Белый лебедь с ядерной дубинкой: история бомбардировщика Ту-160 | История | Общество

На планете Земля только две страны — Россия и США — имеют в составе вооружённых сил так называемую «ядерную триаду» — стратегическую авиацию, межконтинентальные ракеты и атомные подводные лодки. Такое распределение ядерных боезапасов по различным носителям необходимо для того, чтобы в случае внезапного нападения и уничтожения каких-то видов вооружения, ответный удар был гарантированно совершён другими способами.

Во времена правления Никиты Хрущёва основная ставка делалась на развитие ракетной техники, и поэтому к началу 1970-х годов СССР располагала только бомбардировщиками Ту-95 «Медведь» и М-4 «Бизон», которые не могли гарантированно преодолеть зону ПВО НАТО из-за своей тихоходности. В то же время США начали разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1, который должен был заменить устаревающий B-52. После того как отставание СССР в этой сфере стало очевидно, был объявлен конкурс на создание такого самолёта и у нас.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Мнений, почему было принято именно такое решение, бытует несколько. По одной из версий, правительство сочло, что в ОКБ Мясищева нет достаточных мощностей, чтобы осуществить такой сложный проект. По другой — что самолёт не понравился командованию ВВС. Есть мнение, что

Андрей Туполев при личной встрече с Леонидом Брежневым уговорил его передать проект и документацию в его ОКБ. Стоит отметить, что Ту-160 действительно в чём-то похож на М-18, но о прямом «передирании» речи, конечно, не идёт.

Фото: РИА Новости/ Скрынников

Лебединая песня СССР

По сути, Ту-160 является последним масштабным проектом в СССР, который был осуществлён до его распада. Между началом проектирования самолёта в 1972 году и первым полётом машины прошло 9 лет: 18 декабря 1981 года машину поднял в воздух с аэродрома «Раменское» лётчик-испытатель Борис Веремей. На вооружение бомбардировщик поступил в 1987 году.

Стоит отметить, что этот срок для создания такого проекта был минимален и показывает, какой мощной была авиационная промышленность на закате СССР: сегодня создание подобного самолёта в России если и возможно, то при консолидации всех сохранившихся предприятий.

Быстро разработать машину туполевцам позволил опыт создания Ту-22 и Ту-144: многие элементы этих самолётов переходили в Ту-160 без изменений. Однако многое приходилось создавать и с нуля. Главной проблемой было обеспечение дальности полёта, которая должна была составлять более 12 000 км без дозаправки в воздухе (для примера — протяжённость экватора Земли составляет 40 000 км), и максимальной скорости полёта более 2000 километров в час. Эта проблема была решена путём применения крыла изменяемой стреловидности: большую часть полёта, до зоны ПВО противника, Ту-160 проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает её на сверхзвуке, «сложив» их.

Интересно, что Ту-160 — один из самых комфортных боевых самолётов. На протяжении 14-часового полёта пилоты могут встать и размяться. На борту есть кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого до этого не было на стратегических бомбардировщиках. Именно вокруг санузла при передаче самолёта военным разыгралась настоящая война: они не хотели принимать машину из-за несовершенства его конструкции.

Вооружение Ту-160 составляют 12 крылатых ракет X-55, которые имеют радиус действия до 2500 км. Координаты целей программируются в ракеты до вылета бомбардировщика, а после пуска она идёт к ней, огибая ландшафт местности, и сбить её практически невозможно. Таким образом, Ту-160 может совершить пуск ракет и не заходя в зону ПВО противника. Однако в случае необходимости он способен и прорвать её: высокая скорость делает его очень сложной мишенью как для зенитных ракет, так и для истребителей. Мощность каждой из ядерных боеголовок составляет 200 килотонн (в 15 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов

Трагедия на Украине

К моменту распада СССР было произведено 34 самолёта, причём большая часть из них (19 бомбардировщиков) находилась на базе в Прилупках на Украине. Вскоре выяснилось, что эти машины слишком дороги в эксплуатации и для небольшой украинской армии не нужны. В. Захарченко, который тогда занимал пост военного атташе Украины в России, заявил: «Перед вооружёнными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолёты». В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160, однако с украинской стороны последовали странные требования. 

Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ (от чего категорически отказался «Газпром») или взамен транспортных самолётов Ил-76 из расчёта 1 к 2. Выполнить второй пункт было невозможно по той причине, что, обменяв Ту-160 на свои Ил-76, Россия фактически лишалась бы транспортной авиации, а их производство в СССР велось на заводе в Узбекистане, который после распада СССР практически перестал функционировать.

Впрочем, очень скоро стало понятно, почему Киев не идёт на уступки в отношении Ту-160. В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение об уничтожении 44 бомбардировщиков, в том числе 19 Ту-160, а также тысячи ракет X-55. 16 ноября два «Белых лебедя» в присутствии представителей минобороны США были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Стоимость работ по уничтожению машин была оплачена американскими деньгами: по 1 млн долл. за самолёт (при стоимости одного Ту-160 порядка 250 млн долл.). Всего было приведено в нелётное состояние 11 Ту-160, а оставшиеся 8 переданы в Россию в счёт долга за газ. В данный момент на Украине нет стратегической авиации.

Фото: РИА Новости/ Скрынников

Ту-160 как средство влияния

На вооружении России состоит 16 Ту-160, каждый из которых имеет своё собственное имя. Самолёты носят имена главного маршала авиации СССР Александра Новикова, авиаконструктора Игоря Сикорского, русского богатыря Илья Муромца и других исторических деятелей России.

Самолёты нередко совершают полёты вдоль линии ПВО разных стран, что вызывает шумиху в прессе и раздражение политиков. Но на самом деле это не столько способ показать мощь российской авиации, сколько возможность понять, насколько быстро реагируют на такие полёты перехватчики: они всегда «сопровождают» Ту-160.

Ракетоносец, разработанный ещё в СССР, по-прежнему остаётся одним из самых современных в мире, и с появлением у США бомбардировщиков B-2 ситуация изменилась не сильно. Боевые столкновения в Югославии показали, что технология «Стелс» далеко не всегда спасает при прорыве линии ПВО: малозаметный истребитель F-117 всё же был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева».

Слабым местом Ту-160 сегодня является его устаревшее бортовое оборудование, однако в следующем году планируется провести его модернизацию на всех 19 машинах. Кроме того, в 2009 году начались работы по Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) — самолёту, который должен прийти на смену Ту-95. Первый полёт намечен на 2019 год, а начало эксплуатации — на 2025.

aif.ru

Ту-160 «Белый лебедь» — стратегического назначения ракетоносец-бомбардировщик

История должна бы научить американское военное руководство тому, что любой, самый дорогостоящий и технически изощренный проект, разработанный для давления на СССР, а позже и Российскую Федерацию, вызывает желание создать систему противодействия или дать симметричный ответ. Пример — Ту-160, «Белый лебедь», стратегического назначения межконтинентальный бомбардировщик-ракетоносец.

Ту-160 – ответ на Б-1

С середины семидесятых годов в США начались испытания нового чуда техники. Б-1 фирмы Рокуэлл и в самом деле производил впечатление грозной машины, этот самолет строился с соблюдением всех требований современных передовых авиационных технологий. Изменяемая геометрия крыла, сверхзвук (2,2 маха), 34 тонны боевой нагрузки, потолок, превышающий 18 тысяч метров, все эти характеристики обеспечивали способность донести до цели, находящейся на расстоянии 10 тыс. километров, 24 крылатые ракеты. Если окажется, что этого мало, можно еще восемь снаружи подвесить. Проект рекламировался с поистине американским размахом, этот летающий крейсер должен был повергнуть в ужас и уныние весь мир, но в первую очередь страну вероятного противника, граждан СССР и советское военно-политическое руководство. В конце семидесятых обострилась гонка вооружений. Появились новые высокотехнологичные угрозы:

— нейтронная бомба, уничтожающая все живое при минимальной взрывной волне;

— крылатые ракеты, летящие низко и недосягаемые для советских РЛС;

— новейший носитель вышеуказанных средств поражения Б-1.

Во многих журналах, и зарубежных, и советских, публиковались данные американского «Лансера» и его фото. Ту-160 «Белый лебедь» в 1981 году уже совершал первые полеты, но до поры до времени о нем никому не рассказывали и изображения в журналах не печатали.

Параметры «Лебедя»

Два самолета внешне похожи, туполевцы за основу взяли проверенную американскую схему. Четыре мощных двигателя, развивающие суммарную тягу в форсажном режиме до 100 000 кгс, расположены под крылом с двух сторон фюзеляжа. Но внешнее сходство не помешало сделать намного более мощным Ту-160. «Белый лебедь», стратегического назначения ракетоносец может нести 45 тонн боевой нагрузки, его потолок – 21 тыс. м, а дальность его полета составляет без дозаправки почти 14 тыс. км. Как и у Б-1, экипаж состоит из 4-х человек, а так как во время боевого дежурства машина может находиться в воздухе более суток, то для него созданы все условия комфорта, включая спальные места, камбуз и другие удобства. Самолет Ту-160 «Белый лебедь» свое неофициальное, но прижившееся название получил не только за изящные аэродинамические обводы, но и за цвет, отражающий солнечную радиацию во избежание перегрева.

Как резали «Лебедей»

В 1991 году СССР распался, что сказалось на многих сторонах мирной жизни бывших советских граждан. В значительной степени это событие повлияло и на обороноспособность республик, ранее составлявших единое государство. «Белые лебеди» Ту-160 оказались разделены на две «стаи», на территории Украины остался 194-й авиаполк, имевший на вооружении 19 единиц стратегических ракетоносцев. Несколько лет они стояли без дела, а в 1998 году их начали резать на металлолом в присутствии американских сенаторов, радостно комментировавших это событие. Главных причин этому решению украинского руководства было две. Во-первых, на эксплуатацию и обслуживание дорогой и сложной авиатехники не было денег. Во-вторых, Украине с ее внеблоковой военной доктриной были не нужны Ту-160 «Белый лебедь». Стратегического назначения вооружения массово утилизировались, эта же участь ждала шахтные пусковые установки и другие элементы ракетного щита СССР. Разрезать успели десяток лучших и самых мощных в мире боевых самолетов.

Герои превратились в «Белых лебедей»

Та же причина, по которой погибли десять единиц великолепной авиатехники советского производства, по иронии судьбы оказалась спасительным фактором для оставшихся машин. Их поменяли на газ, оплатить который Украине больше было нечем. За 285 миллионов долларов внешнего долга зачли шесть сотен крылатых ракет, восемь «Медведей» Ту-95 и восемь оставшихся Ту-160 «Белый лебедь». Стратегического назначения техника получила новое место базирования. Им стал город Энгельс, древний Покровск, находящийся через Волгу от Саратова. Один из самолетов остался на Украине в качестве музейного экспоната.

Приняв своих «птиц», ВВС России распорядились ими по-хозяйски. Машины пребывают в отличном техническом состоянии, подвергаются модернизации и время от времени совершают дальние перелеты (как в 2008 году в Венесуэлу, например). Почти все они имеют, подобно морским крейсерам, кроме бортовых номеров, собственные имена в честь выдающихся людей, таких, как генерал Ермолов, Николай Кузнецов, Валерий Чкалов и других. Есть среди них и «Илья Муромец», и великий авиаконструктор Андрей Туполев.

fb.ru

Фото самолета белый лебедь (42 картинки) ⭐ Забавник

Самолет Белый лебедь — это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. И. Близнюк.

Самолёт белый лебедь

Белый самолет в небе

Самолет пошел на взлет

Самолет поворачивает в небе

Самолет летит в облаках

Самолёт белого цвета

Самолет на взлетной полосе

Российский самолёт в небе

Самолёт белый лебедь

Самолёт летит над облаками

Самолёт приземляется

Самолёт летит в небе

Самолет летит над водой

Самолет взлетает

Самолет в голубом небе

Самолет летит над городом

Самолёт летит на фоне снега

Самолёт с выпущенными огнями

zabavnik.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *