Истребитель Локхид P-38 «Лайтнинг» — Описание конструкции самолета

Описание конструкции самолета

Самолет второй мировой войны «Лайтнинг» представляет собой истребитель-моноплан с двумя хвостовыми фюзеляжными балками, на которых крепилось горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение.

Сохранившийся до наших дней самолет Р-38 «Лайтнинг»

Конструкция самолета.
Конструкция самолета цельнометаллическая, обшивка которого на 100 % крепилась клепкой впотай, первым истребителем с гидроусилителями в системе управления, наконец первым принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором. Для своего времени «Лайтнинг» являлся самым скоростным и дальним истребителем в мире. Все эти качества позволили «Лайтнингу» стать лучшим истребителем Тихоокеанского театра военных действий. Вместе с тем оборотной стороной технических инновации стали эксплуатационные проблемы, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила в полной мере реализовать потенциал такого очень не тривиального аэроплана, как истребитель второй мировой войны Р-38 «Лайтнинг».

Силовая установка самолета.
В носовых частях балок устанавливались рядные Y-образные двигатели водяного охлаждения фирмы «Алиссон» мощностью от 1090 до 145 л.с в зависимости от варианта самолета.

Крыло самолета.
Крыло однолонжеронное, оно оснащалось очень эффективным, но и очень сложным сдвижным щелевым закрылком, занимавшим значительную часть размаха. На нижней поверхности консолей за мотогондолами на крыле устанавливались интерцепторы, выполнявшие к тому же и роль воздушных тормозов. На наружной подвеске под крылом самолет мог нести дополнительные топливные баки, бомбы, неуправляемые ракеты. В центроплане размещались основные топливные баки, представлявшие собой герметизированные отсеки крыла. В небольшой фюзеляжной гондоле, закрепленной на центроплане крыла, располагался пилот, в носовой ее части на разведчике устанавливалось фотооборудование, а на истребителе — стрелковое вооружение. Разведчик оснащался также достаточно совершенной навигационной системой.

Кабина самолета Р-38 «Лайтнинг»

Необычная схема, принятая для самолета Lockheed P-38 Lightning, была обусловлена техническим заданием, которого невозможно было достичь при традиционной одномоторной компоновке. Требовались максимальная скорость, скороподъемность и дальность полета, что заставило разработчиков принять двухмоторную схему. Это был двухбалочный самолет со средне расположенным крылом и моторами, установленными в передней части каждой балки. Передняя стойка трехопорного шасси убиралась в центральную гондолу, а главные стойки шасси — в продольные балки. Опытный самолет XP-33 с двумя двигателями противоположного вращения Allison V-1710-11/15 мощностью 960 л.с., впервые поднялся в воздух 27 января 1939 года. Он разбился в одном из полетов, не дотянув до посадочной полосы. Однако вскоре последовал заказ на тринадцать опытных самолетов YP-38.

Однако двухбалочная схема — далеко не единственное, что предопределило отличные летные свойства и отличало самолет от многих представителей авиации Второй мировой войны. Главное заключалось в сочетании высокой удельной нагрузки на крыло (чуть ли не в полтора раза выше, чем было принято в те годы) с очень большой мощностью двигателей «Алиссон» жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, оснащенных турбокомпрессорами, которые работали с использованием энергии выхлопных газов и позволяли сохранить мощность на значительных высотах. Но, конечно, один из самых главных «секретов» успеха «Лайтнинга» — великолепная аэродинамика, в основе которой были не столько зализы и обтекатели, сколько хорошо отработанное крыло с удлинением, превышавшим 8, что было также необычным для истребителя тех лет. Самолет второй мировой войны Р-38 «Лайтнинг» стал первым в мире истребителем с трехопорным шасси с носовой опорой,что упрощало пилотирование машины на взлете и посадке. Выпуск и уборка шасси осуществлялись гидросистемой, выпуск и уборка закрылков — электромотором. Проводка управления рулями и элеронами — тросовая.

Модель

Р-38L «Лайтнинг»

Экипаж, человек

1

Размах крыла, м

15,85

Высота, м

3,91

Длина, м

11,53

Площадь крыла, м2

30,47

Крейсерская скорость, км/ч

483

Максимальная скорость, км/ч

628 км/ч

Потолок, м

11887

Дальность полета

805

Вес, пустого, кг

5342

Вес, взлетный, кг

6556

Вес, максимальный, кг

7029

Двигатели

2 ПД Allison V-1710-27/29 2 х 1150 л.с

Максимальная скороподъемность, м/мин

762

Вооружение, пушки

1х20-мм

Вооружение, пулеметы

4 х12,7-мм

Первые пробежки выявили первые проблемы: на одной из пробежек отказали тормоза, после чего самолет завалился в канаву. После ремонта самолета 27 января 1939 года состоялся первый полет, который лишь чудом не стал последним. В полете поломались крепления закрылков, закрылки совсем не оторвались, что может было бы лучшим вариантом. Фактически полет стал проходить в режиме автоколебаний. Летные испытания выявили ряд проблем с ХР-38.

Документальное фото самолета Р-38 «Лайтнинг»

Немцы называли истребитель «Лайтнинг» просто и коротко — Der Gabelschwanz Teuful, дьявол с вилкообразным хвостом. Характерная в плане форма с центральной каплеобразной гондолой и двумя мотогондолами, переходящими в длинные хвостовые балки делала силуэт самолета неповторимым.



< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

Истребитель Локхид P-38 «Лайтнинг»

Самолет Второй мировой войны Р-38 «Лайтнинг» cоздавался совместными умственными усилиями инженеров и технологической сноровки служащих фирмы Локхид Эйркрафт Корпорейшн. Частный предприниматель Alan Loughcad (позже сменил фамилию на Lockheed) зарегистрировал свою фирму в 1916 году, но в 1921 году предприятие лопнуло. В 1926 году Локхид с партнерами сумел восстановить дело. К Алану присоединился другой энтузиаст авиации — Джон К.»Джек» Нортроп. Нортроп и Локхид спроектировали и построили весьма перспективные самолеты «Вега», «Орион» и «Альтаир». Однако, компаньонам снова не повезло — на смену экономическому буму в США пришел глубокий экономический кризис. 6 июня 1932 года фирму «Локхид Эйркрафт Компани» купили за 40 000 долларов Роберт Кросс, Карл Скуайр и Ллойд Сирмай.

В конце 1935 года Военно-Воздушные Силы разослали авиастроительным фирмам запрос-предложение на предмет создания нового самолета-истребителя. Вся военная авиация того времени имела ограниченное вооружение, полезная нагрузка таких самолетов в массе своей не превышала 500 фунтов.

Самолет Р-38 «Лайтнинг» в полете

Спецификация Х-608 подняла на новый уровень стандарты истребителя-перехватчика: скорость не менее 360 миль в час на высоте 20 000 футов, способность летать на максимальном газу в течение часа, взлетная дистанция до набора высоты 50 футов — 2200 футов, двигатели с турбонагнетателями, вооружение, как минимум, в два раза более мощное по сравнению с существующим. 13 апреля 1937 года официально предложили проект «модель 22».

Самолет Р-38 «Лайтнинг» в наши дни

Идея предполагала расположение силовой установки самолета в мотогондолах, которые плавно переходили в узкие и длинные хвостовые балки, заканчивающиеся вертикальными килями с рулями направления. Летчик и вооружение размещались в центральной гондоле-фюзеляже. В качестве двигателей были выбраны 16-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с турбокомпрессорами, установленными в балках за двигателями. Вся обшивка, включая обшивку поверхностей управления, крепилась клепкой впотай. Другая инновация касалась шасси — трехопорное с носовой опорой. Вооружение: четыре крупнокалиберных пулемета и одна пушка калибра 25 мм.

Истребитель Р-38 «Лайтнинг» в полете нажмите, чтобы увеличить

Проект «модель 22» слегка изменили в сентябре 1937 года. Теперь предусматривалось оснащение самолета двигателями, винты которых вращались в противоположные стороны. На прототип планировалось поставить моторы V-1710-C7 и V-1710-C9 с трехлопастными металлическими винтами Кертис Электрик. Направление вращения винтов — в сторону гондолы-фюзеляжа. Пушка калибра 25 мм готова не была, из-за чего выбор пришлось остановить на 23-мм пушке Мадсен с боекомплектом из 50 патронов. Расчетная скорость истребителя «модель 22» составляла 417 миль в час на высоте 20 000 футов, дальность полетав -1386 миль, время набора высоты 20 000 футов — 4,5 минуты. На основе представленного проекта с фирмой Локхид был заключен контракт АС-9974 на постройку одного прототипа под обозначением XP-3S.

Сборка прототипа завершилась на заводе фирмы Локхид в Бербэнке годом позже. Официальные выкатка и руление не производились до перевозки прототипа в Марч-Филд. Официальная выкатка состоялась в начале января 1939 года. Чистые аэродинамические формы будущей легенды авиации Второй мировой мировой ХР-38 радовали глаз. Дверца сдвигалась назад, верхняя часть фонаря откидывалась вверх вправо. Воздухозаборники турбонагнетателей стояли на верхних поверхностях хвостовых балок за двигателями. Трубопроводы системы охлаждений турбонагнетателей были пропущены вдоль носков крыла для дополнительного охлаждения.

Самолет Р-38 «Лайтнинг» в полете нажмите, чтобы увеличить

Звучное имя «Лайтнинг» этому самолету Второй мировой войны первыми дали англичане, и только после этого оно стало официальным наименованием машины в США. Первоначально в Штатах планировали назвать новый истребитель «Атланта». В апреле 1940 года фирма «Локхид» получила большие заказы из Англии и Франции — в общей сложности на 667 истребителей. Для Франции предлагалась «модель 322F», для Великобритании — «модель 322В». Под этим именем это истребитель стал легендой авиации Второй мировой войны.

Общим для них являлось то, что на них не собирались ставить турбокомпрессоры, а винты обоих моторов должны были вращаться в одном направлении. Отсутствие турбокомпрессоров на английских и французских машинах объяснялось высокой потребностью в этих агрегатах в самих США в связи с принятием в 1940 году широкомасштабной программы наращивания американских военно-воздушных сил. Весь выпуск нагнетателей шел на те же Р-38 для USAAC и четырехмоторные бомбардировщики В-17 «Флаинг Фортресс» и В-24 «Либерейтор». А моторы с однонаправленным вращением ставили для унификации мотоустановок с истребителем «Кертисс» Р-40, тоже заказанным Англией и Францией в больших количествах. Французский и английский варианты также отличались вооружением и оборудованием — по национальным стандартам.

Истребитель Р-38 «Лайтнинг» в полете нажмите, чтобы увеличить

В июне 1940 года Франция капитулировала, и весь заказ на «модель 322» перешел к англичанам. Ни одной машины для Франции к тому времени построить еще не успели. По ряду причин выполнение английского заказа сильно затянулось. Первый самолет для британских Королевских ВВС выпустили в лишь декабре 1941 года. Его вооружение составляли два пулемета калибра 12,7-мм и два — 7,62-миллиметровых. В марте 1942 года три самолета «Лайтнинга» морем доставили в Англию для всестороннего изучения и оценки. Один из них поступил в летно-испытательный комплекс Боскомб-Даун, другой — в испытательный центр RAF в Фарнборо, а третий оставили в резерве. Результаты испытаний оказались разочаровывающими. Без турбокомпрессоров самолет сильно потерял в скорости на больших высотах и потолке. Англичане заявили, что в таком виде самолет не представляет для них интереса и аннулировали заказ. Все три «322-х» вернули в Америку.



< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

Истребитель Локхид P-38 «Лайтнинг»

Самолет Второй мировой войны Р-38 «Лайтнинг» cоздавался совместными умственными усилиями инженеров и технологической сноровки служащих фирмы Локхид Эйркрафт Корпорейшн. Частный предприниматель Alan Loughcad (позже сменил фамилию на Lockheed) зарегистрировал свою фирму в 1916 году, но в 1921 году предприятие лопнуло. В 1926 году Локхид с партнерами сумел восстановить дело. К Алану присоединился другой энтузиаст авиации — Джон К.»Джек» Нортроп. Нортроп и Локхид спроектировали и построили весьма перспективные самолеты «Вега», «Орион» и «Альтаир». Однако, компаньонам снова не повезло — на смену экономическому буму в США пришел глубокий экономический кризис. 6 июня 1932 года фирму «Локхид Эйркрафт Компани» купили за 40 000 долларов Роберт Кросс, Карл Скуайр и Ллойд Сирмай.

В конце 1935 года Военно-Воздушные Силы разослали авиастроительным фирмам запрос-предложение на предмет создания нового самолета-истребителя. Вся военная авиация того времени имела ограниченное вооружение, полезная нагрузка таких самолетов в массе своей не превышала 500 фунтов.

Самолет Р-38 «Лайтнинг» в полете

Спецификация Х-608 подняла на новый уровень стандарты истребителя-перехватчика: скорость не менее 360 миль в час на высоте 20 000 футов, способность летать на максимальном газу в течение часа, взлетная дистанция до набора высоты 50 футов — 2200 футов, двигатели с турбонагнетателями, вооружение, как минимум, в два раза более мощное по сравнению с существующим. 13 апреля 1937 года официально предложили проект «модель 22».

Самолет Р-38 «Лайтнинг» в наши дни

Идея предполагала расположение силовой установки самолета в мотогондолах, которые плавно переходили в узкие и длинные хвостовые балки, заканчивающиеся вертикальными килями с рулями направления. Летчик и вооружение размещались в центральной гондоле-фюзеляже. В качестве двигателей были выбраны 16-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с турбокомпрессорами, установленными в балках за двигателями. Вся обшивка, включая обшивку поверхностей управления, крепилась клепкой впотай. Другая инновация касалась шасси — трехопорное с носовой опорой. Вооружение: четыре крупнокалиберных пулемета и одна пушка калибра 25 мм.

Истребитель Р-38 «Лайтнинг» в полете нажмите, чтобы увеличить

Проект «модель 22» слегка изменили в сентябре 1937 года. Теперь предусматривалось оснащение самолета двигателями, винты которых вращались в противоположные стороны. На прототип планировалось поставить моторы V-1710-C7 и V-1710-C9 с трехлопастными металлическими винтами Кертис Электрик. Направление вращения винтов — в сторону гондолы-фюзеляжа. Пушка калибра 25 мм готова не была, из-за чего выбор пришлось остановить на 23-мм пушке Мадсен с боекомплектом из 50 патронов. Расчетная скорость истребителя «модель 22» составляла 417 миль в час на высоте 20 000 футов, дальность полетав -1386 миль, время набора высоты 20 000 футов — 4,5 минуты. На основе представленного проекта с фирмой Локхид был заключен контракт АС-9974 на постройку одного прототипа под обозначением XP-3S.

Сборка прототипа завершилась на заводе фирмы Локхид в Бербэнке годом позже. Официальные выкатка и руление не производились до перевозки прототипа в Марч-Филд. Официальная выкатка состоялась в начале января 1939 года. Чистые аэродинамические формы будущей легенды авиации Второй мировой мировой ХР-38 радовали глаз. Дверца сдвигалась назад, верхняя часть фонаря откидывалась вверх вправо. Воздухозаборники турбонагнетателей стояли на верхних поверхностях хвостовых балок за двигателями. Трубопроводы системы охлаждений турбонагнетателей были пропущены вдоль носков крыла для дополнительного охлаждения.

Самолет Р-38 «Лайтнинг» в полете нажмите, чтобы увеличить

Звучное имя «Лайтнинг» этому самолету Второй мировой войны первыми дали англичане, и только после этого оно стало официальным наименованием машины в США. Первоначально в Штатах планировали назвать новый истребитель «Атланта». В апреле 1940 года фирма «Локхид» получила большие заказы из Англии и Франции — в общей сложности на 667 истребителей. Для Франции предлагалась «модель 322F», для Великобритании — «модель 322В». Под этим именем это истребитель стал легендой авиации Второй мировой войны.

Общим для них являлось то, что на них не собирались ставить турбокомпрессоры, а винты обоих моторов должны были вращаться в одном направлении. Отсутствие турбокомпрессоров на английских и французских машинах объяснялось высокой потребностью в этих агрегатах в самих США в связи с принятием в 1940 году широкомасштабной программы наращивания американских военно-воздушных сил. Весь выпуск нагнетателей шел на те же Р-38 для USAAC и четырехмоторные бомбардировщики В-17 «Флаинг Фортресс» и В-24 «Либерейтор». А моторы с однонаправленным вращением ставили для унификации мотоустановок с истребителем «Кертисс» Р-40, тоже заказанным Англией и Францией в больших количествах. Французский и английский варианты также отличались вооружением и оборудованием — по национальным стандартам.

Истребитель Р-38 «Лайтнинг» в полете нажмите, чтобы увеличить

В июне 1940 года Франция капитулировала, и весь заказ на «модель 322» перешел к англичанам. Ни одной машины для Франции к тому времени построить еще не успели. По ряду причин выполнение английского заказа сильно затянулось. Первый самолет для британских Королевских ВВС выпустили в лишь декабре 1941 года. Его вооружение составляли два пулемета калибра 12,7-мм и два — 7,62-миллиметровых. В марте 1942 года три самолета «Лайтнинга» морем доставили в Англию для всестороннего изучения и оценки. Один из них поступил в летно-испытательный комплекс Боскомб-Даун, другой — в испытательный центр RAF в Фарнборо, а третий оставили в резерве. Результаты испытаний оказались разочаровывающими. Без турбокомпрессоров самолет сильно потерял в скорости на больших высотах и потолке. Англичане заявили, что в таком виде самолет не представляет для них интереса и аннулировали заказ. Все три «322-х» вернули в Америку.



< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *