Какие перспективы у российской авиации в XXI веке? Нурсултан Данияр Ербулатович — Девятая олимпиада (2011/12 уч.год) — Архив работ — Каталог статей
Какие перспективы у российской авиации в XXI веке?
Нурсултан Данияр Ербулатович
Республика Казахстан, город Уральск.
План:
1) Введение
2) Перспективные военные самолеты
а) Пак фа
б) Пак да
в) Перспективный многофункциональный перехватчик
г) Витязь-2000
3)Гражданские перспективные самолеты
а) SSJ-100
б) Ту-204СМ
в) Мс-21
г) Ан-148
д) Ан-158
е) Ту-334
4)Перспективные вертолеты
а) Ка-40
б) Ми-62
в) Ми-40/42
г) Ми-31
5) Вывод
6) Источники
Введение:
Человеку свойственно покорять безграничные пространства мироздания. В этом процессе главное разумно, гармонично, ответственно подходить к процессу творения. Важен не только процесс созидания, нужно следовать моральному принципу «Не навреди». Все летательные аппараты российских ученых соответствуют данному принципу.
В 21 веке у российской авиации очень большие перспективы, но перспективы следовательно требуют и очень больших вложений.
Сейчас в России полным ходом испытывается перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Создается перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Так же модернизируются и поступают на вооружение новые виды ЛА.
15 октября 2001 года правительством Российской Федерации была подписана, а в 2002 году начала реализовываться Федеральная целевая программа развития гражданской авиации, рассчитанная до 2015 года. Согласно этой программе, в 2015 году Россия должна занять около 5 % рынка гражданских самолётов и вертолётов мира.
Перспективные самолеты
С 1991 года по наст. Вр. на вооружение РФ поступило:
Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:
Пак фа
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21) — российский многоцелевойистребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50.
Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААПО, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году. В 2013 году должно начаться мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.
Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).
Пак да
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА, ПАК-ДА) — российский стратегическийбомбардировщик нового поколения, разрабатываемый компанией «Туполев». Самолёт не будет являться глубокой модернизацией Ту-160, а будет принципиально новым летательным аппаратом, основанным на принципиально новых решениях. В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКРпо созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По словам командующего дальней авиацией ВВС России Анатолия Жихарева, проект самолета будет утверждён в 2013 году.
В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС самолеты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160.
В 2009 году Министерство Обороны РФ заключило контракт с ОАО «Туполев» на проведение НИОКР по разработке технического облика перспективного самолета ДА.[4] Предполагается, что в первой половине 2012 года должен быть выполнен аванпроект перпективного самолета ДА, по результатам защиты которого будет принято решение о дальнейшем ходе работ.
Некоторые эксперты предполагают следующие летно-технические характеристики ПАК ДА:
Двигатели: 4 х ТРДДФ АЛ-41Ф1
Тяга максимальная: 4 х 15500 кгс
Максимальная взлетная масса: 124000 кг
Масса полезной нагрузки: 24000 кг
Масса топлива: 50000 кг
Крейсерская скорость: 2 М
Дальность перегоночная: 12000 — 15000 км
Перспективный многофункциональный перехватчик
Нынешний ПАК ФА несмотря на то, что является самым большим истребителем в мире ( по сообщениям индийской прессы его полетный вес превысил 35 тонн ) все же являет собой линию развития отечественных «истребителей — бомбардировщиков» ранее представленную МиГ-29 ( максимальный вес — 18840 кг ) и МиГ-21 ( 9400 кг ). Показательно, что прыжок через поколение удваивает максимальный взлетный вес.
Насколько известно, работы над линией «истребителей — перехватчиков» так же ведутся. Форпостом в этом деле, после схода с дистанции ОКБ «МиГ» со своим 1.42, является ОКБ «Сухого». Перспективную машину, способную заменить МИГ-31 для обеспечения финансирования, можно считать ответом на американский «Региональный бомбардировщик».
Многофункциональный перехватчик МФП ( назовем его так, дабы не путать с МФИ девяностых годов), по срокам поступления на вооружение следует отнести к шестому поколению истребителей. Хотя требования к «Поколению — шесть» еще не сложились, уже очевидно, что костяк его составят беспилотные самолеты. Поэтому перспективная машина должна будет обладать всеми необходимыми качествами, как то: взлет и посадка, перехват воздушных и атака наземных целей в полностью автоматическом режиме. Основное же назначение МФП — «вооруженный воздушный командный пункт».
По статистике максимальный взлетный вес нового перехватчика будет сопоставим с МиГ-31М и составит 50 — 55 тонн. Такие масштабы позволят разместить в отсеке не только оружие класса «воздух — воздух», но и ракеты «воздух — земля». Дальность машины позволит без дозаправки сопровождать дальние бомбардировщики и выведет ее в разряд «стратегических систем».
В целях обеспечения полета на малой высоте и короткого взлета — посадки МФП может быть оснащен крылом изменяемой стреловидности.
Рекордный взлетный вес перехватчика потребует и сверхмощных двигателей.
В статье «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации России» упоминается проект нового авиационного мотора который создают «Конструкторское бюро перспективных технологий» (КБПР) входящее в состав фирмы «Салют» и ГУП «Завод им. В.Я. Климова».
Тяга его, как сообщается, составит 25000 кгс. Возможно также, что двигатель будет обладать возможностью изменения степени двухконтруности, хотя это и ведет к усложнению конструкции, но позволит получить выгодные расходы топлива как на дозвуковом так и сверхзвуковом режимах полета.
Несмотря на столь заманчивые перспективы шанс постройки такой крупной машины практически равен нулю, даже часть оборудования созданного в рамках проекта Т-50 ОКБ Сухого которое может быть применено и на МФП не позволит снизить колоссальные ( в рамках бюджета РФ ) расходы потребные для его создания. Стоимость НИОКР может достичь 7.5 — 10 млр. долларов.
Витязь-2000
Проект самолета «Витязь-2000» выполнен ОКБ Мухамедов в период с 1994 по 2000 год.
В отличие от JSF, «Витязь» нацелен на завоевание рынков СНГ, Средней Азии и стран Тихоокеанского региона.
ОКБ Мухамедов было зарегистрировано в ноябре 1993 года как ТОО «Евразия».
Сначала, компания была занята в торговле, но позже инвестировала заработанные деньги в исследования «Составной аэродинамической конфигурации», на которую первый патент был выдан в 1994 году.
БПЛА «Скат» РСК МиГ
Перспективный тяжелый малозаметный боевой БЛА, предназначенный для уничтожения в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами. Взлет и посадка – по-самолетному. БЛА выполняется по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения. Силовая установка – один ТРДД типа РД-5000Б тягой 5040 кгс, комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. Воздухозаборник двигателя размещен вверху носовой части аппарата. Внутри корпуса БЛА оборудованы два отсека боевой нагрузки, внутри которых могут размещаться две ракеты класса «воздух–поверхность» или «воздух– РЛС», либо две корректируемые бомбы калибра 250–500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг. Разработка ББЛА «Скат» ведется РСК «МиГ» с 2005 г. на инициативных началах. В 2007 г. в опытном производстве РСК «МиГ» построен полноразмерный макет, впервые продемонстрированный во время МАКС-2007.
Гражданские перспективные самолеты
15 октября 2001 года правительством Российской Федерации была подписана, а в 2002 году начала реализовываться Федеральная целевая программа развития гражданской авиации, рассчитанная до 2015 года. Согласно этой программе, в 2015 году Россия должна занять около 5 % рынка гражданских самолётов и вертолётов мира.
В 2007 году министр промышленности и торговли России Виктор Христенко заявил, что следует ориентироваться на завоевание 10 % мирового рынка после 2010 года. В конце 2009 года Виктором Христенко были подтверждены ранее поставленные цели, и он заявил, что Россия:
Целевая программа ориентируется на так называемую «нишевую» авиацию, то есть поддержку нескольких наиболее перспективных проектов. В 2008 году Россия имела устойчивые позиции в производстве самолётов-амфибий Бе-200, но их производство в силу особенностей спроса является мелкосерийным. В 2009—2010 годах приоритетными считаются проекты SSJ-100, Ту-204СМ и Ан-148.
SSJ-100
В сотрудничестве с компанией Boeing ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» производит разработку российского регионального авиалайнера Sukhoi SuperJet-100. Первоначальное его название Russian Regional Jet. Это — среднемагистральный самолёт с дальностью полёта 3—4,5 тыс. км и вместимостью от 60 до 100 пассажиров. Проект считается одним из самых перспективных и громких в российском авиастроении. На внутреннем рынкеSSJ должен заменить устаревшие Ту-134 и Як-42. С самого начала рассчитанный на реализацию не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, авиалайнер отвечает всем международным стандартам. Сборкой самолёта занимается авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.
В начале 2007 года прогнозировалось, что к 2010 году будет продано 950 таких самолётов, из них 150 — в России. Тем не менее, в феврале 2010 года портфель заказов на этот самолёт составлял всего 20 единиц, а президент ЗАО «ГСС» Владимир Присяжнюк сообщал, что первый полёт «Сухого», вместо запланированного на конец октября 2007 года, состоялся в мае 2008 года. По этой причине, а также из-за проблем с поставками двигателей производство первой коммерческой партии самолётов было перенесено с ноября 2008 года сначала на конец 2009-го, а потом и на конец 2010 года. Сертификация SSJ ожидалась к середине 2010 года, но немного затянулась.
На этот самолёт Минпромторг России возлагает большие надежды по продвижению его на рынках развитых и развивающихся стран: в Индии, Китае, странах Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокенского региона, где рынок региональных перевозок растёт очень быстро. Прямым конкурентом SSJ стал новый российско-украинский Ан-158 стоимостью $25—30 млн и сроком ожидаемого выхода на рынок в первом квартале 2011 года. По приведённым изданием «Эксперт Online» данным американской компании Forecast International Sukhoi SuperJetможет конкурировать на мировом рынке региональных самолётов благодаря низкой стоимости эксплуатации (на 10—12 % меньше, чем у непосредственных конкурентов — самолётов Bombardier и Embraer), более безопасной системе управления и повышенному комфорту для пассажиров.
Зампредседателя Сибирского отделения (СО) РАН академик Василий Фомин считает главной заслугой КБ «Сухой» не просто создание нового самолёта, а применение новой для России, но распространённой во всём мире цифровой технологии разработки самолётов. Также эта модель самолёта стала первым российским проектом, не основанным на модернизации советских самолётов, а от начала и до конца разработанным в рыночной среде и с учётом её требований.
Маркетологи SSJ полагают, что препятствием для реализации самолёта в России может стать низкая доля годных для его приёма взлётно-посадочных полос (ВПП) — из 328 аэропортов страны SSJ способны принять лишь 56.Но интерес к SSJ проявили не только российские покупатели.


Ту-204СМ
Этот среднемагистральный широкофюзеляжный самолёт является усовершенствованной версией самолётов Ту-204. Она была призвана сменить в авиакомпаниях устаревшие Ту-154. Однако уже в начале 2010 года выведенные из эксплуатации авиакомпанией «Аэрофлот» самолёты этой марки планируется заменить авиалайнерами A320 производства западноевропейской компании Airbus Именно эти самолёты пользовались самым большим спросом у авиакомпаний в 2009 году.
В 2006 году стартовала программа по созданию новой версии самолёта Ту-204, которая могла бы по эксплуатационным характеристикам приблизиться к «аэробусам» семейства A320. Сертификационные испытания новой модели должны пройти в 2010 году. По словам авторов проекта, Ту-204СМ не уступает западным аналогам по эксплуатационным и потребительским свойствам, однако выгодно отличается от них по цене. В 2011 году планировались первые серийные поставки этого авиалайнера, пять из которых заказала авиакомпания Iran Air Tour, но из-за международных санкций в отношении Ирана контракт был заморожен.По оценке аналитика ИК «Финам» Нины Гладковой.
По другим данным, можно говорить о топливной эффективности Ту-204СМ только при полётах на максимальные расстояния, он больше по размеру, чем Boeing 737 и Airbus A319/A320, а в таком случае о полноценной конкуренции с ними говорить не приходится.[60]
С 2011 года планировались первые серийные поставки Ту-204СМ заказчикам. После запуска серийного производства среднемагистрального самолёта нового поколения МС-21 выпуск Ту-204СМ планировалось прекратить. Произойти это должно было после 2020 года. Неожиданные затруднения с реализацией этих планов возникли в 2010 году, с расторжением контракта с основным заказчиком Ту-204СМ, авиакомпанией «Атлант-Союз», из-за чего возникла угроза остановки производства самолёта с 2011 года. Для спасения проекта ОАО «Туполев» обратилось к поставщикам с просьбой снизить цены на комплектующие, но не гарантировало им заказ.
МС-21
Этот проект был назван одним из самых важных в гражданской авиации России ещё в 2006 году, а на 2010—2016 годы он вошёл в число приоритетных направлений.Название самолёта расшифровывается как «Магистральный самолёт XXI века»,это ближне- и среднемагистральный самолёт с дальностью полёта до 5,5 тысяч км и вместимостью от 150 до 212 пассажиров.
Новый самолёт будет иметь несколько модификаций, различающихся числом мест и назначением (от пассажирских до грузовых). Планируется, что авиалайнер МС-21 заменит в авиапарке страны устаревший Ту-154, на который падала основная нагрузка по перевозке пассажиров и грузов. В первый полёт МС-21 должен отправиться в 2014 году, а ввод авиалайнера в эксплуатацию намечен на 2016 год.
Проект самолёта разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с ОАО «Ильюшин» и ОАО «ОКБ им. Яковлева» в расчёте на его конкурентоспособность. По словам представителя «Иркута» Андрея Матвеева, этот самолёт будет лучше, чем его аналоги A320 компании Airbus и «Боинг-737». МС-21 будет иметь более просторный салон, меньшую массу, более экономичный (на 25 %) двигатель и более низкую цену ($35 млн против $55 за Boeing 737—700 и $70—75 млн за A320). В совокупности перечисленные преимущества позволят МС-21 конкурировать с авиалайнерами западного производства. Как сказал Андрей Матвеев,
Мы амбициозны, но не настолько, чтобы занять весь рынок среднемагистральных самолётов. Нам будет достаточно половины российского рынка и 10 % мирового.
Не исключает появление новых конкурентов — российских среднемагистральных самолётов — и компания «Боинг». Планируется сохранение конкурентоспособности МС-21 до 2028 года как на внутреннем, так и на международном рынке.
В 2010 году были законтрактованы 50 самолётов для Малайзии, 50 самолётов для ГК «Ростехонлогии».«Ростехнологии» одновременно подписали договор на поставку 50 единиц Boeing-737 и опцион на 35 единицBoeing-737 Next Generation.
Ан-148
Это семейство региональных и ближнемагистральных пассажирских, грузопассажирских и грузовых самолётов, совместная разработка России и Украины, в которой также принимают участие западноевропейские и американские компании. В первый полёт Ан-148 отправился 17 декабря 2004 года. В 2005 году он прошёл испытания при низких и высоких температурах, в условиях высокогорья.В 2009 году были изготовлены первые три самолёта для ГТК «Россия» и для внутренних украинских авиалиний.
Ан-148 Минпромторг намерен продвигать на рынках развивающихся стран, поскольку он не слишком требователен к качеству взлётно-посадочных полос: они могут быть грунтовыми или иметь искусственное покрытие. При этом самолёт обеспечивает максимальный комфорт пассажирам и экипажу, имеет низкий уровень шума.Ан-148 рассматривается в качестве достойного конкурента таким зарубежным аналогам как бразильский Embraer-175 и канадский Bombardier CRJ 705.
В 2009 году президент Боливии Эво Моралес в качестве нового президентского самолёта выбрал Ан-148. В пакет вместе с контрактом на поставку было включено также и соглашение о создании в Боливии сервис-центра по обслуживанию гражданских самолётов российского производства, эксплуатируемых в Латинской Америке. На 10 марта 2010 года своё намерение приобрести Ан-148 высказали Индия, Куба, Сирия, Мьянма (Бирма), КНДР, Бангладеш и др. Всего в портфеле заказов — свыше 100 самолётов этой марки (как грузовых, так и пассажирских).

Ан-158
Ан-158 (Ан-148-100) — украинский ближнемагистральный пассажирский самолёт, дальнейшее развитие модели Ан-148, рассчитанный на перевозку 99 пассажиров в туристическом классе или 86 (12+74) в двухклассной модификации. Представлен 21 апреля 2010 в г. Киеве. Первый полёт Ан-158 состоялся 28 апреля 2010 года с аэродорома ДП «Антонов». Сертификация завершилась 28 февраля 2011 года. В отличие от Ан-148 в модели Ан-158 выполнена вставка в фюзеляже длиной 1 700 мм, уменьшен расход топлива и в целом улучшена экономичность самолёта, рассчитанного на перевозку от 86 до 99 пассажиров с крейсерской скоростью 850 км/час на расстояние до 2 500 км. По словам генерального конструктора КБ Антонов Дмитрия Кивы, цена одного Ан-158 составляет от 25 до 30 млн долларов США в зависимости от комплектации.

Ту-334
Ту-334 — ближнемагистральный турбореактивный самолёт, рассчитанный на 102 места. Его первый полёт состоялся 8 февраля 1999 года. Несмотря на то, что Ту-334 обладал высокими аэродинамическими и эксплуатационными качествами, он так и не был запущен в серийное производство.
На основе Ту-334 планировалось создать бизнес-джет, но в связи с экономическим кризисом 2008—2009 годов спрос на такие самолёты в мире упал, и запуск производства третьего регионального самолёта был признан неразумным.
В 2010 году российской авиационной промышленностью выпускались и разрабатывались следующие виды гражданских самолётов:
Перспективные вертолеты
Перспективный палубный вертолет Ка-40.
Уже несколько лет в Люберцах на ВНТК им Н.И.Камова ведутся работы по созданию перспективного палубного вертолета Ка-40.
Вертолет выполнен по традиционной для фирмы Камов соосной схеме с двумя несущими винтами противоположного вращения. Применение соосной схемы позволяет уменьшить габаритные размеры, что очень важно для вертолетов корабельного базирования.
На Ка-40 планируется поставить два новых ГТД ТВа-3000 взлетной мощностью по 1864 кВт ( ГТД ТВЗ-117, установленные на Ка-27, имеют взлетную мощность по 1641кВт ). Важнейшим преимуществом ГТД ТВа-3000 является возможность развивать чрезвычайную мощность 2796 кВт за 30 с, что особенно важно в случае аварийной посадки. Нормальная взлетная масса составит 12-13 т, а максимальная взлетная 14-15 т.
По сравнению с Ка-27, новый корабельный вертолет будет более экономичным и надежным. Его предполагают оснастить более совершенным бортовым цифровым электронным оборудованием и вооружением. Применение новой бортовой электроники позволит вертолету Ка-40 действовать в сложных метеоусловиях и ночью. Вертолет Ка-40 предназначен для действий против подводных лодок, в качестве поисково-спасательного, разведывательного и целеуказания для загоризонтного наведения управляемых ракет.
Несмотря на недостаточное финансирование, ВМФ крайне заинтересован в новом высокоэффективном корабельном вертолете, в частности, из-за необходимости компенсировать значительное уменьшение количества противолодочных вертолетов вследствие вывода из состава флота авианесущих крейсеров. Однако все тот же хронический недостаток средств пока не позволяет назвать сроки окончания работ по созданию перспективной машины.
Известно также, что данная машина построена по модульному принципу, аналогично вертолету Ка-26.
Многоцелевой вертолёт Ка-62
Вертолет Ка-62 является первым вертолетом АООТ «Камов», выполненным по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Разработка вертолета началась в 1990 г. под руководством генерального конструктора С.В. Михеева в инициативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания. Специально для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения разработаны ГТД нового поколения РД-600, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД. Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500 кг на внешней подвеске или 15-16 пассажиров в кабине. Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на авиационно-космической выставке МАКС-95 в г. Жуковском.
Перспективный многоцелевой вертолет Ми-40/42.
На выставке «Мосаэрошоу-92» в павильоне ММЗ им. М.Л.Миля была представлен рисунок перспективного вертолета — боевой машины пехоты Ми-40, создаваемого на базе несущей схемы и силовой установки боевого вертолета Ми-28. Вертолет Ми-40 предназначен для оснащения аэромобильных частей сил быстрого развертывания и оснащен встроенной пушкой калибра 23 мм, смонтированной в носовой дистанционно управляемой турельной установке нового типа, имеющей увеличенный сектор обстрела. Кроме того, вертолет предполагается вооружить перспективными ПТУР и НАР.
БРЭО вертолета обеспечивает его эффективное боевое применение в сложных метеоусловиях и ночью.
Десант из 8 -10 человек размещается в фюзеляже и может вести огонь по наземным целям из штатного оружия.
Вертолетная боевая машина пехоты ( ВБМП ) Ми-40 развивает концепцию всемирно известного транспортно — боевого вертолета Ми-24. На Ми-40 используется всепогодный всесуточный прицельно — пилотажно — навигационный комплекс.
характеристики Ми-40:
нормальная взлетная масса 10400 / 11000 кг
максимальная взлетная масса 11500 / 11900 кг
вес пустого / 8170 кг
максимальная скорость 295 / свыше 300 км/ч
статический потолок 3600 м
практическая дальность 460 км
Проект Ми-42 как бы продолжает собой линию развития Ми-24 — Ми-40, но на новом техническом уровне и с применением перспективных технологий.
Ми-31
Легкий разведовательно — ударный вертолет Ми-31.
Еще в 1988 году ходили слухи о перспективном легком вертолете фирмы «Ми».
Косвенно работы в этой области подтверждаются многочисленными публикациями по теме LHX в специальных авиационных изданиях в конце восьмидесятых годов .
Существование этого проекта до сих пор не подтверждено.
Предположительно это одноместная машина, в целом аналог американского LHX RAH-66.
По схеме вероятно подобна Ми-42, катапультируемое кресло пилота, электро- дистанционная система управления, убирающееся шасси, четырехлопастной несущий винт.
Характеристики:
диаметр несущего винта 12 м
полная длина 16 м
взлетный вес
максимальный 5600 кг
нормальный 5200 кг
нагрузка около 2000 кг
максимальная скорость до 370 км/ч
дальность полета 500 км
вооружение состоит из 30 мм пушки, ПТУР и ракет «воздух-воздух» малой дальности.
Не исключено, что легенда о Ми-31 базируется на реальном проекте Ми-36.
1. После распада СССР, вслед за политическими и экономическими потрясениями, все отрасли авиационной промышленности в России постепенно пришли в резкий упадок. В сложившейся ситуации рыночной экономики авиационной промышленности пришлось адаптироваться к новым условиям, оценить новые реалии:
2.Как видно из доклада перспектив у российской авиации очень много, только нужно финансирование и помощь от государства.
3.В докладе я описал проекты которые реализовались, а нереализованных проектов еще больше, особенно в военной промышленности. Многие проекты выжили благодаря экспортным контрактам. В гражданской промышленности основная проблема состоит в малосерийности и недостаточности финансирования.
4. Все рассмотренные проекты являются перспективными, актуальными. Особенно хотелось бы отметить проекты Пак фа и Пак да, они являются революционными проектами в авиации, потому что несут в себе много новых открытий. Это самолеты, не созданные на базе старых проектов, а совершенно новые.
1. Wikipedia.ru
2. www.airwar.ru
3. www.avis.ucoz.kz
4. www.paralay.com
5. www.avia.ru
6. ОАО «Компания «Сухой». Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
8. Самолеты ОКБ Туполева. (Николай Якубович)
olymp.as-club.ru
ПАК ТА — проект тяжёлого транспортного самолёта
2014 г.
Первоначальные сообщения о Перспективном Авиационном Комплексе Транспортной Авиации
Согласно планам Военно-промышленной комиссии при правительстве России, к 2024 году российская армия должна получить 80 единиц новых тяжелых транспортных самолётов ПАК ТА (Перспективный Авиационный Комплекс Транспортной Авиации), которые, летая на гиперзвуковых скоростях, смогут достичь любой точки земного шара приблизительно за семь часов. Согласно заявленной спецификации, самолёт ПАК ТА будет способен летать на скорости до 2000 километров в час, иметь дальность полета до 7 тысяч километров и поднимать в воздух груз, весом до 200 тонн. Флот из таких транспортных самолетов будет способен в случае необходимости осуществить быструю переброску «бронированного кулака» из 400 суперсовременных танков «Армата» с полным боекомплектом и со всеми сопутствующими службами. Основной задачей транспортников ПАК ТА станет транспортировка военной техники различных типов, включая не только танки «Армата», но и самоходных артиллерийских орудий, зенитных ракетных комплексов, установок запуска ракет тактического назначения, систем залпового огня и противотанковых боевых машин типа Спрут-СД.
Самолеты ПАК-ТА будут иметь многоуровневую палубу, снабженную системой автоматической погрузки и разгрузки, кроме этого, они будут способны сбрасывать на парашютах любую технику и солдат воздушно-десантных войск.
Однако уже весной 2015 года в СМИ стали появляться сообщения следующего содержания:
Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА) получил новое название — Ил-106. Грузоподъёмность машины будет достигать 80−100 тонн, первый полёт планируется в 2024 году. В перспективе Ил-106 должен будет заменить транспортники Ан-124 «Руслан» и Ил-76.
Предполагаемый концептуальный внешний вид будущего самолётаВоенные грузовые транспортные самолёт ПАК-ТА, будут разрабатываться специалистами Авиационного комплекса имени С.В.Ильюшина, а базой для нового проекта может в этом случае стать проект самолёта Ил-106, грузоподъёмностью 80 тонн, который выиграл правительственный тендер в конце 1980-х годов, но который был заброшен после развала Советского Союза.
Август 2015 г.
Сообщения в СМИ о Перспективном Авиационном Комплексе Транспортной Авиации
Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА) получит название Ил-106. Об этом сообщил ТАСС генеральный конструктор «Авиационного комплекса имени Ильюшина» Николай Таликов.
«Мы сделали технический проект, сейчас предлагаем его заказчику — Минобороны РФ. Заказчик своё видение этого самолёта и его характеристики выдал, мы видим, что они совпадают с нашим предложением. Пока идут переговоры, и когда они пройдут, мы сможем что-нибудь сказать по срокам», — добавил генконструктор «Ильюшина».
Грузоподъёмность машины составит 80-100 тонн. Н.Таликов отметил, что самолёт будет построен по традиционной схеме, а не по схеме несущего фюзеляжа. О возможности применения несущего фюзеляжа 14 августа 2015 года сообщал глава «Ильюшина» Юрий Юдин, однако отметил, что это лишь один из рассматриваемых вариантов.
Проект транспортного самолёта Ил-106 (1987 г.)В декабре 2015 года в интервью журналу «Взлёт» Николай Таликов сообщил подробности о развитии проекта ПАК ТА: «Предполагается, что это будет широкофюзеляжный самолёт-высокоплан с кормовой рампой и взлётной массой порядка 250 т. В качестве силовой установки первого этапа рассматриваются четыре двигателя ПС-90А1 тягой по 17,4 тс с перспективой их замены на ТРДД нового поколения с большей тягой. Но в конечном итоге нам нужен двигатель тягой 35–40 тс, чтобы их было на самолёте всего два. Вопрос создания в России такого двигателя актуален не только для военно-транспортных самолётов, но и для гражданских – перспективных дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров. Считаю, что для создания единой силовой установки для перспективных самолётов такого класса целесообразно объединение ресурсов ОДК и ОАК. О своей готовности начать работы по двигателям подобной тяги уже заявили и в пермском «Авиадвигателе», и в самарском «Кузнецове»».
Здесь следует отметить, что в России опыта создания двигателя с тягой 35-40 тонн нет. Определенную надежду внушает то, что в нашей стране создан двигатель ПД-14 в классе тяги 14 тонн. Хотя он совершенно иного класса, технологии, которые в нём применяются, могут быть использованы и при создании двигателя для тяжёлого военно-транспортного самолёта. Согласно опыту мирового самолётостроения, выполнение такого проекта может растянуться лет на десять.
В пятницу 15 апреля 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на III съезде авиапроизводителей России в Жуковском сообщил, что в интересах Минобороны РФ будет разработан сверхтяжёлый военно-транспортный самолёт класса «Руслан».
«Думаю, в ближайшее время нам с вами придется серьезно поработать над перспективным авиационным комплексом, я имею в виду сверхтяжелый транспортный самолет. Нам придется думать с вами, как создать в интересах, прежде всего, Минобороны, да и гражданского рынка, востребованный самолёт», — сказал Борисов.
В годовом отчёте ОАК за 2015 год ПАК ТА проходит под обозначением ПТС — перспективный транспортный самолёт, его первая поставка предполагается 2025 году. Максимальная грузоподъёмность воздушных судов составит в разных модификациях 80 тонн, 160 тонн и 240 тонн.
20 июня 2016 года управляющий директор АО «Авиастар-СП» Андрей Капустин сообщил РИА Новости, что в Ульяновске могут заняться производством нового грузового самолёта вместо Ан-124 «Руслан». Капустин отметил, что рассматриваются разные варианты по строительству совершенного нового российского транспортного самолёта, но пока проект находится в стадии разработки. О каком именно самолёте идёт речь, не уточнялось.
Руководитель ульяновского авиазавода отметил, что перспективы возобновления производства Ан-124 практически отсутствуют. Главная причина — это проблемы во взаимодействии со специалистами из Украины. Конструкторское бюро «Антонов», которое является разработчиком самолёта, находится в Киеве. Кроме того, сейчас уже не производятся установленные на самолёте двигатели Д-18Т разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс».
Очевидно, что вопрос замены «Русланов» возник не на пустом месте. Серийное производство самолётов было прекращено в 2004 году, и в настоящее время завод «Авиастар-СП» проводит только модернизацию этих машин. Операция российских ВКС в Сирии показала, насколько востребованы тяжёлые транспортные самолёты. В частности именно Ан-124 доставил на авиабазу Хмеймим ЗРК С-400 после уничтожения турецким F-16 нашего Су-24М, кроме того именно «Русланы» дают возможность перебрасывать большое количество войск и технику на большие расстояния во время внезапных проверок боеготовности российской армии.
По состоянию на 2016 год в ВКС России находилось 9 Ан-124, ресурс которых уже близок к исчерпанию. 12 машин эксплуатируются в авиакомпании «Волга-Днепр», все 12 самолётов находятся под залогом у Сбербанка. В тоже время, авиакомпания, переживающая серьёзные финансовые затруднения, планирует во время авиакосмического салона Фарнборо-2016 подписать контракт с Boeing на закупку 20 лайнеров Boeing 747-8 на сумму 4 миллиарда долларов. В случае финансовых проблем авиакомпания может потерять самолёты как «Русланы», так и Боинги, которые собирается приобрести. По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова, власти не должны пускать данную ситуацию на самотёк и подумать о потенциальном выкупе Ан-124 у компании «Волга-Днепр» в пользу Министерства обороны России, в том числе в счёт погашения долгов перед Сбербанком.
У всех действующих «Русланов» ресурс разный — в гражданской авиации он меньше, в воинских частях из-за менее интенсивного использования и недавней модернизации — больше, но можно говорить о том, что летать они будут ещё около 15 лет.
Таким образом возникает главный вопрос: успеют ли авиапроизводители создать новый сверхтяжёлый транспортный самолёт к тому моменту, когда в авиачастях и авиакомпаниях больше не останется «Русланов»? Ответа на него пока никто дать не может.
По мнению эксперта портала Aviation Explorer Владимира Карнозова, Авиационный комплекс им. Ильюшина имеет план создания перспективной авиатехники, согласно которому работы будут вестись в следующем порядке: сначала проект Ил-76МД-90А, потом Ил-112В, затем Ил-214, а уже затем — тяжёлый военно-транспортный самолёт, вероятно Ил-106. Это означает, что создание нового сверхтяжёлого самолёта начнётся лишь в следующем десятилетии, и даже к 2024 году эта машина не будет готова к серийному производству.
На форуме «Армия-2016» генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин подтвердил мнение эксперта и рассказал, что облик ПАК ТА ещё не определён, также не определены грузоподъёмность и габариты ВС, его должно определить Минобороны РФ как заказчик самолёта. Научно-исследовательские работы должны начаться в 2017 году. ПАК ТА не будет повторять «Руслан», т.к. этот самолёт с большой дальностью полёта (7500 км) создавался для предполагаемого глобального конфликта. Сейчас военным предлагается два варианта самолёта грузоподъёмностью 80 и 120 тонн и, вероятно, с меньшей дальностью полёта. ПАК ТА может быть оснащен ракетно-бомбовым вооружением.
В ОКБ им. Ильюшина обозначили несколько основных требований к ПАК ТА — самолёт должен взлетать с грунтовых полос, должен быть неприхотливым и универсальным, иметь возможность обслуживания в неподготовленных местах силами экипажа.
Если проектирование самолёта начнётся в 2017 году, то серийное производство может быть запущено не ранее 2027 года. До полноценного серийного производства необходимо не менее десяти лет — это мировая практика.
При этом ещё не решён вопрос о двигателе для нового самолёта. На сегодняшний день в России есть двигатель ПС-90А1 с тягой 17,4 тонны, но для ПАК ТА нужен другой двигатель. Объединенная двигателестроительная корпорация уже приступила к разработке двигателя с тягой 32 тонны, однако его разработка займёт также не менее 10 лет. Вариант военно-транспортного самолёта, известного как проект Ил-106, изначально проектировался под двигатели НК-92, которые сегодня в России не производятся.
Дополнено 25 июня 2019 года.
Конструкторское бюро имени Ильюшина начинает разработку перспективного авиационного комплекса военной транспортной авиации (ПАК ВТА). Об этом в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор компании Юрий Грудинин.«Изучаем и советский, и мировой опыт, чтобы подойти к эскизному проектированию системно. Будет ли в его основе Ил-106, или это будет совершенно новый оригинальный проект, определит результат данной работы и наш заказчик — Министерство обороны», — сказал он в преддверии форума «Армия-2019».
Андрей Величко,
декабрь 2015 — сентябрь 2016
При подготовке были использованы следующие источники:
- РИА Новости
- Lenta.ru
- Отчёт ОАК за 2015 год (http://uacrussia.ru/upload/iblock/fe7/fe77d9e75b108cb307d40b0fb0373b2d.pdf)
- ТАСС (http://tass.ru/armiya-i-opk/3600028)
- ТРК «Звезда»
- Aviation Explorer (www.aex.ru)
- Вести. Экономика (Вести.ру, ВГТРК)
- ИА «Оружие России»
- Википедия
aviation21.ru
Перспективы морской авиации России | Армейский вестник

Военно-морской флот исторически отличается более высоким политическим значением по сравнению с другими видами Вооруженных сил, приближаясь по этому показателю к порождению новейшего времени – стратегическим ядерным силам. За процессами перевооружения флота и его реорганизации в этой связи пристально следят во всех крупных державах — и Россия здесь не исключение. Развитие морской авиации, важнейшей составляющей флотов во всем мире, может сказать о военных планах государства гораздо больше, чем многие иные процессы.
Испытания Ка-52 на БПК СФ «Вице-адмирал Кулаков»
Российская морская авиация в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования, когда от грозной силы в несколько сотен самолетов и вертолетов различных классов остались считанные десятки машин в составе разрозненных частей с неясным будущим. Возрождение морской авиации сегодня начинается в значительной мере с нуля, и до приведения ее в нормальное состояние предстоит пройти еще долгий путь.
В 2011 году российская морская авиация практически полностью лишилась ударной составляющей — ее бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, истребители МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, а также часть транспортных самолетов были переданы ВВС. Исключением стали лишь бомбардировщики Су-24 из состава авиации Черноморского флота, оставшиеся в подчинении ВМФ в связи с тем, что соглашения между Россией и Украиной допускали базирование в Крыму лишь авиации ВМФ, но не ВВС России.
Помимо эскадрильи черноморских Су-24 в составе авиации флота остались противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, гидросамолеты Бе-12, палубные истребители Су-33, штурмовики Су-25, палубные вертолеты Ка-27 и некоторое количество транспортных самолетов и вертолетов.
Российский авианосец: пора переходить к делу
Изъятие ударных сил из состава морской авиации было вызвано стремлением упростить управление и содержание соответствующих частей и соединений, а также их очень плохим состоянием ввиду хронического недофинансирования — так, из нескольких десятков ракетоносцев Ту-22М3 выполнять боевые задачи могли не более десяти машин.
В плачевном состоянии находилась и палубная авиация: единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» с авиагруппой в составе полутора десятков Су-33 советской постройки, нескольких учебных самолетов Су-25УТГ и вертолетов выходил в море достаточно редко, а перспективы обновления парка палубной авиации были более чем туманными. В подобном состоянии речь могла идти скорее о ликвидации морской авиации как рода сил ВМФ, чем о каких-либо перспективах.
Палубная авиация: новая надежда
Перспективы серьезных изменений забрезжили после того, как в 2011 году был заключен контракт на постройку для ВМФ России универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Получение даже двух таких кораблей предполагает серьезную модернизацию имеющегося вертолетного парка флота и постройку новых машин.
Главной новинкой стали палубные ударные вертолеты Ка-52К, предназначенные для поддержки морской пехоты и частей спецназа при действиях на берегу. Кроме того, они смогут поражать и надводные цели. В настоящее время проходят испытания этого типа вертолета. 8 февраля 2014 года был подписан контракт на поставку для ВМФ России 16 Ка-52К.
Российский истребитель 5 поколения
Вслед за обновлением парка вертолетов (выраженном в том числе и в поступлении на флот модернизированных противолодочных Ка-27М с цифровой аппаратурой) наступила очередь модернизации авиакрыла единственного российского авианосца. Помимо капитального ремонта остающихся в строю Су-33, которые смогут после этого эксплуатироваться до середины-конца 2020-х годов, «Адмирал Кузнецов» должен получить новые палубные истребители МиГ-29К. В результате, его авиакрыло будет включать 12-16 истребителей Су-33 и 24 МиГ-29К, что значительно повысит возможности авианосца, приблизив состав его авиагруппы к изначально запланированному еще в 1980-х годах.
В качестве более далекой перспективы рассматривается перспективный палубный истребитель пятого поколения, создаваемый в рамках программы ПАК КА – перспективного авиационного комплекса корабельной авиации. Предполагается, что эта машина будет представлять собой флотскую версию «сухопутного» истребителя пятого поколения Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году, и в настоящее время проходящего испытания.
Появление нового палубника возможно в первой половине 2020-х годов, и он должен будет заменить Су-33 на капитально отремонтированном «Адмирале Кузнецове», а также составить основу авиакрыла нового российского авианосца, проект которого в настоящее время разрабатывается.
После Крыма: возвращение ударной мощи
В 2014 году планы развития вооруженных сил в целом и ВМФ в частности пришлось серьезно корректировать с учетом изменения обстановки: воссоединение с Крымом сильно изменило обстановку не только на юго-западных рубежах России, но и в мире. Изменения затронули и морскую авиацию. В частности, в ее состав вернутся ударные силы. Эти планы обсуждались еще до крымских событий, но они стали катализатором процесса.
В ближайшие несколько лет флот получит многоцелевые истребители Су-30СМ, которые могут обеспечить эффективную поддержку боевым кораблям как на морских театрах (в Черном, Японском, Балтийском морях), так и увеличить радиус авиационной поддержки на океанских ТВД, действуя с баз на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.
Многофункциональный истребитель Су-30СМ
Ожидается, что до конца 2015 года будет подписан контракт на поставку 50 истребителей этого типа для ВМФ России, в дальнейшем возможно увеличение этого числа. Су-30СМ поставляются также для ВВС (60 самолетов по двум действующим контрактам).
Обновление затронет также и противолодочную авиацию, круг задач которой значительно расширится. В большинстве развитых стран по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования противолодочные самолеты в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Яркий пример представляют собой модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.
В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.
Подобная модернизация уже идет и на российских противолодочных машинах – первый Ил-38Н передан флоту 15 июля 2014 года. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 28 Ил-38, которые планируется модернизировать, явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса. При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.
Проект гидросамолета A-42PE
Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.
Прежде всего, речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос». Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях.
О планах по закупке А-42 военное ведомство уже объявляло. В частности, в 2008 году сообщалось о намерении закупить к 2010 году четырех таких самолетов в поисково-спасательном варианте, а затем перейти и к закупкам многоцелевых машин, способных нести вооружение. Однако пока эти планы не реализованы.
По мнению экс-командующего ВВС и ПВО военно-морского флота генерал-лейтенанта Валерия Уварова, ВМФ России хватило бы 15-20 новых гидросамолетов, чтобы покрыть потребности в поисково-спасательных машинах и значительно усилить парк противолодочной авиации. Говорить о полной замене старых машин на А-42 вряд ли можно – с учетом состояния Таганрогского завода, где производятся эти машины, а также меньший по размерам Бе-200, закупаемый МЧС, выполнение заказа хотя бы на 40 таких машин может занять около 20 лет.
Еще один вариант, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, – это закупка самолетов Ту-214П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204/214, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.
Десантный корабль «Мистраль»
Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за десять лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных прежде всего на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ.
Наконец, поддержать авиационную группировку в ближней зоне можно заказом самолетов Ил-114 в патрульной модификации. Такие машины могут вполне эффективно обеспечить патрулирование на закрытых морских театрах, высвободив модернизированные Ил-38Н и, в случае их заказа, Ту-214П, для океанских ТВД.
***
Оценивая перспективы изменений морской авиации в целом, можно сказать, что ключевой задачей этого рода сил ВМФ остается обеспечение возможностей флота по защите собственных морских рубежей. Тем не менее, определенное внимание возможностям проекции силы также уделяется — модернизация авиакрыла «Адмирала Кузнецова», планируемый капитальный ремонт самого авианосца, строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль» позволит ВМФ сформировать ядро сил, способных вести локальные операции на большом удалении от баз с полноценной авиационной поддержкой. Дальнейшее увеличение таких возможностей зависит в первую очередь от перспектив экономического развития страны.
/Илья Крамник, russiancouncil.ru/
army-news.ru
Перспективные проекты стратегических бомбардировщиков разных стран
Важнейшей составляющей стратегических ядерных сил и ударной авиации являются дальние стратегические бомбардировщики-ракетоносцы. Подобная техника состоит на вооружении нескольких стран и служит их интересам. При этом число эксплуатантов дальних бомбардировщиков в последние десятилетия значительно сократилось. В силу разных причин ряд стран изменил свои взгляды на роль подобной техники и отказался от нее в пользу иных ударных самолетов. В результате на данный момент разработкой перспективных стратегических бомбардировщиков занимаются лишь три страны в мире.Сложность и специфика боевого применения стратегических бомбардировщиков привела к тому, что на данный момент подобная техника используется и разрабатывается только Россией, Соединенными Штатами и Китаем. Прочие государства, имевшие подобную технику на вооружении, отказалась от нее. Несмотря на имеющиеся в мире тенденции, российские, американские и китайские военно-воздушные силы продолжают эксплуатацию таких самолетов. Кроме того, ведутся работы по созданию новых дальних бомбардировщиков, призванных заменить существующую технику. Рассмотрим новые проекты в этой области.
Россия – ПАК ДА
Планы российского военного ведомства подразумевают ремонт и модернизацию имеющейся техники, которая позволит продолжать ее эксплуатацию. Также дан старт разработке совершенно нового самолета с требуемыми характеристиками. В отдаленной перспективе эта машина должна будет дополнить, а затем и заменить часть существующей техники. Новый отечественный проект известен под названием «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА).

Предполагаемый облик ПАК ДА. Фото Militaryrussia.ru
Возможность создания нового дальнего бомбардировщика и облик такой машины рассматривались достаточно давно, но до определенного времени эти работы не имели никаких перспектив. Лишь в 2007-2008 годах началась подготовка к будущей разработке проекта, получившего условное обозначение ПАК ДА. Изначально планировалось, что первый самолет нового типа будет построен к середине десятых годов, а через несколько лет начнется его эксплуатация. В дальнейшем сроки завершения работ неоднократно корректировались.
Из сообщений официальных лиц следует, что до 2013 года авиационная промышленность занималась формированием принципиального облика перспективного самолета. Вскоре планировалось начать разработку проекта с определением всех необходимых особенностей конструкции. На тот момент планы подразумевали начало серийного производства в начале двадцатых годов. Кроме того, раскрывались некоторые подробности технического облика новой машины.
Утверждалось, что новый стратегический бомбардировщик ПАК ДА будет дозвуковым. Кроме того, официальные лица говорили о превосходстве этой машины над существующим Ту-160 в части веса и возможностей боевой нагрузки. Подобная информация о проекте могла быть дополнительным доказательством в пользу одной из распространенных версий о возможном облике самолета. Существует распространенная версия, что ПАК ДА будет строиться по схеме «летающее крыло», что даст ему определенные преимущества перед иной техникой. В первую очередь, такая архитектура позволяет увеличить внутренние объемы конструкции, обеспечив рост полезной нагрузки и запаса топлива. Кроме того, появляется возможность снизить заметность для средств обнаружения противника.
На основе опубликованных данных и различных оценок появилось предположение о возможности создания самолета с взлетным весом не более 150 т и полезной нагрузкой не менее 30 т. Для обеспечения требуемых летных характеристик, подразумевающих возможность длительного крейсерского полета на дозвуковых скоростях, самолет может получить до четырех двигателей тягой порядка 15-20 т.
В середине 2015 года стало известно, что заказчик и специалисты промышленности завершили предварительные работы по двигателю для ПАК ДА, после чего был подписан контракт на эскизное проектирование требуемого изделия. Эскизный проект двигателя требовалось представить до конца года. Примерные характеристики этой системы, однако, не назывались.
Максимальная скорость новой машины может оцениваться в 1000-1100 км/ч при возможности крейсерского полета на меньших скоростях. Дальность действия должна будет превышать 11-12 тыс. км. Как и другие отечественные дальние бомбардировщики, ПАК ДА должен будет получить систему дозаправки в полете, способную значительно увеличить дальность полета.
Есть основания считать, что ПАК ДА сможет нести некоторые системы вооружения, уже используемые дальней авиацией. Так, возможно сохранение возможности использования крылатых ракет воздушного базирования семейства Х-55, а также применения новых Х-101. Ранее утверждалось, что в рамках новой программы планируется создать новые образцы высокоточного управляемого вооружения классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Сообщалось об определенном прогрессе в деле создания таких систем.
Ввиду многочисленных сложностей, сопровождающих создание всех новых проектов, сроки реализации программы ПАК ДА неоднократно смещались. Так, во время начала предварительных работ утверждалось, что первый полет опытного самолета состоится в 2015 году. В дальнейшем эти сроки неоднократно переносились. По последним сообщениям, относящимся к прошлому году, первый испытательный полет новой машины должен состояться в 2019 году. К 2023 году планируется завершить испытания и начать серийное производство техники. Кроме того, упоминалось, что в 2023-24 годах должен состояться первый полет бомбардировщика, оснащенного штатными двигателями.
По последним сообщениям, разработка проекта ПАК ДА продолжается. В работах заняты фирма «Туполев» и ряд других научных и конструкторских организаций авиационной промышленности. На данный момент военные и подрядчики соблюдают секретность и не спешат раскрывать подробности нового проекта. Как следствие, множество вопросов пока остается без ответа, что провоцирует появление различных предположений, прогнозов и т.д.
До запланированной даты первого полета бомбардировщика ПАК ДА осталось около трех лет. Это может означать, что проектирование успешно продвигается вперед и приближает момент начала строительства самолета-прототипа. Соответственно, приближается и возможное оглашение основной информации о проекте, которое закроет некоторые имеющиеся вопросы, однако станет поводом для новых споров и обсуждений.
По причине отсутствия частых сообщений о ходе проекта ПАК ДА и его технических подробностях пока остается только ждать новости и надеяться, что разработка нового стратегического бомбардировщика не столкнется с новыми проблемами, которые смогут привести к очередному изменению графика. На данный момент, напомним, первый полет опытного самолета запланирован на конец текущего десятилетия, а к середине двадцатых годов ВВС начнут освоение серийной техники.
США – B-21
Американский проект создания нового дальнего бомбардировщика стартовал еще в середине двухтысячных годов, однако до сих пор не привел к появлению новой техники. За это время проект успел сменить несколько наименований: Bomber 2018 (по году предполагаемого первого полета), Next-Generation Bomber (NGB) и, наконец, Long-Range Strike – Bomber (LRS-B). Под последним названием проект дошел до стадии выбора организации-разработчика и, вероятно, будет доведен до требуемого серийного производства с последующими поставками техники военно-воздушным силам.

Единственное официальное изображение Northrop Grumman B-21. Фото Wikimedia Commons
За время существования проекта были выпущены требования к новым самолетам, которые неоднократно претерпевали те или иные изменения. По имеющимся данным, корректировались отдельные пункты требований, тогда как основные особенности технического задания оставались без изменений. В соответствии с последней версией технического задания, выпущенной несколько лет назад, компании-подрядчики должны были создать свои варианты предварительных проектов, которые в дальнейшем требовалось представить на рассмотрение заказчику.
Желание участвовать в новой программе выразили два разработчика. Один из вариантов проекта LRS-B должна была разработать компания Northrop Grumman, а второй создавался совместными усилиями фирм Boeing и Lockheed Martin. В требуемые сроки они выполнили предварительное проектирование и представили необходимую документацию Пентагону для сравнения и выбора разработчика полноценного проекта.
Решение комиссии, ответственной за выбор фирмы-подрядчика, изначально планировалось огласить во втором квартале 2015 года. Тем не менее, это событие несколько раз переносилось по тем или иным причинам. Лишь в конце октября 2015 года ВВС США объявили о выборе победителя конкурса. Контракт на разработку перспективного бомбардировщика решили отдать компании Northrop Grumman. Через несколько дней после объявления такого решения Boeing и Lockheed Martin подали протест, однако в феврале 2016-го он был отклонен, а специалисты «Нортроп-Грумман» получили возможность продолжать работу без каких-либо затруднений, связанных с действиями третьих лиц и организаций.
Несколько месяцев назад было объявлено обозначение нового самолета. Результат программы LRS-B получит официальное обозначение B-21. Кроме того, в конце сентября должны быть объявлены итоги конкурса по выбору имени проекта. Предлагаются различные названия, но пока военные не определились с выбором.
Первый контракт Пентагона и Northrop Grumman оговаривает разработку полноценного проекта с дальнейшим строительством и испытаниями опытного самолета. Кроме того, контракт подразумевает строительство некоторого количества бомбардировщиков первой партии. Имеющийся контракт имеет стоимость 21,4 миллиарда долларов. В дальнейшем возможно появление новых договоров на поставку серийной техники, которые приведут к увеличению общей стоимости проекта до 80 миллиардов.
Технические подробности проекта LRS-B / B-21 пока не раскрывались. Тем не менее, компания-разработчик уже опубликовала изображение перспективного самолета, соответствующее текущему облику проекта. Публикация рисунка подтвердила некоторые более ранние предположения, а также опровергла иные варианты.
На имеющемся изображении представлен самолет, построенный по схеме «летающее крыло», имеющий стреловидные плоскости и максимально плавные очертания. Характерными чертами конструкции нарисованного бомбардировщика являются крупные воздухозаборники в центральной части самолета, прямоугольные консоли и ломаная задняя кромка крыла. Подобный облик самолета позволяет говорить, что в основе нового проекта лежат требования по снижению заметности для средств обнаружения. Кроме того, такой самолет может быть только дозвуковым.
По понятным причинам, какие-либо выводы о геометрических, весовых или иных параметрах перспективной машины пока сделать невозможно. При этом уже известно, что самолет B-21 сможет нести существующие и перспективные вооружения различных классов. Также упоминалась возможность развития проекта путем создания беспилотной модификации.
Существующий контракт подразумевает завершение проектирования с последующими испытаниями прототипа и строительством первой партии техники. К середине следующего десятилетия ВВС США должны получить 21 новую машину. За разработку проекта и строительство первой партии самолетов Northrop Grumman получит 21,4 млрд долларов при стоимости каждого самолета на уровне 560 млн долларов. В дальнейшем планируется заказать еще одну партию из 80 бомбардировщиков. С учетом разработки, испытаний и т.д. на всю программу строительства 100 машин планируется потратить 80 миллиардов. Завершение поставок подобной техники относят к концу тридцатых годов.
Китай – H-20
В настоящее время дальняя авиация Китайской Народной Республики использует только бомбардировщики H-6 разных модификаций, являющиеся дальнейшим развитием советского самолета Ту-16. Несмотря на все нововведения и доработки, подобная техника не может считаться в полной мере современной и требует замены. Для перевооружения китайской дальней авиации в настоящее время разрабатывается проект стратегического бомбардировщика H-20. Также в некоторых источниках новый самолет упоминается под обозначением H-X.

Один из рисунков, считающихся изображением самолета Xian H-20. Рисунок Theaviationist.com
Китайские армия и оборонная промышленность традиционно не спешат раскрывать подробности своих новых проектов, из-за чего данных о перспективном бомбардировщике крайне мало. Имеются лишь отрывочные сведения о разработке нового самолета, предназначенного для замены существующей техники, а также различные предположения о его облике и характеристикам. Также можно встретить и оценки, касающиеся хода разработки проекта. Подобные предположения порой получают прямые или косвенные подтверждения.
По имеющимся данным, проработка перспективного дальнего бомбардировщика началась сравнительно давно, еще в начале прошлого десятилетия. В 2008 году было принято решение о создании нового проекта. Тогда же определили разработчика. Проектирование и строительство новой машины поручили фирме Xian Aircraft Industrial Corporation, имеющей большой опыт создания бомбардировщиков разных классов. Кроме того, в некоторых источниках упоминается привлечение к проекту авиастроительной компании «Шэньян».
Ввиду отсутствия официальных и подтвержденных данных проект H-20 / H-X остается предметом споров и спекуляций. С завидной регулярностью в зарубежной прессе появляются все новые и новые публикации с возможными вариантами облика перспективной машины. Дефицит необходимой информации вновь приводит к тому, что предлагаются самые разные, в том числе и взаимоисключающие версии.
Существует версия, согласно которой самолет H-20, как и новейшие зарубежные разработки в области дальней авиации, будет строиться по схеме «летающее крыло». В таком случае это будет дозвуковой дальний бомбардировщик с возможностью несения существующих и разрабатываемых бомб и ракет различных типов. Дальность полета оценивается в 10-11 тыс. км. Прочие параметры такого самолета предсказывать трудно.
В пользу версии о H-20 в виде «летающего крыла» приводятся весьма спорные косвенные доказательства. В 2011 году в США за шпионаж в пользу Китая был осужден конструктор Ношир Говади. В течение длительного времени он работал в компании Northrop Grumman и принимал участие в разработке самолета B-2 Spirit. Дело о шпионаже может рассматриваться в контексте последних китайских разработок. В таком случае делается вывод об использовании полученных через Н. Говади сведений при разработке перспективного дальнего бомбардировщика.
В течение последних лет несколько раз активно обсуждались несколько рисунков и макетов, изображавших иной вариант перспективного китайского ударного самолета. Так, весной прошлого года в свободный доступ попали два компьютерных рисунка некоего ударного самолета. На них была изображена машина средних размеров с интегральной компоновкой фюзеляжа и крыла, выраженными консолями крыла и хвостовым оперением в виде двух разваленных килей, на которые также возлагается часть функций стабилизатора. Рисунки позволяют предполагать, что такой самолет может оснащаться двумя турбореактивными двигателями с воздухозаборными устройствами на верхней поверхности фюзеляжа, над наплывами крыла.
Изображения показывают, что такой бомбардировщик сможет нести вооружение на внешней подвеске, хотя возможно и применение внутренних грузоотсеков. Следует отметить, что пропорции нарисованного самолета могут не соответствовать ожидаемому облику стратегического бомбардировщика. Таким образом, предполагаемый вариант дальнего бомбардировщика фактически может быть новой разработкой в области фронтовых ударных машин. Китайская промышленность, что совсем не удивительно, не комментирует опубликованные изображения и не оглашает никаких подробностей нового проекта.
Согласно распространенной версии, в настоящее время китайская авиационная промышленность занимается разработкой нового проекта, и к концу текущего десятилетия планирует завершить проектирование, а также построить первый прототип. К началу двадцатых годов опытный H-20 может подняться в воздух. Следующие несколько лет уйдут на доводку проекта и подготовку к серийному производству. Начало эксплуатации нового бомбардировщика относят к 2025 году.
Если подобные предположения соответствуют реальному положению дел, то можно ожидать, что в середине следующего десятилетия специалисты и общественность смогут увидеть настоящий H-20 / H-X в его реальном виде. Тем не менее, нельзя исключать более ранних утечек информации, изображений, чертежей или фотографий. В настоящее время подобные материалы отсутствуют, остается только ожидать их публикации.
***
В настоящее время ведется разработка трех новых проектов дальних бомбардировщиков. Перспективные проекты ПАК ДА, B-21 и H-20 имеют ряд общих черт, однако отличаются теми или иными деталями. Наиболее заметным сходством всех трех проектов можно считать старт работ примерно в одно время. Предварительная проработка трех самолетов началась во второй половине прошлого десятилетия, а к настоящему времени проекты дошли до следующих этапов. Кроме того, нельзя не отметить возможное появление трех новых машин в одно и то же время – в конце текущего десятилетия.
Еще одним сходством трех программ является строгая атмосфера секретности с оглашением минимального количества информации. Несмотря на продолжение работ в течение нескольких лет, значительное количество сведений до сих пор не подлежит разглашению, что не позволяет строить полноценную картину, а также провоцирует появление новых и новых версий, которые могут совпасть с реальными результатами проектов или значительно отличаться от них.
Оценить сходства трех перспективных самолетов с точки зрения технических особенностей пока нельзя. Имеются лишь несколько заявлений официальных лиц и буквально пара изображений, что недостаточно для полноценного сравнения. Тем не менее, известно, что российский и американский бомбардировщики могут иметь определенные сходства в виде дозвуковой скорости полета и широкого применения средств снижения заметности. Присутствуют ли подобные признаки у китайской разработки – неизвестно, но можно предполагать их наличие.
Разработка новых проектов будет вестись в течение нескольких следующих лет. Это означает, что вскоре возможно появление новых официальных заявлений, утечек информации и т.д. Каждое такое событие позволит формировать и уточнять имеющуюся картину, описывающую тот или иной проект из рассматриваемых. Наконец, к 2020 году следует ожидать официального показа новой техники. Пока же остается ждать новых сообщений и продолжать попытки определить облик новых стратегических бомбардировщиков.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://theaviationist.com/
http://globalsecurity.org/
http://airforcemag.com/
http://flightglobal.com/
http://thediplomat.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-270.html
topwar.ru