Производство самолетов и вертолетов в России упало на 42% — РБК
Производство летательных аппаратов в России упало на 42% в первом квартале к тому же периоду прошлого года, сообщил Росстат. Это крупнейшее снижение среди основных компонентов промышленного производства в январе–марте
Производство по виду экономической деятельности «Летательные аппараты, включая космические, и соответствующее оборудование» в первом квартале 2019 года упало на 42,3% по сравнению с тем же периодом 2018-го, сообщил Росстат.
Это крупнейшее падение среди всех компонентов промышленного производства, не считая агломерации угля, антрацита и бурого угля / производства термоуглей, которая упала на 82%.
Стоимостные показатели по данной статье ОКВЭД (динамика индексов производства) включают производство как гражданской, так и военной техники. Однако данные о количестве производимой продукции в натуральном выражении, которые Росстат тоже публикует, раскрывают только выпуск гражданских видов продукции, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.
В прошлом году, как сообщал РБК ранее, выпуск летательных аппаратов, включая космические, упал на 13,5% после сильного роста на протяжении по меньшей мере четырех лет. Вице-премьер по оборонному комплексу Юрий Борисов позднее уточнял, что производство авиационной техники (как гражданской, так и военной) в 2018-м снизилось на 12,7%, а в ракетно-космической промышленности — на 4,1%.
4 российских самолета, которые заменят Боинги и Аэробусы
«Суперджет-75»
Sukhoi Superjet 75 — родственник «Суперджета-100», который долгое время был единственным новым самолетом в российской истории. Для обывателя отличие новой машины от старой — только в пассажировместимости. Подумаешь, сделали тот же «Суперджет», только не на 100 пассажиров, а с более коротким фюзеляжем, на 75, ну и что? Однако на самом деле отличий гораздо больше, и главное — это то, что новый самолет станет гораздо более «российским».
«Суперджет-75» будет короче, чем выпускающийся сейчас «Суперджет-100». Фото: wikimedia
Если на выпускающемся сейчас «Суперджете-100» большинство компонентов — импортные, то на новом их количество будет сведено к минимуму.
Если сейчас «Суперджеты» оснащаются двигателями SaM146 с тягой 7,7 тс совместного производства французской SNECMA (она же выпускает вместе с GE моторы CFM56 для «Боингов» и «Аэробусов») и НПО «Сатурн», а авионика импортная (поставляется концерном Thales), то на новый самолет предлагается устанавливать полностью российский двигатель ПД-7 Пермского моторного завода с тягой 7,9 тс и российскую же авионику, унифицированную с авионикой МС-21 (об этом чуть позже).
Есть, правда, один нюанс: этот двигатель еще только предстоит разработать. Однако буквально недавно «Росавиация» сертифицировала семейство двигателей ПД-14, к которому принадлежит перспективная силовая установка, то есть базовая «платформа» готова и осталось только, грубо говоря, создать один из ее вариантов для конкретного самолета.
Работы над самолетом, начатые в 2018 году, займут около 4 лет. «Суперджет-75» будет предназначен для региональных маршрутов протяженностью 1500-2000 километров.
В этом сегменте у него есть сильные конкуренты — например, Embraer-170 (активно используется S7 Airlines) или Bombardier CRJ-700. Однако наш «Суперджет» гораздо комфортнее: диаметр фюзеляжа больше на полметра, так что салон значительно просторнее, а высокие пассажиры не будут биться головой об потолок, как в иномарках. Багажные полки вместительнее, что особенно актуально с ростом популярности тарифов, предполагающих только ручную кладь.
МС-21
МС-21 расшифровывается как «Магистральный самолет 21-го века».
Первый полет опытного МС-21 состоялся в мае 2017 года. Сейчас построено 3 самолета: 2 летают, один на прочностных испытаниях. Фото: wikimedia
За счет малого веса самолет будет потреблять примерно на 10% меньше топлива, чем последние версии конкурентов, а стоить в полтора раза дешевле.
Но это пока на бумаге: реальные показатели экономической эффективности до начала массовой эксплуатации серийных машин никому, конечно, не известны. «Суперджет-100» — конструктивно тоже прекрасный самолет, вот только процесс поставки запчастей организован таким образом, что в их ожидании бортам приходится подолгу стоять на земле вместо того, чтобы работать.
Начало серийного производства самолета уже было перенесено с 2017 на 2020 годы, но мы на них точно полетаем: «Аэрофлот» заключил контракт на поставку 50 МС-21 в 2020-2026 годах с опционом еще на 35. Вот только этот срок опять может быть сдвинут: из-за вновь введенных санкций стала невозможной поставка импортных компонентов для композитного крыла. Разработчики уверяют, что есть российские аналоги и санкции ни на что не повлияют, но почему тогда эти аналоги не использовали с самого начала?Большинство компонентов — российского производства, импортная только часть электроники. Двигатель может быть как американский Pratt&Whitney, аналогичный устанавливаемым на Airbus и Boeing, так и российским ПД-14.
Для пассажира же главное преимущество — ширина салона. В проходе МС-21 смогут легко разойтись два человека, а тем, кто спешит в туалет, не придется перепрыгивать через тележки с едой во время обслуживания бортпитанием.
Ил-96-400М
А этот самолет на поверку оказывается не новым, а модернизацией еще советской разработки Ил-96-300 конца 1980-х. Тех машин было построено всего пару десятков, а затем развал СССР и появление иномарок привели к тому, что этот лайнер массовым так и не стал.
Новая версия Ил-96-400М представляет собой удлиненную почти на 10 метров базовую модель; это широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, вмещающий до 400 пассажиров.
Ил-96-400 пока существует только в виде военных и грузовых версий. На фото борт, дооборудованный для использования в качестве воздушного пункта управления. Фото: wikimedia
Главное его преимущество заключается в том, что разрабатывать машину нужно не с нуля, достаточно просто модернизировать то, что уже придумано ранее.
Сегодня лайнер такой конструкции выглядит морально устаревшим как минимум из-за того, что на нем четыре двигателя. Это делает его гораздо «прожорливее» по сравнению с двухдвигательными. То есть, при общей суммарной мощности два двигателя потребляют едва ли не в полтора раза меньше керосина, чем четыре, и четырехмоторные конфигурации использовались ради отказоустойчивости в те годы, когда надежность двигателей была ниже, чем сейчас, а моторов большой мощности, способных заменить несколько маленьких, не существовало.
В перспективе Ил-96 собираются переделать в двухмоторный, однако двигатель ПД-35 для этих целей только начали разрабатывать — то есть до серийного производства самолетов с такими двигателями пройдет еще лет десять. Хочется надеяться, что разработчики модернизируют салон — в Ил-96-300 очень не хватало багажных полок (и сами полки маленькие, и мало полок). Зато у каждого пассажира был собственный вентилятор в спинке впереди стоящего кресла; в большинстве широкофюзеляжных самолетов индивидуального обдува нет из-за того, что многим было бы не дотянуться до панели на потолке.
Ил-114
Ил-114 — самый маленький, но самый важный самолет. Он предназначен для местных авиалиний и сможет перевозить до 64 пассажиров на расстояние до 1500 км. Почему самый важный? Да потому, что местное воздушное сообщение в стране практически полностью развалено еще в девяностых, а сейчас поставлена задача его восстановить, только вот летать не на чем. Надежные и неприхотливые Ан-24, способные сесть практически в поле, не выпускаются уже 40 лет и морально устарели еще тогда — и сегодня почти все они выведены из эксплуатации. А альтернативы нет!
Ил-114 — небольшой региональный самолет, незаслуженно забытый в лихие девяностые. Фото: wikimedia
На самом деле Ил-114 — тоже не новый самолет, его разработали в конце 1980-х, но потом, в девяностых, он стал не нужен; построили всего 17 машин, большинство из которых до мая 2018 года летали на внутренних рейсах в Узбекистане. Сейчас же производство восстанавливается и с 2020-2021 года обещают выпускать по 12 самолетов каждый год с возможностью дальнейшего наращивания производства. Главное преимущество Ил-114 заключается в том, что он турбовинтовой и по сравнению с реактивным такой же вместимости расходует на 30% меньше топлива. Конечно, и летит он в полтора раза медленнее, но для таких расстояний, для которых он предназначен, это не имеет значения. Лететь в соседнюю область час или полтора — какая разница, главное, что не трястись всю ночь в поезде или не потратить примерно столько же времени на полет с пересадкой в Москве, как это сегодня бывает.
Больше летающих аппаратов:
Хотите первыми узнавать о российских изобретениях? — Жмите на кнопку подписки
На Иркутском авиазаводе побывал премьер-министр России
Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация Иркут» посетили 29 июля 2021 года председатель правительства России Михаил Мишустин и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Они осмотрели цеха агрегатно-сборочного производства, окончательной сборки самолетов МС-21 и летно-испытательное подразделение. Об этом сообщает пресс-служба регионального правительства.
По выбору заказчика МС-21 оснащается двумя типами двигателей – российским ПД-14 или компании Pratt&Whitney. Авиакомпании могут заказать опциональные решения, повышающие комфорт пассажиров. В их числе система спутниковой связи, сеть Wi-Fi, бортовая система развлечений, многоцветное освещение салона, электрические розетки в пассажирских креслах и многое другое.
– Самолет МС-21 необходим нашей стране. Он построен, несмотря на санкции и попытки ряда стран ограничить возможности нашего производства. Наша промышленность в кратчайшее время смогла создать импортозамещающую продукцию, в частности, композит для крыла. Новый лайнер будет конкурентоспособен на мировом рынке. Государство поддерживает этот проект и будет продолжать это делать, – подчеркнул Михаил Мишустин.
Премьер назвал организованное на ИАЗе производство инновационным, оснащенным по последнему слову науки и техники.
– Очень понравились люди, которые здесь работают. Все молодые, многие со средним техническим образованием, но они выполняют сложный объем работ. Это тот случай, когда важны не только образование, но и хорошая практика, – сказал председатель правительства РФ.
На Иркутском авиационном заводе трудится около 12 000 человек. Игорь Кобзев обратил внимание на важность вопросов подготовки кадров для авиастроительной отрасли. Этим занимаются несколько учебных заведений. Иркутский национальный исследовательский технический университет готовит для ИАЗа инженерные кадры. В ИРНИТУ открыты направления «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Самолето- и вертолетостроение».
В Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации студенты осваивают технологию транспортных процессов, техническую эксплуатацию авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, а также летательных аппаратов и двигателей, транспортного радиооборудования. Ежегодный выпуск составляет около 350 человек.
Иркутский авиационный техникум и Иркутский техникум авиастроения и материалообработки ежегодно выпускают около 500 человек, прошедших обучение по программам «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения», «Компьютерные системы и комплексы» и другим. Кроме того, техникумы выпускают сварщиков, слесарей-сборщиков, станочников, токарей.
Подготовка рабочих кадров по основным производственным специальностям организована и непосредственно на Иркутском авиазаводе.
ИАЗ – социально-ориентированное предприятие, последовательно проводящее курс на улучшение материального положения и обеспечение социального благополучия своих работников. Завод финансирует ряд социально значимых объектов, возведенных на средства предприятия; входит в число крупнейших налогоплательщиков региона.
– Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» является крупнейшим машиностроительным предприятием города Иркутска и Иркутской области, от бесперебойной работы которого во многом зависит дальнейшее развитие промышленного сектора и социальной сферы Приангарья, то есть благополучие региона в целом, – подчеркнул Игорь Кобзев.
Губернатор также отметил, что ИАЗ в рамках социально-экономического сотрудничества с Правительством Иркутской области реализует программы по развитию социальной инфраструктуры.
– Предприятие не только принимает участие в строительстве нового медицинского комплекса в Иркутске-2, но и активно помогает региону в борьбе с коронавирусной инфекцией. Социальная ответственность, высокий профессионализм, постоянное развитие и движение вперед – все это Иркутский авиационный завод, – сказал Губернатор.
Справка.
Основная продукция ПАО «Корпорация «Иркут»: многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-30МК; учебно-боевые самолеты Як-130; самолеты первоначального обучения Як-152. В качестве головного исполнителя ПАО «Корпорация «Иркут» разрабатывает и производит ближне-среднемагистральные пассажирские самолеты семейства МС-21. Самолет создается на базе новейших разработок в области авиастроения. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и сниженные, по сравнению с аналогами, эксплуатационные расходы.
Ан-24 возвращается в китайской версии – Бизнес – Коммерсантъ
Китайская Xi’an Aircraft собирается перенести в Россию сборку турбовинтового самолета МА-60 — китайской версии советского Ан-24. Инвестиции в создание производства могут составить $100 млн. Проект стал привлекательным из-за девальвации рубля и может отчасти решить проблемы с заменой устаревшего российского парка турбовинтовых судов.
Минвостока подписало с китайскими компаниями Xi’an Aircraft Industrial Corporation и Jiangsu Baoli International Investment Company рамочное соглашение о локализации в Комсомольске-на-Амуре сборки самолета МА-60. Это китайская модернизированная версия советского пассажирского турбовинтового регионального самолета Ан-24, производство которого в СССР прекратили в 1979 году. Выпуск самолетов будет ориентирован прежде всего на экспорт.
«Речь идет о марке МА-60, которую сейчас выпускают наши китайские партнеры; о производстве, локализованном в Комсомольске-на-Амуре и ориентированном на экспорт в 16 стран мира и отчасти (на поставки) в РФ»,— пояснил глава Минвостока Александр Галушка (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, стороны договорились, что к 30 октября будет выработана соответствующая финансово-экономическая модель, производство предполагается организовать на территории опережающего развития (ТОР) «Комсомольск».
Министр пояснил, что интерес к размещению производства китайского самолета в РФ возник благодаря созданию ТОР, а также благодаря девальвации рубля. «Очевидно, что девальвация рубля в целом базово изменила конкурентоспособность, условия инвестирования и ведения бизнеса в РФ»,— пояснил он. Благодаря девальвации российские экспортные проекты стали гораздо более конкурентоспособными.
«Наш проект будет осуществляться по этапам. На начальном этапе — финальная сборка, постепенно будут производиться элементы самолетов»,— заявил глава Jiangsu Baoli Чжоу Дехун. Jiangsu Baoli будет участвовать в проекте в качестве компании, управляющей ТОР «Комсомольск», добавил он. Объем инвестиций предварительно оценивается, по его словам, в $100 млн. Мощность сборочного производства составит около 50 самолетов в год.
В последние годы российские власти активно ищут замену устаревшему парку турбовинтовых самолетов. «Ростех» создал СП с канадской Bombardier по сборке в Ульяновске самолетов Q400, однако реализация проекта остановилась из-за санкций. Проект восстановления производства Ил-114 был признан Минпромторгом нерентабельным. В этих условиях сборка китайских самолетов могла бы удовлетворить спрос на этот вид судов в РФ, который эксперты оценивают как небольшой.
Юрий Барсуков
Как развивается сотрудничество России и Китая в области авиастроения
По трем основным направлениям протекает сотрудничество России с Китаем в области авиации. Первое – это совместное создание к 2025 году широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. По линии ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) обсуждается возможность производства отдельных компонентов самолета SSJ-100 на заводе Корпорации авиационной промышленности Китая. Наконец, третий совместный проект затрагивает взаимодействие двух стран по созданию тяжелого вертолета (AHL). Читайте подробнее
Авиазавод в Самаре прекращает выпуск самолетов Ан-140 из-за недостатка деталей с Украины
Самарский авиационный завод «Авиакор» заявил о приостановке выпуска самолетов Ан-140. Дело в том, что детали, которые выпускают на Украине, больше не поступают, а быстро организовать импортозамещение для всех комплектующих — не удалось. Пока используют оставшиеся детали, их может хватить только до конца года, передает «Россия 24».
Как сообщил генеральный директор предприятия Алексей Гусев, с учетом того, что 34 завода-поставщика в Украине и там же расположено головное КБ, в такой быстрый срок не представляется возможным замещение. «Программа по выпуску Ан-140 временно останавливается. Ну, а дальше посмотрим», — добавил Гусев. Он также сообщил, что несколько самолетов Ан-140 все-таки будут собраны из имеющихся деталей.
«Самолеты АН-140 мы собираем из заделов. Сделаем самолеты из того, что у нас приобретено и находится на складах. Они будут до конца года собраны», — сказал Гусев. Он не уточнил, сколько будет собрано самолетов, так как завод пока не может раскрыть эту информацию. Ранее «Авиакор» прекратил производить предоплату украинским предприятием за их работу в целях безопасности.
На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в июне 2014 года генеральный директор «Авиакор» Алексей Гусев заявил, что три самолета Ан-140 для Минобороны будут собраны из имеющихся деталей. Также рассматривалась возможность начать сборку на «Авиакоре» модернизированного самолета Ил-114 вместо Ан-140.
Ан-140 — украинско-российский турбовинтовой региональный грузопассажирский самолет, разработанный АНТК «Антонов». Лайнер может перевозить до 52 пассажиров на расстояния до 2,3 тысячи километров. Самолет серийно производится на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии и на самарском авиационном заводе «Авиакор».
ОАО «Авиакор — авиационный завод» — одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий. Основная сфера деятельности завода — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154М и Ан-140.
Россия не выдала разрешение на прибытие уже нескольким рейсам, летящим в обход Белоруссии
Авиакомпания Air France заявила, что отменила московский рейс, так как Россия не согласовала план облета Белоруссии. Отменен и рейс из Вены в Москву. Почему Россия оперативно не согласовывает план облета?
Фото: Regis Duvignau/ReutersОбновлено в 16:12
Авиакомпания Air France отменила московский рейс из Парижа на 27 мая, сообщает ТАСС. Аналогичная ситуация произошла 26 мая с другим рейсом авиакомпании, AF1154: как пояснили в Air France, Россия не согласовала план облета Белоруссии. При этом авиакомпания решила оставить в расписании рейсы из Парижа в Москву, запланированные на ближайшие дни.
Согласно табло «Домодедово», также отменен вывозной рейс австрийской государственной авиакомпании Austrian Airlines в Москву из Вены. Ранее авиакомпания решила не летать над Белоруссией.
Белорусский перевозчик «Белавиа» 27 мая сообщил о вынужденной отмене рейсов еще в восемь стран.
Ранее главы МИД стран G7 выступили с заявлением: они осуждают действия властей Белоруссии в связи с инцидентом с самолетом Ryanair. Глава МИД Сергей Лавров на пресс-конференции призвал Запад «не демонизировать» власти Белоруссии. По его словам, Запад, особенно прибалтийские страны, ведут себя неприлично в отношении Минска.
Международная организация гражданской авиации 27 мая проведет экстренную встречу в связи с инцидентом с вынужденной посадкой самолета Ryanair. В ней примут участие в том числе представители белорусских авиавластей.
Почему Москва оперативно не согласовывает план облета Белоруссии и чем это чревато для рейсов из Европы в Россию? Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru
Ситуация коснулась и Калининграда. В связи с наличием запретов на выполнение рейсов со стороны ряда стран авиакомпания «Белавиа» вынуждена отменить полеты с 27 мая по 30 октября в том числе в этот российский город.
Латвия заявила, что не будет ограничивать транзит для авиакомпаний Белоруссии. Правительство Эстонии намерено прервать прямое авиасообщение с Белоруссией с 28 мая. В Brussels Airlines сообщили, что будут летать в Москву и Петербург, минуя белорусское воздушное пространство.
«Аэрофлот» на фоне заявлений Литвы о том, что страна не будет пускать летевшие через Белоруссию самолеты, отменил запланированный на пятницу рейс Москва — Вильнюс.
Гипотетически происходящее приведет к подорожанию билетов. О других рисках для российских авиакомпаний и пассажиров рассуждает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
— Все международные рейсы, которые выполняются в России иностранными компаниями, выполняются на паритетных началах. Соответственно, одна частота Air France — одна частота «Аэрофлота» будет в тот же Париж. Нашим авиакомпаниям выгоднее, потому что меньше конкуренции будет на тех или иных маршрутах. Пассажирам, естественно, хуже, потому что частот меньше, соответственно, меньше предложение, выше цены на билеты. Но пока что это простому человеку классово чуждо, потому что все равно в Европу нас никуда не пускают, кроме Греции, в Париж нельзя сесть и полететь, если у тебя обычная туристическая виза. Те, у кого есть вид на жительство или гражданство Франции, наверное, не самые бедные люди и могут себе позволить лететь и по более высокой цене.
— Одни страны ограничивают транзит, другие не ограничивают, третьи не разрешают летать через Белоруссию — полная неразбериха. Как диспетчеры будут с этим справляться?
— Выпускать так называемые НОТАМы — конкретные актуальные указания для авиакомпаний. При каждом рейсе маршрут согласовывается, соответственно, он согласовывается с учетом актуальных НОТАМов. Многое делается автоматически, специальный дорогостоящий софт учитывает все эти НОТАМы и прокладывает маршрут оптимальным образом, чтобы снизить издержки.
Новые санкции и уголовные дела после инцидента с Ryanair затрагивают уже не только авиаперевозки. Белоруссию лишили еще одного турнира: отменен чемпионат Европы по велотреку, который планировался в Минске 23-27 июня, — как заявили в Европейском союзе велосипедистов, «в свете текущей международной ситуации». Организация будет искать альтернативу.
В самопровозглашенной ЛНР возбудили уголовное дело против экс-главреда Nexta Романа Протасевича из-за обвинений в участии в боях в Донбассе в составе батальона «Азов» (организация признана террористической в ЛНР). Ранее фотографии обнародовал КГБ Белоруссии. На них, предположительно, Протасевич позирует в камуфляже и с оружием.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Воздушный транспорт России – 2019
Преодолев трудности 2015–2016 гг., когда отечественный рынок авиаперевозок сменил рост на стагнацию, а затем и снижение, в течение 2017–2018 гг. российские авиакомпании вышли на новый уровень. В результате, в 2017 г. впервые в постсоветской истории отечественной гражданской авиации был преодолен рубеж в 100 млн перевезенных пассажиров, а в 2018 г. их число возросло уже до более 116 млн чел. Важным фактором прошлогоднего роста, без сомнения, стал Чемпионат мира по футболу минувшим летом. Однако не только ему обязано улучшение показателей отрасли – здесь необходимо отметить дальнейшее обновление парка воздушных судов с одновременным увеличением провозных емкостей, интенсивности полетов и расширением маршрутной сети с более тщательным подходом к ее планированию, в результате чего, в частности, минувший год показал рост перевозок на международных воздушных линиях на 11,5% и на внутренних на 10,0%, а процент занятности пассажирских кресел на внутрироссийских маршрутах повысился на 2,1 п. п. Тренд со знаком «плюс» остается в силе и в наступившем году: по результатам первых двух месяцев 2019 г. общие темпы роста не снижаются (они составили 10,7%), причем активизировалось развитие международных перевозок (рост на 14,9%), особенно из России в страны СНГ (+26,9%).
Активный парк выполняющих коммерческие перевозки магистральных и региональных пассажирских и грузовых самолетов с числом мест более 20 за минувший год увеличился на 82 единицы, и достиг 1024 воздушных судов (без учета самолетов ведомственной и специальной авиации – АСК МЧС, СЛО «Россия» и т.п.). При этом российские авиакомпании получили 28 новых отечественных лайнеров SSJ100 и 46 новых «иномарок» с заводов Airbus и Boeing.
Тем не менее, несмотря на все эти оптимистические тенденции, экономика отрасли все еще оставляет желать лучшего, продолжает не радовать и уровень безопасности полетов: в 2018 г. в магистральной коммерческой авиации России произошла авиакатастрофа с Ан‑148 «Саратовских авиалиний», еще два авиалайнера (Boeing 737 «ЮТэйр» и SSJ100 «Якутии») были списаны после авиационных происшествий без человеческих жертв.
Общие результаты
Согласно данным Росавиации, по итогам 2018 г. российскими авиакомпаниями было перевезено 116,197 млн чел., что на 10,6% больше показателя 2017 г. (105,053 млн чел.). Общий пассажирооборот составил 286,931 млрд пасс.-км и также вырос на 10,6%.
На международных воздушных линиях (МВЛ) было перевезено 47,369 млн чел. (рост к 2017 г. на 11,5%), а на внутренних (ВВЛ) – 68,828 млн (+10%), в процентном соотношении их доли составляют 40,8% и 59,2% соответственно. По пассажирообороту распределение несколько иное: на МВЛ пришлось 56% (160,856 млрд пасс.‑км), на ВВЛ – 44% (126,076 пасс.-км). Несмотря на произошедшую в последние годы значительную переориентацию рынка авиаперевозок на внутренние линии, из-за существенно большей средней дальности международных рейсов перевес в пассажирообороте сохраняется за МВЛ. При этом быстрее в прошлом году росли перевозки из России в страны дальнего зарубежья: рост по числу пассажиров достиг 12,4%, по пассажирообороту – 11,6%, при полетах же в страны СНГ увеличение этих показателей в прошлом году составило 6,6% и 6,4% соответственно. Но первые месяцы 2019 г. демонстрируют изменение тенденции: перевозки в республики СНГ в январе–феврале подскочили сразу на 26,9% по пассажиропотоку и на 32,3% по пассажирообороту, в то время как на рейсах в дальнее зарубежье рост составил 11–12%, а в целом на МВЛ – 14,9% и 13,3%. Но для окончательных выводов по этому поводу необходимо дождаться конца года.
Процент занятости пассажирских кресел в 2018 г. подрос на незначительные 0,6 п.п., достигнув в целом по рынку 83,8%. Увеличение на 2,1 п.п. (до 82,8%) произошло на ВВЛ, а на МВЛ, напротив, было отмечено некоторое снижение (до 84,6%). При этом наименее загруженными остаются местные воздушные линии (процент занятости пассажирских кресел в 2018 г. – всего 64,8%).
В отличие от пассажирских перевозок, в грузовом сегменте качественных изменений за минувший год не произошло: количество доставленных воздушным транспортом грузов и почты осталось на уровне 2017 г. (1,174 млн т), а грузооборот даже немного снизился (на 0,7% – до 7,799 млрд ткм). Как и раньше, подавляющее число грузоперевозок выполнялось на международных линиях: их доля по тоннажу доставленных грузов превышала 75,1%, а по грузообороту – 88,7% (при этом на долю рейсов в страны СНГ пришлось всего 2,2% и 0,7% соответственно). На внутрироссийские перевозки осталось 24,9% доставленных грузов и почты и лишь 11,3% грузооборота. Средний процент коммерческой загрузки при перевозке грузов и почты прибавил за год 0,8 п.п., достигнув 70,9%.
Обновление парка
За минувший год численность активного парка самолетов гражданской авиации России, выполняющих коммерческие пассажирские и грузовые перевозки (без учета «бизнес-джетов», самолетов «квазикоммерческих» авиакомпаний АСК МЧС России, СЛО «Россия», 223 и 224 ЛО, а также легких самолетов вместимостью менее 20 пассажиров), продолжила расти, окончательно преодолев сокращения середины нынешнего десятилетия, связанные с уходом с рынка авиакомпании «Трансаэро» и заметным уменьшением флота «ЮТэйр», а также общим снижением импорта (напомним, тогда российский парк сократился сразу на 180 самолетов).
В прошлом году из-за границы в Россию поступили 106 авиалайнеров, в т.ч. 46 – непосредственно с заводов-изготовителей Airbus и Boeing, а 26 покинули страну и были возвращены лизингодателям (еще один – Boeing 737‑800 авиакомпании «ЮТэйр» – был списан после авиационного происшествия). Отечественная авиапромышленность в течение 2018 г. поставила российской гражданской авиации 28 новых самолетов SSJ100. Кроме того, в сертификаты эксплуатантов в 2018 г. были включены 17 других воздушных судов отечественного (главным образом, советского) производства, ранее летавших в других авиакомпаниях или восстановивших свою летную годность, но одновременно из СЭ авиаперевозчиков выбыло 42 отечественных самолета, переданных другим операторам или утративших летную годность (включая один Ан‑148 «Саратовских авиалиний», потерпевший катастрофу, и один SSJ100 авиакомпании «Якутия» после аварии на посадке).
В результате, активный парк выполняющих коммерческие перевозки пассажирских и грузовых самолетов в России (с учетом оговорок в начале этого раздела) за год вырос на 82 самолета – до 1024 воздушных судов, из которых 753 (или 73,5%) приходится на авиатехнику зарубежного производства и 271 (26,5%) – на отечественную, около половины из которой было выпущено еще в советские годы. «Иномарок» в стране за 2018 г. стало на 79 единиц больше, число отечественных машин в парке возросло всего на три штуки.
Из 106 самолетов, полученных в минувшем году российскими авиакомпаниями из-за границы, 46 (или 43,3%) пришлось на новую технику непосредственно с заводов-изготовителей. Это 23 самолета семейства А320, 22 машины модели Boeing 737 и один Boeing 777. Как и в предыдущие годы, больше всего новых «иномарок» получил «Аэрофлот» (11 самолетов Boeing 737‑800, десять А320, пять А321 и один Boeing 777‑300ER). За ним следует «Победа» (восемь Boeing 737‑800), «Сибирь» (пять А320neo и три А321neo) и работающая с ней под единым брендом S7 Airlines авиакомпания «Глобус» (два первых в стране Boeing 737‑8 МАХ). Кроме того, один новый Boeing 737‑800 получила «Россия».
Пассажирские лайнеры западного производства безоговорочно господствуют в дальнемагистральном флоте российских авиакомпаний: их доля при выполнении коммерческих перевозок давно уже достигла 100% (отечественные Ил‑96 сейчас летают только в ФГБУ «СЛО «Россия», а Ил‑62М – в подведомственном Минобороны ФГКУ «223‑й Летный отряд»). Практически аналогичная ситуация сложилась к началу этого года и в сегменте среднемагистральных пассажирских самолетов, где, после вывода компанией «Ред Вингс» из эксплуатации минувшей осенью шести Ту‑204, по сути остался всего один лайнер отечественного производства – пока еще летающий в «Алросе» последний Ту‑154М (напомним, самолеты СЛО «Россия» и 223 ЛО, формально входящие в состав гражданской авиации, мы здесь не учитываем).
Перевес в пользу самолетов отечественного производства сохраняется только в региональной (ближнемагистральной) авиации, где доля зарубежных воздушных судов – как реактивных, так и турбовинтовых – сейчас не превышает одной трети. Аналогичная ситуация и в грузовой авиации (здесь доля «иномарок» в настоящее время составляет 33,8%). Именно в сегменте реактивных «регионалов» в последние годы в основном и осуществлялись поставки новых самолетов российского производства. К началу нынешнего года в нашей реактивной региональной (ближнемагистральной) авиации эксплуатировалось 97 «суперджетов» и пять Ан‑148 – почти половина (46,2%) всей авиатехники подобного класса в стране. Новые SSJ100 получали в прошлом году «Аэрофлот» (13 машин), «Ямал» (8), «Азимут» (4) и «Северсталь» (3). А вот у воронежских Ан‑148 после прекращения в прошлом году деятельности «Саратовских авиалиний» остался всего один коммерческий оператор – иркутская «Ангара», эксплуатирующая пять Ан‑148‑100Е (остальные машины этого типа в России используются в интересах госзаказчиков). Помимо перечисленных выше компаний, «суперджеты» в настоящее время летают в «Газпром авиа», «Якутии» и «ИрАэро». В ближайшие годы такие самолеты, среди прочих, могут получить также «Алроса» и «Руслайн», а «Аэрофлот» в сентябре прошлого года подписал соглашение на приобретение в лизинг еще сотни таких машин.
В первой половине следующего десятилетия отечественная авиапромышленность при господдержке собирается начать поставки российским авиакомпаниям и новых турбовинтовых «регионалов» Ил‑114‑300, а также модернизированных дальнемагистральных широкофюзеляжных Ил‑96‑400М. Работы по этой технике в настоящее время находятся на стадии постройки опытных образцов. К приобретению Ил‑114‑300, которые должны прийти на смену выбывающим из эксплуатации по исчерпанию ресурса и истечению срока службы Ан‑24, уже проявляет интерес ряд сибирских и дальневосточных авиакомпаний, в частности, «Полярные авиалинии» и «Якутия». А вот кто из коммерческих авиаперевозчиков сможет стать заказчиком новых Ил‑96‑400М, которые хоть и станут оснащаться модернизированным комплексом авионики и современным интерьером пассажирского салона, но, имея четыре двигателя ПС‑90А1, очевидно будут проигрывать по экономичности западным двухдвигательным аналогам, давно господствующим на российских дальнемагистральных маршрутах, пока не ясно.
Главные же перспективы в области отечественного гражданского самолетостроения связываются, конечно, с ближне-среднемагистральным пассажирским самолетом нового поколения МС‑21‑300, поставки которого, по уточненному графику, должны стартовать в 2020–2021 гг. Ожидается, что первыми к эксплуатации МС‑21‑300 приступят «Аэрофлот» (уже заказал 50 таких лайнеров), «Ред Вингс» (16) и «ИрАэро» (10). Ведутся переговоры с другими авиакомпаниями. Суммарный портфель твердых заказов на МС‑21 (главным образом – от российских лизинговых компаний) к настоящему времени достиг 175 самолетов. Очень бы хотелось верить, что МС‑21 сможет, наконец, пошатнуть сложившуюся в российской гражданской авиации в этом десятилетии безраздельную монополию «иномарок» на среднемагистральных маршрутах.
Полная версия материала доступна в печатной и pdf-версиях
Печатная версия материала опубликована в журнале «Взлёт» № 3-4/2019
Россия: взгляд на авиапром страны
От первого советского гражданского перевозчика «Добролет» до победы в гонке сверхзвуковых пассажирских самолетов; от внутреннего рынка с одним из самых быстрых восстановлений после COVID в мире до новых узкофюзеляжных самолетов, которые могут составить конкуренцию A320 и 737 — история российской авиации столь же богата, сколь и увлекательна. Но кто именно сегодня является главным авиационным игроком России?
Аэрофлот уже почти сто лет является центром авиационной отрасли России. Фото: Getty ImagesAirlines
Официальной датой рождения гражданской авиации России считается 9 февраля 1923 года. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О наделении Главного управления воздушного флота полномочиями по техническому надзору за авиакомпаниями и об учреждении Гражданской Авиационный совет». К счастью, он остановился на аббревиатуре «Российское общество добровольного воздушного флота», и на свет появился «ДОБОРОЛЕТ».
Первый международный рейс авиакомпании был открыт 1 мая 1922 года между Москвой и Кенигсбергом, который в то время был частью Германии (сейчас он называется Калининградом, расположенным в российском анклаве на Балтийском море).В 1932 году государственная авиакомпания была переименована в «Аэрофлот».
Аэрофлот прошел долгий путь с момента первого международного рейса авиакомпании в 1922 году. Фото: Винченцо Паче | Simple FlyingБудьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.
Аэрофлот
Ранее Аэрофлот считался одной из самых безопасных авиакомпаний мира, хотя ранее он был синонимом плохих показателей безопасности полетов и несчастных случаев (только в 1973 году было 27 инцидентов и 780 смертей). Количество аварий, пожалуй, менее удивительно, если учесть, что это был почти единственный перевозчик на территории всего Советского Союза.
В сезон летних каникул 1970 года он перевозил 400 000 пассажиров в день. Для сравнения, в 2019 году Аэрофлот перевез 37,2 млн пассажиров. С учетом дочерних компаний их число составило 60,7 млн. человек.
Его всесоюзный флот также может быть частью объяснения. Аэрофлот первые 70 лет эксплуатировал только самолеты советской постройки. Только в 1992 году, через год после распада СССР, авиакомпания начала использовать иностранные реактивные лайнеры. Во второй половине года компания получила четыре самолета Airbus A310.Пару лет спустя она приобрела Boeing 767-300.
Все заказы Аэрофлота на Sukhoi Superjet будут переданы российским авиалиниям «Россия». Фото: Getty ImagesСегодня Аэрофлот эксплуатирует смешанный парк из 198 самолетов. Авиакомпания по-прежнему официально владеет 31 самолетом Sukhoi Superjet 100 отечественного производства, но они будут переданы ее дочернему перевозчику «Российские авиалинии Россия» в рамках стратегии Группы 30/30.
По данным 30/30, группа «Аэрофлот» ставит цель к 2028 году перевезти 130 млн пассажиров.Он также намерен увеличить свой общий флот до 600 самолетов. 235 из них будут построены в России. «Аэрофлот» сосредоточится на премиальных и дальнемагистральных маршрутах, «Россия» — на внутренних рейсах, «Победа» — на среднемагистральных.
Бэбифлот
После распада Советского Союза в 1991 году бывшие советские республики и регионы в России начали создавать свои собственные авиакомпании, получившие прозвище «детские флоты». Массовые финансовые потрясения во время роспуска привели к падению ВВП на 50% к 1995 году. Многие из новых перевозчиков не имели достаточных ресурсов, обходясь стареющим парком самолетов Туполева, Антонова и Ильюшина, что привело к многочисленным авариям и плохой репутации. для промышленности.
Пулковская авиакомпания «Россия» входит в группу «Аэрофлот» с 2010 года. Фото: Getty ImagesРоссия и Победа
Однако одной авиакомпанией, которая существует гораздо дольше, является базирующаяся в Санкт-Петербурге авиакомпания «Россия». Основанная в 1934 году на территории тогдашнего Ленинграда, в феврале 2010 года авиакомпания была передана федеральным властям и Группе «Аэрофлот». Позднее она была объединена с более мелкими региональными перевозчиками «Донавиа» и «Оренэйр», и в настоящее время эксплуатирует парк из 79 самолетов, в том числе 26 самолетов Сухого. Суперджет 100с.
Первый в России успешный лоукост-перевозчик также является дочерним предприятием Группы «Аэрофлот». «Победа» была основана чуть более шести лет назад и начала свою деятельность 1 декабря 2014 года. Принимая во внимание опыт других успешных бюджетных авиакомпаний, «Победа» управляет парком из 39 самолетов Boeing 737-800. Перевозчику даже удалось выйти победителем из последних двенадцати месяцев, увеличив свой доход пассажиро-километров.
Эксплуатант Boeing 737 «Победа» — первый успешный бюджетный перевозчик страны.Фото: Getty ImagesS7 Сибирские авиалинии
Основной претендент на Группу «Аэрофлот» — S7. Бывшая государственная авиакомпания была приватизирована в 1994 году как авиакомпания «Сибирь». В 2001 году объединилась с «Внуковскими авиалиниями» и «Байкальскими авиалиниями». Спустя три года она продолжила путь консолидации и поглотила Челябинские авиалинии и Энкор.
В 2019 году S7 и ее легко узнаваемая ярко-зеленая ливрея были второй по величине авиакомпанией России. Он имеет базы в московском Домодедово и новосибирском аэропорту Толмачево и управляет парком из 104 самолетов.
Другими частными авиакомпаниями, на которые следует обратить внимание, являются «Уральские авиалинии», базирующиеся в Екатеринбурге и перевезшие в 2018 году девять миллионов пассажиров на флоте из 49 самолетов. Авиакомпания Utair с парком из 57 самолетов, базирующихся в московском аэропорту Внуково и международном аэропорту Сургут в Ханты-Мансийском округе, в 2018 году перевезла восемь миллионов клиентов.
Частная S7 — вторая по величине авиакомпания России. Фото: Getty ImagesОбъединенная авиастроительная корпорация
Шесть гражданских и военных авиастроителей пережили турбулентность перехода от советской системы в 1990-х годах.В 2006 году Владимир Путин подписал указ президента об их объединении под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Туполева, впервые созданное в 1922 году как ОКБ Туполева, спроектировало более 100 моделей гражданских и военных самолетов. К ним относятся бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь», самый большой и тяжелый сверхзвуковой военный самолет со скоростью 2+ Маха, когда-либо построенный, Ту-104, второй двухдвигательный реактивный самолет, поступивший на регулярную службу после «Кометы де Хэвилленда», и Ту-144, первый в мире коммерческий сверхзвуковой самолет.Сегодня она ориентирована на бомбардировщики-ракетоносцы и самолеты специального назначения.
Ильюшин был основан в 1933 году. Он произвел первый советский широкофюзеляжный реактивный лайнер Ил-86, который совершил свой первый полет в 1976 году. под названием Ил-96-400М. Однако похоже, что 400-местный квадроцикл так и не будет запущен в производство.
Одной из компаний в составе AOC, производящей гражданские самолеты, является «Иркут».В 2018 году правительство России передало производство авиалайнеров из Сухого в Иркут. Компания продолжает строить региональные самолеты Sukhoi Superjet 100, общее количество заказов на которые составляет чуть более 300. Другими производителями самолетов, вошедшими в ОАК, были Микоян (МиГ) и Яковлев.
«Иркут» заказал 175 самолетов МС-21. Фото: Getty ImagesИркут МС-21
Пожалуй, более интересным, чем Sukhoi Superjet, является Иркут МС-21. Программа, предназначенная для конкуренции с самолетами семейства Airbus A320 и Boeing 737, впервые была запущена в 2007 году.Ввод в эксплуатацию был запланирован на 2016 год. Это оказалось несколько оптимистичным, и МС-21 совершил свой первый полет только в 2017 году.
Он будет выпускаться в двух вариантах: стандартный МС-21-300 и МС-21-200 с укороченным фюзеляжем. Конструкция основана на так и не реализованном Яковлеве Як-242 и поставляется с вариантом двигателя российского производства для ПД-14.
На данный момент «Иркут» получил заказы на 175 новых самолетов. Из них 50 достанется Группе «Аэрофлот». Из оставшихся, кроме десяти, предназначенных для «Азербайджанских авиалиний», также достанутся российским авиакомпаниям или отечественным лизинговым компаниям.
Россия и Китай стремятся занять 10% рынка широкофюзеляжных автомобилей с CR929. Фото: Getty ImagesCR929
Россия также является частью Китайско-российской международной корпорации коммерческих самолетов (CRAIC), совместного предприятия двух стран, созданного в 2017 году. Его целью является производство широкофюзеляжного реактивного лайнера, чтобы составить конкуренцию дуополии Airbus и Boeing. стремится занять 10% рынка. Последние новости в том, что будет три версии CR929. Первую планировалось запустить в 2025 году, хотя есть некоторые сомнения по поводу сроков.
Что вам больше всего нравится в российской авиационной промышленности? Оставьте комментарий ниже и дайте нам знать.
Эксклюзив: Пассажирский самолет «Сделано в России» нашел единственного покупателя, «Аэрофлот» заказов в этом году сверх давней сделки с государственным перевозчиком Аэрофлот ALTR.MM, сообщили Рейтер два источника.
ФОТОГРАФИЯ: Региональный реактивный самолет Sukhoi Superjet 100 выполняет демонстрационный полет на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском, Россия, 18 июля 2017 г. REUTERS/Сергей Карпухин/Фото из архива
Самолет, введенный в эксплуатацию в 2011 году и стал первым пассажирским самолетом, построенным в России после распада Советского Союза, и имеет непростую историю, несмотря на то, что государство вкладывает в его разработку миллиарды долларов. В прошлом году в Москве разбился суперджет, погиб 41 человек.
Компания «Гражданские самолеты Сухого», которая контролируется российским государственным холдингом «Ростех», надеялась продать сотни самолетов. Но вялый спрос, проблемы с обслуживанием и задержки с поиском запасных частей означают, что только 142 самолета находятся в эксплуатации.
Аэрофлот, который в настоящее время имеет в своем парке 54 самолета «Суперджет», как ожидается, получит еще до 17 самолетов в этом году, сообщили агентству Reuters в Минпромторге России. В 2018 году перевозчик подписал долгосрочный контракт на аренду 100 самолетов Superjets в период с 2019 по 2026 год.
Но два источника, знакомые с планами фирмы, сообщили Рейтер, что у «Сухого» в настоящее время нет других клиентов, запланированных на 2020 год. — сказал один из двух источников.
Суперджет в основном эксплуатируется внутри России региональными авиакомпаниями, корпорациями и государственными структурами. Он имел неоднозначный успех у иностранных перевозчиков.
Ирландская авиакомпания CityJet в прошлом году прекратила эксплуатацию семи самолетов Superjet, а мексиканская Interjet заявила в прошлом году, что планирует продать свои 22 самолета Superjet.
Сухой в своем заявлении отказался раскрыть свой портфель клиентов.
«Компания работает над выполнением контрактов в интересах эксплуатантов и заказчиков воздушных судов, основным из которых является российский перевозчик «Аэрофлот», — говорится в сообщении.
На вопрос, планируют ли они приобрести или арендовать «Суперджеты» в этом году, представители трех крупнейших частных авиакомпаний России — S7, «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» ответили отрицательно.
Пять других российских авиакомпаний, в парке которых есть «Суперджеты», не ответили на запросы о комментариях.
Авиакомпания «ИрАэро», базирующаяся на Дальнем Востоке России, которая ранее требовала от «Сухого» компенсацию за плохие технические характеристики «Суперджета», сообщила Reuters, что у самолетов были проблемы с использованием самолетов и что «условия контракта далеко не самые выгодные для пользователей».
Компания «Сухой» заявила в прошлом году, что продаст клиентам 16 самолетов. Однако он не достиг этой цели и в итоге поставил всего восемь самолетов, пять из которых были сданы в аренду Аэрофлоту.
КОНТРАКТ АЭРОФЛОТА
На данный момент Аэрофлот арендовал пять из 100 самолетов «Суперджет», которые он обязался использовать по контракту с «Сухим» на 2018 год.
Данные сделки финансировались российским государственным банком развития ВЭБ. Но договоренность была достигнута на разовой основе, и решение о том, как будут финансироваться следующие 95 самолетов, еще не принято, сказал третий источник, работающий в компании, которая работает с Сухим.
ВЭБ сообщил Рейтер, что рассматривает возможность финансирования будущих поставок Superjet и готов финансировать поставки и для других покупателей.
Аэрофлот заявил, что не может комментировать коммерческие сделки.В «Гражданских самолетах Сухого» отказались комментировать дальнейшие возможные лизинговые соглашения с «Аэрофлотом».
Доп. отчет Дарьи Корсунской; Письмо Полины Ивановой; Под редакцией Эндрю Осборна и Дэвида Эванса
Россия подняла в воздух первый новый постсоветский пассажирский авиалайнер с отечественными двигателями
МОСКВА, 15 дек (Рейтер) — Россия впервые с советских времен подняла в воздух новый пассажирский авиалайнер с отечественными двигателями во вторник начнется то, что, как он надеется, станет возрождением отрасли гражданской авиации, чтобы бросить вызов Boeing и Airbus.
Среднемагистральный самолет МС-21 взлетел с аэродрома в Сибири с турбовентиляторными двигателями ПД-14 российского производства. Самолет впервые поднялся в воздух в мае 2017 года, но с двигателями американского производства.
МС-21 производится корпорацией «Иркут» (IRKT.MM), входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а двигатели производятся Объединенной двигателестроительной корпорацией, контрольный пакет акций которой принадлежит Ростеху, российскому государственному аэрокосмическому и оборонному конгломерат.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com
Регистр
ОАК сообщила, что самолет провел ряд летных испытаний во время первого рейса, который длился один час и 25 минут.
Советский Союз был крупным производителем пассажирских авиалайнеров, широко используемых в стране и в союзных странах. Но после падения коммунизма авиакомпании в основном списали свой парк Туполев и Ильюшин на Боинги и Аэробусы.
Кремль стремится сделать Россию менее зависимой от западного импорта, особенно с 2014 года, когда Соединенные Штаты и ЕС ввели некоторые финансовые санкции в ответ на российское военное вмешательство в Украине.
Москва планировала начать поставки МС-21 покупателям в 2019 году, но эта дата была перенесена, поскольку в Ростехе заявили, что санкции США вынудили производителей заменить композитные материалы в крыльях на аналоги российского производства. Первые поставки теперь ожидаются в конце следующего года.
Для заказа будут доступны две модификации самолета вместимостью от 130 до 211 пассажиров — одна с американскими двигателями Pratt & Whitney PW1400G-JM, а другая с двигателями ПД-14, сообщает ОАК.
Заказы размещены на 175 самолетов, из них 50 — на госперевозчик «Аэрофлот», сообщает ОАК. Не сказано, сколько будет включать двигателей российского производства.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com
Зарегистрируйтесь
Репортаж Глеба Столярова Сценарий Тома Бальмфорта Под редакцией Питера Граффа
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
Airbus в России | Европа | Наше присутствие во всем мире
За последние 30 лет коммерческие самолеты, вертолеты и космическая продукция Airbus прочно закрепились в России.Страна хорошо известна своими аэрокосмическими исследованиями и технологиями и оказалась благодатной почвой для промышленного сотрудничества с Airbus. Россия по-прежнему важна для Airbus как коммерческий рынок и источник партнерских отношений.
Коммерческий самолет
Airbus впервые установил отношения с российской авиакомпанией в 1991 году, а в следующем году двухмоторный широкофюзеляжный A310 поступил на вооружение национального авиаперевозчика России «Аэрофлот». А310 стал первым самолетом западной постройки, получившим российский сертификат типа.
Когда первый самолет семейства Airbus A320 поступил в коммерческую эксплуатацию в стране в 2003 году, самый продаваемый узкофюзеляжный продукт компании быстро завоевал популярность среди российских авиакомпаний благодаря своей высокой топливной экономичности, низким эксплуатационным расходам и беспрецедентному комфорту для пассажиров. По состоянию на начало 2020 года в России находится в эксплуатации более 340 самолетов Airbus, включая семейство A320neo и А350 последнего поколения.
Airbus имеет центр поддержки клиентов в Москве, задачей которого является помощь клиентам Airbus в безопасной, комфортной и прибыльной эксплуатации своего парка.Совместно с офисами в Тулузе, Франция, центр поддержки оказывает техническую помощь всем эксплуатантам лайнеров Airbus в России и СНГ, независимо от того, летают ли они на самолетах, приобретенных напрямую у Airbus, или летающих в лизинг. Центр также регулярно организует семинары и конференции для клиентов Airbus, посвященные различным темам поддержки, а также новым сервисам и инструментам Airbus, направленным на упрощение работы технического персонала.
Airbus руководит рядом проектов с Межгосударственным авиационным комитетом, Росавиацией и Минтрансом России, а также участвует в многочисленных семинарах и конференциях по развитию безопасности полетов.
Вертолеты
На начало 2020 года в России эксплуатировалось более 230 вертолетов производства Airbus, еще более 80 — в странах Содружества Независимых Государств. С долей рынка 48 процентов Airbus является крупнейшим производителем вертолетов с газотурбинными двигателями западного производства в России, а также поставляет примерно половину вертолетов VIP и корпоративных клиентов в стране.
Компания сотрудничает с известными операторами, такими как Московский авиационный центр, парк которого состоит из пяти легких двухместных вертолетов h245, сконфигурированных для оказания неотложной медицинской помощи.
Airbus — крупнейший в стране производитель вертолетов с газотурбинными двигателями западного производства, находящихся в эксплуатации с точки зрения доли рынка.
Тесное стратегическое партнерство является ключевым приоритетом Airbus в России, о чем свидетельствует ЮТэйр, одна из крупнейших авиакомпаний России, эксплуатирующая вертолеты Airbus в суровых сибирских условиях. Авиакомпания «Газпромавиа» успешно эксплуатировала восемь легких двухместных вертолетов H235 в сложных условиях с превосходной степенью готовности парка, демонстрируя идеальную адаптируемость вертолетов Airbus для наблюдения за трубопроводами и вспомогательных задач.
Airbus является единственным западным производителем, предлагающим такой уровень присутствия и доступности, а также первым, у кого есть российский партнер: компания «Транзас», поставлявшая авионику для восьми самолетов H235, приобретенная «Газпромавиа», прежде чем стать поставщиком авионики для самолетов h225, h230 и h235. запрос.
В 2015 году Airbus Helicopters инициировала новую стратегию, предусматривающую создание сети центров технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта или ТОиР для легких вертолетов. Это вывело сервис компании в России на новый уровень и добавило удобства для клиентов.
Космос
Значительное сотрудничество с Россией в космических проектах началось в середине 1990-х годов с создания Eurockot, совместного предприятия Airbus и Космического центра имени Хруничева. Партнерство было разработано для продвижения и маркетинга российской малой пусковой установки «Рокот» на европейском институциональном и коммерческом рынках.
Starsem — совместное предприятие, которое управляет промышленной и коммерческой эксплуатацией ракеты-носителя «Союз» на мировом рынке ракет-носителей; основное внимание уделяется доставке малых спутников и спутниковых группировок на низкие и средние околоземные орбиты.В 2005 г. было создано совместное предприятие компаний Airbus и «Российские космические системы» «Синертех» для поставки надежного спутникового оборудования для российских гражданских космических программ; производство усилителей мощности было официально запущено в 2016 году.
Airbus и РКК «Энергия» в 2013 году создали совместное предприятие «Энергия Спутниковые Технологии» для углубления сотрудничества в области спутников. Две компании начали сотрудничество в начале 1990-х годов с оборудованием, поставленным на космическую станцию «Мир», и с тех пор продолжают, включая работу на Международной космической станции.
Совместное предприятие «Синертех» Airbus и «Российских космических систем» создано для поставки надежного спутникового оборудования для российских гражданских космических программ.
Местные партнеры
Не менее важным, чем продукция, которую Airbus продает в России, является более чем 25-летнее промышленное сотрудничество с этой страной; Текущие программы сотрудничества варьируются от поиска материалов до проектирования и производства компонентов.
В 2003 году в Москве был создан Инжиниринговый центр Airbus, известный как ЕКАР, как совместное предприятие Airbus и промышленной группы «Каскол». Это был первый инженерный объект Airbus за пределами своих стран, на котором по состоянию на начало 2020 года работало около 200 российских инженеров. За это время ECAR завершил более 120 проектов для Airbus, и продолжается работа над программами реактивных лайнеров A350-1000, A321XLR и A330neo.
Источники материалов являются ключевыми компонентами бизнеса Airbus в России. Первое соглашение о сотрудничестве с ВСМПО-Ависма было подписано в 1990-х годах, и с тех пор сотрудничество продолжается, развиваясь от закупки сырья до полуфабрикатов с более высокой добавленной стоимостью.ВСМПО-Ависма поставляет титановые поковки для всех программ Airbus, включая A320neo, A330neo и A350. Кроме того, Каменск-Уральский металлургический завод поставляет алюминиевый лист по долгосрочному контракту с Airbus.
Liebherr Aerospace в сотрудничестве с Гидромаш производит детали гидравлической системы для всех программ Airbus, а также более крупные компоненты для шасси A350 XWB.
Airbus поддерживает постоянный контакт со своими российскими промышленными партнерами для оценки различных возможностей расширения своей базы поставщиков.
Инновация
Airbus делится своим опытом с российской промышленностью и учреждениями через партнерства, совместные предприятия и дочерние компании. Кроме того, компания привлекает российские стартапы к конкурсам идей BizLab и активно участвует в поиске идей в России совместно со своими российскими партнерами.
За последние два десятилетия Airbus принял участие почти в 130 совместных исследовательских проектах в таких областях, как аэродинамика, акустика, экологическая оценка сверхзвукового полета, методы композитного проектирования, разработка металлических материалов и моделирование сложных физических явлений.Airbus имеет отличный доступ к высокотехнологичным компаниям, государственным учреждениям и финансовым возможностям для инвестиций в России.
Корпоративное гражданство
Airbus как социально ответственное предприятие активно поддерживает многочисленные образовательные инициативы в регионе, в том числе авиационные образовательные конференции и сотрудничество с крупными авиационными университетами и школами. В партнерстве с МГТУ ГА специалисты Airbus создали курс лекций для учащихся 4 и 5 классов, посвященный различным техническим аспектам самолетов Airbus.Airbus также является официальным партнером детского авиационного клуба «Авиатор» в Москве; в этом клубе проводятся практические и теоретические занятия для детей в возрасте 7-14 лет, где специалисты Airbus регулярно встречаются с молодежью, чтобы обсудить увлекательный мир авиации и самолетов Airbus.
Кроме того, Airbus сотрудничает с основными благотворительными фондами в России, организация совместных благотворительных проектов с участием сотрудников компании — такие, как посещение больных детей в больницах и говорить с ними об авиационных темах.
Будущее России
Россия имеет одну из ведущих авиационных отраслей в мире, где Airbus видит долгосрочный потенциал для сотрудничества. Airbus постоянно ищет новые идеи, привлекая не только своих основных промышленных партнеров в стране, но также университеты и начинающие компании.
Наше глобальное присутствие
• Производство самолетов по типам Россия 2021
• Производство самолетов по типам Россия 2021 | StatistaДругая статистика по теме
Пожалуйста, создайте учетную запись сотрудника, чтобы иметь возможность отмечать статистику как избранную.Затем вы можете получить доступ к своей любимой статистике через звездочку в шапке.
ЗарегистрироватьсяПожалуйста, авторизируйтесь, перейдя в «Мой аккаунт» → «Администрирование». Затем вы сможете пометить статистику как избранную и использовать оповещения о личной статистике.
АутентификацияСохранить статистику в формате .Формат XLS
Вы можете загрузить эту статистику только как пользователь Premium.
Сохранить статистику в формате .PNG
Вы можете скачать эту статистику только как Премиум пользователь.
Сохранить статистику в формате .PDF
Вы можете скачать эту статистику только как Премиум пользователь.
Показать ссылки на источники
Как пользователь Premium вы получаете доступ к подробным ссылкам на источники и справочной информации об этой статистике.
Показать подробности об этой статистике
Как пользователь Premium вы получаете доступ к справочной информации и подробностям о выпуске этой статистики.
Статистика закладок
Как только эта статистика обновится, вы немедленно получите уведомление по электронной почте.
Да, сохранить как избранное!
…и облегчить мою исследовательскую жизнь.
Изменить параметры статистики
Для использования этой функции требуется как минимум Одиночная учетная запись .
Базовая учетная запись
Знакомство с платформой
У вас есть доступ только к базовой статистике.
Эта статистика не включена в вашу учетную запись.
Один аккаунт
Один аккаунт
Идеальная учетная запись входа для отдельных пользователей
- Мгновенный доступ — 1 м Статистика30 Скачать в XLS, PDF & PNG Формат3
- Подробные ссылки
$ 59 $ 39 / месяц *
в первые 12 месяцев
Корпоративный счет
Полный доступ
Корпоративное решение со всеми функциями.
* Цены не включают налог с продаж.
Самая важная статистика
Самая важная статистика
Самая важная статистика
Самая важная статистика
Дальнейшая дополнительная статистикаУзнайте больше о том, как Statista может поддерживать ваш бизнес.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.(11 июня 2021 г.). Количество самолетов, произведенных для отечественного авиапрома в России с 2019 по 2021 год, по типам [График]. В Статистике. Получено 26 января 2022 г. с https://www.statista.com/statistics/1247868/aircraft-production-by-type-russia/
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. «Количество самолетов, произведенных для отечественного авиапрома в России с 2019 по 2021 год, по типам». Диаграмма. 11 июня 2021 г. Статистика. По состоянию на 26 января 2022 г. https://www.statista.com/statistics/1247868/aircraft-production-by-type-russia/
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. (2021). Количество самолетов, произведенных для отечественного авиапрома в России с 2019 по 2021 год, по типам. Статистика. Statista Inc.. Дата обращения: 26 января 2022 г. https://www.statista.com/statistics/1247868/aircraft-production-by-type-russia/
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. «Количество самолетов, произведенных для отечественного авиапрома в России с 2019 по 2021 год, по типам.Statista, Statista Inc., 11 июня 2021 г., https://www.statista.com/statistics/1247868/aircraft-production-by-type-russia/
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Количество воздушных судов произведено для отечественного авиапрома в России с 2019 по 2021 год, по типам Statista, https://www.statista.com/statistics/1247868/aircraft-production-by-type-russia/ (последнее посещение 26 января 2022 г.)
Россия
С 2001 года Collins Aerospace поставляет передовые решения в области авионики авиакомпаниям и производителям оригинального оборудования, расположенным в Содружестве Независимых Государств (СНГ).Нашими ключевыми возможностями в этом регионе являются: платформы авионики; системы кабины; и системная инженерия.
Участие Collins в СНГ началось, когда наша система TCAS-II сыграла неотъемлемую роль в усилиях по модификации самолетов российского производства, чтобы они соответствовали требованиям FAA для полетов в воздушное пространство США и Европы.
Сегодня наша авионика используется на авиатранспортных, деловых и региональных самолетах, а также на вертолетах иностранного и российского производства. Оборудование Collins установлено и эксплуатируется на борту большинства авиакомпаний стран СНГ, таких как Аэрофлот, Трансаэро, S7, Эйр Астана, Узбекские Авиалинии и Азербайджанские Авиалинии.
Мы продолжаем расширять свое присутствие в регионе. Наша продукция установлена на самолеты Ан-148/158 и Sukhoi Superjet 100. Системы CNS Pro Line 21™ используются на самолетах Ильюшин Ил 114-100. Системы навигации и связи устанавливаются в качестве основных и дополнительных на ряд вертолетов российского производства, таких как платформа Ми-8/17 и Ка-226Т, а также на новейшие Ми-38, Ка-62 и Ми-171А2. В настоящее время Коллинз играет неотъемлемую роль в разработке нового самолета российского производства МС-21.
Наш инженерный центр в Москве специализируется на разработке систем и программного обеспечения для новых систем авионики для коммерческих самолетов. Мы также предоставляем круглосуточный доступ к центрам обслуживания клиентов в регионе и поддерживаем операторов бизнес-джетов нашего оборудования через сеть дилеров Collins, а также полную местную поддержку на земле и в полете через нашу группу служб управления информацией (ARINC).
Collins видит много возможностей в регионе СНГ для своего комплексного портфеля коммерческих решений, включая системы авионики Pro Line Fusion®, решения для кабины и решения HeliSure™ для обеспечения ситуационной осведомленности о полете.
3-й этаж, здание Военторг
ул. Воздвиженка, 10
Москва, Россия 125009
Телефон: +7 495 797 3765
Электронная почта
МС-21 Иркута, наконец, российский пассажирский самолет, чтобы конкурировать с Boeing, Airbus?
Пилоты сидят в кабине пассажирского самолета ПАО «Корпорация «Иркут» МС-21-300, представленного на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в международном аэропорту Жуковский в Москве, Россия, во вторник, 27 августа 2019 г. Кредит изображения: БлумбергЖУКОВСКИЙ: В среду Россия представила клиентам свой новый пассажирский самолет МС-21, заявленный как конкурент Boeing и Airbus, несмотря на то, что проект был загнан в угол из-за санкций и сбоев с его предшественником Sukhoi Superjet.
Новый самолет был представлен на подмосковном авиасалоне МАКС, который президент Владимир Путин официально открыл во вторник вместе со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Он поднялся в воздух, чтобы выступить перед потенциальными клиентами после более чем десяти лет производства, сопровождавшегося многочисленными задержками.
Произведенный сибирским производителем «Иркут», среднемагистральный самолет вмещает до 211 пассажиров и имеет дальность полета 6000 километров (3730 миль) — этого достаточно, чтобы доставить его из Москвы в любую точку Европы.
Пассажирский самолет МС-21-300 ПАО «Корпорация «Иркут» стоит рядом с сотрудниками полиции на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в международном аэропорту Жуковский в Москве, Россия, во вторник, 27 августа 2019 г. Кредит изображения: БлумбергЭто большая надежда российской авиационной промышленности после неудач с региональным лайнером Sukhoi Superjet 100, выпущенным в 2011 году как первый постсоветский гражданский самолет.
«Мы достигли нескольких соглашений на MC-21 во время этого форума», — сказал Равил Хакимов, глава Иркута, не давая деталей.
контракты на 175 самолетов уже подписаны
Иркут говорит на своем веб-сайте, что он подписал жесткие контракты на 175 самолетов уже, в основном российских авиакомпании в качестве клиентов.
Цена каталога самолета будет дешевле, чем ее прямые конкуренты в ассортименте среднего размера, обещали Хакимов.
МС-21 «призван конкурировать на рынке с Airbus 320 и Boeing 737», — сказал Олег Пантелеев, авиационный аналитик, возглавляющий отраслевой сайт Aviaport.ru.
Путин на открытии похвалил российских авиастроителей за «прорывные проекты», такие как МС-21, и назвал страну «одним из флагманов мировой аэрокосмической промышленности».
Авиасалон стал первым после того, как российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), конгломерат производителей гражданской и военной авиационной техники, в который входит «Иркут», в прошлом году была передана в руки госкорпорации «Ростех».
Крылья подрезаны санкциями
Прототип МС-21 совершил свой первый полет в 2017 году, но серийное производство было отложено, отчасти из-за санкций США, которые повлияли на производство крыльев из углеродного композита.
Хотя он должен был быть введен в эксплуатацию в конце 2018 года, глава Ростеха Сергей Чемезов заявил, что в этом году первые самолеты МС-21 будут поставлены российской государственной авиакомпании «Аэрофлот» только в 2021 году.
«Все поставки начнутся во второй половине 2021 года», — сказал глава «Иркута» Хакимов.
Авиастроитель планирует выпускать 72 самолета в год, сообщил главный конструктор МС-21 Константин Попович.
Первая партия самолетов была оснащена двигателями Pratt & Whitney американского производства, но дальнейшие поставки были заблокированы санкциями.
Три самолета, представленные на авиасалоне в среду, оснащены американскими двигателями, но в дальнейшем будут использоваться двигатели ПД-14 российского производства.
Санкции против Москвы, постепенно вводимые с 2014 года, когда Россия аннексировала Крым у Украины, ударили по нескольким российским предприятиям, а «Ростех» и Чемезов попали в черные списки секторальных санкций Минфина США.
Покупатель «опасается»
В то время как военные авиастроители получают финансовую поддержку от российских ВВС, которые в последние годы заказывают новые самолеты, основным препятствием для российских гражданских самолетов является поиск иностранных клиентов, считает авиационный аналитик Пантелеев.
«Им приходится конкурировать с иностранными производителями, у которых гораздо больше возможностей для продвижения своих самолетов», — сказал он.
Главный конструктор и первый заместитель директора «Иркута» Олег Демченко назвал Латинскую Америку, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию целевыми рынками для МС-21.
Первый в России постсоветский пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 изначально был хорошо принят, но позже многие клиенты отказались от него из-за трудностей с его обслуживанием и заменой деталей.
Плохому имиджу самолета также способствовало несколько происшествий, последний из которых произошел в мае, когда 41 человек погиб в результате пожара после того, как один из них совершил аварийную посадку в Москве. Расследование аварии продолжается.
У «Суперджета» есть небольшие проблемы, которые можно было бы исправить при продолжении инвестиций, но «из-за того, что было продано так мало самолетов, они не могут получить достаточно денег от оборота для этой работы», — сказал Пантелеев.