Загадка МС-21. Станет ли новый самолёт лайнером русской мечты? | Общественный транспорт | Общество
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект «Ближне-средний магистральный самолет МС-21», сообщает пресс-служба кабинета министров.
«Подписанным распоряжением предоставляются государственные гарантии на сумму до 400 миллионов долларов США в обеспечение исполнения обязательств ОАО «Корпорация «Иркут» по кредиту, привлекаемому в ОАО «Сбербанк России» на сумму до 400 миллионов долларов США и на срок до 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более 1 миллиарда долларов США», — говорится в сообщении.
Общая стоимость инвестиционного проекта составляет 3,9 миллиарда долларов.
Как «Як» обошел конкурентов на вираже
История «проекта МС-21», который называют будущим отечественной гражданской авиации, началась в 2002 году, когда в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта.
На тендер были представлены три проект: Ил-214 (ОКБ Ильюшина), Ту-234 (ОКБ Туполева) и МС-21 (Совместный проект ОАО «Иркут» и ОКБ Яковлева). В основе проекта МС-21 лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году, и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась еще в 1980 году.
Нужно заметить, что модель Як-42 была последним реализованным проектом гражданского самолета ОКБ Яковлева, и к моменту тендера, в отличие от своих конкурентов, «фирма Яковлева» имела 20-летнюю «творческую паузу».
Тем не менее, победителем тендера и обладателем 150 миллионов долларов из госбюджета стал именно проект МС-21.
В последующие годы в МС-21 были внесены существенные изменения — к ним приложило руку ОКБ Ильюшина, которое, однако, затем покинуло проект.
У стенда корпорации «Иркут», представленной в российской экспозиции, на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 2009 год. Фото: РИА Новости / Игорь ЗарембоБольшие планы
Самолет МС-21 (Магистральный самолет 21-го века), по задумке разработчиков, должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь, Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». МС-21 в различных модификациях вместе с еще одной новинкой отечественного авиапрома — лайнером «СухойСуперджет-100» в перспективе должен составить до 80 процентов всего парка самолетов гражданской авиации России.
МС-21 позиционируется как самолет, превосходящий зарубежных конкурентов в категории ближнее-среднемагистральных самолетов по большинству основных показателей. Единственный минус заключается в том, что конкуренты находятся в эксплуатации полтора — два десятилетия, а детище отечественного авиапрома никак не может сделать решительный шаг с эскизов в реальность.
Во многом это связано с неопределенностью и отсутствием четкого представления о том, какой именно самолет нужен России. Чиновников в течение многих лет бросает то в сторону тесной кооперации с «Боингом» и «Эйрбасом», то в сторону полной независимости. В итоге, к примеру, двигателя для нового лайнера разрабатывается сразу два — отечественный ПД-14 и американский PurePower PW1400G фирмы Pratt & Whitney.
Несмотря на то, что разговоры о проекте МС-21 велись на протяжении всего первого десятилетия XXI века, практическая его реализация началась лишь к его концу, когда приступили к испытаниям отдельных конструкций будущего лайнера.
Модель самолета Иркут МС-21 на стенде компании «Объединенная Авиастроительная Корпорация» на Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2014». Фото: РИА Новости / Алексей КуденкоСкоро сказка сказывается…
В июле 2010 года стало известно, что корпорация «Иркут» подписала твёрдый контракт на поставку 50 самолётов МС-21 малазийской компании Crecom. Общая сумма контракта составляет $3,4 млрд. Crecom заказала 25 самолётов МС-21-200 (на 150 пассажиров) и 25 МС-21-300 (на 181). Поставку самолетов планировалось осуществить в 2016–2020 годах. Однако спустя два года малайзийская компания добилась перевода твердого контракта в опцион.На сегодняшний день твердые контракты на поставку МС-21 заключают в основном российские компании, хотя в планах у разработчиков были намерения серьезно потеснить конкурентов и на международной арене.
Сложно, однако, кого-то потеснить, имея благие намерения против давно летающих и хорошо себя зарекомендовавших самолетов. Тем не менее, в ОАО «Иркут» не теряют оптимизма. Летом 2013 года вице-президент компании по маркетингу и продажам Кирилл Будаев
В начале 2014 года стало известно, что на Иркутском авиазаводе началось изготовление первых трех самолетов МС-21, предназначенных для статических и летных испытаний. Машины представляют собой базовую модель МС-21-300.
31 июля 2014 года пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила о завершении первого этапа испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21.
Кабина самолета «Иркут МС-21» («Магистральный Самолет XXI века»), представленного на Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2014». Фото: РИА Новости / Алексей КуденкоПервый полет — в 2015-м, серийное производство — в 2020-м?
Видно, что в последние пару-тройку лет дело ощутимо сдвинулось с мертвой точки. Но вопрос, когда МС-21 полетит, остается открытым.
На сайте корпорации «Иркут» говорится о том, что первый опытный полет по плану должен состояться в 2014 году, а в 2016 году должна начаться эксплуатация МС-21. Сайт Объединенной авиастроительной корпорации также подтверждает, что сертификация и начало эксплуатации авиалайнера намечено на 2016 год. При этом первый серийный МС-21 будет выпущен в 2017 году.
Однако вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин еще осенью 2013 года, посетив Иркутский авиазавод, сообщил, что первый опытный образец МС-21 (образец, а не крупномасштабная модель — прим.автора) сойдет с конвейера летом 2015 года. При этом Рогозин остался доволен темпами работ. Что касается летных испытаний, то они пройдут 2015-2016 годах. Ранее вице-премьер заявлял о том, что серийное производство МС-21 начнется в 2020 году.
Кстати, Дмитрий Рогозин после посещения Иркутского авиазавода сообщил, что новый авиалайнер пойдет в серийное производство под названием Як-242.
Для сравнения — разработка Ту-154, на смену которому должен прийти МС-21, началась в 1963 году, а первый полет новый лайнер совершил в 1968 году. Серийное производство самолета началось в 1970 году, а первый регулярный рейс с пассажирами состоялся в феврале 1972 года.
aif.ru
Самолет МС-21 — гордость российского авиапрома
Самолет МС-21 является масштабным и весьма перспективным проектом в области российской авиапромышленности. Большинство комплектующих изготавливается на предприятиях, находящихся в ведомстве организации «Ростех». Разработка нового российского авиалайнера осуществляется в условиях высокой конкуренции. Главными соперниками МС-21 являются отечественный самолет Ту-204, а также Boeing и Airbus. Каковы особенности этого авиалайнера? Выдержит ли он конкуренцию на международном рынке?
Самолет МС-21: фото, история разработки
История нового российского авиалайнера начинается в 2010 г., когда ЦАГИ испытала воздухозаборники двигателей для самолетов. В результате были выявлены режимы, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию воздушного судна.
В сентябре 2011-го Алексей Федоров, являющийся президентом корпорации «Иркут», заявил о том, что предприятие будет делать акцент на производство авиалайнеров с компоновкой на сто восемьдесят кресел, поскольку именно она пользуется наибольшим спросом у покупателей.
В 2012 г. государственным заказчикам – Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ – представили самолет МС-21 с отечественными двигателями ПД14. В этом же году с американской компанией Pratt&Whitney был подписан договор о поставке двигателей PW1400G.
Сборка первых опытных моделей и их начальные испытания были произведены к августу 2014 года. 8 июня 2016 г. ознаменовалось презентацией новейшего российского самолета. Это событие состоялось в одном из цехов Иркутского авиазавода.
Описание
Аббревиатура МС-21 обозначает «магистральный самолет 21-го века». Отличительной чертой является применение новейших технических разработок из областей авиастроения и безопасности. По многим параметрам авиалайнер существенно превосходит самые востребованные самолеты зарубежного производства.
МС-21 — среднемагистральный самолет, предназначенный для выполнения пассажирских и грузовых авиаперевозок на внутрироссийских и международных направлениях. Главным конструктором является Константин Попов. Параллельно ведется разработка моделей МС-21-300 и МС-21-200 с компоновками на 160-211 и 130-176 пассажирских кресел соответственно. За основу для разработки был взят отечественный проект самолета Як-242.
Фюзеляж конструируется компанией «Иркут» и КБ имени Яковлева, а крылья – корпорацией «Аэрокомпозит». По желанию заказчика на воздушном судне могут быть установлены двигатели как ПД-14, так и PW1400G. По официальной информации, новый самолет МС-21 планируется ввести и сертифицировать к 2018 году, а к 2017 г. – выпустить первый серийный экземпляр. К 2020 г. плановый показатель производства должен достигнуть сорока единиц в год.
Основные летно-технические параметры
- Длина фюзеляжа – 42,3 м для 21-200 и 33,8 для 21-200.
- Размах крыльев – 36 м.
- Высота – 11,5 м.
- Ширина салона/фюзеляжа – 3,81/4,06 м.
- Предельный взлетный вес – 79,25 т для 21-300 и 72,56 т для 21-200.
- Предельный вес при посадке – 69,1 т и 63,1 т для 21-300 и 21-200 соответственно.
- Предельный уровень заправки топливом – 20,4 т.
- Предельная дальность авиаперелета – 6000 км.
- Максимальная вместимость при плотной компоновке – 211 и 176 пассажиров для 21-300 и 21-200 соответственно.
Заказчики
В настоящее время заключено более двухсот соглашений о поставке данных авиалайнеров со следующими перевозчиками и лизинговыми предприятиями:
- Cairo Aviation (Египет).
- Crecom Burj Berhad (Малайзия).
- «Авиакапитал-Сервис».
- «Азербайджанские авиалинии».
- «Аэрофлот».
- «ВЭБ-лизинг».
- «Ильюшин Финанс»,
- «ИрАэро».
- «НордВинд».
- «Ред Вингс».
- «Сбербанк Лизинг».
Большинство перевозчиков, заключивших «твердые» контракты, уже выплатили аванс. Российскими лизинговыми предприятиями и авиакомпаниями заказано 175 бортов.
Российский самолет МС-21: конкурентные преимущества
Основное конкурентное преимущество нового отечественного авиалайнера – большая провозная емкость, достигающая 211 человек на модели 21-300. Благодаря этому самолет может обслуживать растущий пассажиропоток, а его эксплуатация остается коммерчески выгодной даже для низкобюджетных компаний.
Самолет МС-21 разработан в соответствии с мировыми стандартами с применением новейших материалов, в том числе композитных. За счет этого вес воздушного судна и расход топлива значительно снизились. К минимуму сведены шумы и вредные выбросы в атмосферу. Благодаря новой бортовой системе техобслуживания самолет остается надежным даже после простоя.
Пассажирский салон оборудован современными креслами с широкими интервалами, что делает его удобным для людей с разной комплекцией. Широкий проход между сиденьями дает возможность свободно расходиться двум пассажирам. Для поддержки микроклимата установлены увлажнители воздуха, фильтры, регуляторы температуры.
Новая навигационная система обеспечивает безопасную эксплуатацию самолета при любых метеоусловиях. Диагностическое оборудование обеспечивает своевременное обнаружение отказов.
Конкуренция с Boeing и Airbus
Мировой рынок авиаперевозок уже давно негласно разделен между основными компаниями – Airbus и Boeing. Сможет ли самолет МС-21 составить им достойную конкуренцию? Производители предполагают, что это вполне реально. Данные корпорации давно перестали внедрять прорывные технологии и постепенно совершенствуют уже существующие модели. Российская техника отличается большей надежностью при сравнительно низкой цене и традиционно эксплуатируется на азиатском и латиноамериканском рынках.
МС-21 — среднемагистральный самолет нового поколения российского производства. Это настоящий прорыв в области гражданского авиастроения. Авиалайнер может составить достойную конкуренцию «Боингам» и «Аэробусам» и, по предварительным подсчетам, занять до 10% мирового рынка перевозок.
fb.ru
В России испытали новый пассажирский самолет МС-21 ⋆ Журнал «1 АБЗАЦ»
МОСКВА, 28 мая. /Корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Новый российский пассажирский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный самолет МС-21 («Магистральный самолет XXI века») совершил первый полет. Он состоялся на аэродроме Иркутского авиационного завода, сообщил производитель самолета корпорация «Иркут». Продолжительность полета составила полчаса, высота — тысяча метров, скорость лайнера — 300 км/час.
Самолет был проверен на устойчивость и управляемость двигателей. Была выполнена имитация захода на посадку с последующим разворотом над полосой, набором высоты и разворотом.
Лайнер пилотировали летчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко и летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев. По словам Кононенко, полет прошел в штатном режиме. Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все бортовые системы работали без сбоев, сообщил Таскаев.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин проинформировал президента Владимира Путина о премьерном полете нового российского самолета. Глава государства поздравил коллектив предприятия- производителя, а также всех работников отрасли с этим событием, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Первым, кто официально подтвердил успешный полет МС-21 стал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
«Летаем», — написал он, сопроводив высказывание фотографиями, на которых запечатлен полет самолета и радостная встреча экипажа на земле после успешного испытания.
Характеристики самолета
В новой истории России с нуля произвели пока только один гражданский самолет — региональный Sukhoi Super Jet-100 (первый полет осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011 года). МС-21 от него отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест (в SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел).
Разработка МС-21 ведется «Иркутом» и «ОКБ им. А. С. Яковлева» на базе несостоявшегося в 1990-х годах проекта Як-242. В 2003 году прошел тендер Росавиакосмоса (ведомство сейчас упразднено) на разработку ближне- среднемагистрального самолета, который и выиграл проект МС-14. Изначально планировалось, что лайнер МС-21 назовут Як-242, но впоследствии от этого названия решили отказаться прежде всего из-за идеи продвижения самолета на мировом рынке. Создатели заявляют, что МС-21 призван заменить устаревшие Ту-154, также ожидается, что МС-21 составит полноценную конкуренцию продукции Boeing и Airbus (Boeing 737MAX и Airbus A320 neo).
Планируется производить две версии самолета — МС-21-200 и МС-21-300. 28 мая в воздух поднялся МС-21-300, версии машин отличаются только вместимостью: МС-21-300 вмещает от 163 до 211 пассажиров, а МС-21-200 сможет взять на борт от 132 до 165 пассажиров.
Создание МС-21
Самолет построен в широкой кооперации с зарубежными компаниями. Доля российских поставщиков комплектующих — 60%, что гораздо больше, чем у SSJ-100 (около 30%).
Пока что на лайнер устанавливаются двигатели PW 1400G (производство американской Pratt & Whitney), но с 2018 года планируется, что самолет будет оснащаться российскими двигателями ПД-14 (производитель — «Объединенная двигателестроительная корпорация»). Сейчас идут испытания и подготовка к сертификации двигателя. Комплексная система управления создана «Авиаприбор-Холдингом» совместно с французской Goodrich AS и американской Rockwell Collins. Последняя вместе с концерном «Авионика» также разработали авионику самолета.
Поставщиком титана для производства самолета стала российская корпорация ВСМПО-АВИСМА. Как отмечается в материалах «Ростеха», ВСМПО-АВИСМА будет поставлять до 100% титана в зависимости от типа установленного двигателя. Компания «Технодинамика» производит для МС-21 шасси, колеса и тормоза, а также гидравлические и топливную системы, кислородную систему, аварийные трапы и др.
Наибольшая инновация и предмет гордости производителей — новое композитное крыло самолета (создано ульяновским «Аэрокомпозитом»), которое должно значительно облегчить вес самолета и нагрузку на двигатели, а также улучшить летно- технические характеристики. Также планируется, что у МС-21 салон будет повышенной комфортности: за счет самого широкого салона среди узкофюзеляжных самолетов. Производители обещают большего размера иллюминаторы, за счет чего увеличится естественная освещенность кабины.
Кто будет летать на МС-21
На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолетов. Из них на 175 машин заключены твердые (проавансированные) контракты, еще по 110 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения.
Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания «Аэрофлот». Планируется, что в парке авиакомпании будет эксплуатироваться 50 МС-21. Как сообщал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, компания ожидает поставок первых трех самолетов в 2019 году (ранее поставки ожидались в конце 2018 года).
Также крупными заказчиками являются лизингодатели «ВЭБ- лизинг» (30 самолетов) и «Ильюшин финанс» (50 самолетов, запланированы поставки 28 самолетов и еще действует опцион на 22 самолета). Как сообщил председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков, группа ВЭБ инвестировала 90 млн долларов в создание первого экземпляра МС-21, часть этих средств — в качестве предоплаты за будущие машины.
Есть и первые зарубежные заказчики. Имеется твердый контракт с индонезийской Crecom Burj Berthad на поставку 25 самолетов и опцион на 25 машин. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку 6 самолетов и опционом на 4 машины. Интерес к самолету проявляет национальная авиакомпания Танзании Air Tanzania, а также Иран, Саудовская Аравия и Индонезия.
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, поставки новейшего российского самолета могут составить 1 тысячу единиц до 2037 года.
svo.spb.ru