Содержание

Российский учебно-боевой самолёт Як-130: технические характеристики :: SYL.ru

Як-130 – УБС (учебно-боевой самолет) российского производства, разработанный конструкторским бюро Яковлева в сотрудничестве с компанией Aermacchi (Италия). Создавался для того, чтобы сменить в ВВС РФ учебно-тренировочные самолеты Л-39. Примечательной особенностью Як-130 является тот факт, что он стал первым абсолютно новым самолетом, построенным в РФ. Остальные российские боевые машины были лишь модернизацией уже существующих советских моделей. Давайте поближе познакомимся с историей создания и техническими характеристиками Як-130.

Разработка

Конкурс на создание новой модели УБС был объявлен еще в конце 1990 годов. Министерство обороны хотело получить универсальную двухдвигательную машину для подготовки летчиков на всех этапах обучения. Планировалось, что данный самолет в перспективе (за 10-13 лет) полностью заменит устаревший парк чехословацких моделей L-39 и станет основным УБС советских ВВС.

После распада СССР ВВС вернулись к созданию своего УБС. Из нескольких предложенных вариантов они выбрали два наиболее подходящих – Як-130 и Миг-АТ. Так как для реализации проекта требовались серьезные средства, которых у страны тогда не было, самолеты создавались вместе с зарубежными компаниями. Так, Як-130 проектировался совместно с фирмой Alenia Aermacchi из Италии, а Миг-АТ — с французскими фирмами.

Из-за ряда разногласий с партнерами совместная разработка военного самолета Як-130 закончилась едва начавшись. Каждая из сторон получила документы на планер будущего самолета, а все остальное конструировала самостоятельно. Несмотря на данную трудность, самолет смог победить проект Миг-АТ в тендере. Прототип УБС впервые поднялся в воздух уже в апреле 1996 года.

Производство

Потребность военно-воздушных сил РФ в данном самолете оценивается в 250 единиц. На мировом рынке этот показатель больше примерно в десять раз.

Серийный выпуск УБС развернули на двух заводах – «Сокол» (Нижний Новгород) и «Иркут» (Иркутск). На обоих предприятиях производство было запущено лишь в 2008 году. 19 мая 2009 первый серийный экземпляр самолета поднялся в воздух. В декабре этого же года появились сведения о завершении государственных испытаний УБС.

Поставки

В 2010-2011 годах военно-воздушные силы Российской Федерации получили 12 самолетов Як-130. С 2012 по 2015 год армия РФ получила 65 самолетов данной модели. 55 из них были произведены предприятием «Иркут» по заказу 2011 года. Остальные 10 единиц произвел «Сокол».

Задачи

Основной задачей самолета Як-130 является обучение курсантов летных учебных заведений. На нем можно отработать такие упражнения: взлет и посадка, навигация, пилотирование, маневрирование, работа в придельных режимах, полет в сомкнутом боевом порядке, освоение систем вооружения и многое другое. Примечательно, что машина подготавливает курсантов к пилотированию российских самолетов 4-го и 5-го поколений, а также их зарубежных конкурентов.

УБС снабжен системой, имитирующей режимы боевого применения. Она позволяет без использования настоящих боеприпасов отработать навыки воздушного боя и ракетно-бомбовой атаки наземных целей, в том числе с имитацией противовоздушной обороны врага.

В случае войны технические характеристики Як-130 дают возможность использовать его как легкий штурмовик, то есть самолет может ликвидировать низкоскоростные воздушные цели и наземные объекты. Фюзеляж машины имеет 9 точек подвески, на которые можно крепить пушки, ракеты и топливные баки. При поставке за границу модель позиционируется как учебно-тренировочный комплекс (УТК) для освоения истребителя Су-30МК.

Конструкция

Самолет выполняется по классической схеме компоновки. Он имеет среднерасположенное крыло и развитые наплывы на передней кромке, под которыми располагаются воздухозаборники. Машина имеет цельноповоротное горизонтальное оперение. Благодаря высоким аэродинамическим параметрам крыла и фюзеляжа, она способна маневрировать на больших углах атаки и практически не уступает в этом плане серийным российским самолетам.

Чтобы повысить ремонтопригодность УБС, при его проектировании полностью отказались от использования композитных материалов. Все элементы планера выполнены из сплава алюминия, лития и магния. Впрочем, это практически не сказалось на массе самолета. Технические характеристики Як-130 позволяют ему подниматься в небо с малоподготовленных и даже грунтовых аэродромов.

Двигатель

Самолет оснащается парой моторов модели АИ-222-25, обладающих довольно солидными техническими характеристиками. Каждый двигатель Як-130 развивает 2500 кгс тяги. Кроме основной, самолет имеет также вспомогательную силовую установку. Она призвана запускать маршевый мотор, электропитание и систему кондиционирования. Топливные баки располагаются в крыльях и фюзеляже самолета. При необходимости дополнительный запас горючего можно поместить в подвесные баки. Здесь стоит отметить, что боевой Як-130 расходует в несколько раз меньше горючего, чем средние истребители.

Кабина

Двухместная кабина Як-130 выполняется по типу тандема, то есть одно рабочее место расположено за другим. Как правило, во время учебного полета, инструктор садится сзади, а курсант спереди. Просторная и вполне удобная кабина имеет катапультируемые кресла, которые обеспечивают дополнительную уверенность экипажу на любых скоростях и при любых режимах полета.

Модель оснащается системой электронной индикации, базирующейся на трех жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размером 15х20 см, на каждого пилота. Электромеханические приборные панели отсутствуют. В передней кабине один из индикаторов проецируется на лобовое стекло.

Возможности

Самолет оснащается цифровой КСУ (комплексной системой управления), отвечающей за автоматическое управление и активную безопасность. В условиях полета она может имитировать характеристики устойчивости разных самолетов. С помощью КСУ-130 можно готовить пилотов для управления передовыми машинами 4-5-го поколений: МиГ-29, Су-30, семейство F (15, 16, 22, 35), Eurofighter Typhoon и Rafale. Навигационная система самолета состоит из: радионавигационного оборудования, инерциально-спутникового оборудования, радиовысотомера и приемника.

Благодаря высокой тяговооруженности и достойным аэродинамическим параметрам, самолет Як-130 может выполнять задания во всех режимах, свойственных современным истребителям. Эта машина имеет прекрасную маневренность, отлично чувствует себя на небольших скоростях, имеет солидную скороподъемность и обладает выгодными взлетно-посадочными возможностями.

Технические параметры

Рассмотрим основные летные и технические характеристики Як-130.

Общие данные:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Габариты: длина – 11,493 м, высота – 4,643 м, размах крыльев – 9,84 м.
  3. Масса пустого самолета – 4,6 т.
  4. Взлетная масса: нормальная – 7,7 т, максимальная – 10,29 т.
  5. Тяга мотора – 2500 кгс.
  6. Цена – 7,7 млн долларов.
  7. Ресурс – 10 000 часов.

Летные данные:

  1. Максимальная скорость – 1050 км/ч.
  2. Практический потолок – 12,5 км.
  3. Скороподъемность – 12,5 км за 4 минуты и 49 секунд.
  4. Длина разбега/пробега – 510-940/610-880 м.
  5. Скорость сваливания – 160-180 км/ч.

Вооружение:

  1. Боевая нагрузка – 3 т.
  2. Управляемые ракеты Р-73 – 2-4 шт.
  3. Неуправляемые ракеты С-8, С-13 или С-25ОФМ – 2-4 шт.
  4. Корректируемые и простые авиационные бомбы весом до 500 кг – 2-4 шт.

Летные происшествия

По состоянию на осень 2017 года ВВС России потеряли 5 экземпляров Як-130. Узнаем, как это происходило:

  1. В июне 2006 года в Рязанской области из-за отказа системы управления разбился прототип самолета. Обоим летчикам удалось уцелеть.
  2. В мае 2010 года в Липецке разбилась предсерийная версия Як-130. Авария случилась при выполнении планового задания во время взлета. Летчики вовремя катапультировались и выжили.
  3. В апреле 2014 года в Астрахани разбилась серийная машина Як-130. Причиной катастрофы называют неисправности системы управления. Экипаж успел катапультироваться, но выжил только один летчик.
  4. В июле 2017 года в Бангладеш потерпел крушение экспортный Як-130. Пилоты не пострадали.
  5. В сентябре 2017 года серийный Як-130 разбился в Воронежской области. Прежде чем катапультироваться, члены экипажа успели увести самолет от расположенных поблизости построек.

Происшествия без весомых повреждений:

  1. 21 июня 2017 года в городке Борисоглебске Воронежской области во время тренировочного полета у УБС вышла из строя передняя стойка шасси. Пилоты, управляющие машиной, приняли решение выработать все горючее и посадить самолет на две оставшиеся стойки. Благодаря их профессионализму посадка прошла практически идеально.
  2. 21 июня 2017 года недалеко от города Армавира (Краснодарский край) во время тренировочного полета Як-130 у самолета отказала передняя стойка шасси. Удивительно, что за сутки это был второй случай отказа гидравлической системы на этой модели летательного аппарата. На этот раз все закончилось менее позитивно – летчикам пришлось посадить машину прямо в поле на фюзеляж.

www.syl.ru

Учебно-боевой многоцелевой самолет Як-130 — Aviadrive

Источник фото

Як-130 оснащен электродистанционной цифровой системой управления, обладающей резервированием четырехкратного типа. Место пилотов представляет собой катапультируемые кресла, которые относятся к классу «0-0».

Катапультирование может быть оснащено «через фонарь» кабины и направлено на обеспечение безопасного покидания самолета экипажем при возникновении различных аварийных ситуаций, например, при нулевой высоте полета или нулевой скорости.

Концепцией УБС предполагается, что на Як-130 будет наличие различных типов вооружения и возможности смоделировать боевое применение разных типов самолетов.

Российский истребитель был выбран в качестве базовой машины, на которой будет происходить подготовка летного состава ВВС России. На Яке-130 можно обучать пилотов для зарубежных и российских боевых самолетов, относящихся к категории «4+» и «5» (Су-30, Eurofighter Typhoon и Rafale, МиГ-29, F-22, F-15 и F-16, F-35, а также ПАК ФА).

Сейчас эти учебно-боевые истребители находятся на вооружении BBC Алжира. Руководством страны были подписаны контракты, подразумевающие продажу самолетов в Белоруссию и Бангладеш.

В декабре 2009 года были успешно завершены государственные испытания самолета. Начиная с февраля 2010 года, истребители поступили на вооружение ВВС России. Корпорация «Иркут» сейчас занимается производством этих истребителей.

Производство Як-130 вышло намного дороже предыдущего аналога L-39, но, несмотря на это самолет получил совсем новые характеристики, позволяющие при небольшой доработке базовой  модели (порядка 15%) применять Як-130 не только для обучения пилотов, но и в качестве легкого штурмовика, разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета РЭБ. Также возможна проработка варианта создания на базе этого самолета нескольких перспективных ударных беспилотных летательных машин «Прорыв», при этом размер переработки составит уже около 60%.

Сейчас информация о количестве заказанных самолетов меняется, но считается, что к 2015 году военно-воздушные силы России получат более 60 машин такого типа. Это необходимо для того, чтобы обеспечить потребности в подготовке кадров – военных пилотов.

На авиасалоне «МАКС-2015» можно было увидеть новейшую модель самолета, на которой есть встроенный лазерный дальномер. Представители компании упоминают, что прибор был монтирован по желанию заказчиков-иностранцев.

Присутствие дальномера существенно увеличивает эффективность боевого истребителя в рамках применения машины по целям на земле, а также позволит производить работы в горной местности и увеличит точность определения координат целей и существующую номенклатуру поражающих средств.

Но конечно самолет не лишен недостатков. Динамика поставок и количество отказов самолета данного типа отражена ниже:


Количество самолетов по списку

Количество

исправных самолетов

Налет за год, ч

Количество отказов А/Т

Нараб. на отказ

2011 год

10

4

392

52

7,5

2012 год

16

4-5

366

28

13,1

2013 год

39

5-6

1933

136

14,2

2014 год

43

8

526

137

13,8

2015 год

43

25

1873

360

5,2

Как видно из краткого анализа исправность новой авиационной техники остается очень низкой. Практическое переучивание летного состава на самолет Як-130 было совмещено с опытной эксплуатацией, что вносило дополнительные трудности в организацию летной работы (например: отсутствие тренажера, учебно-методической литературы и т.д.). Общий налет за время эксплуатации самолета Як-130 составил 5090 часов. В 2013 году приступила к обучению 25 курсантов на самолете Як-130. Но из-за низкой исправности авиационной техники вынуждены были сократить количество обучаемых на Як-130 до 15 человек. 2013 году (через два года после начала эксплуатации Як-130!!!)получен, установлен и введен в эксплуатацию тренажер СТБП-130, который оказал существенную помощь в подготовке как курсантов, так и летно-инструкторского состава.

Эксплуатационным недостатком авиационной техники можно считать невозможность использования тормозного щитка при приборных скоростях полета более 600 км/ч, при условии, что пилотаж выполняется во всем диапазоне скоростей и летчик не имеет возможности исправлять отклонения по скорости, стоит отметить что скорость в нижней точке фигур простого и сложного пилотажа составляет 700-750 км/ч. Особенно необходимо обратить внимание на работу тормозными щитками при полетах на групповую слетанность.

Так же серьезным недостатком является расположение некоторых органов управления:

Близость расположения кнопки основного режима работы КСУ-130 и кнопки выпуска носков. Опасность ситуации состоит в том, что если летчик ошибочно выключит основной режим вместо выпуска носков, то комплексная система управления переходит на резервную систему управления, а обратный переход на основную систему управления в полете запрещен;
Близость расположения переключателя ФАРА РУЛЕЖ-ОТКЛ-ПОСАД и крана управления шасси, опасность состоит в том, что при выполнении полетов в ночных условиях при переключении режима работы фары в положение ФАРА РУЛЕЖ, существует вероятность уборки шасси на земле, так как положения крана управления шасси и переключателя режимов работы фары одинаковы. Данные недостатки самолёта следует соотносить с тем, что самолёт предназначен для обучения курсантов, возможно даже первоначально, т.е. людей, которые только приступают к новому для себя виду деятельности и не имеют достаточного лётного и жизненного опыта.

Еще одним немаловажным опасным фактором можно считать отсутствие на самолете Як-130 противообледенительной системы планера – при наличии обледенения необходимо прекратить выполнение задания и принять все меры по выходу из зоны обледенения. Также, опасным фактором является наличие необогреваемой части вывода ПВД, на которой образуется лёд, могущий при отрыве попасть в проточную часть двигателя

На данный момент очень велико время от нажатия кнопки «Запуск» до выруливания и до взлета самолета соответственно. Так при выполнении всех проверок согласно РЛЭ (при совмещении ТЕСТА КСУ с прогревом двигателей) от момента нажатия кнопки «Запуск ВСУ» и до выруливания проходит 8,30-9,00 минут. Для сравнения у Л-39 не более трех минут. Проверка двигателей на полосе увеличивает общее время на 1,00 минуту.

Необходимо рассмотреть вопрос расширения области обзора задней полусферы при помощи зеркал

. Имеющиеся на данный момент зеркала имеют очень узкое поле обзора, что затрудняет наблюдение ведомых экипажей при групповых полетах и особенно затрудняет наблюдение за задней полусферой при ведении воздушного боя. Предлагается выполнить зеркала по аналогии с самолётом МиГ-29, со сплошным перекрытием обзора задней полусферы.
А так же зеркала имеют малые углы отворота и не позволяют отрегулировать их таким образом, что бы лётчик не ослеплялся прожекторами при посадке ночью.

Не будет лишним и установка второй радиостанции, которая позволит надежно управлять группой в групповых полетах не забивая канал управления.

Как видим самолет имеющий массу достоинств, так же имеет большое количество недостатков, над которыми еще предстоит много работы.

 

В статье использованы материалы: topwar.ru;politrussia.comirkut.com

aviadrive.ru

Российский учебно-боевой самолёт-штурмовик Як-130

Такой самолёт ждали более 20 лет, в стране не было современной учебно-боевой машины с возможностью тренировки курсантов и переучивания действующих лётчиков. Як-130 не только получился прекрасным учебным самолётом с программой имитации машины, на которую должен был переучиваться пилот, но и сам используется в случае боевых действий как лёгкий штурмовик.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза. Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте. Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух. В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як-130

Особенности конструкции учебно-боевой машины

Як-130 собран по обычной аэродинамической схеме — это моноплан со средним расположением крыла, двумя двигателями АИ-222–25 и традиционным расположением хвостового оперения. Прочный планер полностью выполнен из алюминиево-магнево-литиевых сплавов, разработчики отказались от композиционных материалов для лучшей ремонтопригодности машины.

Наплывы на передней кромке и винглеты на законцовках крыла вкупе с несущей конструкцией фюзеляжа придают машине совершенные аэродинамические качества необходимые для лучшей управляемости и высокой маневренности.

Предусмотрена защита от попадания посторонних предметов в воздухозаборники силовой установки: на рулении, взлёте и посадке перекрываются каналы забора воздуха, размещённые под корневыми наплывами крыла, а находящиеся сверху наплывов входы — остаются открытыми. Силовая установка Як-130 включает в себя два турбореактивных двигателя АИ-225–25 с высокими техническими показателями, кроме них самолёт располагает и ВСУ, при помощи которой осуществляется запуск основных двигателей, подаётся воздух в кабину и обеспечивается автономное электропитание на земле.

Кабина пилота

Кабина пилотов просторная с хорошим обзором, на заднем кресле находится инструктор, впереди располагается курсант. У каждого пилота выведена электронная индикация на трёх жидкокристаллических индикаторах с информацией о полёте, навигационной обстановке, работе двигателей и систем самолёта. На самолёте установлены катапультируемые кресла, обеспечивающие надёжное покидание на любой высоте и скорости.

Многофункциональные дисплеи и цифровая авионика разрешают Як-130 имитировать именно тот самолёт, к полётам на котором готовится обучаемый пилот, а способность машины к маневрированию с перегрузкой 8G и углам атаки до 400 делают её идеально подходящей для подготовки лётчиков на самолёты четвёртого и пятого поколения.

Топливные баки размещены в крыльях и корпусе машины, запас топлива позволяет выполнять полёты на дальность 2000 км без подвесных баков. Конструкция прочного шасси с одной передней и двумя основными опорами предполагает эксплуатацию самолёта с грунтовых ВПП.

Компоновка Як-130 делает возможным разместить на девяти точках подвески боевую нагрузку в различном ассортименте до 3 тыс. кг.

Як-130

Лётно-технические характеристики Як-130

  • Экипаж — 2 чел
  • Максимальная скорость — 1050 км/ч
  • Скорость на взлёте — 200 км/ч
  • Посадочная скорость — 195 км/ч
  • Взлётная дистанция — 380 м
  • Посадочная дистанция — 670 м
  • Практический потолок — 12,5 км
  • Допустимая перегрузка – +8\ -3
  • Длина самолёта — 11,49 м
  • Высота самолёта — 4,76 м
  • Размах крыла — 9,72 м
  • Максимальный взлётный вес — 9 т
  • Количество топлива в баках — 1750 кг
  • Дальность — 2 тыс. км
  • Двигатели — 2 х АИ-225–25
  • Взлётная мощность — 2 х 2500 кгс
  • Боевая нагрузка — 3 тыс. кг.

Учебно-боевой Як-130

Происшествия

В авариях на апрель 2014 года потерпели крушение три Як-130, настораживает то, что в двух лётных происшествиях причиной называют отказ системы управления.

В Рязанской области в полёте 26 июня 2006 года отказала система управления самолёта прототипа Як-130, машина разбилась, лётчики покинули самолёт, жертв нет.

Предсерийный Як-130, выполняя плановое задание 29 мая 2010 года, рухнул на взлёте, оба пилота моментально среагировали и катапультировались, причина аварии не публикуется.

Недалеко от Ахтубинска возле села Батаевка потерпел крушение Як-130, машина потеряв управление, врезалась в землю, один пилот погиб, второй успел катапультироваться. Причиной происшествия стал выход из строя системы управления.

Обладая лётными характеристиками современных и перспективных истребителей, учебно-боевой самолёт Як-130 за последние несколько лет стал эталом для машин своего класса во всем мире. Он позволяет готовить лётчиков самолётов четвёртого и пятого поколений. Серийный выпуск Як-130 налажен на Иркутском авиационном заводе. Самолёт успешно используется ВВС РФ и за рубежом.

Як-130

Видео: Як-130 — ключ к небу

aviarf.ru

Як-130 разбился под Воронежем – Страна – Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, основной причиной аварии учебно-боевого самолета Як-130, произошедшей в Воронежской области, мог стать отказ комплексной системы дистанционного управления КСУ-130. Схожая техническая неполадка привела в 2014 году к гибели одного из летчиков, до последнего пытавшегося спасти машину. В этот раз жертв удалось избежать, пилоты успели вовремя катапультироваться.

Инцидент с Як-130 произошел около 9:40 мск во время учебно-тренировочного полета в Воронежской области, который выполняли летчик-инструктор и курсант Краснодарского высшего авиационного училища. Как сообщили “Ъ” в Минобороны, при выполнении учебной задачи командир экипажа доложил о возникновении технической неисправности «одного из агрегатов машины, препятствующей продолжению полета». Им было принято решение о катапультировании, после чего они приземлились и самостоятельно вышли на связь с аэродромом. «Их жизни и здоровью ничего не угрожает. Самолет упал в безлюдной местности, разрушений нет»,— подчеркнули в ведомстве.

В Воронежском областном клиническом центре медицины катастроф заявили, что оба летчика доставлены в госпиталь Борисоглебска, их состояние оценивается как удовлетворительное: летчики получили травмы легкой степени тяжести, у одного из них рваные раны ноги.

По горячим следам была создана специальная комиссия службы безопасности полетов авиации ВС РФ, которой предстоит выяснить причины инцидента. Разбившийся самолет был найден между селами Власовка и Большие Алабухи: из-за разлива паводка обломки самолета оказались на глубине около 70 см; их искали десять человек на двух лодках. По словам источника “Ъ”, близкого к расследованию, в ближайшее время специалисты приступят к изучению матчасти, что позволит прояснить обстоятельства происшествия. Однако, как утверждает собеседник, уже сейчас в качестве предварительной версии аварии значится отказ комплексной системы дистанционного управления самолета КСУ-130 (разработки Московского института электромеханики и автоматики).

Отметим, что из-за отказа КСУ-130 в апреле 2014 года был потерян серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС: он разбился в районе поселка Батаевка (недалеко от Ахтубинска). Экипаж в составе двух летчиков катапультировался, но подполковник Сергей Серегин погиб. «Летчики имели право катапультироваться сразу же, как только возник этот отказ, поскольку, как выяснилось позднее, в воздухе положение исправить было невозможно. Однако они до последнего пытались спасти машину и произвели катапультирование крайне поздно, что и привело к гибели одного из пилотов. Это произошло еще и потому, что самолет начал очень быстрое вертикальное снижение»,— рассказывал в апреле 2014 года заместитель генерального директора ОКБ имени Яковлева Роман Таскаев (цитата по ТАСС).

По словам источника “Ъ” в авиационной отрасли, после катастрофы 2014 года были сделаны выводы, и в дальнейшем на Як-130 ставилась доработанная система управления.

Представители промышленности также будут подключены к расследованию причин инцидента, говорит собеседник “Ъ”.

В Минобороны не стали уточнять, будет ли принято ре

www.kommersant.ru

Як-130 | АвиаПорт.Ru

НАЗНАЧЕНИЕ.

репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости.

ОБОРУДОВАНИЕ.
Система управления полетом электродистанционная с возможностью репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя. Установлены ИЛС, радионавигационная система, радиовысотомер, приемник спутниковой навигационной системы. Система управления двигателями цифровая.
Основной отличительной особенностью оборудования является развитая система объективного контроля как бортовых систем, так и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения рук летчиков, их глаз, внутри- и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно идет запись информации об индикации на ИЛС.
Установлены катапультные кресла К-36-3,5. Приборные доски инструктора и курсанта должны быть оснащены тремя многофункциональными экранными индикаторами (размер экрана 6*8 дюймов). В кабине курсанта установлен ИЛС. Возможно использование нашлемной системы визуализации и индикации.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Самолет нормальной аэродинамической схемы с крыльевыми наплывами и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.

ВООРУЖЕНИЕ.
На боевых модификациях на семи внешних узлах подвешиваются пушечные установки, УР, корректируемые и обычные бомбы.
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего маневренного боя Р-73, Р-60 — 2-4 шт;
Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт;
бомбы и РБК калибра до 500 кг — 2-4 шт;
Пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт;
Подфюзеляжный пушечный контейнер НСПУ-130 с пушкой ГШ-23Л калибра 23мм и боекомплектом 110 снарядов — 1 шт.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.
Интегральный коэффициент учебной эффективности в 1,54 раза превосходит существующие УТС (Alpha-Jet, МВ-339С/D, Hawk-6О) (оценка ЦНИИ 30).
Большой диапазон эксплуатационных углов атаки (проектный до 35, фактически достигнутый 42, тогда как ни один из существующих сегодня УТС нс выходит на углы атаки более 18, а у современных истребителей МиГ-29 максимальный угол до 24, у Су-27 до 26) в сочетании с высокой тяговооруженностью (0,73) позволяет выполнять установившиеся и неустановившиеся маневры, свойственные истребителям четвертого и пятого поколений.
репрограммируемые характеристики устойчивости и управляемости (подтверждено летными испытаниями).

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
В стадии летных испытаний. Идет подготовка к серийному производству на нижегородском заводе «Сокол».

СТОИМОСТЬ.
Стоимость УТС составит не более $10 млн. в зависимости от комплектации. Потенциальная стоимость программы Як-130 составляет 140-200 млн. долл.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Як-130 входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры разработки Пензенского КБ моделирования (ПКБМ), а также самолет Як-54 для начальной подготовки.
Принципиальной особенностью УТК является единое информационное и математическое обеспечение, способствующее не только скорейшему освоению самолета, но и формированию творческого тактического мышления курсанта, способности безошибочно ориентироваться в быстротечном воздушном бою или сложной навигационной и метеорологической обстановке.
Самолет предназначен для замены в ВВС стран СНГ около 1000 устаревших УТС L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства, которые должны быть сняты с эксплуатации к 2010 г. В конкурсе на новый УТС участвует также ОКБ им. А. И. Микояна.
26 апреля 1996 года шеф-пилот фирмы Андрей Синицын впервые поднял самолет в воздух со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В ходе первого 32-минутного полета достигнута скорость 350 км/ч на высоте 2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с последующим разворотом на предпосадочную «коробочку».
В последующих испытаниях были подтверждены заявленые ЛТХ и ВПХ, показана возможность управляемого полета до углов атаки 42 градуса.
Выполнено 300 испытательных полетов, в том числе программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ.
Самолет Як-130 принимал участие в авиасалонах в ЛеБурже (1997, 1999 гг.), Жуковском (МАКС-99).

РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. А. С. Яковлева.

Мониторинг:

07.06.2016 Корпорация «Иркут» увеличивает поставки учебно-боевых самолетов Як-130 на экспорт

Рамблер новости: Корпорация «Иркут» успешно выполнила контракт на поставку учебно-боевых самолето…

25.05.2016 Новый региональный самолет может получить двигатель от учебно-боевого Як-130

Телеканал «Звезда»: На новый региональный самолет может быть установлен двигатель АИ-222-25 для учеб…

25.05.2016 Самолет Як-130 и вертолет «Ансат» поучатсвуют в летной программе KADEX-2016 в Астане

Газета.Ru: Российский учебно-боевой самолет Як-130, транспортно-боевой вертолет Ми-35М и ле…

18.05.2016 Авиапоказ Як-130 пройдет в Камышине к столетию летчика Маресьева

ТАСС: Акция по набору контрактников в армию и авиашоу пройдут в городе Камышин Волгогр…

26.04.2016 ЦАМТО: прорыв Як-130 на рынок Мьянмы доказал его высочайшие характеристики

РИА «Новости»: Заключение контракта на поставку Мьянме российских учебно-боевых самолетов Як-13…

www.aviaport.ru

130 — это… Что такое Як-130?

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

Главный конструктор — Нарышкин Виталий Юрьевич. Совместная разработка с Aermacchi из-за разногласий была прекращена, и каждая из компаний продолжила реализовывать свою концепцию самостоятельно. Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР[8]. Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС России. С 2012 года планируется выпуск более 100 таких машин.

История

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны России, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка Як-130 на завершающем этапе прекратилась. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт — M-346.

Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына[2].

В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов[9].

В декабре 2009 завершены ГСИ[3].

Задачи

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах АТ и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов 4 и 5 поколений.

Особенности

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 (разработана в МИЭА), выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта[10]. Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35, ПАК ФА). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см без электромеханических приборов.

Взлет Як-130 на авиасалоне МАКС-2011.

Производство

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны)[11], самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).

4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году[12][13].

19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России[14].

По сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130»[15].

23 сентября 2011 года газета «Коммерсантъ» сообщила, ссылаясь на анонимный «источник в авиапромышленном комплексе», что тендер на поставку Як-130 для Минобороны был признан несостоявшимся[16].

16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков[17].

В конце января 2012 года Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на десять единиц[18].

Перспективы

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц. Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК при поставках на экспорт.

В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС.

Многие из L-39, используемых в России в качестве самолётов для тренировки курсантов, давно отлетали свой ресурс. Именно поэтому ещё в конце 1980-х в СССР был объявлен тендер на разработку учебно-тренировочного самолёта. Серийное производство L-39 завершено в 1999 году, а L-159, современную версию самолёта, Министерство обороны Российской Федерации не заказывало.

Технические характеристики

Источник данных: ОКБ Яковлева[3][10]

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт.
  • Боевая нагрузка: 3000 кг
  • Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 — 2-4 шт.
  • Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт.
  • Бомбы: корректируемые и обычные бомбы
  • Ресурс самолёта: 10 000 часов

Лётные происшествия

По состоянию на 29 мая 2010 года потеряно два Як-130:

  • 26 июня 2006 года Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал[21].
  • 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет[22]. На время расследования причин инцидента полёты самолётов Як-130 в России приостановлены[23].

Заказы

Рассматривают возможность приобретения:

  •  Малайзия — Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолёт Hawk и итальянский Aermacchi[28].
  •  Филиппины — Як-130 впервые принимает участие в тендере министерства обороны Филиппин на поставку шести учебно-боевых самолётов. Потенциальными участниками конкурса и конкурентами Як-130 могут быть корейская компания KAI и итальянская Alenia Aermacchi с самолётами T/A-50 Golden Eagle и Aermacchi M-346 соответственно.[29]
  •  Казахстан — Министерство обороны Казахстана проявила интересы к самолётам Як-130, для обновления парка учебно тренировочной авиации. Начались переговоры с Россией о поставках новых самолётов в количестве около 24-36 единиц, как заявила российская сторона после заключения сделки о самолётах Як-130 намерены предложить Казахстану истребителей семейства Су-30МК2 и Су-35С для дополнения парка истребителей Су-27.[30]

На вооружении

  •  Россия — 26 Як-130, по состоянию на декабрь 2012 года. В 2010-2011 гг в ВВС России было поставлено 12 Як-130 (1 самолёт потерпел катастрофу) и 15 единиц было поставлено в 2012 году по новому контракту[31][24][32][33][34]
  •  Алжир — 16 Як-130, по состоянию на 2012 год[35]

Интересные факты

На основе Як-130 энтузиастами сделана радиоуправляемая модель в масштабе 1:4, которая на чемпионате мира по авиамоделированию «Jet World Masters 2011», проходившем в Национальном музее Военно-воздушных сил США, получила переходящий кубок и звание Чемпиона Мира на ближайшие два года.[36]

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

ОАО Авионика создает системы управления для истребителей МиГ-29К и МиГ-20КУБ по экспортным заказам

ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика» продолжает разработку систем управления для боевых, учебно-боевых и экспериментальных самолетов и вертолетов, в том числе составляющих значительную часть авиационного экспорта России: Су-27, Су-30МКИ, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-29СМТ(УБТ), МиГ-АТ, Ми-17 и др.

Как сообщил генеральный директор МНПК Александр Воробьев, «за 2 года, прошедшие со времени проведения МАКС-2005, мы приняли активное участие в двух крупных проектах. Первый — разработка и создание комплексной системы управления для корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, которые изготавливает «РСК «МиГ» по заказу ВМС Индии. Второй — разработка и создание комплексной системы управления для самолета Су-35. В настоящее время КСУ-941 проходит летные испытания».

По словам Воробьева, в ближайшей перспективе «Авионика» продолжит работы по заказам РСК «МиГ», АХК «Сухой», Казанского вертолетного завода и других предприятий, поставляющих продукцию за рубеж, продолжит работы по созданию комплексной системы управления для истребителя 5-го поколения. В области гражданской авиации оно участвует в программе создания российско-индийского МТА, отечественных ближнемагистрального самолета МС-21 и регионального Ту-414, магистрального самолета Ту-334.

Новые КСУ впервые представлены на МАКС-2007 наряду с другими разработками ОАО «Авионика» в составе объединенной экспозиции НПЦ «Технокомплекс».

Комплексная система управления КСУ-35 для самолета СУ-35 — цифровая, четырехкратно резервированная система. Она обеспечивает выполнение задач систем автоматического и дистанционного управления, формирование ограничительных и воздушных сигналов, управление тягой и вектором тяги двигателей, управление торможением колес шасси, управление поворотом передней стойки.

Комплексная система управления КСУ-941 для самолета МИГ-29К(КУБ) — цифровая, четырехкратно резервированная система обеспечивает требуемые характеристики устойчивости и управляемости самолета в полете и в процессе дозаправки топливом в воздухе, автоматическое управление управляющими поверхностями и тягой двигателей.

Система дистанционного управления СДУ-915ОВТ состоит из системы СДУ-915 и дополнительного четырехкратно резервированного цифрового вычислителя, обеспечивающего кроме основных функций управления самолетом МиГ-29 режим управления отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что позволяет эффективно управлять объектом на минимальных скоростях и закритических углах атаки.

Система автоматического управления САУ-451-05СМТ(УБТ) для самолета МИГ-29-05СМТ(УБТ) обеспечивает автоматическое и директорное управление самолетом на всех режимах его применения, повышает безопасность полета и улучшает характеристики устойчивости и управляемости.

Комплексная система управления КСУ-821 для самолета МиГ-АТ — четырехкратно резервированная система обеспечивает выполнение задач систем автоматического и дистанционного управления, формирование ограничительных сигналов, управление тягой двигателей.

Электродистанционная система управления ЭДСУ-200 обеспечивает управление полетом многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 в режимах штурвального и автоматического управления.

Система автоматического управления САУ-140 для самолета Ан-140 обеспечивает директорное и автоматическое управление полетом самолета, а также автоматическое управление тягой двигателей и заход на посадку по II категории ИКАО.

Автопилот АП-103 предназначен для использования на самолетах малой авиации (Бе-103) при полетах во всех ожидаемых условиях эксплуатации в соответствии с нормативами АП-23 и FAR-23.

Комплексная система управления КСУ-А для вертолета «АНСАТ» — цифровая, четырехкратно резервированная система обеспечивает характеристики устойчивости и управляемости на всех этапах полета от взлета до посадки в соответствии с требованиями АП-29 и FAR-29. Разработана в однопилотном и двухпилотном вариантах применения.

  • Система автоматического регулирования давления в кабине самолета САРД предназначена для обеспечения в гермокабине самолета комфортных условий для пассажиров и экипажа при изменении условий полета по высоте.
  • Система измерения массы и центровки СИМЦ, используя информацию датчиков нагрузки стоек шасси самолета, определяет стояночное значение массы и положение центра масс (центровки) перед взлетом, вычисляет изменения положения центра масс в полете и выдает необходимую информацию экипажу и взаимодействующим системам бортового оборудования.

Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

www.aviaport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *