Содержание

Как создавался и использовался самолет «Руслан» — Российская газета

Самолет Ан-124 «Руслан» по сей день остается гордостью отечественного авиастроения. Его уникальные характеристики позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам: перевозить моногрузы весом 150 тонн и длиной до 36 метров. Выпущенные в советских 80-х «Русланы» до сих пор покоряют небо: летную годность им продлевают на ульяновском авиазаводе. Однако авиаперевозчики все чаще заявляют о том, что возобновление выпуска воздушных гигантов не просто назрело, а перезрело: после 2025 года самолеты начнут массово списываться.

Рождение «Руслана»

«Руслан» создавали как достойный ответ Западу. После появления в СССР Ан-22, американцы начали борьбу за первенство и приступили к разработке Lockheed С-5А Galaxy, который превосходил «Антей». Стать первыми было стратегически важно, а потому ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1966 году своим постановлением поставили задачу «повысить грузоподъемность отечественных ВТС до 100-120 тонн».

На Киевском механическом заводе, как тогда называлось ОКБ Антонова, начались проектные работы. Проект четырехдвигательного Ан-124 был впервые представлен в начале 1970-х. В 1973 году построили полноразмерный макет будущего «Руслана». Над тем, чтобы сделать эту машину лучше, чем разработка американцев, работали главные авиационные институты и предприятия. Именно поэтому самолет стал уникальным по многим параметрам, вобрал в себя максимальное количество «ноу-хау». Они касались, в том числе, конструкции крыла, крупногабаритных силовых деталей в хвостовом оперении и фюзеляже.

«Руслан» — первый советский самолет, оснащенный бортовой автоматизированной системой, которая проверяет параметры работы всех агрегатов, а также следит за тем, выполнял ли экипаж «Руководство полетной эксплуатации». Автоматика определяет максимально допустимый взлетный вес, в зависимости от аэродрома, защищает самолет от выхода на закритические режимы. Благодаря применению композиционных материалов «Руслан» стал весить на шесть тонн меньше. В результате получилась машина, на четверть превосходящая по многим параметрам пресловутый С-5А Galaxy.

При сборке Ан-124 впервые в СССР использовали лазерную технику. Комплектующие для «Руслана» изготовили на заводах, расположенных друг от друга на расстоянии в несколько тысяч километров. Двигатели привезли из Запорожья, шасси — из Куйбышева, пилотажно-навигационный комплекс — из Ленинграда, консоли крыла, центроплан и другие крупногабаритные детали — из Ташкента, причем, доставляли их на спине Ан-22.

Первый полет «Руслан» с заводским номером «01-01» совершил 24 декабря 1982 года, поднявшись с аэродрома Святошино под Киевом. Последний самолет выпустили в 2004 году. Изначально Ан-124 производили Киеве, однако в начале 1980-х к сборке подключили новый авиационно-промышленный комплекс, построенный в Ульяновске.

Особенности успеха

«Самым успешным проектом мировой транспортной авиации» «Руслан» стал благодаря своим техническим характеристикам. Он даже выглядит иначе, чем другие тяжелые самолеты. «Руслан», как и Ил-76, С-141 — высокоплан (крыло проходит через верхнюю половину фюзеляжа) с четырьмя двигателями на пилонах под крылом. Но в других воздушных судах использовалось Т-образное горизонтальное оперение на киле. А на Ан-124 оно было перенесено на фюзеляж, с сохранением всех параметров управляемости и устойчивости.

Главная особенность самолета, определившая его успех, это два грузолюка: традиционный, хвостовой, и носовой (откидывающаяся вверх носовая часть). Они позволяют организовать сквозной проезд техники. Это дает возможность значительно уменьшить время погрузки-выгрузки. Специальное шасси, умеющее «приседать», уменьшает угол въезда на носовую рампу и дает меньшую нагрузку на покрытие аэродрома. Есть данные, что создатель самолета С-5А, американский конструктор Роберт Ормсби признал, что ему не удалось довести подобную систему до эксплуатационного уровня.

По сочетанию характеристик Ан-124 позже уступил только другому детищу Антонова — Ан-255 «Мрии». Ее потенциальная грузоподъемность составила 225 тонн (против максимальных 150 тонн у «Руслана»), а длина грузового отсека — 43 метра (36,5 метра у Ан-124). Однако «Мрию» создали как самолет специального назначения и выпустили в единственном опытном экземпляре. Два же авиазавода — ульяновский и киевский — собрали, в общей сложности, 56 Ан-124.

Не лыком шит

Первый рекорд Ан-124 установил 26 июля 1985 года, через две недели после дебюта на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, где самолетом впечатлились, назвали «суперзвездой», «русским чудом», но с ноткой скептицизма. Чтобы доказать, что «чудо» не лыком шито, экипаж Владимира Терского установил за один полет 21 рекорд. В том числе, по грузоподъемности: «Руслан» поднял груз весом более 171 тонну на высоту 10750 метров.

В мае 1987 года Ан-124 совершил рекордный беспосадочный перелет вдоль границ СССР на расстояние свыше 20 тысяч километров. В конце 1990 года самолет облетел вокруг Земли, прошел над обоими полюсами и преодолел 47,1 тысячи километров с тремя промежуточными посадками.

Кстати, название «Руслан» у самолета Ан-124 появилось во время наземных отработок. Рассказывают, что у разработчиков было как минимум шесть вариантов названий, причем все оказались связаны с греческой мифологией. Однако в идеале хотелось найти что-то, связанное с былинными богатырями, славянскими героями. Среди рассматриваемых на полном серьезе имен было даже «Тарас Бульба». Но в итоге остановились все же на более кратком «Руслане».

«Особые» рейсы

Самолет, изначально предназначенный для военных миссий, давно выполняет гражданские рейсы: перевозит по миру уникальные и негабаритные сверхтяжелые грузы. Ульяновская авиакомпания «Волга-Днепр», которая имеет сегодня самый большой из коммерческих компаний парк «Русланов» — 10 машин, имеет целый список «особых» рейсов.

Так, например, весной 1993 года два «Руслана», по заказу организаторов авторалли «Лондон-Сидней», перевезли 107 легковых автомобилей 40 различных типов — сначала из Анкары в Дели, а затем из Бомбея в Перт (Австралия). Впервые в мировой практике воздушных грузовых перевозок была использована двухъярусная оснастка, спроектированная в службе технического директора «Волга-Днепр».

В 1996 году в Колумбии «Русланы», в рамках контракта с British Petroleum, выполнили первые в мире массовые воздушные перевозки крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. За два месяца они сделали 53 рейса и доставили 3750 тонн нефтедобывающего оборудования.

В число необычных пассажиров Ан-124 вошли 68 животных, перелетевших из Праги в Индонезию в 1997 году (среди них уникальные виды крокодилов, карликовый гиппопотам, зебры и четыре жирафа). В 2002 году чартерным рейсом из Японии в Тайвань доставили 11 дельфинов, которых поместили в специальные боксы.

Услугами «Русланов» пользовались и мировые звезды. В 1993 году Майкл Джексон, в рамках мирового турне, перевез в Москву 310 тонн своих грузов на трех Ан-124-100. Спустя четыре года одним рейсом из Лондона в Тунис было доставлено 100 тонн кинооборудования, включая макет космического корабля, для съемок первого эпизода «Звездных войн». А в 2003 году на «Руслане» из Гамбурга в Москву доставили сценическое оборудование Пола Маккартни. Груз общим весом 105 тонн, включающий восемь больших экранов, перевезли в специальных 40-футовых контейнерах.

В ожидании возвращения

На ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» модернизируют принадлежащие коммерческим авиакомпаниям, а также Минобороны РФ, «Русланы». Из Ан-124 делают Ан-124-100 — версию с увеличенной на 30 тонн грузоподъемностью. Ресурс конструкции модернизированного «Руслана» установили в 50 тысяч летных часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет.

О том, что строительство воздушных гигантов нужно возобновить, говорят, как минимум, последние десять лет. Авиаперевозчики утверждают: спрос на услуги «Русланов» стабильный. Перевозки для всех космических запусков расписаны на два-три года вперед между тремя операторами, эксплуатирующими Ан-124. Доля заработанных денег на перевозке уникальных негабаритных и сверхтяжелых грузов в структуре всех заказов составляет 15-17 процентов. Это та работа, которую никто, кроме Ан-124, выполнить не может — грузы не могут быть доставлены ни одним другим самолетом. Ее стоимость — около миллиарда долларов.

Но объем зарабатываемых «Русланом» денег с каждым годом уменьшается. Серийного производства нет, в эксплуатации самолет становится дороже. Эксперты прогнозируют, что до 2030 года коммерческим эксплуатантам потребуется как минимум 55 новых воздушных судов, подобных «Руслану». В противном случае, после выработки ресурса в 50 тысяч летных часов (а это — 2025 год), самолеты начнут массово списываться. В 2030 году останется всего 15 из 25 существующих «Русланов».

Но если до возобновления строительства Ан-124 все же дойдет, то это будет уже совершенно другой самолет. Его должны глобально модернизировать, оцифровать. Необходимо, чтобы воздушное судно соответствовало перспективным требованиям ИКАО до 2035-40 года. Самолет должен иметь цифровую кабину, которая позволит «наращивать» функции более жесткого самолетовождения, а его экономическую эффективность нужно повысить, как минимум, на 30 процентов.

Какова дальнейшая судьба самолета пока сказать сложно. Во время своего визита на ульяновский авиазавод, в конце декабря прошлого года, министр торговли и транспорта РФ Денис Мантуров заявил о том, что производство модернизированных «Русланов» может начаться с 2018 года. В нынешнем году федеральное ведомство должно определиться относительно условий развития проекта и отработать его логистику. Сделать это будет достаточно сложно: в советские времена в проекте участвовало около 500 предприятий-смежников. 

rg.ru

Ан-124-100 Руслан | АвиаПорт.Ru

  • Дата изменения данных: 03.09.2013
Транспортный самолет Ан-124 «Руслан»

Самолеты Ан-124 — это семейство уникальных транспортных самолетов, которые по дальности полета, максимальной грузоподъемности и габаритом грузовой кабины не имеют аналогов в мире.
Самолеты семейства Ан-124, интенсивно выполняя перевозки тяжелых и уникальных грузов по всему миру, изменили философию проектирования различных промышленных установок, электростанций, производственных модулей, буровых вышек, авиационной техники и других видов транспорта.

МОДИФИКАЦИИ.

  • Ан-124 — тяжелый дальний военно-транспортный самолет, предназначен для перевозки тяжелой военной техники, различных военных грузов и сопровождающих их расчетов.
  • Ан-124-100 — тяжелый дальний коммерческий транспортный самолет, сертифицирован как гражданское воздушное судно, предназначен для перевозки уникальных крупногабаритных и нестандартных грузов, а также моногрузов весом до 120 тонн и различных генеральных грузов.
  • Ан-124-100М
    — модифицированный вариант самолета АН-124-100, отличающийся уменьшенным составом летного экипажа с 6-ти до 4-х человек за счет модернизации бортового оборудования и перераспределения функций между членами экипажа.
    На самолете дополнительно установлены:
    — система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II и система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins;
    — система спутниковой навигации LTN-2001 и инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 фирмы Litton.

    РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА.

  • Размах крыла 73,3 м;
  • Длина самолета 69,1 м;
  • Высота самолета 20,8 м;
  • Площадь крыла 628,5 м2;
  • Стреловидность крыла по передней кромке 35-32.

    РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОЙ КАБИНЫ.

  • Длина 36,5 м;
  • Ширина 6,4 м;
  • Высота 4,4 м;

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Экипаж 6 человек (Ан-124 и Ан-124-100) или 4 человека (Ан-124-100М).
  • Сопровождающих — до 88 человек.

    ДВИГАТЕЛИ.
    На самолете установлены четыре турбовентиляторных двигателя Д-18T тягой 4х229,5 кН/ 4×23400 кгс.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ

  • Максимальный взлетный вес 392 т*;
  • Максимальная грузоподъемность 120 т*;
  • Вес пустого снаряженного самолета 172 т;
  • Максимальный вес топлива 230 т.
    • В отдельных случаях допускаются полеты с коммерческой нагрузкой до 150 тонн и максимальным весом 405 тонн. Решение о выполнении таких полетов принимается по результатам анализа характеристик аэродромов, взлета и посадки, запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль трассы полета.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
  • Максимальная крейсерская скорость 865 км/ч;
  • Нормальная крейсерская скорость 750-850 км/ч;
  • Скорость захода на посадку 230-260 км/ч;
  • Диапазон высот крейсерского полета, м 9100-11100
  • Практический потолок 12000 м;
  • Дальность полета с резервами топлива:
    — с грузом 120 тонн 4800 км;
    — с грузом 40 тонн 12000 км;
    — перегоночная 15700 км;
  • Длина разбега:
    — при нормальной взлетной массе 2520 м,
    — при максимальной взлетной массе 3000 м;
  • Длина пробега при максимальной посадочной массе 900 м;
  • Потребные взлетно-посадочные полосы (для самолет Ан-124-100М):
    — аэродромы 1 класса 2500 м
    — внеклассные аэродромы 3000 м
  • Топливная эффективность, г/т км 145

    ОБОРУДОВАНИЕ. Навигационная РЛС, счетверенная ИНС, цифровая система связи, блоки радионавигационных систем «Лоран» и «Омега». Самолет оснащен аналоговой четырехканальной ЭДСУ, четырьмя независимыми гидравлическими системами.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
    Крупнейший в мире серийный самолет. Из КМ выполнено 5000 кг конструкции планера (1500 м2 обшивки). Пол грузовой кабины выполнен из титанового сплава. Шасси, снабженное 24 колесами, допускает эксплуатацию с плохо подготовленных аэродромов.
    Грузовой отсек герметизирован. Над грузовым отсеком имеется пассажирская кабина, способная вмещать 88 человек. Имеются носовая и кормовая грузовые рампы, средства механизации погрузочно-разгрузочных операций (в частности, два тельфера грузоподъемностью по 20000 кг). Шасси самолета позволяет менять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Состоит на вооружении ВВС России ( по состоянию на 1995 год — 26 самолетов), эксплуатируется авиакомпаниями «Волга-Днепр» и «Авиалинии Антонова».
    Строится серийно акционерным обществом «Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар»» (к началу 1993 г. выпущен 31 самолет).

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    Первый полет первого опытного самолета состоялся 26 декабря 1982 г.; в 1985 г. самолет Ан-124 впервые демонстрировался на авиасалоне в Париже. Поступления в строевые части ВВС начались в 1987 г.
    Самолет может привлекаться для перевозки и десантирования личного состава и тяжелой военной техники (в частности, возможна транспортировка трех танков Т-80).
    Самолет применялся в боевых действиях в Афганистане для военных перевозок.
    В период кризиса в районе Персидского залива в сентябре 1990 г. самолет Ан-124 доставил одним рейсом 451 беженца из Аммана в Дакку (самолет был дооборудован туалетными блоками с химической регенерацией, баком на 570 л питьевой воды, а также покрытием кабины губчатой резиной, позволяющим размещать пассажиров в лежачем положении).
    В ходе боевых действий в районе Персидского залива самолеты привлекались для военных перевозок крупногабаритных грузов (в частности, ЗРК «Пэтриот») в интересах многонациональных сил.
    В 1985-1987 гг. на самолете «Руслан» установлен ряд мировых рекордов, в частности рекорд грузоподъемности (171 219 кг на высоту 2000 м) и дальности полета (20150,92 км по замкнутому маршруту).

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. О. К. Антонова.

    ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. Акционерное общество «Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар»»

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

  • Информация ЗАО «Авиастар-СП», октябрь 2001 года.

    Мониторинг:

    20.05.2016 Сегодня в аэропорту «Южно-Сахалинск» вновь «гостит» тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр»

    АО «Аэропорт «Южно-Сахалинск», пресс-релиз: Сегодня в аэропорту «Южно‐Сахалинск» вновь «гостит» тяжелый транспортный самолет…

    12.05.2016 Посольство РФ проверяет сообщения об инциденте с Ан-124 в аэропорту Чада

    РИА «Новости»: Посольство РФ в Чаде изучает информацию о возможном инциденте с российским транс…

    12.05.2016 4 отремонтированных вертолета из Читы отправили на «Руслане» в Африку

    Чита.Ру: Самолет «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» доставит четыре вертолета, отремонти…

    22.04.2016 Завод «Авиастар» не будет возобновлять производство Ан-124 «Руслан»

    РИА «Новости»: Завод «Авиастар» не намерен возобновлять производство самолета Ан-124 «Руслан»

    10.03.2016 Тяжелые самолеты Ан-124-100 «Руслан» перебросили в Таджикистан участников международного учения

    Министерство обороны РФ, пресс-релиз: Тяжелые транспортные самолеты Ан-124-100 «Руслан», накануне совершившие посадку…

  • www.aviaport.ru

    Какова грузоподъемность самолета Руслан? | Советы авиатуристам

    Март 22, 2012 Нет комментариев

    Знаменитое детище ОКБ им. О.К.Антонова, созданное в 1982 году, крупнейший транспортный самолет в мире Ан-124 «Руслан» и по сей день лидирует среди гигантов авиации Lockheed C-5 Galaxy и Boeing 747-8 Freighter.
    Отличительная способность – грузоподъемность самолета. На модернизированном Ан-124-300 планируется ее увеличение до 150 тонн. При этом дальность полета будет составлять до 4 тыс.км при полной и 15 тыс.км без коммерческой загрузки. Оснащен 4-мя мощными двигателями RB211-524Н-Т (тягой 264 кН) фирмы «Rollce-Royce».

    «Руслан» в первую очередь создавался для транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для доставки войск, тяжелой боевой техники из тыла к месту военных действий. Грузоподъемность самолета используют для перевозки нестандартных габаритных грузов в любую точку земного шара.

    Самолет разделен на две палубы: верхняя передняя предназначена для размещения основного и дополнительного экипажей и оборудования, верхняя задняя палуба — для людей, сопровождающих груз, вместимостью до 80 человек.

    Интересные факты о Ант-124 «Руслан»:
    • Май 1992 года. Из Эмиратов в Швейцарию на борту перевезли 52 тонны золота на сумму 230 миллионов фунтов стерлингов.

    • В 1993 году Майкл Джексон использовал сразу три борта «Руслан» для перевозки в Москву своего оборудования на 310 тонн.

    • апрель 2005 года. Уникальное возвращение Аксумского обелиска в Эфиопию. Перевозка осуществлялась в три этапа. В время каждой была перевезена часть монумента, общая масса которого составляла 160 тонн, длиной 24 метра. Властям Эфиопии пришлось срочно модернизировать взлетно-посадочную полосу для того, чтобы принять Ан-124.

    • Весной 2011 года Ан-124 доставил в Японию гигантские насосы для ликвидации аварии на Фукусима-1. Каждый насос весил более 86 тонн.

    • В 19990-х года производство гиганта было приостановлено и вновь возобновлено в 2010 году. На начало 2012 года, ВТА Минобороны России уже получила два самолета «Руслан» для своих нужд и еще два находятся на стадии окончательной сборки.

    По последним данным, Ан-124 Руслан эксплуатируется в авиакомпаниях:
    • «Волга — Днепр» -15 штук
    • «Полет»- 4 штуки
    • «Авиалинии Антонова» — 7 штук
    • «Libyan Air Cargo» — 2 штук
    • «Maximus Air Cargo» -1 штука

    Стоимость самолета оценивается в 300 млн долларов США.

    Это интересно

    Похожие материалы:

    aviatraveller.ru

    Ан-124 «Руслан». Транспортный самолет Ан-124 «Руслан»: отзывы, фото, характеристики

    Расположенный ниже на фото, Ан-124 «Руслан» является крупнейшим воздушно-транспортным авиалайнером на планете по состоянию на сегодняшний день. Судно разработано конструкторским бюро имени Антонова. Основным его предназначением стала транспортировка на дальние дистанции тяжёлых и крупногабаритных грузов для нужд народного хозяйства, а также воздушно-десантной и мотострелковой техники с экипажами. Кроме этого, машина способна выполнять задачи, связанные с парашютным десантированием боевой техники и грузов.

    Первые полеты и рекорды

    Свой самый первый полёт модель Ан-124 осуществила в Киеве 21 декабря 1982 года. В состав экипажа, возглавляемого В. И. Терским, вошли: лётчик-испытатель А. В. Галуненко, штурман А. П. Поддубный, бортинженеры В. М. Воротников и А. М. Шулещенко, а также бортрадист М. А. Тупчиенко. В роли ведущих инженеров по испытаниям выступили В. С. Михайлов и М. Г. Харченко. После успешного тестирования машины стартовало её серийное производство.

    В 1985 году авиалайнер установил 21 мировой рекорд. В их перечень вошло достижение по такому параметру, как грузоподъёмность (вес 171 219 кг был поднят на высоту, составившую 2 тысячи метров). В том же году судно было продемонстрировано мировой общественности. Это произошло во время проведения авиавыставки в Париже. Ещё через два года самолет появился на вооружении Советской Армии. Отзывы пилотов и испытателей характеризовали его как надёжный авиалайнер, который отличается точными системами управления и навигации. Кроме этого, эксперты отмечали высокую грузоподъёмность и быструю погрузку с выгрузкой.

    Общее строение

    Модель построена по схеме высокоплана, оборудованного стреловидным крылом, как и многие другие тяжелые транспортные самолеты. Такое решение позволяет значительно улучшить аэродинамические характеристики, следовательно, и дальность полёта. Для авиалайнера характерно однокилевое хвостовое оперение. В целом, в конструкции и обивке машины широко применены композиционные материалы, что позволило уменьшить ее вес почти на две тонны. Пол сделан из прочного титанового сплава. Шасси у самолета является многостоечным и прячется во время полёта. Оно снабжено 24 колёсами, благодаря чему лайнер можно эксплуатировать даже при условии наличия взлётно-посадочных полос с грунтовым покрытием. Кроме этого, судно может похвастаться возможностью изменения угла наклона корпуса и клиренса, что позволяет существенно облегчить работы по его загрузке и выгрузке.

    Технические характеристики

    Одно из основных преимуществ модели над конкурентами, которым может похвастаться самолет «Руслан», – технические характеристики его силовой установки. В её состав входят четыре двухконтурных двигателя «Д-18Т», разработанных В. А. Лотаревым. Суммарная мощность моторов составляет 23 400 кгс. Вместе с этим они отличаются малой массой и низким топливным потреблением, а также сравнительно небольшим уровнем вырабатываемого шума. При условии максимальной нагрузки (120 тонн) самолет способен преодолеть расстояние, которое равняется 5600 км. Грузоподъёмность судна превышает аналогичные показатели моделей Ил-76 и Ан-22 почти в три раза. В это же время расход топлива на каждый тонно-километр груза у него меньше в 2,5 раза. Такие характеристики Ан-124 позволяют ему существенно превосходить своего основного конкурента – американский «С-5В Гэлэкси».

    Лётные и другие характеристики

    Максимально возможная скорость модели составляет 865 км/ч, в то время как крейсерская – 800 км/ч. Дальность полёта при наличии резервного запаса топлива при загрузке до 120 тонн составляет 4800 километров, а при условии наличия груза массой до 40 тонн – 12 000 километров. Наибольшая высота полёта равняется 12 000 м. При нормальной взлётной массе на разбег авиалайнеру требуется дистанция длиной в 2520 метров. В состав экипажа, в зависимости от модификации судна, входят от четырёх до шести человек. Максимальный вес топлива составляет 230 тонн.

    Фюзеляж

    У авиалайнера Ан-124 «Руслан» фюзеляж состоит из двух палуб. Это сделано с целью облегчения ремонта и обслуживания. Каждая из них разбита на отдельные, герметичные отсеки, имеющие специализированное предназначение. Основной и сменный экипажи располагаются на верхней передней палубе, а люди, которые сопровождают грузы и технику, – в верхнем заднем отделении (оно рассчитано на 80 человек). Следует отметить, что за счёт системы наддува внутри обеспечен перепад давления, не превышающий отметку в 25 кПа. Благодаря этому пассажиры могут находиться на высоте до 8000 метров без кислородного оборудования.

    Погрузка и выгрузка

    Процессы погрузки и выгрузки в этой модели осуществляются довольно оперативно. Кроме заднего люка, судно имеет откидывающуюся носовую часть, что позволяет быстро работать с нестандартными, длинномерными и крупногабаритными грузами. Длина без рампы, ширина и высота грузового отделения составляют соответственно 26,5, 6,4 и 4,4 метра. Таким образом, его общий объем равняется более чем 1000 метрам кубическим. Благодаря тому что пол выполнен из титанового сплава высокой прочности, становится возможной погрузка всех видов самоходной и несамоходной техники на гусеничном ходу. Грузоподъёмность каждого из бортовых кранов, которыми оборудована машина, составляет 10 тонн. Кроме этого, конструкторы установили в ней электрические передвижные напольные лебёдки.

    Шасси

    Ан-124 – самолет, шасси которого оборудовано комплексом устройств, обеспечивающих возможность приседания. Это позволяет существенно уменьшить наклон рамп. Каждая из основных опор шасси имеет в своём составе пять двухколёсных стоек, которые являются независимыми друг от друга. Что касается передней опоры, то она состоит из двух стоек (также по два колеса в каждой). Благодаря наличию системы управления поворотным механизмом лайнер способен развернуться на взлётно-посадочной полосе, ширина которой составляет 50 метров. Вместе с этим для обеспечения полного применения способностей судна его необходимо эксплуатировать на полосах, имеющих бетонное покрытие и длину как минимум три километра. Как бы там ни было, выше уже было отмечено, что взлёт и посадку лайнер при определённых условиях может осуществлять на грунтовую поверхность.

    Прочее оборудование

    В бортовое оснащение самолета Ан-124 «Руслан» входят: система автоматизированного штурвального управления, четырёхканальный гидравлический комплекс, а также навигационная радиолокационная система. В общей сложности в системе его управления насчитываются 34 компьютера. Нельзя не отметить и высокий уровень жизнеобеспечения экипажа и электроснабжения машины. Среди вспомогательных устройств здесь используются: автоматический комплекс связи ТИП-15, навигационная прицельная система ПНПК-124, а также радионавигационная аппаратура «Омега» и «Лоран».

    Основные модификации

    Одной из первых модификаций «Руслана» стал авиалайнер Ан-124-100. Его построили в 1992 году с целью обеспечения коммерческой транспортировки грузов. Чуть позже на свет появился и был сертифицирован гражданский вариант этой модели.

    Модель Ан-124А считается очередным этапом развития самолета. Она отличалась улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, что позволяло использовать лайнер даже на второклассных полосах.

    18 марта 1999 года российская компания «Авиастар» совместно с британским предприятием «Эйр Фойл» обратилась к конструкторскому бюро имени Антонова с предложением о предоставлении в лизинг Великобритании ещё одной версии авиалайнера – Ан-124-200/210. В частности, предлагалось установить на судно двигатели, произведённые фирмой «Роллс-Ройс». Еще одной модификацией должен был стать Ан-124-200 с силовыми установками от американской корпорации «Дженерал Электрик». В обоих случаях практическая дальность полёта должна вырасти почти на 10 процентов. Кроме этого, новые моторы позволяют существенно сократить взлётную дистанцию. Как первый, так и второй вариант «Руслана» предлагается оснастить жидкокристаллическими мониторами и современным цифровым оборудованием, что позволит сократить численность экипажа до трёх человек. Результатом такого решения станет снижение общего веса оборудования и повышение его надёжности. Такие характеристики Ан-124 позволяют превосходить его серьёзного конкурента (С-17 от компании «Боинг») по всем ключевым параметрам. Что касается сроков строительства, то при поступлении заказа на одну из этих модификаций он может быть выполнен примерно через 2,5 года с момента заключения контракта.

    Эксплуатация

    В самом начале 1986 года началось активное использование авиалайнеров Ан-124 «Руслан» компанией «Аэрофлот». Преимущественно он эксплуатировался на сибирских авиалиниях, где удовлетворял потребность государства в перевозках крупногабаритных грузов для нефтяных и газовых разработок. Кроме этого, судно активно использовалось для военных нужд. К примеру, им перевозился зенитно-ракетный комплекс «Патриот» во время боевых действий на территории Афганистана. В сентябре 1990 года «Руслану» удалось транспортировать за один рейс 451 беженца по маршруту Амман–Дакка. Тогда лайнер дополнительно был оснащён баком с питьевой водой на 570 литров и туалетными блоками с функцией химической регенерации. Для возможности размещения пассажиров в горизонтальном положении кабину покрыли губчатой резиной.

    Крупнейшая катастрофа

    За всё время эксплуатации с самолетами этой марки произошло несколько трагических аварий. Крупнейшая из них случилась 6 декабря 1997 года в 14.40, когда авиалайнер военно-воздушных сил России Ан-124 «Руслан» потерпел крушение неподалёку от строительного посёлка Иркутск-2. Результатом авиакатастрофы стала гибель семнадцати членов экипажа и шести работников иркутского авиационного завода. Кроме них, смерть настигла 72 жителей городка. Дело в том, что примерно через 25 секунд после взлёта лайнер рухнул на четырёхэтажный жилой дом, полностью его разрушив. При расследовании трагедии были расшифрованы «чёрные ящики». Следствие установило, что причиной аварии стала остановка двигателей, произошедшая в результате сбоя в работе бортового компьютера.

    fb.ru

    Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 Руслан


    Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», созданный в ОКБ имени О.К. Антонова, на сегодняшний день самый большой самолет военно-транспортной авиации в мире. Он предназначен для перевозки на большую дальность штатной боевой и обеспечивающей техники мотострелковой и воздушно-десантной дивизии, парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов.

    Свой первый полет опытный образец «Руслана» совершил 21 декабря 1982 г. в Киеве. Машину поднял экипаж в составе летчиков-испытателей В.И. Терского (командир корабля) и А.В. Галуненко, бортинженеров А.М. Шулещенко и В.М. Воротникова, штурмана А.П. Поддубного, бортрадиста М.А. Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям М.Г. Харченко и B.C. Михайлова.

    Серийное производство самолета Ан-124 было развернуто на КиАПО и Ульяновском АПК АО «АВИАСТАР».

    Ан-124 выполнен по обычной для тяжелых военно-транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. В конструкции планера самолета Ан-124 широко используются композиционные материалы.

    Фюзеляж самолета разделен на две палубы и в интересах удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей (по 7 чел.) и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы (80 чел.). Наддув грузовой кабины Ан-124 обеспечивает перепад давления не менее 25 кПа. Это позволяет перевозить пассажиров на высоте 8000 м без кислородного оборудования.

    Благодаря наличию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, без рампы – 26,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 т на платформах, а также специально подготовленных грузов и техники, исключающих применение платформ. Объем грузовой кабины Ан-124 превышает 1000 м3. Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку всех видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с нагрузкой на ось до 12 т при размещении в один ряд и до 10 т при размещении в два ряда. Кабина оборудована двумя бортовыми погрузочными кранами грузоподъемностью по 10 т и передвижными напольными электрическими лебедками с тяговым усилием до 4,5 т каждая. Имеющееся на самолете Ан-124 роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать моногрузы массой до 50 т.

    Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой значительно уменьшается наклон рамп и облегчается процесс погрузки и выгрузки техники и грузов. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора – из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на ВПП шириной до 50 метров с использованием асимметрии тяги двигателей. Для полного использования боевых возможностей Ан-124 должен эксплуатироваться с бетонированных ВПП длиной более 3000 м. Однако, несмотря на большие размеры и массу, самолет Ан-124 способен выполнять полеты и с грунтовых ВПП.

    Силовая установка состоит из четырех ТВД большой степени двухконтурности Д-18Т конструкции В.А. Лотарева. Кроме огромной мощности (23400 кгс), эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Максимальная масса топлива, ограниченная взлетной массой самолета, составляет 213740 кг. Имея грузоподъемность и дальность полета, в 2-3 раза большие, чем Ан-22 и Ил-76, Ан-124 «Руслан» расходует топлива на 1 тонно-километр перевезенного груза в 2,5-3 раза меньше. Дальность полета Ан-124 с максимальной нагрузкой 120 т составляет 5600 км, а с нагрузкой 40 т 11000 км, и по этому показателю он превосходит американский тяжелый военно-транспортный самолет C-5B Galaxy.

    Самолет оснащен системой автоматического ЭДСУ, автоматизированной системой штурвального управления, четырехканальным гидравлическим комплексом, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом Ан-124 задействовано 34 компьютера.

    Ан-124 оснащен навигационной РЛС, инерциальной системой повышенной надежности, пилотажно-навигационным прицельным комплексом ПНПК-124, автоматизированным комплексом радиосвязи ТИП-15, радионавигационной аппаратурой «Лоран» и «Омега».

    В 1985 г. на самолете Ан-124 «Руслан» был установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171219 кг на высоту 2000 м), а в 1987 г. рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20150,92 км).

    В 1985 г. Ан-124 демонстрировался на авиасалоне в Париже. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет поступил в январе 1987 года. По состоянию на начало 1998 г. было построено 54 летных экземпляра Ан-124 и один планер самолета Ан-124 для статиспытаний. Сегодня Ан-124 эксплуатируются двумя полками военно-транспортной авиации России (26 самолетов), а также 6-ю авиакомпаниями России и Украины.

    МОДИФИКАЦИИ

    Ан-124-100 — Для перевозки коммерческих грузов была создана и в 1992 году сертифицирована гражданская модификация Ан-124-100.

    Ан-124А — Дальнейшим развитием «Руслана» может стать его новая модификация – Ан-124А, которая будет иметь улучшенные ВПХ, что обеспечит его эксплуатацию с аэродромов 2-го класса.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    ТТХ Ан-124

    Год принятия на вооружение1987
    Размах крыла, м73,3
    Длина самолета, м69,1
    Высота самолета, м20,78
    Площадь крыла, кв.м628
    Масса, кг – пустого самолета173000
    Масса, кг – нормальная взлетная392000
    Масса, кг – максимальная взлетная405000
    Внутреннее топливо, л213715
    Тип двигателя4 ТРДД Прогресс (В.А.Лотарев) Д-18Т
    Тяга, кгс4 х 23405
    Крейсерская скорость, км/ч865
    Практическая дальность, км16500
    Дальность действия, км5600
    Практический потолок, м12000
    Экипаж, чел6-7
     

    ФОТОГРАФИИ

     

    Читайте также:

    Начало разработки ракет-носителей большей грузоподъемности на базе модификации ракет «Энергия» заставили искать пути существенного повышения грузоподъемности средств воздушной доставки. Самолет ВМ-Т «Атлант» мог транспортировать грузы массой до 50 …

    ДАЛЕЕ

    Характеристики РЛС «Лиана» перестали удовлетворять военных уже в конце 60-х годов. «Лиана» была оптимизирована для обнаружения высотных целей и не могла отслеживать самолёты на фоне земной или водной …

    ДАЛЕЕ

    E-6 Mercury (Меркурий, иногда переводят как Гермес) — самолет обеспечивающий дальнюю связь с подводными ядерными ракетоносцами. Самолет изготовлен американской фирмой Boeing на базе гражданского самолета Boeing 707 и предназначался …

    ДАЛЕЕ

    Самолет дальнего радиолокационного наблюдения , командования и управления (С2 — command and control) 767 AWACS был создан американской фирмой Boeing по заказу ВВС Японии. Самолет создан на базе …

    ДАЛЕЕ

    T-45 Goshawk — учебно-тренировочный самолет начальной и продвинутой летной подготовки с возможностями отработки применения вооружения, созданный американской фирмой McDonnell Douglas по лицензии английской фирмы British Aerospace на базе …

    ДАЛЕЕ

    Тяжёлый транспортный самолёт Ан-225

    Самолёт ДРЛО А-50

    Самолет дальней связи E-6

    Самолет ДРЛО(У) E-767

    Палубный учебно-тренировочный самолёт T-45


    самолеты, транспортные

    worldweapon.ru

    Сравнение Ан-124 Руслан и С-5 Гэлакси. Военно-транспортная авиация.

    Не считая Ан-225 Мрия, построенного в единственном экземпляре, двумя самыми большими транспортными самолетами в мире являются Ан-124 Руслан и С-5 Гэлакси.

    Эти самолеты чрезвычайно похожи по внешнему виду и характеристикам, но несколько разные по конструкции. Давайте сравним.

    С-5, созданный в компании Локхид впервые взлетел 30 июня 1968 года. Ан-124 Руслан — 24 декабря 1982 года.

    Главные характеристики для воздушных грузовиков-гигантов это грузоподъёмность, объём грузового отсека, дальность, скорость и практический потолок.

    Грузоподъемность: 

    — С-5 — 122470 кг.

    — Ан-124 — 120000 кг

    Длина/Ширина грузового отсека:

    — С-5 — 36,9/5,8 м

    — Ан-124 — 36,5/6,4 м

    Дальность с грузом 120 т, без дозаправки в воздухе:

    — С-5 — 4440 км

    — Ан-124 — 4800 км.

    Скорость максимальная/крейсерская:

    — С-5 — 932/918 км/ч

    — Ан-124 — 865/825 км/ч

    Как видите, летные характеристики очень похожие.

    Габариты — длина/размах крыльев/высота:

    — С-5 — 75,31/67,89/19,84 м

    — Ан-124 — 69,1/73,3/21,08 м

    Вес пустого:

    — С-5 — 172370 кг

    — Ан-124 — 178400 кг

    Максимальный взлетный вес:

    — С-5 — 381 т

    — Ан-124 — 392 т

    Двигатели:

    — С-5 — 4 *  General Electric TF39-GE-1C по 190 кН

    — Ан-124 — 4 * ТА-12 по 230 кН

    Ну очень похожие по габаритам, по собственному весу, по грузоподъемности и прочим деталям. У Руслана существенно большая мощность двигателей. В сумме 4 мотора ТА-12 дают 920 кН, а у С-5 только 760 кН. При одинаковой грузоподъёмности и прочих разных характеристиках, получается, что у С-5 несколько лучше аэродинамика. 

    У самолетов разное хвостовое оперение:

    — С-5 — верхнее расположение горизонтального оперения (наверху киля)

    — Ан-124 — нижнее расположение горизонтального оперения (под килем).

    Оба самолета имеют сквозную загрузку-разгрузку с открывающейся вниз хвостовой аппарелью и с поднимающимся вверх носовым отсеком. При открывании нсового отсека, оба самолета опускаются так, чтобы полы грузового отсека были как можно ниже

    Тележки шасси немножко разные

    Цена за единицу:

    — С-5 — $179 миллионов

    — Ан-124 ~ $300 млн

    Этого я понять не могу. Но, предположим…

    С-5 Гэлакси на 14 лет старше своего советского аналога. Нельзя сказать, что антоновцы копировали локхидовский грузовик, хотя многое похоже. Но концепция была точно повторена. Вот посмотрите на форму фюзеляжа, где пилотская кабина: в профиль оба самолета не имеют «горба» — верх ровный от кокпита до хвостового оперения. Но визуально, оба самолета «горбатые», как Боинг-747. Это удивительное сходство.

    Поскольку Гэлакси старше, их и построено было больше: 131 С-5 против 55 Русланов.

    Вывод — практически раноценные транспортные гиганты, только созданные с некоторой разницей по времени.

    maxpark.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *