Ан-12 — парк Патриот

Ан-12 — один из самых внушительных экспонатов в открытой экспозиции Музейной площадки №1 парка “Патриот”. Этот большой самолет с четырьмя пропеллерами видно издали.

Ан-12 — основа военно-транспортной авиации СССР 1960-1970-х годов. Самый массовый четырехмоторный самолет СССР (1246 машин), а также один из самых надежных. С появлением Ан-12 Советский Союз стал способен быстро перебрасывать людей и грузы по всему миру.

Ан-12 перевозили группы спецназа, ядерные заряды и сено, самоходные орудия и боевые машины десанта, истребители и зенитные ракеты. Они летали над Северным полюсом и Антарктидой, доставляли военные грузы от Анголы до Афганистана и Вьетнама, спасали людей в Перу и привозили оборудование газовикам и нефтяникам Сибири.

30 ноября 1955 года Совет Министров СССР предписал государственному союзному ОКБ Олега Антонова начать разработку сразу двух машин — пассажирской (“самолет У” — будущий Ан-10) и военно-транспортной (“самолёт Т”, то есть “транспортный”— Ан-12).

“Изюминкой” проектов была большая унификация между этими вариантами. Это удешевляло и ускоряло разработку. Зачем была нужна такая скорость?

К 1956 году советская военно-транспортная авиация имела лишь менее тысячи устаревших поршневых самолётов Ил-12, Ил-14 и Ту-4Д, и еще более старых Ли-2. Эти машины поднимали максимум два десятка бойцов. Небольшой турбовинтовой Ан-8 впервые взлетел в 1956 году.

А теперь в случае войны страна в теории быстро получала дополнительную военную авиацию — к пассажирским Ан-10 приделывали новую хвостовую часть с большим люком и десантным оборудованием – лебедками и домкратами. Идею Антонова одобрил лично глава СССР Н.С. Хрущев.

На практике Ан-10 получил слишком большую, тяжелую и прочную для перевозки только лишь пассажиров кабину. В свою очередь, Ан-12 получил от пассажирской версии герметичную среднюю часть фюзеляжа, ненужную для перевозки десанта на средних высотах, к тому же более трудоемкую и тяжелую.

В итоге Ан-10 стал “невезучим близнецом” — не слишком удачным пассажирским самолетом, чей выпуск прекратили уже в 1960 году. Зато Ан-12 получился “рабочей лошадкой” транспортной авиации на долгие десятилетия.

Для ускорения проекта многие решения брали от уже серийных машин. Так, конструкцию прочного и жесткого грузового пола для Ан-12 взяли от Ан-8, предыдущей транспортной машины КБ Антонова. Часть идей взяли и от бомбардировщиков Ту-16 и Ил-28. Высокопрочный алюминиевый сплав В95Т достался СССР как трофей из побежденной Германии. Поэтому от начала работ до первого вылета опытной машины прошло всего чуть более 15 месяцев.

7 марта 1957 года в воздух поднялся первый опытный “самолет У” (Ан-10), построенный на заводе в Киеве, а 16 декабря 1957 года взлетел первый Ан-12, собранный в Иркутске.  

Больше того, Ан-12 удалось быстро запустить в серию — уже в конце 1957 года. Дело в том, что все агрегаты и секции самолёта разбивались на отдельные панели, каждую из которых собирали отдельно, с лучшими условиями работы и качеством изготовления. Это в разы снизило трудоемкость изделия и повысило производительность труда рабочих.

Ан-12 приняли на вооружение в 1959 году, а первые самолеты начали поступать в Витебскую авиадивизию еще в 1958. 9 июля 1961 года новинку впервые показали на параде в Тушино.

Чем выделялся Ан-12?

Четыре мощных турбовинтовых двигателя АИ-20 в 4000 “лошадей” каждый вдвое повысили грузоподъемность Ан-12 по сравнению с предшественниками, заметно выросли потолок (на 2-5 км), дальность (на 500-1000 км) и скорость (на 150-200 км/ч) самолета. Ресурс двигателей удалось увеличить со 100-200 часов на первых сериях до 8000 часов.

Размещение двигателей под, а не над крылом снизило расход топлива на 8-10 %.

Крыло большого удлинения и выдвижные закрылки позволили Ан-12 успешно взлетать и садиться на короткие полосы, даже с рыхлого снега глубиной до 20 см.

Благодаря удачной аэродинамике Ан-12 мог успешно летать и на малых скоростях вплоть до минимальной в 152 км/ч.

Также Ан-12 мог взлететь и набрать высоту даже с одним неработающим двигателем. А на посадке уйти на второй круг даже с двумя отказавшими двигателями с одной стороны, поставив их винты по потоку.

Развитое оборудование навигации (радиолокатор, три компаса, автопилот, система слепой посадки, радиостанции) обеспечивало полет и выброску десанта днем и ночью.

Десантная система радиопривода “Протон-М” выводила самолеты на маячки наземных площадок десантирования, а также измеряла расстояние между самолетами в воздухе.

Ан-12 разных модификаций поднимали до 14, 16 и даже 20 тонн груза, могли взять на борт до 60 парашютистов, до 90-105 солдат с оружием или до 69 раненых на носилках. Благодаря рампе десантники могли прыгать из самолета в два «потока», быстрее, чем раньше.

А главное — Ан-12 возил тяжелую технику, вплоть до самоходных орудий АСУ-85 весом в 16 тонн. Специально разработанных БМД (боевых машин десанта) в Ан-12 умещалось сразу две. Таким образом, с Ан-12 ВДВ получили кардинально новые возможности.

На заводах в Иркутске, Воронеже и Ташкенте с 1957 по 1972 год выпустили 1246 Ан-12 — рекорд среди советских многомоторных самолетов.

Лучшей модификацией стал Ан-12БК с новыми двигателями АИ-20М в 4250 “лошадей”, панорамным радиолокатором “Инициатива-4”, расширенным проемом грузолюка и улучшенным навигационным оборудованием.  

На базе Ан-12 строили мощные постановщики помех (примерно шестая часть машин от всех спецвариантов), самолеты радиоразведки, воздушные командные пункты, морские спасатели с катером на борту, летающие лаборатории.

Зимой 1959 года Ан-12 сбросили голодным овцам в Средней Азии 3000 тонн сена.

5 апреля 1960 года Ан-12 доставил срочный груз на станцию “Северный полюс-8”.

А в мае 1960 года на Ан-12 в Москву привезли обломки сбитого под Свердловском самолета-шпиона U-2.

С декабря 1961 года Ан-12 со специальным лыжным шасси летал над Антарктидой.

Для освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири Ан-12 перевезли десятки тысяч тонн груза.

На военных учениях Ан-12 выбрасывали как “обычных” десантников, так и группы специального назначения.

Установив в грузовую кабину специальный транспортёр, с Ан-12 можно было сбросить до 70 бомб весом в 100 кг или до 22 бомб весом 500 кг. 

Специальные модификации Ан-12 возили топливо — авиационное, автомобильное или ракетное, и жидкий кислород – окислитель для ракет.

Один Ан-12 мог доставить в ракетные и авиачасти до семи контейнеров с ядерными зарядами или десятки управляемых и неуправляемых ракет для самолетов.

Военные Ан-12 в раскраске “Аэрофлота”: “серый низ, белый верх, голубые полосы” (чтобы не пугать очевидцев боевыми самолетами серого цвета) возили деликатные грузы во многие дружественные СССР страны, включая охваченные войнами Конго, Нигерию, Алжир, Эфиопию, Сомали, Анголу, на Мадагаскар, Йемен, в Лаос и Вьетнам, в Китай, Индонезию и Афганистан.

В Египет внутри Ан-12 летели даже истребители МиГ-17 и Миг-21, а также зенитные ракеты.

Летом 1970 года 35 Ан-12 доставили срочную помощь пострадавшим от землетрясения жителям Перу.

Ан-12 поставляли в Афганистан, Алжир, Китай, Чехословакию, Эфиопию, Индию, Ирак, Иорданию, Малайзию, Польшу и Югославию.

В декабре 1971 года индийские Ан-12 по ночам с высоты 350-400 м бомбили позиции войск Пакистана, не потеряв ни одной машины. А 11 декабря Ан-12 вместе с другими самолетами высадили 700 парашютистов севернее города Дакка в Восточном Пакистане (который по итогам войны стал независимым государством Бангладеш), отрезав пути отхода пакистанцам.

С декабря 1979 года Ан-12 снабжали советскую группировку в Афганистане.

Китай в 1960-х закупил лицензию на производство Ан-12, и выпускает модификации Shaanxi Y-8 и Shaanxi Y-9 даже в двадцать первом веке.

При назначенном сроке службы в сорок лет (или 16 000 полетов) исключительно надежные Ан-12 и их копии продолжают летать по всему миру.  

РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика

В мире

Экономика

Общество

Происшествия

Армия

Наука

Спорт

Культура

Религия

Туризм

Путин и Эрдоган обсудили по телефону зерновую сделку

Популярное

Россия снова разрушила главную мечту Европы

Елена Караева

Украина доведет поляков до потери суверенитета

Петр Акопов

В Америке закатывается второй Рим

Дмитрий Косырев

Специальный репортаж

Аналитика

Фото

Видео

Инфографика

Тесты

Опросы

Подкасты

Китайский капкан. Как Си Цзиньпин повлиял на выборы президента

В ход пошли коктейли Молотова. Франция погрузилась в хаос

Хорошие новости

Специальная военная операция на Украине

«В одиночку спас сотню человек». Неизвестные страницы спецоперации

Туризм

«В Арктике суровые, но потрясающие люди». Блогер — о Севере России

Культура

Шаманы, буузы, саган-дали: что еще интересного в бурятской культуре

Рекомендуемое

“Зимняя вишня”: пять лет после трагедии

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

«У нашей Герды двойня»: белые медвежата в Новосибирском зоопарке10

Наука

«Потери территорий»: ученые спрогнозировали будущее России

Доллар уже не тот. В какую валюту вкладываются россияне

Религия

«Знал и ничего не сделал». Полякам открыли страшную тайну

Культура

Свои причины. Кто из звезд поддержал СВО

Туризм

На воды, в Тюмень! Чем хороши сибирские термы

У правительства есть план победы России

Виктория Никифорова

«Сила Сибири» лишила Европу последних надежд

Сергей Савчук

Россию ждет золотая лихорадка: гражданам разрешат копать золото

Кирилл Стрельников

Фигурное катание

Малинин исполнил первый в истории чемпионатов мира четверной аксель

Футбол

Тухель сделал первое заявление на посту главного тренера «Баварии»

Футбол

«Милан» заинтересован в приобретении Мораты, пишут СМИ

Баскетбол

«Лейкерс» благодаря 37 очкам и 14 подборам Дэвиса обыграли «Оклахому-Сити»

Футбол

Тренер из «Барселоны» и футболист «МЮ». Против кого сыграет сборная России

Вход на сайт

Почта

Пароль

Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Срок действия ссылки истек

Назад

Регистрация на сайте

Почта

Пароль

Я принимаю условия соглашения

Войти с логином и паролем

Ваши данные

Восстановление пароля

Почта

Назад

Восстановление пароля

Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес

Восстановление пароля

Новый пароль

Подтвердите пароль

Написать автору

Тема

Сообщение

Почта

ФИО

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш город

Ваш E-mail

Ваше сообщение

Сообщение отправлено!

Спасибо!

Произошла ошибка!

Попробуйте еще раз!

Обратная связь

Чем помочь?

Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами

Обратная связь

Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.

Разблокировать аккаунт

Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов

Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Разблокировать аккаунт

Имя в чате

Дата сообщения

Время отправки сообщения

Блокировался ваш аккаунт ранее?

ДаНет

Сколько раз?

Удалили мое сообщение

Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Удалили мое сообщение

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите, или выберите скриншот

Связаться с нами

Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:

Ссылка на материал

Опишите проблему

Перетащите,
или выберите скриншот

Связаться с нами

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите,
или выберите скриншот

Показать

Ан-12

  • Дом
  • История
  • САМОЛЕТЫ
  • АН-12

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ

Первый полет 1957 г.

В конце 1957 года совершил первый полет десантно-транспортный самолет Ан-12, предназначенный для перевозки войск, боевой и боевой техники массой до 20 тонн. Являясь одним из лучших самолетов такого класса в мире, Ан-12 стал основным самолетом военно-транспортной авиации Советского Союза и имел дальность полета до 6000 км. Самолет хорошо зарекомендовал себя в Индии, на высокогорных и мало приспособленных аэродромах. Всего за период с 1957 по 1972 г. изготовлено 1243 самолета Ан-12 различных модификаций.

Характеристики

Основные характеристики

Длина (м) 33.11
Высота (м) 11,44
Размах крыла (м) 38. 02
Площадь крыла (м) 121,73

Летные характеристики

Крейсерская скорость (км/ч) 570
Дальность действия (км) 5000
Эксплуатационный потолок (м) 10000

30 ноября 1955 г. Вышла директива Совета Министров СССР № 1956-1055 о начале разработки и постройки опытного образца самолета Ан-12 (изделие «Т»).
16 декабря 1957 Экипаж в составе Якова Верникова – капитана, Георгия Лысенко – второго пилота, Петра Уварова – штурмана, Игоря Морозова – бортинженера, Матвея Юрова – бортрадиста и Василия Жилкина – бортового стрелка совершил первый полет опытного образца Ан-12 из Аэродром «Иркутск-2» завода №39 Иркутского совнархоза.
С 1957 по 1962 год Серийное производство Ан-12 на заводе № 39 Иркутского совнархоза; Здесь было изготовлено 155 самолетов.
5 апреля 1960 г. Начало эксплуатации Ан-12 на Северном полюсе, когда самолет доставил груз на дрейфующую ледовую исследовательскую станцию ​​полярников «СП-8».
1 июня 1960 г. Директива № 601-246 Совета Министров СССР о передаче технической документации Ан-12 с завода № 39 Иркутского совнархоза на завод № 64 воронежского совнархоза и на завод № 84 Ташкентского совнархоза с целью запуска самолета в серийное производство на этих заводах.
С 1960 по 1965 год Серийное производство Ан-12 на Заводе №64 в Воронеже; Здесь было изготовлено 258 самолетов.
15 декабря 1961 г. – 2 февраля 1962 г. Ан-12 под управлением экипажа Б.Осипова вместе с самолетом ИЛ-18 выполнил трансконтинентальный перелет по маршруту Москва – ст. Мирный (Антарктида) – Москва через Ташкент (Узбекистан), Дели (Индия), Рангун (Бирма, ныне Мьянма). , Джакарта (Индонезия), Дарвин и Сидней (Австралия), Крайстчерч (Новая Зеландия) и станция Мак-Мердо (американская станция в Антарктиде). Самолет служил в составе 7-й советской антарктической экспедиции (САЭ).
1 июня 1961 г. впервые поднялся в воздух Ан-12 (командир В. Ф. Щелоков) — первый серийный самолет, изготовленный на ташкентском заводе. За период производства (1961-1972 гг.) на этом заводе было построено 830 самолетов.
14 августа 1967 впервые в области освоения горных вершин пять десантников были сброшены с Ан-12 на парашютах на плато у пика Коммунизма (6100 м) на Памире. В следующем году состоялась самая массовая высокогорная десантная операция, когда 36 вооруженных десантников покинули самолет и приземлились на площадке под пиком Ленина (6100 м), а еще 10 десантников – на самом пике Ленина (7100 м).
март 1970 г. в ходе учебно-тренировочной операции «Двина» (Белоруссия) самолеты четырех авиадивизий (280 самолетов АН-12, 4 самолета АН-22) за один вылет сбросили 8 тыс. десантников и 152 единицы боевой техники за 22 минуты.
25 декабря 1974 самолет Y-8 (китайская версия Ан-12) производства Xian Aircraft Company совершил первый полет.
март 1975 г. В ходе учебно-боевой операции «Весна-75» с самолета Ан-12 была сброшена боевая машина десанта (БМД-1) с членами экипажа в машине (командир — сын Верховного главнокомандующего ВДВ А. Маргелов) для впервые в истории военно-транспортной авиации.
12-29 апреля 1979 г. Сопровождение в Афганистане, когда самолеты АН-12 25-го и 7-го военно-транспортных авиаполков (Мелитополь) доставляли боевую технику и вооружение с Урала в Баграм (Афганистан).
октябрь 1980 г. Начало серийного производства самолета Y-8 на Шэньсийском авиационном заводе (Китай). В настоящее время компания AVIC II является производителем самолетов (изготовлено 100 различных модификаций Y-8).
май 1986 г. Экипажи Ан-12 708-го военно-транспортного авиаполка выполняли боевые задачи по ликвидации последствий аварии в зоне Чернобыльской АЭС.
Март 1991 г. – февраль 1992 г. Экипажи ГНИИ ВВС установили 39 мировых рекордов скорости и высоты полета без груза и с грузом массой 1000-10000 кг для самолетов класса «С», подклассов «С-1м» и «С-1н», Группа 2.
10 ноября 2003 г. «Украинские авиалинии Антонова» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ) запустили совместные регулярные грузовые перевозки Киев — Вена (Австрия) — Киев на самолете Ан-12.

Передовые идеи и технологии очень востребованы в наше динамичное время. Именно это предлагает КОМПАНИЯ «АНТОНОВ» мировому рынку. Наша компания в настоящее время является одним из немногих предприятий, осуществляющих полный цикл разработки перспективной авиационной техники — от аванпроекта до постройки, испытаний, сертификации, производства и комплексного материально-технического обеспечения.

  • Новый транспортный самолет «АН»
  • Новый пассажирский самолет «АН»

Антонов Ан-12

  • Грузоподъемность 18000 кг / 39683 фунта

Принятый на вооружение в 1959 году, Ан-12 был стандартным среднемагистральным транспортным самолетом советских ВВС более трех десятилетий. Говорили, что это советский аналог американского Lockheed C-130 Hercules.

Одно из лучших качеств Ан-12 — и одно из его главных преимуществ — это короткие взлетно-посадочные полосы и, конечно же, его грузоподъемность. Высоко расположенные крылья и четыре силовые установки придают Ан-12 высокую грузоподъемность, а поднятое хвостовое оперение обеспечивает неограниченный доступ в грузовой отсек через дверь с электроприводом и погрузочную рампу.

Дизайн интерьера

Ан-12 разработан специально для использования в качестве грузового самолета и идеально подходит для чартерных перевозок на средние расстояния. С кабиной, расположенной далеко вперед в конструкции, фюзеляж может служить для управления грузом, а также запасами топлива и другими грузовыми компонентами. Высота грузовой двери составляет 8,2 фута, а ширина составляет более 90,8 фута, а с приподнятой конструкцией хвостового оперения, обеспечивающей дополнительный зазор для машин и транспортных средств, можно легко загрузить большой груз в самолет. Сам трюм имеет длину более 45 футов, ширину более 10 футов и высоту более 8 футов и может выдерживать максимальную полезную нагрузку до 18 тонн.

Технологические особенности

В движение Антонов Ан-12 приводит четыре турбовинтовых двигателя ЗМДБ Ивченко АИ-20М мощностью 4 252 л.с. каждый. Мощность, вырабатываемая этими двигателями, позволяет Ан-12 развивать крейсерскую скорость до 300 миль в час и потолок высоты 34 449 м.футов. Дальность полета с полным запасом топлива для Ан-12 составляет около 3540 миль.

Самолет оснащен электрическим передвижным краном на козловой платформе, которая проходит по всей длине грузового отсека, и двумя лебедками для втягивания транспортных средств и других полезных грузов.

История

Первый опытный образец Ан-12 поднялся в воздух в декабре 1957 г. и поступил на вооружение СССР в 1959 г. Производство самолета началось на Иркутском государственном авиационном заводе, но позже было перенесено в Ташкент, а затем в Воронеж и Казань, в общей сложности 1248 построено.

Ан-12 производился во многих специализированных и индивидуальных вариантах, в итоге было разработано до 60 вариантов, каждый со своим уникальным обозначением. Производство грузовых самолетов типа Ан-12 прекращено в 1973 году.

Производитель

ГП «Антонов» было основано в 1946 году на базе Новосибирского авиационного производственного объединения как сверхсекретная организация, которую возглавил человек по имени Олег Антонов. Компания специализировалась на турбовинтовых военно-транспортных самолетах.

В июле 2017 года украинский государственный производитель вооружений «Укроборонпром» объявил о создании «Украинской авиастроительной компании», объединившей все авиастроительные предприятия, включая активы «Антонова», в единый кластер.

Интересные факты

Хотя было произведено более 60 вариантов Ан-12, наиболее интересным из них является Ан-12Т, поскольку загадочное обозначение суффикса «Т» не имеет известного значения. Самолеты с такими суффиксами производились только на Воронежском и Ташкентском заводах и поставлялись военным и гражданским заказчикам без каких-либо явных причин и пояснений на букву «Т».