Зачем ВКС РФ нужен турбовинтовой штурмовик?

Современное лицо боевой авиации – сложные и дорогие авиационные комплексы. Но наряду с такими самолетами, как F-35 и ПАК ФА, сейчас все чаще говорят о других – недорогих, но эффективных штурмовиках, созданных для «малых» войн. За скромным внешним видом этих машин скрыты большие возможности, и исчезать с рынка вооружений в обозримом будущем они не планируют. О том, какое будущее их ждет, телеканалу «Звезда» рассказали инженеры-конструкторы ОКБ Сухого Павел Макаров и Андрей Стахович.

Содержание:

Малый самолет для больших задач

Как ни странно, но в современном мире перспективы у турбовинтовых штурмовиков самые высокие, причем продиктовано это именно боевым опытом и спросом на международном рынке вооружений. В развитии собственной авиации заинтересованы все страны мира, но многие просто не могут себе позволить самолеты 4-го и уж тем более 5-го поколения. В то же время противопартизанская авиация дает возможность просто и дешево решить локальные задачи по обеспечению патрулирования, борьбе с контрабандой и терроризмом.

Важно отметить, что сейчас эти задачи в полном объеме не способен решить ни один беспилотник. При всех достоинствах БПЛА по своему ударному потенциалу не могут сравниться с пилотируемой авиацией. Беспилотники являются средствами разведки и наблюдения, они отлично подходят для разовых точечных ударов, но в силу ограниченной грузоподъемности они не способны оказать эффективную огневую поддержку при проведении спецопераций или «прижать огнем» атакующих боевиков в отличие от противопартизанских самолетов.

Кроме того, как выяснилось из американского опыта эксплуатации дронов на Ближнем Востоке, каналы связи и передачи данных БПЛА оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой ими информации, имеются и проблемы с распознаванием операторами гражданских лиц и объектов. К тому же облегченная конструкция и неспособность ударно-разведывательных БПЛА выполнять резкие противозенитные маневры в сочетании с узким полем зрения камеры и наличием запаздывания реакции на команды оператора делают их весьма уязвимыми даже в случае небольших повреждений.

Это в сочетании с довольно большой аварийностью и высокой стоимостью делает расходы на восполнение парка потерянных БПЛА вполне сопоставимыми с расходами на восполнение парка пилотируемых самолетов.

Ударный БПЛА MQ-9 Reaper ВВС США

Немаловажен и тот факт, что противопартизанские самолеты могут быть использованы как учебно-тренировочные, так как могут выполнить все задачи самолета основной подготовки для летных училищ. При этом за счет меньшего расхода топлива на час полета их стоимость будет ниже, чем у реактивных учебных самолетов.

вернуться к меню ↑

От Второй мировой до Вьетнама

Концепция противопартизанской авиации родилась в ответ на запрос времени и вопреки прогнозам военных аналитиков. По окончании Второй мировой войны установилась мировая политическая система с двумя ярко выраженными центрами силы – США и СССР. Глобальный конфликт не имел внятных перспектив для обеих сторон. Но даже при осознании этого факта все участники процесса готовились к новой войне, разрабатывая все более сложное оружие.

Но незаметно для всех вид военных конфликтов менялся: война переставала быть массовой и повсеместной – конфликты вспыхивали в отдельных регионах, где очень часто против армейских частей действовали полувоенные (партизанские) формирования. В таких условиях использовать для поддержки наступающих сухопутных войск авиационную технику, разработанную для «большой» войны, оказалось нецелесообразно, дорого и в ряде случаев неэффективно.

Первыми с проблемой поддержки наступающих сухопутных армейских частей столкнулись ВВС США во Вьетнаме. Создававшиеся для войны с СССР реактивные самолеты оказались малоэффективными для поддержки армии в условиях джунглей или нанесения ударов по противнику, использующему партизанскую тактику, а вертолеты – недостаточно мобильными и слишком заметными при проведении военных операций. В свою очередь переоборудованные учебно-тренировочные самолеты оказались слабо защищенными от огня ПВО.

Первое время (например, во время войны в Корее) проблема решалась «старыми запасами» – самолетами, оставшимися в строю со времен Второй мировой войны, например поршневыми бомбардировщиками А-26 Invader и штурмовиками А-1 Skyraider. Эти самолеты были спроектированы совсем для других целей и не удовлетворяли требованиям военных: боевые потери и выработка ресурса делали их «уход со сцены» лишь вопросом времени.

А-1 Skyraider во Вьетнаме

В этих условиях в США и Европе стартовало несколько программ по созданию специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency – контрпартизанские или противопартизанские). Главная идея программы заключалась в том, что против малоразмерных и малозащищенных целей следует использовать легкий, дешевый и многофункциональный самолет, который может наносить удары по «мягким» (то есть слабо защищенным средствами ПВО) целям, осуществлять патрулирование, выполнять функции легкого транспортного/связного ЛА, а также различные небоевые специальные задачи.

Результатом этих программ стал целый ряд различных боевых машин для борьбы с противником, слабо защищенным средствами ПВО.

вернуться к меню ↑

Продукт времени

До начала 1980-х годов XX века «локомотивами» в вопросах создания штурмовиков под требования программы COIN были США и Франция. Франция стремилась сохранить влияние в своих африканских колониях, США использовали данные машины для локальных войн за свои интересы на территории других стран.

Постепенно для Франции актуальность создания для своих ВВС таких самолетов отпала (колонии были потеряны) – все машины были сняты с производства и выведены из эксплуатации (например, противопартизанский самолет Potez-75, учебно-тренировочный самолет T-28S Fennec).

Potez-75

Но уходить с рынка французы, похоже, не собираются: в 2011 году французская фирма АТЕ представила на авиасалоне в Ле Бурже легкий разведывательно-ударный самолет Pulsatrix. Компания рассчитывает, что проект привлечет внимание государств, не обладающих достаточными средствами для закупки специализированных легких ударных самолетов.

Легкий разведывательно-ударный самолет Pulsatrix

В США, напротив, интерес к противопартизанской авиации со временем только усилился, а в 1990-х годах XX века начался своеобразный бум на такие машины: за последующие 20 лет частными фирмами были разработаны сразу несколько новых самолетов – A-22 Pirahna, Cessna AC-208 Combat Caravan, V-1-A Vigilant, Scorpion, AT-802U, Аrchangel BPA, АТ6-В.

Cessna AC-208 Combat Caravan

Cessna AC-208 Combat Caravan

Одним из самых известных самолетов, созданных по программе COIN, стал американский штурмовик OV-10 Bronco, который американцы во Вьетнаме называли «рабочей лошадкой».

OV-10 Bronco

вернуться к меню ↑

Российский легкий штурмовик

Долгое время в СССР военные отвергали саму идею создания военной техники для борьбы с партизанскими (освободительными) силами, а создание за рубежом самолетов такого класса объясняли желанием капиталистов эксплуатировать и угнетать захваченные колонии. Ситуация изменилась во время войны в Афганистане.

Так же как и в США, отечественные военные руководители пришли к выводу, что созданная военная техника не полностью подходит для данного конфликта. Но и тогда концепция противопартизанского самолета (военные так и не ввели данную классификацию в официальный лексикон) не нашла большого количества сторонников. И все же работы были начаты – первым результатом стал самолет Як-52Б (ударная модификация УТС Як-52).

Як-52Б

Распад СССР и последующие преобразования в нашей стране поставили крест на всех начинаниях в данном направлении. Тем не менее в последнее десятилетие XX века было создано несколько интересных проектов, таких как, например,

самолеты КБ Грунина. Ни один из образцов не пошел дальше летных прототипов, а некоторые так и остались на бумаге. Частичной реализацией концепции COIN в России можно считать выпускавшиеся в 1990-е и 2000-е года переделанные для патрульных и ударных задач легкие гражданские самолеты.

Например, ФПС России заказала для контроля государственной границы небольшую партию патрульных самолетов СМ-92П, являющихся вооруженной пулеметами и бомбами или НАР модификацией гражданского самолета СП-92 «Финист». Но подобные самолеты обладают невысокой живучестью в силу сравнительно небольшой скорости полета и отсутствия защиты и являются временным решением по принципу «дешево и сердито».

СМ-92П

Основная же ноша борьбы с незаконными вооруженными формированиями в российской авиации до сих пор лежит на плечах постепенно устаревающих штурмовиков Су-25 и вертолетов армейской авиации. Но следует отметить, что при сравнимой с противопартизанскими самолетами боевой загрузке боевые вертолеты, в силу конструктивных особенностей и меньшей скорости, являются более легкой целью для зенитного огня, обладая при этом более высокой себестоимостью.

Кроме того, время нахождения турбовинтового штурмовика в районе цели ввиду существенно меньшего удельного расхода топлива может быть в разы больше, чем у вертолета или Су-25. Немаловажным фактором является и то, что стоимость полетного часа турбовинтового штурмовика может быть в несколько раз меньше, чем у боевого вертолета или реактивного боевого самолета при выполнении одной и той же задачи.

вернуться к меню ↑

Полторы тонны бомб и ракет

Анализируя историю создания самолетов класса COIN, можно выделить три качественно разных подхода к созданию таких самолетов. Первый – это создание специализированного штурмовика с нуля. Достоинством такого подхода является появление самолетов, полностью удовлетворяющих требованиям заказчика. Недостаток – высокая стоимость опытно-конструкторских работ и разворачивание серийного производства. Также к недостаткам можно отнести узкую специализацию машин.

Второй подход – модификация уже существующего легкого гражданского самолета либо учебно-тренировочной машины для военных нужд. Достоинства такого метода – относительная дешевизна производства, так как «почти такой же самолет» уже производится и эксплуатируется. Недостатки – не всегда высокие ЛТХ и часто низкая живучесть.

Третий подход – создание многофункционального аппарата, одной из задач которого является борьба с противником, слабо защищенным средствами ПВО. Достоинства такого подхода заключаются как в соблюдении требований заказчика для штурмовика, так и в большой зоне его применения и в военных, и в гражданских целях (например, в первоначальной подготовке пилотов). К недостаткам можно отнести более высокую стоимость, чем во втором подходе.

Боевой опыт показал, что такой самолет должен иметь максимальную скорость не более 700 километров в час, а рабочую – не более 300–400 километров в час (в противном случае пилот будет испытывать нехватку времени для прицеливания). Самолет должен иметь бронезащиту кабины пилотов и наиболее важных частей конструкции от стрелкового оружия, современные средства противодействия ПЗРК.

В зависимости от поставленной задачи он должен иметь возможность применять широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия с массой боевой нагрузки в 1000–1500 килограмммов, а также иметь в качестве силовой установки турбовинтовой двигатель как более экономичный по отношению к турбореактивному и обладающий более низкой заметностью в ИК-диапазоне.

вернуться к меню ↑

Бразилия, Аргентина, США, Россия?

На сегодняшний день успешно выпускаются и продаются легкие штурмовики Pilatus PC-9М (Швейцария), Embraer EMB-314 Super Tucano (Бразилия) и АТ-802U (США). В США активно продвигаются на рынок военной техники новые самолеты AT-6В (модернизированный AT-6 Texan II) и IOMAX Archangel.

Лёгкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano. Бразилия

В США командование ВВС приступило к выработке требований к новому штурмовому самолету, который должен будет заменить устаревшие A-10 Thunderbolt II. Как сообщает Defense News, возможный проект получил условное обозначение A-X. В новом самолете для непосредственной авиационной поддержки должны использоваться современные технологии, повышающие его эффективность по сравнению с A-10.

Предполагаемый чертёж самолёта проекта A-X.

В качестве существующих самолетов, которые могут стать платформой для нового штурмовика, рассматриваются A-29 Super Tucano (экспортная версия Embraer EMB-314 Super Tucano) и AT-6 Texan II. В ЮАР разрабатывают свой самолет такого класса, AHRLAC, в 2015 году прототип направлен на летные испытания.

Первый летающий прототип самолёта AHRLAC

Аргентинский штурмовик FMA IA.58 Pucara и американский OV-10 Bronco, ранее снятые с производства, в настоящее время вновь вводятся в эксплуатацию и проходят модернизацию с точки зрения улучшения силовой установки и комплектации БРЭО.

Аргентинский штурмовик FMA IA.58 Pucara

В отечественной авиации, к сожалению, самолетов подобного класса пока нет, хотя потребность в таких машинах присутствует. «Противопартизанские» штурмовики никуда не исчезнут с рынка вооружений, и закрывать эту тему пока рано. Создание полноценных самолетов подобного класса способно не только повысить обороноспособность России, возможно даже в перспективе несколько снизив расходы на оборону и обучение летчиков, но и позволить ей занять еще одну нишу на рынке мировых вооружений.

PS. Требованиям, которые выдвигаются будущему отечественному штурмовику, на мой взгляд, полностью удовлетворяет старый добрый Ил-2. А точнее его более поздняя модификация Ил-10. Ещё раз, ИМХО, остаётся сделать эту машину на новой технологической базе с новым движком и нужный самолёт готов. Надеюсь, технологическая оснастка по нему всё ещё сохранилась.

Советский штурмовик времён Второй Мировой Ил-2

Источник – http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201608221910-svke.htm

alternathistory.com

Турбовинтовые учебно-тренировочные самолеты – жизненная необходимость

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • www.arms-expo.ru

    Военные винтовые самолёты

    Военные винтовые самолёты

    Военные винтовые самолёты

    Представлены наиболее известные образцы германских винтовых самолётов со времён Первой мировой войны до 60-х годов 20 века. Иллюстрации и описание из альбома Дэвида Дональда «Военные винтовые самолёты с 1914 года до наших дней». Иллюстрации отображают реальные внешние элементы конструкции самолёта и его окраски.

    Фоккер Dr.l (Германия)

    Альбатрос D.V (Германия)

    Физелер Fi-156C «Шторьх» (Германия)

    Хейнкель Не-111Н-16 (Германия)

    Мессершмитт Bf 109Е-7 (Германия)

    Мессершмитт Bf 110С-4 (Германия)

    Юнкерс Ju-52/3mg7e (Германия)

    Блом унд Фосс BV 141В-0 (Германия)

    Дорнье Do 2171Ч-2/1122(Германия)

    Фокке-Вульф Fw 190D-9(Германия)

    Юнкерc Ju-87G-1(Германияl)

    Юнкерс Ju-88G-1 (Германия)

    Трансалл С-160 (Франция/Германия)

    Фоккер Dr.l

    Изображенный «Фоккер» Dr.l с номером 152/17 (производственный номер 1864) был из первой серийной партии в 30 машин этого типа. Закрепленный за 11-й истребительной эскадрильей (на нем время от времени летал знаменитый Манфред фон Рихтгофен, у которого на счету 80 официальных побед), самолет «пережил» войну и продолжил путь в качестве экспоната в Берлинском музее в «сплошь красной» цветовой гамме. Отличительными чертами этой машины были большие рычаги элеронов на верхнем крыле, цельноповорачивающийся стабилизатор и небольшое крыло, установленное на оси шасси и обеспечивающее дополнительную подъемную силу.

    Время создания: 1917 год

    Характеристики самолета Фоккер Dr.l

    Тип: одноместный боевой разведывательный самолет.

    Силовая установка: один девятицилиндровый поршневой двигатель с кольцевым расположением поршней фирмы «Оберурсел» UR.2. мощностью 110 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость у земли 185 км/ч, на высоте 4000 м — 165 км/ч; скороподъемность на 1000 м 2 мин 55 сек; практический потолок 6100 м; дальность полета — 300 км; Продолжительность полета — 1 ч. 20 мин

    Масса: пустого самолета 406 кг, максимальная взлетная 586 кг

    Размеры: длина 5,77м, высота — 2,95 м; размах крыльев: верхнего -7,12 м, центрального — 6,23 м, нижнего 5,7 м; площадь крыльев, включая о6текатели оси 18,66 кв.м

    Вооружение: два 7,62 мм пулемета «ЛМГ» 08/15, боекомплект к каждому по 500 патронов


    «Фоккер» Dr.l

    Альбатрос D.V.

    Трудно найти среди самолетов боевого применения более яркие по внешнему оформлению, чем «Альбатрос» D. V. И этот пример — не исключение. Более поздние машины поставлялись в военные части некрашеными, потому что ткань на крыльях самолета, впитав краску, «садилась» и теряла необходимую прочность. Наиболее известным подразделением, летающим на «Альбатросах», стала 11-я истребительная эскадрилья. В ее рядах было немало первоклассных летчиков-истребителей и настоящих асов. Считается, что именно на этом D.V. летал Кляйн. Если это так, то именно на нем он был сбит МакКаденом.

    Время создания: 1917 год .

    Характеристики самолета Альбатрос D.V.
    Тип: одноместный разведывательный самолет-истребитель. Силовая установка: рядный поршневой двигатель фирмы «Мерседес» Д.IIIа мощностью 180/200 л.с.

    Размеры: длина 7,36 м, высота — 2,75 м; размах крыльев: верхнее — 9,00 м, нижнее — 8,73 м; площадь крыла 20,86 кв.м Масса: пустого самолета 680 кг, максимально снаряженного 915 кг

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость -170 км/ч; скороподъемность на 1000 м 4,4 мин, на 3000 м 14,5 мин, на 5000 м 35 мин; практический потолок — 5700 м; время тогета — 2 часа

    Вооружение: два курсовьх передних 7,67-мм пулемёта «ЛМГ» 08/5, стреляющих через диск пропеллера

    Физелер Fi-156C «Шторьх»

    Вне всякого сомнения, Физелер «Шторьх» был первым успешным примером целенаправленного создания военного самолета для связи и корректировки. Особенно выделяется конструкция этой машины, в сравнении с которой другие машины подобного класса однозначно проигрывают. На представленном изображении самолета Физелер FI-156C видны характерные особенности конструкции шасси: оно соединено с крыльями длинными амортизационными стойками, в которые встроены длинноходные масляные амортизаторы, рассчитанные на большие нагрузки, возникающие при посадке самолета. Успешное применение этой машины при выполнении задач, для решения которых она, собственно, и создавалась, послужило причиной для проведения всесторонних испытаний «Шторьха» в качестве самолета снабжения, машины для патрулирования побережья и легкого бомбардировщика. Правда, и такое его использование изначально предполагалось только во второстепенных операциях.

    Время создания: 1936 год

    Характеристики самолета Физелер Fi-156C

    Тип: самолёт с укороченным взлетом и посадкой; использовался как самолёт связи, самолёт-корректировщик, спасательный самолет. Силовая установка: один 8 цилиндровый оборотный поршневой двигатель «Аргус» As 10C-3 воздушного охлаждения мощностью 240 л.с

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость 175 км/ч; крейсерская 130 км/ч; дальность полета со стандартным запасом топлива 467 км

    Масса: пустого самолета 930 кг, при средней загрузке 1325 кг;

    Размеры: длина 9.9 м, высота — 3,0 м, размах крыла — 14,25 м, площадь крыла — 26,0 кв.м

    Вооружение: предусмотрен один 7,92- мм пулемет « МГ»-15 с четырьмя запасными магазинами, емкостью 75 патронов каждый

    Хейнкель Не-111Н-16

    Изображенный самолет с номером 3340, «Желтый Б», был приписан к 9-й эскадрилье 53-й бомбардировочной воздушной эскадры легиона «Кондор». Как видно, он имеет полосы на крыле, нанесенными перед массовыми налетами Люфтваффе на Лондон в воскресенье 15 сентября 1940 года — кульминация «Витвы за Британию». По этим полосам истребители сопровождения Королевских ВВС опознавали свой самолет. Также всегда считалось, что три белые полосы на крыле самолета означали его принадлежность к третьей группе воздушной эскадры, хотя существует столько аномалий, что такое утверждение можно подвергнуть сомнению. Исторический факт: этот самолет был подбит в тот день во время налета и совершил вынужденную посадку в Арментье. Два члена его экипажа были ранены. Недавние компьютеризированные исследования предполагают, что этот самолет скорее всего был атакован «Спитфайрами» 55 истребительной эскадрильи Королевских ВВС Великобритании.

    Время создания: 1936 год

    Характеристики самолета Хейнкель Не-111Н-16:

    Тип: пятиместный средний ночной бомбардировщик, самолет наведения, буксировщик планеров

    Силовая установка: два рядных поршневых двигателя — «Юнкерс Юмо»-211F-2, мощностью 1350 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м 435 км/ч; практический потолок — 8500 м; средняя дальность полета 1950 км

    Масса: пустого самолета — 8680 кг, максимальная взлетная -14000 кг

    Размеры: длина — 16,40 м, высота — 4,00м, размах крыла 22,60 м, площадь крыла — 86, 50 кв.м

    Вооружение: одна 20-мм пушка «MГ»-FF, один 13-мм пулемет «МГ» 131 и до семи 7,62 мм пулеметов «МГ»-15 и «МГ»-81, одна 2000-кг авиабомба на внешних бомбодержателях и одна 500-кг бомба во внутреннем бомбоотсеке или восемь 250-кг бомб во внутренних бомбоотсеках.

     

    Мессершмитт Bf 109Е-7

    Введенный в боевой состав Люфтваффе в середине «Битвы за Британию» в августе 1940 года, Мессершмитт Bf 109Е-7 отличался модифицированной топливной системой и узлами для крепления снизу фюзеляжа дополнительного подвесного топливного бака. Таким образом, снабженная дополнительным количеством топлива, новая модификация самолета была способна обеспечить эффективное сопровождение бомбардировщиков во время массированных налетов на Лондон в сентябре 1940 года. «Красную двойку» (тактический номер 2058), изображенную здесь, пилотировал унтер-офицер Клик из 3-й эскадрильи 2-й воздушной эскадры. Самолет был сбит истребителями британских Королевских ВВС в ходе известного налета на Лондон 15 сентября.

    Время создания: базовый прототип 1936 год; модификация 1939 год

    Характеристики самолета Мессершмитт Bf 109Е-7

    Тип: одноместньй истребитель-перехватчик

    Силовая установка: один 12 цилиндровой рядный обратный V-образный двигатель «Даймлер-Бенц» DВ 60IN с жидкостным охлаждением мощностью 1200 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 3749 м — 578 км/ч; скороподъёмность — 1006 м/мин; практический потолок- 11125 м, дальность полёта 1094 км

    Масса: пустого самолёта 2014 кг, максимальная взлетная — 2767 кг

    Размеры: длина — 8,74 м, высота — 3, 40 м, размах крыла 9,86 м, площадь крыла -16,16 кв.м

    Вооружение: одна курсовая 20-мм пушка «МГ» FF/M, стреляющая через ось редуктора, четыре 7,9-мм пулемета «МГ» 17 в носовой части фюзеляжа и крыльях

    Мессершмитт Bf 110С-4

    Изображенный самолет Мессершмитт Bf 110С-4 110С-4/B принадлежал к 9-й эскадрилье 26-й штурмовой эскадры «Хорст Вессель». На иллюстрации хорошо видны две 250-кг и четыре 100-кг бомбы. Эта машина была среди первых германских самолетов, отправленных на Средиземноморский театр военных действий. С конца 1940-го года они базировались в Палермо.

    Время создания: 1936 год

    Характеристики самолета Мессершмитт Bf 110С-4

    Тип: двухместный тяжелый истребитель

    Силовая установка: два 12-цилиндровых обратных поршневых двигателя «Даймлер Бенц» DB 601А мощностью 1100 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость: на высоте 7000 м — 560 км/ч; скороподъемность — 660 м/мин; практический потолок -10000 м; средняя дальность полета — 775 км

    Масса: пустого самолета 5200 кг, максимальная взлетная 6750 кг

    Размеры: длина 12,65 м, высота 3,50 м, размах крыла 16,27 м, площадь крыла — 38,40 кв.м

    Вооружение: две курсовых 20 мм пушки «МГ» 151 и четыре курсовых 7,92-мм пулемета «МГ» 17 в носовой части фюзеляжа для стрельбы вперед, а также один закрепленный на оси 7,92-мм спаренный пулемет «МГ» 812 в задней кабине пилота для стрельбы за кормой

     

    Блом унд Фосс BV 141В-0

    Это четвертый предсерийный образец самолета Блом унд фосс BV 141В-0 (носил обозначение В V 141 V12). Именно в таком виде он был доставлен в Тарневиц на испытания оружия. Во время стрельб обнаружилось, что из-за неудачной конструкции пулеметной установки кабина пилота быстро наполнялась пороховыми газами. Серия В существенно отличалась от серии А. Она имела больший по размерам двигатель, в целом большие размеры самолета, равно сужающиеся к концу консоли крыльев и смещенное хвостовое оперение с одним стабилизатором Это последнее усовершенствование позволило стрелку без помех простреливать практически всю заднюю полусферу из пулемета, расположенного в задней части кабины. Пороховые газы и другие проблемы постоянно преследовали самолет по программе BV 141В и к тому времени, как самолет был окончательно доработан, его функции и задачи успешно выполнял «Фокке-Вульф» Fw 189.

    Время создания: 1938 год

    Характеристики самолета Блом унд Фосс BV 141 В-0:

    Тип: платформа тактической разведки и обеспечения взаимодействия

    Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель «БМВ» 801А-0, его мощность оценивалась в 1560 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на уровне земли — 368 км/ч, на высоте 5000 м — 438 км/ч; максимальная дальность полета — 1900 км; средняя дальность оперативного применения -1200 км; практический потолок 10000 м

    Масса: пустого снаряженного самолета — 4700 кг, с нормальной нагрузкой 5700 кг, максимальная взлетная 6100 кг

    Размеры: длина 13,95 м, высота — 3,60 м, размах крыла 17,46 м, площадь крыла — 52,9 кв.м

    Вооружение: два курсовых 7,9-мм пулемета «МГ»-17, один задний 7,9 мм пулемет «МГ»-15, бомбодержатели под крыльями для четырех 50-кг бомб SC-50

    Дорнье Do 217N-2/R22

    Серийно производимый с весны до конца 1943 года самолет Do 217N-2 включил в себя все усовершенствования модификации N-1 в качестве стандартных. Многие самолеты, как и изображенный, были модифицированы до уровня Do 217N-2/R-22: в фюзеляже под наклоном устанавливались четыре пушки «Музик», а потом — и радиолокационная станция «Лихтенштейн» SN-2. Самолеты Do 217N-2 позже также оснащались комплексами «Фленсбург» FuG 227. Эти радары могли обнаруживать по излучению самолеты британских Королевских ВВС, оснащенных радиолокационными станциями защиты хвоста «Моника». Машины также оснащались и комплексами FuG 350 «Наксос», настроенными на частоты радаров h3S, установленных на бомбардировщиках.

    Время создания: базовая модель1934 год

    Характеристики самолета Дорнье Do 217N-2/R-22:

    Тип: четырехместный ночной перехватчик и истребитель вторжения

    Силовая установка: два 12-цилиндровых двигателя «Даймлер-Бенц» DB 603А с жидкостным охлаждением, мощность каждого из которых оценивалась в 1750 л. с. для взлета и 1850 л.с. для полета на высоте 2100 м

    Размеры: длина (с антеннами) 18,90м, высота — 5,0 м, размах крыла -19,0 м, площадь крыла 57 кв.м

    Масса: пустого самолета -13700 кг, снаряженного -19780 кг

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость у земли 425 км/ч, на высоте 6000 м — 500 км/ч, максимальная крейсерская скорость на высоте 5400 м — 465 км/ч; экономичная крейсерская скорость на высоте 5400 м — 420 км/ч; скороподъемность на 4000 м — 11 мин, на 6000 м — 17 мин; практический потолок 8400 м; средняя дальность полета — 1755 км

    Вооружение: четыре 7,9-мм пулемета «МГ»-17 в верхней части носа, четыре 20- мм пушки «МГ»-151 в нижней части носа, четыре верхние 20-мм пушки «МГ» 151, установленные в центральной части фюзеляжа с наклоном вперед в 70 градусов

    Фокке-Вульф Fw 190D-9

    Изображенный здесь самолет Fw 190D-9 был приписан к 77-й истребительной эскадре. Хотя эта машина рассматривалась как «временная» — до поступления в части самолета модификации Та 152, она и сама была прекрасным самолетом, отличавшимся хорошей скоростью и скороподъемностью. Большинство германских летчиков скептически относились к новой модификации. Но когда им удавалось полетать на этом самолете, они говорили, что эта машина лучше модификации Fw 190А с двигателем «БМВ»-801, за исключением некоторых летных характеристик, в частности, при выполнении двойного переворота через крыло. Этот самолет привел истребительные части Люфтваффе к равенству с истребителями союзных ВВС, которые были оснащены последними моделями «Спитфайров» и «Мустангов».

    Время создания: прототип 1939 год и модификация 1943 год

    Характеристики самолета Фокке-Вульф Fw 190D-9:

    Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик

    Силовая установка: один 12- цилиндровый V-образный двигатель с перевернутым расположением цилиндров «Юнкерс Юмо» 213А-1. Самолет имел систему впрыска водно метаноловой смеси МW 50 для кратковременного увеличения мощности двигателя до 2242 л.с. На машине был установлен трехлопастной винт постоянной скорости

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 6600 м -586 км/ч. у земли — 575 км/ч; максимальная дальность полета без дополнительных топливных баков — 837 км; скороподъемность на 2000 м — 2,1 мин, на 10000 м — 7,1 мин
    Масса: пустого самолета 3490 кг, нормальная нагрузка — 4300 кг, предельно допустимая нагрузка 4840 кг

    Размеры: длина — 10,19 м, высота — 3,36 м, размах крыла — 10,5 м, площадь крыла -18,3 кв.м

    Вооружение: две 20 мм пушки «МГ» 151 боекомплектом 250 выстрела к каждой, два 13-мм пулемета «МГ»-131 боекомплектом 475 патронов к каждому, подфюзеляжные бомбодержатели ETC 504 для одной 500-кг авиабомбы SC 500

    Юнкерс Ju-52/3mg7e

    Изображенный Юнкерс Ju-52/3mg7e был приписан ко 2-й эскадрилье 1-й боевой авиационной группы особого назначения, базировавшейся в греческом Милосе в мае 1941 года перед вторжением на Крит. Для высадки воздушного десанта, известного как операция «Меркурий», был сосредоточен воздушный флот из 493 самолетов Ju-52/3 ms, командование которым возложили на генерал-майора Герхарда. Во время высадки первого эшелона возникла путаница и неразбериха. Поэтому следующие волны транспортов задержались с выброской десанта, из-за чего во многом были утеряны элементы внезапности и сосредоточенности сил. В итоге из каждых четырех высаженных десантников один был убит или ранен. К концу операции были уничтожены или серьезно повреждены более 170 «Юнкерсов» Ju-52/3ms.

    Время создания: 1931 год

    Характеристики самолета Юнкере Ю-52/3mg7е

    Тип: 18-местный военно-транспортный самолет

    Силовая установка: три 9 цилиндровых звездообразных двигателя «БМВ»-132Т-2 с воздушным охлаждением мощностью 830 л.с

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на уровне земли — 295 км/ч; скороподьемность — 208 м/мин; фактический потолок 5500 м; дальность полета-1290 км

    Масса: пустого самолета 6560 кг , максимальная взлетная 10515 кг

    Размеры: длина 18,90 м, высота 4,50 м, размах крыла — 29,25 м, площадь крыла -110,50 кв.м

    Вооружение (типичное): один верхний 7,92-мм пулемет «МГ»-15 и два бортовых 7,92- мм пулемета, расположенных в бортовых окнах

     

    Юнкерс Ju-87G-1

    Последней модификацией боевого самолета Ju-87 (кроме учебно-тренировочного JU-87H) стал противотанковый Ju-870-1 Он не строился специально, но был создан на базе модификации Ju-870-5. Концепция самолета была разработана знаменитым летчиком Гансом Ульрихом Руделем, совершившим 2530 боевых вылетов (30 раз его сбивали) и уничтожившим 519 советских танков. Самолет модификации Ju-87D-5 был переоборудован для установки под крыльями мощных 37-мм пушек Flak 18. Изображенный на развороте самолет входил в состав 5-й эскадрильи 2-й группы 3-й штурмовой эскадры, воевавшей на Восточном фронте в конце 1944 года. Вместо пушек под крыльями могли подвешиваться бомбы, но самолет не оснащался тормозами для снижения скорости пикирования.

    Время создания: прототип 1936 и модификация 1942 год

    Характеристики самолета Юнкерc Ju-87G-1:

    Тип: противотанковый самолет

    Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Юнкерс «Юмо» 211-J1 мощностью 1400 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость 314 км/ч; средняя крейсерская скорость — около 190 км/ч; скороподъемность и практический потолок неизвестны, но эти характеристики чрезвычайно невысоки; радиус действия — около 320 км

    Масса: пустого самолета около 4400 кг, максимальная взлетная 6600 кг

    Размеры: длина 11,50 м, высота -3,90 м, размах крыла — 15,00 м, площадь крыла 33,69 кв.м

    Вооружение: две 37-мм пушки ВК 3.7 и один управляемый 7,92-мм пулемет MG 81, а также бомбовая нагрузка при снятых подкрыльевых пушках

    Юнкерс Ju-88G-1

    Весной 1944 года тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании стали уничтожаться целыми группами. В Лондоне считали, что причина потерь в сконцентрированной и эшелонированной противовоздушной обороне. Британские бомбардировщики продолжали бороздить германское небо, как многочисленные маяки, излучая волны из своих радаров, количество которых на некоторых машинах доходило до трех. И все это в то время, когда ПВО внизу была просто слепой. То, что большинство этих потерь имело место по причине действий ночных истребителей, стало ясным со временем. Лишь практически к концу войны англичане наконец осознали, что именно стало причиной больших потерь бомбардировщиков. О самом страшном ночном истребителе в Лондоне было практически ничего неизвестно до тех пор, пока, по фантастически удачному для Великобритании стечению обстоятельств, в ночь с 12 на 13 июля 1944 года не «потерялся» экипаж самолета JU-88G-1, принадлежавшего 7-й группе 2-й ночной истребительной эскадры. Он осуществлял поиск «Стирлингов», устанавливавших минные поля, и из-за неисправности в компасах потерял ориентацию. Естественно, экипаж стал ориентироваться по радиолучу, который, как им казалось, шел из верного направления, нашел аэродром и благополучно посадил на него самолет. В итоге на аэродроме Королевских ВВС Великобритании в Вудбридже (Саффолк) самостоятельно приземлился секретный и жизненно важный для Германии радар SN-2 и комплекс «Фленсбург» FuG 227. К сожалению, самолет не был вооружен пулеметами для стрельбы в верхней полусфере, а был оснащен четырьмя пушками MG 151, расположенными в нижней части фюзеляжа. В носовой части видны антенны радара SN-2 (только на очень немногих самолетах, на которых летали опытные пилоты, эти антенны размещались в задней части фюзеляжа). Дипольные антенны на крыльях ловили излучения хвостовых радиолокационных станций «Моника», которыми оснащались самолеты Королевских ВВС Великобритании, и направляли их на комплекс целеуказания и определения местонахождения «Фленсбург». Единственным оборудованием, в котором явно нуждался этот самолет, были установленные под наклоном пушки «Музик» и комплекс «Наксос», направляющий на британские радары h3S.

    Время создания: прототип 1936 и модификация 1943 года

    Характеристики самолета Юнкере JU-88G-1:

    Тип: трехместный ночной истребитель

    Силовая установка: два звездообразных 14-цилиндровых двигателя «БМВ» 801D- 2 мощностью 1700 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость самолета, оснащенного радаром SN-2 и не вооруженного пушками для стрельбы в верхней полусфере — 573 км/ч; максимальное время полета без дозаправки — 4 ч. 45 мин; практический потолок 8840 м

    Масса: пустого самолета (типовая) — 9081 кг, снаряжеч-ного 13095 кг, максимально снаряженного — 14690 кг

    Размеры: длина без радара — 14,54 м, с антеннами радиолокационной станции SN-2 — 16,5 м, высота — 4,85 м, размах крыла — 20 м, площадь крыла 54,5 кв.м

    Вооружение: изображенный самолет был вооружен четырьмя 20-мм пушками MG151, расположенными под фюзеляжем, для стрельбы в нижней полусфере с боекомплектом в 200 выстрелов к каждой

    Трансалл С-160 (Франция/Германия)

    61-я воздушная транспортная эскадра, базирующаяся в Ландсберге, одна из частей Люфтваффе, летающая на самолетах «Трансалл» С-160. Как и большинство воздушных эскадр ВВС Германии, она состоит как минимум из двух эскадрилий. В данном случае «Трансалл» эксплуатируют 611-я и 612-я эскадрильи. На носовой части фюзеляжа изображена эмблема эскадры — черный козел на вершине горы, на хвостовом стабилизаторе менее замысловатый знак эскадрильи. 89 из 90 этих самолетов еще остаются на вооружении Люфтваффе (первоначальный заказ на поставку был сокращен). Все эти самолеты были модернизированы. Модернизация заключалась, в частности, в установке нового навигационного и бортового электронного оборудования, что позволило уменьшить число членов экипажа с четырех до трех человек.

    Время создания: 1963 год

    Характеристики самолета Трансалл С-160:

    Тип: транспортный самолет

    Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Роллс-Ройс «Тайн» Rty.20 Mk 22.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 4875 м — 513 км/ч; скороподъемность 396 м/мин; практический потолок 8230 м; дальность полета с 8000 кг полезной нагрузки 5095 км

    Масса: пустого самолета — 29000 кг, максимальная взлетная — 51000 кг

    Размеры: длина -32,4 м, высота — 11,65 м, размах коыла 40 м, площадь крыла -160 кв.м


    Иллюстрированный альбом

    Дэвид Дональд
    «Военные винтовые самолёты с 1914 года до наших дней» 2002 г.

    50 наиболее известных образцов винтовых самолётов мира, советские Ла-5ФН, Як-9, Пе-2ФТ.
    Каждый самолёт представлен полноцветными иллюстрациями в трёх проекциях
    Каждый самолёт детально характеризуется

    Смотреть в полном объёме


    for.historymania.info

    Военные винтовые самолёты

    Военные винтовые самолёты

    Военные винтовые самолёты

    Представлены наиболее известные образцы германских винтовых самолётов со времён Первой мировой войны до 60-х годов 20 века. Иллюстрации и описание из альбома Дэвида Дональда «Военные винтовые самолёты с 1914 года до наших дней». Иллюстрации отображают реальные внешние элементы конструкции самолёта и его окраски.

    Фоккер Dr.l (Германия)

    Альбатрос D.V (Германия)

    Физелер Fi-156C «Шторьх» (Германия)

    Хейнкель Не-111Н-16 (Германия)

    Мессершмитт Bf 109Е-7 (Германия)

    Мессершмитт Bf 110С-4 (Германия)

    Юнкерс Ju-52/3mg7e (Германия)

    Блом унд Фосс BV 141В-0 (Германия)

    Дорнье Do 2171Ч-2/1122(Германия)

    Фокке-Вульф Fw 190D-9(Германия)

    Юнкерc Ju-87G-1(Германияl)

    Юнкерс Ju-88G-1 (Германия)

    Трансалл С-160 (Франция/Германия)

    Фоккер Dr.l

    Изображенный «Фоккер» Dr.l с номером 152/17 (производственный номер 1864) был из первой серийной партии в 30 машин этого типа. Закрепленный за 11-й истребительной эскадрильей (на нем время от времени летал знаменитый Манфред фон Рихтгофен, у которого на счету 80 официальных побед), самолет «пережил» войну и продолжил путь в качестве экспоната в Берлинском музее в «сплошь красной» цветовой гамме. Отличительными чертами этой машины были большие рычаги элеронов на верхнем крыле, цельноповорачивающийся стабилизатор и небольшое крыло, установленное на оси шасси и обеспечивающее дополнительную подъемную силу.

    Время создания: 1917 год

    Характеристики самолета Фоккер Dr.l

    Тип: одноместный боевой разведывательный самолет.

    Силовая установка: один девятицилиндровый поршневой двигатель с кольцевым расположением поршней фирмы «Оберурсел» UR.2. мощностью 110 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость у земли 185 км/ч, на высоте 4000 м — 165 км/ч; скороподъемность на 1000 м 2 мин 55 сек; практический потолок 6100 м; дальность полета — 300 км; Продолжительность полета — 1 ч. 20 мин

    Масса: пустого самолета 406 кг, максимальная взлетная 586 кг

    Размеры: длина 5,77м, высота — 2,95 м; размах крыльев: верхнего -7,12 м, центрального — 6,23 м, нижнего 5,7 м; площадь крыльев, включая о6текатели оси 18,66 кв.м

    Вооружение: два 7,62 мм пулемета «ЛМГ» 08/15, боекомплект к каждому по 500 патронов


    «Фоккер» Dr.l

    Альбатрос D.V.

    Трудно найти среди самолетов боевого применения более яркие по внешнему оформлению, чем «Альбатрос» D. V. И этот пример — не исключение. Более поздние машины поставлялись в военные части некрашеными, потому что ткань на крыльях самолета, впитав краску, «садилась» и теряла необходимую прочность. Наиболее известным подразделением, летающим на «Альбатросах», стала 11-я истребительная эскадрилья. В ее рядах было немало первоклассных летчиков-истребителей и настоящих асов. Считается, что именно на этом D.V. летал Кляйн. Если это так, то именно на нем он был сбит МакКаденом.

    Время создания: 1917 год .

    Характеристики самолета Альбатрос D.V.
    Тип: одноместный разведывательный самолет-истребитель. Силовая установка: рядный поршневой двигатель фирмы «Мерседес» Д.IIIа мощностью 180/200 л.с.

    Размеры: длина 7,36 м, высота — 2,75 м; размах крыльев: верхнее — 9,00 м, нижнее — 8,73 м; площадь крыла 20,86 кв.м Масса: пустого самолета 680 кг, максимально снаряженного 915 кг

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость -170 км/ч; скороподъемность на 1000 м 4,4 мин, на 3000 м 14,5 мин, на 5000 м 35 мин; практический потолок — 5700 м; время тогета — 2 часа

    Вооружение: два курсовьх передних 7,67-мм пулемёта «ЛМГ» 08/5, стреляющих через диск пропеллера

    Физелер Fi-156C «Шторьх»

    Вне всякого сомнения, Физелер «Шторьх» был первым успешным примером целенаправленного создания военного самолета для связи и корректировки. Особенно выделяется конструкция этой машины, в сравнении с которой другие машины подобного класса однозначно проигрывают. На представленном изображении самолета Физелер FI-156C видны характерные особенности конструкции шасси: оно соединено с крыльями длинными амортизационными стойками, в которые встроены длинноходные масляные амортизаторы, рассчитанные на большие нагрузки, возникающие при посадке самолета. Успешное применение этой машины при выполнении задач, для решения которых она, собственно, и создавалась, послужило причиной для проведения всесторонних испытаний «Шторьха» в качестве самолета снабжения, машины для патрулирования побережья и легкого бомбардировщика. Правда, и такое его использование изначально предполагалось только во второстепенных операциях.

    Время создания: 1936 год

    Характеристики самолета Физелер Fi-156C

    Тип: самолёт с укороченным взлетом и посадкой; использовался как самолёт связи, самолёт-корректировщик, спасательный самолет. Силовая установка: один 8 цилиндровый оборотный поршневой двигатель «Аргус» As 10C-3 воздушного охлаждения мощностью 240 л.с

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость 175 км/ч; крейсерская 130 км/ч; дальность полета со стандартным запасом топлива 467 км

    Масса: пустого самолета 930 кг, при средней загрузке 1325 кг;

    Размеры: длина 9.9 м, высота — 3,0 м, размах крыла — 14,25 м, площадь крыла — 26,0 кв.м

    Вооружение: предусмотрен один 7,92- мм пулемет « МГ»-15 с четырьмя запасными магазинами, емкостью 75 патронов каждый

    Хейнкель Не-111Н-16

    Изображенный самолет с номером 3340, «Желтый Б», был приписан к 9-й эскадрилье 53-й бомбардировочной воздушной эскадры легиона «Кондор». Как видно, он имеет полосы на крыле, нанесенными перед массовыми налетами Люфтваффе на Лондон в воскресенье 15 сентября 1940 года — кульминация «Витвы за Британию». По этим полосам истребители сопровождения Королевских ВВС опознавали свой самолет. Также всегда считалось, что три белые полосы на крыле самолета означали его принадлежность к третьей группе воздушной эскадры, хотя существует столько аномалий, что такое утверждение можно подвергнуть сомнению. Исторический факт: этот самолет был подбит в тот день во время налета и совершил вынужденную посадку в Арментье. Два члена его экипажа были ранены. Недавние компьютеризированные исследования предполагают, что этот самолет скорее всего был атакован «Спитфайрами» 55 истребительной эскадрильи Королевских ВВС Великобритании.

    Время создания: 1936 год

    Характеристики самолета Хейнкель Не-111Н-16:

    Тип: пятиместный средний ночной бомбардировщик, самолет наведения, буксировщик планеров

    Силовая установка: два рядных поршневых двигателя — «Юнкерс Юмо»-211F-2, мощностью 1350 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м 435 км/ч; практический потолок — 8500 м; средняя дальность полета 1950 км

    Масса: пустого самолета — 8680 кг, максимальная взлетная -14000 кг

    Размеры: длина — 16,40 м, высота — 4,00м, размах крыла 22,60 м, площадь крыла — 86, 50 кв.м

    Вооружение: одна 20-мм пушка «MГ»-FF, один 13-мм пулемет «МГ» 131 и до семи 7,62 мм пулеметов «МГ»-15 и «МГ»-81, одна 2000-кг авиабомба на внешних бомбодержателях и одна 500-кг бомба во внутреннем бомбоотсеке или восемь 250-кг бомб во внутренних бомбоотсеках.

     

    Мессершмитт Bf 109Е-7

    Введенный в боевой состав Люфтваффе в середине «Битвы за Британию» в августе 1940 года, Мессершмитт Bf 109Е-7 отличался модифицированной топливной системой и узлами для крепления снизу фюзеляжа дополнительного подвесного топливного бака. Таким образом, снабженная дополнительным количеством топлива, новая модификация самолета была способна обеспечить эффективное сопровождение бомбардировщиков во время массированных налетов на Лондон в сентябре 1940 года. «Красную двойку» (тактический номер 2058), изображенную здесь, пилотировал унтер-офицер Клик из 3-й эскадрильи 2-й воздушной эскадры. Самолет был сбит истребителями британских Королевских ВВС в ходе известного налета на Лондон 15 сентября.

    Время создания: базовый прототип 1936 год; модификация 1939 год

    Характеристики самолета Мессершмитт Bf 109Е-7

    Тип: одноместньй истребитель-перехватчик

    Силовая установка: один 12 цилиндровой рядный обратный V-образный двигатель «Даймлер-Бенц» DВ 60IN с жидкостным охлаждением мощностью 1200 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 3749 м — 578 км/ч; скороподъёмность — 1006 м/мин; практический потолок- 11125 м, дальность полёта 1094 км

    Масса: пустого самолёта 2014 кг, максимальная взлетная — 2767 кг

    Размеры: длина — 8,74 м, высота — 3, 40 м, размах крыла 9,86 м, площадь крыла -16,16 кв.м

    Вооружение: одна курсовая 20-мм пушка «МГ» FF/M, стреляющая через ось редуктора, четыре 7,9-мм пулемета «МГ» 17 в носовой части фюзеляжа и крыльях

    Мессершмитт Bf 110С-4

    Изображенный самолет Мессершмитт Bf 110С-4 110С-4/B принадлежал к 9-й эскадрилье 26-й штурмовой эскадры «Хорст Вессель». На иллюстрации хорошо видны две 250-кг и четыре 100-кг бомбы. Эта машина была среди первых германских самолетов, отправленных на Средиземноморский театр военных действий. С конца 1940-го года они базировались в Палермо.

    Время создания: 1936 год

    Характеристики самолета Мессершмитт Bf 110С-4

    Тип: двухместный тяжелый истребитель

    Силовая установка: два 12-цилиндровых обратных поршневых двигателя «Даймлер Бенц» DB 601А мощностью 1100 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость: на высоте 7000 м — 560 км/ч; скороподъемность — 660 м/мин; практический потолок -10000 м; средняя дальность полета — 775 км

    Масса: пустого самолета 5200 кг, максимальная взлетная 6750 кг

    Размеры: длина 12,65 м, высота 3,50 м, размах крыла 16,27 м, площадь крыла — 38,40 кв.м

    Вооружение: две курсовых 20 мм пушки «МГ» 151 и четыре курсовых 7,92-мм пулемета «МГ» 17 в носовой части фюзеляжа для стрельбы вперед, а также один закрепленный на оси 7,92-мм спаренный пулемет «МГ» 812 в задней кабине пилота для стрельбы за кормой

     

    Блом унд Фосс BV 141В-0

    Это четвертый предсерийный образец самолета Блом унд фосс BV 141В-0 (носил обозначение В V 141 V12). Именно в таком виде он был доставлен в Тарневиц на испытания оружия. Во время стрельб обнаружилось, что из-за неудачной конструкции пулеметной установки кабина пилота быстро наполнялась пороховыми газами. Серия В существенно отличалась от серии А. Она имела больший по размерам двигатель, в целом большие размеры самолета, равно сужающиеся к концу консоли крыльев и смещенное хвостовое оперение с одним стабилизатором Это последнее усовершенствование позволило стрелку без помех простреливать практически всю заднюю полусферу из пулемета, расположенного в задней части кабины. Пороховые газы и другие проблемы постоянно преследовали самолет по программе BV 141В и к тому времени, как самолет был окончательно доработан, его функции и задачи успешно выполнял «Фокке-Вульф» Fw 189.

    Время создания: 1938 год

    Характеристики самолета Блом унд Фосс BV 141 В-0:

    Тип: платформа тактической разведки и обеспечения взаимодействия

    Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель «БМВ» 801А-0, его мощность оценивалась в 1560 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на уровне земли — 368 км/ч, на высоте 5000 м — 438 км/ч; максимальная дальность полета — 1900 км; средняя дальность оперативного применения -1200 км; практический потолок 10000 м

    Масса: пустого снаряженного самолета — 4700 кг, с нормальной нагрузкой 5700 кг, максимальная взлетная 6100 кг

    Размеры: длина 13,95 м, высота — 3,60 м, размах крыла 17,46 м, площадь крыла — 52,9 кв.м

    Вооружение: два курсовых 7,9-мм пулемета «МГ»-17, один задний 7,9 мм пулемет «МГ»-15, бомбодержатели под крыльями для четырех 50-кг бомб SC-50

    Дорнье Do 217N-2/R22

    Серийно производимый с весны до конца 1943 года самолет Do 217N-2 включил в себя все усовершенствования модификации N-1 в качестве стандартных. Многие самолеты, как и изображенный, были модифицированы до уровня Do 217N-2/R-22: в фюзеляже под наклоном устанавливались четыре пушки «Музик», а потом — и радиолокационная станция «Лихтенштейн» SN-2. Самолеты Do 217N-2 позже также оснащались комплексами «Фленсбург» FuG 227. Эти радары могли обнаруживать по излучению самолеты британских Королевских ВВС, оснащенных радиолокационными станциями защиты хвоста «Моника». Машины также оснащались и комплексами FuG 350 «Наксос», настроенными на частоты радаров h3S, установленных на бомбардировщиках.

    Время создания: базовая модель1934 год

    Характеристики самолета Дорнье Do 217N-2/R-22:

    Тип: четырехместный ночной перехватчик и истребитель вторжения

    Силовая установка: два 12-цилиндровых двигателя «Даймлер-Бенц» DB 603А с жидкостным охлаждением, мощность каждого из которых оценивалась в 1750 л. с. для взлета и 1850 л.с. для полета на высоте 2100 м

    Размеры: длина (с антеннами) 18,90м, высота — 5,0 м, размах крыла -19,0 м, площадь крыла 57 кв.м

    Масса: пустого самолета -13700 кг, снаряженного -19780 кг

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость у земли 425 км/ч, на высоте 6000 м — 500 км/ч, максимальная крейсерская скорость на высоте 5400 м — 465 км/ч; экономичная крейсерская скорость на высоте 5400 м — 420 км/ч; скороподъемность на 4000 м — 11 мин, на 6000 м — 17 мин; практический потолок 8400 м; средняя дальность полета — 1755 км

    Вооружение: четыре 7,9-мм пулемета «МГ»-17 в верхней части носа, четыре 20- мм пушки «МГ»-151 в нижней части носа, четыре верхние 20-мм пушки «МГ» 151, установленные в центральной части фюзеляжа с наклоном вперед в 70 градусов

    Фокке-Вульф Fw 190D-9

    Изображенный здесь самолет Fw 190D-9 был приписан к 77-й истребительной эскадре. Хотя эта машина рассматривалась как «временная» — до поступления в части самолета модификации Та 152, она и сама была прекрасным самолетом, отличавшимся хорошей скоростью и скороподъемностью. Большинство германских летчиков скептически относились к новой модификации. Но когда им удавалось полетать на этом самолете, они говорили, что эта машина лучше модификации Fw 190А с двигателем «БМВ»-801, за исключением некоторых летных характеристик, в частности, при выполнении двойного переворота через крыло. Этот самолет привел истребительные части Люфтваффе к равенству с истребителями союзных ВВС, которые были оснащены последними моделями «Спитфайров» и «Мустангов».

    Время создания: прототип 1939 год и модификация 1943 год

    Характеристики самолета Фокке-Вульф Fw 190D-9:

    Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик

    Силовая установка: один 12- цилиндровый V-образный двигатель с перевернутым расположением цилиндров «Юнкерс Юмо» 213А-1. Самолет имел систему впрыска водно метаноловой смеси МW 50 для кратковременного увеличения мощности двигателя до 2242 л.с. На машине был установлен трехлопастной винт постоянной скорости

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 6600 м -586 км/ч. у земли — 575 км/ч; максимальная дальность полета без дополнительных топливных баков — 837 км; скороподъемность на 2000 м — 2,1 мин, на 10000 м — 7,1 мин
    Масса: пустого самолета 3490 кг, нормальная нагрузка — 4300 кг, предельно допустимая нагрузка 4840 кг

    Размеры: длина — 10,19 м, высота — 3,36 м, размах крыла — 10,5 м, площадь крыла -18,3 кв.м

    Вооружение: две 20 мм пушки «МГ» 151 боекомплектом 250 выстрела к каждой, два 13-мм пулемета «МГ»-131 боекомплектом 475 патронов к каждому, подфюзеляжные бомбодержатели ETC 504 для одной 500-кг авиабомбы SC 500

    Юнкерс Ju-52/3mg7e

    Изображенный Юнкерс Ju-52/3mg7e был приписан ко 2-й эскадрилье 1-й боевой авиационной группы особого назначения, базировавшейся в греческом Милосе в мае 1941 года перед вторжением на Крит. Для высадки воздушного десанта, известного как операция «Меркурий», был сосредоточен воздушный флот из 493 самолетов Ju-52/3 ms, командование которым возложили на генерал-майора Герхарда. Во время высадки первого эшелона возникла путаница и неразбериха. Поэтому следующие волны транспортов задержались с выброской десанта, из-за чего во многом были утеряны элементы внезапности и сосредоточенности сил. В итоге из каждых четырех высаженных десантников один был убит или ранен. К концу операции были уничтожены или серьезно повреждены более 170 «Юнкерсов» Ju-52/3ms.

    Время создания: 1931 год

    Характеристики самолета Юнкере Ю-52/3mg7е

    Тип: 18-местный военно-транспортный самолет

    Силовая установка: три 9 цилиндровых звездообразных двигателя «БМВ»-132Т-2 с воздушным охлаждением мощностью 830 л.с

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на уровне земли — 295 км/ч; скороподьемность — 208 м/мин; фактический потолок 5500 м; дальность полета-1290 км

    Масса: пустого самолета 6560 кг , максимальная взлетная 10515 кг

    Размеры: длина 18,90 м, высота 4,50 м, размах крыла — 29,25 м, площадь крыла -110,50 кв.м

    Вооружение (типичное): один верхний 7,92-мм пулемет «МГ»-15 и два бортовых 7,92- мм пулемета, расположенных в бортовых окнах

     

    Юнкерс Ju-87G-1

    Последней модификацией боевого самолета Ju-87 (кроме учебно-тренировочного JU-87H) стал противотанковый Ju-870-1 Он не строился специально, но был создан на базе модификации Ju-870-5. Концепция самолета была разработана знаменитым летчиком Гансом Ульрихом Руделем, совершившим 2530 боевых вылетов (30 раз его сбивали) и уничтожившим 519 советских танков. Самолет модификации Ju-87D-5 был переоборудован для установки под крыльями мощных 37-мм пушек Flak 18. Изображенный на развороте самолет входил в состав 5-й эскадрильи 2-й группы 3-й штурмовой эскадры, воевавшей на Восточном фронте в конце 1944 года. Вместо пушек под крыльями могли подвешиваться бомбы, но самолет не оснащался тормозами для снижения скорости пикирования.

    Время создания: прототип 1936 и модификация 1942 год

    Характеристики самолета Юнкерc Ju-87G-1:

    Тип: противотанковый самолет

    Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Юнкерс «Юмо» 211-J1 мощностью 1400 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость 314 км/ч; средняя крейсерская скорость — около 190 км/ч; скороподъемность и практический потолок неизвестны, но эти характеристики чрезвычайно невысоки; радиус действия — около 320 км

    Масса: пустого самолета около 4400 кг, максимальная взлетная 6600 кг

    Размеры: длина 11,50 м, высота -3,90 м, размах крыла — 15,00 м, площадь крыла 33,69 кв.м

    Вооружение: две 37-мм пушки ВК 3.7 и один управляемый 7,92-мм пулемет MG 81, а также бомбовая нагрузка при снятых подкрыльевых пушках

    Юнкерс Ju-88G-1

    Весной 1944 года тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании стали уничтожаться целыми группами. В Лондоне считали, что причина потерь в сконцентрированной и эшелонированной противовоздушной обороне. Британские бомбардировщики продолжали бороздить германское небо, как многочисленные маяки, излучая волны из своих радаров, количество которых на некоторых машинах доходило до трех. И все это в то время, когда ПВО внизу была просто слепой. То, что большинство этих потерь имело место по причине действий ночных истребителей, стало ясным со временем. Лишь практически к концу войны англичане наконец осознали, что именно стало причиной больших потерь бомбардировщиков. О самом страшном ночном истребителе в Лондоне было практически ничего неизвестно до тех пор, пока, по фантастически удачному для Великобритании стечению обстоятельств, в ночь с 12 на 13 июля 1944 года не «потерялся» экипаж самолета JU-88G-1, принадлежавшего 7-й группе 2-й ночной истребительной эскадры. Он осуществлял поиск «Стирлингов», устанавливавших минные поля, и из-за неисправности в компасах потерял ориентацию. Естественно, экипаж стал ориентироваться по радиолучу, который, как им казалось, шел из верного направления, нашел аэродром и благополучно посадил на него самолет. В итоге на аэродроме Королевских ВВС Великобритании в Вудбридже (Саффолк) самостоятельно приземлился секретный и жизненно важный для Германии радар SN-2 и комплекс «Фленсбург» FuG 227. К сожалению, самолет не был вооружен пулеметами для стрельбы в верхней полусфере, а был оснащен четырьмя пушками MG 151, расположенными в нижней части фюзеляжа. В носовой части видны антенны радара SN-2 (только на очень немногих самолетах, на которых летали опытные пилоты, эти антенны размещались в задней части фюзеляжа). Дипольные антенны на крыльях ловили излучения хвостовых радиолокационных станций «Моника», которыми оснащались самолеты Королевских ВВС Великобритании, и направляли их на комплекс целеуказания и определения местонахождения «Фленсбург». Единственным оборудованием, в котором явно нуждался этот самолет, были установленные под наклоном пушки «Музик» и комплекс «Наксос», направляющий на британские радары h3S.

    Время создания: прототип 1936 и модификация 1943 года

    Характеристики самолета Юнкере JU-88G-1:

    Тип: трехместный ночной истребитель

    Силовая установка: два звездообразных 14-цилиндровых двигателя «БМВ» 801D- 2 мощностью 1700 л.с.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость самолета, оснащенного радаром SN-2 и не вооруженного пушками для стрельбы в верхней полусфере — 573 км/ч; максимальное время полета без дозаправки — 4 ч. 45 мин; практический потолок 8840 м

    Масса: пустого самолета (типовая) — 9081 кг, снаряжеч-ного 13095 кг, максимально снаряженного — 14690 кг

    Размеры: длина без радара — 14,54 м, с антеннами радиолокационной станции SN-2 — 16,5 м, высота — 4,85 м, размах крыла — 20 м, площадь крыла 54,5 кв.м

    Вооружение: изображенный самолет был вооружен четырьмя 20-мм пушками MG151, расположенными под фюзеляжем, для стрельбы в нижней полусфере с боекомплектом в 200 выстрелов к каждой

    Трансалл С-160 (Франция/Германия)

    61-я воздушная транспортная эскадра, базирующаяся в Ландсберге, одна из частей Люфтваффе, летающая на самолетах «Трансалл» С-160. Как и большинство воздушных эскадр ВВС Германии, она состоит как минимум из двух эскадрилий. В данном случае «Трансалл» эксплуатируют 611-я и 612-я эскадрильи. На носовой части фюзеляжа изображена эмблема эскадры — черный козел на вершине горы, на хвостовом стабилизаторе менее замысловатый знак эскадрильи. 89 из 90 этих самолетов еще остаются на вооружении Люфтваффе (первоначальный заказ на поставку был сокращен). Все эти самолеты были модернизированы. Модернизация заключалась, в частности, в установке нового навигационного и бортового электронного оборудования, что позволило уменьшить число членов экипажа с четырех до трех человек.

    Время создания: 1963 год

    Характеристики самолета Трансалл С-160:

    Тип: транспортный самолет

    Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Роллс-Ройс «Тайн» Rty.20 Mk 22.

    Летно-технические характеристики: максимальная скорость на высоте 4875 м — 513 км/ч; скороподъемность 396 м/мин; практический потолок 8230 м; дальность полета с 8000 кг полезной нагрузки 5095 км

    Масса: пустого самолета — 29000 кг, максимальная взлетная — 51000 кг

    Размеры: длина -32,4 м, высота — 11,65 м, размах коыла 40 м, площадь крыла -160 кв.м


    Скачать в полном объёме

    Иллюстрированный альбом

    Дэвид Дональд
    «Военные винтовые самолёты с 1914 года до наших дней» 2002 г.

    50 наиболее известных образцов винтовых самолётов мира
    Каждый самолёт представлен полноцветными иллюстрациями в трёх проекциях
    Каждый самолёт детально характеризуется

    pdf 19.4 Mb


    на главную       вооружение

    www.warstar.info

    Турбовинтовые штурмовики. Приживется ли в России хорошо забытое старое?

    20:34 &nbsp23 Августа 2016

    8 047

    Развитие реактивной авиации отодвинуло на второй план турбовинтовые самолеты. Учебные, спортивные, максимум — транспортные. Ту-95, стоящий на вооружении армии России — редкое исключение из правил. Казалось бы, дни турбовинтовых самолетов если не сочтены, то их ждет тот же удел, что и аэростаты. Существуют, временами даже используются при решении вполне существенных задач, но являются скорее экзотикой. И уж тем более необычно смотрятся в наши дни турбовинтовые штурмовики.

     


    Экскурсия в прошлое

     

    После окончания Второй мировой войны мир четко поделился на два лагеря, которые принялись соревноваться между собой, кто придумает более мощное и высокотехнологичное оружие. Авиация стремительно развивалась; самолеты шагнули за звуковой барьер и поднялись на заоблачные высоты. Однако развитие шло исходя из возможности глобального противостояния, в то время как конфликты становились все более локальными.

     

    Особенно остро это почувствовали американцы, которые без устали несли демократию в самые отдаленные уголки планеты. Неожиданно оказалось, что во время войны с какой-нибудь Панамой не нужны дорогостоящие истребители четвертого поколения, способные тягаться с советскими МиГами и Сушками. Противник зачастую вообще не располагал авиацией, зато рассредоточивался небольшими группами по непролазным джунглям, откуда его необходимо было выковыривать с помощью штурмовиков.

     

    Фото: en.wikipedia.org

     

    Для решения подобных задач необходимы были специализированные машины, и американцы их создали. Нишу палубного штурмовика занял появившийся в начале 60-х A-6 Intruder, а для поддержки наземных сил спустя десятилетие появился A-10 Thunderbolt II. Оба этих самолета весьма успешно справлялись с возложенными на них задачами, но все-таки они предназначались для борьбы с более-менее развитым противником.

     


    Старые запросы по новым задачам

     

    Чем дальше, тем больше Соединенные Штаты уходили по пути создания многофункциональных высокотехнологичных боевых машин. Вот уже маячит на горизонте F-35, который должен заменить сразу несколько типов самолетов, включая и штурмовики. Меж тем противник вовсе не желает вступать в серьезные столкновения. Тактика партизанской войны против США, получившая распространение еще во Вьетнаме, по-прежнему работает. И чем дороже становятся американские ударные самолеты, тем курьезнее выглядит контрпартизанская борьба с их помощью.

     

    Пойдя по пути создания универсальных самолетов, Соединенные Штаты столкнулись с тем, что для уничтожения колонны из трех стареньких джипов и пары десятков боевиков необходимо поднимать в воздух самолет, час полета которого обходится армии дороже, чем стоит вся колонна. При этом до района атаки лететь часа полтора, столько же обратно, плюс стоимость высокоточного боеприпаса.

     

    А старые штурмовики, которые могли провернуть то же самое, но в несколько раз дешевле, уже списаны и затоплены у побережья Флориды.

     


    Турбовинтовая надежда

     

    От планов на F-35, естественно, никто не откажется, слишком много уже вложено в программу. Но чтобы не гонять золотой самолет на копеечные задания Штаты рассматривают перспективу создания самолетов для контрпартизанской борьбы. Предполагается, что это должны быть крайне дешевые, неторопливые турбовинтовые самолеты. Подобная техника на сегодняшний день существует, поэтому изобретать ничего не понадобится.

     

    Скорее всего, прототипом для нового легкого штурмовика послужит бразильский EMB-314 Super Tucano. Эта машина поднялась в воздух в самом начале века и на данный момент несет службу в ВВС Бразилии, Колумбии и Чили. Пять точек внешней подвески позволяют подобрать подходящий к случаю арсенал, а цена в миллион долларов и смешные расходы на эксплуатацию удовлетворяют требованиям снижения военных расходов.

     

    Фото: survincity.com

     

    В качестве альтернативы можно рассмотреть машину американского производства Air Tractor AT-802. Это творение компании Air Tractor, как явствует из названия фирмы, предназначалось для нужд сельского хозяйства. Собственно, самолет этим и занимался с 90-х годов, но в 2008 был разработан штурмовой вариант этой машины — AT-802U.

     

    Однако в условиях Ближнего Востока эти машины испытаны не были. Вместо них на борьбу с ИГ1 ради эксперимента слетал ветеран вьетнамской войны OV-10 Bronco. Вроде бы командование США осталось довольно результатами эксперимента.

     


    Российские перспективы

     

    Прояснить перспективы легких штурмовиков в России читателям Слова и Дела поможет заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, генерал-майор Владимир Александрович Попов.

     

    Фото: vaul.ru

    Турбовинтовые штурмовики продолжают работать во многих странах из экономических соображений. Они получаются намного дешевле, чем реактивная авиация. Но о перспективах подобных машин для ВКС рассуждать проблематично. Для учебно-боевой авиации это было бы характерно. На сегодняшний день такие разработки уже есть. Их используют как учебные машины, и одновременно для подготовки летного состава в интересах применения как бомбового, так и ракетно-пушечного вооружения. Проще и легче готовить экипажи таким образом, а затем пересаживать на более скоростные, более мощные машины. Су 25-е, а в перспективе Су-34. После дальнейшей подготовки, разумеется.

     

    Кроме того, эти машины можно использовать в ДОСААФ, чтобы ознакомить учащихся с элементами боевого маневрирования, дать возможность с инструктором выпустить на полигоне НУРС или выстрелить пару снарядов из пушки. Это был бы элемент адаптации молодого человека, который профильно выбрал себе авиацию. Надо понимать, что многие уйдут в гражданскую авиацию, но для общего развития это было бы полезно. Мы бы замкнули цикл подготовки летного состава таким образом.

     

    Нельзя забывать и про экспорт. Потребность в таких машинах есть. Многие страны по экономическим соображениям не могут приобрести, например штурмовик Су-25. Очень хорошая машина, зарекомендовавшая себя везде. Или А-10 — тоже хороший штурмовик, большой, мощный, но дорогой. Им надо что-то подешевле предлагать.

     

    Таким образом, несмотря на существовании в России грозных боевых машин четвертого и пятого поколений, турбовинтовые штурмовики вполне найдут применение. Наша страна, конечно, не строит планов, способных привести к необходимости контрпартизанской борьбы, однако отдавать набирающую популярность авиационную нишу на откуп зарубежным компаниям было бы опрометчиво.

    1 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации

    slovodel.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *