Что представляет собой американский самолёт-разведчик «Посейдон»? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ
В четверг, 28 апреля, российский истребитель-перехватчик МиГ-31, по сообщениям СМИ, перехватил близ Камчатки самолёт-разведчик ВМС США Р-8 «Посейдон».
Перехват был осуществлён в районе Петропавловска-Камчатского, где расположена главная база подводных лодок Тихоокеанского флота России. В США эту базу называют «Осиное гнездо». Сообщается, что российский МиГ-31 приблизился к самолёту-разведчику ВМС США Р-8 «Посейдон» на расстояние 15 метров и сопровождал его полёт.
О том, что представляет собой американский самолёт-разведчик «Посейдон», рассказывает АиФ.ru.
«Боинг P-8» «Посейдон» (Boeing P-8 Poseidon) — патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта. Конструкция самолёта базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыльях от Boeing 737-900.
- Предназначен: для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования.
- Первый полёт: 2008 год.
- Тактико-технические характеристики:
- Экипаж: 9 (2 пилота, 7 операторов).
- Длина: 39,47 м.
- Размах крыла: 35,72 м.
- Высота: 12,83 м.
- Площадь крыла: 133,59 м².
- Масса пустого: 62 730 кг.
- Максимальная взлётная масса: 85 370 кг.
- Масса топлива во внутренних баках: 34 096 кг.
- Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя CFM International CFM56-7B.
- Тяга: 2 × 120 кН.
- Максимальная скорость: 907 км/ч.
- Крейсерская скорость: 815 км/ч.
- Скорость патрулирования / поиска: 333 км/ч на высоте 60 м.
- Боевой радиус: 3700 км.
- Практический потолок: 12 500 м.
- Модификации:
- P-8A «Посейдон» — разработан для ВМС США на базе авиалайнера «Боинг-737-800ERX».
- P-8I «Нептун» — адаптированная под требования ВМС Индии версия P-8A «Посейдон», включающая ряд систем, разработанных и произведённых в Индии. Вооружён противокорабельными ракетами «Гарпун», противолодочными торпедами Mk.54 и бомбами Mk.82.
На вооружении
· США — заказано 13 единиц (2013 год),
· Австралия — заказано 8 единиц (2013 год),
· Индия — заказано 8 единиц (2013 год).
Особенности
Самолёт оснащён системой радиотехнической разведки AN/APY-10 фирмы «Рейтон». Она позволяет осуществлять картографирование местности, опознавание неподвижных надводных целей, а также обладает режимом, позволяющим обнаруживать подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, и скоростные суда в прибрежной зоне.
Во внутреннем отсеке вооружения могут быть размещены свободнопадающие бомбы, торпеды Mark 54 и глубинные бомбы. Подкрыльевые пилоны предназначены для ПКР Harpoon.
Для самозащиты самолёт оснащён системой электронного противодействия EWSP, которая включает систему управления средствами РЭБ AN/ALQ-213(V), систему направленных ИК-помех DIRCM, систему предупреждения о РЛ-облучении и систему постановки пассивных помех.
Смотрите также:
aif.ru
Почему Россия и Китай боятся американского убийцу субмарин самолет P-8 Poseidon | Военное дело | ИноСМИ
Вполне может быть, что вы уже летали на борту исключительно важного нового самолета ВМС США — вернее, на борту В-737, на базе которого он создан. Наверное, морской патрульный самолет P-8A Poseidon не настолько красив и привлекателен, как истребитель-невидимка F-35; но в определенном смысле он гораздо ближе к горячим точкам в международных водах Тихого океана. Морские патрульные самолеты играют важнейшую роль в отслеживании перемещения кораблей и особенно подводных лодок в обширных водах мирового океана, а в случае начала боевых действий — в их уничтожении.
Но охота за субмаринами с воздуха — это очень трудная работа, и для нее требуется большое количество различных самолетов, пролетающих на протяжении многих часов огромные расстояния над мировым океаном. С 1962 года в ВМС США находится на вооружении патрульный самолет P-3 Orion, в основу которого лег четырехмоторный авиалайнер L-88 Electra. Эта турбовинтовая машина может в течение десятков часов летать на небольшой высоте над океаном, сбрасывая в воду гидроакустические буи, сканируя воду в поисках металлических корпусов подводных лодок при помощи магнитного обнаружителя MAD, а в случае необходимости осуществляя пуски торпед. Но Р-3 прослужили уже более 55 лет, налетав тысячи часов, и их корпуса постарели от усталости материала.
В 2004 году ВМС США выбрали на смену устаревшему Р-3 самолет P-8 Poseidon компании Boeing. Конструкторские работы продвигались довольно быстро, потому что в нем использовали уже имевшийся планер, а также было принято решение постепенно ставить на «Посейдон» современные системы вместо того, чтобы устанавливать их все и сразу. По этой причине удельная себестоимость Р-8 оказалась даже ниже сметы, составив 150 миллионов долларов на самолет.
В основе Р-8 — конструкция авиалайнера 737-800ERX малой и средней дальности. Обычно в экипаже этого самолета три человека. На борту машины размещены мощные генераторы, питающие бортовую электронику. «Посейдон» в полете болтает намного меньше, чем «Орион», благодаря большему размаху крыла и навигационным компьютерам. Экипаж «Ориона» часто страдал от мощной турбулентности из-за полетов на небольшой высоте, как того требуют правила ведения патрулирования.
У Р-8 усиленный корпус для полетов на малой высоте, а вот топливная экономичность двигателей при таких полетах ниже, чем у Р-3. Но в основном он действует на больших высотах, где разреженная атмосфера повышает КПД по топливу и дает больше преимуществ приборам обнаружения. «Посейдон» может осуществлять патрулирование на малых скоростях, составляющих всего 320 километров в час, оставаясь в воздухе длительное время благодаря возможности дозаправки в полете. Вместе с тем, максимальная скорость у него составляет 900 километров в час, и поэтому он может летать гораздо быстрее Р-3.
Основу полезной нагрузки «Посейдона» составляют разнообразные приборы обнаружения. Среди них многоцелевой поисковый радиолокатор с синтезированной апертурой, способный обнаруживать местонахождение самолетов на расстоянии нескольких сотен километров, а также работающий в режиме высокого разрешения, что позволяет ему засекать перископы подводных лодок на большом удалении и даже распознавать корабли различных типов. Оптоэлектронная/инфракрасная станция MX-20, а также комплект электронных мер поддержки AN / ALQ-240, который используется на борту самолета EA-18G Growler, функционируют в качестве электромагнитных приборов обнаружения, которые особенно эффективны при поиске местоположения излучающих РЛС.
Недавно у «Посейдона» появился поисковый радар Advanced Airborne Sensor, представляющий собой двустороннюю активную фазированную антенную решетку, которая позволяет вести круговой поиск целей на земле и в прибрежных районах, а также может применяться для помех кибер-угрозам и даже для ведения кибервойн.
Многие важные системы Р-8 предназначены для поиска лодок в подводном положении. В задней части «Посейдона» имеется вращающаяся установка для сброса в воду гидроакустических буев. Недавняя модификация Р-8 позволяет самолету использовать новые мультистатические активные буи, которые генерируют множественные гидроакустические импульсы, увеличивая дальность и время поиска. Р-8 также оснащены собственными акустическими датчиками и даже новыми углеводородными датчиками, которые могут улавливать выхлопы топлива из подводных лодок.
Однако у Р-8 нет магнитного обнаружителя в хвостовой части, как у P-3 Orion, который обнаруживает металлические корпуса субмарин во время полета самолета на малой высоте. Его убрали по разным причинам: MAD слишком тяжелый, имея вес полторы тонны, он не встраивается в высотный поисковый профиль Р-8, и новые датчики на «Посейдоне» сделали его ненужным. Однако в ВМС США ведут разработку варианта запускаемого в воздухе беспилотника под названием High-Altitude Unmanned Targeting Air System, на котором может устанавливаться магнитный обнаружитель, передающий данные поиска на Р-8.
Пять рабочих мест операторов по левому борту оснащены многофункциональными дисплеями, конфигурация которых позволяет использовать необходимые при тех или иных обстоятельствах датчики и приборы управления. Компьютеры «Посейдона» передают данные в единую систему, создавая для операторов комплексную картину обстановки. Далее эти данные можно передавать своим кораблям и самолетам. Такую систему ВВС США пытаются интегрировать в своем самолете ДРЛО E-3G. Р-3 также будет совместим с БПЛА ВМС RQ-4N.
На случай боевых действий «Посейдон» может оснащаться пятью ракетами, глубинными бомбами или торпедами, размещаемыми во вращающейся пусковой установке в хвосте. Еще у него есть шесть точек крепления на внешней подвеске. P-3 при пуске торпед должен был снижаться и лететь на малой высоте, а у Р-8 имеется специальное приспособление для пуска с большой высоты (High Altitude Air Launch Accessory), благодаря которому легкие 324-миллиметровые торпеды Mark 54 превращаются в планирующие бомбы с управление по GPS, и их можно сбрасывать с высоты до девяти тысяч метров. Попав в воду, Mark 54 сбрасывает крылья и наводится на цель посредством бортового гидролокатора. «Посейдон» также может нести на борту противокорабельные ракеты Harpoon AGM-184H/K с дальностью пуска 240 километров.
Некоторые эксперты утверждают, что «Посейдон» можно превратить в недорогой бомбардировщик класса В-52, оснастив его различными системами управляемого оружия, например, противорадиолокационными ракетами большой дальности AGM-158, противокорабельными ракетами LR-ASM и бомбами малого калибра для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. Пока неясно, захочет ли командование ВМС сделать «Посейдон» многоцелевым самолетом, или он будет как и раньше использоваться для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
В горячих точках
«Посейдон» в 2013 году поступил на вооружение в эскадрилью VP-16 ВМС США, дислоцирующуюся на авиабазе Кадена на острове Окинава. Сейчас их общее количество составляет 50 из запланированных 117.
Будучи патрульным самолетом, «Посейдон» оказался на переднем крае политических споров между США, Китаем и Россией.
В мире уже давно установилась практика, когда разные страны осуществляют перехват патрульных самолетов друг друга в международном воздушном пространстве. Но перехват становится крайне рискованным делом, когда перехватчики совершают опасные маневры, дабы напугать пилотов самолетов наблюдения. Из-за таких выходок в 2002 году столкнулся китайский истребитель и самолет РЭБ EP-3. Китайский пилот погиб.
19 августа 2014 года китайский истребитель J-11 пролетел в 10 метрах от Р-8, летевшего в 210 километрах восточнее острова Хайнань, и даже совершил фигуру бочка с большим радиусом вращения. Это стало причиной очередной дипломатической ссоры между Вашингтоном и Пекином из-за перехвата американского самолета службы наблюдения.
Корень проблемы в том, что Пекин претендует на большие участки акватории Южно-Китайского моря, которые весь мир считает международными водами. Соединенные Штаты настаивают на своем праве летать над этими водами и отказываются прекращать полеты патрульной авиации. В последние годы китайцы строят в этом море в некоторых районах искусственные острова в подтверждение своих территориальных претензий, однако американская авиация продолжает там свои патрульные полеты.
Когда в декабре 2015 года Соединенные Штаты заключили соглашение с Сингапуром о базировании своих самолетов Р-8 на территории этого островного города-государства, Пекин пришел в еще большую ярость.
Р-8 сталкивались и с российскими военными. 9 мая 2017 года российский Су-27 пролетел в семи метрах от самолета «Посейдон», проводившего патрулирование в Черном море. Р-8, в свою очередь, занимаются поиском и преследованием российских субмарин. Как сообщается в блоге Aviationist, в декабре 2016 года Р-8 вели охоту в Средиземном море за одной или двумя лодками проекта 949, предназначенными для борьбы с авианосцами противника. Естественно, применять оружие они не стали.
Поскольку морское патрулирование играет центральную роль в сегодняшних международных спорах в зоне Тихого океана, Персидского залива и (в меньшей степени) на Балтике, многие страны размещают заказы на поставку Р-8. У Индии уже имеется восемь машин P-8I, которые размещены на базе морской авиации Раджали в штате Тамил-Наду. Они модифицированы и имеют в хвостовой части магнитные обнаружители MAD, а также дополнительную РЛС APS-143. Еще четыре самолета должны быть поставлены к 2020 году.
Р-8 также пользуется большой популярностью в странах Содружества. Австралия получила 12 из 15 запланированных к поставке «Посейдонов», которые приходят на смену патрульным самолетам AP-3C. Британия заказала девять Р-8, а Новая Зеландия в этом месяце объявила о том, что приобретет четыре «Посейдона» за 1,46 миллиарда долларов. Как минимум три Р-8 включены в сделку на поставку военной техники с Саудовской Аравией, общая сумма которой составляет 110 миллиардов долларов. Норвегия заказала пять «Посейдонов». О закупке этих самолетов думают и другие страны, такие как Канада, Южная Корея и Турция.
Трансатлантические отношения в 21-м веке приобретают особую значимость, и Р-8 останется одним из многих средств, при помощи которых Соединенные Штаты и другие страны будут утверждать свое присутствие в международных водах. В случае возникновения конфликта эти самолеты будут выполнять важнейшие задачи по поиску и уничтожению разбойничающих субмарин, а также по отслеживанию перемещений надводных кораблей противника. Этим объясняется то, почему довольно кроткий на первый взгляд самолет пользуется таким большим спросом во всем мире.
Себастьен Роблин имеет степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов. Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЁТ BOEING P-8 POSEIDON (США) ANTI-SUBMARINE PATROL AIRCRAFT BOEING P-8 POSEIDON (USA) 01.02.2019 07.04.2019 ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ
P-8A Poseidon является военной версией пассажирского лайнера Boeing 737-800. От базовой версии он отличается крыльями от 737-900ER, доработанной силовой установкой и некоторыми изменениями в компоновке бортового оборудования. Самолет способен развивать скорость до 907 километров в час и совершать перелеты на расстояние до 3,7 тысячи километров. Poseidon может вести патрулирование на скорости до 330 километров в час. Он получит пять внутренних и шесть внешних точек подвески для ракет, мин и торпед. Прицельно-навигационный комплекс был разработан фирмой Смитс Индастриз. Комплекс имеет открытую архитектуру и позволяет производить глубокую модернизацию. В кабине операторов размещено семь рабочих мест. Компания Рейтон предлагает новые приемники спутниковой навигационной системы, с повышенной стойкостью к средствам подавления, интегрированную встроенной систему госопознавания, буксируемую ложную цель и высокозащищенную аппаратуру УКВ-связи. Аппаратура обмена данными создана компанией Нортроп-Грумман. Обнаружение магнитных аномалий P-8A будет осуществлять с помощью магнитометра. Для постановки гидроакустических буев самолет будет оборудован поворотной ПУ разработки корпорации EDO. Во внутреннем отсеке вооружения могут быть размещены свободнопадающие бомбы, торпеды Mark 54 и глубинные бомбы. Подкрыльевые пилоны предназначены для ПКР Harpoon. ХАРАКТЕРИСТИКИ Максимальная взлетная масса: 85 370 кг ВООРУЖЕНИЕ свободнопадающие бомбы, торпеды Mark 54 и глубинные бомбы. ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЁТ BOEING P-8 POSEIDON. НОВОСТИ 2017 — 2018 КОМПАНИЯ BOEING (США) |
bastion-karpenko.ru
Патрульный и противолодочный самолет Боинг Р-8 «Посейдон»
Боинг Р-8 Посейдон оснащен двумя турбовентиляторными двигателями, развивает скорость до 907 км/ч и обладает дальностью полета 3700 км, способен нести мощное противокорабельное и противолодочное вооружение, в том числе ракеты «Гарпун» и торпеды М-54. Экипаж самолета — 9 человек.
Самолет предназначен для морского патрулирования, обнаружения и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок (ПЛ) противника.
Конструкция самолета базируется на фюзеляже авиалайнера Боинг 737-800 и крыльях Боинг 737-900.
НА ЗАМЕНУ «ОРИОНУ»
В 1962 году на вооружение военно-морского флота США был принят противолодочный самолет фирмы «Локхид Мартин» Р-3 «Орион». Средний налет самолетов Р-3 в настоящее время составляет 17 тыс. часов. Один из самолетов налетал даже более 26 тыс. часов. Только 85 из 132 имеющихся «Орионов» находятся в летном состоянии. Конечно, им необходима замена. В 1989 году ВМС США подписали с Локхид контракт на разработку нового патрульного самолета Р-7 но наследующий год этот проект был закрыт.
Новые работы по выработке требований к самолету для замены устаревших Р-3 начались в 1997 году. В конкурсе 2000 года участвовало несколько авиафирм. «Локхид» представила проект обновлен ной версии турбовинтового Р-3. Компания Боинг предложила создать самолет на основе авиалайнера Боинг-737. Английская ВАЕ Systems — построить новую версию реактивного многоцелевого самолета «Нимрод» (Nimrod) MRA 4. В октябре 2002 года «ВАЕ» сняла свое предложение из-за возникших сложностей, а с фирмами «Боинг» и «Локхид» были заключены контракты на эскизное проектирование. В качестве базовой платформы «Боинг» выбрала авиалайнер 737-300, а «Локхид Мартин» осуществила проработку модернизации Р-3 — «Орион» 21.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
В декабре 2003 года прототип нового самолета «Боинга» — летающая лаборатория 737 BBJ2 — совершил рекламный пролет по авиабазам ВМС США. В июле 2004 года ВМС США заключили контракт на создание и постройку патрульного самолета нового поколения по программе «Многоцелевой морской самолет», которому в марте 2005 года было присвоено обозначение Р-8А «Посейдон». Контракт включал постройку пяти опытных машин в последующие восемь лет. Один самолет предназначался для прочностных испытаний. Два других — для летно-эксплуатационных испытаний.
Еще две машины были предназначены для отработки целевого оборудования. В ноябре 2005 года состоялось предварительное согласование проекта, а в июле 2007 года проект был утвержден. Р-8А совершил свой первый полет 25 апреля 2009 года. Второй и третий Р-8А начали летные испытания в начале августа 2010 года. А 11 августа министерство обороны США одобрило мелкосерийное производство Посейдонов.
Первая партия из шести «Посейдонов», заказанная 21 января 2011 года, обошлась ВМС США в 1,53 млрд долларов. Первый полет самолета базовой серии (серийный номер 40 808 регистрационный номер ВМС 168 428) был осуществлен 7 июля 2011 года с заводского аэродрома американской корпорации «Боинг» в г. Рентоне (штат Вашингтон). Полет длился три часа. Первый серийный экземпляр был передан флоту США 4 марта 2012 года. 24 сентября 2012 года компания «Боинг» обьявила, что получила от Пентагона 1,9 млрд долларов для производства еще 11 «Посейдонов».
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА
Самолет Р-8А оснащен доработанной бортовой РЛС AN/APS-137D(V)5 и системой радиотехнической разведки AN/APY-10 фирмы «Рейтон» (Raytheon). РЛС позволяет осуществлять картографирование местности, опознавание неподвижных надводных целей, а также обладает режимом, который позволяет обнаруживать подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, и скоростные надводные суда.
Прицельно-навигационный комплекс был разработан фирмой «Смите Индастриз». Комплекс имеет открытую архитектуру и позволяет производить глубокую модернизацию. Электронно-оптическая и тепловизионная поисковые станции были созданы подразделением компании Нортроп Грумман. Внизу передней части фюзеляжа разместился отсек вооружения, а на крыльях — подвески для противокорабельных ракет (ПКР). Во внутреннем отсеке вооружения могут быть размещены свободноподающие бомбы, малогабаритные торпеды Mark 54 и глубинные бомбы. Подкрыльевые пилоны предназначены для ПКР «Гарпун» (24 июня 2013 года на морском полигоне «Пойнт Мугу» ПКР Гарпун, запущенная с «Посейдона», успешно поразила модульную мишень). Для самозащиты самолет оснащен системой электронного противодействия EWSP, системой направленных инфракрасных помех DIRCM, системой предупреждения о РЛ-облучении и системой постановки пассивных помех.
В качестве силовой установки на Р-8А использовано два турбовентиляторных двигателя CFM56-7B27A тягой 120 кН. Двигатели обладают высокой надежностью — вероятность отказа в полете составляет 0,003% на 1000 летных часов. Суммарная емкость топливной системы составляет 34 096 кг. Р-8А может сбрасывать в воду радиогидроакустические буи (впервые это произошло 15 октября 2010 года) с предельно малой высоты. Всего ВМС США планируют приобрести 117 серийных самолетов Р-8А, еще 12 самолетов модификации Р-81 были заказаны Индией.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5722warfor.me
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ Р-8А ПОСЕЙДОН БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВМС США
ЗВО № 7/2007, стр. 38-42
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ Р-8А «ПОСЕЙДОН» БАЗОВОЙ ПАТРУЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВМС США
Полковник В. НЕЙВИНСКИЙ
В первой части статьи была приведена история создания нового самолета для базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США, изложена позиция командования ВМС в вопросах разработки многоцелевого морского авиационного комплекса следующего поколения, описаны основные ТТХ будущей машины, состав вооружения и бортового оборудования, показаны первые проектные изыскания компании-разработчика.
Разработка военной версии Боинг 737 также не совсем новое направление работы компании: на вооружение ВВС, а затем и ВМС США принят военно-транспортный самолет С-40А, а для Австралии и Турции разработан авиационный комплекс системы AWACS Боинг 737 «Уэджтейл» (Wedgetail). В каждом случае в базовую модель вносились значительные конструктивные изменения, и при установке БРЭО использовались новейшие технологии. От проекта «Уэджтейл» Р-8А унаследовал системы электроснабжения и дозаправки топливом в воздухе, а также приемники ИК-излучения DIRCM (Direc-table Infra-Red Countermeasure) бортового комплекса обороны.
Силовая установка включает два турбовентиляторных двигателя CFM56-7B27A тягой около 12 250 кг (межремонтный ресурс 25 000 ч). Благодаря системе дозаправки топливом в воздухе продолжительность полета может достигать 20 ч. Радиус действия составляет 2 220 км, а время подготовки к повторному вылету -4 ч. Также необходимо отметить, что на крейсерских Жрогага. ъ тф% ъъшяташта ъъ^штат полетов удельный расход топлива у более современных двухконтурных двигателей меньше по сравнению с турбовинтовыми двигателями самолета Р-3. На малых же высотах расход топлива сопоставим (около 2 000 кг/ч).
Самолет имеет преимущество перед Р-3 по скорости (приблизительно на 160 км/ч) и по потолку — 12 500 м против 9 700 м, а также в разгонных характеристиках. Для соблюдения условия заказчика с целью снижения общего расхода топлива в сравнении с Р-3 в среднем на 20 проц., разработчики предусмотрели установку вертикальных законцовок крыла, которые способствуют экономии горючего (до 1 500 кг) при наборе высоты 12 300 м. Несмотря на то что новый самолет будет иметь большие массу и размеры по сравнению с «Орионом», специалисты компании заявляют, что расходы на его эксплуатацию будут ниже, поскольку в настоящее время уже имеется инфраструктура для обслуживания парка машин Боинг 737.
Высокие скоростные характеристики позволят выполнить быструю передислокацию и сократить общее время выполнения задания. По расчетам, за один день Р-8 будет способен выполнить перелет с территории США на АвБ Сигонелла (Италия, о. Сицилия) и приступить к решению поставленных задач, в то время как для Р-3 требуется не менее двух дней.
Одним из главных элементов любого самолета является комплекс БРЭО. Работы ведутся одновременно по нескольким направлениям: бортовая цифровая вычислительная машина, пилотажно- и прицельно-навигационные комплексы, многофункциональная бортовая РЛС, разведывательное, диагностическое и кабинное оборудование, система индивидуальной защиты самолета. Ключевую роль играет мультиплексная шина MIL STD 1760, обеспечивающая применение различных вариантов подвески вооружения.
Ранее были разработаны комплексы БРЭО для экспериментального самолета Р-7, а также тактической командной системы (TCS — Tactical Command System), которой оборудована новая модификация базового патрульного самолета «Нимрод» Мк 4. Особенностью Р-8 А является то, что в разрабатываемом для него БРЭО реализуется концепция открытой архитектуры, в основу которой положен принцип оснащения самолета новыми системами и оборудованием номере их разработки. Это относится и к БЦВМ, базирующейся на коммерческих процессорах, а основное программное обеспечение написано на языках программирования Java и «C++».
Для оперативной группы (ОГ) предусматривается установка пяти многофункциональных рабочих станций системы выполнения задач (с возможностью установки шестой), на которых будут работать два оператора оценки тактической обстановки и три оператора систем поиска. Для снижения информационной нагрузки на ОГ в качестве основного режима работы комплекса выбран автоматический. В этом режиме бортовая аппаратура будет производить анализ общей тактической обстановки и предлагать экипажу оптимальный вариант действий и несколько альтернативных.
Кабину экипажа планируется оснастить пятью многофункциональными цифровыми дисплеями размером 20 х 20 см2 и дополнительным индикатором тактической обстановки, расположенным над ручками управления двигателями. Кроме того, рабочие места летчиков оборудованы индикаторами на лобовом стекле (ИЛС).
Комплекс БРЭО включает систему автоматического управления полетом фирмы «Смите аэроспейс», предназначенную для оказания помощи экипажу в пилотировании, особенно во время ответственных этапов полета. Этой же компанией разработана система управления отсеком вооружения.
Многофункциональная РЛС AN/APS-137 (производитель — компания «Рейтеон») предназначена для обнаружения как надводных, так и наземных целей. В частности, для распознавания и классификации малоразмерных быстродвижущихся целей типа «катер» в непосредственной близости от береговой черты предназначен режим инверсного синтезирования (ISAR -Inverse Synthetic Aperture Radar, разрешение составляет 0,6-1,0 м). В этом режиме с помощью системы автоматического обнаружения и распознавания перископа (ARPDD — Automatic Radar Periscope Detection and Discrimination) станция сможет отслеживать до 3 000 малоразмерных надводных объектов и достоверно определять координаты перископов ПЛ даже при непродолжительном наблюдении. В зарубежных СМИ подчеркивается, что начиная с 2009 года руководство ВМС США намерено оснастить системой ARPDD 25 самолетов БПА.
РЛС позволяет выполнять идентификацию цели с точным определением ее координат для ввода их в систему наведения оружия с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR и контролем его применения. Максимальная дальность действия станции 450 км.
Сильными сторонами являются: возможность вести морскую разведку с большой высоты, одновременное сопровождение множественных целей, высокая устойчивость к подавлению и противодействие ложным целям, программное управление, совместимость с системами управления ракет «Гарпун», «Томахок» и рядом других, а также прямое взаимодействие с системой управления оружием. Стоимость одного комплекта составляет 1,75-2,3 млн долларов.
На базе этой РЛС разработан модернизированный вариант станции — AN/APS-137D (V)5, отвечающий требованиям объединенной технической архитектуры. Фирма «Рейтеон» отвечает также за поставку навигационного оборудования, системы опознавания «свой — чужой» и средств спутниковой связи.
На убираемую турель будет установлена оптоэлектронная/ИК-система «Найт Хантер-2» американской компании «Нор-троп-Грумман», разработанная на базе оптоэлектронной системы тактического истребителя F-35 «Лайтнинг-2» и подвесного прицельно-навигационного оборудования «Лайтенинг» французского тактического истребителя «Рафаль». Крепление системы производится с применением технологии высокоточного карданного подвеса. Считается, что сочетание высокой степени стабилизации и применение 280-мм диафрагмы обеспечит высокие разрешение и способность определения параметров цели на больших удалениях.
Несмотря на то что главной задачей самолета Р-8А не является ведение радиоэлектронной разведки, тем не менее планируется установить оборудование, разработанное на базе комплекса LR-100.
БЦВМ намечается оснастить усовершенствованной версией процессора обработки гидроакустических сигналов, разработанного для самолета «Нимрод» MRA. Mk 4.
Для обнаружения подводных лодок, построенных с применением антимагнитных сплавов, конструкторы планируют установить цифровой магнитометр AN/ASQ-508 производства канадской компании САЕ. Его характеристики по сравнению с используемым на Р-3 на порядок лучше, поскольку уровень собственного магнитного поля Р-8А гораздо ниже. Кроме того, самолет предполагается оснастить комплексом газоанализирующей аппаратуры.
В рамках программы «Перспективный самолет ММА» рассматривался проект фирмы «Локхид-Мартин», разработанный на базе модернизированного самолета Р-ЗС «Орион»
Бортовой комплекс обороны — продукт компании «Нортроп-Грумман». Его основу составляют чувствительные элементы ИК-диапазона DIRCM, специально разработанные противорадиолокационные ловушки, а также буксируемые ложные цели компании «Рейтеон». Комплекс РЭБ создан подразделением «Литтон эдвенст систем» (Litton Advanced System). Принцип его действия основан на методе интерферометрии длинной базы, обеспечивающем высокую точность определения направления излучения.
|
|
Перспективный многоцелевой самолет Р-8А «Посейдон» базовой патрульной авиации (концептуальный взгляд) |
По взглядам национального координационного управления США, любой современный авиационный комплекс должен быть оснащен всем необходимым набором средств связи. Комплекс радиосвязного оборудования самолета Р-8А включает новую объединенную тактическую систему радиосвязи JTRS, совмещенную с многофункциональной системой связи и распределения данных ОВС НАТО MIDS (Multifunctional Information Distri-bution System) с использованием линий передачи данных Link 11, Link 16 и перспективной Link 22.
На самолете намечается установить систему информационной службы на ТВД (в районе боевых действий) с задействованием помехозащищенных каналов КРНС NAVSTAR.
Канадской компанией EMS Technologies разработано приемопередающее устройство для высокоскоростной обработки данных HSD-400, ретранслируемых через спутники связи «Инмарсат». Оно способно обеспечить скорость обмена данными 1 Мбит/с, двустороннюю видео-и аудиосвязь между самолетом и глобальной сетью распределения данных Пентагона.
Для обеспечения работы бортового оборудования Р-8 оснащен более мощной (по сравнению с прототипом) системой жизнеобеспечения и кондиционирования, получающей электропитание от модифицированной вспомогательной силовой установки и бортовых генераторов с увеличенной номинальной мощностью 180 кВА (на гражданской версии 90 кВА). Возможно, запас мощности бортовой энергосистемы будет использован для обеспечения работы еще проектируемого оборудования, которое должно быть размещено в передней части фюзеляжа.
В хвостовой части фюзеляжа будет размещаться внутренний отсек вооружения с шестью узлами подвески противокорабельных ракет или противолодочных торпед Мк 46, Мк 50 и Мк 54. На четыре подкрыльевые точки (до 1 360 кг каждая) предусмотрена подвеска УР SLAM-ER класса «воздух — земля». Два подфюзеляжных пилона рассчитаны на подвеску управляемой авиационной бомбы JDAM и авиационных управляемых кассет JSOW.
В состав системы вооружения войдут также мины, УР AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух», аппаратура управления средствами поражения и, возможно, УР JASSM класса «воздух — земля».
В настоящее время, как полагают американские специалисты, необходимо проводить НИОКР с целью увеличения дальности применения мин и торпед путем оснащения их крылом и аппаратурой управления. Например, компания «Боинг» в рамках концепции высотного противолодочного оружия HAAWC провела исследования по изучению возможности оснащения крылом торпеды Мк 54. Вместо пуска торпеды в непосредственной близости от цели с высот менее 1 000 м в перспективе Р-8А сможет применять HAAWC с высоты 10 000 м. Боеприпас выполнит планирование до рубежа применения торпеды и осуществит ее сброс на малой высоте с парашютом по обычной схеме. Другая компания — «Аргон ST» совместно с фирмой «Локхид-Мартин» разрабатывает модуль крыла для мины Мк 65 «Квик Страйк».
В сборочном цеху компании «Боинг»
Самолет сможет брать на борт до 120 гидроакустических буев (ГАБ) всех типов, состоящих на вооружении ВМС США (для сравнения, Р-3 — только 84), включая последние разработки, основанные на использовании многоразовых взрывных источников звука. С помощью пневматической системы ГАБ будут сбрасываться в ручном или автоматическом режиме с трех перезаряжаемых в полете станций подвески револьверного типа емкостью по 10 буев. Таким образом, в распоряжении экипажа будут готовые к немедленному применению 30 ГАБ различного типа. Для повышения точности определения параметров движения ПЛ предполагается установить на самолете приемники КРНС NAVSTAR. Максимальная общая масса полезной нагрузки составит 5 675 кг.
Из-за возросших аэродинамических нагрузок на планер, связанных с размещением вооружения и дополнительных технологических люков для установки антенн и датчиков, конструкция прототипа должна быть усилена, но разработчики не считают это серьезной проблемой.
Комплексное использование систем поиска и вооружения в различных комбинациях предполагает большую гибкость в решении различных тактических задач — от поиска и уничтожения 1JJI до обеспечения действий подводных лодок против надводных кораблей и нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, находящимся на большом удалении. Кроме того, этот комплекс может использоваться в качестве ретранслятора и воздушного командного пункта, в том числе для управления БЛА.
По оценкам западных экспертов, предназначенный для решения такого широкого круга задач, представитель нового поколения самолетов БПА — Р-8А вполне заслуживает названия «многоцелевой» и, в связи с этим, потребуется пересмотр тактики ведения противолодочных действий ВМС США.
Оценка перспектив поставки самолета «Посейдон» в ВС других стран. Рынок сбыта, этой машины (стоимость одной составляет около 133 млн долларов) относительно ограничен не только ввиду небольшого количества стран, потенциально заинтересованных в ее приобретении, но также и из-за немногочисленных на сегодняшний день парков БПА и, кроме того, межвидовой конкуренции в национальных вооруженных силах за свою часть военного бюджета. Однако руководство компании «Боинг» не сомневается в размещении достаточного количества заказов в тех странах, где существует необходимость замены самолетов Р-3 «Орион», а также «Атлантик». В этом заинтересовано и руководство ВМС США, которое как в эксплуатационном, так и финансовом плане понимает преимущества принятия на вооружение Р-8А некоторыми странами НАТО.
При развертывании работ над этим проектом командование ВМС США пригласило несколько потенциальных партнеров присоединиться к программе на этапе SDD. Заказчик и руководство концерна «Боинг», учитывая уроки, полученные в ходе реализации программы JSF, предлагают схему с различным уровнем долевого участия, производственной и технической ответственности.
В плане оперативного применения комплексов БПА командованию ВМС США выгодно создание инфраструктуры, необходимой для базирования и обеспечения действий однотипных самолетов на территории союзников. Это имеет очень важное значение для проведения совместных международных операций.
Руководство компании-разработчика также заинтересовано в международной кооперации, потому что в таком случае оно получает 100-процентный доступ на национальные рынки, не испытывая необходимости вступать в длительную и дорогостоящую конкуренцию, что способствует получению более высоких объемов производства.
В зарубежных СМИ отмечается, что, возможно, появятся заказчики, ранее не присоединившиеся к проекту на этапе SDD. Для них самолет ММА будет поставляться напрямую в рамках федеральной программы США «Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами» или на чисто коммерческой основе, и поэтому позиционирование нового комплекса на уровне мировых стандартов является важным маркетинговым инструментом.
Руководству концерна «Боинг» и министерству ВМС необходимо будет получить от государственного департамента США разрешение на передачу технологий главным партнерам. Для структурирования сотрудничества представители разработчика уже провели исследование возможностей авиационной промышленности потенциальных партнеров. С Италией, например, в 2004 году было подписано соглашение о взаимодействии, положения которого были уточнены в 2005-м.
В 2006 году предложение принять участие в программе создания перспективного самолета БПА было сделано Индии. Для Дели это означает возможность уверенного доступа к перспективным разработкам в области морской авиации с использованием высоких технологий. Стороны могут заключить контракт в 2007 году. Поэтому, чем раньше заинтересованные страны примут решение о присоединении к проекту, тем значительнее будет их техническое влияние на проект и шире участие в производстве вследствие получения более выгодных пакетов заказов. Командование ВМС Индии пригласило специалистов компании «Боинг» провести испытания нового самолета на территории страны. Вариант для индийских военно-морских сил получит обозначение P-8I. Этими машинами можно будет заменить восемь-десять самолетов БПАТу-142.
По прогнозам западных специалистов, из-за продолжающегося во всех странах мира старения парка самолетов базовой патрульной авиации этот многоцелевой морской авиационный комплекс будет состоять на вооружении по крайней мере в течение нескольких десятилетий.
Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение.- 2007. — № 6. — С. 47-51.
militaryarticle.ru
P-8A Poseidon в рядах ВМС США
Первый противолодочный самолет из серии P-8A Poseidon поступил в распоряжение ВМС США в Сиэтле.Корпорация Boeing не выбилась из графика: как и было оговорено в контракте, заключенном в прошлом году, на вооружение ВМС США поступил самолет P-8A Poseidon, предназначенный для противодействия подводным лодкам и надводным судам, для наблюдения и разведки над акваторией. Контракт предусматривает поставку в общей сложности 13 таких самолетов.
После прибытия «Посейдона» в Сиэтл, пилоты ВМС выполнят на нем перелет в Аэропорт ВМС в Джексонвилле, где первый из серии самолет будет использоваться для обучения экипажей.
Для постройки P-8A используется первая в отрасли производственная линия, основанная на системе производства Boeing 737. Все модификации, отличающие P-8A от базового 737, выполняются непосредственно в процессе изготовления и сборки.
Помимо P-8A, которые должны отправиться к заказчику, команда Boeing построила 6 самолетов, предназначенных исключительно для испытательных полетов, и 2 — для наземных тестов. В рамках летных испытаний, проходивших на базе аэропорта ВМС Патаксент-ривер, «Посейдоны» налетали более 1500 часов (впрочем, это не слишком большая цифра — к примеру, Майкл Гилмор, начальника отдела по испытаниям и оценке в Пентагоне, писал: «Исторически сложилось так, что летная подготовка на новых самолетах на начинается, пока они не налетают от 2000 до 5000 часов в режиме испытательных полетов»).
Всего военно-морской флот планирует закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing Next-Generation 737-800, чтобы полностью заменить весь свой флот P-3 (аналогичных по назначению самолетов).
ВМС США заключили с Boeing контракт на разработку P-8A в 2004 году, но это обозначение закрепилось за самолетом лишь в 2005. В декабре 2007 года началось производство первого P-8A, предназначенного для испытаний, а в апреле 2009 он совершил свой первый полет.
Модификация P-8I была специально разработана для вооруженных сил Индии, которые разместили заказ на 9 самолетов-разведчиков дальнего действия. начало поставок ВМС Индии также планируется на 2012 год.
«Посейдоны» могут летать с крейсерской скоростью 926 км/ч, а в режиме патрулирования — 333 км/ч. В экипаж входит до 9 человек — 2 пилота и 7 операторов.
Прицельно-навигационный комплекс, разработанный компанией Smiths Aerospace, имеет открытую архитектуру и позволяет при необходимости вносить разнообразные усовершенствования и устанавливать новое оборудование.
Электронно-оптическая и тепловизионная поисковые системы были разработаны компанией Northrop Grumman. Также P-8A оснащен доработанной БРЛС AN/APS-137D(V)5 и системой радиотехнической разведки AN/APY-10 (ранее SIGINT) производства компании Raytheon. РЛС AN/APS-137D(V)5 c синтезированной апертурой позволяет создавать карты местности, опознавать неподвижные надводные цели и (в особом режиме) подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, а так же быстро движущиеся суда в прибрежной зоне.
Для обнаружения перископов подводных лодок используется сканирование с высокой частотой и высоким разрешением с фильтрацией солнечных бликов. Также этот режим позволяет оценить повреждения, полученные во время боевых действий и определить цели для орудий.
Raytheon также поставляет приемники GPS с повышенной стойкостью к средствам подавления, интегрированную систему распознавания свой-чужой, буксируемую ложную цель и высокозащищенную аппаратуру УКВ-связи. Системы обмена данными разрабатываются компанией Northrop Grumman. Для обнаружения магнитных аномалий P-8A оборудован магнитометром. Для постановки гидроакустических буев предусмотрена поворотная пусковая установка производства корпорации EDO.
Во внутреннем отсеке вооружения могут быть размещены свободнопадающие бомбы, торпеды Mark 54 и глубинные бомбы. На подкрыльевых пилонах — ракеты класса воздух-земля.
Для самозащиты самолет оснащен системой электронного противодействия EWSP, которая включает систему управления средствами РЭБ AN/ALQ-213(V) , систему направленных ИК-помех DIRCM, систему предупреждения о РЛ-облучении, и систему постановки пассивных помех.
Источники: http://www.popmech.ru/, http://boeing.mediaroom.com, http://www.naval-technology.com/projects/mma/
alexshakun.blogspot.com
самолёт и беспилотник ВМС США провели разведывательные полёты вблизи Крыма — РТ на русском
Самолёт-разведчик Boeing P-8A Poseidon и стратегический беспилотник RQ-4 Global Hawk ВМС США были замечены в воздушном пространстве над акваторией Чёрного моря. Они несколько часов независимо друг от друга летали вдоль побережья Крыма. Примечательно, что БПЛА до этого находился в небе над востоком Украины. Зачем американские летательные аппараты проводили разведку в регионе — в материале RT.
Американский самолёт-разведчик Boeing P-8A Poseidon и стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk были замечены в воздушном пространстве у побережья Крыма. Такие данные приводят порталы CivMilAir, Aircraft Spots и Mil Radar, специализирующиеся на отслеживании перемещений военной и гражданской авиации.
Согласно имеющейся информации, патрульный противолодочный самолёт ВМС США P-8A Poseidon с бортовым номером 168432 и позывным PS076 в 07:46 GMT (10:46 мск) 7 января вылетел в район Чёрного моря с авиабазы Сигонелла на Сицилии.
Разведывательная операция проходила на высотах 25—27,5 тыс. футов (7600—8400 метров) и продолжалась несколько часов. По данным Aircraft Spots, в 13:33 GMT (16:33 мск) самолёт всё ещё находился над акваторией Чёрного моря недалеко от западного побережья Крыма.
Маршрут «Посейдона» пролегал в международном воздушном пространстве вдоль южного побережья Крыма — к Новороссийску и обратно. Затем самолёт-разведчик сделал несколько кругов в зонах к западу от Севастополя и в районе посёлка Черноморское.
В тот же день стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk совершил длительный полёт над территорией Украины и вблизи воздушного пространства самопровозглашённых республик Донбасса. По данным трекеров, которые приводит CivMilAir, БПЛА с регистрационным номером 12-2050 и позывным FORTE10 четыре часа находился в небе над востоком Украины на высоте более 53 тыс. футов (16 км).
После этого беспилотник совершил пролёт вдоль побережья Крымского полуострова в сторону Анапы, Новороссийска и Сочи, а затем вернулся в зону к югу от Ялты и покинул акваторию Чёрного моря.
Преодолев несколько тысяч километров, в том числе в воздушном пространстве Болгарии, Греции и Италии, стратегический БПЛА также приземлился на сицилийской авиабазе Сигонелла.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов в беседе с RT предположил, какими могут быть цели разведывательных полётов воздушных судов ВМС США вблизи побережья Крымского полуострова.
«Цель очевидна — разведка современной военной инфраструктуры Крыма. А что она мощная — тоже очевидно, российское руководство этого не скрывает… Крым укреплён и превращён в крепость», — заявил эксперт.
«Там развёрнута мощная межвидовая группировка, в которую входят все компоненты: сухопутный, противовоздушный, противоракетный, авиационный. Там находится целая смешанная авиадивизия… Понятны их интересы, в общем. Они летают для того, чтобы всё выяснить», — добавил собеседник RT.
В Минобороны на момент публикации материала не прокомментировали действия самолёта и беспилотника в акватории Чёрного моря.
На минувшей неделе в Крыму прошла тренировка боевых расчётов дивизиона зенитно-ракетных систем С-400 из состава армии ВВС и ПВО Южного военного округа.
По сообщению Минобороны, в соответствии с планом тренировки пусковые установки совершили самостоятельный марш в назначенный позиционный район. Там технику перевели из походного в боевое положение, а расчёт выполнил топологическую привязку и ориентирование средств ЗРК на местности.
«В целях проверки точности топопривязки расчёты провели поиск и захват контрольной цели, в роли которой выступил беспилотный летательный аппарат. В ходе следующих этапов тренировок будут проведены электронные пуски ракет по условным воздушным целям», — говорится в пресс-релизе ведомства.
Также по теме
Одесский поход: зачем ВМС США наращивают своё присутствие в Чёрном мореРакетный эсминец США «Джеймс Уильямс» в скором времени прибудет в порт Одессы. Боевой корабль вошёл в акваторию Чёрного моря 26…
Число разведывательных полётов летательных аппаратов стран НАТО, прежде всего Соединённых Штатов, вблизи российской границы в последние два-три года существенно выросло. Нередко подобная деятельность приводит к возникновению воздушных инцидентов, сопровождению или даже перехвату целей.
Последний резонансный случай с участием Boeing P-8A Poseidon произошёл в конце ноября — также над акваторией Чёрного моря. Тогда системы слежения засекли неустановленное воздушное судно, на большой скорости приближавшееся к российской границе. На перехват цели был поднят истребитель Су-30, который после сближения с объектом визуально идентифицировал его как американский самолёт-разведчик Р-8А Poseidon.
После установления визуального контакта «Посейдон» изменил курс и начал удаляться от воздушного пространства России, а Су-30 вернулся на аэродром базирования.
Зачастую российская сторона вынуждена поднимать в воздух истребители из-за того, что транспондеры на американских самолётах-разведчиках выключены, а потому дистанционно идентифицировать их не представляется возможным.
Согласно докладу «Оборонные приобретения. Оценка отдельных оружейных программ», представленному в конгрессе США в марте 2013 года, общая группировка P-8A Poseidon должна в ближайшие годы достичь 122 самолётов.
russian.rt.com