Содержание

Cамолет РЭБ EA-6B Prowler (США)


Палубный самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler предназначен для постановки помех радиолокационным средствам противника при прорыве ПВО группами ударных самолётов. Создан на базе палубного штурмовика A-6A Intruder. Во второй половине 1960-х гг. фирма «Грумман» разработала и запустила в серию новую модификацию самолёта РЭП — EA-6B Prowler. Контракт на её создание она получила в 1966 г. Первый полёт опытного образца состоялся в мае 1968 года. Принципиальным отличием EA-6B от EA-6A стала удлинённая на 1,02 м носовая часть фюзеляжа, где размещались четыре члена экипажа. Ещё два человека должны были управлять усовершенствованным оборудованием РЭП. Основной задачей EA-6B считалась защита надводных кораблей и самолётов постановкой помех РЛС и системам связи противника, а также защита от противокорабельных ракет.

Cамолёт EA-6B Prowler имел некоторью общие черты с EF-111A «Рэйвен», предназначенным для ВВС и поступившим на вооружение немного позднее. Выступающий обтекатель на киле, в котором находились приёмные устройства системы разведки, обеспечивавшие обнаружение РЛС противника на большой дальности, выполнялся аналогичным для обоих типов самолётов. Кроме того, оба оснащались тактической системой РЭП AN/ ALQ-99, как основной. ЕА-6В имел меньшую степень автоматизации по сравнению с «Рэйвеном», который хоть и был крупнее, но нёс экипаж всего из двух человек.

EA-6B Prowler при своём появлении превосходил по эффективности в три-пять раз любой другой самолёт РЭП, имевшийся в США, и во много раз — машины аналогичного назначения других стран. Во время лётных испытаний была доказана его способность оказывать противодействие захваченным на Ближнем Востоке советским радиолокаторам, в том числе РЛС поиска и сопровождения ЗРК С-75. В ходе доводки оборудования его дополнили аппаратурой, действовавшей в неперекрывавшихся ранее диапазонах частот. К нему относились передатчики, работавшие в высокочастотной части сантиметрового диапазона и на некоторых участках дециметрового, а также аналоговые и цифровые самописцы. Теперь стало возможным создание помех нескольким источникам электромагнитного излучения с помощью одного передатчика.

Установка дополнительного оборудования массой около 900 кг оказалась возможной, поскольку конструкторы в расчёте на дальнейшее развитие комплекса РЭП оставили в самолёте почти полкубометра пустого пространства. Общая масса БРЭО, находившегося внутри самолёта, достигла 3600 кг, кроме того, в каждом из контейнеров, подвешиваемых на четырёх подкрыльных пилонах и по оси фюзеляжа, можно было разместить дополнительное оборудование (по 427 кг в каждом). EA-6B Prowler по сравнению с EA-6A имел более прочную конструкцию, рассчитанную на длительные полёты на небольших высотах. По лётным характеристикам он примерно соответствовал штурмовику A-6A.

В зависимости от обстановки EA-6B Prowler мог применяться как дистанционный передатчик радиопомех или постановщик помех при сопровождении группы самолётов. В комплект специального оборудования входили средства дезориентации радиолокационных станций, включая системы AN/ALQ-41 (вместе с приёмником предупреждения о пуске ракет AN/APR-27) и AN/ALQ-100. Они размещались внутри самолёта, а их антенны — на носках двух внешних крыльевых пилонов. Внутри устанавливалась и система создания помех радиосвязи AN/ALQ-92. Её большая ножевая антенна монтировалась под скуловым лонжероном крыла.

Система создания тактических шумовых помех AN/ALQ-99 размещалась в пяти контейнерах: на всех четырёх пилонах под крылом и под фюзеляжем. В каждом контейнере находились два передатчика и один приёмник. Две антенны контейнера попеременно использовались для передачи и приёма сигналов. Электрическое питание обеспечивалось смонтированными в самих контейнерах источниками, работавшими от генератора с ветрянкой, размещавшейся в его носовой части. Аппаратура создавала мощность помех в 10 раз большую, чем у предшествующих систем аналогичного назначения. Контейнеры были сменные, что позволяло перекрывать различные диапазоны частот. Обеспечив необходимый набор, можно было создавать помехи любому числу источников излучения или комбинировать контейнеры с подвесными топливными баками.

Контрольные приёмники служили для управления работой системы тактических помех и системы дезориентации РЛС. Они обеспечивали реагирование системы дезориентации на сигналы станций противника, а не на сигналы собственных передатчиков помех. Приёмники с антеннами монтировались в большом обтекателе на конце крыла. На самолёте EA-6B Prowler устанавливался универсальный цифровой вычислитель, который обслуживал одновременно AN/ALQ-99 и навигационную систему Полученные от последней данные позволяли ему направлять антенны передатчиков помех на выбранный источник электромагнитного излучения.

Кроме пилота, в экипаж EA-6B Prowler входили три оператора. Старший оператор размещался на правом сиденье рядом с пилотом и обслуживал средства создания тактических помех с полосой частот, занимающей половину общего диапазона. Второй оператор находился во второй кабине справа и обслуживал остальную часть оборудования системы AN/ALQ-99. Третий оператор, сидевший за пилотом, нёс ответственность за систему AN/ALQ-92.

Система создания тактических помех работала в трёх режимах. Первый — с автоматической настройкой, когда бортовой вычислитель классифицировал, выбирал и настраивал передатчики помех для подавления источников излучения. Работа системы в этом режиме контролировалась двумя операторами. В режиме с полуавтоматической настройкой вычислитель находил основные источники излучения, а оператор принимал решение о необходимых мерах борьбы с ними. Система могла работать и с ручной настройкой, когда операторы сами производили поиск (каждый на закреплённом за ним участке спектра частот), опознавали опасные источники и настраивали соответствующие передатчики.

Для обоих операторов, обслуживавших систему тактических помех, на

EA-6B Prowler монтировались одинаковые индикаторы, но у старшего оператора ещё имелись средства выбора режима работы. Для отображения принимаемых сигналов служили панорамные индикаторы. Точные параметры источника излучения, рассчитанные вычислителем, считыва-лись операторами с небольших индикаторов, размещённых над панорамными. Головные телефоны позволяли прослушивать и опознавать известные источники. Оператор, обслуживавший систему создания помех радиосвязи, пользовался индикатором, указывавшим частоту источников излучения, и управлял работой передатчиков помех. Часть приборных досок на первом этапе оставили свободной в расчёте на последующую установку новых систем.

В отсеках фюзеляжа размещалась 29-зарядная установка пассивных помех ALE-29A. Она состояла из двух независимых 30-канальных автоматов, выбрасывавших цилиндрические контейнеры с дипольными отражателями или трассёрами.

Первый образец EA-6B Prowler переделали из 15-го серийного экземпляра А-6А. На нём 25 мая 1968 г совершил первый полёт лётчик Д. Кинг Второй, получивший обозначение NEA-6B, был доработан из 13-го А-6А и предназначался для испытаний различных систем. Третий, тоже NEA-6B (ранее пятый А-6А), использовался для отработки на земле электронного оборудования. Затем последовала серия из пяти машин, выпущенная с апреля 1968 по март 1970 г На них фирма проводила доводку самолёта в целом, его систем и специального оборудования. В дальнейшем на протяжении ещё 30 лет велись постоянные работы по совершенствованию машины и её систем.

С января 1971 по ноябрь 1972 г. фирма «Грумман» выпустила 23 EA-6B Prowler в первом варианте Standard. За ними последовали 25 машин типа ЕХСАР. Основные их отличия свелись к установке более мощных двигателей J52-P-408 с максимальной тягой 5085 кг и расширению частотного диапазона тактической системы постановки помех AN/ALQ-99.

В июле 1975 г совершил первый полёт EA-6B Prowler, усовершенствованный по программе ICAP I, повышавшей эффективность работы операторов. Внесли некоторые изменения в состав оборудования, улучшив его характеристики. В частности, модернизировали аппаратуру для постановки уводящих помех, системы связи, навигации и радиолокационного опознавания. Внешними отличиями стали изменённая штанга топливоприёмника системы дозаправки в полёте и антенна аппаратуры AN/ALQ-126 внизу в носовой части фюзеляжа. Первой эскадрильей, получившей такие машины, была VAQ-135 с авианосца «Нимитц». Затем эти самолёты поступили ещё в девять эскадрилий флота и в одну эскадрилью авиации морской пехоты.

На этом совершенствование EA-6B Prowler не завершилось. В 1983 г морским лётчикам на испытания передали первый ЕА-6В ICAP II с улучшенной системой создания активных помех. Аппаратура, размещённая в подвесных контейнерах, могла создавать помехи одновременно в двух различных диапазонах частот 3 января 1984 г. выпустили первый серийный самолёт с аппаратурой AN/ALQ-99F; флоту его сдали в апреле. Первоначально изготовили 41 экземпляр ЕА-6В ICAP II. Начиная с 13-й машины, монтировали тактическую навигационную систему Кроме того, 15 ЕА-6В с комплектацией ЕХСАР модернизировали под стандарт ICAP II. Позже построили 14 самолётов ЕА-6В ICAP II Блок 82, способных нести ударное вооружение, включая противорадиолокационные ракеты AGM-88A/C (HARM).

Четвёртой ступенью модернизации «Праулера» стал ЕА-6В ICAP II Блок 86. Он отличался установкой бортового компьютера AYK-14, новой аппаратурой связи (ARC-182, KY-58, ARC-199HF/KY-75), аппаратурой индивидуальной защиты ALQ-126 и введением географической индикации, помогавшей селекции целей. Начиная с № 163049, «праулеры» выпускались в варианте Блок 86. Всего построили 56 новых самолётов этого варианта, а ещё 14 получили путём модернизации.

В 1983 г. фирма «Грумман» начала работы по программе ADVCAP. Оборудование ЕА-6В дополнялось новым приёмником-процессором RPG, системой постановки помех для самообороны ASPJ (AN/APQ-165), системой распределения тактической информации JTIDS, оборудованием навигационной спутниковой системы GPS и аппаратурой тактической навигации. На самолёте устанавливались модернизированные двигатели J52-P-409. Машина, модифицированная по программе ADVCAP, совершила первый полёт 30 января 1989 г. Всего таких самолётов выпустили три, считавшиеся серией 91 (Блок 91). Испытанная на них аппаратура в дальнейшем устанавливалась на поздних модификациях ЕА-6В. Прорабатывался также вариант с упрощённой системой РЭП для экспорта.

Тактико-технические характеристики EA-6B Prowler
Размах крыла, м   16.15
Длина самолета, м   18.24
Высота самолета, м   4.95
Площадь крыла,м2   49.13
Масса, кг   
— пустого самолета   14587
— нормальная взлетная   21908
— максимальная взлетная   29483
Топливо, кг   
— внутренние топливо   6995
— ПТБ   4547 (5 х 1514.2)
Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney J52-P-408
Тяга, кН   2 х 49.8
Максимальная скорость, км/ч   1060

Крейсерская скорость, км/ч   776
Перегоночная дальность, км   3252
Практическая дальность, км   2620
Максимальная скороподъемность, м/мин   2621
Практический потолок, м   12618
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Боевая нагрузка — 6800 кг на пяти узлах подвески
 аналогично A-6M плюс ПЛУР AGM-88 HARM

www.dogswar.ru

📌 Grumman EA-6 Prowler — это… 🎓 Что такое Grumman EA-6 Prowler?

Грумман EA-6 «Проулер» (англ. Grumman EA-6 Prowler, «Мародер») — палубный самолёт ВМС США, предназначенный для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки.

Общие сведения

Базой при создании EA-6B Prowler послужил другой самолёт компании Grumman — палубный штурмовик A-6 Intruder. При создании машины была увеличена длина фюзеляжа, за счёт чего был увеличен экипаж. Так же при создании самолёта использовался опыт эксплуатации аналогичных по задачам самолётов EA-6A. Первый полет самолёта состоялся 25 мая 1968 года, а уже в 1971 году самолёт поступил на вооружение ВМС США. Экипаж машины состоит из четырёх человек — пилота и трёх офицеров-операторов систем РЭБ. Когда «Проулер» был принят на вооружение, на нём установили тактическую систему установки помех, способную «глушить» сигналы сразу с пяти установок РЛС. Первые 23 самолёта EA-6B имели стандартное оборудование в виде станций радиоэлектронного подавления ALQ-92 и ALQ-99.

Модернизация и усовершенствованные варианты

В 1973 году было выпущено 25 машин с существенно изменённой по программе EXCAP конструкцией фюзеляжа и новой тактической системой постановки помех ALQ-99A. В 1976 году 45 новых и 17 ранее изготовленных самолётов оснастили индикаторами индивидуальной защиты для подавления вражеских средств управления оружием и системой AN/ALQ-126. 55 оставшихся «Проулеров» вновь модернизировали, установив на них системы постановки помех, способные идентифицировать и отслеживать цели. Эти самолёты были особенно эффективны в комплексе с управляемыми ракетами AGM-88A, которыми также оснащались эти самолёты.

Программа ADVCAP

В конце 1980-х «Проулеры» варианта EA-6B были усовершенствованы по программе ADVCAP в двух направлениях. В первую очередь была установлена новая станция постановки помех AN/ALE-39, системы пассивного слежения и подавления сигналов. Программа модернизации авионики привела к оснащению машин EA-6B новыми индикаторами на жидких кристаллах, более мощной РЛС, цифровым автопилотом и системой связи AN/ALQ-19. Улучшение летных характеристик самолёта произошло в ходе реализации программы VEP (программа технической модернизации). На усовершенствованных EA-6B усилена конструкция фюзеляжа, установлены новые закрылки, аэродинамические тормоза и др.

Самолёт присутствует в игре «Tom Clancy`s H.A.W.X»

  • Так же присутствует в игре «Tom Clancy’s Splinter Cell Chaos Theory. Был сбит зенитками в миссии «Сеул» .

Происшествия

3-го февраля 1998 г. во время патрулирования над итальянскими Альпами в районе горнолыжного курорта Cavalese (Италия) EA-6B Prowler из состава Корпуса морской пехоты США оборвал трос канатной дороги. В результате одна кабина с 20-ю туристами упала с высоты около 90 м и разбилась, все пассажиры погибли. Самолёт получил повреждения крыла, однако, сумел долететь и приземлиться на американскую авиабазу Aviano.

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации EA-6B.

Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY — NAVAL HISTORICAL CENTER [1]

Технические характеристики

  • Экипаж: 4
  • Длина: 18,1 м
  • Размах крыла: 16,15 м
    • сложенного: 7,595 м
  • Высота: 4,953 м
  • Площадь крыла: 49,14 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд: 25°
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,31
  • Профиль крыла: NACA 64A005.9 mod — законцовка, NACA 64A008.4 mod — корень крыла
  • База шасси: 5,235 м
  • Колея шасси: 3,315 м
  • Масса пустого: 14 350 кг
  • Масса снаряжённого: 14 970 кг
  • Нормальная взлётная масса: 27 240 кг (c 5 × ПТБ)
  • Максимальная взлётная масса: 29 480 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 6 995 кг
  • Объём топливных баков: 8 585 л (+ 5 × 1 136 л ПТБ)
  • Силовая установка: 2 × ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A
  • Тяга: 2 × 41,37 кН


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 980 км/ч
  • Крейсерская скорость: 759 км/ч (c 5 × контейнерами РЭБ)
  • Скорость сваливания: 165-210 км/ч (в зависимости от массы)
  • Боевой радиус: 593-620 км (c 5 × контейнерами РЭБ)
  • Практическая дальность: 2 898 км (без ПТБ без боевой нагрузки)
  • Перегоночная дальность: 3 733 км (с ПТБ без боевой нагрузки)
  • Практический потолок: 12 620 м
  • Скороподъёмность: 39,27 м/с (без ПТБ без боевой нагрузки с полным запасом топлива)
  • Нагрузка на крыло: 497 кг/м² (c 5 × контейнерами РЭБ)
  • Тяговооружённость: 0,346 (c 5 × контейнерами РЭБ)
  • Длина разбега: 674 м (c 5 × контейнерами РЭБ)
  • Длина пробега: 500-564 м (в зависимости от посадочной массы)

Вооружение

  • Точки подвески: 5
  • Контейнеры РЭБ: 5 × контейнеров ALQ-99 выходной мощностью до 6,8 КВт каждый,диапазон частот от 30 МГц до 18 ГГц[2]
  • Подвесные топливные баки: 5 × 1 136 л

Операторы

 США 92 [3]

Примечания

См. также

Родственные разработки
Аналоги
Списки

dic.academic.ru

Самолёты РЭБ: выжить за «густой пеленой» помех

Происходят в жизни военных лётчиков такие ситуации, когда приходится либо действовать непосредственно над территорией сильного противника с мощной ПВО, либо противостоять одним дружественным звеном против более совершенной эскадрильи противника.

Представьте ситуацию, когда по плохому стечению обстоятельств, звено из четырёх Су-34 вынуждено противостоять, к примеру восьми F-22A, а поддержка более подходящих Су-35 или Су-30СМ далеко из-за сложившейся оперативной обстановки в воздухе. Неприятно, но шанс успешного противостояния есть: Су-34 без всяких особых «снаряжений» может вести дальний воздушный бой благодаря мощной БРЛС с ПФАР и неплохой маневренности. А если в аналогичной ситуации окажется звено Су-24М, к примеру, исход может быть печален.

Во избежание больших потерь, а также для подавления ДРЛО и многофункциональных боевых РЛС противника разрабатываются специализированные авиационные комплексы РЭП в различных форм-факторах и архитектурах и непосредственно самолёты РЭБ, которые с каждым годом всё более востребованы ВВС многих государств.

США, традиционно, относились к вопросам РЭБ своей авиации очень щепетильно, это вполне объяснимо статусом настоящего всемирного «агрессора», наши же ВВС имеют больший потенциал РЭБ наземной компоненты — войск ПВО и РТР, т.е. ведётся радиоэлектронная защита наземных оборонительных систем от ударов с воздуха.

EA-6B помимо комплекса AN/ALQ-99 может оказать и прямое огневое воздействие по РЛС противника ПРЛР «Харм»

Поэтому абсолютно понятно, почему США не ограничиваются созданием относительно недорогих и эффективных контейнерных средств РЭП, как Россия, а освоили целое семейство самолётов РЭБ разных поколений: от EF-111 «Raven», который на конец 70-х являлся «мастером» прорыва ослабленной ПВО противника для безнаказанного вторжения ударных тактических истребителей-бомбардировщиков в воздушное пространство неугодных американцам государств, до целых воздушных командных пунктов РЭБ и психологического подавления на базе ВТС C-130 «Hercules», названных EC-130E «Commando Solo», способных подавлять системы ПВО, вести стратегическую разведку и пагубно воздействовать на психику человека посредствам подрыва государственных каналов вещания, внедряя свой более мощный радиоканал с угнетающей информацией и проамериканской пропагандой. Управляют  радиоэлектронным комплексом этого западного «чудовища» всего несколько операторов.

Теперь заострим внимание на главной теме статьи – самолётах РЭБ. Признанным «ветераном» в этой области считается палубный EA-6B «Prowler», который успешно эксплуатируется уже более 46 лет, данный самолёт в различных модификациях успел поучаствовать в большинстве военных конфликтов, проводимых в интересах США.

Последняя и наиболее совершенная версия этого самолёта — EA-6B «Prowler ADVCAP» (Advanced Capability), которая предусматривает установку обновлённого радиоэлектронного комплекса, представленного мощным комплексом активных шумовых помех ALQ-99F(V) и станцией РТР AN/ALP-42, которая выполняет и функцию СПО(системы предупреждения об облучении) и передаёт координаты источников излучения на ЦВМ ALQ-99F(V). Также от  станции РТР AN/ALP-42 координаты получают и две подсистемы РЭБ:

-комплекс AN/ALQ-126, генерирующий ответные помехи импульсного типа для срыва «захвата» самолётов в ближайшем звене и непосредственно «Проулера» ПАРГСН, АРГСН и МРЛС ЗРК противника;

-система AN/ALQ-92 предназначена для подавления тактических радиоканалов связи и обмена данными между истребительной авиацией противника и самолётами ДРЛО, а также другими средствами системной увязки, работающими в частотном диапазоне (УКВ) или 0,03 – 3 ГГц.

Комплекс активных помех ALQ-99F(V) способен поставлять шумовые, заградительные и прицельные помехи с частотами от 64 МГц до 40 ГГц в ППС и ЗПС с помощью двух антенн, сопряжённых с ЦВМ 4Pi и двумя передатчиками мощностью 1000 Вт/МГц и усилением 13 дБ каждый. Усилители для передатчика определённых частот питаются от универсального генератора типа UUEU. Данные на ЦВМ 4Pi поступают от бортового компьютера системы типа AN/AYK-14.

В 1993 году появилась информации об интеграции в контейнеры КАП AN/ALQ-99 ещё одной станции активных помех AN/ALQ-149, передающие антенные решётки которой устанавливались непосредственно в контейнер первой. Цена новой подсистемы составляла около 800 тыс. долларов, а необходимость установки заключалась в охвате средних и нижних частот метрового диапазона для успешного подавления РЛС ДРЛО типа П-14 «Лена» и других.

По сути, самолёты РЭБ EA-6B «Prowler» стали одними из самых эффективных и популярных в ВВС наряду с F-4G «Уайлд Уизл» и F-111A «Raven», последние отличились в операции «Буря в пустыне», представив передовой ударный эшелон МРАУ, который за считанные часы «отключил» устаревшую систему ДРЛО-ПВО Ирака.

Прослужив в ВМС США до ноября 2014 года, «Прулер» всё ещё оставаясь на продвинутом уровне технологий с точки зрения БРЭО, стал устаревать «физически»: тяга двух  ТРД Pratt Whitney J52-P-408 составляла 10000 кгс, но конструкция планера ограничивала максимальную скорость 1100 км/ч, а большая масса создавала тяговооружённость не более 0,5, поэтому самолёт не мог самостоятельно выйти победителем из ближнего боя, навязанного истребителями противника, ЭПР «помеховика» тоже оставляла желать лучшего.

Поэтому 15 ноября этого года звено «Проулеров» из эскадрильи РЭБ VAQ-134 Garudas (палубное базирование, авианосец USS «Д. Буш») совершило прощальный перегоночный полёт на аэродром Уидби-Айленд ВМС США, завершив свою палубную историю. На смену «Проулера» пришёл в 2 раза более быстрый, маневренный и высотный самолёт РЭБ EA-18G «Growler», который изначально создан на базе двухместного F/A-18F, но оптимизирован под использование комплексов РЭП.

В ядре «Гроулера» всё тот же КАП AN/ALQ-99F(V), но в отличие от устаревшей информационной станции РТР AN/ALP-42, на новом самолёте установлена новейшая система AN/ALQ-218(V)2 (LR700), которая в пассивном режиме имеет азимутальное разрешение пеленгации источников излучения 2, а разрешение по дальности около 8%. Эта РТР способна выдавать более чёткое целеуказание основному КАП AN/ALQ-99F(V),  а также отслеживать  МРЛС с быстрой цифровой перестройкой частоты без срыва пеленгации координат.

БРЭО обмена тактической информацией и радиоэлектронной борьбы на самолёте EA-18G

Вместо станции активных помех каналам тактической связи противника AN/ALQ-92 устанавливается AN/ALQ-227(V)1, которая частично является автономной системой, поскольку обладает собственной антенной ненаправленного типа и может работать независимо от станции РТР AN/ALQ-218(V)2.

Помимо всех нововведений самолёт обладает мощной БРЛС с АФАР AN/APG-79, которая может обнаружить  истребитель с ЭПР 3 м2 на удалении 160 км, при работе КАП AN/ALQ-99F(V) создаётся множество электромагнитных помех и гармоник в БРЭО самого «Гроулера», по этой причине для нормальной радиосвязи и работы БРЛС в состав оборудования «Гроулера» введён модуль электромагнитной совместимости INCANS, который оптимизирует частотный резонанс электронных систем самолёта. При необходимости мощного точечного подавления небольшого участка радиотехнических средств противника может использоваться и антенная решётка AN/APG-79.

Помимо «помехового» и противорадиолокационного воздействия «Гроулер» абсолютно без проблем может проводить операцию по завоеванию превосходства в воздухе благодаря мощной БРЛС с АФАР

Американские авиационные средства РЭП являются одними из лучших, особенно при использовании против ЗРК и РЛС старых типов. Что же наша отечественная оборонка может противопоставить против радиоэлектронных «убийц» из США?

Россия, сделавшая акцент на наземных комплексах радиоэлектронного противодействия типов СПН-2, СПН-4 и мобильном автоматизированном комплексе РЭБ для прикрытия РЛС СПРН, ДРЛО и ЗРК, разработала лишь один наиболее совершенный комплекс РЭП «Хибины» в нескольких модификациях для разных носителей:
Л-175ВЭ «Хибины-10В» — для высокоточного фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34;
Л-265М10 «Хибины-М» — для сверхманевренного истребителя поколения 4++ Су-35С;
Л-265 «Хибины-У» — для двухместного высокоманевренного истребителя Су-30СМ;
КС-418Э «Хибины» — для Су-24МК.

Су-34 с полным комплексом «Хибины-10В», включая контейнер группового противодействия

Данный комплекс представляет собой систему из двух контейнеров, установленных на законцовках крыльев для собственной обороны, а для групповой радиоэлектронной борьбы – третьего контейнера на центральном подфюзеляжном пилоне, с более мощным излучателем, способным создавать заградительные и шумовые помехи для дружественного звена или эскадрильи при значительном удалении разведывательной и истребительной авиации и наземных или корабельных позиций ПВО противника.

Модуль РТР «Хибин» имеет частотный диапазон наблюдения 1200 – 40000 МГц, а станция постановки помех 4-18 ГГц — для контейнеров самообороны, и 1-4 ГГц – для контейнеров групповой защиты. Таким образом САП контейнеров самообороны (законцовки крыла) полностью подавляют весь частотный диапазон стрельбовых МРЛС целеуказания и подсвета (G, H,X, Ku, J), а САП контейнеров групповой защиты подавляют диапазоны (L, E, S), что позволяет добиваться подавления радиолокаторов обнаружения и целеуказания, которые будут выдавать ложную информацию по составу группы, «прячущейся» за помехами.

Стоит отметить и недостаток  комплекса, который заключается в малых углах обзора передней и задней полусфер (по 90 на полусферу), у американской AN/ALQ-99 обзор всеракурсный. Совершенное оборудование Су-34, Су-35 и Су-30СМ по логике вещей, способно обеспечить качественную и точную работу «Хибин» и прикрыть обороняемое авиасоединение от ЗРК «Patriot» или «Standard-2(3)», а также поставить помехи, прикрывающие полёт ПРЛР Х-58 или тактических КР-ПКР типа Х-59МК2 (Х-35У), что на деле подтвердилось на операции двух Су-34, уничтоживших ключевую грузинскую РЛС и ЗРК «Бук-М1» и С-125.

На сегодняшний день «Хибины» является одним из самых эффективных комплексов РЭП, но американская САП AN/ALQ-99F(V) с приданными её системами РТР нисколько не уступает нашей системе, а по обзору точности даже превосходит, поэтому «Хибины» нуждаются в доработке, которая ведётся в рамках проекта Калужского НИРТИ под названием «Тарантул».

/Евгений Даманцев/

army-news.ru

Самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • www.arms-expo.ru

    Самолет «Грумман» ЕА-6В «Праулер» (Соединенные Штаты Америки)

    Этот ЕА-6Впрекрасно демонстрирует модификацию планера базового А-6. В удлиненной носовой части размещена дополнительная кабина для операторов радиоэлектронной борьбы, а хвостовой обтекатель закрывает приемные антенны.

    ЕА-6В «Праулер» — это высокоспециализированный самолет радиоэлектронной борьбы. В начале 1960-х гг. военно-морские силы и корпуса морской пехоты США выразили желание иметь такой самолет и сделали промежуточный шаг, преобразовав десяток машин А-6А по стандарту ЕА-6А «Интрудер» еще до того, как прототип «Праулер» поднялся в воздух в 1968 г.

    «Праулер» имеет мощную систему постановки активных помех «Катлер-Хэммер ALQ-99» и станция радиотехнической разведки для обнаружения радиолокационной станции зенитно-ракетного комплекса противника. Самолет узнаваем по контейнеру на конце киля (содержащему приемные антенны системы ALQ-99) и дополнительному остеклению кабины двух операторов радиоэлектронной борьбы, сидящих в катапультных креслах «Мартин-Бейкер» GRU-7 позади основного экипажа. Оборудование постановки активных помех размещено в пяти наружных контейнерах, которые можно заменить подвесной топливный бак, если предстоит полет для сбора разведывательной информации.

    «Праулер» — единственный палубный американский самолет радиоэлектронной борьбы — продолжает выпускаться, пока не будет выполнен заказ на 132 машины, которые должны действовать в составе 12 эскадрилий по 4 самолета, входящих в авиакрылья военно-морских сил США, плюс 18 — для корпуса морской пехоты. Планируется сохранить «Праулер» и в XXI веке, поэтому разработаны три программы модификации с целью повышения возможностей самолета. «Праулер» способен создавать активные помехи в диапазонах, используемых советскими радарами, включая радиолокационную станцию ракет «земля-земля».

    Тактико-технические характеристики самолета ЕА-6В «Праулер»

    • Тип: четырехместный усовершенствованный самолет радиоэлектронной борьбы;
    • Силовая установка: два ТРД «Пратт-Уитни» J52-P-408 тягой, кгс: 2×5080;
    • Максимальная скорость, км/ч: 1003;
    • Крейсерская скорость на оптимальной высоте, км/ч: 774;
    • Практический потолок, м: 11 580;
    • Перегоночная дальность, км: 3254;
    • Вес, кг: пустой 14 588; взлетный при выполнении задачи радиоэлектронная борьба 24 703; взлетный при перегоне 27 492, максимальный взлетный 29 484;
    • Размеры, м: размах 16,15; длина 18,11; высота 4,93; площадь крыла, м2 — 49,13;
    • Вооружение: один подфюзеляжный и 4 подкрыльевых узла подвески для груза до 8165 кг, включающего разнообразные ядерные или обычные бомбы, ракеты и подвесные баки.
    Предыдущая статья:Штурмовик «Грумман» А-6 «Интрудер» Следующая статья:Самолет «Грумман» Е-2 «Хокай»

    voenteh.com

    ea-6_prowler [ScaleWiki.ru]

    Двухместный палубный самолет РЭБ EA-6A Intruder, разработанный на основе A-6 Intruder. Первый полет 26 апреля 1963 г. Принят на вооружение в октябре 1966 г. Всего построено 28 самолетов (в том числе и конверсий из А-6). В данный момент снят с вооружения.

    Дальнейшим его развитием стал более совершенный 4-х местный палубный самолет РЭБ EA-6B Prowler. Первый полет 25 мая 1968 г. Принят на вооружение в июле 1971 г. Всего построено 170 самолетов. До сих пор стоит на вооружении.

    Модели

    1/48

    Airfix 1/48 EA-6B Prowler

    Производитель: Airfix

    Артикул производителя: 8176

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 159907, 101, VMAQ-2, US Marines

    • EA-6B, 158649, 621, VAQ-131, US Navy

    Старая модель 70-х годов. Примитивная деталировка, внешняя расшивка.

    Ссылки:

    Monogram 1/48 EA-6A Intruder

    Monogram 1/48 EA-6B Prowler

    Производитель: Monogram

    Артикул производителя: 5511, 85-5619

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, b/n 158649, Modex 621, VAQ-131, CVW-11, USS CV-66 America, 1978

    Пресс-форма 1992 года. Сделана на основе более старой модели A-6E этой же фирмы. Расшивка местами внешняя, местами внутренняя. Хорошая деталировка. Есть проблемы в геометрии: необходимо удлинить фюзеляж на 2 мм в носовой части, воздухозаборники неверной формы, ошибки в геометрии корневой части крыла, форкилей и неверная форма обтекателя киля. слабая проработка сопел.

    Ссылки:

    Revell 1/48 EA-6A Intruder

    Производитель: Revell

    Технология: ЛВД

    Перепаковка старой модели от Monogram с более качественной декалью. Внешняя расшивка, неплохая деталировка.

    Ссылки:

    Revell 1/48 EA-6B Prowler

    Производитель: Revell

    Технология: ЛВД

    Перепаковка модели от Monogram с более качественной декалью. Расшивка местами внешняя, местами внутренняя. Хорошая деталировка. Есть проблемы в геометрии: необходимо удлинить фюзеляж на 2 мм в носовой части, воздухозаборники неверной формы, ошибки в геометрии корневой части крыла, форкилей и неверная форма обтекателя киля. слабая проработка сопел.

    Ссылки:

    1/72

    Fujimi 1/72 EA-6A Intruder «Black Bunny»

    Производитель: Fujimi

    Артикул производителя: 72014, h24

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6A, VMAQ-2

    • EA-6A, VAQ-209

    • EA-6A, VAQ-309

    Лучший EA в 72-м масштабе. Лучший из «Черных кроликов». Полностью аналогичен A-6 от Fujimi в этом же масштабе — тонкая внутренняя расшивка, неплохая деталировка кокпита, каналы ВЗ, отдельная механизация предкрылков.

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: K14

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, VMAQ-2 Playboys, b/n 160435, USMC

    • EA-6B, VAQ-135 Black Ravens, b/n 158032, USS CV-66 America, U.S. Navy

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: K14

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, b/n 158805, Modex 621, VAQ-131, USS CV-63 Kitty Hawk, US Navy, 1977/78

    • EA-6B, b/n 158030, Modex 620, VAQ-134, USS CVA-65 Enterprise, US Navy

    Единственная и безальтернативная модель Prowler. Тонкая внутренняя расшивка, простая деталировка (голые ниши, кокпит, короткие каналы ВЗ). Пресс-форма конца 80-х годов. Есть проблемы с качеством декалей.

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: K-14X

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 160432, 000, VMAQ-2, «Black bunny», Marines

    • EA-6B, 160789, 623, VAQ-136, USS CVB-41 Midway, US Navy

    Ccылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «Independence»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: K108

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 161883, 620, VAQ-136, USS CV-62 Independence, US Navy, July 1994

    Ccылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «Wings ’99 Atsugi VAQ-136»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00053

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 160707, 500, VAQ-136, USS СV-63 Kitty Hawk, US Navy, October 1999

    Ccылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «VAQ-140 Patriots»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00191

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 158039, 620, VAQ-140, USS СVN-74 John C Stennis, US Navy, December 1996

    Ccылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «Wings 2001 Atsugi»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00260

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 160707, 500, VAQ-136, USS CV-63 Kitty Hawk, US Navy, July 2001

    Ccылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler (High Visibility)

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00538 (E8)

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 160432, 000, VMAQ-2, «Black bunny»

    • EA-6B, 160789, 623, VAQ-136, USS CVB-41 Midway

    Ccылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «Gauntlets»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00738

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 163521, 500, VAQ-136 «Gauntlets», CVW-5, USS СV-63 Kitty Hawk, US Navy, January 2004

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «Black Ravens»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00749

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, VAQ-135 Black Ravens, b/n 159909, USS CVA-68 Nimitz, 1977/1978

    • EA-6B, VAQ-135 Black Ravens, b/n 158540, USS CV-63 Kitty Hawk, 1979/1980

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler ‘Colourful CAG’

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00828

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, VAQ-136 Gauntlets, CAG, b/n 163524, USS CV-63 Kitty Hawk, April 2006

    • EA-6B, VAQ-140 Patriots, CAG, b/n 163046, USS CVN-69 Dwight D. Eisenhower, 2006

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «VAQ-141 Shadowhawks»

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 00893

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 164401, 500, VAQ-141, USS CVN-71 Theodore Roosevelt, CAG, 2007

    • EA-6B, 163529, 501, VAQ-141, USS CVN-71 Theodore Roosevelt, CO, 2007

    Ссылки:

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Hasegawa

    Артикул производителя: 1137

    Технология: ЛВД

    Совместный выпуск с фирмой Minicraft.

    Hasegawa 1/72 EA-6B Prowler «CVW-5»

    Hobbycraft 1/72 EA-6B Prowler «Q-bird»

    Производитель: Hobbycraft

    Артикул производителя: HC1337

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, VAQ-132

    • EA-6B, VAQ-139

    Перепаковка модели от Hasegawa с ухудшенным качеством. Внутренняя расшивка, простая деталировка (голые ниши, кокпит, короткие каналы ВЗ). Пресс-форма конца 80-х годов.

    Hobbycraft 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Hobbycraft

    Артикул производителя: HC1381

    Технология: ЛВД

    Перепаковка модели от Hasegawa с ухудшенным качеством. Внутренняя расшивка, простая деталировка (голые ниши, кокпит, короткие каналы ВЗ). Пресс-форма конца 80-х годов.

    Italeri 1/72 EA-6A «Wild weasel»

    Производитель: Italeri

    Артикул производителя: 051

    Технология: ЛВД

    Модель аналогична по качеству модели A-6E — внутренняя расшивка, неплохая деталировка.

    Kitech 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Kitech

    Артикул производителя: DF-315

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 160432, 000, VMAQ-2, US Marines

    • EA-6B, 160789, 623, VAQ-136, US Navy, USS CVB-41 Midway

    Перепаковка модели от Hasegawa с низким качеством. Внутренняя расшивка, простая деталировка (голые ниши, кокпит, короткие каналы ВЗ). Пресс-форма конца 80-х годов.

    Ссылки:

    Kitech 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Kitech

    Артикул производителя: 08M-M315

    Технология: ЛВД

    Перепаковка модели от Hasegawa с низким качеством. Внутренняя расшивка, простая деталировка (голые ниши, кокпит, короткие каналы ВЗ). Пресс-форма конца 80-х годов.

    Ccылки:

    Matchbox 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Matchbox

    Артикул производителя: PK-410

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, 158543, VAQ-130, US Navy, USS CVN-68 Nimitz, Atlantic Fleet, 1975

    • EA-6B, 158808, VAQ-132, US Navy, USS CV-64 Constellation, Pacific Fleet, 1977

    • EA-6B, 158030, VAQ-135, US Navy, USS CV-61 Ranger, Pacific Fleet, 1975

    Старая модель, расшивка траншейная внутренняя, примитивная деталировка. Пресс-форма скорее всего второй половины 70-х годов.

    Ссылки:

    Zhengdefu 1/72 EA-6B Prowler

    Производитель: Zhengdefu

    Технология: ЛВД

    Варианты:

    • EA-6B, VMAQ-2 «Playboys», U.S. MARINES

    • EA-6B, VAQ-136 «Gaunlets», U.S. NAVY

    Перепаковка модели от Hasegawa с низким качеством. Внутренняя расшивка, простая деталировка (голые ниши, кокпит, короткие каналы ВЗ). Пресс-форма конца 80-х годов.

    1/144

    Dragon 1/144 EA-6B Prowler

    Производитель: Dragon

    Артикул производителя: 4589

    Технология: ЛВД

    Довольно неплохая и деталированная модель, декаль от Cartograf.

    Ccылки:

    Revell 1/144 EA-6B Prowler

    Производитель: Revell

    Артикул производителя: 4055

    Технология: ЛВД

    Фотообзоры

    Ссылки

    Литература

    Dennis R. Jenkins. Aerofax Minigraph #07. «Grumman EA-6A Intruder & EA-6B Prowler»

    Bert Kinzey. Detail & Scale #46. «Grumman EA-6B Prowler»

    Squadron Signal Walk Around #5535. «EA-6B Prowler»

    Willy Peeters. Lock On #20. «A-6E, KA-6D Intruder, EA-6B Prowler»

    Profile Aircraft #252. «Grumman A-6A Intruder, EA-6 Prowler»

    scalewiki.ru

    Grumman EA-6B «Prowler»

    Grumman EA-6B «Prowler» Grumman EA-6B «Prowler»
    самолет РЭБ
    1968



    Первый ЕА-6А поднялся в воздух в 1963 году. Опыт эксплуатации самолетов сопровождения ЕА-6А, предназначенных для ведения радиоэлектронной борьбы, привел к разработке еще более совершенного варианта, известного как ЕА-6В Праулер. Внешне он практически не отличался от базовой модели А-6А, за исключением удлиненной на 1,37 м носовой части и характерного контейнера на вершине киля, вмещавшего пассивные детекторы. Другие изменения касались усиления конструкции для возможности полета с увеличенным весом, размещения еще двух членов экипажа для работы с более современными средствами радиоэлектронной борьбы, большего запаса топлива и установки более мощных двигателей Пратт-Уитни J52-Р-408. Поставки серийных машин начались в 1971 году. Система радиоэлектронной борьбы самолета Праулер основана на принципе тактического шумового радиопротиводействия ALQ-99; самолет мог нести до 10 передатчиков радиопомех. Улучшение способностей постановки радиопомех стало возможным после введения в 1978 году модификаций с увеличенной мощностью (ICAP). В 1982 году принято в эксплуатацию несколько усовершенствованных модификаций ICAP-2.

    EA-6B «Prowler» коллекция фотографий


    Данные для: EA-6B «Prowler»

    Экипаж: 4, двигатели: 2 x P+W J-52-P-8, 41.4кН, размах крыла: 16.2м, длина: 16.3м, высота: 5.0м, площадь крыла: 49.1м2, взлетный вес: 26535-28655кг, масса пустого: 15686кг, макс. скорость: 965км\ч, крейсерская скорость: 850км\ч, потолок: 11600м, перегоночная дальность: 4000км




    avia-museum.narod.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *