на что способен новый самолет-шпион

Разглядеть все, что творится на земле и в воздухе на расстоянии более чем в тысячу километров, классифицировать цели и навести на них истребительную или бомбардировочную авиацию — все это может новейший российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер». Российский аналог американского самолета разведчика  Е-3 AWACS (Airborne Warning And Control System) прибыл для войсковых испытаний в Ахтубинский летный центр Минобороны.

 

Фото: Army.mil 

«Премьер» создан на базе модернизированного транспортного самолета Ил-76МД-90А — транспортного самолета, пришедшего на смену обычным Ил-76. В новой машине конструкторы увеличили длину фюзеляжа, установили современные двигатели ПС-90А. В результате транспортник стал брать 60 тонн груза и летать на расстояние до 5 тыс. км. Более серьезные изменения коснулись системы управления машины: вместо стрелочных-аналоговых приборов — жидкокристаллические панели. Их еще называют многофункциональными индикаторами, позволяющими отображать полетную информацию в удобном для летчиков и штурманов виде.

Однако не только грузоподъемность и дальность полета делает новый Ил-76-90А таким желанным для Минобороны. Как и его предшественники, обычные Ил-76, обновленная машина стала платформой для создания самолета разведчика — командного пункта ВВС нового поколения. Предыдущие версии этих машин носили название А-50 и А-50У. Отличить их от обычных транспортников было не сложно по огромному, 10 тонному, грибу-антенене в верхней части фюзеляжа. Самолет поднимал это «гриб» на высоту в 9 тыс. метров, из-за чего радар начинал видеть все, что творится на земле, воде и в воздухе более чем на 1000 км вокруг.

Одновременно А-50 мог отследить до 150 воздушных, наземных, надводных целей, оповестить о них командные пункты автоматизированных систем управления видов Вооруженных сил. «Гриб» — антенна А-50 безошибочно обнаруживает факел стартующей баллистической ракеты на удалении 800 километров, бомбардировщик В-52 — за 650, истребитель размером с

МиГ-29 — за 450, а крылатые ракеты — за 250 км. Вполне достаточно, чтобы, как говоритcя, дать команду «фас» истребителям сопровождения на перехват и уничтожение целей.

 
Фото: Вадим Савицкий/ Минобороны России

Без А-50 сегодня не обходится ни одно крупное учение российской армии. Ведь российский аналог AWACS может применяться не только для управления самолетами истребительной и ударной авиации, но и служить командным пунктом для управления видами и родами Вооруженных сил. Под эти задачи отдан весь транспортный отсек самолета, буквально под самую крышу забитый вычислительной техникой и рабочими местами операторов наблюдения. Всего на А-50 их 10.

О возможностях А-100 неизвестно практически ничего. Самолет, как и его предшественники А-50 и А-50У до последнего строго засекречен. Гендиректор концерна «Вега», где создавалась электронная начинка «Премьера», Владимир Верба лишь заявил, что на машине будут использована новая антенна на основе активной фазированной антенной решетки (АФАР). По данным госкорпорации «Ростех», антенна будет вращаться со скоростью 5 оборотов в минуту. На машинах предыдущего класса «гриб» поворачивался 12 раз в минуту.

Это позволяет сделать вывод о том, что конструкторам удалось повысить не только скорость «обзора» пространства, но и увеличить количество обнаруживаемых целей. Для сравнения, американский Е-3 AWACS видит до 600 объектов. АФАР — последнее слово в радиоэлектронных системах. Такие антенны стоят на истребителях 5-го поколения F-22 Raptor и Т-50. Планируется, что обзорная станция новейшего российского танка «Армата» также получит такой радар. В новой системе ПВО С-500 также будет АФАР, причем по некоторым сведениям сферической формы, что позволит без использования поворотных механизмов видеть все, что творится вокруг и над зенитным-ракетным комплексом.

Фото: Константин Семенов  

Однако «видеть» не значит классифицировать и селектировать по важности. Использование большего по размерам и грузоподъемности самолета Ил-76-90А говорит о том, что внутри новой машины будет существенно увеличено количество рабочих мест операторов контроля воздушного пространства. Использоваться современное компьютерное оборудование и средства связи.

До 2020 года Минобороны планирует получить не менее 39 новых А-100. Сейчас в разной степени готовности на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» в производстве находится 13 самолетов Ил-76МД-90А. Как говорят на предприятии, перед ними стоит задача довести их выпуск до 18 машин в год. Все это говорит о том, что уже в ближайшие два года военное ведомство получит всю необходимую для переоснащения ВВС технику.

Фото самолета А-50У (ОАО «ТАНТК им.Г.М.Бериева»): Сергей Кривчиков

tvzvezda.ru

Самолет радиолокационного дозора А-100 совершил первый полет — Российская газета

Совершил первый полет многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100, создаваемый в рамках проекта «Премьер».

Вооруженные силы нашей страны выходят на качественно новый уровень дальнего радиолокационного наблюдения, управления различными летательными аппаратами и сухопутными войсками.

Роль летающих радаров у нас пока выполняют самолеты типа А50 различных модификаций и модернизаций. Они были спроектированы и построены на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил76МД. А-100 выполнен на основе гораздо более современного Ил76МД90А, серийный выпуск которых начался на ульяновском заводе «АвиастарСП». Отличительная особенность этой машины — новые малошумные и более мощные двигатели ПС90А76.

Они позволили увеличить грузоподъемность самолета, а значит, оснастить борт большим количеством различной и очень современной аппаратуры.

Самолет имеет так называемую «стеклянную кабину» и авионику, созданную по принципу открытой платформы. Это позволяет проводить быструю модернизацию и адаптацию А-100 к любым новым задачам.

В создании нового летающего радара принимала участие даже Российская академия наук, и в машине, которая встала на крыло, удалось воплотить результаты самых передовых фундаментальных исследований в области радиолокации и информационных технологий.

Предполагается, 
что А-100 будет обнаруживать и сопровождать сотни 
воздушных целей 
на удалении до 1000 км

— По своим характеристикам авиационный комплекс А-100 превосходит зарубежные аналоги, — заявил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.

А-100 будет использоваться для обнаружения и последующего сопровождения самых различных воздушных, морских и наземных целей.

Он сможет управлять ударной и истребительной авиацией, наводя ее на заданные цели и оповещая об изменениях воздушной обстановки, в том числе появлении новых угроз.

Впервые в самолетах такого типа реализована возможность управления беспилотными летательными аппаратами. В качестве воздушного командного пункта А-100 обеспечит устойчивую связь с различными группировками войск и оперативную передачу команд по защищенным каналам.

А-100 сможет получать информацию не только со своего радара, но и из космоса — с разведывательных и телекоммуникационных спутников.

В свою очередь, он сможет следить не только за воздушно-наземной обстановкой, но и за ближним космосом. Эксперты утверждают, что А-100 значительно усилит воздушно-космическую оборону страны.

Технические характеристики А-100, естественно, строго секретны. Однако эксперты, беря за основу уже не секретные характеристики А50 и учитывая полное обновление борта, делают свои предположения.

В частности, утверждается, что А-100 будет в состоянии обнаруживать и сопровождать наземные и морские цели на удалении до 500 км, а воздушные — до 1000 километров. При этом самолет в состоянии обеспечивать одновременное и непрерывное сопровождение нескольких сотен целей в воздухе и на земле (на воде). Также предполагается, что аппаратура А-100 позволит самостоятельно, без участия оператора, оценивать и проводить селекцию целей, выбирая наиболее приоритетные для атаки (или отражения атаки). И команды боевым самолетам и наземным силам будут передаваться также в автоматическом режиме.

Интересная особенность в том, что из воздушного наблюдателя А-100 может быстро превращаться в эффективную летающую систему радиоэлектронной борьбы.

Все эти возможности и специфические особенности А-100 будут проверяться и подтверждаться в ходе начавшихся госиспытаний, в том числе летных. Если все пройдет успешно, то, согласно планам, серийные поставки самолетов А-100 в войска начнутся в 2020 году.

Инфографика «РГ»: Леонид Кулешов / Сергей Птичкин

rg.ru

В 2018 году совершит первый полет самолет-локатор А-100 «Премьер»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • www.arms-expo.ru

    В 2015 году начнутся испытания самолета А-100 «Премьер» » Военное обозрение

    В начале января командование военно-воздушных сил рассказало о некоторых планах на новый 2015 год. В течение нескольких ближайших месяцев специалистам ВВС предстоит провести ряд испытаний различной авиационной техники новых моделей. В будущем новая техника должна будет пополнить состав военно-воздушных сил.
    Представитель пресс-службы Минобороны по ВВС полковник Игорь Климов рассказал прессе, что в 2015 году Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ), расположенный в г. Ахтубинск Астраханской области, должен будет испытать ряд типов новых самолетов и вертолетов. Специалисты займутся изучением и проверкой самолетов ПАК ФА, МиГ-29К/КУБ, Ил-112, МиГ-35, Ту-142МРМ, Ил-22М, Ил-114Р, Ту-214Р, А-100, а также вертолетов Ка-60 и Ми-28НМ. Кроме того, специалистам ГЛИЦ предстоит работать с рядом типов нового авиационного вооружения.

    Одним из важнейших новых проектов, реализуемых в интересах военно-воздушных сил, является создание самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер». Машины этого типа должны будут дополнить, а впоследствии и заменить существующие А-50. При этом новая техника будет иметь заметно более высокие характеристики, отвечающие современным требованиям. Первые самолеты ДРЛОиУ новой модели планируется передать войскам уже в 2016 году.

    О разработке нового самолета А-100 стало известно осенью 2010 года, когда руководство концерна «Вега» рассказало о текущих работах по созданию комплекса бортового оборудования для перспективного самолета ДРЛОиУ. Тогда же было объявлено, что первый полет самолета состоится в 2015 году. В качестве основы для новой машины рассматривались военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-124.

    В течение нескольких следующих лет время от времени неоднократно появлялись сообщения о ходе проекта. Так, со временем сроки завершения проекта были передвинуты на 2017 год, однако позже заказчик потребовал ускорить работы. В результате всех изменений испытания самолета А-100 сейчас планируется начать в 2015 году. Причиной смещения сроков вправо ранее называлась неготовность базового самолета Ил-76МД-90А. В последние годы этот проект дошел до стадии испытаний и развертывания производства, что позволило вновь скорректировать планы по самолету «Премьер».

    Последние новости позволяют предполагать, что испытания самолета ДРЛОиУ А-100 действительно могут начаться уже в этом году. 21 ноября первый серийный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 01-03, регистрационный номер 78651) был передан ТАНТК им. Г.М. Бериева (г. Таганрог). Специалисты ТАНТК должны будут установить на самолет комплекс специального радиоэлектронного оборудования, которое «превратит» транспортник в самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Переоборудованный Ил-76МД-90А станет первым прототипом самолета А-100 «Премьер», который будет использоваться в испытаниях.

    К сожалению, большая часть информации о проекте «Премьер» остается секретной. Известны только самые общие черты нового самолета ДРЛОиУ, а также характеристики базового Ил-76МД-90А. Напомним, Ил-76МД-90А является глубокой модернизацией самолета Ил-76МД с использованием новых двигателей, радиоэлектронного оборудования и некоторых обновленных агрегатов. Целью проекта было обновление самолета с повышением его характеристик, а также перенос производства техники на ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП».

    Одним из главных нововведений проекта Ил-76МД-90А являются использованные двигатели ПС-90А-76 с тягой до 14500 кгс каждый. В комплексе бортового радиоэлектронного оборудования широко используется современная авионика. В частности, самолет получил т.н. стеклянную кабину – большую часть приборной доски в кабине пилотов занимают многофункциональные цветные жидкокристаллические дисплеи. За счет обновления конструкции и использования новых двигателей максимальный вес перевозимого груза доведен до 60 т. Максимальная дальность полета выросла до 6000 км.

    В грузовой кабине базового самолета будут размещены блоки нового радиоэлектронного оборудования, разработанного концерном «Вега». На верхней части фюзеляжа будет размещен обтекатель антенны радиолокационной станции. По некоторым данным, внешне новый самолет ДРЛОиУ А-100 будет похож на существующую машину А-50 аналогичного назначения. Точные данные о составе и характеристиках электроники пока остаются неизвестными, хотя некоторые заявления позволяют строить определенные предположения.

    По некоторым данным, новая РЛС для самолета А-100 будет использовать активную фазированную антенную решетку, что должно заметно повысить характеристики станции в сравнении с оборудованием самолета А-50. В некоторых источниках упоминается, что РЛС самолета «Премьер» должна иметь более высокие характеристики дальности обнаружения и количества засекаемых и сопровождаемых целей в сравнении с самолетом А-50. Точные показатели при этом не раскрываются.

    Известные сведения о существующих самолетах А-50 позволяют предположить, что максимальная дальность обнаружения целей новым самолетом ДРЛОиУ будет зависеть в первую очередь от их ЭПР. Так, обнаружение крупных целей, например надводных кораблей, может производиться на дальностях до радиогоризонта. Дальность обнаружения воздушных целей должна достигать нескольких сотен километров, в зависимости от типа летательного аппарата. Самолет А-50 способен сопровождать до 300 воздушных целей. Такой показатель нового самолета «Премьер», вероятно, останется на том же уровне или будет выше.

    В настоящее время сотрудники ТАНТК им. Бериева занимаются переоборудованием первого серийного самолета Ил-76МД-90А, который в ближайшем будущем станет первым прототипом А-100 «Премьер». Испытания этого самолета могут занять достаточно много времени, однако начало поставок серийных машин этой модели запланировано уже на следующий год. До конца текущего десятилетия предполагается поставить в войска 39 самолетов «Премьер». В ближайшие годы завод «Авиастар-СП» планирует довести темпы строительства транспортников Ил-76МД-90А до 18 машин в год. Часть этих самолетов будет оснащаться радиолокационными станциями, часть станет основой для перспективных самолетов-заправщиков, а остальные будут поставляться заказчику в базовой конфигурации военно-транспортного самолета.

    По материалам сайтов:
    http://ria.ru/
    http://tvzvezda.ru/
    http://bastion-opk.ru/
    http://bmpd.livejournal.com/

    topwar.ru

    А-100 Википедия

    А-100 «Премьер»[1] — российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН). Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой. Поставки ВВС России планировалось начать в 2016 году[2][3].

    История[ | ]

    21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г. М. Бериева получил первый самолёт Ил-76МД-90А для переоборудования в самолёт ДРЛО типа А-100[4].

    Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создаётся концерном радиостроения «Вега»[5]. По словам гендиректора концерна «Вега» (изготовитель самолёта), комплекс разрабатывается по гособоронзаказу на смену самолётам дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У[6].

    Самолёт оснащён цифровым навигационным комплексом и двухдиапазонным локатором с фазированной антенной решёткой.

    Радиолокационная станция(РЛС) самолёта А-100 имеет возможность сопровождать до 300 целей на расстоянии 650 километров. А-100 способен находиться в воздухе на расстоянии 1000 километров от базы до 6 часов.[7]

    Завершение работ по новому самолёту А-100 запланировано на 2017 год.

    26 октября 2016 года летающая лаборатория для самолёта ДРЛО А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух[8][9]. Летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолёта А-50.

    Первый полёт состоялся 18 ноября 2017 года с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева[10]. О первом полёте А-100 в рамках этапа предварительных лётных испытаний 9 февраля 2019 года сообщили журналистам в пресс-службе Минобороны России[11].

    См. также[ | ]

    Примечания[ | ]

    ru-wiki.ru

    Российский А-100 «Премьер» сделает бесполезными «Стелсы» США

    Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер» превзойдет американские самолеты типа AWACS. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал авиаэксперт Дмитрий Дрозденко.

    «Самолеты радиолокационного дозора и обнаружения – это глаза и уши российской армии в воздухе. Они обнаруживают угрозу со стороны потенциального противника и передают информацию об этом в наземные подразделения и силы противовоздушной обороны. Более того, это командные комплексы, где оперативно принимаются решения о мерах по возможному отражению угрозы. Пресловутые американские стелс-технологии, которые, как утверждают США и Британия, делают абсолютно невидимыми F-35, российский самолет сделает просто бесполезными.

    На сегодняшний день эти функции в России успешно выполняют А-50 «Оплот» на базе все того же Ил-76. Это достаточно эффективная машина, однако она принималась на вооружение еще в 1989 году. Реалии требуют обновления парка этой авиатехники с применением новейших технологий», — отмечает специалист.

    Ранее министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что разрабатываемый А-100 «Премьер» будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения. При этом машина сможет оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении. «Разработка этого комплекса обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения», — сказал Шойгу. И добавил: в рамках опытно-конструкторской работы планируется создать два самолета — летающую лабораторию и опытный образец.

    «Летающие лаборатории применяются для того, чтобы тестировать на испытательной машине различное новое оборудование – от двигателей до антенн. Это позволяет видеть, как ведут себя приборы и агрегаты в настоящей «боевой» обстановке, что намного важнее испытаний, проведенных на земле. Опытный образец же станет тестируемым самолетом со всеми заданными конструкторами характеристиками, если он пройдет испытания, машина будет принята на вооружение российской армии», — подчеркнул авиаэксперт.

    В этой области Россия конкурирует только с США

    А-100 «Премьер» — самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Антенный комплекс будет построен на базе антенны с активной фазированной решеткой. Как сообщал в марте заместитель министра обороны Юрий Борисов, испытания перспективного самолета начнутся в июле. По его словам, самолет превосходит зарубежных конкурентов по характеристикам.

    Американская AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), первоначально обозначавшая конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry, а сегодня объединяющая понятие авиационного комплекса радиообнаружения и наведения США – единственный конкурент российских А-50 в воздухе в мире.

    «Все остальные мировые аналоги имеют значительно более слабые характеристики. Фактически А-100 сведет к нулю все попытки потенциального противника максимально близко и незаметно подобраться к российским границам. При этом таких машин для нужд столь огромной страны, как Россия, достаточно несколько штук – они не висят в воздухе постоянно, а поднимаются лишь в случае непосредственной угрозы.

    Многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения – это летающий штаб, способный корректировать действия наземных войск, авиации, средств ПВО и других подразделений. Их постоянная модернизация необходима в свете постоянного совершенствования технологий радиоэлектронной борьбы. По сути, здесь действует принцип: кто «видит» дальше, тот и победит», — заключает Дмитрий Дрозденко.

    rueconomics.ru

    «Премьер» дальнего видения » Военное обозрение

    2 мая министр обороны Сергей Шойгу объявил о создании нового многофункционального авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) А-100 «Премьер». Постепенно он заменит самолеты А-50 и А-50У. В чем особенности разработки?

    А-100, как пояснил Сергей Шойгу, создан в связи с появлением новых классов воздушных целей. Комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном направлении. Более подробной информации по понятным причинам нет. Однако за лаконичной формулировкой скрыто много интересного.


    Полеты «Шмеля»

    Первым отечественным летающим радаром был Ту-126, который эксплуатировался с 1965 года. Премьера американского аналога Е-3 «Сентри» состоялась в октябре 1975-го – на 10 лет позже. В 1989-м на вооружение был принят Ил-76МД с РТК «Шмель», или комплекс А-50. В войсках его прозвали «гриб» или «летающая тарелка» за специфический вид локатора, установленного над фюзеляжем. Он не уступал Е-3, а по некоторым характеристикам и превосходил. РТК «Шмель» (разработчик НПО «Вега») на самолете Ил-76МД обнаруживал малозаметные воздушные цели на фоне земли и высотные бомбардировщики на дальностях 200 и 600 километров. Как летающий КП он мог наводить на цели одновременно 30 истребителей-перехватчиков и находиться в воздухе без дозаправки семь часов, взаимодействовать, кроме самолетов, с кораблями и наземной техникой.

    К середине 2000-х специалисты концерна «Вега» создали комплекс «Шмель-М» и в 2011-м на вооружение поступил первый А-50У с дальностью действия до 7500 километров, скоростью полета около 800 километров в час. Время нахождения в воздухе увеличилось на 15 процентов. Расширился функционал, улучшились характеристики комплекса. Стартующие ракеты и истребители А-50У обнаруживал по факелу на дальностях тысяча и 400 километров, тогда как «Шмель» видел их за 800 и 300 километров, мог одновременно сопровождать 300 целей и наводить на них до 50 истребителей-перехватчиков. Были существенно повышены возможности А-50У в обнаружении малоконтрастных объектов на фоне земли и малоразмерных целей-невидимок. Дальность радиосвязи в КВ-диапазонах составляла до двух тысяч и в УКВ – до 400 километров, появилась возможность использования спутниковой связи на больших расстояниях. В целом «Шмель-2» по характеристикам и сегодня практически соответствует американскому летающему радару AN/APY-2, который используется на самолетах типа Е-3 с 70–90-х годов.

    Этап прототипа

    Интересно, что идея проекта А-100 родилась после отказа Израиля под давлением американцев от участия в поставках Китаю самолета А-50 с комплексом «Фалькон» (неподвижные РЛС с ФАР). Предположительно в 2000 году было разработано техническое предложение о создании самолета А-100Е с российским радиотехническим комплексом для КНР и за счет внешнего финансирования – комплекса А-100 для Минобороны РФ. Но вариант с вращающейся антенной не устроил китайских военных.

    Тогда при участии 2-го ЦНИИ МО РФ было предложено разработать для воздушно-космической обороны многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). После утверждения проекта между Минобороны РФ и головным исполнителем концерном «Вега» (субподрядчик – МНИИП им. Тихомирова) в 2003 году подписан соответствующий контракт. Предположительно на авиасалоне «МАКС-2015» велись переговоры о поставке ВС Индии трех-четырех комплексов типа А-100.

    Создание А-100 «Премьер» стало очередным этапом в развитии этого сложного и крайне необходимого образца военной техники. Носителем избран модернизированный Ил-76МД-90А с новым двигателем ПС-90А-76. В настоящее время на ульяновском «Авиастар-СП» в различной готовности находится 13 машин, стоит задача довести их выпуск до 18 самолетов в год. Новый носитель – с удлиненным фюзеляжем, может нести до 60 тонн груза, будет оснащаться современными цифровыми системами и «стеклянной» кабиной. Размеры и грузоподъемность позволяют предположить увеличение рабочих мест операторов и необходимого для их деятельности оборудования, средств связи.

    Первый Ил-76МД-90А для оснащения новейшим комплексом «Премьер» поступил в ТАНТК им. Бериева в ноябре 2014 года. В октябре 2016-го летающая лаборатория А-100ЛЛ на базе штатного самолета А-50 впервые поднялась в воздух. Известно, что прототип А-100 проходит войсковые испытания в Ахтубинском летном центре Минобороны.

    Создатели А-100 считают, что он будет видеть практически все. Предполагается, что в комплексе «Премьер» основные показатели А-50У в дальности обнаружения бомбардировщиков, истребителей и наземных целей (танковая колонна), которые достигали 650, 300 и 250 километров соответственно, будут удвоены. Поисковый комплекс оснащен антенной с активной фазированной решеткой (АФАР). По данным госкорпорации «Ростех», она будет вращаться со скоростью пять оборотов в минуту. Как заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов, это прорывная работа, ее изюминка – новый двухдиапазонный локатор имеет предельные характеристики.

    Гонка локаторов

    Немногие знают, что первый американский самолет ДРЛО E-3 «Сентри», более известный как АВАКС, на базе «Боинг-707-320» (EC-137D) был создан копированием советских разработок. Одна из них – размещение локатора в радиопрозрачном обтекателе над фюзеляжем самолета. До 1992 года серийно было построено примерно 70 самолетов различных модификаций. По состоянию на 2016 год они эксплуатировались военными США (33 Е-3С), Великобритании (7 «Сентри-AEW.1»), Франции (4 Е-3F), Саудовской Аравии (5) и командованием НАТО (17).


    Наиболее распространенный – Е-3С с максимальной взлетной массой около 161 тонны и крейсерской скоростью 750 километров в час. При практическом потолке до 11 800 метров и радиусе действия порядка 1600 километров он может патрулировать район шесть часов без дозаправки в воздухе. РЛС с периодом кругового обзора 10 секунд видит бомбардировщики, низколетящие и надгоризонтные цели на расстоянии до 520, 400 и 650 километров, может сопровождать до 600 воздушных объектов. Главное отличие ДРЛО Е-3 – мощная РЛС с антенной, помещенной в круглый обтекатель над фюзеляжем. Самолет обслуживают экипаж и оперативная группа из четырех и 13–19 человек соответственно.

    Дальность обнаружения палубного самолета ДРЛО «Грумман Е-2 Хокай» достигает 520 километров. Всего их произвели в различных модификациях около 200 единиц. Такие авиационные комплексы состоят в ВМФ США (139), служат в ВВС Китая, Египта, Франции, Израиля, Японии, Мексики, Сингапура.

    С первого взгляда видно, что технически самолеты типа А-50 не уступают американским комплексам Е-3. Однако если говорить о количестве, тут мы проигрываем вчистую – 24–30 машин против 70–74 в армиях вероятных противников, а палубного у нас нет вообще. Правда, разработчики заявили о работе над новым проектом А-500, предусматривающем размещение РЛС с универсальной антенной на более легком самолете.

    Следует иметь в виду и то, что Е-3 и Е-2 целенаправленно и постоянно модернизируются. Так, разработанный компанией «Локхид Мартин» новейший бортовой локатор AN/APY-9 с АФАР уже летает. Известно, что его возможности значительно превосходят аналогичные показатели существующего (AN/APY-2) и уже прошли летные испытания новой модификации палубного E-2D «Эдванст Хокай».

    Сирийский наблюдатель

    По заявлениям представителей ОПК и Минобороны, А-100 «Премьер» в сравнении с А-50 будет превосходить предшественника при одновременном сопровождении объектов и управляемых истребителей в дальности и высоте обнаружения целей. Что, по мнению военных специалистов и экспертов, позволит использовать комплекс для решения многих задач. Это обнаружение и опознавание, классификация, определение координат и сопровождение воздушных, надводных и наземных целей, а также нестратегических средств ракетного нападения потенциального противника.

    Кроме того, «Премьер» дальнего видения сможет обеспечивать разведывательной информацией, целеуказанием пункты управления различной видовой, ведомственной и уровневой принадлежности, координировать действия пилотируемой авиации и БЛА.

    В такие возможности А-100 верится. Качественная работа наших комплексов РЭБ то и дело становится предметом обсуждений натовских стратегов. А ведь принципы построения и практического использования средств РЭБ и разведывательной аппаратуры имеют много общего.

    О высокой эффективности самолетов ДРЛО говорят факты их применения как в мирное время, так и в ходе военных конфликтов. Сегодня без них не обходится ни одно крупное учение. Помимо управления самолетами истребительной и ударной авиации комплекс эффективно решает задачи летающего командного пункта управления войсками. Он способен быстро усилить радиолокационное поле и контроль воздушного пространства на угрожаемых направлениях.

    Российские ДРЛО активно используются в горячих точках. По некоторым данным, А-50 участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и в Грузии, отметились в Сирии. В мае СМИ опубликовали снимок российского А-50 в САР предположительно на авиабазе в провинции Латакия, сделанный специализирующейся на спутниковой съемке израильской компанией ImageSat International. Цитировалось заявление начальника ГОУ Генштаба ВС РФ Сергея Рудского, сообщившего о развертывании в Сирии многоуровневой системы управления для контроля всего воздушного пространства страны. В январе 2016-го возможность использования А-50 на ближневосточном ТВД подтвердил представитель российского ОПК.

    Впрочем, было бы странно не применять этот самолет по прямому назначению там, где наши ВКС ведут реальные бои. Тем более что США не стесняются использовать АВАКСы для наблюдения за ВКС РФ на сирийской территории и не только там. Е-3 и Е-2 были весьма активны во всех военных конфликтах современности, в том числе в Ираке, Югославии, Афганистане.

    Американские летающие радары – частые гости в регионах мира. Так, взлетая с авиабаз «Кадена» на Окинаве или «Элмендорф» на Аляске, они регулярно патрулируют границы КНР, КНДР и России, контролируют внутреннее воздушное пространство других стран. Одновременно ведется радиотехническая разведка, вскрывается положение обзорных РЛС и станций наведения зенитных ракет. Несколько самолетов ДРЛО на крупнейшей американской ближневосточной авиабазе «Дафра» в ОАЭ отслеживают воздушное пространство и прибрежные воды всего региона, ранее они использовались для координации ударов по Ираку, Ливии и Сирии.

    Уже после развала СССР самолеты ДРЛО США и НАТО многократно использовались для обнаружения и сопровождения нашей дальней авиации в учебно-тренировочных полетах. По опыту их применения в операции «Буря в пустыне» известно, что наряду с координацией действий своих ВВС «летающие радары» отслеживали пуски оперативно-тактических и зенитных ракет, ставили активные помехи наземным РЛС.

    Очевидно, что для максимальной реализации заложенного в А-100 потенциала потребуется совершенствование приемов и способов его применения. По косвенным признакам можно сказать, что такая работа на период 2020–2030 годов уже ведется.

    А-100 «Премьер» может быть эффективен и при взаимодействии с наземными средствами радиолокационной разведки типа РЛС дальнего обнаружения «Воронеж». Это особенно важно в борьбе с высокоточным оружием большой дальности – крылатыми ракетами и другими низколетящими целями, в том числе гиперзвуковыми.

    topwar.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *