История и особенности советского штурмовика Ил-2
Строившийся в большом количестве во время Великой Отечественной войны, легенда советского самолётостроения штурмовик Ил-2 был «чёрной смертью» для гитлеровских солдат, но часто становился лёгкой добычей истребителей противника, пока не появилась модификация Ил-2М со второй кабиной для стрелка. Вклад этого самолёта в победу неоценим.
История создания
Советское руководство в 1938 году одобрило предложение молодого конструктора С.В. Ильюшина о создании «летающего танка», хорошо защищённого от пуль и зенитных снарядов, обладающего повышенными скоростными качествами. Это решение было закреплено постановлением Правительства и разработка двухместного самолёта под обозначением БШ-2 началась.
После демонстрации макета в феврале 1939 года на авиационном заводе №39 приступили к изготовлению опытных образцов. Лётчик-испытатель К. Коккинаки 2 октября 1939 года опробовал в полёте первый из них, а уже перед самым Новым годом 30 декабря в воздух поднялся второй опытный самолёт.

Ил-2 в небе
На опытных машинах, кроме пилота, предусматривался и воздушный стрелок, к сожалению, результаты испытаний на дальность не укладывались в техническое задание и конструктору С.В. Ильюшину срочно пришлось разрабатывать новую схему, в которой вместо кабины стрелка был размещён дополнительный бензобак. Получив обозначение Ил-2, машина пошла в серию с одним пилотом.
Но война всё расставила по своим местам, штурмовики без стрелка несли огромные потери от немецких истребителей и уже в октябре 1942 года, пройдя ускоренные испытания, был запущен в серию Ил-2М со второй кабиной для стрелка. Для сохранения дальности полёта был оставлен дополнительный бак с горючим между кабинами, а рабочее место стрелка закрыли броневыми листами частично.
В начале 1944 года конструкцию крыла Ил-2 вместо дерева стали делать из металла, фюзеляж изготавливали полностью металлическим лишь в конце войны.

«Летающий танк» Ил-2
Конструкция штурмовика
Аэродинамическая схема самолёта Ил-2 – это свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения, одним двигателем в носовой части и обычным хвостовым оперением.
Передняя часть корпуса штурмовика — это гнутые сварные броневые листы, защищающие двигатель и кабину пилота. Броневая оболочка весила 990 кг. Полумонокок задней части фюзеляжа и киль выполнены из дерева, клееной фанеры и шпона. Топливный бак, размещённый между кабинами пилота и стрелка, закрыт 12-мм броневым листом, кабина стрелка защищена сзади бронёй толщиной 6-мм.

Компоновочная схема Ил-2М3
Крыло изготовлено с металлическим центропланом и консолями из дерева, обшитыми фанерой, на задней части консолей установлены посадочные щитки и элероны. К крылу на консолях крепились пушки, а в центроплане имелось место для четырёх контейнеров с авиационными бомбами, закрытых створками бобомболюков.
Двенадцать цилиндров форсированного двигателя АМ-38Ф создавали мощность в 1720 л.с. Воздушный винт для этого мотора был с тремя лопастями и регулируемым шагом. В тоннельном отсеке, размещённым между кабиной пилота и двигателем, вмонтировали радиатор водяного охлаждения, в передней нижней части корпуса самолёта, обшитый бронелистами расположился масляный радиатор.

Памятник Ил-2 в Самаре
Три опоры шасси состояли из двух основных стоек и хвостового колеса. Прочная рамная конструкция основных опор выдерживала большие ударные нагрузки и прощала лётчику грубые приземления. При уборке шасси колёса выступали из металлических гондол, защищая таким образом фюзеляж в случае вынужденной посадки без выпущенного шасси.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж — 2 чел.
- Максимальная скорость — 414 км/ч
- Длина взлётной дистанции — 335 м
- Дальность — 720 км
- Потолок — 5500 м
- Скороподъёмность — 10,4 м/с
- Длина самолёта — 11,6 м
- Высота самолёта — 4,2 м
- Размах крыла — 14,6 м
- Вес пустого самолёта — 4360 кг
- Максимальный взлётный вес — 6380 кг
- Двигатель — АМ-38Ф
- Тяга на взлёте — 1720 л.с.
Вооружение:
- Пушечно-пулемётное
- 2 х 23-мм пушки ВЯ-23
- 2 х 7,62 мм пулемёта ШКАС
- 1 х 12,7 мм пулемёт на турели у стрелка
- Боевая нагрузка — 600 кг бомб 4 х РС 82 или РС-132.

Кабина пилота
Интересные факты
- Ил-2 строился в большом количестве, всего было выпущено более 36 тысяч штурмовиков и он по праву заслужил звание самого массового самолёта военного времени.
- Первые опытные машины были с кабиной стрелка, но из-за большого веса они потеряли в скорости и боевой радиус штурмовика был очень мал, конструктор С.В. Ильюшин в ударном темпе разработал вариант с одним пилотом, разместив вместо кабины стрелка топливный бак. Пришлось для хорошего обзора приподнять кабину лётчика и самолёт получил прозвище «горбатый», в таком виде он и встретил войну.
- Живучесть у Ил-2 была невероятная, ветераны вспоминали как штурмовик с изодранными в клочья крыльями и фюзеляжем, напоминающем решето, умудрялся дотянуть до аэродрома базирования и произвести посадку, потом словно подумав — разваливался на части.
- В 1943 году немецкие истребители получили новые крупнокалиберные пушки, а в части ПВО гитлеровских войск поступили на вооружение автоматические зенитки большого калибра и тогда взросли потери среди пилотов и особенно стрелков. Сократить частично потери удалось, усилив броневую защиту стрелка и пилота. Новая модификация самолёта получила обозначение Ил-2КСС и стала тяжелее на 55 кг.
- Летом 1943 года на вооружение Ил-2 стали поступать кумулятивные бомбы ПТАБ с большим поражающим эффектом, на штурмовике их можно было разместить до 200 штук. Они впервые были применены в сражениях на Курской Дуге, тогда 79 штурмовиков за два захода уничтожили у немцев более 200 единиц боевой техники (бронетранспортёров, танков и самоходок). Потери подтверждены фотоснимками с поля боя.
Видео: штурмовик Ил-2
Целых 36145 самолётов Ил-2 было выпущено в такое тяжёлое для нашей страны время, как Великая Отечественная война. История авиации не знает подобных рекордов массового выпуска.
aviarf.ru
2 — бронированный самолет штурмовой авиации Великой Отечественной
Данная боевая машина не выполняла поставленные перед ней цели. Боевое применение столь необычного самолёта, как Ил-2 столкнулось с массой проблем: технических, тактических, в подготовке пилотов и так далее. Первые результаты боёв были неудачными.С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80.
В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 года было потеряно 1100. Тем не менее, Ил-2 имел достаточно хорошее бронирование и значительная часть от общего числа потерь составляли небоевые потери: аварии вследствие манёвров на слишком малой высоте при плохих погодных условиях.
Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.
Подготовили 356 авиаполков. Формировали 140 авиаполков 1 раз, 103 авиаполка 2 раза, 61 авиаполк 3 раза, 31 авиаполк 4 раза и 21 авиаполк 5 раз.
К 10 мая 1945 г. в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 3075 штурмовиков Ил-2 и Ил-2У, 214 Ил-2КР и 146 Ил-10. Кроме этого, в ВВС ВМФ имелось 197 Ил-2. Если к началу войны Ил-2 имелось менее 0,2 %, то к осени 1942 г. их удельный вес вырос до 31 % и в дальнейшем удерживался на уровне 29-32 % общего числа боевых самолётов фронтовой авиации.
Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищённости все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, ИЛы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии.
По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 % от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 % самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй. На 10 мая 1945 года в строю числилось 3289 Ил-2 и 146 Ил-10.
fishki.net
Ил-2, штурмовик
www.arms-expo.ru
Штурмовик Ил-2 — «летающий танк» / Назад в СССР / Back in USSR
Если вы ищете самолет, сыгравший определяющую роль в советских ВВС в годы Второй мировой войны, то это, несомненно, «летающий танк» Ил-2. Этот бронированный самолет штурмовой авиации уничтожал танки и живую силу нацистского вермахта с первых дней операции «Барбаросса» и до падения Берлина.
Несмотря на то, что парк Ил-2 нес ужасающие потери от истребителей и зенитной артиллерии противника, советская промышленность за годы войны поставила на фронт десятки тысяч этих прочных боевых машин, благодаря чему Ил-2 стал самым массовым военным самолетом за всю историю.Советские ВВС были в основном ориентированы на оказание поддержки сухопутным войскам, ведшим бой на земле, как и немецкие люфтваффе. Последние совершили революцию в механизированной войне, применяя пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 «Штука», которые оказывали довольно точную авиационную поддержку высокоскоростным механизированным колоннам. Но после начального потрясения, вызванного атаками «Штуки» в начале войны, выяснилось, что этот медленный и слабо вооруженный пикирующий бомбардировщик чрезвычайно уязвим для истребителей и зенитных средств противника. Советский авиационный инженер Сергей Ильюшин предложил самолет, похожий на «Штуку», но с одной особенностью: он намеревался установить броню на своем штурмовике.
Если к самолету просто прикрутить бронированные плиты, он полетит как кирпич. Ильюшин предложил другое решение. Стальная броня должна была стать силовым элементом конструкции штурмовика, заменив собой каркас и обшивку всей носовой и средней части монококового фюзеляжа, хотя задняя его часть и крылья как и раньше изготавливались из дерева. Было сделано несколько прототипов, и в конечном итоге в массовое производство пошел одноместный Ил-2, весивший почти 4,5 тонны, в то время как вес «Юнкерса» составлял 3,2 тонны. Максимальная бомбовая нагрузка у обеих машин была примерно одинакова, составляя около 500 килограммов. Но Ил-2 был немного быстрее, обладая скоростью 400 километров в час. Он был лучше вооружен, имея две 20-миллиметровые пушки и два пулемета в крыльях. Броня толщиной от пяти до 12 миллиметров защищала кабину, топливные баки, двигатель АМ38 и радиаторы. Даже фонарь кабины был из бронированного стекла толщиной шесть сантиметров! Шасси у штурмовика были чрезвычайно прочные, позволяя сажать его на неровные фронтовые аэродромы.
Когда вермахт в июне 1941 года начал свое сокрушительное вторжение в Советский Союз, в прифронтовых частях было очень мало Ил-2. В частности, ими был вооружен 4-й штурмовой авиационный полк. В ходе отчаянных попыток сдержать наступление немецких механизированных колонн летчики Ил-2 обнаружили, что благодаря броне штурмовика он практически неуязвим для лобового пулеметного огня, и даже имеет шанс пережить попадание 20-миллиметрового пушечного снаряда.
Но Ил-2 несли огромные потери, так как более скоростные немецкие истребители налетали на них стаями и поражали огнем в незащищенную заднюю часть. Немецкие летчики назвали Ил-2 «бетонным бомбардировщиком». Пожалуй, такое прозвище он получил из-за своей прочности и громоздкости. В периоды интенсивных боевых действий на десять боевых вылетов приходился один сбитый штурмовик. В 1943 году этот показатель был улучшен до одного самолета на 26 вылетов.
В катастрофический первый месяц боевых действий советские ВВС потеряли более четырех тысяч самолетов всех типов. Так, в 4-м полку из 65 штурмовиков осталось лишь 10. Кроме того, предприятия по производству Ил-2 пришлось эвакуировать на восток за Уральские горы, из-за чего поставки были прерваны на два месяца. Но когда осенью 1941 года немецкие танки начали приближаться к Москве, Сталин нашел время и лично написал свою знаменитую телеграмму директорам заводов по производству Ил-2:
Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны МиГ-3, Ил-2. Если 1В завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается, понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпенья. Предупреждаю последний раз.

Эта телеграмма, — стала мощным стимулом. В ходе войны было построено более 36 тысяч штурмовиков Ил-2, и он занял почетное второе место в мире по количеству произведенных самолетов за всю историю. (Первое место занимает широко распространенный в свое время гражданский самолет Cessna 172.) Сталин повлиял на строительство Ил-2 и с другой стороны. Получив письмо от советского летчика, умолявшего включить в состав экипажа заднего бортстрелка для защиты от немецких истребителей, он приказал Ильюшину делать двухместные Ил-2.У принятого на вооружение Ил-2М была удлиненная кабина для размещения в ней стрелка с тяжелым 12,7-миллиметровым пулеметом УБТ для защиты задней полусферы. Пушки в консолях крыла были также модернизированы, и в основной версии стали применяться 23-миллиметровые ВЯ. (Найти подходящую пушку для штурмовика было сложно. Конструктора одного из неудачных опытных образцов Якова Таубина расстреляли за «конструирование недоработанных образцов вооружения».) Задний стрелок оказался весьма полезен, ибо он сбивал надоедливые немецкие истребители. Но стрелки не были защищены броней и гибли в четыре раза чаще, чем пилоты. Кроме того, дополнительный член экипажа и оружие снижали скорость и нарушали равновесие самолета, смещая назад центр тяжести.
Однако ситуация в небе на Восточном фронте была настолько отчаянной, что Ил-2 часто выполнял задачи истребителей. Штурмовик не мог догнать немецкие самолеты истребительной авиации, однако он оказался смертоносным средством уничтожения более медленных немецких бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и транспортников. В штурмовой авиации появилось несколько асов, летавших на Ил-2.
На самом деле, многие пилоты Ил-2 стали легендой. Подполковник из Армении Нельсон Степанян лично потопил 13 вражеских судов, сбил 27 самолетов противника, подорвал пять мостов и уничтожил на земле почти 700 машин. Подбитый в декабре 1944 года в небе над Латвией, он направил свой горящий самолет на вражеское судно.
Крестьянская дочь Анна Тимофеева-Егорова стала командиром эскадрильи 805-го штурмового авиационного полка и совершила на своем штурмовике 243 боевых вылета. В августе 1944 года ее самолет был подбит вражеским зенитным огнем, женщину выбросило из кабины, но она выжила, сев с частично раскрывшимся парашютом. Пережила Анна и немецкий плен, и тяжелые ранения при отсутствии медицинского ухода, и допросы советской контрразведки, которая подозревала ее в сотрудничестве с нацистами.
Удары штурмовой авиации сыграли важнейшую роль зимой 1942-43 годов, лишив снабжения запертую в Сталинграде 6-ю немецкую армию. На аэродроме в Сальске Ил-2 уничтожили 72 немецких самолета, а в воздухе сбили множество транспортников. Но величайшим моментом славы для штурмовиков стало эпическое Курское сражение, которое в народе вспоминают как величайшую танковую битву в истории.
Ил-2 оснащался разнообразным противотанковым оружием. Он мог нести на борту реактивные снаряды РС-82 или РС-132 (соответствующего калибра). Но несмотря на великолепные бронебойные характеристики, они оказались неточными, и пользы от них было мало. Размещавшиеся в контейнерах под крыльями противотанковые кумулятивные авиабомбы ПТАБ были лучше, так как им не требовалась большая точность. Примерно 200 таких бомб весом 1,4 килограмма можно было использовать для коврового бомбометания, поскольку они накрывали площадь порядка 70×15 метров. Некоторые Ил-2 оснащались двумя мощными 37-миллиметровыми противотанковыми автоматическими пушками с боезапасом 50 снарядов. Но они не обладали большой точностью из-за сильной отдачи, и их производство прекратили, выпустив всего 3 500 пушек.

Битва на Курской дуге началась с одного из величайших воздушных сражений Второй мировой войны, когда поднятые по тревоге немецкие истребители с трудом успели ослабить колоссальный по своей мощи упреждающий авиационный удар советских истребителей и бомбардировщиков. В это воздушной мясорубке приняли участие 500 самолетов. Немцы потеряли несколько десятков, а Советы около сотни машин. Но первоначальная неудача не остановила советское командование, которое ввело в бой дополнительные силы штурмовой авиации. В сражении под Курском летчики Ил-2 начали совершать над полем боя «карусель смерти», прикрывая хвосты друг друга от вражеских истребителей. Периодически штурмовики по одному выходили из общего строя, чтобы нанести удар по наземным целям, а затем возвращались в круг.На протяжении нескольких недель ожесточенных боев Ил-2 и «Штуки» лихорадочно истребляли вражеские танки. Предположительно, немецкая авиация в составе новых «Штук» Ju-87G и штурмовиков Hs. 129 с противотанковыми пушками 8 июля самостоятельно остановили наступление 2-го гвардейского танкового корпуса, подбив 50 танков. За день до этого советские штурмовики уничтожили 70 танков из состава 9-й танковой дивизии вермахта, остановив ее продвижение.
Потом зазвучали более экстраординарные заявления. Летчики советских штурмовиков сообщили об уничтожении 270 танков 3-й танковой дивизии и 240 танков 17-й танковой дивизии. Что любопытно, в начале сражения в составе этих соединений было всего 90 и 68 боеспособных танков, соответственно.
В действительности многочисленные свидетельства указывают на то, что в годы Второй мировой войны летчики всех стран серьезно преувеличивали количество подбитых авиацией танков. Оперативный анализ, проводившийся специальными группами на земле, обычно указывал на то, что на долю авиации приходится менее 10% танковых потерь. Реактивные снаряды, бомбы и тяжелые пушки, имевшиеся на борту штурмовиков, были слишком неточными, а большинство из них пробивали только верхнюю броню танка, что требовало крутого угла атаки.
Тем не менее, штурмовики типа Ил-2 все равно срывали танковые наступления, уничтожали живую силу и артиллерию в окопах и на позициях, и утюжили с бреющего полета незащищенные грузовики и легкобронированную технику. По некоторым оценкам, на каждый подбитый немецкий танк приходилось от пяти до 10 уничтоженных Ил-2 (а самолеты в целом гораздо дороже танков!), однако штурмовики продемонстрировали свою высокую эффективность в борьбе с небронированными целями, которые на поле боя имелись в изобилии.
К 1943 году ВВС начали принимать на вооружение вариант Ил-2М3, в котором были устранены многие недостатки самолетов-предшественников. Задний стрелок наконец получил броневую защиту толщиной 13 миллиметров, а концы консолей крыла были поданы назад на 15 градусов для изменения центра тяжести. Это существенно улучшило управление штурмовиком. Форсированный двигатель АМ-38ф повысил скорость штурмовика, компенсировав увеличение веса. По общему признанию, максимальная бомбовая нагрузка Ил-2 осталась незначительной по сравнению с истребителями-бомбардировщиками, которые в то время начали поступать на вооружение. Но штурмовики все равно пользовались всеобщей любовью, так как они могли летать «низко и медленно», принимая на себя гораздо более сильные удары, чем хрупкие истребители.
Тысячи штурмовиков оказывали авиационную поддержку Красной армии до конца войны. Они бомбили последних защитников Берлина во время тяжелого четырехдневного сражения на Зееловских высотах. К тому времени к Ил-2 присоединился их более совершенный родственник, цельнометаллический Ил-10. Внешне два самолета были похожи, но Ил-10 обладал лучшими аэродинамическими характеристиками, был более управляемым, и имел мощные двигатели АМ-42, увеличившие его скорость до 550 километров в час. Всего до 1954 года было построено шесть тысяч Ил-10, но до капитуляции Германии в боях приняли участие лишь 150 машин.
Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. Как бы то ни было, штурмовики продолжали службу в составе ВВС в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким странам как Монголия, Югославия и Польша. В НАТО им даже присвоили кодовые названия Bark и Вeast («Лай» и «Зверь»), соответственно.
Сбитый ИЛ-2
Ил-2 свою войну закончил, а вот Ил-10 продолжал воевать. Северная Корея получила 93 Ил-10, которые вошли в состав ее 57-го штурмового авиационного полка. Они сыграли важную роль в уничтожении южнокорейских войск в первые недели Корейской войны в 1950 году; но потом в войну вступила американская авиация, которая сбила или уничтожила на земле более 70 Ил-10, после чего они уже не участвовали в боях на переднем крае. Ил-10 до 1972 года находился и в составе китайских ВВС. В январе 1955 года в битве за остров Изцяншань эти самолеты потопили тайваньское десантное судно, позднее нанесли удар по гарнизону на острове Цзиньмэнь, а в 1958 году бомбили деревни в Тибете.После Второй мировой войны советские авиаконструкторы сосредоточили свое внимание и усилия на создании легких и высокоскоростных истребителей-бомбардировщиков для поддержки наземных сил. Настоящий преемник легендарного штурмовика появился лишь в конце 1970-х годов, и им стал бронированный фронтовой штурмовик Су-25, который и сегодня принимает участие в боевых действиях в разных странах мира. Даже летчики американских A-10 Warthog отдают должное принципам проектирования этого штурмовика.
Задача штурмовика — на малой высоте и небольшой скорости наносить удары по наземным войскам. По этой причине их экипажи подвергаются большой опасности, и никакое количество брони не может защитить их в полной мере. Но несмотря на ужасающие потери, русские летчики штурмовой авиации оказывали остро необходимую авиационную поддержку Красной армии и помогли ей выстоять, а затем и повернуть вспять фашистское наступление.
Себастьян Роблин имеет степень магистра в области разрешения конфликтов Джорджтаунского университета Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

Ил-10, тяжёлый штурмовик.
Ил-10, тяжёлый штурмовик.Перевод статьи. «The National Interest», Себастьен Роблин (Sebastien Roblin)
back-in-ussr.com
Штурмовик Ил-2. Как создавался «летающий танк». Самолеты. Герои неба
Штурмовая авиация, как самостоятельный вид Военно-Воздушных Сил появилась в СССР еще в 1930-е годы, после Киевских маневров, однако по своему значению она тогда не могла соперничать с истребительной или бомбардировочной авиацией. Своему как бы второму рождению она обязана созданному в предвоенные годы бронированному штурмовику Ил-2, ставшему основным и единственным (до 1944 г.) типом самолета такого класса, состоявшего на вооружении советских штурмовых авиаполков, широко применявшемся практически на всех фронтах.
Идея создания бронированного самолета-штурмовика для атаки наземных целей с малых высот высказывалась в разных странах еще до Первой мировой войны. Однако технический уровень развития авиационной техники и недостаточная мощность авиадвигателей того времени не позволяли создать полноценный, пригодный к практическому использованию штурмовик. Впрочем, в 1918 г. на фронте появились первые бронированные штурмовики – германский Юнкерс Ju 4 и британский Сопвич «Саламандра».
Первыми советскими бронированными штурмовиками стали ТШ-Б (созданный в 1930 г.), ТШ-1 (1931 г.) и ТШ-3 (1933 г.), созданные по разным схемам, вооруженные как пулеметами, так и пушками. Во всех разработках конструкторы столкнулись со значительными трудностями. Из-за большого веса неработающей навесной брони не обеспечивались заданные летно-тактические свойства самолетов. То же замечание справедливо относительно различных штурмовых вариантов серийного разведчика Р-5, конструкции Н.Н. Поликарпова.
Отсутствие в советских ВВС современного штурмовика вызвало беспокойство у руководства наркомата обороны и в ЦК ВКП(б). Здесь большую роль сыграли работы С.В. Ильюшина, проводившиеся в инициативном порядке. Он в 1937 – 1938 гг. занимался созданием, постройкой, внедрением в серию своего первого боевого самолета ДБ-3, официально не участвует в других работах, в том числе, объявленном в стране конкурсе на многоцелевой самолет по программе «Иванов». Тем не менее, по своей инициативе он ведет проектные исследования параметров и компоновки бронированного самолета-штурмовика. «Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, готовился примерно три года, – вспоминал впоследствии об этом периоде своей деятельности Сергей Владимирович Ильюшин. – До деталей проанализировал уже созданные машины. Пришел к убеждению: главное – наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость».
Конструктор отдавал себе отчет, что задача, которую он перед собой поставил, исключительно трудная. Но она, по мнению Ильюшина, уже могла быть решена на основе таких достижений советской науки и техники, как мощный авиадвигатель жидкостного охлаждения (конструкции А.А. Микулина), скорострельные авиационные пушки (Б.Г. Шпитального), авиационные реактивные снаряды (РНИИ), штампуемая гетерогенная, с высокой твердостью наружного слоя авиационная броня (С.Т. Кишкина, Н.М. Склярова), прозрачная авиационная броня (Б.В. Ерофеева, М.М. Гудимова).
В результате С.В. Ильюшин сумел использовать все эти достижения в конструкции штурмовика и решить поставленную задачу. События в Испании и Китае в 1936 – 1938 гг. еще раз показали уязвимость низко летающих, пусть и скоростных самолетов от огня с земли, особенно малокалиберных зенитных средств. Учитывая накопленный опыт, Техническое управление люфтваффе выдает фирмам Фокке-Вульф и Хеншель задание на разработку бронированных штурмовиков. Примерно в это же время С.В. Ильюшин обращается в Правительство с предложением создать наш двухместный (экипаж из летчика и стрелка) бронированный штурмовик, который бы по боевой эффективности значительно превосходил бы самолеты, создаваемые по программе «Иванов»:
«При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) штурмовая авиация будет нести очень крупные потери. Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии “Валти”, ХАИ-5 (констр. Неман), так и опытные – «Иванов» (констр. Сухой), «Иванов» (констр. Неман) имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема и бензосистема – не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные возможности нашей штурмовой авиации. Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или иначе говоря – летающего танка, у которого все жизненные части забронированы.Сознавая необходимость в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над решением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика. Для создания этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности начальника главка, поручить мне выпустить самолет на государственные испытания в ноябре 1938 г.»
Построенный С.В. Ильюшиным штурмовик, получивший название ЦКБ-55, представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимися в обтекатели на крыле колесами основных опор шасси. Самолет должен был иметь один двигатель АМ-35 взлетной мощностью 1350 л.с., разработанный под руководством А.А. Микулина. Особенностью, «изюминкой» машины должен был стать обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1, разработанной в ВИАМ. Эта броня имела хорошую ударную вязкость, но, самое главное, она позволяла изготавливать путем штамповки броневые детали, имеющие сложную поверхность двойной кривизны. Бронекорпус самолета ЦКБ-55 заключал в себе жизненно важные части самолета, практически полностью включался в силовую схему планера. Впервые в Советском Союзе использовалась прозрачная броня для изготовления лобовых стекл фонаря кабины летчика.
2 октября 1939 г. состоялся первый полет первого опытного экземпляра ЦКБ-55 под управлением летчика-испытателя В.К. Коккинаки, а 30 декабря он же поднял в небо второй опытный экземпляр, получивший войсковое обозначение БШ-2. Заводские испытания продолжались до марта 1940 г. В их ходе отрабатывалась работа двигателя, системы охлаждения воды и масла. В целом, самолет военным понравился, было решено построить войсковую серию БШ-2, устранив отмеченные замечания: недостаточную скорость у земли, плохой обзор летчика вперед, малую продольную устойчивость и др. По просьбе С.В. Ильюшина конструктор А.А. Микулин модернизировал мотор, создав АМ-38 без высотного нагнетателя, зато его мощность у земли возросла с 1350 л.с. до 1600 л.с.
Доработанный штурмовик ЦКБ-57 с экипажем из одного человека вместо двух, увеличенной толщиной брони, новым двигателем АМ-38, с 400 кг бомб на внутренней подвеске и с наступательным вооружением из четырех ШКАС взлетел 12 октября 1940 г., управляемый В.К. Коккинаки. Машина показала высокие максимальные скорости: 423 км/ч у земли и 437 км/ч на границе высотности 2400 м. Владимир Константинович отметил также, что по своим летным свойствам штурмовик исключительно прост и не имеет каких-либо неприятных особенностей. С.В. Ильюшин полагал, что ЦКБ-57 целесообразно как можно скорее запустить в серию.
Эталоном для серии должен был стать второй экземпляр ЦКБ-55 с приподнятой для улучшения обзора кабиной летчика (самолет получил характерный «горбатый» вид), двумя пушками ШВАК, которые заменили два ШКАС, увеличенным запасом топлива. Военные отмечали заметно улучшенную, по сравнению с БШ-2, управляемость нового штурмовика. Таким образом, в Советском Союзе впервые был построен и внедрен в серию бронированный самолет-штурмовик, полностью удовлетворяющий предъявленным требованиям, который мог оказать эффективную поддержку наземным войскам на поле боя, способный поражать бомбами, пулеметно-пушечным огнем и реактивными снарядами разнообразные цели, в том числе и легко бронированные.
Первый серийный самолет, названный в конце 1940 г. в честь его создателя Ил-2, был выпущен в Воронеже на заводе № 18 в марте 1941 г. Уже через несколько месяцев успешно прошел испытания штурмовик, вооруженный не 20-мм, а более мощными 23-мм пушками ВЯ, конструкции А.А. Волкова и С.Я. Ярцева. К начале Великой Отечественной войны завод построил 249 штурмовиков Ил-2 с обоими вариантами вооружения в одноместном варианте. Этому самолету, который с рядом модификаций, преимущественно в двухместном варианте строили всю войну, будет суждено стать самым массовым в истории советской авиации: всего 36163 экз. было выпущено заводами № 1, 18, 30 и 381..
nebo.histrf.ru
Знаменитый «летающий танк» — штурмовик Ил-2. Роль, которую сыграл этот самолёт в Великой Отечественной войне, трудно переоценить. Однако в последнее время по поводу заслуженной машины часто раздаются высказывания, в которых она представляется… страшной ошибкой советского самолётостроения, «летающим гробом» — идеальной мишенью для немецких асов, унесшей десятки тысяч жизней наших лётчиков и воздушных стрелков. Действительно, на протяжении многих лет Ил-2 безоговорочно представлялся в нашей печати как самый лучший и самый массовый самолёт Второй Мировой войны, и любая критика в его адрес казалась святотатством. Теперь же отдельные «знатоки» авиации ударились в другую крайность… Так в газете «Начало» № 9 за 1991 год была помещена статья «Шапками закидали». И написано в ней буквально следующее: «Советский штурмовик Ил-2 уступал немецкому Ju-87 в высоте потолка — в 1,5 раза, в дальности полёта — в 4 раза, в бомбовой нагрузке — в 3 раза, превосходя в пушечно — пулемётном вооружении всего на 1 пулемёт. Короче говоря, прославленный Ил-2 был машиной дешёвой, простой и плохой. Он стал самолётом для «смертников». Средняя живучесть этой машины, как показала практика его применения, — всего 5 боевых вылетов».
Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87D. Такое вот мнение. Не понятно только, почему автор сравнивает самолёты разных классов — штурмовик и пикирующий бомбардировщик и откуда он взял такие цифры ? ( Немецкий пикировщик Junkers Ju-87 использовался в качестве штурмовика не от хорошей жизни. Хотя его отдельные варианты, в том числе вооружённые и 37-мм пушками, были опасным противником для танков и других бронированных целей, относительно слабое бронирование и защитное вооружение очень скоро превратило эти машины в лёгкую добычу для советских истребителей. Под влиянием больших потерь и нарастающего успеха Ил-2 немецкие конструкторы предприняли попытку довести «до ума» свой самолёт — штурмовик Henschel Hs-129. Было построено около 900 экземпляров этих машин в разлизных вариантах, однако по комплексу лётно — техничеких характеристик они заметно уступали нашему Ил-2. ) Немецкий двухмоторный штурмовик Henschel Hs-129В. Статистика — вещь упрямая, и свидетельствует она то, что на каждый потерянный Ил-2 в среднем приходилось 30 боевых вылетов. Конечно, на начальном этапе войны, когда немецкие истребители буквально с ходу расстреливали наши одноместные «Илы», лишённые оборонительного вооружения, потери штурмовиков были очень большими. Однако, такая же участь постигла и многие другие наши самолёты — СБ, Р-5, ТБ-3 и другие. Но уже во второй половине Великой Отечественной войны, когда наша авиация лишила противника превосходства в воздухе, у «Илов» начало появляться солидное истребительное прикрытие, да и сами лётчики — штурмовики с успехом стали применять эффективный оборонительный маневр «круг», в результате чего боевые потери в штурмовой авиации значительно сократились. Что же касается больших потерь от зенитного огня, то они обусловливались чрезвычайно сильной системой ПВО переднего края обороны противника, и любой другой самолёт в подобной ситуации оказался бы ещё более уязвим. Конечно, можно задать вопрос: почему же тогда наши союзники, использовавшие на западном фронте в качестве штурмовиков тяжёлые истребители «Тайфун» и «Тандерболт», нанесшие немцам значительный урон, имели относительно малые потери ? Может быть эти машины оказались более эффективными, чем бронированный Ил-2 ? Оказывается, нет. Просто активное использование «Тандерболтов» ( около 200 машин этого типа, между прочим, было поставлено и в Советский Союз по ленд — лизу ), в качестве штурмовиков началось в 1944 году, когда фронтовая истребительная авиация немцев почти бездействовала, а перехватчики ПВО были заняты отражением налётов «Летающих крепостей». Да и «штурмовики» союзников «работали» не по переднему краю обороны противника, а в его тылу, скрывая военные перевозки и занимаясь свободной охотой за железнодорожными составами и автомобильными колоннами. Американский тяжёлый истребитель P-47D «Тандерболт». 2-й ГвИАП ВВС Северного флота, аэродром Ваенга, 1945 год. Естественно, что подобные цели не могли прикрываться мощной системой ПВО. Но если бы «Тайфуны» и «Тандерболты» вдруг оказались на восточном фронте, их потери от зенитного огня стали бы намного больше. В этом плане у Ил-2 были некоторые преимущества. И хотя бронекорпус не спасал от немецких зенитных снарядов, зато пилот и двигатель были надёжно защищены от пуль и осколков, которых в самолёт попадало немало. Правда, с безопасностью воздушных стрелков, находившихся вне бронекорпуса, дело обстояло гораздо хуже. Действительно, на одного погибшего лётчика приходилось примерно 7 убитых стрелков ( именно поэтому на роль стрелков часто направляли «солдат — штрафников» ). Проблема эта была решена только на самолёте Ил-10, где оба члена экипажа размещались уже в общем бронекорпусе. Существенным недостатком Ил-2 «специалисты» называют его двигатель жидкостного охлаждения, потребовавший дополнительного бронирования. Сейчас, спустя более полувека, они упрекают Ильюшина в том, что он не поставил на самолёт более живучий звёздообразныё двигатель воздушного охлаждения. Да, это правда, но где бы он взял тогда этот двигатель ? Когда самолёт проектировался, подобных двигателей необходимой мощности у нас просто не было. И только установка невысотного АМ-38 могла дать машине жизнь. Неудивительно, что более совершенный штурмовик Су-6 с мотором М-71 в серию так и не пошёл. Ведь его двигатель был опытным. Конечно, С. В. Ильюшин прекрасно понимал проблему живучести силовой установки, но пойти другим, «правильным» путём он тогда просто не мог. Наверное, всем читателям приходилось слышать, что Ил-2 был тяжёлым и неповоротливым, а отсюда и его большие потери. Да, но ведь это был штурмовик, а не истребитель. Ведь никто не говорит о том, что Пе-2 или Ил-4 уступали в маневренности вражеским истребителям. Штурмовик, как и бомбардировщик, должен в первую очередь поражать наземные цели, а от истребителей противника прикрываться своими истребителями сопровождения. Не вина, а беда наших лётчиков — штурмовиков в том, что они почти половину войны летали на боевые задания без истребительного прикрытия. Да и откуда у молодых ребят, только — только научившихся летать по ускоренной программе, мог взяться опыт ведения оборонительного воздушного боя ? Многие из них прибывали на фронт, имея лишь… 10 часов налёта на штурмовике ! Отсюда и упрощённая тактика боевого применения — атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего самолёт подвергался прицельному сосредоточенному огню зениток. Отсюда и те огромные потери… Кстати, сам Ил-2 оказался не таким уж «утюгом», каким его порой представляют. Опытные лётчики могли крутить на нём даже фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вели оборонительные воздушные бои один на один с истребителями противника. Многие лётчики — штурмовики имели на своём счету по несколько личных побед, не счетая самолётов сбитых в групповых воздушных боях. Мало того, учебные воздушные бои показали, что на малой высоте Ил-2 может с успехом «отбиваться» даже от более маневренных истребителей конструкции Яковлева. Что же касается Ил-10, то он на малых высотах не только мог с успехом вести маневренный воздушный бой, но и по скорости полёта у земли почти не уступал основным истребителям противника. К сожалению, в большинстве своём лётчики «Илов» не были обучены ведению воздушного боя.
Штурмовик Ил-10 оказался достойным приемником Ил-2. Теперь несколько слов о вооружении Ил-2. Неискушённому читателю мало что говорят слова о том, что на самолёте стояли две пушки «ВЯ» калибра 23 мм. Ведь это всего на 3 мм больше, чем у знаменитой пушки «ШВАК», стоявшей на многих наших истребителях. Однако тот, кто хотя бы немного знает эти пушки, отметит бесспорно более высокую эффективность первой. Фактически авиационная пушка «ШВАК» ( близкими к ней были и немецкие пушки «MG/FF» и «MG-151/20» ) являлась усовершенствованным крупнокалиберным пулемётом с увеличенным до 20-мм диаметром ствола. Естественно, что и гильза её снаряда осталась такой же, как и у пулемёта калибра 12,7-мм. Снаряд же пушки «ВЯ» при чуть большем диаметре был значительно длиннее и вдвое тяжелее ! Не случайно немецкие истребители так боялись лобовых атак советских штурмовиков. Да и для поражения наземных целей пушки «ВЯ» оказались весьма эффективными, особенно когда атака сопровождалась пусками реактивных снарядов. Анализ концепции штурмовика Ил-2 убедительно доказывает, что такой самолёт появился очень своевременно и сыграл исключительно важную роль в сдерживании немецких танков и мотопехотных колонн в начальный период войны, а затем помог нашим войскам развивать наступление. Ил-2 был, пожалуй, единственным нашим самолётом, который в 1941 году в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации продолжал громить наступавшего противника. Именно в этот период и прозвучали известные слова И. В. Сталина: «…Ил-2 нужны фронту как воздух». Но не сыграли ли слова Верховного главнокомандующего злую шутку с этим замечательным самолётом ? Во благо ли пошло то беспримерное количество «Илов», выпущенных авиазаводами в годы войны — более 36 000 ? Какие огромные материальные и людские ресурсы нашей оборонной промышленности поглотило гипертрофированное производство этой машины ? К каким последствиям это привело ? Не секрет, что на протяжении почти всей войны «Илы» составляли более половины общей численности наших ВВС. Совершенно ясно, что тут никаких истребителей не хватит для их воздушного прикрытия. Отсюда вытекает ещё одна причина больших потерь наших штурмовиков. Мало того, Ил-2 часто привлекались к выполнению несвойственных для штурмовиков боевых задач — разведке, обычной бомбардировке железнодорожных узлов, складов и других тыловых объектов, прифронтовой полосы и кораблей противника. Использовались они и как торпедоносцы ( при этом пушки с самолёта снимались ). Но если бы вместо штурмовиков с их, в общем — то довольно незначительной ( до 600 кг ) бомбовой нагрузкой по этим целям наносили удары бомбардировщики типа Ту-2, то неужели они нанесли бы противнику меньший ущерб ? И разве можно было подменять «Илами» тяжёлые бомбовозы, оптимизированные для нанесения мощных ударов по скоплениям войск противника ? Но что оставалось делать нашим ВВС в условиях, когда «чистых» бомбардировщиков выпускалось гораздо меньше, чем штурмовиков ? Да и сама мысль о целесообразности боевого использования Ил-2 тогда показалась бы кощунственной. Надо было бить врага всеми силами и средствами. И «Илы» это делали… |
airaces.narod.ru
Штурмовик ил 2 фото | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения
Штурмовик ил 2 фото, немецкие пилоты называли его «бетонным бомбардировщиком», немецкие пехотинцы с опаской и ненавистью нарекли «мясником», советская печать величала «летающим танком», наши летчики за узнаваемый ломанный профиль прозвали самолет просто — «горбатый».
В 1927 г, появляется «Наставление штурмовой авиации». Первоначально предполагалось, что против наземных войск противника будут использоваться обычные бомбардировщики и истребители. Но для преодоления огневого противодействия зенитных средств, пришли к выводу о создании специализированного самолета-штурмовика. Чертами которого стали приличная скорость и маневренность, мощное вооружение и тяжелая броня.

С.В. Ильюшин начальник Центрального конструкторского бюро
С.В. Ильюшин начальник Центрального конструкторского бюро, в 1938 написал письмо правительству: «…ЗАДАЧА СОЗДАНИЯ БРОНИРОВАННОГО ШТУРМОВИКА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТРУДНА и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело». После чего и было дано добро на создание «летающего танка», как Ильюшин и назвал в письме свой штурмовик.

Конструкция штурмовика ил 2 в деталях фото
Под началом С.В. Ильюшина в ЦКБ работали авиаконструкторы Бериев, Поликарпов, Кочеригин. В их распоряжении были новый двигатель Микулина и авиационная броня АБ-1. Машина получилась так, как и было задумано. Штурмовик ил 2 фото, стал самым массовым советским самолетом. Управлять этой грозной боевой машиной было легче, чем другими — она «прощала» многие ошибки пилотирования. Ил-2 был исключительно надежным и живучим, причиной чему были конструктивные особенности самолета, заложенные коллективом создателей еще на этапе проектирования.

Немецкий солдат осматривает Ил 2, совершившего вынужденную посадку на ржаное поле
В знаменитой телеграмме Сталина от 23 декабря 1941 года на завод в Куйбышеве говорилось: «Самолеты ил-2 НУЖНЫ НАШЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ ТЕПЕРЬ, КАК ВОЗДУХ, как хлеб. Шекман дает по одному Ил-2 в день… Это насмешка над страной, над Красной армией. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. СТАЛИН». К 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА было выпущено только 249 машин Ил-2. До конца 1941 года были построены 1513 одноместных Илов, а в 1942-м — более шести тысяч. Всего же выпуск илов составил более 36 000 штук, они стали самыми массовыми военными самолетами впущенными в истории авиации. Для сравнения, самый массовый наш самолет истребитель ЯК-9, произведен более чем в два раза, меньших количествах. Да и не менее знаменитый Мессершмитт Bf.109 истребитель находился на вооружении германских ВВС с конца 30-х годов до конца Второй мировой войны, выпущен в меньших количествах.

В соответствии со стандартной схемой окраски советской штурмовой авиации двухместные Ил-2 красились на заводах в двухцветный камуфляж, снизу все Ил-2 красили в светло-голубой небесный цвет
Можно себе представить, что почувствовал директор завода М.Т. Шекман, получив такую телеграмму, но тут интересно другое: Красной армии не хватало не только штурмовиков, но и истребителей, и бомбардировщиков. Почему же именно Ил-2 были нужны как воздух?

Фото Ил-2 и наглядный результат боевой работы советских штурмовиков — разгромленная немецкая автоколонна в Белоруссии
Ответ можно найти в мемуарах советских асов — истребителей, воевавших с самого начала Великой Отечественной — Покрышкина, Каберова, Речкалова и других.
Воздушные бои имели в основном оборонительный характер. Задания на сопровождение штурмовиков и «бомберов» давались крайне редко, чаще всего они шли без прикрытия и защищались сами, как могли. Основным видом боевой работы истребителей, так же как и всех остальных, была штурмовка, то есть атака наземных целей из всех видов оружия.

ТТХ штурмовика Ил2
Штурмовки продолжались день за днем, по нескольку вылетов. Штурмовки аэродромов, наступающих войск, автоколонн, танков, эшелонов, пехоты, переправ… Хочешь — становись истребителем, хочешь — фронтовым, а хочешь — дальним бомбардировщиком. Все равно будешь штурмовиком! В тот момент было необходимо любой ценой замедлить продвижение наземных войск противника. Потому и нужны были Илы как наиболее приспособленные для этой работы самолеты.
ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ ШТУРМОВИКИ обладали рядом недостатков, главным из которых было отсутствие стрелка, защищающего хвост самолета, вследствие чего самолет оказывался практически беззащитен перед атаками с задней полусферы. В условиях, когда на всех высотах безнаказанно хозяйничали «мессеры», этот нюанс превратился в серьезнейшую проблему, которую даже назвали «синдромом Ила». Отсутствие стрелка привело к тому, что единственный специализированный самолет непосредственной поддержки войск нес огромные потери от немецких истребителей, заходивших ему в незащищенный хвост и открывавших огонь по кабине пилота.

Ил-2 в белом зимнем камуфляже на неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками. Такое шасси было надежнее убирающегося, но отнимало до 40 километров скорости
В Москву начали поступать тревожные вести: Илы сбиваются истребителями противника. В марте 1942 года на фронт ушли первые три двухместных Ила с бронированной кабиной стрелка, вооруженного пулеметом ШКАС калибром 7,62 миллиметра (позднее стали устанавливать скорострельные пулеметы УБТ калибром 12,7 миллиметра с боезапасом 150 патронов). Но еще раньше самолеты стали модернизировать кустарным способом прямо на фронте сами летчики и техники. В заднюю часть кабины вставляли черенок от лопаты, который и имитировал стрелка. Лейтенант Васильев стал инициатором более серьезного, самостоятельного усовершенствования самолета и первым совершил боевой вылет на нем. Поначалу Васильев пытался доказать необходимость стрелка инженеру из штаба армии, но тот с усмешкой спросил: «Может быть, вы просто боитесь летать на одноместном штурмовике?» Нетрудно представить себе реакцию боевого летчика на подобный вопрос штабного работника.

К концу курской битвы насчитывалось около 1,5 тысяч ИЛ 2
Но лейтенант Васильев был из тех, кто добивается своего. Вскоре он вместе с инженером полка оборудовал свой самолет самодельной кабиной стрелка, в которую установили на шарнирах пулемет ШКАС. Пробный вылет завершился триумфом — ничего не подозревающий «мессер», привычно зайдя в хвост «беззащитному» самолету, был сбит. Подробное донесение с описанием боя и выводами было послано в штаб воздушной армии и в КБ Ильюшина, а Герой Советского Союза А.Н. Васильев прошел всю войну и вернулся домой с победой.

Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ, потери стрелков были в несколько раз выше пилотов
С 1944 года выпускаются Илы с полностью металлической конструкцией крыльев и фюзеляжа.
Скорость достигала 426 километров в час на высоте 2500 метров и 390 километров в час у земли, дальность полета — до 740 километров. Были и недостатки: по скорости и маневренности Ил-2 был ближе к бомбардировщику, чем к истребителю, обзор из кабины пилота был плохим, стрелок имел слабую броневую защиту. Зато вооруженность штурмовика была великолепна: 400-600 килограммов бомбовой нагрузки (различные виды бомб, в том числе противотанковые), авиационные пушки ШВАК или ВЯ-23 калибром до 37 миллиметров, пулеметы ШКАС и 8 PC (реактивные снаряды, которые монтировались под крыльями). Эти снаряды были оружием не просто эффективным, но буквально шоковым для врага, применялись как по наземным, так и по воздушным целям. Недаром истребители противника никогда не рисковали идти на Илы в лобовую атаку — слишком это было опасно.

Первый экземпляр Ил-2 НС-ЗУ с 37-миллиметровыми пушками в под- крыльевых контейнерах, весна 1943 года
Несмотря на невысокую маневренность, летчики выделяют только один недостаток истребителя — низкую эксплуатационную технологичность. Зато отмечают редкую живучесть (в полете Ил-2 сохранял устойчивость даже с серьезными повреждениями), а также удачное сочетание огневой мощи и броневой защиты.
САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ нес и самые большие потери. За 75 боевых вылетов штурмовику полагалось звание Героя — именно героем и надо было быть, чтобы пикировать среди зенитных разрывов и огненных трасс «эрликонов», выходить к цели на бреющем полете под ураганный огонь противника. С появлением стрелков потери существенно уменьшились — наши истребители почувствовали себя хозяевами в небе, а прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков стало одной из основных их задач.

37-миллиметровая пушка ШФК-37 под крылом Ил-2
Самолеты совершенствовались, развивалась и тактика ведения боя. Обычно штурмовки выполнялись группами от 6 до 12 штурмовиков. В начале войны, когда истребители почти никогда не сопровождали илы, выделялась пара из самих штурмовиков, которая прикрывала группу от врага. Во второй половине войны «горбатых» уже всегда прикрывали «маленькие» (так прозвали истребителей), которые находились немного позади и выше. Из основной группы выделялась группа подавления зениток. Первый заход на объект обычно был «холостым», его целью было выявить расположение зениток, батарей, скопления танков. Затем штурмовики «обрабатывали» выявленные цели бомбами, обстреливали их реактивными снарядами, вели пулеметный-пушечный огонь.

Шеренга Ил-2 штурмовой авиадивизии, помимо опознавательных знаков, большинство штурмовиков несло однозначные или двузначные тактические номера
С ОКТЯБРЯ 1944 года в войска стали поступать новые штурмовики Ил-10, представляющие собой более скоростной и маневренный вариант Ил-2. Одной из главных задач штурмовой авиации на протяжении всей войны оставалась борьба с танками противника. Танковое сражение под Прохоровкой в июле 1943 года, одно из масштабных танковых боев, было выиграно благодаря неоценимой поддержке штурмовиков. Противотанковая бомба ПТАБ-2,5-1,5, впервые примененная в Курской битве, до этого не использовавшаяся из секретных соображений, прожигала броню «тигров» и «пантер» насквозь. Кумулятивный заряд, вес бомбы полтора или два с половиной килограмма, прикиньте сколько бомб забирал Ил 2, на борт за один вылет. Площади поражения были внушительными. Кроме танков, илы УНИЧТОЖАЛИ ВСЕ, ЧТО ДВИГАЕТСЯ, СТРЕЛЯЕТ И ПРОСТО ДЫШИТ НА СТОРОНЕ НЕМЦЕВ.

Бронеплита толщиной 12 мм, отделяющая кабину стрелка от кабины пилота.Частично бронированный фонарь кабины пилота. Подвижная часть фонаря сдвигалась назад на полозьях, сверху, в задней ее части, установлена накладная изогнутая бронеплита
Илы налетали, как кара небесная, и к концу войны наземные войска вермахта были ими просто измучены. Да и зенитчики иногда предпочитали помалкивать, чтобы не навлекать на себя первый удар, нацеленный как раз на зенитные средства.

Поврежденный Ил, мл. лейтенант В.Титович, 872-й штурмовой полк, за 135 успешных штурмовок удостоен звания Героя Советского Союза
АВИАКОНСТРУКТОРЫ немецких самолетов не создали такой тип штурмовики, (не знаю с чем это связано, так же как и с стратегиченской авиацией, наверное не было задач и понимания необходимости такого рода самолетов), более менее отдаленно напоминающий штурмовик, можно разве считать Фоке-Вульф 190. Так или иначе, ничего даже отдаленно напоминающего Ил-2 ни у противника, ни у союзников не было.

двухцветный камуфляж, стандартная заводская окраска, и однозначные или двузначные тактические номера
Как пример эффективности приведем слова английского генерала «Штурмовик ил 2 фото, один из наиболее важных хирургических инструментов, посредством которого Россия выпотрошила немецкую армию».
toparmy.ru



