10 величайших самолётов в истории

10. Lockheed SR-71

Высотный стратегический разведчик ВВС США. Простой и сложный, великий и ужасный. Всего было сделано 32 машины и это весьма крупная серия для самолёта, который имел почти целиком титановый корпус. Из эти 32-х 12 было потеряно в небоевых инцидентах.

Состоял на вооружении армии США с 1966 по 1998 год. Принимал участие во всех крупных военных конфликтах как самолёт разведчик. Отличался высокой сложностью эксплуатации. Так, полностью заправленный, он не мог самостоятельно взлететь, поэтому была разработана следующая схема: самолёт взлетал с небольшим запасом топлива, его дозаправляли в воздухе, и уже затем он отправлялся на выполнение боевого задания.

Несмотря на все сложности и минусы SR-71, это один из величайших самолётов в истории. Первый серийный, который может развивать скорость в 3,2 единицы Маха, он достоин своего места.

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 32,74 м
  • Размах крыла: 16,94 м
  • Высота: 5,64 м
  • Площадь крыла: 141,1 м²
  • Масса пустого: 27215 кг
  • Максимальная взлётная масса: 77100 кг
  • Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
  • Масса топлива: 46180 кг
  • Максимально допустимая скорость: 3,2 М
  • Дальность полёта: 5230 км
  • Радиус действия: 2000 км
  • Продолжительность полёта: 1,5 ч
  • Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 350 м
  • Нагрузка на крыло: 546 кг/м²

9. ТУ-144

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер.

И пусть он возил пассажиров всего на одном маршруте (Москва-Алма-Ата) и всего 7 месяцев (с 1 ноября 1977 по 1 июня 1978), этот самолёт стал символом отечественного авиастроения и реактивной пассажирской авиации в целом.

Да, ходят споры кто у кого скопировал: мы Конкорд или они ТУ-144, но факт есть факт. ТУ-144 первым вышел на рейс.

Уже позже, в 90-х, машина ТУ-144ЛЛ работала в тестах НАСА и таким образом, ещё раз, внесла свой вклад в развитие сверхзвуковой гражданской авиации.

  • Экипаж: 4 человека
  • Длина: 65.70 м
  • Размах крыла: 28,0 м
  • Высота: 12,5 м
  • Площадь крыла: 503 м²
  • Максимальная взлётная масса: 195000 кг
  • Масса полезной нагрузки: 15000 кг
  • Масса топлива: 98000 кг
  • Максимальная скорость: 2,5 М
  • Крейсекрская скорость: 2,2М
  • Дальность полёта: 3080 км
  • Практический потолок: 20000 м
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 2930/2570 м

8. Боинг 707

Один из первых реактивных пассажирских лайнеров, вышедших на мировые маршруты.

Во многом благодаря именно ему, коммерческие, пассажирские перевозки стали быстрыми, дешёвыми и удобными. Именно он дал возможность многим авиакомпаниям расширить сеть своих маршрутов и сделать их не только рентабельными, но и прибыльными.

Выпускавшейся с 1956 по 1991 год, он был построен в количестве 1010 экземпляров и это только в гражданском исполнении. Также, этот самолёт стал базой для создания первого реактивного самолёта президента США и под индексом SAM 26000 эксплуатировался с 1962  по 1990 год.

Самолёт уникален ещё и тем, что на его базе были созданы многочисленные военные модификации, которые используются до сих пор.

Например: КС-135 (воздушный танкер), E6 и E8 (самолёты радиоэлектронной разведки и целеуказания) и знаменитые E3 «АВАКС».

Да-да, и это всё Boeing 707, который совершил своё первый полёт 58 лет назад и до сих пор находится в эксплуатации.

  • Длина: 44.70 м
  • Размах крыла: 39,9 м
  • Высота: 12,93 м
  • Крейсерская скорость: 1000 км.ч.
  • Максимальная взлётная масса: 116570 кг
  • Масса пустого: 55580 кг
  • Дальность полёта: 6820 км

7. Боинг 747

Икона пассажирских авиаперевозок. В течение 37 лет это был самый большой пассажирский самолёт на планете. Самый узнаваемый и самый любимый «киногерой» из всех гражданских самолётов.

Построенный как замена 707, новый самолёт стал спасательной шлюпкой для авиакомпаний на тех маршрутах, где с пассажиропотоком уже не справлялся 707-й и это не смотря на то, что прошло всего 13 лет после запуска последнего на линии.

Выпущенный в количестве 1446 единиц он продолжает выпускаться по сей день (правда только в грузовом варианте). Боинг 747 является легендарной машиной, на базе которой созданы десятки гражданских и военных вариантов.

Даже действующий самолёт президента США VC-25 есть не что иное как переделанный по спецзаказу Боинг 747-200B 90-го года.

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 70.60 м
  • Размах крыла: 59,6 м
  • Высота: 19,3 м
  • Площадь крыла: 511 м²
  • Вес пустого: 162400кг
  • Максимальная взлётная масса: 340200 кг
  • Масса полезной нагрузки: 15000 кг
  • Масса топлива: 98000 кг
  • Максимальная скорость: 955 км.ч
  • Крейсерская скорость:0,84М
  • Дальность полёта: 9800 км

6. Cessna 172

Самый массовый самолёт в истории авиации. Машина, поставившая частную авиацию США на крыло и давшая путёвку в небо простым людям.

Машину, которую выпустили в количестве более 45000 (!!!) экземпляров можно по праву считать легендарной. С небольшим перерывом (с 1986 по 1996) 172-ю выпускают с 1956 года и останавливаться не собираются.

Что ещё можно добавить про этот самолёт? Пожалуй только то, что это просто легенда.

  • Экипаж: 1 человек
  • Пассажировместимость: 3 пассажира
  • Длина: 8,28 м
  • Размах крыла: 11,0 м
  • Высота: 2,72 м
  • Площадь крыла: 16,2 м²
  • Масса пустого: 736 кг
  • Максимальная взлётная масса: 1 112 кг
  • Масса полезной нагрузки: 376 кг

5. B-29 «Суперфортресс»

Первый и единственный в мире самолёт, который применил атомное оружие по назначению (самолеты Enola Gay и Bockscar).

Пусть это достижение многим кажется сомнительным, но тем не менее это отличный стратегический бомбардировщик, успешно применявшийся как во Второй мировой войне так и в войне в Корее.

Машины, вступившие в строй в 1944 году, состояли на вооружении до 1960 года, когда их заменил более совершенный Б-52.

  • Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
  • Длина: 30,18 м
  • Размах крыла: 43,04 м
  • Диаметр несущего винта: 5,05 м
  • Высота: 8,47 м
  • Площадь крыла: 159,79 м²
  • Масса пустого: 32 432 кг
  • Масса снаряжённого: 36 652 кг
  • Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
  • Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
  • Масса в бою: 45 926 кг

4. Douglas DC-3

Один из самых массовых и широко известных транспортно-пассажирских самолётов в истории мировой авиации.

Совершивший свой первый полёт 17 декабря 1935 года и произведённый в количестве более 16000 (!!!) экземпляров в трёх странах мира, этот самолёт эксплуатируется до сих пор (!!!) как грузовой и почтовый в количестве более 400 штук (!!!).

Самолёт разрабатывался как замена DC-2, с увеличенной дальностью и количеством пассажиров. В середине 30-х и начале 40-х пользовался огромным спросом у авиакомпаний США, так как позволял всего с тремя промежуточными посадками преодолеть территорию США от берега до берега, что тогда считалось выдающимся достижением, сократив время перелёта до 15 часов с запада на восток и 17 — с востока на запад, против почти суток прежде.

По лицензии производился в СССР (ПС-84) и Японии (Shows L2D). Затем у нас делали его реверс-инженерную копию ЛИ-2.

На наш взгляд — один из величайших самолётов в истории.

  • Экипаж, чел 2
  • Размах крыла, м 29.98
  • Длина, м 19,66
  • Высота, м 5.16
  • Площадь крыла, м 91,7
  • Масса пустого самолёта, кг 7700
  • Крейсерская скорость , км/ч 297
  • Максимальная скорость , км/ч 368
  • Практическая дальность, км 2160

3. Hughes H-4 Hercules (spruce goose)

Один из самых удивительных самолётов в истории.

Первая и единственная гигантская летающая лодка из дерева. Долгое время удерживал мировой рекорд по размерам. До сих пор (65 лет) удерживает мировой рекорд по размаху крыла (97,54 м.).

Созданная несгибаемым Говардом Хьюзом, сделанная из дерева, потому, что ВВС США бойкотировали поставки алюминия строптивому миллиардеру, h5 навсегда вошёл в историю, совершив всего один единственный полёт длинной в 2 километра и никогда больше не поднимавшийся в воздух.

Уникальная конструкция, передовые технологии того времени, огромные размеры и отсутствие необходимости в специальном аэродроме делали этот самолёт идеальным транспортным средством даже в мирных целях но, маккартизм и «охота на ведьм» навсегда похоронили гениальное творение неординарного человека.

До самой своей смерти в 1976 году Говард Хьюз поддерживал самолёт в рабочем состоянии, тратя на это огромную по тем временам сумму — $1 млн. в год.

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 66,45 м
  • Размах крыла: 97,54 м
  • Высота: 24,08 м
  • Высота фюзеляжа: 9,1 м
  • Площадь крыла: 1061,88 м²
  • Максимальная взлётная масса: 180 тонн
  • Масса полезной нагрузки: до 59000 кг
  • Запас топлива: 52996 л
  • Двигатели: 8× воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л.с. (2240 кВт) каждый
  • Пропеллеры: 8× четырёхлопастных Hamilton Standard, диаметром 5,23 м

2. АН-225 «Мрия» (Мечта)

Самый большой в мире самолёт. Обладатель неимоверного количества рекордов по грузоподъёмности и перевозке габаритных грузов на расстояние. В рекордном полёте 22 марта 1989 года с грузом 156,3 тонны установил сразу 110 мировых рекордов. Это стало мировым рекордом по установлению мировых рекордов за один полёт.

Машина создавалась как часть комплекса «Энергия-Буран», для доставки крупногабаритных частей с заводов СССР на Байконур. Было заложено два экземпляра, но на данный момент летает только один.

Постоянно обсуждается возможность наладить серийное производство но, воз и ныне там. А жаль. На рынке грузоперевозок подобные машины очень востребованы, а аналогов за 25 лет ни в одной стране мира так и не построили.

Характеристики:

  • Экипаж, чел 7
  • Размах крыла, м 88.4
  • Длина, м 84
  • Высота, м 18.2
  • Площадь крыла, м 2 905
  • Масса пустого самолёта, кг 250 000
  • Масса максимальная взлётная, кг 640 000
  • Масса топлива нормальная, кг 300 000
  • Крейсерская скорость , км/ч 850
  • Практическая дальность, км 15 400
  • Практическая дальность с максимальной нагрузкой, км 4500
  • Практический потолок, м 11 000
  • Полезная нагрузка дo 250 000 кг груза

1. Flyer I

Первый. Просто первый аппарат тяжелее воздуха, который смог совершить управляемый полёт с человеком на борту.

И лишь только поэтому он навсегда останется первым, лучшим и величайшим. Созданный Уилбуром и Орвилом Райт, которые занимались производством велосипедов, этот самолёт доказал всем, что полёт — удел не только птиц.

При стоимости менее 1000 долларов США (в ценах 1903 года) и сроках изготовления менее года, этот самолёт оказался самым эффективным на тот момент: в первый же день испытаний, 17 декабря 1903 года, братья сумели совершить первый полёт длинной 36,5 метров за 12 секунд на высоте 3 метра. За ним последовали ещё три успешных испытательных полёта.

А благодаря развитию технологий, первый в мире полёт человека на аппарате тяжелее воздуха был запечатлён на фотоплёнку.

Спасибо братьям Райт и их техническому гению за величайший дар — способность летать.

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 6.4 м
  • Размах крыла: 12.3 м
  • Высота: 2.7 м
  • Площадь крыла: 47 м2
  • Масса пустого: 274 кг
  • Масса снаряжённого: 338 кг
  • Силовая установка: 1 × рядный четырёхцилиндровый двигатель
  • Мощность двигателей: 1 × 12 л.с.

Напоминаем, что данный список является субъективным отражением нашего мнения. Если по вашему мнению тут не хватает какого-то самолёта — пишите в комментарии, обсудим.

lpost.ru

Самый первый самолет в мире

Кто же построил самый первый самолет в мире? Споры ведутся по сей день.

Первый полёт Флайера-1 состоялся 17 декабря 1903 года. Братья Уилбур и Орвил Райт . Wilbur Wright (1867-1912) и Orville Wright (1871-1948) — два американца, за которыми в большинстве стран мира признаётся приоритет изобретения и постройки первого в мире самолёта (спор о первенстве с Альберто Сантос-Дюмоном), способного к полёту, а также совершение первого управляемого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем 17 декабря 1903 года. Два года спустя братья смогли развить проект в первый практически эксплуатируемый самолёт.

Альберто Сантос-Дюмон , Alberto Santos-Dumont, Алберту Сантус-Думонт. (20 июля 1873 — 23 июля 1932).Сантос-Дюмон совершил первый в Европе публичный полёт на аэроплане в Париже 23 октября 1906 года. Этот самолёт, получивший название 14-bis или Oiseau de proie (на французском «хищная птица»), как полагают сторонники приоритета Сантос-Дюмона, был первым взлетавшим, летевшим и приземлившимся аппаратом тяжелее воздуха, который не использовал катапульты, сильный ветер, рельсы для запуска или другие внешние приспособления и погодные факторы.

Видео Самый первый самолет в мире

samiesamie.ru

Самый первый самолет в мире

Поиск Лекций

Всем нам доводилось наблюдать за салютом. Восхитительное, захватывающее зрелище. Разноцветные звезды с шипением взмывают в вечернее небо и там расцветают замысловатыми узорами. Эту забаву придумали в Китае более тысячи лет назад. Бамбуковую палку, представляющую собой трубку, набивали порохом и поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх, охватывая небо пламенной дугой.

 

Китайская легенда гласит, что уже более 1000 лет назад некий ученый взлетел в воздух на кресле, оборудованном множеством ракет для создания подъемной тяги. Как закончился этот эксперимент, легенда стыдливо умалчивает: «он взлетел на небо и остался там». Предпринимались ли попытки повторить данный опыт, и были ли среди них успешные – никаких документальных свидетельств нет. Но точно известно, что история большинства технических изобретений – это история времени, конкуренции и общего технического уровня развития общества.

Придумать что-либо значимое (или похожее на значимое) вполне возможно. Например, Леонардо да Винчи изобрел на бумаге и парашют, и вертолет, и танк – только пришлось ждать двадцатого века, что бы все эти изобретения воплотились в металле, тканях и пластике.

Конец XIX века ознаменовался бурным интересом к технике вообще и к летательным аппаратам в частности. Десятки изобретателей одиночек творили в кустарных мастерских свои технические шедевры. Кто-то из них прославился и остался в памяти, о ком-то мир не узнал совсем. Вступая в полемику о первом в мире самолете, невольно становишься участником вяло текущей вековой баталии, за первенство изобретения летательного аппарата тяжелее воздуха.

Основы аэродинамики были заложены в технических книжках и брошюрах конца XIX века. По ним учились изобретатели, по ним работали создатели игрушечных моделей.

Среди добившихся хоть каких-то успехов, нельзя не упомянуть имя русского моряка А.Ф. Можайского, который по многим техническим параметрам опередил свое время. Он первый оснастил свою модель элеронами, он создал легкие и эффективные паровые двигатели, смог довести свое детище до испытаний 20 июля 1882 года в Красном селе в условиях строгой секретности. Модель с испытателем пролетела только 10-12 метров и при посадке повредилось крыло. Сам Можайский оценил результаты испытания как хорошие, но у комиссии было другое мнение. Т.к. А.Ф. Можайский получал щедрое государственное финансирование, то не удивительно, что после таких испытаний оно было прекращено. В чем-то члены комиссии оказались правы – исторический опыт показал, что создать полноценный летательный аппарат на паровой тяге невозможно. А вот с секретностью переборщили.

В начале XX века бурно развивается строительство управляемых аппаратов легче воздуха – дирижаблей, а все попытки построить самолет оканчиваются неудачей. Механики В. Кресс, Л. Левассер, С. Ленгли – только некоторые из потерпевших неудачу на этом тернистом пути в небо. Да некоторые их модели подпрыгивали, отрывались от земли, некоторые конструкции терпели катастрофу с человеческими жертвами, но добиться стабильных, повторяемых результатов никто из них не смог.

Поэтому именно 17 декабря 1903 года, когда братья Уилбер и Орвилл Райт (Wilbur Wright; 1867—1912 и Orville Wright; 1871—1948) в тайне испытали свою конструкцию на пустынном пляже и пролетели с первой попытки 37 м, а с четвертой уже 259,7 м, считается днем рождения современной авиации.

Как говорят политкорректные историки техники: «Флайер-1 – летательный аппарат конструкции братьев Райт стал первым летательным аппаратом тяжелее воздуха с бензиновым двигателем, который смог сам взлететь и приземлиться».


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Первые и современные реактивные самолеты

В наше время вряд ли остался хоть один человек, не знающий о реактивных самолетах и не летавший на них. Но мало кому известно, какой тяжелый путь инженерам со всего мира пришлось пройти, чтобы достичь таких результатов. Еще меньше тех, кто точно знает, что представляют собой современные реактивные воздушные суда, как они работают. Реактивные самолеты – это усовершенствованные, мощнейшие пассажирские или военные суда, работающие посредством воздушно-реактивного двигателя. Главная особенность реактивного самолета – это его невероятная скорость, выгодно выделяющая двигательный механизм от устаревшего винтового.

Внешний вид реактивного самолета

На английском языке слово «реактивный» звучит как «jet». Услышав его, сразу появляются мысли, связанные с какой-либо реакцией, и это вовсе не окисление топлива, ведь такая система движения приемлема для автомобилей с карбюраторами. Что касается авиалайнеров и военных самолетов, то принцип их работы чем-то напоминает взлет ракеты: физическое тело реагирует на выбрасываемую мощную струю газа, в результате чего оно движется в противоположную сторону. Это и есть основной принцип работы реактивных самолетов. Также важную роль в работоспособности механизма, приводящего столь большую машину в движение, играют аэродинамические свойства, крыльевой профиль, разновидность двигателя (пульсирующий, прямоточный, жидкостный и т.д.), схема.

Первые попытки создания реактивного самолета

Поиск более мощного и скоростного двигателя для военных, а в дальнейшем и гражданских самолетов начался еще в далеком 1910 году. За основу были взяты ракетные исследования прошлых веков, где подробно рассказывалось о применении пороховых ускорителей, способных значительно сократить длину форсажа и разбега. Главным конструктором стал румынский инженер Анри Коанда, создавший летательный аппарат, работающий на основе поршневого двигателя.

Как выглядел первый реактивный аэроплан Анри Коанда

Что же отличало первый реактивный самолет 1910 года от стандартных моделей тех времен? Главным отличием было наличие лопастного компрессора, отвечающего за приведение летательного аппарата в движение. Аэроплан «Coanda» был хоть и первой, но очень неудачной попыткой создать самолет с реактивным двигателем. В ходе дальнейших испытаний аппарат сгорел, что подтвердило неработоспособность конструкции.

Последующие изучения выявили возможные причины неудачи:

  1. Неудачное расположение двигателя. Из-за того, что он располагался в передней части конструкции, опасность жизни пилота была весьма велика, так как выхлопные газы попросту не дали бы человеку нормально дышать и вызвали бы удушье;
  2. Выделяющееся пламя попадало прямо на хвостовую часть аэроплана, что могло привести к возгоранию этой зоны, пожару и падению летательного аппарата.

Несмотря на полное фиаско, Анри Коанда утверждал, что именно ему принадлежат первые удачные задумки, касающиеся реактивного двигателя для самолетов. По факту же первые удачные модели были созданы непосредственно перед началом Второй Мировой Войны, в 30-40 годах XX века. Сделав работу над ошибками, инженеры из Германии, США, Англии, СССР создали летательные аппараты, которые никак не угрожали жизни пилота, а сама конструкция была выполнена из жаропрочной стали, благодаря чему корпус был надежно защищен от каких-либо разрушений.

Дополнительная информация. Первооткрывателем реактивного двигателя по праву можно назвать инженера из Англии – Фрэнка Уитла, который предложил первые идеи и получил на них свой патент в конце XIX века.

Начало создания самолетов в СССР

Впервые о разработке реактивного движка в России заговорили в начале XX столетия. Теорию о создании мощных аэропланов, способных развить сверхзвуковую скорость выдвинул известный российский ученый К.Э. Циолковский. Воплотить эту задумку в жизнь удалось талантливому конструктору А.М Люльке. Именно он спроектировал первый советский реактивный самолет, работающий посредством турбореактивного движка.

Строение и внешний вид первого турбореактивного двигателя ТР-1

Инженер поведал о том, что данная конструкция может развить невиданную для тех времен скорость до 900 км/ч. Несмотря на фантастичность предложения и неопытность молодого конструктора, инженеры СССР взялись за проект. Первый аэроплан был уже практически готов, но в 1941 году начались военные действия, вся команда конструкторов, в том числе и Архип Михайлович, были вынуждены начать работу над танковыми двигателями. Само же бюро со всеми авиационными наработками было вывезено вглубь СССР.

К счастью, А.М.Люлька был не единственным инженером, мечтавшим создать самолет с реактивным авиационным двигателем. Новые идеи о создании истребителя-перехватчика, полет которого обеспечивался бы жидкостным типом движка, предложили конструкторы А.Я.Березняк и А.М.Исаев, работающие в инженерском бюро имени Болховитинова. Проект был одобрен, поэтому разработчики вскоре стали работать над созданием истребителя «БИ-1», который, несмотря на войну, был построен. Первые испытания над ракетным истребителем начались 15 мая 1942 года, за его штурвалом был смелый и отважный летчик-испытатель Е.Я.Бахчиванджи. Тесты удались, но продолжались еще на протяжении последующего года. Продемонстрировав максимальную скорость в 800 км/ч, летательный аппарат стал неуправляемым и потерпел крушение. Произошло это в конце 1943 года. Пилоту выжить не удалось, а испытания были остановлены. В это время страны третьего рейха активно занимались наработками и подняли в воздух не одно воздушно-реактивное судно, поэтому СССР на воздушном фронте сильно проигрывал и оказался совсем неподготовленным.

Германия – страна первых реактивных аппаратов

Первые реактивные самолеты были разработаны немецкими инженерами. Создание проектов и производство проводились тайно на замаскированных заводах, расположенных в глубоких лесных чащах, поэтому такое открытие стало для мира, в некотором роде, неожиданностью. Гитлер мечтал стать мировым правителем, поэтому подключал лучших конструкторов Германии для создания мощнейшего оружия, в том числе и скоростных реактивных самолетов. Были, конечно, как провалы, так и удачные проекты.

Самым успешным из них стал первый немецкий реактивный самолет «Messer-schmitt Ме-262» (Мессершмит-262), который называли также «Штурмфогель».

Первый немецкий реактивный самолет «Messer-schmitt Ме-262»

Этот летательный аппарат стал первым в мире, который удачно прошел все испытания, свободно поднялся в воздух и начал после этого выпускаться серийно. Великий «сокрушитель врагов третьего рейха» имел следующие особенности:

  • Аппарат имел два турбореактивных двигателя;
  • В носовой части авиалайнера располагался радиолокатор;
  • Максимальная скорость самолета достигала 900 км/час, при этом в инструкции указывалось, что доводить суда до таких скоростей крайне нежелательно, так как терялся контроль над управлением, и машина начинала совершать крутые пике в воздухе.

Благодаря всем этим показателям и конструктивным особенностям первый реактивный летательный аппарат «Мессершмит-262» выступал эффективным средством борьбы против самолетов союзников, высотными «Б-17», получившими прозвище «летающие крепости». Штурмофогели были более скоростными, поэтому вели «свободную охоту» на самолеты СССР, которые оснащались поршневыми движками.

Интересный факт. Адольф Гитлер был настолько фанатичен в своем желании всемирного господства, что собственными руками снизил эффективность самолета «Messer-schmitt Ме-262». Дело в том, что конструкция изначально проектировалась как истребитель, но по указанию правителя Германии, он был переоборудован в бомбардировщик, из-за этого мощность двигателя не была раскрыта в полной мере.

Дальнейшее развитие советской авиации

Такой ход действий совершенно не устраивал советские власти, поэтому они начали работать над созданием новых моделей самолетов, которые могли бы конкурировать с немецкими аппаратами. За работу принялись самые талантливые инженеры А.И.Микоян и П.О.Сухой. Основная задумка заключалась в добавлении дополнительного поршневого мотора К.В.Холщевникова, который придавал бы в нужный момент истребителю ускорение. Движок не был слишком мощным, поэтому работал не более 5 минут, из-за этого его функцией было – ускорение, а не постоянная работа на протяжении всего полета.

Новые творения российского самолетостроения не смогли помочь разрешению войны. Несмотря на это сверхмощные немецкие самолеты «Ме-262» не помогли Гитлеру обернуть ход военных событий в свою пользу. Советские летчики продемонстрировали свое мастерство и победу над врагом даже с обычными поршневыми судами. В послевоенное время российскими конструкторами были созданы следующие реактивные самолеты СССР, ставшие в дальнейшем прототипами современных авиалайнеров:

  • «И-250», более известный как легендарный «МиГ-13», – истребитель, над которым работал А.И.Микоян. Первый полет был совершен в марте 1945 года, на тот момент машина показала рекордный скоростной показатель, достигший 820 км/час;

Первое фото истребителя «И-250»

  • Немного позднее, а именно в апреле 1945 года, впервые в небо поднялся реактивный самолет, поднимающийся и поддерживающий полет за счет воздушно-реактивного мотокомпрессорного и поршневого двигателя, который располагался в хвостовой части конструкции, П.О.Сухого «Су-5». Показатели скорости были не ниже, чем у его предшественника и превышали 800 км/час;
  • Новаторством инженерии и самолетостроения 1945 года стал жидко-реактивный мотор «РД-1». Впервые он был применен в модели самолета конструктора П.О.Сухого – «Су-7», который был оснащен также и поршневым двигателем, выполняющим основную толкательную, движущую функцию. Испытателем нового летательного аппарата стал Г.Комаров. При первом испытании удалось отметить, что дополнительный мотор увеличивал средний скоростной показатель на 115 км/час – это было большим достижением. Несмотря на хороший результат, двигатель «РД-1» стал настоящей проблемой для советских авиастроителей. Аналогичные самолеты, оснащенные данной моделью жидко-реактивного движка, – «ЯК-3» и «Ла-7Р», над которыми работали инженеры С.А.Лавочкин и А.С.Яковлев, потерпели крушения во время испытания из-за постоянно выходящего из строя мотора;
  • После окончания войны и поражения фашистской Германии Советскому Союзу в качестве трофеев достались немецкие самолеты с реактивными двигателями «JUMO-004» и «BMW-003». Тогда конструкторы поняли, что действительно находились на несколько шагов позади. Среди инженеров моторы получили название «РД-10» и «РД-20», на их основе создавались первые авиационные реактивные двигатели, над которыми работали А.М.Люлька, А.А.Микулин, В.Я.Климов. В это же время П.О.Сухой занимался разработкой мощного двухмоторного самолета, укомплектованного двумя моторами типа «РД-10», располагающимися прямо под крыльями летательного аппарата. Реактивный истребитель-перехватчик получил название «СУ-9». Недостатком такого расположения моторов можно считать сильное лобовое сопротивление при полете. К преимуществам – отличный доступ к движкам, благодаря чему можно было запросто подобраться к механизму и починить поломку. Конструктивной особенностью данной модели самолета являлось наличие стартовых пороховых ускорителей для взлета, тормозных парашютов для посадки, управляемых ракет типа «водзух-воздух» и бустера-усилителя, облегчающего процесс управления и увеличивающего маневренность аппарата. Первый полет «Су-9» был осуществлен в ноябре 1946 года, но к серийному производству дело так и не подошло;

Как выглядел легендарный двухмоторный самолет «Су-9»

  • В апреле 1946 года проходил воздушный парад в городе Тушино. На нем были представлены новые летательные аппараты от авиационных конструкторских бюро Микояна и Яковлева. Реактивные самолеты «МиГ-9» и «Як-15» сразу же были запущены в серию.

Фактически, Сухой «проиграл» конкурентам. Хотя, проигрышем это назвать тяжело, ведь его модель истребителя была признана, а за это время он смог практически закончить работу над новым, более современным проектом – «СУ-11», который стал настоящей легендой истории самолетостроения и прототипом мощных авиалайнеров современности.

Интересный факт. На самом деле, реактивный самолет «СУ-9» тяжело было назвать простым истребителем. Конструкторы между собой прозвали его «тяжелым», потому что пушечное и бомбовое вооружение летательного аппарата было на довольно высоком уровне. Принято считать, что именно «СУ-9» был прототипом современных истребителей-бомбардировщиков. За все время было изготовлено приблизительно 1100 единиц техники, при этом она не экспортировалась. Не раз легендарный «Сухой Девятый» использовался для перехвата в воздухе разведывательных самолетов. Впервые это произошло в 1960 году, когда в воздушное пространство СССР ворвались аэропланы «LockheedU-2».

Первые мировые прототипы

Разработкой, тестированием новых авиалайнеров и их производством занимались не только немцы и советские конструкторы. Инженерами США, Италии, Японии, Великобритании также было создано немало успешных проектов, о которых нельзя не упомянуть. К числу первых наработок с различными типами двигателей можно отнести:

  • «Не-178» – немецкий самолет с турбореактивной силовой установкой, поднявшийся в воздух в августе 1939 года;
  • «GlosterE. 28/39» – летательный аппарат родом из Великобритании с мотором турбореактивного типа, впервые поднялся в небо в 1941 году;
  • «Не-176» – истребитель, созданный в Германии с применением ракетного двигателя, осуществил свой первый полет в июле 1939 года;
  • «БИ-2» – первый советский летательный аппарат, который приводился в движение посредством ракетной силовой установки;
  • «CampiniN.1» – реактивный самолет, созданный в Италии, ставший первой попыткой итальянских конструкторов отойти от поршневого аналога. Но в механизме что-то пошло не так, поэтому лайнер не мог похвастаться большой скоростью (всего лишь 375 км/час). Запуск был произведен в августе 1940 года;
  • «Ока» с мотором Tsu-11 – японский истребитель-бомба, так называемый одноразовый летательный аппарат с пилотом-камикадзе на борту;
  • «BellP-59» – американский авиалайнер с двумя реактивными двигателями ракетного типа. Производство стало серийным после первого полета в воздухе 1942 года и долгих испытаний;

Внешний вид первых американских двухмоторных истребителей

  • «GlosterMeteor» – воздушно-реактивный истребитель, изготовленный в Великобритании в 1943 году; сыграл значительную роль во время Второй Мировой Войны, а после ее окончания выполнял задачу перехватчика немецких крылатых ракет Фау-1;
  • «LockheedF-80» – реактивный летательный аппарат, произведенный в США с использованием мотора типа AllisonJ Эти самолеты не раз участвовали в Японско-Корейской войне;
  • «B-45 Tornado» – прототип современных американских бомбардировщиков «B-52», созданный в 1947 году;
  • «МиГ-15» – последователь признанного реактивного истребителя «МиГ-9», который активно участвовал в военном конфликте Кореи, был произведен в декабре 1947 г.;
  • «Ту-144» – первый советский сверхзвуковой воздушно-реактивный пассажирский самолет, который прославился серией катастроф и был снят с производства. Всего было выпущено 16 экземпляров.

Этот список можно продолжать бесконечно, с каждым годом авиалайнеры совершенствуются, ведь конструкторы со всего мира работают над тем, чтобы создавать летательные аппараты нового поколения, способные летать со скоростью звука.

Несколько интересных фактов

Сейчас существуют лайнеры, способные вмещать в себе большое количество пассажиров и грузов, обладающие огромными размерами и невообразимой скоростью свыше 3000 км/час, оборудованные современной боевой экипировкой. Но есть несколько поистине удивительных конструкций; в число реактивных самолетов-рекордсменов входят:

  1. «AirbusA380» – самый вместительный аппарат, способный принять на своем борту 853 пассажира, что обеспечено двухпалубной конструкцией. Он же по совместительству один из роскошнейших и дорогостоящих авиалайнеров современности. Авиакомпания «Emirates Airline» предлагает клиентам многочисленные удобства, здесь есть турецкая баня, VIP-апартаменты и каюты, спальные комнаты, бары и лифт. Но такие опции есть не во всех аппаратах, все зависит от авиакомпании.

Самый крупный пассажирский лайнер в воздухе

  1. «Boeing 747» – более 35 лет считался наиболее пассажировместительным двухэтажным лайнером и мог расположить 524 пассажира;
  2. «АН-225 Мрия» – грузовой летательный аппарат, который может похвастаться грузоподъемностью в 250 тонн;
  3. «LockheedSR-71» – реактивный самолет, достигающий во время полета скорости 3529 км/час.

Видео

Благодаря современным инновационным разработкам пассажиры могут добраться из одной точки света в другую всего за несколько часов, быстро доставляются хрупкие грузы, требующие оперативной транспортировки, обеспечивается надежная военная база. Авиационные исследования не стоят на месте, потому как реактивные самолеты – это основа стремительно развивающейся современной авиации. Сейчас проектируется несколько западных и российских пилотируемых, пассажирских, беспилотных авиалайнеров с реактивными двигателями, выпуск которых запланирован на ближайшие несколько лет. К российским инновационным разработкам будущего можно отнести истребитель 5-го поколения ПАК ФА «Т-50», первые экземпляры которого поступят в войска предположительно в конце 2017 или начале 2018 года после испытания нового реактивного двигателя.

aviationtoday.ru

Самый первый пассажирский самолет в мире

Декабрь 08, 2011 Нет комментариев

 

Наверняка многих из наших соотечественников интересует, когда же был построен первый пассажирский авиалайнер, и как звучит фамилия первого конструктора пассажирского самолета. Это вполне объяснимое любопытство, тем более что, говоря о пассажирском авиастроении, необходимо заметить, что родиной первого пассажирского самолета стала Россия.

Отметим, что самый первый пассажирский самолет в мире носил название «Илья Муромец» и был он конвертирован в пассажирский из бомбардировщика. Интересно, что в этом авиалайнере присутствовал не только комфортабельный салон, но также отдельные спальные комнаты для каждого из пассажиров, ресторан и даже комфортабельная ванная. А кроме того, «Илья Муромец» был обеспечен электроэнергией и отоплением.

Фамилия первого конструктора пассажирского самолета, по наработкам которого был создан «Илья Муромец» — Сикорский. И впервые его творение поднялось в воздух в 1913 году, 10 декабря. А уже через два месяца он совершил свой первый демонстрационный полет, причем на борту авиалайнера находилось 16 пассажиров.

Свой рекорд дальности самый первый пассажирский самолет в мире установил в июне месяце 1914 года, совершив перелет прямо из Петербурга в Киев, а потом и обратно, всего с одной промежуточной остановкой. Это был несомненный прорыв в области пассажирской авиации, однако, вследствие начала Первой мировой, а затем и трагической Гражданской войны в России, отечественная гражданская авиация потеряла возможность развиваться стремительными темпами, и инициатива перешла к США.

Так что именно в Америке был произведен второй пассажирский авиалайнер, способный поднять на свой борт 8 пассажиров. Он производился с 1925 и по 1933 год, но эксплуатировался намного дольше данного времени. И после этого пассажирская авиация в мире стала развиваться стремительными темпами.

Это интересно

Похожие материалы:

aviatraveller.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *