SR-71 «Черный дрозд»: самый скоростной самолет в мире

В середине 60-х годов прошлого века жители американских мегаполисов неоднократно обращались в городскую администрацию с жалобами на странные явления, происходящие в небе. В совершенно безоблачную погоду в небе неожиданно раздавался гром и, стремительно затихая, бесследно исчезал.

Время шло. Загадочный гром продолжал периодически пугать простых американцев. Наконец, 10 июля 1967 года, после того, как единичные жалобы переросли в массовые недовольства, ВВС США сделали официальное заявление, в котором сообщалось, что странный гром появляется в результате полетов сверхзвукового стратегического разведчика Lockheed SR -71.

Продолжением этой истории стали несколько десятков судебных исков американских граждан, в которых они требовали от ВВС возместить ущерб, нанесенный в ходе полетов. Сумма, которую военным пришлось отдать по решению суда, составила 35 тысяч долларов, однако, в тридцатилетней истории самого быстрого и одного из самых дорогостоящих в эксплуатации военного самолета SR -71 — это маленькая капля в море побед и поражений.

История создания, или хотели, как лучше, а получилось, как всегда

Первый полет «Черного дрозда» или «Черной птицы», как американские военные прозвали SR -71 за его внешний вид, состоялся 22 декабря 1964 года. Новые сверхзвуковые разведчики предназначались для пользования ВВС США, которые на тот момент не имели достойного соперника сверхзвуковому разведчику нового поколения A -12, стоявшему на вооружении в ЦРУ. 

На тот момент A -12 являлся самым скоростным самолетом в мире — примерно 3300 км/ч и обладал одним из самых высоких потолков максимальной высоты — 28,5 км. Изначально ЦРУ планировало использовать А-12 для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, однако, планы пришлось поменять в связи с событием, произошедшим 1 мая 1960 года, когда предшественник «Титанового гуся» (как называли А-12) U -2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом. ЦРУ решило не рисковать дорогостоящими самолетами и для разведки в СССР и на Кубе использовало спутники, а А-12 направило в Японию и Северный Вьетнам.

A-12

Главному конструктору A -12 Кларенсу «Келли» Джонсону такое распределение разведывательных сил казалось несправедливостью и, начиная с 1958 года, он начал вести тесные переговоры с высшим командованием ВВС о создании более совершенного военного самолета, который мог бы сочетать в себе функции разведчика и бомбардировщика.

Спустя четыре года ВВС США, наконец, оценило возможные преимущества, которые они могли получить при наличии на вооружении A -12 или его возможного прототипа и дали свое согласие. К тому времени Джонсон и его бригада уже более года работали над двумя новыми моделями R -12 и RS -12. Через несколько месяцев макеты были готовы и Джонсон представил их на «растерзание» командованию ВВС. Генерал Ли Мей, прибывший на презентацию, остался крайне недоволен. Он заявил, что RS -12 — не более, чем повторение проектируемого на тот момент бомбардировщика компании North American Aviation — XB -70 Valkyrie , модификации RS -70.

Возможно, поводом для такого заявления стали: во-первых, боевое предназначение обоих самолетов — разведчики-бомбардировщики, во-вторых, способность дозаправки в воздухе и той и у другой модели, в-третьих, максимальная скорость, у обоих в три раза превосходящая скорость звука. Во всем остальном ни по размерам, ни по форме, ни по техническим характеристикам самолеты абсолютно не похожи.

1) Длина RS -12 — 32,74 м / Длина Valkyrie — 56,6 м.    2) Размах крыла RS -12 — 16,94 м / Размах крыла Valkyrie — 32 м

3) Максимальная скорость RS -12 (на тот момент предполагалась) — более 3300 км/ч / Максимальная скорость Valkyrie — 3200 км/ч.

Переубедить генерала Мея Джонсон так и не смог. Более того, спор стал настолько серьезным, что вмешаться пришлось министру обороны США Роберту Макнамару. Не вставая ни на чью сторону, он просто приказал прекратить разработку и того и другого самолета. Если бы на место Джонсона был кто-нибудь другой, то возможно проекты так и остались бы только проектами. Однако о нем совершенно справедливо как-то сказал Холл Хиббард, руководитель Джонсона и глава проекта по созданию первого самолета «Стелс» F -117: «Этот чертов швед буквально видит воздух» . Возможно, сейчас Джонсон видел воздух лучше прежнего и поэтому решил использовать свой последний шанс.

Он просто изменил расшифровку аббревиатуры RS c «Reconnaissance Strike» (разведывательный/ударный) на «Reconnaissance Strategic» (стратегический разведчик). Таким образом, изменив боевое назначение своего самолета, его уже никто не мог упрекнуть в дублировании Valkyrie и он продолжил разработку RS -12.

В SR -71 модель RS -12 превратилась совершенно случайно. В своей речи в июле 1964 года президент США (однофамилец Джонсона) Линдон Джонсон, говоря о самолете RS -12, перепутал буквы местами и произнес SR -12 . Кстати говоря, это была не единственная оплошность президента в речах, касавшихся самолетов. В феврале того же года Джонсон прочитал вместо аббревиатуры AMI (Advanced Manned Interceptor — перспективный пилотируемый перехватчик) название A -11, которое также стало в дальнейшем официальным названием.


Индекс «71» Кларенс Джонсон взял как указание на то, что его модель разведчика является следующим шагом после проекта Valkyrie . Так появился Lockheed SR -71 (« Blackbird »).

На самом деле, SR -71 являлся прототипом двух других самолетов конструкции Джонсона — А-12 и YF -12, который одновременно объединял в себе функции перехватчика и разведчика. Именно YF -12 и стал той моделью, от которой в конечном итоге стал отталкиваться Джонсон. По сравнению с YF -12 он увеличил размеры SR -71: его длина составляла 32,7 метров вместо 32 м, а высота 5,64 м вместо 5,56. За всю историю мировой военной и гражданской авиации SR -71 является одним из самых длинных самолетов. Редко можно встретить модель, длина которого достигала хотя бы 30 метров. Но, несмотря на это, благодаря рекордной скорости и одному из самых больших потолков высоты — 25,9 км, SR -71 пополнил ряды малозаметных самолетов первого поколения — «Стелс».

Увеличил Джонсон и максимальную взлетную массу, вместо 57,6 тонн, как у YF -12, SR -71 стал весить на взлете 78 тонн. Как раз к этому параметру и относилась фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поднять такую массу в воздух было непросто, поэтому Джонсон решил использовать систему дозаправки в воздухе при помощи специально переоборудованного самолета-заправщика KC -135 Q .

Разведчик поднимался в воздух с минимальным количеством топлива, что значительно облегчало его. Дозаправка осуществлялась на высоте 7,5 км. Только после этого SR -71 мог отправляться на задание. Без дозаправки он мог продержаться в воздухе, так же как и предыдущие модели 1,5 часа, правда, преодолевал за это время 5230 км — на 1200 км больше чем A -12 и YF -12. Один полет с дозаправкой обходился американским ВВС в 8 смиллионов долларов, что в скором времени заставило военное командование по примеру ЦРУ с A -12 «завопить» о дорогой стоимости полетов SR -71.

Дело в том, что 28 декабря 1968 года программу по производству и разработке разведчика A -12 закрыли. В компании Lockheed Corporation основной причиной назвали высокую стоимость эксплуатации «Титанового гуся» (данных о стоимости одного вылета A -12 нет). Более того, не было смысла продолжать его производство, в то время как на вооружение уже два года стоял более совершенный SR -71. ЦРУ на тот момент уже отдало все свои A -12 ВВС и взамен получило спутники-шпионы с самой современной фотоаппаратурой.

Забегая вперед скажем, что одной из причин, по которой оставшиеся «в живых» SR -71 начали снимать с эксплуатации в период с 1989 по 1998 года, являлась высокая стоимость эксплуатации. За 34 года существования модели SR -71 на полеты 31 самолета ВВС США потратили более 1 млрд. долларов. Сэкономить не получилось.

Наконец, самым главным отличием и непревзойденным до настоящего времени преимуществом является сверхзвуковая скорость SR -71 — 3529,56 км/ч. Этот показатель в три раза превышает скорость звука в воздухе. A-12 и YF-12 проигрывали «Черному дрозду» более 200 км/ч. В этом плане самолеты Джонсона совершили революцию. Ведь первый в мире сверхзвуковой самолет появился в 1954 году, всего за восемь лет до A-12 или SR-71. Максимальная скорость, которую он мог развивать, едва превышала скорость звука — 1390 км/ч. В 1990 году благодаря своей скорости «Черные дрозды» избежали обычной «консервации» в музеях и ангарах военных баз, так как немалый интерес к ним проявляло NASA, куда были переданы несколько экземпляров.

На SR-71 ученые и конструкторы из NASA проводили аэродинамические исследования по программам AST ( Advanced Supersonic Technology — перспективные гиперзвуковые технологии) и SCAR ( Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолета с гиперзвуковой скоростью полета).

Минимальный уровень гиперзвуковой скорости составляет около 6000 км/ч.

В небе все было непросто

Высокая скорость не только решала поставленные Джонсоном задачи, но и создавала немало трудностей в эксплуатации «Черного дрозда». На скорости 3 Маха (Число Маха = 1 скорость звука, т.е. 1390 км/ч) трение о воздух было настолько большим, что титановая обшивка самолета нагревалась до 300 ºС. Однако Джонсон решил и эту проблему. Минимальное охлаждение обеспечивала черная краска корпуса, изготовленная на ферритовой основе (феррит — железо или сплав железа). Она выполняла двойную функцию: во-первых, рассеивала тепло поступающее на поверхность самолета, во-вторых, уменьшала радиолокационную заметность самолета. В целях уменьшения заметности ферритовую краску очень часто использовали в военной авиации.

Двигатель «Черного дрозда» — Pratt & Whitney J58-P4. Длина — 5,7 м. Масса — 3,2 тонны

Главным «кондиционером» в конструкции SR-71 стало специальное топливо JP-7, которое было разработано для сверхзвуковой авиации США. Благодаря его постоянной циркуляции от топливных баков, через обшивку самолета, к двигателям корпус «Черного дрозда» постоянно охлаждался, а топливо успевало за это время нагреться до 320 ºС. Правда, технические преимущества JP-7 мало оправдывались его расходом. На крейсерской скорости два двигателя разведчика Pratt&Whitney J58 расходовали около 600 кг/мин.

На первых порах система циркуляции была главной головной болью инженеров. Топливо JP-7 могло легко утекать даже через самые незначительные неплотности. А таких в гидравлической и топливной системе оказалось более, чем достаточно. К лету 1965 года проблему с утечкой топлива, наконец, удалось решить, но на этом цепочка неудач «Черного дрозда» только начиналась.

25 января 1966 года разбился первый SR -71. Разведчик летел на высоте 24 390 м со скоростью 3 Маха, в этот момент самолет потерял управление из-за отказа системы управления воздухозаборником. Пилот Билл Уивер успешно катапультировался, несмотря на то, что катапультируемое кресло осталось в самолете. На SR -71 Джонсон установил новые катапультируемые кресла, которые позволяли пилотам безопасно покидать кабину на высоте 30 м и скорости 3 Маха. Возможно, это была счастливая случайность, его просто вырвало из кабины потоком воздуха. Напарник Уивера Джим Зауэр тоже успел катапультироваться, но выжить ему не удалось.

Воздухозаборник — элемент конструкции самолета, служащий для забора окружающего воздуха и дальнейшей его подачи к различным внутренним системам. Воздух из воздухозаборника может служить теплоносителем, окислителем для топлива, создания запаса сжатого воздуха и т.д.

Воздухозаборник «Черного дрозда»

Билл Уивер провел большую часть испытаний «Черного дрозда». Для него это была не единственная катастрофа, так же, как и для его напарников. 10 января 1967 года SR -71 проходил скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе. Для большей сложности полосу заранее намочили, чтобы усилить эффект скольжения. Приземлившись на полосу со скоростью 370 км/ч пилот Арт Петерсон не смог выпустить тормозной парашют. При этом стоит отметить, что скорость отрыва от полосы у SR -71 составляет 400 км/ч. Разумеется, обычные тормоза не могли остановить разведчик на мокрой поверхности и SR -71 на прежней скорости продолжал двигаться по взлетно-посадочной полосе. Как только он вышел на сухой участок трассы все шины шасси лопнули от высокой температуры. Голые диски шасси начали высекать искры, в результате чего загорелись втулки колес, изготовленные из магниевого сплава. Если учесть, что магниевые сплавы воспламеняются при температуре от 400 до 650ºС, то примерно такая температура была в области шасси во время торможения. Самолет остановился только тогда, когда проскочил всю полосу и носом врезался в грунт высохшего озера. Петерсон выжил, однако, получил многочисленные ожоги.

Выход из строя тормозного парашюта оказался единичным случаем, а вот магниевые втулки неоднократно приводили к возгоранию «Черного дрозда». В конченом итоге, инженеры заменили магниевый сплав на алюминий.

Последняя в программе испытаний авария произошла опять же по причине отказа воздухозаборника. 18 декабря 1969 года экипаж SR -71 отрабатывал бортовую систему радиоэлектронной борьбы. Как только разведчик вышел на максимальную скорость, пилоты услышали сильный хлопок. Самолет начал терять управляемость и дал резкий крен. Через 11 секунд после хлопка командир экипажа отдал приказ катапультироваться. Самолет разбился, и точную причину аварии выяснить не удалось. Однако специалисты предполагали, что катастрофа произошла из-за отказа воздухозаборника. Резкий крен, который дал самолет после хлопка, можно было объяснить только неравномерным распределением тяги двигателей. А такое происходит в том случае, если отказывает воздухозаборник. Проблема с незапуском воздухозаборника была присуща всем самолетам серии A -12, YF -12 и SR -71. В конце концов, Джонсон принял решение заменить ручное управление воздухозаборниками на автоматическое.

В 1968-1969 гг. произошло еще три катастрофы с SR -71. Причиной становились: отказ электрогенератора (аккумуляторной батареи, которая могла обеспечить самолету 30 минут полета, оказалось недостаточно), возгорание двигателя и возгорание топливного бака (после того, как обломки дисков колес пробили его). Самолеты вышли из строя и на поверхности проекта появился еще один серьезный недостаток: во-первых, катастрофически не хватало запчастей, во-вторых, ремонт одного самолета сильно бы ударил по «карману» ВВС США. Известно, что расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей — это примерно 28 млн. долларов.

