Содержание

Глава десятая Самый быстроходный самолет САМ – 10 ММ-1

Первый прототип самолёта конструкции А.С. Москалёва САМ-10. Вид 3/4 сзади

Строительство коллективом ОКБ-31 последующих опытных самолетов показало, что его успех при создании самолета типа САМ-5 не был случайным. Очередной задачей ОКБ являлось создание легкого транспортно-пассажирского связного самолета САМ-10 с опытным рядным перевернутым мотором ММ-1 конструкции Бессонова. По своей мощности 220 л. с. и габаритам мотор ММ-1 был близок к французскому мотору фирмы Рено 6 pi. внедренному у нас в серийное производство под маркой МВ-6, но конструктивно ММ-1 был более совершенным.

Хотя мотор Бессонова оказался значительно лучше однотипного Рено и Джипси, Главк упорно настаивал на применении моторов МВ-6. но так как он еще не был готов в серии, мы добились разрешения поставить на первый самолет опытный мотор ММ-1, при этом испытывался также и мотор.

Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остекленную кабину на шесть человек (летчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) – с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колесами. При постройке самолета были учтены требования простоты управления, высокой маневренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолет предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолета.

Прототип САМ-10 бис на испытаниях НИИ ГВФ.

С убирающимися шасси самолет должен был показать особенно высокую скорость полета.

Летные испытания САМ-10 ММ-1 полностью подтвердили результаты расчетов, а наибольшая скорость полета оказалась даже выше ожидаемой. Так с шасси в обтекателях скорость у земли оказалась V тах= 336 км/ ч. а с убранными шасси – V max = 348 км/ч. Скоростные данные полностью удовлетворяли требованиям заказчика ГВФ. Более того, было решено, что преимущество в 12 км/ч скорости самолета с убранным шасси не оправдывает потери в простоте и надежности эксплуатации неубирающихся шасси, поэтому госиспытания проводились с шасси в обтекателях. тем более, что мотор был высотный и для H=2000; V

max=360 км/час.

Результаты госиспытаний СAM-10 ММ-1 показали, что самолет существенно превосходил по всем своим летно-техническим характеристикам самолеты равного класса.

Основные выводы государственной комиссии ГНИ И ГВФ настолько интересны, что трудно не привести их здесь. В соответствии с отчетом, испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года, при этом ведущим инженером ГНИИ ГВФ был С. /V Виноградов, а летчиком-испытателем – Б. К. Кондратьев.

Основные выводы госкомиссии

1. Самолет САМ-10 с мотором ММ-1.220 л. с. по своим ЛТХ, скорости, устойчивости, управляемости и маневренности может быть использован в гражданском Воздушном флоте и ведомственной авиации как почтово-пассажирский скоростной самолет, а при соответствующих переделках может быть использован по спецназначению.

Самолет может установить ряд международных рекордов.

2. САМ-10 по ЛТХ является исключительно удачной машиной данного типа. Ми один из современных известных машин с мотором одинаковой мощности не обладает столь высокими характеристиками.

3. Комиссия отмечает отличную, безотказную работу нового советского мотора ММ-1. (См.- Таблица 1, где помещены основные летно-технические характеристики лучших самолетов того времени).

Соответствовал качеству самолета САМ- 10 и мотор ММ-1 Бессонова. Он оказался отличным двигателем.

Возникает, естественно, вопрос – кому нужно было «протолкнуть» в серию, скажем прямо, плохие моторы Рено и забраковать прекрасный отечественный двигатель ММ-1?

Много лет спустя, просматривая отчет по летным испытаниям САМ-10 ММ-1 и сравнительную таблицу ЛТХ различных самолетов того времени, я проверил, насколько современная техника самолетостроения ушла вперед для такого класса самолетов, как САМ-10. Результаты сравнения отечественных самолетов приведены в таблице (См.- Таблица 2).

Из таблицы видно значительное преимущество САМ-10 в сравнении с самолетами, запущенными в серийное производство ведущими конструкторами.

У самолета САМ-10 бис. построенного как эталон САМ-10 для серийного производства с мотором МВ-6, заметно ухудшались ЛТХ. частично из-за отсутствия у нас специального винта Ратье, что еще раз указывает на низкое качество мотора фирмы Рено по сравнению с отечественным мотором ММ-1.

Например, Vmax самолета снизилась на 12 км/ч и стала 300 км/ч. Но даже французский мотор не мог испортить САМ-10. После установки МВ-6, самолет все же имел хорошие ЛТХ и был рекомендован как эталон для серийного производства. Анализ поляры САМ-10. полученной на продувках модели в ВГУ и ЦАГИ, показывает характерную для этого самолета особенность: сдвиг поляры кверху по оси Су

, так что потребная для Vmax= Су= 0,11 соответствует Сх min=0,01. Здесь мы впервые встретились с явлением полезной интерференции самолета на дозвуковых скоростях полета.

Наибольшее аэродинамическое качество оказалось равным 15,5. что так же говорит об удачной компоновке самолета.

Рекомендации ГНИИ ГВФ реализованы не были из-за снятия с производства моторов МВ-6 220 л. с. САМ-10 бис с МВ-6 прошел испытания в 1939 году.

Снова возникает вопрос, как случилось, что отличные отечественные моторы М-11 и ММ-1 старались заменить моторами Рено, недостатки которых были хорошо видны с самого начала знакомства с ними. Самолет САМ-10 с ММ-1 оказался настолько удачной машиной, что се описание не будет полным без некоторых дополнений.

Из отчета по совместным испытаниям САМ-10 с ММ-1,1 находящсгося у автора, можно также заметить, что они проходили быстро и без всяких происшествий. Оба летчика испытателя – А. Н. Гусаров (ОКБ- 31) и Б. Т. Кондратьев (НИИ ГВФ) летали на САМ-10 с увлечением и охотой. Самолет оказался легким в управлении, устойчивым и обладал для своего класса необычно высокими ЛТХ. Особенно велика, как сообщалось выше, оказалась наибольшая скорость полета. Попытка теоретически обосновать ее представителями НИИ ГВФ никак не удавалась. Они согласились на том. что увеличили базу мерного километра, тщательно ее измерили и многократно испытали САМ-10 для проверки V

max .

Вид 3/4 спереди москалёвского САМ-10.

Таблица 1

НаименованиеЧислоМощн.Вес пус. Вес гр.Пол. весVmaxVпосН пр.
1.САМ-106220646
700
1546336841000
2.Симун Кодрон4220800470128030090600
3.Моран Солнье240012504501700320
4.Персиваль328061027411742741000
5.Эксплорер 2330500297 1000
6.Говард32859757481623288951000

Таблица 2

НаименованиеМестNВесВесVVL км.Год
1.Як-1242401000145022090
760
1946
2.Ан-146-7300 x 2375020095 1958
3.Як-18т430012001600600901967
4.САМ-10622084615463368410001938

Лёгкий транспортный САМ-10 конструкции А.С. Москалёва на аэродроме воронежского авиазавода №18. На заднем плане хорошо видны туполевские АНТ-25 и ДБ-2, так и не запущенные в серийное производство

Но вот что интересно. Даже благожелательные историки развития отечественной авиации, недоумевая о причинах, по которым весьма интересная и нужная стране машина не была запущена в серийное производство, вынуждены были додумывать возможные недостатки. Например. В. Б. Шавров в своей «Истории отечественного самолетостроения» о САМ-10 писал: «Отмечались и недостатки: неудовлетворительная продольная и поперечная устойчивость». На самом же деле в Отчете по Госиспытаниям НИИ ГВФ указывались: «Самолет динамически устойчив в продольном отношении»: «Курсовая устойчивость хорошая»: «Боковая устойчивость типичная для подобных схем» и далее «…Горизонтальный полет. Поведение машины отличное. В продольном и курсовом отношении статически и динамически устойчива. В поперечном – управляется легко, без напряжений» и т. д.

САМ-10, его создатель А.С. Москалёв, лётчики В.Л. Глебов и А.Н. Гусаров

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

САМ-10 (самолет) — это… Что такое САМ-10 (самолет)?


САМ-10 (самолет)
Летно-технические характеристики
НазваниеСАМ-10
Размах крыла, м11,49
Длина, м8,16
Высота, м2,55
Площадь крыла, кв. м21,86
Масса, кг
пустого самолета866
максимальная взлетная1436
Нагрузка на крыло, кг/кв.м65.6
Двигатель1*ММ-1 конструкции Бессонова
Мощность, л.с.220
Максимальная скорость, км/ч
у земли348 (с шасси в обтекателях — 336)
на высоте (2000 м)360
Посадочная скорость, км/ч
Практическая дальность, км1000
Практический потолок, м7100
Запас топлива, кг150
Экипаж, чел.1
Полезная нагрузка5 пассажиров
Энерговооруженность, л.с./кг0,153

САМ-10 — лёгкий советский пассажирский и транспортный самолёт конструкции А. С. Москалева. Самолёт построен в июне 1938 г., государственные испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года.

Описание самолёта

На самолёт устанавливался один двигатель ММ-1 мощностью 220 л. с. конструкции А. А. Бессонова. Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остеклённую кабину на шесть человек (лётчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Конструкция — дерево и полотно. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) — с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колёсами. В результате было достигнуто исключительно низкое сопротивление. При постройке самолёта были учтены требования простоты управления, высокой манёвренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолёт предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолёта. Максимальная скорость у земли с шасси в обтекателях — 336 км/ч, с убранным шасси — 348 км/ч. На высоте 2000 м максимальная скорость — 360 км/ч. Предельное аэродинамическое качество конструкции — 15,5.

Для того чтобы пролететь 1000 км (полная дальность) с нагрузкой в одного пилота и пять пассажиров самолёту требовалось всего 150 кг топлива (менее 200 литров), то есть около 19 литров бензина с октановым числом 62 на 100 км — при средней скорости выше 300 км/ч. Этот показатель следует назвать феноменальным и сегодня.

Уникальность

Летно-технические характеристики
Название«Молния-1»
Взлетная масса, кг1740
Запас топлива, кг220
Масса полезной нагрузки, кг505
Мощность двигателя, л.с360
Крейсерская скорость, км/час300
Максимальная дальность с полной заправкой, км1200
Дальность с максимальной коммерческой нагрузкой, км500
Количество пассажировдо 5
Число членов экипажа1
Длина разбега, м350
Длина пробега, м350

В своём классе самолёт остается непревзойдённым и в настоящий момент: ни одна авиационная конструкция, как и вообще никакое транспортное средство не позволяют развить устойчивой скорости в 360 км/ч при мощности двигательной установки в 220 л.с. Расход топлива для провоза 1 пассажира на 100 км до сих пор остаются невероятно низкими для авиации — впрочем и большинство современных автомобилей тратят для этого также больше топлива (с поправкой на радикально более примитивное топливо и двигатели самолёта), нежели САМ-10, хотя скорости последнего им даже близко недоступны.

Достаточно сравнить его данные с данными относительно современного самолёта «Молния» (таблица слева), чтобы понять насколько выдающимися были в 30-х гг. и всё ещё остаются сегодня данные этой машины. «Молния» с полной нагрузкой тратит 44 кг топлива на 100 км, против 15 кг на 100 км у САМ-10 — и это при том, что топливо САМ-10 в 1,5 раза дешевле, а двигатель — значительно примитивнее. То же можно сказать и о сравнении САМ-10 с новейшими зарубежными самолётами, выполненными целиком из композитных материалов и оснащённых турбовинтовыми двигателями (см. ЛТХ А-500).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «САМ-10 (самолет)» в других словарях:

  • САМ-13 — Тип экспериментальный истребитель Разработчик ОКБ 31 Главный конструктор Москалев, Александр Сергеевич Первый полёт весна …   Википедия

  • Самолет Можайского А.Ф. — Самолет Можайского А.Ф. Самолёт Можайского Самолет был задуман еще в 1876 году. Можайский А.Ф. демострировал слушателям Морской академии свою летающую модель самолета с пружинным двигателем. Модель могла пролететь через весь лекционый зал, даже… …   Википедия

  • САМ-7 — Тип экспериментальный истребитель Производитель Воронежский авиазавод Главный конструктор Москалева А. С. Первый полёт 1935 (подлёты) Годы производства 1934 1935 Единиц произведено 1 САМ 7  советс …   Википедия

  • Как сбили американский самолет U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом — 1 мая 1960 года американский самолет разведчик Lockheed U 2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург). Это был далеко не первый полет …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Илья Муромец (самолет) — Илья Муромец серии E Тип бомбардировщик биплан Разработчик И. И. Сикорский Производитель Русско Балтийский вагонный завод Первый полёт 23 декабря 1913 года Начало эксплуатации 1913 Основные эксплуатанты Императорский военно воздушный флот Р …   Википедия

  • Ил-2 (самолет) — О компьютерной игре см. Ил 2 Штурмовик (компьютерная игра). Ил 2 ВВС СССР Ил 2M Тип штурмовик Производитель Авиационные заводы №1 и №18 Первый полёт 20 декабря …   Википедия

  • Самый большой самолет в мире — Ан 225 Назначение: грузовой  Первый полёт: 21 декабря 1988  …   Википедия

  • Сильвестри, Алан — Алан Сильвестри Alan Anthony Silvestri …   Википедия

  • Сильвестри — Сильвестри, Алан Алан Сильвестри Alan Anthony Silvestri Алан Сильвестри, 2004 Основная информация Полное& …   Википедия

  • ДЕТСТВО — период от рождения до 11 12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых, выполняющих роль родителей, и опыт этой …   Энциклопедия Кольера


dic.academic.ru

Легкий транспортно-пассажирский самолет сам-10. — О самолётах и авиастроении

Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.

Строительство коллективом ОКБ-31 последующих умелых самолетов продемонстрировало, что его успех при создании самолета типа САМ-5 не был случайным. Очередной задачей 0КБ являлось создание легкого транспортно-пассажирского связного самолета САМ-10 с умелым рядным перевернутым мотором ММ-1 конструкции Бессонова. По собственной мощности 220 л.с. и габаритам мотор ММ-1 был близок к французскому мотору компании Renault «Bengali-6», внедренному у нас в серийное производство под маркой МВ-6, но конструктивно ММ-1 был более идеальным.

Не смотря на то, что мотор Бессонова был существенно лучше однотипного Renault, главк настойчиво настаивал на применении моторов МВ-6. Но так как он еще не готовься в серии, мы добились разрешения поставить на первый самолет умелый мотор ММ-1, наряду с этим испытывался кроме этого и мотор.

Свободнонесущий моноплан с низким размещением крыла САМ-10 имел светлую, прекрасно остекленную кабину на шесть человек (летчик и пять пассажиров) с эргономичными креслами. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) — с относительной толщиной профиля в 12 процентов разрешало всецело убирать шасси с баллонными колесами. При постройке самолета были учтены требования простоты управления, высокой маневренности, большого комфорта и аэродинамического качества.

Самолет предназначался для долгой эксплуатации и исходя из этого имел большой запас прочности всех собственных элементов. Кроме этого были учтены требования отличной отделки самолета.

С убирающимися шасси самолет должен был продемонстрировать особенно высокую скорость полета.

Летные опробования САМ-10 ММ-1 всецело подтвердили результаты расчетов, а громаднейшая скорость полета была кроме того выше ожидаемой. Так с шасси в обтекателях скорость у почвы была V max = 336 км/ч, а с убранными шасси — V max = 348 км/ч. Скоростные эти всецело удовлетворяли требованиям клиента ГВФ.

Более того, было решено, что преимущество в 12 км/ч скорости самолета с убранным шасси не оправдывает утраты в надёжности и простоте эксплуатации неубирающихся шасси, исходя из этого госиспытания проводились с шасси в обтекателях, тем более что мотор был высотный и для Н=2000: V max = 360 км/час.

Результаты госиспытаний САМ-10 ММ-1 продемонстрировали, что самолет значительно превосходил по всем своим летно-техническим чертям самолеты равного класса.

Главные выводы национальной рабочей группе ГНИИ ГВФ так увлекательны, что тяжело не привести их тут. В соответствии с отчетом, опробования длились с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года, наряду с этим ведущим инженером ГНИИ ГВФ был С.А.Виноградов, а летчиком-испытателем Б.К.Кондратьев.

Главные выводы государственной комиссии :

1. Самолет САМ-10 с мотором ММ-1, 220 л.с. по своим ЛТХ, скорости, устойчивости, манёвренности и управляемости возможно использован в Гражданском ведомственной авиации и Воздушном Флоте как почтово-пассажирский скоростной самолет, а при соответствующих переделках возможно использован по спецназначению. Самолет может установить последовательность интернациональных рекордов.
2. САМ-10 по ЛТХ есть только успешной машиной данного типа. Ни один из современных известных автомобилей с мотором однообразной мощности не владеет столь высокими чертями.
3. Рабочая группа отмечает хорошую, безотказную работу нового советского мотора ММ-1.

ЛТХ:

Модификация: САМ-10
Размах крыла, м: 11,49
Протяженность самолета, м: 8,16
Площадь крыла,м2: 21,86
Масса, кг
-безлюдного самолета: 866
-большая взлетная: 1436
Тип двигателя: 1 х ПД ММ-1
-мощность, л.с.: 1 х 220
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 311
-на высоте: 336
Практическая дальность, км: 1000
Практический потолок, м: 7100
Экипаж, чел: 1
Нужная нагрузка: до 4 пассажиров.

Самолет САМ-10.

Самолет САМ-10.

САМ-10. Вид спереди.

САМ-10бис на опробованиях в НИИ ГВФ.

Проекции САМ-10. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.С.Москалев. Голубая спираль.
Крылья Отчизны. Ивнамин Султанов. Конкурс канул в небытие.

Легкий многоцелевой самолет З-10 Стриж

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Легкий транспортный и связной самолет як-10.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В первой половине 40-ых годов XX века коллектив ОКБ А.С.Яковлева в один момент с…

  • Легкий транспортный самолет сам-14.

    Разработчик: Москалев Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Добившись приобретения по лицензии моторов «Renault» и запустив их в серийное производство под…

  • Экспериментальный лёгкий самолёт бич-11.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в первой половине…

  • Лёгкий самолёт бок-3 (цкб № 9).

    Разработчик: БОК Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Упоминания об этом самолете не отыскать ни в одном издании по авиации. В полной мере вероятно…

  • Лёгкий самолёт бич-3.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1926 г. За планерами БИЧ-1 и БИЧ-2 Б.И.Черановский во второй половине 20-ых годов XX века выстроил…

  • Легкий самолет воп-1.

    Разработчик: Писаренко Страна: СССР Первый полет: 1923 г. До 1923 года Виктор Осипович Писаренко был известен в авиационных кругах, как один из лучших…

stroimsamolet.ru

Цитата из В.Б. Шаврова. Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения

Цитата из В.Б. Шаврова

САМ-10 и САМ-10 бис – развитие самолета САМ-5 2 бис, но в низкопланном варианте с крылом и оперением тех же размеров, но пересчитанными на новую массу. Двигатель ММ-1 в 220 л. с. – опытный образец конструкции А. А. Бессонова, шестицилиндровый перевернутого типа. Самолет был выпущен в июне 1938 г. Конструкция – деревянная. Фюзеляж – форменный, безрасчалочный, с фанерной обшивкой бортов кабины, верхней и нижней сторон фюзеляжа и с полотняной обтяжкой бортов за кабиной. Фонарь – из целлулоида на металлическом каркасе, в средней своей части открывающийся в стороны. Крыло – двухлонжеронное с расчалками и полотном, над баками обшивка – фанерная, под баками – съемные фанерные панели. Шасси было сделано убираемым в полете, но за недостатком времени его не удалось довести и отладить. Его установили фиксированным и закрыли о6текателями-«штанами». Амортизация – масляно-воздушная, колеса – полубаллонные (470X200 мм). При испытаниях в СНИИ ГВФ (5 июля – 9 августа 1938 г.) самолет показал выдающиеся качества: скорость – до 336 км/ч и потолок – свыше 7000 м.

В отчете было сказано, что ни одна из известных машин тех лет с двигателем подобной мощности не обладала столь высокими показателями, а максимальная скорость превосходила самые оптимистические предположения. Отмечались и недостатки: неудовлетворительная продольная и поперечная устойчивость, а также теснота пассажирской кабины. Предполагалось использовать самолет в системе ГВФ как пассажирский, транспортный и связной. Установленный на самолете двигатель ММ-1 был всего в двух экземплярах и для серийной постройки пришлось сменить его на МВ-6 в 220 л. с. (копия французского «Рено-Бенгали», который тогда осваивался по лицензии). Двигатель был сменен и самолет под названием САМ-10 бис прошел испытания. Летные качества оказались значительно ниже, но все-таки были достаточно высокими, чтобы самолет остался пригодным к серийной постройке как находящийся на уровне современных ему машин подобного класса и как удовлетворяющий требованиям ГВФ. И все же самолете серии не строился, так как двигатель МВ- 6 оказался непригодным для работы в зимних условиях и в 1939 г. был снят с производства. САМ-10 использовался как пассажирский и связной. У Москалева был еще нереализованный проект санитарного САМ-10 бис на трехколесном шасси с поворотом всей хвостовой части фюзеляжа на петлях за санитарной кабиной, подача носилок туда была очень удобной. []

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

10 — это… Что такое САМ-10?

САМ-10
Типпассажирский самолёт
РазработчикОКБ-31
Главный конструкторМоскалев А. С.
Первый полётиюль 1938
Конец эксплуатации1938
Статусне сохранился
Основные эксплуатантыЦАГИ
Годы производства1938
Единиц произведено1
Базовая модельСАМ-5

САМ-10 — лёгкий советский пассажирский и транспортный самолёт конструкции А. С. Москалева. Самолёт построен в июне 1938 г., государственные испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года.

Описание самолёта

На самолёт устанавливался один двигатель ММ-1 мощностью 220 л. с. конструкции А. А. Бессонова. Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остеклённую кабину на шесть человек (лётчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Конструкция — дерево и полотно. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) — с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колёсами. В результате было достигнуто исключительно низкое сопротивление. При постройке самолёта были учтены требования простоты управления, высокой манёвренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолёт предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолёта. Максимальная скорость у земли с шасси в обтекателях — 336 км/ч, с убранным шасси — 348 км/ч. На высоте 2000 м максимальная скорость — 360 км/ч. Предельное аэродинамическое качество конструкции — 15,5.

Для того чтобы пролететь 1000 км (полная дальность) с нагрузкой в одного пилота и пять пассажиров самолёту требовалось всего 150 кг топлива (менее 200 литров), то есть около 19 литров бензина на 100 км — при средней скорости выше 300 км/ч. Этот показатель следует назвать феноменальным и сегодня.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Ссылки

dic.academic.ru

САМ-10 — Википедия

САМ-10
Тип пассажирский самолёт
Разработчик ОКБ-31
Главный конструктор Москалев А. С.
Первый полёт июль 1938
Конец эксплуатации 1938
Статус не сохранился
Основные эксплуатанты ЦАГИ
Годы производства 1938
Единиц произведено 1
Базовая модель САМ-5
К:ВП: Статьи без изображений (тип: )К:ВП: Статьи без изображений (указано в Викиданных)

САМ-10 — лёгкий советский пассажирский и транспортный самолёт конструкции А. С. Москалева. Самолёт построен в июне 1938 г., государственные испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года.

Описание самолёта[править]

На самолёт устанавливался один двигатель ММ-1 мощностью 220 л. с. конструкции А. А. Бессонова. Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остеклённую кабину на шесть человек (лётчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Конструкция — дерево и полотно. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) — с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колёсами. В результате было достигнуто исключительно низкое сопротивление. При постройке самолёта были учтены требования простоты управления, высокой манёвренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолёт предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолёта. Максимальная скорость у земли с шасси в обтекателях — 336 км/ч, с убранным шасси — 348 км/ч. На высоте 2000 м максимальная скорость — 360 км/ч. Предельное аэродинамическое качество конструкции — 15,5.

Для того чтобы пролететь 1000 км (полная дальность) с нагрузкой в одного пилота и пять пассажиров самолёту требовалось всего 150 кг топлива (менее 200 литров), то есть около 19 литров бензина на 100 км — при средней скорости выше 300 км/ч. Этот показатель следует назвать феноменальным и сегодня.

Лётно-технические характеристики[править]

Технические характеристики[править]

Лётные характеристики[править]

www.wiki-wiki.ru

САМ-10 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

САМ-10
Тип пассажирский самолёт
Разработчик ОКБ-31
Главный конструктор Москалев А. С.
Первый полёт июль 1938
Конец эксплуатации 1938
Статус не сохранился
Основные эксплуатанты ЦАГИ
Годы производства 1938
Единиц произведено 1
Базовая модель САМ-5
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

САМ-10 — лёгкий советский пассажирский и транспортный самолёт конструкции А. С. Москалева. Самолёт построен в июне 1938 г., государственные испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года.

Описание самолёта

На самолёт устанавливался один двигатель ММ-1 мощностью 220 л. с. конструкции А. А. Бессонова. Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остеклённую кабину на шесть человек (лётчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Конструкция — дерево и полотно. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) — с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колёсами. В результате было достигнуто исключительно низкое сопротивление. При постройке самолёта были учтены требования простоты управления, высокой манёвренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолёт предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолёта. Максимальная скорость у земли с шасси в обтекателях — 336 км/ч, с убранным шасси — 348 км/ч. На высоте 2000 м максимальная скорость — 360 км/ч. Предельное аэродинамическое качество конструкции — 15,5.

Для того чтобы пролететь 1000 км (полная дальность) с нагрузкой в одного пилота и пять пассажиров самолёту требовалось всего 150 кг топлива (менее 200 литров), то есть около 19 литров бензина на 100 км — при средней скорости выше 300 км/ч. Этот показатель следует назвать феноменальным и сегодня.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Напишите отзыв о статье «САМ-10»

Ссылки

  • [militera.lib.ru/memo/russian/moskalev_as/index.html Москалев Александр Сергеевич «Голубая спираль»]
  • [www.airwar.ru/enc/cw1/sam10.html САМ-10, «Уголок неба»]

Отрывок, характеризующий САМ-10

Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
«Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
Государь обратился и к офицерам:
– Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом , как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *