F-15 Eagle
!!Разделы
2. — ещё 55 F-15C и 19 F-15D были построены для Саудовской Аравии. В 1990-м году 3. — на ранних F-15C/D, как и на F-15A/B стояли F100-PW-100 Истребитель «Игл» сочетает в себе качества высокой маневренности, большого радиуса действия, мощного вооружения и современной авионики. Истребитель способен проникать глубоко на территорию противника. F-15 оснащен электронной системой управления вооружением, которая позволяет обнаруживать, захватывать и вести автоматическое сопровождение целей; осуществлять слежение за самолетами противника не зависимо от того, в чьем воздушном пространстве они находится. Вооружение и системы контроля полета самолета спроектированы так, чтобы даже один пилот мог безопасно и эффективно вести воздушный бой. Превосходная маневренность и скороподъемность истребителей F-15 достигнуты за счет высокой тяговооруженности и низкой нагрузки на крыло. Низкая нагрузка на крыло (отношение массы самолета к площади крыла) является важным фактором, влияющим на маневренность самолета, и в сочетании с высокой тяговооруженностью, дает возможность узкого разворота без потери скорости. Самолет F-15 отличается от многих других истребителей универсальной авионикой. Она включает в себя проекционный бортовой индикатор, усовершенствованный радар, инертную навигационную систему, измерительные приборы, УВЧ систему связи, тактическую систему навигации и систему посадки по приборам. Кроме того, на самолете установлена тактическая система радиоэлектронного противодействия, система распознавания «свой-чужой», система радиоэлектронного подавления и центральный цифровой компьютер. Бортовой индикатор проецирует на лобовое стекло показания приборов и информацию, собранную интегрированной системой авионики. Этот индикатор, видимый при любом освещении, обеспечивает пилота информацией необходимой для поиска и уничтожения самолетов противника без надобности отвлекаться на приборы. Многосторонняя система импульсно-доплеровского радара может обнаруживать как высоко, так и низко летящие цели, несмотря на помехи, идущие от сигнала, отраженного от земной поверхности. Радар снабжает центральный компьютер необходимой информацией о цели для эффективного управления оружием. Для близкого боя радар захватывает самолет противника на автоматическое сопровождение, и эта информация отражается на бортовом индикаторе. Система радиоэлектронной борьбы самолета F-15 выдает сообщения об опасности и автоматически принимает необходимые меры по сохранению самолета. Система распознавания «свой-чужой» информирует пилота о том, какие самолеты находятся в зоне видимости радара. Самолет F-15 несет различное оружие класса «воздух-воздух». Когда пилот изменяет одну систему вооружения на другую, визуальное управление для данного вида оружия автоматически высвечивается на проекционном бортовом индикаторе. Перехватчик «Игл» может быть оснащен различными комбинациями четырех видов вооружения класса «воздух-воздух»: ракетами «Спарроу» AIM-7F/M или улучшенными ракетами средней дальности AIM-120 класса «воздух-воздух», расположенными под фюзеляжем, AIM-9L/M «Сайдуиндер», или ракетами AIM-120, укрепленными на двух пилонах под крыльями, и 20мм пушкой барабанного типа (940 зарядов), расположенной в основании правого крыла. Для модификаций F-15C и F-15D были специально разработаны конформные топливные баки с малым аэродинамическим сопротивлением. Каждый топливный бак обладает объемом три кубометра. Благодаря навесным бакам самолету нет необходимости осуществлять дозаправку топливом во время длительного полета при выполнении важных задач. Ракеты AIM-7F/M «Спарроу» и ракеты AIM-120 могут крепиться непосредственно к топливным бакам. комментарии (1) |
www.airbase.ru
Самолет F 15: история, описание, вооружение. Маневренность

Основная трудность в создании машины — соединение показателей скорости и маневренности, необходимых самолету для перехвата. В 50-е годы главной угрозой считались высотные бомбардировщики, поэтому было начато производство истребителей быстрого подъема.
Маневренность
Яркий пример тому — истребитель F- 104А Starfighter, который взмывал ввысь, как ракета, но ему требовалось пролететь половину штата, чтобы сделать поворот на 180°.
Развитие маловысотной тактики вместе с уроками арабо-израильских войн (в особенности войны 1973 года) привело к тому, что маневренность снова стала высоко котироваться.
Истребитель ПВО JA-37 состоит на вооружении Швеции. Его основные характеристики: экипаж — один человек, максимальная взлетная масса — 17000 кг, масса пустого — 11530 кг, максимальная скорость полета — 2125 км/ч (на высоте
11000 м), практический потолок — 15500 км, боевой радиус действия — 500—1000 км, перегоночная дальность — 4000 км; силовая установка — один ТРДД ЯМ8В максимальной тягой на форсаже — 12750 кг; вооружение — одна встроенная 30-мм пушка (боекомплект 150 патронов), Rb 71 (шведское обозначение английских ракет “Скайфлэш”), Rb 24 и “Фалкон” класса “воздух—воздух”, НАР.Максимальная масса боевой нагрузки — 5000 кг. Размеры самолета: длина — 16,4 м, высота — 5,9 м, размах крыла — 10,6 м, площадь крыла — 46 м2.
Бомбардировщик F-15
Самолет F 15 McDonnell Douglas Eagle поступил на вооружение в 1974 году и вскоре стал эталоном для других истребителей. Его обычное вооружение — ракеты Sparrow на фюзеляже и Sidewinder на пилонах крыльев. Израильские самолеты могут быть оснащены также ракетами Shafrir или Python. Израильская авиация принимала участие в боях в долине Бекаа, где ею были сбиты
Зарубежная печать отмечала, что в начале военного конфликта в зоне Персидского залива в 1991 году истребители F 15 Eagle активно привлекались для завоевания локального превосходства в воздухе. По мере развития конфликта они стали применяться для изоляции района боевых действий. Подавления средств ПВО и нанесения ударов по колоннам бронетехники на марше и в боевых порядках.
McDonnell Douglas F-15 Eagle одержал две победы в боях в долине Бекаа. Стандартное устройство управления огнем для F 15 — это импульсный доплеровский радар APG-63 фирмы Hudres. Он обеспечивает возможность обзора и обстрела нижнего сектора.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета F 15 Eagle на очень высоком уровне. Оно дает возможность самостоятельно вести эффективный поиск целей в предполагаемом районе их местонахождения. Кроме того, самолет F 15 Eagle может применяться и в качестве самолета целеуказания. Передавая информацию об обнаруженных им целях другим ударным самолетам. Или обеспечивая наведение управляемого оружия на цель путем подсветки лучом лазера. Данный способ успешно использовался в операции “Буря в пустыне”.
Самолет F 15 Eagle характеризуется большой площадью крыла. Благодаря чему он имеет замечательную для самолета такого размера подвижность. Обширный фюзеляж придает ему также большую подъемную силу. Швеция, Финляндия и Дания используют самолет F 15 для целей перехвата. Австрия во второй половине 80-х годов закупила его в модифицированном варианте для своих ВВС.
aviavzlet.com
Скрытый потенциал F-15SE | Армейский вестник

Сколько бы F-35 не произвела американская компания Lockheed Martin, перспективные идеи, воплощённые не менее именитой фирмой «Boeing» в усовершенствовании самого удачного истребителя ВВС США F-15 ещё не менее 15 лет продержат этот самолёт в ВВС, который ещё долго не будет уступать новейшим европейским истребителям по основным боевым показателям и некоторым ЛТХ.
F-15A(C) изначально имел все незаурядные качества истребителя завоевания господства воздухе и дальнего перехватчика, которые сделали из него едва ли не единственный перехватчик ПВО в ВВС США. Они успели отличиться на Ближнем Востоке, а также в неравных боях в Югославии, где страны НАТО имели полное превосходство как территориально, так и технически.
Неплохо «Иглы» показали себя на Ближнем Востоке и в Ираке во время «Бури в пустыне». В те далёкие годы «нехитрая» бортовая радиоэлектроника F-15C позволяла с огромным успехом противостоять устаревшей военной авиации и плохо подготовленным пилотам ВВС Ирака, которые в основном состояли из истребителей МиГ-23МФ, МЛД, небольшого количества МиГ-29А «изделие 9-12А» (около 15 самолётов) и перехватчиков МиГ-25ПД.
Установленные на самолёты МиГ-23 БРЛС «Сапфир-23МЛА» с дальностью обнаружения цели типа F-15C не более 60 км, не шли ни в какое сравнение с «игловской» БРЛС AN/APG-63, которая обнаруживала «МиГ» на удалении около 120-130 км, БРЛС НО-93 (МиГ-29А) – около 70 км, нам «Фалкрумов» было мало и в ДВБ они всё равно проигрывали «Иглу» по параметрам БРЛС, для удачного воздушного боя лётчик должен был иметь очень высокую подготовку, чтобы либо выстоять до 25-30 км, когда РЛС НО-93 и ракеты Р-27Р начинали эффективно работать, либо довести до ближнего боя, в котором МиГ-29 был бы полным победителем, такой подготовки в ВВС Ирака не наблюдалось.
В ХХI веке военно-технологический прогресс кинул вызов базовой авиации 4-го поколения, и компания «Боинг», в состав которой в 1997 году вошла и «McDonnell Douglas» (главный разработчик F-15C) начала работы по наращиванию боевого потенциала F-15C/E.
За основу были взяты все лучшие наработки, применённые в F-15C «Eagle» и F-15E «Strike Eagle». При сохранении практически всех ЛТХ, новый F-15SE «Silent Eagle» оснастили двухместной кабиной, как и F-15E, который был также разработан в рамках программы по приданию F-15 всех возможностей «воздух-земля», и в последствии практически во всей военно-исторической и технической литературе получил звание тактического истребителя ВВС США, которое несёт и по сей день.
Наличие второго лётчика у F-15E было просто необходимо, так как тактический истребитель поколения 4+ — многофункциональная боевая машина, которая является сложным воздушным комплексом получения, обработки и использования тактической информации для нанесения удара по большинству типов целей.
Второй лётчик (он же оператор) отвечает за получение и анализ тактической информации по радиоканалу боевой тактической системы JTIDS, которая выводится на правый цветной индикатор, также изображения оптико-электронного ТВ-комплекса LANTIRN или БРЛС AN/APG-70 (левый монохромный МФИ). Также оператор наблюдает и управляет ночным ИК-каналом контейнера системы LANTIRN(правый монохромный МФИ) и ориентируется на ТВД по цветной масштабируемой карте территории, выводящейся на левый цветной МФИ. На правый цветной МФИ также может выводиться информация с широкоугольного ИЛС первого лётчика истребителя.
В распоряжении первого лётчика ИЛС, блок управления связью и системой «свой-чужой», и 3 МФИ (2 чёрно-белых и 1 цветной), поэтому он может выполнять все те задачи, за которые отвечает оператор, тем более, что все МФИ в двухместной кабине продублированы и взаимозаменяемы.
Вот такой путь прошёл F-15 до поколения 4+, так же, как Су-27 до Су-30. Номенклатура вооружения F-15E внушительная (от 3-х контейнеров с 30-мм штурмовыми авиапушками до УАБ GBU-10 Paveway II, ПРЛР «ХАРМ» а также всего списка ракет «воздух-воздух»; максимальная нагрузка может доходить до 11 тонн ), но параметров СУВ на основе устаревшей AN/APG-70 недостаточно для раскрытия всех возможностей оружия самолёта и «Боинг» и здоровой конкуренции на мировом рынке вооружений.
Решение было найдено у компании «Нортроп Грумман». «Сайлент Игл» оснастили БРЛС с АФАР AN/APG-63V3, которая ранее уже устанавливалась на несколько экспериментальных F-15C, и способна обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на расстоянии 190 км, данная БРЛС незначительно уступает РЛС истребителя F-35 AN/APG-81 по дальности (на 15-20 км) и способна работать в режиме высокоточного картографирования местности. При максимальной скорости около 2600 км/ч, РЛС AN/APG-63V3 и дальнобойных модификаций ракет AIM-120 «AMRAAM C-8» (160-170 км) , F-15SE становится отличным дальним перехватчиком в странах Запада, превосходя даже палубный F-14D «Super Tomkat», скорость которого не более 1950 км/ч. В ДВБ ему уступают и такие истребители как F-16C Block 60, «Rafale», «Grippen» и «F-2000». Су-30СМ и Су-35С конечно превосходят F-15SE в ДВБ, не говоря уже о БВБ.
F-15SE: «щёчки» по бакам воздухозаборников – конформные топливные баки, заднее вертикальное оперение имеет небольшой «развал», как у всех самолётов поколения 4++ или 5, конформные топливные баки имеют внутренний отсек вооружения и могут вмещать не менее 4-х ракет AIM-120
Ещё одной стороной, призванной привлечь заказчика, является фронтальная ЭПР F-15SE, которая по заявлениям «Boeing» около 0,3 м2, а в реальности, учитывая, что все стыки и швы и закруглённые обводы передней части фюзеляжа и наплывов остались прежними и использовались только радиопоглощающие материалы, ЭПР – не менее 0,7 м2 без оружия на внешних подвесках, очень неплохо для начала, но до 5-го поколения мега далеко. С внешними подвесками – это 1,0 – 1,5 м2, всё же лучше, чем 5 м2 у F-15C.
Заметность смогли снизить и за счёт установки двух конформных топливных баков на внешних образующих воздухозаборников, ёмкость конформных баков более 11340 л. В баки воплощено ещё одно стелс-решение – 4 внутренних отсека для вооружения масса-габаритных параметров ракеты AIM-120C, т.е. самолёт может вести завоевание превосходства в воздухе в стелс-режиме на огромном удалении от дружественной авиабазы.
При наличии двух отлично квалифицированных пилотов, и в режиме «стелс», когда заметность F-15SE минимальна, экипаж имеет время на анализ полученной тактической информации и принятие верных решений в спокойной и контролируемой полётной обстановке. Конструктивно заложенная во всех F-15 топливная система большой ёмкости и возможность размещения на подвесках ПТБ даёт истребителю возможность вести длительное патрулирование и перехват в радиусе более чем 1500 км без дозаправки, с ней дальность значительно возрастает.
Один из главных недостатков всего семейства F-15 по сравнению с нашим Су-30 – полностью горизонтальное пространственное положение второго пилота по отношению к первому (у нас тандем идёт ступенью). В БВБ оба наших пилота имеют относительно равный и хороший обзор пространства, у американцев только первый пилот
Как и на «Страйк Игл», на «Сайлент» установлены ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-229 с тягой 13200 кг, так как и один и второй потяжелели более чем на 2,5 тонны, поэтому тяговооружённость удалось сохранить и даже немного увеличить.
Помимо мощной РЛС, F-15SE впервые в истории оснащается комплексной НСЦ (нашлемной системой целеуказания) Joint Helmet Mounted Cueing System или JHMCS, которая облегчит ведение ближнего маневренного боя. Скорости разворота и энергетика маневрирования у F-15SE, как и у всех «Орлов», отличные, но значительно хуже, чем у «Рафаля», «Миража 2000-5» и российских истребителей, поэтому БВБ – не лучшая сторона «Сайлента», зато в ДВБ и СДВБ, а также в дальних ударных операциях и осуществлению ПВО равных ему не так то много, только Су-30СМ, Су-35, МиГ-31БМ и ПАК-ФА.
«Сайлент Игл» обладает почти в 1,5 раза большим, радиусом действия, чем F-22A и F-35A, стоит как F-35 (до 105 млн. долларов), большей функциональностью и большей огневой мощью за счёт наличия двух пилотов и использования внешних узлов подвески. И способен создать достойную замену в рядах устаревающего 4-го поколения в таких странах как Канада или Республика Корея.
/Евгений Даманцев/
army-news.ru
McDonnell Douglas F-15 Eagle — это… Что такое McDonnell Douglas F-15 Eagle?
Макдоннел-Дуглас[3]F-15 «Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15 Eagle) — американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения[4].
Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году. Известный тем, что ни разу не был сбит самолётами противника.[5][6]
Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии.
Конструкция
В конструкции планера самолёта используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7%). Расчётная перегрузка составляет 9 единиц с 50% запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85% от расчётных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учётом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава. Центроплан — трёхбалочной схемы, каждая балка состоит из верхней и нижней штампованных секций, изготовленных из титанового сплава. Нижняя панель центроплана также титановая. Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трёх силовых лонжеронов не приводит к потере самолёта. Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.
Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолёт имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.
Модификации
Основные
- F-15A
- Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля.
- F-15B
- Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля.
- F-15C
- Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к (под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.

- F-15D
- Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии (см. ниже).
- F-15J
- Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году.
- F-15DJ
- Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии.
- F-15N Sea Eagle
- Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970-х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак.
- F-15 AESA
- Модификация с радаром APG-79 с АФАР.
- F-15SE Silent Eagle
- Многоцелевой истребитель поколения 4+, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.
F-15E

- F-15E Strike Eagle
- Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик).
- F-15F Strike Eagle
- Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E.
- F-15H Strike Eagle
- Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции.
- F-15I Ra’am (Гром)
- Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля.
- F-15K Slam Eagle
- Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи.
- F-15S Strike Eagle
- Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии.
- F-15SG Strike Eagle
- Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.
Экспериментальные самолёты
Самолёт НАСА F-15B Research Testbed, номер #836 (74-0141), с оборудованием Quiet Spike для исследования звукового барьера.- F-15 Streak Eagle (72-0119)
- Облегчённый и неокрашенный вариант F-15A, установивший восемь мировых рекордов скороподъёмности между 16 января и 1 февраля 1975 года; был передан Национальному музею ВВС США в декабре 1980 года.[7]
- F-15S/MTD (71-0290)
- Один TF-15A был переоборудован в экспериментальный самолёт КВВП, на котором в дальнейшем проводили исследования систем управления. Самолёт оснащался двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
- F-15 MANX
- Проект обозначения экспериментального самолёта F-15 без хвостового оперения, программа создания которого была закрыта.
- F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287)
- Два F-15A были переданы исследовательскому центру НАСА в 1976 году. Самолёты использовались во множестве исследовательских программ, например, Highly Integrated Digital Electronic Control (HiDEC), Adaptive Engine Control System (ADECS), Self-Repairing and Self-Diagnostic Flight Control System (SRFCS) и Propulsion Controlled Aircraft System (PCA).[8] Самолёт с серийным номером 71-0281 был возвращён ВВС и в 1983 был установлен в качестве памятника на АБ Лэнгли.
- F-15/ASAT
- Самолёт переоборудованный в качестве носителя противоспутниковой ракеты ASAT, первый пуск которой был произведён 21 января 1984 года. В конце 1980х программа была закрыта.
- F-15B Research Testbed (74-0141)
- Получен в 1993 году Исследовательским центром НАСА для проведения экспериментов.[9]
Боевое применение
Первый случай применения F-15 в реальном бою произошёл 27 июня 1979 года, когда группа израильских самолётов во время налёта на позиции палестинских боевиков в Ливане была перехвачена самолётами ВВС Сирии. В этом бою F-15 сбили четыре МиГ-21, первую победу одержал Моше Мааром (Мельник), впоследствии ставший бригадным генералом.[10] В последующие годы израильские «Иглы» ещё несколько раз встречались с сирийскими МиГ-21 над Ливаном. Они активно участвовали в Ливанской войне (1982). Согласно израильским данным, всего с июня 1979 по ноябрь 1985 года F-15 одержали 56—57 воздушных побед без единой потери.[11] По оценке российского исследователя Владимира Ильина, это число «с точностью до самолёта» подтверждается сирийской стороной.[12]
В разное время сирийцы сообщали о сбитии нескольких F-15. В частности, во время Ливанской войны они заявили об уничтожении «не менее пяти» самолётов этого типа; примечательно, что на все победы претендуют пилоты МиГ-21, а не более современных МиГ-23.[11] В различных российских источниках также сообщается, что после Ливанской войны сирийским МиГ-23 удалось сбить три F-15, однако никаких подробностей этих боёв не приводится, точная дата и даже год этих побед остаются неясными: по одним данным, первые две победы одержаны 4 октября 1982 года,[13] по другим — 4 октября 1983 года,[14] а по ещё одной версии, все три победы одержаны в декабре 1982 года.[15] Израильская сторона не подтверждает ни одну из заявленных сирийских побед и сообщает лишь о повреждении одного «Игла» ракетой «воздух-воздух» 9 июня 1982 во время Ливанской войны; самолёт вернулся на базу и был отремонтирован.[11]
Во время войны в Персидском заливе (1991) истребители F-15C использовались ВВС США для завоевания превосходства в воздухе, и на их долю пришлось большинство воздушных побед авиации Многонациональных сил. Американские «Иглы» сбили 34 иракских самолёта и вертолёта (с учётом двух побед в марте 1991 года после окончания боевых действий), ещё два самолёта были сбиты саудовскими F-15. Больше всего было сбито МиГ-23 (восемь), «Мираж» F.1 (шесть, без учёта ещё двух, сбитых саудовским F-15), МиГ-29 (пять), Су-22 (пять).[16] У истребителей F-15C потерь не было, но два истребителя-бомбардировщика F-15E были сбиты иракской ПВО.
В ходе операции НАТО против Югославии (1999) американские F-15 сбили четыре югославских МиГ-29, все потери подтверждены сербской стороной.[17] Лётчиками МиГ-29 заявлено сбитие двух F-15,[17] что не подтверждается американской стороной.
Согласно официальным данным США [18], за всё время эксплуатации F-15 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 38 самолётов и 2 вертолёта противника.
Как отмечает американский авиационный историк Джон Коррел, по состоянию на 2008 год самолёты F-15 одержали в общей сложности 104 воздушные победы без единой потери.[19] Хотя о сбитии F-15 в разное время заявляли Сирия и Югославия, известна только одна никем не оспариваемая потеря самолёта этого типа от действий другого истребителя: в 1995 году F-15J ВВС Японии был случайно сбит другим F-15J во время учебного воздушного боя.[20]
Тактико-технические характеристики (F-15C Eagle)
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Авионика
На вооружении
Потери
- 22 ноября 1995 года истребитель F-15J ВВС Японии (серийный номер 72-8846) был сбит ракетой Sidewinder AIM-9L во время учебного воздушного боя[20].
- 1 марта 1998 года в районе города Наблус во время выполнения тренировочного полёта столкнулся с 70-метровой мачтой антенны радиостанции и разбился истребитель F-15B военно-воздушных сил Израиля, погибли оба члена экипажа. Это был четвёртый F-15 израильских ВВС, разбившийся при выполнении учебных полётов в период с 1983 года, при этом во всех четырёх случаях пилоты погибли[28].
- 30 апреля 2002 года истребитель F-15C ВВС США (серийный номер 80-0022ET) разбился над Мексиканским заливом[29], пилот погиб.
- 21 января 2004 F-15S ВВС Саудовской Аравии потерпел крушение, оба пилота погибли[30].
- 16 сентября 2004 года разбился истребитель F-15C ВВС Саудовской Аравии, пилот погиб[31].
- 17 января 2006 на Окинаве упал F-15 ВВС США[32].
- 30 мая 2007 истребитель F-15D разбился в штате Индиана, пилот катапультировался[33].
- 30 июля 2008 — истребитель F-15D (серийный номер 85-0131) ВВС США потерял управление и разбился во время учебно-тренировочного полёта в штате Невада, экипаж катапультировался (в результате, один пилот погиб при столкновении с землёй, второй получил лёгкие травмы).
- 22 марта 2011 истребитель F-15E ВВС США разбился в Ливии.
- 24 мая 2011 самолёт ВВС Саудовской Аравии разбился на востоке страны, пилот погиб[34].
- 7 октября 2011 года в Японии у самолёта оторвался ПТБ и упал на жилые районы, жертв нет[35].
- 24 октября 2011 F-15 ВВС США разбился в Неваде[36].
- 3 декабря 2012 F-15 ВВС Саудовской Аравии упал в Персидский залив в ходе выполнения учебного полёта[37].
Ссылки
Литература
- В. Долбня. Истребитель F-15 в воздушном бою // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1982, стр.39-44
- Ильин В. Первенец в четвёртом поколении (рус.) // Крылья Родины. — М., 1992. — № 4. — С. 14. — ISSN 0130-2701.
- В. Рудов. Американский тактический истребитель F-15 «Игл» // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1998. стр.31-33
- Кузьмин А. Американские тактические истребители F-15 «Игл» (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 2000. — № 2.
- А. Алексеев. Усовершенствованная РЛС для истребителя F-15C // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (638), 2000. стр.53
Примечания
- ↑ Boeing: F-15K Republic of Korea — F-15K Facts
- ↑ 1 2 F-15 EAGLE
- ↑ С 1997 года — Боинг.
- ↑ Сергей Птичкин «Пятёрка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
- ↑ Davies and Dildy 2007, inside cover.
- ↑ Spick 2000, p. 127.
- ↑ McDonnell Douglas F-15 Streak Eagle fact sheet.
- ↑ Dryden Flight Research Center. F-15 Flight Research Facility fact sheet.
- ↑ Dryden Flight Research Center. F-15B Research Testbed fact sheet.
- ↑ An Eagle evolves
- ↑ 1 2 3 Олег Грановский. Потери ВВС Израиля в Ливане
- ↑ «Интересно отметить, что, в отличие от «рекламных игр» Дженерал Дайнэмикс, фирма Макдоннелл-Дуглас — поставщик самолёта F-15 — всегда сообщала достаточно достоверную информацию о своих самолётах. Поэтому оценки боевых возможностей «Игла», сделанные авиационными специалистами до конфликта 1982 г., в ходе боевых действий практически полностью подтвердились. Эта фирма проявила добросовестность и в информировании об итогах боевого применения своей машины, сообщив, что в период с 1979 по 1982 г. самолёты F-15A ВВС Израиля сбили 56,5 сирийских истребителей (один МиГ-21 «Игл» поделил с «Кфиром»). Это «с точностью до самолёта» согласуется с сирийскими данными.» Владимир Ильин. Боевое применение МиГ-23
- ↑ F-15A/B Eagle (airwar.ru)
- ↑ Владимир Ильин. Боевое применение МиГ-23
- ↑ МиГ-23МЛ (airwar.ru)
- ↑ The Gulf War Air Combat Box Score: USAF F-15C’s from Air-to-Air Squadrons Achieved 34 x Total Kills
- ↑ 1 2 Диего Зампини. Рыцари Короля Лазаря
- ↑ [http:// http://www.au.af.mil/au/afhra/avc.asp]
- ↑ John T. Correll. The Reformers
- ↑ 1 2 F-15J (globalsecurity.com)
- ↑ F-15A на airwar.ru
- ↑ Order of Battle — Israel
- ↑ The Military Balance 2010. p.-256
- ↑ Order of Battle — Saudi Arabia
- ↑ The Military Balance 2010. p.-271
- ↑ Order of Battle — Japan
- ↑ The Military Balance 2010. p.-410
- ↑ Израиль // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1998. стр.58
- ↑ Самолет «F-15» американских ВВС потерпел катастрофу в Мексиканском заливе // «РИА Новости» от 1 мая 2002
- ↑ Разбился самолет саудовских ВВС, двое пилотов погибли // «РИА Новости» от 21 января 2004
- ↑ В Саудовской Аравии разбился военный самолет // «РИА Новости» от 16 сентября 2004
- ↑ У Окинавы упал в море американский истребитель F-15 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
- ↑ В штате Индиана потерпел крушение истребитель ВВС США // «РИА Новости» от 30 мая 2007
- ↑ Истребитель F-15 потерпел крушение в Саудовской Аравии, пилот погиб // «РИА Новости» от 24 мая 2011
- ↑ Топливный бак упал с истребителя недалеко от жилых районов в Японии | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
- ↑ Истребитель ВВС США разбился в штате Невада, сообщают СМИ | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
- ↑ Истребитель F-15 саудовских ВВС разбился в Персидском заливе | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
dic.academic.ru
Истребитель F-15 «Игл» (1976) — Вооружение — ВВС (Военно-воздушные силы) — Top secret
В. Юдин
Следуя опасным для дела мира агрессивным курсом, империалистические силы США продолжают гонку вооружении, наращивают боевую мощь всех видов вооруженных сил, в том числе и ВВС, уделяя при этом большое внимание их техническому оснащению. На вооружение частей и подразделений ВВС США поступают новые, более совершенные самолеты различного предназначения. Одним из них является тактический истребитель F-15 «Игл», который разработан по программе FX, предусматривавшей создание истребителя для ведения воздушного боя с возможностью его использования для нанесения ударов по наземным целям.
Исследования по проекту истребителя F-I5 начались в 1965 году. Через три года были выработаны основные требования, предъявляемые к самолету. В соответствии с этими требованиями самолет должен иметь: тяговооруженность больше единицы, скороподъемность вдвое больше, чем у истребителя F-4 «Фантом», скорость полета на малых высотах М=1,2, скорость установившегося горизонтального полета на больших высотах М=2,2, максимальную скорость полета (на высоте 18000 м) М=2,5, нормальный взлетный вес (без подвесных баков) до 18,1 т.
Затем был проведен конкурс проектов с участием нескольких ведущих американских фирм. В конце 1969 года ВВС США выбрали проект фирмы «Макдоннелл-Дуглас» и заключили с ней контракт на разработку истребителя. По контракту предусматривалось строительство 20 опытных самолетов (18 одноместных истребителей F-15 и два учебно-тренировочных двухместных самолета TF-15).
Летные испытания первого опытного образца самолета F-15 начались в июле 1972 года, a TF-15 в июле 1974 года. Первый серийный самолет F-15 был построен в ноябре 1974 года, и с начала 1975 года такие самолеты поступают на вооружение ВВС США.
Истребитель F-15 «Игл» представляет собой моноплан с высоко-расположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, размещенными в хвостовой части фюзеляжа.
Фюзеляж состоит из трех основных секций. В носовой секции, изготовленной почти целиком из алюминиевого сплава, размещены кабина и большая часть бортового электронного оборудования (95%). В кабине установлено автоматизированное катапультируемое сиденье с ракетным ускорителем. Используя это сиденье, летчик может покинуть самолет на земле и на любой высоте полета в диапазоне скоростей 0- 1100 км/ч. Объем кабины позволяет разместить в ней экипаж из двух человек (эта возможность реализована на учебно-тренировочном самолете TF-15), Центральная секция фюзеляжа выполнена тоже в основном из алюминиевых сплавов (за исключением трех титановых задних шпангоутов). В центральной секции размешены четыре фюзеляжных топливных бака и боекомплект авиационной пушки. Хвостовая секция фюзеляжа, в которой располагаются двигатели, сделана из титанового сплава, а в конструкции хвостового оперения наряду с титановыми сплавами широко применяются боро- и графитоэпоксидные композиционные материалы.
Крыло самолета имеет сравнительно большую площадь, относительно малое удлинение (около 3). Для упрощения конструкции и уменьшения веса оно выполнено без средств механизации на носке (однако предусмотрена возможность их установки). Средствами механизации крыла служат только простые односекционные закрылки (угол отклонения 30°) и элероны.
Система управления самолетом электромеханическая. Продольное управление обеспечивается отклонением стабилизатора, а поперечное — дифференциальным отклонением консолей стабилизатора и элеронов. На верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика расположен воздушный тормоз.
В качестве основных конструкционных материалов для изготовления планера применяются алюминиевые (35,5% по весу) и титановые (26,7%) сплавы, а также композиционные и другие материалы (37,8%). По данным зарубежной печати, самолет F-15 является первым американским истребителем, в конструкции планера которого в значительной мере использованы композиционные материалы, за счет чего было достигнуто существенное уменьшение его веса. Расчетный экономический срок службы планера самолета F-15 более 8000 ч.
Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двух-контурных двигателей F100-PW-100 фирмы «Пратт Уитни». Максимальная тяга каждого из них без включения форсажа 6700 кг, а на форсажном режиме — 11300 кг. Удельный расход топлива двигателя на 15% меньше, чем у подобных двигателей, созданных ранее. По сообщениям зарубежной печати, при атаке наземных целей самолет F-15 по сравнению с истребителем F-4 «Фантом» (при одинаковом весе боевой нагрузки) имеет в 1,5 раза больший радиус действия. Двигатели самолета F-15 взаимозаменяемы, каждый из них имеет 10 разъемов, соединяющих его с планером и системами самолета, тогда как двигатель J79-GE-8 самолета F-4 имеет 34 разъема. В иностранной печати сообщалось, что время замены двигателя не превышает 30 мин, а группа опытного технического персонала осуществляла его замену за 19 мин. Двигатели самолета F-15 имеют модульную конструкцию, что значительно облегчает их техническое обслуживание.
Воздухозаборники двигателей боковые, прямоугольные (с косым срезом входного отверстия) и многоскачковые. Регулирование скачков и расхода воздуха обеспечивается автоматически (в зависимости от скорости полета и температуры заторможенного воздуха). Передняя часть воздухозаборника подвешена к основанию на шарнирах и при изменении угла атаки самолета может отклоняться вверх (на 4°) и вниз (на 10°), уменьшая тем самым влияние искажений потока воздуха на входе и повышая устойчивость работы двигателя при резком маневрировании самолета.
Запас топлива на самолете размещается в четырех фюзеляжных баках и двух баках-отсеках, сделанных в корневой части крыла. Для увеличения дальности полета самолета на нем может быть подвешено до трех дополнительных баков емкостью по 2270 л (на двух подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах).
Кроме того, самолет может быть снабжен двумя специальными контейнерами, плотно прилегающими к боковым поверхностям фюзеляжа (под корневой частью крыла). Длина каждого 9,9 м, максимальный размер поперечного сечения 0,61х0,92 м. Суммарная емкость их около 6400 л, что, по мнению американских специалистов, позволяет увеличить дальность полета самолета почти вдвое. Как сообщалось в зарубежной печати, в случае необходимости такие контейнеры могут быть использованы для установки дополнительного оборудования (например, электронных средств РЭБ, лазерного целеуказателя, инфракрасных датчиков, аэрофотоаппаратов, кинокамер) и вооружения. По заявлению специалистов фирмы, летные испытания самолета F-15 показали, что его характеристики по управляемости и маневренности (при установке на кем контейнеров) почти не изменяются по сравнению с соответствующими данными самолета без контейнеров.
Самолет F-15 «Игл» оснащен системой управления оружием фирмы «Хьюз» с многофункциональной поисковой РЛС, способной обнаруживать воздушные пели на больших и малых высотах на фоне сигналов, отраженных от поверхности земли. По данным зарубежной печати, дальность обнаружения целей с помощью этой РЛС 80 км, а дальность их «захвата» около 60 км. В состав электронного оборудования входят также инерциальная навигационная система, индикатор отображения данных на лобовом стекле, радионавигационная система TACAN, автоматическая встроенная система проверки бортовой аппаратуры, система опознавания «свой — чужой». Кроме этого, имеется специальная аппаратура предупреждения летчика об облучении самолета РЛС противника, сигнализации о наличии в задней полусфере приближающихся к самолету ракет, создания помех радиоэлектронным средствам противника.
Самолет F-15 оснащен современной системой посадки в сложных метеорологических условиях ILS, радиосвязным и другим электронным оборудованием. На нем установлена бортовая цифровая ЭВМ (емкость запоминающего устройства 16 тыс. 32-разрядных слов). Она получает информацию от входящего в комплекс бортового оборудования, обрабатывает ее и выдает данные на устройства отображения и исполнительные элементы систем. Как сообщалось в иностранной печати, вес бортового оборудования самолета F-15 около 500 кг, а стоимость почти 2 млн. долларов.
Вооружение самолета состоит из встроенной 20-мм шестиствольной пушки М-61/А-1 «Вулкан» (скорострельность 6000 выстр./мин. боезапас 960 патронов), установленной в правом воздухозаборнике у корневой части крыла, и различных вариантов подвесок авиабомб, ракет и другого оружия на наружных узлах. Например, для ведения воздушного боя на самолоте могут быть подвешены: четыре УР AIM-7F «Спарроу» (на нижних внешних кромках воздухозаборников двигателей — по две ракеты одна за другой) и четыре ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» (по две ракеты на двух подкрыльевых пилонах). По сообщениям зарубежной печати, в дальнейшем вместо ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» предусматривается использовать ракету ближнего воздушного боя «Эджайл» с инфракрасной системой наведения.
При использовании самолета F-15 для нанесения ударов по наземным целям на нем подвешиваются авиабомбы (фугасные, зажигательные, кассетные и т. д.), управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения. Максимальная боевая нагрузка самолета 5500 кг (на внешних узлах подвески).
Как сообщалось в иностранной печати, по маневренным характеристикам истребитель F-15 «Игл» превосходит многоцелевой тактический истребитель F-4 «Фантом» в два раза. Высокая маневренность достигается в основном за счет большой тяговооруженности самолета, которая позволяет ему при необходимости осуществлять набор высоты на сверхзвуковой скорости. По сообщениям зарубежной печати, разгон самолета от дозвуковой крейсерской скорости до сверхзвуковой занимает менее минуты, а небольшая удельная нагрузка на крыло обеспечивает выполнение маневра с перегрузкой 5 при наличии некоторого избытка тяги для разгона. При испытаниях самолета были достигнуты перегрузки в диапазоне от -3 до +9 (с 50-процентным запасом топлива).
Созданный с учетом опыта военных действий в Юго-Восточной Азии, истребитель F-15 предназначен в основном для полетов с большими околозвуковыми скоростями на средних высотах. Он может также совершать устойчивый продолжительный полет (на форсажном режиме) со скоростью М = 2,3 и кратковременно М=2,5. Основные тактико-технические характеристики самолета приведены в таблице.
По сообщениям зарубежной печати, при создании самолета F-15 специалисты фирмы стремились обеспечить наименьший объем работ по его техническому обслуживанию по сравнению с любым истребителем такого же класса, состоящим на вооружении ВВС США. Одним из конкретных условий, выдвинутых фирме со стороны ВВС на этапе разработки, являлось то, что для технического обслуживания истребителя F-15 на 1 ч налета должно затрачиваться на 50% человеко-часов меньше, чем для самолета F-4 «Фантом», при этом потребность в обслуживающем персонале должна быть сокращена не менее чем на 15%
Для выполнения этих условий были использованы некоторые новые конструктивные решения, в частности размещение вспомогательных агрегатов двигателей на фюзеляже (а не на двигательных рамах), что, по мнению американских специалистов, позволит упростить монтаж двигателя после ремонта и смену его агрегатов; выполнение двигателя из пяти независимых модулей с возможностью снятия любого из них для ремонта, не нарушив целостности его остальной части; отсутствие средств механизации на передней кромке крыла с целью упрощения его конструкции; высокое расположение крыла для облегчения обслуживания и подвески боевой нагрузки, топливных баков и т. д.
По заявлению специалистов фирмы «Макдоннелл-Дуглас», для технического обслуживания истребителя F-15 потребуется не более 11,3 человеко-часов на 1 ч налета, в то время как для самолета F-4 «Фантом» требуется 24 человеко-часа. По сообщениям иностранной печати, при выполнении программы летных испытаний подготовка самолета F-15 к повторному вылету с типичным вооружением истребителя занимала 12 мин, то есть на 45% меньше, чем самолета F-4.
В соответствии с планами американского командования самолеты F-15 совместно с легкими истребителями F-16 будут основой истребительной тактической авиации ВВС США в ближайшие 15-20 лет. Всего для ВВС США запланировано выпустить 729 серийных самолетов F-15 (включая двухместные учебно-тренировочные самолеты TF-15). Окончание поставок этих самолетов намечено на 1982 год. По сообщениям зарубежной печати, к началу 1976 года в ВВС США поступило более 30 серийных самолетов F-15 и 20 таких же самолетов, участвовавших в закончившейся программе летных испытаний. По заявлению представителей фирмы, к середине 1976 года темп выпуска самолетов возрос до девяти машин в месяц.
Участвуя в непрекращающейся в капиталистических странах гонке вооружений и стремясь нажить на ней еще большие капиталы, руководство фирмы и другие заинтересованные американские круги ведут большую работу по привлечению покупателей за рубежом. С этой целью в американской печати широко рекламируются самолеты F-15. Представители фирмы рассчитывают, что им удастся продать около 1800 самолетов, из них не менее 700 — за границу. Потенциальными покупателями они считают Израиль, Канаду, Японию и некоторые другие капиталистические страны.
Основные тактико-технические характеристики истребителя F-15 «Игл»
Экипаж, человек 1
Вес, кг.
пустого самолета 12 250
нормальный взлетный 18150
максимальный взлетный 25 400
Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг 5 150
Максимальная боевая нагрузка на внешних подвесных, кг 5500
Максимальная скорость, км/ ч:
на высоте 12 000 м 2 650 (М — 2,5)
на малой высоте (300 м) 1 470 (М — 1,2)
Скорость отрыва, км/ч 260
Посадочная скорость, км/ч 220
Длина разбега, м 270
Длина пробега, м 760
Радиус действия в варианте истребителя, км 460
Практический потолок, м 21 000
Перегоночная дальность, км 4 600
Максимальная продолжительность полета (с подвесными топливными баками) без дозаправки в воздухе, ч 5,5
Размеры самолета, м:
длина 19,45
высота 5,68
размах крыла 13,05
Угол стреловидности крыла по передней кромке, град 45
Площадь крыла, м2 56,5
Зарубежное военное обозрение, 1976, №9, с. 59-63
pentagonus.ru
F-15E — последний из «Орлов» ч2 — Вооружение — ВВС (Военно-воздушные силы) — Top secret
HTML clipboardF-15E — последний из «Орлов» ч2 (ч1)
Владимир Ильин
Конструкция самолета F-15E
Многофункциональный истребитель F-15E по конфигурации практически идентичен двухместным самолетам F-15B и F-15D. Однако он отличается от них существенно переработанной конструкцией, что связано с увеличением взлетной массы. По сравнению с F-15D планер, заново перепроектированный на 60%, значительно усилен. Его ресурс увеличен до 16000 часов.
Ряд элементов хвостовой части фюзеляжа и створки основных стоек шасси выполнены из титанового сплава с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки. Это позволило несколько увеличить объем двигательного отсека (при сохранении внешних обводов самолета) и обеспечить его совместимость как с «родными» двигателями F100 фирмы Пратт-Уитни, так и с более мощными и крупногабаритными F110 Дженерал Электрик.
Благодаря использованию передовой технологии, число деталей планера из титановых сплавов было уменьшено с 755 до менее чем 50. Оказалось возможным отказаться от использования около 10000 заклепок, что обеспечило экономию 73 кг массы планера. Кабина двухместная с лобовым стеклом повышенной птицестойкости.
Подверглось существенному усилению шасси самолета. Применены тормоза с углеродными дисками.
Силовая установка первых 134 самолетов состоит из двух двигателей Пратт-Уитни F100-PW-220 (2×10650 кгс), аналогичных используемым на прицельного модуля выводится на один из кабинных экранов. После опознавания летчиком цели (при широком поле зрения) система переключается на узкое поле зрения, выполняется захват цели и начинается ее автоматическое корреляционное сопровождение и выбор оружия. При использовании УР «Мейврик» с тепловизионным или телевизионным наведением, головки самонаведения ракет, находящихся на внешней подвеске, автоматически ориентируются и запираются на цель, после чего выполняется пуск без участия летчика. При использовании КАБ с лазерным наведением система выполняет автоматическую подсветку цели, в случае применения обычных свободнопадающих бомб лазерный дальномер обеспечивает повышенную точность бомбометания.
При создании системы FLIR предусматривалась возможность автоматического сопровождения в ИК канале до шести наземных неподвижных целей, однако в серийном комлексе LANTIRN этого достичь не удалось и существующий образец комплекса способен автоматически сопровождать лишь одну цель. В настоящее время ведутся работы по дальнейшему совершенствованию системы. В частности, ее предполагается оснастить более мощным лазером, обеспечивающим подсветку наземной цели при полете на высоте до 13 км (мощность существующего лазера ограничивают высоты применения КАБ величиной 4-5 км).
Бортовые средства радиоэлектронной борьбы объединены в комплекс, включающий станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56C, передатчик активных шумовых и имитирующих помех AN/ALQ-135, а также разбрасыватель радиолокационных отражателей и ИК ловушек.
Первоначально самолет F-15E планировалось оснастить терминалом единой системы распределения тактической информации JTIDS класса 2 (терминалы JTIDS класса 1 устанавливались на самолетах ДРЛО Е-3). Новое оборудование должно было значительно расширить боевые возможности машины. Экипаж истребителя, снабженного терминалом JTIDS, должен был получать на кабинном цветном экранном индикаторе информацию о трассах воздушных целей и угрозах со стороны наземных средств ПВО противника, а также сведения о государственной принадлежности целей, передаваемые с борта самолета ДРЛО. Кроме того, на экран должны были выводиться данные о наличии вооружения и топлива на борту других взаимодействующих истребителей, оснащенных системой JTIDS, что облегчало организацию групповых действий. Летчики могли в короткий промежуток времени, с высокой степенью защищенности от помех и прослушивания противником, получить целеуказание и санкцию высшего командования на нанесение удара.
Летные испытания первого самолета F-15C с терминалом JTIDS класса 2 начались в июне 1985 года (фирмами Керфотт и Коллинз для ВВС была выпущена опытная партия — 31 комплект аппаратуры). Однако в 1994 году оборудование JTIDS, установленное на 12 истребителях F-15C, все еще проходило войсковые испытания в 390-й эскадрилье, входящей в состав 366-го «экспериментального» смешанного авиакрыла. Скорее всего, эти самолеты до настоящего времени являются единственными «Иглами» с терминалами JTIDS класса 2. Во всяком случае, информация о массовом оснащении этой аппаратурой истребителей F-15E и F-l 5С отсутствует, а весной 1995 года на самолете — летающей лаборатории ВВС США F-15D началась отработка более легкого и простого варианта системы, что может косвенно свидетельствовать о неудовлетворительных итогах испытаний 1994 года.
После палубного истребителя Мак-доннелл-Дуглас F/A-18, F-15E стал вторым американским боевым самолетом, имеющим, как говорят в США, «стеклянную кабину», т.е. приборное оборудование, основным информационным элементом которого являются многофункциональные дисплеи.
Система отображения информации в передней кабине включает широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) Кайзер IR-2394/A и три многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках (один цветной размером 127×127 мм и два монохромных форматом 152×152 мм). На ИЛС может выводиться «картинка», поступающая от тепловизионных датчиков системы LANTIRN.
В кабине оператора установлено четыре индикатора на ЭЛТ (два цветных, с размером экрана 127×127 мм, и два монохромных форматом 152×152 мм), на которых отображаются обработанная информация БРЛС, прошедшая цифровую обработку и видеоизображение, поступающее от ИК датчиков системы LANTIRN. Кроме того, на один из индикаторов посредством специальной проекционной системы Бендикс/ Кинг RP-341/A с микропленочного носителя информации может выводиться подвижная карта местности. В 1996 году планировалось начать замену этой системы цифровой картой фирмы Хонеуэлл.
Вооружение самолета F-15E включает встроенную пушку М61А1 (20 мм, 512 снарядов на самолетах ранних выпусков и 450 — на более поздних). Боевая нагрузка размещается на двух подкрыльных, центральном подфюзеляжном и четырех конформных фюзеляжных узлах внешней подвески. При установке конформных топливных баков, часть вооружения может располагаться на четырех «тангенциальных» (угловых) узлах у нижних боковых кромок конформных топливных баков.
Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» представлено УР AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-7 «Спэрроу» и AIM-120 AMRAAM (ракеты AIM-7 и AIM-120 могут размещаться как на под фюзеляжных АКУ, так и на «тангенциальных» узлах подвески под конформными ПТБ). В комплект вооружения может входить до четырех ракет AIM-7 и AIM-9 или до восьми AIM-120. Для действий по наземным целям самолет может нести УР Хьюз AGM-65 «Мейврик» (до шести под крылом). Самолет может нести противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (до четырех под крылом), широкий спектр управляемых (в частности, GBU-15) и неуправляемых бомб.
Как и F-111, самолет F-15E является носителем тактического ядерного оружия. Он может брать на борт до двух бомб В-57 и В-61 (в том числе и новейшие боеприпасы В61 Mod 11, принятые на вооружение ВВС США в конце 1996 года и обладающие способностью поражать современные заглубленные сильнозащищенные цели — стратегические командные пункты, укрытия т.п.).
Оружие класса «воздух-воздух», как и на самолете F-15C,
включает УР AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-7 «Спэрроу» и AIM-120 AMRAAM.
Боевое применив F-15E
Многофункциональные истребители F-15E впервые были использованы в боевых действиях в районе Персидского залива зимой 1991 года. На начальном этапе «Бури в пустыне» основными целями этих самолетов были наиболее важные объекты в глубине территории противника — командные пункты, центры ПВО, крупные склады, аэродромы, узлы коммуникаций и т.п. В дальнейшем, когда Саддам Хуссейн стал методично бомбардировать объекты на территории Саудовской Аравии и Израиля баллистическими ракетами Р-17 советского производства, известными на Западе как «Скад», а также их более дальнобойными и менее точными иракскими модификациями, а ЗРК ПВО «Пэтриот» показали почти полную импотенцию в борьбе с этими целями, истребители F-15E были широко задействованы для борьбы с мобильными пусковыми установками ракет. Самолеты применялись, в основном, в ночное время, с использованием системы LANTIRN. При этом команды наведения поступали на борт истребителя с самолета радиолокационного наблюдения Е-8 J-STARS. Часть многофункциональных истребителей еще не имела полного комплекта LANTIRN, отсутствовал контейнер с прицельным блоком и лазерным дальномером-целеуказателем. Недоведенность системы потребовала, в качестве временной меры, оснащения части самолетов контейнерами с оптоэлектронной системой AN/AVQ-26 «Пейв Тэк», демонтированным с устаревших самолетов F-4E.
Относительно слабая подготовленность экипажей (летчики и штурманы-операторы только приступили к освоению LANTIRN) привела к снижению эффективности использования самолетов F-15E в ночных условиях. Так, в течение первых 10 дней боев американцам так и не удалось уничтожить ни одного «Скада». В дальнейшем они изменили тактику, отказавшись от поиска самих пусковых установок и сосредоточив усилия на минировании «внаброс» дорог, по которым перемещались неуловимые ракеты. Это принесло некоторый успех и несколько «ракетовозов» подорвалось на малогабаритных минах, после чего, лишенные подвижности, были добиты ударными самолетами.
Однако несмотря на некоторые неудачи, по мнению американского командования, многофункциональные истребители F-15E оправдали возлагавшиеся на них надежды. Самолеты этого типа выполнили в общей сложности 2142 боевых вылета. Естественно, не обошлось без потерь от ПВО Ирака. Первоначально пресс-служба союзников объявила об одном сбитом самолете этого типа. В дальнейшем начали писать уже о двух уничтоженных самолетах. Наконец, в справочнике Jane’s all World’s Aircraft 1996-97 сообщается о потере трех истребителей F-15E (возможно, это еще не последнее слово: американцы весьма неохотно признают свои неудачи, скрывая их весьма умело и изобретательно) .
Уже после окончания «Бури в пустыне» самолеты F-15E ВВС США имели несколько боевых столкновений с иракскими истребителями-перехватчиками МиГ-25П, закончившихся для обоих сторон без результатов.
|
ТТХ F-15E | |
Размах крыла | 13,05 м |
Длина самолета | 19,43 м |
Высота | 5,63 м |
Размах стабилизатора | 8,61 м |
Колея шасси | 2,75 м |
База шасси | 5,42 м |
Площадь крыла | 56,49 м2 |
Максимальная взлётная масса | 36741 кг |
Масса пустого (без вооружения, боекомплекта и пилонов внешней подвески) | 14515 кг |
Масса снаряженного | 28440 кг |
Максимальная посадочная масса: | |
без ограничений на параметры посадки | 20094 кг |
при ограниченной вертикальной скорости | 36741 кг |
Масса топлива JP-4 во внутренних баках | 5952 кг |
масса топлива JP-4 в двух КТБ | 4265 кг |
масса топлива в трёх ПТБ | 5396 кг |
Общая максимальная масса топлива | 15613 кг |
Максимальная боевая нагрузка: | |
предельная (расчетная) боевая нагрузка | 11100 кг |
Максимальное число М полета: | |
без комформных топливных баков | 2,5 |
с комформными топливными баками | 1,8 |
Максимальный боевой радиус действия с КТБ: | |
с ПТБ, при полете по смешанному профилю | 1270 км |
без ПТБ на предельно малой высоте | 600 км |
с ПТБ на предельно малой высоте | 800 км |
перегоночная дальность | 4445 км |
Авиация и космонавтика В24 С.28-39
pentagonus.ru
Истребитель F-15A Eagle (США)
Концептуальные исследования по созданию нового истребителя (программа FX) начались в США в ноябре 1965 года, а в сентябре 1968 года ВВС направили предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. В 1969 году в качестве разработчика F-15 была выбрана фирма «McDonnell Douglas». Большая доля веса самолета, приходящаяся на топливо, низкая удельная нагрузка на крыло и высокая тяговооружеиность обусловили значительный взлетный вес истребителя. По мнению американских экспертов, выдержать приемлемые его габариты можно было только за счет повышения удельной весовой тяги двигателя и уменьшения веса и объема электронного оборудования. В результате в феврале 1970 года для самолета был выбран двигатель F100-PW-100 фирмы «Пратт энд Уитни», а через несколько месяцев — РЛС AN/APG-63 фирмы «Хьюз».
Первый контракт предусматривал строительство 18 одноместных истребителей F-15A и двух учебно-тренировочных двухместных самолетов TF-15 (их обозначение было изменено на F-15B только в декабре 1977 года). Первый F-15A был построен в июне 1972 года, а в июле начались его летные испытания (TF-15 — в июле 1973-го). В зарубежной печати отмечается, что впервые американский истребитель был разработан в соответствии с концепцией «полет до закупки», однако финансирование производства его отдельных элементов из расчета комплектования первого авиационного крыла было начато в конце 1972 года, а полномасштабного производства — в начале 1973-го. Первый полет серийного самолета F-15A состоялся в сентябре 1974 года, а в ноябре того же года он был передан ВВС. О сформировании эскадрильи было объявлено в июле 1975 года, авиационного крыла — в конце 1976-го.
ВВС США планировалось закупить 729 самолетов F-15. Этими истребителями вооружены: 1-е тактическое истребительное авиационное крыло (тиакр, буквенное обозначение на килях самолетов FF, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния), 36 тиакр (ВТ, Битбург, ФРГ), 49 тиакр (НО, Холломэн, Нью-Мексико), 33 тиакр (EG, Эглин, Флорида), 32-я тактическая авиационная истребительная эскадрилья (CR, Сустерберг, Нидерланды), 18 тиакр (ZZ, Еадена, Япония), 57-е учебно-тренировочное тактическое авиационное крыло (WA, Неллис, Невада), 58-е учебно-тренировочное авиационное крыло (LA, Льюк, Аризона). Кроме того, самолеты F-15 поступили в командование ВВС США в зоне Аляски.
Конструктивные особенности самолета. Истребитель F-15, имеющий малую удельную нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое оперение, является сравнительно крупным самолетом. У него резко очерченное стреловидное крыло, но вместо предкрылков используется профиль конической кривизны. Закрылки простые двухпозиционные.
Силовая установка состоит из двух двухконтурпых турбореактивных двигателей F100-PW-100 со следующими характеристиками: тяга на максимальном бесфорсажном режиме 6710 кг, на режиме максимального форсажа 11 340 кг, удельный расход топлива соответственно 0,72 и 2,12 кг/кг*ч. В двигателе используется механически регулируемое сопло Лаваля, срезанное назад от хвостового оперения.
Воздухозаборники рассчитаны на высокие значения коэффициента восстановления давления на больших углах атаки. Каждый из них имеет три створки с регулированием их углового положения и регулируемое окно перепуска воздуха. Особенностью воздухозаборников считается возможность их поворота в пределах 14° относительно оси, что улучшает их работу на больших углах атаки и уменьшает влияние на устойчивость самолета.
Встроенное вооружение истребителя включает 20-мм шестиствольную M61A1 Vulcan с боекомплектом 940 снарядов, а подвесное класса «воздух-воздух» — до четырех управляемых ракет AIM-7F (AIM-7M) Sparrow (на подфюзеляжной подвеске) и до четырех AIM-9L (AIM-9M) Sidewinder (на подкрыльевых пилонах). В перспективе эти ракеты предполагалось заменить соответственно УР AMRAAM (средней дальности) и ASRAAM (ближнего воздушного боя).
При выполнении задач по нанесению ударов по наземным целям самолет может нести на борту до 7260 кг боевой нагрузки, в частности оружие в одном из следующих вариантов: три авиабомбы Мк84 калибра 2000 фунтов; три управляемые авиабомбы с лазерной, телевизионной или ИК системами наведения; 18 бомб Мк82 калибра 500 фунтов.
Применение оружия обеспечивается главным образом импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-63, которая, как отмечают американские специалисты, весьма эффективна при обнаружении низколетящих целей. Основные органы управления оружием для удобства работы расположены на рычагах управления двигателями и ручке управления самолетом.
Поверхности управления самолетом обычные, однако для управления по крену используются элероны совместно со стабилизатором, при этом на сверхзвуковых скоростях элероны отключаются. Управление элеронами осуществляется с помощью обычных приводов и механических тяг, а рулями поворота и стабилизатором еще и электрически от системы повышения устойчивости. В обычных условиях сдвоенные приводы поверхностей управления работают от двух гидросистем, в аварийной обстановке приводы стабилизатора могут функционировать также от отдельной вспомогательной гидросистемы.
Кроме резервирования в системе управления полетом, на самолете предусмотрены другие меры повышения живучести, в частности наличие самогерметизирующихся топливных трубопроводов и расходных топливных баков, пенопластового покрытия внутренних стенок топливных баков и отсутствие баков вокруг двигателей. На истребителе действует система обнаружения утечки в трубопроводах питания приводов поверхностей управления и падения уровня гидрожидкости в баке, а также изоляции неисправной части гидросистемы. Из электронных средств обеспечения живучести имеется встроенная аппаратура радиоэлектронной борьбы, состоящая из обнаружительного приемника и станции радиоэлектронного подавления AN/ALQ-135, осуществляющей автоматическую постановку помех выбранным целям.
Модификации самолета. С середины 1980 года самолеты выпускаются в двух модификациях: F-15C (одноместный истребитель, его основные характеристики приведены ниже) и F-15D (двухместный). До этого истребители имели обозначение F-15A и В, было построено соответственно 383 и 60 машин. Новые модификации в отличие от предыдущих имеют увеличенный (на 900 кг) запас топлива во внутренних баках и обеспечивают возможность установки двух конформных баков-контейнеров «Фаст пэк» с общим запасом топлива 4500 кг (F-15D на 360 кг тяжелее F-15C). Помимо того, они оснащены программируемым процессором, который предназначен для быстрой и несложной перестройки работы бортовой РЛС с помощью заранее введенной программы на магнитной ленте. Это позволяет, в частности, сопровождать одну цель при одновременном поиске других, переходить в режим захвата с одной цели на другую, опознавать одиночные цели.
В баках-контейнерах «Фаст пэк», кроме топлива, может размещаться дополнительная радиоэлектронная аппаратура, в том числе аэрофотоаппараты, телевизионная и инфракрасная станции, лазерный целеуказатель. Для снятия и установки баков-контейнеров требуется около 15 мин. По утверждению специалистов фирмы «Макдоннелл Дуглас», профильное сопротивление F-15 с баками-контейнерами на дозвуковых скоростях несколько меньше сопротивления самолета без внешних подвесок, а на сверхзвуковых скоростях сопротивление баков-контейнеров составляет только часть сопротивления трех подвесных топливных баков.
Фирмой в инициативном порядке разработан всепогодный ударный вариант самолета (создан на базе двухместного F-15B), получивший условное наименование «Страйк Игл». Его летные испытания начались в июле 1980 года, и в том же году он демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо (Великобритания). Основными отличиями «Страйк Игл» являются конформные баки-контейнеры «Фаст пэк» с узлами подвески оружия, модифицированная РЛС и более разнообразное подвесное вооружение. В июне 1981 года фирма закончила летные испытания оружия на истребителе.
Кроме «Страйк Игл», фирма планировала создать другие варианты самолета F-15. Так, еще в 1973 году предлагался к разработке самолет-разведчик RF-15 для замены RF-4. Сообщалось также о варианте специализированного самолета радиоэлектронной борьбы F-15 «Уайлд Уизл», который сможет нести на борту по четыре УР «Спарроу» AIM-7F и «Сайдвиндер» AIM-9L класса «воздух—воздух», две противорадиолокационные ракеты HARM AGM-88A (на внешних подкрыльевых пилонах) и до 12 управляемых авиабомб с лазерной системой наведения (на внутренних).
В связи с использованием F-15 в качестве истребителя-перехватчика в западной печати сообщалось, что ВВС проявляют интерес к двухместному варианту самолета, оснащенному РЛС с увеличенной вдвое дальностью действия, баками-контейнерами «Фаст пэк» и двумя УР «Феникс» AIM-54 большой дальности стрельбы Еместо обычно применяемых ракет «Спарроу» и «Сайдвиндер».
Одновременно с разработкой различных вариантов F-15 совершенствовались отдельные его системы. В частности, сообщалось о создании комплексной системы навигации и управления оружием. Эта система обеспечивает возможность более раннего открытия огня, что увеличит время его ведения в ближнем воздушном бою. При действиях по наземным целям она позволяет сбрасывать оружие с больших дальностей с той же точностью и в ходе выполнения самолетом маневров, которые ранее были невозможны в режиме атаки цели. Благодаря этому повысилась выживаемость истребителя.
Хотя самолет F-15 имеет хорошие характеристики набора высоты и маневренности, изучался вопрос его оснащения двигателем F101X фирмы «Дженерал электрик» максимальной тягой на форсаж около 12 700 кг.
Поставки самолетов F-15 в другие страны начались в 1976 году, когда первые 15 истребителей (из 40 заказанных) получил Израиль. Судя по материалам иностранной печати, на израильские F-15 возлагается задача обеспечения прикрытия истребителей-бомбардировщиков F-4E и F-16, а также разведывательных самолетов RF-4E.
Истребители F-15 состоят на вооружении и в ВВС Японии. Первоначально планировалось закупить 123 F-15 для перевооружения пяти авиаэскадрилий, имевших самолеты F-104J. В последующем потребности были уменьшены до 100 единиц из расчета оснащения четырех эскадрилий: 14 машин строились в США фирмой «McDonnell Douglas» (12 из них в двухместном варианте F-15DJ), а 86 одноместных самолетов F-15J изготавливаются японской фирмой «Мицубиси» по американской лицензии (при этом восемь собирались из узлов, поставленных США). Первые два самолета F-15J, построенных американцами для Японии, были выпущены в июле 1980 года. После проведения японскими летчиками 39 испытательных полетов, в том числе с применением оружия, эти самолеты в марте следующего года были перегнаны в Японию. Переучивание японских летчиков на самолеты F-15 началось в 1982 году на авиабазе Ньютабару.
Аналогичные в основном американским F-15C самолеты F-15J отличаются бортовым радиоэлектронным оборудованием, в частности системой РЭБ японского производства, состоящей из обнаружительного приемника J/APR-4 и контейнерной подвесной станции РЭП J/ALQ-8. Кроме того, самолеты F-15J оснащаются гистемой передачи данных для обеспечения управления перехватом с земли.
Первое боевое столкновение с участием F-15A Eagle произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15А потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г.
F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 19,44 м
Размах крыла: 13 м
Высота: 5,63 м
Площадь крыла: 56,6 м?
Угол стреловидности по передней кромке: 45o
Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Масса пустого: 12700 кг
Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow)
Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с 3 ПТБ и двумя конформными баками)
Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг
Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели: 2? двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100,-220,-229.
тяга максимальная: 2? 6655 кгс (65,2 кН)
тяга на форсаже:
2 ? 10810 кгс (106,0 кН)- F100-PW-100
тяга максимальная: 2? 7910 кгс (77,62 кН)
тяга на форсаже:
2 х 11335 кгс (111.2 кН) — F100-PW-220
2 х 13250 кгс (130 кН) — F100-PW-229
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха)
Максимальная скорость на малой высоте: 1480 км/ч (1,2 Маха)
Скорость захода на посадку: 232 км/ч
Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением)
Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок: 20000 м
Скороподъёмность: 254 м/с
Длина разбега: 274 м
Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Нагрузка на крыло: 358 кг/м?
Тяговооружённость: 1,12 (для F100-220)
Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при 0,9 М)[16]
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9.0/-3.0
Вооружение
Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов
УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты
УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты
Авионика
РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4
www.dogswar.ru