его надо было заменять после каждого полёта, что и сделало те «шаттлы» на вес даже не золота, а какого-нибудь полония. А постоянным. И надёжным, потому как терять каждый четвёртый самолёт из-за повреждённой термозащитной пластины, как «Колумбию», ни одно военное командование позволить себе не может.
Шаттл «Колумбия». Фото: Keystone/Globallookpress
И, конечно, электроника. Одно дело – управлять относительно хаотическим движением гиперзвукового боеприпаса, выдерживая только направление на цель. Другое – совершать манёвры в виде фигур высшего пилотажа при отражении, например, комплексного нападения с применением малоразмерных самонаводящихся ракет и лазерного оружия, одновременно разбрасывая ложные цели, загораживаясь каким-нибудь энергетическим щитом и отстреливаясь противоракетами.
Слабое звено
В общем, уже из этого крайне упрощённого и приблизительного описания только начальных требований к новому поколению самолётов и вытекающих из этого требований к технологиям видно, что на деле человечество только подбирается к созданию подлинно нового поколения летательных аппаратов. Да, человечество всё же подбирается к этим рубежам, но когда они будут достигнуты – пока вопрос.
Но есть ещё одно звено на этом пути, которое принципиально не соответствует требованиям к этому новому оружию. Слабое звено.
Человек.
В самом деле, давайте просто засунем человека в те требования, которые изложены выше. Скажем, скорости. Пять Махов – это 1666 м/с. Согласно многолетним исследованиям на базе такой миллиардоголовой массы людей, как водители автотранспорта, нормативное время восприятия сложной ситуации соответствует 0,8 секунды. Лучшее – 0,3 с. Жадничать не будем, пусть лётчик определит изменение обстановки, требующее его реакции за 0,3 с. То есть его самолёт за это время пролетит ровно полкилометра. И значит, та обстановка, что требовала реакции, осталась в другой части пространства, а здесь уже, быть может, его поджидает какая-нибудь убийственная штучка…
Хорошо, реагирует не человек, а автоматика. Совершает некий ещё не известный, но явно необходимый в будущем противолазерный манёвр. Изменяет траекторию самолёта. Возникает перегрузка. Перегрузка – величина векторная. На скорости 1666 м/с смена вектора движения на 90 градусов за 0,3 секунды означает отрицательное ускорение в те же 500 метров в секунду за секунду. Грубо – но нам достаточно – получается 50 g, т.е. ускорений свободного падения у поверхности Земли. Стоит напомнить, что человек в направлении голова – ноги выдерживает перегрузку не более 3-5 g. Перегрузку в направлении спина – грудь тренированные пилоты в противоперегрузочных костюмах выносят (без потери трудоспособности, надо подчеркнуть) в шкале от минус 3 g до плюс 12 g. Это при выполнении фигур высшего пилотажа, подчеркнём снова, ибо при каких-то аварийных ситуациях космонавты выдерживали (был случай) – до 26 g. Но это – доли секунды при аварийной посадке, а никак не в ходе воздушного боя, где перегрузки идут одна за другой, но лётчику при этом необходимо сохранять способность реагировать на окружающую действительность.
Фото: tk2/Globallookpress
Известно, что наш Су-57 рассчитан на перегрузки до 10 g, и это можно считать тем пределом, за который не может заходить столь сложная техника как самолёт, и главное – техника, внутри которой сидит живой человек.
Конец эволюции
И это при том, что мы не брались ещё за рассмотрение вопросов, связанных со способностью человека быстро и адекватно реагировать на огромный массив быстро поступающей информации, выбирать верное решение в критической ситуации, выдерживать психологические нагрузки. Это проблемы, в общем, вечные, характерные вообще для каждого военного.
Что же получается? А получается, что реальным самолётам, отвечающим реальным требованиям 6-го поколения, наличие в них лётчика попросту… противопоказано! И когда сегодня конструкторы говорят, что присутствие пилота в машине будет «опциональным», они говорят или не всю правду, или готовят общественное мнение к тому, что пилота там не будет вообще. Как самого слабого элемента конструкции.
Но тогда получается и ещё одно. Получается, что самолётов 6-го поколения вообще не будет! Какой самолёт без лётчика? Самолёт без лётчика называется беспилотным летающим аппаратом, БПЛА.
Конечно, к вызовам грядущей войны их надо изобретать, конструировать, готовить. Но это будут уже поколения БПЛА. Но не самолётов. Эволюция боевых самолётов закончилась.
завтра для России и США
Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полным ходом идет создание истребителя шестого поколения. И даже назвал приблизительные даты.Владимир Михеев: истребитель 6-го поколения вооружат электромагнитными пушками.
В ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) считают, что прототип истребителя 6 поколения может совершить свой первый полет в 2023-2025 годах. А о полной готовности можно говорить после 2030 года. Научно-исследовательские работы в этом направлении уже ведутся.
С одной стороны, говорить об истребителе 6 поколения, когда еще не доведен до ума истребитель 5-го, странновато. С другой стороны, готовь сани летом, а телегу зимой. И здесь есть определенная логика.
Интересны некоторые аспекты проекта. Истребитель планируется создать «в два лица». Первый вариант — пилотируемый, второй — беспилотный. Причем первая модификация сможет выполнять полеты в режиме беспилотника. Но это будут два разных самолета.
Беспилотный вариант будет обладать большими боевыми возможностями, чем его пилотируемый собрат. Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.
Пилотируемый же вариант будет иметь несколько другие особенности. Вообще, максимально эффективно самолеты будут действовать в стае. То есть, один или два пилота на самолетах первой модификации будут служить командным центром для 2-4 беспилотных истребителей. Примерно так сегодня могут действовать МиГ-31БМ для других машин.
Беспилотные самолеты предполагается оснастить определенным искусственным интеллектом, для того, чтобы они в бою могли эффективно распределять между собой цели и координировать свои действия, как с командирскими машинами, так и между собой. Эту или приблизительно такую схему сегодня используют в МБР «Лайнер».
Отмечалось, что самолеты смогут работать во взаимодействии с сухопутными войсками и боевыми кораблями.
При создании нового концепта конструкторы планируют придерживаться сильной стороны российских самолетов, а именно высокой маневренности. Скоростные качества ожидаются на нижнем пороге гиперзвука, расчетная максимальная скорость около 5М. А крейсерская, без форсажа, не ниже 2М.
И здесь можно ожидать тех проблем, с которыми столкнулись еще советские и американские конструкторы в прошлом веке. Стоит помнить, что американский ХВ-70 «Валькирия» при полете со скоростью около 2,5-3М нагревался до 3 000 градусов. При этом он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали и весил около 230 тонн. Отечественные гиперзвуковые самолеты Т-4 и М-50 также не отличались легкостью. М-50 по взлетному весу не уступал «Валькирии», Т-4 был легче (около 150 тонн), и при постройке тоже использовались титан и сталь.
Очевидно, что постройка истребителя, задачи которого несколько отличны от задач приведенных самолетов, должен быть намного легче. Следовательно, речь идет и о разработке новых материалов, способных обеспечить как прочность, так и сопротивление высоким температурам. Ведь защищать придется не только планер от нагрева при трении о воздух, но и двигатели от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.
А для должной безопасности пилотов теплоизоляция, наверное, должна быть не хуже, чем у космических кораблей многоразового использования.
Стелс-технологиям также будет уделено особое внимание. Самолеты должны противостоять не только существующим системам ПВО, но и РЛС самолетов, в том числе и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований — термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения. Пока неизвестно, обладаем ли мы такими материалами в принципе, но если разработки нового поколения самолетов уже идут, значит, вопрос с материалами для их постройки тоже не стоит на месте.
Вооружение. Здесь можно процитировать Михеева.
«Это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» — когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой».
Также Михеев упомянул о совсем уж экзотических видах вооружения, об электромагнитных пушках СВЧ-диапазона. По задумкам конструкторов, эти пушки будут способны полностью выводить из строя электронные системы самолетов противника. Но это уже дело совсем далекого будущего, по крайней мере, пока не будет решен вопрос об источнике энергии для этих пушек. На сегодняшний день быстрый и маневренный истребитель и подобная система совмещаются плохо.
Кто конкретно ведет работы над истребителем 6-го поколения, конечно, не разглашается по многим причинам. Можно предположить, что это ОКБ Сухого. В ОАК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появилось время на новые разработки.
В США истребитель шестого поколения делает компания «Боинг». Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F «Super Hornet».
Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан и показан в 2013 году.
Планер представляет собой «летающее крыло» без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.
О типе двигателя ничего не сообщается. Скорее всего, турбореактивный. Он, как и на истребителях пятого поколения, может обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.
Истребитель двухместный, с двумя двигателями. Прорабатывается и версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км.
В прошлом году стала поступать информация о том, какой видят машину американские военные.. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным оружием. Но здесь та же проблема, что и у российских разработчиков: энергетическая установка.
Вообще, последние разработки американцев (в F-22 и F-35) стали довольно компромиссными. Отказавшись от сверхманевренности и скорости в пользу скрытности, американцы тем самым получили далеко не самые лучшие самолеты. Зато дорогие. А теперь еще и малозаметность будет принесена в жертву. Возможно, как раз маневренность и скорость выйдут на первый план.
Следует признать, что четких критериев принадлежности самолета к шестому поколению пока никто не определил и не огласил. Но уже сегодня, исходя из тех крох информации, которые поступают от конструкторов и заказчиков, можно сделать вывод о том, что наши и американские самолеты нового поколения будут сильно различаться.
30.04.2019
Сегодня боевая авиация является важнейшим фактором, во многом определяющим исход любого военного конфликта. Большинство экспертов считает, что подобная картина сохранится и в ближайшем будущем. Победу в предстоящих войнах будет одерживать сторона, обладающая более совершенными и многочисленными военно-воздушными силами. Их важнейшим компонентом является истребительная авиация.
Истребители принято делить на поколения в зависимости от их летно-технических характеристик, определяющих совокупность признаков и особенностей каждого летательного аппарата. На сегодняшний день различают пять поколений истребителей, причем серийный выпуск машин пятого поколения смогла наладить только одна страна мира – США. И в гонке за пятое поколение американцы пока лидируют с очень значительным отрывом, хотя работы по созданию истребителя нового поколения активно ведутся и в России, и Китае, и в Японии.
Следует отметить, что большинство военно-воздушных сил мира по сей день отлично обходятся машинами предыдущего, четвертого поколения, вполне способными решать основные задачи авиации в современной войне. А страны победнее до сих пор используют и более старые самолеты.
Поэтому дискуссии об истребителе шестого поколения пока что выглядят в какой-то мере спекуляциями. СМИ время от времени публикуют материалы (и даже фото) новых боевых машин, разработки которых будто бы идут полным ходом. Обычно в подобных статьях приводятся обрывки высказываний высокопоставленных лиц Пентагона или российского Минобороны. Описание же самих летательных аппаратов напоминает сценарий фантастического фильма: гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие.
Пока военные эксперты не могут внятно ответить на вопрос: для чего нужно это самое шестое поколение? Какие задачи будут выполнять эти истребители? Какие новые тактические приемы будут им по силам?
Появление истребителей каждой новой ступени было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты новой генерации обладали революционными боевыми возможностями, что позволяло военным осваивать новые тактические приемы и получить значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового типа происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали в целом сходные технические решения и похожие материалы.
Следует отметить: создание истребителя нового поколения – безумно дорогое занятие. Стоимость одного серийного F-22 Raptor составляет 146,2 млн долларов, а в целом на программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете очень мало государств, способных позволить себе такие траты.
Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и о критериях, на которых основана эта градация.
Поколения истребителей
Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:
Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.
Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.
Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23, французский Mirage F1 и шведский Viggen.
Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.
Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.
Каким будет истребитель шестого поколения
Современные истребители четвертого поколения вполне способны решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации смогут дать бой даже самолетам пятого поколения. Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?
Вероятно, она будет еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого истребитель будет оснащены двигателем с отклоняемым вектором тяги.
Скорее всего, предстоит отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.
Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.
Компоновка машины 6 поколения
Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако вероятно, мы увидим самолеты еще более диковинной внешности. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, функции которого выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и позволила избежать свойственных ей недостатков.
При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.
Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из реквизита для очередного сиквела «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги, форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.
Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.
Летные характеристики истребителя 6 поколения
Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.
Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.
Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.
Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен уметь действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу и посадит на ВПП.
Все это приводит к вопросу целесообразности присутствия человека в кабине.
27 июня 2020 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник демонстрировал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.
Мозг человека может обрабатывать лишь ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. Сюда следует добавить и физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем способен пережить человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных машин.
Правда, существует существенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Тем не менее, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота-истребителя сразу окажется пережитком прошлого.
Будет ли самолет шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель. Но не исключено использование вспомогательных лазерных бортовых систем — для целеуказания, обороны и т.д.
Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Егоров ДмитрийУвлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
https://ria.ru/20200716/1574435841.html
«МиГ» и «Сухой» вместе разработают истребитель шестого поколения
Разрабатывать боевой авиационный комплекс шестого поколения компании «МиГ» и «Сухой» будут вместе, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор компаний… РИА Новости, 16.07.2020
2020-07-16T12:49
2020-07-16T12:49
су-57
илья тарасенко
воздушно-космические силы россии
объединенная авиастроительная корпорация (оак)
безопасность
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/07/0f/1574369967_0:267:3071:1994_1400x0_80_0_0_9d31ed5c2d03fd1ab18a3d7c24b271ca.jpg
https://radiosputnik.ria.ru/20200714/1574321566.html
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/07/0f/1574369967_0:267:3071:1994_1400x0_80_0_0_9d31ed5c2d03fd1ab18a3d7c24b271ca.jpg
https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/07/0f/1574369967_340:0:3071:2048_1400x0_80_0_0_b136fee5664f5af7b93324615ae8d3ee.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/07/0f/1574369967_921:0:2969:2048_1400x0_80_0_0_79c7beb752aff443c2200f82fb1ec1e4.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
су-57, илья тарасенко, воздушно-космические силы россии, объединенная авиастроительная корпорация (оак), безопасность
Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.
Предыдущее поколение
Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:
- иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
- быть малозаметным для радаров;
- сам обладать сверхсовременным радаром;
- нести современное вооружение.
Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.
6 поколение
Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.
- Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
- Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
- Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
- Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.
Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.
Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов — пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.
Будущее пилотов
Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.
Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина — пилота, способного превзойти современных асов.
Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей ( «Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.
В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.
Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.
Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.
В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.
Россия успешно создала «комбинированный авиационный двигатель», который позволит космическим самолетам шестого поколения летать как в атмосфере Земли, так и в ближнем космосе на гиперзвуковой скорости, объявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения России (РВСН).
«В Академии ракетных войск стратегического назначения был разработан двигатель для многообещающего космического самолета», — заявил журналистам в среду командующий РВСН генерал Сергей Каракаев.
«Ноу-хау позволили нам создать комбинированную [авиационную] силовую установку, которая позволит переключать двигатель из режима атмосферного полета в режим ракеты во время полета в космосе», — сказал он, ссылаясь на ТАСС.
Двигатель будет демонстрироваться на крупнейшей международной выставке вооружений России «Армия-2016» в сентябре, сказал генерал Каракаев, добавив, что у нового двигателя «доказали свою работоспособность» в реальных испытаниях.
Подробнее
Он не уточнил тип или конструкцию самолета, который мог бы использовать такой двигатель, но его расширенные возможности, позволяющие осуществлять полеты в ближний космос и обратно, указывают на то, что он может быть предназначен для истребителя шестого поколения.Ранее в СМИ сообщалось, что в России ведутся исследования и разработки самолета 6G.
Хотя о российском новейшем истребителе пятого поколения Т-50 известно мало, информации о концепции истребителя 6G еще меньше. Генерал-командующий ВВС Виктор Бондарев заявил в марте, что проектируется самолет 6G как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях.
Он отметил, что человеческое тело «имеет свои пределы», , в то время как системы авионики и управления полетом беспилотного самолета 6G гораздо более функциональны и могут противостоять любой силе G.
Во вторник высокопоставленный представитель военной промышленности пролил больше света на загадочный, но революционный проект ВВС.
«Основным принципом развертывания этого самолета является так называемый рой… В группе будет один или два пилотируемых самолета, остальные будут беспилотными», Владимир Михеев, который является советником заместителя главы Об этом ТАСС сообщил крупнейший российский производитель военной электроники концерн Радиоэлектронные технологии КРЭТ.
Возможности беспилотных самолетов 6G намного превзошли бы возможности самолетов пятого поколения, добавил он.Помимо достижения гиперзвуковых скоростей около 4-5 Маха, он сможет покинуть атмосферу, проникая в ближний космос, а затем снова войти в сотни миль.
Также сообщается, что самолет 6G вооружен электромагнитной пушкой, способной уничтожать системы авионики и компьютерного оружия вражеского самолета на дальности до 10 километров (6 миль).
Ожидается, что прототип совершит свой первый полет к 2025 году, сообщает ТАСС.
Россия — одна из немногих стран, которая инвестировала в проекты 6G Jet, продолжая разрабатывать истребители 5G.В 2011 году Боинг заявил, что работает над проектом 6G для ВВС и ВМС США. Lockheed Martin и Northrop Grumman также объявили о подобных проектах, которые будут представлены в ближайшие годы.
Крупнейший российский производитель радиоэлектроники взглянул на будущее российского авиационного превосходства, подтвердив в понедельник, что компоненты для истребителя шестого 6-го поколения испытываются на ПАК 5-го поколения ФА Т-50 прототип.
Россия начала испытания элементов оборудования, предназначенного для будущего истребителя 6-го поколения, объявленного первым боевым самолетом, который сможет поражать цели из ближнего космоса, на прототипе 5-го поколения, который в настоящее время проходит летные испытания, по данным информационного агентства ТАСС отчет.Владимир Михеев, советник первого заместителя генерального директора ОАО «Концерн Радиоэлектронные Технологии» (КРЭТ), дочернего предприятия Государственной корпорации «Ростехнологии» (Ростех), сообщил, что различные компоненты нового самолета прошли испытания на ПАК «Сухой» (просп. ВДВ). Комплекс Frontline Aviation) прототип Т-50.
«Автономные решения, которые будут применяться в истребителе шестого поколения, в настоящее время проходят испытания на самолете пятого поколения, а также на наземном оборудовании.Отдельные элементы системы полета и навигации уже установлены на ПАК ФА «, — сказал Михеев агентству ТАСС.
ПАК ФА — это многоцелевой одноместный двухмоторный истребитель, обеспечивающий превосходство в воздухе и поддержку глубокого воздуха, 5-го поколения, который должен поступить на вооружение в Военно-воздушные силы России в 2018 году. Он также служит прототипом для совместного Российский проект истребителей пятого поколения Сухого / HAL (FGFA), который мучил военно-промышленный комплекс США, который теперь боится, что Нью-Дели будет искать в Москве свои потребности в закупках оружия.
Истребители шестого поколения, которые планируется представить к 2025 году, будут состоять в основном из стая беспилотных самолетов, летящих на гиперзвуковой скорости, при этом разработчики говорят, что самолеты смогут проходить в космосе.
Самолеты будут оснащены электромагнитными пушками — так же, как и военно-морской флот, — которые могут вывести из строя радиодетектор противника на расстоянии 10 км. Однако сверхвысокочастотное оружие настолько мощно, что его нельзя устанавливать на пилотируемые самолеты, поскольку оно может нанести вред пилоту.
«В частности, электромагнитный импульс, с помощью которого оружие СВЧ будет поражать цели, будет настолько мощным, что будет чрезвычайно трудно защитить человека, пилота, от его собственного оружия», — пояснил Михеев.
Истребитель шестого поколения еще не был введен в эксплуатацию российским министерством обороны, но есть надежда завершить научно-исследовательскую часть работ до 2020 года, чтобы KRET смог изготовить первый самолет шестого поколения к 2025 году по заказу министерства.
МОСКВА, 1 ноября. / ТАСС /. Передовой российский самолет Sukhoi Su-57 пятого поколения имеет потенциал для модернизации, чтобы стать истребителем шестого поколения, заявил в среду ТАСС экс-командующий Аэрокосмическими силами России и председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.
«На самом деле это великолепная плоскость, и она может включать в себя функции как пятого, так и шестого поколения.Обладает огромным модернизационным потенциалом. Важно отметить, что он является лучшим среди существующих версий по характеристикам стелс. Он включает в себя все лучшее, что есть в современной авиационной науке как в России, так и в мире «, — сказал он.
Необходимо время, чтобы запустить производство истребителя Су-57 в России, сказал Бондарев.
«В первый год Аэрокосмические силы не получат 20 или 15 самолетов. Они получат только два или три и так далее», — сказал сенатор.
«Мы побудили авиационные предприятия организовать производство определенной партии самых современных самолетов и вертолетов, и теперь не должно быть никаких разговоров о том, что они нам не нужны, потому что начнется необратимый процесс … У России нет будущего без авиации». сказал экс-командующий Аэрокосмических сил.
Российский истребитель перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения (ПАК ФА, Т-50) впервые поднялся в небо в 2010 году. Как сообщалось ранее, экспериментальные проектные работы на новейшем истребителе должны будет завершен в 2019 году, и его поставки в войска должны начаться в это время. Как сообщил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, опытная партия будет состоять из 12 таких самолетов. В августе этого года сообщалось, что самолет Т-50 получил серийное название (индекс) Су-57.
В свою очередь Бондарев, занимавший в то время пост командующего Аэрокосмическими силами, заявил, что Россия приступила к разработке истребителя шестого поколения как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях.
,«Круизная скорость немного превысит скорость звука» Для чего? Потреблять больше топлива без явного преимущества в скорости по сравнению с дозвуковым полетом? Но в AB это будет гиперзвуковой … конечно
Подозреваю, что они имеют в виду, что могут сверхскорости с помощью сверхзвукового полета без форсажной камеры … что означает дешевый высокоскоростной полет … это означает, что ваш самолет может быстро преодолевать большие расстояния, не тратя топлива, в то время как обычные самолеты должны будут перебираться на полную АБ, что значительно снижает дальность их перехвата и производительность.
LOL им нужна была израильская помощь для маленьких дронов, которые можно найти в каждом супермаркете, и они говорят о бойце 6-го поколения ….. они должны знать, когда прекратить говорить BS.
Если вы думаете, что дроны, которые вы получаете в супермаркете, совпадают с военными дронами, которые продает Израиль, то вы — тот, кто распространяет БС.
Позвольте мне спросить вас, почему Израиль и США потратили огромные деньги и десятилетия времени, чтобы приобрести опыт и возможности в области беспилотных транспортных средств, когда любой придурок с пультами для самолетов для модели самолета с дистанционным управлением, купленный в супермаркете, мог получить эту работу сделано?
Израиль не производит истребителей, но они участвуют в F-35.
Они также были задействованы в индийском Су-30МКИ, значит ли это, что они освоили создание Фланкеров?
Французы делают очень хороших бойцов, но они дороги, потому что США разрушают их рынок настолько, насколько они могут.
Они делают, но не бойцы 5-го поколения, из которых они не разработали ни одного.
Они могли бы легко сделать истребитель 5-го поколения, но денег бы не было, и никто бы не купил его, так как большинство стран уже решили купить истребитель 4 ++ или 5-го поколения.
Зачем тратить деньги на разработку Rafale в качестве истребителя 4-го поколения, который стоит столько же, сколько истребитель 5-го поколения?
Французы не много вкладывают в дроны, но израильские гораздо лучше российских.
Так же, как русские истребители 5-го поколения лучше израильских?
Израильские истребители 5-го поколения боятся S-300 … и разрабатывают утечки топлива … разве это не смешно … они мочатся в своих ангарах … не курят.
Существует БОЛЬШАЯ разница между дроном, подобным орлану 10, и бойцом, способным выполнить миссию самостоятельно.Эти истребители 6-го поколения сегодня были бы гораздо ближе к дрону, чем настоящий истребитель. И цена была бы огромной, чтобы иметь их.
Будущие дроны 6-го поколения, скорее всего, просто дурацкие сопровождающие дроны для пилотируемых истребителей, которые будут работать с бойцом и обеспечат дополнительную мощность оружия, а также приманку и поддержку ESM …
Им не нужно быть намного более изощренными, чем они. теперь … компонент ИИ уже используется в Су-57, у которого есть виртуальный второй экипаж … такое же программное обеспечение может быть применено к существующим UCAV, чтобы они работали в качестве сопровождения дронов… новые двигатели для полета на высокой скорости, и это сделано.
Русские тоже, см. Пост в верхней части страницы Mindstorm
Возможно, скорее наоборот … пилотируемый истребитель с 20-30 беспилотными UCAV для сопровождения его и несения дополнительных систем таинств и самообороны, таких как ракеты, мякина, DIRCM и, конечно, энергетическое оружие.
Судя по тому недавнему сообщению, оно упоминает лазеры и использование направленной энергии в качестве оружия … так что, возможно, сочетание энергетического оружия для атаки и фотонного радара для обнаружения…
Но некоторые источники сообщили, что эта единственная фотография состоит из российской дезинформационной кампании или шутки российского военного сектора, потому что модель на фото «случайно» выпущена — 1/72 Италери Миг-37 «Ферре» или 1 / 48 Тесторов Mig-37 пластиковая модель. писал:
Показанная модель имеет гораздо большую размах крыла, как и следовало ожидать по сравнению с моделью МиГ-37 от Italieri.
Я просто жду, когда всплывают американские фанбои, и утверждаю, что это расположение хвостов очень похоже на дизайн YF-23, который провалился в конкуренции с YF-22.
Лично я думал, что YF-23 был лучше выглядящим самолетом ….
.