Содержание

ВВС Италии против ВВС РККА на Восточном фронте Второй мировой войны

Стремление дуче ни в чем не отставать от нацистской Германии привело к тому, что итальянская авиация успела поучаствовать в боях почти на всех театрах военных действий Второй мировой войны — кроме, разве что, Крайнего Севера и Тихого океана. Поэтому когда Германия напала на СССР уже 30 июня Муссолини предложил Гитлеру свою помощь — и это несмотря на обиду на фюрера, не посчитавшего нужным поставить своего итальянского союзника в известность о плане нападения. 10 июля в Италии началось формирование экспедиционного корпуса CSIR (Corpo di Spedizione Italiano in Russia — Итальянского экспедиционного корпуса в России).

Макки MC.200 на аэродроме Кривой Рог, 1941 г.

Наряду с сухопутными соединениями, в состав CSIR включили и авиационные части — 61-ю группу взаимодействия с армией (двухмоторные многоцелевые самолеты «Капрони» Са.311), отдельную дальнеразведывательную эскадрилью с трехмоторными машинами «Кант» Z.1007bis, 22-ю отдельную истребительную группу, а также звено транспортных самолетов (впоследствии развернутое в эскадрилью). Возглавил авиационную группировку колонелло Карло Драго (Carlo Drago).

22-й группой, ранее воевавшей на Балканах, командовал майор Джованни Борцони (Giovanni Borzoni). Помимо трех штатных эскадрилий (359, 562 и 369-й) в её состав включили четвертую — 371-ю, взятую из состава 157-й группы. Каждая эскадрилья располагала дюжиной Макки МС.200 «Саетта», ещё три таких же самолета имелось в управлении группы. Таким образом, всего 22-я группа насчитывала 51 истребитель.

Именно 22-я группа составила авангард авиации CSIR, первой прибыв на фронт. Из Тираны её самолеты в сопровождении пяти транспортников (двух Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло» и трех Са.133), перевозивших наземный персонал, 12 августа перелетели на территорию Румынии, на аэродром Тудора. Но последующие две недели истребители провели в бездействии — германское командование не спешило ставить им боевые задачи, считая итальянцев лишней обузой. Лишь 27 августа МС.200 наконец-то получили возможность вступить в бой: возле Кривого Рога истребители атаковали группу советских бомбардировщиков СБ, сопровождаемых истребителями И-16.

Оба типа самолетов были хорошо известны итальянским пилотам ещё со времен войны в Испании. А вот их «Макки» существенно превосходили старые «Чирри». Результат не замедлил сказаться: шесть СБ и два И-16 были сбиты, ещё два бомбардировщика и два истребителя были засчитаны как вероятные победы. В последующие дни МС.200 действовали преимущественно как штурмовики. Именно в таком амплуа были понесены первые потери. 28 августа погиб соттотенете Лонгони (Longoni) из 362-й АЭ. А 3 сентября при атаке моста через Днепр советские зенитки сбили сразу три «Саетты».

В сентябре главными задачами для 22-й группы оставались штурмовки наземных целей. Воздушные бои были редки. Тем не менее, итальянские пилоты в течение месяца записали на свой счет восемь сбитых самолетов. В это время МС.200 все чаще подвергались атакам немецких истребителей и обстрелам союзническими зенитками — силуэт «Саетты» уж очень напоминал И-16. Поэтому на машины нанесли элементы быстрой идентификации — желтые полосы на фюзеляже. Законцовки крыльев и капоты двигателей также окрасили в желтый цвет.

В третьей декаде октября 22-я группа перебазировалась в Запорожье. Отсюда «Саетты» летали на сопровождение немецких пикировщиков Юнкерс Ju-87 и разведчиков Хеншель Hs-126. 9 ноября 371-я АЭ была выделена из состава группы и перебазирована в Сталино (ныне Донецк). 11 декабря её сменила 359-я АЭ.

Испортившаяся погода буквально приковала итальянские истребители к земле. В течение ноября-декабря они практически не поднимались в воздух — исключение составили несколько ясных дней на католическое Рождество 24-26 декабря, когда все-таки удалось выполнить немного боевых вылетов. В трех воздушных боях итальянцы записали на свой счет 12 побед ценой потери одного своего пилота — комэска 369-й АЭ капитана Янничелли (Iannicelli). Пилотировать МС.200 с их открытыми кабинами в зимнее время было крайне трудно. К тому же,

мотоустановки истребителей, спроектированные в расчете на мягкий средиземноморский климат, доставляли массу проблем. Двигатели воздушного охлаждения требовали длительного прогрева, масло и рабочая жидкость в гидросистеме часто замерзали.

Заправка Макки MC.200 «Саетта» на Восточном фронте

Не принес улучшения и первый месяц 1942 г. Боевая работа 22-й группы возобновилась лишь 4 февраля, когда девять МС.200 из 359-й и 369-й АЭ штурмовали аэродром Красный Лиман. В результате на земле было уничтожено 10 советских самолетов, повреждено 6, а ещё три сбито при попытке взлететь. 24 и 28 февраля состоялись два воздушных боя, в которых было сбито по одному И-16.

С 5 марта 22-я группа, возглавляемая с 13 января 1942 г. майором Джузеппе д’Агостинис (Giuseppe d’Agostinis), действовала в прямом подчинении командования Люфтваффе — «Нахкампфюрер Сталино» (Nahkampffurer Stalino, т.е. «Командование ближней воздушной поддержки Сталино»). В течение этого месяца пилоты группы записали на свой счет 24 уничтоженных в воздухе и на земле советских самолета. На Восточном фронте группа находилась до 3 мая, а 7 мая была выведена в Италию. За 10 месяцев боев пилоты 22-й группы выполнили 608 боевых вылетов на «свободную охоту», 611 — на сопровождение и 172 -на штурмовку.

В рамках подготовки к летнему наступлению итальянское командование провело ротацию. Корпус CSIR был развернут в 8-ю армию (ARMIR — Armata Italiana in Russia, Итальянская армия в России). Численность личного состава возросла с 60 000 до 227 000 человек. Приданный армии авиационный компонент получил название CAFO — Comando Aeronautica Fronte Orientale, т.е. «Авиационное командование Восточного фронта». Но состав его усилить не удалось — главные силы «Реджиа Аэронаутика» были поглощены боями в Северной Африке. В состав CAFO включили лишь две авиагруппы — 21-ю истребительную и 71-ю, вооруженную двухмоторными бомбардировщиками BR.20M. В оперативном отношении соединение подчинили 4-му воздушному флоту Люфтваффе.

21-я группа прибыла на Восточный фронт в мае 1942 г. в штатном трехэскадрильном составе (356, 382 и 386-я АЭ) — то есть, даже более слабом, чем 22-я группа. Командовал ею майор Этторе Фосчини (Ettore Foschini). На вооружении состояли все те же «Саетты». 3 июня она была усилена 361-й эскадрильей, взятой из 154-й группы. Базой стал аэродром Сталино.

Первые боевые вылеты на Восточном фронте новая смена провела 8 мая, когда тройка «Саетт» прикрывала одиночный Hs 126, осуществлявший разведку района Славянск-Маяки. Дебют оказался неудачным — внезапно появившееся из-за туч звено И-16 сбило самолет сержанта маджоре Греко (Greco). А на следующий день началось советское наступление на Харьков. В разгоревшихся ожесточенных боях «Макки» эскортировали немецкие бомбардировщики и разведчики. 27 июня все четыре эскадрильи 21-й группы передислоцировались в Барвенково. А 1 июля в небе над Артемовском состоялся крупный воздушный бой — 15 «Макки» из 382-й и 386-й АЭ атаковали 40 советских бомбардировщиков и штурмовиков. В этом бою итальянским пилотам пришлось наглядно убедиться в том, что Ил-2 — настоящие «летающие танки». Против них оказались бессильными даже крупнокалиберные пулеметы «Саетт».

***

С началом немецкого наступления к Сталинграду, эскадрильи 21-й группы вновь передислоцировались: 356-я и 361-я 23 июля перелетели в Ворошиловград (ныне Луганск), а 382-я и 386-я на следующий день — в Тацинскую. Основные боевые задачи выполнялись над междуречьем Дона и Северского Донца. «Саеттам» становилось все труднее тягаться с новыми советскими истребителями. Так, 29 июля 1942 г. девять МС.200 вылетели на сопровождение пикировщиков Юнкерс Ju-87. Вступив в бой над Калачом с 15 ЛаГГ-3, итальянцы потеряли три истребителя, сбив лишь один ЛаГГ. Спустя сутки в том же районе ситуация повторилась, но на этот раз были сбиты два итальянских и один советский истребитель. Пять погибших летчиков за два дня! Требовалось кардинальное качественное обновление авиапарка. Но новые самолеты поставлялись, прежде всего, в Северную Африку. Лишь в сентябре 1942 г. для 21-й группы было выделено 12 новых «Макки» МС.202 Фольгоре. По прибытии в Ворошиловград их распределили по три машины в каждую эскадрилью группы. В октябре прибыло ещё два «Фольгоре» в варианте фоторазведчика.

Итальянский истребитель Макки MC.200 в Ворошивловграде, 1942 г.

19 ноября 1942 г. началось советское контрнаступление на Дону. К тому времени 21-я группа располагала 43 исправными истребителями Макки — 32 МС.200 и 11 МС.202. Самолеты летали, главным образом, на прикрытие и поддержку наземных частей.

В середине декабря в связи с приближением Красной Армии, эскадрильи группы были отведены с передовых аэродромов Кантемировка и Миллерово в Ворошиловград.

Последний боевой вылет на Восточном фронте 21-я группа выполнила 17 января 1943 г., когда 25 её самолетов штурмовали наступающие советские войска в районе Миллерово. На следующий день был отдан приказ о возвращении CAFO на родину. Бросив 15 неисправных «Макки» на аэродроме в Сталино, группа через Одессу вернулась в Италию в составе 24 МС.200 и 9 МС.202.

За 17 месяцев боевых действий на Восточном фронте Второй мировой воны истребители 22-й и 21-й групп выполнили 2557 вылетов на «свободную охоту», 1983 — на сопровождение, 1310 — на штурмовку и 511 — на прикрытие наземных войск. Было уничтожено в воздухе и на земле (по итальянским данным) 88 вражеских самолетов.

Лучшим асом Восточного

фронта стал капитан Германо ла Ферла (Germano la Ferla), комэск 362-й АЭ, одержавший шесть побед. Собственные боевые потери составили 15-19 истребителей. Подавляющее большинство боевых вылетов выполнили МС.200. На МС.202, по некоторым данным, было осуществлено лишь 17 боевых вылетов, но и потерь «Фольгоре» зафиксировано не было.

Воинские звания «Реджиа Аэронаутика» и их примерные аналоги в ВВС других стран

ВВС Италии «Реджиа Аэронаутика»Королевские британские ВВСВВС Германии ЛюфтваффеBBC PKKA
Колоннелло (Colonnello)Груп-кэптен (Group Capitan)Оберст (Oberst)Полковник
Тененте колоннелло (Tenente Colonnello)Уинг-коммандер (Wing Commander)Оберстльойтнант (Oberstleutnant)Подполковник
Майор (Maggiore)Сквадрон-лидер (Squadron Leader)Майор (Major)Майор
Капитан (Capitano)Флайт-лейтенант (Flight Lieutenant)Гауптман (Hauptmann)Капитан
Тененте (Tenente)Флаинг-офицер (Flying Officer)Оберльойтнант (Oberleutnant)Старший лейтенант
Соттотененте (Sottonente)Пайлот-офицер (Pilot Officer)Льойтнант (Leutnant)Лейтенант
Марескальо (Maresciallo)Уоррэнт-офицер (Warrant Officer)Штабсфельфебель (Stabsfeldwebel)Старшина
Сержант маджоре (Sergent Maggiore)Флайт-сержант (Flight Sergeant)Фельдфебель (Feldwebel)Старший сержант
Сержант (Sergent)Сержант (Sergeant)Унтерфельдфебель (Unterfeldwebel)Сержант
Примо авьере (Primo Aviere)Лидинг-эйрмэн (Leading Airman)Унтерофицер (Unteroffizier)Младший сержант
Авьере (Aviere)Эйрмэн (Airman)Флигер (Flieger)Рядовой

www.airaces.ru

Италия — Всё о Второй мировой

Истребитель Caproni Vizzola F.5

Самолет выпускался фирмой «Caproni» в 1939-1940 гг. Он представлял собой одноместный низкокрылый свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Самолет имел каркас фюзеляжа из стальных труб и деревянные крылья, обшитые фанерой. Всего было выпущено 14 машин. ТТХ машины: длина – 7,9 м; высота – 3 м; размах крыла – 11,3 м; площадь крыла – 17,6 м²; масса пустого – 1,8 т, взлетная – 2.2 т; двигатель — Fiat A. 74 RC.38 мощностью 870 л.с; максимальная скорость – 510 км/ч, крейсерская – 414 км/ч; практическая дальность – 770 км; практический потолок – 9 500 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Истребитель Fiat С.R.30

Истребитель выпускался компанией «Fiat» в 1932-1935 гг. Всего было выпущено 176 машин, которые использовались также в Австрии, Венгрии и Китае. ТТХ машины: длина – 7,9 м; высота – 2,8 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 27 м²; масса пустого – 1,3 т, взлетная – 1,9 т; двигатель — Fiat A.30 RA мощностью 600 л.с; скороподъемность – 860 м/м; максимальная скорость – 351 км/ч; практическая дальность – 850 км; практический потолок – 8 350 м; вооружение – два 7,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Истребитель Fiat CR.32bis

Истребитель Fiat C.R.32

Истребитель Fiat CR.32ter

Истребитель Fiat CR.32quater

Истребитель выпускался компанией «Fiat» на базе «С.R.30.» в 1935-1939 гг. Он представлял собой одноместный цельнометаллический полутораплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Весь фюзеляж, кроме капота, обтягивался полотном. Хвостовое оперение имело каркас из легких сплавов и полотняную обтяжку. Хвостовое колесо вместе со стойкой было закапотировано. Самолет выпускался в таких серийных модификациях: CR.32 (вооруженный двумя 7,69-мм пулеметами), CR.32bis (с двигателем A.30RAbis и четырьмя 7,69-мм пулеметами), CR.32ter (вооруженный двумя 12,7-мм пулеметами) и CR.32quater (вооруженный двумя 12,7-мм и двумя 7,69-мм пулеметами). Всего было выпущено 1,3 тысячи машин, которые использовались также в Венгрии и Испании. ТТХ машины: длина – 7,5 м; высота – 2,6 м; размах верхнего крыла – 9,5 м, нижнего – 6,1 м; площадь крыла – 22 м²; масса пустого – 1.5 т, взлетная – 1,9 т; двигатель — Fiat A.30 RA мощностью 600 л.с; скороподъемность – 10,5 м/с; максимальная скорость – 354 км/ч, крейсерская – 335 м/ч; практическая дальность – 780 км; практический потолок – 7 700 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT или два 7,69-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Fiat C.R.42 Falco

Истребитель выпускался компанией «Fiat» на базе «С.R.32.» в 1939-1944 гг. Фюзеляж самолета имел каркас из стальных труб и дюралюминиевую обшивку на всей поверхности. Свободнонесущие киль и стабилизатор были цельнометаллическими. Неубирающееся консольно-подкосное шасси крепилось к лонжеронам нижнего крыла. На основные стойки надевались «штаны», на колеса — каплевидные обтекатели. Всего было построено 1,8 тысяч машин. Самолет использовался в Бельгии и Венгрии. ТТХ машины: длина – 8,3 м; высота – 3 м; размах верхнего крыла – 9,7 м, нижнего – 6,5 м; площадь крыла – 22,4 м²; масса пустого – 1,8 т, взлетная – 2,3 т; двигатель — Fiat A. 74 RC.38 мощностью 840 л.с; скороподъемность – 11,8 м/с; максимальная скорость – 440 км/ч, крейсерская – 340 м/ч; практическая дальность – 780 км; практический потолок – 10 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT или 12,7-мм и 7,69-мм пулеметы; бомбовая нагрузка – 200 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Fiat G.50 Freccia

Истребитель Fiat G.50bis

Самолет выпускался мастерскими «CMASA» и фирмой «Fiat Aviazione» в 1937-1942 гг. в двух модификациях: G.50 и G.50bis. Он представлял собой цельнометаллический истребитель-моноплан с закрытой или открытой кабиной и убирающимся шасси. Всего было построено 833 машины. Самолет также использовался в Испании, Финляндии и Хорватии. ТТХ машины: длина – 7,8 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 18,3 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 2,4 т; двигатель — Fiat A. 74 RC.38 мощностью 840 л.с; объем топливных баков – 311 л; скороподъемность – 13,7 м/с; максимальная скорость – 470 км/ч, крейсерская – 425 км/ч; практическая дальность – 670 км; практический потолок – 10 750 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Истребитель Fiat Centauro G.55

Истребитель Fiat Centauro G.55А

Самолет выпускался компанией «Fiat» на базе «G.50» в 1943-1944 гг. в двух модификациях: G.55 и G.55А, которые отличались оборудованием и вооружением. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимися шасси. Всего было выпущено 274 машины. ТТХ машины: длина – 9,4 м; высота – 3,1 м; размах крыла – 11,9 м; площадь крыла – 21,1 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,7 т; двигатель — Daimler-Benz DB.605A/Fiat RA.1050 RC.58 мощностью 1 475 л.с; скороподъемность – 13,9 м/с; максимальная скорость – 630 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 12 750 м; вооружение – три 20-мм пушки MG-151/20 два 12,7-мм пулемета SAFAT; бомбовая нагрузка – 320 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Macchi MC.200 Saetta

Самолет был разработан фирмой «Aeronautica Macchi» и выпускался в 1939-1942 гг. компаниями «Macchi», «Breda» и «SAI Ambrosini». Он представлял собой цельнометаллический низкокрылый моноплан с убираемым шасси и закрытой кабиной. Самолет имел полумонококовой фюзеляж с многочисленными стрингерами и шпангоутами, дававшими особую прочность. Всего было выпущено 1,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,3 м; высота – 3,1 м; размах крыла – 10,6 м; площадь крыла – 16,8 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 2,4 т; двигатель — Fiat A.74 RC.38 мощностью 870 л.с; объем топливных баков – 391 л; скороподъемность – 15,3 м/с; максимальная скорость – 504 км/ч; практическая дальность – 570 км; практический потолок – 8 900 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; бомбовая нагрузка – 150 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Macchi MC.202 Folgore

Самолет был разработан фирмой «Aeronautica Macchi» на базе «MC.200» и выпускался в 1941-1943 гг. в пяти серийных модификациях, различавшихся незначительными усовершенствованиями. Всего было выпущено 1,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3,5 м; размах крыла – 10,6 м; площадь крыла – 16,8 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 2,9 т; двигатель — Daimler-Benz DB 601/Alfa Romeo RA1000 RC41-I мощностью 1 175 л.с; объем топливных баков – 437 л; скороподъемность – 18,1 м/с; максимальная скорость – 600 км/ч, крейсерская – 544 км/ч; практическая дальность – 765 км; практический потолок -11 500 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два 7,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 200 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Macchi MC.205V Veltro

Истребитель выпускался компанией «Aeronautica Macchi» на базе «МС.202» в 1942-1944гг. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Всего было построено 302 машины. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3 м; размах крыла – 10,6 м; площадь крыла – 16,8 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,9 т; двигатель — DB605A/ RA.1050 RC.58 мощностью 1 475 л.с; максимальная скорость – 640 км/ч; практическая дальность – 950 км; практический потолок – 11 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два 7,7-мм пулемета или две 20-мм пушки MG 151 и два 12,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 320 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Reggiane Re.2000 Falco

Истребитель был разработан фирмой «Reggiane» и выпускался в 1940-1944 гг. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и управляемым хвостовым колесом. Оперение цельнометаллической конструкции имело металлическую обшивку киля и неподвижных частей стабилизатора и полотняную обшивку рулей. В Италии было построено 179 машин в таких вариантах: Re.2000, Re.2000-ІІ и Re.2000-ІІІ. По лицензии в Венгрии выпущено 70 машин, в Швеции – 60. ТТХ машины: длина – 8 м; высота – 3,92м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 2,9 т; двигатель — Piaggio P.XI RC 40 мощностью 985 л.с; емкость топливных баков – 640 л; скороподъемность – 750 м/м; максимальная скорость – 530 км/ч, крейсерская – 440 км/ч; практическая дальность – 1 300 км; практический потолок –11 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Breda; экипаж – 1 человек.

Истребитель Reggiane Re.2001 Ariete (Falco II)

Истребитель-бомбардировщик был создан компанией «Officine Meccaniche Reggiane» на базе «Re.2000» и выпускался в 1941-1943 гг. Он был одномоторным цельнометаллическим истребителем низкопланной схемы. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок изготовлен из дюраля, оперение имело полотняную обшивку рулей. Шасси — убирающееся с хвостовым колесом. Всего было выпущено 237 машин. ТТХ машины: длина – 8,4 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,2 т; двигатель — Alfa Romeo R.A. 1000 R.C. мощностью 1 175 л.с; объем топливных баков – 540 л; скороподъемность – 16 м/с; максимальная скорость – 545 км/ч; практическая дальность – 1 100 км; практический потолок –11 000 м; длина разбега – 168 м, пробега – 255 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два 7,7-мм SAFAT; бомбовая нагрузка – 640 кг; пулемета экипаж – 1 человек.

Истребитель Reggiane Re.2002 Ariete II

Самолет выпускался компанией «Officine Meccaniche Reggiane» на базе «Re.2000» в 1942-1944 гг. Он был одномоторным цельнометаллическим истребителем — низкопланной схемы. Кабина пилота закрывалась фонарем со сдвижными боковыми стеклами. Стойки шасси при уборке поворачивались на 90 градусов и плоско укладывались в центроплан. Всего было выпущено 255 машин. Захваченные самолеты использовались Германией. ТТХ машины: длина – 8,2 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,4 т, взлетная – 3,2 т; двигатель — Piaggio P.XIX RC 45 мощностью 1 100 л.с; объем топливных баков – 600 л; скороподъемность – 12 м/с; максимальная скорость – 530 км/ч; практическая дальность – 1 100 км; практический потолок –10 500 м; длина разбега – 168 м, пробега – 255 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два пулемета 7,7-мм SAFAT; бомбовая нагрузка – 650 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Reggiane Re.2005 Sagittario

Истребитель выпускался компанией «Officine Meccaniche Reggiane» на базе «Re.2000» в 1943 г. Он был одноместным одномоторным, выполненным по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана. Стойки шасси крепились к переднему лонжерону и складывались при помощи гидросистемы по направлению к законцовкам крыла. Одновременно убиралось и хвостовое колесо. Всего было построено 32 машины. Захваченные самолеты использовались Германией. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатель — Fiat RA.1050 RC.58 Tifone мощностью 1 475 л.с; объем топливных баков – 536 л; скороподъемность – 20 м/с; максимальная скорость – 628 км/ч, крейсерская – 515 км/ч; практическая дальность – 1 250 км; практический потолок — 12 000 м; вооружение – три 20-мм пушки MG-151 и два 12,7-мм пулемета SAFAT; бомбовая нагрузка – 630 кг; пулемета экипаж – 1 человек.

Истребитель Ro.57

Двухмоторный одноместный истребитель выпускался фирмой «Industrie Meccaniche» в 1943 г. Он имел цельнометаллический полумонококовый фюзеляж со стальным каркасом, обшитым дюралюминием. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ машины: длина – 8,8 м; высота – 2,9 м; размах крыла – 12,5 м; площадь крыла – 23 м²; масса пустого – 3,5 т, взлетная – 5 т; двигатели — Fiat A.74 RC38 мощностью 840 л.с; максимальная скорость – 501 км/ч, крейсерская – 390 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок –7 800 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

wwii.space

Итальянская авиация на Восточном фронте. Итальянские асы 1940-45 г.

Итальянская авиация на Восточном фронте

После начала 22 июня 1941 г. операции «Барбаросса» первой реакцией союзников Германии, Финляндии, Румынии и Венгрии, стало немедленное объявление войны Советскому Союзу. Италия не стала исключением, однако вклад ее вооруженных сил в войну на востоке невелик.

Муссолини 30 июня предложил Гитлеру выделить из состава вооруженных сил Италии танковый корпус для действий на русском фронте. 10 июля такой корпус был сформирован, он получил наименование Corpo di Spedizione in Russia, CSIR. В составе корпуса 30 июня были сформированы собственные авиационные силы; в них вошли 22 Gruppo Caccia и 61 Gruppo Obsservazione Aerea. Перелетевший на румынский аэродром Тудора из Тираны истребительный элемент CSIR состоял из четырех Squadriglie — 359, 362, 369, 371-51 самолет С.200. Из Тудора итальянские летчики направились дальше на северо-восток: сначала в Кривой Рог, потом — в Запорожье. В Запорожье эскадрильи очутились в конце октября.

Итальянские истребители, главным образом, выполняли задачи по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск, иногда — сопровождали бомбардировщики и разведчики люфтваффе. Поначалу советские истребители не представляли собой большой угрозы, пилоты-ветераны Regia Aeronautica встретили в воздухе старых «испанских» знакомых — истребители И-16. Однако, со временем у ВВС Красной Армии стало все больше современных истребителей, превосходивших по своим характеристикам итальянские. Все же гораздо более страшным испытанием для итальянских летчиков стали вовсе не советские истребители, а ужасная русская зима. Моторы С.200 требовали перед запуском обязательного прогрева, в маслосистеме загустевала смазка, не работала гидравлика. Несмотря на ужасные условия. Пилоты летали на задания вплоть до 31 декабря 1941 г., всего на Восточном фронте в 1941 г. итальянские летчики сбили 12 советских самолетов.

Из своих 11 побед ас марисчиалло Магнаги восемь одержал в воздушных боях ад Мальтой. На снимке — летчик позирует на фоне истребителя С. 205 V из 1 Gruppo Caccia незадолго до своей гибели 13 мая 1944 г.

Пятеро летчиков из 1-й эскадрильи I Gruppo Caccia, одержавших победы в воздушных боях в небе Италии. Слева направо: серженте Диего Родоз (шесть побед), тененте Бруно Карта зио (четыре), тененте Витторио Сатта (две), тененте Антонио Вейсс (две), тененте Марио Каваторе (три).

Истребитель G.55 из состава Squadriglia Complement are Montefusco-Boney, аэродром Винария-Рили, апрель 1944 г. На капоте двигателя истребителя написана фамилия погибшего 29 марта 1944 г. командира эскадрильи. Бонета сбил американец Хершель «Херки» Грин (18 побед) из 317-й эскадрильи 325-й истребительной авиагруппы ВВС США. Грин летал на «Тандерболте» P-47D. Никогда ранее с G.55 американец в воздухе не встречался и поэтому опознал незнакомый самолет как FW-290.

Экстремальные условия русской зимы привела почти к полному свертыванию активности, как итальянской, так и германской авиации. Итальянцы возобновили боевые вылеты с аэродрома Красный Лиман только 5 февраля 1942 г. Воздушные бои с И-16 имели место 24 и 28 февраля, итальянцы сбили два «ишака».

После зимнего затишья дуче принял решение в ожидании удачного лета усилить группировку итальянских войск на Восточном фронте. GSIR превратился в ARMIR, Armata Italiana in Russia. Воздушная компонента ARMIR получила название Comando Aeronautica Fronte Orientale, CAFO. В мае истощенную боями и погодой 22 Gruppo сменила 21 Gruppo (356, 382, 386 Squdrigle), позже к группе присоединилась четвертая эскадрилья — 361-я.

В ходе летнего наступления на Восточном фронте итальянцы работали сначала с аэродрома Сталине, затем — из Ворошиловграда. Ворошиловград стал основной оперативной базой истребителей CAFO, откуда они по мере необходимости перелетали на расположенные вблизи линии фронта аэродромы подскока.

В сентябре в Сталине появились 12 новейших С.202 (в том числе два фоторазведчика), итальянцы питали надежды, что они окажутся не хуже русских Яков. Плохая погода препятствовала эффективной работе новых истребителей. Летчики С.202 совершили всего 17 боевых вылетов, сбили один самолет противника без потерь своей стороны.

Долгая дорога отступления закончилась для Красной Армии на берегу Волги, в Сталинграде. В конце ноябре советские войска неожиданно перешли в наступления. В котле оказались 6-я немецкая и 8-я итальянская армии. Последний боевой вылет на Восточном фронте истребители Regia Aeronautica выполнили 17 января 1943 г. Через пять дней пилоты вернулись в Сталине, откуда, бросив 15 небоеспособных Макки, отбыли в солнечную Италию, где никогда не бывает ужасающей русской зимы.

Истребитель С.202 капитана Пио Томаселли из 17-й группы 1 Stormo. Командир 72-й эскадрильи Томаселли в годы второй мировой войны добавил к двум испанским победам четыре сбитых самолета союзников.

Заправка горючем истребителя С. 202 командира 75-й эскадрильи 23-й группы 3 Stormo капитана Марио Пинна (пять побед).

Техники помогают подогнать парашют командиру 23-й группы 3 Stormo майору Луиджи Филиппи (семь побед). Аэродром Сфакс, восточный Тунис, январь 1943 г. Обратите внимание на флажок командира группы, нарисованный на борту фюзеляжа истребителя С.202 (справ от ноги техника). Менее чем через месяц, после того, как была сделана эта фотография Филиппи погиб. Майор погиб вовсе не в воздушном бою, его автомобиль 20 февраля попал под огонь американской пехоты, наступавшей на аэродром Сфакс.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Италия во Второй Мировой: 5 интересных фактов

2 года назад 5 июня 2017 в 19:22