Рысачок | Авиация России

В Самаре на РКЦ «Прогресс» планируется возобновить работы над созданием лёгкого турбовинтового самолёта «Рысачок». Об этом сообщает информационный портал ВолгаНьюс.рф со ссылкой на временно исполняющего обязанности гендиректора предприятия Дмитрия Баранова. «Создание лёгкого самолёта «Рысачок» — высокотехнологичный проект. Подобные диверсификационные работы, по-моему, уместно размещать на крупных промышленных предприятиях. Несколько лет назад […]

Подробнее

Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал Постановление от 1 июля 2016 года №623 (.pdf) об утверждении Правил предоставления субсидий компаниям — производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий на компенсацию части затрат на сертификацию таких воздушных судов и на компенсацию части затрат на реализацию проектов по подготовке и […]

Подробнее

На сайте правительства РФ опубликовано постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, которое устанавливает правила предоставления федеральных субсидий на поддержку производства воздушных судов малой авиации. «Постановление от 22 июня 2016 года №570. В рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Государственная поддержка производителей самолётов региональной авиации малой вместимости будет способствовать […]

Подробнее

Авиастроительная компания «Дукс» реанимирует проект строительства самолёта «Рысачок» и намерена создать малый грузовой самолёт с рампой, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор авиастроительной компании «Дукс» Юрий Клишин. Проект строительства двухмоторного пассажирского самолёта «Рысачок» был заморожен несколько лет назад из-за отсутствия финансирования. «В ближайшее время планируется реанимировать двухдвигательный 19-местный «Рысачок» […]

Подробнее

aviation21.ru

Рысачок проиграл. Какие самолёты будут летать на местных авиалиниях России? | Общественный транспорт | Общество

Малая авиация для России — жизненно важный вид транспорта. Не в каждой стране мира есть регионы, куда можно добраться почти исключительно воздушным транспортом, и небольшие самолёты подходят для этого лучше всего: вертолёты, хоть и не требуют ВПП, менее рентабельны. В СССР развитию этого вида транспорта уделялось громадное внимание: во многих конструкторских бюро разрабатывались лёгкие самолёты, а рейсы на местных авиалиниях субсидировались государством, что позволяло жителям труднодоступных регионов пользоваться воздушным транспортом. С развалом Советского Союза закончилась государственная поддержка, а вместе с ней и развитие авиации общего назначения. Полёты продолжались на советских самолётах, ресурс которых подходит к концу, и вопрос обновления парка на местных авиалиниях стал подниматься на самом высоком уровне

.

«Рысачок» и рыночная экономика

Первоначально предполагалось, что новым массовым самолётом для местных авиалиний должен стать самолёт «Рысачок», который разрабатывался на «ЦКБ-Прогресс» в Самаре. Однако в конечном счёте на закрытом совещании в Министерстве промышленности было принято решение не в его пользу. Победителем конкурса стал австрийско-российский проект Diamond Aircraft. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе: действительно, довольно странным является выбор в пользу иностранного проекта, если существует российский самолёт, который уже летает.

«Рысачок». Фото: РКЦ «Прогресс»

«Не стоит искать в данном решении политический подтекст, — считает Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт», — у конкурса были чёткие требования, и самолёт «Рысачок» не подошел под них». По мнению эксперта, в первую очередь это было связано с тем, что австрийско-российский проект имеет более совершенную конструкцию планера с широким применением композиционных материалов, а значит, он более лёгок и рентабелен. К тому же, говорить о том, что рысачок — полностью российская разработка, нельзя. На нём установлены иностранные двигатели, авионика также заграничная.

«В сущности, выбор был сделан в пользу проекта самолёта, который более всего соответствует реалиям рыночной экономики, который сможет продаваться за рубеж и вернуть в казну если не все 7 миллиардов, то хотя бы часть из них. В отношении «Рысачка» этого ожидать было бессмысленно», — считает Пантелеев. Однако хоронить проект «Рысачок» не стоит. Представители предприятия в данный момент ведут переговоры с российскими ведомствами и министерством обороны, которые могут быть заинтересованы в этой машине.

«Рысачок». Фото: РКЦ «Прогресс»

Научно-исследовательские работы по проекту Diamond Aircraft планируется завершить в 2014 году, а 2015 — опытно-конструкторские. Серийное производство самолёта должно начаться в 2017 году. При этом предполагается, что все двигатели, которые будут устанавливаться на самолётах Diamond, будут производиться на территории России.

Россия не впервые обращается к иностранному опыту в создании пассажирских самолётов. Так, первым массовым пассажирским самолётом в СССР был Ли-2, который являлся копией американского DC-3, и только после войны советская авиационная промышленность достигла уровня, который позволил производить свои собственные самолёты Ил-12, Ил-14 и Ил-18 и Ан-2.

Реанимация кукурузника

Ещё одной больной темой, связанной с авиацией общего назначения, является ремоторизация Ан-2. Эта машина — один из самых массовых самолётов за всю историю авиации. Созданный в конструкторском бюро им. Антонова в украинской ССР в 1947 году, он используется до сих пор, и более того — продолжает производиться в Китае, являясь единственным самолётом в мире, который выпускается более 60 лет. Всего было построено более 18 тысяч Ан-2, которые использовались в 26 странах мира. Продолжают эти машины летать и в России.

Причина такой популярности самолёта заключается в удачно сконструированном планере, который является долговечным и надёжным: многие самолёты продолжают летать уже более 40 лет, а налёт некоторых машин достигает 20 тысяч часов. Кроме того, создать такой самолёт сегодня будет невозможно из-за более жёстких современных норм прочности.

Ремоторизация Ан-2. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

В то же время, машина, созданная в первой половине XX века, к веку XXI не могла не устареть. В первую очередь это касается двигателей, которые имеют меньший ресурс, чем сам самолёт. К тому же, современные турбовинтовые двигатели более экономичны, чем поршневые. По различным подсчётам, сегодня в России летает 1580 Ан-2, и для того, чтобы заменить их новыми самолётами, потребуется не менее 10 лет. В то же время, замена двигателя на Ан-2 делает его более конкурентоспособным, стоит дешевле, чем новый самолёт, и отнимает не более месяца.

Идеи о ремоторизации и обновления авионики машины витали в воздухе несколько лет, но только к 2012 году начались конкретные шаги в этом направлении. В России ремоторизацией занимается научно-исследовательский институт авиации им. Чаплыгина (Новосибирск) совместно с американской компанией Honeywell, двигателями которой и будет оснащаться самолёт. «Фирма «КБ Антонов»», в свою очередь, также разработала свой проект ремоторизированного Ан-2 с двигателем МС-14, который разрабатывается на запорожском заводе МОТОР-СИЧ.

Вскоре возникли трудности, связанные с тем, что предприятие-разработчик самолёта, ГП «Антонов» прекратило сотрудничество с российской стороной по программе ремоторизации, заявив свои исключительные права на такие работы. В то же время, по словам представителей новосибирского завода, до сих пор украинское предприятие не предоставило никаких документов, которые подтверждали бы эти права. Российская сторона считает, что в СССР по документам разработчиком самолёта являлось министерство авиационной промышленности, и его российский правопреемник имеет юридическое право решать, кто будет заниматься ремоторизацией самолёта.

Украинская ремоторизация Ан-2. Фото: Фото автора / Яблочкин Кирилл

Однако трудности, связанные с прекращением сотрудничества с «Антоновым», не находятся только в юридической плоскости. Так, в одном из интервью 2013 года президент-генеральный конструктор ГП «Антонов» говорил: «Сибиряки к нам приехали, я с ними встретился, объяснил, что по правилам нужно провести. Ведь просто взять и заменить двигатель не получится. Надо ещё будет провести цикл испытаний, так как есть некоторые вопросы, например центровки, устойчивости, управляемости, — все их надо решать. Они выслушали, ушли — и молчок. Видимо, не понимают, как это всё сделать. А ведь хотят быть разработчиками (смеётся). Да, в общем-то, пожалуйста, делайте, у нас нет особых амбиций… Хотя, с другой стороны, «Ан-2″ — первый самолёт Олега Константиновича Антонова. И я, как его ученик, не должен позволить, чтобы его первенца «Ан-2″ обозвали каким-то другим именем».

Впрочем, по последним сведениям, новосибирскому предприятию удалось решить все технические трудности, и оно готово приступить к замене двигателей «кукурузников». На встрече с 

Владимиром Путиным в начале августа этого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в 2014 году в Новосибирске будет выпущено 20 ремоторизированных «кукурузников», а в 2015-м — 60.

Ремоторизация Ан-2 в СибНИА. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Чешско-российский завод

Стоит отметить, что у России существуют и другие варианты оснащения местных авиалиний самолётами. Им является, например, самолёт Lel — L-410, который производится в Чехии с 1969 года. Предприятие, на котором строятся эти машины, было выкуплено Уральско-Металлургической компанией (УГМК), в 2013 году. Первые четыре самолёта были поставлены в Минобороны РФ в феврале–апреле 2011 года, а в 2012 году был заключён контракт на поставку ещё 4 машин. При этом соглашение содержит опцион на покупку ещё 4 самолётов. Помимо этого, в г. Арсеньев Приморского края планируется организация агрегатной сборки канадских самолетов DHC-6. В данный момент этот вопрос обсуждается с 

губернатором Приморья Владимиром Миклушевским.

Чешско-российский самолёт L-410. Фото: Commons.wikimedia.org / Original uploader was Mottld at en.wikipedia

Количество самолётов, необходимых для местных авиалиний, определить довольно трудно. Нужно понимать, что самолёты для местных авиалиний сильно отличаются от авиалайнеров, и спрос на них напрямую зависит от экономической ситуации в стране. По разным оценкам, потребность отрасли в таких машинах составляет от 200 до 1500 самолётов до 2025 года. Согласно программе Diamond Aircraft, к 2019 году на территории России планируется выпускать до 60 самолётов в год, сертифицированных по типу EASA, Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).

 

aif.ru

«Рысачки» прилетят на смену «Кукурузникам»

Министерство транспорта РФ решило обновить парки воздушных судов региональных авиакомпаний. В качестве замены советским «Кукурузникам» (Ан-2), предлагаются «Рысачки», серийным производством которых займется самарский завод «ЦСКБ-Прогресс».

Подведомственная Минтрансу Росавиация разослала в каждое свое территориальное управление запрос, в котором требует предоставить информацию о потребностях авиакомпаний в самолетах «Рысачок», сообщает marker.ru.

Кроме того, подразделения Минтранса должны подготовить и собственную оценку стоимости «Рысачка», по которой небольшие авиакомпании  смогут закупать самолет и которая «обеспечит им экономически эффективную эксплуатацию». Сейчас стоимость нового самолета составляет около $950 тыс.

Как отмечает «Маркер», региональные авиакомпании скорее всего не смогут позволить себе покупку таких самолетов без финансовой поддержки государства. В какие именно сроки Минтранс намерен произвести обновление авиапарка региональных перевозчиков, пока неизвестно.

Есть вопросы и к технической стороне эксплуатации нового самолета. По словам бывшего замминистра гражданской авиации Олега Смирнова, Ан-2 показывает свою эффективность на протяжении полувека, летая в тех районах страны, где больше нет никаких других видов транспорта и где даже нет аэродромов.

Самолет прекрасно садится на грунт, причем дает возможность выбирать подходящую площадку с воздуха, в то время как «Рысачок» пока себя нигде не показал и на таких перевозках еще не эксплуатировался.

Напомним, в ближайшее время начнутся летные сертификационные испытания «Рысачка», которые планируется завершить в 2012 г.

На состоявшемся в подмосковном Жуковске авиасалоне «МАКС» глава правительства Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с проблемами самарского «ЦСКБ-Прогресс», возникшими при налаживании выпуска легкого самолета «Рысачок».

Самолет «Рысачок» — двухмоторный низкоплан. Предназначен в первую очередь для обучения пилотов, приходя на смену знаменитому Ан-2. Может перевозить девять пассажиров или 1,5 тыс. кг груза. Дальность полета до 2,5 тыс. км. Крейсерская скорость  в диапазоне 250-400 км/час. Может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах длиной 500 м.

 

volga.news

Авиазавод «Дукс» восстановит производство самолёта «Рысачок»

Авиастроительная компания «Дукс» реанимирует проект строительства самолёта «Рысачок» и намерена создать малый грузовой самолёт с рампой, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор авиастроительной компании «Дукс» Юрий Клишин.

Проект строительства двухмоторного пассажирского самолёта «Рысачок» был заморожен несколько лет назад из-за отсутствия финансирования.

«В ближайшее время планируется реанимировать двухдвигательный 19-местный «Рысачок» дальностью полёта 2200-2400 километров и скоростью под 400 километров в час. Разработана конструкторская документация на двухдвигательный самолёт с рампой, который сможет перевозить не только людей, но и грузы», — сказал Клишин.

Он также сообщил, что в 2015 году во взаимодействии с фирмой «Техноавиа» был сертифицирован по международным стандартам одномоторный самолёт СМ-92 «Турбофинист» дальностью полёта 2 тысячи километров, скоростью 320 километров в час и пассажировместимостью 9-10 человек.

Кроме того, Юрий Клишин сообщил, что новейший трехтонный экраноплан «Буревестник-24М» будет спущен на воду в июне.

«Скоро будет спущен на воду трехтонник «Буревестник-24М» улучшенной конструкции из композитных материалов, с новой системой управления и жизнеобеспечения», — сказал Клишин.

Он отметил, что эта работа проводится во взаимодействии с фирмой «Небо+Море» (главный конструктор Владимир Буковский).

Отвечая на вопрос о том, в каких целях будет использоваться этот экраноплан, военных или гражданских, Клишин сказал, что «пока в гражданских», а «дальше будет видно».

Источник: РИА Новости (http://ria.ru/society/20160602/1441976526.html)
На фото — самолёт Рысачок / (с) Юрий Степанов, RussianPlanes.net

Загрузка…

aviation21.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *