Содержание

Перевооружение США истребителями пятого поколения

 

Военно-воздушные силы Соединенных Штатов предпринимают ряд мер для согласования планов производства и оснащения вооруженных сил истребителями пятого поколения.

Эта потребность становится более актуальной, так как сроки ввода в строй истребителей пятого поколения F-35 из-за технических проблем, осложнений с финансированием программы конструирования и производства самолета, постоянно нарушаются.

ВВС страны приобрели значительно меньше истребителей F-22 производства компании Lockheed Martin, чем первоначально планировалось, что не позволило укомплектовать авиационные подразделения, согласно разработанным планам.

Возникли также технические трудности в системе передачи данных между F-22 и F-35 при использовании системы Link 16, которая нарушает скрытность операций. Хотя обе модели истребителей производятся компанией Lockheed Martin для поставок ВВС, но они имеют разную концепцию поддержания скрытности передачи данных. F-22, имеет выделенный канал с низкой вероятностью обнаружения передачи сигналов. F-35, оснащен многофункциональной системой Advanced Datalink, которая использует различные частоты передачи данных.

Сложившееся ситуация осложняет возможность использования истребителей F-22 при проведении тактических операций. При выполнении боевых заданий в Ливии в 2011 году, командование не могло воспользоваться данными собранными F-22 для принятия оперативных решений, из-за несовместимости систем.

Специалисты разработали специальное приложение Multi-Domain, которое способно адаптировать данные при передаче между истребителями и пунктами связи. Планируется ввести с строй специальные карты для осуществления связи, начиная со второго квартала 2015 года. Истребители F-22 и F-35, могут использовать систему Link 16 для передачи данных, но это лишает их скрытности, позволяя противнику получать данные о их местоположении.

Компании Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin введут изыскательские работы по решению этой проблемы. Northrop Grumman предоставила модель шлюза, дающего возможность, используя Jetpack, производить совмещение различных систем истребителей f-22 и F-35.

Компания Lockheed Martin предложила использовать новые формы сигнала, разработанные L-3 Communication, без использования шлюза. При испытании на полигоне уровень сигнала, оставался ниже порога обнаружения, что позволяет использовать обе платформы для связи. Проект получил название «Миссури» и дает возможность проводить обмен данными с помощью «Chameleon», не раскрывая местоположения самолетов и защищать воздушное пространство.

Береснев Иван специально для Avia.pro

avia.pro

Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения

Самолеты 5 поколения – это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Первый самолет комом

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем – перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена фазированной антенной решеткой. Ее особенность — в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 («Раптор») США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. Боевой самолет F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. Американские самолеты 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение «Раптора» напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение «Раптора»

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения «Раптор» способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 («Черный орел»)

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме «утка». Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский «Раптор».

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей – российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Американский «Раптор»

Экипаж

1 человек

1 человек

Площадь крыла

78,8 кв.м.

78 кв.м

Длительность полета

3,3 часа

3 часа

Максимальная скорость

2,6 Маха

2,4 Маха

Дальность полета

2200 км

5500 км

Максимальная взлетная масса

37000 кг

38000 кг

Боевой потолок

19,2 км

18 км

Выводы: кто же лучше?

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

autogear.ru

«Юркий конкурент «Рапторам» США»: европейский истребитель пятого поколения оценил генерал авиации РФ

От первого изображения европейского истребителя пятого поколения‍ Dassault Aviation до реального летающего самолета пройдет 8-10 лет. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор авиации Владимир Попов.

«Недавно я встречался с одним из летчиков-испытателей Европы, и он отмечал, что об истребителях пятого поколения в ЕС разговоры пока не ведутся. Пока страны Евросоюза продолжают эксплуатировать прошедшие глубокую модернизацию боевые машины поколения 4++ Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. То, что показали в Dassault Aviation – лишь концепт «на бумаге», до воплощения в жизнь которого еще очень далеко.

С другой стороны, европейские самолеты всегда показывали себя с лучшей стороны, там исторически наработана своя школа создания боевой авиации. На первом месте, конечно, всегда стояли немцы, французы уверенно занимали второе-третье места, деля их в разное время со шведами и другими производителями. Истребители французов неплохо показывали себя в бою и всегда отлично адаптированы под психофизиологические нужды пилота. Не исключено, что показанный сегодня концепт когда-нибудь будет воплощен в жизнь и станет достойным изделием», — отмечает специалист.

Французская компания Dassault Aviation впервые показала изображение европейского истребителя пятого поколения. Проект по внешнему виду вобрал в себя ряд характеристик предыдущих моделей ЕС — Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. В СМИ уже предположили, что выбранная европейскими инженерами аэродинамическая схема похожа на концепт американского истребителя шестого поколения F/A-XX. Из показанного можно заключить немного – фонарь кабины истребителя указывает на то, что экипаж будет состоять из двух человек. И, судя по изображению, истребитель, скорее всего, будет легким, класса российского МиГ-29.

«На сегодняшний день в мире существует лишь три истребителя пятого поколения – американский F-22 «Раптор», также американский F-35 «Молния» и российский перспективный Су-57. О машинах США мало что известно — Штаты не торопятся показать их в бою, заявляя лишь об уникальных характеристиках. Российская новейшая машина сейчас проходит испытания уже в реальных операциях, в том числе в Сирии. Если европейский концепт воплотят в жизнь, это будет четвертая машина этого поколения.

Вероятнее всего, истребитель французов будет более юрким, чем американские машины, но сейчас точно судить об этом невозможно. Но нужно отдавать отчет о сроках проекта – от планов «на бумаге» перейти к производству и закончить испытания готовой машины всегда занимало более 10 лет. С учетом современных цифровых технологий, когда не нужно делать многочисленные чертежи вручную, можно воплотить проект «в железе» лет через 7. Но с учетом испытаний все равно полноценная боевая машина будет представлена не раньше, чем через 10 лет», — подчеркивает эксперт боевой авиации.

Ставка на маневренность

В апреле сообщалось, что европейские компании Airbus (производитель боевых самолетов Eurofighter) и Dassault Aviation (производитель Rafale) заключили соглашение по разработке и выпуску истребителей нового поколения в Европе, которые должны стать конкурентом американских F-35. Предполагается, что созданная французами техника станет универсальной платформой, на ее базе впоследствии будут создавать пилотируемый и беспилотный варианты истребителей.

Су-57 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. Предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальнем и ближнем бою, поражения наземных и надводных целей с преодолением систем ПВО, мониторинга воздушного пространства на большом удалении от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника. Сейчас у России десять таких машин, в этом году планируется поставить армии еще две. Всего предполагается оснастить армию РФ двумя эскадрильями по 12 машин.

«Европейский истребитель, если будет создан, может стать вполне конкурентным. Если, конечно, его создатели сделают ставку на соотношение «цена-качество», как сегодня сделала Россия на модернизированное поколение Су-27 – это Су-34, Су-37 и другие. У нас производство этих машин хорошо отлажено, они дешевы и выполняют огромный спектр задач. Потому заслуженно пользуются популярностью у многих стран мира.

Наш перспективный Су-57 – это тяжелый истребитель, он сверхманевренный, но все же нацелен на выполнение оперативно-тактических задач, таких как перехват, прикрытие районов, уничтожение заданных целей. Однако параллельно Россия не отказывается от легких МиГ-29, юрких машинах, предназначенных для ближнего боя, прикрытия и сопровождения воздушных судов. Поэтому РФ от этого класса самолетов не отказывается, они останутся актуальными еще очень долго. Если истребитель французов будет признан удачным, именно это качество станет определяющим для покупки.

Американцы, конечно, не возьмут самолеты французов, как и китайцы. Но Индия, Иран и ряд других игроков на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Азиатско-Тихоокеанском регионе могут удачным проектом заинтересоваться. Впрочем, узнаем реальные экспортные и боевые возможности европейских машин лишь ближе к 2030 году, к тому времени в мире многое может измениться», — заключает Владимир Попов.

rueconomics.ru

Истребитель пятого поколения — Википедия

Истреби́тель пя́того поколе́ния — новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружение в 2001 г. в США, а в России находятся на этапе лётных испытаний. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 70-х годов в СССР и США, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.

К 2014 году единственным принятым на вооружение истребителем пятого поколения является F-22 Raptor (2001 г.). Лётные испытания проходят ещё пять истребителей: ПАК ФА (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай), J-31 (Китай) и Mitsubishi ATD-X (Япония).

Требования к истребителю пятого поколения[править]

Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.

Основные характеристики истребителей пятого поколения:

  • кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманёвренность;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Отличия российских и американских концепций[править]

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения является сверхманёвренность — способность самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолета к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории. Следует заметить, что сверхманёвренность первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения. Однако в дальнейшем, после ряда экспериментальных исследований, американцы предпочли сконцентрировать внимание на общей динамичности боевой системы истребителя[1]. Отказ ВВС США от достижения сверхманёвренности в абсолютной мере мотивировался, в том числе, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так». Сниженная радиолокационная заметность позволяет реализовать задуманную цель — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманёвренности вполне оправданным. С другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманёвренности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая мощность их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям [источник не указан 1147 дней].

Российские самолёты[править]

МАПО МиГ с начала 1980-х годов готовило проект, известный как «1.44». Первый полёт «1.44» (также иногда называют МФИ) состоялся 29 февраля 2000 года на аэродроме в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам лётчика, «полёт, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолёт. Так что вся работа ещё впереди». 27 апреля 2000 г. «1.44» совершил второй 22-минутный испытательный полёт. В полёте был проведен ряд испытаний самолётных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полёта на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Из-за недостаточного финансирования в 1990-е годы технологии, применяемые на новом истребителе, стали устаревать и все больше уступать американским. Под действием экономических, политических и других факторов программа была закрыта[2].

В июне 2015 года на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сообщил о том, что РСК «МиГ» продолжает работать над легким истребителем пятого поколения, хотя не имеет соответствующего заказа. В качестве платформы для легкого истребителя пятого поколения «МиГ» рассматривается модель МиГ-35[3].

На данный момент выполнением проекта нового истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА)[4], его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года[5] на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель — КнААПО. Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова, где было выполнено ещё два испытательных полёта. Длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях на начальном этапе участвовала только одна машина. 3 марта 2011 года к первому лётному образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр (б/н 52), имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Полёт продолжался 44 минуты, пилотировал самолёт Сергей Богдан. 14 марта 2011 г. в ходе испытаний самолёт впервые преодолел звуковой барьер. 3 ноября 2011 г. состоялся сотый полёт по программе испытаний. 22 ноября 2011 г. в Комсомольске-на-Амуре первый полёт совершил третий самолёт Т-50. Всего перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.

Премьер-министр Владимир Путин в начале 2010 года заявил, что установочная партия авиационного комплекса пятого поколения должна быть поставлена министерству обороны в 2013 году, а с 2015 года должны начаться серийные закупки[6].

Американские самолёты[править]

Оба прототипа YF-23 в полёте

В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.

Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.

Кроме F-22, в США по программе JSF разрабатывается более легкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлетом и с укороченным взлетом и посадкой — для ВМС США. Однако высказываются мнения, что данный самолет не удовлетворяет большому количеству требований к истребителю пятого поколения и являться им не может, так как отсутствует возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа[7][8], тяговооружённость при нормальной взлетной массе имеет значение меньше 1[7][8], ЭПР самолета сравнительно высока[8][9], а живучесть[10] и манёвренность находятся на низком уровне[7][8].

Японский самолет[править]

В Японии в 2004 году было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin, построенного с применением технологии малозаметности. В 2006 году этот проект получил статус перспективной разработки, которая по завершении может быть принята на вооружение. Разработкой Shinshin занимается японская компания Mitsubishi.

Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов. В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолетом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления. В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полетом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полетом за счет включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолета — элероны, рули высоты, рули направления, поверхность крыльев — и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.

В апреле 2010 года правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для прототипов ATD-X Shinshin. Согласно требованиям, реактивные двигатели должны обладать тягой в 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги, который, планируется реализовать не при помощи подвижного сопла, а при помощи трех широких пластин. Такая технология была впервые реализована в США в 1990 году на самолете Rockwell X-31. Импортные двигатели будут использованы только для испытания прототипов, а серийные истребители получат двигатели XF5-1 разработки японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries.

8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год. По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолет сможет поступить в войска в 2018—2020 году[11].

Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолета своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35. Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолетов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придется постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющиеся у Японии F-15.

Самолеты других стран[править]

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведет разработку собственного истребителя пятого поколения AMCA и планирует завершить её в 2018 году[12].

Китай работает, по некоторым данным, над двумя[13] проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC), Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году[14]. В конце 2010 года в интернете появились первые фото Chengdu J-20. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. 15 сентября 2012 года появились первые фотографии[15][16] прототипа Shenyang J-31 с бортовым номером «31001»[15]. 31 октября 2012 года в паре с двухместным J-11BS, истребитель J-31 совершил первый полёт[17][18].

Вскоре после первого полета Chengdu J-20 Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией[19]. Как ожидается, южнокорейский самолет KAI KF-X поколения «4++» с технологией малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года[11].

Турция также занимается разработкой собственного истребителя TF-X.

  1. ↑ Что стоит во главе угла отношения к сверхманевренности самолета // АвиаПорт. Дайджест
  2. ↑ МиГ 1.44 на сайте airwar.ru
  3. ↑ РСК «МиГ» работает над легким истребителем пятого поколения, несмотря на отсутствие заказа
  4. ↑ Самолёт пятого поколения готов к полётам
  5. ↑ Российский истребитель 5-го поколения впервые совершил полёт :: Общество :: Top.rbc.ru
  6. ↑ Путин: Истребитель 5G поступит в войска РФ в 2013 году (Slon.ru)
  7. 7,07,17,2 Eurofighter more 5th-gen than F-35 — 5th generation fighters checklist
  8. 8,08,18,28,3 Mr Secretary — Why Does the Pentagon Say the JSF is a 5th Generation Fighter .. Really?
  9. ↑ Assessing Joint Strike Fighter Defence Penetration Capabilities
  10. ↑ Gajillion-Dollar Stealth Fighter, Now Easier to Shoot Down (Corrected) — «So Lockheed decided» to trim 11 pounds and $1.4 million from each aircraft by removing shutoff valves for engine coolant and hydraulic lines and five of six dry bay fire-suppression systems, « according to InsideDefense.com.» — инженеры Lockheed Martin отказались от 5 из 6 систем пожаротушения
  11. 11,011,1 Сделано в Японии. Токио всерьез занялся созданием собственного истребителя
  12. ↑ Индия выразила недовольство проектом истребителя на базе ПАК ФА
  13. ↑ Chinese Stealth Fighter J-X / J-XX / XXJ / J-12 / J-13 / J-14 / J-20 (Jianjiji — Fighter aircraft) (GlobalSecurity.org)
  14. ↑ США рассказали о китайском конкуренте F-22 Raptor (Lenta.ru 21.05.2010)
  15. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок chinesemilitaryreview20120916 не указан текст
  16. ↑ В Сеть попали фотографии нового китайского истребителя. Lenta.ru (17 сентября 2012). Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012.
  17. ↑ 中国第二款隐形战机成功首飞. cjdby (31 октября 2012). Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012.
  18. ↑ 图集:歼-21“粽子机”首飞. cjdby (31 октября 2012). Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012.
  19. ↑ Шведская компания разработает обтекатель для истребителя пятого поколения KF-X ВВС Южной Кореи

www.wiki-wiki.ru

Истребитель пятого поколения — Википедия

Истреби́тель пя́того поколе́ния — новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружение в 2001 г. в США, а в России находятся на этапе лётных испытаний. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 70-х годов в СССР и США, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.

К 2014 году единственным принятым на вооружение истребителем пятого поколения является F-22 Raptor (2001 г.). Лётные испытания проходят ещё пять истребителей: ПАК ФА (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай), J-31 (Китай) и Mitsubishi ATD-X (Япония).

Требования к истребителю пятого поколения[править]

Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.

Основные характеристики истребителей пятого поколения:

  • кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманёвренность;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Отличия российских и американских концепций[править]

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения является сверхманёвренность — способность самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолета к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории. Следует заметить, что сверхманёвренность первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения. Однако в дальнейшем, после ряда экспериментальных исследований, американцы предпочли сконцентрировать внимание на общей динамичности боевой системы истребителя[1]. Отказ ВВС США от достижения сверхманёвренности в абсолютной мере мотивировался, в том числе, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так». Сниженная радиолокационная заметность позволяет реализовать задуманную цель — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманёвренности вполне оправданным. С другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманёвренности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая мощность их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям [источник не указан 1147 дней].

Российские самолёты[править]

МАПО МиГ с начала 1980-х годов готовило проект, известный как «1.44». Первый полёт «1.44» (также иногда называют МФИ) состоялся 29 февраля 2000 года на аэродроме в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам лётчика, «полёт, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолёт. Так что вся работа ещё впереди». 27 апреля 2000 г. «1.44» совершил второй 22-минутный испытательный полёт. В полёте был проведен ряд испытаний самолётных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полёта на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Из-за недостаточного финансирования в 1990-е годы технологии, применяемые на новом истребителе, стали устаревать и все больше уступать американским. Под действием экономических, политических и других факторов программа была закрыта[2].

В июне 2015 года на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сообщил о том, что РСК «МиГ» продолжает работать над легким истребителем пятого поколения, хотя не имеет соответствующего заказа. В качестве платформы для легкого истребителя пятого поколения «МиГ» рассматривается модель МиГ-35[3].

На данный момент выполнением проекта нового истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА)[4], его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года[5] на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель — КнААПО. Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова, где было выполнено ещё два испытательных полёта. Длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях на начальном этапе участвовала только одна машина. 3 марта 2011 года к первому лётному образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр (б/н 52), имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Полёт продолжался 44 минуты, пилотировал самолёт Сергей Богдан. 14 марта 2011 г. в ходе испытаний самолёт впервые преодолел звуковой барьер. 3 ноября 2011 г. состоялся сотый полёт по программе испытаний. 22 ноября 2011 г. в Комсомольске-на-Амуре первый полёт совершил третий самолёт Т-50. Всего перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.

Премьер-министр Владимир Путин в начале 2010 года заявил, что установочная партия авиационного комплекса пятого поколения должна быть поставлена министерству обороны в 2013 году, а с 2015 года должны начаться серийные закупки[6].

Американские самолёты[править]

Оба прототипа YF-23 в полёте

В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.

Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.

Кроме F-22, в США по программе JSF разрабатывается более легкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлетом и с укороченным взлетом и посадкой — для ВМС США. Однако высказываются мнения, что данный самолет не удовлетворяет большому количеству требований к истребителю пятого поколения и являться им не может, так как отсутствует возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа[7][8], тяговооружённость при нормальной взлетной массе имеет значение меньше 1[7][8], ЭПР самолета сравнительно высока[8][9], а живучесть[10] и манёвренность находятся на низком уровне[7][8].

Японский самолет[править]

В Японии в 2004 году было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin, построенного с применением технологии малозаметности. В 2006 году этот проект получил статус перспективной разработки, которая по завершении может быть принята на вооружение. Разработкой Shinshin занимается японская компания Mitsubishi.

Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов. В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолетом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления. В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полетом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полетом за счет включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолета — элероны, рули высоты, рули направления, поверхность крыльев — и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.

В апреле 2010 года правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для прототипов ATD-X Shinshin. Согласно требованиям, реактивные двигатели должны обладать тягой в 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги, который, планируется реализовать не при помощи подвижного сопла, а при помощи трех широких пластин. Такая технология была впервые реализована в США в 1990 году на самолете Rockwell X-31. Импортные двигатели будут использованы только для испытания прототипов, а серийные истребители получат двигатели XF5-1 разработки японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries.

8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год. По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолет сможет поступить в войска в 2018—2020 году[11].

Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолета своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35. Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолетов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придется постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющиеся у Японии F-15.

Самолеты других стран[править]

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведет разработку собственного истребителя пятого поколения AMCA и планирует завершить её в 2018 году[12].

Китай работает, по некоторым данным, над двумя[13] проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC), Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году[14]. В конце 2010 года в интернете появились первые фото Chengdu J-20. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. 15 сентября 2012 года появились первые фотографии[15][16] прототипа Shenyang J-31 с бортовым номером «31001»[15]. 31 октября 2012 года в паре с двухместным J-11BS, истребитель J-31 совершил первый полёт[17][18].

Вскоре после первого полета Chengdu J-20 Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией[19]. Как ожидается, южнокорейский самолет KAI KF-X поколения «4++» с технологией малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года[11].

Турция также занимается разработкой собственного истребителя TF-X.

  1. ↑ Что стоит во главе угла отношения к сверхманевренности самолета // АвиаПорт. Дайджест
  2. ↑ МиГ 1.44 на сайте airwar.ru
  3. ↑ РСК «МиГ» работает над легким истребителем пятого поколения, несмотря на отсутствие заказа
  4. ↑ Самолёт пятого поколения готов к полётам
  5. ↑ Российский истребитель 5-го поколения впервые совершил полёт :: Общество :: Top.rbc.ru
  6. ↑ Путин: Истребитель 5G поступит в войска РФ в 2013 году (Slon.ru)
  7. 7,07,17,2 Eurofighter more 5th-gen than F-35 — 5th generation fighters checklist
  8. 8,08,18,28,3 Mr Secretary — Why Does the Pentagon Say the JSF is a 5th Generation Fighter .. Really?
  9. ↑ Assessing Joint Strike Fighter Defence Penetration Capabilities
  10. ↑ Gajillion-Dollar Stealth Fighter, Now Easier to Shoot Down (Corrected) — «So Lockheed decided» to trim 11 pounds and $1.4 million from each aircraft by removing shutoff valves for engine coolant and hydraulic lines and five of six dry bay fire-suppression systems, « according to InsideDefense.com.» — инженеры Lockheed Martin отказались от 5 из 6 систем пожаротушения
  11. 11,011,1 Сделано в Японии. Токио всерьез занялся созданием собственного истребителя
  12. ↑ Индия выразила недовольство проектом истребителя на базе ПАК ФА
  13. ↑ Chinese Stealth Fighter J-X / J-XX / XXJ / J-12 / J-13 / J-14 / J-20 (Jianjiji — Fighter aircraft) (GlobalSecurity.org)
  14. ↑ США рассказали о китайском конкуренте F-22 Raptor (Lenta.ru 21.05.2010)
  15. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок chinesemilitaryreview20120916 не указан текст
  16. ↑ В Сеть попали фотографии нового китайского истребителя. Lenta.ru (17 сентября 2012). Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012.
  17. ↑ 中国第二款隐形战机成功首飞. cjdby (31 октября 2012). Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012.
  18. ↑ 图集:歼-21“粽子机”首飞. cjdby (31 октября 2012). Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012.
  19. ↑ Шведская компания разработает обтекатель для истребителя пятого поколения KF-X ВВС Южной Кореи

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *