Французский прообраз Ту-134: где сейчас можно увидеть Sud Aviation Caravelle? | PARKHIS
Французский лайнер SE 210 Caravelle по праву считается одним из первых реактивных лайнеров в мире, наравне с советским Ту-104 и британским de Havilland Comet. В отличие от своих ровесников, «Каравелла» эксплуатировалась до конца XX века, однако ввиду почтенного возраста сейчас этот самолёт можно увидеть только в музеях. Один из них — авиамузей Стамбула.
В экспозиции музея представлен самолёт с бортовым номером TC-ABA, прежде летавший в турецкой авиакомпании Istanbul Airlines. Основанный в 1985 году этот чартерный авиаперевозчик эксплуатировал 4 «Каравеллы», ранее летавшие в европейских авиакомпаниях. К середине 90-х Istanbul Airlines начала эксплуатировать Boeing 727 и Boeing 737, которые постепенно заменили менее экономичные «Каравеллы». Один из трёх французских лайнеров в итоге стал экспонатом местного авиамузея, расположенного рядом с аэропортом имени Ататюрка.
Двигатели были одной из главных отличительных особенностей SE 210 Caravelle — на тот момент этот был первый в мире самолёт с расположением силовых установок в хвостовой части фюзеляжа. По одной из версий именно «Каравелле» был обязан своей схемой советский Ту-134. Дескать, совершив полёт на французском лайнере и оценив его малый уровень шума в салоне, Никита Хрущёв немедленно потребовал от Туполева создать в СССР такой же самолёт, с двигателями в хвосте. Кстати, в середине 50-х годов в Советском Союзе хотели купить небольшую партию «Каравелл», на один самолёт французы даже успели нанести промо-ливрею, однако сделка в итоге сорвалась.
Музейная SE 210 Caravelle относится к модификации 10R — эти самолёты оснащались двигателями JT8D, одними из самых распространённых силовых установок во второй половине XX века. До наших дней двигатели не сохранились, на них месте стоят пустые мотогондолы с заглушками. Но лучше уж так, ведь судя по архивным фото, в 90-е годы самолёт стоял вовсе без двигателей.
Необычным на «Каравелле» было и расположение стабилизатора. На других самолётах с задним расположением двигателе оперение было Т-образным (как на Ту-134 и Boeing-727). Французский же лайнер получил необычное для гражданских самолётов крестообразное оперение.
Ещё одна отличительная черта «Каравеллы» — иллюминаторы. Они были треугольной формы и форма эта оставалась неизменной на протяжении всего периода производства самолёта.
Хоть к самолёту и приставлена лестница, попасть внутрь нельзя. Можно только попробовать рассмотреть салон иллюминаторы. Стёкла в них давно помутнели, однако разглядеть первые ряды кресел всё же можно. Эта «Каравелла» имела салон на 80 мест, кресла внутри располагались по схеме 2+3 — 2 кресла по левому борту и 3 и по правому.
Состояние самолёта далеко от идеального. Находясь на открытой площадке он постоянно подвержен воздействию осадков и жаркого турецкого солнца. Близость к морю, а до него меньше километра, тоже даёт о себе знать.
авиацияполётысамолётытехника
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
забытый предшественник Concorde » Морской и воздушный флот
Авиалайнер Caravelle французской компании Sud Aviation был популярным самолетом, который можно было увидеть в ливрее многих авиакомпаний почти на всех континентах. Всего было построено 282 таких самолета. Однако уже через два года после презентации Caravelle в 1959 году, Sud Aviation объявила о разработке нового самолета — сверхзвукового варианта Caravelle.
Новый самолет был ориентирован на более короткие дистанции, и был призван заменить существующий Caravelle. В январе 1958 года компания Sud Aviation опубликовала брошюру с описанием четырехдвигательного самолета, способного перевозить 60 пассажиров на скорости 1,8 Маха и дальностью полета в 3000 км. В конструкцию самолета было внесено несколько изменений и усовершенствований.
В марте 1958 года появилась концепция самолета с ядерной силовой установкой, который мог перевозить уже 120 пассажиров на расстояние более 3500 км.
Sud Aviation Super-Caravelle 1958 Nuclear EngineИнтересно, что разработкой концепций сверхзвукового среднемагистрального самолета занимались не только французы, но и их коллеги из Великобритании: British Aerospace Corporation работала над дизайном и ТТХ очень похожего самолета. При этом с корпорации признавали, что у французов получается очень хорошая аэродинамическая схема самолета, пригодная для сверхзвукового полета, французы же соглашались с тем, что британцы имеют преимущества в технологиях двигательных установок. Компании договорились о сотрудничестве.
В октябре 1960 года Sud Aviation внесла коррективы в дизайн своего сверхзвукового самолета, доработав вертикальное оперение авиалайнера и переработав совместно с британскими коллегами из BAC систему управления подачи топлива в двигатели. Британцы же помогли французам переориентировать назначение самолета: теперь Super-Caravelle предназначался для трансатлантических перелетов. Его характеристики значительно изменились: самолет мог перевозить 92 пассажира на расстояние 6022 км при скорости полета в 2,2 Маха на высоте 14 785 метров. Предполагалось, что самолет будет оснащаться новым доработанным «готическим» крылом и британскими двигателями Bristol Olympus 593/3.
В результате конструктивного общения между Великобританией и Францией, 29 ноября 1962 года между странами был подписан договор, предполагающий сотрудничество по созданию сверхзвукового пассажирского самолета. Это привело к созданию альянса межу Sud Aviation и BAC и появлению программы Concorde, на которую французское и британское правительства выделили огромное по тем временам финансирование (в частности, французы направили на продолжение программы 1,4 млрд франков).
Ну, а разработки Super-Caravelle и британского аналога так и остались на бумаге. Но сильно поспособствовали появлению первого сверхзвукового коммерческого пассажирского авиалайнера Concorde.
Оригинал статьи размещен в нашем канале на ЯндексДзен
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.
История Sud Aviation Caravelle
Реактивный ближнемагистральный авиалайнер Sud-Aviation SE 210 Caravelle. Прототип F-WHRA (на фото) во время первого полета в 1958 году. (Фото: Photo12/Collection Bernard Crochet/Universal Images Group через Getty Images)
Sud Aviation Caravelle стал первым реактивным авиалайнером, запущенным в производство в континентальной Европе. Хотя этот самолет часто остается незамеченным, он был одним из новаторских самолетов, ставших пионерами реактивной авиации в 19-м веке.50-е годы.
Новое требование
SE 210 Caravelle был разработан в ответ на потребность Генерального секретариата коммерческой и гражданской авиации Франции в транспортном средстве, которое может работать на расстоянии от 1600 до 2000 км (от 865 до 1080 морских миль). Самолет с такой возможностью позволил бы улучшить связь между Францией и Северной Африкой.
Итак, в начале 1950-х годов компания Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Est (SNCASE), ставшая впоследствии Sud Aviation, выступила с идеей конструкции трехдвигательного самолета X120 с тремя расположенными сзади двигателями SNECMA. ТРД Атар.
Airliners.net отмечает, что дизайн был разработан для пары установленных Rolls-Royce Avon. В конечном итоге программа стала пионером в конфигурации двигателя с задней установкой.
Впоследствии правительство Франции в 1953 году заказало два стационарных и два летающих прототипа самолета. Всего два года спустя, 27 мая 1955 года, этот двухреактивный самолет впервые поднялся в небо.
Знакомые локации
Мариньян, который стал известным местом для Airbus, сыграл решающую роль в строительстве Caravelle. Например, строительство первых 28 оборудованных носовых отсеков началось здесь в 19 г.55. Однако вклад гораздо глубже.
«Изготовление гондол двигателей, включая их воздухозаборники из титана и нержавеющей стали, также началось здесь в конце 1955 года. Впоследствии, ввиду загруженности тулузской площадки, была произведена следующая секция (после пассажирской двери) переведен в Мариньян. Первые фиксированные планы, изготовленные в Мариньяне, затем были переданы в субподряд компании Fiat», — рассказывает Airbus.
«Носовые секции серий III и IV, включая все их оборудование (органы управления полетом, органы управления двигателями, приборные панели, система горячего и холодного кондиционирования, полная гидравлическая система, огнетушители, электричество, радио, звукоизоляция) были полностью встроены в Мариньян.
В начале 1957 года 277 рабочих поддерживали производство «Каравеллы». Поэтому большая часть рабочей силы была занята этой программой. Конструкции Caravelles доставлялись специальным конвоем из Мариньяна в Тулузу примерно раз в неделю.
Фотография кабины Sud Aviation SE 210 Caravelle перед вводом в эксплуатацию. Фото: Getty ImagesВвод в эксплуатацию
Всего в период с 1958 по 1972 год было произведено 282 Caravelle. Первой авиакомпанией, применившей этот самолет, стала Scandinavian Airlines System (SAS) 26 апреля 19 года.59.
Несмотря на то, что первый самолет был представлен SAS, первой авиакомпанией, заказавшей этот тип, была Air France, которая совершила полет на 54 самолетах и участвовала в процессе испытаний. Перевозчик был поклонником самолета и оставался близким партнером тех, кто за ним работал на протяжении многих лет.
Флагманский авиаперевозчик Франции подчеркивает, что SE 210 был переименован в Caravelle в честь Христофора Колумба и его кораблей. Первый отряд оператора, F-BHRA, по прозвищу Эльзас, вылетел из Орли и направился в Стамбул через Рим и Афины 6 мая 19 года.59.
«Эйр Франс заказала 12 самолетов в 1956 году и интегрировала их в свой парк в 1959 году. La Caravelle стала форпостом компании для Европы и Средиземноморья, а также гордостью Франции в течение «тридцати славных лет» страны (1945-1945 гг.). 1975)», акций Air France.
«Генерал де Голль сделал его своим президентским самолетом в 1958 году, и все великие звезды путешествовали на нем. На взлетно-посадочной полосе его было легко узнать по овальным окнам, расположенным сзади двигателям и выдвижным лестницам. Пилоты хвалили его за «нежное прикосновение» и большие крылья, которые облегчают поцелуйную посадку».
Тулуза также сыграла важную роль в сборке самолетов, как это происходит сейчас с европейскими производителями. Фото: Getty ImagesРазвивающаяся отрасль
Как подчеркивает Air France, Caravelle вскоре оттеснили в сторону из-за появившихся более эффективных решений. Например, Boeing 727 и 737 стали фаворитами отрасли. Таким образом, Sud Aviation, которая стала Aerospatiale, а затем Airbus EADS, пересмотрела свою направленность.
Одним из факторов, способствовавших упадку программы, были амбиции тех, кто за ней стоял. На рубеже 19В 60-х годах Sud Aviation начала работу над Super-Caravelle, которая была ранним проектом сверхзвукового самолета. Однако работа над этим проектом объединится с усилиями Британской авиастроительной корпорации по созданию Concorde.
В последующие годы программа Airbus A300 также станет основным направлением авиационной промышленности Франции. Этот фактор позволил таким компаниям, как Boeing, продолжать доминировать на рынке узкофюзеляжных самолетов.
Тем не менее, во время смены приоритетов Sud Aviation и ее преемников самолеты компании оставались в небе еще долгие годы. Примечательно, что Caravelle оставалась с Air France до 1980-е годы. Это будет 2005 год, когда этот тип выйдет на пенсию повсеместно.
Многочисленные варианты были разработаны на протяжении многих лет. Модель I была близка к исходным прототипам, а III стала самой популярной версией с максимальной дальностью полета 2500 км (1350 морских миль). Были также удлиненные конструкции с 11R, 10B и 12. Варианты 110R, 11R, 10B и 12 были оснащены двигателями P&W JT8D, а остальные в основном оснащались двигателями RA-29.
Caravelle III был самым продаваемым вариантом, было построено 78 экземпляров — он вместе с I и VI-N, VI-R и 10R имеет длину 32,01 м (105 футов 0 дюймов) и вмещает 80 пассажиров. Фото: Getty ImagesБудьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.
На всех континентах
Swissair и Finnair были двумя другими основными пользователями Caravelle. Тем не менее, его можно было увидеть по всему миру. Среди более чем 100 авиакомпаний, у которых находился самолет, были Air Algérie, Aerolíneas Argentinas, Austrian Airlines, Lufthansa, TAP Air Portugal, Alitalia, United Airlines и Tunisair.
Несмотря на то, что Douglas DC-8, de Havilland Comet и Boeing 707 находятся в центре внимания, когда речь заходит об инновациях коммерческих пассажирских самолетов, Caravelle также был крупным игроком в те первые дни. Более того, программа помогла Sud Aviation сыграть решающую роль в развитии европейской авиации в последующие десятилетия.
Что вы думаете о Sud Aviation Caravelle? Как, по вашему мнению, он отличается от других реактивных самолетов того времени? Дайте нам знать, что вы думаете о самолете и его достижениях в разделе комментариев.
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Похожие темы
- История
- Европа
- история авиации
- Французская авиация
- SudAviationCaravelle
Об авторе
Заместитель главного редактора и ведущий журналист — Европа. Сумит приходит в Simple Flying с более чем восьмилетним опытом работы профессиональным журналистом. Написав для The Independent, Evening Standard и других, его роль здесь позволяет ему раскрыть свой энтузиазм в отношении авиации и путешествий. Наладив прочные отношения с United Airlines, TAP Air Portugal, Icelandair и другими компаниями, Sumit преуспевает как в истории авиации, так и в анализе рынка. Базируется в Лондоне, Великобритания.
Галерея фоторепродукций и подарков Caravelle
Галерея фоторепродукций и подарков Caravelle Перейти к основному содержаниюВыберите один из 33 предметов из нашей коллекции Caravelle для украшения стен и фотоподарков
избранное
Каркас крыла Sud Aviation Caravelle
любимый
Каравелла Джетс
избранное
Sud Aviation SE-210 Caravelle III F-RAFG — 141
любимый
Sud Aviation SE-210 Каравелла 10B1R 201
избранное
Sud SE-210 Super Caravelle 12 F-GCVK
любимый
Sud SE-210 Caravelle VI-N OO-SRF
избранное
Sud Aviation SE-210 Caravelle 10B3 F-GHMU
избранное
Sud Aviation SE-210 Caravelle 10B1R 201
избранное
Armee de l Air — Sud-Aviation SE.