Содержание

Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 2-я » Военное обозрение

В 1977 году Морские силы самообороны начали получать первые патрульные самолёты Р-3С «Орион», которые предназначались для замены устаревающих японских Р-2J. Первые три Р-3С изготовила «Локхид», последующие пять собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе компании «Кавасаки Хэви Индастриз».


«Орионы» поступили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства «Орионы» неоднократно усовершенствовались. Начиная с 46-го самолета, улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

Японский Р-3С

На вооружении Морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е радиоэлектронной разведки. Они поступили на вооружение с 1991 по 1998 год. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства.

В 1978 году в учебные подразделения Воздушных сил самообороны начались поставки УТС первоначальной лётной подготовки Т-3. Этот лёгкий самолёт с поршневым двигателем мощностью 340 л.с. и максимальной скоростью 367 км/ч был разработан фирмой «Фуджи» на базе американского самолёта Beech Model 45 Mentor.

УТС Т-3

В кабину и планер японского УТС были внесены изменения в соответствии с требованиями самолета предварительной летной подготовки, которые выдвигали японские военные. Новый учебно-тренировочный самолёт пришел на смену американским УТС T-6 «Тексан» и Т-41 «Мескалеро». В период с марта 1978 года по февраль 1982 года японские ВВС получили 50 серийных машин, где они прослужили до 2007 года.

Основу боевой авиации Воздушных сил самообороны Японии составляют поставленные из США и произведенные в самой стране по американской лицензии истребители F-15J. Всего компанией «Мицубиси» с 1982 по 1999 год изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта.

F-15J

Конструктивно и по своим характеристикам японский самолёт аналогичен истребителю F-15С, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. В настоящее время имеется 153 F-15J и 45 учебно-боевых F-15DJ. Это достаточно боеспособные, но уже не очень новые самолеты.

Имевшиеся в 70-е годы сверхзвуковые учебно-тренировочные реактивные самолёты Т-2 оказались достаточно дорогими в эксплуатации, и их характеристики не в полной мере удовлетворяли представителей Воздушных сил. Поэтому вначале 80-х компания «Кавасаки» по заказу Сил самообороны Японии начала разработку перспективного УТС. Новый самолет также предназначался для отработки боевого применения, поэтому требовалась отличная маневренность и высокая околозвуковая скорость полета. Техническое задание предопределило и компоновку: моноплан традиционной схемы с высоким фонарем кабины, расположенной как можно ближе к носовой части фюзеляжа для лучшего обзора вперед и вниз.

Самолёт, получивший обозначение Т-4, впервые поднялся в воздух в июле 1985 года. А первый серийный поступил в войска в сентябре 1988 года. Всего к сентябрю 2000 года было заказано 212 самолётов, последний из которых был поставлен в марте 2003 года.

УТС Т-4

Т-4 является типичным дозвуковым учебно-тренировочным самолётом и по своим возможностям находится между: УТС Aero L-39 Albatros и Hawker Siddeley Hawk. Он не имеет встроенного вооружения, однако наличие на нем пяти узлов подвески позволяет размещать различное подвесное вооружение и использовать его для обучения применению оружия и для выполнения задач по непосредственной поддержке сухопутных войск. На трех узлах могут быть подвешены дополнительные топливные баки. С 1994 года T-4 используются национальной пилотажной группой Японии «Blue Impulse».

В середине 80-х в Воздушных силах самообороны наметилась необходимость приобретения новых истребителей для замены не слишком удачных истребителей-бомбардировщиков F-1. В качестве возможного претендента на эту роль был выбран американский F-16С. Однако после предварительного исследования и переговоров с представителями американской компании «Дженерал Дайнемикс» было решено строить собственный истребитель, но с учетом удачных технических решений и использованием ряда узлов истребителя F-16.

Став экономической сверхдержавой, Страна восходящего солнца не могла остаться в стороне и от соревнования с другими мировыми державами в самой наукоемкой области промышленности — военном самолетостроении.
При создании «японо-американского» истребителя предполагалось использовать последние достижения японской промышленности в области композитных материалов, металлургии, новых технологических процессов обработки металлов, дисплеев, систем речевого распознавания, а также радиопоглощающих покрытий. Помимо «Мицубиси», в проекте участвовали «Фуджи», «Кавасаки» и американская компания «Локхид Мартин».

Хотя внешне японский самолет весьма напоминает американский аналог, его все же следует считать новым самолетом, отличающимся от прототипа не только различиями в конструкции планера, но и применяемыми конструкционными материалами, бортовыми системами, радиоэлектроникой и вооружением.

F-16C (Block 40) и F-2А

По сравнению с американской машиной в конструкции японского истребителя значительно шире использованы перспективные композитные материалы, что обеспечило снижение относительной массы планера. В целом, конструкция японского самолета более простая, легкая и технологичная, чем у F-16. Крыло японского истребителя получившего обозначение F-2 полностью новое. Оно имеет на 25% большую площадь, чем крыло «Файтинг Фалкона». Стреловидность «японского» крыла несколько меньше, чем у американского, под каждой консолью имеется пять узлов подвески. В качестве силовой установки нового самолёта выбран усовершенствованный ТРДД Дженерал Электрик F-110-GE-129. Авионика для истребителя почти полностью создавалась в Японии (хотя и с частичным использованием американских технологий). «Мицубиси Электрик» была разработана БРЛС с активной фазированной антенной решеткой.

F-2А

Строительство первого прототипа началось в 1994 году на заводе Мицубиси Хэви Индастриз «Комаки Минами» в городе Нагоя. Первый полёт он совершил 7 октября 1995 года. Правительственное решение о серийном производстве истребителя было принято в сентябре 1996 года, поставки первых серийных образцов начались в 2000 году. Всего с 2000 по 2010 год построено 94 серийных истребителя, из них 36 двухместных F-2В.

Приоритетным назначением самолета являлась борьба за завоевание господства в воздухе и обеспечение ПВО островов, а так же нанесение ударов ПКР по вражеским кораблям.

Самолёт в основном оснащён вооружением американской разработки. В фюзеляже, слева от кабины, установлена шестиствольная 20-миллиметровая пушка М61А1 «Вулкан». Имеется 13 узлов внешней подвески — два концевых крыльевых (для УР класса «воздух-воздух» ближнего боя), восемь подкрыльевых и один подфюзеляжный. Для борьбы с надводными целями истребитель может брать на борт две противокорабельные самонаводящиеся ракеты Мицубиси ASM-1, оснащенные активной радиолокационной головкой самонаведения.

В настоящее время в строю находится немногим более 70 истребителей F-2А/В. 18 из 94 F-2, стоявших на вооружении ВВС Японии, были уничтожены на авиабазе «Мацусима» в результате землетрясения и цунами, произошедшего 11 марта 2011 года. Ещё несколько получили повреждения и в настоящий момент находятся на хранении в ожидании своей судьбы на авиабазе Комаки.

Учебно-тренировочный самолёт первоначальной подготовки Т-7 разработан фирмой «Фуджи» для замены УТС Т-3. Он во многом повторяет поршневой Т-3, но отличается от него современным БРЭО и турбовинтовым двигателем Rolls-Royce 250 мощностью 450 л. с., который обеспечивал максимальную скорость 376 км/ч.

УТС Т-7

В 1998 году T-7 выиграл конкурс, объявленный японскими Воздушными силами, у швейцарского Pilatus PC-7. Однако запуск в серийное производство был приостановлен в связи с коррупционным скандалом, связанным с этим конкурсом. Повторный конкурс, проводимый в сентябре 2000 года, также выиграл T-7. С сентября 2002 года в японские ВВС была начата поставка партии из заказанных 50 самолетов.

В начале 21 века в Японии корпорацией «Кавасаки» скромно, без лишней шумихи началось проектирование военно-транспортного самолёта нового поколения. Этому предшествовал подробный анализ инженерами корпорации конструкций уже существующих и перспективных военно-транспортных самолётов.

После того как японские военные отвергли предложения «американских партнёров» о поставках самолётов «Локхид-Мартин» C-130J и «Боинг» С-17, в Японии был дан официальный старт программе создания национального военно-транспортного самолёта. Формальной причиной отказа от американских машин было несоответствие специфическим требованиям Сил самообороны. Но дело, конечно, не в этом. Истинная причина — несоответствие возросшим амбициям японской авиакосмической промышленности.

По своим возможностям новый японский ВТС должен был существенно превзойти состоявшие на вооружении транспортники: С-1А и С-130. Прежде всего, это следует из возросшей грузоподъемности, которая, как указывается, «превышает 30 т», и значительных габаритов грузовой кабины (поперечное сечение 4 х 4 м, длина 16 м). Благодаря этому новый транспортный самолёт, получивший обозначение С-2, сможет перевозить почти весь спектр современной и перспективной боевой техники сухопутных войск, что не под силу С-1А и C-130. Есть информация, что при взлётной массе 120 т самолет сможет работать с коротких ВПП (не более 900 м), а с полноразмерных ВПП (2300 м) сможет поднимать до 37,6 т груза при взлетной массе 141 т. По транспортным возможностям и взлетно-посадочным характеристикам японцы создают военно-транспортный самолёт очень близкий к европейскому А400М.

С-2

Для эффективного боевого применения самолет оборудуется современными системами тактического планирования полета, в том числе на сверхмалых высотах, приборами ночного видения, устройствами автоматизированной погрузки и разгрузки, а также оборудованием для дозаправки в полете.

В отличие от ВТС предыдущего поколения, С-2 должен соответствовать гражданским нормам летной годности и без ограничений летать по коммерческим маршрутам. В дальнейшем планируется построить и специализированный гражданский вариант машины. С «коммерческим прицелом» выбирались и двигатели С-2 — это американские General Electric CF6-80C2, аналогичные применяемым на Boeing 767.

Первый полет самолета состоялся 26 января 2010 года. В настоящее время «Кавасаки» поставлено Силам самообороны Японии четыре С-2, которые проходят войсковые испытания. Всего для вооруженных сил планируется построить 40 самолётов.

В Морских силах самообороны назрела необходимость замены самолётов Р-3 «Орион». Предложенный США патрульно-противолодочный Р-8 «Посейдон» был отвергнут, так как он в основном вёл патрулирование и поиск подводных лодок на средних высотах, а японской морской авиации требовался самолёт способный в течение длительного времени летать на малой высоте.

Параллельно с разработкой военно-транспортного С-2, корпорация «Кавасаки» вела разработку морского патрульно-противолодочного самолёта. На первом этапе разработки предполагалось, что новый патрульный самолёт морской авиации будет унифицирован по большинству деталей и бортовых систем с создаваемым транспортным самолётом.

Однако задачи у этих самолётов слишком разные, что предопределило кардинальные различия в фюзеляже, крыле, количестве двигателей, шасси и бортовых систем. Добиться существенной унификации разработчикам не удалось и на выходе получилось два непохожих самолёта. Что впрочем, не удивительно, масса противолодочника составляет 80 т, а транспортника — 141 т (разница около 76%). Общими у самолетов только являются: остекление кабин, отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, часть БРЭО.
Программа разработки нового патрульного самолёта получившего обозначение Р-1, несмотря на то, что он поднялся в воздух только в 2012 году, в целом продвинулась дальше, чем транспортного С-2. Видимо, создание и увязка сложных радиоэлектронных поисковых систем и аппаратуры управления оказалось для японской промышленности более лёгкой задачей, чем доводка планера транспортного самолёта.

Р-1

Р-1 стал первым в мире серийным самолетом с системой управления нового типа — оптоволоконной. По сравнению со ставшей уже традиционной электродистанционной системой она обладает значительно большей устойчивостью к проблемам электромагнитной совместимости, а также к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве. Самолет оснащен оригинальными японскими двигателями Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10.

Установленное на Р-1 оборудование рассчитано на восприятие всех спектров физических полей подводной лодки. По своим возможностям это оборудование не уступает установленному на американском Р-8 «Посейдон». На борту, помимо РЛС с фазированной антенной решеткой и магнитометра, имеются радиогидроакустические буи, телевизионные и низкоуровневые инфракрасные камеры. Противолодочный самолет P-1 оснащен грузовым отсеком, в котором размещаются противолодочные торпеды или свободнопадающие авиабомбы. На 8 подкрыльевых пилонах могут устанавливаться противокорабельные ракеты. Максимальная боевая нагрузка самолета равняется 9 тоннам.

В настоящее время несколько патрульных самолётов Р-1 уже поступили в Морскую авиацию Японии. Всего Министерство обороны Японии собирается приобрести 70 таких самолетов, которые должны будут заменить 80 устаревших P-3C. При этом общее количество патрульных самолетов сил самообороны Японии сократится, но, по заверениям военных, это полностью компенсируется существенным преимуществом новых самолетов в разведывательных возможностях и скорости полета над старыми патрульными P-3C.

По мнению ряда авиационных экспертов, патрульный Р-1 имеет не плохие экспортные перспективы. В случае увеличения количества производимых самолётов, цена за одну машину ( сейчас она составляет 208,3 млн. долларов) будет снижаться и Р-1 может составить существенную конкуренцию американскому Р-8 (стоимостью 220 млн. долларов). При этом по своим возможностям по поиску подводных лодок японский самолёт не уступает американскому. Преимуществом «Посейдона» является большее время патрулирования (на 1 час), но для большинства потенциальных заказчиков в отличие от США нет необходимости в глобальном контроле за Мировым океаном. К тому же японский Р-1 лучше приспособлен для выполнения маловысотных полётов, что является не маловажным при выполнении задач поиска и спасения, терпящих бедствие на море. В конце 2014 года появилась информация, что патрульным самолётом Р-1 заинтересовались ВМС Великобритании, которые остались после списания самолётов «Нимрод» без патрульно-противолодочной авиации.

Но самым амбициозным последним японским проектом в области боевой авиации стал истребитель 5-го поколения F-Х. Его разработка началась в 2004 году после отказа США поставить Воздушным силам самообороны истребителей F-22А.

По своему аэродинамическому дизайну и формам японский истребитель 5-го поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin весьма похож на американский истребитель F-22А. Используемые в самолёте мощные турбореактивные двигатели, позволят ему развивать скорость, многократно превышающую скорость звука, причём без выхода на режим форсажа. Проект должен был быть окончен к 2015 году, но из-за ряда технических проблем этого, по всей видимости, не произойдёт.

Согласно слухам, все системы управления самолета «Синсин» будут использовать технологии оптических коммуникаций (система управления функционально аналогичная применяемой на патрульном Р-1) , при помощи которых можно передавать с высокой скоростью колоссальные объемы информации по оптическим кабелям. Кроме этого, оптические каналы не подвержены воздействию электромагнитных импульсов и ионизирующего излучения.

Но самой инновационной системой будущего истребителя должна стать система самовосстановления Self-Repairing Flight Control Capability. «Нервная система» датчиков этой системы будет пронизывать всю конструкцию и все узлы самолета, при помощи информации, собираемой этими датчиками, система будет в состоянии обнаружить и идентифицировать любой сбой, любую неисправность или повреждение, и перепрограммировать систему управления для того, чтобы можно было сохранить максимально возможный в данных условиях контроль над летательным аппаратом.

Прототип истребителя пятого поколения ATD-X

12 июля 2014 года Технический исследовательский и проектный институт (TRDI) Сил самообороны Японии распространил первые официальные фотографии первого опытного образца японского демонстратора перспективного истребителя пятого поколения ATD-X . Самолет, разработанный при головной роли TRDI и корпорации Mitsubishi Heavy Industries, был построен и выкачен на предприятии в Тобисима.

В настоящее время на вооружении Воздушных сил самообороны и морской авиации Японии находится около 700 самолётов основных типов. В своём большинстве — это достаточно современные и боеспособные машины. Следует отметить, что доля технически исправных — боеготовых машин способных выполнять боевую задачу выше, чем даже в США. Это оказалось возможно благодаря созданию отличной ремонтно-восстановительной базы и строительству укрытий защищающих от непогоды.

Слабым местом японских ВВС по-прежнему остаётся «оборонительная направленность». Японские истребители в основном нацелены на решение задач ПВО и не способны наносить эффективные удары по наземным целям.
Этот недостаток должен быть частично устранён после начала поставок в 2015 году истребителей F-35А (первая партия 42 самолёта). Впрочем, в случае вооруженного конфликта с соседями недостаточный ударный потенциал японских ВВС будет компенсирован авиацией 5-й — воздушной армии ВВС США (штаб на авиабазе Йокота), включающей в себя 3 авиационных крыла, оснащенных самыми современными боевыми самолётами, в том числе 5-поколения F-22А. А также палубной авиацией 7-го оперативного флота ВМС США, постоянно действующего в Западной части Тихого океана. Штаб командующего 7-м флотом расположен в ПВМБ Йокосука. В регионе практически постоянно находится Авианосная Ударная Группировка ВМС США, включающая как минимум один авианосец.

Помимо лицензионного производства авиатехники иностранных марок, японский авиапром в последние годы демонстрирует способность самостоятельно создавать и выпускать образцы, соответствующие высоким мировым стандартам. Япония уже не желает довольствоваться боевой авиационной американской техникой и зависеть от политической конъюнктуры в отношениях с США. Кроме того в последнее время наметилась тенденция отхода Японии от «оборонительных принципов» строения вооруженных сил. Всё это ярко проявляется при принятии на вооружение военных самолётов национальной разработки.

По материалам:
Энциклопедия современной военной авиации 1945—2002 гг. Харвест, 2005.
http://www.defenseindustrydaily.com
http://www.hasegawausa.com
http://www.airwar.ru

topwar.ru

Десять японских самолетов — Человек меняет кожу — LiveJournal

которые потрясли мир

Выкатка японцами первого за последние полстолетия авиалайнера MRJ заставила взглянуть на предыдущие успехи японцев в авиастроении. Сейчас роль Японии в авиастроении кажется ничтожной, однако в XX веке японцы вошли в число шести ведущих держав, определивших все мировое авиастроение (еще США, СССР, Англия, Германия, Франция). Роль других держав за пределами этой шестерки действительно была ничтожной – на них падает менее 10% общего выпуска. Да, сейчас японцы делают мало самолетов (в штуках), но не следует забывать, что тот же «Дримлайнер» на 35% делается в Японии, а это речь уже о многих сотнях «условных» самолетов!

Журнал «Флайт» представил традиционный флэш-моб по 10 наиболее заметным в истории современной авиации самолетам Японии

NAMC YS-11

40-местный пассажирский YS-11, выпускавшийся  корпорацией NAMC, оказался последним японским пассажирским лайнером до «саги о MRJ». Его производство завершилось еще 40 лет назад, но по крайней мере 17 самолетов этого типа все еще эксплуатируются – 15 Минобороны Японии, а два мексиканской фирмой «Алон».

Мицубиси MRJ

Выкатка неделю назад — 18 октября 96-местного регионального авиалайнера фирмы «Мицубиси» обозначило новую эпоху в японском самолетостроении. Первый полет запланирован на первый квартал 2015 г. Всего «Мицубиси» собрала заказы на 191 самолет с началом поставок в 2017 г. Планируется еще 76-местная модификация MRJ70, а вот про 100-местную давно ничего не слышно – после многочисленных проволочек с основным проектом японцам не до того.

Сколько было воя противников Сухого «Суперджета», когда японцы только объявляли свои планы: «Как мы можем конкурировать с японцами и китайцами? У японцев пластик, кооперация и все такое. А что у нас – после «успешного» перестроечного развала?»

Однако прошло десять лет, японцы сорвали все сроки, опытный самолет пришлось переделывать с нуля, так как лопухнулись с сертификацией (что значит перерыв в 50 лет!). «И эти люди нам запрещают ковыряться в носу»?!

Хонда НА-420

Этот самолет необычной компоновки с двигателями на пилонах на крыле (до этого такое делали только немцы) и гладкой пластиковой обшивкой сейчас проходит сертификационные испытания. Сейчас летают четыре самолета, а получение сертификата ожидается на первый квартал 2015 г. Серийный выпуск запланирован на заводе Гринсборо в США. Сейчас портфель заказов на 18 самолетов из США и Мексики.

Мицубиси F-2

Внешне этот японский истребитель похож на американский F-16, что не удивительно, так как создавался в кооперации с американцами. Зато конструкционно – из пластика – он разительно отличается от прототипа. Сейчас «на крыле» 78 самолетов этого типа, а «Мицубиси» уже думает о новом истребителе…

Синмайва US-2

Амфибия US-2 предназначена для поисково-спасательных операций флота самообороны Японии, и является логическим развитием предыдущей амфибии – US-1, которая до сих пор состоит на вооружение. С US-2 связывают серьезный прорыв японцев на военный авиационный рынок – порядка 18 машин планируют заказать индусы.
Вообще US-2, судя по формуле Соколянского, является сейчас самой мореходной летающей лодкой.

Кавасаки Р-1

Разработанный Кавасаки реактивный морской патрульный самолет Р-1 предназначен для замены устаревших американских «орионов» Р-3. Японская «самооборона» получила уже два опытных ХР-1 и пять серийных самолетов.

Мицубиси Mu-2

Этот небольшой двухмоторный верхнеплан, который нес только 14 человек впервые полетел еще в 1962 г., но тем не менее до сих пор летают 287 таких самолетов.

Мицубиси Mu-300 «Даймонд»

На волне успеха Mu-2 «Мицубиси» решила создать бизнес-джет Mu-300.  Самолет впервые поднялся в воздух в 1978 г. Права на него приобрела американская фирма «Бичкрафт», которая «ребрендила» его в «Бич 400». Сейчас еще летают 56 «алмазов», в основном в США, а в Японии летает единственный Mu-300, использующийся уже лет 30 в качестве летающей лаборатории.

Кавасаки ХС-2

Самолет С-2 создается в качестве замены транспортника сил «самообороны» С-1 и «геркулесов». Японский ответ на всякие «глоубмастеры» и «атланты». Отличается двухмоторной компоновкой. Максимальная грузоподъемность ожидается в 37 т. А С-1 осталось 27 экз.

Мицубиси А6М «Зеро»

Какой же рассказ про «японцев» без «Зеро»? Даже если это уже давно «исторический» самолет. В свою очередь он полностью изменил взгляд «Запада» на авиацию Японии, и поразил противников маневренностью, скороподъемностью и легкой конструкцией. Каждый двадцатый самолет в истории Японии – один из 11 тыс. «Зеро». Да что там, «исторический», — несколько экземпляров летают до сих пор, и «зеростроение» продолжается…

afirsov.livejournal.com

ВВС Японии. Авиация Японии

ВВС Японии представляют собой авиационную составную сил самообороны Японии и отвечают за защиту воздушного пространства. Предназначение ВВС заключается в борьбе с воздушными силами агрессора, обеспечении противовоздушной и противоракетной обороны экономических и политических центров страны, группировок сил и важных военных объектов, осуществлении военной поддержки ВМС и сухопутных войск, ведении радиолокационной и воздушной разведки и оказании переброски войск и оружия по воздуху.

История ВВС Японии и авиации

В начале ХХ века практически вся Европа была заинтересована авиацией. Точно такая же потребность появилась и у Японии. В первую очередь речь шла о военной авиации. В 1913 году страна приобрела 2 самолета – «Ньюпор» NG (двухместный) и «Ньюпор» NМ (трехместный), выпущенные в 1910 году. Изначально планировалось использовать их сугубо для учений, но вскоре и они поучаствовали в боевых вылетах.

Впервые Япония использовала боевую авиацию в сентябре 14-го года. Совместно с англичанами и французами японцы выступили против германцев, расположившихся в Китае. Помимо «Ньюпоров», у ВВС Японии были 4 единицы «Фарман». Сначала их использовали как разведчиков, а после они осуществляли авиаудары по противнику. А первое воздушное сражение случилось во время атаки германского флота в Цингтао. Тогда в небо поднялся немецкий «Тауб». В результате воздушной битвы не было победителя и проигравшего, однако один японский самолет вынужден был осуществить посадку на территории Китая. Самолет сожгли. За все время кампании было совершено 86 боевых вылетов и сброшено 44 бомбы.

Первые попытки запуска летательных машин в Японии случились еще в 1891 году. Тогда в воздух поднялись несколько моделей с резиновыми моторчиками. Немного позже была спроектирована большая модель с приводом и толкающим винтом. Но военные не заинтересовались ею. И только в 1910 году, когда были закуплены самолеты «Фарман» и «Гранде», в Японии зародилась авиация.

В 1916 году построили первую уникальную разработку – летающая лодка «Йокосо». За разработки сразу же взялись компании «Кавасаки», «Накадзима» и «Мицубиси». Последующие пятнадцать лет эта тройка занималась выпуском улучшенных моделей европейских самолетов, в основном немецких, английских и французских. Обучение пилотов проходило в лучших школах США. К началу 30-х годов правительство решило, что настало время начинать собственное производство самолетов.

В 1936 году Япония самостоятельно разработала двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» G3M1 и Ки-21, разведывательные самолеты «Мицубиси» Ки-15, палубные бомбардировщики «Накадзима» B5N1 и истребители «Мицубиси» А5М1. В 37-м году начался «второй японско-китайский конфликт», что привело к полной секретности авиапромышленности. Через год крупные промышленные предприятия были приватизированы государством и полностью контролировались им.

До конца Второй мировой войны авиация Японии подчинялась флоту Японии и императорской армии. Ее не выводили в отдельный вид войск. После войны, когда начали формировать новые ВС, создали ВС самообороны Японии. Первая техника, которая была у них в подчинении, производилась в США. Начиная с 70-80-х годов на вооружение начали отправлять только те самолеты, которые прошли модернизацию на японских предприятиях. Немного позже на вооружение поступили самолеты уже собственного производства: Kawasaki C-1 – военный транспортный, Mitsubishi F-2 – истребитель-бомбардировщик. На 1992 год личный состав японской авиации составил 46000 человек, боевые самолеты – 330 единиц. К 2004 году в ВВС Японии насчитывалось 51092 человека.

В 2007 году Япония проявила желание приобрести у США F-22 – истребитель пятого поколения. Получив отказ, правительство решило построить собственный самолет такого же типа – Mitsubishi ATD-X. К 2012 году численность служащих в ВВС сократилась до 43123 человек. Количество самолетов – 371 единица.

Организация ВВС Японии (авиация Японии)

Военно-воздушные силы возглавляет главный штаб. Ему подчиняются командования боевым обеспечением и авиацией, бригада связи, учебное командование, группа обеспечения безопасности, испытательное командование, госпитали (3 штуки), контрразведывательный отдел и многие другие. БАК представляет собой оперативное объединение, которое выполняет боевые задачи ВВС.

В число техники и вооружения входят боевые, тренировочные, транспортные, специальные самолеты и вертолеты.

Самолеты боевые:

  1. F-15 Eagle – учебно-боевой истребитель.
  2. Mitsubishi F-2 – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик.
  3. F-4 Phantom II – разведывательный истребитель.
  4. LockheedMartin F-35 Lightning II – истребитель-бомбардировщик.

 

Самолеты тренировочные:

  1. Kawasaki T-4 – тренировочный.
  2. Fuji T-7 – тренировочный.
  3. Hawker 400 – тренировочный.
  4. NAMC YS-11 – тренировочный.

 

Самолеты-транспортники:

  1. C-130 Hercules – транспортник.
  2. Kawasaki C-1 – транспортник, учебный РЭБ.
  3. NAMC YS-11 – транспортник.
  4. Kawasaki C-2 – транспортник.

 

Самолеты специального назначения:

  1. Boeing KC-767 – заправочный самолет.
  2. Gulfstream IV – VIP-транспорт.
  3. NAMC YS-11E – самолет РЭБ.
  4. E-2 Hawkeye – самолет ДРЛОиУ.
  5. Boeing E-767 – самолет ДРЛОиУ.
  6. U-125 Peace Krypton – спасательный самолет.

 

Вертолеты:

  1. CH-47 Chinook – транспортник.
  2. Mitsubishi H-60 – спасательный.

 

avia.pro

Япония — Всё о Второй мировой

Истребитель Kawasaki Ki-10

Самолет выпускался компанией «Kawasaki» в 1935-1938 гг. Он представлял собой цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной. Всего было выпущено 588 машин, в т.ч. Ki-10-I – 300 машин и Ki-10-II – 280 машин. ТТХ машины: длина – 7,2 м; высота – 3 м; размах крыла – 10 м; площадь крыла — 23 м²; масса пустого – 1.4 т, взлетная – 1,7 т; двигатель — Kawasaki Ha-9 мощностью 850 л.с; скороподъемность – 1 000 м/м; максимальная скорость – 400 км/ч, практическая дальность – 1 100 км; практический потолок – 11 500 м; вооружение – два 7,7-мм пулемета Тип 89; экипаж — 1 человек.

Истребитель Kawasaki Ki-45 Toryu

Ночной тяжелый истребитель выпускался компанией «Kawasaki» в 1942-1945 гг. Всего было выпущено 1,7 тысяч машин в четырех серийных модификациях: Ki-45 KAIa, Ki-45 KAIb, Ki-45 KAIc и Ki-45 KAId. ТТХ машины: длина – 11 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 15 м; площадь крыла – 32 м²; масса пустого – 4 т, взлетная – 5,5 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-102 мощностью 1 080 л.с; объем топливных баков – 1 тыс. л; скороподъемность – 11 м/с; максимальная скорость – 547 км/ч; практическая дальность – 2 000 км; практический потолок – 9 200 м; вооружение – 37-мм пушка Но-203, две 20-мм Хо-5, 7,92-мм пулемет Тип 98; боекомплект 1 050 патронов; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 2 человека.

Истребитель Kawasaki Ki-61 Hien

Самолет выпускался компанией «Kawasaki» в 1942-1945 гг. Он имел цельнометаллическую полумоноковую конструкцию фюзеляжа, бpонезащиту пилота и пpотектиpованные баки. Всего было выпущено 3,2 тысячи машин в двух серийных модификациях: Ki-61-I и Ki-61-II, которые различались оснащением и вооружением. ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 12 м; площадь крыла – 20 м²; масса пустого – 2,8 т, взлетная – 3,8 т; двигатель – Kawasaki Ha-140 мощностью 1 175 — 1 500 л.с; объем топливных баков – 550 л; скороподъемность – 13,9 — 15,2 м/с; максимальная скорость – 580 — 610 км/ч, крейсерская – 450 км/ч; практическая дальность – 1 100 – 1 600 км; практический потолок – 11 000 м; вооружение – две 20-мм пушка Но-5, два 12,7-мм пулемета Тип Но-103, боекомплект 1 050 патронов; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Kawasaki Ki-100

Самолет выпускался компанией «Kawasaki» на базе «Ki-61 Hien» в 1945 г. путем замены двигателя жидкостного охлаждения на двигатель воздушного охлаждения. Всего было выпущено 395 машин в двух модификациях: Ki-100-Іа и Кі-100-Ib. ТТХ машины: длина – 8,8 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 12 м; площадь крыла – 20 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,5 т; двигатель – Mitsubishi Ha 112-II мощностью 1 500 л.с скороподъемность – 16,8 м/с; максимальная скорость –580 км/ч, крейсерская – 400 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 11 000 м; вооружение – две 20-мм пушка Но-5 и два 12,7-мм пулемета Тип Но-103; экипаж — 1 человек.

Истребитель Kawasaki Ki-102b

Двухмоторный, двухместный, дальний истребитель-перехватчик выпускался компанией «Kawasaki» на базе «Ki-96» в 1944-1945 гг. Всего было построено 238 машин. ТТХ машины: длина – 11,5 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 15,6 м; площадь крыла – 34 м²; масса пустого –5 т, взлетная – 7,3 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-112 мощностью 1 500 л.с; скороподъемность – 12 м/с; максимальная скорость – 580 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 10 000 м; вооружение – 57-мм пушка Но-401, две 20-мм пушки Но-5 и 12,7-мм пулемет Тип Но-103; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 2 человека.

Истребитель Kawanishi N1K-J Shiden

Истребитель Kawanishi N1K2-J Shiden

Одноместный истребитель цельнометаллической конструкции «N1K-J Shiden» выпускался компанией «Kawanishi» в 1943-1945 гг. в двух серийных модификациях: N1K1-J и N1K2-J. Всего было выпущено 1,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,9 — 9,4 м; высота – 4 м; размах крыла – 12 м; площадь крыла – 23,5 м²; масса пустого –2,7 – 2,9 т, взлетная – 4,3 — 4,9 т; двигатель – Nakajima NK9H мощностью 1 990 л.с; скороподъемность – 20,3 м/с; максимальная скорость – 590 км/ч, крейсерская – 365 км/ч; практическая дальность – 1 400 — 1 700 км; практический потолок – 10 700 м; вооружение – две 20-мм пушки Тип 99 и два 7,7-мм пулемета или четыре 20-мм пушки Тип 99; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Mitsubishi J-2M Raiden

Одноместный истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции выпускался компанией «Mitsubishi» в 1942-1945 гг. Всего было выпущено 621 машину таких модификаций: J-2M1 – (8 машин), J-2M2 — (131), J-2M3 (435), J-2M4 — (2), J-2M5 — (43) и J-2M6 (2). ТТХ машины: длина – 10 м; высота – 4 м; размах крыла – 10,8 м; площадь крыла — 20 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,4 т; двигатель — Mitsubishi MK4R-A мощностью 1 820 л.с; скороподъемность – 16 м/с; максимальная скорость – 612 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 1 900 км; практический потолок – 11 700 м; вооружение – четыре 20-мм пушки Тип 99; бомбовая нагрузка – 120 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Mitsubishi Ki-46-III KAI

Ночной двухмоторный истребитель цельнометаллической конструкции выпускался компанией «Mitsubishi» на базе разведчика «Ki-46» в 1944-1945 гг. Он представлял собой низкокрылый моноплан с убираемым хвостовым колесом шасси. Всего было выпущено 613 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 11 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 14,7 м; площадь крыла – 32 м²; масса пустого – 3,8 т, взлетная – 6,2 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-112 мощностью 1 500 л.с; объем топливных баков – 1,7 тыс. л; скороподъемность – 7,4 м/с; максимальная скорость – 630 км/ч, крейсерская – 425 км/ч; практическая дальность – 2 500 км; практический потолок – 10 700 м; вооружение – 37-мм пушка и две 20-мм пушки; экипаж — 2 человека.

Истребитель Mitsubishi Ki-109

Барражирующий истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции выпускался компанией «Mitsubishi» в 1944 г. на базе бомбардировщика Ki-67. Всего было выпущено 22 машины. ТТХ машины: длина – 18 м; высота – 5,8 м; размах крыла – 22,5 м; площадь крыла – 65,9 м²; масса пустого –7,4 т, взлетная – 10,8 т; двигатели – два Mitsubishi Ha-104 мощностью 1900 л.с; скороподъемность – 8,6 м/с; максимальная скорость – 550 км/ч, крейсерская – 410 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 12 000 м; вооружение – 75-мм пушка Тип 88, 12,7-мм пулемет Тип 1; экипаж — 4 человека.

Истребитель Nakajima J-1N Gekko

Двухмоторный ночной истребитель выпускался компанией «Nakajima Aircraft» в 1942-1944 гг. Всего было построено 479 машин в четырех модификациях: J-1n1-C KAI, J-1N1-R (J1N1-F), J-1N1-S и J-1N1-Sa. ТТХ машины: длина – 12,2 — 12,8 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 17 м; площадь крыла — 40 м²; масса пустого – 4,5-5 т, взлетная – 7,5 — 8,2 т; двигатели – два Nakajima NK1F Sakae 21/22 мощностью 980 – 1 130 л.с; скороподъемность – 8,7 м/с; емкость топливных баков – 1,7 — 2,3 тыс.л; максимальная скорость – 507 км/ч, крейсерская – 330 км/ч; практическая дальность – 2 500 – 3 800 км; практический потолок – 9 300 – 10 300 м; вооружение – две-четыре 20-мм пушки Тип 99 или 20-мм пушка и четыре 7,7-мм пулемета Тип 97; экипаж — 2 человека.

Истребитель Nakajima Ki-27

Истребитель выпускался компанией «Nakajima» в 1938-1942 гг. в двух основных модификациях: Ki-27a и Ki-27b. Он представлял собой одноместный цельнометаллический низкоплан с закрытой кабиной и с неубирающимся шасси. Всего было выпущено 3,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 7,5 м; высота – 3,3 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 18,6 м²; масса пустого – 1.2 т, взлетная – 1,8 т; двигатель — Nakajima Ha-1 мощностью 650 л.с; скороподъемность – 15,3 м/с; максимальная скорость – 470 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 10 000 м; вооружение – 12,7-мм пулемет Тип 1 и 7,7-мм пулемет Тип 89 или два 7,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Nakajima Ki-43 Hayabusa

Самолет выпускался фирмой «Nakajima» в 1942-1945 гг. Он представлял собой цельнометаллический одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан. Задняя часть фюзеляжа представляла собой единое целое с хвостовым оперением. У основания крыла располагались выдвижные цельнометаллические закрылки, увеличивая не только кривизну его профиля, но и площадь. Всего было выпущено 5,9 тысяч машин в трех серийных модификациях — Ki-43-I/II/III. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3,3 м; размах крыла – 10,8 м; площадь крыла – 21,4 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 2,9 т; двигатель — Nakajima Ha-115 мощностью 1 130 л.с; скороподъемность – 19,8 м/с; объем топливных баков – 563 л; максимальная скорость – 530 км/ч, крейсерская – 440 км/ч; практическая дальность – 3 200 км; практический потолок – 11 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Но-103 или две 20-мм пушки Хо-5; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Nakajima Ki-44 Shoki

Истребитель Nakajima Ki-44 Shoki

Одноместный истребитель-перехватчик цельнометаллической конструкции выпускался фирмой «Nakajima» в 1942-1944 г. Он имел полумонококовый фюзеляж, низкорасположенное крыло с цельнометаллическими закрылками, оснащенными гидроприводом. Пилотская кабина была закрыта каплевидным фонарем кругового обзора. Шасси трехопорное с двумя основными стойками и хвостовым колесом. Все колеса шасси в полете убирались гидросистемой и прикрывались щитками. Всего было выпущено 1,3 тысячи самолетов. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3 м; размах крыла – 9,5 м; площадь крыла – 15 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 3 т; двигатель — Nakajima Ha-109 мощностью 1 520 л.с; объем топливных баков – 455 л; скороподъемность – 19,5 м/с; максимальная скорость – 605 км/ч, крейсерская – 400 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 11 200 м; вооружение – четыре 12,7-мм пулемета Но-103 или две 40-мм пушки Хо-301, боекомплект 760 патронов; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж — 1 человек.

Истребитель Nakajima Ki-84 Hayate

Одноместный истребитель выпускался фирмой «Nakajima» в 1943-1945 гг. всего было выпущено 3,5 тысячи машин в таких модификациях: Ki-84, Ki-84-Iа/b/с и Ki-84-II. Он представлял собой свободнонесущий низкокрыльный моноплан цельнометаллической конструкции. Он имел бронезащиту пилота, протектированные топливные баки и убирающиеся шасси. ТТХ машины: длина – 9,9 м; высота – 3,4 м; размах крыла – 11.2 м; площадь крыла – 21 м²; масса пустого – 2,7 т, взлетная – 4,1 т; двигатель – Nakajima Нa-45 мощностью 1 825 — 2 028 л.с; объем топливных баков – 737 л; скороподъемность – 19,3 м/с; максимальная скорость – 630 — 690 км/ч, крейсерская – 450 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 11 500 м; вооружение – две 20-мм пушка Но-5, два 12,7-мм пулемета Тип Но-103 или четыре 20-мм Но-5; бомбовая нагрузка – 500 кг; экипаж — 1 человек.

wwii.space

ВВС Японии: переход к промышленной самодостаточности

Со времён окончания Второй мировой войны японский ВПК не блистал «перлами» своей военной промышленности, и целиком и полностью входил в зависимость от навязываемой продукции американской оборонной индустрии, мощное лобби которой осуществлялось японской властью из-за прямой зависимости капитала и проамериканских настроений в менталитете верхушки общества.

Ярким тому примером является современный состав ВВС (или Воздушных сил самообороны): это 153 единиц F-15J(полная копия F-15C), 45 единиц F-15DJ (копия двухместного F-15D). На данный момент именно эти, построенные по американской лицензии машины, формируют количественный костяк авиации завоевания превосходства в воздухе, а также подавления ПВО, на самолётах предусмотрено применение ПРЛР AGM-88 «HARM».

Остальная часть истребительно-разведовательной авиации, скопированной у США, представлена самолётами F-4EJ, RF-4EJ, EF-4EJ, которых в ВВС страны около 80, сейчас они постепенно снимаются с вооружения. Имеет место быть и контракт на закупку 42 истребителей ВВП F-35A, являющихся усовершенствованной копией Як-141. Авиация РТР, как и у лидеров в Европе, представлена самолётами ДРЛОиУ E-2C и E-767.

18 декабря 2012 г. Японский F-2A сопровождает новейший российский морской разведчик Ту-214Р

Но в 1995 г. японский военный лётчик Е.Ватанабе поднял в воздух совершенно новую боевую машину, которую сейчас можно смело причислять к поколению 4++. Это был первый прототип XF-2A многоцелевого истребителя F-2A, и последующего двухместного F-2B. Не глядя на сильное сходство F-2A с американским F-16C Block 40, а именно он и был взят японскими инженерами за эталонный образец, F-2A представлял собой относительно новую техническую единицу.

Наибольшим образом это коснулось планера и БРЭО. Нос фюзеляжа – чисто японская разработка с использованием новой геометрической идеи, отличающейся от «Фалкона».

Может похвастаться F-2A и совершенно новым крылом с меньшей стреловидностью, но в 1,25 большим аэродинамическим подъёмным коэффициентом (несущим свойством): площадь крыла у «Фалькона» — 27,87 м2, у F-2 – 34,84 м2. Благодаря увеличенной площади крыла, японцы воплотили в своём истребителе способность «энергетическому» маневрированию в БВБ в режиме установившегося разворота со скоростью около 22,5 град/с, а также уменьшить расход топлива при высотном боевом дежурстве в сложной островной сетке Японии. Также это стало возможным и благодаря использованию передовых композиционных материалов в элементах планера нового самолёта.


На повышение маневренности оказала влияние и большая площадь рулей высоты.

Мотогондола осталась стандартной «Фалькону», поскольку было решено использовать турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель General Electric F110-GE-129 с предельной тягой 13,2 т. Заметьте, что ёмкость внутренних топливных баков – 4675 л, и 5678 – при подвесе ещё 3-х ПТБ. У новейшего американского F-16C Block 60 во внутренних баках всего 3080 л. Японцы сделали весьма мудрый ход: ссылаясь на свой оборонительный характер ВС, в случаи конфликта, в пределах только Японии, они дали возможность F-2A иметь больше топлива на борту, и сохранить маневренность на высоком уровне, не применяя массивные ПТБ. За счёт этого и более высокий боевой радиус действия, составляющий около 830 км против 580 у «Фалькона».

Истребитель имеет практический потолок более 10 км, скорость полёта на большой высоте около 2120 км/ч. При установке 4хУР AIM-9M(4х75кг) и 2хУР AIM-120C(2х150кг) и заправленных на 80% внутренних топливных баках(3040л), тяговооружённость будет составлять около 1,1, что даже на сегодняшний день – сильный показатель.

БРЭО, на момент поступления истребителя в ВВС, давало фору всему китайскому авиапарку. Самолёт оснащается многоканальной помехозащещённой БРЛС фирмы Mitsubishi Electric с АФАР J-APG-1, антенная решётка которой сформирована 800 ППМ, изготовленных из GaAs (арсенида галлия), являющегося важнейшим полупроводниковым соединением, использующимся в современной радиотехнике.

БРЛС способна осуществлять «завязку» (СНП) не менее 10 трасс целей, и обстреливать 4-6 из них. Учитывая, что в 90-е годы отрасль ФАР активно развивалась в РФ и других странах, можно судить о дальности работы БРЛС по цели типа «истребитель» (3 м2) не более, чем 120-150 км. Тем не менее, в то время АФАР и ПФАР стояли лишь на французском «Рафале», нашем МиГ-31Б и американском F-22A.

Бортовая МРЛС J-APG-1

F-2A оснащён цифровым автопилотом японо-американского производства, комплексом РЭП фирмы «Melko», устройствами связи и передачи данных о тактической обстановке в диапазонах коротких и ультракоротких волн. Инерциальная навигационная система построена вокруг пяти гироскопов (основного — лазерного, и четырёх резервных механического типа). Кабина экипажа оснащена качественным голографическим индикатором на лобовом стекле, большим МФИ тактической информации, и двумя монохромными МФИ – ЭЛТ.

Вооружение почти идентичное американскому F-16C, и представлено УР AIM-7M, AIM-120C, AIM-9L,M,X; стоит отметить перспективу японской УР «воздух-воздух» ААМ-4, которая будет иметь дальность около 120 км и скорость полёта 4700-5250 км/ч. Сможет применять истребитель и управляемые авиабомбы с ПАЛГСН, ПКР ASM-2 и другое перспективное вооружение.

Сейчас в Воздушных силах самообороны Японии находится 61 истребитель F-2А и 14 F-2B, которые наряду с самолётами ДРЛО и 198 истребителями F-15C, обеспечивают неплохую ПВО страны.

В 5-е поколения истребительной авиации Япония «шагает» уже самостоятельно, тому подтверждение – проект Mitsubishi ATD-X «Shinshin» («Синсин», значит – «душа»).

Япония, как и каждая технологическая сверхдержава, по определению должна иметь свой малозаметный истребитель завоевания господства в воздухе; начало работ по великолепному потомку самолёта-легенды А6М «Зеро» стартовало ещё в 2004 г. Можно сказать, что сотрудники Технического проектно-конструкторского института Минобороны подошли к этапности создания узлов новой машины в «иной плоскости».

Поскольку проект «Синсин» получил свой первый опытный образец значительно позже, чем F-22A, Т-50 ПАК-ФА и J-20, в нём, несомненно, учтены и устранены все недостатки и ошибки, на которых учились россияне, американцы и китайцы, а также вобраны все лучшие аэродинамические идеи для реализации идеальных ЛТХ, последние наработки в базе БРЭО, где Япония и так преуспела.

Первый полёт опытного образца ATD-X запланирован на зиму 2014-2015 гг. Только на разработку программы и строительство опытной машины в 2009 г. выделили ассигнования в размере 400 млн. долларов. Скорее всего «Синсин» будет называться F-3, поступит в войска не ранее 2025 г.

«Shinshin» — самый миниатюрный истребитель пятого поколения, тем не менее ожидаемый радиус действия составляет около 1800 км

Что же мы знаем о «Синсине» на сегодня? Япония – маленькая держава, и не планирует самостоятельно участвовать в крупных региональных войнах Воздушными силами самообороны, отправляя свою боевую авиацию на тысячи км в глубь вражеских территорий, оттуда и название ВС самообороны. Поэтому размеры нового «невидимки» невелики: длина — 14,2 м, размах крыла – 9,1 м, высота по задним стабилизаторам – 4,5 м. Предусмотрено место для одного члена экипажа.

Исходя из небольших размеров планера и широчайшему применению композитных материалов, а это более 30% пластика с армирующим карбоном, 2 маловесных ТРДДФ XF5-1 с тягой около 5500 кг/с каждый, масса пустого истребителя будет в пределах 6,5-7 тонн, т.е. массо-габаритные размеры будут очень близки к французскому истребителю Mirage-2000-5.

Благодаря миниатюрному миделю и максимальному уклону воздухозаборников к продольной оси самолёта (лучше, чем у «Раптора»), а также минимальному количеству прямых углов в конструкции утончённого планера, ЭПР «Синсина» должна оправдать ожидания военного лётного состава Японии, и не превышать 0,03 м2(у F-22A около 0,1 м2, у Т-50 около 0,25 м2). Хотя по заявлениям разработчиков звучал эквивалент «мелкой птицы», а это 0,007 м2.

Двигатели «Синсина» оснащены системой всеракурсного ОВТ, состоящей из трёх управляемых аэродинамических лепестков, выглядящих весьма «дубово», как для истребителя поколения 5+, но видимо японские инженеры увидели в такой конструкции какие-то гарантии большей надёжности, нежели у нашей «всеракурски» на изделии 117С. Но в любом случаи данное сопло лучше американского, установленного на F-22A «Raptor», там управление вектором производится только по тангажу.

Архитектуру БРЭО планируется построить вокруг мощной бортовой РЛС J-APG-2 с АФАР, дальность обнаружения цели типа F-16C составит около 180 км, близко к БРЛС «Жук-А» и AN/APG-80, и многоканальной шины передачи данных на базе оптико-волоконных проводников, контролируемой мощнейшими БЦВМ. В условиях прогресса японской электроники это видно не понаслышке.

Вооружение будет весьма разнообразное, с размещением во внутренних отсеках истребителя. С ОВТ самолёт частично реализует сверхманевренные качества, но из-за меньшего отношения размаха крыла к длине фюзеляжа, чем у других самолётов ( у «Синсина»- 0,62, у ПАК-ФА – 0,75), планера с аэродинамически несущей конструкцией, а также развитых передних наплывов у корней крыла, отсутствием статически неустойчивой схемы в планере, отсутствует возможность экстренного перехода в высокоскоростной неустановившийся полёт. В БВБ этому самолёту более присуще среднескоростное «энергетическое» маневрирование с использованием ОВТ.

«Трёхлепестковый» ОВТ на каждом ТРДДФ

Ранее Страна восходящего солнца хотела заключить контракт с США на покупку нескольких десятков «Рапторов», но американское военное руководство, с его однозначной позицией полного нераспространения в области «точной» оборонки, отказалось предоставить японской стороне даже «обеднённую версию» F-22A.

Затем, когда Япония начала испытывать первый макет ATD-X, и попросила предоставить специальный широкодиапазонный электромагнитный полигон типа StingRay для всеракурсного сканирования показателя ЭПР, те снова «вытерли ноги» о своего тихоокеанского партнёра. Установку согласилась выделить французская сторона, и дело пошло дальше… Что же, посмотрим, чем в конце года удивит нас шестой истребитель пятого поколения.

/Евгений Даманцев/

army-news.ru

Авиация Японии во Второй мировой

Статьи

На заре истории японской армейской авиации, незадолго до начала Первой мировой войны, основной тактической единицей был коку дайтай (полков), состоявший из двух чутаев (эскадрилий) по девять самолетов в каждом и тремя машинами в резерве, а также трех машин штабного звена — итого 27 самолетов. В 1925 году эту систему заменили, увеличив как штатную численность, так и название. Теперь полк назывался хико рентай и состоял из двух, трех, или чаше всего четырех чутаев, объединенных по двое в два дайтая. Хико рентай был многоцелевой частью. Обычно в его составе было два разведывательных чутая и двух истребительных чутая, объединенных в разведывательный и истребительный дайтай, соответственно. В 1937 году в Китае большинство хико рентай действовали, разделившись по тактическим соображениям на дайтай. Так появились хико дайтай, которые не следует путать с дайтаями, существовавшими до 1925 года. Одновременно возникли докурицу хико чутай — отдельные эскадрильи, которые придавались непосредственно штабу бригады или армии.

Полученный опыт показал преимущества небольших частей в сравнении с полком, хотя в большинстве случаев численность хико дайтая все же следовало немного увеличить. В июле-августе 1938 года началась очередная реорганизация японской армейской авиации. Все хико дайтай и хико рентай переименовали в хико сентай. По-прежнему существовали и формировались новые докурицу хико сентай. В то время как чутай, дайтай и рентай можно перевести как эскадрилья, дивизион и полк (теми же словами в японской армии обозначались роты, батальоны и полки), то сентай отличался от рентая структурой, необычной и ориентированной на условия авиационной части. Поэтому мы будем переводить слово сентай как группа или авиационная группа, тем более что такой перевод все чаще и чаше встречается в современной литературе. В буквальном переводе слово сентай обозначает боевая часть.

Сентай уже был специализированной частью и состоял из трех, реже четырех, чутаев (эскадрилий), которые, в свою очередь, делились на три шотая (звена) по три самолета в каждом. Вместе со штабным звеном (сентай хомбу) и машинами резерва (номинально до трети парка сентая) численность самолетов достигала 45 машин в истребительном сентае и 30 в бомбардировочном или разведывательном сентае.

Два или больше сентая составляли хикодан (авиационную бригаду), два или больше хикодана (часто дополненные отдельными чутаями) составляли хикошудан (авиакорпус). Где-то в середине 1942 года название хикошудан заменили на хикошидан (авиационная дивизия), однако организация соединения осталась прежней. Наивысшим организационным уровнем был кокугун (воздушная армия), состоявшая из двух хикошиданов. Как и на других уровнях, некоторые кокугуны включали в себя отдельные хикоданы или сентай, подчинявшиеся непосредственно командованию армии. Во время войны на Тихом океане армейская авиация Японии действовала в составе шести кокугунов. В апреле 1945 года четыре армии, базировавшиеся на территории страны, в Китае и Корее были объединены в составе кокусогун (главной воздушной армии), однако на ход боевых действий это почти не повлияло.

В апреле 1944 года организация сентая подверглась новым изменениям. До сих пор сентай состоял только из летного состава, а технические службы и аэродромное обслуживание структурно в него не входили. Теперь в составе сентая объединили все перечисленное. В составе сентая выделился летный отряд хикотай и наземный отряд сейбитай. В свою очередь хикотай подразделялся на когекитай (штурмовые отряды), по сути на старые чутаи. лишь получившие новое название по идеологическим соображениям. Новое название не прижилось, поэтому летчики использовали слово чутай до конца войны. Единственным практическим последствием всех этих переименований стало то, что сентайчо (командир сентая) теперь руководил большой самодостаточной частью. Его помощников называли хикотайчо и сейбитайчо.

Кроме того, существовали части других типов:

Докурицу хикодан (отдельная авиационная бригада) — хикодан, действующий в составе кокугуна, иногда непосредственно подчиняющийся командованию ВВС.

Докурицу хикотай хомбу (отдельный штабной авиаотряд) — иногда сентай делили на отдельные отряды, которые обычно занимались авиаразведкой.

Докурицу чутай (отдельная эскадрилья) — штаб сентая составлял отдельную часть и сохранял свои управляющие функции.

Чоккё хикотай (вспомогательный авиаотряд) — отдельные отряды, численностью равные или меньше, чем чутай. Их использовали для связи или поддержки сухопутных частей. В октябре 1944 года их все переименовали в докурицу хико чутай.

Летные школы, части радиосвязи, аэродромного обеспечения и другие действовали самостоятельно, подчиняясь непосредственно командованию ВВС. Иногда на их базе формировали экспериментальные, тыловые, а в конце войны и боевые части, действовавшие под прямым руководством командования воздушной армией. Часто такие отряды сохраняли свои прежние названия.

Япония была единственной крупной державой, у которой армейская и морская авиация целиком подчинялись командованию сухопутных войск и ВМФ, соответственно. Такое положение дел возникло с появлением у Японии авиации и просуществовало вплоть до августа 1945 года. В армиях других стран разделение на армейскую и морскую авиацию способствовало развитию здоровой конкуренции, что благоприятно сказывалось на развитии военно-воздушных сил в целом. Однако существовавший в Японии политический климат привел к тому, что армейская и морская авиация развивались совершенно независимо друг от друга. Никакой координации не существовало. Это приводило к дублированию усилий и затрудняло обмен опытом. Ситуация практически не изменилась даже тогда, когда американские войска вплотную приблизились к островам Японии. Разница в традициях также касалась оценки полученного опыта.

Все перечисленное выше приводило к тому, что армейская и морская авиации часто пользовались самолетами разных типов, но имевших практически одинаковые технические характеристики. Этот факт до сих пор удивляет военных историков.

Утром в воскресенье 7 декабря 1941 года без объявления войны Япония совершила нападение на США, атаковав самолетами с авианосцев главную базу Тихоокеанского флота США Пирл Харбор, расположенную на одном из Гавайских островов — Оаху. В Пирл Харборе в это воскресное утро находилось около сотни судов, включая 8 линкоров, 8 крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава находилось на берегу.

В 6 часов утра первый ударный эшелон, 183 машины в составе четырех групп направились к Пирл Харбору, 51 пикирующий бомбардировщик тип «99» (потом американцы назовут его по-своему — «Вэл») с 250 килограммовыми бомбами и 89 палубных бомбардировщиков тип «97» («Кейт»), из которых 40 машин были вооружены торпедами, а остальные — 800-килограммовыми бомбами, В стороне, прикрывая бомбардировщики, летели 43 истребителя тип «О» («Зеро»).

Еще через час взлетели самолеты второй волны в составе 80 пикирующих бомбардировщиков тип «99», 54 палубных бомбардировщика тип «97» и 36 истребителей тип «О».

Широко распространенным в то время на Западе было мнение, что японская авиация, хотя и многочисленная, является в большинстве своем устаревшей. Между тем авиация ВМФ Японии состояла из весьма совершенных самолетов. Наиболее «старым» из принимавших участие в ударе по Пирл Харбору был палубный бомбардировщик тип «97» фирмы Накадзима (для того, чтобы определить год принятия на вооружение японского самолета с двузначным номером, необходимо сложить его с числом 1840), начавший в 1937 году поступать на корабли. Для своего времени он оказался, без всякого сомнения, лучшим палубным бомбардировщиком-торпедоносцем в мире. С двигателем мощностью 1115 л. с., винтом изменяемого шага, убирающимся шасси, закрылками Фаулера и вооружением, включающим 794-килограммовую торпеду либо три 250-килограммовых бомбы, этот двух-трехместный самолет уже после Пирл Харбора торпедными атаками уничтожил четыре американских авианосца в течение всего лишь 10 месяцев войны!

Двухместный пикировщик тип «99» фирмы Аичи принят на вооружение в 1939 году. По своей схеме — одномоторный свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси, с двигателем мощностью 1280 л. с. и подкрыльевыми тормозными щитками, он был близок к уже известному всему миру немецкому Ю-87, а по точности бомбометания с пикирования, возможно, даже превосходил его. Именно пикировщики тип «99» впоследствии отправили на дно английские крейсеры «Корнуол» и «Дорсетшир» через 15 минут после начала налета. В конце карьеры, уже устаревший самолет применили в качестве летающей бомбы, пилотируемой смертниками-камикадзе.

Наконец, основу корабельных авиагрупп составлял маленький истребитель тип «О» фирмы Мицубиси, ставший широко известным «Зеро». Самолет поступил на вооружение в 1940 году, и к моменту развязывания войны было выпущено всего около 400 машин, главным образом модификации 21 с двигателем мощностью 925 л. с. Располагая максимальной скоростью, равной 538 км/ч, и вооружением, включавшим пару 20-мм пушек и столько же 7,9-мм пулеметов, великолепной маневренностью, этот истребитель не имел себе равных над Тихим океаном вплоть до конца 1942 года. Одной из многих сильных его сторон была огромная дальность полета, превышавшая 2,4 тысячи километров с подвесным баком.

В Mitsubishi существовали два независимых и отчасти дублирующих друг друга отдела, занимающиеся авиацией императорской армии и флота соответственно.

К 1941 году большая часть самолетов JAAF и JNAF* были конструкции Mitsubishi, за исключением краткосрочной регрессии в армии в 1938-40, когда в лидеры вырвалась фирма Nakajima со своими проектами, в частности с проектом тяжелого бомбардировщика тип 100 «Donryu» Ki-49 вступившего в строй в 1941 году.

Разумеется, японские самолеты не были лишены и определенных недостатков. К примеру, они не имели брони, топливные баки непротектированы. Однако по всему комплексу летно-технических характеристик эти три типа машин являлись для своего времени передовыми.

* JAAF — Japan Army Air Force, JNAF — Japan Navy Air Force, иногда впереди добавляется буква I, что значит Imperial.

www.airpages.ru

боевые реактивные самолеты, СПРАВОЧНИК: nosikot — LiveJournal


Первый японский реактивный самолет — Накадзима «Кикка» (уменьшенная копия Ме-262) поднялся в воздух 7 августа 1945 года — между Хиросимой и Нагасаки…

Продолжение справочника «Боевые реактивные самолеты».
До этого было:
Швеция — http://nosikot.livejournal.com/1260978.html
Испания — http://nosikot.livejournal.com/1265581.html
Голландия — http://nosikot.livejournal.com/1268387.html
Румыния — http://nosikot.livejournal.com/1271027.html
Югославия — http://nosikot.livejournal.com/1273757.html
Чехия — http://nosikot.livejournal.com/1278338.html
Польша — http://nosikot.livejournal.com/1269690.html
Швейцария — http://nosikot.livejournal.com/1282200.html
Германия, Часть 1 — http://nosikot.livejournal.com/1285500.html (2-я МВ, добавил Ju-287 и Fi-103R)
Германия, Часть 2 — http://nosikot.livejournal.com/1298355.html
Италия, Часть 1 — http://nosikot.livejournal.com/1305019.html
Италия, Часть 2 — http://nosikot.livejournal.com/1307399.html
Израиль — http://nosikot.livejournal.com/1313788.html
Франция, Часть 1 — http://nosikot.livejournal.com/1322406.html
Франция, Часть 2 — http://nosikot.livejournal.com/1331516.html
Франция, Часть 3 — http://nosikot.livejournal.com/1338524.html (добавил раздел ударного БПЛА «Нейрон»)
Британия, Часть 1 — http://nosikot.livejournal.com/1342505.html
Британия, Часть 2 — http://nosikot.livejournal.com/1344111.html
Британия, Часть 3 — http://nosikot.livejournal.com/1345871.html
Британия, Часть 4 — http://nosikot.livejournal.com/1347458.html
Британия, Часть 5 — http://nosikot.livejournal.com/1349417.html
Лицензионное производство в Европе и Средиземноморье — http://nosikot.livejournal.com/1318793.html
СУПЕРтаблица — весь европейский авиапром — http://nosikot.livejournal.com/1359789.html
Иран — http://nosikot.livejournal.com/1361275.html
Пакистан — http://nosikot.livejournal.com/1361892.html
Тайвань — http://nosikot.livejournal.com/1363422.html
Корея — http://nosikot.livejournal.com/1365109.html
ЮАР — http://nosikot.livejournal.com/1369015.html
Бразилия — http://nosikot.livejournal.com/1369475.html
Аргентина — http://nosikot.livejournal.com/1370946.html
Индия — http://nosikot.livejournal.com/1374044.html
Лицензионное производство за пределами Европы: http://nosikot.livejournal.com/1372017.html
Продолжим с Японией (вторая попытка — вчера СУП сжевал почти готовый пост — не сохранил):

Япония смогла войти в реактивную эру в самом конце 2-й мировой войны, с технической помощью немцев (см. фото выше). Потом был вынужденный перерыв и помощь уже новых союзников, вместе с собственными (ну, или почти собственными) проектами:

1) Йокосука MXY7 «Ока»
Этот пилотируемый самолет-снаряд для камикадзе был создан в 1944 году. 3 ЖРД 4-М1/М20. До конца войны было произведено 806 аппаратов «Ока» (в производстве одноразовых машин использовались максимально дешевые материалы и комплектующие). Применялись с самолета носителя — бомбардировщика G4M (разрабатывались варианты старта с ПЛ и наземной мобильной пусковой). Применялись в конце войны, по оценке американцев в ходе сражения за Окинаву произведено ок. 60 попыток прорыва самолетов-носителей к кораблям, 9 атак с помощью «Оки» (уничтожено 2 эсминца, повреждено 1 линкор, эсминец, 3 транспорта и 2 тральщика), большинство носителей были сбиты до пуска.


Моё фото, Токио, музей Ясукан (рядом с храмом Ясукуни), май 2013
Скорость до 800 км/ч, макс.взлетный вес 2,1 т, вооружение 1,2 т ВВ

2) Фудзи Т-1
Этот УБС создан в Японии на базе конструкции американского F-86 (истребитнель производился по лицензии). Двигатель британский Бристоль «Орфей». В 1961-63 гг выпущено 66 Т-1. С вооружения снят.


Скорость до 930 км/ч, макс.взлетный вес 5 т, потолок 14.400м, вооружение 1 пулемет (12,7-мм), до 0,7 т боевой нагрузки, вкл. УР «в-в»

3) Мицубиси Т-2/F-1
Этот истребитель-бомбардировщик и УТИ создан на базе конструкции британо-французского «Ягуара» (о лицензии договориться не удалось) в 1971 году (первой взлетела «спарка»). 2 лицензионных двигателя Роллс-Ройс «Адур». РЛС лицензионная Вестингауз AN/AWG-11. В 1975-90 гг произведено 167 Т-2/F-1. С вооружения снят. Первый ударный самолет авиации Японии после войны (при запрете на подобные виды оружия!)


Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 12,8 т (F-1 13,7), потолок 15.200м, вооружение 1х6 пушка (20-мм), до 1,8 т (2,7) боевой нагрузки

4) Кавасаки T-4
Этот УТС создан в 1985 году (прямого прототипа нет, но оч. похож на британский «Хок»!). 2 двигателя IHI F-3 (созлан на базе французского «Ларзак»). В 1988-98 гг выпущено 212 Т-4. Состоит на вооружении.


Скорость до 1.040 км/ч, макс.взлетный вес 7,5 т, потолок 14.400м, вооружение до 300 кг боевой нагрузки

5) F-2
Этот многоцелевой истребитель создан в 1995 году на базе американского F-16 при участии Локхид-Мартин (доля в проекте 40%). Двигатель лицензионный Дженерал Электрик F110. РЛС Мицубиси J/AРG-1 (с АФАР). В 2000-2011 гг выпущено 98 F-2. В 2011 году во время землетрясения и цунами уничтожено 12 истребителей (еще 6 поврежденных отремонтировано). Состоят на вооружении.


Скорость до 2.470 км/ч, макс.взлетный вес 22,1 т, потолок 18.000м, вооружение 1х6 пушка (20-мм), до 8,1 т боевой нагрузки вкл. УР

6) Кавасаки P-1
Этот базовый патрульный самолет создан в 2007 году. 4 двигателя IHI F-7, РЛС Тошиба HPS-107 (с АФАР). На сегодняшний день выпущено 6 Р-1, производство продолжается (заказано 10 самолетов). В опытной эксплуатации.


Скорость до 1.000 км/ч, макс.взлетный вес 79,7 т, потолок 13.500м, вооружение до 9 т боевой нагрузки, вкл. торпеды, мины, бомбы, УР и ГА буи


По лицензии в Японии выпускался БПС Р-2J с необычной силовой установкой — в дополнение к 2 основным ТВД установили 2 ТРД (американцы тоже ставили на несколько типов самолетов доп. ТРД, но там основными были поршневые двигатели!). В основной список не включаю — просто упомянул.


В Японии продолжается разработка перспективного истребителя F-X(3), на снимке — вариант Мицубиси, первый полет запланирован на 2014 год (сомнительно!)

Т.о. Япония выпустила ок. 550 боевых реактивных самолетов «собственной» конструкции + бол. 800 аппаратов «Ока» (вот думаю — включать их в таблицу?). Кроме того осуществлялась обширная программа лицензионного производства американских самолетов (хотя началось все с копирования немецкого ракетного Ме-163 — выпущено 7 Мицубиси J8M/Ki-200), в т.ч. Т-33 (210 самолетов), F-86 (300), F-104 (207), F-4 (138), F-15 (199). Всего — ок. 2.400 самолетов
Следующее — опять прыжок в Америку — Канада.

nosikot.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *