полет/ разработка | Модель | Опытное обозн. | ВВС | Назначение | Выпуск |
---|---|---|---|---|---|
27.05.1927 | АИР-1 | авиетка | опытный | ||
1928 | АИР-2 | Я-2 | |||
1929 | АИР-3 | «Пионерская правда» | моноплан | ||
1930 | АИР-4 | авиетка | опытный | ||
лето 1932 | АИР-6 | 3-х местный пассажирский(санитарный) самолет | серия(468) | ||
лето 1932 | АИР-7 | 2-х местный учебно-спортивный самолет | опытный | ||
АИР-9 | 2-х местный учебно-тренировочный | ||||
май 1935 | АИР-10 | УТ-2 | 2-х местный учебно-тренировочный(для первоначального обучения) | серия(7150) | |
лето1935 | АИР-14 | УТ-1 | 1-местный учебно-тренировочный | серия(1241) | |
АИР-17 | УТ-3 | 3-местный учебно-тренировочный | |||
АИР-18 | |||||
1939 | Я-19 | шестиместный двухдвигательный самолет на базе бомбардировщика УТ-3. | |||
АИР-20 | Я-20 | УТ-2 с двигателем Рэно | |||
ВТ-2 | вариант УТ-2 на поплавках | ||||
1938 | Я-21 | УТ-21 | развитие УТ-2 | ||
25 | модификация Я-21 | проект | |||
1940 | Як-1 | И-26 | истребитель | серия(8721) | |
УТИ-26 | учебно-тренировочный вариант Як-1 | ||||
1943 | Як-1М | истребитель | |||
1939 | Я-22 | И-29 | многоцелевой самолет,прототип Як-2,-4 | ||
Р-12 | разведывательный вариант | ||||
1939 | Як-2 | ближний бомбардировщик | |||
1941 | И-30 | развитие Як-1 | опытный(2) | ||
1943 | Як-3 | истребитель, развитие Як-1 | серия(4848) | ||
И-33 | Як-3 с М-106 | опытный | |||
Як-3 с ЖРД | |||||
Як-3П | «пушечный» | опытный | |||
Як-3ПД | перехватчик дальний | ||||
04.1945 | Як-3У | ||||
1941 | Як-4 | ББ-22 | скоростной бомбардировщик | серия(более 600) | |
1942 | Як-6 | НББ | ночной ближний бомбардировщик | ||
Як-7 | истребитель | серия(6399) | |||
конец 1941 | Як-7А | серийный | |||
Як-7Б | |||||
Як-7В | УТИ-26 | «вывозной»(учебный) | |||
Як-7 | «курьерский» | с герметической кабиной | |||
Як-7ПВРД | |||||
Як-7 | с ЖРД | ||||
1944 | Як-8 | Crib | 6-местный пассажирский самолет на базе Як-6 | ||
Як-9 | истребитель,развитие Як-7 | серия(16769) | |||
Як-9Д | с дальностью 1400 км | ||||
Як-9ДД | с дальностью 2200 км | ||||
Як-9Р | разведчик | ||||
Як-9УФ | фоторазведчик | ||||
Як-9Б | истребитель-бомбардировщик | ||||
1944 | Як-10 | связной самолет | серия(40) | ||
1946 | Як-11 | учебно-тренировочный самолёт | |||
1956 | Як-11У | с носовым колесом | |||
1946 | Як-12 | легкий многоцелевой самолет | |||
1945 | Як-13 | вариант Як-10 | |||
1947 | Як-14 | Mole,Mare | десантный планер | ||
24 .04.1946 | Як-15 | реактивный истребитель на базе Як-3 | серия() | ||
1947 | Як-16 | 10-местный пассажирский самолет | |||
1947 | Як-17 | Feather | истребитель, развитие Як-15 с носовым колесом | серия(430) | |
1946 | Як-18 | учебно-тренировочный самолет | серия | ||
Як-18А | учебно-тренировочный самолет | ||||
Як-18П | учебно-тренировочный самолет | ||||
Як-18М | учебно-тренировочный самолет | ||||
Як-18ПМ | пилотажный | ||||
1967 | Як-18Т | многоцелевой самолёт | |||
1947 | Як-19 | истребитель | |||
Як-21 | Feather | двухместный тренировочный вариант Як-15. | |||
лето 1947 | Як-23 | Flora | истребитель | серия | |
Як-23 УТИ | учебно-тренировочный | ||||
1947 | Як | вертолет по соосной схеме | опытный | ||
11.1948 | Як-100 | вертолет | опытный(2) | ||
1952 | Як-24 | двухвинтовой вертолёт продольной схемы | серия(100) | ||
12.1957 | Як-24У | транспортный вертолет | |||
1960 | Як-24А | пассажирский вертолет | |||
1947 | Як-25 | развитие Як-19 | |||
19.06.1952 | Як-25 | Як-120 | Flashlight | всепогодный барражирующий истребитель-перехватчик | серия(всего 480) |
04.1954 | Як-25М | Як-120М | |||
1955 | Як-25К | с ракетами К-5 | |||
1957 | самолет-мишень | ||||
Як-25Л | летающая-лаборатория | ||||
26.08.1952 | Як-25Р | Як-125 | тактический разведчик | ||
1955 | Як-25Б | Як-125Б | скоростной бомбардировщик | опытный | |
лето 1955 | Як-25РМ | морской разведчик | опытный | ||
1.03.1959 | Як-25РВ | Mandrake | дальний высотный разведчик | серия(74) | |
Як-25РВ-II | самолет-мишень | серия(81) | |||
Як-25РРВ | для регистрации радиоактивного заражения | ||||
1971 | Як-25ПА | перехватчик аэростатов | проект | ||
1960 | Р-500 | беспилотный перехватчик | проект | ||
1956 | Як-122 | прототип Як-27Р | опытный | ||
1956 | Як-123 | прототип Як-26 на базе Як-125Б | опытный | ||
начало 1957 | Як-26 | Flashlight-B | тактический бомбардировщик | серия(9) | |
весна 1956 | Як-27 | Як-121 | Flashlight-C | истребитель-перехватчик | |
1958 | Як-27К | с системой вооружения К-8 | серия() | ||
26.04.1956 | Як-27В | высотный истребитель-перехватчик с ЖРД | опытный | ||
лето 1960 | Як-27Ф | опытный | |||
1958 | Як-27Р | Mangrove | сверхзвуковой тактический разведчик | серия(180) | |
5.03.1958 | Як-28-1 | Як-129 | Brewer | прототип Як-28 | опытный |
Як-28-2 | сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик | серия | |||
1959 | Як-28Б | серия | |||
1960 | Як-28Л | серия(111) | |||
1960 | Як-28И | серия(223) | |||
Як-28БИ | с РЛС бокового обзора | ||||
1965 | Як-28Н | с Х-28 | опытный | ||
09.1969 | Як-28ИМ | опытный | |||
1963 | Як-28Р | высотный разведчик | серия(123) | ||
Як-28РЛ | опытный | ||||
Як-28СР | с помеховой станцией | серия | |||
1964 | Як-28РР | радиолокационной разведки | |||
1970 | Як-28ПП | постановщик помех | |||
07.1962 | Як-28У | Як-129У | Maestro | учебный | серия(183) |
Як-28П | истребитель-перехватчик | ||||
Як-28-64 | истребитель-перехватчик | опытный | |||
1948 | Як-30 | истребитель-перехватчик | |||
1960 | Як-30 | 2-х местный учебный | |||
Як-32 | одноместный вариант Як-30 | ||||
1962 (64) | Як-33 | сверхзвуковой бомбардировщик/разведчик | проект | ||
1962 | Як-35 | сверхзвуковой бомбардировщик | проект | ||
1958-60 | Як-35МВ | перехватчик | проект | ||
1964 | Як-36 | экспериментальный СВВП | опытный(6) | ||
1971 | Як-36М | Forger | прототип и предсерийный вариант Як-38 | ||
1975 | Як-38 | палубный СВВП | серия | ||
1983 | Як-38М | ||||
Як-39 | Як-38 с РЛС | проект | |||
1966 | Як-40 | пассажирский самолет для местных авиалиний | серия | ||
Як-41 | Як-36П | Freestyle | СВВП | ||
1975 | Як-42 | ближний магистральный пассажирский самолет | |||
Як-42М | |||||
1994 | Як-44 | палубный самолёт РЭБ/ДРЛОУ | проект | ||
Як-50 | всепогодный перехватчик на базе Як-30 | ||||
Як-50 | спортивный самолет | ||||
Як-52 | учебный самолёт на базе Як-18 | ||||
Як-54 | спортивный самолет | ||||
Як-55 | спортивный самолет | ||||
Як-58 | легкий самолет | ||||
Як-112 | Легкий многоцелевой самолет | ||||
Як-112И | |||||
Як-130 | реактивный учебный самолет | ||||
195. | Як-140 | легкий истребитель | |||
Як-141 | Freestyle | экспортное название Як-41 | |||
Як-142 | |||||
1951 | Як-1000 | высокоскоростной исследовательский самолёт | опытный | ||
testpilot.ru
КБ Яковлева Википедия
ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.
История
15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].
В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».
30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».
В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».
1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.
25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.
В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]. На 1 января 2017 года согласно годового отчета численность работников на предприятии составила 499 человек. Предприятие в составе ОАО «НПК Иркут» продолжает активную работу по сопровождению производства и модернизации самолёта Як-130, созданию и испытаниям самолёта Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21.
Разработки
Истребители
Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.
- Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П
Бомбардировщики
Транспортные самолёты
Пассажирские самолёты
Тренировочные и спортивные самолёты
Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.
- УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152
Многоцелевые самолёты
Самолёты ДРЛО
Самолёты вертикального взлёта и посадки
Штурмовик ВВП Як-38МВертолёты
Перспективные модели
- МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
- «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА
Самолёты Яковлева в искусстве
- Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]
См. также
Примечания
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
- ↑ 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
- ↑ 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 28.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 33.
- ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
- ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
- ↑ 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
- ↑ 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
- ↑ К столетию А. С. Яковлева // ОКБ им. Яковлева
- ↑ 1 2 «Антология Як»
- ↑ «Финмаркет»
- ↑ «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
- ↑ «РБК daily», 28 мая 2012 г.
- ↑ ОКБ им. Яковлева // Семейство самолётов Як-48
- ↑ https://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
ОКБ имени Яковлева — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.
История
15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].
В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».
30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».
В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».
1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.
25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.
В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]. На 1 января 2017 года согласно годового отчета численность работников на предприятии составила 499 человек. Предприятие в составе ОАО «НПК Иркут» продолжает активную работу по сопровождению производства и модернизации самолета Як-130, созданию и испытаниям самолета Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
Видео по теме
Разработки
Истребители
Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.
- Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П
Бомбардировщики
Транспортные самолёты
Пассажирские самолёты
Тренировочные и спортивные самолёты
Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.
- УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152
Многоцелевые самолёты
Самолеты ДРЛО
Самолёты вертикального взлёта и посадки
Штурмовик ВВП Як-38МВертолёты
Перспективные модели
- МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
- «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА
Самолёты Яковлева в искусстве
- Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]
См. также
Примечания
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
- ↑ 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
- ↑ 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 28.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 33.
- ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
- ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
- ↑ 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
- ↑ 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
- ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
- ↑ К столетию А. С. Яковлева // ОКБ им. Яковлева
- ↑ 1 2 «Антология Як»
- ↑ «Финмаркет»
- ↑ «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
- ↑ «РБК daily», 28 мая 2012 г.
- ↑ ОКБ им. Яковлева // Семейство самолетов Як-48
- ↑ https://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»
Литература
Ссылки
wiki2.red