Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»
«Авиастар-СП» — крупнейший авиастроительный завод России, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Предприятие базируется в Ульяновске и производит тяжёлые транспортные самолёты Ил-76МД-90А и пассажирские Ту-204. Раньше здесь выпускались самые большие в мире грузовые самолёты Ан-124 «Руслан». Сейчас завод занимается их сервисным обслуживанием. Кроме того, «Авиастар-СП» участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet 100.
1. Авиастроительный комплекс в Ульяновске был создан в 1976 году. Это самый молодой авиазавод России.
Производственные корпуса предприятия занимают сотни гектаров, а с учётом территории аэродромного комплекса — более 1000. Это равняется площади Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
2.
3. «Авиастар» — это завод полного цикла, начиная от литья металла и заканчивая передачей готового самолёта заказчику.
Производство состоит из нескольких этапов. После необходимой обработки компоненты попадают в цех агрегатно-сборочного производства, где собираются крылья, оперение, отсеки фюзеляжа.
4. На предприятии работают около 10 000 человек.
5. Почти треть персонала — молодёжь до 35 лет.
6. Производство обеспечивают более 400 единиц оборудования.
7. Автоматизированный центральный комплектовочный склад, где хранятся готовые детали для самолётов.
8. Работы у «Авиастара» хватает. Некоторые сборочные цеха работают в две смены, при необходимости люди выходят сверхурочно.
9. Хвостовое оперение.
10. Автоматическая клёпка.
11. Сборка фонаря кабины штурмана.
12. Основную загрузку заводу даёт серийное производство самолёта Ил-76МД-90А. В 2015 году «Авиастар» передал в эксплуатацию два Ил-76. Третий борт завершает лётные испытания.
13. Всего в производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолётов семейства Ил.
15. В семействе Илов, которые производит «Авиастар», есть и другая перспективная модификация — это топливозаправщик Ил-78М-90А. Сегодня завершается стыковка крыла. В 2016 году завод планирует завершить производство первого российского самолёта-топливозаправщика.
16. Постоянно ведётся контроль качества сборки.17. Цех окончательной сборки.
Площади цеха позволяют одновременно осуществлять сборку как минимум 8 узкофюзеляжных и 3 широкофюзеляжных судов.
18. Длина цеха — 500 метров, ширина — 100.
19. Высота цеха — 36 метров, это как 12-этажный дом.
20. С 1990 года на «Авиастаре» производят самолет Ту-204 различных модификаций. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.
21. Ту-204-300 — первый российский самолёт, способный на длительные перелёты без дозаправки. К примеру, авиакомпания «Владивосток-Авиа» совершала перелёт Москва–Владивосток за 9 часов без пересадок.
22. Самолёты Ту-204-300 оснащены экономичными двигателями ПС-90А, отвечающими всем требованиям по уровню шума.
23. Наладка систем управления самолётом.
24. Монтаж трубопроводов систем самолёта.
25. Прокладка электропроводки.
26. Работы с носовым обтекателем.
27. Монтаж полки для ручной клади.
28. Сегодня, кроме обеспечения общегражданских целей, Ту-204 используется специальным лётным отрядом «Россия» для управления делами Президента.
29. Ан-124 «Руслан» — тяжёлый транспортный самолёт. Это самый большой в мире серийный самолёт. Уникальные характеристики воздушного судна позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам.
30. Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х только что заработавший Ульяновский авиазавод решили подключить к строительству «Русланов». Всего предприятие изготовило 36 самолётов этого типа.
31. В настоящее время завод не строит Ан-124, однако продолжает проводить его глубокую модернизацию. Предприятие также занимается поддержанием лётной годности «Русланов» для госзаказчика и авиакомпании «Волга-Днепр».
32.
33.
34. Кабина пилотов Ан-124.
35.
36. Также «Авиастар» совместно с Иркутским авиационным заводом участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21. Завод поставляет агрегаты и отдельные узлы самолёта Иркутскому авиазаводу, где происходит сборка.
37. В 2016 году лётный образец МС-21 уже должен подняться в небо.
38. После окончательной сборки готовые самолёты Ил-76 и Ту-204 транспортируют на лётно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.
39. Комплекс наземных работ и лётно-технических испытаний самолёта длится 4-5 недель.
40. Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии.
41. Самолёт предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава и грузов. Также самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров.
42. Из нового — установили современные двигатели, системы управления самолётом, модернизированное крыло и усиленное шасси. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн, а максимальный взлётный вес самолёта доведён до 210 тонн.
43. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.
Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съёмные центральные сидения. В однопалубном варианте обеспечивается перевозка более 100 военнослужащих, в двухпалубном — больше.
44. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В ней установлены цифровые дисплеи и 3 интеллектуальных пульта управления.
45. . Окрасочное производство размещается в специализированном корпусе размером 96х96х36 метров, оснащенном регулируемой системой микроклимата и защиты окружающей среды. Комплекс оборудования позволяет выполнять все процессы мойки, чистки, удаления старого и нанесения нового эпоксидного или полиуретанового покрытия.
46. Элинги.
47.
48. Лётные испытания проводятся на аэродроме Ульяновск-Восточный, имеющем взлётно-посадочную полосу длиной 5 км. Это четвёртая в мире ВПП по длине.
49.
50.
51.
52.
Благодарю ПАО «ОАК» и пресс-центр АО «Авиастар-СП» за помощь в организации фотосъемки!
По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: [email protected]
Смотрите также:
• Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»
• Производство самолётов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)
• Производство самолётов Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод
• Производство самолётов Су-34. НАЗ им. Чкалова
• Производство самолётов Л-410 в Чехии
• Ан-225 «Мрия» — самый большой самолёт в мире
• Самолёты в ночном ангаре
• Авиакомпания S7 Airlines
gelio.livejournal.com
Топ-5 самых известных региональных самолетов
«360» составил рейтинг наиболее популярных в этом классе машин.
Президент России Владимир Путин заявил о необходимости создать в России региональный самолет, который станет конкурентоспособным на внешних рынках. По его словам, необходимость в производстве подобного транспортного средства вместимостью 50-60 человек и возможностью взлета и посадки на грунтовые полосы назрела уже давно.
«360» составил топ-5 самых известных в мире региональных самолетов, каждый из которых сыграл важную роль в развитии гражданской авиации.
Bombardier CRJ100/200
Фото: Public domain
CRJ100 и CRJ200 были разработаны канадской компанией Bombardier Regional Aircraft на базе завоевавшего огромную популярность в Северной Америке судна CL-600 Challenger. Длина самолетов составляет 26,7 метра, вместимость — 50-52 пассажира. Первые опытные машины поднялись в воздух еще в мае 1991 года. Эксперты говорят, что Bombardier стал первым судном современного уровня среди 50-местных машин. По скорости (до 860 километров в час) он может соревноваться с более крупными самолетами.
С 1992 года было выпущено более тысячи машин, из них порядка 850 эксплуатируется до сих пор, из них 71 — на территории бывшего СССР, в том числе в России, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Пассажиры обычно отмечают комфортность полетов на CRJ100/200. Тряска практически отсутствует, что не всегда характерно для самолетов такого небольшого размера. Зато шасси выпускаются достаточно громко.
Embraer ERJ-135/140/145
Фото: Public domain
Бразильская корпорация Embraer представила модели ERJ-135, 140 и 145 в 1995 году. Их производят вместительностью 37, 44 и 50 пассажиров. Embraer разрабатывал региональные джеты, надеясь отвоевать часть рынка у Bombardier с его серией CRJ. Сегодня можно констатировать, что сделать это южноамериканскому авиастроительному конгломерату удалось — ERJ входит в число лучших современных региональных самолетов.
На его базе были созданы бизнес-джет (Legacy 60) и даже военный самолет дальнего радиолокационного обнаружения (R-99), стоящий на вооружении армий Бразилии, Мексики, Бельгии, Греции и Индии. С 1996 года было выпущено 890 машин, из них 841 остается в эксплуатации и используется, в том числе в России и на Украине. В 2011 году самолет привлек внимание СМИ в связи с инцидентом в аэропорту Шереметьево. Принадлежащий «Днеправиа» ERJ выкатился за пределы взлетно-посадочной и потерял шасси. Никто, впрочем, не пострадал.
Як-40
Фото:avia.pro/
Разработанный в СССР в 1960-е годы ХХ века лайнер выпускался Саратовским авиационным заводом до 1981 года. За создание самолета ОКБ Яковлева получил Ленинскую премию. Что неудивительно: Як-40 стал первым в мировой истории реактивным самолетом для местных авиалиний. Первые машины имели всего 24 места, в дальнейшем, однако, появились и 32-местные модификации. Любопытно, что у Як-40 нет багажного отсека: сумки пассажиров складываются в проходе.
За 15 лет было произведено 1011 Як-40, в том числе различные модификации лайнера для проведения научных исследований. Несмотря на возраст и крайне высокий по сегодняшним меркам расход топлива, до сих пор в мире продолжает эксплуатироваться порядка 100 Як-40, в основном в РФ, Африке и Азии. В Замбии они входят в президентский авиаотряд. Кстати, Як-40 изображен на гербе поселка Быково Раменского района Подмосковья.
Fokker 50/70/100
Фото: Public domain
Узкофюзеляжные пассажирские лайнеры были разработаны голландской компанией Fokker в 1986 году. Их вместимость составляет 58-119 человек. В модификациях 70 и 100 установлены двигатели Rolls-Royce, в 50-й модели стоит силовая установка Pratt&Whitney. В конце 1980-х годов прошлого века, до появления Bombardier CRJ200 и Embraer ERJ 145, лайнеры считались одними из самых востребованных в своем классе, чего удалось достичь за счет экономичности и низких эксплуатационных расходов.
Всего с 1988 года было выпущено более 500 машин. Порядка четырех сотен из них остаются в эксплуатации, в том числе во многих странах Европы. Fokker 70/100 по-прежнему считается надежным и стабильным самолетом. Интересно, что, несмотря на успех воздушного судна, в 1996 году корпорация Fokker обанкротилась. С тех пор выпуск лайнеров прекратился.
Dornier Do 328
Фото: Public domain
Пассажирский ближнемагистральный Dornier 328 первоначально, как следует из его названия, производился немецкой компанией Dornier Luftfahrt GmbH, в 1996 году поглощенной Fairchild Aircraft. Различные модификации Dornier 328 способны вместить от 30 до 33 пассажиров. Серийно производится с 1992 года, с тех пор собрано и продано порядка 100 машин. Выделяется достаточно низкими эксплуатационными расходами, а также отличными взлетными и крейсерскими характеристиками. Скорость воздушного судна составляет до 620 километров в час.
Различные модификации Dornier Do 328 способны эксплуатироваться в самых экстремальных условиях, в том числе жары и влажности. Поэтому немецкую разработку сегодня используют спасательные службы во многих странах. В частности, они применяются Австралийской службой безопасности побережья в качестве самолетов для поиска и спасения, а также Силами специальных операций ВВС США.
360tv.ru
Мировой рынок гражданского авиастроения: конец дуополии
Рынок гражданского авиастроения является глобальным растущим рынком без национальных границ и в то же время характеризуется жесткой конкуренцией национальных производителей. Сложнейшие технологические задачи и высокие издержки являются причиной того, что лишь небольшое количество стран и несколько крупных компаний работают в авиастроительной отрасли. Таким образом, на рынке производителей воздушных судов конкуренция носит олигополистический характер, т.е. доминируют несколько крупных международных компаний, оказывающих сильнейшее влияние на весь рынок.
Лидерами гражданского авиастроения последние десятилетия являются компании Boeing (США) и Airbus (EC), занимающие более 90% мирового рынка пассажирских самолетов, однако технологическое развитие отрасли и формирующиеся на ближайшие годы особенности спроса приведут к разрушению всем уже привычной дуополии западных авиастроительных гигантов. В данной работе мы сознательно не включаем в анализ бедственное положение отечественного авиапрома, чему была посвящена другая статья автора (Толкачев С.А. Новый облик отечественной авиационной промышленности// «Капитал страны», 01.09.2010. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/178599), дабы рассмотреть в чистом виде жесткий мировой рынок гражданских авиалайнеров, где России уготовлено место на задворках после бесславной сдачи позиций (фактически, как в Первой Мировой войне) в результате развала СССР и социалистического блока в 1989-1991 гг. Одной из форм контрибуции за якобы «поражение» СССР в Холодной войне с Западом стала сдача «победителям» гигантского рынка гражданской авиатехники, оцениваемого в то время в 40% мирового. Как станет ясно из дальнейшего изложения, только на этом «демократическая» Россия как правопреемница СССР потеряла за 20 лет не менее 1 трлн. долл.(!) или суммарную стоимость экспорта нефти за аналогичный период. Поэтому серьезно подходить к анализу мирового рынка авиалайнеров с участием осколков могучей советской авиапромышленности, которая сегодня робко стучится в двери либо с недоделанными позднесоветскими разработками (Ту-204, Ту-334, Ан-148), либо с джинериками западных моделей (Сухой Суперджет 100, МС-21), просто не хочется.
1. Основные сегменты рынка гражданских авиалайнеров
Все производимые в мире гражданские самолеты, предназначенные для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на следующие сегменты в зависимости от типа фюзеляжа и дальности полета:
1) средне и дальне-магистральные широкофюзеляжные самолеты:
Диаметр фюзеляжа составляет от 5 до 6 метров. Самолет с двумя проходами между креслами в салоне. В ряду обычно от 7 до 10 пассажирских мест. Для сравнения, у узкофюзеляжных самолётов диаметр фюзеляжа обычно составляет 3-4 метра. В пассажирском салоне широкофюзеляжного самолета кресла расположены в 3-5 рядов. В среднем широкофюзеляжный самолет может взять на борт 300—500 человек.
В настоящее время эксплуатируются следующие широкофюзеляжные самолеты (табл.1):
Таблица 1. Основные находящиеся в эксплуатации широкофюзеляжные самолеты.
тип ВС | годы выпуска | количество пассажиров | максимальная дальность | всего выпущено |
---|---|---|---|---|
А 300 | 1972-2007 | 270 | 7 000 | 561 |
А 310 | 1982-1997 | 205-280 | 9 000 | 255 |
Ил-86 | 1980-1997 | 350 | 4 600 | 106 |
MD-11 | 1988-2000 | 298-410 | 13 400 | 200 |
В 747 | 1969-нв | 366-524 | 14 800 | 1 419 |
В 767 | 1982-нв | 180-375 | 11 300 | 1 000 |
А 340 | 1991-нв | 261-475 | 16 700 | 374 |
Ил-96 | 1993-нв | 300-436 | 12 000 | 29 |
А 330 | 1994-нв | 255-295 | 13 000 | 671 |
В 777 | 1994-нв | 301-451 | 17 500 | 901 |
А 380 | 2007-нв | 525-963 | 15 400 | 60 |
В 787 | 2009-нв | 210-350 | 16 300 | 7 |
А 350 (проект) | —- | 270-412 | 15 700 | —— |
2) средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты:
Диаметр фюзеляжа до 4 метров. В сравнении с широкофюзеляжными самолётами узкофюзеляжные берут на борт гораздо меньшее количество пассажиров и имеют, как правило, меньшую дальность полёта. Максимальная пассажировместимость — 289 человек.
К узкофюзеляжным самолётам в частности относятся (табл.2):
- Airbus А320 — самый массовый европейский пассажирский реактивный самолёт.
- Boeing 737 — самый массовый пассажирский реактивный самолёт в мире.
- Ил-62 — узкофюзеляжный самолёт с самой большой дальностью полёта.
- Ту-154 — самый массовый советский пассажирский реактивный самолёт,
Таблица 2. Основные находящиеся в эксплуатации узкофюзеляжные самолеты.
Тип ВС | Годы выпуска | Пассажиров | Максимальная дальность | Всего выпущено |
---|---|---|---|---|
Caravelle | 1959-2005 | 104-130 | 1 800 | 285 |
Ил-62 | 1966-2010 | 186 | 11 000 | 277 |
Ту-154 | 1968-2011 | 150-180 | 3 500 | 1 020 |
Як-42 (142) | 1977-2002 | 100-120 | 4 000 | 188 |
MD-80 | 1980-1998 | 140-172 | 4 500 | 1 191 |
В 757 | 1982-2004 | 200-280 | 7 200 | 1 050 |
В 717 (MD95) | 1998-2006 | 98-106 | 3 800 | 156 |
В 737 | 1968-нв | 85-215 | 6 000 | 6 285 |
А 320 (318/319) | 1987-нв | 107-220 | 6 500 | 4 181 |
Ту-204 | 1990-нв | 164-212 | 7 500 | 66 |
Ту-334 | 2000-нв | 102-138 | 4 100 | 5 (испыт.) |
Embraer ERJ 195Х | 2006-нв | 106-118 | 3 990 | н/д |
Bombardier CSeries | план 2013 г | 100-150 | 5 500 | — |
МС-21 (проект) | план 2016 г | 150-212 | 5 500 | — |
COMAC С919 (проект) | план 2014 | 168-190 | н/д | — |
3) региональные самолеты:
К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров. На этих самолётах могут устанавливаться как турбовинтовые, так и турбореактивные двигатели. К таким самолётам относятся самолёты семейства ERJ, CRJ, ATR, Dash-8 и SAAB (табл.3).
Таблица 3. Основные типы региональных самолетов, находящихся в эксплуатации.
Тип ВС | Годы выпуска | Пассажиров | Максимальная дальность | Всего выпущено |
---|---|---|---|---|
Ан-24 | 1962-1979 | 48 | 1 000 | 1367 |
Як-40 | 1966-1981 | 27-36 | 1 300 | 1013 |
BAe 146/Avro RJ | 1987-2003 | 85-100 | 2 000 | 387 |
Fokker 100 | 1986-1997 | 85-119 | 3 100 | 238 |
Ан-28 (Ан-38) | 1969-нв | 18-27 | 900 | 191 |
Bombardier DHC-8 (серия) | 1984-нв | 37-78 | 2 500 | 844 на 2008г |
ATR 42 | 1984-нв | 40-50 | 1 500 | 390 |
ATR 72 | 1989-нв | 50-75 | 1 300 | 408 |
Bombardier CRJ (серия) | 1991-нв | 50-100 | 3 800 | 533 |
Embraer ERJ 145 (серия) | 1999-нв | 35-50 | 3 000 | 1000 на 2007г |
Ан-140 | 1999 -нв | 52 | 2 400 | 12 |
Ил-114 | 2001-нв | 64 | 1 500 | 16 |
Embraer E-Jet (серия) | 2002-нв | 78-100 | 4 600 | 660 |
SukhoiSuperjet 100 | 2008-нв | 68-98 (130) | 4 500 | 8 |
Ан-148 (158) | 2009-нв | 70-99 | 6 200 | 13 |
ARJ21 (Китай) | 2008 | 70-100 | 3 700 | 1 (опыт) |
MitsubishiRegionalJet (проект) | 2014 план | 70-90 | 3 000 | — |
Ту- 324 (414) проект | нет данных | 52-76 | 3 500 | — |
4) местные самолеты:
Наиболее мелкий класс пассажирских самолётов составляют местные самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (от 20) на расстояния до 1000 километров. Они чаще всего оснащены турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Наиболее распространённые самолёты подобного класса выпускают Цессна и Beechcraft.
Для лучшего понимания приведем сравнительную табл.4, включающую в себя все сегменты гражданских авиалайнеров.
Таблица 4. Сегменты рынка пассажирских самолетов и их прогнозируемая емкость (натуральная и стоимостная) на период 2005-2024 гг.
Региональные (50-100 мест) | Магистральные (свыше 100 мест) | |||
---|---|---|---|---|
Узкофюзеляжные (от 100 до 200 мест) | Широкофюзеляжные (от 200 до 400 мест) | Сверхбольшие (от 400 и более мест) | ||
Объем продаж, ед. | 6000 | 15260 / 10900 | 5670 / 4670 | 870 / 1730 |
Выручка, млрд. долл. | 150 | 820 / 800 | 940 / 760 | 240 / 440 |
2. Основные компании-участники рынка гражданских авиалайнеров
На рынке пассажирского самолётостроения исторически доминируют американские и европейские производители. Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире.
Airbus S.A.S (произносится Эйрбáс) – одна из крупнейших авиастроительных компаний, производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты. Штаб-квартира компании находится в городе Тулуза, Франция. В 2001 году согласно законодательству Франции была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (фр. Société par Actions Simplifiée — упрощенное акционерное общество). Единственным акционером Airbus является компания EADS. Штат сотрудников Airbus составляет порядка 50 тыс. человек и сосредоточен в основном в четырёх европейских странах: Франция, Германия, Великобритания, Испания. Окончательная сборка продукции осуществляется на заводах компании в городах Тулуза (Франция) и Гамбург (Германия).
Модельный ряд гражданских самолетов Airbus начался с двухдвигательного самолёта A300. Укороченный вариант A300 известен как A310. Основываясь на нехватке успеха модели A300, Airbus начал разработку проекта A320 с инновационной системой управления fly-by-wire. A320 был большим коммерческим успехом для компании. A318 и A319 являются укороченными вариантами А320, которые с некоторыми изменениями предлагаются Airbus´ом для рынка корпоративных реактивных самолётов (AirbusCorporateJet). Удлинённая версия А320 известна как A321 и конкурирует с более поздними моделями Boeing 737.
Вдохновлённое успехом семейства А320, руководство компании Airbus решилось на разработку семейства ещё бо?льших авиалайнеров. Так появились двухдвигательный A330 и четырёхдвигательный A340. Одной из ключевых особенностей новых самолётов является новая конструкция крыла, оно имеет большую относительную толщину, которая увеличивает его конструктивную эффективность и внутренние объёмы для топлива. Аэробус A340-500 имеет дальность полёта 16,700 километров, это второй результат по дальности полёта коммерческих реактивных самолётов после Boeing 777-200LR (дальность 17,446 км).
Компания особенно гордится собственной технологией fly-by-wire, унифицированными кабиной и бортовыми системами, использующихся во всех семействах самолётов собственной разработки; они делают намного легче обучение экипажа и переквалификацию на новые модели.
Новейшая разработка компании A350XWB призвана конкурировать с новой моделью Boeing´а — 787.
The Boeing Company – один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.
Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).
Основные производственные мощности компании размещены в городах: Эверетт (штат Вашингтон), Калифорнии, Сент-Луис (штат Миссури).
Компания выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например, космический корабль CST-100).
Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.
В 2001 году образовано подразделение Boeing International, которое контролирует работу компании в 70 странах мира, кроме рынка США, где отвечает за разработку и выполнение глобальной стратегии развития компании. Оно определяет и оценивает конкурентные преимущества и возможности в стране пребывания по разработке интеллектуальных ресурсов и технологий, развитию партнёрских отношений и бизнеса.
3. Сравнительная характеристика выпуска Airbus и Boeing
Компании оперируют в основном в сегментах узкофюзеляжных и широкофюзеляжных ближне- и среднемагистральных самолетов.
Ниже представлена сравнительная характеристика выпуска определенных моделей самолетов по годам.
- ? B-737 и A320. Самолёты средней вместимости для авиалиний средней протяжённости, каждый тип имеет множество модификаций. В последние годы A320 продаются в больших объёмах, нежели продукция Boeing.
Таблица 5. Поставки самолетов AirbusA320 и Boeing 737 за 1988-2010гг
2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A320 | 401 | 402 | 386 | 367 | 339 | 289 | 233 | 232 | 236 | 257 | 241 |
B-737 | 398 | 372 | 290 | 330 | 302 | 212 | 202 | 173 | 223 | 299 | 281 |
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 | 1988 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A320 | 222 | 168 | 127 | 72 | 56 | 64 | 71 | 111 | 119 | 58 | 58 | 16 |
B-737 | 320 | 281 | 135 | 76 | 89 | 121 | 152 | 218 | 215 | 174 | 146 | 165 |
- B-747 и A380. Самолёты большой вместимости для авиалиний средней и большой протяжённости. Азиатские авиакомпании, традиционные пользователи 747-х, являются основными заказчиками А380. В настоящее время B-747 производятся в количестве не более 10 штук в год, новых заказов на пассажирские машины очень мало (из 99 заказанных с начала 2006 года B-747 только 27 — пассажирские). В то же время портфель заказов A380 с начала 2006 года увеличился на 60 пассажирских лайнеров.
- B-767 и A330. Самолёт Airbus оказался коммерчески более успешным в последние годы.
Таблица 6. Поставки самолетов Airbus A330 и Boeing 767 за 1994-2009 гг.
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A330 | 78 | 72 | 68 | 62 | 56 | 47 | 31 | 42 | 35 | 43 | 44 | 23 | 14 | 10 | 30 | 9 |
B-767 | 13 | 9 | 12 | 12 | 10 | 9 | 24 | 35 | 40 | 44 | 44 | 47 | 42 | 43 | 37 | 41 |
- B-777 и A340. Оба самолёта появились одновременно, но за счёт большей топливной эффективности B-777 и ряда других факторов, американская компания продала вдвое больше машин, чем их европейские конкуренты.
Таблица 7. Поставки самолетов Airbus A340 и Boeing 777 за 1993-2009 г.
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
B-777 | 88 | 61 | 75 | 65 | 40 | 36 | 39 | 47 | 61 | 55 | 83 | 74 | 59 | 32 | 13 | 0 | 0 |
A-340 | 8 | 13 | 11 | 24 | 24 | 28 | 33 | 16 | 22 | 19 | 20 | 24 | 33 | 28 | 19 | 25 | 22 |
Новых заказов на A340 крайне мало. Предполагается, что с B-777 будет конкурировать A350, однако разработка последнего пока очень далека от завершения.
Embraer (Empresa Brasileirade Aeronautica) – бразильская авиастроительная компания, один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолётов. Штаб-квартира в городе Сан-Жозе-дус-Кампус, штат Сан-Паулу.
Основана в 1969 году как компания, контролируемая государством. В 1990-х годах столкнулась с серьёзным кризисом, после чего в 1994 году была полностью приватизирована (у государства осталась лишь «золотая акция», дающая возможность права вето в вопросах поставок военных самолётов).
Компания специализируется на региональных лайнерах и выпускает коммерческие, корпоративные, военные, сельскохозяйственные самолёты. Производственные мощности сконцентрированы в Бразилии.
К 2010 году компания делила третье-четвертое место с канадской Bombardier среди крупнейших поставщиков коммерческих авиалайнеров, уступая компаниям Boeing и Airbus. За 2009 год компания поставила коммерческим заказчикам более 240 самолётов.
Численность персонала — 17 тыс. человек (2005 год).
Embraer Jet – семейство двухмоторных узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности производства бразильской компании Embraer. Включает в себя 4 модификации: E-170, E-175, E-190 и E-195. E-Jet впервые был представлен на авиасалоне в Ле Бурже в 1999 году. Серийное производство началось с 2002 года.
Таблица 8. Поставки самолетов Embraer E-jet 190, 195 в сумме за 2005-2010 гг, шт.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
39 | 37 | 32 | 52 | 33 | 23 |
Bombardier Inc. (Бомбардьé), канадская машиностроительная компания. Штаб-квартира находится в Монреале, провинция Квебек.
Компания была основана в городе Валкурте (Квебек) в 1942 году под названием L´Auto-NeigeBombardierLimitée Жозеф-Арманом Бомбардье. Авиастроением компания занялась с середины 1980-х годов. В 2003 году компания продала своё подразделение Bombardier Recreational Products, занимавшееся производством снегоходов, вездеходов, гидроциклов, моторных лодок, сконцентрировавшись на железнодорожном и авиационном машиностроении.
Компания относится к крупнейшим мировым производителям бизнес-самолётов, самолётов регионального предназначения, а также железнодорожной техники и трамваев. Основные подразделения компании — крупнейший в мире производитель железнодорожной техники Bombardier Transportation и Bombardier Aerospace — третий в мире производитель гражданских самолётов после Boeing и Airbus. В 2008 году в Bombardier работало 59,8 тыс. человек.
Bombardier Canadair RegionalJet (CRJ) — семейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолётов. Первый полет самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолёт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу. Семейство состоит из нескольких модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полёта: CRJ100, CRJ 200, CRJ 700, CRJ 900.
Модель CRJ 900 рассчитана на перевозку 88 пассажиров. Первый полёт Bombardier CRJ 900 совершил 21 февраля 2001 года. Кроме стандартной, существует ещё несколько версий самолёта – удлинённая и для дальних перелётов.
Программа по созданию Bombardier CRJ 1000 была начата Bombardier Aerospace 19 февраля 2007 года. Совершивший первый полёт в сентябре 2008 г. 100-местный CRJ1000 является последней моделью семейства Canadian Regional Jet.
Таблица 9. Поставки самолетов Bombardier CRJ 900, 1000 за 2005-2010 гг., шт.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
57 | 48 | 78 | 92 | 82 | 87 |
4. Прогнозы роста мирового рынка гражданских авиалайнеров
По прогнозам Airbus, в ближайшие 20 лет авиакомпании всего мира купят почти 25 тыс. новых магистральных самолетов на общую сумму 2,9 трлн. долларов. Из них около 10 тыс. потребуется для замены устаревающего парка, а еще 15 тыс. — для дальнейшего наращивания провозных мощностей. Причем наибольшим спросом будут пользоваться именно узкофюзеляжные авиалайнеры. Их будет продано около 18 тыс. на 1,27 трлн. долларов, что составит 70% от общего объема всех поставок в натуральном выражении. В результате к 2030 году глобальный парк авиакомпаний увеличится почти вдвое и превысит 30 тыс. самолетов. Высокий спрос на новые самолеты вызван растущими потребностями в замене лайнеров с низкой топливной эффективностью, а также динамичным развитием новых рынков и ростом пассажиропотока на существующих направлениях.
Согласно прогнозу Boeing, стоимость рынка новых гражданских самолетов в течение следующих 20 лет составит 3,6 трлн. долл. Рост рынка будет сопровождаться восстановлением мировой экономики после кризиса и увеличением спроса на новые и более эффективные самолеты. В соответствии с текущим обзором рынка 2011 г., к 2029 г., емкость рынка составит 30900 новых пассажирских и грузовых самолетов.
Таблица 10. Будущая рыночная стоимость (в ценах 2009 г.) и поставки самолетов по регионам к 2029 гг.
Регион | Рыночная стоимость поставок в млрд. долл. | Поставки самолетов, шт. |
---|---|---|
Тихоокеанский Азиатский регион | 1 320 | 10 320 |
Северная Америка | 700 | 7 200 |
Европа | 800 | 7 190 |
Ближний Восток | 390 | 2 340 |
Латинская Америка | 210 | 2 180 |
СНГ | 90 | 960 |
Африка | 80 | 710 |
Всего | 3 590 | 30 900 |
Из таблицы видно, что в долгосрочной перспективе, объем пассажирских перевозок будет увеличиваться на 5,3% в год под влиянием экономического роста в регионах с различной структурой спроса на самолеты. Наиболее быстрорастущим сегментом мирового рынка по-прежнему будут узкофюзеляжные самолеты, благодаря стремительному увеличению количества низкобюджетных авиакомпаний, развитию новых рынков, таких как Индия, Китай и Юго-Восточная Азия, и сохраняющейся нестабильности цен на топливо. Темпы роста сегмента узкофюзеляжных самолетов опережают широкофюзеляжный сегмент на протяжении последних десяти лет. Этот разрыв будет и дальше увеличиваться по мере вывода из парка авиакомпаний самолетов старого поколения.
Наиболее высокие показатели роста наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором Китай выступает безоговорочным лидером.
На сегодняшний день, этот регион обеспечивает около 1/3 мирового объема воздушных перевозок. В результате роста этого рынка, к 2029 г. на долю Азиатско-Тихоокеанского региона будет приходиться почти 43% входящего, исходящего и внутреннего объема перевозок. Только одному Китаю за ближайшие 20 лет потребуется 4300 новых авиалайнеров.
Местные авиакомпании также будут наиболее активными покупателями широкофюзеляжных самолетов, генерируя около 40% общего спроса.
Еще одним динамично развивающимся рынком является Ближний Восток, который демонстрирует один из самых высоких показателей роста воздушных перевозок за последние годы. Ближневосточные авиакомпании достигли стремительного роста благодаря использованию преимуществ своего географического местоположения, демографии региона, приобретению современных самолетов и хорошо продуманным планам инвестиций и развития бизнеса. На Ближний Восток за период 2011-2029 гг. будет поставлено 2340 самолетов.
Более подробные данные о распределении поставок авиалайнеров разного типа по основным регионам предоставляет следующая таблица.
Таблица 11. Поставки самолетов по регионам в соответствии с размерами за 2011-2029 гг.
Регион | Региональные (шт.) | С одним проходом (шт.) | С двумя проходами (шт.) | Большие (шт.) | Всего (шт.) |
---|---|---|---|---|---|
Тихоокеанско-Азиатский регион | 470 | 6 710 | 2 840 | 300 | 10 320 |
Северная Америка | 800 | 5 180 | 1 180 | 40 | 7 200 |
Европа | 310 | 5 380 | 1 340 | 160 | 7 190 |
Ближний Восток | 70 | 1 100 | 1 000 | 170 | 2 340 |
Латинская Америка | 20 | 1 800 | 350 | 10 | 2 180 |
СНГ | 200 | 570 | 160 | 30 | 960 |
Африка | 50 | 420 | 230 | 10 | 710 |
Всего | 1 920 | 21 160 | 7 100 | 720 | 30 900 |
5. Обострение конкуренции и конец дуополии
Сейчас суммарный портфель твердых заказов Airbus и Boeing на узкофюзеляжные самолеты приближается к 3 тыс. штук, что составляет всего лишь 16% от прогнозного спроса на эти лайнеры на двадцатилетний период. Таким образом, на мировом рынке магистральных самолетов есть все предпосылки для появления как минимум еще одного крупного игрока, который при определенных обстоятельствах вполне может потеснить грандов мирового авиастроения. Дуополия медленно приближается к концу. Из всех авиастроительных компаний мира вызов «Большой Двойке» — Airbus и Boeing — первыми бросили канадцы. Еще пять лет назад Bombardier приняла решение начать разработку узкофюзеляжного самолета C-Series, рассчитанного на перевозку 110–130 пассажиров. Изначально реализации этого проекта мешала несговорчивость производителей авиадвигателей, которые, как утверждают некоторые эксперты, находясь под давлением Airbus и Boeing, не выказывали желания создавать новые модификации двигателей специально для нового самолета Bombardier. Свое решение они мотивировали узостью рынка сбыта. Но благодаря усилиям канадских властей и позиции компании Pratt&WhitneyCanada, а также изменившейся рыночной ситуации эта проблема, в конечном счете, была решена. Получив финансовую поддержку провинции Квебек, Pratt&Whitney все-таки разработала новое семейство двигателей Pure Power. Это именно те агрегаты, которые «Иркут» будет использовать на своем МС-21. Но в отличие от программы МС-21 проект C-Series уже прошел более половины пути. В середине прошлого года Bombardier представила рабочие чертежи тестового самолета SC100, а на заводе Saint-Laurent в Монреале был показан финальный проект обшивки левой части фюзеляжа самолета. Сейчас на этом предприятии уже полным ходом идет монтаж композитных панелей на хвостовую часть лайнера.
Новый самолет должен подняться в воздух уже в 2012 году, а первые поставки лайнера авиакомпаниям намечены на 2013-й. Но, несмотря на все пре¬имущества новых лайнеров, большим портфелем заказов на них Bombardier похвастаться пока не может: у канадцев всего 90 твердых контрактов на приобретение SC100 и еще столько же опционов. Главные заказчики этих самолетов — Lufthansa Group, ирландская лизинговая компания LCI и американская Republic Holdings. Но основные надежды Bombardier связывает с китайским рынком. По прогнозам канадской компании, в течение ближайших 20 лет он станет вторым по величине рынком для коммерческой авиации. Для достижения этой цели компания решила кооперироваться с китайскими авиапромышленными предприятиями.
У Китая есть свой проект создания магистрального узкофюзеляжного самолета — С919. И этот проект не что иное, как долгосрочный план Китая по разрушению дуополии Airbus и Boeing. Название модели и ее цифровой код для китайцев имеют огромное символическое значение. Первая цифра «9» может быть истолкована как «долгое время, которое необходимо затратить на преодоление сложного пути», а «19» обозначает, что первый китайский магистральный самолет будет способен перевозить 190 пассажиров. Помимо базовой версии корпорация Commercial Aircraft Corporationof China (COMAC) начала проектирование еще двух моделей — на 156 и 168 пассажиров.
В течение нескольких месяцев компания COMAC предполагает завершить общий технический проект самолета и выбрать поставщиков всех ключевых систем. Этот процесс активно идет последние полтора года.
COMAC планирует, что первый полет С919 должен состояться в 2014 году, а коммерческая эксплуатация лайнера начнется в 2016-м. В общей сложности китайцы в течение 20 лет намерены выпустить 2500 новых самолетов. Правда, оплаченных твердых заказов на С919 у COMAC пока нет. Но можно не сомневаться, что в ближайшее время они появятся.
Экспансия на рынок сразу трех новых производителей магистральных самолетов заставила Airbus и Boeing начать полномасштабную подготовку к отражению атаки. Компания Airbus приняла решение о старте программы ремоторизации авиалайнеров семейства А320, которые после оснащения новыми двигателями получат название NEO. Европейский концерн намерен вложить в этот проект около 1 млрд. евро. На новые самолеты предполагается устанавливать все те же двигатели семейства LEAP-X и PurePower. Более того, Airbus собирается оснастить свои модернизированные авиалайнеры новыми законцовками крыльев, которые дополнительно обеспечат снижение расхода топлива на 3–4%. Таким образом, суммарная экономия топлива составит около 18%. Конструкция планера А320 NEO на 95% схожа с эксплуатирующимися сейчас самолетами этого семейства. Европейскому концерну предстоит укрепить лишь крыло и пилоны. Ремоторизованные самолеты появятся на рынке уже в 2016 году и будут стоить всего лишь на 6 млн. долларов дороже своих предшественников. В общей сложности Airbus собирается продать около 4 тыс. А320 NEO. И не исключено, что этот план рано или поздно будет выполнен. За полтора месяца продаж Airbus заполучила уже трех крупных клиентов. Стартовым заказчиком А320 NEO стала авиакомпания Virgin America, подписавшая контракт на приобретение 30 лайнеров. А вскоре ее примеру последовали индийская IndiGo и малайзийская AirAsia, которые заключили предварительные соглашения о приобретении более 200 новых самолетов. Это привело к тому, что акции EADS (материнской компании Airbus) за день выросли в цене на 5%. Руководство компании уверено, что остаточная стоимость существующих моделей A320 сильно не пострадает, зато новоиспеченным конкурентам европейского концерна придется несладко.
Boeing посчитал запуск проекта NEO запоздалым ответом на свои самолеты семейства Next Generation, которые выпускаются уже более десяти лет. При этом Boeing в ближайшее время намерен создать новое семейство самолетов на замену существующим версиям Boeing 737 NG. Компания понимает ожидания Airbus от выпуска новой модели NEO, но не видит потребности в таких лайнерах, стратегия компании в соответствии с ожиданиями своих заказчиков нацелена на конструирование нового самолета.
Бразильская Embraer также рассматривает возможность создания нового магистрального самолета на 110–130 пассажиров. Компания ждет, пока Boeing примет окончательное решение о выпуске своего нового лайнера, и уже тогда будет думать, стоит ли им заниматься конкурирующим проектом.
Современная авиационная промышленность представляет собой глобальную сетевую структуру, включающую в себя тысячи специализированных поставщиков различных комплектующих изделий и производственных услуг, расположенных по всему миру, в т.ч. и в России.
Сегодняшнему состоянию рынка авиационной промышленности присущ этап стабилизации. Он характеризуется сложившимся зрелым рынком продукции соответствующей отрасли. Это означает, что рынок авиационной промышленности сегментирован:
- средне и дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты;
- средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты;
- региональные самолеты;
- местные самолеты.
Важной особенностью состояния рынка гражданских авиалайнеров сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний. Анализ тенденции развития мирового рынка в XX веке, выявил главную особенность: развитие рынка заключается в непрерывном увеличении изменчивости, нестабильности и непредсказуемости.
Основой стратегий развития ведущих мировых производителей гражданских воздушных судов является постоянное технологическое совершенствование их продукции и снижение эксплуатационных издержек предлагаемых моделей самолетов, включая расход топлива и затраты на ремонт и техническое обслуживание, а также развитие глубоких и долгосрочных отношений с авиакомпаниями путем оказания им всесторонней поддержки в эксплуатации, модернизации и обновлении парка самолетов. На современном этапе ассортимент продукции, выпускаемой компаниями Boeing и Airbus, а также Embraer и Bombardier, во многом аналогичен, если сравнивать их по таким характеристикам, как размер, дальность полета и стоимость воздушного судна.
kapital-rus.ru
Лучшие самолеты малой и бизнес авиации
Закрыть- Спецпроекты
- Экспедиция в США
- Автопробег по Европе
- В Сочи на автомобиле
- Путешествия
- Техника
- Автомобили
- Мотоциклы
- Самолеты
- Спорт
- Персоны
- Образование
- Другое
- Дом
- Еда
- Здоровье
- Развлечения
- О проекте
- Редакция
- Условия использования
- Контакты
- Спецпроекты
- Экспедиция в США
- Автопробег по Европе
- В Сочи на автомобиле
- Путешествия
- Техника
- Автомобили
- Мотоциклы
- Самолеты
- Спорт
- Персоны
- Образование
- Другое
- Дом
- Еда
- Здоровье
- Развлечения
www.topcrop.ru