Туполев Андрей Николаевич. Конструкторы. Герои неба
В довоенный период серийные заводы выпустили почти 7000 СБ и свыше 800 ТБ-3, а Ту-2 удалось внедрить в серию с осени 1942 г.; их построили до конца 1945 г. более 1200 экземпляров.
Родился 10 ноября 1888 г. в селе Пустомазово Тверской губернии в семье нотариуса. В 1908 г. поступил в МВТУ, где под руководством Н.Е. Жуковского занимался в воздухоплавательном кружке; участвовал в постройке планёра, сам поднялся в воздух. По окончании училища (1918), вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1935 гг. заместитель руководителя института. Сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ, деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Один из инициаторов внедрения дуралюмина в самолётостроение и использования схемы моноплана, в 1924-1925 гг. создал первые советские цельнометаллические самолёты.
КБ Туполева в 1930-1940-е годы создало бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, рекордные самолеты, среди которых наиболее известными были ТБ-3, СБ и Ту-2 — все широко применялись в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы под его руководством разработан ряд военных и гражданских самолётов, в числе которых реактивный бомбардировщик Ту-16, первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104, уникальный турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, а также широко известные Ту-124, Ту-134, Ту-154. Всего было разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. На самолётах Туполева завоёвано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, включая беспосадочные перелёты в США через Северный полюс, осуществлена высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.
Бомбардировщики СБ и ТБ-3 широко применялись в первом периоде войны, способствовали, несмотря на большие собственные потери, срыву планов агрессоров. Бомбардировщики Ту-2 вступили в сражение осенью 1942 г. в ограниченных количествах, а в боях на Карельском перешейке в июне 1944 г. действовала уже целая дивизия этих грозных машин; многие историки считают Ту-2 лучшим двухмоторным бомбардировщиком периода Второй мировой.
Невозможно перечислить всех героев, но хотелось вспомнить экипажи 1-го тяжелого авиаполка полковника И.В. Филиппова, которые в 1941 г. на тихоходных самолетах ТБ-3, отчаянно рискуя, днем и ночью бомбили живую силу и технику врага, доставляли грузы войскам, высаживали десанты…
Скончался в Москве 23 декабря 1972 г. в возрасте 84 лет.
Академик, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий, был награждён восемью орденами Ленина, шестью другими орденами. Уникальными можно считать Большую золотую медаль ФАИ, итальянскую премию им. Леонардо да Винчи, французскую Золотую медаль основоположников авиации, которые вручили А.Н. Туполеву. Его имя носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти.
nebo.histrf.ru
Андрей Николаевич Туполев. А.Н. Туполев – человек и его самолеты
Андрей Николаевич Туполев
Андрей Николаевич Туполев появился на свет в родном доме на хуторе Пустомазово вблизи города Кимры на северо-западе России 29 октября (10 ноября по новому стилю) 1888 года. Кроме Андрея, детей в семье Туполевых было еще шестеро: старшие – два брата и три сестры, и младшая сестра.
Отец семейства Николай Иванович Туполев был родом из сибирского Сургута и происходил из казаков. После окончания гимназии в Тобольске он стал учителем и преподавал арифметику и геометрию. Проработав несколько лет, Николай Иванович решает учиться дальше и поступает в Московский университет. Но в Москве, оказавшись участником студенческих волнений, orf попадает под надзор полиции и вынужден расстаться с учебой. После отчисления Н.И.Туполев отправляется в Тверскую губернию и поступает на службу нотариусом при уездном суде города Карчевска. Спустя некоторое время Николай Иванович вновь круто меняет образ жизни, покупает участок земли на хуторе Пустомазово и начинает крестьянствовать. Мать А. Н. Туполева Анна Васильевна Лисицына родилась в 1850 году в Торжке в семье судебного следователя и окончила гимназию в Твери. Она владела французским и немецким языками, играла на фортепьяно.
С раннего детства Андрей Николаевич увлекался моделированием, научился делать домашнюю мебель. При поддержке родителей, которые всячески поощряли эти занятия, Андрей не без успеха развивает свои навыки. В возрасте тринадцати лет он поступает в Тверскую гимназию – ту самую, в которой в свое время училась Анна Васильевна. Учителя не заметили в мальчике никаких особых талантов, за исключением, разве что, увлечения астрономией. К моменту окончания гимназии летом 1908 года Андрей твердо решил, что пойдет «по технической части». Он подал заявления сразу в два высших учебных заведения и после успешной сдачи вступительных экзаменов был принят в оба: Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) и Институт инженеров железнодорожного транспорта. Выбор пал на ИМТУ, и об этом Туполев не жалел: уже в конце первого курса он признавался друзьям, что учеба далеко превзошла все его планы и ожидания.
Осенью 1909 года в ИМТУ начиналось чтение нового курса – аэродинамики. Читал предмет Николай Егорович Жуковский. Спустя несколько месяцев под руководством Жуковского было сформировано в училище новое отделение. Уже в апреле 1910 года в стенах ИМТУ прошла первая воздухоплавательная выставка, организованная студентами. Среди экспонатов были масштабная модель построенного во Франции биплана «Антуанетт» и одна из первых аэродинамических труб, спроектированная и построенная Туполевым. Конструкция, получившая название «плоской аэродинамической трубы», предназначалась для предполетных испытаний новых разработок. Несколько позднее Туполев разработал аэродинамическую трубу круглого сечения, создание которой положило начало аэродинамической лаборатории при ИМТУ. Аэродинамические трубы Туполева эксплуатировались в училище вплоть до 1923 года.
После закрытия выставки Туполев и его товарищи по учебе приступили к постройке «весового планера». Используя теоретические разработки Лилиенталя, конструкторы предусматривали, что пилот управляет планером по тангажу и направлению при помощи веса собственного тела. Заметим, что этот принцип и поныне применяется в конструировании дельтапланов. Первые полеты новой конструкции состоялись в Лефортовском парке в Москве. Самая ранняя опубликованная фотография Туполева запечатлела его во время полета на одном из таких планеров в Лефортове, а появилась она на страницах первого выпуска «Бюллетеня Московского общества воздухоплавания» в 1910 году.
Учеба и работа в аэродинамической лаборатории ИМТУ прервались весной 1911 года. Власти обвинили Туполева в предоставлении своего домашнего адреса для переписки «городского объединенного комитета высших учебных заведений Москвы и Санкт- Петербурга». В связи с политической обстановкой, царившей в то время в России, 14 марта 1911 года Туполев был арестован и, несмотря на колоссальные усилия, предпринятые его учителем Жуковским, освобожден был лишь 21 апреля – в день похорон отца. Впоследствии арест заменили безвыездным поселением на хуторе Пустомазово. (Туполев никак не участвовал в надвигавшейся революции 1917 года, хотя, безусловно, знал о ней. Как и большинству его односельчан, Туполеву оставалось лишь принять ее исход.) В конце 1912 года Туполев обращается с прошением о восстановлении в ИМТУ. Прошение удовлетворили, но приступить к занятиям удалось лишь с февраля 1914 года по окончании срока ссылки в Пустомазове. Кроме того, необходимо было поддерживать мать и младшую сестру.
В 1916 году было образовано авиационное расчетно-испытательное бюро, которое возглавил Жуковский. Туполева назначили заместителем руководителя бюро, ответственным за лабораторные установки и оборудование. Бюро выполняло большую работу по расчетам аэродинамических нагрузок и экспериментальным разработкам в области конструкций самолетов.
По окончании учебы 11 июня 1918 года Туполев получает звание инженера-механика. Тема дипломного проекта формулировалась так: «Проектирование гидроплана на основании испытаний в гидротрубах». В том же году на II Всероссийском авиационном съезде Жуковский, считающийся отцом русской авиации, дал высокую оценку работе своего ученика: «Гидроплан, представленный нашим инженером Туполевым, представляет выдающееся исследование, – как он поднимается с воды, как садится на воду, и благодаря исследованию молодого ученого, который воспользовался английскими опытами, это дело вполне выяснилось. Если бы эти исследования были напечатаны, то они составили бы славу для русской ученой авиации…»
К 1920 году Императорское училище было переименовано в Московское Высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал здесь курс лекций «Основы аэродинамических расчетов».
А.Н.Туполев в своем рабочем кабинете под портретом Н.Е.Жуковского. Из собрания М.Саукке
Поделитесь на страничке Следующая глава >biography.wikireading.ru
Туполев, Андрей Николаевич — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев.Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября] 1888[1] — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.
Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.
Биография
Детство
Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в селе Пустомазово (57°03′20″ с. ш. 37°18′29″ в. д.HGЯO ныне — Кимрский район, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.
Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.
Высшее образование
Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
Профессиональная деятельность
В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу — с другой.
В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25[3]. В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).
Поездка в США для Туполева была второй по счёту. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским[источник не указан 342 дня][4] возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолётов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолёт фирмы Дуглас DC-3.
Создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.
Производство первоначально было организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.
Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942-го по 1952-й годы (в 1941-м году 1 опытный экземпляр). В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.
Создатель стратегического бомбардировщика Ту-4.
КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.
В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
Арест и заключение
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолётов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вёл сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов).Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[5].
Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).
Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[6].
Видео по теме
Семья
Общественно-политическая деятельность
Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС[7]. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.
Память
Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы
Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище
- Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
- В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
- В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
- В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Туполеву.
- В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
- установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[8]. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.[1]
- Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
Награды и звания
Примечания
- ↑ 1 2 Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
- ↑ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008
- ↑ Н. Гордюков, «Самолёт из легенды» Архивировано 30 сентября 2012 года., Моделист-Конструктор, 8-1978
- ↑ Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году
- ↑ Туполев Андрей Николаевич в базе данных memo.ru
- ↑ Могила А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище
- ↑ Бодрихин, 2011, с. 3.
- ↑ Мемориал А. Н. Туполева
Литература
Ссылки
wiki2.red
Туполев Андрей Николаевич Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев. Андрей Туполев (справа) с экипажем самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут» на аэродроме Щёлково. 1936. Фото М. КалашниковаАндре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября] 1888[1] — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.
Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.
Биография
Детство
Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в селе Пустомазово (ныне не существует, находилось между деревнями Абросимово и Симоново в Кимрском районе, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.
Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.
Высшее образование
Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
Профессиональная деятельность
В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу — с другой.
В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25[3]. В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).
Поездка в США для Туполева была второй по счёту. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским[источник не указан 595 дней][4] возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолётов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолёт фирмы Дуглас DC-3.
Создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.
Производство первоначально было организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.
Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942-го по 1952-й годы (в 1941-м году 1 опытный экземпляр). В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.
В годы Великой Отечественной войны неоднократно посещал Казанский авиационный институт. Руководил продувками моделей своих самолетов, по результатам которых создавались новые боевые самолеты и их модификации.
Создатель стратегического бомбардировщика Ту-4.
КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.
В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
Арест и заключение
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолётов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вёл сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[5].
Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).
Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[6].
Семья
Общественно-политическая деятельность
Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС[7]. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.
Историческое значение
Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал вектор развития мирового самолетостроения, направив его на перспективный путь. Туполев и его коллектив в 1920-е гг. создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии[8]
Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина».
Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолетов, 70 из них были поставлены на серийное производство. Самолеты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран[9].
Память
Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы
Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище
Бюст академика А.Н Туполева: Майская площадь, Кимры
- Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме[10].
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
Награды и звания
Примечания
- ↑ 1 2 Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
- ↑ Трижды Герой Социалистического Труда Туполев Андрей Николаевич :: Герои страны
- ↑ Н. Гордюков, «Самолёт из легенды» Архивировано 30 сентября 2012 года., Моделист-Конструктор, 8-1978
- ↑ Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году
- ↑ Туполев Андрей Николаевич в базе данных memo.ru
- ↑ Могила А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище
- ↑ Бодрихин, 2011, с. 3.
- ↑ Андрей Николаевич Туполев и его творческая деятельность // nsportal.ru.
- ↑ Туполев Андрей Николаевич – гений советского неба // www.km.ru.
- ↑ Tupolevlaan (англ.). Tupolevlaan. Дата обращения 27 декабря 2018.
- ↑ Мемориал А. Н. Туполева
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Андрей Николаевич Туполев | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1944. | |||||||
| |||||||
Рождение | 29 октября (10 ноября) 1888(1888-11-10) сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя | ||||||
Смерть | 23 декабря 1972(1972-12-23) (84 года) Москва, СССР | ||||||
Место погребения | Новодевичье кладбище | ||||||
Отец | Туполев Николай Иванович (1842—1911) | ||||||
Мать | Туполева Анна Васильевна (1850—1928) | ||||||
Супруга | Туполева Юлия Николаевна (1894—1962) | ||||||
Дети | дочь Юлия (1920—2011) и сын Алексей (1925—2001) | ||||||
Партия | беспартийный | ||||||
Образование | МВТУ | ||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||
Учёное звание | академик АН СССР | ||||||
Профессия | авиаконструктор | ||||||
Автограф | |||||||
Награды |
ru-wiki.ru
Андрей Николаевич Туполев | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1944. | |||||||
| |||||||
Рождение | 29 октября (10 ноября) 1888(1888-11-10) сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя | ||||||
Смерть | 23 декабря 1972(1972-12-23) (84 года) Москва, СССР | ||||||
Место погребения | Новодевичье кладбище | ||||||
Отец | Туполев Николай Иванович (1842—1911) | ||||||
Мать | Туполева Анна Васильевна (1850—1928) | ||||||
Супруга | Туполева Юлия Николаевна (1894—1962) | ||||||
Дети | дочь Юлия (1920—2011) и сын Алексей (1925—2001) | ||||||
Партия | беспартийный | ||||||
Образование | МВТУ | ||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||
Учёное звание | академик АН СССР | ||||||
Профессия | авиаконструктор | ||||||
Автограф | |||||||
Награды |
ru-wiki.ru
ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1888-1972) советский авиаконструктор
Для современного человека реактивный самолет настолько привычен, что мы даже не задумываемся, что каких-нибудь тридцать лет назад их еще не было. Удивительно, но, когда начиналась работа надТу-104 — первым пассажирским реактивным самолетом, высказывались сомнения в том, что обычный человек сможет выдержать полет со скоростью 1000 километров в час.
Сама же идея строительства подобных самолетов возникла почти семьдесят лет назад, когда в далеком 1918 году Туполев закончил МВТУ и стал заниматься совершенно новой тогда областью — аэродинамическим расчетом самолетов. Со своим учителем, академиком С.А.Чаплыгиным, он впервые разработал методику расчета самолета как единого целого.
Как и многие другие конструкторы, Туполев занимался не только авиацией. Он проектировал скоростные глиссеры и даже аэросани. Но с 1922 года он становится одним из ведущих авиаконструкторов страны. Именно тогда в составе ЦАГИ — основанного Жуковским аэрогидродинамического института — было создано конструкторское бюро Туполева.
С самого начала отличительной чертой его конструкторского подхода стало решение проблем, казавшихся всем принципиально неразрешимыми. Так, например, Туполев первым спроектировал и построил цельнометаллический самолет. Не слушая возражений тех, кто утверждал, что подобная машина будет слишком тяжелой и не сможет подняться в небо, конструктор доказал, что по своим летным качествам она значительно превосходит все известные в то время модели самолетов. Любопытно, что в Европе аналогичные машины стали строить лишь через несколько лет.
Творческая фантазия Туполева была поистине безграничной. Под его руководством был создан знаменитый самолет «Родина» (АНТ-25), на котором были совершены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку. В 1936 году, когда самолет увидели американцы, они восприняли его появление как событие едва ли не более значительное, чем сам полет Чкалова.
Однако сам конструктор в это время находился в заключении. Как и многие другие, в тридцатые годы Туполев был оклеветан и более чем на десять лет оказался оторванным от семьи и научных исследований. Лишь с началом войны ему было разрешено вернуться к конструкторской работе.
В годы войны он создал фронтовой бомбардировщик Ту-2, а также целое семейство торпедных катеров, отличавшихся высокими динамическими качествами.
В первые послевоенные годы конструктор продолжал строить военные самолеты. На них было установлено множество мировых рекордов по дальности полета, высоте подъема грузов и скорости, а также выполнено 28 уникальных перелетов. Наиболее известен спроектированный им реактивный бомбардировщик Ту-16.
Одним из первых Туполев перешел к пассажирскому самолетостроению. Созданный им первый реактивный самолет Ту-104 стал легендой отечественного самолетостроения. В нем наиболее полно воплотились те принципы и подходы, которые конструктор вынашивал всю жизнь.
Девизом Туполева всегда были слова: «Некрасивая машина никогда не будет летать». Вот почему все спроектированные им самолеты отличались не только высокими техническими качествами, но и прекрасным внешним и внутренним дизайном. Они были удобны как для пассажиров, так и для летчиков и радовали глаз своими пропорциями.
Туполев впервые организовал в составе своего бюро специальный отдел, который занимался разработкой внутренней отделки самолета. На протяжении многих лет его возглавляла жена конструктора. Юлия Андреевна Туполева. Спроектированные ею интерьеры самолетов напоминали хорошо обставленные гостиные, где человек чувствует себя уютно и комфортно и может расслабиться и отдохнуть.
Туполев впервые в практике самолетостроения применил и другое новшество — полную герметизацию самолета. Независимо от высоты полета давление в кабине оставалось почти таким же, как и на земле. И пассажиры, и летчики во время полета почти не испытывали никаких неприятных ощущений. Даже окна оставались всегда прозрачными, потому что были снабжены специальной системой подогрева.
После Ту-104 Туполев создал целое семейство пассажирских реактивных лайнеров. Среди них — небольшой самолет Ту-124, способный садиться на аэродромы без покрытия, а также первый в истории самолетостроения сверхдальний пассажирский самолет Ту-114.
Последняя модель, над которой конструктор работал до самого конца жизни, была такой же новаторской, как и все остальные. Это был первый в истории сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако увидеть свою мечту воплощенной в реальный образ конструктор не успел, поскольку умер до окончания испытаний новой машины.
biography-peoples.ru