B-21 Raider. Как защититься от угрозы будущего? » Военное обозрение

В октябре 2016 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-21 Raider. В будущем такие самолеты станут одной из основ дальней авиации США и поднимут ее потенциал на требуемый уровень. Согласно изначальному графику, опытный самолет нового типа полетит лишь через несколько лет, но уже сейчас этот проект привлекает внимание. При этом следует обсудить не только технический облик бомбардировщика, но и его боевые качества, а также вопросы противодействия ему.

Тайны «Рейдера»


Разработка нового бомбардировщика для ВВС США продолжается не первый год, но Пентагон и Northrop Grumman пока не спешат раскрывать технические подробности проекта. Время от времени оглашались разные пожелания и взгляды военных, однако полное тактико-техническое задание – вполне ожидаемо – остается секретным. Впрочем, активно и без особой секретности обсуждалась стоимость серийных самолетов и проекта в целом.

Известно, что ВВС США хотят получить малозаметный дозвуковой бомбардировщик-ракетоносец, построенный на основе современных технологий и компонентов. Нужно обеспечить межконтинентальный радиус действия, в том числе с применением дозаправки в полете. Машина должна иметь минимально возможный экипаж или создаваться беспилотной. Последний вариант обсуждался на уровне слухов. B-21 обязан нести широкую номенклатуру ракетного и бомбового вооружения как существующих, так и перспективных типов.

Заказчик и разработчик уже опубликовали рисунок, показывающий примерный экстерьер будущего «Рейдера». Вместе с прочей информацией он создает приемлемую картину, позволяющую строить прогнозы и даже делать выводы. Если «Нортроп-Грумман» или Пентагон опубликуют новые данные, ее удастся дополнить.

Особенности самолета


Доступные данные показывают, какими могут быть сильные стороны будущего B-21. Некоторые особенности машины можно предугадать, исходя из имеющейся информации и здравого смысла. Все это позволяет представить, какую угрозу может представлять новый американский самолет.

В новом проекте, как и в предыдущем B-2, делается акцент на малозаметность для средств обнаружения. Планер и силовая установка строятся с применением стелс-технологий. Поэтому самолет построен по схеме «летающее крыло» и имеет характерную форму. Воздухозаборники и сопла смещены на верхнюю поверхность и оказываются закрыты от облучения снизу. Также возможно применение специальных сопел двигателей, охлаждающих реактивные газы. По опыту предыдущих проектов, конструкторы могут использовать современные средства радиоэлектронной борьбы.

Таким образом, заказчик ожидает, что самолет B-21 сможет скрытно приближаться к территории противника или к рубежам пуска вооружений. Обнаружение машины не исключается, но его дальность должна быть сокращена до минимума. Это уменьшит допустимое время реакции противовоздушной обороны, и «Рейдер» сможет успешно применить вооружение.

«Летающее крыло» обеспечивает большие внутренние объемы, пригодные для размещения топлива. К примеру, подобный бомбардировщик Northrop Grumman B-2 Spirit при размахе крыла 52 м и длине 21 м несет более 75 т топлива для четырех двигателей, которые разгоняют его до 1000 км/ч. Обеспечена дальность 11 тыс. км с возможностью увеличения за счет дозаправки. Очевидно, будущий B-21 по основным летным характеристикам не должен уступать предшественнику.

При беспосадочной дальности не менее 11-12 тыс. км бомбардировщик Raider, действуя с тех или иных баз ВВС США, сможет решать задачи по всему миру. Применение самолетов-заправщиков способно увеличить боевой радиус до глобального, однако при этом должна расти нагрузка на летчиков. Дозвуковая скорость полета увеличивает время выхода в район применения оружия, но сокращает расход топлива, что положительно сказывается на дальности.

B-21 сможет использовать современное и перспективное вооружение, предназначенное для стратегической авиации. B-52, B-1B и B-2A могут применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых бомб, а также ракеты разных классов – часть этих изделий комплектуется ядерной боевой частью. Дальность применения бомб зависит от их типа и не превышает десятков километров. Ракеты, такие, как AGM-158 JASSM, могут лететь на 350-370 км или на 900 с лишним (JASSM-ER). Какими будут перспективные образцы вооружения, остается только гадать.

К сожалению, информация о весовых параметрах боевой нагрузки B-21 отсутствует, что не позволяет в полной мере оценивать ударный потенциал этого самолета. Впрочем, и без этого ясно, что «Рейдеру» доверят использование самых лучших вооружений с наиболее высокими характеристиками.

Таким образом, B-21 Raider может представлять серьезную угрозу для противника. Этот самолет сможет скрытно преодолевать большие расстояния, уходя от ПВО, а затем сбрасывать вооружение подходящего типа и уходить на базу с минимальными рисками перехвата.

Методы противодействия


Ключевую роль в новом проекте США играют стелс-технологии. Таким образом, для противодействия будущему B-21 следует использовать все доступные методы поиска малозаметных аэродинамических целей. Следует напомнить, что стелс-самолет не является принципиально невидимым для РЛС – особая конструкция лишь снижает дальность его обнаружения и взятия на сопровождение. При этом своевременное выявление угрозы является основным фактором, способствующим успешному перехвату. Все это касается как сухопутных или корабельных, так и авиационных РЛС.

В сфере РЛС имеется несколько основных решений, направленных на поиск малозаметных объектов. В первую очередь, это применение станций с низкочастотным излучением. При длине волны, эквивалентной размерам воздушной цели, эффективность стандартных стелс-технологий сокращается. Другое решение – использование разнесенных радиолокационных систем. Размещение передатчика и приемника на значительных расстояниях друг от друга нивелирует эффект от рассеяния излучения целью. Важнейшую роль играет производительность вычислительных средств РЛС, способных выявить цели по имеющимся признакам.

В деле поиска и перехвата большое значение имеют оптико-электронные средства, работающие в инфракрасном диапазоне. Сопла B-21 могут иметь особую конструкцию, снижающую тепловое излучение, но не убирающую его полностью. Поэтому важным фактором становится чувствительность ИК-систем. Обнаружение самолета по горячим газам, в первую очередь, имеет смысл для авиационных ракет.

Успешному поиску стелс-бомбардировщиков могут поспособствовать особые методики работы ПВО. Так, РЛС дальнего обзора, в том числе надгоризонтные системы, способны выявить деятельность авиации противника на большой дальности. Можно найти и опознать самолеты-заправщики, что будет своеобразным намеком на присутствие ударной машины. Это может упростить дальнейшее отслеживание полета малозаметного самолета.

Не стоит забывать и системы радиоэлектронной борьбы. С их помощью можно помешать правильной работе бортовой аппаратуры бомбардировщика и его вооружения. Своевременное обнаружение и подавление каналов связи РЛС или ГСН обеспечит срыв эффективной атаки. Кроме того, для эффективной РЭБ необходимы системы радиотехнической разведки, которые также могут использоваться для определения местоположения воздушной цели.

Совокупность дальности полета и малозаметности позволяет бомбардировщику использовать наиболее выгодный маршрут к цели. Это предъявляет отдельные требования к ПВО. Ее средства слежения должны закрывать все потенциально опасные направления.

Задача поражения самолета по типу «Рейдера» на подходе к рубежам применения оружия может возлагаться на сухопутные и авиационные компоненты противовоздушной обороны. Наземные РЛС и самолеты дальнего радиолокационного обзора должны определять обстановку и наводить на цель истребители либо выдавать данные наземным ЗРК. Таким образом, требуется полноценное взаимодействие всех средств ПВО и использование всех современных систем и алгоритмов.

Если бомбардировщику удалось сбросить оружие, задачей ПВО становится перехват последнего. Такая задача тоже может представлять определенную трудность, поскольку современные и перспективные авиационные средства поражения создаются с применением стелс-технологий. По сути, на этом этапе повторяется ситуация с перехватом бомбардировщика, но в иных масштабах.

Самолеты против ПВО


Как видим, все задачи по противодействию современным и перспективным стелс-самолетам могут решаться только эффективными средствами обнаружения и сопровождения. Если локатор может заметить цель и завязать трассу, вероятность успешного своевременного перехвата резко повышается. Кроме того, появляется возможность атаковать носитель, а не выпущенное им вооружение.

В последние десятилетия, развивая свою боевую авиацию, США уделяют большое внимание вопросам малозаметности, причем в новом проекте B-21 они оказываются во главе угла. По известным данным и согласно многочисленным утверждениям, Россия располагает средствами для сокращения эффективности стелс-авиации. На уровне слухов известно о существовании таких наработок и у других стран, например, у Китая. Подобное «соревнование» между малозаметными самолетами и средствами обнаружения и уничтожения продолжается не первый десяток лет, и его лидеры постоянно меняются.

Очередным шагом в этом противостоянии станет появление и постановка на вооружение самолета B-21 Raider. К моменту начала его эксплуатации у России и Китая должны будут появиться новые образцы радиолокационных и зенитных систем. Очевидно, что они будут лучше и эффективнее существующих и, возможно, смогут бороться с имеющимися и перспективными малозаметными целями. В то же время, в проекте «Рейдер» могут быть использованы те или иные новые наработки, направленные на сокращение рисков.

Впрочем, здесь обсуждение вопроса окончательно уходит в область оценок и прогнозов. И самолет B-21, и перспективные зенитные системы, такие как российская С-500, пока находятся на стадии разработки, а их тактико-технические характеристики все еще не публиковались. Мало того, часть данных, представляющих наибольший интерес в контексте вопросов обнаружения и уничтожения, вообще не будет оглашаться. Таким образом, пока слишком мало данных для полноценного анализа.

Очевидные выводы


Дальний бомбардировщик-ракетоносец Northrop Grumman B-21 Raider на данный момент находится на стадии проектирования, а строительство опытного образца пока остается делом будущего. Однако заинтересованным сторонам уже сейчас необходимо изучать эту проблему и готовиться к обновлению дальней авиации ВВС США. В идеале, к моменту появления «Рейдера» у России или других стран должны быть, как минимум, проекты улучшенных РЛС и ЗРК.

По известным данным, все развитые страны имеют те или иные наработки как в области стелс-технологий, так и в сфере противодействия им. Таким образом, следует ожидать, что новый бомбардировщик даст ВВС США определенные преимущества. Однако такая ситуация не сможет сохраняться слишком долго, и вскоре появятся новые средства для защиты от подобной авиации и ее боевой нагрузки.

Очевидно, что попытка использования B-21 для ударов по объектам развитых в военном отношении стран будет связана с излишними и неоправданными рисками. Эта проблема будет усугубляться сравнительно высокой стоимостью техники. Кроме того, необходимо учитывать специфику военно-политической обстановки, которая пока не ведет к полномасштабному конфликту между развитыми странами.

Таким образом, можно предполагать, что Raider будет представлять определенную угрозу для основных конкурентов США, но его целями станут объекты в других странах. Такие удары будут осуществляться в рамках локальных конфликтов в государствах с недостаточно развитыми армиями и ПВО в частности.

Стратегические бомбардировщики B-21 Raider поступят на вооружение ВВС США через несколько лет, и до конца двадцатых годов частично заменят устаревшую технику. Однако потенциальную угрозу в виде этого самолета необходимо учитывать уже сейчас, а также принимать необходимые меры. В нашей стране и в некоторых зарубежных государствах ведутся работы по созданию новых систем обнаружения и поражения, которые могут оказаться способными противодействовать ударным средствам США. Впрочем, реальное соотношение ударного потенциала B-21 и возможностей зарубежных средств защиты пока остается неопределенным.

По материалам сайтов:
http://northropgrumman.com/
http://globalsecurity.org/
https://fas.org/
http://af.mil/
http://breakingdefense.com/
https://flightglobal.com/

topwar.ru

B-21: самолёт, который прорвёт оборону России?

Новый американский «супербомбардировщик» B-21 не только обеспечит Соединённым Штатам мировое господство в воздухе, но и будет в состоянии прорвать противовоздушную оборону России, прогнозирует немецкий журнал Stern.


Разработка бомбардировщика проходит в условиях строжайшей секретности. «Заявленная цель» — B-21 должен быть в состоянии в любой момент нанести удар по объекту в любой точке Земли. Судя по всему, разработчикам нового американского бомбардировщика удалось добиться прорыва в технологии «стелс». «Новый B-21 должен стать ответом на прогресс в области радиолокации и ракет класса „земля — воздух“», — считает автор Stern. В середине 2020-х годов на вооружение ВВС США должны поступить от 80 до 100 единиц B-21, отмечает немецкий журнал.


Вне зоны ПВО

Американцы активно использовали свою стратегическую авиацию во Вьетнаме — для прорыва и подавления ПВО Ханоя и Хайфона. Во время операций против режима Саддама Хусейна — в 1996 году два бомбардировщика B-52H выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде. В 1998-ом объекты промышленности Ирака бомбили B-52H и B-1B, а в 2003 году бомбардировщики B-52H выпустили по этой стране 100 крылатых ракет. B-2 впервые были применены в рамках операции «Союзная сила» против Югославии: тогда они взлетали с аэродромов Великобритании, огибали Европу, входили в акваторию Средиземного моря и наносили удары.

flickr.com/US Air Force

B-52H

То есть все атаки стратегическая авиация США осуществляла либо при довольно слабой системе ПВО, либо при ее отсутствии. Поэтому применительно к нам действия бомбардировщиков возможны только за пределами зоны противовоздушной обороны.

Отметим, дозвуковой «стратег» B-52 стоит на вооружении армии США с 1955 года, сверхзвуковой B-1 Lancer — с 1985-го, самолет-«невидимка» B-2 — с 1997-го. Последний американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Модернизация бортового оборудования и вооружения B-52 и B-1 Lancer производилась на протяжении всей их истории. Так, 7 мая 2015 компания Boeing снова объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе» и в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая предусматривает атаку по любой точке планеты в течение одного часа.

flickr.com/US Air Force

B-1 Lancer

Как говорят эксперты, полноценная реализации малой радиолокационной заметности на таких старых платформах вряд ли возможна. Поэтому ударная сила таких самолетов, с одной стороны, — мощные средства РЭБ, с другой — крылатые ракеты, которые можно пускать на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Таким образом главная угроза, которая исходит от американских бомбардировщиков — это применение ими крылатых ракет.

Скажем, авиационные ракеты воздушного базирования AGM-86ALCM с ядерной БЧ применяются при подходе к зоне действия истребительной авиации и зенитно-ракетного огня противника — с расстояния от береговой черты в 700−800 километров. Причем идти эти ракеты, как известно, могут на предельно малых высотах, огибая рельеф местности. Массовое их применение приведет к перенасыщению системы ПВО, сосредоточению усилий на определенных направлениях. В свою очередь, для борьбы с ними как раз были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-31, которые так и называются — авиационно-ракетные комплексы дальнего перехвата. Ведь проще бороться с носителями, чем отражать массовый удар крылатых ракет.


Новый «бомбер»

Проект нового стратегического бомбардировщика США подразумевает разработку самолета, соответствующего стратегии глобального молниеносного удара и предназначенного для замены состоящих на вооружении самолетов B-52 и B-1.

27 октября 2015 года министр обороны США озвучил победителя в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика Long Range Strike Bomber (LRS-B) — контракт получила компания Northrop Grumman. В феврале 2016 года ВВС США опубликовали первое официальное изображение будущего стратегического бомбардировщика и озвучили его индекс — B-21.



Несмотря на то, что военные давно определились с техническими характеристиками самолёта и перечнем необходимых систем, которыми вооружится бомбардировщик, его подробные спецификации до сих пор засекречены. Известно лишь, что B-21 будет сделан по схеме «летающего крыла» и получит системы для нанесения ядерных ударов. По габаритам малозаметный ядерный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра. Новый самолёт получит систему опционального пилотирования и сможет выполнять полёты как под управлением пилота, так и в автономном режиме.

flickr.com/US Air Force

B-2 Spirit

Отметим, что стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны — Китай и Россия. Все стороны говорят о том, что новый самолет должен быть принят в состав ВВС ближайшее десятилетие, но в в реализацию столь сжатых сроков разработки поверить довольно трудно. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа — 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году. ОКБ Туполева вроде как с 2009 года создает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), однако в России на вооружении еще не принят истребитель пятого поколения Су-57, а когда он пойдет в серию вообще неизвестно. Китайцы начали свою программу на год раньше нас, работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Однако создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.


Прорвет или нет?

Сама по себе любая боевая авиационная платформа должна обладать минимальной заметностью и при этом должна быть оснащена всеми современными цифровыми технологиями, которые связаны с навигацией, обнаружением целей, передачей информации, в том числе по оперативному получению разведданных. Концепция так называемой сетецентрической войны подразумевает активный обмен информацией между различными участниками боевых действий (между «землей», космической группировкой, разведывательными самолетами и самолетами ДРЛО и т. д.). И, безусловно, стратегические бомбардировщики должны быть частью такой единой информационной сети. На примере истребителей F-22 мы видим, что эти машины могут обнаруживать и поражать воздушные цели противника, фактически не включая собственные радиолокаторы, то есть получать информацию от внешних источников, не демаскируя себя. Вот так же и бомбардировщики должны иметь возможность наносить удары, не включая бортовые источники излучения.

По логике вещей, появление гиперзвукового оружия сводит на нет необходимость появления нового «бомбера» на сверхзвуке. С учетом совершенствования спутниковой группировки и средств ПВО-ПРО, скорее всего, речь идет не о бомбардировщике прорыва, а неком транспортнике, который может нести большое количество ракет большой дальности и может длительное время барражировать в воздухе вблизи района боевого применения.

news.ru

B-21 Raider. Как защититься от угрозы будущего?

В октябре 2016 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-21 Raider. В будущем такие самолеты станут одной из основ дальней авиации США и поднимут ее потенциал на требуемый уровень. Согласно изначальному графику, опытный самолет нового типа полетит лишь через несколько лет, но уже сейчас этот проект привлекает внимание. При этом следует обсудить не только технический облик бомбардировщика, но и его боевые качества, а также вопросы противодействия ему.

Тайны «Рейдера»


Разработка нового бомбардировщика для ВВС США продолжается не первый год, но Пентагон и Northrop Grumman пока не спешат раскрывать технические подробности проекта. Время от времени оглашались разные пожелания и взгляды военных, однако полное тактико-техническое задание – вполне ожидаемо – остается секретным. Впрочем, активно и без особой секретности обсуждалась стоимость серийных самолетов и проекта в целом.

Известно, что ВВС США хотят получить малозаметный дозвуковой бомбардировщик-ракетоносец, построенный на основе современных технологий и компонентов. Нужно обеспечить межконтинентальный радиус действия, в том числе с применением дозаправки в полете. Машина должна иметь минимально возможный экипаж или создаваться беспилотной. Последний вариант обсуждался на уровне слухов. B-21 обязан нести широкую номенклатуру ракетного и бомбового вооружения как существующих, так и перспективных типов.

Заказчик и разработчик уже опубликовали рисунок, показывающий примерный экстерьер будущего «Рейдера». Вместе с прочей информацией он создает приемлемую картину, позволяющую строить прогнозы и даже делать выводы. Если «Нортроп-Грумман» или Пентагон опубликуют новые данные, ее удастся дополнить.

Особенности самолета


Доступные данные показывают, какими могут быть сильные стороны будущего B-21. Некоторые особенности машины можно предугадать, исходя из имеющейся информации и здравого смысла. Все это позволяет представить, какую угрозу может представлять новый американский самолет.

В новом проекте, как и в предыдущем B-2, делается акцент на малозаметность для средств обнаружения. Планер и силовая установка строятся с применением стелс-технологий. Поэтому самолет построен по схеме «летающее крыло» и имеет характерную форму. Воздухозаборники и сопла смещены на верхнюю поверхность и оказываются закрыты от облучения снизу. Также возможно применение специальных сопел двигателей, охлаждающих реактивные газы. По опыту предыдущих проектов, конструкторы могут использовать современные средства радиоэлектронной борьбы.

Таким образом, заказчик ожидает, что самолет B-21 сможет скрытно приближаться к территории противника или к рубежам пуска вооружений. Обнаружение машины не исключается, но его дальность должна быть сокращена до минимума. Это уменьшит допустимое время реакции противовоздушной обороны, и «Рейдер» сможет успешно применить вооружение.

«Летающее крыло» обеспечивает большие внутренние объемы, пригодные для размещения топлива. К примеру, подобный бомбардировщик Northrop Grumman B-2 Spirit при размахе крыла 52 м и длине 21 м несет более 75 т топлива для четырех двигателей, которые разгоняют его до 1000 км/ч. Обеспечена дальность 11 тыс. км с возможностью увеличения за счет дозаправки. Очевидно, будущий B-21 по основным летным характеристикам не должен уступать предшественнику.

При беспосадочной дальности не менее 11-12 тыс. км бомбардировщик Raider, действуя с тех или иных баз ВВС США, сможет решать задачи по всему миру. Применение самолетов-заправщиков способно увеличить боевой радиус до глобального, однако при этом должна расти нагрузка на летчиков. Дозвуковая скорость полета увеличивает время выхода в район применения оружия, но сокращает расход топлива, что положительно сказывается на дальности.

B-21 сможет использовать современное и перспективное вооружение, предназначенное для стратегической авиации. B-52, B-1B и B-2A могут применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых бомб, а также ракеты разных классов – часть этих изделий комплектуется ядерной боевой частью. Дальность применения бомб зависит от их типа и не превышает десятков километров. Ракеты, такие, как AGM-158 JASSM, могут лететь на 350-370 км или на 900 с лишним (JASSM-ER). Какими будут перспективные образцы вооружения, остается только гадать.

К сожалению, информация о весовых параметрах боевой нагрузки B-21 отсутствует, что не позволяет в полной мере оценивать ударный потенциал этого самолета. Впрочем, и без этого ясно, что «Рейдеру» доверят использование самых лучших вооружений с наиболее высокими характеристиками.

Таким образом, B-21 Raider может представлять серьезную угрозу для противника. Этот самолет сможет скрытно преодолевать большие расстояния, уходя от ПВО, а затем сбрасывать вооружение подходящего типа и уходить на базу с минимальными рисками перехвата.

Методы противодействия


Ключевую роль в новом проекте США играют стелс-технологии. Таким образом, для противодействия будущему B-21 следует использовать все доступные методы поиска малозаметных аэродинамических целей. Следует напомнить, что стелс-самолет не является принципиально невидимым для РЛС – особая конструкция лишь снижает дальность его обнаружения и взятия на сопровождения. При этом своевременное выявление угрозы является основным фактором, способствующим успешному перехвату. Все это касается как сухопутных или корабельных, так и авиационных РЛС.

В сфере РЛС имеется несколько основных решений, направленных на поиск малозаметных объектов. В первую очередь, это применение станций с низкочастотным излучением. При длине волны, эквивалентной размерам воздушной цели, эффективность стандартных стелс-технологий сокращается. Другое решение – использование разнесенных радиолокационных систем. Размещение передатчика и приемника на значительных расстояниях друг от друга нивелирует эффект от рассеяния излучения целью. Важнейшую роль играет производительность вычислительных средств РЛС, способных выявить цели по имеющимся признакам.

В деле поиска и перехвата большое значение имеют оптико-электронные средства, работающие в инфракрасном диапазоне. Сопла B-21 могут иметь особую конструкцию, снижающую тепловое излучение, но не убирающую его полностью. Поэтому важным фактором становится чувствительность ИК-систем. Обнаружение самолета по горячим газам, в первую очередь, имеет смысл для авиационных ракет.

Успешному поиску стелс-бомбардировщиков могут поспособствовать особые методики работы ПВО. Так, РЛС дальнего обзора, в том числе надгоризонтные системы, способны выявить деятельность авиации противника на большой дальности. Можно найти и опознать самолеты-заправщики, что будет своеобразным намеком на присутствие ударной машины. Это может упростить дальнейшее отслеживание полета малозаметного самолета.

Не стоит забывать и системы радиоэлектронной борьбы. С их помощью можно помешать правильной работе бортовой аппаратуры бомбардировщика и его вооружения. Своевременное обнаружение и подавление каналов связи РЛС или ГСН обеспечит срыв эффективной атаки. Кроме того, для эффективной РЭБ необходимы системы радиотехнической разведки, которые также могут использоваться для определения местоположения воздушной цели.

Совокупность дальности полета и малозаметности позволяет бомбардировщику использовать наиболее выгодный маршрут к цели. Это предъявляет отдельные требования к ПВО. Ее средства слежения должны закрывать все потенциально опасные направления.

Задача поражения самолета по типу «Рейдера» на подходе к рубежам применения оружия может возлагаться на сухопутные и авиационные компоненты противовоздушной обороны. Наземные РЛС и самолеты дальнего радиолокационного обзора должны определять обстановку и наводить на цель истребители либо выдавать данные наземным ЗРК. Таким образом, требуется полноценное взаимодействие всех средств ПВО и использование всех современных систем и алгоритмов.

Если бомбардировщику удалось сбросить оружие, задачей ПВО становится перехват последнего. Такая задача тоже может представлять определенную трудность, поскольку современные и перспективные авиационные средства поражения создаются с применением стелс-технологий. По сути, на этом этапе повторяется ситуация с перехватом бомбардировщика, но в иных масштабах.

Самолеты против ПВО


Как видим, все задачи по противодействию современным и перспективным стелс-самолетам могут решаться только эффективными средствами обнаружения и сопровождения. Если локатор может заметить цель и завязать трассу, вероятность успешного своевременного перехвата резко повышается. Кроме того, появляется возможность атаковать носитель, а не выпущенное им вооружение.

В последние десятилетия, развивая свою боевую авиацию, США уделяют большое внимание вопросам малозаметности, причем в новом проекте B-21 они оказываются во главе угла. По известным данным и согласно многочисленным утверждениям, Россия располагает средствами для сокращения эффективности стелс-авиации. На уровне слухов известно о существовании таких наработок и у других стран, например, у Китая. Подобное «соревнование» между малозаметными самолетами и средствами обнаружения и уничтожения продолжается не первый десяток лет, и его лидеры постоянно меняются.

Очередным шагом в этом противостоянии станет появление и постановка на вооружение самолета B-21 Raider. К моменту начала его эксплуатации у России и Китая должны будут появиться новые образцы радиолокационных и зенитных систем. Очевидно, что они будут лучше и эффективнее существующих и, возможно, смогут бороться с имеющимися и перспективными малозаметными целями. В то же время, в проекте «Рейдер» могут быть использованы те или иные новые наработки, направленные на сокращение рисков.

Впрочем, здесь обсуждение вопроса окончательно уходит в область оценок и прогнозов. И самолет B-21, и перспективные зенитные системы, такие как российская С-500, пока находятся на стадии разработки, а их тактико-технические характеристики все еще не публиковались. Мало того, часть данных, представляющих наибольший интерес в контексте вопросов обнаружения и уничтожения, вообще не будет оглашаться. Таким образом, пока слишком мало данных для полноценного анализа.

Очевидные выводы


Дальний бомбардировщик-ракетоносец Northrop Grumman B-21 Raider на данный момент находится на стадии проектирования, а строительство опытного образца пока остается делом будущего. Однако заинтересованным сторонам уже сейчас необходимо изучать эту проблему и готовиться к обновлению дальней авиации ВВС США. В идеале, к моменту появления «Рейдера» у России или других стран должны быть, как минимум, проекты улучшенных РЛС и ЗРК.

По известным данным, все развитые страны имеют те или иные наработки как в области стелс-технологий, так и в сфере противодействия им. Таким образом, следует ожидать, что новый бомбардировщик даст ВВС США определенные преимущества. Однако такая ситуация не сможет сохраняться слишком долго, и вскоре появятся новые средства для защиты от подобной авиации и ее боевой нагрузки.

Очевидно, что попытка использования B-21 для ударов по объектам развитых в военном отношении стран будет связана с излишними и неоправданными рисками. Эта проблема будет усугубляться сравнительно высокой стоимостью техники. Кроме того, необходимо учитывать специфику военно-политической обстановки, которая пока не ведет к полномасштабному конфликту между развитыми странами.

Таким образом, можно предполагать, что Raider будет представлять определенную угрозу для основных конкурентов США, но его целями станут объекты в других странах. Такие удары будут осуществляться в рамках локальных конфликтов в государствах с недостаточно развитыми армиями и ПВО в частности.

Стратегические бомбардировщики B-21 Raider поступят на вооружение ВВС США через несколько лет, и до конца двадцатых годов частично заменят устаревшую технику. Однако потенциальную угрозу в виде этого самолета необходимо учитывать уже сейчас, а также принимать необходимые меры. В нашей стране и в некоторых зарубежных государствах ведутся работы по созданию новых систем обнаружения и поражения, которые могут оказаться способными противодействовать ударным средствам США. Впрочем, реальное соотношение ударного потенциала B-21 и возможностей зарубежных средств защиты пока остается неопределенным.

www.globalwarnews.ru

почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21 » Военное обозрение

Два года назад американская авиационная промышленность приступила к созданию перспективного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. Первая машина этого типа должна будет выйти на испытания лишь через несколько лет, однако уже высказываются те или иные оценки перспективного проекта, а также предпринимаются попытки прогнозирования дальнейших событий.

27 октября американское издание The National Interest опубликовало статью Кайла Мизоками под названием «Why Russia, China and North Korea Should Fear America's B-21 Bomber» («Почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21»). Как показывает заголовок, публикация посвящена новейшему проекту B-21 и последствиям появления такой техники в контексте международной военно-политической обстановки.


В начале своей статьи К. Мизоками напоминает о событиях недалекого и отдаленного прошлого. 27 октября 2015 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного малозаметного бомбардировщика B-21 Raider. При этом он отмечает, что примерно за 35 лет до подписания контракта на B-21 было заключено предыдущее соглашение подобного рода, результатом которого стал самолет B-2 Spirit.

Автор вынужден отметить, что на данный момент многие детали нового проекта окутаны тайной. В то же время, часть сведений уже была опубликована. Имея некоторые данные о будущем B-21, можно сделать те или иные выводы, чем и предлагает заняться американский журналист.

Официальное обозначение бомбардировщика – B-21 Raider – имеет любопытное происхождение. Цифры указывают на XXI век, а дополнительное имя напоминает о легендарной операции 1942 года. Во время Второй мировой войны отряд бомбардировщиков B-25 Mitchell под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла атаковала ряд целей на территории Японских островов. Среди прочего, бомбы были сброшены и на Токио. Вспоминая «Рейд Дулиттла», военно-воздушные силы США указывают на дерзость этой атаки, стратегическую и тактическую неожиданность, а также на уникальную протяженность маршрута, преодоленного «рейдерами».

Как показывает изображение самолета B-21, официально опубликованное ВВС США, новый проект подразумевает строительство летательного аппарата типа «бесхвостка», похожего на летучую мышь. При этом новый B-21 должен иметь определенное сходство с существующим B-2. Однако два самолета заметным образом отличаются друг от друга.

К. Мизоками обращает внимание на компоновку силовой установки. На новом бомбардировщике двигатели будут размещаться ближе к рудиментарному фюзеляжу, тогда как моторы General Electric F118-GE-100 самолета B-2 располагаются на определенном расстоянии от центральной секции планера. Новый проект предусматривает использование скошенных воздухозаборников вместо «зазубренных», примененных на серийной технике. Кроме того, перспективный B-21 получит средства охлаждения реактивных газов двигателей, предназначенные для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Любопытно, что подобные устройства присутствовали на ранних изображениях будущего B-2, но так и не вошли в окончательный вариант проекта.

Перспективный бомбардировщик выглядит похожим на существующую машину B-2, и, по всей видимости, тоже будет четырехмоторным. В 2016 году компания Pratt & Whitney была выбрана в качестве субподрядчика и ей предстоит сделать двигатели для нового B-21. В качестве силовой установки для этого самолета рассматриваются доработанные версии турбореактивных двигателей F-100 и F-135. Сравнительно старый F-100, используемый на истребителях F-15 Eagle, выглядит правильным выбором. Однако вместо него заказчик может выбрать модификацию F-135, устанавливаемого на истребителях F-35 Joint Strike Fighter. Это позволит как получить требуемые характеристики, так и удешевить производство двигателей для двух самолетов.

Подобно своему предшественнику, новый Northrop Grumman B-21 Raider станет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное и конвенциональное вооружение. Если он не будет отличаться от B-2 по своим размерам, то есть основания полагать, что и полезная нагрузка останется на прежнем уровне. Кроме того, B-21 может сохранить два грузоотсека. К. Мизоками полагает, что самолет могут оснастить барабанными пусковыми установками Advanced Applications Rotary Launcher, уже используемыми на машинах B-2. Каждое такое изделие несет по восемь ракет того или иного типа.

Для решения особых задач B-21 сможет нести ядерное оружие. В таком случае в его боекомплект войдут крылатые ракеты Long-Range Stand-Off (LRSO), отличающиеся малой заметностью для средств обнаружения противника. Кроме того, будет обеспечена совместимость с тактическими бомбами B61, в том числе с их новейшей версией B61-12. Возможно комбинирование вооружений разных типов. В таком случае ракеты LRSO будут использованы для уничтожения объектов противовоздушной обороны и прорыва к основным целям. Последние, соответственно, будут уничтожаться управляемыми бомбами.

В «обычных» боевых вылетах B-21 сможет использовать широкую номенклатуру конвенциональных боеприпасов. Он сможет нести крылатую ракету JASSM-ER, а также управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Автор полагает, что и в случае с неядерным оружием может использоваться стратегия последовательного применения ракет и бомб: первые помогут сделать «проход» в системе ПВО противника, а вторые полетят непосредственно на указанные цели. В качестве альтернативы можно рассматривать возможность применения в одном вылете только бомб или только ракет.

Также в номенклатуру вооружений «Рейдера» должна войти бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это изделие весит 30 тыс. фунтов (14 т), и в настоящее время его может нести только бомбардировщик B-2. Таким образом, в перспективном проекте следует предусмотреть возможность применения наиболее тяжелых американских авиационных средств поражения, которые не имеют большого числа носителей.

К. Мизоками указывает, что военно-воздушные силы поручили компании Northrop Grumman разработать и построить бомбардировщик, использующий принципы открытой архитектуры программно-аппаратных средств. Таким образом, в отличие от предыдущих машин своего класса, новый B-21 может стать больше чем просто бомбардировщиком. Специфика и особенности требуемой архитектуры должны гарантировать возможность простого и быстрого обновления аппаратуры, а также облегчить интеграцию новых средств. Благодаря этому самолет можно будет достаточно быстро и просто адаптировать к новым миссиям того или иного рода.


К примеру, в грузовой отсек помимо оружия можно будет поместить приборы наблюдения, целеуказания и т.д. Кроме того, B-21 сможет стать носителем специальной аппаратуры связи, беспилотного авиационного комплекса, систем радиотехнической разведки или радиоэлектронной борьбы. Все это позволит решать разнообразные боевые задачи в самых разных условиях, в том числе при активном противодействии со стороны противника. В целом, по мнению автора, текущая реализация планов в контексте открытой архитектуры бортового оборудования в будущем может сделать B-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

По открытым данным, первый полет перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Northrop Grumman B-21 Raider состоится в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военно-воздушные силы Соединенных Штатов намерены купить не менее сотни таких самолетов. Эта техника заменит существующие машины моделей B-52H Stratofortress и B-1B Lancer. Не исключается возможность строительства и закупки двух сотен новых бомбардировщиков. Впрочем, судьба второй сотни самолетов прямо связана с размерами военного бюджета и финансовыми возможностями заказчика.

Автор The National Interest, высказав ряд предположений относительно облика будущего B-21, напоминает, что на данный момент подробная информация на этот счет отсутствует. Как именно будет выглядеть эта машина – специалисты и общественность пока не знают. Сейчас ВВС и разработчик стремятся поддерживать секретность и тщательно оберегают информацию о нем. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких следующих лет, вплоть до публикации официальных данных или первого показа готовой машины.

Таким образом – подводит итог Кайл Мизоками – новый B-21 Raider временно растворился во тьме секретных военных технологий, и вновь выйдет «на свет» только когда будет готов.

***

Нельзя не отметить, что проект стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider действительно является одной из самых интересных американских программ настоящего времени. ВВС США планируют кардинальное обновление своей стратегической авиации, которое предполагается провести при помощи техники самого оригинального облика с особыми возможностями. По этой причине следует ожидать, что в проекте B-21 будут реализованы интересные идеи того или иного рода.

По очевидным причинам, заказчик и исполнитель работ не спешат раскрывать все свои планы и публиковать технические подробности нового проекта. Тем не менее, некоторые отрывочные сведения уже стали известны из официальных и неофициальных источников. Кроме того, было опубликовано официальное изображение будущего самолета, отражавшее актуальное на тот момент состояние проекта. Впрочем, реальные результаты проекта могут заметно отличаться от планировавшихся ранее.

Отсутствие подробной информации технического и тактического характера оказывается хорошей почвой для появления разнообразных оценок. Так, в своей статье «Why Russia, China and North Korea Should Fear America's B-21 Bomber» автор издания The National Interest пытается предугадать, какую силовую установку получит перспективная машина. Кроме того, он представил примерную номенклатуру вооружений, пригодных для использования самолетами «Рейдер». Удалось ли К. Мизоками сделать правильные прогнозы – станет известно позже, после появления официальной информации.

Любопытная особенность статьи в The National Interest проявляется при сравнении заголовка с самим материалом. Название публикации утверждает, что Россия, Китай и КНДР должны бояться нового самолета, а кроме того, обещает объяснить, почему. При этом в самой статье третьи страны попросту не упоминаются, и она рассматривает исключительно тактико-технические особенности перспективного проекта. По-видимому, читателю предлагается рассмотреть возможный облик и предполагаемые возможности бомбардировщика B-21, а затем самостоятельно сделать выводы в контексте его роли в контексте сдерживания России, Китая или Северной Кореи. Автор, однако, не высказывает своего мнения на этот счет.

Очевидно, что перспективный бомбардировщик B-21, поступив в серийное производство и начав службу в строевых частях, определенным образом повлияет на баланс сил в мире – как всегда бывает при появлении новых образцов вооружения и техники для стратегических ядерных сил. Впрочем, эти события пока относятся к достаточно далекому будущему, а имеющийся объем информации не позволяет делать точные прогнозы. Возможно, будущий B-21 Raider действительно сможет побеспокоить Москву, Пекин и Пхеньян. Но причины для такого испуга на данный момент до конца не ясны, и полноценные выводы по этому вопросу можно будет сделать только в будущем.

Статья «Why Russia, China and North Korea Should Fear America's B-21 Bomber»:
http://nationalinterest.org/blog/why-russia-china-north-korea-should-fear-americas-b-21-22925

topwar.ru

Разработчики защитили проект стратегического бомбардировщика B-21

B-21

Northrop Grumman

Американская компания Northrop Grumman, занимающаяся разработкой перспективного стратегического бомбардировщика B-21 Raider, успешно защитила проект этого самолета. Об этом, как пишет Aviation Week, заявила министр ВВС США Хизер Уилсон. По ее словам, разработка проекта идет точно по плану, и его защита состоялась точно в назначенный срок. Теперь разработчики могут приступить к опытно-конструкторским работам по проекту нового бомбардировщика.

Стоящие сегодня на вооружении США стратегические бомбардировщики уже устарели. В частности, самолеты B-52 Stratofortress используются американскими военными уже 57 лет. Возраст некоторых стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit составляет 24 года. Новый бомбардировщик B-21 разрабатывается для постепенной замены устаревших самолетов. Контракт на разработку самолета Northrop Grumman получила в 2015 году. Эскизное проектирование нового самолета завершилось весной 2017 года.

B-21 проектируется по схеме «летающее крыло». Начиная с первого летного образца самолет получит системы и программное обеспечение для нанесения ядерных ударов, хотя в первые несколько лет службы самолеты не будут сертифицированы для перевозки и применения стратегического оружия. Точные размеры самолета пока не раскрываются. По оценке американских военных, B-21 будет больше палубного беспилотника проекта UCLASS, но меньше стратегического бомбардировщика B-2. Длина и размах крыла первого составляют 11,6 и 18,9 метра соответственно, а второго — 21 и 52,4 метра.

Как ожидается, первый Raider поступит на вооружение США в середине 2020-х годов. В общей сложности Пентагон намерен закупить не менее ста новых самолетов.

Российские разработчики также занимаются созданием нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА. Защита проекта этого самолета состоялась в начале 2017 года. ПАК ДА будет создан по схеме «летающее крыло» и будет выполнять полеты на дозвуковой скорости. Особое внимание в конструкции самолета планируется уделить технологиям малозаметности и защиты бомбардировщика и его экипажа от последствий ядерного взрыва. Как ожидается, ПАК ДА совершит первый полет в 2025 году и поступит на вооружение в 2028 году.

Василий Сычёв

nplus1.ru

Тяжелый бомбардировщик B-21 Raider следующего поколения прошел проверку проекта

28-30 ноября Министерство обороны США провело многопрофильную техническую оценку предлагаемого B-21 Raider, чтобы выяснить, была ли его конструкция стабильной и достаточно продуманной, чтобы гарантировать переход к производству и летным испытаниям, и оценка определила значительный прогресс, достигнутый за 3 года проекта.

Соединенные Штаты почти уникальны в области стратегических бомбардировщиков, где другие военно-воздушные силы полагаются на тактические бомбардировщики для доставки боеприпасов, и только у США и России все еще есть тяжелые бомбардировщики большой дальности в качестве части своих активных запасов. В настоящее время у ВВС США есть три тяжеловеса со времен Холодной войны: B-52 Stratofortress, B-1 Lancer и B-2 Spirit.

Хотя эти самолеты хорошо работали в течение десятилетий, а B-52 настолько перегружен, что теперь на них летают внуки первых пилотов, крылья стратегических бомбардировщиков США не могут скрыть свой возраст и технологический моральный износ. Именно по этой причине Управление по оперативным возможностям ВВС создало программу «Ударный бомбардировщик дальнего действия» (LRS-B), которая привела к разработке B-21 компанией Northrop Grumman.

Цель B-21 состоит в том, чтобы предоставить стелс-платформу большой дальности с высокой способностью к выживанию для проникновения в воздушное пространство противника для доставки обычного и термоядерного оружия. Кроме того, ожидается, что с помощью прикрытия истребителей дальнего радиуса действия будут использоваться любые будущие системы противодействия доступу в запрещенные зоны.

Хотя опубликовано очень мало технических деталей, его базовый дизайн будет похож на B-2. Если все пойдет по плану, ожидается, что B-21 поступит на вооружение к 2025 году, когда будет работать вместе с другими стратегическими бомбардировщиками, прежде чем заменит их.

«ВВС довольны тем, как продвигается программа», - говорит секретарь ВВС Хизер Уилсон. «Программа B-21 Raider находится на правильном пути, чтобы добиться дальнейшего прогресса в течение следующих нескольких лет, поскольку теперь она переходит от этапа проектирования к производственной фазе, которая в конечном итоге позволит собрать наш первый испытательный самолет B-21».

infuture.ru

Разработка в США нового малозаметного дальнего ударного бомбардировщика В-21


На пресс конференции ВВС США от 27 октября 2015 г. было объявлено о том, что контракт на разработку Дальнего Ударного Бомбардировщика (LRS-B) под обозначением «В-21» выиграла корпорация «Northrop Grumman».

Проект нового стратегического бомбардировщика начал обсуждаться в США в начале 2000-х. В результате был сформирован список требований и был дан старт программе «2018 Bomber» («Бомбардировщик 2018 года»).  К концу 2000-х Пентагон обновил требования к новому бомбардировщику. Программа стала называться «Next-Generation Bomber» (NGB).

Экономические проблемы и необходимость соблюдения международных договоров в сфере ядерных вооружений привели к корректировке программы и переносе сроков её исполнения. В 2009 было объявлено о закрытии проекта NGB и начале нового проекта под названием «Long Range Strike Bomber» (LRS-B — «Дальний ударный бомбардировщик»). Проект предполагал разработку самолёта во многом напоминавшего B-2, но имеющего значительно меньшую стоимость. Фактически новый проект является незначительно переработанным проектом NGB.

Стоимость разработки составляет 80 млрд.долл.США, а стоимость одной серийной машины составит 564 млн.долл.США. (стоимость пяти истребителей «F-35»). Согласно планам разработчиков, B-21  может достичь начальной оперативной готовности к 2025 году, всего планируется построить от 80 до 100 машин. Для сравнения стоимость одного стратегического бомбардировщика «В-2 Spirit» составляет 1,157 млрд.долл.США. Бомбардировщик станет переходным звеном к новому сверхзвуковому проекту — «2037 Bomber» (Бомбардировщик 2037 года).

Разработка бомбардировщики дальнего радиуса действия на данном этапе ведется в рамках так называемой стратегии «Third Offset», цель которой состоит в том, чтобы противостоять стратегии A2/AD (Anti-Access/Area Denial)   России и Китая, которая заключается в блокировании доступа в нужные регионы.  Эта стратегия была разработана CSBA (Центром стратегических и бюджетных оценок) Министерство обороны сделало ее более приближенной к реальности.

Изначально стратегия CSBA в основном ориентировалась на Китай, однако после присоединения Крыма Пентагон вновь стал учитывать возможную угрозу со стороны России, изучив российскую A2/AD в Средиземном море и авиаудары в Сирии. Поэтому объектами стратегии Offset являются РФ и КНР.

Первоначальная диспозиция состояла в том, что в дальнейшем A2/AD Народно-освободительной армии Китая будет только развиваться. В связи с этим США необходимо обеспечить себе преимущество в пяти сферах в долгосрочной перспективе: беспилотные операции, действия авиации увеличенной дальности, малозаметные действия авиации, подводные действия и комплексные системы инжиниринга и интеграции.

Получив превосходство в пяти сферах стратегии Third Offset, можно будет сформировать систему глобального наблюдения и удара.

Эта система обладает следующими свойствами:

• прочность: отсутствие зависимости от баз, расположенных недалеко от противника, возможность противостоять воздушной угрозе и действовать без поддержки из космоса

• высокая оперативность: возможность наносить удары в течение нескольких часов

• эластичность: возможность влиять на различных ситуации по всему миру.

В соответствии с указанными свойствами перспективный бомбардировщик должен включать в себя модульные варианты полезной нагрузки для разведки, наблюдения, рекогносцировки (ISR), электронных атак (EA), и коммуникации.  Также, значительно повышены требования к «выживаемости» и малозаметности. Основная ориентация проекта на стелс-технологии ( B21 будет сделан по схеме «летающего крыла»), дозвуковую скорость и возможность пилотирования как с пилотом, так и в беспилотном режиме. Планируемый боевой радиус действия до 3800 км без дозаправки (9260 км с дозаправкой).

По габаритам малозаметный  бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра.С точки зрения конструктивных особенностей следует отметить, что самолет будет лишен вертикальных поверхностей.

(Рисунок внешнего вида перспективного американского бомбардировщика «В-21»)

Специалисты корпорации «Northrop Grumman» планируют оснастить перспективный бомбардировщик аналогом турбовентиляторного двигателя «F 135».  Благодаря использованию новых технологий (Heete), эффективность сжигания топлива увеличится на 35 % по сравнению с нынешними дозвуковыми двигателями установленных на малозаметных самолётах.

Вероятно, бомбовая нагрузка для «В-21» составит от 12.5 до 18 тонн, а в состав ракетно-бомбового вооружения войдут крылатые ракеты JASSM-ER,  крылатые ракеты большой дальности «LRSO» с обычной и ядерной головной частью, противокорабельные ракеты большой дальности «LRASM-A», а также всевозможная номенклатура бетонобойных бомб весом до 2500 кг. Кроме того, в комплект вооружения «В-21» будут входить специальные планирующие ракеты-мишени оснащенные системами РЭБ (ADM-160 MALD или подобные перспективные системы). Кроме того, на перспективном бомбардировщике планируется установить абсолютно новую систему навигации, которая позволит экипажу бомбардировщика выполнить боевую задачу в случае нарушения противником работы системы глобального позиционирования «GPS».

Китайские аналитики полагают, что данный самолет создается специально для борьбы как со стратегическими целями в глубине территории КНР, так и на его побережье. Фактически данный самолет создается согласно концепции «хирургических ударов», заложенной Министром Обороны США Дональдом Рамсфелдом еще в начале второй «иракской кампании». Старший полковник ВВС НОАК Шэнь Цзинькэ полагает, что в случае установки на «В-21» оборудования для осуществления дозаправки в воздухе данный бомбардировщик будет способен находиться в «зоне ожидания решения» до 4,5 часов.

Следует отметить, что китайские стратеги фактически возвели воздушную «линию Мажино» вдоль восточного побережья и единственное направление удара для «В-21» это только западные территории КНР, поскольку возможности ПВО НОАК на «Гималайском направлении» недостаточны для противодействия самолетам подобного типа.

В тоже время офицеры военной разведки НОАК полагают, что перспективный американский бомбардировщик сможет уничтожать до 40 различных целей в рамках одного вылета, т.е. 25 самолетов вполне достаточно, чтобы уничтожить около 1000 первоочередных целей за один вылет. Подобное возможно при применении малокалиберных авиабомб «SDB» (GBU-39/53, вес 129/93 кг.), круговое вероятное отклонение которых составляет всего 5 метров, а эффективность сопоставима со стандартными авиабомбами.

Это особенно актуально в свете нарастающей напряженности на Корейском полуострове, поскольку известно, что ВВС США определили более 700 первоочередных целей для бомбардировочной авиации на территории КНДР.

Однако, по мнению некоторых китайских военных экспертов, основной причиной начала подобного «расточительного» проекта является неспособность американского ВПК спроектировать и производить мобильные ракетные комплексы с дальностью стрельбы от 500 до 5000 км.

Таким образом, стоит отметить, что в случае успешной реализации этого проекта, ВВС США уже в ближайшее время смогут значительно расширить возможности в нанесении глобального удара на значительном удалении от своих баз. Также, безусловно, возрастут возможности как непосредственного преодоления, так и огибания, так называемых зон «A2/AD». Невооруженным взглядом заметно, что подобного рода «инициативы» направленны, в том числе, на поиск брешей в воздушной обороне России, откуда можно было бы беспрепятственно «просочится» вглубь территории.   А наличие опций «беспилотного» режима, отчетливо указывают на возможности осуществления миссий «в один конец».




cezarium.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о