Деньги и самолеты. Сколько стоит применение дальней авиации в Сирии.

mir_mag в Деньги и самолеты.

Давно собирался написать на эту тему , но, наконец, созрел повод.
Итак. Эффективно или нет гонять в Сирию Ту-22МЗ да еще с неполной загрузкой ?

Разложу соображения на несколько пунктов.

1. Самое главное с чего следует начинать, но что частенько воспринимается как пропаганда.
Вопрос главный — выполнение боевой задачи. Если стоит задача уничтожить объекты, то их надо уничтожить. Это основной показатель эффективности. Нет поражения — нет эффективности.


Вероятность выполнения боевой задачи задача вполне математическая и, не побоюсь этого слова, статистическая.

Сам по себе способ посыпать противника бомбами с большой высоты применялся давно, но ввиду как раз низкой вероятности требовал армады «летающих крепостей» и прочих Б-52.

Изюминка в том, что на нынешних доработанных Тушках установлена по сути копеечная система «Гефест», которая на порядок увеличила точность наведения на цель, причем с учетом всяческих метеоусловий и пожеланий наземников. При этом современная Тушка, являясь старой надежной платформой, стала элементом сетецентрической войны. Это важный момент из которого следуют последующие выводы.

Подробнее о «Гефесте» можно почитать здесь.
А пока отмечу, что для озабоченных эффективностью применения Ту-22М3 граждан Министерство Обороны предоставляет качественное видео поражения целей. (Вверху материала)

2. Следующим критерием эффективности является показатель затрат на выполнение боевой задачи.

Стоимость выполнения можно разложить на 2 больших составляющие — стоимость боеприпасов и стоимость эксплуатации техники (включая стоимость работы экипажей, технического персонала, расходы на ГСМ и т.д.)

Начнем с боеприпасов.
Мне встречались цифры, что во время Великой отечественной более половины расходов составили расходы именно на боеприпасы.

В нашем случае Ту-22М3 использует неуправляемые авиабомбы различных калибров, которые произведены давно, имеют сроки хранения и подлежат утилизации по истечении этих сроков. Т.е. получается, что по сути имеем плюс , экономя на этой самой утилизации, по основной статье расходов.
Опять же, вспоминая о «Гефесте «, ФАБы расходуются экономно, уменьшая расходы будущих периодов.

Похожий пример — применение главного калибра (406 мм) линкора «Миссури» в Ираке в 1991. Стоимость таких снарядов близка к нулю. Резюмируя, стоимость используемых бомб скорее величина мнимая.

Далее по эксплуатационным расходам .

Эксплуатация дело недешевое — факт. Керосин, ресурс техники  — всё несомненно стоит денег. Но. Остановлюсь чуть подробнее на том, как живут авиаполки в мирное время.

Вся жизнь авиаполка — это подготовка к выполнению боевой задачи в случае Приказа. Для этого масса персонала занимается обслуживанием авиатехники.

В эскадрилье дальников в мою бытность было более 100 человек технического состава. А эскадрилий — три.
Далее стоит добавить к трем эскадрильям в полку — всяческие ТЭЧ ( специальное подразделение , которое занимается более углубленным периодическим обслуживанием — регламентными работами ), АПЛ (это отдельно для обслуживания управляемых ракет ) и прочих батальонов обслуживания (наземные машины, аэродром) и рот охраны. К этому количеству людей добавляем собственно летные экипажи.
Это человек по 40 — 50 в каждой эскадрилье — в управлении, диспетчера, инженеры, объективщики и т.д. и т.п.

Описываю старые советские стандарты (военных тайн не выдаю) , но суть и количество , думаю, не сильно поменялось. И вот всему этому количеству народа — есть работа, нет работы — заплати, накорми. (Ах, какие прекрасные столовые в авиаполках! ) и одень в нагольные полушубки и кожаные куртки. Да про жилье не забудь. Поэтому расходов тьма, хотелось бы отдачи.

А отдача возможна при натренированности летных экипажей.

Опять же, возвращаясь во времена СССР средний годовой налет на пилота составлял 100 часов. Минимум 70. Программы подготовки летчиков, налетов на классность, ввод в строй после перерывов, всё это структурировано и требует одного — полетов. Полетов по кругу в районе аэродромов в простых и сложных метеоусловиях, полетов в зоне (это чуть побольше круг), полеты на маршруты от 2 до 5 часов .
Весь механизм авиаполка крутится именно вокруг главного вопроса — обученности и готовности к моменту «Х», который может наступить в любой момент. Раньше это называлось «постоянная боевая готовность». Как сейчас — не знаю. Но, думаю, суть не поменялась .

Резюмируя видим простую вещь. Всё происходит в рамках бюджета МО на поддержание постоянной боевой готовности Дальней Авиации. Керосин жечь приходится по любому.
(Спирт , кстати, тоже расходовать — на Ту-22М3 было 50 литров СВС в Прицельно навигационном комплексе и 10 литров в каждой балке ракеты Х-22).
И в данном контексте полеты в Сирию вполне себе упражнение — «полет на маршрут в составе строя» (летчики пусть меня поправят). Из дополнительных затрат — разве что командировочные персоналу и летному составу при работе с аэродромов подскока. Да и то все это, в рамках учений, так мне кажется.

Грубо говоря, стоимость именно военной операции Дальней авиации в Сирии вполне можно считать близкой к нулю.

Что имеем в итоге ?

3. На самом деле армия — это вполне себе постоянно развивающаяся система. И как то незаметно в применении Российской армии произошли революционные изменения.

Поясню. Управление боевыми действиями вышло на качественно иной уровень по сравнению с СССР.

Все эти , ласкающие слух С-400, «Хибины», «Гефесты» объединили в единое поле боя воздух, сушу и море не на словах, а на деле. Процессы эти достаточно трудоемкие и требующие для внедрения массы усилий и тех, кто это придумывает (проектировщиков, производителей) и тех , кто исполняет (командный состав, исполнители). Для внедрения новшеств в СССР проводилось масса исследовательских учений. Обыденная ныне вещь — освоение ракетного комплекса Х-15, вопросы переоборудования Ту-22М3 из ракетного варианта в бомбовый и обратно, — это дни и ночи на аэродроме, красные глаза и периодически орущие командиры.

Сирийский вариант в этом ключе — полигон в реальных условиях для отработки взаимодействия разных видов вооруженных сил.
Если честно, до меня только сейчас доходит смысл слияния ПВО, ВВС, КС в единые ВКС. Вопросы управления — главнейшие вопросы. Вот и отрабатываем.

Притом не стоит думать,что у басмачей нет ПВО, и все это игра. Как раз это такой ТВД (театр военных действий) , где играют все потенциальные противники и РЭБовские и разведвойны (речь идет в данном контексте о технической разведке) идут не переставая , выявляются сильные и слабые места как потенциальных противников, так и собственные.

4. Про количество бомб на борту плюс почему 6 самолетов на каждый вылет .

Ту-22МЗ действует по Сирии на пределе своего боевого радиуса. Боевой радиус — это расстояние , когда самолет летит, прорывая ПВО, исполняет боевую задачу и двигается обратно. У Бикфайера (Ту-22М3) он в районе 2400 км. Это значит , что бомбовая нагрузка возможна только неполная . При том , что в полной на наружных подвесках висит , к примеру 36 ФАБ-250, а всего 69 авиабомб.

Наружные подвески видны на фото. Что такое наружная подвеска — это сопротивление воздуха и, как следствие , уменьшение радиуса.
На учениях вешали такой виноград. Зрелище внушительное. В реале достаточно внутренней подвески, особенно , вспоминая наличие «Гефеста». В итоге в результате одного вылета шести Ту-22М3 имеем около 40 тонн бомб, не уступающих корректируемым. В реале это достаточно серьезные цифры.

Еще одна причина ограничения — максимально допустимый посадочный вес. Поэтому вы вряд ли найдете, к примеру , фотографии Ту-22М3 с тремя ракетами Х-22, хотя технические данные позволяют это. Ибо с тремя (это 15 тонн) сесть не представлялось возможным.
С бомбами такая же странность. В случае изменения или снятия боевой задачи, неисправности самолета, к примеру, в районе аэродрома взлета возникает вопрос — куда деть излишек ? Сыпать на головы согражданам ? Это не наш метод. Думаю, тонн 6-8, это оптимальные цифры.

Почему 6 машин? Цифра, так думаю, связана с применением в составе (подразделения) эскадрильи. В эскадрилье — 10 самолетов. Согласно норм исправных самолетов должно быть что то около 85 % (НИАС — 78). Грубо 8. На вылет — пара запасных. Итого 6 — два отряда. Опять же стандартно для учебных полетов во времена СССР . Интересно было бы посмотреть на вылет в составе полка. Но это — отдельное действо и, думаю, что в Сирии попросту таких целей нет.
Поживем увидим.

Вот кратенько и всё.

Краткий вывод, что эффективность применения Ту-22М3 высокая, решаемые задачи гораздо шире борьбы с басмачами, хотя именно вокруг этой задачи и происходят все действия.

Да и еще важное. Сегодня частенько, когда говорят о пропагандистском эффекте от применения дальников, мнения носят негативный оттенок. Мое мнение — информационная война — это один из слоев ведения войны и Ту-22М3 в ней эффективное оружие. Министерство обороны многому научилось тому, чего во времена СССР не было или было не столь эффективным.

И это тоже обнадеживает .

Материал написан в результате прочтения http://flackelf.livejournal.com/728265.html?view=25390025#t25390025 и комментариев. Картинка и видео оттуда. Спасибо участникам.

chervonec-001.livejournal.com

За время операции в Сирии ВКС выполнили 39 000 боевых вылетов

Министерство обороны опубликовало видеоролик с официальной статистикой применения ВС Российской Федерации в военной операции против террористических группировок на территории Сирийской Арабской Республики.

Всего с 30 сентября 2015 года боевой опыт получили 63012 военнослужащих ВС России, в том числе 434 генерала и 25738 офицеров.

В борьбе с ИГИЛ (запрещена в России) и другими террористическими группировками в Сирии приняли участие 4349 специалистов ракетных войск и артиллерии, 87% экипажей оперативно-тактической, 91% экипажей армейской авиации, 97% экипажей военно-транспортной авиации и 60% экипажей стратегической и дальней авиации. При этом каждый четвёртый военнослужащий награждён государственной наградой. Все участники операции отмечены ведомственными знаками отличия.

Российские Воздушно-космические силы суммарно выполнили 39 тысяч боевых вылетов, в том числе более 20 тысяч в ночное время. Во время активных фаз операции интенсивность применения боевой авиации достигала более 100 самолёто-вылетов за сутки. Каждый самолёт совершал ежесуточно по 3-4 вылета. Максимальное количество самолёто-вылетов за сутки — 139 — было выполнено 20 ноября 2015 года.

Военно-морской флот России совершил 189 боевых походов, в которых приняли участие 86 кораблей, 14 подводных лодок и 83 судна.

Лётчиками ТАВКР «Адмирал Кузнецов» выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночью, уничтожено 1252 объекта террористов.

Российские БПЛА выполнили более 25 тысяч вылетов, ими было вскрыто 47522 объекта противника. Ежедневно в Сирии выполняли полёты до 70 БПЛА «Форпост» и «Орлан-10».

По объектам террористов нанесено 100 ударов крылатыми ракетами морского базирования «Калибр» и 66 ударов крылатыми ракетами воздушного базирования.

Дальними бомбардировщиками Ту-22М3 выполнено 369 самолёто-вылетов, нанесено 47 групповых ударов, уничтожено 215 объектов.

В результате ударов авиации и крылатыми ракетами уничтожено 121466 объектов террористов, в том числе 970 полевых лагерей, 20513 опорных пунктов, 9941 склад боеприпасов и ГСМ, 649 танков, 731 БМП, 8927 автомобилей с зенитными установками. Ликвидировано 830 главарей бандформирований, более 86 тысяч боевиков, в том числе более 4500 выходцев из России и стран СНГ.

В целях обеспечения деятельности группировки войск в Сирии выполнено 424 рейса морским транспортом и 2785 рейсов воздушным транспортом. В ходе которых перевезено: морским транспортом 3250 человек, 4501 единица вооружения и военной техники, 1559000 тонн грузов, воздушным транспортом перевезено 91285 человек, более 1000 единиц вооружения и военной техники, 55846 тонн грузов. Ежесуточно из России в Сирию воздушным и морским транспортом осуществлялась доставка в среднем 2000 тонн различных грузов.

Задачи медицинского обеспечения на ротационной основе выполняли 10 медицинских отрядов специального назначения, 1220 российских военных медиков оказали квалифицированную военную помощь 88318 сирийцам.

С использованием парашютных платформ доставлено 6077 тонн продовольствия.

Организовано восстановление 4710 единиц вооружения и военной техники сирийских правительственных войск, передано более 1100 тонн автобронетанкового имущества.

В ходе операции в Сирии был апробирован 231 образец современного и модернизированного вооружения, в том числе 68 образцов — ВКС, 18 ВМФ, 48 — Сухопутных войск, 97 — других и специальных войск.

Загрузка…

aviation21.ru

Российские бомбардировщики летят в Сирию через Азербайджан

Путь полета звена прошел по воздушному пространству Азербайджана, затем через Каспийское море, Иран и Ирак. Пилоты сознательно выбрали маршрут следования в обход путей, по которым проходит активное движение пассажирских самолетов. Следуя над Ираком, российские самолеты находились в режиме радиомолчания, а попав в воздушное пространство Сирии, вновь возобновили связь между экипажами, сообщают российские СМИ.

*     *     *

Группа российских бомбардировщиков Су-34 прибыла на авиабазу в сирийской провинции Латакия, куда ранее были переброшены из РФ 28 боевых самолетов, утверждает новостной авиационный портал The Aviationist.

По данным радаров, прежде чем войти в воздушное пространство Сирии, авиагруппа пролетела над Каспийским морем, Ираном и Ираком. Бомбардировщики следовали за самолетом Ту-154 ВВС России, уточняет сайт.

Как сообщает The Financial Times со ссылкой на свои источники, Россия планирует разместить около 2000 человек на строящейся в Сирии российской авиабазе вблизи порта Латакия.

Ранее AFP со ссылкой на правительственные источники сообщало, что Россия разместила на сирийском аэродроме в провинции Латакия 28 боевых самолетов. Согласно данным американских разведывательных спутников, на авиабазе в Латакии уже размещены десятки боевых самолетов, включая четыре фронтовых бомбардировщика Су-24, 12 штурмовиков Су-25 и 12 истребителей-бомбардировщиков Су-30, а также десятки вертолетов, другое вооружение и военная техника.

По данным «Ъ», к 2017 году Россия предоставит Сирии еще 12 истребителей.

Как сообщали СМИ, с августа 2015 года Россия активизировала военную поддержку Сирии, в частности, увеличила количество поставок воздушными и морскими путями военной помощи для поддержки режима Башара Асада.

По информации Newsweek, помощь Асаду не ограничивалась такими поставками, а Россия воюет в Сирии на стороне армии Асада. Источники издания сообщили, что РФ развернула две военные базы в Сирии: одна на побережье, а другая — внутри

haqqin.az

Российские самолеты совершили 15 боевых вылетов с авиабазы «Хмеймим» в Сирии

Нанесены удары по десяти объектам бандформирований террористов, отметили в Минобороны

В понедельник, в течение дня, российские штурмовики и фронтовые бомбардировщики продолжили наносить точечные авиационные удары по объектам тыловой инфраструктуры, пунктам управления и скоплениям боевой техники ИГИЛ (прежнее название террористической группировки «Исламское государство» (ИГ)), ранее выявленным на территории Сирии российскими средствами разведки.

«Днем с авиабазы «Хмеймим» совершены 15 боевых вылетов Су-34, Су-24м и Су-25. Нанесены удары по десяти объектам бандформирований террористов», — сообщил ТАСС официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков.

По данным ведомства, всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. В результате детонации боекомплекта и топлива боевых машин возникли многочисленные очаги возгорания.

Бомбардировщики Су-34 уничтожили штаб и пункт управления боевиков ИГ в окрестностях Дейр-Хафир и Эль-Баб в провинции Алеппо. В результате прямых попаданий разрушены строения, в которых укрывались полевые командиры террористов.

На востоке провинции Хомс, недалеко от города Тадмор, боевая пара штурмовиков Су-25м, а также бомбардировщик Су-24 нанесли удары по двум районам сосредоточения техники ИГ.

В ночь на понедельник в лесистой местности в районе города Идлиб было уничтожено около 30 единиц автомобильной и бронированной техники, в том числе танки. «Видеокадры этого удара мы вам показывали на предыдущей нашей встрече, — напомнил Конашенков. — Несмотря на то, что изображение, которое дает БПЛА понятно только специалистам, мы имеем неопровержимые данные разведки, в том числе переговоров боевиков в этом районе, об уничтожении и выводе из строя боевых машин террористов».

В районе Тадмор провинции Хомс Су-24м атаковали артиллерийские позиции одного из бандформирований ИГ. Уничтожены три установки реактивных систем залпового огня боевиков и полевой склад боеприпасов. Там же штурмовики Су-25 нанесли удар по району сосредоточения инженерной техники боевиков, в результате чего уничтожено инженерное вооружение и техника, захваченные ранее террористами ИГ у сирийской армии.

В окрестностях Тадмора российская бомбардировочная авиация нанесла удар по двум складам с боеприпасами террористов, один их которых находился на территории соляного завода. «Оба объекта поражены прямыми попаданиями корректируемых авиабомб. Данные объективного контроля подтверждают полное уничтожение складов ИГ», — сказал генерал.

Две пары Су-25 нанесли удары по пункту управления и узлу связи террористов, расположенным в горном массиве Джебель-Батра, и штабу боевиков ИГ в горах Джебель-Мгар провинции Дамаск. В результате прямых попаданий корректируемых авиабомб объекты были уничтожены.

Российская авиация начала наносить точечные удары по объектам «Исламского государства» в Сирии на прошлой неделе, 30 сентября.

В авиационную группировку Воздушно-космических сил России вошли свыше 50 самолетов и вертолетов. Военные действуют по просьбе президента Сирии Башара Асада.

Участия российских войск в наземных операциях в этой стране не планируется.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

www.bfm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *