Истребитель И-153 «Чайка»
Cоветский поршневой истребитель И-153 Чайка стал развитием самолёта И-15. К началу Второй мировой войны окончательно устарел, но в начале войны применялся в качестве истребителя.
Самолет был испытан в 1938 году, и в это же время его приняли на вооружение. Появление истребителя-биплана деревянной конструкции в канун Второй мировой было не оправданно. Авиация уже перешла на новый уровень своего развития. В частности, появились и реактивные двигатели, и истребители со скоростями полета свыше 600 км/ч. Вместе с тем, этот самолет принимал участие в Великой Отечественной войне до 1943 года и внес свой вклад в общую победу.
На самолете был установлен двигатель М-62 (американский «Райт», 9-цилиндровая звезда, воздушного охлаждения), он имел мощность 800 л. с. Компоновка — обычная для самолетов-бипланов Н. Н. Поликарпова. Особенностью были убирающиеся в полете стойки шасси. Это был единственный в мире биплан с такой системой.
Сегодня часто дают не слишком высокую оценку советскому истребителю И-153 «Чайка». Любой знаток воздушных сражений времен Второй мировой войны знает, что строительство истребителей-бипланов в 1938-1940 годах являлось ошибкой. Но до сих пор история создания и применение нескольких тысяч самолетов И-153 продолжает строиться из множества легенд, слухов и домыслов. Говоря о названии самолета, стоит отметить, что первоначально использовалось лишь его буквенно-цифровое обозначение — И-153.
Слово «чайка» писалось с маленькой буквы и несло лишь информацию о типе центроплана верхнего крыла, выполненного с V-образным изломом. Трудно сказать когда, но это частное определение типа крыла прижилось и стало использоваться как второе вполне официальное название самолета.
И-153 появился в результате значительной модернизации более раннего истребителя И-15 и может быть определен как «И-15, третий вариант». Его появление было вызвано решением советского правительства возобновить в 1937 году выпуск истребителей И-15, прекращенный за два года до этого. Главный конструктор самолета — Николай Николаевич Поликарпов, и в его конструкторском бюро подготовили новую модификацию «пятнадцатого», получившую обозначение И-15бис. По требованию военных новый истребитель оборудовали классическим центропланом верхнего крыла без излома типа «чайка». Понимая, что резервы схемы маневренного биплана реализованы не полностью, осенью 1937 году Поликарпов предложил еще одну модификацию — с убирающимся шасси и с центропланом типа «чайка». Первоначально этот самолет определялся как эталон И-15бис для серии 1938 года. Но спустя некоторое время более глубокая модификация с убираемым шасси стала называться И-153.Маневренный истребитель И-153 первым из поликарповских полуторапланов вооружили скорострельными 7,62-мм пулеметами ШКАС (1800 выстрелов в минуту). Планировалось также вооружать самолет двумя сверхскорострельными пулеметами УльтраШКАС, имеющими темп стрельбы до 3000 выстрелов в минуту. По расчетам, полетный вес нового истребителя с двигателем М-25В составлял 1455-1460 кг, а с М-62-1500 кг. Уже на этапе эскизного проектирования конструктором Дмитрием Томашевичем было разработано оригинальное убираемое в полете шасси, что позволяло увеличить максимальную скорость самолета до 410-430 км/ч. 13 октября 1937 года Николай Поликарпов направляет эскизный проект И-153 заместителю наркома оборонной промышленности Михаилу Кагановичу. В проекте предлагались два варианта: с нормальным центропланом и с центропланом в виде «чайки», заметно расширенном по сравнению с более ранним И-15. 11 ноября проект был рассмотрен и утвержден руководством ВВС. В целом предложения Н.Поликарпова одобрили, но военные потребовали установки двух крупнокалиберных пулеметов. Поскольку подобных пулеметов, подходящих для установки на самолет в тот момент в СССР не имелось, остановились на варианте с четырьмя синхронными ШКАСами.
В таком виде 9 декабря 1937 года решение о постройке И-153 окончательно утвердили. Рабочие чертежи на И-153 подготовили в мае 1938 года, а в августе были закончены документация для производства головной серии и строительство двух первых опытных машин.Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)
Самолет | Год выпуска | Двигатель |
И-16 тип 5 | 1934 | М-25А, 730 л.с. |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | М-25А, 730 л.с. |
И-16 тип 10 | 1937 | М-25В, 750 л.с. |
И-15бис (И-152) | 1937 | М-25В, 750 л.с. |
И-16 тип 24 | 1939 | М-63, 1100 л. с. |
И-153 | 1939 | М-63, 1100 л.с. |
И-17бис | 1936 | М-100, 760 л.с. |
И-170 (проект) | 1939 | М-106, 1200 л.с. |
И-180-3 | 1940 | М-88Р, 1100 л.с. |
И-190 | 1940 | М-88Р, 1100 л.с. |
И-185 (01) | 1940 | М-90, 1750 л.с. |
И-195 (проект) | 1940 | М-90, 1750 л.с. |
Самолет | Год выпуска | Размеры | ||
Длина, м | Размах крыла, м |
крыла, м2 |
||
И-16 тип 5 | 1934 | 5,985 | 9,0 | 14,54 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 6,1 | 9,7 | 21,9 |
И-16 тип 10 | 1937 | 6,074 | 9,0 | 14,54 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 6,2 | 10,2 | 22,5 |
И-16 тип 24 | 1939 | 6,13 | 9,0 | 14,54 |
И-153 | 1939 | 6,275 | 10,0 | 22,1 |
И-17бис | 1936 | 7,56 | 10,0 | 17,65 |
И-170 (проект) | 1939 | 7,3 | 10,0 | 25,0 |
И-180-3 | 1940 | 6,88 | 10,09 | 16,11 |
И-190 | 1940 | ~6,7 | 10,0 | 24,83 |
И-185 (01) | 1940 | 7,56 | 9,8 | 15,54 |
И-195 (проект) | 1940 | 10,5 | 28,0 |
Самолет | Год выпуска | Вес | |
Вес пустого, кг | Вес взлетный, кг | ||
И-16 тип 5 | 1934 | 1118 | 1508 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 965 | 1374 |
И-16 тип 10 | 1937 | 1372 | 1726 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 1310 | 1650 |
И-16 тип 24 | 1939 | 1383 | 1882 |
И-153 | 1939 | 1980 | |
И-17бис | 1936 | 1533 | 2020 |
И-170 (проект) | 1939 | ||
И-180-3 | 1940 | 2409 | |
И-190 | 1940 | 1761 | 2212 |
И-185 (01) | 1940 | 2068 | 2708 |
И-195 (проект) | 1940 | 2916 |
Самолет | Год выпуска | Скорость, км/ч | ||
У земли | На расч. высоте (м) | Посадочная | ||
И-16 тип 5 | 1934 | 390 | 454 4000 |
115 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 318 | 368 3000 |
90 |
И-16 тип 10 | 1937 | 398 | 448 3160 |
126 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 321 | 370 3000 |
110 |
И-16 тип 24 | 1939 | 440 | 489 4500 |
130 |
И-153 | 1939 | 384 | 440 5700 |
|
И-17бис | 1936 | 489 3000 |
||
И-170 (проект) | 1939 | 510 | ||
И-180-3 | 1940 | 445 | 571* 7100 |
|
И-190 | 1940 | 375 | 490 7100 |
|
И-185 (01) | 1940 | 604* | 706* 7000 |
132 |
И-195 (проект) | 1940 | 510* | 591* 6700 |
Самолет | Год выпуска | Время набора высоты, мин/м |
И-16 тип 5 | 1934 | 6,2 5000 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 6,2 5000 |
И-16 тип 10 | 1937 | 6,9 5000 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 6,7 5000 |
И-16 тип 24 | 1939 | 6,0 5000 |
И-153 | 1939 | 5,7 5000 |
И-17бис | 1936 | 7,2 5000 |
И-170 (проект) | 1939 | |
И-180-3 | 1940 | 5,6 5000 |
И-190 | 1940 | 5,9 5000 |
И-185 (01) | 1940 | 4,5 5000 |
И-195 (проект) | 1940 |
Самолет | Год выпуска | Потолок, м |
И-16 тип 5 | 1934 | 9100 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 9800 |
И-16 тип 10 | 1937 | 8470 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 9000 |
И-16 тип 24 | 1939 | 9700 |
И-153 | 1939 | 10600 |
И-17бис | 1936 | 9700 |
И-170 (проект) | 1939 | |
И-180-3 | 1940 | 11000 |
И-190 | 1940 | 12400 |
И-185 (01) | 1940 | 10250 |
И-195 (проект) | 1940 | 12000 |
Самолет | Год выпуска | Дальность полета, км |
И-16 тип 5 | 1934 | 540 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 500 |
И-16 тип 10 | 1937 | 525 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 530 |
И-16 тип 24 | 1939 | 669 |
И-153 | 1939 | 510 |
И-17бис | 1936 | 800 |
И-170 (проект) | 1939 | |
И-180-3 | 1940 | 900 |
И-190 | 1940 | |
И-185 (01) | 1940 | 800 |
И-195 (проект) | 1940 |
Самолет | Год выпуска | Разбег, м |
И-16 тип 5 | 1934 | 220 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 70 |
И-16 тип 10 | 1937 | 260 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 170 |
И-16 тип 24 | 1939 | 260 |
И-153 | 1939 | |
И-17бис | 1936 | |
И-170 (проект) | 1939 | |
И-180-3 | 1940 | |
И-190 | 1940 | |
И-185 (01) | 1940 | 280* |
И-195 (проект) | 1940 |
Самолет | Год выпуска | Пробег, м |
И-16 тип 5 | 1934 | 200 |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 70 |
И-16 тип 10 | 1937 | 290 |
И-15бис (И-152) | 1937 | 230 |
И-16 тип 24 | 1939 | 300 |
И-153 | 1939 | |
И-17бис | 1936 | |
И-170 (проект) | 1939 | |
И-180-3 | 1940 | |
И-190 | 1940 | |
И-185 (01) | 1940 | 350 |
И-195 (проект) | 1940 |
Самолет | Год выпуска | Вооружение | ||
Пулеметное | Пушечное | Бомбы, кг | ||
И-16 тип 5 | 1934 | 2×7,62 | — | |
И-15 (ЦКБ-3) | 1933 | 2×7,62 | — | |
И-16 тип 10 | 1937 | 4×7,62 | — | |
И-15бис (И-152) | 1937 | 4×7,62 | — | |
И-16 тип 24 | 1939 | 4×7,62 | ||
И-153 | 1939 | 4×7,62 | ||
И-17бис | 1936 | 2×7,62 | 1×20 | 100 |
И-170 (проект) | 1939 | 2×7,62 | 1×20 | |
И-180-3 | 1940 | 2×7, 622×12,7 |
— | 200 |
И-190 | 1940 | 2×7, 622×12,7 |
— | 200 |
И-185 (01) | 1940 | 2×7, 622×12,7 |
— | 200 |
И-195 (проект) | 1940 | 2×7,62 | 2×20 | 2×250 |
Боевое применение И-153 «Чайка» | Армии и Солдаты.
Военная энциклопедияСодержание
- 1 Истребитель И-153 «Чайка» при Халхин-голе
- 2 И-153 «Чайка» в Финской войне
- 3 И-153 «Чайка» в боях Великой Отечественной
- 4 «Чайки» на службе у гитлеровцев
Истребитель И-153 «Чайка» при Халхин-голе
Уже вскоре после начала серийного выпуска истребители «Чайки» И-153 приняли участие в боевых действиях. В район реки Халхин-Гол прибыло 12 самолетов И-153 с мотором М-62. Была создана особая эскадрилья под командованием Героя Советского Союза майора Сергея Грицевца, которой предстояло испытать в бою новый истребитель. Японцы тоже ввели в бой свой новейший истребитель-моноплан И-97 (Nakajima Ki-27 тип 97).
Отреставрированный И-153 «Чайка»
Первый воздушный бой между противниками произошел 25 июля 1939 года. Девятка «Чаек» вылетела на задание с выпущенными шасси. Над линией фронта они встретились с 18 японскими истребителями, которые приняли И-153 за И-15бис и пошли на сближение. «Чайки», имитируя отступление перед численно превосходящим противником, повернули назад. В надежде на легкий успех японцы бросились в погоню.
Подпустив их на сравнительно близкую дистанцию, группа по команде Грицевца выполнила резкий разворот «все вдруг» на 180°. Убрав шасси и атакуя на встречных курсах, И-153 врезались в боевой строй противника. В течение нескольких минут наши летчики сбили четыре И-97, не потеряв ни одного своего. Ошеломленные японцы поспешили покинуть район боя.
Особенно эффективным оказалось применение И-153 во взаимодействии с И-16. Перехватывая самолеты противника на высоте 4000-5000 м, «Чайки» связывали их маневренным боем и увлекали вниз под огонь И-16. За период с 22 мая по 19 августа 1939 года наши летчики сбили в воздушных боях 320 вражеских машин.
Опыт боевых действий показал, что, несмотря на примерное «паспортное» равенство, в реальном бою И-153 значительно уступали в скорости японским истребителям И-97. Однако исключительная маневренность позволяла «Чайке» в бою на виражах уже на втором витке заходить противнику в хвост. Японский истребитель вынужден был уходить на вертикаль, где уступал нашей машине в скороподъемности. Японские летчики, испытав мощь вооружения «Чайки», избегали лобовых атак.
В боях у реки Халхин-Гол на «Чайках» впервые были применены реактивные снаряды РС-82.
В августе 1940 года 93 самолета И-153 были переданы Китаю. Но убедительных успехов они уже не добились, поскольку японцы применили новейшие истребители, превосходящие И-153 по скорости и скороподъемности.
И-153 «Чайка» в Финской войне
Самолеты И-153 активно применялись в советско-финской войне 1939-40 годов. «Чайки» сражались здесь практически со всей Европой. Истребители Fokker D.XXI, Gloster GladiatorMk.I, Morane Saulnier S. 406, Brewster 239 и Fiat G.50 были получены финским правительством для отражения агрессии Советского Союза. Потери И-153 в ходе боевых действий показали, что эти машины не могли на равных бороться с истребителями-монопланами противника.
Истребитель И-153 «Чайка»
И-153 «Чайка» в боях Великой Отечественной
К началу Великой Отечественной войны «Чайка» была уже устаревшим самолетом: она не могла на равных бороться с основным истребителем фашистской Германии Bf-109Е (1940 год, 546 км/ч) и уступала в скорости даже бомбардировщику Ju-88 (450 км/ч).
Кроме того, истребителям И-153 пришлось вести бои в условиях господства немецкой авиации в воздухе. Проявляя чудеса боевого мастерства, мужество и самоотверженность, умело используя маневренные качества И-153 и его оружие, особенно реактивные снаряды, советские летчики нередко одерживали победы даже над численно превосходящим противником.
Так, в августе 1941 года восьмерка Bf-109Е атаковала четверку «Чаек», штурмовавших вражескую мотоколонну. По команде ведущего А.Смирнова И-153 совершили боевой разворот. В завязавшемся бою наши летчики сбили два Bf-109Е, не потеряв ни одного своего самолета.
Когда врага не удавалось уничтожить огнем оружия, летчики применяли таран. Так, младший лейтенант А.Севастьянов в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года в бою над Ленинградом таранил бомбардировщик He-111.
9 сентября 1942 года эскадрилья 629-го ИАП в составе пяти И-16 и четырех И-153 патрулировала над районом Сталинграда. Обнаружив девять бомбардировщиков Ju-88 и Ju-87 под прикрытием Bf-109, группа И-16 выполнила лобовую атаку не дожидаясь приближения бомбардировщиков к объектам. Самолеты противника нарушили строй, вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели, и повернуть назад. В это время группа И-153 отвлекала истребители прикрытия на себя.
Наши летчики, внимательно наблюдая за действиями противника, энергично маневрируя, снизились до 200 м и, применяя лобовые атаки, навязали противнику свою тактику боя. Повторив несколько безуспешных атак, Bf-109 вынуждены были уйти вслед за бомбардировщиками. Возвращаясь с патрулирования, на подходе к своему аэродрому наши самолеты были атакованы семеркой Bf-109 сверху-сзади из облаков. Один И-153 был подбит. Имея преимущество в скорости и высоте, противник яростными атаками стремился нарушить строй наших истребителей и уничтожить их поочередно.
Активно действуя, наши пилоты предпринимали контратаки в лоб. В одной из атак пилот И-153, используя высокую маневренность своего самолета, зашел в хвост Bf-109 и с малой дистанции сбил его. В этом же бою был уничтожен еще один истребитель противника. Выполнив несколько безуспешных атак, немецкие летчики отступили.
Хорошие пилотажные качества позволяли эффективно использовать И-153 как ночной истребитель для прикрытия промышленных объектов и населенных пунктов от ночных налетов немецких бомбардировщиков. К примеру, летчик К.Соловьев провел на «Чайке» 30 ночных боев и сбил один He-111.
В 1943 году под грифом для служебного пользования было подготовлено исследование, посвященное тактике истребительной авиации, которое включало технические описания немецких самолетов, обобщение боевого опыта и содержало рекомендации по наиболее эффективным приемам воздушного боя. В нем, в частности, отмечалось, что осенью 1942 года под Сталинградом «Чайки» сбивали даже Bf-109G. Рекомендовалось применять на И-16 и И-153 реактивные снаряды, выпуская их залпами по четыре снаряда с разным временем разрыва. Говорилось и об отличной маневренности самолетов, которые могли увернуться от атаки и встретить противника огнем «в лоб».
Самолеты И-16 и И-153 применяли своеобразную тактику, получившую название «пчелиный рой», которая заключалась в том, что во время боя эти истребители держались вместе, энергично маневрируя (главным образом разворотами). Самолеты становились малоуязвимыми для противника, так как с любой стороны неприятель встречал ответный огонь нескольких самолетов.
Истребители И-153 участвовали в боевых действиях до середины 1943 года. После этого «Чайки» были переданы в запасные полки и летные училища для подготовки молодых пилотов.
«Чайки» на службе у гитлеровцев
Самолеты И-153 применялись также в немецкой и финской авиации. Так, финские ВВС использовали трофейные «Чайки», а также переданные Германией в рамках помощи до августа 1945 года. Была создана авиагруппа морской разведки LLv 30, которая действовала достаточно успешно, при малых собственных потерях: лишь один самолет был сбит в воздушном бою и семь потеряно в результате аварий двигателя. Всего в финской авиации самолеты И-153 налетали 2200 часов, поставив своеобразный рекорд.
Один из трофейных И-153, отремонтированный немцами, в исправном состоянии был обнаружен после окончания войны в ангаре на аэродроме во Франции. Он стал экспонатом Национального музея истории авиации в Париже.
Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.
Истребитель И-153 «Чайка» (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
«Краткая справка: Последний боевой биплан 20-го века — советский истребитель И-153 «Чайка» конструкции Николая Поликарпова. Самолет с длинной боевой карьерой, воевавший на всем континенте — от Испании до Дальнего Востока»
Восстановленный истребитель И-153 «Чайка»
Содержание
- 1 История создания истребителя И-153 «Чайка»
- 2 Характеристики И-153
- 3 Модификации истребителя И-153 «Чайка»
История создания истребителя И-153 «Чайка»
В конце 30-х годов 20 века, после гражданской войны в Испании, казалось, монопланы уже достаточно показали свои преимущества перед бипланами, однако все ещё продолжали их проектировать. Одним из последних представителей этого класса, суждено было стать легендарному советскому истребителю И-153 «Чайка» конструкции ОКБ Поликарпова.
Истребитель создавался на базе самолетов И-15 (1933 год) и И-15бис (1937 год). Добиться увеличения скорости (при сохранении маневренных качеств) можно было только за счет снижения аэродинамического сопротивления самолета. Поэтому по образцу И-15 новый самолет оснастили верхним крылом типа «чайка». Из-за этого и сама машина получила неофициальное, ставшее впоследствии знаменитым название «Чайка».
Основные размеры остались такими же как у И-15, но шасси на И-153 убиралось в полете, на самолет устанавливался более мощный и высотный двигатель М-62 и винт изменяемого шага, что улучшило летные данные у этого самолета. Кроме того, вся конструкция соответственно усилена, спинка сиденья летчика бронирована, изменению и доработке подверглись многие узлы и детали. Зимой лыжи при уборке шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому «Чайка» при убранном шасси развивала скорость до 440 км/час, сохранив основные маневренные качества своего предшественника.
Чертеж истребителя И-153 «Чайка»
Опытный экземпляр истребителя, получившего обозначение И-153, был создан в 1938 году под руководством А.Щербакова. Самолет был технологически закончен, в октябре 1938 года успешно прошел государственные испытания и после доработки был принят на вооружение. Ответственным за подготовку машины к серийному выпуску назначался А.И.Микояна.
Производство было организованно в 1939 году на двух заводах. Максимальная скорость первых истребителей И-153 с мотором М-25 на границе высотности достигала 424 км/ч, что на 40-45 км/ч больше, чем у серийного И-15бис (М-25), и на 20-30 км/ч меньше, чем у скоростного истребителя И-16 с тем же мотором. Вскоре после начала серийного выпуска двигатель М-25 заменили на более мощный и высотный М-62. Кроме того, был установлен винт изменяемого в полете шага.
С новым мотором этот маленький легкий самолет приобретал исключительно высокие пилотажные качества. Так полный вираж (разворот на 360°) с радиусом всего в 100 м летчики выполняли на нем за 10-11 с. Истребитель очень быстро набирал скорость, позволял совершать полет с креном 90°, то есть на боку. Максимальная скорость, достигнутая на этом варианте истребителя, – 443 км/ч (5000 м) и 482 км/ч (10500 м) – с применением ТК.
Простой и легкий в управлении И-153 имел достаточно мощное бортовое вооружение: четыре скорострельных синхронных пулемета ШКАС. «Чайки» более поздних выпусков вооружались реактивными снарядами на подкрыльных установках, крупнокалиберными пулеметами БС и даже пушками ШВАК.
Истребитель И-153 «Чайка», строившийся в 1939-40 годах, стал последним советским серийным истребителем-бипланом. Его схема и конструкция были доведены до возможного совершенства, летные качества являлись очень высокими, а самолет для полуторапланной схемы – одним из самых совершенных серийных истребителей такого типа.
Самолеты И-153 принимали активное участие в боевых действиях в Монголии (1939 год), Финляндии (1939-40 годы) и Китае (1940 год).
Всего до начала 1941 года было выпущено 3437 экземпляров истребителей И-153.
Характеристики И-153 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | истребитель |
Год выпуска: | 1938 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1 х М-63 мощностью 1100 л.с. |
Максимальная скорость: | до 427 км/ч |
Практический потолок: | 10600 м |
Дальность полета: | 510 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | Нет сведений |
Размах крыльев: | 10 м |
Длина: | 6,1 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 4 x 7,62-мм пулемета ШКАС, бомбовая нагрузка — до 200 кг |
Модификации истребителя И-153 «Чайка»
И-153 (1938 год) – вариант с двигателем М-25. Выпущена небольшая серия. Вооружение составляли четыре пулемета ШКАС, расположенные попарно с обеих сторон фюзеляжа между кабиной пилота и мотором. Пулеметы стреляли через специальные каналы, имевшие выходные отверстия в верхней части капота двигателя, около воздухозаборника маслорадиатора, а также между окнами охлаждения цилиндров двигателя. Боекомплект ленточного питания из коробок составлял по 650 патронов для каждого пулемета.
И-153БС (1939 год) – модификация с двигателем М-62. Вооружение: один — два 12,7-мм синхронных пулемета БС, размещенных аналогично пулеметам ШКАС. Строился серийно.
И-153-П (М-62) – пушечный. Строился малой серией. Благодаря новому способу синхронизации на этом типе впервые в мире была решена проблема установки синхронных 20-мм пушек. Верхние пулеметы заменялись двумя пушками ШВАК. Боекомплект ленточного питания составлял по 180 снарядов на пушку.
И-153В (1939 год) – высотный; двигатель М-62. Самолет был оборудован герметичной кабиной (ГК) конструкции А.Я.Щербакова для полетов на больших высотах. Кабина сварная из алюминиевого сплава. Стеклянный козырек полукруглой формы. Остекление фонаря было выполнено из больших плексигласовых панелей, и кабина получилась светлой. Фонарь открывался назад и располагался в обтекателе-заголовнике. Герметизация достигалась благодаря прижиму острой кромки крышки фонаря к резиновой окантовке корпуса ГК. Система воздухопитания была регенерационной. Масса ГК – 45 кг.
И-153В (1939 год) – опытный самолет с двигателем М-63 (1100 л.с.), двумя турбокомпрессорами ТК-3 и «мягкой» ГК конструкции Н.Н.Поликарпова. Работы закончены не были.
И-153ДМ (1940 год) – двигатель М-62. В сентябре 1940 года производились опытные работы по установке на самолет двух дополнительных прямоточных двигателей ДМ-2. Максимальная скорость возросла на 33 км/ч. В конце года двигатели ДМ-2 были заменены на ДМ-3 с увеличенной тягой, что позволило получить прирост скорости на 51 км/ч. Несмотря на удовлетворительные результаты, практического применения ДМ не получили, поскольку при их отключении максимальная скорость полета падала.
И-153 – М-63 (1940 год) – модификация с более мощным двигателем М-6З с самозапуском. Самолет оборудовался рацией. Была усилена конструкция. Летные данные из-за возросшей массы изменились незначительно. С целью улучшения боевых качеств ранее выпущенные «Чайки» модернизировались во время ремонта.
И-190 – модификация И-153 под двигатель М-88. Конструктивно самолет представлял собой дальнейшее развитие И-153 с использованием многих узлов и агрегатов «Чайки». Применение в качестве силовой установки перспективного двухрядного звездообразного двигателя М-88 большей длины повлекло изменения в конструкции передней части фюзеляжа. Полотняная обшивка крыльев была заменена фанерной. Хвостовой костыль стал убирающимся. Изменилась форма крыльев и горизонтального оперения.
Максимальная скорость, полученная на высоте 5000 м, составила 488 км/ч. Вооружение: четыре синхронных пулемета ШКАС, с возможной заменой на крупнокалиберные БС, 200 кг бомб.
Проект истребителя И-170 на базе И-153 «Чайка»
И-170 (лето 1939 года) – полутораплан под новый двигатель жидкостного охлаждения М-106. Расчетная скорость составляла более 500 км/ч. Проект не реализован.
И-195 (весна 1940 года). Работы над машиной велись параллельно с созданием И-185. Самолет представлял собой его бипланный вариант с мотором М-90. По расчетам скорость должна была составить около 590 км/ч. Вооружение включало две пушки ШВАК и два пулемета БС. Самолет не строился.
В небе одновременно и И-153 «Чайка» и её «приемник» — моноплан И-16
Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.
Seagull Zlin Z50 (75-91) 1,72 м (67,7 дюйма) (SEA-118) Seagull Zlin Z50 (75-91) 1,72 м (67,7 дюйма) (SEA-118) 269,99 фунтов стерлингов 293,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull P-47 Thunderbolt Razorback 1,6 м (63 дюйма) (SEA-207) Seagull P-47 Thunderbolt Razorback 1,6 м (63 дюйма) (SEA-207) 419,99 фунтов стерлингов 463,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull P-47D Little Bunny 55 дюймов 8–10 куб. см (SEA338) Seagull P-47D Little Bunny 55 дюймов 8–10 куб. см 396,99 фунтов стерлингов 434,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Yak 54 (90) 1,56 м (61,5 дюйма) (SEA-53B) 5500024 Seagull Yak 54 (90) 1,56 м (61,5 дюйма) (SEA-53B) 5500024 9 100096 6 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рулетка Seagull Pilatus PC9 (40-46) (SEA-12) Рулетка Seagull Pilatus PC9 (40-46) (SEA-12) 234,99 £ 255,99 £ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Challenger Super Sporter (SEA-200) 5500144 Seagull Challenger Super Sporter (SEA-200) 254,99 фунтов стерлингов 274,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чайка-перепелятник (61) 1,6 м (63 дюйма) (SEA-71) Чайка-перепелятник (61) 1,6 м (63 дюйма) (SEA-93) 299,99 фунтов стерлингов 339,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Bowers Flybaby 10-15cc (SEA-238) Seagull Bowers Flybaby 10-15cc (SEA-238) 299,99 фунтов стерлингов 326,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Желтый бурундук Seagull DHC-1 Масштаб 1/5, 20 куб. см (80 дюймов) (SEA-304B) Желтый бурундук Seagull DHC-1 Масштаб 1/5, 20 куб. см (80 дюймов) (SEA-304Y) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull 40 Low Wing Sport 1,44 м (55 дюймов) (SEA-10) 5500196 Seagull 40 Low Wing Sport 1,44 м (55 дюймов) (SEA-10) 183,99 фунтов стерлингов 203,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Edge 540 V2 (180) 197 м (77,5 дюйма) Синий (SEA-26A) Seagull Edge 540 V2 (180) 197 м (77,5 дюйма) Синий (SEA-26A) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Master Edition A6M2 Zero Kit 67 SEA123K Seagull Master Edition A6M2 Zero Kit 67 339,99 фунтов стерлингов 366,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Stearman Red Baron Pizza Squadron, 20 куб. см, 1,8 м (71 дюйм) (SEA-277) Seagull Stearman, Red Baron Pizza Squadron, 20 куб. см, 1,8 м (71 дюйм) (SEA-277) £579,99 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Master Scale Kit Edition 63 дюйма P-47 Thunderbolt SEA207K Seagull Master Scale Kit Edition 63 дюйма P-47 Thunderbolt SEA-207K 309,99 фунтов стерлингов 335,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Zero включает втягивающие устройства (75–91) 1,7 м (66,9 дюйма) (SEA-123) Seagull Zero включает втягивающие устройства (75–91) 1,7 м (66,9 дюйма) (SEA-123) 379,99 фунтов стерлингов фунтов стерлингов 411,99 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Extra EA 300L (46) 1,39 м (54,9 дюйма) (SEA-199N) Seagull Extra EA 300L (46) 1,39 м (54,9 дюйма) (SEA-199N) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SEAGULL GRUMMAN F8F-2 BEARCAT ТЕМНО-СИНИЙ 1800MM / 71″ 33cc(SEA-324) SEAGULL BEARCAT 71″ 33cc SEA-324 660. 99£ 720.99£ 9000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull Nieuport 28 в масштабе 1/5 (20 куб. см) 1,72 м (68 дюймов) (SEA-303) Seagull Nieuport 28 в масштабе 1/5 (20 куб. см) 1,72 м (68 дюймов) (SEA-303) £519,99 £ 557,99 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull P26A Peashooter (26–30 см3) 1,8 м (71 дюйм) (SEA-305) Seagull P26A Peashooter (26–30 см3) 1,8 м (71 дюйм) (SEA-305) 509,99 фунтов стерлингов 552,99 фунтов стерлингов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Seagull PT-22 Ryan Recruit, масштаб 1/4, 90 дюймов (30-50 см3) (SEA-288) 5500023 Seagull RYAN PT-22 RECRUIT — SEA-288 599,99 фунтов стерлингов 685,96 фунтов стерлингов
Комплект гидроплана H-King Seagull из бальзы с полной лазерной резкой (1570 мм) Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Перейти к кассе Общая стоимость $0. 00 Корзина 0 хотите БЕСПЛАТНУЮ доставку? Нажмите здесь, чтобы узнать больше! {{/findAutocomplete}} Артикул: {{артикул}} {{#isFreeshippingEnabled}} Бесплатная доставка соответствующих требованиям заказов {{/isFreeshippingEnabled}} {{#isDiscountFlag1Enabled}} {{/isDiscountFlag1Enabled}} {{#isDiscountFlag2Enabled}} {{/isDiscountFlag2Enabled}} {{#isDiscountFlag3Enabled}} {{/isDiscountFlag3Enabled}} {{#isDiscountFlag4Enabled}} {{/isDiscountFlag4Enabled}} {{#isDiscountFlag5Enabled}} {{/isDiscountFlag5Enabled}} {{#isDiscountFlag6Enabled}} {{/isDiscountFlag6Enabled}} {{#isDiscountFlag7Enabled}} {{/isDiscountFlag7Enabled}} {{#isDiscountFlag8Enabled}} {{/isDiscountFlag8Enabled}} {{#isDiscountFlag9Enabled}} {{/isDiscountFlag9запрещено}} Посмотреть детали {{/запрещено}} {{/is_combo_product}} {{#запрещено}} К сожалению, этот продукт недоступен в вашей стране {{/запрещено}} {{#hbk_price. stock_2_group_0_original_formated}} {{hbk_price.stock_2_group_0_original_formated_label}} {{hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} {{/hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} {{#is_combo_product}} {{hbk_price.stock_2_group_0_combo_price_label}} {{/is_combo_product}} {{hbk_price.stock_2_group_0_formated}} {{#hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} {{hbk_price.stock_2_group_0_you_save_formated_label}} {{hbk_price.stock_2_group_0_you_save_formated}} {{/hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} Запуск камеры с помощью Seagull MAP2 — Документация по самолетуВ этой статье показано, как подключить и настроить Seagull MAP2, чтобы ArduPilot мог запускать затвор камеры с передатчика пилота или во время миссий камеры. Более подробные инструкции приведены в руководстве Seagull MAP2 и на странице поддержки продукта Seagull MAP2. Список поддерживаемых камер можно найти здесь на странице Seagull UAVs Cable Finder Плата поддерживает два режима триггера, которые определяются выходным ШИМ сервопривода, установленным в конфигурации затвора камеры в Mission Planner: При использовании с камерами Sony «Multi» Seagull MAP2 также поддерживает включение и выключение камеры с помощью команд «Do-Set-Servo» или «Do-Repeat-Servo». Note Плата также поддерживает RC передатчик (это не рассматривается в этой статье, но демонстрируется в руководстве). Детали и аппаратные соединенияSeagull MAP2 можно приобрести у Seagull UAV. кабель сервопривода в комплекте. Кабели камеры необходимо приобретать отдельно — пожалуйста, используйте страницу поиска кабелей, чтобы определить, какой кабель необходим. Ниже приведен список кабелей, предлагаемых Seagull UAV:
3-контактный разъем сервопривода должен быть подключен к задней направляющей сервопривода автопилота. Вы можете подключиться к любому из используемых портов AUX Pixhawk, как описано в разделе «Конфигурация затвора камеры» в «Планировщике миссий». На противоположной стороне MAP2 находится разъем 2,5 мм для подключения кабеля конкретной камеры. Примечание MAP2 питается от шины питания Pixhawk (средний контакт +). Убедитесь, что рельс питается от BEC или другого источника питания, от 3,5-5,5 Вольт для правильной работы MAP2. Конфигурация затвора камеры в Mission PlannerВ статье Конфигурация затвора камеры в Mission Planner объясняется, как настроить выход Pixhawk AUX в качестве триггера сервокамеры. Перечислены параметры, используемые для настройки этого конкретного оборудования ниже. Обратите внимание, что вы должны установить разное нажатие затвора и продолжительность значения в зависимости от того, какой режим вы хотите поддерживать для камеры запуск.
Mission Planner: настройка камеры с помощью Seagull MAP2 ВидеогидыКонфигурация планировщика заданий Настройка передатчика Поиск и устранение неисправностейЧтобы определить, в каком состоянии находится Seagull MAP2 , просто прочитайте выход «STATE LED» и сопоставьте его с «Action» в таблице ниже. КАРТА 2: ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ В следующей таблице показаны показания светодиода СОСТОЯНИЯ для различных состояний / режимы.
Технические характеристики
|