F-16 против Mirage 2000: скорость или маневр?

Они — стопроцентные союзники, повязанные кровью. Ближний Восток, Персидский залив, Северная Африка и Югославия — бомбы и ракеты этих самолетов утюжили противника на всех континентах и во всех конфликтах НАТО и США, начиная с середины 1980-х. Удивляет и успех воздушных дуэлей: минимальные потери даже с русскими МиГами и «Сушками». Где бы ни появились F-16 и Mirage 2000 — в небе над Белградом, афганским кишлаком или над шатрами бедуинов в Сахаре,  — противник почти всегда предпочитает убраться подальше. Исключение — российские машины.

Однако реальность способна внезапно менять все расклады. Сегодня ты союзник «дяди Сэма», а завтра — непримиримый враг. Так было с Югославией, Ливией, Ираком… Мир власти и безумного чистогана рождает самые невероятные войны и союзы. Чем тогда «Мираж» ответит хваленому американскому «Соколу», если вдруг они окажутся по разные стороны небесных баррикад?

Рождены, чтоб жалить и кусать

F-16 Fighting Falcon — самолет четвертого поколения. В момент разработки в 1974 году имел неплохую аналогово-цифровую авионику и электродистанционную систему управления. Ближе к нулевым «янки» еще поднаберет плюсы к «четверке» за счет модернизаций.

Имя Fighting Falcon, или «Атакующий сокол», получил в честь символа военно-воздушной академии США. А солдаты сразу окрестили F-16 «Гадюкой»: и вид, как у ядовитой рептилии, и жалит быстро, точно и очень больно.

Способности быстро и смертельно жалить мгновенно нашлось применение. Весной 1981-го США закрутили очередную военную карусель на Ближнем Востоке, и «Сокола» бросили в небо Ливана. Дебют успешен — сирийскому МиГ-21 он подрезает крылья.

Если задаться вопросом, кого из «американцев» часто можно встретить в небе, знай — это F-16 Fighting Falcon. Универсальность и относительная дешевизна сделала его самым распространенным самолетом поколения «номер 4» на планете. На июнь 2016-го по миру расползлось 4.570 «Гадюк».

Собрат по Североатлантическому альянсу французский Mirage 2000 фирмы Dassault тоже родом из 1970-х. Он пришел на смену сразу четырем самолетам галлов. Новый «Мираж» еще на стапеле выдавил стареющий ястребок «Мираж» III.

Следующими в отставку покатились перехватчики «Мираж» F-1 и ударный «Ягуар». Ему даже удалось задвинуть стратегический бомбардировщик Mirage IV — ядерная ракета ASMP внезапно перекочевала под фюзеляж нового «Миража». Так «француз» «две-тысячи» стал на рубеже веков основной ударной авиацией Франции. Впрочем, пилоты Индии, Бразилии, Перу, Катара, Арабских Эмиратов и Египта тоже охотно прыгают за штурвалы «Миражей».

Скорость против маневра

F-16 Fighting Falcon — классика самолетостроения: моноплан со среднерасположенным крылом, одним двигателем и одним килем. Крыло правильной геометрии, плавно переходит в фюзеляж. Точно такую же схему можно увидеть на советско-российских «ястребах» Су-27 и МиГ-29. Такая компоновка дает сразу два плюса: рост подъемной силы при больших углах атаки и увеличение внутреннего объема самолета.

Фюзеляж «Сокола» — металлический полумонокок, воздухозаборник вынесен вперед. Это рождает сходство с немецким штурмовиком-«лаптежником» Ju-87 — похожим образом они крепили в носу сирены, чей ужасающий вой стал одним из символов Второй мировой.

Французский Mirage 2000 зовут «бесхвосткой» — сзади возвышается лишь один киль. Крыло — огромный треугольник в 58 градусов. На взгляд,  монолит, а внутри — настоящий слоеный пирог: за углепластиком внешней обшивки спрятан наполнитель в виде сот из алюминиевого сплава.

Механизация крыла мощнее союзника-конкурента F-16. По всей передней кромке идут автоматические предкрылки, двухсекционные элероны и рули высоты сзади по всему размаху. На каждом крыле сверху и низу — воздушные тормоза. Весь этот комплекс дает отличные летные характеристики на малых скоростях. При «штурмовке» это вообще «сказка» — самолет не сваливается, быстро идет на разворот с набором скорости.

Истребитель-перехватчик Mirage 2000 на сверхскорость «тащит» турбовентиляторный реактивный SNECMA М53-5. На высоте в 12 километров он может ускориться до 2.500 километров в час.

Американский «Сокол» соперничество в быстроте внезапно проигрывает. Причина — вес самолета: 21 тонна у «американца» против 17-тонного «Миража». Хотя сам двигатель американского истребителя ТРДДФ Pratt & Whitney F100 может «вжарить» на форсаже больше 2 махов — около 2.400 км в час. В СССР когда-то горько шутили: «Если бы мы имели такой же движок, то МиГ-29 спроектировали бы однодвигательным». Но за «Миражом» ему все равно не угнаться.

А вот в маневре F-16 Fighting Falcon «француза» превосходит. «Сокол» просто создан для завоевания воздушного превосходства и может «крутить» противника на перегрузках чуть выше 9g. «Мираж» на таких пределах просто развалится.

«Американец» имеет тяговооруженность больше единицы, то есть тяга двигателя превышает вес самолета. Что это дает? Самолет можно смело «ставить на хвост». Такое частенько проделывают наши МиГи-«Стрижи» или тяжелые «Сушки». С «Миражом» такая история не пройдет — он тяговооружен вдвое хуже. Плюс практический потолок у «американца» выше. На высоте в 16 километров «гадюка» подстрелит французскую «треуголку», как сонную муху.

Вывод:

Mirage 2000 может перехватить врага быстрее, зато F-16 может вусмерть «закрутить» его на горизонтальном маневре.

Электронная дуэль — кто хитрее?

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь фонарь американского «Сокола», — обилие электроники. Перед тобой куча мониторов, в реальном времени идет анализ — полета, состояний самолета и огнем. Здесь летчик уже не совсем пилот, скорее, — оператор.

F-16 несет импульсный радиолокатор, который позволяет видеть воздушные цели на расстоянии до 46 километров. В помощь бойцу — тактическая и навигационная система TACAN. Этот комплекс подскажет лучший маршрут или какой вираж заложить, чтобы уйти от ракеты врага.

«Француз» немного уступает в электронно-вычислительном противостоянии. У него бортовой компьютер скромнее американского коллеги. Зато сверхнадежный. Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным дублированием.

Впрочем,  Mirage 2000 тоже не без «фишки». На поздних модификациях стоит уникальная РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5. Она позволяет машине идти в режиме картографирования, то есть самолет при необходимости прижимается к земле и сам огибает рельеф со скоростью до 1.112 км/ч.

Вывод:

F-16 Fighting Falcon «умнее» союзника-соперника, зато «Мираж 2000» — надежнее и хитрее: может внезапно и незаметно уйти лесами и горами от злобной «Гадюки».

Тротилом и порохом набиты под завязку

«Вишенка на торте» нашей пары — вооружение. Оба — универсалы: они и ракету метнуть могут, и из пушек пострелять не прочь. Другое задание? Тогда ловите россыпь бомб — в ущерб маневренности оба легко превращаются в бомберы-штурмовики.

F-16 несет одну шестиствольную пушку М61А1 калибра 20 миллиметров. Скорострельно умопомрачительная. Она не пробивает, а буквально режет противника на куски — за минуту в цель летит 6.000  зарядов из крупнокалиберного свинца.  

Для борьбы с оппонентами у F-16 целый микро-зверинец: «питоны» и «воробьи» разных модификаций. Есть боеголовки чуть мощнее — Magic 2, Sky Flash, «Sidewinder».  Этого хватит, чтобы противники в страхе шарахались за облака.

Для работы по «наземке» отлично подойдут высокоточные ракеты AGM: от тяжелых 154 JSOW и 88 HARM до «легковесов» 65 Maverick. Для надводных кораблей есть «Гарпун и «Пингвин». Авианосец не потопит, но корвето-фрегаты пощиплет основательно.

Нужно сыграть в бомбермена-штурмовика? Тогда грузи на борт обычные, корректируемые или кассетные бомбы. В ущерб маневренности и скорости можно впихнуть до девяти тонн разного рвущегося на земле «добра».

Mirage 2000, как и американский истребитель, легко «тянет лямку» бомбардировщика. Ковровой бомбежки он не обещает, но три с половиной тонны «за шиворот» забросает легко.

Для штурмовки у «француза» есть блоки с ракетами MBDA LR F4. Их может быть до 68 штук. Этого хватит, чтоб «под ноль» «разутюжить» местность в десяток футбольных полей. Главное, целиться получше — ракеты неуправлямые.

Там, где нужна и точность, и мощь, в работу идут боеприпасы с лазерным наведением: ASMP, APACHE, SCALP, либо пара AS.30L, АМ.39 или Armat. Для особо прочных целей предусмотрен Stormshadow — бетонобойная боеголовка, способная превратить в труху бункер или капонир с толщиной стен в несколько метров.

Если стоит задача «перехватить и поразить» летающего супостата, то в распоряжении «Миража» есть эффективные и надежные ракеты Super 530, R550 Magic или MICA.

А вот в ближнем бою «француз» на голову превосходит американский «Сокол». «Мираж» несет две 30-миллиметровки  Dassault CC 630 с лентой в 600 патронов. Они достались ему по наследству от предыдущего самолета. В войне 1967 года на Ближнем Востоке предшественник «Миража 2000» именно этими пушками «резал» арабские истребители десятками. Так что F-16 сваливаться в ближний бой к «французу» не стоит — «в дог-файте» американский «Сокол» рискует не устоять.

Еще одна любопытная деталька: у F-16 створки фонаря позолочены. «Понты» тут ни при чем: это уловка для снижения заметности — радары могут самолет и вовсе не заметить. А вот «Миражу» от РЛС врага защититься нечем. Вся надежда на скорость и опыт пилота.

Опыт решает все

За 40 лет  компания-производитель выпустила 13 модификаций F-16. Есть даже попытка приблизить «Гадюку» к рубежу пятого поколения — это F-16IN Super Viper («Супер Гадюка»). «Француз» имеет вариаций поменьше. Они тоже приписывают плюсы к поколению. И все-таки обе машины уже постепенно становятся историей — американский F-22 «Раптор» и F-35 «Молния 2» неизбежно сменят «Атакующего сокола», а Mirage 2000 постепенно «рассеется», уступив небо суперновому «Rafale».

Скорость, маневренность, электроника и вооружение и у F-16, и у Mirage 2000 паритетны. Да и самолеты — более тонкий и человекозависимый механизм, чем грузовик, танк или ракета. Ясно одно — все будет решать место, время, число и умение. И как знать, может, скромняга «Мираж» внезапно сможет отыграть противостояние у хваленого «американца». Как случилось в 1996-м в небе над Эгейским морем, когда турецкий F-16 Fighting Falcon сложил крылья под напором ракет греческого «Миража-2000».

В нашем гипотетическом противостоянии нет однозначного победителя.

zvezdaweekly.ru

Дубай-2011 ч.16 :Dassault Mirage 2000-9.

В этом году с 17 по 21 ноября вновь пройдет международный авиасалон в Дубаи. В 2013 году он пройдет в новом месте,хорошо это или плохо я пока не знаю,но вот я все еще продолжаю обрабатывать сделанное в 2011 году.

Дассо «Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX — начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета. Последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007 года. ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым

, принятом на вооружение ВВС 27 июня 2006 года.

и других источников найденных мною в инете и литературе.


Mirage 2000-9 это экспортный вариант Mirage 2000-5 Mk.2. UAE в свое время заказал 32 новых самолета,заказ состоял из 20 одноместных Mirage 2000-9 и 12 Mirage 2000-9D двухместных. Поставки UAE Mirages начались весной 2003 года. Еще 30 старых бортов будут модернизированы до стандарта Mirage 2000-9.
Mirage 2000-9 ОАЭ оборудованы для ударных миссий,с лазерным целеуказателем Shehab (вариант Damocles) и навигацией Nahar,с радаром воздух земля RDY-2. Они также оборудованы классической системой противодействия «IMEWS», сравнимой с ICMS 3. ОАЭ также получили ракеты «Black Shaheen», которые являются вариантом MBDA Apache подобных Storm Shadow..

Mirage 2000-5 Mark 2 дальнейшее развитие Mirage 2000-5,это самая последняя версия Mirage 2000. У самолета расширенные наступательные системы включая шину данных для управления и наведения ракет MICA ER,добавлена FLIR система целеуказания,и новейший всепогодный радар Thales RDY-2 , все это также повышает способность самолета работать по наземным целям. Авионика была модифицирована установкой нового цветного дисплея высокого разрешения,опционально возможен нашлемный дисплей,также добавлен Modular Data Processing Unit (MDPU) разработанный для Rafale. Новая инерциальная навигационная система Thales Totem 3000 с кольцевым лазерным гироскопом и поддержкой GPS была добавлена, эта система гораздо лучше по сравнению с предыдущей навигационной системой ULISS 52. Появился генератор кислорода на борту (OBOGS) для пилота .

Further planned upgrades will include Thales AIDA visual identification pod, a GPS receiver, MIDS datalink, new long-range sensors, and the Topsight E helmet-mounted display. Other technology developed for the Rafale will also be integrated into the Mirage 2000, including infrared and optical sensors for IFF and targeting.

Просто среди этих дождей захотелось солнца и вот оно,пожалуйста!!!.

Тут же я испытывал широкоугольный объектив.

Любопытно,почему окрас такой,а не песчаного цвета например?

Самолет спроектирован по схеме «беcхвостка» с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем.

Фото 8.

Вид из-под самолета. Шасси трехстоечное, с носовой опорой.

А вот теперь нормальным объективом общий вид.Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов.Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.

Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 имеют традиционную для «Миражей» конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей.

Носовая стойка с бортовым номером 729.

Кабина. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем.

Хвостовое оперение. Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава.

Что это? Отстрел каких то ловушек?.

Сопло двигателя.

Общий вид задней части самолета

Общий вид передней части.

И снова носовая стойка.

Основная стойка.

Фото 21.

Катапультное кресло.

Фото 23.

Общий вид самолета.

Самолет производился с 1978 по 2007
Всего было построено 601 бортов
Цена на момент постройки составляла 23 млн долларов сша

Тактико-технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 14,36 м
Размах крыла: 9,13 м
Высота: 5,14 м
Площадь крыла: 41,0 м²
Удлинение крыла: 2,0
Стреловидность по передней кромке: 58°
База шасси: 5,0 м
Колея шасси: 3,5 м
Масса пустого: 7500 кг
Нормальная взлётная масса: 14 000 кг
Максимальная взлётная масса: 17 000 кг
Максимальная посадочная масса: 16 700 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 4000 л
Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2
Бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН
Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН
Максимальная скорость:
у земли: 1,2 Маха
на высоте: 2,2 Маха
Крейсерская скорость: 885 км/ч
Посадочная скорость: 144 км/ч
Скорость сваливания: 185 км/ч
Практическая дальность: 1852 км
Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ)
Практический потолок: 16 460 м
Скороподъёмность: 284 м/с
Нагрузка на крыло: 414,6 кг/м²
Тяговооружённость: 0,57 (при максимальной взлётной массе)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на пушку
Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом)
Боевая нагрузка: 6200 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»:
1 × ASMP (у Мираж 2000N)
2 × AS.30L или АМ.39 или Armat
APACHE или SCALP (у Мираж 2000D)
ракеты «воздух-воздух»:
2 × Super 530 и/или
2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5)
Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами
Бомбы: различные, среди них:
корректируемые:
1-2 × 990 кг MBDA BGL
GBU-24 или GBU-12
свободнопадающие:
16 × 219 кг MBDA Durandal
5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400
Mk20 и/или Mk82
Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.
Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом

igor113.livejournal.com

Французское авиационное изящество. Часть 2-я » Военное обозрение

Несмотря на попытки упрощения и удешевления ударного «Mираж» 5 он оставался слишком дорогим, сложным и уязвимым для использования его в качестве массового маловысотного ударного самолёта предназначенного для оказания авиационной поддержки сухопутных войск.


В 1964 году штаб французских ВВС сформулировал тактико-технические требования к дешевому и простому по конструкции сверхзвуковому самолету, предназначенному для выполнения заданий по тактической поддержке.
С учетом экономической целесообразности правительства Франции и Великобритании подписали 17 мая 1965 года соглашение о совместном строительстве самолета, который отвечал бы требованиям обеих стран.

Разработка конструкции планера была поручена фирмам «Бреге авиасьон» и «Бритиш эркрафт», а создание двигателя – фирмам «Роллс-Ройс» и «Тюрбомека». Из оперативных требований и соображений безопасности принята двухдвигательная схема с использованием двигателей совместного англо-французского производства типа «Адур».
На период строительства самолета, сотрудничающие фирмы образовали объединение SEPECAT. Спустя 18 месяцев со дня подписания соглашения было начато строительство первого опытного образца.

ВВС Франции больше нуждались в двухместных «Ягуарах», чем одноместных. Именно по этой причине первым серийным французским «Ягуаром» стала спарка «Е», впервые поднявшаяся в воздух 2 ноября 1971 года, в то время как первый серийный истребитель-бомбардировщик «А» выполнил первый полет только 20 апреля 1972 года.

Самолёт с нормальной взлётной массой 11000 кг, разгонялся у земли до 1350 км/ч, на высоте: 1593 км/ч. Боевой радиус по профилю «большая-малая-большая» высота с ПТБ: 1315 км, без ПТБ: 815 км.

«Ягуар» А — французская одноместная модификация истребителя-бомбардировщика. Начиная с 18 построенного самолета, оснащается штангами для дозаправки, позволяющими заправляться на высотах до 12 000 м со скоростью перекачки топлива 700-1000 л/мин. Продолжительность дозаправки 3-5 мин. По сравнению с британским «Ягуаром» отличается более простым оборудованием и пушками DEFA 553 с боезапасом 150 снарядов.
«Ягуар» Е- двухместная модификация для ВВС Франции. Начиная с 27-го серийного экземпляра в носовой части, фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки, которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних «спарках» эскадры ЕС11 для выполнения перелетов на «заморские» территории. Всего ВВС Франции получили 40 двухместных самолетов «Ягуар Е».

Вскоре на «Ягуар» Е были испытаны новые устройства оповещения и РЭБ, а также лазерные дальномеры-целеуказатели Marconi Avionics LRMTS. Сначала на киле появился характерный плоский контейнер РЭБ, затем под укороченным ПВД — клиновидное окно LRMTS. В таком виде самолет пошел в серию. К 1980 году двигатели Adour Мк.102 были заменены на Мк.104, обкатанные на экспортных самолетах. Истребителей-бомбардировщиков «Ягуар А» в ВВС Франции было поставлено 160 штук, последний передали 14 декабря 1981 года.

Все модификации, за исключением «Ягуара» В, имеют стационарное вооружение в виде двух пушек (калибр 30 мм) с запасом снарядов 150 шт. на каждую. Французские самолеты оснащены пушками DEFA, британские – пушками «Эйден» (модификация В оснащена одной пушкой). На самолете имеются пять замков внешних подвесок (по два под консолями крыла и один под фюзеляжем) с общей грузоподъемностью 4500 кг. На подкрыльных замках (грузоподъемность 1000 кг и 500 кг) могут быть подвешены бомбы, контейнеры НУРС SNEB или управляемые ракеты класса воздух-воздух «Мажик» фирмы «Матра». Подфюзеляжный замок (1000 кг) приспособлен для подвески бомб и управляемых ракет класса воздух-земля (тактического ядерного оружия).

«Ягуар» ВВС Индии


Экспортные поставки «Ягуаров» велись в Эквадор, Оман и Нигерию. В Индии было организовано лицензионное производство, серийное производство шло медленно и продолжалось до 1992 года (построено по лицензии более 100 самолетов). Отличительной чертой индийских Ягуаров стала приспособленность к работе с бетонобойными бомбами «Дюрандаль».

Впервые французские «Ягуары» были использован в боевых действиях в конце 1977 — начале 1978 года, в ходе операции «Ламантин», направленной против обосновавшихся в Сенегале бойцов Фронта освобождения Северо-Западной Африки «Полиссарио». Несколько боевых вылетов «Ягуары» выполнили по объектам, расположенным на территории Мавритании, в бывшей Испанской Сахаре. Повстанцы оказались неплохо вооружены. Три «Ягуара» были сбиты средствами ПВО.

В том же 1978 году использовались в Чаде. Париж оказал помощь своей недавней колонии. В ходе операция «Такю», в рамках которой в Чад прибыли «Ягуары», четыре из них были потеряны. Операция «Такю» успеха не имела, к 1980 году проливийские силы контролировали большую часть территории Чада. Парижу пришлось вывести свои войска из Чада, хотя ограниченное военное присутствие французов в этой африканской стране сохранилось.
«Ягуары» вновь появились над Чадом в 1983 году. Почти год самолеты беспрепятственно выполняли патрульные полеты, пока в январе 1984 года один «Ягуар» не был сбит удачной очередью, выпущенной из 23-мм зенитной пушки во время атаки колонны техники повстанцев.
В Чаде французы использовали с «Ягуаров» противорадиолокационные ракеты AS-37 «Мартель» с целью подавления ливийских РЛС. Так 7 января 1987 года в ходе очередного налета на Куади-Дум было выпущено десять ракет AS-37 «Мартель». Налет на Куади-Дум стал последним случаем боевого применения «Ягуаров» в Африке.

Пика своей славы «Ягуары» достигли в 1991 году, приняв участие в операциях «Щит пустыни» и «Буря в Пустыне». «Ягуары» использовались только днем, преимущественно в простых метеоусловиях. Первый боевой вылет французских «Ягуаров» состоялся 17 января 1991 года, в первый день войны. Двенадцать самолетов нанесли удар по позициям ракет SCAD на авиабазе Ахмед Аль-Джабер. Самолеты сбросили с высоты 30 метров контейнеры «Белуга» и выпустили несколько ракет AS-30L. Над целью самолеты встретили плотный огонь зенитной артиллерии, в результате чего четыре самолета получили повреждения. На одном зенитный снаряд попал в правый двигатель, другой самолет получил в левый двигатель ракету ПЗРК «Стрела». Двигатель загорелся, тем не менее, летчик сумел сохранить управление самолетом и выполнил вынужденную посадку. Еще на одном «Ягуаре» зенитный снаряд прошил насквозь фонарь кабины заодно с находившимся внутри фонаря шлемом пилота. Голова летчика, как это ни удивительно, не пострадала.

Однако при массированном подавлении управления, радиолокационных и зенитно-ракетных средств ПВО Ирака почти никаких специальных средств не применялось для предотвращения активных действий ствольной зенитной артиллерии, в результате чего спаренные и счетверенные установки советского производства нанесли серьезный урон авиации многонациональных сил.

В этих условиях лёгкие «Ягуары» успешней выполняли противозенитные манёвры и несли меньшие потери. Сам же самолёт при получении боевых повреждений оказался весьма живучим.
В последствии для предотвращения потерь было решено отказаться от маловысотных полётов и перейти к ударам с использованием управляемых авиабомб.

«Ягуар» заслужил славу простого и надежного, неприхотливого к условиям эксплуатации самолета с отменной боевой живучестью. На совместных с США учениях «Рэд Флэг», предельно приближенных к боевой обстановке, летчики-истребители «обороняющейся» стороны считали «Ягуар» самым «трудносбиваемым» ударным самолетом. Во Франции его эксплуатация прекращена в 2005 году.
Позже по этому поводу во французской прессе выражалось сожаление. По мнению ряда экспертов «Ягуар» был снят с вооружения слишком поспешно. Этого самолёта очень не хватало французскому контингенту в Афганистане. Вместо него использовался более дорогой и уязвимый «Мираж»2000.

В начале 1960-х начались работы по определению облика самолета, который был должен заменить «Мираж» III.
После ряда экспериментов с крылом изменяемой геометрии, подъемно-маршевыми и двухконтурными двигателями, фирма «Дассо» остановила свой выбор на классической компоновке истребителя. Решающим преимуществом этой схемы перед «бесхвосткой» оказалась возможность развивать гораздо более высокие коэффициенты подъемной силы при сбалансированном самолете, что очень важно для улучшения маневренности и взлетно-посадочных качеств.

Прототип «Мираж» F1-01, оборудованный ТРДФ SNECMA «Атар» 09К тягой 7000 кгс, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1966 г. Самолет выгодно отличался от «Миража» IIIЕ увеличенной дальностью, большей боевой нагрузкой, меньшей посадочной скоростью и меньшей длиной разбега и пробега. Время дежурства в воздухе возросло втрое. Вдвое увеличился боевой радиус при нанесении ударов по наземным целям.

Первой и наиболее массовой модификацией «Миража» F1 для французских ВВС стал всепогодный истребитель ПВО, строившийся в двух вариантах. Первый из них — «Мираж» F1C поставляли заказчику с марта 1973 года по апрель 1977 года. В производстве его сменил «Мираж» F1C-200, поставки которого завершились в декабре 1983 года. Основным отличием более позднего варианта было наличие оборудования для дозаправки в воздухе.

Основу системы управления огнем составил моноимпульсный радар «Сирано» IV с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» до 60 км, а сопровождения — до 45 км.

Вооружение самолета состояло из традиционных для французских истребителей двух встроенных 30-мм пушек «Дефа». На внешних узлах размещались УР класса «воздух-воздух» средней дальности R.530 с полуактивной радиолокационной или инфракрасной ГСН и ближнего боя R.550 «Мажик» С ИК-ГСН. Типовой вариант боевой нагрузки включал две ракеты R.530 на подкрыльевых узлах и две R.550 на законцовках крыла. Впоследствии состав вооружения расширили за счет новых модификаций ракет — «Супер» R.530F/D и «Мажик» 2. Возможности нанесения ударов по наземным целям первоначально ограничивались применением лишь неуправляемых средств поражения — НАР и свободнопадающих бомб. Позже в арсенал «Мираж» F1 вошли ракеты «воздух-земля» AS.37 «Mартель», ПКР «Экзосет» и корректируемые бомбы.

Первым зарубежным покупателем истребителей «Мираж» F1 стала Южно-Африканская Республика. Следом за ЮАР «Миражи» F1 заказала Испания, ставшая крупнейшим после Франции европейским эксплуатантом таких самолетов. Позже они поставлялись в Грецию, Ливию, Марокко, Иорданию, Ирак, Кувейт и Эквадор.
С учетом экспортных заказов количество построенных «Миражей» F1 превысило 350 единиц. Повторить успех «бестселлера» «Мираж» III не получилось. К тому моменту уже появились истребители 4-го поколения, обладавшие лучшими характеристиками.

Самолёты участвовали в войне в Западной Сахаре, войне в Анголе, эквадоро-перуанском конфликте, чадско-ливийский конфликте, ирано-иракской войне, в войне в Персидском заливе, турецко-греческий конфликте, в гражданской войне в Ливии.

Французским самолётом 4-го поколения стал «Мираж» 2000, который впервые поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Предполагалось, что самолет будет сочетать скоростные и разгонные характеристики истребителя-перехватчика «Мираж» F.1 со способностью самолета «Мираж» III вести ближний маневренный воздушный бой. При разработке истребителя фирма «Дассо» вновь вернулась к хорошо освоенной ею схеме «бесхвостка», отлично зарекомендовавшей себя на истребителях «Мираж» III. От своих предшественников «Mираж» 2000 унаследовал крыло большой площади и планер со значительными внутренними объемами для топлива и бортового оборудования. В нём была применена электродистанционная система управления, самолет стал неустойчивым по каналу тангажа. Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элеронов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше улучшило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. Истребитель создавался по возможности легким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA M53-5 тяговооруженность, равную 1.

Самолет оснащен катапультным креслом Мартин-Бейкер F10Q, выпускаемым по лицензии фирмой Испано-Сюиза и обеспечивающим спасение летчика на нулевой скорости и высоте.

Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС RD-I, которая обеспечивает поиск воздушных целей на фоне подстилающей поверхности и в свободном пространстве.
На двухместных модификациях Mirage 2000D и N вместо нее устанавливается РЛС «Антилопа» 5, обеспечивающая обзор земной поверхности в передней полусфере и полет самолета в режиме огибания рельефа местности. Самолет оборудован также аппаратурой радионавигационной системы ТАКАН, систем радиолокационного опознавания, предупреждения об облучении РЛС противника, радиоэлектронного противодействия.

Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек DEFA калибра 30 мм, расположенных в нижней части фюзеляжа между воздухозаборниками. На девяти замках внешних подвесок самолет может нести бомбы и ракеты и общей массой 5000 кг. Типовая нагрузка 2000С при перехвате включает две УР Матра «Супер»530D или 530F на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 «Мажик» или «Мажик» 2 на внешних подкрыльных узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб калибром 250 кг или бетонобойных бомб ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб «Дюрандаль»; одну-две бомбы BGL калибром 1000 кг с лазерной системой наведения; пять-шесть кассетных бомб «Белуга»; две УР AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра ARMAT или противокорабельные АМ39 «Экзосет»; четыре контейнера с НАР (18×68 мм). «Мираж» 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кт.

Первый серийный истребитель-перехватчик «Мираж» 2000С совершил первый полет в ноябре 1982 году, а первая эскадрилья ВВС Франции, оснащенная новыми самолетами, приступила к боевому дежурству летом 1984 года. ВВС Франции был поставлен 121 самолет «Мираж» 2000С. Общий объем закупленных и заказанных самолетов «Мираж» 2000 (вместе с двухместными ударными модификациями) — 547 единиц.

Дальнейшим развитием одноместного истребителя стали самолеты с более мощным ТРДДФ М53-Р2, предназначенные для поставок на экспорт. На истребителях устанавливались БРЛС RDM с системой радиолокационной подсветки для УР класса воздух — воздух средней дальности «Супер» 530D. Самолеты этого типа поставлялись ОАЭ (22 «Миража» 2000EAD), Египту (16 «Миражей» 2000ЕМ), Индии (42 «Миража» 2000Н) и Перу (10 «Миражей» 2000Р).

В октябре 1990 г. начались летные испытания многоцелевого истребителя «Мираж» 2000-5, оснащенного новым БРЭО и вооружением, а также более мощным двигателем М88-Р20. В 1994 г. начались работы по переоборудованию в вариант «Мираж» 2000-5 части истребителей-перехватчиков «Мираж» 2000С наиболее позднего выпуска.

«Мираж» 2000 разных модификаций неоднократно участвовали в международных учениях, где вели учебные воздушные бои с истребителями, произведёнными вне Франции.

Спутниковый снимок Google Earth: «Мираж»2000 на авиабазе ВМС США Джексонвиль

По результатам этих боёв американские военные пришли к выводу, что все без исключения модификации «Мираж» 2000 не обладают превосходством над истребителями ВМС и ВВС США.

«Мираж» 2000 ВВС Франции на учениях Red Flag, база ВВС США «Неллис», август 2006 года

В тоже время отмечалось, что в ряде случаев пилотам «Миражей» удавалось раньше обнаружить с помощью бортовой РЛС истребители условного противника. При ведении ближнего манёвренного боя на малых скоростях, американские истребители не всегда могли выполнить фигуры пилотажа доступные «Миражам» с треугольным крылом, построенным по схеме «бесхвостка».

В тоже время пилоты «Миражей» выразили желание иметь на вооружении ракету аналогичную по своим характеристикам AIM-120 AMRAAM последних модификаций.

В составе ВВС Франции участвовал в боевых действиях против Ирака в 1991 году. Использовались в боевых действиях в Боснии и агрессии против Сербии. Французские «Мираж» 2000 входящие в состав международных сил в Афганистане базировались в аэропорту Кабул.

Обломки французского «Миража 2000», потерянного в Афганистане

Истребитель состоит на вооружении ВВС Франции, Египта, Индии, Перу, ОАЭ, Греции, Иордании и Тайваня.

4 июля 1986 года в воздух впервые поднялся новый многоцелевой истребитель четвертого поколения «Рафаль» (фр. Шквал), разработанный французской компанией Dassault Aviation.

Он был создан в рамках достаточно амбициозного проекта. «Один самолет для всех миссий» — таким был девиз конструкторов «Дассо» при создании «Рафаля», предназначенного для замены сразу шести специализированных типов: «Крусейдер» и «Супер Энтандар» — на флоте, «Мираж F1», «Ягуар» и два варианта «Мираж 2000» — в ВВС. В многофункциональности нового истребителя французы, прежде всего, видят средство долгосрочного снижения расходов на оборону. По мнению многих специалистов «Рафаль» станет последним в Европе боевым самолетом (после шведского «Грипена»), созданным полностью в одной стране.

Аэродинамическая компоновка «Рафаля» основана на 40-летнем опыте фирмы «Дассо» по совершенствованию истребителей семейства «Мираж». В ее основе лежит традиционное дельтавидное крыло большой площади, а в качестве нового элемента применено небольшое переднее горизонтальное оперение. Скорее всего, установка ПГО преследует цель преодолеть характерные для «Миражей» недостатки, связанные с невозможностью развивать большие коэффициенты подъемной силы на крыле ввиду отсутствия оперения, которое могло бы их сбалансировать. ПГО в сочетании с традиционно низкой нагрузкой на крыло и статически неустойчивой продольной компоновкой призвано значительно повысить маневренность истребителя, хотя о сверхманевренности речи не идет. Кроме того, крыло большой площади позволяет поднять в воздух беспрецедентно большую боевую нагрузку — 9 т., при массе пустого самолета около 10 т. Конструкторам «Дассо Авиасьон» удалось создать сравнительно простой истребитель с нерегулируемыми воздухозаборниками и без воздушных тормозных щитков, упростив, таким образом, техобслуживание.

«Рафаль» управляется с помощью цифровой электродистанционной системы (ЭДСУ), которая обеспечивает балансировку и управляемость статически неустойчивого самолета.

На «Рафале» установлен радар RBE2, созданный совместными усилиями Thomson-CSF и Dassault Electronique. Это первый серийно производящийся западный истребительный радар с фазированной антенной решеткой. Как утверждается в рекламной информации по самолету, в воздушном бою RBE2 может сопровождать до 40 целей, наделять приоритетами восемь из них, одновременно атаковать четыре.

ТРДДФ М88-2 устанавливаемый на серийные варианты «Рафаля» отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Он имеет взлетную тягу 5100 кгс, которая при форсаже увеличивается до 7650 кгс. На нем применяется цифровая система управления, с помощью которой в течение 3 с двигатель может перейти с режима «малый газ» на максимальный форсаж.

На самолёте установлена 30-мм пушка Nexter DEFA 791B, боезапас — 125 патронов.
Для размещения вооружения имеется 14 узлов подвески. Основным оружием класса «воздух — воздух» на «Рафале» является ракета «Мика». Она может поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Существуют два варианта ракеты: «Мика» ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и «Мика» IR с тепловизионной ГСН. Возможно применение перспективной ракеты большой дальности MBDA Meteor, предназначенной для истребителя Еврофайтер «Тайфун». Кроме оружия «воздух-воздух» в состав вооружения входит широкий спектр управляемых и неуправляемых боеприпасов для поражения наземных и надводных целей.

На сегодняшний момент существуют следующие серийные варианты «Рафаля»:
Rafale B — Двухместный, наземного базирования.
Rafale D — Одноместный, наземного базирования.
Rafale M — Одноместный, авианосного базирования.
Rafale BM — Двухместный, авианосного базирования.

По состоянию на сентябрь 2013 года произведён 121 «Рафаль». В январе 2012 года «Рафаль» победил в тендере MRCA на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, что обеспечило крупный экспортный заказ и спасло самолёт от снятия с производства. Самолёт участвовал в боевых действиях в Афганистане и Ливии.

Общемировые тенденции глобализации мировой экономики не обошли стороной французский авиапром. Начиная с начала 70-х годов, значительная часть программ по созданию новых образцов авиатехники велась в рамках международных консорциумов.
Хотя все эти консорциумы работали над одними программами, часто между странами, от которых в этих программах участвовали фирмы-подрядчики, возникали финансовые и технические разногласия.

Для предотвращения этого и лучшей координации в борьбе за рынки сбыта в 2000 году был образован общеевропейский авиационно-космический концерн EADS. В его состав вошли почти все европейские авиаконсорциумы на правах акционерных фирм. С этого момента французская авиационная промышленность в значительной мере утратила национальные рамки. Практически все ведущие фирмы Франции задействованы
в той или иной степени в общеевропейских программах разработки авиационной техники.
Несмотря на это контроль государства за этой отраслью промышленности очень велик. Французское правительство жестко контролирует и пресекает возможность получения доступа к активам и технологиям национального авиапрома иностранцами.
Основу современной авиационной промышленности Франции составляют государственные или переходящие под государственный контроль фирмы. Авиационная промышленность располагает значительной научно-экспериментальной базой, соответствующей современным стандартам. Франция — одна из немногих стран, способных создавать системы оружия в комплексе, крупный экспортёр истребителей, ракетного оружия и вертолётов.

Созданные во Франции боевые самолёты вполне соответствовали требованиям своего времени, обладая неплохими лётными данными, они несут на себе печать неповторимого французского дизайна и изящества.

По материалам:
http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38
http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdf
http://machinepedia.org/index.php/Авиационная_промышленность_Франции

topwar.ru

Дубай-2011 ч.16 :Dassault Mirage 2000-9.

Профиль

Название:Russian Aviation Community

Записи на странице

Ссылки и кнопки

Метки сообщества

«Беспощадный», «Максим Горький», 1941, 344 ЦБП и ПЛС, 747, MD 450 Ураган, a-10, a-310, a-318, a-319, a-320, a-320-211, a-320-214, a-321, a-330, a-330-243, a-330-300, a-380, a320, a330, a330-300, a350, a380, a400m, aeromacchi, air berlin, air france, air india, air seychelles, airbus, aircraft design, airliners.net, alpha jet, ar.234, atr 72, au-30, augusta westland, av-8, avro rj-70, avro vulcan, awacs, b-17, b-1a, b-1b, b-2, b-52, b-737, b-737-500, b-737-800, b-747, b-757, b-767, b-777, b-787, b737, b787, baltic bees, bbj, beechcraft sierra 200, bell, bell ah-1w supercobra, bellagusta, bellanca, birdstrike, bleriot xi-2, blue angels, boeing, bombardier, bombardier crj-100lr, breitling, britten-norman bn-2a-26 islander, business jet aviation, c-130 hercules, c-17, c-series, cactus 1549, california, caravelle, casa 295, catalina, cessna, cessna 210, cessna-150a, ch-46 sea knight, ch-47, cias, citation xls, clickair, colorado, concorde, costa rica, crj1000, d-emeh, dash q400, dassault, dassault-breget, daytona beach, dc-10, dc-3, de Havilland Canada DHC-6 Twin OtterВ, de schelde s.21, dehavilland, denver, dhc-6 twin otter, dme, dogfight, dornier, dornier/dassault-breget, dreamliner, dubai airshow, dusseldorf international, e-190, e-2c hawkeye, e-jet, egbp, egss, embraer, embraer-120, embraer-190, eurofighter, expedition e350, f-104, f-111f, f-15, f-16, f-22, f-35, f-84f, f-86, f-ck-1, f/a-18, falcon, finnair, flamand, florida, fokker dr.1, fouga, frecce tricolori, french airforce, g.222, gen h-4, google earth, gulfstream, h-6, hawk t1, hercules, hermes450, hokum-a, hsiang sheng, iaf, icon a5, imds, italian airforce, j-10, jas.39 gripen, jet expo 2008, jet expo 2009, jet team, jetexpo, jfk, ju-52, ju-88, junkers, kc-135r, kc-390, kissimmee, klm, l-29, l-39, l-410, le bourget, lightning, lufthansa, mb-339, mcdonnell douglas, mcdonnell douglas 80, md-902, md.450, mfs 2004, mirage-2000, mojave airport, mq-1b, mq-9, mrj, nimrod, oh-58d kiowa, oshkosh, paris, paris air show, patrouille de france, pby-5, pc-24, pilottv, piper, pitts, quepos — la managua (xqp / mrqp), rafale, rafale-c, rc-135w, red arrows, red bull flugtag, republic, riat, robinson, ru_aviation, ruzyne, rw06, s7, saab, sikorsky, sikorsky uh-60 blackhawk, sky express, sky hunters, skydiving, skyexpress, skyteam, solar impulse, sportstar max, spotting, spring airlines, srilankan, ssj, ssj-100, stansted, sukhoi, sullenberger, superjet-100, svx/usss, tas, tiger, transaero, turkish airlines, ua, uav, uh60, uk, ur_nta, usa, uzbekistan airways, uzbekistan airways technics, v-22, v-280 valor, vc-25a, vero beach, vickers vanguard, vip, vog, vp-blx, vp-bly, vq-bbe, wittman tailwind, ww2, xb-70, yf-22, yf-23, zlin-142, А-50, АГВП, АГВП «Русские Витязи», АНТК, АОН, АОН СЛА, АП, Авиазаправка, Авиакомпании, Авиамузей, Авиапарад, Авиапроисшествие, Авиасалон, Авиаторы, Австрия, Адмирал Кузнецов, Алматы, Алроса, Альпы, Ан-12, Ан-124, Ан-14, Ан-148, Ан-178, Ан-2, Ан-22, Ан-225, Ан-22А, Ан-24, Ан-26, Ан-26Ш, Ан-28, Ан-30Д, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ангола, Ант-4, Арарат, Армавиа, Армения, Аэродром, Аэропорт, Аэросвит, Аэрофлот, Аэрофлот-Норд, БЕ-200, БЛА, БЛУГА, БПЛА, БШ-МВ, Бе-12, Бе-200, Беларусь, Бериев, Блерио, Блоха, Большое Грызлово, Бомбардировщики Второй мировой войны, Борки, Борнео, Борт №1, Бугуруслан, Быково, В. Обухович, Вoeing, ВВС, ВВС России, ВВС Франции, ВТА, Ватулино, Великая Отечественная Война, Верея, Вертолёты России, Владимир Котельников, Внуково, Война в воздухе, Волгоград, Вторая Мировая Война, Вторая мировая, Главком ВВС, Гроза, Гу-2, Гумрак, Гюнтер Грасс, Дальний бомбардировщик Ер-2, День Авиации, День Победы, Дизайн самолетов, Домодедово, Домодедово (UUDD), Дюссельдорф, Ереван, Ершов, Жуковский, Жуляны, ЗАГАДОЧНЫЕ САМОЛЕТИКИ, ЗРК, Звартноц, И-15, И-152, И-153, И-15бис, И-16, И-5, ИЛ-96-400, ИТП, Ил-10, Ил-112, Ил-14, Ил-18, Ил-2, Ил-28, Ил-6, Ил-62, Ил-76, Ил-76ТД, Ил-78, Ил-86, Ил-96-300, Ил-96-400, Ильюшин, Иран, Иркутск, История, История создания и применения, Истребители Второй мировой войны, Истребитель Миг-15, Исчезновение самолета, КА-26, КБ им. А.С. Яковлева, КД-Авиа, Ка-226, Ка-32, Ка-52, Калининград, Киев, Кинг-Кобра, Китай, Коктебель, Конотоп, Коробчеево, Королев, КрасЭйр, Крым, Кубинка, Кубинский АТСК РОСТО, Л-29, Л-410, Ле Бурже, Летающие Легенды, Летающие крепости, Летающие лодки Второй мировой войны 1939, Ли-2, Логиново, Лунь, М-15, М.Л.Миль, М4, МАИ, МАК, МАКС-2009, МАКС-2017, МВЗ, МВМС-2009, МС-21, МЧС, Макс-2009, Малайзия, Мальдивы, Мещеряков Дмитрий, Ми-1, Ми-17, Ми-2, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ми-4, Ми-6, Ми-8, МиГ, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-29 КУБ, МиГ-29СМТ, МиГ-31, МиГ-35, Миг-21, Миг-25, Миг-29, Миг-31, Миг-35, Миль, Минск, Мираж III, Михаил Маслов, Моздок, Монино, Морские самолеты сухопутного базирования, Москва, Мячково, Н.В. Якубович, Небо, Нестор, Николаев, Николай Якубович, Новосибирск, Норвегия, Нью-Йорк, ОКБ Мясищева, ОКО-6, Обучение полетам, Олег Растренин, Омск, ПАК ФА, ПВО, ПД-14, Палубные самолеты Второй мировой войны 1, Патруль де Франс, Пе-8, Пегас, Пегу, Первая Мировая Война, Пермь, Перрон, Петляков В.М., Петрович, Пинчуки, Планерское, По-2, Польша, Продолжение полета, Псковская область, Пулково, Пушкин, Пущино, Р-1, Р-63, Рига, Россия, Рязань, С-75, СЛА, СЛО, СССР, СУ-35, США, Самолеты Первой мировой войны, Самолеты Франции, Самолеты поля боя второй мировой войны, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловск, Северка, Северный, Скулте, Сочи, Стрижи, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-30МКИ, Су-34, Су-35, Су-7, Су-8, Суперджет, Сухой, ТБ-3, ТИС, ТРДД, Та-3, Таиланд, Тайвань, Тб-1, Терминалы, Толмачево, Торжок, Трансаэро, Третий Рейх, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-160, Ту-2, Ту-204, Ту-22М3, Ту-334, Ту-95, Туполев, Турлатово, УВД, УССР, УТ-2, Узун-Сырт, Украина, Ульяновск, Фото, Франция, Фречче Триколори, Хейнкель, Ходынка, Храброво, ЦАГИ, ЦКБ Туполева, ЦКБ-60, Челавиа, Челябинск, Чемпионат России, Чкаловский, Швеция, Шереметьево, Штурмовики Великой Отечественной войны, Эребуни, Эстония, Юнкерс, Як-130, Як-152, Як-18, Як-18Т, Як-2, Як-28, Як-3, Як-30, Як-40, Як-42, Як-52, Як-9, Яковлев, Япония, а-т Северный, а/к Air France, а/к Air Italy, а/к AirUnion, а/к American Airlines, а/к British Airways, а/к Czech Airlines, а/к Red Wings, а/к Ryanair, а/к Utair, а/к Авианова, а/к Аэрофлот, а/к Аэрофлот-Норд, а/к Владивосток Авиа, а/к Волга-Днепр (AirBridgeCargo), а/к Интеравиа, а/к КДАвиа, а/к Московия, а/к Регион-Авиа, а/к Россия, а/к Сибирь, а/к Уральские Авиалинии, а/п Tivat, а/п Владивосток (UHWW), а/п Внуково (UUWW), а/п Волосово, а/п Домодедово (UUDD), а/п Дракино, а/п Жуковский, а/п Кольцово, а/п Кубинка,

ru-aviation.livejournal.com

Боевое применение истребителя Мираж 2000

 Боевой дебют Миража 2000 (как и ряда других боевых машин западного производства) состоялся в 1991 г. Во время войны в зоне Персидского залива на театр боевых действий было направлено 10 самолетов «Мираж»2000С ВВС Франции, размещенных на авиабазе Эль-Хуфуф в Саудовской Аравии. Они привлекались к решению задач по обеспечению ПВО группировки межнациональных сил.

Истребители «Мираж»2000С совместно с самолетами F-15C осуществляли патрулирование над территорией Саудовской Аравии. Общее число боевых вылетов «Миражей» приблизилось к 500. Продолжительность одного вылета составляла в среднем 3,5 ч. Типовое вооружение самолетов включало две УР «Cynep»530D и две — «Мажик»2. Истребители оснащались подвесным топливным баком емкостью по 1300 л, однако в ходе патрулирования требовались дозаправки в воздухе. Управление действиями истребителей осуществлялось с самолетов ДРЛО Е-3 «Сентри».

О воздушных боях с участием самолетов «Мираж»2000С в печати не сообщалось, и боевых потерь этих машин не имелось.

В ходе боевых действий в Югославии Франция использовала для нанесения ударов по территории Сербии самолеты «Мираж»200(Ю (12 единиц) и «Ягуар» (12), а также «Мираж»Р1СТ (10 машин этого типа прибыли на ТВД уже «под занавес», в конце мая).

Часть двухместных истребителей-бомбардировщиков «Мираж»20000, направленных на Балканский театр военных действий, была оснащена 340-киллограммовыми контейнерами с телевизионно-лазерной системой «Томсон-CSF» PDLCT S,принятой на вооружение в 1998 году и обеспечивающей возможность применения высокоточного оружия с лазерным полуактивным самонаведением -ракет «Аэроспасьяль» AS.10L («Лазер»), французских корректируемых авиабомб Матра/ВАе калибром 400 и 1000 кг, а также американских боеприпасов аналогичного типа GBU-12 и GBU-10 семейства <«Пейвуэй»И (450 и 900 кг).

Истребители-бомбардировщики «Мираж»200(Ю, снабженные совершенной БРЛС «Антилопа»5-3D. имеющей режим обеспечения автоматического следования рельефу местности, а также оснащенные приемником спутниковой навигации (GPS) и усовершенствованной системой РЭБ, действовали преимущественно ночыо. По признанию специалистов, бортовое прицельное оборудование лишь этих самолетов позволяло вносить поправки па ветер при выполнении бомбометания с больших и средних высот.

Сербы заявили об уничтожении двух самолетов типа «Мираж»2000.

 

 

 

techno-story.ru

Dassault Mirage 2000 — Википедия

Дассо «Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[2], разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX — начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.

Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета. Последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007 года. ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым истребителем Dassault Rafale, принятом на вооружение ВВС 27 июня 2006 года.

История создания[править]

На третьем поколении «Миражей» конструкторы компании «Дассо» сохранили треугольное крыло, но с целью устранения имеющихся недостатков сделали самолет неустойчивым по каналу тангажа и установили электродистанционную систему управления. От своих предшественников Mirage 2000 унаследовал крыло большой площади (Mirage 2000-5 41, 00 м2) и планер со значительными внутренними объемами (для топлива и бортового оборудования). Разработка самолета началась в 1972 году по низкоприоритетной программе «Delta 1000». Официальное тактико-техническое задание на новый самолет было выдано в марте 1976 года. Поставки в войска одноместных перехватчиков Mirage 2000С начались в апреле 1983 года, состояние первичной боеготовности самолеты достигли в июле 1984 года. В 1979 году «Дассо» заключила контракт на постройку двух прототипов ударного истребителя, получивших обозначение Mirage 2000Р, которое вскоре изменили на Mirage 2000N. Ударный вариант отличался усиленным планером, оптимизированным для полетов с высокой скоростью на малых высотах. Существенные отличия имелись и в БРЭО, самое значительное – установка РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, способной работать в режимах картографирования, навигации, режиме следования рельефу местности, а также наведения на цель УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». РЛС обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте около 90 м со скоростью до 1112 км/ч.

Мираж 2000 ВВС Франции на учениях Red Flag, база ВВС США «Неллис», август 2006 года

Самолет спроектирован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем. Шасси трехстоечное, с носовой опорой. Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 имеют традиционную для «Миражей» конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей.

Крыло многолонжеронное цельнометаллической конструкции с низкой удельной нагрузкой; обшивка элевонов выполнена из углепластика, заполнитель — сотовой конструкции из алюминиевого сплава AG5. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем. Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава.

Бортовые системы[править]

Система управления самолетом электродистанционная, с четырёхкратным дублированием. Кроме того, имеется аварийный канал, питание которого осуществляется от отдельной аккумуляторной батареи. Она обеспечивает достаточную устойчивость и управляемость во всем диапазоне высот и скоростей, включая полеты на предельно малых высотах и на высоких скоростях, а также в экстремальных условиях на малых скоростях при больших углах атаки.

Две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 280 атм обеспечивают работу приводов поверхностей управления, выпуск и уборку шасси и воздушных тормозов. Источниками электроэнергии являются два генератора переменного тока по 20 кВА и аккумуляторная батарея емкостью 40 амперчасов.

  • Mirage 2000 — базовая модификация.
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия
Обломки французского «Мираж 2000», потерянного в Афганистане

Mirage 2000D[править]

Первый полет модификации Mirage 2000D состоялся 19 февраля 1991 года, первый полет серийной машины — 31 марта 1993 года. Введен в боевой состав французских ВВС в марте 1994 года. Машина является первым французским истребителем, предназначенным для преодоления системы ПВО на малых высотах и нанесения ударов по наземным целям в любых погодных условиях и ночью с использованием как ядерного, так и обычного высокоточного управляемого авиационного оружия с лазерными системами наведения. К числу других особенностей самолета, отличающих его от предыдущей модификации («Мираж-2000N»), относятся наличие усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования, включающего системы управления полетом и прицельно-навигационную, средства РЭБ, а также возможность применения перспективных УР класса воздух-земля «Апаш».[3] Всего построено 86 машин.

Mirage 2000E[править]

Общее наименование экспортной модификации самолета Mirage 2000. Машина оснащалась двигателем M53-P2, усовершенствованной РЛС RDM+ фирмы Thomson-CSF и станцией лазерной подсветки наземных целей ATLIS II, размещаемой в подвесном контейнере.

Боевое применение[править]

8 октября 1996 года греческий Mirage 2000 сбил в воздушном бою над Эгейским морем турецкий истребитель F-16 Fighting Falcon.Видео[4]

Индийские Mirage 2000 участвовали в Каргильском конфликте 1999 года. «Миражи» совершили более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 — самолеты 7й эскадрильи, под прикрытием истребителей МиГ-29 наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб. Среди вылетов 7й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 17го июня ударом самолетов 7й эскадрильи использовавших неуправляемые бомбы был уничтожен главный пункт снабжения противника: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24го июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника — это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. 4го июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство.[5]

19 марта 2011 года 4 самолёта Mirage 2000 в составе французских ВВС участвовали в операции «Odyssey Dawn» против войск Каддафи в Ливии.[источник не указан 3055 дней]

Тактико-технические характеристики[править]

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Mirage 2000C.

Источник данных: Jane’s, 2004.

Технические характеристики


Лётные характеристики

</ul> Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на пушку
  • Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом)
  • Боевая нагрузка: 6200 кг
  • Управляемые ракеты:  
  • Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами
  • Бомбы: различные, среди них:
    • корректируемые:
    • свободнопадающие:
      • 16 × 219 кг MBDA Durandal
      • 5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400
      • Mk20 и/или Mk82
  • Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.
  • Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом </ul>

Близкие по назначению и характеристикам машины[править]

В массовой культуре[править]

Самолет присутствует во французском фильме «Рыцари неба», также на Мираже 2000 можно «полетать» в авиасимуляторах Jane`s Combat Simulations Fighters Anthology, DCS: World и Fighter Wing 1995 года

www.wiki-wiki.ru

Истребитель Mirage 2000 или «Мираж» 2000. Фото Mirage 2000.

 Главная :
Разделы:
Файлы для скачивания:
Товары по авиации:
Другие товары:

«Мираж» 2000

«Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) — французский многоцелевой истребитель, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX — начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.

Модификации :

  • Mirage 2000 — первоначальная модификация.
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия
   Фотографии Mirage 2000C армии Франции
   Фотографии Mirage 2000C армии Франции

Пресса про Mirage :

www.avia-mir.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *