Содержание

Модель-копия самолета Як-130

Буква закона.
Около 6000 фотографий, десятки чертежей и кинематических схем, сотни страниц руководства по эксплуатации – это только основная часть всего массива информации, которую удалось собрать. Как и настоящий самолет, модель построена по «безбумажной» технологии с применением современных электронных систем проектирования и производства (2D/3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, повсеместное применение станков с ЧПУ).
 
 
 
Портрет с натуры.
На соревнованиях место в кабине пилота Як-130 занимает манекен – летчик-испытатель КБ Яковлева Роман Таскаев воссоздан в пластике с очевидным портретным сходством. В клубе можно увидеть немало других крохотных пилотов, в том числе Виталия Робертуса.
Клуб RUSJET располагает несколькими небольшими фрезерными станками с ЧПУ, по большей части использующимися для вырезания деталей внутреннего набора фюзеляжа, и собственно окрасочной камерой для небольших деталей. Производство крупных и сложных металлических частей, а также окраска монококов производится за пределами клуба, в том числе на станках КБ Яковлева.
Жирок в правильных местах.
Для любого летательного аппарата критическое значение имеет не только общая масса, но и распределение веса. Очевидно, что для стабильного полета самолет должен иметь точно позиционированный в строго определенном месте центр тяжести. Однако это не единственное условие. Масса самолета не должна быть сосредоточена в одной точке. Равномерное распределение веса от носа до хвоста дает большую угловую инерцию, благодаря которой самолет лучше реагирует на управляющие действия, а прямолинейный полет становится более устойчивым.
 
В память компьютера заложены изображения, скопированные с дисплеев реального Як-130. Использование жидкокристаллических экранов для имитации работы авионики – принципиально новое слово в моделизме.
На фото: пилот Виталий Робертус, тренер Павел Лапшов, техник Максим Львов.

По некоторым данным, в Германии примерно два миллиона авиамоделистов. Моделизм не менее популярен в других странах Европы и еще более – в США. В России же этому хобби отдают предпочтение всего около сотни тысяч человек, и для 140-миллионного населения это капля в море. И все же именно российской команде RUSJET удалось не только стать лучшей в мире в сложнейшем классе радиоуправляемых моделей-копий, но и полностью перевернуть представления о точности изготовления копий, подняв степень детализации модели на ранее недосягаемую высоту.

На соревнованиях копий результат участника складывается из двух оценок: статической (стендовой) и полетной в соотношении 50/50. Судьи, от трех до пяти человек, – опытные профессионалы в области авиации и моделизма. Сами участники предоставляют им комплект документации: более пяти десятков высококачественных крупноформатных фотографий самолета-прототипа во всех возможных ракурсах, со всеми характерными деталями и чертежи оригинала. С этими документами судьи сравнивают модель участника.

Во внимание принимаются мельчайшие детали: внешние обводы всех элементов, панели обшивки, лючки, замки, заклепки, точность цветовой гаммы, опознавательные знаки, маркировка и даже потертости и повреждения, замеченные на самолете-прототипе. Однако даже самая блестящая статическая оценка не будет засчитана, если модель не поднимется в воздух. Для летной программы участники сами выбирают фигуры пилотажа, характерные для их прототипа. Скорость и плавность полета, угловые скорости модели при маневрировании, общий характер поведения в воздухе и даже звук двигателей должны быть схожи с прототипом.

У судей должно возникнуть впечатление, что они видят перед собой реальный самолет. Во многом это задача пилота: он должен управлять машиной подобающим образом и в воздухе, и даже на земле – во время руления и получения разрешения на взлет.

Размер имеет значение

Идея построить копию новейшего учебно-тренировочного самолета ОКБ Яковлева пришла в голову пилоту Виталию Робертусу и тренеру Павлу Лапшову в далеком 2005-м. В то время команда активно набирала опыт выступления на международных соревнованиях с моделями самолетов F-15 и BАE Hawk. Многолетний опыт выступлений дал понять, что важность выбора прототипа в соревнованиях моделей-копий играет решающую роль. В этом вопросе рассматриваются два фактора – технологический и аэродинамический.

Правила соревнований не регламентируют ни масштаб модели, ни ее фактический размер. Ограничен лишь один параметр: масса модели без топлива не должна превышать 20 кг. «Представьте себе, что вы решили построить Ан-225 «Мрия», – говорит Павел Лапшов. – Чтобы уложить модель в 20 кг, вы выберете масштаб, скажем, 1:20. Это значит, что стандартная 6-миллиметровая заклепка на корпусе прототипа превратится в незаметную глазу точку, а гидравлический шланг — в волос. Масштаб нашего «Яка» – 1:4. Полуторамиллиметровую заклепку вполне можно и рассмотреть, и воссоздать в модели».
Аэродинамика самолета не слишком хорошо масштабируется. Вязкость воздуха и другие параметры атмосферы благоволят более крупным летательным аппаратам. Поэтому выгодно делать модель максимально крупной при сохранении допустимой массы.

Наконец, не все самолеты подходят для авиамодельных соревнований по летным качествам. К примеру, самолеты, созданные для сверхзвуковых скоростей, не слишком хороши на «дозвуке». Большая стреловидность, малая площадь и тонкий профиль крыла вкупе с низким лобовым сопротивлением дают сомнительную маневренность, высокую скорость полета и посадочную скорость, что неудобно и для пилота, и для судей.

Дозвуковой учебно-тренировочный Як-130 с его большим крылом малой стреловидности оказался идеальным выбором для создания копии. К тому же новый самолет проще копировать, ведь на нем еще нет выцветшей краски, масляных пятен и прочих признаков почтенного возраста.

Частный детектив

Второй этап работы над моделью – сбор всесторонней информации о реальном самолете. Серфинг в интернете здесь не поможет. Чтобы докопаться до эксклюзива, порой приходится проявлять качества настоящего детектива. Виталий и Павел преследовали Як-130 на всех авиасалонах, выставках, показательных выступлениях, испытаниях. Требования к документации предусматривают наличие фотографий во всех ракурсах, в том числе снизу и сбоку. Приходилось по много раз дежурить в конце взлетной полосы перед показательными полетами, чтобы сфотографировать машину на взлете, а затем мчаться «наперегонки с самолетом» к началу полосы, чтобы снять аппарат на посадке, с выпущенными шасси. Фото сверху – особая редкость, учитывая, что при испытательных полетах самолеты редко выполняют фигуры высшего пилотажа. «А можно за ограждение зайти? Можно? Спасибо! А в кабину залезть? Это уже к начальнику?»

Длинная цепочка начальников привела, ни много ни мало, к главному конструктору КБ Яковлева. Получив письмо с подробным описанием проекта, техническим обоснованием и перечнем уже тогда внушительных спортивных заслуг команды, Константин Попович выдал резолюцию: ребятам надо помочь. Сотрудничество с КБ Яковлева стало ключевым моментом в развитии проекта. Впервые моделисты получили возможность работать не только с фотографиями и невнятными рисунками из энциклопедий, по которым технически невозможно корректно воссоздать профили крыла и обводы фюзеляжа, а с настоящими чертежами и сечениями, пригодными для создания точной 3D-модели.

Заводская документация позволила в точности воссоздать кинематику уборки стоек шасси, воздушного тормоза и, что особенно важно, закрылков. Закрылки на Як-130 движутся по сложной траектории: сначала отходят назад, а потом резко опускаются вниз. Это происходит благодаря схеме пантографа с разной длиной и формой звеньев. Каждый закрылок подвешен на десять опорных подшипников, и эта схема полностью воссоздана на модели.

Еще одно ноу-хау RUSJET – колеса. Резину варили на том же заводе, который изготавливал шины для настоящего Яка. Она повторяет рисунок протектора, каждую надпись, каждый литник. Мало того, колесо проминается под весом модели точно так же, как настоящее. Обычно шину для модели делают цельной из микропористой резины или полой, но с толстыми стенками. Шина самолета RUSJET состоит из тончайшей резиновой оболочки, слоя микропористой резины и твердой композитной конструкции, заполняющей большую часть пространства. Жесткая вставка позволяет поддерживать форму, а мягкий наполнитель определяет характер прогиба, при этом колесо в сборе с тормозами получилось примерно на 30% легче.

Монокок в вакууме

Разумеется, самая ответственная работа при создании модели – изготовление корпуса. В отличие от фюзеляжа настоящего самолета, который собирается из множества деталей, в основе модели лежит усиленный монокок. Его изготовление начинается с фрезеровки мастер-модели. По классической технологии корпус выпиливается вручную и контролируется по фотографиям и сечениям. Результат получается несколько апроксимированным.

Корпус модели RUSJET был фрезерован из плотного пенопласта по специально подготовленной 3D-модели на 5-координатном станке с ЧПУ. По технологическим причинам пришлось отдельно изготавливать некоторые детали фюзеляжа, например воздухозаборники и внутренние воздуховоды двигателя, створки шасси и многое другое. Отдельным проходом станок расставил на модели несколько сотен меток, которые в дальнейшем значительно облегчили нанесение обшивки. Так же делались мастер-модели крыла, оперения и отклоняемых поверхностей.

После фрезеровки мастер-модель шпаклюется, шлифуется, укрепляется стеклотканью там, где это необходимо, и мастер приступает к разметке расшивки фюзеляжа. С помощью линейки и лазерного уровня он рисует на мастер-модели границы алюминиевых листов в точном соответствии с расшивкой прототипа. Когда разметка готова, можно приступать к самому трудоемкому этапу работы над мастер-моделью – обклейке фольгой.

Плотная алюминиевая фольга толщиной 0,1 мм, применяется для обшивки бань, – очень пластичный материал. Она хорошо раскатывается, растягивается по криволинейной поверхности. Линии расшивки проклеивают плотным скотчем, сверху наклеивают фольгу, а затем металлический лист обрезают по линии проступившего скотча. В итоге кусочки фольги по форме в точности повторяют алюминиевые панели прототипа и имеют четкие границы.

С помощью специальных «давилок» на фольге продавливаются заклепки и головки винтов. Их количество и расположение в точности соответствуют оригиналу. Если по недосмотру сборщика винт был вкручен криво, на модели он тоже будет кривым. Речь идет о десятках тысяч заклепок и винтов. Кропотливая ручная работа по покрытию фольгой только фюзеляжа модели заняла у Виталия и Павла около трех месяцев.

Мастер-модель фюзеляжа получается очень тяжелой: двое мужчин с трудом переносят ее с места на место. К счастью, ей не придется летать: мастер используется для изготовления производственной оснастки – матрицы. Поверхность мастер-модели покрывают специальными композитными материалами слой за слоем, готовую матрицу укрепляют деревянными и металлическими конструкциями для усиления. В результате рабочая поверхность матрицы в точности повторяет мельчайшие нюансы мастер-модели. Всего для строительства моделей было изготовлено около 200 матриц под отдельные элементы, включая даже стекло и защитный шлем пилота.

Для изготовления любой композитной детали в покрашенную форму закладываются заранее рассчитанный набор материалов (стеклоткань, углеткань, кевлар, легкий листовой пенопласт, сотовый наполнитель). Этот «сэндвич», пропитанный полимерными смолами, вместе с матрицей помещается в герметичный полиэтиленовый мешок. С помощью компрессора из мешка откачивают весь воздух. Благодаря создаваемому вакуумом разряжению сэндвич надежно пропитывается и равномерно прижимается по всей площади матрицы. После полимеризации смолы из матрицы извлекается готовая прочная и легкая деталь. При этом вся расшивка в точности переносится на поверхность детали.

Фольгированная модель и пластиковый монокок – это очень важная технология, опережающая аналоги с точки зрения и массы, и детализации. Многие моделисты обклеивают фольгой непосредственно корпуса моделей. Им приходится использовать более тонкую фольгу, хуже передающую детали «макетки». При этом модель все равно получается более тяжелой, чем чисто пластиковая.

Вверх на пределе

С создания деталей планера работа над моделью только начинается. Моделисту предстоит изготовить внутренний набор фюзеляжа, к которому крепится все оборудование самолета, собрать все детали в единое целое, проложить электрические, топливные и пневматические линии.

Оборудования на модели хоть отбавляй. Як-130 – это два реактивных двигателя с независимыми топливными системами, пять аккумуляторных батарей, пневматическая система с 12 цилиндрами, приводящими в движение механизм уборки стоек шасси, створки шасси, воздушный тормоз и осевые перегородки воздухозаборников, 22 рулевые машинки, из которых четыре отвечают за наклоны ручек управления в кабине пилотов. Кстати, на соревнованиях в кабине «Яка» сидит самый настоящий авиатор – в летном комбинезоне и с лицом шеф-пилота ОКБ Яковлева Романа Петровича Таскаева. Перед пилотом расположены жидкокристаллические дисплеи, на которые выводится детальное изображение электронных приборов прототипа.

Собранные воедино корпус, крыло, управляющие поверхности, двигатель, шасси и основной комплект оборудования копиисты называют «гадким утенком». Это всего лишь прототип будущего «боевого» самолета, который будет летать на соревнованиях. В таком виде самолет может совершить первые полеты, продемонстрировав свои летные качества. Это волнующий, но не решающий момент для его создателей. Ведь впереди еще долгая работа. Необходимо провести несколько десятков полетов с постоянными изменениями настроек двигателей, параметров управления и компоновки самолета. Переоценить этот этап сложно, ведь без него модель не получит долгую летную жизнь и будет обречена на падение.

Вторая модель строится с учетом всех исправлений. Закипает работа над «макеткой»: изготовление кабины пилотов, трубок антенн, датчиков, наклейка выступающих элементов крепежа, окраска модели и мельчайших деталей в точно подобранные цвета, нанесение надписей и маркировки, декорирование потертостей и пятен. Отдельно изготавливается даже вспомогательное оборудование самолета: колесные башмаки, стремянка, заглушки двигателя, водило. Модель получает полный комплект светового оборудования  (15 источников света), положенный прототипу по авиационным правилам.

С момента начала работы над проектом до долгожданного чемпионского титула прошло шесть лет упорного кропотливого труда. Лучшую оценку работе Павла и Виталия поставили конструкторы КБ Яковлева, серьезно обсуждая с моделистами возможности создания класса действующих моделей для испытания перспективных самолетов. Этот метод уже использовался компанией «Боинг» для испытания самолета будущего Х-48А.

Чемпионы не собираются останавливаться на достигнутом. В настоящее время в клубе уже изготавливается новый «Як», который обещает переплюнуть первый аппарат и по летным качествам, и по «макетке». Если все пойдет по плану, то он уже будет окрашен в национальные цвета новой пилотажной группы ВВС России. Павел обещает, что манекен пилота нового самолета будет даже поворачивать голову и махать рукой судьям. Нелегко продолжать двигаться вперед, когда находишься на вершине. Ведь зарубежным соперникам пока что остается только догонять.

http://www.popmech.ru/article/11838-chempion-po-podrazhaniyu…

aeroplan2010.mirtesen.ru

Российский учебно-боевой самолёт Як-130 от Звезды в масштабе 1 72

Обзор сборной модели Як-130 артикул 7307 от Звезды в масштабе 1:72.

Содержание

  1. Общая информация
  2. Внешний вид и содержимое коробки
  3. Видеообзор: Як-130 от Звезды
  4. Литники модели
  5. Прозрачные литники
  6. Декали
  7. Инструкция(Читать онлайн или скачать в PDF)
  8. Дополнения к модели
  9. Полезные ссылки для сборки модели
  10. Вывод
  11. Стоимость модели

Общая информация

Российский учебно-боевой самолёт Як-130

Фирма производитель: Звезда

Масштаб: 1/72

Артикул: 7307

Количество деталей: 176 шт

Размер модели (мм): 16.0 см

Ссылка на сайт производителя: http://www.zvezda.org.ru

Видеообзор: Як-130 от Звезды

Внешний вид и содержимое коробки

Модель самолёта получил от магазина Armata-models.ru по акции «Предзаказ на Як-130 от Звезды!»

Курьерская служба СДЭК доставила посылку как всегда быстро.

Коробка небольшая в фирменной расцветке с ярким изображением. Цвета даже более насыщенные чем обычно.

Как обычно сбоку таблица необходимых красок от Звезды и Humbrol и информация о количестве деталей и размерах модели.

Открываем коробку.

И выкладываем содержимое коробки на коврик для резки формата А3.

Литники модели

Литников тут несколько: A,B,C(прозрачный),Dx2,L,Mx2,N

Литник А

Литник «А» — Большая рамка литника с частью фюзеляжа истребителя и хвостовым оперением.

С обратной стороны

Крупнее:

Литник B

Литник «B» — Тоже большая рамка литника.

С обратной стороны

Крупнее: Турбины, Кокпит, Приборы.

Литник D

Литник «D» — два небольших литников с вооружением.

Сидение и пилот по-крупнее:

Литник L

Литник «L» — литник с вооружением.

С обратной стороны

Литник M

Литник «M» — два маленьких литника

Крупнее:

Прозрачные литники

Литник D

Декали

Декаль формата А5. Очень много технических надписей, также как и МиГ-29СМТ.

Качество декали хорошее. Мелкие надписи читаются.

Инструкция

Инструкция как обычно у Звезды чёрно-белая. Несколько листов формата А3 скреплены в виде книжечки.

Дополнения к модели

Водило и заглушки из смолы от Armata-Models

Фототравление от Микродизайн

Фототравление от Eduard

Маски от KAV-Models

Маски от KV-Models

Набор красок от Pacfic

Набор красок от Акан

Резиновые колёса от Экипаж

Полезные ссылки для сборки модели

Видео: Як-130 | Самый-самый | Т24

Обзор коробки от Дмитрия Игнатычева: Учебно-боевой самолет Як-130

Вывод

Интересная модель самолёта Як-130 от фирмы Звезды. Небольшая аккуратная модель с хорошей детализацией, техническими декалями и небольшой ценой отличное дополнение в коллекцию любого моделиста.

К покупке рекомендую!

Купить Як-130 в масштабе 1/72 от Звезды в онлайн магазинах

Другие готовые модели:

Мне нравится:

hobby.rudic.ru

Пилотажный самолет Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Обзор коробки — МоделистЪ

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Пришло время для очередного обзора очередной модели.

На сей раз ей станет еще одна новинка этого года от компании Звезда. Данный набор получен мной в рамках предзаказа от магазина armata-models.ru.

А потому в его состав вход так называемый «комплект прокачки» — набор дополнений, разработанный специально для этой модели.

С его помощью получение моделистом наиболее достоверной копии прототипа становится более лёгкой задачей.

СОДЕРЖАНИЕ

Коробка с моделью

Краткая историческая справка

Видеоролик о прототипе

Инструкция по сборке

Содержимое коробки

Детали крупным планом

Видеообзор

Выводы

Оценка

КОРОБКА С МОДЕЛЬЮ

Пилотажный Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

Главные конструкторы — Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович.

Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР.

Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС России. С 2012 года планируется выпуск более чем 100 таких машин.

Пилотажный Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Прототип

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника.

Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.

Информация с сайта Википедия

ВИДЕОРОЛИК О ПРОТОТИПЕ

Пилотажный Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Видеоролик о прототипе

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

 СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ

Пилотажный Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Содержимое коробки

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВИДЕООБЗОР

Пилотажный Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Видеообзор

КОМПЛЕКТ ПРОКАЧКИ ARMATA-MODEL.RU

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВЫВОДЫ:

В общем и целом данная модель компании Звезда является аналогом более раннего релиза, обзор которого вы можете найти тут.

Существующие два отличия заключаются в красном цвете пластика, из которого отлиты детали, и новая декаль.

Пластик данного цвета предназначен для того, чтобы без дополнительных усилий получить «первое приближение» к прототипу.

Такой вариант естественен для детей и моделистов начального уровня.

В декали дан всего один борт.

Но тут есть все основания предполагать, что на данный момент в такой ливрее есть только один самолет.

Во всём же остальном набор копирует предшественника.

В принципе, этого достаточно для постройки хорошей модели.

Но…

Еще большего реализма позволит достичь «комплект прокачки».

В него входят: 2 дымогенератора, окрасочная маска, декаль для пирошнура фонаря кабины.

Как вы понимаете, основной составляющей этого комплекта являются дымогенераторы.

Они отлиты вместе с пилонами, из смолы. Качество вполне неплохое.

Все детали отлично видны.

ОЦЕНКА: 5

Модель пока оставляет самые лучшие впечатления.

Она подходит для быстрой сборки моделистом любого уровня мастерства.

Небольшой скепсис, сквозящий в моих словах, можно отнести только на счет личных предпочтений.

Данный самолет в 72м масштабе выглядит просто малышом. А потому я с нетерпением жду появления его аналога в 48м масштабе.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!

globaltao.com

Российский лёгкий штурмовик Як-130: 4821: 1/48: Звезда: Обзор коробки — МоделистЪ

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Свой первый в этом наступившем, новом 2019 году обзор коробки я решил посвятить модели, представлявшей для меня ранее наибольший интерес.

Я думаю вы помните, что Як-130 в 48м масштабе не был официально заявлен Звездой в предыдущем каталоге. При этом его рендеры были показаны. Правда сроки выхода модели никак не обозначались.

И вот, под самый занавес 2018го года набор с Як-130 от фирмы Звезда в масштабе 1/48 появился в продаже.

По сути, этот набор — первая модель современной реактивной авиации этого масштаба у Звезды. До него были только самолеты времен ВОВ.

Надеюсь, что за Як не станет редким исключением. И за ним последуют и другие современные «реактивы».

Интересно, что на этот раз на коробке мы видим обозначение не «учебно-боевой», а «лёгкий штурмовик». Дело в том, что данная машина может выполнять роль лёгкого штурмовика, но всё-таки это его возможная роль. А основной задачей для Як-130 является обучение пилотов.

Модель Як-130 от Звезды в 48м масштабе для меня была интересна по следующим причинам:

  1. Сам Як-130 принят на вооружение не так давно. И он представляет несомненный интерес для любого моделиста, увлекающегося российской реактивной современкой.
  2. Чуть ранее Звезда выпустила данную модель в 72м масштабе. Я её строить не стал. Уж слишком маленькая она для меня получалась. Я люблю возиться с крупными моделями. Тем не менее, сама модель у Звезды получилась весьма удачно. Это было видно и по качеству проектирования, и по качеству литья.
  3. Я имел возможность покрутить в руках конкурентный набор от КиттиХок. И у меня к нему возникли вопросы. Конечно не такие, как к Б-52 от Моделколлект, но всё-таки. Набор от Звезды лично мне представляется более копийным и деталированным.

Поэтому когда стало известно, что Звездовский набор точно выходит, и примерно понятны сроки релиза — я решил заказать в Армате по предзаказу сразу 2 набора. Один я строю на заказ, второй — для себя. Хотя и его (возможно) я тоже продам.

Для меня строить интереснее, чем собирать коллекцию.

Итак…

Сегодня в данном материалы мы рассматриваем модель Як-130 от фирмы Звезда в масштабе 1/48, предоставленную магазином Армата моделс в формате предзаказа.

Т.е. внутри коробки за базовую цену мы обнаружим как саму модель, так и комплект фирменных, арматовских дополнений.

Чтож, приступим…

СОДЕРЖАНИЕ

Коробка с моделью

Краткая историческая справка

Видеоролик о прототипе

Инструкция по сборке

Содержимое коробки

Детали крупным планом

Видеообзор

Выводы

Оценка

КОРОБКА С МОДЕЛЬЮ

Российский лёгкий штурмовик Як-130: 4821: 1/48: Звезда: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

Главные конструкторы — Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович.

Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР. Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС России.

С 2012 года планируется выпуск более чем 100 таких машин.

Российский учебно-боевой самолет Як-130

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.

Информация с сайта Википедия

ВИДЕОРОЛИК О ПРОТОТИПЕ

Российский лёгкий штурмовик Як-130: 4821: 1/48: Звезда: Видео о прототипе

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

 СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВИДЕООБЗОР

Российский лёгкий штурмовик Як-130: 4821: 1/48: Звезда: Видеообзор

КОМПЛЕКТ ДОПОЛНЕНИЙ ОТ АРМАТА-МОДЕЛС

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВЫВОДЫ:

По большому счёту, для тех кто уже имел возможность собрать младшего брата этой модели в масштабе 1/72 никаких сложностей в этом наборе возникнуть не должно.

В основе обеих моделей лежит один проект. И согласно ему наборы имеют идентичное членение деталей, их компоновку и систему стыкования.

Различия же имеются в уровне детализации. Здесь оно несомненно выше. Линии расшивки толще и глубже.

Кокпит даже в базовом, изкоробочном варианте применим для создания отличной модели.

Производитель предлагает нам для сборки 3 варианта: полётный, стояночный с открытым тормозным щитком, и стояночный с щитком в убранном положении.

Эта модель вероятно именно тот случай, когда модель 48го масштаба можно и нужно сделать в полётном варианте. Габариты позволяют.

Всё-таки водрузить СуперХорнет или Миг-31 на подставку не так просто. Да и места подобная композиция займёт намного больше.

А этот Як будет неплохо смотреться и держаться даже на простых «летящих» подставках.

Что интересно:

  1. Ракеты В-В отлиты единой деталью. Как у многих аналогичных современных моделей. Тип АМК или Великой стены. Это очень упрощает работу.
  2. Фонарь кабины дан в 2х вариантах. С отлитой имитацией пирошнура, и без оного. Первый вариант нужно будет красить, на второй накладывать декаль. Хотя есть и третий вариант — фототравление. Но это уже для тех, кто закупится (как, например, я) комплектом от Микродизайн.

Декаль, выполненная ростовским Бегемотом, меня откровенно порадовала.

Уже в изкоробочном варианте вполне достаточное количество технических надписей. Вполне возможно, на самолете в реальности есть ещё что-то, но и имеющегося в базовой деке хватит «за глаза».

На выбор нам предлагают целых 5 бортов. Два отечественных, и по одному на Алжир, Мьянму и Белоруссию.

В цветной инструкции по окраске приведены допустимые цвета на эти машины. Но как обычно это есть лишь ориентир. Остальное мы, как обычно, делаем по принципу «учите матчасть».

Теперь что касаемо комплекта дополнений от Арматы.

Внутри него мы найдем колёса «под нагрузкой». Они отлиты, в отличие от набора Reskit, едиными деталями. Но, так или иначе, изкоробочные колёса желательно заменить. Уж больно не чётко там читаем рельеф.

Также в наборе имеется сборное водило, аэродромный ящик и … 2 прекрасных лётных шлема. Их можно поместить внутрь кабины на катапультное кресло, либо же на положить на аэродромный ящик. Но во втором случае уже придется делать подставку. Хотя эту задачу можно упростить, купив базу от Coastalkits.

ОЦЕНКА: 5

Лично на мой взгляд этому набору смело можно поставить отличную оценку.

Интересный прототип. Хорошо реализованная модель.

Работать будет можно и начинающему моделисту (модель весьма не сложна в сборке), так и мэтру нашего увлечения.

Более того, я уверен что этот набор даже более полезен начинающим. На нём можно освоить основные принципы и методы работы с реактивами 48го масштаба.

И уже после Як-130 приниматься за более сложные проекты.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!

globaltao.com

Як-130 Российский пилотажный самолёт от Звезды в масштабе 1/72

Предлагалась в военном исполнении с вооружением и содержала 196 деталей против 91 детали в новой модели.

Коробка с сборной моделью самолёта пришла от магазина Armata-models.ru с наклейкой «Прокачано».

https://armata-models.ru[/div]

Коробка в фирменной расцветке с ярким изображением летящего пилотажного самолёта. Очень яркие и насыщенные цвета.

Как обычно сбоку таблица необходимых красок от Звезды и Humbrol и информация о количестве деталей и размерах модели.

Литники модели

Литники модели самолёта полностью копируют прошлую модель, но пластик красного цвета.

Литник А

Литник «А» — Большая рамка литника с частью фюзеляжа истребителя и хвостовым оперением.

Литник от первой модели Як-130

С обратной стороны

Литник B

Литник «B» — Тоже большая рамка литника.

С обратной стороны

Литник D

Литник «D» — два небольших литников с вооружением и пилотами.

Прозрачные литники

Литник С

Литник с фонарём точно такой же, как и в прошлой модели: С имитацией пирошнура.

С разных сторон можно посмотреть в прошлом обзор: Як-130 от Звезды в масштабе 1/72

И всё. Литников с вооружением нету, поэтому и кол-во деталей меньше! Но зато есть дополнения от Арматы-моделс.

Декали

Декаль небольшая. Несколько технических надписей, необходимые надписи и наклейки для пилотажного самолёта.

Качество декали хорошее. Мелкие надписи читаются отлично.

Инструкция

Инструкция как обычно у Звезды чёрно-белая. Но в этот раз не в виде книжечки. Один лист формата А4 с информацией о модели и литниках.

И отдельный лист формата А3 с инструкцией по сборке. Но есть ещё один ЦВЕТНОЙ лист с вариантом окраски модели и указанием места нанесения декалей.

Инструкция по сборке

Цветная инструкция

Дополнения к модели

Генераторы дыма от Armata-Models

Смоляные генераторы пилотажного дыма от Армата-моделс.

Декаль пирошнура для фонаря от Armata-Models

Маски для окрашивания Як-130 от Armata-Models

Фототравление от Микродизайн

[img(center) фототравление от Микродизайн]http://hobby.rudic.ru/uploads/journal/jak-130-mikrodizajn.jpg» alt=»»>

Фототравление от Eduard

Маски от KAV-Models

Маски от KV-Models

Резиновые колёса от Экипаж

Полезные ссылки для сборки модели

Обзор коробки от Дмитрия Игнатычева: Пилотажный самолет Як-130: 7316: 1/72: Звезда: Обзор коробки

Вывод

[div(message idea»>Дополнительная модель самолёта Як-130 в ярко-красной окраске от фирмы Звезды. Отличная модель с хорошей детализацией, декалями и небольшим количеством деталей и отличной ценой. Хорошее дополнение в коллекцию.

К покупке рекомендую!

Купить пилотажный Як-130 в масштабе 1/72 от Звезды в онлайн магазинах

hobby.rudic.ru

Учебно-боевой самолет Як-130: 7307: 1/72: Звезда: Первые рендеры — МоделистЪ

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

На этой неделе компания Звезда уже таки должна порадовать любителей авиации в 72м масштабе выходом на рынок модели Миг-29СМТ, который по доброй традиции снова задерживается. Но это не так принципиально. Хотя бы потому, что набор уже реализован в пластике.

Ждем-с…

А пока, дабы скрасить наше томительное ожидание, представители компании выложили на всеобщее обозрение первые рендеры предполагаемой августовской новинки — модели российского учебно-боевого самолета Як-130.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Друзья! Вот и наступала очередная пятница! И пусть погода пока нас не радует, зато порадуем мы!
Встречайте! 3D августовской новинки Як-130! Пока в масштабе 1/72.
Замечания, пожелания и предложения приветствуются!

Официальная группа компании Звезда в ВКонтакте

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

У этой модели на мой взгляд есть хорошие перспективы на будущее.

Достойных аналогов пока не предвидится. Наши китайские товарищи пока молчат. А существующий аналог от А-модел, в связи с низким качеством и высокой ценой, конкурентом по большому счету не является.

К тому же набор от Звезды предлагает нам собрать серийную машину, а не как у А-модел Як-130Д.

Предположительно ассортимент подвесного вооружения будет таков: бомбы КАБ-500Кр, ФАБ-500М-62, ОФАБ-250, РБК-250, блоки Б8М-1 и Б-13Л с неуправляемые ракетами С-8 и С-13 соответственно, ракеты класса воздух-воздух Р-73, блоки помех и 2 ПТБ-450.

Что и в каком количестве будет в наборе мы узнаем только по факту выхода модели на рынок.

Количество вариантов схем окраски тоже пока не известно. Но тут особых проблем не предвидится. Ведь декали — это вотчина Бегемота. И они, скорее всего, не упустят возможности сделать свою комбинацию.

В любом случае модель представляет собой интерес, учитывая хорошее качество крайних наборов этой компании.

Интерес также вызывает упоминание в релизе этих рендеров, что «пока в 72м масштабе». Вполне возможно есть задумки реализовать эту модель и в масштабе 1/48.

Но пока нет смысла загадывать в далекое будущее.

А спокойно дождаться выхода на рынок этой модели.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!

 

globaltao.com

Чемпион по подражанию | Журнал Популярная Механика

Эта статья посвящена сверхточной модели-копии самолета Як-130, которая позволила российской команде RUSJET и ее пилоту Виталию Робертусу завоевать чемпионский титул на чемпионате мира Jet World Masters 2011 в США. На одной из фотографий изображен настоящий Як-130. Попробуйте угадать, на какой.

Буква закона. Около 6000 фотографий, десятки чертежей и кинематических схем, сотни страниц руководства по эксплуатации — это только основная часть всего массива информации, которую удалось собрать. Как и настоящий самолет, модель построена по «безбумажной» технологии с применением современных электронных систем проектирования и производства (2D/3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, повсеместное применение станков с ЧПУ).

Портрет с натуры. На соревнованиях место в кабине пилота Як-130 занимает манекен — летчик-испытатель КБ Яковлева Роман Таскаев воссоздан в пластике с очевидным портретным сходством. В клубе можно увидеть немало других крохотных пилотов, в том числе Виталия Робертуса.

Клуб RUSJET располагает несколькими небольшими фрезерными станками с ЧПУ, по большей части использующимися для вырезания деталей внутреннего набора фюзеляжа, и собственно окрасочной камерой для небольших деталей. Производство крупных и сложных металлических частей, а также окраска монококов производится за пределами клуба, в том числе на станках КБ Яковлева.

Жирок в правильных местах. Для любого летательного аппарата критическое значение имеет не только общая масса, но и распределение веса. Очевидно, что для стабильного полета самолет должен иметь точно позиционированный в строго определенном месте центр тяжести. Однако это не единственное условие. Масса самолета не должна быть сосредоточена в одной точке. Равномерное распределение веса от носа до хвоста дает большую угловую инерцию, благодаря которой самолет лучше реагирует на управляющие действия, а прямолинейный полет становится более устойчивым.

В память компьютера заложены изображения, скопированные с дисплеев реального Як-130. Использование жидкокристаллических экранов для имитации работы авионики — принципиально новое слово в моделизме.

На фото: пилот Виталий Робертус, тренер Павел Лапшов, техник Максим Львов.

По некоторым данным, в Германии примерно два миллиона авиамоделистов. Моделизм не менее популярен в других странах Европы и еще более — в США. В России же этому хобби отдают предпочтение всего около сотни тысяч человек, и для 140-миллионного населения это капля в море. И все же именно российской команде RUSJET удалось не только стать лучшей в мире в сложнейшем классе радиоуправляемых моделей-копий, но и полностью перевернуть представления о точности изготовления копий, подняв степень детализации модели на ранее недосягаемую высоту.

На соревнованиях копий результат участника складывается из двух оценок: статической (стендовой) и полетной в соотношении 50/50. Судьи, от трех до пяти человек, — опытные профессионалы в области авиации и моделизма. Сами участники предоставляют им комплект документации: более пяти десятков высококачественных крупноформатных фотографий самолета-прототипа во всех возможных ракурсах, со всеми характерными деталями и чертежи оригинала. С этими документами судьи сравнивают модель участника.

Во внимание принимаются мельчайшие детали: внешние обводы всех элементов, панели обшивки, лючки, замки, заклепки, точность цветовой гаммы, опознавательные знаки, маркировка и даже потертости и повреждения, замеченные на самолете-прототипе. Однако даже самая блестящая статическая оценка не будет засчитана, если модель не поднимется в воздух. Для летной программы участники сами выбирают фигуры пилотажа, характерные для их прототипа. Скорость и плавность полета, угловые скорости модели при маневрировании, общий характер поведения в воздухе и даже звук двигателей должны быть схожи с прототипом.

У судей должно возникнуть впечатление, что они видят перед собой реальный самолет. Во многом это задача пилота: он должен управлять машиной подобающим образом и в воздухе, и даже на земле — во время руления и получения разрешения на взлет.

Размер имеет значение

Идея построить копию новейшего учебно-тренировочного самолета ОКБ Яковлева пришла в голову пилоту Виталию Робертусу и тренеру Павлу Лапшову в далеком 2005-м. В то время команда активно набирала опыт выступления на международных соревнованиях с моделями самолетов F-15 и BАE Hawk. Многолетний опыт выступлений дал понять, что важность выбора прототипа в соревнованиях моделей-копий играет решающую роль. В этом вопросе рассматриваются два фактора — технологический и аэродинамический.

Правила соревнований не регламентируют ни масштаб модели, ни ее фактический размер. Ограничен лишь один параметр: масса модели без топлива не должна превышать 20 кг. «Представьте себе, что вы решили построить Ан-225 «Мрия», — говорит Павел Лапшов. — Чтобы уложить модель в 20 кг, вы выберете масштаб, скажем, 1:20. Это значит, что стандартная 6-миллиметровая заклепка на корпусе прототипа превратится в незаметную глазу точку, а гидравлический шланг — в волос. Масштаб нашего «Яка» — 1:4. Полуторамиллиметровую заклепку вполне можно и рассмотреть, и воссоздать в модели».

Аэродинамика самолета не слишком хорошо масштабируется. Вязкость воздуха и другие параметры атмосферы благоволят более крупным летательным аппаратам. Поэтому выгодно делать модель максимально крупной при сохранении допустимой массы.

Наконец, не все самолеты подходят для авиамодельных соревнований по летным качествам. К примеру, самолеты, созданные для сверхзвуковых скоростей, не слишком хороши на «дозвуке». Большая стреловидность, малая площадь и тонкий профиль крыла вкупе с низким лобовым сопротивлением дают сомнительную маневренность, высокую скорость полета и посадочную скорость, что неудобно и для пилота, и для судей.

Дозвуковой учебно-тренировочный Як-130 с его большим крылом малой стреловидности оказался идеальным выбором для создания копии. К тому же новый самолет проще копировать, ведь на нем еще нет выцветшей краски, масляных пятен и прочих признаков почтенного возраста.

Частный детектив

Второй этап работы над моделью — сбор всесторонней информации о реальном самолете. Серфинг в интернете здесь не поможет. Чтобы докопаться до эксклюзива, порой приходится проявлять качества настоящего детектива. Виталий и Павел преследовали Як-130 на всех авиасалонах, выставках, показательных выступлениях, испытаниях. Требования к документации предусматривают наличие фотографий во всех ракурсах, в том числе снизу и сбоку. Приходилось по много раз дежурить в конце взлетной полосы перед показательными полетами, чтобы сфотографировать машину на взлете, а затем мчаться «наперегонки с самолетом» к началу полосы, чтобы снять аппарат на посадке, с выпущенными шасси. Фото сверху — особая редкость, учитывая, что при испытательных полетах самолеты редко выполняют фигуры высшего пилотажа. «А можно за ограждение зайти? Можно? Спасибо! А в кабину залезть? Это уже к начальнику?»

Длинная цепочка начальников привела, ни много ни мало, к главному конструктору КБ Яковлева. Получив письмо с подробным описанием проекта, техническим обоснованием и перечнем уже тогда внушительных спортивных заслуг команды, Константин Попович выдал резолюцию: ребятам надо помочь. Сотрудничество с КБ Яковлева стало ключевым моментом в развитии проекта. Впервые моделисты получили возможность работать не только с фотографиями и невнятными рисунками из энциклопедий, по которым технически невозможно корректно воссоздать профили крыла и обводы фюзеляжа, а с настоящими чертежами и сечениями, пригодными для создания точной 3D-модели.

Заводская документация позволила в точности воссоздать кинематику уборки стоек шасси, воздушного тормоза и, что особенно важно, закрылков. Закрылки на Як-130 движутся по сложной траектории: сначала отходят назад, а потом резко опускаются вниз. Это происходит благодаря схеме пантографа с разной длиной и формой звеньев. Каждый закрылок подвешен на десять опорных подшипников, и эта схема полностью воссоздана на модели.

Еще одно ноу-хау RUSJET — колеса. Резину варили на том же заводе, который изготавливал шины для настоящего Яка. Она повторяет рисунок протектора, каждую надпись, каждый литник. Мало того, колесо проминается под весом модели точно так же, как настоящее. Обычно шину для модели делают цельной из микропористой резины или полой, но с толстыми стенками. Шина самолета RUSJET состоит из тончайшей резиновой оболочки, слоя микропористой резины и твердой композитной конструкции, заполняющей большую часть пространства. Жесткая вставка позволяет поддерживать форму, а мягкий наполнитель определяет характер прогиба, при этом колесо в сборе с тормозами получилось примерно на 30% легче.

Монокок в вакууме

Разумеется, самая ответственная работа при создании модели — изготовление корпуса. В отличие от фюзеляжа настоящего самолета, который собирается из множества деталей, в основе модели лежит усиленный монокок. Его изготовление начинается с фрезеровки мастер-модели. По классической технологии корпус выпиливается вручную и контролируется по фотографиям и сечениям. Результат получается несколько аппроксимированным.

Корпус модели RUSJET был фрезерован из плотного пенопласта по специально подготовленной 3D-модели на 5-координатном станке с ЧПУ. По технологическим причинам пришлось отдельно изготавливать некоторые детали фюзеляжа, например воздухозаборники и внутренние воздуховоды двигателя, створки шасси и многое другое. Отдельным проходом станок расставил на модели несколько сотен меток, которые в дальнейшем значительно облегчили нанесение обшивки. Так же делались мастер-модели крыла, оперения и отклоняемых поверхностей.

После фрезеровки мастер-модель шпаклюется, шлифуется, укрепляется стеклотканью там, где это необходимо, и мастер приступает к разметке расшивки фюзеляжа. С помощью линейки и лазерного уровня он рисует на мастер-модели границы алюминиевых листов в точном соответствии с расшивкой прототипа. Когда разметка готова, можно приступать к самому трудоемкому этапу работы над мастер-моделью — обклейке фольгой.

Плотная алюминиевая фольга толщиной 0,1 мм, применяется для обшивки бань, — очень пластичный материал. Она хорошо раскатывается, растягивается по криволинейной поверхности. Линии расшивки проклеивают плотным скотчем, сверху наклеивают фольгу, а затем металлический лист обрезают по линии проступившего скотча. В итоге кусочки фольги по форме в точности повторяют алюминиевые панели прототипа и имеют четкие границы.

С помощью специальных «давилок» на фольге продавливаются заклепки и головки винтов. Их количество и расположение в точности соответствуют оригиналу. Если по недосмотру сборщика винт был вкручен криво, на модели он тоже будет кривым. Речь идет о десятках тысяч заклепок и винтов. Кропотливая ручная работа по покрытию фольгой только фюзеляжа модели заняла у Виталия и Павла около трех месяцев.

Мастер-модель фюзеляжа получается очень тяжелой: двое мужчин с трудом переносят ее с места на место. К счастью, ей не придется летать: мастер используется для изготовления производственной оснастки — матрицы. Поверхность мастер-модели покрывают специальными композитными материалами слой за слоем, готовую матрицу укрепляют деревянными и металлическими конструкциями для усиления. В результате рабочая поверхность матрицы в точности повторяет мельчайшие нюансы мастер-модели. Всего для строительства моделей было изготовлено около 200 матриц под отдельные элементы, включая даже стекло и защитный шлем пилота.

Для изготовления любой композитной детали в покрашенную форму закладываются заранее рассчитанный набор материалов (стеклоткань, углеткань, кевлар, легкий листовой пенопласт, сотовый наполнитель). Этот «сэндвич», пропитанный полимерными смолами, вместе с матрицей помещается в герметичный полиэтиленовый мешок. С помощью компрессора из мешка откачивают весь воздух. Благодаря создаваемому вакуумом разряжению сэндвич надежно пропитывается и равномерно прижимается по всей площади матрицы. После полимеризации смолы из матрицы извлекается готовая прочная и легкая деталь. При этом вся расшивка в точности переносится на поверхность детали.

Фольгированная модель и пластиковый монокок — это очень важная технология, опережающая аналоги с точки зрения и массы, и детализации. Многие моделисты обклеивают фольгой непосредственно корпуса моделей. Им приходится использовать более тонкую фольгу, хуже передающую детали «макетки». При этом модель все равно получается более тяжелой, чем чисто пластиковая.

Вверх на пределе

С создания деталей планера работа над моделью только начинается. Моделисту предстоит изготовить внутренний набор фюзеляжа, к которому крепится все оборудование самолета, собрать все детали в единое целое, проложить электрические, топливные и пневматические линии.

Оборудования на модели хоть отбавляй. Як-130 — это два реактивных двигателя с независимыми топливными системами, пять аккумуляторных батарей, пневматическая система с 12 цилиндрами, приводящими в движение механизм уборки стоек шасси, створки шасси, воздушный тормоз и осевые перегородки воздухозаборников, 22 рулевые машинки, из которых четыре отвечают за наклоны ручек управления в кабине пилотов. Кстати, на соревнованиях в кабине «Яка» сидит самый настоящий авиатор — в летном комбинезоне и с лицом шеф-пилота ОКБ Яковлева Романа Петровича Таскаева. Перед пилотом расположены жидкокристаллические дисплеи, на которые выводится детальное изображение электронных приборов прототипа.

Собранные воедино корпус, крыло, управляющие поверхности, двигатель, шасси и основной комплект оборудования копиисты называют «гадким утенком». Это всего лишь прототип будущего «боевого» самолета, который будет летать на соревнованиях. В таком виде самолет может совершить первые полеты, продемонстрировав свои летные качества. Это волнующий, но не решающий момент для его создателей. Ведь впереди еще долгая работа. Необходимо провести несколько десятков полетов с постоянными изменениями настроек двигателей, параметров управления и компоновки самолета. Переоценить этот этап сложно, ведь без него модель не получит долгую летную жизнь и будет обречена на падение.

Вторая модель строится с учетом всех исправлений. Закипает работа над «макеткой»: изготовление кабины пилотов, трубок антенн, датчиков, наклейка выступающих элементов крепежа, окраска модели и мельчайших деталей в точно подобранные цвета, нанесение надписей и маркировки, декорирование потертостей и пятен. Отдельно изготавливается даже вспомогательное оборудование самолета: колесные башмаки, стремянка, заглушки двигателя, водило. Модель получает полный комплект светового оборудования (15 источников света), положенный прототипу по авиационным правилам.

С момента начала работы над проектом до долгожданного чемпионского титула прошло шесть лет упорного кропотливого труда. Лучшую оценку работе Павла и Виталия поставили конструкторы КБ Яковлева, серьезно обсуждая с моделистами возможности создания класса действующих моделей для испытания перспективных самолетов. Этот метод уже использовался компанией «Боинг» для испытания самолета будущего Х-48А.

Чемпионы не собираются останавливаться на достигнутом. В настоящее время в клубе уже изготавливается новый «Як», который обещает переплюнуть первый аппарат и по летным качествам, и по «макетке». Если все пойдет по плану, то он уже будет окрашен в национальные цвета новой пилотажной группы ВВС России. Павел обещает, что манекен пилота нового самолета будет даже поворачивать голову и махать рукой судьям. Нелегко продолжать двигаться вперед, когда находишься на вершине. Ведь зарубежным соперникам пока что остается только догонять.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2012).

www.popmech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *