Первый русский самолёт — История России

То, что русская земля богата талантами, знают практически все. Российское-военно-историческое общество постоянно обращается к наследию русских изобретателей, которые внесли весомый вклад в мировую науку. Сегодня мы расскажем об Александре Фёдоровиче Можайском, который стал пионером воздухоплавания, разработав первый летательный аппарат тяжелее воздуха.

Разбег

Родился наш герой 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. Его отец был адмиралом русского флота. Александр пошёл по стопам отца, окончил морской кадетский корпус и начал службу гардемарином на Балтийском флоте.


А.Ф. Можайский

В 1854 году старший лейтенант Можайский принял участие в кругосветном плавании, побывал в Японии. Интересный факт, который до сих пор помнят в Стране восходящего солнца: русский боевой офицер помог японцам получить представление о создании больших европейских судов. Он руководил совместной постройкой русскими и японцами шхуны «Хэда». Об этом увлекательном приключении русских моряков в Японии поведал писатель Николай Задорнов в книге «Хэда».

Можайский относился к той категории русских офицеров, которые не ограничивались только интересами флота, он остался в памяти современников как человек разносторонних интересов, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в самых сложных ситуациях. Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха посетила изобретателя задолго до её реализации на практике. Из воспоминаний его сына Александра Александровича известно, что этот замысел возник под влиянием наблюдений за полётом птиц. Ради своей мечты Можайский оставил воинскую службу и в 1876 году начал работать над задуманным проектом.


А.Ф. Можайский показывает Д.И. Менделееву модель своего самолета

Перед постройкой самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель. В записке Главного инженерного управления Военного министерства в 1884 году говорилось, что наземные испытания были направлены на оценку тяги силовой установки. Модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем и могла совершать устойчивые полёты со скоростью 5 метров в секунду.

В 1881 году основные узлы самолёта Можайского были готовы. Под Санкт-Петербургом был выделен участок на Красносельском военном поле. Здесь и проходила сборка самолёта. Работы проходили медленно, так как изобретатель испытывал постоянную нехватку денег. Никто не интересовался его работами, и помощи со стороны не ожидалось.


Самолет А.Ф. Можайского

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.


К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

histrf.ru

Презентации детей. "Первый русский самолет".

Просмотр содержимого документа
«Презентации детей. "Первый русский самолет".»

Первый Русский Самолёт

Подготовил –

Щелягин Никита 3 «А» класс

Кто создал первый РУССКИЙ летательный аппарат ?

Александр Фёдорович Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолета. Можайский произвел большое количество расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 года построил первую летающую модель самолета. 

Чем отличался первый самолёт от современных?

Вследствие недостаточной мощности силовой установки, взлёт самолёта Можайского был возможен только при разбеге под уклон. Кроме того, отрыву от земли могли поспособствовать: кратковременное форсирование паровых машин, а также удачный порыв встречного ветра во время разбега..

Как проходили испытания и чем они закончились?

Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

Напрасной ли была работа изобретателя?

Таким образом, главная заслуга Можайского — ученого и исследователя — в том, что он заложил основы экспериментальной аэродинамики и установил важнейшие аэродинамические соотношения.

Эти данные затем использовали для создания первого в мире аэродинамического расчета самолета...

КОНЕЦ

multiurok.ru

Русские самолеты Второй мировой. Первый русский самолет

Союз Советских Социалистических Республик за время войны существенно нарастил и усовершенствовал базу своего воздушного флота. Если в тридцатых годах в составе воздушного флота преобладали летательные аппараты иностранного производства, то уже к середине войны доминировали русские военные самолеты.

Предпосылки развития советской военной авиации

Строительство Союза Советских Социалистических Республик предполагало полную автономность любой из отраслей, будь то промышленная, сельскохозяйственная либо военная. Однако на стыке двадцатых и тридцатых годов авиационный парк составляли самолёты импортного производства. А русские самолеты были представлены только созданными АНТ-2 и АНТ-9 производства конструкторского бюро Туполева. Проблемами авиавооружения Красной армии в те времена были:

- устаревшие модели аппаратов;

- плохое техническое состояние самолетов;

- неунифицированность (большой разброс моделей и марок не позволял оптимизировать базу запасных частей).

Становление военной авиации перед Второй мировой

Положительные изменения в отрасли пришли с созданием Московского авиационного института. Появление образовательной площадки дало существенный прирост количества специалистов на авиационные заводы и в конструкторские бюро.

Советская власть вкладывала большие кадровые и финансовые ресурсы в русские самолеты. Уже ко второй предвоенной пятилетке авиапроизводители имели широкую производственную базу полного цикла. Выполнялась задача генерального секретаря Сталина по созданию современной авиации. В середине тридцатых годов прошли испытательные полеты первого советского бомбардировщика, спрятанного под гражданское транспортное судно. Первый русский самолет, который потом участвовал в боевых действиях Второй мировой войны, готовили такие авиаторы, как Леваневский, Водопьянов, Гризодубов и др.

Испытания истребителей также проводились за границей. Например, в Испании в 1937 году. Тогда были испытаны самолеты Поликарпова, марки И-15 и И-16. Однако результаты были неутешительные. Машины существенно проигрывали своим немецким конкурентам.

Сталин не скупился на премии и ресурсы, выделяемые конструкторам на русские самолеты. Истребители получили радиооснастку, а также за счет развития материаловедения новые смешанные конструкции, что существенно улучшило тактико-технические характеристики боевых машин.

Авиастроение накануне войны

Хорошо показывает предвоенное состояние авиационной военной промышленности выступление Наркома Обороны Ворошилова на Пленуме ЦК в марте 1939 года. В его докладе рассказывалось о существенном увеличении Авиации Советского Союза. В частности, Военно-воздушные силы, по сравнению с 1934 годом, приросли на 138 процентов. А количество самолетов увеличилось в 1,3 раза.

Соотношение. Бомбардировщики и истребители

Особый упор делали на тяжелые бомбардировщики. Считалось, что это главный козырь при борьбе против Западных войск. Поэтому тяжелые бомбардировщики занимали существенный процент авиапарка. Парк истребителей также был увеличен в 2,5 раза.

За счет конструкторов русские самолеты были выведены на существенно новый уровень. Также были разработаны и введены в эксплуатацию моторы М-25 мощностью 715 лошадиных сил на воздушном охлаждении, М-100 мощностью 750 лошадиных сил, использовавшие водную систему охлаждения. Максимальная высота полетов также возросла и составила 14-15 тысяч метров. Самолеты приобрели более обтекаемую форму, понизилось сопротивление воздуха аппаратов. Рост производства подстегнуло введение штамповки и потокового литья.

К 1941 году из разработанных в Советском Союзе истребительных самолетов наиболее успешными считались Миг, Як и ЛАГГ. Проблемным был признан ИЛ-2, который постоянно модифицировался. Согласно стратегии "Чистого неба", планировалось выпустить около 100000 самолетов СУ-2, для чего был проведен беспрецедентный призыв в воздушные войска.

Начало войны

В стартовые 8 часов нападения Германии на Советский Союз было уничтожено 1200 советских самолетов, включая несколько аэродромов со всеми хранилищами. В первые полтора года немецкая авиация доминировала над советской. Самолёты И-15, И-16 существенно проигрывали новейшим фашистским "Мессершмидтам" и "Юнкерам". Иногда даже на устаревших самолетах удавалось добиться побед в авиадуэлях. За месяц русские самолеты уничтожили около 1300 немецких воздушных единиц.
Через полгода военных действий выпуск самолетов сократился почти в четыре раза. Связано это было с тем, что немцы вплотную подошли к Москве, и пришлось эвакуировать значительные производственные мощности, которые занимались выпуском деталей для авиапромышленности. Поэтому в 1941 году план по производству всех видов военных самолетов был выполнен лишь на 40 процентов.

С запуском эвакуированных предприятий положение существенно улучшилось, и к 1944 году аэродромы получали около 100 боевых машин ежедневно. Модернизацию получали абсолютно все модели. Из усовершенствованных стоит выделить ЯК-3, ЛА-5, ИЛ-10, ПЕ-2, ЯК-9.

Рост темпов можно отследить по годам:

- 1942 год - 25 400 машин.

- 1943 год - 34 900 машин.

- 1944 год - 40 300 машин.

К 1944 году Советский Союз превосходил фашистскую Германию по числу самолетов в 2,7 раза. Одним из факторов была скорость сборки. Конструкция наших истребителей была существенно примитивней, чем у немецких и американских производителей. Конечно, не всегда качество производимой авиапродукции было в пользу Советского авиапрома.

Русские самолеты Второй мировой. СУ-2

Машина разрабатывалась с 1937 года в конструкторском бюро Туполева под руководством Павла Осиповича Сухого. Изначально самолет носил название "ближний бомбардировщик-1" и выпускался с двигателем М-88 мощностью 1100 лошадиных сил. Су-2 выпускали на трех заводах. Скорость полета Су-2 - свыше 490 км/час, а высота полета составляла 6000 метров. На борту было размещено 6 пулеметов. Бомбовая нагрузка СУ-2 варьировалась.

СУ-2 - один из первых бомбардировщиков, вступивших в войну. Выполнял разнообразные задания. Впоследствии был модернизирован в СУ-4.

ЯК-9

Из истребителей, участвовавших в ВОВ, стоит выделить именно эту модель. Даже если сопоставить фото русских самолетов, ЯК-9 имеет собственный внешний стиль. Он был разработан в 1942 году. Базой стал истребитель ЯК-7б. За счет замены деревянных частей на алюминиевые был существенно снижен вес истребителя. Вооружение на борту состояло из крупнокалиберного пулемета и одной пушки. Самолет имел отличные пилотажные качества, хорошо маневрировал и был легко управляем. Также он выигрывал у предыдущих моделей в максимальной скорости и дальности полета. Эти показатели стали рекордными для всех самолетов класса 1944 года. Все эти свойства позволили достойно сражаться с ведущими военными самолетами противника.
Производство самолета велось еще несколько лет после завершения боевых действий. А всего было выпущено около 16800 боевых машин в нескольких модификациях.

fb.ru

Первый Русский Самолет |authorSTREAM

Первый русский самолет:

Первый русский самолет Шангина А.В.

PowerPoint Presentation:

Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России. Создателем первого в мире самолета является Александр Федорович Можайский. Он построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение .

PowerPoint Presentation:

Первые самолёты собственной постройки появились в России накануне Первой мировой войны. Одними из самых известных русских самолётов того времени были четырёхмоторный деревянный биплан «Русский витязь» и созданный на его основе «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского, построенные в 1913-1914 годах. «Русский витязь» стал первым в мире четырёхмоторным самолётом, положившим начало тяжёлой авиации, а «Илья Муромец» — первым в мире пассажирским самолётом и тяжёлым бомбардировщиком. На первое августа 1914 года, то есть в момент начала Первой мировой войны, военно-воздушные силы России насчитывали 244 самолёта, что выглядело более чем достойно на фоне других участников конфликта. Германия располагала 232-мя аэропланами, Франция — 138-ю, Англия — 56-ю самолётами первой линии, Австро-Венгрия — примерно 30-ю машинами

PowerPoint Presentation:

В 1922 году СССР заключил договор с фирмой Junkers об участии немецких специалистов в развитии советской военной авиации. Предполагалось, что немецкие инженеры наладят в Советском Союзе производство металлических самолетов различного назначения, авиамоторов, окажут помощь в освоении производства авиационных материалов. В 1923–1925 годах на авиазаводе в Филях немцы наладили сборку самолётов-разведчиков Ju-20 и Ju-21. В целом сотрудничество с Junkers не оправдало возлагаемых на него надежд. Самолёты, построенные в Филях, обладали невысокими лётными характеристиками; по этой причине уже в марте 1926 года советское правительство приняло решение о расторжении договора с Junkers и усиленном развитии собственного авиастроения.

PowerPoint Presentation:

Самым слабым местом советской авиапромышленности оказалось отсутствие собственных двигателей. На первых советских самолётах Ил-400 (в серии И-1) Николая Поликарпова И-1 (в серии И-2) Дмитрия Григоровича, построенных в 1923 году, стоял американский трофейный мотор водяного охлаждения Liberty (советское обозначение М-5) мощностью 400 л.с., разработанный в конце Первой мировой войны. Liberty был неплох для своего времени, однако весил слишком много для установки на истребителях. Моноплан Ил-400 летал быстрее, чем биплан И-1, но был менее надёжен. Поэтому в середине 1920-х годов было выпущено всего 14 Ил-400 и 209 И-1.

PowerPoint Presentation:

В начале 1930-х годов в самолётостроении происходит резкий скачок: активно внедряются такие новшества, как цельнометаллическая конструкция, обтекаемые капоты двигателей (NACA), изменяемый шаг винта, механизация крыла (закрылки, предкрылки), свободнонесущее низкорасположенное крыло, закрытые кабины пилотов и, конечно же, убираемые шасси. В первую очередь эти новинки затронули пассажирскую, а затем и бомбардировочную авиацию. В результате появился новый класс авиатехники, так называемые скоростные бомбардировщики, летавшие быстрее истребителей. Типичным представителем этого класса стал советский двухмоторный бомбардировщик СБ (АНТ-40) конструкции Туполева. До 1941 года в СССР построили 6831 машину этого типа. СБ активно применялись в Гражданской войне в Испании, на Халхин-Голе, в Китае, в советско-финской войне 1939-1940 годов и в начале Великой Отечественной войны. К тому времени он уже устарел, но в 1934 году это был один из самых быстрых бомбардировщиков в мире, он мог нести 600 килограмм бомб со скоростью в почти 332 км/ч, обгоняя большинство существовавших на тот момент истребителей.

Список использованных источников:

Список использованных источников http://flot.com/history/b-mozhaisky.htm - Русский моряк А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолет · Самолёт «Русский витязь» в книге Шавров , В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г . — 3-е. — М.: Машиностроение, 1985. — 752 с. http://worldofwarplanes.ru/community/history/aircraft-building/history-soviet-aircraft-building


www.authorstream.com

Авиация дореволюционной России - РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ — ЖЖ

Век мировой авиации открыл изобретатель контр-адмирал А. Ф. Можайский. Созданный им воздухоплавательный снаряд (самолет) был построен в натуральную величину в 1882 году. В декабре 1903 года пионеры авиации американские конструкторы и лётчики братья Райт — Уилбер и Орвилл — первыми в мире совершили полет продолжительностью 59 секунд на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания.

Воздухоплавание постепенно занимало свое место в вооружённых силах Российской империи. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 годах в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.

К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушноплавательному парку (начальник — генерал-майор А. М. Кованько) построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолетов Райта и Фармана. Между тем в Российской империи возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолетов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 годах в Российской империи возникло более 20 авиационных предприятий.

В 1904 великий русский ученый профессор Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашине под Москвой. Он был в числе тех, кто впервые разработал проблемы воздушных полетов. Еще в 1891 году Н. Е. Жуковский на основе наблюдений и исследований теоретически обосновал способность самолета выполнять различные фигуры, в том числе и «петлю». Но ни один летчик мира до 1913 года не дерзнул на подобный маневр. Лишь П.Н. Нестеров, обладая прекрасным летным мастерством, точно вычислил и изобразил на схеме, на какой высоте будет выполнять «петлю», сколько сотен метров должен пикировать самолет, чтобы развить достаточную скорость, когда выключить и когда вновь включить мотор, каков получится диаметр замкнутой кривой. По этим вопросам Нестеров консультировался с Н.Е. Жуковским.

1905—1912 гг. были периодом реформ в Вооружённых Силах Российской империи (Русской Императорской Армии и Флоте), проводившихся после поражения Российской империи в русско-японской войне, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении Вооружённых Сил.

В 1910 году, во второй период Военных реформ (1909—1912) годов началось создание Русского Императорского военно-воздушного флота, в этот же год в Вооружённые Силы Российской империи были закуплены самолеты производства Франции. Основаны две летные школы — в Гатчине и Севастополе, которые начали подготовку пилотов. Одним из первых руководителей русской авиации был великий князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии шефом Императорского ВВФ.

До лета 1912 года авиация и воздухоплавание считались составной частью инженерного дела и находились в ведении воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства. В августе 1912 управление развитием авиации и воздухоплавания было передано оттуда во вновь организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба, возглавленную генерал-майором М. И. Шишкевичем. Однако, в декабре 1913 г. эта часть была ликвидирована, а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации и боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.

Русский Императорский ВВФ делился на аэропланные (авиационные) отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)


На момент начала первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

Основные российские заводы в 1916—1917 годах ежемесячно выпускали следующее количество самолетов:
«Дукс» - 50—55
С. С. Щетинина - 50
А. А. Анатра - 50
В. А. Лебедева - 30—40
Ф. А. Моска - 10—15
В. В. Слюсаренко - 10—15
В. Ф. Адаменко - 5
Русско-Балтийский - 3—4

В декабре 1914 года началась постройка двухмоторного самолета-биплана «Святогор» конструкции В. А. Слесарева (стартовая масса — 6500 кг, потолок — 2500 м, скорость — 120 км/ч, продолжительность полета — 20 ч). Самолет в серию не пошел. За постройку взялись в декабре 1914 года, в январе 1916-го прибыли двигатели, в марте начались испытания, в ноябре произошла авария, в 1921 году самолет был разобран. Всего в России было построено (некоторые поднимались в воздух) около 30 типов многомоторных самолетов.



Конструктор Л. Д. Колпаков-Мирошниченко в 1915 году спроектировал двухмоторный самолет «Лебедь-Гранд». Он строился как истребитель. В июле 1916 г. на заводе «Анатра» были построены два самолета: двухмоторный «Анатра» и трехмоторный «Анадва» («Хиони-4»). Авиаконструктор Н. Н. Поликарпов создал истребитель РБВЗ-20. Название самолета соответствовало наименованию завода, построившего самолет в одном экземпляре, — Русский Балтийский вагонный завод. Именно с этого времени — сентябрь 1916 года — началась активная работа Н. Н. Поликарпова как авиаконструктора. На самолете был установлен двигатель мощностью 120 л. с., максимальная горизонтальная скорость полета у земли составляла 190 км/ч. Этот самолет также не пошел в серию. 12 марта 1917 года поднялся в воздух самолет А. А. Пороховщикова П-IV. После ряда доработок впоследствии он выпускался малой серией. Русскими инженерами были созданы авиационные двигатели, которые не получили практического применения, но были по- своему оригинальны. В 1913 году конструктор Б. Г. Луцкой создал авиационный двигатель мощностью 15 л.с. Рядный шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения ввиду несовершенства не нашел применения и, более того, работы над его улучшением не велись. В 1915—1916 годах на некоторых самолетах был установлен двигатель конструкции инженера В. В. Киреева МРБ-1 мощностью 150 л. с. Русские инженеры, впоследствии видные конструктора и ученые, А. А. Микулин и Б. С. Стечкин, создали в 1916 году авиационный двигатель АМБС (инициалы создателей) мощностью 300 л. с. Особенностью являлось устройство, обеспечивавшее непосредственный впрыск топлива в цилиндры двигателя.
Национальным достоянием, несомненно, были самолеты И. И. Сикорского «Русский витязь» (1913 г.) и «Илья Муромец» (1914 г.). 13 мая 1913 г. — начало летных испытаний первого в мире тяжелого многомоторного самолета-биплана «Русский витязь» — установлен мировой рекорд продолжительности полета. Самолет с пятнадцатью пассажирами пробыл в воздухе 30 мин. 17 июня 1914 г. на самолете «Илья Муромец» с десятью пассажирами совершен рекордный полет продолжительностью 1 час 27 минут на высоте 2000 м».

В 1914 году на этом самолете был осуществлен перелет Петербург— Киев и обратно. Во время Первой мировой войны самолеты «Илья Муромец» имели оборонительное стрелковое вооружение и принимали участие в боевых действиях: летали на бомбометание (в том числе группами), осуществляли фотографирование (в том числе контроль бомбометания), проводили ночные вылеты.

Самолет «Илья Муромец» имел четыре немецких двигателя «Аргус». С начала Первой мировой войны устанавливались моторы союзников России: французские «Сальмсон» и английские «Санбим». Эти двигатели уступали немецким и несколько ухудшили летные качества самолета.

С 1915 года на самолете И. И. Сикорского устанавливались отечественные двигатели РБЗ-6 — «Руссо-Балт», но это были отдельные случаи.

Бомбовая нагрузка «Муромца» была внушительной — 500 кг. На борт самолета можно было брать бомбы массой от 4 до 33 кг. Имелся опыт применения бомбы массой 25 пудов (410 кг). Внутрифюзеляжная подвеска авиабомб была удобной и рациональной, в отличие от наружной подвески, аэродинамические характеристики самолета не ухудшались. Бомбы вначале подвешивались в вертикальном положении, затем при создании новых конструкций замков для подвески бомб — в горизонтальном положении.
Самолет «Илья Муромец» имел современное и мощное оборонительное вооружение. В первоначальном варианте для защиты от самолетов противника устанавливалась 37-мм пушка «Гочкис», затем — ручные пулеметы «Льюис» и «Мадсен». Конструкция фюзеляжа позволяла использовать различные варианты по расположению и числу огневых точек, в частности, позволяла вести прицельный огонь из окон.

До Первой мировой войны летные кадры России готовились за границей, в частности, во Франции. Гордость России — ее авиаторы-первопроходцы.

Одним из выдающихся отечественных летчиков начала века являлся Н. Е. Попов. 28 августа 1909 года журналист Н. Е. Попов был в составе участников экспедиции дирижабля «Америка-2», на котором планировалось достичь Северного полюса. Несмотря на неудачный исход экспедиции, любовь к небу, желание совершать подвиги и открытия окрыляли мужественного и целеустремленного Попова. Пилотское свидетельство под номером 50 Н.Е. Попов получил во Франции, это дало ему право продолжать работать в авиации на профессиональном уровне. Самостоятельный полет он совершил 13 декабря 1909 года и по праву считается первым российским летчиком.

Так же в числе первых российских летчиков Ефимов Михаил Никифорович, Уточкин Сергей Исаевич, Борис Константинович Веллинг, Петр Николаевич Нестеров, Ян Иосифович Нагурский, Арцеулов Константин Константинович.


Первая русская летчица Зверева Лидия Виссарионовна была соратницей летчиков В. В. Слюсаренко (впоследствии стала его женой), П. В. Евсюкова (ее инструктор), К. К. Арцеулова и др. Летному мастерству она обучалась в Гатчинской школе. Большая заслуга Л. В. Зверевой состояла в популяризации авиационного дела в России и в деле производства самолетов в своей стране. Судьба отвела ей непродолжительную жизнь (1890—1916 гг.). Она умерла в Петрограде от тифа.

При выполнении разведывательного полета погиб летчик Е. Р. Шпицберг. Он ушел на фронт добровольцем и достойно выполнил свой гражданский и воинский долг.

Погиб на фронте один из лучших военных летчиков Е. Е. Грузинов. Это он, задолго до В.П. Чкалова, совершил полеты под всеми мостами через Неву.

У немногих наших соотечественников, первых летчиков, судьба сложилась удачно. Большинство из них прожили яркую, но короткую жизнь.

Подготовил Ф. Бакланов

pereklichka.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о