Самолет BAe «Хок» | Военное оружие и армии Мира
В январе 1970 года командование Королевских ВВС объявило конкурс на создание нового реактивного учебно-боевого самолета (УБС), предназначенного для подготовки пилотов боевых самолетов нового поколения.
Победителем оказалась фирма «Хоукер Сиддли», которая еще с 1968 года в инициативном порядке прорабатывала проект подобной машины под обозначением HS.1182. Из нескольких вариантов, отличающихся типом двигателя, заказчик выбрал HS.1182-AJ, оборудованный ТРД «Адур» — бесфорсажным
вариантом двигателя, предназначенного для англо-французского истребителя-бомбардировщика «Ягуар». А в марте 1972 года, задолго до начала испытаний, был подписан контракт на поставку Королевским ВВС 176 УБС. После вхождения «Хоукер Сиддли» в концерн «Бритиш Аэроспейс» права на производство и модернизацию «Хоков» перешли к этому концерну.
В СТРОЮ КОРОЛЕВСКИХ ВВС
Первый экземпляр самолета, получившего обозначение «Хок» Т.1, впервые поднялся в небо 21 августа 1974 года. Поставки серийных машин Королевским ВВС осуществлялись с 1976 по 1981 годы. Такие машины комплектовались ТРД«Адур» 151 тягой 21.3 кН. Встроенного вооружения самолет не несет, но предусмотрена возможность его размещения на трех внешних узлах: на подфюзеляжном — контейнера с 30-мм пушкой «Аден» Мк.4 (боекомплект 150 па-
тронов), а на двух подкрыльевых — ПУ НАР либо авиабомб. В 1983-1986 годах 89 самолетов прошли доработку, позволяющую применять УР класса «воздух — воздух» ближнего боя AIM-9 «Сайдвиндер». Такие машины, получившие обозначение «Хок» Т.1А, в случае войны должны были составить вооружение четырех эскадрилий, укомплектованных инструкторами летных школ, и применяться совместно с тяжелыми истребителями-перехватчиками «Торнадо» F.3.24 самолета в 1990-е годы прошли модернизацию, получив возможность применять УР AIM-9 более современных модификаций (они обозначаются Т.1 W).
ЭКСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ
На основе «Хок» Т.1 была разработана экспортная модификация, главными отличиями которой были установка ТРД «Адур» 851 тягой 23,1 кН, усиленное крыло с четырьмя узлами подвески вооружения вместо двух, измененный киль и модифицированное оборудование кабины. Такие самолеты, известные как «серия 50», экспортировались в три страны. Финляндия получила 50 машин «Хок» Мк.51 в 1980-1985 годах (46 из них было собрано по лицензии) и 7 Мк.51 А в 1993-1994 годах, финляндские «Хоки» приспособлены для подвески советского вооружения — УР «воздух — воздух» Р-60М и контейнеров с 12,7-мм
пулеметами. 12 машин (вместе с Окупленными у Швейцарии «Хоками» Мк.66) до конца 2010 года прошли модернизацию с полным обновлением БРЭО. 12 самолетов «Хок» Мк.52 в 1980-1982 годах поставили в Кению и 20 Мк.53 в 1980-1984 годах — в Индонезию.
«СЕРИЯ 60»
Ограниченный экспортный успех «Хоков» «серии 50» побудил менеджмент BAe к созданию самолета «серии 60», призванного более полно учитывать требования иностранных заказчиков. При этом установили еще более мощный двигатель «Адур» 861 тягой 25,4 кН, модернизировали механизацию крыла, усилили шасси и узлы подвески вооружения. Первым покупателем стало Зимбабве, получившее в 1982 году восемь самолетов «Хок» Мк.60, а в 1992-м — еще
пять машин Мк.60А. Именно машины зимбабвийских ВВС стали первыми«Хоками», участвовавшими в боевых действиях: в 1982-1985 годах они участвовали в вылетах против повстанцев, действовавших в западной части страны. В 1998 году такие самолеты воевали в Демократической Республике Конго, поддерживая правительственные войска этого государства в борьбе с мятежниками. Но гораздо больше количество самолетов «серии 60» летает не в бедной Африке, а в богатых странах Аравийского полуострова. Объединенные Арабские Эмираты с 1983-го получили в общей сложности 29 самолетов, из них девять в варианте Мк.61 были закуплены правительством эмирата Дубай, а еще 20 Мк.63 — Абу Даби. Кувейт в 1985-1986 годах получил 12 «Хоков» Мк.64, Шесть из них в 1990 году было захвачено Ираком, но после поражения последнего в 1991 году пять «Хоков» возвратили прежнему владельцу (шестой был уничтожен при налете союзнической авиации).
Те же самолеты, которым удалось избежать этой участи, воевали при освобождении Кувейта, нанося удары по иракским войскам с применением свободнопадающих бомб и пушечных контейнеров.
Крупным покупателем стала Саудовская Аравия. В 1987-1988 годах она получила «в пакете» с боевыми самолетами «Торнадо» 30 учебно-боевых машин «Хок» Мк.65, а десять лет спустя докупила еще 20 самолетов Мк.65А.
Из европейских стран выбору в пользу «серии 60» сделала Швейцария, купившая 20 самолетов Мк.66 (первая машина в 1989 году была поставлена из Великобритании, а остальные 19 в течение 1990-1991 годов были собраны по лицензии). Но карьера «Хоков» в альпийском государстве оказалась короткой — уже в 2002 году их сняли с эксплуатации, продав 18 самолетов Финляндии. Наконец, в 1992-1993 годах 20 «Хоков» Мк.67 приобрела Южная Корея — как временную меру до поступления на вооружение собственных учебно-боевых самолетов Т-50.
Крупнейшим эксплуатантом машин «серии 60» стали США — в ноябре 1981 года британский самолет победил в конкурсе на новую учебную машину для морской авиации.
BAe совместно с концерном «Макдонелл Дуглас» подготовил две модификации: Т-45А, приспособленную для эксплуатации с палуб авианосцев, и Т-45В, способную летать только с береговых аэродромов. Но заказчик в целях унификации парка решил закупать только машины Т-45А. ВМС США заказали 223 таких самолета, выпуск которых наладила фирма «Макдонелл Дуглас». С 84-й машины самолеты изготавливаются в варианте Т-45С, отличающимся усовершенствованной навигационной аппаратурой и модернизированным оборудованием кабины. Эксплуатация Т-45А в строевых частях началась в 1992 году.
«СОТКИ» И «ДВУХСОТКИ»
Эволюция многоцелевых боевых самолетов привела к тому, что обучение на «Хоках» перестало отвечать новым стандартам. Поэтому концерн «Бритиш
Аэроспейс» создал новое поколение «Хоков», в котором кроме двухместного УБС Мк.100 появилась и одноместная, чисто боевая версия Мк.200. Но и двухместная машина изначально проектировалась с учетом возможного боевого применения: в ее удлиненной носовой части может устанавливаться лазерный
дальномер-целеуказатель LMTR либо тепловизионная станция переднего обзора FUR. Самолет получил двигатель «Адур» 871 тягой 26 кН, новый киль и крыло,перепроектированное с учетом улучшения маневренности в диапазоне скоростей М=0,3 — 0,7. На законцовках крыла появились пусковые установки для УР «Сайдвиндер», а в состав БРЭО (в качестве опции) включили станцию предупреждения о радиолокационном облучении. Кабина экипажа оборудована многофункциональными индикаторами. Одноместная модификация Мк.200 стала «почти настоящим» истребителем — на ней установлена РЛС AN/APG 66Н американского производства и встроенная 30-мм пушка «Аден» Мк.4. Возможна установка штанги для дозаправки в воздухе (такой опцией воспользовались Малайзия и Оман).
Предложение гаммы из одно- и двухместных самолетов оказалось удачным маркетинговым ходом — из четырех стран, закупивших «Хоки» Мк.100 три приобрели и одноместные машины. Лишь ОАЭ ограничились исключительно УБС — в 1993-1994 годах этому государству было поставлено 18 машин Мк.102. В то же время Оману поставили 16 самолетов — четыре Мк.103 и 16 Мк.203, сменивших устаревшие истребители «Хантер». Малайзия в 1994-1995 годах закупила 10 Мк.108 и 18 Мк.208. Наконец, Индонезия в 1996-2000 годах получила восемь Мк.109 и 32 Мк.209. В двух последних странах «Хоки» пришли на замену американским штурмовикам А-4 «Скайхок».
