Многоцелевой истребитель-бомбардировщик North American F-100D Super Sabre в музеях…

North American F-100 Super Sabre — американский одноместный одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик со стреловидным крылом, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый американский серийный сверхзвуковой истребитель.

А его модификация F-100D, на которую мы и собираемся посмотреть, это одноместный истребитель-бомбардировщик, получивший более продвинутую авионику, большее крыло и вертикальное оперение, закрылки. Последняя одноместная версия этого самолета!! Первый полет: 24 января 1956 года. Всего построили 1274 самолета.

и других источников найденных мною в инете и литературе.

Первый самолет из музея в Ле Бурже это North American F-100D Super Sabre 1955 года выпуска с номером 55-2736 и заводским 224-3.
в 1955 построен как F-100D.
поступил на службу в United States Air Force с s/n 55-2736.
поступил на службу в Armee de l Air с s/n 52736.
май 1982 передан в Musee de L’air et de L’Espace (The Air and Space Museum), Le Bourget, Paris, Ile-De-France.

Последний одноместный вариант Super Sabre — F-100D. Он оказался самым многочисленным. Его выпустили больше, чем всех остальных моделей вместе взятых. В течение второй половины 1950 годов North American построила 1274 истребителя этой модификации.

Начало проектирования F-100D относится к маю 1954 года. Производство этой модификации началось в июле 1955 года в Инглвуде (штат Калифорния). Этот тип самолета был принят ВВС США в ноябре согласно плану, но первый полет он совершил только в январе 1956 года. Тем временем в Колумбусе (штат Огайо) подготовили вторую линию по производству F-100D.

Первый из запланированных 334 самолетов, собранных на этом заводе, поднялся в воздух через шесть месяцев — в июне 1956 года. Поставки в тактическое воздушное командование начались в конце сентября 1956 года. Первым было перевооружено 405-е крыло истребителей-бомбардировщиков, имевшее на вооружении F-84F Thunderstrike. После этого производство самолетов модификации F-100D стало быстро нарастать, достигнув своего пика в 1957 году, когда ВВС приняли 788 F-100D.

В отличие от предшествующих вариантов F-100D был чистым истребителем-бомбардировщиком и довольно заметно отличался от своих предшественников. Среди наиболее значительных изменений были: увеличение площади крыла и вертикального оперения; установка дополнительного электронного оборудования; новая система дозаправки в воздухе и закрылки на консолях..

Первые варианты F-100 не имели закрылков. Чтобы исключить реверс элеронов, их сдвинули к фюзеляжу. В результате места для посадочной механизации на крыле не осталось. Посадочная скорость F-100С доходила до 330 км/ч! Но на F-100D (Super Dog) нашли место для закрылков. Использовался также и тормозной парашют.

Встроенное вооружение не изменилось и состояло из четырех 20-мм пушек Pontiac M39E с 200 патронами на ствол, но варианты внешней нагрузки для F-100D значительно расширились. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 3193 кг в различных комбинациях из ракет воздух-воздух — Sidewinder, воздух-земля Bullpup, неуправляемых ракет, напалмовых баков, обычных и кассетных бомб, а также атомных бомб — Мк.7, Мк.28 и Мк.43. Система дозаправки в воздухе — штанга-конус.

Производство было прекращено из-за высокой аварийности. По программе военной помощи ВВС США передали 85 самолетов Франции, 48 — Дании и 131 — Турции. Истребитель F-100D имел увеличенную площадь вертикального оперения и мог нести повышенное количество вооружения на внешней подвеске. На этой модели впервые были применены аэродинамические тормоза.

Общий вид зала. Тут все самолеты я уже описал.

На подставочках.

Штанга для дозаправки в воздухе на консоли крыла.

Фото 27.

На борту надпись II-EF

Вид из под крыла. Видно, что элерон смещен к фюзеляжу.

Общий вид сзади.

Крупнее выходное устройство двигателя Pratt Whitney J57-P-21А.

И цельноповоротные рули высоты.

Вот они закрылки, которых не было на предыдущих модификациях.

Зато здесь можно разглядеть лючки на нижней части фюзеляжа.

Большая часть основной стойки убирается в нишу в фюзеляже.

Предкрылки.

Воздушный тормоз.

Табличка с описанием.

И основная стойка.

Теперь самолет из музея в Даксфорде, это тоже North American F-100D Super Sabre с бортовым 54-2165 и заводским номер 223-45.

в 1954 построен как F-100D.
в 1954 поступил на службу в United States Air Force с s/n 54-2165.
поступил на службу в Armee de l Air с s/n 42165.
передан в EC-3.
Получил маркировку: 3-IG
передан в EC-11.
Получил маркировку: 11-MB
На борту номера: 11-ML
22 февраля 1977 перегоночный полет. Возвращен Францией USAF с перегоном в RAF Sculthorpe.
передан в программу сохранения National Museum of the United States Air Force, Wright Field, Dayton, OH.
на хранении в Imperial War Museum, Duxford Airport, Duxford, Cambridgeshire/Cambs, England.
Несет маркировку: 42165, VM 165

Здесь он тоже подвешен под потолком, но зато есть эстакада, с которой можно его рассмотреть.

Любопытна конструкция подвески самолета.

Вид с боку.

Самолет в великолепном состоянии.

Но здесь не видно штанги дозаправки в воздухе…

Предкрылки.

Четыре 20-мм пушки Ford М39

Общий вид справа.

Фонарь кабины.

Общий вид спереди.

И снова кабина пилота.

Фото 193.

И наконец третий самолет этой модификации из Steven f udvar-hazy center. Это тоже North American F-100D Super Sabre с номером 56-3440.

Музейный F-100D-86 s/n 56-3440 eначал свою службу 19 декабря 1957 года и налетал 6,159 часов за сою 21 летнюю карьеру. Самолет летал во время Карибского кризиса в октябре 1962 года, был размещен в Японии, и в 1965 году перемещен на Bien Hoa Air Base в Южном Вьетнаме. Этот F-100D участвовал в боевых действиях в течении нескольких лет, несколько раз будучи поврежденным от наземного огня. Самолет окрашен так, как он участвовал в самых тяжелых боях во время Tet Offensive в 1968 году, когда он летал в 531st TFS в 3rd TFW. В 1970 году он вернулся в США и активно летал, пока в 1972 году его не передали в Michigan Air Guard. 8 августа 1978 года самолет был списан и передан в National Air and Space Museum.

Общий вид спереди.

Любопытная эмблема на створке носовой стойки.

Немного вооружения под крылом.

Общий вид.

Вид слева.

Носовая стойка.

Фото 20.

И несколько взглядов сверху.

Имя пилота майора Harv Steward.

И вид сзади.

ЛТХ:
Модификация F-100D
Размах крыла, м 11.82
Длина самолета (без штанги ПВД), м 14.36
Высота самолета, м 4.95
Площадь крыла, м2 35.77
Масса, кг
пустого самолета 9525
нормальная взлетная 15800
максимальная взлетная 17260
Масса топлива, л.
внутреннее 4495,
на подкрыльeвых узлах ПТБ 2 х 757 и 2 х 1268.
Тип двигателя 1 ТРД Pratt Whitney J57-P-21А.
Тяга, кН 1 х 77,11
Максимальная скорость, км/ч 1491
Крейсерская скорость, км/ч 950
Практическая дальность, км 3170
Боевой радиус действия, км:
с макс.запасом топлива в ПТБ 966
без ПТБ и с 6 бомбами 440
Практический потолок, м 16764
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Ford М39 ( 4х200 патронов).
Боевая нагрузка — 3402 кг на 6 подкрыльевых узлах
Могут подвешиваться блоки по семь НУР калибром 70мм Майти Маус или НУР калибром 127 мм, бомбы или напалмовые зажигательные баки.
Возможна подвеска 4 УР класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder или 2 воздух-земля GAM-83A Bulldog или AGM-12 Bullpup .
Возможна установка ядерных бомб. вначале Mk 7, впоследствии Mk 28, Mk 43, Mk 57 или Mk 61.

igor113.livejournal.com

Многофункционал F-100 «Супер Сейбр». Ветеран войны во Вьетнаме.: lewhobotov — LiveJournal

Часть Первая.

Фотографии первого американского сверхзвукового истребителя, перехватчика и истребителя-бомбардировщика, способного нести ядерное оружие, Норт Америкен F-100 «Супер Сейбр».

Описание и ТТХ — из Википедии.

Несмотря на то, что первая модель появилась в начале 50-х годов, всевозможные улучшенные модификации самолёта используются до сих пор по всему миру. Прототип самолёта YF-100 совершил свой первый полёт в мае 1953 года, во время этого полёта он также успешно преодолел звуковой барьер. За время своего существования этот многоцелевой истребитель поставил множество рекордов по скорости, продолжительности и дальности полёта.

Последние серийные модели F-100D и F-100F в случае уничтожения взлётно-посадочных полос могли запускаться как ракеты — с пусковых установок. Первый взлёт сверхзвукового самолёта (F-100D Super Sabre) без использования взлётно-посадочной полосы произошёл в 1958 году в рамках программы «Zero Length Launch» на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

В дополнение к ядерной бомбе и четырём 20мм пушкам, истребитель мог нести ракеты «воздух—воздух» и «воздух—земля» (например, 4 ракеты с инфракрасным наведением AIM-9 Sidewinder).



Две ранние модели самолёта («A» и «C») установили первые мировые рекорды по скорости на базе 15-25 км среди сверхзвуковых самолётов. В октябре 1953 года полковник Иверст достиг скорости в 1215 км/ч, а в августе 1955 года полковник Хейнс достиг скорости в 1323 км/ч. Последующие модели самолёта развивали максимальную скорость до 1485 км/ч.

Для демонстрации возможностей своих самолётов и пилотов ВВС США выбрало F-100 Super Sabre для участия в международных пилотажных представлениях. На этот самолёт пересела пилотажная группа «Буревестник» — став первой сверхзвуковой пилотажной группой. Как правило, группа выступала четвёркой, делая акцент на пролёт и маневрирование на низкой высоте. Шоу «Буревестников» на F-100 увидело более 19 миллионов человек. В Европе подобные демонстрационные полёты проводила пилотажная группа «Skyblazers».

На первые модели F-100 устанавливался двигатель с осевым компрессором Pratt & Whitney J57-P-7. Последующие модели получили двигатель Pratt & Whitney J57-P-21A. Оба двигателя были двухконтурными с форсажной камерой и с тягой более 10000 фунтов.

Практический потолок самолёта был более 15 километров, а дальность полёта более 1600 км.


Помимо тонких, с большим углом стреловидности хвоста и крыла самолёт имел и другие особенности сделавшие сверхзвуковой полёт возможным. Например, многие детали впервые были выполнены из жаропрочного титанового сплава. Сверхобтекаемый фюзеляж с одним воздухозаборником на носу имели малое лобовое сопротивление. Фонарь плавно перетекал сзади в фюзеляж, что делало профиль самолёта немного выгнутым. Самолёт также имел автоматические отклоняемые предкрылки и низкорасположенный цельный хвостовой стабилизатор. F-100 стал первым самолётом ВВС США с низкорасположенным горизонтальным хвостовым оперением.
Системы кондиционирования воздуха, поддержания давления в кабине и топливоподачи были полностью автоматическими.
При проектировании особое внимание уделялось эргономике кабины и удобству управления.


Супер Сейбр стал одним из первых в мире сверхзвуковым военным самолётом и был в разработке компанией Норт Америкэн начиная с 1949 года. Он предназначался на замену своему знаменитому предшественнику F-86 Сейбр. Одним из основных технических условий в начале проекта было достижение самолётом в горизонтальном полёте скорости, равной скорости звука. В конструкции планера самолёта впервые широко использованы титановые сплавы.

Работы над самолётом продвигались очень быстрыми темпами, и в мае 1953 года один из прототипов в своём первом полёте достиг ожидаемой скорости.
29 октября 1953 первый серийный F-100 установил новый мировой рекорд скорости в 1215 км/час.

Хотя F-100 поступили в ВВС США в 1953 году, серия катастроф привела к тому, что поставки новой модели самолёта F-100A была задержана на целый год. За это время в конструкцию крыла и киля были внесены необходимые изменения, что позволило улучшить стабильность самолёта. После этого 200 истребителей F-100A поступили в войска.

Доработанные и оснащенные более мощными двигателями F-100C и F-100D истребители-бомбардировщики поступили на вооружение в 1956-1957 гг. F-100C имел более мощный двигатель и оборудование для дозаправки в воздухе, что позволило значительно увеличить дальность полёта. Модель F-100D производилась в самых больших количествах по сравнению с другими версиями. Эти самолёты оснащались противолокационным оборудованием и специальными подвесками, позволявшими ему нести атомное вооружение. F-100 выпускался так же в варианте самолёта-разведчика и двухместного тренировочного самолёта.
Самым совершенным и массовым (выпущено 1274 экз.) из «Super Sabre» стал истребитель-бомбардировщик F-100D, появившийся в 1956 г.
Супер Сейбры были списаны с боевого дежурства в 1972 году, однако некоторое количество самолётов оставалось на службе в Национальной Гвардии США вплоть до 1980 года.
Самолёты этой марки поставлялись в Данию, Францию, Тайвань и Турцию. Именно Турция была последней страной, списавшей F-100 в середине 1980-х.

Боевое применение
ВВС США

В 1965-1971 годах F-100 весьма широко (наибольшее количество самолёто-вылетов среди всех самолётов) применялись во Вьетнаме в качестве истребителя-бомбардировщика. На их счету тысячи тонн сброшенного на Вьетнам напалма. 4 апреля 1965 года F-100, эскортирующий бомбардировщики F-105 вступил в бой с северо-вьетнамскими МиГ-17, в результате один МиГ был заявлен как сбитый(в подтверждении воздушной победы высказываются сомнения).[4] Это первые воздушные бои авиации США во Вьетнаме. Всего война обошлась США в 442 потерянных «Супер Сейбра», потерь в воздушных боях не было.

ВВС Турции

9 августа 1964 года турецкие F-100 атаковали греческие патрульные катера возле кипрского порта Гемиконаги. В результате атаки два катера загорелось, однако ответным огнём был сбит один турецкий F-100D.
F-100 ВВС Турции принимали участие в вооружённом конфликте на Кипре в 1974. В основном применялись против наземных целей. При этом понесли наибольшие потери среди других турецких машин — потеряно не менее семи «Супер Сейбров». Очень необычная атака с их участием произошла 21 июля, когда около 50 турецких самолётов по ошибке разбомбили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров. В результате которой один турецкий эсминец затонул(погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжелые повреждения. Турецкий флот ответным огнём сбил два-три турецких «Супер Сейбра».
24 августа 1976 года пара турецких F-100 вторглась в воздушное пространство СССР. Один истребитель был сбит советским ЗРК.
В январе 1983 года два турецких F-100 было сбито иракскими истребителями Mirage F1

Технические характеристики
Схемы F-100 Super Sabre
Кабина и приборная доска самолета F-100D

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-100D:

Двигатель: Pratt & Whitney J57-P21 турбодвигатель, тягой 7711 кг
Максимальная скорость: 1390 км/час
Максимальная дальность: 3210 км
Практический потолок: 13716 м
Максимальный взлетный вес: 15800 кг
Вес пустого: 9525 кг
Размах крыльев: 11,81 м
Длина: 15,09 м
Высота: 4,95 м
Площадь крыла: 33,77 кв.м
Вооружение:
4 автоматических пушки M39 калибра 20 мм
6 подкрыльных пилонов позволяющих нести до 3402 кг бомбового или другого вооружения

Инциденты
Место падения американского F-100 на школу в Уруме

30 июня 1959 года F-100 ВВС США упал на школу и окружающие дома в японском городе Урума. В результате катастрофы погибло 17 человек (включая 11 учеников), ранено 210 (включая 156 учеников). Американский пилот катапультировался и не пострадал.[20]

7 апреля 1961 года пара F-100 участвовала в тренировочных перехватах стратегического бомбардировщика B-52B. Во время шестого захода на цель один из истребителей по ошибке выпустил ракету AIM-9 Sidewinder и поразил бомбардировщик. Из восьми членов экипажа выжило пятеро, три остальных погибли во время падения.











lewhobotov.livejournal.com

F-100 «Super Sabre», Истребитель фирмы North American

Многоцелевой истребитель F-100 SUPER SABRE

F-100 представляет собой дальнейшее развитие истребителя F-86 “Сейбр”. В отличие от своего знаменитого предшественника F-100 построен меньшей серией, использовался не столь широко и не столь эффективно, но все же является этапным самолетом, будучи первым в США серийным сверхзвуковым истребителем.

К проектированию F-100 под первоначальным названием “Сейбр” 45 (в связи с установкой крыла стрело-видностью 45 град) фирма приступила в феврале 1949 г., когда на вооружение ВВС США стали поступать первые серийные F-86A. Официальных требований к новому самолету не было и разработка осуществлялась в инициативном порядке. Вспыхнувшая в июле 1950 г. война в Корее ускорила работы и в январе 1951 г. военно-воздушным силам США было представлено техническое предложение. “Сейбр”45 задумывался как всепогодный перехватчик и вначале был достаточно близок по конфигурации к разрабатывавшемуся одновременно с ним самолету F-86D. Но ко времени представления технического предложения проект трансформировался, предполагая уже создание дневного истребителя. Далее события развивались быстро. Официальное техническое задание, предусматривающее разработку нового истребителя завоевания превосходства в воздухе, было сформулировано в конце августа 1951 г., через два месяца уже была одобрена разработка на основе проекта “Сейбр”45 нового самолета, получившего в ноябре обозначение F-100, в январе 1952 г. фирма получила “добро” на постройку двух опытных самолетов, в марте – контракт на постройку 23 предсерийных машин, а в августе этого же года – контракт на постройку первых 250 серийных, хотя до начала испытаний опытного самолета YF-100А оставалось еще несколько месяцев – он поднялся в воздух лишь 25 мая 1953 г. В одном из первых же полетов опытный образец превзошел скорость звука. На серийном образце F-100C 20 августа 1955 г. был установлен мировой рекорд скорости 1323 км/ч.

Серийное производство F-100 продолжалось с октября 1953 г. по октябрь 1958 г. Всего было построено 2294 самолета. Самолетами F-100 с 1956 г. по 1968 г. была укомплектована пилотажная группа ВВС США “Тандербердз”. В самом начале 1970-х годов, после не очень успешного применения в Юго-Восточной Азии американские F-100 стали сниматься с вооружения и к середине 1972 г. исчезли из состава авиации первой линии, но их использование в ВВС национальной гвардии США продолжалось до начала 1980-х годов.

Известны следующие основные варианты:
F-100A – дневной истребитель завоевания превосходства в воздухе. Первый серийный образец совершил первый полет 29 октября 1953 г. Серийное производство завершилось в апреле 1955 г. после постройки 203 самолетов. Шесть F-100A были модифицированы в разведчики RF-100А, на которых пушки были сняты и во вдольфюзеляжном нижнем обтекателе установлены пять фотокамер. С 1959 г. 118 самолетов F-100A и четыре RF-100A из состава ВВС США были переданы Тайваню;

F-100B – всепогодный истребитель. Получил в дальнейшем обозначение F-107. Первый опытный самолет построен в сентябре 1956 г., в серии не строился, проиграв по конкурсу самолету Рипаблик F-105;

F-100C – истребитель-бомбардировщик. Первый серийный самолет поднялся впервые в воздух 17 января 1955 г. До июля 1956 г. всего было построено 476 самолетов. Значительная часть F-100C в регулярных ВВС США довольно быстро была заменена на более эффективные самолеты F-100D и направлена в ВВС национальной гвардии. С 1972 г. 92 F-100C из состава ВВС США были переданы Турции;

F-100D – истребитель-бомбардировщик. Первый полет совершил 24 января 1956 г., поставки ВВС США начались в сентябре 1956 г. Производство было прекращено в августе 1959 г., всего построено 1274 самолета. Аварийность самолетов была достаточно высока: в 1956-1970 гг. ВВС США потеряли более 500 F-100D (включая и боевые потери в Юго-Восточной Азии), из которых значительная часть приходится на первые два года эксплуатации самолета. 85 F-100D были переданы Франции, 48 – Дании, 131 – Турции по программе военной помощи;

F-100F – двухместный учебно-боевой вариант с тандемным расположением кресел. Разработан главным образом в связи с неприемлемо высоким уровнем эксплуатационных потерь одноместных самолетов F-100. Первый полет опытного самолета TF-100C состоялся 6 августа 1956 г., серийного F-100F – 7 марта 1957 г. Последний самолет поставлен в сентябре 1959 г. Всего построено 339 самолетов. Из них 15 переданы Франции, 10 – Дании и 50 – Турции. Семь F-100F ВВС США были модифицированы в противорадиолокационный вариант “Уайлд Уизл I”.

КОНСТРУКЦИЯ. Одноместный моноплан F-100 выполнен по нормальной аэродинамической балансировочной схеме и имеет низкорасположенное стреловидное крыло, стреловидные вертикальное и низкорасположенное горизонтальное оперение и один двигатель в хвостовой части фюзеляжа. Конструкция цельнометаллическая, в основном из алюминиевых сплавов, достаточно широко используются титановые сплавы. Расчетный ресурс планера составлял 3000 ч, часть самолетов F-100D и F модифицирована в 1966-1969 гг. с увеличением ресурса до 5500 и 7000 ч. Крыло кессонное с работающей обшивкой переменного сечения, трапециевидной формы в плане со стреловидностью 45 град по линии 1/4 хорд. Площадь крыла F-100A/С составляет 35,77 м- на F-100D/F увеличена до 37,18 м . Относительная толщина крыла 7 % (профиль NACA 64А007), удлинение крыла 3,8 (F-100D), угол поперечного V крыла нулевой, крыло плоское, угол установки нулевой. Крыло до элеронов имеет обшивку из монолитных фрезерованных панелей. Установлены автоматические пятисекционные предкрылки с относительной хордой 21 % (на F-100C), занимающие почти весь размах крыла, и двухсекционные элероны, расположенные на полуразмахе консолей крыла. Такое расположение элеронов устраняло опасность их реверса, но сделало на вариантах F-100A/С невозможным применение щитков или закрылков с соответствующим ухудшением их взлетно-посадочных характеристик. Лишь увеличение взлетной массы вариантов F-100D и F заставило конструкторов несколько сместить элероны ближе к концам крыла и установить у фюзеляжа закрылки с малым размахом и большой хордой. Максимальная скорость крена 360 град/с. Фюзеляж типа полумонокок с полуовальным поперечным сечением и уплощенной нижней поверхностью, хвостовая часть круглого сечения.

Снизу его центральной части установлен тормозной щиток, отклоняющийся на 60 град. В нижнем хвостовом отсеке расположен тормозной парашют. Кабина летчика герметическая, кресло летчика катапультируемое. Фонарь кабины с электроприводом, откидывается назад. Кабина бронирована. Оперение однокилевое с низкорасположенным цельноповоротным стабилизатором. На F-100C диапазон углов отклонения стабилизатора от – 20 до +20 град, угол стреловидности 46 град по линии 1/4 хорд, размах 5,9 м. Киль двухлонжеронный с углом стреловидности 45 град, имеется форкиль.

ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Управление самолетом бустерное необратимое с механической проводкой и пружинным автоматом загрузки управления, начиная с варианта F-100C установлены демпферы рыскания и тангажа. На F-100D имеется автопилот Ханиуэлл МВ-3. Шасси трехопорное с двухколесной носовой и одноколесными основными стойками. Управляемая в пределах от -35 до +35 град передняя стойка убирается назад, основные стойки – в крыло по направлению к фюзеляжу. Размеры основных колес 760х220 мм, передних – 460х110 мм. Колея шасси 3,78 м, база 4,2 м.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На F-100А установлен двигатель Пратт-Уитни J57-P-7 с форсированной/нефорсированной тягой 65,8/43,2 кН (6710/4400 кгс). Первые 100 самолетов F-100C также были снабжены двигателями J57-P-7 или J57-P-39 с такой же тягой. Последующие самолеты F-100C и варианты F-100D/F были оборудованы более мощным вариантом J57-P-21/21A. Лобовой нерегулируемый воздухозаборник с острыми кромками имеет овальное поперечное сечение на входе. В верхней части канала воздухозаборника расположена антенна радиолокационного дальномера. На F-100A топливо JP-4 размещается в пяти непротектированных мягких фюзеляжных баках общей емкостью 2915 л. На F-100C/D внутренний запас топлива увеличен до 4495 л дополнительной установкой бака-отсека емкостью 790 л в каждом полукрыле. На подкрыльевых узлах возможна подвеска двух сбрасываемых топливных баков емкостью по 757 л и двух емкостью по 1268 л. Начиная с варианта F-100C на передней кромке правого полукрыла имеется приемник для дозаправки топливом в полете методом шланг-конус.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Установлены универсальный прицел А-4 с радиолокационным дальномером AN/APG-30, У KB радиостанция AN/ARC-34, радиокомпас AN/ARN-6 и приемник AN/ARN-114 (VOR). Имеется аппаратура системы опознавания “свой-чужой” AN/APX-6. Начиная с варианта F-100С используются система управления огнем МА-3, маловысотная система бомбометания AN/AJB-1B LABS, обнаружительные радиолокационные приемники AN/APR-25(V)HAN/APR-26(V).

ВООРУЖЕНИЕ включает четыре (две на F-100F) встроенные автоматические пушки Понтиак М39 (20 мм, 1500-1700 выстр./мин), расположенные по бортам передней части фюзеляжа внизу. Боезапас (4х200 патронов) размещен в четырех ящиках за креслом летчика. Начиная с F-100C на шести подкрыльевых узлах (держатели МА-3) могут подвешиваться блоки по семь НАР калибром 70 мм “Майти Маус” или НАР калибром 127 мм, бомбы или напалмовые зажигательные баки. Возможна подвеска четырех УР класса воздух-воздух AIM-9 “Сайдуиндер” или воздух-земля AGM-12 “Бул-пап”. На F-100D и F предусматривалась установка ядерных бомб: вначале Mk7, впоследствии Mk28, Мк43,Мк57 или Мк61.

ХАРАКТЕРИСТИКИ F-100D
РАЗМЕРЫ:
Размах крыла 11,82 м;
длина самолета (без штанги ПВД) 15,02 м;
высота самолета 4,94 м;
площадь крыла 37,18 м .
ДВИГАТЕЛИ:
Число и тип Пратт-Уитни J57-P-21 или -21А; тяга форсированная/нефорсированная 71,2/45,4 кН (7260/4630 кгс).
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг:
взлетная масса максимальная 17260,
боевая 13635;
масса пустого самолета 9360;
максимальная эксплуатационная нагрузка на внешних узлах 2720.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ:
Максимальная скорость на высоте 10670 м – 1492 км/ч (М=1,39), у земли 1190 км/ч;
максимальная скороподъемность у земли 114 м/с;
практический потолок 15635 м;
боевой радиус действия с максимальным запасом топлива в ПТБ в полете со скоростью 945 км/ч на высоте 9300-11900 м – 964 км, с внутренним запасом топлива и б бомбами Mk82 “Снекай” 448 км; перегоночная дальность 3172 км;
максимальные эксплуатационные перегрузки +6, -2.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. F-100 одним из первых боевых самолетов был развернут в Южном Вьетнаме после начала боевых действий в августе 1964 г. Наиболее широко применялись F-100D. Вначале они действовали совместно с бомбардировщиками В-57, затем – с ударными самолетами F-105. По мере усиления ПВО Северного Вьетнама и увеличения потерь американских самолетов F-100 стали привлекаться главным образом к операциям в Южном Вьетнаме, где противодействие американской авиации было намного слабее и где F-100 использовались для непосредственной поддержки наземных войск до июля 1971 г., когда последний самолет “Супер Сейбр” был возвращен в США. Потери F-100D в боевых действиях были достаточно высоки: например, лишь за один год боевых операций было потеряно более 50 самолетов. F-100 в качестве самолета непосредственной поддержки пришел на смену поршневому штурмовику А-1 “Скайрейдер”, которому он уступал по массе боевой нагрузки и продолжительности полета, но имел в два раза большую скорость полета и меньшее время подготовки к вылету, а, следовательно, и меньшее время реакции на вызов. Однако F-100 требовал длинной ВПП с бетонным покрытием и не мог использоваться с передовых аэродромов. Это стало одной из главных причин его замены во Вьетнаме самолетами А-7 “Корсар” и А-37 “Дрэгонфлай”. Двухместные самолеты F-100F также использовались для штурмовых операций, но они широко применялись и в качестве самолетов передового наведения авиации. Противорадиолокационные F-100F “Уайлд Уизл” участвовали в боевых действиях с декабря 1965 г., однако оказались малопригодными. Основными недостатками F-100F “Уайлд Уизл” были худшие летные характеристики по сравнению с ударным самолетом F-105 “Тандерчиф”, защиту которого F-100F “Уайлд Уизл” должен был обеспечивать, а также не очень высокая надежность и сбои в работе системы предупреждения о радиолокационном облучении. В результате уже с лета 1966 г. для про-тиворадиолокационных операций стал использоваться самолет F-105F “Уайлд Уизл”.

war-book.ru

North American F-100 Super Sabre. Фото. Характеристики.

 

США

Тип: однодвигательный реактивный двухместный тактический учебно-тренировочный самолет

Экипаж: два пилота, расположенных друг за другом

Естественный наследник самолета F-86 — самолет F-100 «Супер Сейбр» был и больше по размерам, и более мощный, чем его знаменитый предок. Он был способен преодолеть звуковой барьер в горизонтальном полете, что было впервые для боевого самолета. Разработка самолета F-100 была начата в компании «Норт Америкэн» в виде самолета NAA-180 уже в феврале 1949 года, а размеры и формы истребителя были определены под непосредственным влиянием результатов воздушных боев в Корее.

Самолет F-100 прошел быстрый путь от летных испытаний до момента, когда 479-е тактическое авиационное крыло, пересевшее на него, объявило себя боеспособным в начале 1954 года. Тем не менее серия катастроф «приземлила» все F-100A в ноябре того же года. Компания «Норт Америкэн» исследовала проблему и определила наличие инерционного взаимодействия в качелях крена и рыскания, которое на определенных режимах полета делало самолет неуправляемым.

Эта проблема была устранена увеличением размаха крыла и высоты киля, и фирма продолжила производство, собрав 2294 самолета F-100 пяти различных модификаций. Истребители-бомбардировщики модификации С/D и специальный двухместный самолет F-100F «Wild Weasel I» («Дикая ласка») получили широкое распространение, выполнив полетов больше, чем более 15 ООО самолетов «Мустанг» за время Второй мировой войны.Кроме их использования фронтовой авиацией ВВС США, авиацией Национальной гвардии и Резервом ВВС самолеты F-100 служили также в ВВС Франции, Турции, Дании и Тайваня. Последние экземпляры этого самолета были выведены из эксплуатации в конце 1980-х годов.

Основные данные

Размеры:

·         Длина: 16 м

·         Размах крыла: 11,81 м

·         Высота: 4,96 м

Вес:

·         Пустого: 10 115 кг

·         Максимальный взлетный: 13 925 кг

Летно-технические характеристики:

·         Максимальная скорость: 1390 км/ч

·         Дальность полета: 2415 км

Силовая установка: J57-PW-21A компании «Пратт-Уитни»

Мощность: 75,18 кН тяги на форсаже

Дата первого полета:

·         25 мая 1953 года (самолет YF-100)

Сохранившиеся годными к полетам модификации: F-100F

avia.pro

North American F-100 Super Sabre — Википедия

Норт Америкен F-100 Супер Сейбр — американский одноместный одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик со стреловидным крылом, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый американский серийный сверхзвуковой истребитель.

Несмотря на то, что первая модель появилась в начале 50-х годов, всевозможные улучшенные модификации самолёта используются до сих пор по всему миру. Прототип самолёта YF-100 совершил свой первый полёт в мае 1953 года, во время этого полёта он преодолел звуковой барьер. За время своего существования этот многоцелевой истребитель поставил множество рекордов по скорости, продолжительности и дальности полёта.

Последние серийные модели F-100D и F-100F в случае уничтожения взлётно-посадочных полос могли запускаться как ракеты — с пусковых установок. Первый взлёт сверхзвукового самолёта (F-100D Super Sabre) без использования взлётно-посадочной полосы произошёл в 1958 году в рамках программы «Zero Length Launch» на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

В дополнение к ядерной бомбе и четырём 20-мм пушкам истребитель мог нести ракеты «воздух—воздух» и «воздух—земля» (например, 4 ракеты с инфракрасным наведением AIM-9 Sidewinder).

Две ранние модели самолёта («A» и «C») установили первые мировые рекорды по скорости на базе 15-25 км среди сверхзвуковых самолётов. В октябре 1953 года полковник Иверст достиг скорости в 1215 км/ч, а в августе 1955 года полковник Хейнс достиг скорости в 1323 км/ч. Последующие модели самолёта развивали максимальную скорость до 1485 км/ч.

Для демонстрации возможностей своих самолётов и пилотов ВВС США выбрало F-100 Super Sabre для участия в международных пилотажных представлениях. На этот самолёт пересела пилотажная группа «Буревестник», став первой сверхзвуковой пилотажной группой. Как правило, группа выступала четвёркой, делая акцент на пролёт и маневрирование на низкой высоте. Шоу «Буревестников» на F-100 увидело более 19 миллионов человек. В Европе подобные демонстрационные полёты проводила пилотажная группа «Skyblazers».

На первые модели F-100 устанавливался двигатель с осевым компрессором Pratt & Whitney J57-P-7. Последующие модели получили двигатель Pratt & Whitney J57-P-21A. Оба двигателя были двухвальными с форсажной камерой и с тягой более 10000 фунтов.

Практический потолок самолёта был более 15 километров, а дальность полёта — более 1600 км.

Помимо тонких, с большим углом стреловидности хвоста и крыла самолёт имел и другие особенности, сделавшие сверхзвуковой полёт возможным. Например, многие детали впервые были выполнены из титанового сплава. Обтекаемый фюзеляж с центральным воздухозаборником в носовой части имел малое лобовое сопротивление. Фонарь плавно перетекал сзади в фюзеляж, что делало профиль самолёта немного выгнутым. Самолёт оснащён автоматическими отклоняемыми предкрылками и низкорасположенным цельноповоротным хвостовым стабилизатором. F-100 стал первым самолётом ВВС США с низкорасположенным горизонтальным хвостовым оперением.

Системы кондиционирования воздуха, поддержания давления в кабине и топливоподачи были полностью автоматическими.

При проектировании особое внимание уделялось эргономике кабины и удобству управления.

Общие сведения

Супер Сейбр, ставший одним из первых в мире сверхзвуковых военных самолётов, разрабатывался компанией Норт Америкэн начиная с 1949 года как замена своему знаменитому предшественнику F-86 Сейбр. Одним из основных технических условий в начале проекта было достижение самолётом в горизонтальном полёте скорости, равной скорости звука. В конструкции планера самолёта впервые широко использованы титановые сплавы[3].

Работы над самолётом продвигались быстрыми темпами, и в мае 1953 года один из прототипов в своём первом полёте достиг ожидаемой скорости.
29 октября 1953 первый серийный F-100 установил новый мировой рекорд скорости в 1215 км/час.

Хотя F-100 поступили в ВВС США в 1953 году, серия катастроф привела к тому, что поставки новой модели самолёта F-100A была задержана на целый год. За это время в конструкцию крыла и киля были внесены необходимые изменения, что позволило улучшить устойчивость самолёта. После этого 200 истребителей F-100A поступили в войска.

Доработанные и оснащенные более мощными двигателями модификации F-100C и F-100D истребители-бомбардировщики поступили на вооружение в 1956—1957 годах. На F-100C установлен более мощный двигатель J57-P-21 и оборудование для дозаправки в воздухе, последнее позволило значительно увеличить дальность полёта. Модель F-100D производилась в самых больших количествах по сравнению с другими модификациями. Эти самолёты оснащались противолокационным оборудованием[каким?] и специальным оборудованием, позволявшим ему осуществлять сброс ядерной бомбы с кабрирования (в зенит). F-100 выпускался также в варианте самолёта-разведчика и двухместного тренировочного самолёта.

Самым совершенным и массовым (выпущено 1274 экз.) из «Super Sabre» стал истребитель-бомбардировщик F-100D, появившийся в 1956 г.

Супер Сейбры были списаны с боевого дежурства в 1972 году, однако некоторое количество самолётов оставалось на службе в Национальной Гвардии США вплоть до 1980 года.

Самолёты этой марки поставлялись в Данию, Францию, Тайвань и Турцию. Именно Турция была последней страной, списавшей F-100 в середине 1980-х.

Боевое применение

ВВС США

F-100D атакует цели над Южным Вьетнамом. 1967 год.

В 1965—1971 гг. F-100 весьма широко (наибольшее количество самолёто-вылетов среди всех самолётов) применялись во Вьетнаме в качестве истребителя-бомбардировщика; на их счету тысячи тонн сброшенного на Вьетнам напалма. 4 апреля 1965 года F-100, эскортирующий бомбардировщики F-105 вступил в бой с северо-вьетнамскими МиГ-17, в результате один МиГ был заявлен как сбитый (в подтверждении воздушной победы высказываются сомнения)[4]. Это первые воздушные бои авиации США во Вьетнаме.

Всего война обошлась США в 242 потерянных «Супер Сейбра», потерь в воздушных боях не было[5][6][7][8][прояснить]

ВВС Турции

9 августа 1964 года турецкие F-100 атаковали греческие патрульные катера возле кипрского порта Гемиконаги. В результате атаки два катера загорелось, однако ответным огнём был сбит один турецкий F-100D.[9]

F-100 ВВС Турции принимали участие в вооружённом конфликте на Кипре в 1974 г. В основном применялись против наземных целей. При этом понесли наибольшие потери среди других турецких машин — потеряно не менее семи «Супер Сейбров»[10][11][12][13][14]. Очень необычная атака с их участием произошла 21 июля, когда около 50 турецких самолётов по ошибке разбомбили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров (см. Морское сражение у Пафоса). В результате один турецкий эсминец затонул (погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжёлые повреждения. Турецкий флот ответным огнём сбил два-три турецких «Супер Сейбра»[15][16][17].

24 августа 1976 года пара турецких F-100 вторглась в воздушное пространство СССР. Один истребитель был сбит советским ЗРК.[18]

В январе 1983 года два турецких F-100 было сбито иракскими истребителями Mirage F1[19].

Технические характеристики

Схемы F-100 Super Sabre Кабина и приборная доска самолета F-100D

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-100D:

  • Двигатель: Pratt & Whitney J57-P21 турбодвигатель, тягой 7711 кг
  • Максимальная скорость: 1390 км/час
  • Максимальная дальность: 3210 км
  • Практический потолок: 13716 м
  • Максимальный взлетный вес: 15800 кг
  • Вес пустого: 9525 кг
  • Размах крыльев: 11,81 м
  • Длина: 15,09 м
  • Высота: 4,95 м
  • Площадь крыла: 33,77 м²
  • Вооружение:
    • 4 автоматических пушки M39 калибра 20 мм
    • 6 подкрыльных пилонов позволяющих нести до 3402 кг бомбового или другого вооружения
  • F100 C Skyblazers Aerobatic Team

Инциденты

Место падения американского F-100 на школу в Уруме

30 июня 1959 года F-100 ВВС США упал на школу и окружающие дома в японском городе Урума. В результате катастрофы погибло 17 человек (включая 11 учеников), ранено 210 (включая 156 учеников). Американский пилот катапультировался и не пострадал.[20]

7 апреля 1961 года пара F-100 участвовала в тренировочных перехватах стратегического бомбардировщика B-52B. Во время шестого захода на цель один из истребителей по ошибке выпустил ракету AIM-9 Sidewinder и поразил бомбардировщик. Из восьми членов экипажа выжило пятеро, три остальных погибли во время падения[21].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Knaack, Marcelle Size. Encyclopedia of US Air Force Aircraft and Missile Systems: Volume 1 Post-World War II Fighters 1945-1973. Washington, DC: Office of Air Force History, 1978. ISBN 0-912799-59-5.
  2. ↑ три опытных экземпляра; проиграл конкурс конкуренту — F-105
  3. ↑ Boeing Co. F-100 History Архивировано 12 октября 2007 года.
  4. ↑ F-100 Super Sabre Flew Most Missions in Vietnam // defensemedianetwork.com
  5. ↑ U.S. Air-to-Air Victories during the Vietnam War, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  7. ↑ Hobson, Chris. Vietnam Air Losses: United States Air Force, Navy and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia, 1961—1973. North Branch, Minnesota: Specialty Press, 2001. стр.269
  8. Anderton, David A. North American F-100 Super Sabre. London: Osprey Publishing Limited, 1987. стр. 136,145
  9. ↑ Cyprus, 1955—1973
  10. ↑ Cyprus 1974 — The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
  11. ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
  12. ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
  13. ↑ OPERATION «NIKI» 1974 — A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
  14. ↑ Battle of Nicosia International Airport — Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
  15. ↑ Cyprus, 1974: Turkish Point of View
  16. ↑ USS NORRIS/TCG KOCATEPE
  17. ↑ Greek & Turkish Air-to-Air Victories
  18. ↑ Intrusions, Overflights, Shootdowns and Defections During the Cold War and Thereafter
  19. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  20. ↑ Okinawa school marks 50th year since deadly U.S. fighter crash
  21. ↑ Blue on blue The accidental shoot down of B-52B 53-0380

wikipedia.green

Fokker 100 — это… Что такое Fokker 100?

Fokker 100 (Фо́ккер 100) — среднемагистральный пассажирский самолёт.

Низкие эксплуатационные расходы и практическое отсутствие конкуренции в данном классе сделали его одним из самых востребованных моделей в конце 1980-х годов, до совершенствования семейств Bombardier CRJ200 и Embraer ERJ 145.

Производство закончилось в 1997 году, произведено 283 воздушных судна. По состоянию на август 2006 года, 229 самолётов Fokker 100 оставались в эксплуатации 47 авиакомпаний мира.

Авиакомпании, использующие самолёт

Fokker 100 авиакомпании BMI Fokker 100 авиакомпании KLM

Основные операторы 229 самолётов Fokker 100 (на ноябрь 2008): MexicanaClick (26), Alliance Airlines (11),Avianca (29), Iran Air (18), Alpi Eagles (10), Iran Aseman Airlines (12), Austrian Arrows (16), Brit Air (13), Air Berlin (6), Air Niugini (6), KLM Cityhopper (20), Régional (10), и Skywest Airlines (8). Остальные 29 авиакомпаний эксплуатируют меньшее количество самолётов данного типа.

Компании, ранее использовавшие воздушное судно

Потери самолётов

Всего было потеряно 9 самолётов типа Fokker 100, произошло три авиакатастрофы с его участием[1][2]:

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  Лётные характеристики

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

North American F-100 «Super Sabre»

North American F-100 «Super Sabre» North American F-100 «Super Sabre»
истребитель-бомбардировщик
1953



1 ноября 1951 года от ВВС США был получен контракт на два опытных самолета YF-100 (позднее TF-100A) и 110 серийных самолетов F-100А Супер Сейбр. Первый из двух опытных самолетов совершил полет 24 апреля 1953 года, превысив во время него скорость звука; 29 октября 1953 года поднялся в воздух первый серийный самолет, а первый опытный установил новый мировой рекорд скорости — 1215,04км/час. F-100A был первым действующим истребителем в мире, способным достигать сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете. Серийные самолеты F-100A были оснащены турбореактивным двигателем Pratt & Whitney J57-P-7, развивавшим тягу на форсаже 6804кг, но последние 36 из 203 построенных истребителей имели двигатель J57-P-39 тягой на форсаже 7257кг. Вариант тактического истребителя-бомбардировщика задумывался под обозначением F-100B, но оно было изменено на YF-107A. Только три таких самолета летали с двигателем J75. Аварии, вызванные инертностью самолета по крену-рысканию, привели к перепроектированию большинства самолетов F-100A, которые получили более высокие кили и увеличенный размах крыла. Истребитель-бомбардировщик F-100C (построено 476 экземпляров) имел возможность дозаправки в воздухе, двигатель Пратт-Уитни J57-P-21 и восемь подкрыльных оружейных пилонов. Штурмовой вариант F-100D обладал многими изменениями: крыло с закрылками, установка внутреннего оборудования для подавления радиосигналов противника (ЕСМ) и система бомбардировки с небольшой высоты LABS для ядерных бомбовых ударов (всего было построено 1274 самолета). После них появилось 339 машин последнего серийного варианта — двухместного тренировочного самолета F-100F с тандемным расположением кресел пилотов.

F-100 «Super Sabre» коллекция фотографий


Данные для: F-100 «Super Sabre»

Экипаж: 1, двигатель: 1 x ТРД P+W J-57-P-21, 66.7кН, размах крыла: 11.6м, длина: 14.3м, высота: 4.9м, площадь крыла: 35.8м2, взлетный вес: 12700кг, масса пустого: 9500кг, макс. скорость: 1216км\ч, потолок: 15250м, дальность: 920км, вооружение: 4 x 20мм пушки, 2720кг бомб или ракет




avia-museum.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *