Истребитель-перехватчик МиГ-31: летно-технические характеристики — РИА Новости, 08.04.2022
https://ria.ru/20220408/mig-31-1782578761.html
Истребитель-перехватчик МиГ-31: летно-технические характеристики
Истребитель-перехватчик МиГ-31: летно-технические характеристики — РИА Новости, 08.04.2022
Истребитель-перехватчик МиГ-31: летно-технические характеристики
МиГ-31 – двухместный истребитель-перехватчик, первый в СССР истребитель четвертого поколения. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на… РИА Новости, 08.04.2022
2022-04-08T17:42
2022-04-08T17:42
2022-04-08T17:42
справки
миг-31
россия
ссср
окб имени микояна
объединенная авиастроительная корпорация (оак)
пво
пво вс россии
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152892/41/1528924188_0:0:3276:1843_1920x0_80_0_0_658fc949d8ee07cf6c9f7b9d39d4c696. jpg
МиГ-31 – двухместный истребитель-перехватчик, первый в СССР истребитель четвертого поколения. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в передней и задней полусферах в свободном пространстве и на фоне земли в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при использовании противником средств активного и пассивного противодействия.Исследования в рамках программы разработки тяжелого барражирующего перехватчика, способного обнаруживать и поражать цели на фоне земной поверхности в диапазоне высот от 100 метров до 30 километров начались в середине 1960-х годов в ОКБ Микояна (ныне в составе Объединенной авиастроительной корпорации). Работы по созданию истребителя-перехватчика стали проводиться в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года. К будущему самолету предъявлялись требования поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия. Полномасштабное проектирование самолета началось в 1972 году. Истребитель строился по схеме самолета МиГ-25П, но имел экипаж из двух человек – летчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Первый опытный самолет был изготовлен весной 1975 года, 16 сентября на нем был совершен первый полет. Государственные испытания полностью завершились осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск противовоздушной обороны (ПВО). Самолет МиГ-31 официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 году. Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, серийное производство которых прекратилось в 1994 году. В начале 1990-х годов на базе серийного МиГ-31 был создан специальный экспортный вариант МиГ-31Э (самолет имеет упрощенный состав бортового радиоэлектронного оборудования). На серийном МиГ-31 были установлены 22 рекорда, а 19 из них стали высшими мировыми достижениями, что подтверждено дипломами Международной авиационной федерации (FAI). Истребитель-перехватчик МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана. Он неоднократно участвовал в ряде международных авиационных выставок и салонов в разных странах.По компоновочной схеме МиГ-31 близок к самолету МиГ-25П и представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двухконтурными турбореактивными с форсажной камерой двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% – титана, 33% – из алюминиевых сплавов и одного процента – других конструкционных материалов. За счет этого была снижена его масса.Экипаж – летчик и штурман – размещается в двухместной кабине на катапультных креслах. Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки.Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» до 180 километров. Дальность автоматического сопровождения – 120 километров. Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа. Он сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения.Система «Заслон» обеспечивает сопровождение и перехват до 10 целей и позволяет вести огонь сразу по нескольким целям, летящим на разных высотах с различными скоростями и курсами.В состав вооружения МиГ-31 входят четыре ракеты Р-33 с большой дальностью пуска, встроенная пушечная установка, а также другое вооружение класса «воздух-воздух». Ракеты Р-33 размещаются парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах.Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями других истребителей. Применяемая на истребителе аппаратура передачи данных позволяет вести полуавтономные групповые действия. В автономном режиме истребитель способен длительно патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей в задней и передней полусферах, группа из четырех самолетов МиГ-31 обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800-900 километров, а также в качестве самолета-лидера. МиГ-31 продолжает развиваться. В 2008 году началась модернизация истребителей до уровня МиГ-31БМ, важнейшим элементом которого стал обновленный радар «Заслон-М», сделавший возможным обнаружение воздушных целей на расстоянии до 320 километров и поражение на расстоянии до 280 километров. С помощью новой авиационной бортовой радиолокационной станции пилоты могут отслеживать одновременно до 10 целей и поражать ракетами сразу шесть целей. Кроме того, появилась модификация МиГ-31К, способная нести гиперзвуковую ракету «Кинжал». Летно-технические характеристики МиГ-31Длина самолета – 22,688 мВысота самолета – 6,150 мРазмах крыла – 13,464 мДальность перегоночная с подвесными топливными баками (ПТБ) – 3300 кмПрактическая дальность без ПТБ – 2500 кмПрактический потолок – 20600 мМаксимальная продолжительность полета:- с подвесными баками – 3,6 ч,- с дозаправкой в воздухе – 7,0 ч. Время набора высоты 10 км – 7,9 минРубеж перехвата:- на сверхзвуковой скорости – 720 км,- на дозвуковой скорости без ПТБ – 1000 км,- на дозвуковой скорости с ПТБ – 1400 км.Материал подготовлен на основе информации открытых источников
россия
ссср
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Алёна Пава
Алёна Пава
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152892/41/1528924188_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_00e230cb4ca6368f379d878e3aca6fe5. jpg1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Алёна Пава
справки, миг-31, россия, ссср, окб имени микояна, объединенная авиастроительная корпорация (оак), пво, пво вс россии
Справки, МиГ-31, Россия, СССР, ОКБ имени Микояна, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), ПВО, ПВО ВС России
МиГ-31 – двухместный истребитель-перехватчик, первый в СССР истребитель четвертого поколения. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в передней и задней полусферах в свободном пространстве и на фоне земли в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
Исследования в рамках программы разработки тяжелого барражирующего перехватчика, способного обнаруживать и поражать цели на фоне земной поверхности в диапазоне высот от 100 метров до 30 километров начались в середине 1960-х годов в ОКБ Микояна (ныне в составе Объединенной авиастроительной корпорации). Работы по созданию истребителя-перехватчика стали проводиться в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года. К будущему самолету предъявлялись требования поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия.
Полномасштабное проектирование самолета началось в 1972 году. Истребитель строился по схеме самолета МиГ-25П, но имел экипаж из двух человек – летчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Первый опытный самолет был изготовлен весной 1975 года, 16 сентября на нем был совершен первый полет. Государственные испытания полностью завершились осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск противовоздушной обороны (ПВО). Самолет МиГ-31 официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 году. Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, серийное производство которых прекратилось в 1994 году.
В начале 1990-х годов на базе серийного МиГ-31 был создан специальный экспортный вариант МиГ-31Э (самолет имеет упрощенный состав бортового радиоэлектронного оборудования).
На серийном МиГ-31 были установлены 22 рекорда, а 19 из них стали высшими мировыми достижениями, что подтверждено дипломами Международной авиационной федерации (FAI).
Истребитель-перехватчик МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана. Он неоднократно участвовал в ряде международных авиационных выставок и салонов в разных странах.
По компоновочной схеме МиГ-31 близок к самолету МиГ-25П и представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двухконтурными турбореактивными с форсажной камерой двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% – титана, 33% – из алюминиевых сплавов и одного процента – других конструкционных материалов. За счет этого была снижена его масса.
Экипаж – летчик и штурман – размещается в двухместной кабине на катапультных креслах. Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки.
Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» до 180 километров. Дальность автоматического сопровождения – 120 километров.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа. Он сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения.
Система «Заслон» обеспечивает сопровождение и перехват до 10 целей и позволяет вести огонь сразу по нескольким целям, летящим на разных высотах с различными скоростями и курсами.
В состав вооружения МиГ-31 входят четыре ракеты Р-33 с большой дальностью пуска, встроенная пушечная установка, а также другое вооружение класса «воздух-воздух». Ракеты Р-33 размещаются парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах.
Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями других истребителей.
Применяемая на истребителе аппаратура передачи данных позволяет вести полуавтономные групповые действия.
В автономном режиме истребитель способен длительно патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей в задней и передней полусферах, группа из четырех самолетов МиГ-31 обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800-900 километров, а также в качестве самолета-лидера.
МиГ-31 продолжает развиваться. В 2008 году началась модернизация истребителей до уровня МиГ-31БМ, важнейшим элементом которого стал обновленный радар «Заслон-М», сделавший возможным обнаружение воздушных целей на расстоянии до 320 километров и поражение на расстоянии до 280 километров. С помощью новой авиационной бортовой радиолокационной станции пилоты могут отслеживать одновременно до 10 целей и поражать ракетами сразу шесть целей. Кроме того, появилась модификация МиГ-31К, способная нести гиперзвуковую ракету «Кинжал».
Летно-технические характеристики МиГ-31
Длина самолета – 22,688 м
Высота самолета – 6,150 м
Размах крыла – 13,464 м
Дальность перегоночная с подвесными топливными баками (ПТБ) – 3300 км
Практическая дальность без ПТБ – 2500 км
Практический потолок – 20600 м
Максимальная продолжительность полета:
— с подвесными баками – 3,6 ч,
— с дозаправкой в воздухе – 7,0 ч.
Время набора высоты 10 км – 7,9 мин
Рубеж перехвата:
— на сверхзвуковой скорости – 720 км,
— на дозвуковой скорости без ПТБ – 1000 км,
— на дозвуковой скорости с ПТБ – 1400 км.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Хронология аварий и катастроф самолетов МиГ-31 с 2015 года
26 апреля, 15:19
ТАСС-ДОСЬЕ. 26 апреля 2023 года в Мурманской области потерпел аварию истребитель-перехватчик МиГ-31, выполнявший плановый учебный полет. По сообщению Минобороны РФ, самолет упал в безлюдном месте, пилоты катапультировались, их жизни и здоровью ничего не угрожает. С начала 2015 года сообщалось о семи авиационных происшествиях с самолетами этого типа, принадлежавшими Минобороны РФ (без учета ЧП 26 апреля 2023 года).
30 октября 2015 года истребитель-перехватчик МиГ-31 морской авиации Тихоокеанского флота ВМФ РФ пропал c экранов радаров в 150 км от поселка Ключи (Камчатский край). Самолет в сложных погодных условиях возвращался на аэродром базирования Елизово после выполнения планового учебно-тренировочного полета. Вскоре в ходе поисково-спасательной операции были найдены катапультировавшиеся летчики — пилот не пострадал, штурман получил травмы, не представлявшие угрозы для жизни. Самолет был обнаружен сгоревшим.
25 января 2016 года МиГ-31 Воздушно-космических сил (ВКС) РФ в ходе отработки учебно-тренировочной задачи потерпел катастрофу в 40 км северо-западнее Канска, возле деревни Хаерино Красноярского края. Оба члена экипажа успешно катапультировались и остались живы, получив ушибы. По данным Минобороны РФ, причиной катастрофы стал отказ техники. Тренировочный полет выполнялся без боекомплекта.
26 апреля 2017 года в районе полигона Телемба в Еравнинском районе Республики Бурятия упал МиГ-31 морской авиации Тихоокеанского флота, выполнявший учебный полет. На борту находились два члена экипажа, оба они успешно катапультировались и были эвакуированы.
19 сентября 2018 года МиГ-31, выполнявший полет без боекомплекта, упал в лесном массиве близ города Кулебаки (Нижегородская область). Двое летчиков успешно катапультировались и были оперативно эвакуированы специалистами поисково-спасательной службы. По данным Минобороны РФ, причиной аварии могла стать техническая неисправность.
29 января 2022 года в Новгородской области МиГ-31 ВКС России в результате технической неисправности при взлете выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Экипаж не пострадал. По данным оборонного ведомства, жертв и разрушений на земле в результате аварии не было. В Минобороны сообщили, что «после проведения технического обследования и обслуживания самолета машина будет возвращена в строй в кратчайшие сроки».
8 апреля 2022 года в Ленинградской области потерпел аварию МиГ-31 Минобороны РФ, выполнявший плановый учебно-тренировочный полет. Согласно сообщению пресс-службы Западного военного округа, экипаж катапультировался, к месту происшествия направлены вертолеты поисково-спасательной службы. По данным военных, самолет упал в безлюдном месте, разрушений на земле не было. Причиной происшествия могла стать техническая неисправность.
2 декабря 2022 года в Приморском крае во время выполнения планового учебно-тренировочного полета потерпел аварию МиГ-31. В пресс-службе Восточного военного округа сообщили, что экипаж катапультировался и остался жив. Полет выполнялся без боекомплекта, самолет упал в безлюдной местности. В качестве возможной причины ЧП указывалась техническая неисправность.
Теги:
РоссияЧитайте ТАСС
Новости
Дзен
Самолет-перехватчик МиГ-31 Foxhound — Airforce Technology
Дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 поступил на вооружение в сентябре 1975 года. Истребитель МиГ-31 оснащен четырьмя ракетами «Вымпел» Р-33Э класса «воздух-воздух». Самолетом МиГ-31 управляют два члена экипажа, включая пилота и офицера системы вооружения. Максимальная взлетная масса самолета МиГ-31 составляет 46 200 кг.МиГ-31 «Фоксхаунд» — дальний двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик, предлагаемый Российской авиастроительной корпорацией (ранее Микоян и МиГ) в основном для ВВС России и Казахстана. Его первый полет состоялся 19 сентября.75.
Самолет МиГ-31 создан на базе перехватчика МиГ-25 Foxbat и оснащен современной цифровой авионикой.
МиГ-31 может эффективно работать в любых метеоусловиях с соблюдением правил визуальных полетов (ППП) и правил полетов по приборам (ППП) днем и ночью.
Выпущено более 500 самолетов МиГ-31, из них 370 поставлено ВВС России и 30 находятся на вооружении ВВС Казахстана. Остальные самолеты были модернизированы до различных вариантов в рамках нескольких программ модернизации. Только часть российского парка МиГов была модернизирована до стандартов МиГ-31БМ в рамках программы модернизации.
Минобороны России объявило о намерении инвестировать в программу модернизации и продления срока службы перехватчиков МиГ-31 «Фоксхаунд» в июле 2020 года. контракты с Сирией на сумму 1 млрд долларов. Один контракт был на МиГ-29М, другой на МиГ-31. Поставки МиГ-29М продолжаются, но поставки МиГ-31 не вступали в силу до 2009 года, когда ОАК подтвердила свои планы поставить в Сирию восемь самолетов МиГ-31 в рамках контракта на 1 миллиард долларов. Восемь самолетов МиГ-31 были заказаны по сделке на сумму 400 миллионов долларов, подписанной в 2007 году. Заказ был отменен в мае 2009 года.
из-за давления со стороны Израиля и нехватки средств.Разработка МиГ-31 Foxhound
МиГ-25 Foxbat не мог летать на малых высотах. Установка малоэффективных ТРД приводила к уменьшению дальности боя на сверхзвуковых скоростях, а увеличение скоростного режима МиГ-25 приводило к выходу из строя двигателя самолета.
В целях преодоления недостатков МиГ-25 Foxbat был разработан МиГ-31 для полетов на малых высотах с требуемой сверхзвуковой скоростью. МиГ-31 оснащен эффективными ТРДД с малой степенью двухконтурности, позволяющими увеличить боевую дальность полета.
Производство МиГ-31 началось в 1979 году, и к 1982 году самолет был полностью введен в строй Советской противовоздушной обороны (ПВО). Экономический спад в СССР затруднил техническое обслуживание его сложных самолетов МиГ-31 для многих эскадрилий. . В результате около 20% самолетов МиГ-31 были выведены из эксплуатации. Однако около 75% этих самолетов вновь поступили на вооружение ВВС России в 2006 г., когда возобновился сильный экономический рост.
Конструкция МиГ-31
МиГ-31 имеет высокоаэродинамический и обтекаемый корпус, позволяющий летать на больших скоростях на малой высоте. Самолет специально разработан для одновременного сопровождения нескольких целей на больших высотах.
Планер МиГ-31 состоит из различных материалов, включая сварную никелевую сталь (49%), титан (16%), алюминиевый сплав (33%) и 2% композитов. В фюзеляже самолета также установлены четыре подкрыльевых пилона.
В фюзеляже самолета предусмотрены боковые прямоугольные и диагональные воздухозаборники, куполообразный фонарь с длинной заостренной носовой частью.
Крылья заострены и стреловидны, имеют квадратные кончики и отрицательный наклон.
Варианты
Варианты МиГ-31 включают МиГ-31А, МиГ-31Б, МиГ-31БС, МиГ-31Е, МиГ-31Ф, МиГ-31БМ, МиГ-31ФЭ, МиГ-31ЛЛ, МиГ-31М, МиГ-31Д, МиГ -31С и МиГ-31К.
Коммерческие варианты запуска спутников МиГ-31А и МиГ-31С использовались для подготовки космонавтов, проведения исследований в верхних слоях атмосферы и космического туризма путем запуска ракетного суборбитального планера воздушно-космической системы ралли.
МиГ-31Э — усовершенствованная версия сверхзвукового истребителя МиГ-31. Он имеет длину 21,6 м, размах крыльев 13,45 м и высоту 6,45 м. Вес пустого самолета составляет 21 825 кг.
МиГ-31Э оснащен бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31Э. Он может отслеживать десять и уничтожать четыре цели с большого расстояния. В нормальных и сложных метеоусловиях МиГ-31Э способен поражать воздушные цели, летящие на высоте от 50 до 28 000 м в передней и задней полусферах.
При отсутствии наземной системы ПВО самолет МиГ-31Э осуществляет сканирование воздушного пространства шириной от 900 до 1000 км. Инфракрасная (ИК) ГСН, установленная в варианте, может сопровождать цели по тепловому излучению в пассивном режиме слепой атаки.
МиГ-31М — модернизированная версия МиГ-31. Вариант был разработан путем модернизации кабины МиГ-31 с рядом электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) и увеличенным количеством ракет.
МиГ-31БМ — скоростной многофункциональный дальний истребитель, способный уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Вариант оснащен модернизированной авионикой, ручным управлением дроссельной заслонкой (HOTAS), цветными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями (MFD), мощной бортовой компьютерной системой, цифровыми каналами передачи данных и радаром с фазированной решеткой. Он способен одновременно перехватывать 24 цели.
МиГ-31Д — противоспутниковая ракета, разработанная в рамках американской программы ASAT (противоспутниковое оружие) в 1987 году. Она оснащена одной большой ракетой под фюзеляжем и специальным радаром направленного вверх. Также оборудована соответствующая система управления огнем перехвата.
Два модернизированных истребителя МиГ-31БМ поступили на вооружение российских войск в 2019 году. Модернизация включает в себя новый многорежимный радар, авионику, органы управления HOTAS и многофункциональные дисплеи.
Кабина пилота
Кабина МиГ-31 оснащена цифровой авионикой, такой как МФУ и жидкокристаллические дисплеи (ЖК-дисплеи), которые отображают обновленные показания приборов и радиолокационную информацию.
Как передняя, так и задняя стороны кабины оборудованы креслами с нулевым/нулевым катапультированием, которые позволяют пилоту летать на желаемой высоте и скорости. Пилот сидит на переднем сиденье кабины, а офицер системы вооружения (WSO) сидит на заднем сиденье кабины, контролируя работу радара и развертывание оружия, тем самым снижая рабочую нагрузку пилота и повышая эффективность.
Вооружение
На самолете МиГ-31 установлены четыре дальнобойных ракеты «Вымпел» Р-33Э «воздух-воздух». Р-33 может запускаться в режиме инерциальной навигации для поражения цели на предельной дальности. Он может управляться в режиме полуактивного радиолокационного самонаведения (SARH) для первоначального захвата и промежуточных обновлений курса. Он используется для атаки крупных и высокоскоростных целей, таких как SR-71 Blackbird, бомбардировщик B-1 Lancer и B-52 Stratofortress.
Самолет также оснащен четырьмя ракетами малой дальности Р-60МК и двумя ракетами средней дальности Р-40ТД1 «Бисноват». Шестиствольная 30-мм внутренняя пушка (Гс-6-23М) установлена над правым отсеком основных стоек шасси самолета МиГ-31. Пушка содержит 800 патронов и может вести огонь со скоростью более 10 000 выстрелов в минуту.
МиГ-31БМ может нести ракету AA-12 Adder и различные российские ракеты класса «воздух-земля» (AGM), такие как противорадиолокационная ракета AS-17 «Криптон» (ARM).
РЛС
Самолет МиГ-31 оснащен первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой Н007 «Заслон» с электронным сканированием. Он также известен как РЛС SBI-16 Zaslon (Flash Dance) и работает из задней кабины WSO. Он может принимать сигналы от радаров раннего предупреждения (EWR) и бортовых систем предупреждения и управления (ДРЛО).
Заслон способен сканировать на расстоянии 200 км. Радар может захватывать десять целей и одновременно поражать четыре, летящих в окружающем радиусе самолета (сзади и под самолетом).
Антенна Заслона стационарная и может перемещаться электронным способом. Электронное управление лучом радара намного быстрее и точнее, чем механическое управление.
РЛС «Заслон» способна вести поиск и атаковать различные воздушные и наземные цели с использованием непрерывных и прерывистых полей команд управления и наведения, несмотря на оборонительные маневры цели, средства радиоэлектронного противодействия (РЭП) и неблагоприятные погодные условия.
Датчики
МиГ-31 оснащен датчиком легкого режима (LD)/скорости и направления (SD), радаром слежения в режиме сканирования (TWS), инфракрасной системой поиска и сопровождения (IRST) и системой приемника радиолокационного предупреждения (RWR).
Дрон выделяет часть мощности на отслеживание целей, а оставшуюся часть на сканирование. Радиолокационная система TWS в самолете использует две новые технологии — радары с фазированной антенной решеткой и компьютерные запоминающие устройства.
Датчик IRST обнаруживает и отслеживает реактивные самолеты и вертолеты, излучающие инфракрасные лучи, в то время как системы RWR обнаруживают радиолокационные системы, излучающие радиоволны через землю или воздух. RWR включает в себя блок визуального отображения (VDU) в кабине, который контролирует радары, издавая звуковые сигналы.
Двигатели и характеристики
Сверхзвуковой самолет МиГ-31 оснащен двумя ТРДД Соловьева Д-30Ф6 со взлетной тягой 15500 кгс каждый. Сухая тяга Д-30Ф6 составляет 9500 кгс на каждый двигатель.
Двигатель обеспечивает максимальную скорость 1,23 Маха на малой высоте и увеличивает дальность полета самолета. Расход топлива МиГ-31 очень высок по сравнению с другими самолетами, в основном из-за его многочисленных функций.
МиГ-31 может подниматься со скоростью 208 м в секунду и летать со скоростью 3000 км/ч. Перегоночная и боевая дальность полета самолета составляет 3300 км и 720 км соответственно.
Максимальный взлетный вес самолета 46 200 кг. Запас хода и грузоподъемность крыла составляют 1620 м и 665 кг/м² соответственно, а максимальная перегрузка составляет 5 г.
Другие проекты
Посмотреть большеРоссийские МиГ-31 «Фоксхаунд» представляют угрозу для украинских самолетов
Оригинальный МиГ-31, известный в НАТО как Foxhound-A, был разработан в годы холодной войны и предназначался для защиты объектов стратегического значения в Советском Союзе от ударов крылатыми ракетами бомбардировщиков и подводных лодок. . Поскольку кратчайший путь от (и до) вероятного противника — США — пролегает через огромные просторы на севере России, где сеть аэродромов очень разрежена, МиГ-31 должен был иметь большую дальность полета. Это, в свою очередь, означало, что это был большой самолет — его максимальная масса составляла 46 тонн. Необходимость быстрого реагирования на ракетную угрозу привела к требованию максимальной скорости 2,8 Маха (или 2,35 Маха для крейсерского полета).
Для того, чтобы иметь возможность противодействовать одновременно нескольким целям, летящим как высоко, так и очень низко, МиГ-31 получил РЛС РП-31 «Заслон» с пассивным электронным сканированием — это был первый истребитель в мире, применивший такую технологию. . Специально для МиГ-31 была разработана тяжелая ракета «Вымпел» Р-33 (АА-9А «Амос») класса «воздух-воздух» с дальностью 68 миль и ее производная Р-33С (АА-9Б) с ядерной боевой частью. Четыре таких ракеты размещаются тандемными парами под фюзеляжем.
Начиная с 2008 года завод «Сокол» в Нижнем Новгороде модернизировал уцелевшие перехватчики до стандарта МиГ-31БМ (Foxhound-C), за исключением нескольких еще ожидающих модернизации в полку, базирующемся в Елизово на Камчатке. полуостров. На МиГ-31БМ установлена РЛС «Заслон-АМ» с заявленной дальностью поиска 149 м.миль против цели размером с истребитель, вдвое длиннее оригинального «Заслона». Вооружение МиГ-31БМ дополняют четыре тяжелые ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М с дальностью полета 124 мили. Модернизированный самолет также может нести четыре ракеты средней дальности Р-77-1 (AA-12 Adder) или четыре ракеты ближнего боя Р-73 (AA-11 Archer); они заменили устаревшие Р-40 и Р-60М.
Ракета класса «воздух-воздух» Р-37М «Вымпел» или АА-13 «Топор» впервые была запущена с МиГ-31 в 2011 году и вскоре после этого была запущена в серийное производство на заводе Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в Королеве. Первой боевой частью, получившей эти ракеты, стал 712-й истребительный авиаполк в Канске Центрального военного округа в начале 2018 года9.0003 Ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М в производстве на заводе в Королеве, 2015 г. благодаря двухимпульсному твердотопливному ракетному двигателю и оптимизированному профилю полета он достигает почти вдвое большей дальности полета.
Foxhound в Украине
Воздушно-космические силы России (ВКС) и ВМФ России используют от 110 до 120 перехватчиков МиГ-31. Они приданы 790-му истребительному авиационному полку (ИАП) в Хотилово, прикрывающему Москву, 98-му отдельному сводному авиационному полку (ОСАП) в Мончегорске, прикрывающему стратегическую базу Северного флота в Мурманске, 712-му ИАП в Канске и 764-му ИАП в Большом Савино (Пермь). ), отвечающие за центральную часть России, а также 317 ОСАП в Елизово и 22 ИАП в Центральной Угловой, охраняющие базы ТОФ на Камчатке и под Владивостоком соответственно.
Боевой МиГ-31БМ вместе с ракетами Р-37М во время дня открытых дверей в Канском полку в 2018 году. приписан к Дальней авиации. Сообщается, что эти самолеты с гиперзвуковыми баллистическими ракетами использовались против украинских целей в ходе ударов, о которых Москва сообщила в марте и апреле. С тех пор Россия больше не использовала «Кинжал», но подробнее о роли именно этого самолета в войне на Украине можно прочитать здесь.Что касается перехватчиков Foxhounds, то самая большая проблема при попытке уничтожить воздушные цели на очень больших дистанциях — их правильное опознание и последующее указание ракетам. Не менее сложно на расстоянии 120 миль и более определить, какие из самолетов, видимых на экране радара, являются своими, а какие чужими. Особенно если ситуация динамическая и полет ракеты к цели занимает несколько минут.
Для МиГ-31, дислоцированных на севере России, над Арктикой, Сибирью или Тихим океаном, тактическая обстановка военного времени проста: все в воздухе впереди — враг.
Ситуация на Украине для россиян так же проста: все, что летает вглубь Украины, это украинский военный самолет. Российские самолеты не залетают так далеко на запад, а гражданское воздушное сообщение над Украиной приостановлено с февраля. Сейчас МиГ-31БМ, вооруженные ракетами Р-37М, угрожают значительной части юго-востока Украины.
Несколько месяцев назад Россия разместила четыре перехватчика МиГ-31БМ на авиабазе Бельбек в оккупированном Крыму. Известно, что ротировались бойцы Хотиловского и Канского полков, но не исключено, что привлекались и бойцы других частей.
Несколько раз Минобороны России заявляло о сбитии украинских самолетов МиГ-31. Например, согласно сообщению от 7 июля 2022 года, над Николаевской областью МиГ-31БМ сбил украинский штурмовик Су-25 Frogfoot.
27 октября 2022 г. на видео, показанном телеканалом «Звезда» (связанном с Минобороны России), пилот, известный только как «Александр», стоя перед МиГ-31БМ, сказал, что сбил украинский Ударный самолет Су-24 «Фехтовальщик» с «дальнобойной ракетой». Точный тип ракеты не уточняется. На этом же видео был показан МиГ-31БМ «24 Красный» с регистрационным номером РФ-9.0888, из состава 712-го ИАП в Канске ЦВО. Было замечено, что он взлетел с Бельбека, вооруженный тремя ракетами Р-37М и двумя ракетами Р-77-1. Затем он приземлился с тем же набором оружия.
Пилот «Фоксхаунд» по кличке Александр вместе с МиГ-31БМ, вооруженным ракетами Р-37М, в Бельбеке, из видео, опубликованного 27 октября 2022 г. взлетает с Бельбека, вооруженный ракетами Р-37М и Р-77, из видео, опубликованного 27 октября 2022 г.1 октября 2022 года при взлете из Бельбека МиГ-31БМ вылетел за полосу, разбился и полностью сгорел. Офицер системы штурмана/вооружения успешно катапультировался из задней кабины, а пилот погиб. Этот самолет принадлежал 790-му ИАП в Хотилово Западного военного округа.
Скриншот из видео, показывающего моменты перед крушением МиГ-31 в Бельбеке, 1 октября. через автора Последствия крушения МиГ-31 в Бельбеке, 1 октября, в результате которого погиб пилот. через автораРасположенная в пригороде Севастополя авиабаза Бельбек в настоящее время является основным хабом для российских истребителей, действующих против Украины. Тем временем в Бельбеке постоянно базируется 38-й ИАП с истребителями Су-27СМ и Су-27СМ3 «Фланкер», а также несколько двухместных Су-30М2 для обучения. Теперь, кроме того, Россия разместила на той же базе МиГ-31БМ, а также многоцелевые истребители Су-35С и Су-30СМ «Фланкер». Также на базе можно найти различный транспорт и вертолеты.
Хотя Р-37М там не замечено, истребители Су-35С и Су-30СМ также действуют с Воронежской авиабазы, штатной базы 47-го бомбардировочного авиационного полка с ударными самолетами Су-34. Фланкеры здесь, дислоцированные с Дальнего Востока России, действовали из Барановичей в Белоруссии в начале войны, до переброски в Воронеж.
Вооруженный ракетами класса «воздух-воздух» серий Р-73 и Р-77, а также противорадиолокационной ракетой серии Х-31П, Су-35С рулит в Воронеже в апреле 2022 г. Министерство обороны РоссииР- 37М ракета «воздух-воздух»
В отличие от ракет Р-33 и Р-33С, предназначенных для перехватчика МиГ-31 и не применявшихся ни на каких других самолетах, новая Р-37М является «универсальной» ракетой, также интегрирован с истребителями Су-30СМ, Су-35С и Су-57 Felon; Сообщается, что интеграция с МиГ-35С Fulcrum продолжается. На выставке Международного авиационно-космического салона (МАКС) в Подмосковье в 2019 году, Р-37М показывали вместе с Су-35С, а на выставке АРМИЯ-2020 показывали вместе с МиГ-35С.
Су-35С запускает ракету Р-37М на Ахтубинском испытательном полигоне. Минобороны РоссииВ начале 2021 года появилось фото Су-35С над Сирией, вероятно, с Р-37М; однако в этом трудно быть уверенным из-за плохого качества изображения.
Скриншот видео, на котором, возможно, виден Су-35С, вооруженный Р-37М, над Сирией. через ТвиттерРакета Р-37М предлагается на экспорт под наименованием Ракета Воздух-Воздух Большой Дальности, РВВ-БД или ЗРК большой дальности.
Макет Су-35 с четырьмя ракетами РВВ-БД, представленный корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»1 ноября «Звезда ТВ» показала еще один ролик из Бельбека, в котором другой летчик, которого также звали «Александр», рассказал, как он сбил украинский самолет ракетой дальнего действия — опять же тип ракеты не упоминалось. На этот раз на заднем плане виднелся истребитель Су-35С, вооруженный двумя ракетами Р-37М, установленными тандемно между двигателями, двумя ракетами Р-77-1 под воздухозаборниками, двумя Р-73 под крылом и одиночная противорадиолокационная ракета Х-31ПМ под крылом.
Пилот Су-35С Александр вместе с реактивным самолетом, вооруженным ракетами Р-37М, Р-77-1 и Х-31П, в Бельбеке, кадры, опубликованные 1 ноября 2022 года. ТВ ЗвездаПо последним данным По данным аналитического центра Королевского объединенного института вооружений (RUSI), МиГ-31БМ и Су-35С обычно обеспечивают прикрытие восьми заданных зон над районом боевых действий, в каждой из которых закреплена пара истребителей. Однако, поскольку на театре военных действий нет самолетов-заправщиков, эти самолеты ограничены боевыми воздушными патрулями продолжительностью около двух часов, а для этого требуется около девяти часов.6 боевых вылетов в сутки, если учитывать только светлое время суток.
Тем не менее, RUSI отмечает, что «эти патрули доказали свою высокую эффективность против украинских штурмовиков и истребителей, особенно проблематичны МиГ-31БМ и дальнобойные ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М». В отчетах добавляется, что в течение октября ВКС запускали до шести ракет Р-37М в день и что уклонение от этой ракеты оказалось особенно трудным из-за «чрезвычайно высокой скорости орудия в сочетании с очень большой эффективной дальностью и ГСН, разработанной для поражение маловысотных целей».
Оборонительные мероприятия
Имея в своем распоряжении ракету Р-37М, российские истребители МиГ-31БМ и Су-35С теперь могут вести огонь по украинским самолетам с очень больших дистанций, не заходя ни в одну из зон, в которых Украинские ПВО работают.
Су-35С, вооруженный ракетами Р-37М, на фото, загруженном в Telegram-канал «Истребитель-бомбардировщик» в октябре 2022 года. наиболее очевидным решением являются ракеты класса «воздух» (ЗРК). Тем не менее, самой дальнобойной ЗРК, доступной для Украины, является система С-300П советской разработки (SA-10 Grumble), которая использовалась в начале войны. С тех пор непрерывный процесс истощения уменьшил количество доступного такого оружия, и оно, вероятно, останется первоочередной целью для российских средств подавления обороны.Даже существующий С-300П не может обеспечить по-настоящему дальнюю ПВО, однако его ракета 5В55Р — основной тип, доступный Украине — имеет максимальную дальность 56 миль. Единственная батарея С-300ПМУ, предоставленная Словакией в начале войны, несколько более боеспособна.
Между тем, С-300В1 (SA-12 Гладиатор/Гигант), система, родственная С-300П, предлагает улучшенную мобильность по пересеченной местности и возможность противоракетной обороны. Он может стрелять ракетами 9М83 (SA-12A Gladiator) с максимальной дальностью поражения около 47 миль, в то время как 9M82 (SA-12B Giant) может поражать цели на расстоянии до 62 миль.
Версия SA-12A С-300В1 когда-либо была доступна Украине в ограниченном количестве, а остальные экземпляры, вероятно, предназначены для защиты от атак баллистических ракет.
Транспортно-установочная установка С-300В1 Вооруженных сил Украины на шоссе под Лисичанском, Украина, в июне 2022 года. Getty Images через Маркуса Ямасистемы, которые намного более совершенны, чем украинские ЗРК советской эпохи. Однако поставляемые или обещанные до сих пор вооружения в первую очередь оптимизированы для точечной защиты особо важных объектов (IRIS-T SLM, MIM-23 HAWK, NASAMS, Aspide и Crotale NG) или представляют собой системы ПВО меньшей дальности, некоторые из которых предназначены для сопровождения сухопутных войск (Стрела-10М, Stormer HVM).
Лучшим вариантом для Киева в приобретении ЗРК большей дальности, которая потенциально может угрожать российским истребителям на большем расстоянии, остается Patriot. В прошлом месяце она была включена в список систем ПВО генерала Марка А. Милли, председателя Объединенного комитета начальников штабов, которые могут помочь Украине против России.
Помимо возможности дальнего действия против традиционных воздушно-реактивных угроз, «Патриот» также обеспечит дополнительную защиту от баллистических ракет, количество которых, вероятно, возрастет в ближайшем будущем за счет поставок иранских типов в Россию. Вы можете прочитать наш полный отчет об этой ситуации и о том, насколько Украина практически беззащитна перед ней, здесь. 900:03 Испытательный пуск ракеты Patriot PAC-3. Lockheed Martin
Даже если бы Украина получила в свои руки ЗРК большой дальности, количество задействованных пусковых установок, вероятно, означало бы, что приоритет был отдан контролю над определенными районами воздушного пространства над Украиной для защиты приоритетных целей, таких как критически важная инфраструктура и населенные пункты.
Тем не менее, любой ЗРК типа , способный эффективно угрожать воздушным целям на больших дальностях, поможет Украине. Ведь даже имея достаточно скромную сеть наземной ПВО, Украина сумела нанести ВКС большие потери и, в свою очередь, вытеснить российскую авиацию со значительных участков своего воздушного пространства. В районах, где действуют российские ударные самолеты и ударные вертолеты, они вынуждены применять менее эффективную тактику на малых высотах, в то время как истребители, такие как МиГ-31БМ и Су-35С, ограничиваются патрулированием на больших высотах. Все, что может усилить наземную ПВО Украины, может только усложнить ситуацию для ВКС и еще больше ограничить их свободу действий.