Те, «Черные дрозды», которые благополучно проходили летные испытания, подвергались тщательнейшему техническому осмотру. После посадки каждая летная единица проходила около 650 проверок. В частности, несколько часов уходило у двух техников на послеполетную проверку воздухозаборников, двигателей и перепускных устройств.

В ходе испытаний, которые проходили вплоть до 1970 года, когда SR -71 уже четыре года находился на вооружении, компания Lockheed понесла большие потери как технические, так и человеческие. Однако военная служба для «Черных дроздов» только начиналась.

«Черные дрозды» на задании

Примерно 1300 метров необходимо SR -71 на взлетно-посадочной полосе для разбега со скоростью 400 км/ч. Через 2,5 минуты после того, как разведчик оторвется от земли, на скорости 680 км/ч он набирает высоту 7,5 км. Пока что SR -71 остается на такой высоте, лишь увеличивая скорость до 0,9 Маха. В этот момент воздушный танкер KC -135 Q производит дозаправку «Черного дрозда». Как только баки наполнятся, летчик переводит управление разведчика на автопилот, так как самолет должен начать набирать высоту на скорости 860 км/ч, не меньше, не больше. На высоте 24 км и скорости 3 Маха пилоты снова переходят на ручное управление. Так начинается каждый вылет на задание.

Основными точками ведения разведки для SR -71 стали: Вьетнам, Северная Корея, Ближний Восток, Куба и все же, несмотря на предостережения командования ВВС, Советский Союз в районе Кольского полуострова.

Когда «Черных дроздов» начали отправлять в Северный Вьетнам в 1968 году, на его территории в разгаре была вьетнамская война между севером и югом страны (1955 — 1975). С 1965 по 1973 год проходил период полномасштабного военного вмешательства США. Для SR -71 это было самое крупное военное задание.

На «Черных дроздах» было установлено свое собственное разведывательное оборудование. На них была установлена автоматическая автономная астроинерционная навигационная система, которая ориентируясь по звездам, позволяла безошибочно вычислять местонахождение самолета даже днем. Подобная система навигации была использована в дальнейшем в проектируемом, на тот момент, советском бомбардировщике-ракетоносце Т-4. Точное соответствие полета заданному маршруту на SR -71 можно было сверять при помощи вычислителя воздушных данных и бортового компьютера.

В самом процессе разведки SR -71 мог использовать несколько аэрофотоаппаратов, радиолокационную систему (РЛС) бокового обзора и аппаратуру, способную работать в инфракрасном диапазоне (тепловизионные приборы). В носовом приборном отсеке была расположена также панорамная аэрофотокамера. Такое разведывательное оборудование позволяло «Черному дрозду» за 1 час полета на высоте 24 км обследовать территорию в 155 тыс. км2. Это чуть меньше, чем половина территории современного Вьетнама. Что касается исключительно фотоаппаратуры, то за один вылет разведчик снимал несколько сотен наземных объектов. Так, например, в ноябре 1970 года во Вьетнаме перед провальной операцией американских военных «Падающий дождь» по освобождению пленных из лагеря Сон Тай, «Черному дрозду» удалось сфотографировать место, где предположительно содержали пленников.

Северо-вьетнамская артиллерия неоднократно пыталась сбить SR -71, по некоторым подсчетам, в разведчика было выпущено несколько сотен артиллерийских ракет, однако, ни один пуск не увенчался успехом. Специалисты считали, что уйти от обстрела «Черному дрозду» позволяла система радиоэлектронной борьбы, которая подавляла радиосигнал на вьетнамском пусковом комплексе. Такому же безрезультатному обстрелу подвергся SR -71 однажды и над территорией КНДР.

Однако ВВС все же потеряли несколько SR -71 во время разведывательных вылетов, правда, во всех случаях причиной аварии стали погодные условия. Один из таких случаев произошел 10 мая 1970 года, «Черный дрозд» разбился над Таиландом, в котором во время вьетнамской войны располагались американские военные базы. SR -71 только прошел дозаправку и натолкнулся на грозовой фронт. Пилот начал поднимать самолет над облаками, в результате чего превысил допустимый предел ограничений по углу тангажа (т.е. угол поднятия носа самолета вверх), тяга двигателей упала, и самолет потерял управление. Катапультируемые кресла снова сделали свое дело, экипаж благополучно покинул самолет.

Бывший пилот «Черного дрозда»

Задания по разведке на Ближнем Востоке во время восемнадцатидневной войны Судного дня (война между Израилем с одной стороны и Египтом и Сирией с другой) и на Кубе носили одиночный характер и увенчались успехом. В частности, разведывательная операция на Кубе заключалась в том, чтобы предоставить американскому командованию подтверждение или опровержении информации об усилении военного присутствия СССР на Кубе. В случае подтверждения этой информации, «холодная война» могла перерасти в настоящий международный скандал, так как по соглашению, подписанному между Хрущевым и Кеннеди, на Кубу запрещалось поставлять ударное оружие. SR -71 совершили два вылета, в ходе которых были получены снимки, опровергающие слухи о поставках на Кубу истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и МиГ-27.

Фотоаппаратура «Черных дроздов», способная вести съемку в радиусе 150 км, позволяла военной разведке США фотографировать прибрежную зону Кольского полуострова, не нарушая советское воздушное пространство. Однако однажды не очень поворотливый SR -71 все-таки зашел слишком далеко. 27 мая 1987 года SR -71 вошел в советское воздушное пространство в районе Заполярья. На перехват командование советских ВВС отправили истребитель-перехватчик МиГ-31. Со скоростью в 3000 км/ч и практическим потолком высоты в 20,6 км советский самолет успешно вытеснил «Черного дрозда» в нейтральные воды».

Незадолго до этого случая два самолета МиГ-31 также совершили перехват SR -71, но уже на нейтральной территории. Тогда американский разведчик провалил задание и улетел на базу. Некоторые специалисты считают, что именно МиГ-31 заставил ВВС отказаться от SR -71. Трудно сказать, насколько эта версия правдоподобна, однако, есть основания так полагать. Также мог стать причиной ухода SR -71 и советский зенитно-ракетный комплекс «Круг», который спокойно мог достать «Черного дрозда» на максимальной высоте.

МиГ-31

Зенитный ракетный комплекс «Круг»

Фотоаппаратура «Черных дроздов» была, действительно, эффективной, однако, она была бессильна в облачную погоду. Плохая видимость могла стать не только причиной проваленного задания, но и причиной аварии. В сезон дождей, когда небо было затянуто тучами, пилотам приходилось маневрировать в поисках открытого обзора. Потеря высоты на тяжелом самолете не лучшим образом сказывалась на его пилотировании. Именно по этой причине ВВС США отказались от идеи посылать SR -71 на разведку Европы.

Прежде чем сажать SR -71 летчики включают автопилот. Когда скорость самолета достигает 750 км/ч, начинается снижение. По плану, в тот момент, когда самолет начнет заходить на посадку скорость полета должна опуститься до 450 км/ч, а при касании взлетно-посадочной полосы — 270 км/ч. Как только касание произойдет пилоты выпускают тормозной парашют, с которым SR -71 преодолевает 1100 м. Затем, когда скорость самолета значительно снизится, парашют отстреливают и «Черный дрозд» продолжает торможение при помощи основных тормозов. Так завершается каждый вылет.

«Черные дрозды» в отставке

В конце 80-х годов началась первая волна решения вопроса о снятии с вооружения ВВС США «Черных дроздов». Причин оказалось предостаточно: большое количество катастроф, высокая стоимость эксплуатации, нехватка и дорогостоимость запчастей и, наконец, уязвимость перед вышеупомянутым советским вооружением. Осенью 1989 года было принято окончательное решение о снятии SR -71 с вооружения. Противники такого решения утверждали, что никакой альтернативы SR -71 нет, а спутники-шпионы, за которые ратовали в Конгрессе и в самих ВВС не оправдывали себя ни по цене, которая в несколько раз превосходила стоимость «Черных дроздов», ни в эффективности, так как SR -71 могли вести более масштабную разведку.

Практически все самолеты передали в музеи, по несколько экземпляров осталось в бездействии на базах, несколько самолетов передали в пользование NASA и Пентагона.

Незаменимые на тот момент разведчики ВВС SR -71 не могли уйти просто так и в середине 90-х годов военные все же решили частично вернуться к использованию «Черных дроздов». В 1994 году КНДР начала проводить испытания ядерного оружия. В Сенате забили тревогу и обратились к компании Lockheed с просьбой возобновить полеты SR -71, поскольку вести разведку было не на чем. Руководство компании согласилось, но потребовало выделить 100 млн. долларов. После того, как соглашение было достигнуто, несколько «Черных дроздов» вновь встали в ряды ВВС США. Спустя год Сенат повторно выделили такую же сумму на поддержание в летном состоянии самолетов SR -71. Полеты продолжались вплоть до 1998 года. Однако в 1998 году «Черных дроздов» окончательно сняли с вооружения. По сообщениям информационных агентств можно судить о том, что на смену SR -71 пришли беспилотные самолеты разведчики и спутники-шпионы, однако, информация о них хранится в тайне.

Такими были история создания, победы и поражения самого быстрого пилотируемого самолета в мире Lockheed SR -71 («Черный дрозд»).

  • Tags:авиация, армия

«Черный дрозд» Lockheed SR-71 — Аргументы Недели

Аргументы Недели → История 13+

23 ноября 2022, 11:17 Валерий Агеев,

В этом году 23 декабря исполнилось 58 лет со дня первого полета Lockheed SR-71 — стратегического разведчика ВВС США.  

Но даже сегодня этот самолёт привлекает к себе внимание своим футуристическим дизайном. Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности SR-71 имели очень сложную в плане и по модульным сечениям форму. Самолёт был построен по схеме «бесхвостка», с тонким трапециевидным крылом, со стреловидностью по передней кромке 60 градусов. Особенностями SR-71 «Blackbird» были высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет стало ускорение самолета и быстрый набор высоты.

В 1976 году SR-71 установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с турбореактивными двигателями — 3529,56 км/ч. На его счету есть еще один рекорд высоты в горизонтальном полёте — 25 929 метров.

Рождение «Черного дрозда».

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный одноместный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Он совершил первый полет 25 апреля 1962 года. Самолёт был создан на основе идей американского авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона. 

Целью его разработки было дальнейшее развитие самолёта-разведчика U-2, известного под кодовым названием «Ангел», который в свое время попортил немало нервов советским пограничникам, безнаказанно летая на высоте 21 км в воздушном пространстве СССР с июля 1956 года. Радиолокаторы советской ПВО обнаруживали самолёт, но прервать его полёт было нечем.

Всего над территорией СССР с 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полёта самолётов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона Тюратам (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР.

Но и на старуху бывает проруха. U-2 считался неуязвимым до 1 мая 1960 года, когда во время очередного полёта над Советским Союзом этот самолёт был сбит под Свердловском ракетой класса «земля — воздух» зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75 . Это был последний полет U-2 над СССР.

Пилот самолета Гарри Пауэрс покинул самолет с парашютом, был взят в плен, осуждён за шпионаж и приговорён к десяти годам заключения, однако 10 февраля 1962 года был вместе с американским студентом-экономистом Фредериком Прайором был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля. Второй U-2 был сбит над Кубой первой же ракетой того же советского ЗРК С-75.

В связи с уязвимостью этого самолета в США началась разработка других разведчиков, в частности, А-12, который и послужил основой для создания высокоскоростного высотного SR-71 Blackbird.

Проблемы, проблемы, проблемы….

Первый полёт SR-71 Blackbird состоялся 23 декабря 1964 года. Всего было построено 32 самолета. Однако в процессе создания и эксплуатации SR-71 американским конструкторам и инженерам пришлось решить множество проблем.

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более, чем в 3 раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения 85 % деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов.

Панели фюзеляжа были изготовлены таким образом, что они неплотно прилегали друг к другу, когда самолёт находился на земле, и окончательно «стыковались» только в полёте, после разогрева планера и его удлинения на несколько дюймов. Используемое на самолете топливо (JP-7) было специально разработано для сверхзвуковых самолётов и характеризовалось высокой температурой вспышки и термостабильностью. Охлаждение самолёта обеспечивалось циркуляцией того же топлива под титановыми поверхностями перед его попаданием в двигатели.

Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба.

При полёте на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами. Выяснилось, что со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности;

Для решения этих проблем были разработаны специальные скафандры полного давления для всех экипажей A-12 и SR-71. Впоследствии эти же скафандры использовались при полёте космического Шаттла.

Второй проблемой стал сильный нагрев самолёта на скоростях, в три раза превосходящих скорость звука. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, а тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками.фото 4

Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков полностью заправленный самолёт на стоянке тёк. Поэтому была отработана следующая хитрая технология: самолёт поднимался в воздух с небольшим запасом топлива, разгонялся до сверхзвуковой скорости для прогрева обшивки, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе из заранее поднятого топливозаправщика, после чего экипаж мог приступать к выполнению задания.

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности. На самолёт были нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, для снижения инфракрасной заметности самолёта. Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался радиолокационными методами, а на меньших расстояниях — благодаря потоку разогретых выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях.

Интересна история названия самолета. Правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.

На строительство самолета требовалось много титана. В США такого количества материала не было. Поэтому ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало в СССР титан для постройки SR-71!.

Боевое применение.

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолёт не был сбит. Однако за это время было потеряно два самолёта и оба из-за механических неисправностей. 

В период базирования SR-71 на Японских островах, он регулярно подлетал к границам советского воздушного пространства, однако его не нарушал. Помнили, наверное, американцы незавидную участь U-2!

Кроме того, в то время в Советском Союзе уже был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-25, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли без проблем осуществить перехват SR-71.

Самолёт выполнял также аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

Прощай, «Черный дрозд»!

Наряду с уникальными летными характеристиками SR-71, его стоимость эксплуатации, включая сложность обслуживания, была очень высокой, а техническое обслуживание каждого самолёта было беспрецедентно сложным и затратным.

Каждый вылет самолёта по сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя. А после каждого полёта самолёт проходил более 650 различных проверок: пять техников в течение шести часов изучали состояние планера самолёта, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящали тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств.

Каждые три года, опять же, вне зависимости от налёта, самолёты проходили технический осмотр на заводе фирмы «Локхид» в Палмдейле. Капитальный ремонт двигателей фирма «Пратт энд Уитни» осуществляла после наработки мотором 600 часов. Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра-класса, их подготовка занимала несколько лет и также требовала немало средств. Поэтому не удивительно, что в 1998 году ВВС США окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

  • История
  • Черный дрозд Lockheed SR-71
  • авиастроение

Новости МирТесен

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Общество

Политика

Природа

Общество

Природа

Политика

Общество

Политика

В мире

Происшествия

Политика

Политика

Новости МирТесен

Общество

Общество

Политика

Политика

Lockheed Sr 71 Blackbird Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

RF und RM

Durchstöbern Sie 63

lockheed sr 71 blackbird Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71 в полете. Фотография Lockheed SR-71A Blackbird ВВС США из 9-го стратегического разведывательного крыла возле базы ВВС Бил, Калифорния. 1988 г. Lockheed SR-71 Стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире. Он летает со скоростью более чем… Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71 в полете. SR-71A ВВС США, также известный как «Черный дрозд», проходит испытания во время испытательного полета над авиабазой Бил. В Калифорнии. … Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире. Он летит со скоростью больше… Ожидается, что будет установлен рекорд скорости полета, когда самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird перелетит из Штатов на авиасалон в Фарнборо. Это…1960-е годы ВВС США Lockheed Sr-71 Blackbird Long-Range Mach 3 Военный разведывательный реактивный самолет A Skunk Works Black Project. SR-71A ВВС США, также известный как «Черный дрозд», проходит испытания во время испытательного полета 1 июня 2001 года над базой ВВС Бил в… высокотехнологичном военном реактивном самолете — Lockheed sr 71 Blackbird Stock-Graphiken, -Clipart, -Cartoons und -SymboleШантийи, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Lockheed SR-71A Blackbird демонстрируется в коллекции Музея авиации и космонавтики Удвар-Хейзи Смитсоновского института с … самолетом Lockheed SR-71 Blackbird, вид сбоку. — lockheed sr 71 blackbird сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символЛокхид SR-71 Blackbird шпионский самолет SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Верхняя часть Lockheed SR-71 Blackbird выставлена ​​в ангаре Boeing Aviation в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики Стивен Ф…. Lockheed SR-71 Blackbird, стратегический разведывательный самолет, на Международном авиасалоне в Фарнборо, Великобритания, 19 сентября.74. Фотография Boeing KC-135Q Stratotanker, заправляющего Lockheed SR-71. Датирован 1983 годом. Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71. Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71 в полете. Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире. Летает дальше… Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире. Летает дальше… Lockheed SR-71 Стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире. Он летает более чем… Самолет-шпион Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… SR-71 Blackbird компании Lockheed Martin виден сзади 3 сентября 2012 года в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в… .Пилоты майор Джеймс В. Салливан и майор Ноэль Ф. Виддифилд из ВВС США встречаются с прессой на авиасалоне в Фарнборо после установки нового воздушного…Vue datant de mars 1987 американского авиационного самолета «SR-71 Blackbird», принадлежащего компании Lockheed и используемого ВВС США. Cet avion de…illustration of lockheed sr-71 blackbird — lockheed sr 71 blackbird stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleАвиаконструктор Келли Джонсон возглавляла знаменитый проект Skunk Works, в рамках которого тайно разрабатывались такие самолеты, как U-2, SR-71 и YF-12 с. .. Фотография Boeing KC-135Q Stratotanker, заправляющего Lockheed SR-71. 1983 г. Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в … Двухмоторный двухместный сверхзвуковой стратегический разведывательный самолет; планер построен в основном из титана и его сплавов; вертикальные хвостовые плавники… Слева направо: миссис Виддифилд, штурман майор Ноэль Виддифилд, пилот майор Джеймс Салливан и миссис Салливан на авиасалоне в Фарнборо, Великобритания,… Двойная кабина Lockheed SR-71B ‘Blackbird’ Самолет-разведчик со скоростью 3 Маха, вид с борта ВВС США Lockheed KC-135 Stratotanker во время полета… Модель. SR 71 Blackbird — передовой дальний стратегический разведывательный самолет, первый полет которого состоялся 22 декабря 1919 года.64. Самолет был… Шантильи, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Lockheed SR-71A Blackbird выставлен в коллекции Музея авиации и космонавтики Удвар-Хейзи Смитсоновского института вместе с. .. Шантильи, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Vought F4U-1D Corsair времен Второй мировой войны подвешенный над Lockheed SR-71A Blackbird, пока туристы смотрят на часть Смитсоновского института… lockheed sr-71a blackbird — lockheed sr 71 blackbird стоковые фотографии и изображения в мире, 21 сентября 2002 г. в ангаре в… Мужчина оглядывается, чтобы послушать гида 21 сентября 2002 г. в ангаре в аэропорту Даллес, где находится рассекреченный Lockheed SR-71 Blackbird,… Посетители читают введение Самолет Lockheed SR-71 Blackbird во время пресс-показа James S. McDonnell Space Hanger в Смитсоновском институте… Члены экипажа стратегического разведывательного самолета Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире… Члены экипажа стратегического разведывательного самолета Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в. .. Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird SR-71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Члены экипажа самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird. Члены экипажа самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird. Члены экипажа самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird, стратегический разведчик. Члены экипажа самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird, стратегический разведчик. Члены экипажа самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird, стратегический разведчик. Члены экипажа Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире… Lockheed Martin SR-71 Blackbird виден 3 сентября 2012 года в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантийи. , … SR-71 Blackbird компании Lockheed Martin виден 3 сентября 2012 г. в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, … Подкладка к SR-71, США, 1996. Вид на экспериментальную капсулу Linear Aerospike SR на NASA SR-71, бортовой номер 844. Это фото было сделано во время… фон 2

Sr 71 Blackbird Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Лизенцпфлихтиг

RF und RM

Durchstöbern Sie 219

sr 71 blackbird Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. blackbird im flug — sr 71 blackbird фото и фотографии Самолет SR-71A ВВС США, также известный как Blackbird, проходит испытания во время испытательного полета над авиабазой Бил в Калифорнии. Самолет Драйдена sr-71b, НАСА 831, летит над заснеженными южными горами Сьерра-Невада в Калифорнии после дозаправки танкером летно-испытательного центра ВВС во время недавнего полета. — sr 71 blackbird stock-fotos und bildersr-71a «blackbird» — самолет-разведчик sr 71 blackbird stock-fotos und bilder71b »Blackbird» в лобовом поле во время учебной миссии 2 февраля 1997. Самолет-разведчик Blackbird сфотографирован над заснеженными горами в 1995 году.71b Самолет-разведчик Blackbird сфотографирован спереди во время учений 28 января 1997 года. Самолет-разведчик Blackbird сфотографирован над заснеженными горами в 1995 году. Американский шпионаж jet-flugzeug — sr 71 blackbird стоковые фотографии и изображения силуэтов sr 71 blackbird стоковые изображения, -клипарт, -мультфильмы и -символФотография Lockheed SR-71A Blackbird ВВС США из 9Стратегическое разведывательное крыло возле базы ВВС Бил, Калифорния. 1988 г. Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в мире. Он летит дальше… Снимок самолета-разведчика SR-71, известного как «Черный дрозд», в полете. Три самолета SR-71 используются НАСА в качестве испытательных стендов для… Ожидается, что будет установлен рекорд скорости полета, когда самолет-разведчик Lockheed SR-71 Blackbird вылетит из Штатов на авиасалон в Фарнборо. Это…19Военный разведывательный реактивный самолет Lockheed Sr-71 Blackbird Long-Range Mach 3, 60-е годы Проект Skunk Works Black. Вид спереди на стратегический разведывательный самолет SR-71A. Стратегический разведывательный самолет Lockheed SR-71 в полете. Над заснеженными горами, США, 1995. SR-71B Драйдена, НАСА 831. , разрезает заснеженные южные горы Сьерра-Невада в Калифорнии после того, как… самолет-разведчик 71b »Blackbird» в лобовой видимости во время учебной миссии 2 февраля 19Самолет-шпион 97.Sr-71 Blackbird. Крупный план носа, кабины и крыльев. — SR-71 Blackbird SR-71A, также известный как «Blackbird», проходит испытания во время испытательного полета 1 июня 2001 г. над базой ВВС Бил в… высокотехнологичном оборудовании. -militär jet-flugzeug — sr 71 blackbird stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleШантийи, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Lockheed SR-71A Blackbird выставлен в коллекции Музея авиации и космонавтики Удвар-Хейзи Смитсоновского института вместе с… lockheed Самолет SR-71 Blackbird, вид сбоку. — sr 71 blackbird сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolesr-71a черный дрозд. — sr 71 blackbird stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleТрехзвуковой самолет SR-71 прибывает в Центр летных исследований Эймса-Драйдена НАСА для использования в экспериментальных летных испытаниях. Самолет-шпион Lockheed SR-71 Blackbird SR- 71 стратегический разведывательный самолет. SR-71 — самый быстрый и высоко летающий воздушно-реактивный самолет в… Верхняя часть Lockheed SR-71 Blackbird выставлена ​​в ангаре Boeing Aviation в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики Стивен Ф.