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ
В ответ на намерения Канады и Австралии приобрести новые УБС концерн BAe разработал очередную версию «Хока» — LIFT (Lead In Fighter Trainer), представляющую собой уже третье поколение этого семейства. Как основа был взят планер «Хока» Мк.100. на который установили двигатель «Адур» 951 тягой 29 кН. Благодаря усилению планера срок эксплуатации самолета установлен в 10 000 часов налета (для прежних вариантов «Хока» этот показатель составляет 6000 часов). В очередной раз полностью обновили авионику. Усилия специалистов ВАе не пропали даром — «Хок» LIFT собрал солидный пакет заказов и продолжает считаться одним из фаворитов в конкурсах на новые УБС, проводимых ВВС разных стран. Первыми покупателями стали, как и ожидалось,
и из других стран — в частности, 22 самолета «Хок» Мк.165 заказала Саудовская Аравия.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ BAe «ХОК» МК.128
- Тип: двухместный учебно-боевой самолет
- Двигатель: ТРДД «Роллс-Ройс Адур»Мк.951 с максимальной тягой 2950 кгс
- Размеры, м:
длина: 12,43
высота: 3,98
размах крыла: 9,94
площадь крыла, м1:16,70 - Вес, кг:
пустого самолета: 4480
максимальный взлетный: 9100 - Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 1028
дальность полета, км: 2520
практический потолок, м: 13 565 - Вооружение: до 3000 кг боевой нагрузки на внешних узлах, включая УР класса «воздух — воздух», НАР, авиабомбы, пушечные контейнеры
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
2611warfor.me
Новый английский учебно-боевой самолёт «Хок»
Один из самых активных членов агрессивного блока НАТО — Великобритания продолжает гонку вооружений, наращивает боевую мощь своих вооружённых сил, в том числе и ВВС.По сведениям зарубежной печати, Великобритания участвует во многих совместных программах в области разработки и производства авиационной техники и оружия. В то же время по заказам военных ведомств крупнейшие английские фирмы заняты созданием новых военных самолётов и авиационного вооружения в национальных рамках. В частности, в последние годы в ВВС Великобритании поступили такие боевые самолёты, как тактический истребитель с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой «Харриер», базовый патрульный самолёт «Нимрод», а также значительное количество другой авиационной техники и вооружения. В настоящее время заканчиваются испытания нового учебно-боевого самолёта «Хок».
Самолёт «Хок» (фирменное обозначение HS.1182) создан по заказу ВВС английской фирмой «Хаукер Сиддли». Иностранная печать сообщает, что он начал разрабатываться для замены состоящих на вооружении ВВС Великобритании устаревших учебно-тренировочных и учебно-боевых самолётов «Нэт», «Джет Провост» и «Хантер», а также для экспорта в другие страны. В ВВС Великобритании самолёт «Хок» планируется использовать для выполнения всех видов летной подготовки, включая отработку боевого применения авиационного оружия.
Так называемый «экспортный вариант» этого самолёта будет представлять собой лёгкий штурмовик, предназначенный решать задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Лётные испытания первого опытного образца самолёта «Хок» начались в 1971 году. В настоящее время заканчивается строительство шестого прототипа и начата подготовка к серийному производству этого самолёта.
Конструкция учебно-боевого самолёта «Хок»
Самолёт выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности, управляемым стабилизатором и трёхстоечным шасси с передним колесом. Проекции самолёта показаны на рис. 1.
Рис. 1. Проекции самолёта «Хок» (учебно-тренировочный вариант)
Крыло разработано как одно целое и крепится к фюзеляжу с помощью шести болтов, что, по мнению специалистов фирмы, значительно упрощает сборку, обслуживание и ремонт. Крыло выполнено с небольшой геометрической круткой, имеет стреловидность по передней кромке 26°, угол поперечного V +2° и относительную толщину (в корневой части) 10,9%. Его механизация включает односекционные двухщелевые закрылки с тремя узлами крепления и элероны. Хвостовое оперение самолёта состоит из управляемого стабилизатора, плоскости которого отклонены вниз (угол поперечного V стабилизатора —10) и вертикального киля с рулем направления.
Управление элеронами и стабилизатором осуществляется с помощью гидроприводов, а руль направления приводится в действие механической кулисой. Передача усилий летчика к исполнительным органам системы управления самолётом производится жесткими тягами. Нелинейность усилий, прилагаемых летчиком к ручке управления и педалям, создается специальными пружинными загружателями. Дополнительная загрузка ручки управления (в зависимости от перегрузки) происходит за счёт использования противовесов. Руль направления снабжён электрически управляемым триммером.
По данным иностранной печати, на самолёт установлен один двухконтурный турбореактивный двигатель «Адур» Мк151 (создан фирмами «Роллс Ройс» и «Турбомека»), имеющий максимальную статическую тягу 2400 кг и степень двухконтурности 0,9. Ротор низкого давления двигателя состоит из двухступенчатого вентилятора и одноступенчатой турбины, а ротор высокого давления — из пятиступенчатого компрессора и одноступенчатой турбины. Часть воздуха, отбираемая от компрессора, используется в системах наддува и кондиционирования воздуха в кабине экипажа. Для повышения автономности эксплуатации самолёта запуск двигателя производится от газотурбинного стартера, работающего на основном топливе. В нижней части фюзеляжа расположен большой люк для доступа к двигателю при его техническом обслуживании, а также для выполнения монтажных и демонтажных работ.
Системы и оборудование учебно-боевого самолёта «Хок»
Топливо на самолёте размещается в двух внутренних баках ёмкостью по 830 л: фюзеляжном и крыльевом интегральном (расположен в центроплане). Кроме того, для увеличения дальности и продолжительности полёта предусмотрена возможность подвески двух (по одному под каждой консолью крыла) дополнительных топливных баков емкостью по 450 л. Заправка внутренних баков топливом может быть произведена самотеком или под давлением (3,5 кг/кв.см. со скоростью 625 л/мин). Система наддува топливных баков, работающая при избыточном давлении 0,42 кг/кв.см., кроме своего основного назначения используется также для вытеснения топлива из подвесных баков.
Топливная система работает таким образом, что вначале топливо вырабатывается из крыльевого интегрального бака, а затем из фюзеляжного. Внутри последнего установлен спаренный подкачивающий топливный насос, обеспечивающий бесперебойную подачу топлива к двигателю при отрицательных перегрузках. По расчетам специалистов фирмы, это позволит самолёту находиться в перевёрнутом полете до 30 с.
Фонарь кабины экипажа выполнен из органического стекла. В кабине установлены два катапультируемых сиденья Мк10В фирмы «Мартин Бейкер», обеспечивающих экипажу возможность покинуть самолёт на любой высоте, в том числе и с уровня земли. Сиденья размещены один за другим, причем заднее расположено несколько выше переднего, благодаря чему второй член экипажа (инструктор) имеет хороший обзор пространства в передней полусфере. Перед катапультированием фонарь кабины подрывается детонирующим шнуром, расположенным по его периметру.
На самолёте имеются две независимые гидросистемы (рабочее давление 210 кг/кв.см). У каждой свой гидронасос, приводимый во вращение от коробки приводов агрегатов. Первая гидросистема (основная) подает рабочую жидкость к гидроприводам выпуска и уборки шасси, закрылков и воздушного тормоза. Кроме того, она обеспечивает работу колёсных тормозов и одного из двух каналов гидроприводов поверхностей управления, а вторая система — работу только вторых каналов гидроприводов поверхностей управления.
При отказе двигателя или второй гидросистемы подача рабочей жидкости производится от гидронасоса, приводимого во вращение воздушной турбиной. Эта турбина располагается в нише верхней части фюзеляжа перед килем и в аварийной ситуации с помощью специального гидроцилиндра поднимается вверх, в набегающий поток воздуха. Срабатывание гидроцилиндра происходит от гидроаккумулятора. Возвращение воздушной турбины в убранное положение осуществляется пружиной. В случае резкого падения давления в обеих гидросистемах выпуск шасси и закрылков, а также работа колесных тормозов может выполняться от баллонов со сжатым азотом.
Электрическая система самолёта получает энергию от безщёточного генератора постоянного тока (напряжение 28 В, мощность 9 кВт), установленного на коробке приводов агрегатов. Переменный ток подается самолётным потребителям от двух статических преобразователей тока мощностью по 500 Вт. Аварийное питание потребителей электроэнергией обеспечивается двумя аккумуляторными батареями емкостью по 18 А -ч.
Система наддува кабины экипажа включается автоматически на высоте 1500 м и создает в кабине максимальное дифференциальное давление (перепад), равное 0,28 кг/кв.см. Система кондиционирования начинает работать сразу после запуска двигателя и автоматически поддерживает в кабине установленный летчиком температурный режим.
Запас кислорода на самолёте содержится в баллонах в газообразном состоянии при давлении 5 кг/кв.см. Через соответствующую аппаратуру кислород подается к маскам членов экипажа. Емкость кислородных баллонов позволяет хранить до 1100 л газообразного кислорода при перерасчете на нормальное атмосферное давление (приведённый объём). Члены экипажа снабжены аварийным запасом газообразного кислорода, содержащегося под давлением в двух баллонах (приведённый объём каждого 70 л).
Радиоэлектронное оборудование самолёта «Хок» включает одну КВ и одну УКВ радиостанции, аппаратуру радионавигационной системы «Такан», аппаратуру посадки по приборам ILS, систему опознавания, самолётное переговорное устройство и т. д.
Вооружение самолёта размещается на наружных узлах подвески, число которых зависит от задач, решаемых самолётом, и его назначения. Максимальная нагрузка на каждый узел 450 кг.
На самолёте в учебно-тренировочном варианте имеются три узла наружной подвески (подфюзеляжный и два подкрыльевых). На подфюзеляжном узле обычно подвешивается пушечная установка (30-мм пушка «Аден» с боезапасом 100 патронов). На двух подкрыльевых узлах подвески самолёт «Хок» может нести практические бомбы, пусковые установки с неуправляемыми ракетами и другое вооружение. Для применения оружия самолёт оснащается оптическим прицелом F-195R фирмы «Ферранти».
В варианте лёгкого штурмовика (рис. 2) предусмотрена возможность установки под каждую консоль крыла самолёта ещё по одному пилону. Таким образом, общее число узлов подвески возрастает до пяти, а вместе с этим расширяются и боевые возможности самолёта. Он может нести бомбы различных калибров, пусковые установки с неуправляемыми ракетами и до трёх подвесных пушечных установок. В последнем случае одна пушечная установка подвешивается на подфюзеляжном узле, а две другие на внутренних (околофюзеляжных) подкрыльевых узлах. Максимальный вес боевой нагрузки самолёта «Хок» в этом варианте 2250 кг.
Рис. 2. Легкий штурмовик «Хок» в полете
В иностранной печати сообщается, что самолёт рассчитан на эксплуатационные перегрузки, лежащие в диапазоне от +8 до —4 (при наличии 60% запаса топлива во внутренних баках и весе наружных подвесок 1350 кг или же при отсутствии наружных подвесок, но с полным запасом топлива во внутренних баках). В случае отказа двигателя он может планировать со скоростью 305 км/ч. При этом на каждые 300 м потери высоты самолёт может пролететь до 3700 м.
Характеризуя хорошую управляемость самолёта «Хок», иностранные специалисты отмечают, что он может совершать благополучную посадку при боковом ветре, имеющем скорость до 25 м/с.
Английская печать, широко рекламируя достоинства самолёта «Хок», сообщает, что он, как установлено во время испытаний, обладает хорошими лётными возможностями при использовании в различных климатических условиях. Кроме того, отмечается, что самолёт довольно прост в эксплуатации. На его фюзеляже и крыле имеется значительное количество съёмных панелей и лючков, обеспечивающих доступ к бортовому оборудованию и системам для проведения технического обслуживания. Ресурс самолёта равен 6000 летных часов, что позволит эксплуатировать его в течение многих лет.
Зарубежная печать сообщает, что в соответствии с требованиями командования ВВС Великобритании предполётная подготовка и подготовка самолёта к повторному вылету при выполнении учебно-тренировочных полётов должны проводиться одним человеком за 20 мин. На послеполётное обслуживание самолёта должно расходоваться не более 0,75 человеко-часов трудозатрат, а общие трудозатраты на 1 ч налёта не должны превышать 1,5 человеко-часа (с учётом выполнения регламентных работ и технического обслуживания самолётных систем — не более 2 человеко-часов). Время замены двигателя не должно превышать 3 ч.
По данным зарубежной печати, ВВС Великобритании намерены закупить 170 самолётов «Хок». Их поставку планируется начать осенью 1976 года и завершить в 1980 году. Фирма «Хаукер Сиддли» рассчитывает получить заказы на производство этих самолётов и от других государств. В связи с этим она развернула бурную деятельность по его рекламированию. В частности, самолёт «Хок» неоднократно демонстрировался военным представителям многих стран, выполнялись демонстрационные полёты в некоторых государствах Западной Европы и Ближнего Востока. Фирма рассчитывает, что ей удастся продать в другие страны не менее 600 таких самолётов.
Основные тактико-технические характеристики самолёта «Хок»
Экипаж, человек… 1—2
Вес, кг: пустого самолёта… 3 380
максимальный взлетный (при обучении летного состава технике пилотирования)… 5 035
максимальный взлетный (при решении задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск)… 7 380
максимальный посадочный… 4 645
Скорость самолёта, км/ч:
максимальная на уровне моря… 990
максимально допустимая при пикировании… 1000
при отрыве… 195
посадочная… 185
критическая… 155
Практический потолок, м… 13 000
Время набора высоты 12 000 м. мин… 10
Перегоночная дальность полёта, км… 2780
Размеры самолёта, м:
длина (включая приёмник воздушного давления)… 12,0
размах крыла… 9,35
высота… 4,05
Площадь крыла, кв.м… 16,7
Максимальная скорость на высоте ограничена числом М — 0,85.
Скорость полета на максимальную дальность (на высоте 9000 м) соответствует числу М — 0,6.
www.zvo.su
Eesti lennundusmuusem: учебно-тренировочный самолет BAe Hawk Mk.51A.
Hawk Mk. 51 это экспортный вариант для ВВС Финляндии. Финляндия была первым импортёром Hawk Mk. 50, заказав сразу 50 самолётов в 1980 году для замены устаревших Fouga Magister. Парижский мирный договор 1947 года ограничивает численность ВВС Финляндии и не позволяет ей иметь более 60 боевых самолётов. В таких условиях Финляндия вынуждена идти на некоторые ухищрения, и приобретение Hawk, числящихся как «учебно-тренировочные» самолёты, позволило ей количественно и качественно увеличить операционные возможности национальных ВВС. 7 дополнительных самолётов Hawk Mk. 51A были приобретены Финляндией в 1993—1994 годах, для компенсации потерь, кроме того, в июне 2007 года были приобретены 18 Hawk Mk. 66, ранее состоявших на вооружении ВВС Швейцарии. Финляндия планирует использовать свои Hawk до 2017—2019 года.
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это British Aerospace Hawk Mk.51A HW-326 и заводской 312223. Летал в пилотажной группе Финских ВВС Midnight Hawks под номером 3.
Finnish Air Force начали искать замену своему реактивному учебно-тренировочному самолету Fouga Magister в середине 1970 годов. Hawk был выбран за свои хорошие характеристики.
Майор Paavo Janhunen совершил первый полет на Hawk в октябре 1975 года. Правительство Финляндии разрешило начать переговоры о закупке 50 Hawks 3 ноября 1976 года и окончательное решение о закупках было принято 29 декабря 1977 года.
Первый самолет (HW-302) прилетел в Финляндию 16 декабря 1980 года и поступил на службу в Finnish Air Force вместе с HW-303 19 декабря 1980 года. Два других Hawks поступили 23 июля 1981 года.
Остальные 46 самолетов были собраны на заводе Valmet в Kuorevesi. Они были поставлены в 1982-1985 годах.
Finnish Air Force заказали еще семь Mk.51A Hawks 28 декабря 1990 года и 18 бу Hawk Mk.66 из Швейцарии летом 2007 года.
Finnish Air Force передали HW-326 в Estonian Aviation Museum, который является учебным центром Estonian Aviation Academy. Двигатель и некоторые другие системы были демонтированы перед поставкой..
Финские Hawk оснащены прицелами SAAB и могут нести американские ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, также советские К-13М и Р-60, но только AIM-9М Sidewinder используется в настоящее время. На раннем этапе использования на финские Hawk, вместо 30 мм пушки ADEN Mk. 4, зачастую мог устанавливаться отечественный 12,7 мм пулемёт VKT, однако он уже давно снят с производства. Некоторые самолёты были модифицированы и могли нести разведывательный контейнер Vinten на центральном пилоне. Кроме того, финское авиастроительное предприятие Patria Aviation модифицировало около 20 самолётов Hawk, установив на них многофункциональные информационные дисплеи вместо стандартной комбинации приборов.
За годы использования в Финляндии множество Hawk были обновлены, и, в настоящее время, в ВВС Финляндии имеется не менее трёх различающихся между собой типов: «оригинальный фюзеляж и крыло», «оригинальный фюзеляж и новое крыло» и «модифицированный фюзеляж и новое крыло». Последние — это Hawk Mk. 51A, имеющие серийные номера с HW-351 по HW-357.
Тормозной щиток.
Вот как все под ним устроено.
Всевозможные таблички по гидравлике.
Судя по надписи это выхлоп ВСУ?
Хвостовое оперение и номер 3 в пилотажной группе.
Это для гидравлической станции приемник?
Цельноповоротное горизонтальное оперение.
Общий вид сзади.
Крупнее
Вид справа.
Правая консоль.
Ниша уборки основного шасси.
Сколько здесь всего наворотили…
Крупнее
Часть основной стойки с желтым блокиратором, чтобы не дай Бог не сложилась.
Указатели давления в системе.
А мы пользуясь случаем и лесенкой: заглянем в кабину.
Катапультное кресло.
Правая сторона.
Нос
Воздухозаборник двигателя.
И консоль крыла.
Это видимо воздухозаборник ВСУ?
И киль…
ЛТХ (51 and 51A / 66)
Размах крыла: 9.39 m
Длина: 11.90 m / 11.85 m
Высота: 3.99 m / 4.00 m
Вес пустого: 3,810 kg / 3,635 kg
Макс взлетный вес: 7,350 kg / 7,347 kg
Цельнометаллический
Двигатель: один Rolls-Royce Turboméca Adour 851/861 мощностью 2,360 kp (23.10 kN) / 2,587 kp (25.35 kN)
Макс скорость: 1,038 km/h / 1,013 km/h у земли
Высота: 14,500 m
Вооружение: 30 mm пушка Aden в подфюзеляжном подвесе, максимум 2 инфракрасные ракеты на подкрыльевых пилонах
Системы и оборудование: сбрасываемые баки, контейнеры для отбора проб воздуха или дымогенераторы на пилонах.
На модернизированных самолетах, налобный дисплей и жк монитор с движущейся картой. Цифровая система планирования и брифинга.
igor113.livejournal.com
TRAINING-COMBAT AIRPLANE HAWK MK.100 (UK) 07.02.2017 AERO INDIA 2017 11-Я АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 02.08.2017 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 07.07.2018 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ AERO INDIA 2019 12-Я АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 02.04.2019 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ
Учебно-боевой самолет BAe Hawk 100 предназначен для основной и повышенной подготовки летчиков, может использоваться в качестве легкого ударного самолета. Фирма «Бритиш Аэроспейс» (ВАе) создала одноместный самолет BAe Hawk 200 с измененной передней частью фюзеляжа, в которой находится усовершенствованное радиоэлектронное оборудование и вооружение. МОДИФИКАЦИИ : ХАРАКТЕРИСТИКИ Масса, кг ВООРУЖЕНИЕ: одна 30-мм пушка Aden Mk.4 c 120 патронами. Источники: Defencetalk.com, Уголок Неба Авиационный сайт, www.military-informant.com, www.aero-news.ru, www.dogswar.ru и др. УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ HAWK. НОВОСТИ 2010 — 2016 |
bastion-karpenko.ru
Hawker Siddeley «Hawk», Учебно-боевой самолет
Многоцелевой учебно-боевой самолет Hawker Siddeley Hawk
В 1964 году штаб британских ВВС подготовил требования к новому учебно-тренировочному самолету (Air Staff Target 362), который должен был заменить состоявшие на вооружении Hawker Siddeley Gnat. Однако было найдено лишь временное решение проблемы в виде двухместной модификации сверхзвукового SEPECAT Jaguar, и только в 1968 году компания “Hawker Siddeley” приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета, имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение Р.1182 (затем HS.1182). Окончательно тактико-технические требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1970 года (спецификация AST 397), причем уже предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
1 октября 1971 года британские ВВС выбрали проект компании “Hawker Siddeley” как наиболее соответствующий этим требованиям, а 2 марта 1972 года был выдан первый контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в воздух 21 августа 1974 года.
Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26град. по передней кромке), с однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой 23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker Mk 10В класса “0-0”. Расположение членов экипажа – по схеме тандем: впереди – курсант, за ним, несколько выше, – инструктор. Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g. Крыло самолета было оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном баке размещалось 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого штурмовика – пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года, первой новый самолет получила 4-я летная школа на авиабазе Вэлли. Переход на учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (по некоторым данным было поставлено 176 самолетов). В апреле 1977 года компания “Hawker Siddeley” вошла в состав “British Aerospace” (ВАе), которая после слияния с компанией “Marconi Electronic Systems” в ноябре 1999 года стала именоваться “ВАе Systems”.
В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР класса “воздух-воздух” AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески. Программа модернизации была завершена в мае 1986 года, после чего данные самолеты стали использоваться еще и как легкие истребители, применяемые в системе ПВО авиабаз для перехвата воздушных целей на малых высотах и в простых метеорологических условиях. Часть самолетов Hawk T.Mk 1 была позже модернизирована в вариант Hawk T.Mk 1W, из которых часть, в свою очередь, была дооборудована в вариант Hawk T.Mk 1FTS (у последних имелось только два подкрыльевых узла подвески, а подфюзеляжный – был удален).
Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk 51 (четыре были построены в Великобритании, а остальные – финской компанией “Valmet”). В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.
Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило лучшие взлетно-посадочные характеристики. На этих машинах также были установлены усовершенствованные стойки шасси, усиленные колеса и адаптивная антиюзовая автоматика. С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве (восемь Hawk Mk 60 и позже еще пять Hawk Mk 60А), ОАЭ (эмират Дубай – девять Hawk Mk 61, эмират Абу-Даби -16 самолетов Hawk Mk 63, из которых 15 затем были модернизированы до стандарта Hawk Mk 63A, а также четыре Hawk Mk 63C), Кувейту (12 Hawk Mk 64), Саудовской Аравии (30 Hawk Mk 65), Швейцарии (20 Hawk Mk 66, из которых 19 были собраны компанией “F+W”), а также Южной Корее (20 самолетов Hawk Mk 67 с радиолокационным дальномером и возможностью управления разворотом колеса передней стойки шасси).
Конструкция самолета
Самолет Хок представляет собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26град. по передней кромке), однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. Кабина находится в передней части фюзеляжа. Здесь установлены катапультируемые кресла Мк.10В класса “0-0”, позволяющие катапультироваться с высоты полета 0 м и выше и при скорости 0 км/час и выше. На предусмотренных для поставки ВВС Великобритании 175 самолетах Hawk Мк.1 устанавливались турбореактивные двигатели “Адур” модификации Мк.151 с тягой на максимальном взлетном режиме 2360 кгс. Топливо размещается в двух внутренних баках: фюзеляжном и крыльевом интегральном. Общий запас топлива составляет 1700 л. Кроме того, предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков емкостью по 445 л под каждой консолью крыла. Бортовое радиоэлектронное оборудование включает аппаратуру радионавигационной системы ТАКАН, KB и УКВ радиостанции, приборы курсоглиссадной системы посадки и радиолокационного опознавания. В учебно-боевом варианте Мk.1 самолет имеет три наружных узла подвески, на которых может размещаться пушечная установка с 30-мм авиапушкой “Аден” и боезапасом 120 патронов (на подфюзеляжном узле) и две пусковые установки с неуправляемыми ракетами или практические бомбы (на 2-х подкрыльевых пилонах).
В варианте легкого штурмовика Mk.1A, которые составляют половину из заказанных ВВС Великобритании, имеется пять наружных узлов подвески (один подфюзеляжный и два под каждой консолью крыла), на которых может располагаться боевая нагрузка (пушечная установка, пусковые установки неуправляемых ракет, бомбы и баки с напалмом) общим весом до 2570 кг. При использовании самолета в качестве истребителя ПВО на внешних узлах подвешиваются две управляемые ракеты Sidewinder класса “воздух-воздух”. Для поставки в другие страны выпускались пятидесятая и шестидесятая серии самолета Hawk. Самолеты пятидесятой серии аналогичны Mk.IA, они поставлялись в Финляндию (Мк.51), Кению (Мк.52), Индонезию (Мк.53). Самолеты шестидесятой серии имеют по сравнению с пятидесятой серией на 17 %о большую взлетную массу, на них установлен более мощный двигатель “Адур” Мк.861 с тягой 2590 кгс, за счет чего максимальная скорость повышена до 1037 км/час, а практический потолок составил 15250 м. На самолетах этой серии установлено бортовое прицельное оборудование, позволяющее применять управляемые ракеты Sidewinder и Magic класса “воздух – воздух”.
ЛТХ:
Модификация Hawk Mk.1
Размах крыла, м – 9.39
Длина самолета,м – 11.17
Высота самолета,м – 3.99
Площадь крыла,м2 – 16.69
Масса, кг
пустого самолета – 3647
нормальная взлетная – 5035
максимальная взлетная – 5700
Топливо, внутренние топливо, кг – 1704.75
Тип двигателя – 2 х 864(591,455)
Тяга, кН – 1 ТРДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02
нефорсированная – 1 х 23.13
форсированная – 1 х 1038
Крейсерская скорость, км/ч – 3094
Практическая дальность, км – 1038
Боевой радиус действия, км – 2035
Максимальная скороподъемность, м/мин – 15240
Практический потолок, км – 8
Экипаж, чел – 2
Вооружение:
Боевая нагрузка – 1370 кг на 3 узлах подвески: 1 контейнер с 30-мм пушкой Aden Mk.4 c 120 патронами, ПУ НУР, легкие бомбы
В 1982 году начались работы над самолетом Hawk 100 (так же известен под именем Enhanced Ground Attack Hawk), являющимся дальнейшим развитием Hawk 60. На самолете установили более мощный двухконтурный турбореактивный двигатель Adour Мк.871 с тягой 2600 кгс (это позволило увеличить максимальную взлетную массу до 8500 кг, а массу боевой нагрузки – до 3084 кг.) , модернизированное крыло с отогнутым вниз носком, увеличивающим маневренные характеристики в диапазоне N4=0,3-0,7, маневренные закрылки. Существенно обновилось БРЭО. В носу разместился лазерный дальномер и легкий тепло-визионный датчик на неподвижной платформе, выдающий информацию на ИЛС. “Нервную систему” самолета составила цифровая шина данных стандарта MIL/ STD-1553B. В каждой кабине установили по два цветных многофункциональных экранных индикатора на ЭЛТ. Первый полет самолета “Хоук” 100 состоялся 29 февраля 1992 года, однако еще в 1982 году машины этого типа были заказаны ВВС Саудовской Аравии. Затем последовали заказы от Абу-Даби, Индонезии, Малайзии и Омана. Опыт эксплуатации самолетов “Хок” Mk.1A показал, что для успешного выполнения боевых задач недостаточно оборудовать легкие штурмовики простейшим прицельно-навигационным оборудованием. Поэтому на самолетах серии Мк.100 установлена современная прицельная и пилотажная навигационная система, включающая бортовую РАС APG-GGH (модификация РЛС, применяющейся на американских истребителях F-16), ИК станцию переднего обзора и лазерный дальномер. Имеются также KB и УКВ радиостанции, приборы курсоглиссадной системы посадки и радиолокационного опознавания. На пяти внешних узлах подвески самолеты этой серии могут нести контейнер с 30-мм пушкой, управляемые ракеты “Сайдвиндер” класса “воздух – воздух”, неуправляемые ракеты, бомбы, а также два подвесных топливных бака емкостью по 864 л. Самолеты серий Мк.100 поставлялись в Саудовскую Аравию, Малайзию, Оман, Индонезию, Абу-Даби.
Модификации :
Hawk Мк.100 основная серийная модель выпуска 1992 года.
Hawk Мк.102 модификация для ВВС Абу-Даби и Брунея с возможностью применения 6 УР “воздух-воздух”.
Hawk Мк.103 модификация для ВВС Омана.
Hawk Мк.108 модификация для ВВС Малайзии.
Hawk Мк.108 модификация для ВВС Малайзии.
Hawk Мк.115 модификация для ВВС Канады.
Параллельно с созданием самолета Hawk 100 велись работы над легким одноместным штурмовиком Hawk 200, прототип которого поднялся в воздух 19 мая 1986 года (он был потерян в результате аварии 2 июля того же года, превысив в полете ограничение по перегрузке). Первый предсерийный Hawk 200 с БРЛС Вестингауз AN/APG-66Н, установленной в носовой части, поднялся в воздух 13 февраля 1988 года. Первым новые штурмовики заказал Оман, позже к нему присоединились Малайзия и Индонезия. Самолет предназначен для непосредственной поддержки наземных войск, противокорабельных операций, ведения воздушного боя на малых и средних дистанциях и воздушной разведки. Hawk 200 разработан на основе двухместного УТС ВАе Hawk и на 80% конструктивно повторяет аналог. Штурмовики этой серии имеют много общего со штурмовиками серии Мк.100. Основные его отличия состоят в использовании новой носовой части фюзеляжа с одноместной кабиной, отсеком радиоэлектронного оборудования и модифицированного крыла, имеющего на 30% большую подъемную силу. Кроме того, на самолете Hawk Mk.200 установлен двухвальный турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.871 с тягой, увеличенной до 2652 кгс.
В комплект радиоэлектронного оборудования входят: ИНС, ИЛС, ЭВМ управления вооружением, система опознавания, станция предупреждения о радиолокационном облучении. Для обеспечения действий в сложных метеорологических условиях и ночью самолет оборудован многофункциональной РЛС или тепловизионной системой переднего обзора и лазерным дальномером. Размеры носового обтекателя допускают установку РЛС с антенной диаметром 610 мм. В кабине летчика установлен многофункциональный индикатор на цветной ЭЛТ, использована ручка управления и РУД с размещенными на них переключателями управления системами самолета и вооружением (концепция HOTAS). На четырех подкрыльных и одном подфюзеляжном узлах подвески может размещаться внешняя нагрузка общей массой 3,5 т. За счет ликвидации кабины инструктора и изменения носовой части на них размещаются одна – две пушки “Аден” калибра 30 мм и дополнительное оборудование. Так же вооружение самолета может включать бомбы, УР класса “воздух-поверхность” с лазерной ГСН, УР класса “воздух-воздух” малой дальности AIM-9 “Сайдуиндер”, противокорабельную низколетящую УР ВАе “Си Игл”. Кроме того, могут использоваться подвесные топливные баки емкостью по 860 л и контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ.
Модификации :
Hawk Mk.200 основная серийная модель 1994 года выпуска.
Hawk Mk.200-60 модификация с системами управления от Hawk Mk.60.
Hawk Mk.200-100 модификация с системами управления от Hawk Mk.60, а так же РЛС Ferranti Blue Fox и Westinghouse APG-66(H).
Hawk Mk.203 вариант Hawk Mk.200 для ВВС Омана.
Hawk Mk.205 модификация для ВВС Саудовской Аравии с ПКР Sea Eagle и УР “воздух-воздух” Sky Flash (среднего радиуса действия).
Hawk Mk.208 вариант Hawk Mk.200 для ВВС Малайзии.
Hawk Mk.209 вариант Hawk Mk.200 для ВВС Индонезии.
war-book.ru
Hawker Siddeley «Hawk», Учебно-боевой самолет
Многоцелевой учебно-боевой самолет Hawker Siddeley Hawk
В 1964 году штаб британских ВВС подготовил требования к новому учебно-тренировочному самолету (Air Staff Target 362), который должен был заменить состоявшие на вооружении Hawker Siddeley Gnat. Однако было найдено лишь временное решение проблемы в виде двухместной модификации сверхзвукового SEPECAT Jaguar, и только в 1968 году компания “Hawker Siddeley” приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета, имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение Р.1182 (затем HS.1182). Окончательно тактико-технические требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1970 года (спецификация AST 397), причем уже предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
1 октября 1971 года британские ВВС выбрали проект компании “Hawker Siddeley” как наиболее соответствующий этим требованиям, а 2 марта 1972 года был выдан первый контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в воздух 21 августа 1974 года.
Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26град. по передней кромке), с однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой 23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker Mk 10В класса “0-0”. Расположение членов экипажа – по схеме тандем: впереди – курсант, за ним, несколько выше, – инструктор. Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g. Крыло самолета было оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном баке размещалось 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого штурмовика – пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года, первой новый самолет получила 4-я летная школа на авиабазе Вэлли. Переход на учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (по некоторым данным было поставлено 176 самолетов). В апреле 1977 года компания “Hawker Siddeley” вошла в состав “British Aerospace” (ВАе), которая после слияния с компанией “Marconi Electronic Systems” в ноябре 1999 года стала именоваться “ВАе Systems”.
В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР класса “воздух-воздух” AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески. Программа модернизации была завершена в мае 1986 года, после чего данные самолеты стали использоваться еще и как легкие истребители, применяемые в системе ПВО авиабаз для перехвата воздушных целей на малых высотах и в простых метеорологических условиях. Часть самолетов Hawk T.Mk 1 была позже модернизирована в вариант Hawk T.Mk 1W, из которых часть, в свою очередь, была дооборудована в вариант Hawk T.Mk 1FTS (у последних имелось только два подкрыльевых узла подвески, а подфюзеляжный – был удален).
Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk 51 (четыре были построены в Великобритании, а остальные – финской компанией “Valmet”). В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.
Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило лучшие взлетно-посадочные характеристики. На этих машинах также были установлены усовершенствованные стойки шасси, усиленные колеса и адаптивная антиюзовая автоматика. С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве (восемь Hawk Mk 60 и позже еще пять Hawk Mk 60А), ОАЭ (эмират Дубай – девять Hawk Mk 61, эмират Абу-Даби -16 самолетов Hawk Mk 63, из которых 15 затем были модернизированы до стандарта Hawk Mk 63A, а также четыре Hawk Mk 63C), Кувейту (12 Hawk Mk 64), Саудовской Аравии (30 Hawk Mk 65), Швейцарии (20 Hawk Mk 66, из которых 19 были собраны компанией “F+W”), а также Южной Корее (20 самолетов Hawk Mk 67 с радиолокационным дальномером и возможностью управления разворотом колеса передней стойки шасси).
Конструкция самолета
Самолет Хок представляет собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26град. по передней кромке), однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. Кабина находится в передней части фюзеляжа. Здесь установлены катапультируемые кресла Мк.10В класса “0-0”, позволяющие катапультироваться с высоты полета 0 м и выше и при скорости 0 км/час и выше. На предусмотренных для поставки ВВС Великобритании 175 самолетах Hawk Мк.1 устанавливались турбореактивные двигатели “Адур” модификации Мк.151 с тягой на максимальном взлетном режиме 2360 кгс. Топливо размещается в двух внутренних баках: фюзеляжном и крыльевом интегральном. Общий запас топлива составляет 1700 л. Кроме того, предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков емкостью по 445 л под каждой консолью крыла. Бортовое радиоэлектронное оборудование включает аппаратуру радионавигационной системы ТАКАН, KB и УКВ радиостанции, приборы курсоглиссадной системы посадки и радиолокационного опознавания. В учебно-боевом варианте Мk.1 самолет имеет три наружных узла подвески, на которых может размещаться пушечная установка с 30-мм авиапушкой “Аден” и боезапасом 120 патронов (на подфюзеляжном узле) и две пусковые установки с неуправляемыми ракетами или практические бомбы (на 2-х подкрыльевых пилонах).
В варианте легкого штурмовика Mk.1A, которые составляют половину из заказанных ВВС Великобритании, имеется пять наружных узлов подвески (один подфюзеляжный и два под каждой консолью крыла), на которых может располагаться боевая нагрузка (пушечная установка, пусковые установки неуправляемых ракет, бомбы и баки с напалмом) общим весом до 2570 кг. При использовании самолета в качестве истребителя ПВО на внешних узлах подвешиваются две управляемые ракеты Sidewinder класса “воздух-воздух”. Для поставки в другие страны выпускались пятидесятая и шестидесятая серии самолета Hawk. Самолеты пятидесятой серии аналогичны Mk.IA, они поставлялись в Финляндию (Мк.51), Кению (Мк.52), Индонезию (Мк.53). Самолеты шестидесятой серии имеют по сравнению с пятидесятой серией на 17 %о большую взлетную массу, на них установлен более мощный двигатель “Адур” Мк.861 с тягой 2590 кгс, за счет чего максимальная скорость повышена до 1037 км/час, а практический потолок составил 15250 м. На самолетах этой серии установлено бортовое прицельное оборудование, позволяющее применять управляемые ракеты Sidewinder и Magic класса “воздух – воздух”.
ЛТХ:
Модификация Hawk Mk.1
Размах крыла, м – 9.39
Длина самолета,м – 11.17
Высота самолета,м – 3.99
Площадь крыла,м2 – 16.69
Масса, кг
пустого самолета – 3647
нормальная взлетная – 5035
максимальная взлетная – 5700
Топливо, внутренние топливо, кг – 1704.75
Тип двигателя – 2 х 864(591,455)
Тяга, кН – 1 ТРДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02
нефорсированная – 1 х 23.13
форсированная – 1 х 1038
Крейсерская скорость, км/ч – 3094
Практическая дальность, км – 1038
Боевой радиус действия, км – 2035
Максимальная скороподъемность, м/мин – 15240
Практический потолок, км – 8
Экипаж, чел – 2
Вооружение:
Боевая нагрузка – 1370 кг на 3 узлах подвески: 1 контейнер с 30-мм пушкой Aden Mk.4 c 120 патронами, ПУ НУР, легкие бомбы
В 1982 году начались работы над самолетом Hawk 100 (так же известен под именем Enhanced Ground Attack Hawk), являющимся дальнейшим развитием Hawk 60. На самолете установили более мощный двухконтурный турбореактивный двигатель Adour Мк.871 с тягой 2600 кгс (это позволило увеличить максимальную взлетную массу до 8500 кг, а массу боевой нагрузки – до 3084 кг.) , модернизированное крыло с отогнутым вниз носком, увеличивающим маневренные характеристики в диапазоне N4=0,3-0,7, маневренные закрылки. Существенно обновилось БРЭО. В носу разместился лазерный дальномер и легкий тепло-визионный датчик на неподвижной платформе, выдающий информацию на ИЛС. “Нервную систему” самолета составила цифровая шина данных стандарта MIL/ STD-1553B. В каждой кабине установили по два цветных многофункциональных экранных индикатора на ЭЛТ. Первый полет самолета “Хоук” 100 состоялся 29 февраля 1992 года, однако еще в 1982 году машины этого типа были заказаны ВВС Саудовской Аравии. Затем последовали заказы от Абу-Даби, Индонезии, Малайзии и Омана. Опыт эксплуатации самолетов “Хок” Mk.1A показал, что для успешного выполнения боевых задач недостаточно оборудовать легкие штурмовики простейшим прицельно-навигационным оборудованием. Поэтому на самолетах серии Мк.100 установлена современная прицельная и пилотажная навигационная система, включающая бортовую РАС APG-GGH (модификация РЛС, применяющейся на американских истребителях F-16), ИК станцию переднего обзора и лазерный дальномер. Имеются также KB и УКВ радиостанции, приборы курсоглиссадной системы посадки и радиолокационного опознавания. На пяти внешних узлах подвески самолеты этой серии могут нести контейнер с 30-мм пушкой, управляемые ракеты “Сайдвиндер” класса “воздух – воздух”, неуправляемые ракеты, бомбы, а также два подвесных топливных бака емкостью по 864 л. Самолеты серий Мк.100 поставлялись в Саудовскую Аравию, Малайзию, Оман, Индонезию, Абу-Даби.
Модификации :
Hawk Мк.100 основная серийная модель выпуска 1992 года.
Hawk Мк.102 модификация для ВВС Абу-Даби и Брунея с возможностью применения 6 УР “воздух-воздух”.
Hawk Мк.103 модификация для ВВС Омана.
Hawk Мк.108 модификация для ВВС Малайзии.
Hawk Мк.108 модификация для ВВС Малайзии.
Hawk Мк.115 модификация для ВВС Канады.
Параллельно с созданием самолета Hawk 100 велись работы над легким одноместным штурмовиком Hawk 200, прототип которого поднялся в воздух 19 мая 1986 года (он был потерян в результате аварии 2 июля того же года, превысив в полете ограничение по перегрузке). Первый предсерийный Hawk 200 с БРЛС Вестингауз AN/APG-66Н, установленной в носовой части, поднялся в воздух 13 февраля 1988 года. Первым новые штурмовики заказал Оман, позже к нему присоединились Малайзия и Индонезия. Самолет предназначен для непосредственной поддержки наземных войск, противокорабельных операций, ведения воздушного боя на малых и средних дистанциях и воздушной разведки. Hawk 200 разработан на основе двухместного УТС ВАе Hawk и на 80% конструктивно повторяет аналог. Штурмовики этой серии имеют много общего со штурмовиками серии Мк.100. Основные его отличия состоят в использовании новой носовой части фюзеляжа с одноместной кабиной, отсеком радиоэлектронного оборудования и модифицированного крыла, имеющего на 30% большую подъемную силу. Кроме того, на самолете Hawk Mk.200 установлен двухвальный турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.871 с тягой, увеличенной до 2652 кгс.
В комплект радиоэлектронного оборудования входят: ИНС, ИЛС, ЭВМ управления вооружением, система опознавания, станция предупреждения о радиолокационном облучении. Для обеспечения действий в сложных метеорологических условиях и ночью самолет оборудован многофункциональной РЛС или тепловизионной системой переднего обзора и лазерным дальномером. Размеры носового обтекателя допускают установку РЛС с антенной диаметром 610 мм. В кабине летчика установлен многофункциональный индикатор на цветной ЭЛТ, использована ручка управления и РУД с размещенными на них переключателями управления системами самолета и вооружением (концепция HOTAS). На четырех подкрыльных и одном подфюзеляжном узлах подвески может размещаться внешняя нагрузка общей массой 3,5 т. За счет ликвидации кабины инструктора и изменения носовой части на них размещаются одна – две пушки “Аден” калибра 30 мм и дополнительное оборудование. Так же вооружение самолета может включать бомбы, УР класса “воздух-поверхность” с лазерной ГСН, УР класса “воздух-воздух” малой дальности AIM-9 “Сайдуиндер”, противокорабельную низколетящую УР ВАе “Си Игл”. Кроме того, могут использоваться подвесные топливные баки емкостью по 860 л и контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ.
Модификации :
Hawk Mk.200 основная серийная модель 1994 года выпуска.
Hawk Mk.200-60 модификация с системами управления от Hawk Mk.60.
Hawk Mk.200-100 модификация с системами управления от Hawk Mk.60, а так же РЛС Ferranti Blue Fox и Westinghouse APG-66(H).
Hawk Mk.203 вариант Hawk Mk.200 для ВВС Омана.
Hawk Mk.205 модификация для ВВС Саудовской Аравии с ПКР Sea Eagle и УР “воздух-воздух” Sky Flash (среднего радиуса действия).
Hawk Mk.208 вариант Hawk Mk.200 для ВВС Малайзии.
Hawk Mk.209 вариант Hawk Mk.200 для ВВС Индонезии.
war-book.ru
Hawker Siddeley Hawk — это… Что такое Hawker Siddeley Hawk?
Хокер Сиддли «Хок» (англ. Hawker Siddeley Hawk, hawk — ястреб) — британский реактивный дозвуковой учебно-тренировочный самолёт и лёгкий штурмовик.
Cостоит на вооружении Королевских ВВС Великобритании в качестве учебно-тренировочного самолёта с ноября 1976 года. Учебно-тренировочные, учебно-боевые и боевые модификации активно экспортируются. Одна из экспортных модификаций по лицензии производится в Индии. Кроме того, в сотрудничестве с американской компанией McDonnell Douglas Corporation разработана палубная учебно-тренировочная версия самолёта — T-45 Goshawk, принятый на вооружение авиации ВМФ США.
На BAe Systems Hawk выступают или выступали пилотажные группы «Красные Стрелы» (англ. Red Arrows) Королевских ВВС Великобритании, «Полуночные Ястребы» (англ. «Midnight Hawks») ВВС Финляндии, «Синий Юпитер» (англ. Jupiter Blue)[6] ВВС Индонезии и «Саудовские Ястребы» (араб. الصقور السعودية, Ас-Сукур Ас-Сахудия) Королевских саудовских ВВС.[1]
Наименование
Самолёт был разработан компанией Хо́кер Си́ддли (англ. Hawker Siddeley), в 1977 году ставшей образующей частью новой, национализированной компании Бри́тиш Э́йроспейс (англ. British Aerospace, (BAe)), которая, в свою очередь, в 1999 году стала частью новой, существующей до сих пор, компании Бри́тиш Э́йроспейс Си́стемс (англ. British Aerospace Systems, (BAe Systems)). Таким образом, с момента проектирования самолёт имел следующие наименования:
История создания
В начале 1960 годов на вооружении Королевских ВВС Великобритании ходились два типа реактивных учебно-тренировочных самолётов: Хокер Хантер T.7 (англ. Hawker Hunter T.7) и Фоллэнд Нэт Т.1 (англ. Folland Gnat T.1). Обе машины имели свои достоинства и недостатки, и обе не являлись специально спроектированными учебно-тренировочными самолётаки. Лётчики любили Hawker Hunter T.7, но он был дорог в использовании и не отличался высокой надёжностью. Посадка курсанта и инструктора рядом, с одной стороны, позволяла инструктору следить за всем, что делал курсант, а с другой — не позволяла курсанту почувствовать себя управляющим настоящим боевым самолётом,
Folland Gnat T.1 ценили за его скорость, маневренность и хорошую управляемость, именно этот тип использовался тогда пилотажной группой Королевских ВВС Великобритании «Красные стрелы», но он был дорог в обслуживании, имел тесную кабину, которая не могла вместить высоких лётчиков и не позволяла инструктору иметь достаточно хороший обзор вперёд. Нужно отметить также и отсутствие возможности проводить на Folland Gnat T.1 тренировки по использованию вооружения.
В связи с этим, Королевскими ВВС Великобритании были выработаны черновые требования к новому, сверхзвуковому, учебно-тренировочному самолёту, способному развивать скорость в 1,5 Маха, который должен был заменить собой как Hawker Hunter T.7 так и Folland Gnat T.1. Формуляр имел обозначение Цель Воздушного Штаба 362 (англ. Air Staff Target 362 (AST 362)). Переоснащение частей новым самолётом было намечено на середину 1970 годов.
Те же задачи, в то время стояли и перед ВВС Франции. Для замены устаревающих Локхид Т-33 (англ. Lockheed T-33) и Дассо Мистэр IV (фр. Dassault Mystère IV) нужен был новый самолёт. Последовавшие за тем англо-французские переговоры имели своей целью решить эту задачу совместно. Итогом англо-французского сотрудничества стал проект СЕПЕКАТ — (фр. SEPECAT) (фр. Société Européenne de Production de l’Avion d’École de Combat et d’Appui Tactique) — Европейская компания по производству самолёта учебно-боевого и тактической поддержки. Но, первоначально создававшийся как учебно-боевой самолёт, англо-французский СЕПЕКАТ Ягуар (англ. SEPECAT Jaguar) стал впольне удачным истребителем-бомбардировчиком, однако, для учебных целей, он был, просто, слишком велик,
В 1968 году Королевские ВВС Великобритании запланировали замену ещё одного учебно-тренировочного самолёта — Хантинг Джет Провост Т.5 (англ. Hunting Jet Provost T.5) и компания Hawker Siddeley Aircraft выступила со своими предложениями.
Модификации
Для Королевских ВВС Велокобритании
Hawk T.1
Hawk T.1A
Hawk Mk. 50
- Hawk Mk. 51
Экспортный вариант для ВВС Финляндии. Финляндия была первым импортёром Hawk Mk. 50, заказав сразу 50 самолётов в 1980 году для замены устаревших Fouga Magister. Парижский мирный договор 1947 года ограничивает численность ВВС Финляндии и не позволяет ей иметь более 60 боевых самолётов.[7] В таких условиях Финляндия вынуждена идти на некоторые ухищрения, и приобретение Hawk, числящихся как «учебно-тренировочные» самолёты, позволило ей количественно и качественно увеличить операционные возможности национальных ВВС. 7 дополнительных самолётов Hawk Mk. 51A были приобретены Финляндией в 1993—1994 годах, для компенсации потерь, кроме того, в июне 2007 года были приобретены 18 Hawk Mk. 66, ранее состоявших на вооружении ВВС Швейцарии. Финляндия планирует использовать свои Hawk до 2017—2019 года.
Финские Hawk оснащены прицелами SAAB и могут нести американские ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, также советские К-13М и Р-60, но только AIM-9М Sidewinder используется в настоящее время. На раннем этапе использования на финские Hawk, вместо 30 мм пушки ADEN Mk. 4, зачастую мог устанавливаться отечественный 12,7 мм пулемёт VKT, однако он уже давно снят с производства. Некоторые самолёты были модифицированы и могли нести разведывательный контейнер Vinten на центральном пилоне. Кроме того, финское авиастроительное предприятие Patria Aviation модифицировало около 20 самолётов Hawk, установив на них стеклянный фонарь кабины.
За годы использования в Финляндии множество Hawk были обновлены, и, в настоящее время, в ВВС Финляндии имеется не менее трёх различающихся между собой типов: «оригинальный фюзеляж и крыло», «оригинальный фюзеляж и новое крыло» и «модифицированный фюзеляж и новое крыло». Последние — это Hawk Mk. 51A, имеющие серийные номера с HW-351 по HW-357.[1]
- Hawk Mk. 52
Экспортный вариант для ВВС Кении. В 1978 году Кения заказала 12 самолётов, для замены устаревающих BAC Strikemaster (англ.)русск. ВВС Кении. Все самолёты были поставлены с 1980 по 1981 год и были первыми Hawk, оснащёнными тормозными парашютами, необходимость в которых была в связи с жарким климатом.[1]
- Hawk Mk. 53
Экспортный вариант для ВВС Индонезии. С апреля 1978 по ноябрь 1982 года Индонезия разместила четыре заказа, в общей сложности на 20 самолётов, которые были поставлены в период с 1980 по 1984 год. Три самолёта Hawk Mk. 53 использует пилотажная группа «Синий Юпитер» ВВС Индонезии.
Hawk Mk. 60
Hawk Mk. 65 ВВС Саудовской Аравии, 2011 год.Экспортный вариант для Королевских ВВС Саудовской Аравии.
- Hawk Mk. 60
Экспортный вариант для ВВС Зимбабве.
- Hawk Mk. 61
Экспортный вариант для ВВС Дубая (Объединённые Арабские Эмираты).
- Hawk Mk. 63
Экспортный вариант для ВВС Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты).
- Hawk Mk. 64
Экспортный вариант для ВВС Кувейта.
- Hawk Mk. 65
- Hawk Mk. 66
Экспортный вариант для ВВС Швейцарии.
- Hawk Mk. 67
Экспортный вариант для ВВС Республики Кореи.
T-45 Goshawk
T-45C Goshawk Авиации ВМФ США совершает посадку на авианосец ВМФ США USS «Джон К. Стеннис» (CVN-74)Основная статья: T-45 Goshawk
Hawk Mk. 100
- Hawk Mk. 102
Экспортный вариант для ВВС Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты). Абу-Даби стал первым импортёром Hawk Mk. 100, разместив заказ на 18 самолётов в 1990 году. Все самолёты были поставлены в 1993 году и переданы в авиационное училище имени шейха Халифы бин Заеда.[1]
- Hawk Mk. 103
Экспортный вариант для Королевских ВВС Омана. Оман заказал 4 самолёта, которые были поставлены в 1993 году. В Королевских ВВС Омана самолёты используются как учебно-тренировочные, в том числе и для подготовки лётчиков на Hawk Mk. 203.[1]
- Hawk Mk. 108
Экспортный вариант для Королевских ВВС Малайзии. Малайзия заказала 10 самолётов, которые были поставлены с 1993 по 1995 год. В Королевских ВВС Малайзии самолёты используются для подготовки лётчиков на F/A-18 Hornet и МиГ-29Н.[1]
- Hawk Mk. 109
Экспортный вариант для ВВС Индонезии. В 1993 году Индонезия заказали 8 самолётов, которые все были поставлены до 1998 года.[1]
Hawk LIFT
Hawk Mk. 128 Королевских ВВС Великобритании Hawk Mk. 127 из состава 76-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии- CT-155 Hawk
Экспортный вариант для Канады. [8]
- Hawk Mk. 120
Экспортный вариант для ВВС ЮАР.
- Hawk Mk. 127
Экспортный вариант для Королевских ВВС Австралии.
- Hawk Mk. 128
Вариант для Королевских ВВС Великобритании.
- Hawk Mk. 129
Экспортный вариант для Королевских ВВС Бахрейна.
- Hawk Mk. 132
Экспортный вариант для ВВС Индии.
Hawk Mk. 200
Hawk Mk. 200 — одноместный, лёгкий, многоцелевой боевой самолёт, оснащённый радаром и имеющий улучшенные возможности ведения воздушного боя. Является дольнейшим развитием модификации Hawk Mk. 100, но имеет, по сравнению с ним, удлинённый фюзеляж и увеличенное вертикальное оперение.[1]
- Hawk Mk. 203
Экспортный вариант для Королевских ВВС Омана. 14 самолётов были заказаны Оманом в июле 1990 года. Поставки осуществлялись с 1994 по 1995 год.[1]
- Hawk Mk. 208
Экспортный вариант для Королевских ВВС Малайзии. В конце 1990 года Малайзия заказала 18 самолётов. Поставки осуществлялись с 1993 по 1995 год. Малайзийские самолёты отличает приёмная штанга для дозаправки в воздухе. Это единственная модификация подобного рода в семействе Hawk.[1]
- Hawk Mk. 209
Экспортный вариант для ВВС Индонезии. В 1993 году Индонезия заказала 16 самолётов, а позднее — ещё 16. Все 32 самолёта были поставлены в Индонезию до 1998 года.[1]
Количество поставленных самолётов
Тактико-технические характеристики
Hawk T.1/T.1А | Hawk Mk.50 | Hawk Mk.60 | T-45 Goshawk | Hawk Mk.100 | Hawk LIFT | Hawk Mk.200 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | |||||||
Экипаж | 2 человека | 2 человека | 2 человека | 2 человека | 2 человека | 2 человека | 1 человек |
Длина | 12,43 м | ||||||
Размах крыла | 9,94 м | ||||||
Высота | 3,98 м | ||||||
Площадь крыла | 16,70 м² | ||||||
Масса пустого | 4480 кг | ||||||
Максимальная взлётная масса | 9100 кг | ||||||
Двигатель | Роллс-Ройс «Адур» Mk.951 (1×29 кН) | ||||||
Лётные характеристики | |||||||
Максимальная скорость | 1028 км/ч | ||||||
Дальность полёта | 2520 км | ||||||
Практический потолок | 13 565 м | ||||||
Скороподъёмность | 47 м/с (2820 м/мин) | ||||||
Вооружение | |||||||
Пушечное вооружение | 1 × ADEN 30 мм | 1 × ADEN 30 мм | 1 × ADEN 30 мм | 1 × ADEN 30 мм | 1 × ADEN 30 мм | 1 × ADEN 30 мм | 1 × ADEN 30 мм |
Точек подвески | 3 | 5 | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 |
Боевая нагрузка | до 3085 кг |
На вооружении
Состоит на вооружении
Синий и светло-синий цвет — состоит на вооружении или обслуживаетсяКрасный цвет — состоял на вооружении
Великобритания
Австралия
Бахрейн
- ВВС Бахрейна — 6 Hawk Mk.129, по состоянию на 2012 год[13]
Индия
- ВВС Индии — 49 Hawk Mk.132, по состоянию на 2012 год.[14] В марте 2004 года правительство Индии подписало с компаниями «БАе системз» и «Роллс-Ройс Турбомека UK» контракты на поставку ВВС страны 24 AJT, а с национальной компанией «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) — на лицензионное производство 42 единиц. В июле 2010 года правительство подписало с ХАЛ второй контракт на поставку ВВС и ВМС Индии дополнительной партии из 57 «Хок» Mk.132, включая 40 самолётов для ВВС и 17 для ВМС. Поставка этих самолётов начнется с 2013 года и, как ожидается, будет завершена к 2016 году. 5 декабря 2012 года Совет по оборонным закупкам МО Индии одобрил закупку дополнительной партии из 20 новых УБС «Хоук» AJT (Mk.132).[15]
Индонезия
- ВВС Индонезии — 2 Hawk Mk.53, 8 Hawk Mk.109 и 29 Hawk Mk.209 по состоянию на 2012 год[16]
Канада
Республика Корея
- ВВС Республики Кореи — 16 T-59 Hawk, по состоянию на 2012 год[18]
Кувейт
Малайзия
- Королевские ВВС Малайзии — 6 Hawk Mk.108 и 13 Hawk Mk.208, по состоянию на 2012 год[20]
Оман
- Королевские ВВС Омана — 5 Hawk Mk.103 и 13 Hawk Mk.203, по состоянию на 2012 год[21]
Саудовская Аравия
- Королевские ВВС Саудовской Аравии — 50 Hawk Mk.65(A), по состоянию на 2012 год[22]
США
- Авиация ВМФ США — 200 T-45A/C Goshawk, по состоянию на 2012 год[23]
ОАЭ
- ВВС ОАЭ — 15 Hawk Mk.61 и 14 Hawk Mk.102, по состоянию на 2012 год[24]
Финляндия
ЮАР
Состоял на вооружении
Зимбабве
- ВВС Зимбабве — 13 Hawk Mk.60
Кения
- ВВС Кении — 12 Hawk Mk.50
Швейцария
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Evans A. (2008) BAe Systems Hawk, AIR Data 1, SAM Publications
- ↑ Hawk T1/1A
- ↑ FARNBOROUGH: BAE close to selling 1,000th Hawk trainer
- ↑ 1 2 Hawk Advanced Jet Trainer
- ↑ BAE Hawk
- ↑ Elang Biru, Jupiter, Jupiter Blue
- ↑ Парижский мирный договор с Финляндией, Часть III. Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления, Статья 13., пункт c)
- ↑ CT-155 Hawk
- ↑ T-45 Goshawk
- ↑ по состоянию на 2008 год «Boeing-built U.S. Navy T-45 Jet Trainer Achieves 800,000 Flight-Hours of Service», Boeing, 12 February 2008..
- ↑ Order of Battle — United Kingdom
- ↑ Order of Battle — Australia
- ↑ Order of Battle — Bahrain
- ↑ Order of Battle — India
- ↑ Минобороны Индии намерено приобрести 20 дополнительных УБС «Хоук» Mk.132
- ↑ Order of Battle — Indonesia
- ↑ Royal Canadian Air Force
- ↑ Order of Battle — South Korea
- ↑ Order of Battle — Kuwait
- ↑ Order of Battle — Malaysia
- ↑ Order of Battle — Oman
- ↑ Order of Battle — Saudi Arabia
- ↑ Order of Battle — United States of America
- ↑ Order of Battle — United Arab Emirates
- ↑ Order of Battle — Finland
- ↑ Order of Battle — South Africa
Ссылки
dic.academic.ru