Истребитель Киттихок (Curtiss P-40 Kittyhawk)

История создания одного из самых распространенных американских истребителей второй мировой войны восходит к середине 30-х годов. В апреле 1935 года совершил свой первый полет цельнометаллический самолет «Хок-75», близкий по своим техническим данным к советскому И-16. Построенный известной фирмой «Кертисс», истребитель получился удачным и выпускался большой серией (980 единиц) для ВВС США, Англии, Франции, Голландии и других стран.

Когда возникла необходимость в создании новой, более современной машины, фирма пошла по проверенному пути: сохранив в целом удачную конструкцию, самолет оснастили новым двигателем, усилили вооружение. В 1937 году прошли испытания опытной партии истребителей, получивших обозначение Р-37. Хотя они показали хорошие скоростные качества (развили скорость 547 км/ч), от дальнейшего производства их отказались из-за неудачной компоновки.

14 октября 1938 года фирма «Кертисс» начала испытания самолета «Хок-81», представляющего собой вариант «семьдесят пятого» с новым двигателем жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710 мощностью 1160 л. с. Два года спустя, после многочисленных доводок и доработок, его запустили в серийное производство, и истребитель был принят на вооружение ВВС США под обозначением Р-40 «Уорхок».

Сразу после начала второй мировой войны на Р-40 поступили заказы от Франции и Англии. Экспортные варианты «Уорхока» отличались, главным образом, вооружением, а также наименованиями: французы называли их «Хок-81А», а англичане — «Томахок» (последнее название в русской транскрипции звучало как «Томахаук» или «Томагавк»).

В 1941 году появляется модификация самолета Р-40В для американских ВВС и ее английский вариант «Томахок- ПА» с усиленным вооружением (два 12,7-мм пулемета в фюзеляже и два 7,62-мм пулемета в крыле). Вскоре число 7,62-мм пулеметов в крыле увеличивают до четырех (Р-40С), а затем до шести («Томахок-IIB»). Эти машины весьма успешно воевали в Северной Африке против итальянцев, пока там не появились Ме-109Е и Me-109F «люфтваффе».

Р-40В и Р-40С стали первыми вступившими во вторую мировую войну истребителями США: именно этими самолетами была укомплектована авиация ПВО американской базы Перл-Харбор. Однако 7 декабря 1941 года почти все они были уничтожены на земле, не успев подняться в воздух.

Сотня Р-40С была поставлена Китаю, где на них сражались американские летчики-добровольцы. Но с появлением у японцев новых легких истребителей «Уорхоки» стали нести тяжелые потери.

Боевой опыт заставил фирму «Кертисс» срочно искать пути модернизации самолета. К тому времени стало ясно, что «Уорхок» уступает «Мессершмитту» по всем параметрам, кроме времени выполнения виража у земли — 18 с против 22—23 с у Me-109 G.

В мае 1941 года начались испытания капитально модифицированного истребителя, получившего фирменное обозначение «Хок-87А-1». Конструкторы отказались от пулеметов в фюзеляже, а в крыльях разместили шесть 12,7-мм пулеметов. Была существенно улучшена аэродинамика машины, увеличена мощность двигателя. Новый самолет получил индекс P-40D, а в Англии — название «Киттихок» (в нашей стране его именовали «Китти-хаук»). Их было выпущено немного — всего 42 машины, зато следующая модификация Р-40Е («Киттихок-1») строилась огромной серией—3400 единиц. За ней последовала P-40F («Кит-тихок-П») с двигателем «Мерлин-28» мощностью 1300 л. е., выпускавшимся фирмой «Паккард» по английской лицензии. Вариант этого же самолета с двигателем «Аллисон» V-1710-73 (1325 л. с.) получил обозначение Р-40К («Киттихок-Ш»). Некоторые серии этих машин отличались укороченным на 0,5 м фюзеляжем и уменьшенным запасом топлива. Всего было выпущено 1311 P-40F и 1297 Р-40К.

Заключительными моделями самолета стали Р-40М (600 штук) и P-40N (он же «Киттихок IV», 5216 штук), выпускавшийся н 1943 -1944 годах.

К 1944 году самолет Р-40 уже заметно устарел. Конструктивные решения, разработанные еще в 1935 году, за десятилетие исчерпали возможность модернизации. 30 ноября 1944 года с конвейера сошел последний 13 738-й — истребитель семейства Р-40 «Уорхок»—«Киттихок». Правда, к этому времени в разработке находилась еще одна модель — палубный самолет XP-40Q с мотором в 1425 л. с. и скоростью 679 км/ч, но в серию она уже не пошла.

В Советский Союз первая партия истребителей Р-40 прибыла в конце 1941 года. В основном это были уже воевавшие английские «Томахок-ПВ». Ими усилили несколько полков, защищавших Москву. Затем наши ВВС начали принимать «Киттихоки». Часть самолетов переоборудовалась и совершенствовалась уже в нашей стране. Например, на ряде «Киттихоков» на Ленинградском фронте силами инженерно-технической службы американские двигатели «Аллисон» были заменены отечественными ВК 105.

Как уже говорилось, «Киттихок» по основным параметрам уступал своим противникам. К положительным качествам Р-40 следует отнести просторную кабину, неплохой обзор, большой вес залпа (4,4 кг/с против 1,7 кг/с у Me-109G) и высокую живучесть. На «Киттихоках» сражались с нацистами дважды Герои Советского Союза Б. Ф. Сафонов и II. А. Покры-шев, лично сбившие соответственно 30 и 22 самолета противника. Сафонов провел на Р-40 и свой последний бой в мае 1942 года, в котором он сбил два вражеских бомбардировщика и погиб сам.

Всего в СССР, но данным американской печати, было поставлено по ленд-лизу 2095 истребителей Р-40 разных модификаций (195 «Томахок-ПВ», 100 «Киттихок-II», около тысячи «Киттихок-III», остальные — «Киттихок-IV»).

Год выпуска — 1941, взлетная масса 3810 кг, мощность двигателя 1300 л. е., максимальная скорость 585 км/ч (на высоте 6095 м), площадь крыла 21,92 м2. Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов «Кольт-Браунинг».

 В. Ригмант
Моделист-конструктор №2’1990

 

 

 

igor113 — LiveJournal

?

Завершающий на данное время пост с панорамами из музея в Верхней Пышме. Думаю последующее время позволит более плотно прогуляться по российским музеям авиации:-)))

Авиационный музей «Крылья Победы» в Верхней Пышме.
(  смотреть дальше Collapse )

Tags:
  • 2021,
  • l-29,
  • p-40,
  • pby-5a,
  • верхняя пышма,
  • миг-21,
  • миг-24,
  • миг-27,
  • миг-31,
  • музей авиации крылья победы,
  • пе-2,
  • су-17,
  • як-3

И крайний самолет из тех, что мне удалось рассмотреть в музее Верхней Пышмы.

Думаю чуть позже нужно будет еще съездить туда, там появились новые экспонаты. Глядишь и в кабину пустят:-))) а пока: Curtiss P-40E-5 Kittyhawk — американский истребитель времён Второй мировой войны, разработанный корпорацией Curtiss-Wright.
Основой конструкции послужил истребитель «Хок-75» (P-36), выпускавшийся с 1936 года. С 1939 года поступил на вооружение ВВС США. Имел 19 модификаций. В общей сложности фирмой было построено почти 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 вооружённых сил государств мира (в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР). Последний серийный P-40 сошёл с конвейера 30 ноября 1944 года.

Авиационный музей «Крылья Победы» в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по P-40
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальшеCollapse )

Завершающая часть фоторассказа об EAA AirVenture-2005. Основой для нее все также служат фотографии Сергея Рябцева!!

Ошкош-2005 в фотографиях Сергея Рябцева.
(  смотреть дальше Collapse )

Tags:
  • 2005,
  • ad-4,
  • aeroshell team,
  • av-8b,
  • b-17,
  • b-25,
  • beech model 18,
  • c-45,
  • eaa airventure,
  • f-80,
  • f8f,
  • fj-4b,
  • hawker hunter,
  • l-39,
  • na-50,
  • oshkosh,
  • ov-1d,
  • p-40,
  • p-51,
  • spitfire mk ix,
  • t-33,
  • t-34,
  • t-6g,
  • ошкош,
  • пилотажная группа,
  • сергей рябцев

Продолжаем рассматривать фотографии из далекого 2005 года из городка Ошкош, где тогда проходило EAA AirVenture-2005. Сергей Рябцев дал нам возможность увидеть подробно какие самолеты там участвовали и как они это делали. ..

Ошкош-2005 в фотографиях Сергея Рябцева.
(  смотреть дальше Collapse )

Tags:
  • 2005,
  • ad-4,
  • aeroshell team,
  • at-6g,
  • cessna-310,
  • do-24att,
  • eaa airventure,
  • f-16,
  • f-4,
  • f4u,
  • f8f,
  • fm-2,
  • mermaid,
  • na-50,
  • oshkosh,
  • ov-1d,
  • p-38,
  • p-40,
  • p-47,
  • p-51,
  • scaled composites model 316,
  • scaled composites model 318,
  • scaled composites sc311,
  • snj-7,
  • sorrell sns-7,
  • spitfire,
  • t-38,
  • t-6g,
  • tbm-3e,
  • u-3a,
  • ошкош,
  • парашютисты,
  • сергей рябцев,
  • як-11

И вот мы плавно переходим к 27 июля 2005 года. Это пока еще только среда, далеко до выходных и далеко до по настоящему огромного скопления самолетов и людей… Не все могут позволить себе провести тут неделю целиком,но уж прилететь к выходным никто себе отказать в таком удовольствии не может. Хотя США тоже не маленькая страна и с другого края добираться на своем самолете не один час…


Ошкош-2005 в фотографиях Сергея Рябцева.
(  смотреть дальшеCollapse )

Tags:
  • 2005,
  • a-1,
  • b-17,
  • b-25,
  • beech bonanza a36,
  • cessna-400,
  • dc-3,
  • edge 540,
  • extra-300,
  • f-16,
  • f-4,
  • f-80,
  • f4u,
  • f8f,
  • glassic sq2000,
  • grumman g-164,
  • hawker hunter,
  • interstate kadet,
  • l-39,
  • lancair lc41,
  • long-ez,
  • oshkosh,
  • p-38,
  • p-40,
  • p-51,
  • t-33,
  • t-34b,
  • taylorcraft gj,
  • varieze,
  • velocity xl-fg,
  • ошкош,
  • сергей рябцев,
  • як-11

Завершая рассказ об Airpower museum, посмотрим на авиационные двигатели, на общие виды и оставшиеся самолеты, которые не вошли в остальные посты. Музей очень небольшой по площади и поэтому очень плотно и бессистемно уставлен экспонатами. Больше он похож на хранилище….

American airpower museum.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальше Collapse )

Tags:
  • airpower museum,
  • at-6d,
  • cessna-337,
  • f4u,
  • fg-1d,
  • o-2b,
  • p-40,
  • piper pa-32,
  • rotorway scorpion,
  • snj-4,
  • snj-5,
  • t-6,
  • waco,
  • waco upf-7,
  • вертолет,
  • двигатели,
  • двигатель,
  • сергей рябцев,
  • танк

Было выпущено менее 50 P-40D или как они еще назывались Kittyhawk Mk I. Они получили новый двигатель Allison, немного более узкий фюзеляж, измененный фонарь, и улучшенный кокпит, на P-40D убрали носовой пулемет .50 in (12.7 mm), но зато поставили пару таких .50 in (12.7 mm) в каждую консоль.
А наш самолет P-40E или P-40E-1 в большинстве случаев был похож на P-40D, за исключением немного более мощного двигателя и по дополнительному пулемету .50 in (12.7 mm) в каждой консоли, доведя их количество до шести. Некоторые самолеты имели маленькие подкрыльевые держатели для бомб. Поставлялся ВВС Содружества как Kittyhawk Mk IA.


National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год.
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
все,что у меня есть по P-40
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальше Collapse )

Curtiss P-40N Kittyhawk (производился в 1943–44), это последняя серийная версия P-40. Поставлялся в Великобританию как Kittyhawk Mk IV. В общей сложности было построено 553 P-40N. Сохранившиеся самолеты после войны в июне 1948 года переобозначили как ZF-40N.
Sun n Fun-2010

РАФ P-40N


Sun n Fun 2010 , Tampa FL
Музей РАФ и РАФ-2 ч1
Музей РАФ и РАФ-2 ч2
все,что у меня есть по P-40
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальшеCollapse )

Tags:
  • 2010,
  • curtiss,
  • p-40,
  • raf,
  • raf museum london,
  • sun n fun,
  • раф

Вскоре появились обновленные версии P-40: P-40B или Tomahawk IIA имели дополнительные пулеметы . 30 in (7.62 mm) U.S., или .303 in (7.7 mm) в крыле и частично защищенную топливную систему. А P-40C или Tomahawk IIB получили сбрасываемый топливный бак и держатель для бомб, самозатягивающиеся топливные баки и другие небольшие изменения, но дополнительный вес оказал негативное влияние на летные характеристики самолета.


Naval museum, Pensacola Fl ч1
Naval museum, Pensacola Fl ч2
все,что у меня есть по P-40
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальшеCollapse )

Tags:
  • 2014,
  • curtiss,
  • naval aviation museum,
  • p-40,
  • pensacola,
  • музей,
  • пенсакола

У меня осталось много фотографий с Sun n Fun-2014,которые я не могу сгруппировать как то по особенному и разложить по каким то общим признакам,поэтому решил попробовать просто показывать их в порядке создания с описанием изображаемого на них:-)))

Посмотрим,что из этого получится!!!

Sun n Fun 2014
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www. airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальше Collapse )

Tags:
  • 2014,
  • a-4,
  • a-7,
  • ah-1,
  • at-28b,
  • aviat husky a1b,
  • aviat husky a1c,
  • b-17,
  • beech model 18,
  • brokaw bj-520,
  • dc-3,
  • ea-1,
  • eclipse ea500,
  • f4u,
  • ford trimotor,
  • mb-339,
  • p-40,
  • pitts s2c,
  • sb2c,
  • sorrell sns-7,
  • sun n fun,
  • t-28,
  • t-34,
  • t-6,
  • tbm-3e,
  • uh-1

Я показывал экспозицию в подземном ангаре в 2012 году,а сейчас хочу показать все то же самое,но уже из визита в 2014 году и с большим розумением и более качественными фотографиями. Многое будет повторяться,но не все…

China airshow-2014
Музей ВВС Китая 2012 ч.16: экспозиция в подземном ангаре.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
(  смотреть дальшеCollapse )

Tags:
  • 2014,
  • alouette sa318,
  • bell-47,
  • dassault mirage 3a,
  • f-104,
  • h-5,
  • hawk,
  • hj-5,
  • hr-5,
  • ki-48,
  • p-40,
  • rosamonde,
  • sa 316,
  • se 3160,
  • shen hang-1,
  • sokol,
  • uh-1,
  • vought o2u corsair,
  • z-701,
  • и-16,
  • ил-10,
  • ил-28,
  • китай,
  • ла-9,
  • ми-24,
  • музей,
  • ту-2,
  • як-11,
  • як-12

Опять,пока я пытался составить пост про p-40, я обнаружил у себя фотографии нескольких самолетов. Вначале мы посмотрим на летающий p-40 в Ошкоше,потом музей ный экземпляр из Пенсаколы и наконец летающий p-40n-5 ,который удалось увидеть на Сан н Фан.В итоге пост получился длинный ,путанный ,но сил уже переделывать его нет!:-(((

Ошкош 2010
Naval museum, Pensacola Fl
Sun n Fun 2010 , Tampa FL

Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

( остальное под катомCollapse )

Опять,пока я пытался составить пост про p-40, я обнаружил у себя фотографии нескольких самолетов.Вначале мы посмотрим на летающий p-40 в Ошкоше,потом музей ный экземпляр из Пенсаколы и наконец летающий p-40n-5 ,который удалось увидеть на Сан н Фан.В итоге пост получился длинный ,путанный ,но сил уже переделывать его нет!:-(((

Ошкош 2010
Naval museum, Pensacola Fl
Sun n Fun 2010 , Tampa FL

Как всегда использую информацию с сайтов
http://www. airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

( остальное под катомCollapse )

Powered by LiveJournal.com

Неоднозначный «Tomahawk». Кертисс P-40. США

Главная » Книги по истории авиации » Неоднозначный «Tomahawk». Кертисс P-40. США

в Избранноев Избранномиз Избранного 3

Среди истребителей Второй мировой войны самолет Кертисс P-40 занимает особое место. Эта машина начала свой путь в 1937 году с прототипа ХР-37, затем прошла огромное количество модернизаций и заслужила репутацию «рабочей лошадки» у летчиков стран антигитлеровской коалиции, которые воевали на ней вплоть до конца войны. Однако, несмотря на столь долгую боевую жизнь, Р-40 никогда не блистал своими реальными боевыми возможностями.

Летчики и авиационные специалисты отмечали, что этот самолет не был скоростным, отличался малой маневренностью, имел низкую скороподъемность и в целом выглядел на фоне современных ему истребителей устаревшей машиной. Р-40 практически всегда упоминают в числе наиболее неудачных боевых машин Второй мировой войны. Все эти мнения, конечно, имели под собой основания, но правдой также было то, что Р-40 честно послужил своей стране в начальный период войны на Тихом океане, когда его трудно было чем-либо заменить. Р-40 позволили американцам выиграть время в ожидании поступления на вооружение более современных типов истребителей. В руках опытных пилотов, хорошо знающих его достоинства и недостатки, Р-40 мог эффективно использоваться в воздушных боях. Более того, этот самолет оставался в серийном производстве еще долго после запуска в серию более современных, идущих ему на смену истребителей — он стал третьим по числу выпущенных американских истребителей во Второй мировой войне после Рипаблик Р-47 и Норт-Америкэн Р-51.

По меркам Европейского театра военных действий Р-40 устарел уже на момент своего первого полета, и в дальнейшем это положение исправить не удалось. Такие недостатки истребителя, как слабое вооружение, отсутствие протектирования баков и бронирования, отражали типичные для тридцатых годов требования армейского воздушного корпуса США к истребителям. Р-40 был порождением появившейся в это время концепции невысотного истребителя непосредственной поддержки войск. Эта концепция в свою очередь явилась следствием идеи «доминирования бомбардировочной авиации над истребительной». В США не ожидали налетов высотных бомбардировщиков и главной задачей для истребителей считали береговую оборону и непосредственное прикрытие своих сухопутных войск на поле боя. Поэтому упреки в адрес Кертисс не совсем обоснованы, военные получили такую машину, какую заказывали.

Однако его недостатки стали предметом рассмотрения специальной комиссии Конгресса США. В свое время Специальная комиссия Сената по рассмотрению национальных оборонных программ (обычно известная как «комитет Трумэна», который ее возглавлял) особенно критиковала большой объем заказа на производство Р-40, который явно не отвечал требованиям к современному истребителю, а также продолжение его выпуска уже после запуска в серию более современных самолетов. Правда, комиссия признала, что никакого «особенного» лоббирования Кертиссом своего самолета среди официальных лиц выявлено не было.

Но вернемся к началу. История истребителя Р-40 началась в 1937 году, с проработки возможности установки на самолет Кертисс Р-36 («модель 75»), имевшего радиальный двигатель, нового мотора жидкостного охлаждения. Непосредственным предшественником Р-40 стал ХР-37. Планер Р-36 был перепроектирован под двигатель жидкостного охлаждения Аллисон V-1710, в результате чего и появился новый самолет. ХР-37 получил турбокомпрессор конструкции Дженерал-Электрик и сдвинутую в самый хвост кабину пилота.

Было вылущено 13 YР-37 установочной серии, но из-за проблем с турбокомпрессором работы по Р-37 были прекращены — выбрали более простой вариант установки двигателя Аллисон V-1710, непосредственно на планер Р-36.

Учитывая, что истребитель Р-36А с мотором воздушного охлаждения практически не имел никаких резервов развития, конструктор Кертисса Донован Берлин, летом 1937 года предложил армейскому воздушному корпусу установить на десятый серийный Р-36А двигатель с жидкостным охлаждением Аллисон V-1710-19, оснащенный механическим нагнетателем. Этот проект получил внутреннее обозначение «модель 75Р», а армия присвоила ему обозначение ХР-40.

Впервые ХР-40 поднялся в воздух, под управлением Эдварда Эллиота, 14 октября 1938 года. Вооружение новой машины состояло из пары 12,7-мм синхронных пулеметов — стандартное, для американских истребителей тех дней. Под крылом была возможна подвеска шести 9-кг бомб. Под носовой частью фюзеляжа разместили небольшой маслорадиатор. Воздухозаборник одноступенчатого нагнетателя располагался над капотом между стволами пулеметов. На серийных самолетах его заменили на удлиненный канал вдоль большей части капота, что стало характерной чертой первых моделей истребителя. Первоначально радиатор системы охлаждения мотора располагался под фюзеляжем за крылом, но потом его постепенно стали сдвигать вперед, пока он не оказался под двигателем. Таким образом, в носовой части сосредоточили два этиленгликолевых и масленый радиаторы.

При взлетном весе в 2848 кг ХР-40 развивал на высоте 3720 м максимальную скорость до 547 км/ч. Это было выше, чем у «Харрикейна», но меньше, чем у «Спитфайра» и Вf-109Е. Вес пустого самолета составил 2464 кг, максимальный взлетный — 3125 кг. С запасом топлива в 455 л при скорости 478 км/ч самолет пролетал 736 км, а при запасе топлива в 723 л максимальная дальность полета была 1880 км — в два раза больше, чем у «Харрикейна», «Спитфайра» и Вf-109Е.

В конце 1938 года армейский воздушный корпус США планировал резко увеличить свой боевой потенциал, и 25 января 1939-го основным производителям самолетов было предложено представить свои проекты новых истребителей. Армия при этом все еще видела истребитель невысотным самолетом, с небольшой дальностью полета. Среди претендентов на серийный заказ были проекты Локхид ХР-38, Белл ХР-39, Северский/Рипаблик АР-2 и АР-4, и не менее трех проектов Кертисса — Н-75Р, ХР-37 и ХР-42. Хотя ХР-40 уступал в высотных характеристиках истребителям с турбокомпрессором, он был дешевле и мог быть быстро запущен в массовое производство. Кроме того, ХР-40 базировался на планере проверенной машины, уже производящейся серийно.

В результате, 26 апреля 1939 года армия, не устояв перед мнениями консерваторов, заказала 524 серийных истребителя Кертисса, получивших обозначение Р-40 (фирменное наименование «модель 81»). К тому времени это был крупнейший в США заказ на истребитель. Одновременно были заказаны установочные партии истребителей YР-38 и YР-39, а двумя неделями спустя и 13 истребителей YР-43.

Р-40 отличался от ХР-40 только мотором V-1710-33 (С 15) мощностью 1040 л.с. и установкой еще пары крыльевых 7,62-мм пулеметов. Этот истребитель имел довольно чистые, для того времени, аэродинамические формы и даже убираемое хвостовое колесо.

Поставки Р-40 армии начались в июне 1940 года. Три первых серийных истребителя Р-40 использовались для войсковых испытаний, так как обычной установочной партии — Y-серии — контрактом не предусматривалось. В это же время интерес к самолету проявили и зарубежные покупатели. В мае 1940 года ВВС Франции заказали 140 истребителей Н-81А — экспортной модели Р-40.

Только 200 самолетов из первого заказа на истребители Кертисса были закончены в варианте Р-40. Заказ же на 324 оставшихся самолета был отложен, чтобы дать возможность Кертиссу выполнить контракт на поставку 140 Н-81А Франции. В целом, они были идентичны Р-40, за исключением французской градуировки приборов и ручки управления двигателем на «французский» манер. Первый экспортный самолет был облетан 6 июня 1940 г, но до поражения Франции ни один Н-81А туда не попал. Англичане согласились принять французский заказ, дав истребителю обозначение «Томахок-I». (В Советском Союзе его называли «Томагаук», и зачастую слово просто переводилось как «Томагавк».)


Командование ВВС США согласилось задержать приемку Р-40, чтобы максимально быстро осуществить поставки «Томахоков» англичанам. Первый «истребитель прибыл в Великобританию в сентябре 1940 года. Он сохранил 12,7-мм синхронные пулеметы, только крыльевые 7,5-мм пулеметы Браунинг, заказанные французами, были заменены на 7,7-мм пулеметы Браунинг. Настоятельность получение новых истребителей была таковой, что многие из 140 истребителей прибыли с французскими приборами и технической маркировкой.

Однако англичане быстро заключили, что самолет не годится для боевой работы, так как на нем отсутствует бронезащита пилота и протектирование баков. Тем не менее, так как немецкого вторжения ожидали со дня на день, «Томахоки-I» были распределены среди боевых эскадрилий. Вторжение немцев на Британские острова так и не состоялось, и «Томахоки»-I стали в основном использовать для подготовки летчиков. Три истребителя были проданы Канаде, где они использовались в качестве наглядных пособий. А 16 «Томахоки-I» после вторжения Германии в Советский Союз были направлены для ВВС Красной Армии.

Одновременно в Северной Африке на «Томахоки» перевооружили 112-ю эскадрилью, сменившую свои явно устаревшие бипланы Глостер «Гладиатор». Отличительной чертой «Томахоков» 112-й эскадрильи была нарисованная на капоте «улыбка акулы» — позже, также использованная американскими добровольцами в Китае. В ходе боев над пустынью выявился еще один недостаток «Томахоков». Мотор «Аллисон» очень боялся пыли. Пыль оказалась страшнее редких итальянских и немецких истребителей. Из имевшихся машин для полетов было пригодно обычно не более трети.


Стоит отметить, что истребитель Р-40 стал самым массовым самолетом фирмы Кертисс во время Второй мировой войны. Чтобы оценить какими темпами осуществлялось производство Р-40, достаточно сослаться на рост площадей и числа занятых на Кертиссе. В течение 1941 года эта фирма увеличила свои производственные площади в четыре раза. А число занятых на производстве достигло 45000 человек. Для этого были построены два новых завода в Буффало, штат Нью-Йорк, и в Колубусе, штаг Огайо, дополнивших головной завод фирмы в Сент-Луисе, штат Миссури. На подъеме производства военной продукции весь «Кертисс эрплэн дивижион» ежедневно выпускал 60 самолетов.

Очередной модификацией истребителя стал Р-40В. (Обозначение Р-40А было первоначально пропущено, но позже его использовали для самолета Р-40 №40-326, переоборудованного в марте 1942 года на Боллинг-филд в фоторазведчик. ) Р-40В отличался от Р-40 установкой еще одной пары 7,62-мм пулеметов в плоскостях крыла. Двигатель остался V-1710-33. В сентябре 1940 года 131 истребитель Р-40В был заказан армией в рамках отложенного контракта на оставшиеся истребители. Первый Р-40В был облетан 13 марта 1941 года. Вес пустого истребителя новой модификации составил 2543 кг, взлетный — 3333 кг, максимальный — 3458 кг. Из-за большего взлетного веса характеристики несколько снизились: максимальная скорость оказалась 563 км/ч, скороподъемность -14,5 м/с, практический потолок — 9900 м. Нормальная дальность полета составила 1170 км

Модель «Томахок»-IIА была эквивалента американскому Р-40В. Самолет получил бронезащиту, а баки были снаружи обшиты протектором. Они вооружались двумя 12,7-мм синхронными и двумя 7,7-мм крыльевыми пулеметами. Ставилась английская радиостанция.

В рамках первоначального контракта на Р-40 были также выпущены 193 Р-40С. Первый полет Р-40С состоялся 10 апреля 1941 г. Эта модификация также сохранила двигатель Аллисон V-1710-33, но топливная система была изменена — запас горючего довели до 607 л, было улучшено и протектирование баков, установили новую радиостанцию. Эти доработки вновь привели к дальнейшему росту веса самолета и, соответственно, к снижению летных характеристик. Максимальная скорость упала уже до 552 км/ч на высоте 4575 м, а скороподъемность до 13,5м/с.

«Томахок»-IIВ был в целом аналогом американского Р-40С. В крыле ставились четыре 7,7-мм пулемета Браунинг. Всего в четырех сериях было выпущено 930 машин этой модели. 100 из них были отправлены в Китай. «Томахоки-IIВ» использовались Королевскими ВВС и ВВС ЮАР в Северной Африке, начиная с 16 июня 1941 года.

После нападения немцев на Советский Союз в июне 1941 года, 195 «Томахок-IIВ» было направлено в СССР. Некоторые напрямую из США, другие — из резерва Королевских ВВС, так как ожидать немецкого десанта на Британские острова уже не приходилось. Эти «Томахоки» использовались в боях под Москвой и Ленинградом, начиная с октября 1941 года. Именно Р-40 стали первыми американскими самолетами, вступившими в бой на Восточном фронте.

В ноябре 1941 года несколько Р-40С было продано туркам, с целью сохранения их нейтралитета — турки принимали тогда боевые самолеты и от союзников, и от стран «оси».

«Томахок-II» стал активно применяться англичанами в Северной Африке с октября 1941 года. Эти истребители в основном занимались штурмовкой отступающих немецких и итальянских частей. Способность «Томахока» выдерживать при этом тяжелые повреждения от огня противника была крайне высока.

На малых высотах «Томахок» имел некоторое превосходство над Мессершмиттом Вf-109, но это преимущество быстро таяло с набором высоты более 4500 м. Хотя самолет в целом уступал «Мессершмитту», в руках опытных пилотов это был грозный истребитель. К примеру, винг-командер Клив Кэлдвилл одержал в боях на «Томахоке» свыше 20 побед. Но все-таки стоит отметить, что в начале войны «Томахокам» приходилось чаще встречаться с устаревшими бипланами Фиат GR-42 или с монопланами переходного типа Фиат G-50, из состава итальянских ВВС. Гораздо труднее Р-40 приходилось в боях с истребителями Макки С-202 «Фольгоре».

100 «британских» «Томахоков-IIВ» были переброшены в Китай, где поступили на вооружение группы американских добровольцев — знаменитых «Летающих тигров». Именно «Летающим тиграм» Р-40 во многом обязан своей славе. Еще в ноябре 1940 года, вновь назначенный бригадный генерал китайской армии Клэйр Ченнолт, отправился в США для набора пилотов-добровольцев. Группа американских добровольцев была официально создана в августе 1941-го. Одновременно генерал Ченнолт заказал у правительства США 100 истребителей Р-40. К моменту нападения на Перл-Харбор уже около 80 американских пилотов-добровольцев находилось в Китае на базах в Кунминге и Мингаладоне. Несмотря на распространенное мнение, американские добровольцы пошли в бой уже после Перл-Харбора. Как уже говорилось, знаменитая «улыбка акулы», нарисованная на капотах их машин, повторяла раскраску «Томахоков» 112-й эскадрильи Королевских ВВС.

Первый свой боевой вылет «Летающие тигры» совершили 20 декабря, сбив шесть из десяти перехваченных бомбардировщиков японцев. Когда же «Тигры» столкнулись с японскими «Зеро», американские добровольцы сначала недооценили маневренности японского самолета и потеряли в итоге двух пилотов. Вскоре стало ясно, что с японским самолетом не следует тягаться в маневренности и наборе высоты, а следует использовать лучшую скорость и пикирующие качества Р-40. Наиболее эффективной тактикой против «Зеро» стало пикирование и быстрый выход из боя. При этом Р-40 приобрел репутацию прочного, живучего самолета, позволявшего, многим пилотам возвращаться домой после получения серьезных боевых повреждений.

В мае 1941 года на сборочные линии Кертисса поступила новая модель — Р-40D. Главным ее отличием стало использование нового двигателя Аллисон V-1710-39 мощностью 1150 л.с. Этот двигатель первоначально предназначался для опытного истребителя ХР-46, но армейский воздушный корпус США решил не останавливать производство Р-40, а модифицировать серийный самолет. Предложение доработать Р-40 по образцу Р-46 поступило 10 июня 1940 года, и Кертисс согласилась использовать новый мотор. Проект получил официальное обозначение Р-40D. Так как Р-40D серьезно отличался от предыдущих моделей Р-40, то на Кертисс он носил новое обозначение «модель 87».

Еще до выпуска первого Р-40D, англичане в мае 1940 г заказали 560 самолетов этой модели. Изменения в планере и двигателе привели к смене названия — теперь самолет окрестили «Киттихок»-1. Но о нем и применении Р-40 в Советском Союзе в следующей статье.

Источник — https://topwar.ru/83769-neodnoznachnyy-tomahawk.html

Кертисс P-40N Уорхок | Музей авиации

Curtiss P-40 устарел к началу Второй мировой войны и, несмотря на постоянные улучшения, так и не смог сравниться с возможностями своих противников. Но у него было одно бесценное преимущество: он был доступен и эффективно производился серийно, когда это было больше всего необходимо. Это было эффективное оружие, когда использовались его сильные стороны: пикирующие передачи и быстрый уход без участия в поворотном воздушном бою с более проворными противниками. На истребителе Curtiss летали США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Свободная Франция, Южная Африка и Россия, и он служил на всех театрах военных действий. Самым известным подразделением P-40, несомненно, была Американская добровольческая группа (AVG), более известная как «Летающие тигры», которая имела большой успех в полетах этого типа в Китае в начале 19-го века.42.

Созданный на основе серии Curtiss P-36 и впервые совершивший полет в 1938 году, P-40 производился до 1944 года, когда было поставлено почти 14 000 всех моделей. Британцы называли его Tomahawk (модели B и C) и Kittyhawk (модели D и E). Версии от F до R были известны как Warhawks на вооружении США. Модель N имела уменьшенный запас топлива и усиленную броню, а также другие незначительные системные изменения по сравнению с ее предшественниками. Он был вооружен четырьмя пулеметами калибра .50 и мог нести одну 500-фунтовую и две 100-фунтовые бомбы.

Музейный P-40N-30 может иметь наименьшее время полета среди всех сохранившихся боевых самолетов. Он был доставлен прямо с завода Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк, на склад недалеко от Тусона, штат Аризона, в 1945 году, налетав всего 60 часов. Позже он несколько лет выставлялся в Гриффит-парке в Лос-Анджелесе, пока известный пилот кино Фрэнк Таллман не приобрел его и не одолжил истребитель Аэрокосмическому музею Сан-Диего. Дуг Чамплин купил P-40 в 1972 году и полностью восстановил его Диком Мартином в Карлсбаде, штат Калифорния, в 1919 году.79. Выбраны опознавательные знаки полковника Фила Колмана из китайско-американского составного крыла. Самолет был назван в честь популярной застольной песни армейских ВВС «Дочь О’Рейли».

Серийный номер:

44-4192

Регистрация:

NL10626 / 44-4192

WingsPan:

37,34 фута

Длина:

33-футов

6000 фунтов

Вес брутто:

8 850 фунтов

Максимальная скорость:

378MPH

Круиз Скорость:

288MPH

Электростанция:

ALLISON V-1710-81 Curtiss P-40 устарел к началу Второй мировой войны и, несмотря на постоянные улучшения, так и не смог сравниться с возможностями своих противников. Но у него было одно бесценное преимущество: он был доступен и эффективно производился серийно, когда это было больше всего необходимо. Это было эффективное оружие, когда использовались его сильные стороны: пикирующие передачи и быстрый уход без участия в поворотном воздушном бою с более проворными противниками. На истребителе Curtiss летали США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Свободная Франция, Южная Африка и Россия, и он служил на всех театрах военных действий. Самым известным подразделением P-40, несомненно, была Американская добровольческая группа (AVG), более известная как «Летающие тигры», которая имела большой успех в полетах этого типа в Китае в начале 19-го века.42.

Созданный на основе серии Curtiss P-36 и впервые совершивший полет в 1938 году, P-40 производился до 1944 года, когда было поставлено почти 14 000 всех моделей. Британцы называли его Tomahawk (модели B и C) и Kittyhawk (модели D и E). Версии от F до R были известны как Warhawks на вооружении США. Модель N имела уменьшенный запас топлива и усиленную броню, а также другие незначительные системные изменения по сравнению с ее предшественниками. Он был вооружен четырьмя пулеметами калибра .50 и мог нести одну 500-фунтовую и две 100-фунтовые бомбы.

Музейный P-40N-30 может иметь наименьшее время полета среди всех сохранившихся боевых самолетов. Он был доставлен прямо с завода Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк, на склад недалеко от Тусона, штат Аризона, в 1945 году, налетав всего 60 часов. Позже он несколько лет выставлялся в Гриффит-парке в Лос-Анджелесе, пока известный пилот кино Фрэнк Таллман не приобрел его и не одолжил истребитель Аэрокосмическому музею Сан-Диего. Дуг Чамплин купил P-40 в 1972 году и полностью восстановил его Диком Мартином в Карлсбаде, штат Калифорния, в 1919 году.79. Выбраны опознавательные знаки полковника Фила Колмана из китайско-американского составного крыла. Самолет был назван в честь популярной застольной песни армейских ВВС «Дочь О’Рейли».

Серийный номер:

44-4192

Регистрация:

NL10626 / 44-4192

WingsPan:

37,34 фута

Длина:

33-футов

6000 фунтов

Вес брутто:

8 850 фунтов

Максимальная скорость:

378MPH

Круиз Скорость:

288MPH

Электростанция:

Allison V-1710-81 12-й циклический -40 Уорхок

Если вы читаете это, значит ваш браузер не поддерживает элемент ‘video’. Попробуйте использовать элемент «объект», указанный ниже на странице.

Если вы видите элементы управления видео, но видео не воспроизводится, нажмите на ссылку ниже.

Обзор видео P-40

Curtiss P-40 был рабочей лошадкой, как и Hawker Hurricane, и служил почти на каждом театре военных действий Второй мировой войны. Как восхваляемый, так и поносящийся, факт остается фактом: он принял на себя основную тяжесть воздушной войны на многих фронтах сражений. Из-за отсутствия надежного нагнетателя 1 он был разработан как средневысотный истребитель, что делало его характеристики менее чем желательными. По сравнению с Mitsubishi Zero и Messerschmitt BF 109, он практически уступал в классе, как только сходил с конвейера. Тем не менее, он был доступен в большом количестве, и его недостатки частично компенсировались его послушными летными характеристиками и прочностью, которые позволяли ему выдерживать значительные нагрузки.

Разработанный на базе Curtiss P-36 Hawk, первый полет XP-40 состоялся 14 октября 19 г. 38, и в нем было мало улучшений по сравнению с P-36, за исключением обтекаемой носовой части с установкой рядного двигателя Allison V-1710. Фактически прототип был построен из десятого планера Р-36А. Поскольку он был легко доступен для массового производства, он был выбран вместо Lockheed XP-38 и Bell XP-39 во время соревнований по преследованию ВВС США, состоявшихся 25 января 1939 года. Стоимость также была фактором. P-40 стоил около 53 000 долларов, P-39 — 71 000 долларов, а P-38 — 126 000 долларов. 2 Однако в тот же день была одобрена покупка по тринадцать YP-38 и YP-39.

XP-40 не разрабатывался как высотный истребитель

В начале 1930-х годов для США не предвиделась перспектива высотной атаки. В 1931 году характеристики бомбардировщика и самолета-преследователя были примерно на одном уровне, а бомбардировщик Boeing B-9 был быстрее любого другого бомбардировщика в мире. Это было так быстро, что существующим американским истребителям было трудно его перехватить. Б-9имел максимальную скорость 188 миль в час (302 км/ч), в то время как самолет-преследователь Boeing P-12E имел скорость 189 миль в час (304 км/ч), а Curtiss P-6E Hawk мог развивать скорость 197 миль в час (317 км/ч). ) только в идеальных условиях. Когда 20 марта 1932 года Boeing P-26 Peashooter совершил свой первый полет, он мог развивать скорость более 320 км/ч, но у него все еще была открытая кабина и фиксированное шасси. P-26 устарел с появлением Martin B-10, который имел закрытую кабину с убирающимся шасси и максимальную скорость полета 234 миль в час (377 км / ч). Так продолжалось до тех пор, пока Северский Р-35 не выиграл чемпионат 19-го века.35 конкурса по проектированию истребителей, что самолеты-преследователи приближались к скорости 300 миль в час. Это сделало очевидным, что стратегия USAAC устарела, в которой упор делался на прибрежную оборону и наземную атаку, а Bell P-39 Airacobra и P-40 задумывались как маловысотные самолеты для наземных операций поддержки. Это не означает, что стратегия США была совершенно неправильной, потому что, когда началась Вторая мировая война, Boeing B-17 Flying Fortress был единственным доступным стратегическим бомбардировщиком, когда война началась. 3 Итак, в мае 1939 года, когда ветер войны приблизился, армия заказала 524 серийных P-40, что на тот момент было самым крупным производственным заказом на истребитель США на общую сумму почти 13 миллионов долларов. В результате в начале Второй мировой войны P-39 и P-40 составляли более половины истребителей USAAF, отправленных за границу. 4 Однако к июлю 1943 года, когда поставки превосходящих истребителей увеличились, в июле 1945 года в строю оставалась только одна группа Р-40.

У модифицированного Curtiss XP-40 радиатор был перемещен из хвостовой части фюзеляжа в носовую часть.
Корни P-40 восходят к 1924 году, когда знаменитые истребители Curtiss Hawk были лучшими самолетами-истребителями в США. В 1933 году, после того как Curtiss Model 66 проиграл Boeing P-26 во время полета USAAC, Curtiss был полон решимости сохранить свое доминирующее положение в качестве подрядчика армейской авиации и нанял Донована Р. Берлина в качестве нового главного инженера Curtiss. Берлин ранее работал в Douglas и Northrop, двух фирмах, которые были на переднем крае проектирования самолетов. Получилась Модель 75. Первоначально от Модели 75 отказались в пользу Северского Р-35, но в 1937 Curtiss получила контракт на поставку 210 самолетов Model 75, получивших обозначение P-36A, что стало крупнейшим заказом американских военных самолетов со времен Первой мировой войны. Затем планер Model 75 был адаптирован как XP-37 с двигателем Allison V-1710-11 с турбонагнетателем General Electric. Для оценки было заказано тринадцать YP-37, но нагнетатель оказался проблематичным и мог загореться. Из-за проблем с надежностью наддува в конечном итоге было решено, что XP-40, Curtiss Hawk, Model 81, будет использовать Allison V-1710-19 мощностью 1160 л.с. (865 кВт).двигатель с механическим нагнетателем. Хотя рядный двигатель обеспечивал лучшую обтекаемость, большую мощность на единицу лобовой площади и лучший удельный расход топлива, чем радиальные двигатели с воздушным охлаждением сопоставимой мощности, номинальная высота двигателя Allison составляла всего около 12 000 футов, что делало бой на высоте более 15 000 футов невозможным. . Учитывая ограниченность технологий того времени и устаревшую стратегию самолетов-преследователей, достижения P-40 становятся еще более примечательными.

В 1939 Закон о национальной обороне предусматривал наличие 5 500 самолетов для авиационного корпуса, но в мае 1940 года президент Рузвельт увеличил общее количество самолетов до 50 000, что в то время считалось невероятно оптимистичным числом. 5 В первые годы войны P-40 составляли большую часть заказов на самолеты, при этом Великобритания и Франция также заказывали P-40 для борьбы с немецкими люфтваффе, но в случае Франции поставки пришлись слишком поздно, и их P-40 были переданы Королевским военно-воздушным силам под названием «Томагавки». Точно так же устаревшие военно-воздушные силы Советского Союза плохо себя чувствовали в руках немцев, и туда также были отправлены Р-40. P-40 стал третьим по количеству производимых в Америке истребителей во время Второй мировой войны после P-51 и P-47, было построено 13 738 P-40. 6 * К концу войны в США было произведено более 300 000 самолетов.

Р-40 на вооружении

В 1939-40 годах для USAAC было построено 197 P-40, и еще больше было продано за границу в Великобританию и Францию. Однако Франция капитулировала до того, как они приняли поставку, и 140 самолетов были переданы ВВС Великобритании и обозначены как Tomahawk Mk. I. Томагавк Мк. IA и IB несли два пулемета Browning калибра .303 вместо пулеметов калибра .30, установленных на машинах USAAF. Он сохранил стандартное синхронное вооружение из двух пулеметов калибра .50 в носовой части.

Типы P-40 и конструкция

P-40 имел относительно простую конструкцию и был необычным для своего времени полностью убирающимся хвостовым колесом, но один из самых значительных шагов в развитии P-40 произошел в 1941 году, когда британский Rolls-Royce Merlin 28 Двигатель с одноступенчатым двухскоростным нагнетателем был установлен на планере Kittyhawk I для улучшения его высотных характеристик. Curtiss H-87-D, или XP-40F, как тогда стали называть прототип с двигателем Merlin, имел мощность 1300 л.70 кВт) на взлете и 1120 л.с. (835 кВт) на высоте 18 500 футов (5640 м), что предлагало значительные улучшения по сравнению с более ранними моделями и обеспечивало максимальную скорость 373 миль в час (600 км / ч). Это было немного уменьшено в YP-40F, который, как и более поздние варианты, имел Merlin V-1650-1 производства Packard и измененное охлаждение, при этом воздухозаборник над капотом был встроен в воздухозаборник радиатора. Полная масса увеличилась до 9870 фунтов (4475 кг).

Первое серьезное изменение в конструкции произошло с P-40D, модель H-87-A2. Он был оснащен укороченным двигателем Allison V-1710-39 мощностью 1150 л.с.двигатель с внешним редуктором, поднявшим линию тяги и укоротившим общую длину на 6 дюймов. Уменьшено сечение фюзеляжа и укорочено шасси. Радиатор увеличили в размерах и немного сдвинули вперед. Носовые орудия были сняты, а в крыльях разместили четыре пулемета калибра . 50. Были условия для внешнего топливного бака по центральной линии или 500-фунтовой бомбы. Полная масса увеличилась до 8670 фунтов, а максимальная скорость была опубликована как 360 миль в час. Однако скороподъемность и потолок по-прежнему были относительно низкими.

После экспериментов по уменьшению лобового сопротивления в 1943 году на Р-40К-10-ЦУ, у которого «борода» радиатора была снята с крыльевых установок, и улучшении заднего обзора путем установки «пузырькового» фонаря на стандартном Р-40Л, Была инициирована программа «очистки», в результате которой остался единственный XP-40Q. С двигателем Allison V-1710-121 мощностью 1 425 л. кончики крыльев. Был установлен четырехлопастный винт и установлен впрыск воды. При весе всего 9000 фунтов (4080 кг) XP40Q развил максимальную скорость 422 миль в час (680 км / ч). Это все еще было меньше скорости, достигнутой современными серийными P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt, а XP-40Q не пошел в производство.

Летающие тигры

Многие американские пилоты-добровольцы летали от имени Великобритании, Советского Союза и Китая до того, как Соединенные Штаты вступили в войну. Оснащенная P-40 группа, известная как «Летающие тигры» из-за их уникально окрашенных самолетов, помогала китайцам в их борьбе против японцев в 1919 г.42. Позже эта группа стала частью собственно ВВС США, и после этого P-40 широко использовались в Тихом океане.

Летающие тигры переняли маркировку рта акулы от Томагавков британской 112-й эскадрильи.
(Фото: Американский музей авиации)

В середине 1941 года генерал Клэр Шенно начал вербовку в свою добровольческую группу, более известную как «Летающие тигры», для борьбы с японцами из Китая, для чего было заказано сто P-40 для покупки за счет займа у правительства США. Фактически было поставлено 90 самолетов, в основном P-40B, чего хватило на три эскадрильи плюс несколько запасных частей. На момент вступления США в войну в группе добровольцев было восемьдесят американских пилотов, и вскоре после прибытия в Куньмин P-40 пролили первую кровь: шесть из десяти атакующих японских бомбардировщиков были уничтожены двумя эскадрильями AVG на 20 декабря. Американских потерь по этому поводу не было, но третьей эскадрилье, оставленной в Мингаладон, Бирма, повезло меньше, и она потеряла двух пилотов при первом перехвате 23 декабря 19.41. Американские пилоты недооценили маневренность легких истребителей Mitsubishi Zero и не смогли извлечь выгоду из их превосходной скорости и способности пикировать. Вскоре стало главным правилом, что P-40 всегда должен избегать смешивания его по отдельности с японским истребителем из-за меньшей скороподъемности и маневренности машины Curtiss, но P-40 подтвердил репутацию прочного самолета, который он уже приобрел с истребителем. RAF на Ближнем Востоке и его броневая защита спасли многих пилотов AVG в последующих боях.

И в «Летающих тиграх» в Китае, и в эскадрильях Королевских ВВС на Ближнем Востоке P-40B были заменены на P-40E. После непрерывной эксплуатации к марту 1942 года количество AVG сократилось примерно до двадцати P-40B, когда около тридцати P-40E были переправлены в Китай по воздуху из Аккры в Африке. Улучшенные характеристики, предлагаемые этими более мощными P-40, оказались чрезвычайно ценными против Zero, которые были представлены на китайском театре военных действий в 1940 году. Потенциал штурмовика P-40E также был намного выше. Пилоты AVG прибегали к 30-фунтовым. зажигательные и осколочные бомбы в сигнальных шахтах их Р-40Б, но было сомнительно, не было ли это более опасным для атакующих, чем для атакуемых. Но некоторое указание на возможности Р-40 в надежных руках дает тот факт, что с момента его появления в декабре 1941 до 4 июля 1942 года, когда она была поглощена ВВС США, AVG официально приписали уничтожение 286 японских самолетов за потерю восьми пилотов убитыми в бою, двух пилотов и одного командира экипажа убитыми во время наземной атаки и четырех пилотов не хватает. Лучшему пилоту AVG Роберту Х. Нилу приписывают уничтожение шестнадцати самолетов противника на P-40, а восемь других пилотов одержали десять или более побед.

Характеристики: Curtiss P-40 Warhawk Размеры: P-40
Модель H81 P-40E
Модель H87-B2 P-40L
Модель H87-B3 Размах крыла: 37 футов 3-1/2 дюйма (11,35 м) 37 футов 3-1/2 дюйма (11,35 м) 37 футов 3-1/2 дюйма (11,35 м) Длина: 31 фут 8-1/2 дюйма (9,65 м) 31 фут 2 дюйма (9,49 м) 31 фут 2 дюйма (9,49 м) Высота: 10 футов 7 дюймов (3,22 м) 10 футов 7 дюймов (3,22 м) 10 футов 11 дюймов (3,32 м) Вес: Пусто: 5376 фунтов (2439 кг) 6350 фунтов (2880 кг) 6480 фунтов (2939 кг) Брутто: 6787 фунтов (3079 кг) 8280 фунтов (3756 кг) 8080 фунтов (3665 кг) Макс. Т/О: 7215 фунтов (3273 кг) 9 200 фунтов (4 173 кг) 8900 фунтов (4037 кг) Производительность: Максимальная скорость: 357 миль/ч (575 км/ч) 366 миль/ч (589 км/ч) 370 миль/ч (595 км/ч) Потолок: 32 750 футов (9 982 м) 29 000 футов (8 839 м) 36 000 футов (10 973 м) Диапазон: 950 миль (1529 км) 350 миль (563 км) 300 миль (483 км) Максимальный диапазон: 1400 миль (2253 км) 950 миль (1529 км) 1375 миль (2213 км)

Curtiss P-40 Warhawk — Самолет Flying Tigers ‘Shark-Mouth’

Стивен Шерман, апрель 2002 г. Обновлено 24 января 2012 г.

P-40 был рабочей лошадкой союзников. авиационный арсенал вплоть до 1944 года. Возможно, это было не так «жарко», как более поздние конструкции, но это была добротная конструкция, основанная на более раннем Р-36, в паре с двигателем Allison V-1710, который Кертис смог произвести в большие числа. Как выяснил Клер Шенно в Китае, Р-40 был тяжелее, быстрее и прочнее японских истребителей, их тоже. При правильном обращении и на высоте менее 15 000 футов это было смертельно опасно.

Полковник (впоследствии генерал Клэр Ли Шенно) был в Китае с середине тридцатых годов. Ярый сторонник «преследования» (поскольку истребители назывались тогда), в армейских ВВС преобладали стратегические бомбардировщики теоретиков, он оттолкнул многих из своего начальства. Но в Китае, оснащенный с P-40, он разработал базовую тактику истребителя, которую американцы летчики использовали на протяжении всей войны.

Японские самолеты, использовавшиеся над Китаем, были намного маневреннее, чем его «Уорхоки», преимуществом которых была скорость в пикировании, превосходили огневая мощь и лучшая способность поглощать боевые повреждения. Шено работал внедрить и задокументировать соответствующую тактику, которая извлекла выгоду из относительные силы американских истребителей: перехватить, совершить пикирование пройти, избегать воздушных боев и нырять, когда в беде. Это осталось основная доктрина истребителей США на протяжении всей войны на Тихом океане.

Американская добровольческая группа Шенно, широко известная как «Летучий «Тигры» с большим успехом летали на своих P-40B и P-40C против Японский самолет.

Джоэл Пэрис был асом P-40 в составе 49-й истребительной группы в Юго-западная часть Тихого океана. В Огонь в небе: Воздушная война в южной части Тихого океана , он так описывает свое мнение о Р-40:

Я никогда не чувствовал себя гражданином второго сорта в П-40. Во многих отношениях я думал, что Р-40 был лучше, чем более современные бойцы. У меня было чертовски много времени в P-40, вероятно, около тысяч часов. Я мог заставить его сесть и поговорить. Это был неумолимый самолет. У него были ужасные характеристики срыва. … Если бы вы знали, что делаете, вы могли бы драться с японцем даже условия, но вы должны были заставить его бороться на вашем пути. Он мог переиграть вас в медленная скорость. Вы могли обогнать его на высокой скорости. Когда вы попали в повернув с ним драку, ты опустила свой нос, чтобы сохранить увеличив скорость, вы могли бы обогнать его. На низкой скорости он мог обогнать тебя из-за этих больших элеронов. Они были похожи на двери сарая на Зеро. Если бы ваша скорость превышала 275, вы могли бы обогнать его. Его большие элероны не было сил делать скоростные броски…
Ты тоже можешь толкать вещи. Потому что ты знал одно: если ты решил пойти домой, вы могли бы пойти домой. Он не мог, потому что ты мог обогнать его. Он не мог выйти из боя, потому что ты был быстрее. Что оставил вас контролировать бой. Имейте в виду: P-40 был прекрасным бойцом самолет.

Роберт ДеХейвен, ас с 14 убийствами, также в составе 49-го FG, забил десять из своих убивает в Р-40.

Британцы также использовали Р-40, называемые Томагавк и Киттихаук, особенно на Североафриканском и Средиземноморском театрах военных действий.

P-40

Многие истребители используют рядные двигатели с водяным охлаждением для преимущество, в 1938 году компания Curtiss-Wright решила адаптировать свою модель P-36 Hawk к Allison 1710 с двигателем мощностью 1160 л.с. Обозначается XP-40, прототип был просто Р-36 с рядным двигателем; это заняло первый полет в октябре 1938 г. Из орудий он нес только пару 30 калиберные пулеметы, не редкость для конца 1930-х годов, но тщедушные, как Развернулась Вторая мировая война.

Армия быстро выбрала самолет Curtiss для производства, заказ 524 в 1939, самый крупный заказ на американский истребитель на тот момент время. При 13 миллионах долларов каждый стоил 25 000 долларов.

P-40B

Еще до вступления Америки в войну стало очевидно, что больше требовалось мощное вооружение, завод Buffalo приступил к оснащению Р-40Б с четырьмя (крыльевыми) 30 калибра и двумя (носовыми) пулеметы 40 калибра. Модель «B» также представила бронирование кабины. С приближением войны 107 «Уорхоков» (P40 и P-40B) выдвинулись на фронт. Филиппины к 19 декабря41. Натиск японцев застал их врасплох ничего не подозревая, а через четыре дня осталось только 22 человека. Базз Вагнер из 17-й эскадрильи преследования был одним из немногих американцев, добившихся успеха в те мрачные дни на Филиппинах. На Р-40 Вагнер сбил 5 японских самолетов. перед эвакуацией в Австралию в январе 1942 г.

Сохранение ранних моделей P40, некоторые из которых изначально предназначались для Поставка англичанам по ленд-лизу, как «Томагавков», так и прочих наспех отправлен в Китай для AVG, сложно. По сей день споры ярость по поводу версии Flying Tigers: это был P-40B или P40C?

Р-40С

Самогерметизирующиеся топливные баки отличали этот вариант, более 900 ушло на вооружение. Британский, для использования в Северной Африке. USAAC получил 193. Самый медленный из всех моделей P-40 максимальная скорость P-40C составляла всего 345 миль в час (некоторые источники говорят 328). Над Египтом «Томагавк IIB» не ровня Bf-109E и вскоре был переведен в штурмовики.

П-40Д

Профиль P-40D, отмеченный более глубоким подбородочным радиатором, заметно отличался. из более ранних версий. Curtiss также заменил четыре крыльевых орудия. на более тяжелые типы 50 калибра, и избавились от носовых орудий — и с ними необходимость сквозного синхронизирующего механизма. С более мощный Allison 1710-39, P-40D мог развивать скорость 362 мили в час по уровню полет.

Британцы получили большую часть моделей «D» и отличились их от более ранних «Томагавков» с названием «Киттихаук».

П-40Е

2320 P-40E сошли с производственных линий Curtiss, в основном в 1942 году. Продолжая тенденцию к увеличению массы, он нес шесть 50 калибров. пулеметы в крыльях, в конечном итоге самое распространенное вооружение Американские истребители во Второй мировой войне. Две трети из них получили обозначение Kittyhawk Mk. IA, отправился в RAF, RCAF, RAAF и RNZAF.

П-40Ф

Поскольку вес Warhawk увеличился почти до 9000 фунтов, Кертисс установили на планер Р-40 мощный двигатель Merlin. прототип, XP-40F, достиг максимальной скорости 373 миль в час. Неизбежно, серийная версия P-40F весила еще больше (9870 фунтов) и скорость упала до 364 миль в час.

П-40К

Начиная с августа 1942 года, Curtiss-Wright производила «К», который включил последний двигатель Allison, 1710-73, мощностью 1325 л.с. В остальном «К» была похожа на «Е».

P-40L

Это была урезанная версия P-40F, получившая название «Цыганская роза». Lee», с двумя пушками, броней и небольшим количеством топлива, удаленным для уменьшения веса. усилия только увеличили скорость на 4 мили в час по сравнению с моделью F. 720 были произведено.

P-40M

Двигатель Allison 1710-81, развивавший скорость 1360 миль в час, приводил в движение P-40M. Было произведено 600 штук, в основном поставлено в Королевские ВВС.

P-40N

Последний Warhawk, P-40N, был запущен в производство в конце 1943 года; в итоге было построено 5000 штук. Работает на Allison 1710-99, «Н» мог развивать скорость 378 миль в час, по крайней мере, в облегченном раннем выпуске блоки. Но вес был увеличен, и типичные P-40N превзошли все ожидания. на скорости 350 миль в час.

  Производство Скорость Вооружение Двигатель и производительность Масса Другое
Вариант Свк. Дел. # Построен миль в час 8 мм 12,7/13 мм Бомба л.с. Двигатель (Производитель/Номер) Подъем фут/мин Потолок FT Рнг Ми. Доп. кольцо Пустой вес. фунт Загруженный вес. Макс.Вес. фунт Экипаж # англ. Другое имя Изм.
Р-40 июнь 40 340 357 2 2   1 090 Эллисон V-1710-33 3 080 32 570 800   5 376 6 787 7 215 1 1 Томагавк I  
П-40Б март 41 241 352 4 2   1 090 Эллисон V-1710-33 2 860 32 400 730 1 230 5 590 7 326 7 600 1 1 Томагавк IIA  
Р-40С апрель 41 1 123 345 4 2   1 090 Эллисон V-1710-33 2 650 29 496 730 945 5 812 7 459 8 058 1 1 Томагавк IIB  
П-40Д Май-41 582 362   4 500 1 150 Эллисон V-1710-39 2 200 29 000 650 850 6 350 8000 8 670 1 1 Киттихаук I англ. +, крыльевые пушки
П-40Е сен-41 2 320 362   6   1 150 Эллисон V-1710-39 2 100 29 000 650 1 400 6 350 8 280 9 200 1 1 Киттихаук IA +2 пистолета
П-40Ф Декабрь 41 1 560 364   6   1 300 Паккард V-1650-1 2 100 34 400 700 1 500 6 590 8 500 9 350 1 1 Киттихаук II новый англ.
П-40К авг. 42 1 300 362   6 500 1 325 Эллисон V-1710-81 2 300 38 158 350 1 600 6 400 8 400 10 000 1 1    
П-40Л Январь 43 720 368   4 500 1 300 Паккард V-1650-1 2 300 38 158 350   6 340 8 250 9 100 1 1 Джипси Роуз Ли зачищенный
П-40М ноябрь-42 600 362   6 500 1 200 Эллисон V-1710-18 2 300 38 158 350 1 600 6 400 8 400 10 000 1 1 Киттихаук III  
П-40Н март 43 5000 350   6 500 1 325 Эллисон V-1710-81 2 120 31 000 750 1 080 6000 8 350 11 400 1 1 Киттихаук IV конструкция,колеса

Америка Hundred Thousand , by Francis H. Dean

Эта книга охватывает Подробно об одиннадцати типах истребителей США, произведенных только что до и во время Вторая мировая война — общий объем производства чуть более 100 000 штук. самолет.

Крытый армейский Lockheed P-38 Молния, P-39 Airacobra, Curtiss P-40 Tomahawk/Kittyhawk/Warhawk, P-47 Thunderbolt, североамериканский P-51 Mustang, Northrop P-61 Black Widow и F2A ВМФ — Buffalo, F4F — Уайлдкэт, F4U — Корсар и F6F — Истребители «Хеллкэт». Текст дополнен более чем 650 фотографии и 200 таблиц и графиков. Данные о производстве истребителей также включены.

После ознакомления с каждым типом, богато иллюстрированный обзор более раннего межвоенного производства с 1920 г., а также обсуждение и иллюстрации военного времени предусмотрены экспериментальные типы. Длинный раздел учитывая несколько технических факторов, влияющих на характеристики истребителя следует. К ним относятся модели двигателей, нагнетатель типы, воздушные винты, аэродинамическая тяга, подъемная сила и сопротивление, вес самолета, баланс, устойчивость и управляемость, вооружение.