Bombardier Learjet 60 XR. Фото и характеристики.

 

Learjet 60XR является современной вариацией Learjet 60 – лидера семейства Learjet авиастроительной компании Bombardier Aerospace. Авиаконструкторы в значительной степени усовершенствовали самолет, снабдив его техническим перспективным оборудованием. На борту 60XR устанавливается самая современная система управления оборудованием пассажирского салона фирмы AudioInternational, которая в себя включает 3” жидкокристаллические мониторы и входные устройства для соединения с iPod или персональным компьютером. Самолет снабжен авионикой ProLine21 от RockwellCollins.

 

Bombardier Learjet 60 XR. Фото салона.

 

Энергосберегающие моторы PW305A снабжают экономию топлива на 18процентов в сравнении с моделями данного класса и уменьшают расходы для эксплутации.

 

Bombardier Learjet 60 XR. Кабина пилотов.

 

Learjet60XR считается по праву одним из самых тихих и самых быстрых самолетов в среднем классе. Он набирает мгновенно высоту и достигает скорости 859км/час. Бизнес-джет соответствует международным требованиям в отношении шумов и имеет сертификат для посадки в аэропортах с жесткими ограничениями по шуму.

 

Характеристики самолета Learjet 60 XR:

 

  • Дальность полета:4539км

  • Крейсерская скорость:846км/час

  • Наибольшая высота полета:15550 м

  • Наибольший взлетный вес:10659кг

  • Наибольшее количество пассажиров:8-9

  • Наилучшее количество пассажиров:7

  • Длина салона:5.39м

  • Ширина салона :1.81м

  • Высота салона:1.74м

  • Объем салона:12.83куб.м

  • Длина:17.89м

  • Высота:4.44м

Bombardier Learjet 60 XR. Галерея.

Bombardier Learjet 60 XR. Видео. 

avia.pro

Лёгкий реактивный самолёт Learjet 45XR от Bombardier Aerospace

Самые известные производители в классе легких реактивных самолетов («light jets») это американские компании «Cessna Aircraft» и «Raytheon Aircraft», а также канадская компания «Bombardier Aerospace». Соединенные Штаты довольно активно используют деловую авиацию для нужд частного бизнеса, и она является одной из составляющих основу всей экономики страны.

Новый легкий самолет был представлен широкой публике в городе Даллас, штат Техас в середине лета 2002 года и уже через три года первые экземпляры «45XR» нашли своего покупателя. Данная модель способна перевозить восемь пассажиров на таких протяженных маршрутах, как Лос-Анджелес – Атланта, Париж – Каир или Москва – Мадрид.

Бортовая компьютерная система включает в себя новейшую систему управления «Honeywell Primus 1000». Вся необходимая для пилотов информация отображается на четырех дисплеях, которые, помимо этого, отображают информацию о состоянии двигателей и системы «EICAS».

Воздушное судно отличается от аналогов в своем классе экономичным расходом топлива, более высокой надежностью и ремонтопригодностью. У него есть ряд довольно выразительных особенностей – расширенный пилон двигателя, увеличенные руль и стабилизатор в хвостовом оперении, а также ряд изменений в системе закрылков и стабилизаторах крыла. Все это позволяет новому самолету с уверенностью преодолевать значительную турбулентность и сильную облачность.

Крылья самолета выпускаются в Канаде предприятием «De Havilland Canada», а фюзеляж и хвостовое оперение в Северной Ирландии в городе Белфаст аэрокосмической компанией «Short Brothers plc». Эту компанию еще называют «Шорты» и «Bombardier» выкупил ее в конце 80-х прошлого столетия.

На «Learjet 45XR» установлены более мощные двигатели «TFE731-20-BR» с реактивной тягой в 15,57 кН каждый, что позволяет развивать скорость в 858 км/ч и гораздо быстрее набирать заданную высоту. Трехконтурные турбовентиляторные авиационные двигатели в настоящее время выпускает компания «Honeywell Aerospace», ранее, до совместного слияния, их производили сначала «Garrett AiResearch», а потом «Эллайд Сигнал».

Пассажирский салон оборудован удобными креслами, откидными столиками, просторным гардеробом, где пассажиры могут поместить свой багаж и комнатой отдыха в хвостовой части фюзеляжа. Комфорт и уют в салоне поддерживает система термоконтроля, герметизации и шумоизляции от компании «Honeywell», а качественное освещение обеспечивают восемь больших иллюминаторов.

Воздушное судно относится к классу «light jets», но сертифицирована на перевозку до 9 пассажиров, в нем есть туалетная комната и зона кухни, выполняющая функции бара, так как узость и малая высота (1,5 м) салона не позволяет обслуживать пассажиров на местах. В отделке салона применяются более дорогие материалы, чем на предыдущих моделях бизнес-джета.

Максимальный взлетный вес – 9752 кг, дальность полета – 3167 км (4 пассажира), а практический потолок – 15545 метров. Стоимость воздушного судна с базовой комплектацией около 10850000 долларов США на 2008 год. Основной регион эксплуатации – Северная Америка.

apartmentinteriors.ru

технические характеристики, аренда, цена, фото

Описание

Learjet 60 XR стал ещё более комфортабельным и вместительным по сравнению с Learjet 60. Салон может вместить до 8 пассажиров, однако, как правило, устанавливается всего 6 кресел, чтобы перелет был ещё более комфортным. Предлагается порядка 5 разных вариантов салонов, где все зоны разделены: санитарно-гигиенический узел, кухня и грузовой отсек. Как и Learjet 60, XR остался лидером в своем сегменте по скорости, высоте полета и бесшумности. При перелетах на большие расстояния, преимуществом становятся экономичные двигатели, которые на 18% экономнее, чем у других лайнеров этого класса. В виду своей бесшумности, Learjet 60 XR отлично подойдет для аренды, если вы планируете садиться в аэропорту, где есть определенные требования по уровню шума (в черте города). К вышесказанному можно добавить, что

бизнес джет прошел международную сертификацию и полностью соответствует всем стандартам. Максимальная высота полета достигает 15,5 км, что значительно превышает допустимую высоту большинства самолетов. Благодаря этому, можно выполнять прямые рейсы, несмотря на загруженность воздушного пространства. Так же, благодаря высокой скорости (до 859км/час), вы можете быстро добраться на любой континент.

Заказать, арендовать и купить самолет Learjet 60 XR можно в нашей компании JETVIP.ru

Данная модель стала развитием самолета Learjet 60, новая версия получила расширенный и более комфортабельный салон. Самолет может использоваться для перевозки 8 пассажиров, но обычно устанавливается только 6 кресел, для повышения уровня комфорта. 

Основные характеристики

Категория самолета:Средние самолеты (6-9 мест)
Максимальная дальность полета:4539 км
Крейсерская скорость:846 км/ч
Максимальная высота полета:15550 м
Длина самолета:17.89 м
Высота самолета:4.44 м
Размах крыла:13.35 м
Максимальная взлетная масса:10659 кг

Размер салона

Максимальное количество пассажиров:8
Оптимальное количество пассажиров:5
Длина салона: 5.39 м
Ширина салона:1.81 м
Высота салона:1.74 м
Объем салона:12.83 куб.м
Объем багажника:1.36 куб.м

jetvip.ru

Dubai airshow 2009 ч.32:Bombardier Learjet 60 XR

Самолет Learjet 60 — на данный момент самый большой из семейства Learjet. Базовая модель Learjet 60 с момента своего создания в 1993 году до появления Cessna Citation X оставалась самым мощным самолетом в среднем классе.
этот же пост,но с маленькими картинками

Dubai airshow 2009

Learjet 60XR — современная модификация, которую отличают быстрый набор высоты и превосходная крейсерская скорость — 850 км/ч.
вид слева

Learjet 60XR – это один из самых тихих бизнес-джетов.
вид спереди

Конкуренты:
Cessna Citation VII
Gulfstream G150
Hawker 800XP
лобовое стекло

Производство просто 60ток закончилось в 2007 году после выпуска 314 самолетов.Теперь выпускают только 60xr.
кабина

вид справа

Энергосберегающие двигатели PW305A обеспечивают экономию топлива на 18% по сравнению с моделями этого класса и снижают эксплутационные расходы.
двигатель

Версия XR отвечает всем международным требованиям по шумам и имеет сертификат на посадку в аэропортах с шумовыми ограничениями.

кабина

винглет


хвостовое оперение

левая боковинка

вид сзади


ареал полетов

днище

лесенка

В интерьере Learjet 60XR по сравнению с предыдущей модификацией Learjet 60 изменены компоновочные схемы, перемещена и расширена зона кухни.На самолете установлены спутниковый телефон, CD/DVD-плеер, 15.1-дюймовый монитор и новейшая система Airshow 4000.
салон

Learjet 60XR имеет полноценную туалетную комнату, не объединенную с гардеробом, как у других самолетов Learjet.

В ней разместилось дополнительное посадочное место, сертифицированное для взлета и посадки, что увеличивает максимальное число пассажиров.
На борту 60XR установлена новейшая система управления оборудованием пассажирского салона фирмы Audio International, которая включает в себя трехдюймовые жидкокристаллические дисплеи и входные устройства для подключения к персональным компьютерам или iPod.

Как и на всех современных самолетах компании Bombardier Aerospace, на Learjet 60XR установлена авионика Rockwell Collins Pro Line 21.
Кабина пилотов
общий вид

В интегрированный пакет авионики входят четыре жидкокристаллических пилотажно-навигационных дисплея с высоким разрешением.
верхняя панель,точнее ее отсутствие

Комплексная информационная система полетов, которая включает в себя доступ к электронным картам в качестве стандартного оборудования, также предоставляет пилотам схемы для захода на посадку и планы аэропортов.
средняя панель

центральные приборы

управление двигателями

Learjet 60 XR сертифицирован для полетов на высоте до 15545 м , недоступных большинству самолетов, что позволяет рассчитывать прямые маршруты из-за меньшей загруженности трасс и значительно экономить время.
рабочее место квса

Цена за единицу: 13,3 млн долларов США
рабочее место 2 го пилота

Города различных регионов планеты, входящие в область беспосадочного полета Learjet 60XR из Москвы.
Россия: Иркутск, Братск
Европа: Все
Африка: Касабланка (Марокко), Триполи (Ливия), Хартум (Судан)
Ближний восток: Дубаи (ОАЭ), Сана (Йемен), Джидда (Саудовская Аравия)
Азия: Дели (Индия), Карачи (Пакистан)

штурвал

Летные данные
Скорость, макс.: 859.00 км/ч
Дальность: 4600 км
Макс. высота: 15550.00 м
Силовая установка
Кол-во двигателей: 2
Модель двигателя: Pratt&Whittney Canada PW305A
Внешние размеры:
Высота 4.44
Длина 17.89
Размах крыла 13.35
Внутренние размеры
Ширина: 1.80 м
Высота: 1.73 м
Длина: 5.39 м
Объем салона: 12.83 м3
Объем багажного отделения: 1.56 м3
Вес, масса
Полный взлетный вес: 10650.00 кг
Полезная нагрузка: 1010.00 кг
Максимальное число пассажиров 8 человек
Оптимальное число пассажиров 6 человек

igor113.livejournal.com

Pima air museum :шумный бизнес джет Learjet Model 23

Learjet 23 — двухдвигательный самолёт бизнес-класса производства американской фирмы Swiss American Aviation Corporation («Learjet»).

и других источников найденных мною в инете и литературе.


Learjet 23 — административный самолет, разработанный американской фирмой Learjet (входящей в корпорацию Bombardier Aerospace).

В конце 1950-х годов правительство Швейцарии прекратило разработку истребителя FFA P-16, который существовал лишь в виде прототипа. Самолет привлек внимание Уильяма Лира-старшего (Bill Lear), обосновавшегося как раз в Швейцарии после выхода в отставку и основания корпорации «Motorola и Lear Siegler».

Разработка им рассматривалась как хорошая платформа для создания реактивного делового самолета с двумя двигателями по бортам в хвостовой части фюзеляжа.

Аванпроект сделали в Швейцарии, потенциально самолет виделся очень удачным. У. Лир продал свою долю в электронной компании Сиглеру, после чего основал «Swiss American Aviation Corporation» — специально для полномасштабного проектирования новой машины, ставшей известной как SAAC LearJet 23.

Определившись с обликом перспективной машины, Лир перенес все работы в США, где перерегистрировал компанию «SAAC» как «Lear Jet Corporation». Прототип Lear Jet 23 выполнил первый полет 7 октября 1963 года.

Самолет показал высокие летные данные и привлек внимание заказчиков, нуждавшихся в высокоскоростном транспорте для VIP- лиц.

Несмотря на то, что самолет Learjet был намного меньше, чем модель с поршневым двигателем, для замены которой был создан, он это более чем возместил своими летными характеристиками.

Хотя он предназначался для полетов с одним пилотом, компоновка кабины была рассчитана на двух пилотов и пять-семь пассажиров.

Поставки Lear Jet 23 начались в октябре 1964 года. Первые 30 серийных самолетов имели турбореактивные двигатели General Electric CJ610-1 тягой 1293 кгc , но остальные, число которых превышало 100, выпускались с двигателями CJ610-4 такой же тяги.

Максимальная взлетная масса Lear Jet 23 составляла 5670 кг, самолетом мог управлять и один пилот, но чаще в состав экипажа включали двух пилотов.

За всё время работы в различных инцидентах и происшествиях было потеряно 27 самолётов. Последний Learjet 23 выведен из эксплуатации в 2008 году.

В 2013, FAA изменила правила в соответствии с которыми эксплуатация джетов весом меньше 75,000 фунтов,которые не удовлетворяют требованиям по шуму,перестают летать с 31 декабря, 2015. Learjet 23 был в этом списке. Любой Learjet 23,который не был модифицирован заменой двигателей удовлетворяющих требованиям по шуму или установкой дополнительных китов, не будет допущен к полетам в 48 штатах.И пока таких китов для Learjet 23 нет и поэтому с 31 декабря 2015 года они все встанут на прикол. Спешите купить…:-)))

Model 23 послужила основой для большого числа подобных самолетов,которые до сих пор остаются в производстве.

Этот самолет был построен под заводским номером 15((C/N):23015),после чего был сертифицирован FAA 31 июля 1964 года. Henry и Louis Timken из Огайо купили этот самолет и летали долгие годы. Оба они были пилотами и летали вместе. Louis Timken стала первой женщиной пилотом,получившим допуск на эту модель. 28 февраля 1992 года миссис Timken и Learjet совершили свой последний перелет в Pima air museum  для демонстрации. После прибытия она сказала,что наступило время им обоим отдохнуть. Она покинула нас в 1998 году в возрасте 89 лет. Бортовой номер N88B.

Пять Model 23 представлены в различных музеях США .

Всего построено 104 самолета.

Лётно-технические характеристики
Экипаж: 2
Пассажировместимость: 6
Длина: 13,18 м
Размах крыла: 10,84 м
Высота: 3,84 м
Площадь крыла: 21,48 м²
Масса пустого: 2790 кг
Максимальная взлётная масса: 5670 кг
Силовая установка: 2 × General Electric CJ610-4
Тяга: 2 × 12,71 кН
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 903 км/ч (0,82 М)
Крейсерская скорость: 834 км/ч
Скорость сваливания: 168 км/ч
Практическая дальность: 2945 км (полная загрузка)
Перегоночная дальность: 12 200 км (при 780 км/ч)
Практический потолок: 13 750 м
Скороподъёмность: 35 м/с

igor113.livejournal.com

Bombardier LearJet 85. Фото. Характеристики.

 

Бизнес самолёт Bombardier LearJet 85 является последней инновационной разработкой в программе LearJet. Сами разработки данного самолёта начались в 2007 году, а спустя год самолёт был представлен широкой публике. Главной отличительной чертой Bombardier LearJet 85 является увеличенная максимальная взлётная масса, сниженный расход топлива – по сравнению с предыдущей моделью Bombardier LearJet 75, новый самолёт затрачивает на 3% меньше топлива, что делает его ещё более эффективным для полётов.

 

 

Начиная с текущего, 2014 года, ожидаются первые поставки данного самолёта своим заказчикам, и стоит отметить, что бизнес самолёт Bombardier LearJet 85 пользуется весьма большой популярностью, так как уже совершён предзаказ на более чем сотню единиц данной модели.

Стоит также отметить, что по сравнению с предыдущей моделью, новый Bombardier LearJet 85 может пролететь около 4828 километров, что идеально подходит для нужд бизнес авиации.

 

 

На сегодняшний день заводы по производству самолётов Bombardier LearJet 85 открыты в Мексике и Северной Ирландии, и как ожидается, если LearJet 85 будет и впредь пользоваться популярностью, то компания Bombardier откроет новые заводы по производству данной модели и в других уголках мира.

 

Технические характеристики Bombardier LearJet 85

 

  • Экипаж: 2;
  • Пассажировместимость: 8 человек;
  • Длина: 20,76 м;
  • Размах крыла: 18,75 м;
  • Высота: 6,08 м;
  • Вес пустого самолёта: 10977 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 15195 кг;
  • Силовая установка: 2 турбинных двигателя Pratt & Whittney PW307B;
  • Максимальная скорость: 871 км / ч;
  • Крейсерская скорость: 829 км / ч;
  • Дальность перелёта: 4828 км; 
  • Практический потолок: 14 935 м.

 

Bombardier LearJet 85. Галерея.

 

Bombardier LearJet 85. Видео. 

 

 

Гражданские самолеты авиакомпаний

avia.pro

Крушение самолета Learjet 60 в Колумбии (борт N999LJ)

Аннотация

Маленький самолетик небольшой частной авиакомпании попытался взлететь из аэропорта Колумбии (США, Северная Каролина). Борт, так и не оторвавшись от земли, выкатился за торец полосы на скорости около 200 километров в час, сбил ограждение аэропорта, пересек автобан, врезался в холм и загорелся.

Теория: реактивный двигатель и его реверс

Современный авиационный реаткивный двигатель представляет собою трубу, у которой внутри находится вал с вентиляторами. Воздух в эту трубу засасывается спереди, сжимается, смешивается с топливом и поджигается. Происходит тепловое расширение, газовая смесь с большой скоростью выбрасывается назад, толкая впепед двигатель и самолет, который к нему приделан. Такая вот общая схема:

Надо уметь не только разгоняться, но иногда еще и тормозить. В полете с этим проблем нет, достаточно убавить тяги движкам и сопротивление воздуха начнет замедлять борт. Но на пробеге во время посадки, когда дистанция ограничена, важно остановить самолет быстро. Основной тормозной эффект дает обжатие колес, как на автомобиле, но когда полоса мокра или заснежена, колеса цепляются за землю с меньшим усилием и могут заскользить, снижая тормозной эффект. Чтобы противостоять этому, а также чтоб снизить нагрузку на шассии, на большинстве современных самолетов есть возможность тормозить двигателями о воздух в добавок к колесному торможению, это называется реверс двигателя.

Работает реверс очень просто. Когда летчик включает его, выдвигаются створки, которые отклоняют реактивную струю вперед вместо зада, создавая обратную тягу:

Для того, чтобы такое торможение было эффектвным, двигатель должен тянуть сильно. В то же время на подходе к полосе, еще до выпуска створок реверса, двигатели работают на низких оборотах, так как самолету не надо разгоняться на этой фазе полета. Процедура посадки на разных типах немного отличается, но в общем случае она такова: самолет с малой тягой подходит к полосе, касается ее, затем выпускаются створки, затем дается тяга. Из этого видео хорошо понятен принцип, обратите внимание на шум двигателей: слышно, как движок набирает обороты после выхода створок.

В кабине при этом происходит следующее. Сначала летчик тянет на себя большие рычаги, чтобы поставить двигатели на малый газ (красная стрелка), а затем вытягивает маленькие рычажки, которые управляют реверсом (желтая стрелка).

Когда маленький рычаг вытянут, створки реверса выдвигаются и двигатель снова разгоняется, но тянет в этот раз назад. Рычаги и их расположение разнятся от типа к типу, здесь показана кабина Лирджета 60, о котором пойдет речь ниже.

Несвоевременное или непроизвольное применение реверса в полете может привести к катастрофе. К сожалению, гражданская авиация знает такие случаи, к счастью, не много. Когда-нибудь я обязательно опишу такую историю, но в этот раз все случилось совсем наоборот.

История событий

Самолет, о котором мы сегодня говорим — Лирджет 60 — предназначен в основном для бизнес-авиации. Машина сравнительно сложная, управление двигателями и их реверсами осуществляется через бортовой компьютер. Это значит, что рычаги в кабине не связаны с движком механически, а посылают электрические импульсы в компьютер, который их интерпретирует и отдает соответствующие указания системам двигателя — тягу добавить, тягу убавить, дать реверс и т. п. Такая система во многом помогает пилотам: автоматически синхронизирует тягу на обоих движках, сообщает о неполадках и, кроме того, предостерегает людей от ошибок, в частности, не дает включить реверс в полете.

Работает это так. На основных стойках шасси установлены датчики, измеряющие нагрузку. Когда самолет поднимается в воздух, шасси разгружаются, датчики сообщают об этом компьютеру, чтобы тот знал, что самолет летит. Если при этом на компьютер поступит команда включить реверс, а это может случиться как и по ошибке пилота так и из-за технической неисправности, то команда будет проигнорирвана.

Наша история началась, 19 сентября 2008 года в 23 часа 47 минут по местному, когда самолет поехал со стоянки ко взлетной полосе. В внутри сидели женщина-капитан, второй пилот и четыре пассажира, они готовились к четырехчасовому перелету в Калифонию.

Немного поплутав в незнакомом аэропорту, летчики нашли полосу и через 8 минут после отправления со стоянки начали разгонять самолет для взлета. Через 50 секунд они достигли скорости принятия решения, после которой уже невозможно прервать взлет и оттормозиться на полосе, для этого уже не хватит места. В нашем случае эта скорость составила 250 километров в час. Через две секунды после этого летчики услышали удар и почувствовали вибрацию — это шина соскочила со внешнего колеса на правой ноге и ударила по крылу снизу. Самолет слегка потянуло вправо, обод колеса коснулся земли. Кроме того, шинные обрывки частично повредили тормоза, немного тормозной жидкости следственная комиссия найдет на полосе после.

— Продролжаем взлет! — сказал второй пилот, а затем — Взлетаем, взлетаем, взлетаем!
Тем временем скорость уже перевалила за 260.
— Взлетаем? — переспросила капитанша, она не была так уверена. В этот момент вторая, единственная оставшаяся шина соскочила с правой стойки и снова ударила под крыло.
— Нет? Хорошо. Что это, ***, было?
— Не знаю, — ответила капитан, — но мы не полетим.

Летчики выровняли самолет на полосе, поставили движкам малый газ, включили реверс и стали обжимать колеса, после чего самолет стал терять шины левой ноги. Реверс сработал как положено, двигатели снова набрали обороты, потянули назад, и уже через 9 секунд после разрыва первого колеса самолет сбавил скорость до 227 километров.

Если бы все продолжалось в том же духе, история могла бы закончиться легким испугом и, вероятно, небольшими повреждениями самолета. Но еще через секунду бортовой компьютер получил сигнал разгрузки шасси. Скорее всего остатки шины повредили датчик нагрузки правой ноги и тот передал неверные показания. Из за этого машина решила, что она летит и убрала створки реверса, сохранив при этом тягу движков. Вышло что летчики пытались тормозить колесами, а двигатель толкал самолет вперед, а так как гидравлика тормозов была частично повреждена, она не сморгла противостоять двигателям и самолет начал медленно набирать скорость. Рычаги управления реверсом при этом остались во включенном положении, так что пилотам потребовалось несколько секунд, чтобы сообразить что к чему.

«Выключить их, выключить их! — сказал второй пилот про двигаели, когда понял, в чем дело. А потом диспетчеру по радио — Нужны спасатели, мы выскочим с полосы!»

После этого обороты двигателей стали падать, но до торца оставалось всего 300 метров при скорости более 230. Самолет проскочил и эти 300 метров и 300 метров зоны безопасности — скорость к тому моменту упала до 185 — пробил аэропортовый забор, пересек пятиполосное шоссе, врезался в холм и загорелся. Летчики погибли от удара, два пассажира — от пожара. Оставшиеся двое получили ожоги второй и третьей степени.

Следственная коммиссия первым долгом обратила внимание на то, что самолет потерял все шины на основных стойках шасси, чего явно быть не должно. Из записей компании, которая техобслуживала данный борт, выясгилось, что проверку давления и подкачку шин сделали за 3 недели до этих событий, тогда как производитель самолета рекоммендует делать это ежедневно. Дело в том что в среднем шина данного типа теряет болeе 2% давления каждый день, так что за 3 недели недокач мог достигнуть 40%. Недодутое колесо испытывает большее сопротивление, перегревается и разрывается при гораздо меньших нагрузках, чем нормальное, что, по всей видимости, и случилось в тот день со всеми четырьмя шинами.

Второй основной причиной событий следователи называют решение командира прервать взлет вместо того чтобы подняться в воздух. Регламент однозначно говорит, что если самолет превысил скорость принятия решения, то кроме как лететь, другого пути нет. Попытаться остановиться можно только если есть серьезные подозрения, что самолет неуправляем. Всякие мелочи типа посторонних шумов или даже остановка одного двигателя не должны сбивать пилота с пути истинного.

Кроме того, комиссия указывает, что если всего лишь разрыв шины вызывает настолько неадекватное поведение самолета, значит его конструкция несовершенна и должна быть переработана. Также следователи порекоммендовали переделать систему управления реверсом таким образом, чтобы в случае, когда заслонки убираются по какой-либо причине, рычаги управления реверсом перещелкивались бы в выключенное положение. Тогда летчики моментально поймут, что происходит, потому один из них держит руку на этих рычагах, когда применяет реверсивное торможение.

Если хотите более подробно погрузиться в этот ужас, читайте окончательный отчет американской национальной службы безопасности на транспорте, которая вела следствие.

Лирика

На околоваиационных форумах любят обсуждать вопрос о том, кто виноватее в крушении самолета, техника или пилоты. В нашем случае все началось с недодутых шин, к чему лeтчики не имеют прямого отношения, а дальше все неоднозначно.

С одной стороны, если бы двигатель не сработал в противоположную сторону, вероятно, самолет бы остановился даже на полосе. Комиссия пишет, что оценить повреждение тормозов по обломкам нереально, так что нельзя сказать, оттормозились ли бы они или все-таки выкатились, но в любом случае авария была бы гораздо менее серьезной. С другой стороны, если бы пилоты продолжили взлет, как и положено после скорости принятия решения, самолет бы полетел, критических повреждений машина не потерпела до тех пор пока не сошла с полосы. Они взяли топлива как минимум на четыре часа, так что имели кучу времени все обдумать, долететь до длинной полосы, и даже если бы поврежденный датчик загрузки шасси выкинул бы ту же штуку на посадке, у них была бы куча места для остановки.

Тем не менее, я не могу назвать действия экипажа правильными или неправильными, мне сложно судить. Я еще не летал на самолетах, подобных Лирджету и у меня никогда стойка не разувалась на взлете (и я надеюсь, что никогда не разуется). Так что я не знаю, какие при этом ощущения, вполне вероятно, это воспринимается как что-то очень серьезное. В этом случае прервать взлет, даже если самолет уже слишком быстр, кажется хорошей идеей: лучше затормозить и даже заехать в какие-нибудь елки, чем разогнаться и упасть на них сверху. В истории авиации есть примеры, когда пилоты спасали таким образом пассажиров и самолет.

letai.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *