Содержание

Российский истребитель пятого поколения придется подождать еще три года

Глава Минпромторга рассказал о программе испытаний Су-57

Когда новейший российский истребитель впервые поднялся в воздух – а произошло это в 2010 году – он летал с двигателями АЛ-41Ф1. Этими же движками оснащен истребитель поколения «4++» Су-35. Именно поэтому ряд авиационных экспертов постоянно утверждали, что о 5-м поколении российской боевой авиации говорить еще рано.

И тут следует подчеркнуть, что двигатель любого самолета – это одна из самых технически сложных его составляющих. Конструкторы часто говорят: когда для машины сделан новый двигатель, это значит новый самолет на 60%, если не больше, уже готов.

Российский Су-57 получил новые двигатели совсем недавно. Первый 17-минутный полет с новыми движками он совершил 5 декабря 2017 года. Оценивая его, Денис Мантуров сказал тогда, что ПАК ФА подтвердил высокий потенциал российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы — уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели.

Новые двигатели для Су-57 пока имеют гриф «изделие 30». Известно, что главное их отличие от старых в том, что благодаря новым движкам, российский аналог американского F22 Raptor сможет совершать длительный полет на сверхзвуке. Пока Су-57 может разгоняться до сверхзвука на форсаже и выполнять кратковременный полет.

По информации из открытых источников, в «изделии 30» улучшена топливная эффективность. Они развивают тягу до 19,5 тонн. Без использования форсажа на этих двигателях Су-57 может лететь на крейсерской скорости, в два раза превышающей скорость звука (2 М), — это свыше 2000 километров в час. У американского F-22 Raptor крейсерская скорость – 1,82 М. Максимальная скорость Су-57 также выше, чем у американского конкурента. Наш разгоняется до 3 тыс. км в час, а американец – до 2140 км в час. Обещают, что серийное производство Су-57 начнется с 2019 года, после того, как сначала изготовят установочную партию из 12 машин.

Безусловно, все это можно считать большим шагом вперед для российского авиапрома, технологическая база которого в 90-х годах прошлого века была серьезно подорвана. Однако почивать на лаврах тоже не следует, как и сбрасывать со счетов, что рад стран – США, Китай, Япония – уже работают над проектом истребителя 6-го поколения. И здесь они, похоже, продвинулись дальше нас. Во всяком случае, уже точно известно, что в США, к примеру, эту машину делает фирма «Боинг». Проект называется F/A-XX. Поднять его планируют к 2030 году. Самолет должен прийти на замену палубных истребителей F/A-18E/F «Super Hornet».

Известен уже и его облик – макет впервые показали еще в 2009 году, правда, позже он был подвергнут серьезной доработке. F/A-XX — двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км. О типе двигателя ничего не сообщается, но специалисты считают, что он вероятнее всего турбореактивный и способен обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указывается, но гиперзвука, считают эксперты, она почти наверняка, не достигает.

Справка «МК»: Су-57 перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения разработки ОКБ имени Сухого. До августа 2017 года самолёт был известен под заводским индексом Т-50. Самолёт разработан для замены в российских ВВС тяжёлого истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

www.mk.ru

Российский истребитель пятого поколения уже летает

Этого события в России ждали много лет. О фантастических способностях нового самолета стали ходить легенды (некоторые из них, правда, оказались ловко закамуфлированным пиаром).

Всеобщий интерес к появлению нового российского «крылатого монстра» подогревало и то, что американцы уже давно создали «пятерку» (F-22) и пошли еще дальше, а российские конструкторы и инженеры оказались в роли догоняющих. И вот — свершилось: перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, он же проект Т-50 и изделие 701) впервые поднялся в воздух. Это историческое событие случилось на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиаобъединения.

Самолет был в воздухе 47 минут. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. После посадки он сказал заводчанам, что «полет прошел хорошо».

Гендиректор компании «Сухой» Михаил Погосян был в восторге и назвал первый успешный полет нового истребителя «большим успехом российской науки и конструкторский мысли». Правда, он проговорился, что доводить самолет до заданных ТТХ россияне будут на пару с индийцами (у индусов есть интересные электронные технологии). Потому ПАК ФА и был назван им «российско-индийским».

Погосян уверен: «Наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию «стоимость-эффективность». Истребитель позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке».

Кстати, о стоимости. Создание истребителя пятого поколения оценивается в 12-14 млрд долларов. Американский F-22 Raptor тянул аж на $149 млн., а когда заказ на него уменьшили наполовину, он стал стоить в 2 раза больше!

Наш (по неофициальным данным) будет стоить около $100 млн. Предполагается, что первые Т-50 будут переданы ВВС России в 2015 году. Минобороны Индии планирует закупить у компании «Сухой» 250 истребителей пятого поколения.

ИЗ ДОСЬЕ КП

ЧТО ТАКОЕ «САМОЛЕТ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ»?

Любопытно, что в теории самолетостроения до сих пор нет четкого ответа на этот вопрос. Специалисты отвечают на него по-разному. Набор их критериев обычно сводится вот к чему.

Истребитель пятого поколения — самолет с искусственным интеллектом. Самолет можно будет применять круглосуточно и в любую погоду, он будет скрытным. Сможет долго летать со сверхзвуковой скоростью, будет обладать высокоэффективной автоматизированной системой обороны.

Главное его отличие предшественников — вся имеющаяся информация анализируется компьютером и выдается пилоту в виде подсказки. Другие отличия: сверхманевренность и крейсерский сверхзвук — способность лететь на сверхзвуковой скорости без включения форсажа.

АПЛОДИСМЕНТЫ И СВИСТ

Тактико-технические характеристики (ТТХ) ПАК ФА держатся в строжайшей тайне. Конструкторам и инженерам, имеющим отношение к его разработке, категорически запрещено общаться с прессой. Два из них согласились дать для «КП» свою оценку новому истребителю только на условиях анонимности.

МНЕНИЕ ОПТИМИСТА…

— ПАК ФА отличается, я бы сказал, высокой интеллектуализацией борта. Комплекс многофункционален, он может успешно решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток. Еще — это сверхманевренность, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 400 и даже 300 метров! Машина этого поколения способна совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях с многократной дозаправкой в воздухе. У нее — качественно новая электроника, которая обспечивает максимальную автоматизацию процессов полета.

Я бы отметил еще так называемую «многоканальность» применения оружия, — то есть, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием. Да и эксплуатация этой машины будет обходиться дешевле. Допустим, стоимость одного часа эксплуатации самолета четвертого поколения вроде Су-27 составляет 10 тыс. долларов, а стоимость часа эксплуатации самолета пятого поколения должна быть доведена до 1,5 тыс. долларов.

МНЕНИЕ ПЕССИМИСТА

— Вот вам говорят, что истребитель пятого поколения малозаметен во всех физических полях. Но «невидимость» высокотехнологичного самолета — это миф. Чтобы обнаружить противника, самолет должен использовать радар, который немедленно выдаст его расположение! Ведь параллельно с развитием технологии Stealth развивались и технологии ПВО, и теперь радары видят намного лучше и дальше, чем раньше! Вероятный противник ведь не стоит на месте!

Для самолета пятого поколения нужен и двигатель пятого поколения, (а на ПАК ФА «движки», как мне кажется, еще четвертого! Пусть даже и с двумя плюсами). Пока полноценный истребитель пятого поколения есть только у США. А тот самолет, который нам показали по «ящику», это еще, по строгому счету, не ПАК ФА, а только его прототип. Там еще не ясно, что на самом деле, например, с АФАРом (активная фазированная антенная решетка), сумели ли наши спецы добиться от него максимальных ТТХ в ходе наземных и летных испытаний…

Поделиться видео </>

Российский истребитель пятого поколения впервые поднялся в воздух.Этого события в России ждали много лет. О фантастических способностях нового самолета стали ходить легенды (некоторые из них, правда, оказались ловко закамуфлированным пиаром).

www.kp.ru

Т-50 vs F-22 Raptor. Сравнительный анализ истребителей пятого поколения в России и США

Авиация всегда будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития. Сейчас, когда в мире вновь неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей». Модное выражение «изделие пятого поколения» впервые появилось в боевой авиации. Давайте попробуем разобраться, что оно означает.

На самом деле термину уже очень много лет. Впервые военные и конструкторы СССР и США задумались о таком истребителе ещё в самом начале 1980-х годов. Основными признаками такого самолёта стали так называемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

Фантомы холодной войны

Программы по созданию истребителей 5-го поколения практически одновременно стартовали в США и СССР. Ожидалось, что уже в 1990-е годы истребители поступят на вооружение военно-воздушных сил. Однако Советский Союз распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена. Единственный построенный лётный образец –«изделие 1.44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а затем в России велись работы над другим экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin). Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой вооружения для выполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей. С-37, также как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» также не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.

Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже были готовы первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной основе. По итогам тендера, в котором участвовали две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (ныне Lockheed Martin), в серии получивший обозначение F-22 Raptor. Контракт на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», разработавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось построить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позже отказались). Во время лётных испытаний в 1992 году опытный образец потерпел катастрофу в ходе посадки на авиабазе Эдвардс. После этого в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились серьёзные изменения. Самолёт в окончательном облике был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка опытной машины, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года. Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, однако на вооружение ВВС США они стали поступать только спустя три года.

Дорогой и очень секретный

Программа F-22 оказалась одной из самой дорогостоящих в истории авиации. По оценкам специалистов, разработка и серийное производство значительно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда долларов, или около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. В настоящий момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС США.

Сборочная линия F-22А (на текущий момент производство прекращено)

На сегодняшний день F-22А Raptor является единственным в мире серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы перечисленные выше основные признаки самолётов этого типа. Кроме того, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, обнаружения цели и применения вооружения. Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77. Основное вооружение размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до 30 км) в двух боковых отсеках.

Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Кроме того, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, которые могут использоваться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Однако данные варианты вооружения резко увеличивают заметность самолёта и значительно снижают его манёвренные качества.

Истребитель F-22А с открытыми отсеками вооружений

Облик F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Однако борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах стран третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили. Применять на нём высокоточные боеприпасы типа JDAM начали только в 2005 году. В 2012 году ВВС США получило первый модернизированный самолёт F-22, обладавший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb). Кроме того, в настоящее время он не способен применять новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км). Эти типы ракет будут доступны для вооружения F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.

Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X

Учебное и боевое применение F-22

Учитывая секретность технологий, используемых в программе F-22, США долгое время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Только в 2007 году они впервые стали базироваться за рубежом – на острове Окинава (Япония). В 2014 году «японские» самолёты участвовали в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ российского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C). В 2007 году истребители впервые осуществили перехват пары российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сначала отказались. Однако уже в 2009 году самолёты появились в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, который, в свою очередь, пытался перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший вдоль побережья. По сообщениям прессы, только в сентябре 2014 года США приняли решение использовать F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского государства, расположенным на территории Сирии. В ходе этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS. Однако применение столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами власти США сочли нецелесообразным.

Что же в России?

Как уже говорилось, по ряду причин (и в первую очередь в связи с распадом СССР) в России разработка истребителя 5-го поколения шла значительно медленнее. Однако это дало возможность переосмыслить цели и задачи программы, ведь 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской авиационной промышленности. В этот период появились очень удачные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в различных версиях. Они стали хитами экспортных поставок по всему миру и составляют основу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.

Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как оказалось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, а также мощные реактивные двигатели с всеракурсным изменением вектора тяги и широкой номенклатурой применяемого вооружения всех классов. Дальнейшим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), который создавался в интересах российских ВВС и должен быть основным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Приняв во внимание сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на создание F-22, Россия решила разрабатывать истребитель среднего класса – по своей размерности он должен был оказаться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker). При этом отечественный истребитель должен превосходить все западные аналоги и обеспечивать разнообразие возможностей боевого применения. На основании этих требований в 2001 году был объявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Конкурс выиграла компания «Сухой» с проектом Т-50.

Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый полёт опытный Т-50 совершил в январе 2010 года. В настоящее время на испытаниях уже находятся 5 образцов. В 2014 году начались государственные испытания истребителя на полигоне Министерства обороны в Ахтубинске, где одновременно с лётчиками-испытателями к освоению машины приступили военные. По данным компании «Сухой», в рамках предварительных испытаний Т-50 были проведены оценки аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управляемости, динамической прочности, а также проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолёта.

Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»

Оборудование и вооружение Т-50

С лета 2012 года на двух самолётах проводятся испытания новейшей бортовой радиолокационной системы с АФАР, а также перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.

Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», которое будет обладать более высокими характеристиками, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.

Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения с самого начала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная система, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется гораздо более широкая номенклатура средств поражения. В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести несколько ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и большой дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом сообщают рекламные материалы на МАКС-2013. Аналогов ей в мире сегодня не существует.

Авиационная ракета большой дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружён новый истребитель. Одной из подобных, возможно, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer). Она спроектирована по модульному принципу, который позволяет использовать разные комбинированные системы наведения. Последние могут включать в себя инерциальную систему и варианты конечного точного наведения – на основе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) или спутниковой навигации. В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение российских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.

Полёт трёх Т-50 во время МАКС-2013

Т-50 vs F-22 Raptor

Хотя российский истребитель 5-го поколения несколько запоздал, в итоге он может существенно превосходить американский аналог. Попробуем подвести итоги сравнения двух машин.

Соотношение цены и качества

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как показало время, оказался невостребованным и очень дорогим. Отставание от США Россия использовала с умом – были оценены опыт создания F-22, его эксплуатация и возможности. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись стремлением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и плохо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базовыми всеракурсными двигателями покажет настоящую сверхманёвренность.

Господство в воздухе и на земле

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет только класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних дистанций. Использование его в качестве носителя высокоточного оружия для поражения наземных целей стало возможным значительно позже. При этом F-22 может применять крайне ограниченный набор вооружения с наведением по сигналам GPS. Отсутствие собственной оптико-электронной системы не позволяет использовать более широкий спектр ракет и управляемых бомб.

Т-50 будет иметь сразу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, в том числе таких специфических, как РЛС ПВО противника, тогда как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека вооружений F-22. Наличие режимов сверхманёвренности и эффективных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою. Обладание же ракетами сверхбольшой дальности РВВ-БД позволит Т-50 поражать противника на дистанции, на которой он не сможет ответить.

В заключение приведём цитату человека, которого вряд ли можно заподозрить в предвзятости. «Данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают, что у самолёта довольно сложная конструкция, которая по меньшей мере не уступает, а по мнению ряда экспертов, даже превосходит американские самолёты пятого поколения», – сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула.

warspot.ru

В России появится ещё один истребитель 5-го поколения?

На вооружении России может появиться ещё один истребитель 5-го поколения.

Разработки новейшего российского истребителя пятого поколения, более известного по слухам как АТН-51 «Чёрная чума», подходят к своему завершающему этапу. По некоторым данным, представленным в различных российских средствах массовой информации, новый самолёт планируется испытать уже к 2020 году, а в случае если тесты пройдут успешно, то к 2025 году этот истребитель может быть принят на вооружение российских ВКС.

По причине секретности проекта, о новейшем самолёте практически ничего неизвестно, однако анализируя информацию представленную в различных источниках, можно отметить, что разработки этого истребителя ведутся уже около 7 лет, что вполне косвенно подтверждает сведения о том, что работы связанные с проектированием самолёта вышли на свой заключительный этап. Сам истребитель создаётся главным образом для завоевания воздушного превосходства, однако ожидается, что самолёт сможет высокоэффективно наносить удары и по наземным (надводным) целям.

По всей вероятности разработки новейшего российского истребителя пятого поколения ведутся корпорацией «МиГ», а с учётом большого опыта этих российских авиастроителей, истребитель, вероятней всего, сможет развивать сверхзвуковую скорость и набирать большую высоту полёта, так как, по неподтверждённым сведениям, он создаётся специально для перехвата воздушных целей противника.

«Вполне логично, что на вооружении России должно появиться два истребителя пятого поколения, в связи с чем, представленная информация может вполне соответствовать действительности. Присвоенное пользователями сети интернет название АТН-51 «Чёрная чума», скорее всего не более чем выдумка, так как название самолёту присваивается после успешного прохождения всех испытаний, да и столь громкое наименование наверняка бы притягивало ксекретному проекту большое внимание», — заявил военный специалист Avia.pro.

Следует уточнить, что какой-либо официальной информации о новом российском истребителе пока что нет.

avia.pro

Самолет 5 поколения. россия. сша. китай. видео. — О самолётах и авиастроении

В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались главные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.

В то время в то время, когда автомобили четвертого поколения лишь испытывались либо поступали на вооружение, главные требования истребителя будущего уже готовься .

Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?

Не будем перечислять все нюансы понятия «пятое поколение». На эту тему большое количество написано и сообщено. Остановимся только на главных требованиях.

  • Понижение заметности на всех диапазонах излучения.
  • Многофункциональность.
  • Переход на аппаратуру пассивного действия.
  • Бесфорсажный режим полета на сверхзвуке.
  • Повышенная маневренность, за счет аэродинамики и применения управляемого вектора тяги двигателей.
  • Автоматизация боевого действия на соперника, на всех режимах полета.

Это кратко главные современные требования к перспективным боевым комплексам.

В Российской Федерации и в Соединенных Штатах по-различному доходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в Российской Федерации, делают главный акцент на сверхманёвренности. В то время как американцы сделали ставку на оснащённости и малозаметности самолета современными боевыми комплексами. Согласно точки зрения американских специалистов, новейшие разработки оружия разрешат самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя.

Побеждать бой, благодаря более малозаметности и мощному радару на средних расстояниях.

усовершенствования и Мировая гонка вооружения как военных, так и гражданских разработок вдет всю землю к достижению и прогрессу новых целей. Так обстоит и с самолетами, они всегда проходят усовершенствования и модернизацию, что разрешат соответствовать им мировым требованиям.

Проанализировав авиастроение в течении последних ста лет, возможно сделать вывод, что за достаточно маленький исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от почвы и совершить первые маленькие полеты, а сейчас новые самолеты смогут весьма скоро пересекать расстояния над океанами и материками. За счет всего этого авиастроительная отрасль и человечество пришла к созданию самолетов 5-го поколения.

ПАК ФА Т-50 просматривать потом…

Первые автомобили, каковые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в Соединенных Штатах, а в отечественном стране сейчас заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в Соединенных Штатах, так и в СССР.

Любопытным фактом есть то, что сейчас автомобили 4-го поколения создавали лишь первые полеты, а конструкторы и правительство планировали создание еще более идеальных автомобилей. Для проекта и разработки как следует новых автомобилей были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.

F-35 просматривать потом…

В действительности сейчас разработкой аналогичных самолетов занимается множество государств, громаднейших достижений взяли такие страны, как США своим F-35, ее ПАК и Россия ФА, Китай с двумя моделями J-31 и J-20 , и Япония с самолетом Mitsubishi ATD-X. Что касается боевого применения, то самолеты пятого поколения приняты на вооружение лишь в Соединенных Штатах с 2014 года. Этот представитель имеет обозначение F-22.

Главные мировые требования к самолету 5-го поколения

В первую очередь, новые аппараты обязаны иметь существенно лучшие боевые характеристики и лётные показатели. Как раз по данной причине были созданы характеристики,  которым обязан отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных башен и для инфракрасных детекторов при пассивном либо скрытом способе работы бортовых датчиков самолета;

  • Увеличение многофункциональности, что разрешает применять машину для более многих боевых заданий. Это должно обеспечить действенное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную совокупность, что разрешает осуществлять контроль все передвижение объектов около самолета. Недавно был создан шлем для данных самолетов, что разрешает пилоту наблюдать через самолет в любом направлении.

  • Кроме этого установлены скоростные показатели, которым обязан отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без применения режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны создавать многоканальную стрельбу ракетами с громадного расстояния, и осуществлять обстрел со всех ракурсов соперников в ближнем бою.

  • Управление бортового новой системы и информационного оборудования помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, что обязан трудиться с индикатором тактической обстановки, на что выводится информация со всех внешних датчиков, причем эта информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, наложения и масштабирования информации.

  • аэродинамика самолёта и Вся конструкция данного типа обязана снабжать возможность весьма стремительного трансформации траектории перемещения без запаздываний. Причем исполнение виражей и поворотов не должно потребовать весьма правильной координации органов управления.

  • Для боевого применения и эффективной работы самолет обязан прощать пилоту кроме того неотёсанные погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Кроме этого автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так именуемую программу «В помощь пилоту».

J-20 просматривать потом…

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в различных государствах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в РФ, была сверхманевренность, что должно было обеспечить большую устойчивость аппарата на разных углах атаки. Кроме этого новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки.

Громадное внимание было уделено разработке боевого оружия, которое имело возможность бы обеспечить большую эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Необходимо подчернуть, что фактически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но скоро они поставили другие приоритетные цели, которым обязан по максимуму отвечать самолет.

Mitsubishi ATD-X просматривать потом…

Итак, американские конструкторы предпочли выделить особенное внимание динамике всей автомобили. Американцы отказались от ранее намеченного пути благодаря тому, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, каковые имели возможность проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что разрешает проводить атаку не только с положения за задней полусферой соперника.

За счет всего этого планировалось проводить воздушные битвы на средних дальностях, а в случаях особенных обстановок возможно перейти в ближний бой. Эти их оборудование и самолёты по понижению заметности автомобили перевели воздушные битвы в категорию «первый заметил – первый сбил». С одной стороны, их приоритетов и логика американцев понятна, но встреча двух аналогичных аппаратов с подобным комплектом оборудования приведет к возвращению более ветхих тактик боя, и тогда маневренность весьма кроме того будет нелишней.

Разработки самолета 5-го поколения в РФ

Начальные разработки были начаты еще в начале 80-х годов прошлого века на МАПО МиГ. Этот центр готовил достаточно узнаваемый проект под обозначением «1.44». В первый раз эта машина произвела отрыв от покрытия аэропорта в Жуковском в феврале 2000 года.

Т-50 видео

Первый полет прошел прекрасно, машина продемонстрировала хорошую послушность, как и предшественники, но как отметил сам пилот В. Горбунов: «Это как следует новая машина с прекрасными летными показателями». Затем машину передали на более глубокое летное тестирование, которое продемонстрировало, что машину возможно весьма действенно применять в военных действиях. В начале 90-х годов прошлого века финансирование проекта «1.44» было минимальным, это стало причиной тому, что все оборудование начало устаревать если сравнивать с американскими аналогами, а мало позднее эта программа была полностью закрыта.

F-35 видео

На данный момент идет разработка новой автомобили 5-го поколения, но данной программой уже занимается ОКБ имени Сухого. Новая модель была окрещена как ПАК ФА, что свидетельствует перспективный авиа комплекс фронтовой авиации, а платформа автомобили взяла обозначение «Т-50». Эта машина совершила первый собственный вылет еще зимний период 2010 года, полет проводился на территории предприятия КнААПО.

Первый полет был успешен, наряду с этим аппарат был в воздухе 47 мин.. По окончании 6 вылетов самолет был передан для предстоящего тестирования в ЛИИ Громова. Тут машина проходит предстоящие летные опробования.

Необходимо подчернуть, что в марте 2011 года был создан еще один прототип, что существенно уменьшает время на тестирование. Вторая машина поднялась в воздух с некоторыми недоработками, но уже 14.04.2011 года под управлением С. Богдана был преодолен звуковой барьер скорости аппарата. Сотый вылет самолетов типа ПАК ФА был произведен в ноябре 2011 года.

J-20 видео

Третья машина данного класса готовься к осени 2011 года, а собственный первый вылет она произвела 22.11.2011 года. Все три автомобили сейчас времени проходят тестирование по множеству параметров. Перед тем как приступить к серийному производству самолета 5-го поколения, руководство и конструкторы страны собирается провести не меньше, чем 2 тысячи вылетов на этих самолетах.

Управлением РФ было выделено, что в начале 2013 года придет первая партия нового авиационного комплекса, которым и будут комплектоваться эти самолеты, а в 2015 планируются полномасштабные закупки данных комплексов. 

Российские разработки

Узнаваемый в авиационных кругах проект «1. 44» начали разрабатывать в начале 80-х годов. Зимой-весной 2000 года самолет, узнаваемый кроме этого как МФИ поднимался в атмосферу.

Истребитель продемонстрировал хорошие летные эти. Но уже тогда, сказался недочёт финансирования проекта в целом. Разработки устарели и не выдерживали борьбе с американскими аналогами.

Потом в силу последовательности разных событий, проект закрыли.

Но РСК «МиГ», не сдает собственных позиций. На прошедшем в текущем году авиасалоне в Ле-Бурже, начальник РСК Сергей Коротков, озвучил концепцию проектирования перспективного комплекса на базе самолета МиГ-35.

Более новая разработка ОКБ им. Сухого – самолет концепции ПАК ФА, взявшего обозначение Т-50. В январе 2010 года он в первый раз полетел.

на данный момент Т-50 постоянный участник всевозможных авиасалонов. В войска обязан поступить в следующем году.

Т-50

На сегодня ПАК ФА единственный до тех пор пока соперник американскому F-22 Raptor.

Американские комплексы

F-22 Raptor, пока что первый и единственный принятый на вооружение летный комплекс пятого поколения. Разработка самолета стала весьма дорогостоящей, а также были снижены требования к самолету. Разработчикам было нужно отказаться от части оборудования, чтобы не было и без того раздутого бюджета.

И все равно себестоимость F-22 была 146,2 миллионов долларов.

В январе 2003 года первый серийный Raptor перелетел на авиабазу в пустыне Невады.

Еще одна разработка конструкторов компании Lockheed Martin F-35 Lightning II. без сомнений, столь же занимательная и перспективная, как и дорогостоящая программа разработки JSF (единого истребителя). С возможностью создания унифицированного ударного комплекса для государств — участниц cевероатлантического альянса.

Японский самолет демонстратор разработок Mitsubishi ATD-X Shinshin

Да, как раз так, по причине того, что Япония не планирует производить самолет серийно. На нем будут отрабатываться новейшие технологии, например, новейшая разработка самовосстановления управляемости, при повреждениях SRFCC.

Индия ведет параллельно две современные разработки. Одну совместно с Россией, в которой Индия несёт ответственность за разработку авионики, а Россия за двигатели и планер. И вторую, собственную разработку, самолета пятого поколения по программе AMCA.

Китайский сюрприз

Но больше всех всполошило мировое авиационное сообщество, новость о прорыве в создании самолета пятого поколения в Китае. Сведения о самолете J-20 «Тёмный орел» (одно из названий в прессе) достаточно туманные и расплывчатые. Учитывая закрытость китайского ВПК, скудную данные возможно почерпнуть только из официальных источников, и основываясь на вывод аналитиков.

Не обращая внимания на скептицизм, и открыто ироническое отношение западных экспертов к новостям из Поднебесной о создании платформы для самолета отвечающего всем требованиям авиации 21 века, в массмедиа показались первые фотографии самолета. Первый полет случился в 2011 году.

J-20 «Тёмный орел»

По» внешнему виду «Орла», возможно выяснить основных «доноров» для наружности автомобили. В нем угадываются очертания и Т-50, и Raptor и F-35. Но, внешний вид, похожий на самолет стелс пятого поколения, еще не предполагает, высоких соответствующих ТТД. Основное, в самолете его внутренности.

Двигатель, РЛС, БРЭО, оружие. И вот именно с этим, согласно точки зрения специалистов, у китайского «копипрома», до тех пор пока имеется неприятности.

Не копия, а аналог

А как мы знаем аналог постоянно уступает оригиналу.

На самолете J-20 стоят двигатели русского производства АЛ-31 ФН. Китайский аналог этого движка, семейства WS-10, еще до тех пор пока недотягивает до оригинала. Недотягивают разработке, производство особых сплавов.

Исходя из этого китайский авиапром предпочитает закупать для собственной индустрии комплектующие (в частности, лопатки для турбин) у российских производителей.

На большом растоянии от мирового уровня производство композитных оборудования и материалов для РЛС. Не напрасно китайские сотрудники проявляют интерес к закупкам у нас Су-35. Эта приобретение предоставит шанс китайской авиапромышленности совершить очередной скачок в производстве конкурентоспособных авиационных комплексов.

производство и Разработка конкурентоспособных авиационных комплексов пятого поколения в Китае, приведет к большому переделу рынка оружий, баланса сил в Тихоокеанском регионе, и откроет Китаю двери в клуб ведущих авиационных держав.

Беспокойство армейских

Ясно беспокойство американских армейских. Растущая мощь китайской армии, например, новейших самолетов, угрожает заинтересованностям США в западном районе Тихоокеанского региона. Развитие авианосного флота, может положить финиш монополии ВМС США в данной части мирового океана.

Для российских производителей, Китай делается сильным соперником в мире оружий. Причем интрига в том, что китайцы начинают предлагать самолеты, скопированные с российских. Модернизируя их, и устанавливая авионику в соответствии с требованиям конкретного заказчика и рынка, китайцы предлагают более недорогие аналоги отечественных автомобилей.

В один момент ведя переговоры о закупке у нас более идеальной оборудования и техники. Пара десятков лет китайцы применяют российские новейшие технологии и «ноу-хау».

Возможно легко обёртка

Само собой разумеется, нельзя не учитывать свойство китайского ВПК поражать всю землю очередными технологическими прорывами. Но, не обращая внимания на все усилия китайского управления выдать желаемое за настоящее, самолеты J-20 и J-31 еще далеки от комплексов пятого поколения. По оценкам технических специалистов и экспертов, эти автомобили являются платформой для предстоящих разработок авиационных комплексов, конкурентоспособных с мировыми аналогами.

Главные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

 

Т-50(ПАК ФА) Российская Федерация

F-22(Раптор) США

J-20(Тёмный орел) Китай

Большая взлетная масса

35480 кг

38000 кг

36000 кг

Большая боевая нагрузка

10000 кг

10370 кг

н/д

Тяговооруженность при обычной взлетной массе

1,13

1,05

н/д

Большая скорость полета

2600 км/ч

2410 км/ч

2000 км/ч

Большая бесфорсажная скорость полета

2100 км/ч

1850 км/ч

н/д

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

2700 км

1900 км

2000 км

Большая дальность полета

5500 км

3400 км

5500 км

Практический потолок

20000 м

22000 м

20000 км

Потребная протяженность ВПП

350 м

915 м

н/д

Большая дальность обнаружения ВЦ

до 400 км

181

н/д

Количество выпущенных экземпляров на 2015г.

3

181

2

Видео китайского истребителя пятого поколения J-20

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

stroimsamolet.ru

Истребитель пятого поколения есть только у России

Об авиации России в прошлом, настоящем и будущем, об уникальности отечественных самолетов-истребителей, о ведущих характеристиках иностранных военных самолетов и военных доктринах разных стран, о возможности достижения международного паритета в авиации и о многом другом рассказывает Анатолий Квочур, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России, главный конструктор «Пилотажно-исследовательского центра», подполковник запаса. Его называют на Западе «русской летающей легендой» и включают в десятку лучших летчиков-испытателей современности.

«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», — говорил Н. Е Жуковский, отец-основатель отечественной аэродинамики. Мысль первична. Именно интеллект и научная фантазия авиаконструкторов заставляют взлетать уникальные летательные аппараты, которые совершенствуются с движением мирового научно-технического прогресса. Авиатехнологии — одна из отраслей, стремительнейшим образом развивающихся, особенно в ВПК. А в мире геополитики негласно устоялась формулировка «кто господствует в небе — господствует на земле».

Российская авиация после распада СССР

— Анатолий Николаевич, хотелось бы начать разговор о нашей российской военной авиации в контексте изменений после распада СССР и нынешнего состояния. Что произошло за это время и к чему движемся сейчас?

— Создавались реально перспективные самолеты. «Су-35″ уже на выходе.«Т-50″ — несколько лет как идут испытания. Это все положительные сдвиги, потому что в середине 90-х годов никто даже думать не мог, что такое может быть. Четкая тенденция к началу выхода из штопора, как говорят наши «штопорники», специалисты по испытаниям на штопор, обозначилась где-то с середины 2000-х годов. И сейчас происходит реализация, поэтому четкие сдвиги есть. С точки зрения авиации.

Но авиация — это такая сложная вещь, такая отрасль, что только в Советском Союзе могли делать могучие самолеты, вертолеты самостоятельно. Но когда Союз разделился, значительная часть предприятий авиационной промышленности (например, авиационные заводы) остались за рубежом.

В частности, крупнейшее предприятие «Мотор Сич» (ныне Запорожское акционерное общество «Мотор Сич» — одно из крупнейших в мире и единственное на Украине предприятие по производству, испытанию, сопровождению в эксплуатации и ремонту 55 типов и модификаций экономичных и надежных двигателей для десятков типов самолетов и вертолетов различного назначения, эксплуатируемых в 106 странах мира — авт.), крупнейшее конструкторское бюро (КБ) Антонова, где делали отличные самолеты, в том числе и самые большие в мире («Ан-124″, «Ан-224″ «Мрия»).

Остались многие предприятия авиационной промышленности на юго-востоке СССР, теперь это отдельное государство. Например, в Ташкенте крупнейший завод, который производил военно-транспортный и гражданские самолеты «Ил-76″, а также танкеры-заправщики «Ил-78″. Таких примеров можно много приводить. Что это значит для нас, для России?

Это значит, что промышленная кооперация как-то работает, но хромает, потому что это уже не между предприятиями отношения, а между государствами. Цена вопроса возрастает, нужно поддерживать межгосударственные отношения, а они складываются тяжело, сложно, во всяком случае. У нас есть конкуренты — при этом понятно, что у конкурентов таких перемен не было.

Во Франции, являющейся одной из лидеров авиастроения, например, вообще все прекрасно. Великобритания продолжает работать. Включились немцы очень активно — так как у них когда-то была авиационная промышленность, с помощью которой они чуть было не захватили Советский Союз. И это все восстанавливается. Это наш конкурент. Мы значительное время потеряли. А время в конкурентной борьбе — один из определяющих факторов. Это не только деньги, а упущенные идеи, упущенные возможности, а главное — ушедшие из отрасли специалисты.

Самолет пятого поколения

— Президент РФ высказывался по этому поводу — и смысл высказывания сводится к тому, что мы хотя и потеряли время, но это дало нам шанс создавать технологии с учетом уже самых последних наработок и в чем-то превзойти иностранных партнеров.

— Это правда. В той части, что пока американцы развивались сами, предполагая, что в СССР затяжной кризис, что-то придумывали, строили. Оказалось, что это не совсем удачно. И, например, F-22 Raptor, американский истребитель 5-го поколения, задумывался и начинался примерно в то же время, что и наш самолет 5-го поколения МиГ, который назывался «Проект 1.42″. Серийного имени у него не было, но этот самолет был создан и у него был полет.

Я был участником этого процесса, поскольку в 1987 году был назначен ведущим летчиком-испытателем проекта. В 1992 году он был выкачен, в 1994-м совершил свой первый полет, хотя по планам Советского Союза в 1989 году самолет должен был полететь. F-22 полетел чуть позже, но там другой подход. У нас была определенна ведущая организация и кооперация, которая должна этим заниматься. Американцы же, за счет использования значительной части ресурсов планеты, а не только своих, могли себе позволить создать иной подход.

У них шесть компаний, крупных разработчиков боевой авиатехники, участвовали в конкурсе проектов. По результатам конкурса, эти шесть компаний разделились на две ассоциации, каждой из которой были выделены средства из бюджета на постройку 2-х экземпляров опытного самолета YF-22 и YF-23, которые далее участвовали в конкурсе, уже по результатам достигнутых характеристик.

Кроме того, оба этих самолета, например YF-22, оснащались различными двигателями. Самолеты были одинаковые, но с разными двигателями. В результате были выбраны модели YF-22 и YF-23. Победил YF-22, и выигравшая корпорация расширилась за счет проигравших. Первый реальный боевой самолет F-22 полетел в 1997 году. У нас в это время бурно развивались «демократические перемены». Мы могли вполне с ним конкурировать. Но как только ослабился наш «противовес», они, видимо, также расслабились, что бывает вполне объективно, и, как выяснилось, многое упустили.

В частности, F-22, например, признан неудачным проектом, было выпущено около полутора сотен самолетов, так как планировалось около 700. В настоящее время производство этого самолета прекращено. Этому истребителю были заданы примерно те же требования, что и у нас: малая заметность, сверхманевренность, эксплуатационная технологичность и крейсерский сверхзвук (сверхзвуковая скорость на бесфорсажном режиме двигателя — авт.). Все было в той или иной степени реализовано, но самолет признан неудачным.

— Они оказались в ситуации, когда у них самолета 5-го поколения практически нет.

— Тот неудачен, а другой они вовремя строить не начали. Россия же со сдвижкой по времени создала принципиально новый истребитель Т-50, который может стать весьма конкурентоспособной боевой машиной. Кроме того, завершаются испытания и на моем родном авиазаводе на Комсомольске на Амуре начато серийное производство самолета Су-35 — это такой промежуточный вариант, сильно оптимизированная, улучшенная копия Су-27. Со сверхманевренностью, огромными дальностями полета, с качественно новым прицельно-навигационным бортовым комплексом, с комплексным вооружением и пр. Это дает нам надежду, что паритет может быть восстановлен.

— Есть сведения, что F-35 тоже признан неудачным проектом. Австралийцы приводили статистические сравнительные сводки по различным техническим параметрам наших двух самолетов («Т-50″ и «Су-35″) с американскими (F-22 и F-35). Российские истребители шли впереди с большим отрывом. В результате F-35 был назван самолетом третьего поколения с элементами пятого.

— Здесь я могу выразить свою точку зрения таким образом. Во-первых, самолет F-35 реализован в трех вариантах: сухопутный, вертикального взлета и посадки, укороченного взлета и посадки, для базирования не только на авианосцах, но и на авианесущих кораблях без катапультных взлетных устройств и тормозных машин с тросами для зацепления гаком. Во-вторых, в СССР подобный самолет так же строился, летал, выполнял посадку на авианесущий крейсер — в общем, проходили полномасштабные испытания. Он назывался «Як-41″.

ОКБ Яковлева — это единственное ОКБ, которое владело технологиями вертикального взлета и посадки. Это уникальное ОКБ, которое разработало, испытало и запустило в серийное производство самолет «Як-38″, который эксплуатировался на авианесущих крейсерах. На основе этих знаний и технологий, когда в ОКБ им. Яковлева пришел мой хороший знакомый и товарищ, Дондуков Александр Николаевич, который некоторое время был ведущим инженером, затем заместителем главного конструктора по палубному самолету МиГ-29К, начали создавать самолет вертикального взлета и посадки по той же примерно технологии, что и F-35 (это подъемные двигатели, по-другому скомпонованные, и т. д.).

Он («Як-38″ — авт.) мог быть сверхзвуковым, схема его была сверхзвуковая. Более того, двигатель, как и на F-35, мог включать форсированный режим, с большими нагрузками, с температурами и большой тягой. Когда страна (СССР — авт.) остановилась в своем развитии, этот проект был прекращен. Предполагаю, что наши технологии «утекли» за границу, потому что у американцев таких знаний по созданию самолетов вертикального взлета и посадки не было.

Они использовали Harrier — это британский самолет, а Великобритания — очень сильная страна в смысле самолетостроения. Я был знаком с двумя английскими летчиками-испытателями, которые этот самолет создавали и испытывали. В этом самолете было очень много вложено интеллекта как инженеров-конструкторов, так и летчиков-испытателей.

Когда сам на нем полетал, понял, насколько он прост в управлении, для этого даже не нужно было специальных знаний. Проще, чем на вертолете. Правда, у него нет сверхзвука. Так вот все эти знания были переданы американцам. На одном из авиасалонов в Фарнборо английские коллеги по профессии, ветераны, участвовавшие в испытаниях Harrier, рассказывали, что они участвуют в проекте F-35.

Насколько он неудачен? Нужно учитывать ряд аспектов. Во-первых, всегда есть «трудности роста», которые разрешаются по мере «взросления» летательного аппарата, а также обкатке его в серийной эксплуатации. Во-вторых, это вопрос военной доктрины, того или иного государства. У нас целиком оборонительная доктрина: мы должны защитить свою страну, народ, промышленность, науку — все, чем живет государство. И нам не нужно садиться на авианосцы, плыть и лететь куда-то к другим континентам.

У США другая доктрина — доктрина глобального доминирования. У них на сегодняшний день, по-моему, 17 кораблей-авианосцев, а у нас один. И им нужны самолеты, которые они бы смогли привезти на авианосцах — будь то во Вьетнам, или в Камбоджу, или на Ближний Восток. В Северное море они, конечно, вряд ли зайдут, где-нибудь со стороны Северного Ледовитого океана, потому что это сложно. Видим разные доктрины. Соответственно этому и разные проекты летательных аппаратов.

Им такой (вертикального взлета и посадки — авт.) летательный аппарат нужен, нас же вполне, на мой взгляд, устраивают такие авианосцы, которые сейчас у нас есть, типа «Адмирал Кузнецов». Если на них будет базироваться достаточное количество нормальных самолетов, если этих авианосцев станет больше, то мы сможем на Дальнем Востоке в подступах прикрывать наши берега. Такое у меня понимание.

Истребители США

— Анатолий Николаевич, в продолжении разговора об истребителях США… Американцы вкладывают нереальные усилия, деньги, преодолевают массу трудностей для того, чтобы в итоге, грубо говоря, растираживать F-35 по миру, для своих ближайших союзников (Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия и др.). В связи с обострением конфликта в Восточно-Китайском море Штаты намерены перевооружить Японию и Южную Корею, к примеру, этими новейшими самолетами, заменив имеющиеся у них F-15 и F-16. Вы считаете, подобные усилия возымеют эффект?

— Здесь мне непонятно, зачем F-35 Японии, у которой по факту нет авианосцев. Ведь этот самолет обладает оптимальными характеристиками, чтобы взлетать с корабля. А если он предназначен для таких операций, которые не требуют корабля, а достаточно аэродрома, то он возит лишний вес, свойственный самолету вертикального взлета, лишнее оборудование.

Это очень неоптимально, потому что цена вопроса по критерию эффективной стоимости для японцев сильно ухудшится. То есть цена будет большая, а эффективность его хуже, чем даже у F-15 модернизированного, потому что сверхзвука хорошего у F-35 нет, оружия он много поднять не может. Да, у него есть некоторые признаки малозаметности, это не полностью стелс-самолет, особенно если подвесить оружие на внешнюю подвеску.

— F-35 выпускается в трех вариантах — и они все вертикального взлета?

— Нет, не все. Там есть укороченного взлета, вертикального и есть чисто сухопутный самолет. Тот, который не может садиться на авианосец, он легче, по идее должен иметь лучшие сверхзвуковые характеристики и так далее. Но при любом раскладе в такую конструкцию, на мой взгляд, трудно уложить хорошие характеристики. В моем понимании идеальнее F-16, однодвигательный самолет. Он живет уже четыре десятка лет почти и прекрасно себя чувствует. Но он создавался именно как самолет аэродромного базирования со всеми вытекающими. На мой взгляд, американский даже сухопутный вариант F-35 не стал лучше, чем F-16. А может даже и хуже.

— У F-35 тоже один двигатель. Это значит «прощай, бесфорсажный сверхзвук»?

— Это может быть. Так планировалось и у нас, когда я был на создании истребителя пятого поколения. Самолет должен был летать без форсажа и на тех двигателях в 1987 году еще. Здесь суть не в этом, а в том, что, взявшись делать универсальный однодвигательный самолет, у американцев, на мой взгляд, не получилось ни то, ни сё толком. Как раньше говорили, истребитель-бомбардировщик — это что? Это истребитель минус бомбардировщик.

Я летал на истребителе-бомбардироващике в армии почти 40 лет назад, он мне очень нравился. Но это все равно в ущерб каким-то другим качествам. Другое дело, что современный боевой самолет с учетом тех технологий, которые уже есть в распоряжении человечества, конечно, должен быть многофункциональным. Но это не значит, что любой боксер может быть в одинаковой степени борцом греко-римской борьбы, хорошо выступать в каратэ и так далее, потому что это разные культуры. Это невозможно. Должна быть какая-то функция основная. Остальные могут быть хорошими, но вспомогательными. Если это истребитель-бомбардировщик, то он все-таки истребитель прежде всего. По-моему, F-35 как истребитель не очень получился.

«Многофункциональный истребитель»

— Анатолий Николаевич, говорят, что в России до недавних пор совсем не было понятия «многофункциональный истребитель».

— Он был создан, я участвовал в этом проекте, но в стране была разруха. Например, был уникальный самолет МиГ-31М. Это самолет со сверхзвуковой крейсерской скоростью 2500 кмчас. Аналогов нет! Американские боевые самолеты до этой скорости вообще не доходят. А у этого — крейсерская скорость! Максимальная — 3000 км/час.

При этом МиГ-31М мог поднимать всего 10 тонн, что очень характерный огромный груз. Из них 6 крупных полутопливных ракет, примерно по 700 кг каждая с дальностью стрельбы в радиусе 300 км. Был мощный локатор, работавший на расстоянии 300 км. То есть надо было увидеть цель, выполнить по ней пуск ракеты, для чего нужна скорость, высота самолета, соответствующий прицельный комплекс и управляемые ракеты. Все это создавалось как единая система.

Мы летали на этом самолете, получали все превосходные характеристики на примерно 20% выше базовой модели. И что произошло? В 1994 году мы выполнили последнюю боевую работу, специалисты МиГа получили поздравительное письмо от президента, а через 2 месяца самолет поставили на прикол — и больше он никогда не летал … И никто не объяснил почему.

Любой бы сказал, что это абсурдно. Ведь самолет — это огромная кооперация. К примеру, на Горьковском заводе работало примерно 40-45 тысяч человек, где выпускалось 5 типов различных классов самолетов. Потом он остановился … МиГ-31 был лидерским проектом, потому что это высокотехнологичные вещи, связанные со сваркой стали, со сваркой титана, что мало кто умел в то время. И эти проекты встали.

— Сейчас, насколько известно, проект МиГ-31 реанимирован, есть проект МиГ-41.

— Да. В Государственной Думе РФ было 3 или 4 слушания на высоком уровне, инициированные Комитетом по обороне. Там есть мнение, что нужно возобновить производство самолетов МиГ-31. Но, естественно, на качественно ином уровне, чем 25 лет назад. Этот вопрос в стадии решения. Могу от себя сказать, что аналогов этому самолету пока не предвидится нигде.

Единственное, что китайцы «незаметно», как авианосец они сделали, смогут нечто такое создать. Но это будет просто пощечина России. Потому что если мы, имея такой технологический задел, такие кадры в свое время, будем отставать от тех, кто начинает с нуля, как Китай, например. А это все равно, что построить дом — и уехать жить куда-нибудь в хибару.

— Была информация, что специалисты ОКБ МиГ в период застоя и катастрофического положения на предприятии вынуждены были уезжать на заработки за рубеж, в Китай прежде всего.

— Я тоже слышал об этом. Были и судебные преследования, потому что это такие специалисты, которых в мире единицы. Они были поставлены в условия вынужденного сотрудничества с зарубежными фирмами. Они остались здесь без дела — это один аспект. Второй аспект заключается в том, что в государстве не было какого-то четкого понимания, что можно и что нельзя. Однако были случаи пресечения. Насколько системными они были, мне ничего неизвестно.

— В итоге пришло понимание, что можно и нельзя?

— Я думаю, что те, кто был поставлен на страже наших секретов, понимали это, естественно. Важным фактором еще была политическая воля. Но много, на мой взгляд, информации так или иначе ушло из страны.

— Каково ваше профессиональное мнение о китайских истребителях?

— В Китае, по-моему, истребитель один только наш. Они запустили свои проекты, много упражняются в этом. Что-то у них копировано еще с МиГ-21 или МиГ-19. На каком-то этапе я несколько раз бывал на выставках Китае (в Чжухае — авт.) и, скажем так, не впечатляли эти самолеты меня. Всё это было стремление. Но они их производили и так далее. Надо понимать, что это процесс их последовательного приближения…

Китайская нация — это нация, которая, безусловно, может освоить любые высокие технологии, включая информационные. И тот факт, что они выкатили палубный самолет на свой новый авианосец — я смотрел посадку этого самолета — могу сказать, это оценка «5+» по 5-бальной шкале. Чистая очень посадка. Похож самолет на Су-33. Очень похож. Видно по стилю захода, что очень хороший летчик и, судя по всему, у него очень хорошее информационное обеспечение.

Он очень чисто выполнил посадку, остановился, сразу начал убирать, складывать крылья на откате — как мы когда-то умели. Это первая посадка была! А она всегда напряженная. И сам самолет как красивая модель, чистый, аккуратный, покрашенный и, мне кажется, что и легкий даже в относительных величинах. Значит, они сумели освоить. Как это было — я не знаю. Но он настолько похож на наш Су-33, что только совсем слепой не увидит сходства.

— Известно, что китайцы активно работают над истребителем пятого поколения.

— Да. Два у них есть истребителя. Один большой, один маленький. Оба однодвигательные, но двигатели разные и разной размерности. Примерно как МиГ-29 и Су-27. Только на новом уровне — технологическом и мировоззренческом. Китайские самолеты 5-го поколения проходят испытания, что видно в открытой печати. Когда я увидел впервые это, подумал, что бутафория, макет, китайцы дезинформируют мировую общественность. Но через год самолет уже полетел. То есть оказалось, что всё не так. Неожиданно. Для меня неожиданно.

— Что вы могли бы сказать о китайском истребителе пятого поколения конкретно?

— Что можно сказать? Китай — это мировая фабрика. У них есть что-то свое, но, например, в области микроэлектроники они не были на передовых. Юго-Восточная Азия и Япония стали самыми лучшими разработчиками современной микроэлектроники. Сейчас китайского везде очень много. И вся электроника, с которой можно делать боевые комплексы, у них есть.

У них производство — и не важно, они сами это изобрели, когда был научно-исследовательский поиск, или у кого-то купили эту технологию. Это факт. Они теперь к этой технологии имеют открытый доступ и могут совершенствоваться, на микроны разобрать, что называется. У них работают крупнейшие заводы на этом. Поэтому вся электроника делается в Китае. У нас ситуация не такая. А давайте представим, что эти технологии воплощены в боевой прицельно-авиационный комплекс? Вполне.

— Как тогда трактовать тот факт, что они испытывают свои самолеты пятого  поколения, но ведут переговоры с нашим ОКБ Сухого о приобретении самолетов Су-35?

— Если мы будем поставлять эти самолеты, то, наверное, можно только порадоваться. Но дело в том, что с нашими самолетами уходят наши технологии. «Су-27″ они построили уже больше, чем у нас. А «Су-27″ — один из выдающихся проектов самолета-истребителя в мире. Как направление, как концепция, как проект. У китайцев при создании аналогов на «Су-27″ были проблемы с двигателями, который был для них сложнее, чем сам планер. Двигатель они долго уже осваивают, и я предполагаю, что уже могли освоить.

Но для сверхманевренного самолета, как «Су-35″, требуется поворот вектора тяги — это еще более сложная технологическая задача. Однако если промышленность постоянно работает, если инженеры постоянно совершенствуются, конструкторы растут, то не Боги горшки обжигают, и они могут научиться этому. Например, у израильтян был проект Lavi, но американцы его остановили, потому что теряли рынок самолетов.

Потом этот проект был воплощен китайцами в самолете J-10, который почти копия Lavi. Очень прогрессивный проект, его трудно было реализовать без высоких информационных, производственных технологий. Кроме того, в КНР есть партия. Одна партия. И эта партия выполняет и обеспечивает политическую волю руководства страны. Эта воля непреклонна, у них нет дискуссий, каким путем идти. Вооружаться с одной партией проще. Строить что-то — тоже проще и быстрее. Это известно. Можете представить, что у Гитлера было две партии или пять партий перед войной? Или у Сталина было бы пять партий — и они бы между собой совещались? Нас просто не было бы.

Контрафакт

— Китайцы получили доступ к технологиям, но в связи с развитием эры постиндустриализма, мировой торговли и диверсификации мирового хозяйства, много комплектующих из Китая идет в Европу и в ту же Америку. Идет контрафактная продукция. Почему? Потому что вместе с комплектующими, в том числе и для оборонной промышленности, приходят встроенные чипы с кодами, способными взламывать системы защиты на военном оборудовании в нужное время. Комитет по вооружениям Сената США опубликовывал шокирующий 70-страничный доклад о многочисленных поставках контрафактной электроники для американской армии. Комитет провел годичное исследование, в ходе которого выяснилось, что только за период с 2009 по 2010 годы около миллиона подозрительных деталей и компонентов прошли в систему снабжения министерства обороны Штатов.

— Я не специалист по этому. Но ходят слухи упорные, что неудачные запуски космических кораблей могут быть обусловлены комплектующими из Китая. Но мне кажется, то для Китая это слишком, наверное, мелко, скорее всего это ЮВА. Но в ЮВА и в Японии в свое время все создавалось на деньги США, что касается микроэлектроники. А теперь это потихоньку приобретает региональное предназначение.

— Анатолий Николаевич, «в прошлом опасность состояла в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами», говорил Эрих Фромм. Сегодня мы наблюдаем создание беспилотных летательных аппаратов и их применение на практике. Но какова моральная цена вопроса? Некоторые эксперты говорят, что с развитием технологий можно уже убирать людей из авиации, и делают ставки на беспилотники. Вы как к этому относитесь?

— У писателя Ивана Ефремова, которым я в свое время зачитывался взахлеб, есть размышления о роли роботов, например. А еще есть братья Стругацкии и Станислав Лем, которые тоже поднимали такие темы, но на другом уровне, более западном, менее духовном.

Так вот ставился вопрос: людей могут заменить роботами, а что тогда будет делать человек? Ответ был очень непростой. Человек так устроен, что он должен постоянно развиваться. Как только он остановился в развитии, это уже что-то другое. Если человека поместить только на производство, где он будет перекладывать детали с одного места на другое, то он превратится в бездуховное существо. А человеку НУЖНО развиваться. Без этого, как говорили древние греки, нет прогресса — есть регресс. И середины нет.

Поэтому роботизация на каком-то этапе должна иметь какие-то свои ограничения. Но вы, может быть, слышали, что американцы в свое время выводили очень много производств за пределы США — с точки зрения долгосрочного видения, это становится опасным для человека. Потому что человек должен постоянно чем-то заниматься: наукой, производством. Производство «передали» роботам. Науку тоже можно, наверное, будет отдать компьютерам со временем. Возникает такая ситуация — патовая, тупиковая. Я не специалист, но, мне кажется, этот порог нельзя достигать.

— Летчик будет управлять беспилотником, но сидя где-нибудь в кресле в Штабе с джойстиком в руках…

— Да. С точки зрения своего мировоззрения обосновывают все правильно: зачем им посылать на смерть столько людей? Ведь они же понимают, что войны будут несправедливые, а так не останется угрызений совести, например. Для них это нормально. Потому что они не защищают себя, а организуют другие программы — и нападают на кого-то. Вот так можно, по их мнению. На мой взгляд, если защищать страну, роботами трудно будет обойтись. Все равно понадобится самоотверженность, самопожертвование.

— Умы ученых давно будоражит идея о сверхвысотном полете, а самолет выше 40 км не поднимался. В этой связи предлагают концепцию принципиально нового аппарата без опоры на воздух — концепцию баллистического ракетоплана с гиперзвуковой скоростью до 20 тысяч км/час. В этой связи предрекают, что военной авиации в нашем традиционном понимании не будет. Это будут совершенно новые ракетно-космические системы, не имеющие ничего общего с нынешней военной авиацией. Насколько это все реализуемо, достоверно?

— Думаю, что, конечно же, реализуемо. Что касается самолетов, то сейчас уже есть проект гражданского пассажирского самолета, который должен летать со скоростью примерно 4000-4500 км час. Это характерная сверхзвуковая скорость для боевых самолетов. Средняя крейсерская скорость пассажирских самолетов сегодня — это 800 км/час.

Был наш самолет «Ту-144″, который летал на скорости до 2500 км час. Его «закрыли». Время идет, технологии развиваются. Есть англо-американский проект по созданию пассажирского гиперзвукового, как они называют, самолета с крейсерской скоростью около 4500 км/час. Будет летать на высоте выше 20 км., должен стать экологически чистым.

Силовая установка у него основана не на традиционном реактивном двигателе, а там многое связано с электричеством. Половина энергии будет тратиться на выработку электричества, посредством которого будет вырабатываться плазма, плазменное облако впереди самолета. Таким образом характеристики его топливной эффективности приближаются к дозвуковому самолету. С точки зрения экологии, он будет таким же, а может даже лучше. Пока этим интересуются преимущественно люди бизнеса. Я много разговаривал с нашими высокопоставленными людьми о том, что нам тоже пора создавать такой самолет. Но для этого нужен чудо-двигатель, много знаний и технологий.

— Двигатель какого поколения?

— Это двигатель шестого поколения.

— В некоторых СМИ пишется, что в России есть лишь прототип двигателя пятого поколения — модель 117С — на наших новейших самолетах, который представляют как результат модернизации, а не принципиально новую разработку, в то время как на американском Raptor и F-35 стоят двигатели пятого поколения F119-PW-100 и семейства F-135. Как бы вы это прокомментировали?

— Я готов полностью заступиться за наши двигатели, которые долгое время конкурентоспособны, и наши сверхманевренные самолеты летают в серии в разных странах. Например, самолет Су-30МКИ в Индии, Су-30МКА в Алжире, Су-30МКМ в Малайзии уже 15 лет. И я на нем летал. Это уникальный летательный аппарат с отклоняемым вектором тяги, с огромными ресурсами.

Сегодня мы вышли на новый технологический уровень. Пока ни у американцев, ни у англичан нет таких самолетов, которые бы с управляемым форсажным двигателем имели аналогичные ресурсы. Я не знаю ни одного случая отказа наших двигателей. А для него нужно было сделать систему управления — это тоже интеллект наших разработчиков.

Поэтому кто-то здесь явно «крутит» не в ту сторону. Наши двигателисты на высоте. И в целом, когда ослабили «удавку» для нашей промышленности, все начало работать, как будто и не было огромного перерыва.

tehnowar.ru

российский Су-57 даже не истребитель пятого поколения

Китай не рассматривает российский Су-57 в качестве конкурента американскому F-22.

Военные аналитики издания «Sina» не считают, что российский истребитель пятого поколения Су-57 является конкурентом американскому самолёту F-22, причём эксперты из КНР вообще полагают, что истребитель Су-57 вряд ли можно относить к самолётам пятого поколения, на что указывает целый ряд показателей.

«Истребитель Су-57 не позиционируется как самолёт разработанный с применением «стелс»-технологий. Он значительно отстаёт от китайского истребителя Chengdu J-20 и американского F-22, и не может даже рассматриваться как конкурент этим истребителям пятого поколения. Более того, у военных специалистов существуют сомнения вокруг того, можно ли вообще российский самолёт позиционировать как истребитель пятого поколения, так как по многим показателям он не подходит под подобную классификацию», — сообщает издание «Сина».

Помимо прочего, специалисты указывают на тот факт, что Индия могла отказаться от проекта российского истребителя Су-57 по причине того, что посчитала его недоработанным, о чём, собственно говоря, индийские военные аналитики ранее уже и говорили.

«России требуется продолжить работать над своим истребителем пятого поколения, и вполне вероятно, этот самолёт может в будущем сравниться с китайским J-20 и американским F-22, но в настоящее время он не имеет никаких перспектив, по крайней мере, в течение ближайших 5 лет», — подчеркнули аналитики.

Следует уточнить, что Китай весьма критично относится к российскому истребителю пятого поколения, полагая, что разработка Chengdu J-20 является более перспективной, тем более что недостатков у этого самолёта выявлено не было.

avia.pro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *