Содержание

какие новейшие разработки появляются в российской гражданской авиации

9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. 94 года назад Совет труда и обороны СССР принял постановление о создании воздушного флота. Сегодня эта сфера всё ещё восстанавливается после упадка 1990-х годов — до сих пор в пассажирских перевозках задействована главным образом иностранная техника. В то же время уже сейчас отечественные конструкторы могут похвастаться уникальными разработками. О важности импортозамещения в самолётостроении и темпах проведения реформ в отрасли — в материале RT.

Значение гражданской авиации для страны площадью в 17 млн квадратных километров трудно переоценить. Значительная часть территории РФ — это труднодоступные районы, где нет автомобильных и железных дорог. Единственный способ коммуникации — это авиасообщение, без которого невозможно ни жизнеобеспечение граждан, ни нормальное экономическое развитие регионов.

Колоссальные природные богатства находятся в Арктике и Сибири, и эти районы слабо заселены. Хозяйственное освоение отдалённых регионов требует создания транспортной инфраструктуры. Наиболее простой способ — запуск регулярных рейсов вертолётов и самолётов, способных приземляться на грунт в любых погодных условиях.

Строить дороги в вечной мерзлоте — невероятно трудоёмкое и дорогостоящее мероприятие. Оптимальный выход заключается в налаживании постоянного воздушного сообщения. В связи с этим России необходима развитая малая, средне- и дальнемагистральная пассажирская авиация, надёжные транспортные самолёты и вертолёты различного класса. 

Необходимость возрождения

Стоит признать, что ситуация в отрасли сложилась непростая. Гражданский авиационный парк значительно сократился за минувшие 25 лет, кризис 1990-х годов нанёс мощный удар по авиапрому, а в 2000-е годы перевозчики закупал преимущественно зарубежные машины.

«Не считая вертолётных площадок, в СССР было 1,4 тыс. аэродромов, включая грунтовые, сейчас — 159. Отток населения, которое жило в труднодоступной местности, вблизи заброшенных ныне аэродромов, составил 3 млн человек», — рассказал RT бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, президент фонда «Партнёр гражданской авиации» Олег Смирнов.

По его словам, в 1990-е годы на балансе Министерства гражданской авиации СССР числилось 13,5 тыс. летательных аппаратов, а в год производилось более сотни самолётов.

«Сегодня 96% пассажироперевозок осуществляется судами иностранного производства. Россияне быстро привыкли к Boeing и Airbus, но нельзя забывать, что раньше мы ни в чём не зависели от Запада», — продолжил он.

Собеседник RT полагает, что руководство РФ прекрасно осознаёт необходимость возрождения гражданской авиации. «Да, многое было утрачено. Но это не повод опускать руки. Глупо отрицать, что у России нет потенциала для обеспечения внутренних потребностей. Это дело небыстрое. Может, пройдёт 10-15 лет, но западные самолёты непременно лишатся доминирующего положения на нашем рынке», — уверен Смирнов. 

Первые плоды

Резкое ухудшение финансирования авиапрома и ликвидация Министерства гражданской авиации в 1991 году привели к отставанию прежде всего в материаловедении и двигателестроении. Именно в этих сферах сейчас идёт наиболее активная работа отечественных учёных и инженеров, и она приносит свои плоды.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин неоднократно возмущался из-за засилья зарубежной авиационной техники. В числе наиболее приоритетных гражданских самолётов он выделил три модели: Ил-114, МС-21, Ил-96.

Широко разрекламированный Sukhoi Superjet 100 тоже займёт свою нишу на внутреннем рынке, однако его производство нуждается в серьёзных изменениях. Лайнер примерно наполовину состоит из иностранных компонентов. На SSJ 100 установлена авионика французской компании Thales, двигатель SaM146 — французской PowerJet, а кислородная система, двери и внутреннее убранство — продукт американской B/E Aerospace.

В конце января 2017 года Рогозин заявил, что в марте состоится первый полёт среднемагистрального МС-21 — детища корпорации «Иркут» и ОКБ Яковлева. Машина должна заменить отечественный Ту-204 и стать конкурентом американского Boeing 737 и франко-немецкого Airbus A320.

Планируется осуществлять выпуск моделей двух типов. Первый — МС-21-200 — будет более компактным и сможет вмещать в зависимости от компоновки от 132 до 153 пассажиров. Второй — МС-21-300 — окажется длиннее младшего брата на восемь метров и сможет брать на борт от 163 до 181 пассажира.

Инженер-технолог АО «Аэрокомпозит» Алексей Корниенко сообщил RT, что МС-21 — это без сомнения прорывная разработка, пусть и не во всём превосходящая западные аналоги.

«Это абсолютно новый конкурентноспособный самолёт. В нём заложен инновационный фюзеляж, который имеет расширенный проход, — пояснил эксперт. — Крылья МС-21 выполнены по технологии вакуумной инфузии, которая запатентована российскими инженерами. Крыло полностью выполнено из композитных материалов — это так называемое «чёрное крыло». Суть в том, что в качестве наполнителя для него используется углеродное волокно. Конструкция легче алюминия, но прочнее любого металла, из которого обычно изготавливают самолёты». 

По его словам, уменьшение массы лайнера позволило снизить расход топлива и увеличить грузоподъёмность. Корниенко утверждает, что никто в мире не использовал столько композитных материалов в конструкции крыльев. В этом, как он полагает, состоит главный успех отечественных конструкторов. 

Положительная динамика 

Двухмоторный турбовинтовой Ил-114, о котором упоминал Рогозин, разрабатывался в 1980-х годах в качестве замены устаревшему Ан-24. Это ближнемагистральный самолёт (64 пассажира), предназначенный для перевозки людей на несколько сотен километров.

Особенность Ил-114 в том, что машина может приземляться на грунтовые аэродромы. В связи с этим эксперты солидарны во мнении, что появление на рынке этого самолёта станет долгожданным толчком к развитию малой авиации.

До 2012 года Ил-114 выпускался на авиационном заводе в Ташкенте. В 2014 году президент РФ Владимир Путин поручил развернуть серийное производство в России. В итоге было принято решение модернизировать ташкентский вариант Ил-114 и наладить выпуск на площадках РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах и на нижегородском заводе «Сокол». Первые Ил-114 должны покинуть цеха в 2019 году.

Также власти РФ нашли замену дальнемагистральным A330, A340, A380, Boeing 777 и Boeing 787. Выбор пал на Ил-96 — лайнер, на котором летает президент РФ. В зависимости от количества кресел машина будет выпускаться в двух вариантах: Ил-96-300 и Ил-96-400. Производство развёрнуто на Воронежском авиационном заводе. Ожидается, что через два года машины уже смогут подняться в воздух.

  • Boeing 787
  • РИА Новости

Конкретных планов по количеству выпускаемых новых самолётов сейчас нет, из уст чиновников можно услышать разные цифры. Эксперты полагают, что российским предприятиям под силу ежегодно выпускать по два-три Ил-96, 12 Ил-114 и несколько десятков МС-21. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) намерена производить по 60 МС-21.

Главный редактор портала Аviaru.net Роман Гусаров предполагает, что на внутреннем рынке будет спрос на такой объём выпуска. По мнению эксперта, самые большие шансы на коммерческий успех у МС-21, который он назвал «последним словом техники»:

«Эти самолёты найдут покупателей и будут продаваться. Если всё получится и МС-21 подтвердит хорошие технические характеристики, обещанную надёжность, а также получит хорошую систему техподдержки и финансирования продаж, то сможет вытащить всю нашу гражданскую авиацию и наш авиапром. Дело в том, что две трети самолётов российского парка относятся к классу МС-21».

В то же время эксперт призвал не питать иллюзий относительно способности российской промышленности обходиться без иностранных комплектующих. «Реальность такова, что любой самолёт производится в достаточно широкой международной кооперации. Здесь нет исключений. Однако зависимости от Запада можно избежать в двигателестроении. Сейчас мы это видим на примере SSJ 100, которому должны поставить российский двигатель», — заметил Гусаров.

«В целом в российском авиапроме динамика положительная, хотя результаты пока не очень значительные. Это связано с тем, что период разработки, создания, модернизации производства — это минимум десятилетия. Рано или поздно те капиталовложения, которые сделало государство по вводу новой техники, принесут плоды, и количество перейдёт в качество. Первый шаг — SSJ 100 — сделан, вторым шагом является МС-21», — подчеркнул собеседник RT.

  • Ил-114
  • РИА Новости
Вопрос национальной безопасности

В России сохранились площадки для высокого по нынешним меркам темпа производства самолётов, считает Олег Смирнов. Он напомнил, что Советский Союз экспортировал самолёты в 40 стран мира, и России необходимо стремиться к этой планке, параллельно вытесняя импортную технику на внутреннем рынке.

«В 1970-е годы в СССР была создана передовая гражданская авиация. Не буду лукавить, она в целом уступала по качеству западной. Но мы крепко удерживали второе место, а некоторые модели поражали американцев своей находчивостью и оригинальностью. Из-за громадной территории мы обречены быть великой авиационной и самолётостроительной державой», — заявил RT Смирнов.

Президент фонда «Партнёр гражданской авиации» подчеркнул, что развитие воздушного флота — это, по сути, вопрос национальной безопасности: «Гражданская авиация — важный объединяющий фактор для нашей страны, который обеспечивает каждому гражданину конституционное право на свободное перемещение».

«А теперь представьте, что против нас вводят очередные санкции, которые касаются поставок Airbus и Boeing и запчастей к ним. Что произойдёт с нашей гражданской авиацией? Сколько мы ещё будем летать? Поэтому я категорически против разговоров о том, что нам не нужны собственные самолёты. Пусть они будут немного хуже, но мы будем спокойны за страну», — отметил Смирнов.

По его мнению, в России необходимо создать отдельный полномочный орган, который бы отвечал за ситуацию в гражданской авиации: «Этот институт должен подчиняться правительству РФ, а не Минтрансу, при этом его руководитель должен нести персональную ответственность».

«У отрасли нет хозяина. Функции регулирования и контроля размазаны между Минтрансом, Минпромторгом, Росавиацией, Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и Ростехнадзором. Не важно, как будет называться ведомство, о котором я говорю, но важно собрать все функции в кулак, поставить чёткие задачи и отчитываться о их выполнении», — призвал собеседник RT.

pravdoryb.info

2019 | Авиация России

В течение ближайших полутора лет Воздушно-космические силы России получат 20 истребителей поколения «4++» Су-35С. Об этом рассказал заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в ходе посещения авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, сообщает ТАСС. Он отметил, что КНААЗ постоянно работает над модернизацией Су-35С, в том числе учитывая сирийский опыт, предприятие выполняет все […]

Подробнее

Международный авиационно-космический салон МАКС-2019, который откроется на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском 27 августа, как всегда готовит специалистам и любителям авиации сюрпризы, и о трёх из них уже известно. В одном из выставочных павильонов будет представлен полномасштабный макет салона совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС) CR929. Об этом […]

Подробнее

В подмосковном Алабино проходят тренировки авиации ВКС в рамках подготовки к параду Победы 2019 года. Всего, по сообщению пресс-службы Минобороны РФ, их будет девять в апреле и две 5 и 7 мая уже над Красной площадью. Подготовку к авиационной части парада проходят 18 вертолётов и 56 самолётов, всего — 74 […]

Подробнее

Генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский сообщил журналистам, что Минобороны получит опытную партию всепогодных ударных вертолётов Ми-28НМ «Ночной охотник» в апреле 2019 года. По его словам, компания совершенствует винтокрылую машину с учётом сирийского опыта. В частности, обновлённый Ми-28 должен получить современную оптико-электронную систему и комплексы, позволяющие более эффективно обнаруживать […]

Подробнее

В 2019 году Utair начнет летать по 13 новым уникальным маршрутам между городами России. Всего более 60 маршрутов будут доступны только пассажирам Utair — по ним не летает ни одна другая авиакомпания России. 49 этих направлений — региональные, сообщает пресс-служба авиакомпании. Авиакомпания откроет рейсы: из Астрахани и Нижневартовска в Сочи; […]

Подробнее

2018 год был насыщен событиями в авиационной отрасли России. Выделить из череды новостей что-либо, как самое значимое, не получается, потому что многое из того, что происходило, может считаться событием года. Сюда можно отнести и первый полёт модернизированного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М, и начало испытаний прототипа модернизированного ракетоносца Ту-160М2, и начало серийного […]

Подробнее

Флот авиакомпании «Северсталь» в первые дни 2019 года пополнился сразу двумя самолётами SSJ100. Как следует из данных онлайн сервиса Flightradar24, 3 января 2019 г. Superjet 100 с регистрационным номером RA-89118 и заводским 95172, перелетел из центра поставки АО «Гражданские самолёты Сухого» (Жуковский) в базовый аэропорт авиакомпании — «Череповец». Это первый […]

Подробнее

В 2019 году морская авиация Военно-Морского Флота продолжит получать самолёты Су-30СМ в рамках программы по замене авиационного парка. Об этом сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ со ссылкой на заявление командующего морской авиацией, Героя России генерал-майора Игоря Кожина. «То же касается и поставок модернизированных вертолётов Ка-27М», – цитирует […]

Подробнее

27 декабря в Бангкоке, Таиланд, в рамках работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Таиландом компания «Гражданские самолёты Сухого» подписала трёхстороннее соглашение о намерениях с тайской компанией Kom Airlines Company Limited и организацией по ТОиР — WishV. Об этом сообщает пресс-служба Объединённой авиастроительной компании. Подписание состоялось в присутствии […]

Подробнее

26 декабря 2018 года «Авиапредприятие Северсталь» в рамках контракта АО «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) с Государственной транспортной лизинговой компанией получило первый SSJ100. Самолёт с бортовым номером RA–89117 выполнил перелёт из Центра поставок ГСС в подмосковном Жуковском в аэропорт базирования авиакомпании — «Череповец». Самолёт будет введён в эксплуатацию в начале 2019 […]

Подробнее







aviation21.ru

2.1.1.16 Гражданские самолеты

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • www.arms-expo.ru

    что ждёт Воздушный флот России в ближайшие десятилетие

    20 августа Россия отмечает День Воздушного флота. Своим профессиональным праздником его считают, прежде всего, представители гражданской авиации. Экономический кризис 1990-х негативно отразился на отечественной индустрии, но в последние годы предпринимаются значительные усилия для возрождения гражданского авиастроения. В правительстве рассчитывают в ближайшие десять лет потеснить на рынке иностранные лайнеры и в три с половиной раза увеличить объём производства гражданских и военно-транспортных воздушных судов. О планах развития российского Воздушного флота — в материале RT.

    Воздушный флот России зародился в начале XX века. Первая мировая война заставила сделать акцент на развитии военной авиации. Однако после революции большевики начали активно развивать гражданское авиастроение.

    17 января 1921 года советское правительство приняло декрет «О воздушных передвижениях», который устанавливал правила полётов отечественных и иностранных самолётов над территорией РСФСР и её территориальными водами.

    В 1932 году был принят первый Воздушный кодекс СССР, а 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров опубликовал постановление «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».

    Праздничной датой стало 18 августа, а с 1972 года День Воздушного флота отмечается в третье воскресенье августа. Своим профессиональным праздником его считают, прежде всего, представители гражданской авиации.

     

    Потеря рынка

    После распада СССР России удалось сохранить и развить потенциал военного самолёто- и вертолётостроения. Однако гражданская авиационная отрасль ушла в пике в связи с общей экономической деградацией и разрывом хозяйственных связей между бывшими союзными республиками.

    На постсоветском пространстве практически исчезла ближнемагистральная авиация, занимавшаяся грузовыми и пассажирскими перевозками между соседними странами или регионами. В связи с этим сократилось количество аэродромов и, как следствие, рухнул спрос на транспортные и пассажирские самолёты соответствующего класса.

    С началом экономического возрождения России в 2000-х годах ситуация в Воздушном флоте стала улучшаться. Пассажиропоток и объём грузовых перевозок выросли в несколько раз, однако отечественная промышленность уже не могла удовлетворить резко возросшие потребности авиакомпаний.

    В середине 2000-х годов практически монополистами на российском рынке перевозок стали крупнейшие авиационные гиганты — американская компания Boeing и европейская Airbus. Отечественные компании сосредоточились в основном на производстве и обслуживании судов для государственных нужд (парк Минобороны, ФСБ и МЧС состоит из российских судов).

    • Airbus A320
    • РИА Новости

    Наиболее яркий пример — «Аэрофлот». В парке главной авиакомпании страны 30 самолётов Sukhoi Superjet 100 производства ПАО «Компания «Сухой» и 168 судов Boeing и Airbus. Таким образом, доля российских лайнеров составляет 15%. По мнению специалистов, это отражает ситуацию в Воздушном флоте РФ в целом.

     

    Укрепление позиций

    Российское руководство неоднократно отмечало важность повышения доли отечественной авиационной техники. Появление в 2011 году ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100 не произвело революции на рынке.

    Однако в настоящее время у России существует несколько перспективных проектов, которые в ближайшие годы будут запущены в серийное производство, а Sukhoi Superjet 100 сможет избавиться от множества иностранных комплектующих.

    В течение 10—15 лет российские авиапроизводители должны значительно укрепить позиции во всех сферах гражданской авиации: ближне-, средне- и дальнемагистральной.

    Конкретное число отечественных судов пока не называется. Но в планах правительства — максимальное вытеснение с рынка зарубежных производственных корпораций. Кроме того, по информации СМИ, обновить парк за счёт отечественных судов собираются силовые ведомства РФ.

    Ключевая роль на данный момент отводится среднемагистральному лайнеру МС-21 корпорации «Иркут», который 28 мая 2017 года совершил первый полёт. Машина должна заменить Ту-154, A320, А321 и Boeing 737.

    • Новый российский пассажирский самолет МС-21
    • РИА Новости

    Разработчики утверждают, что создали принципиально новое судно, которое превосходит зарубежные аналоги по комфорту. При этом МС-21 будет стоить на 20% ниже, чем европейские и американские лайнеры, а эксплуатационные затраты будут ниже на 12—15%.

    Серийное производство МС-21 начнётся в июне 2019 года.

    Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин написал в Facebook о планах увеличить к 2022 году ежегодное производство МС-21 до 70 машин.

    19 августа глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил, что к 2025 году «Иркут» может нарастить ежегодный выпуск самолётов до 120 единиц.

    По итогам Международного авиакосмического салона МАКС-2017, твёрдые заказы на МС-21 превысили 200 единиц.

    С большой вероятностью МС-21 станет основным среднемагистральным самолётом в отечественных авиакомпаниях. Государственные нужды будут удовлетворять в основном среднемагистральные самолёты производства ПАО «Туполев» Ту-214 и Ту-204.

     

    Советское наследие

    Наряду с SSJ100 нишу ближнемагистральной авиации займёт Ту-334. Для полётов на несколько сотен километров правительство РФ решило возобновить перспективные советские проекты Ил-114 и Ил-112. Перед серийным производством самолёты подвергнутся глубокой модернизации. 

    По данным СМИ, текущий план поставок модели Ил-114-300 включает до 100 единиц. Половину судов приобретут коммерческие перевозчики, 35 — государственные ведомства, 15 самолётов пойдут на экспорт.

    Сертификация Ил-114 завершится в 2018 году, а серийное производство стартует в 2022 году. Мощности «Иркута» позволят собирать 12 самолётов в год. По подсчётам Юрия Слюсаря, появление на рынке Ил-114-300 позволит государству сэкономить на закупках воздушных судов (имеются в виду иностранные самолёты) около $5 млрд.

    • Строительство самолета ИЛ-112В в цехе окончательной сборки авиазавода в Воронеже.
    • РИА Новости

    19 августа в Воронеже Слюсарь объявил о масштабных планах по производству Ил-112, которые будут в том числе использоваться как военно-транспортные самолёты. Первый полёт этой модели должен состояться в 2018 году, запуск в серию планируется в 2019 году.

    По словам руководителя ОАК, в ближайшие семь-восемь лет Минобороны получит 150 самолётов Ил-112 и столько же машин — гражданская авиация.

    «Это наш с вами рынок, рынок закрытый, рынок защищённый. 300 машин минимум мы должны восполнить», — поставил задачу Слюсарь.

    Ахиллесовой пятой российской гражданской авиации является отсутствие собственного дальнемагистрального самолёта (с дальностью полёта свыше 8 тыс. км). Российское руководство отказалось от идеи создания нового лайнера и в мае 2016 года решило сделать ставку на возобновление производства Ил-96 — самолёта, на котором летает президент страны.  

    Производство Ил-96 будет развёрнуто на Воронежском авиастроительном заводе.

    • Ил-96
    • © vitalykuzmin.net

    «И этот самолёт Ил-96-400 станет очень важной вехой для того, чтобы мы начали выцарапывать сначала, а потом отдирать себе обратно рынок наших внутренних авиационных перевозок, в том числе дальнемагистральных», — заявил Рогозин накануне Дня Воздушного флота.

    Бывший лётный директор Внуковских авиалиний Юрий Сытник считает, что после глубокой модернизации Ил-96 будет вполне сопоставим с аналогами Boeing и Airbus. Эксперт указывает на необходимость установить на обновлённый лайнер современный экономичный двигатель.

     

    Поддержать отечественное

    В 2016 году российские авиакомпании перевезли 88 млн пассажиров — это 2,5% от мирового пассажиропотока. Однако спрос на отечественную авиатехнику готовы поддержать силовые ведомства, и все запланированные проекты в перспективе должны окупиться.

    7 августа Дмитрий Рогозин озвучил планы по увеличению выпуска гражданских самолётов с 30 до 110 в 2025 году.

    «Советский Союз выпускал 75 самолётов — мы будем выпускать 110», — отметил вице-премьер.

    • Дмитрий Рогозин (в центре) и президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь (справа) во время посещения авиазавода ПАО «ВАСО» в Воронеже, 19 августа 2017 года
    • РИА Новости

    Генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко полагает, что российской промышленности под силу выпускать более ста самолётов в год в заявленный Рогозиным срок.

    «Однако очень важно, чтобы все наши новые самолёты прошли сертификацию. Нужно понимать, что борьба за рынок, особенно зарубежный, будет крайне жёсткой. И готовиться к ней нужно прямо сейчас. Boeing и Airbus не собираются сдавать позиций», — отметил Мельниченко в беседе с RT.

    Эксперт обратил внимание на необходимость восстановления заброшенных после распада СССР аэродромов и важность принятия закона «Об авиации общего назначения», о котором ранее говорил президент РФ Владимир Путин.

    «Одновременно с ростом производства самолётов стоит заняться улучшением инфраструктуры, дать волю малой авиации, поддержать частные КБ и производства, ориентированные на выпуск небольших судов, осуществляющих нерегулярные рейсы», — сказал Мельниченко.

    Одной из мер поддержки отечественной авиаотрасли станет отмена льгот иностранным авиационным предприятиям.

    В декабре 2016 года Рогозин сообщил, что протекционистские меры будет разрабатывать Авиационная коллегия при правительстве РФ.

    «Мы будем по мере появления новых российских машин менять нормативную базу, снимать те преимущества, которые были у иностранной авиационной техники, мы будем защищать наш рынок», — подчеркнул Рогозин.

    pravdoryb.info

    Новые российские самолеты глазами западных экспертов

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • www.arms-expo.ru

    что ждёт Воздушный флот России в ближайшее десятилетие — РТ на русском

    20 августа в России отмечают День Воздушного флота. Своим профессиональным праздником его считают, прежде всего, представители гражданской авиации. Экономический кризис 1990-х негативно отразился на отечественной индустрии, но в последние годы предпринимаются значительные усилия для возрождения гражданского авиастроения. В правительстве рассчитывают в ближайшие десять лет потеснить на рынке иностранные лайнеры и в три с половиной раза увеличить объём производства гражданских и военно-транспортных воздушных судов. О планах развития российского Воздушного флота — в материале RT.

    Воздушный флот России зародился в начале XX века. Первая мировая война заставила сделать акцент на развитии военной авиации. Однако после революции большевики начали активно развивать гражданское авиастроение.

    17 января 1921 года советское правительство приняло декрет «О воздушных передвижениях», который устанавливал правила полётов отечественных и иностранных самолётов над территорией РСФСР и её территориальными водами.

    В 1932 году был принят первый Воздушный кодекс СССР, а 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров опубликовал постановление «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».

    Праздничной датой стало 18 августа, а с 1972 года День Воздушного флота отмечается в третье воскресенье августа. Своим профессиональным праздником его считают, прежде всего, представители гражданской авиации.

     

    Потеря рынка

    После распада СССР России удалось сохранить и развить потенциал военного самолёто- и вертолётостроения. Однако гражданская авиационная отрасль ушла в пике в связи с общей экономической деградацией и разрывом хозяйственных связей между бывшими союзными республиками.

    Также по теме

    Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России

    12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…

    На постсоветском пространстве практически исчезла ближнемагистральная авиация, занимавшаяся грузовыми и пассажирскими перевозками между соседними странами или регионами. В связи с этим сократилось количество аэродромов и, как следствие, рухнул спрос на транспортные и пассажирские самолёты соответствующего класса.

    С началом экономического возрождения России в 2000-х годах ситуация в Воздушном флоте стала улучшаться. Пассажиропоток и объём грузовых перевозок выросли в несколько раз, однако отечественная промышленность уже не могла удовлетворить резко возросшие потребности авиакомпаний.

    В середине 2000-х годов на российском рынке перевозок практически стали монополистами крупнейшие авиационные гиганты — американская компания Boeing и европейская Airbus. Отечественные компании сосредоточились в основном на производстве и обслуживании судов для государственных нужд (парк Минобороны, ФСБ и МЧС состоит из российских судов).

    • Airbus A320
    • РИА Новости

    Наиболее яркий пример — «Аэрофлот». В парке главной авиакомпании страны 30 самолётов Sukhoi Superjet 100 производства ПАО «Компания «Сухой» и 168 судов Boeing и Airbus. Таким образом, доля российских лайнеров составляет 15%. По мнению специалистов, это отражает ситуацию в Воздушном флоте РФ в целом.

     

    Укрепление позиций

    Российское руководство неоднократно отмечало важность повышения доли отечественной авиационной техники. Появление в 2011 году ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100 не произвело революции на рынке.

    Однако в настоящее время у России существуют несколько перспективных проектов, которые в ближайшие годы будут запущены в серийное производство, а Sukhoi Superjet 100 сможет избавиться от множества иностранных комплектующих.

    Также по теме

    По восходящей: какие новейшие разработки появляются в российской гражданской авиации

    9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. 94 года назад Совет труда и обороны СССР принял постановление о создании…

    В течение 10—15 лет российские авиапроизводители должны значительно укрепить позиции во всех сферах гражданской авиации: ближне-, средне- и дальнемагистральной.

    Конкретное число отечественных судов пока не называется. Но в планах правительства — максимальное вытеснение с рынка зарубежных производственных корпораций. Кроме того, по информации СМИ, обновить парк за счёт отечественных судов собираются силовые ведомства РФ.

    Ключевая роль на данный момент отводится среднемагистральному лайнеру МС-21 корпорации «Иркут», который 28 мая 2017 года совершил первый полёт. Машина должна заменить Ту-154, A320, А321 и Boeing 737.

    • Новый российский пассажирский самолёт МС-21
    • РИА Новости

    Разработчики утверждают, что создали принципиально новое судно, которое превосходит зарубежные аналоги по комфорту. При этом МС-21 будет стоить на 20% меньше, чем европейские и американские лайнеры, а эксплуатационные затраты будут ниже на 12—15%.

    Серийное производство МС-21 начнётся в июне 2019 года.

    Также по теме

    МиГ-35, вертолёт для спецназа, композитный кукурузник и бегалёт: какие новинки представлены на МАКС-2017

    Во вторник, 18 июля, в подмосковном Жуковском стартует 13-й Международный авиакосмический салон (МАКС). В нём примут участие более 25…

    Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин написал в Facebook о планах увеличить к 2022 году ежегодное производство МС-21 до 70 машин.

    19 августа глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил, что к 2025 году «Иркут» может нарастить ежегодный выпуск самолётов до 120 единиц.

    По итогам Международного авиакосмического салона МАКС-2017, твёрдые заказы на МС-21 превысили 200 единиц.

    С большой вероятностью МС-21 станет основным среднемагистральным самолётом в отечественных авиакомпаниях. Государственные нужды будут удовлетворять в основном среднемагистральные самолёты производства ПАО «Туполев» Ту-214 и Ту-204.

     

    Советское наследие

    Наряду с SSJ100 нишу ближнемагистральной авиации займёт Ту-334. Для полётов на несколько сотен километров правительство РФ решило возобновить перспективные советские проекты Ил-114 и Ил-112. Перед серийным производством самолёты подвергнутся глубокой модернизации. 

    По данным СМИ, текущий план поставок модели Ил-114-300 включает до 100 единиц. Половину судов приобретут коммерческие перевозчики, 35 — государственные ведомства, 15 самолётов пойдут на экспорт.

    Сертификация Ил-114 завершится в 2018 году, а серийное производство стартует в 2022 году. Мощности «Иркута» позволят собирать 12 самолётов в год. По подсчётам Юрия Слюсаря, появление на рынке Ил-114-300 позволит государству сэкономить на закупках воздушных судов (имеются в виду иностранные самолёты) около $5 млрд.

    • Строительство самолета ИЛ-112В в цехе окончательной сборки авиазавода в Воронеже.
    • РИА Новости

    19 августа в Воронеже Слюсарь объявил о масштабных планах по производству Ил-112, который будет использоваться в том числе как военно-транспортный самолёт. Первый полёт этой модели должен состояться в 2018 году, запуск в серию планируется в 2019 году.

    По словам руководителя ОАК, в ближайшие семь-восемь лет 150 самолётов Ил-112 получит Минобороны и столько же машин — гражданская авиация.

    «Это наш с вами рынок, рынок закрытый, рынок защищённый. 300 машин как минимум мы должны восполнить», — поставил задачу Слюсарь.

    Ахиллесовой пятой российской гражданской авиации является отсутствие собственного дальнемагистрального самолёта (с дальностью полёта свыше 8 тыс. км). Российское руководство отказалось от идеи создания нового лайнера и в мае 2016 года решило сделать ставку на возобновление производства Ил-96 — самолёта, на котором летает президент страны.  

    Производство Ил-96 будет развёрнуто на Воронежском авиастроительном заводе.

    • Ил-96
    • © vitalykuzmin.net

    «И этот самолёт Ил-96-400 станет очень важной вехой для того, чтобы мы начали выцарапывать сначала, а потом отдирать себе обратно рынок наших внутренних авиационных перевозок, в том числе дальнемагистральных», — заявил Рогозин накануне Дня Воздушного флота.

    Бывший лётный директор Внуковских авиалиний Юрий Сытник считает, что после глубокой модернизации Ил-96 будет вполне сопоставим с аналогами Boeing и Airbus. Эксперт указывает на необходимость установить на обновлённый лайнер современный экономичный двигатель.

     

    Поддержать отечественное

    В 2016 году российские авиакомпании перевезли 88 млн пассажиров — это 2,5% от мирового пассажиропотока. Однако спрос на отечественную авиатехнику готовы поддержать силовые ведомства, и все запланированные проекты в перспективе должны окупиться.

    7 августа Дмитрий Рогозин озвучил планы по увеличению выпуска гражданских самолётов с 30 до 110 в 2025 году.

    «Советский Союз выпускал 75 самолётов — мы будем выпускать 110», — отметил вице-премьер.

    • Дмитрий Рогозин (в центре) и президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь (справа) во время посещения авиазавода ПАО «ВАСО» в Воронеже 19 августа 2017 года
    • РИА Новости

    Генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко полагает, что российской промышленности под силу выпускать более ста самолётов в год в заявленный Рогозиным срок.

    «Однако очень важно, чтобы все наши новые самолёты прошли сертификацию. Нужно понимать, что борьба за рынок, особенно зарубежный, будет крайне жёсткой. И готовиться к ней нужно прямо сейчас. Boeing и Airbus не собираются сдавать позиций», — отметил Мельниченко в беседе с RT.

    Эксперт обратил внимание на необходимость восстановления заброшенных после распада СССР аэродромов и важность принятия закона «Об авиации общего назначения», о котором ранее говорил президент РФ Владимир Путин.

    «Одновременно с ростом производства самолётов стоит заняться улучшением инфраструктуры, дать волю малой авиации, поддержать частные КБ и производства, ориентированные на выпуск небольших судов, осуществляющих нерегулярные рейсы», — сказал Мельниченко.

    Одной из мер поддержки отечественной авиаотрасли станет отмена льгот иностранным авиационным предприятиям.

    В декабре 2016 года Рогозин сообщил, что протекционистские меры будет разрабатывать Авиационная коллегия при правительстве РФ.

    «Мы будем по мере появления новых российских машин менять нормативную базу, снимать те преимущества, которые были у иностранной авиационной техники, мы будем защищать наш рынок», — подчеркнул Рогозин.

    russian.rt.com

    Состояние и прогноз обновления парка воздушных судов гражданской авиации России

    Роль авиации в транспортной системе России

    В 2010 году воздушный транспорт более, чем на 30% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта в дальнем сообщении, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. По итогам 2011 года пассажирооборот воздушного транспорта больше, чем железнодорожного, уже на 50%. Наиболее интенсивно в прошедшем десятилетии развивался международный сегмент рынка авиационных перевозок. 

    Десятилетие роста объемов авиаперевозок

    За 2010 год рынок полностью компенсировал последствия кризиса, активно отреагировав на возобновление экономического роста и снижение авиатарифов. В целом, в 2001-2010 годах средний темп роста пассажирских перевозок составлял 10,7% в год.

    В 2011 году продолжилась тенденция роста авиаперевозок. Пассажирооборот вырос на  13,4% и составил 167 млрд. пкм, тем самым обновив уровень исторического максимума, сохранявшийся с 1990 года.

    Аэродромная сеть России

    Численность аэродромов сегодня в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году. К концу прошлого десятилетия негативная тенденция сжатия аэродромной сети приостановилась, за 2010 год численность аэродромов даже немного выросла. Но в 2011 году численность аэродромов вновь сократилась на 5%. Сегодня аэродромная сеть включает 315 аэродромов, в том числе порядка 120 аэродромов классов А, Б и В.

    Авиакомпании России

    За 2011 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 126. При этом по итогам года 60% пассажирооборота обеспечили 5 лидирующих авиакомпаний (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь, Оренбургские авиалинии), 90% пассажирооборота обеспечили 17 авиаперевозчиков. 

    Сравнительные тенденции рынка авиаперевозок

     

    Темпы роста перевозок российских авиакомпаний за 2001-2010 годы составили в среднем 6,5% в год по грузообороту и 10,7% в год по пассажирообороту. Это выше темпов роста мирового рынка примерно в 2,5 раза. Пассажирооборот российских авиакомпаний вырос за 2001-2010 годы в 2,8 раза, в то время как мировой рынок – в 1,5 раза. В 2011 году сохранилось двукратное превышение темпов роста российского авиатранспортного рынка по сравнению с мировым.

    Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок

    Средние темпы роста авиатранспортного рынка в период до 2030 года оцениваются в 7,5% в год. Это обеспечит удвоением объемов авиаперевозок за 10 лет и позволит пассажирским перевозкам выйти на уровень 300 млрд. пкм в 2020 году, а через 20 лет вырасти в 3,7-4,8 раза, в т.ч. за счет выхода авиакомпаний на рынок транзитных через территорию России перевозок.

    Состав действующего коммерческого парка

    По состоянию на начало 2012 года в составе действующего парка российских авиакомпаний было 605 магистральных и 340 региональных пассажирских самолетов, 32 самолета класса бизнес-джет, а также 127 грузовых самолетов.

    Объемы использования парка самолетов

    Объемы использования устаревших отечественных самолетов предыдущих поколений сократились до 6%, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом все более значимым становится применение западных типов самолетов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2011 году составил 89% (по сравнению с 18% в 2000 году), а в грузооборот – 79%. Доля современных российских типов самолетов в объеме пассажирских перевозок была максимальной в 2006 году, когда она составила 9%, а сегодня сократилась до 5%.

    Эффективность энергопотребления российских авиакомпаний растет

    За 2001-2010 годы удельный расход топлива российских авиакомпаний снизился в 1,8 раза. При этом суммарный расход топлива и, соответственно, объем выбросов парниковых газов, в 2010 году был почти вдвое меньше, чем в 1990 году, и находился на уровне 2004 года, когда объем авиатранспортной работы был на 40% меньше. В 2011 году удельный расход топлива снизился еще на 3,6%, но объем эмиссии парниковых газов вырос на 7% вследствие опережающего роста объемов авиаперевозок.

    Фактические поставки пассажирских самолетов

    Объем поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2006-2011 годы в российский парк было поставлено 557 пассажирских самолетов зарубежного производства и 40 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 18 западных и 9 новых российских самолетов.

    Фактические поставки вертолетов

    Наибольшее за последние 6 лет количество новой отечественной авиатехники было поставлено в вертолетный парк – 116 вертолетов, что составляет 20% от общего количества поступивших в парк вертолетов классов пассажиро-вместимости от 3 мест, в числе которых 362 – иностранные вертолеты.

    Структура поставок пассажирских самолетов

    Лидерство по количеству поставляемых в парк самолетов постепенно перешло к наиболее конкурентоспособным сегодня на мировом рынке моделям самолетов. 

    Топливная эффективность ВС в эксплуатации

    Поставляемые на замену отечественным самолетам предыдущих поколений западные самолеты обеспечивают примерно вдвое меньший расход топлива на единицу выполненной транспортной работы. Современные российские самолеты семейств Ту-204/214, Ан-148, SSJ-100 по данному показателю также существенно превосходят заменяемые типы, но несколько уступают лучшим аналогам.

    Провозная способность пассажирского парка

    До 2015 г. ожидается прекращение эксплуатации большинства отечественных и зарубежных самолетов предыдущих поколений.  К  2020 году потребуется замена части парка самолетов В-767, Ил-96, В-737, А-320, Ту-204, а также практически всех региональных самолетов.  Располагаемая провозная способность действующего сегодня парка к 2020 году сократится вдвое, в то время как потребная провозная мощность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет значительные потребности авиакомпаний в дальнейшем обновлении и расширении парка.

    Емкость внутреннего рынка пассажирских самолетов

    Учитывая списание устаревших типов воздушных судов в связи с отработкой ресурсов и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям оценивается в 1030-1200 ВС в период до 2020 года. Ожидается спрос на самолеты различных классов пассажировместимости, который будет удовлетворяться за счет самолетов как отечественного, так и зарубежного производства.

    Российские предложения на рынке ВС

    Планы российской авиапромышленности связаны с наиболее востребованными сегментами российского и мирового рынка самолетов, что создает предпосылки для занятия ее продукцией существенной доли в российском парке. Недостаточное внимание уделяется разработке региональных и легких самолетов. 

    Магистральные самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

    Каждый из выпускаемых или разрабатываемых отечественных самолетов имеет несколько современных конкурентов, получивших сертификат типа АР МАК. Исключением является только класс 100-местных самолетов, где пока не сертифицированы альтернативные SSJ предложения СRJ-1000 и ЕRJ-190, а также класс 70-местных реактивных региональных самолетов, где отсутствует альтернатива Ан-148.

    Региональные и легкие самолеты, имеющие сертификат типа АР МАК

    Среди региональных и легких многоцелевых самолетов предложение отечественной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна.

    Доля зарубежных самолетов в действующем парке

    Отсутствие в России серийного производства целого ряда классов воздушных судов определяет сохранение значительной потребности воздушного транспорта России в использовании иностранной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском коммерческом парке пассажирских самолетов оценивается в 60%, в грузовом парке – в 30%. Эти оценки предполагают успешную реализацию российских программ производства современных самолетов, доля которых в поставках в пассажирский парк должна вырасти с сегодняшних 10% до перспективных 40%, а в грузовой – до 50%.

    Необходимый темп пополнения летного состава авиакомпаний

    Для выполнения прогнозируемого объема перевозок летный состав авиакомпаний, начиная с 2013 года, должен ежегодно пополняться еще на 370-510 пилотов самолетов в дополнение к плановому выпуску пилотов самолетов из учебных заведений Минтранса РФ. А в ближайшие годы – и на большую величину. 

    Выводы
    • В 2000-е годы в парк российских авиакомпаний поставлено более 900  пассажирских самолетов.
    • Располагаемая провозная способность действующего парка к 2020 году сократится вдвое, а потребная  провозная способность парка должна будет возрасти на 90%. Это определяет потребность авиакомпаний в 700-850 магистральных и 300-350 региональных самолетов до 2020 года.
    • Конкуренция и отсутствие производства в России ряда классов самолетов определяют сохранение в парке высокой доли зарубежной авиатехники. В 2020 году доля зарубежных самолетов в российском  пассажирском парке оценивается в 60%.
    • Российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии был одним из самых динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе. 

    www.aex.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *