Ил-18 — Википедия. Что такое Ил-18
Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850) самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38) строились до конца 1970-х годов.
Ил-18Д НПП «Мир» в аэропорту ТалагиИстория создания
В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолёты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолётах, оснащённых газотурбинными двигателями. В ОКБ им. Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту-16 пассажирского самолёта Ту-104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолёт с ТВД.
25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями[5]. Эскизный проект Ил-18 был утверждён С. В. Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолёта[6]. В июне 1957 года на Центральном аэродроме в Москве состоялся осмотр первого Ил-18 руководителями партии и правительства во главе с Н. С. Хрущёвым, по предложению Первого секретаря Московского городского комитета КПСС Е. А. Фурцевой самолёту дали имя собственное: «Москва»[7].
Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский (продолжительность полёта — 1 ч 57 мин)[8]. В испытаниях участвовали самолёты, оснащённые двигателями НК-4 и АИ-20. Результаты испытаний показали, что АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко более надёжен, и его выбрали для установки на серийные самолёты.
Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлётной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 года эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Модификация Ил-18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлётной массой до 61,5 тонны появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата[2].
В 1960 году был создан Ил-18В, который отличался от варианта Ил-18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.
В 1965 году в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолёт Ил-18Д, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полёта.
Кроме пассажирских самолётов, в ОКБ были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные, включая:
Один из самолётов Ил-18В был переоборудован для полётов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров. Примечательно, что эстафету «Москва — Антарктида», как правило, обслуживали самолёты Ил-18, которые летали в небе Африки, попутно выполняя пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях.
В течение 1958—1959 годов на самолётах Ил-18 было установлено двадцать мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолётов.
В отличие от лайнеров Ту-104 и Ту-114, созданных на основе военных стратегических бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, Ил-18 стал первым в СССР пассажирским лайнером, спроектированным «с чистого листа», изначально как гражданский пассажирский самолёт.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-18 «Салон» | Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А. Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д. |
Ил-18 «Полоса» | Опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965 году переоборудован 1 самолёт. |
Ил-18А | Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958—59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б. |
Ил-18Б | Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958—1959 гг. построено 64 машины. |
Ил-18В | Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами. |
Ил-18В-26А (Ил-18Д) | Самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду. |
Ил-18Гр | Грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс. |
Ил-18ГрМ | Грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). Разработан в 1978 году. В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д. |
Ил-18Д | Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д. |
Ил-18Д «Помор» | Самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д. |
Ил-18ДЦ «Циклон» | Самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года. |
Ил-18ДОРР | Самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.[10] |
Ил-18Е | Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 годах было выпущено 23 машины. |
Ил-18ЛЛ | Летающая лаборатория. В ЛИИ им. М. М. Громова переоборудовано несколько самолётов. |
Ил-18РТ (Ил-18СИП) | Самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В. |
Ил-18РТЛ | Прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М. М. Громова. |
Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) | Транспортный и санитарный. Отличался отсутствием кресел, туалетов и гардеробов. Первый полёт 29 февраля 1960 года. Переоборудовался из пассажирских самолётов. |
Ил-18ТД | Транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году. |
Ил-18УШ | Учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов. |
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Уголок неба
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
Эксплуатация
Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1959 году. Последний самолёт Ил-18Д (борт СССР-74270) был передан «Аэрофлоту» в январе 1969 года. До середины 1970-х годов Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР, затем в этом качестве его сменили Ил-62 и Ту-154. Также Ил-18 использовались авиакомпаниями ГДР, Польши, Венгрии, Румынии, Нигерии и Кубы. Ил-18 являлся довольно надёжным самолётом, не требующим длинной взлётно-посадочной полосы, как в случае с Ту-104, а потому пригодным к эксплуатации на многих аэродромах, имевших взлётно-посадочную полосу длиной 1800—2000 метров. Тем не менее, в 1970-х годах советская авиапромышленность взяла курс на создание и строительство в основном реактивных самолётов, а потому эра среднемагистральных турбовинтовых лайнеров начала подходить к концу. По мере выработки ресурса первые Ил-18 начали списывать в середине 1970-х годов. Массовое списание остававшихся в эксплуатации «Аэрофлота» машин началось в конце 1970-х — первой половине 1980-х годов и продолжалось почти всё десятилетие. К концу 1980-х годов несколько Ил-18 в «Аэрофлоте» оставались в Домодедовском производственном объединении Гражданской авиации. Как служебный или специальный самолёт Ил-18 использовался ещё долго, в частности, в спасательных операциях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке, в ВВС и предприятиями МАПа. В 1990-х годах некоторые сохранившиеся в лётном состоянии экземпляры Ил-18 сдавались в лизинг или же продавались российским авиакомпаниям. Таким образом отдельные самолёты этого типа получили вторую жизнь на пассажирских перевозках.
Ил-18 значительно «пережил» своих ровесников Ту-104 и Ан-10, вместе с которыми начал бороздить небо в конце 1950-х годов, в том числе и по тем причинам, что выпускался дольше их, был более массовым и надёжным самолётом. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России фактически прекратилась только в 2002 году: перевозки пассажиров на Ил-18 запрещены в гражданской авиации России распоряжением Минтранса от 14 октября 2002 года после авиационной катастрофы под Калязином, произошедшей годом ранее.
На 1 января 2006 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числилось 11 самолётов этого типа, из них 3 эксплуатировалось, преимущественно для грузовых перевозок в странах экваториальной Африки и в Афганистане.
На 1 января 2007 года в гражданской авиации РФ эксплуатировалось 2 самолёта типа Ил-18 (в правительственном авиаотряде ГТК «Россия», в модификации Ил-20 — ретранслятор правительственной связи).
По состоянию на 12 декабря 2010 года активно эксплуатируется Ил-18 RA-75713, выполняющий в неделю по четыре-пять грузовых рейсов по маршруту Петрозаводск — Нарьян-Мар.
На 23 октября 2010 года Ил-18 эксплуатируется следующими операторами:
Военные операторы
- Россия Россия
- КНДР КНДР
Гражданские операторы
- Россия Россия
- НПП «Мир» — два Ил-18Д (летающая лаборатория).
- Шри-Ланка Шри-Ланка
- Сомали Сомали
- КНДР КНДР
- Украина Украина
- Air Sirin — один самолёт.
Катастрофы
По данным на 19 января 2010 года было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека[14].
По официальной статистике КБ «Ильюшин» и заявлениям специалистов в интервью СМИ, на территории СССР и, впоследствии, Российской Федерации и СНГ с 1976 года не произошло ни одной катастрофы Ил-18 по причине отказа материальной части, однако реальные статистические данные этого не подтверждают. Всего с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях.[источник не указан 1074 дня]
Как свидетельствует международная статистика, большая часть катастроф Ил-18 многих зарубежных авиаперевозчиков связана с тем, что лайнер из-за его неприхотливости эксплуатируют в заведомо неблагоприятных условиях, когда техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение полётов далеки от идеальных. Нормативы допустимой нагрузки и метеоусловий, при которых допустимы взлёт и посадка, также соблюдаются далеко не всегда. В результате, в случае с Ил-18, ресурс которых уже и так близок к предельно допустимому, велики как риски, связанные с техникой, так и, косвенно, риски воздействия человеческого фактора.[источник не указан 1074 дня]
Галерея
Самолёты-памятники и музейные экспонаты
- Памятник самолёту ИЛ-18Б был установлен в парке им. Гагарина в Симферополе. Был сдан на металл в 1990-е годы.
- Памятник самолёту Ил-18 был установлен у терминала B аэропорта Шереметьево (бывший Шереметьево-1). В 2012 демонтирован и перенесен в парк г. Химки возле ж/д станции. Стоял в полуразобранном состоянии на бетонных блоках. Была произведена экспертиза ВС, в результате комиссия сделала вывод, что данное ВС может не выдержать снеговых и ветровых нагрузок, из-за появившихся трещин и коррозии, было принято решение о его разборе.
- В конце 1970-х — первой половине 1990-х годов списанный Ил-18 эксплуатировался в качестве детского кинотеатра «Полет» в Алюминиевой балке г. Запорожье. С начала 1990-х годов стоял запертый, кинотеатр не работал. Во второй половине 1990-х годов внутреннее убранство кинозала подверглось вандализму и разграблению. В последней декаде июля 1999 года корпус самолёта «удачно» сгорел и тут же был утилизирован как металлолом.
- Ил-18 в качестве памятника до 1993 года был установлен вблизи городского парка в городе Кызыл.
- Ил-18 примерно 1976-78 годах был установлен в городском парке г. Аркалык (Казахстан) с целью организации детского кинотеатра. Организация затянулась и оставленный без должного присмотра самолёт потихоньку разбирали на сувениры, в частности стекла иллюминаторов использовались для катания с ледяных горок. В итоге в самолёте возник пожар, из-за разведённого подростком костра в салоне. Выгорел салон, прогорела верхняя центральная часть фюзеляжа. Самолёт вывезли в утилизацию.
- 30 мая 1982 года в Пензе был открыт детский кинотеатр — «Илюша», он размещался на борту самолёта ИЛ-18, на берегу Суры, недалеко от подвесного моста. Уничтожен в начале 90-х годов.
- В 1980-е годы в г. Душанбе, на борту установленного в одном из микрорайонов города, самолёта Ил-18 был открыт кинотеатр. Уничтожен в начале 90-х в годы гражданской войны.
- Ил-18В (СССР-75567) — примерно с 1982 по 1995 год стоял в г. Евпатория по ул. Некрасова, ныне парк Соколова, использовался под кафе — «ПОЛЁТ». После чего порезан на лом городскими властями.[17][неавторитетный источник?]
- Ил-18 установлен как памятник на берегу реки Сыр-Дарья в городе Худжанд (бывший Ленинабад) республика Таджикистан. В 80-х годах прошлого века использовался в качестве кафе. В 90-х годах кафе закрыли и внутреннее убранство кафе подверглось вандализму и разграблению, так же как и части фюзеляжа. (https://web.archive.org/web/20150406190800/http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/83792075.jpg), (http://khujand-city.tj/info/13-samolet-il-18.html)
- Ил-18 с 1978 по 1992 гг. был установлен в Центральном парке г. Красноярска, в нём располагалось детское кафе «Карлсон».
- Самолёт Ил-18Б установлен в городе Луцк, в начале 80-х. Использовался в качестве кинотеатра, затем бара, в настоящее время (2018) закрыт, вокруг него стоянка автомобилей.
- С конца 70-х по конец 80-х самолёт Ил-18 стоял в парке у ДК «Химик» микрорайона «Юбилейный» города Ровно, в нём располагался кинотеатр «Полёт», затем тир. После пожара самолёт был закрыт, через несколько лет — разобран.
- Ил-18 в 1980-х гг. находился в комсомольском парке г. Красноярска (пр. Свободный), в нём располагалось кафе.
- Ил-18 с 1984 по 1993 гг. был установлен в качестве памятника в аэропорту Емельяново г. Красноярска.
- Ил-18 с 1980 по 2000 гг. был установлен в парке Гагарина г. Новокузнецка, в нём располагался детский кинотеатр.
- Ил-18 в конце 70-х годов. (ориент. 1977-1979) был установлен в парке Энгельса г.Свердловска. см.фото — https://pikabu.ru/story/transportirovka_samoleta_4607945 Сгорел.
- В 1981 году Ил-18В был установлен как памятник советской авиации в парке Победы города Ставрополя.
- В 80-ых годах ХХ века в сквере на пр. Ф. Энгельса г. Иваново был установлен Ил — 18 со снятыми двигателями, оборудованный под кинозал, в котором показывали, в основном, мультфильмы и детские фильмы. Назывался он «кинотеатр «Лайнер». «Лайнер» стал излюбленным местом отдыха ивановской ребятни. Кроме просмотра киносеанса можно было покрутить лопасти двигателей (лопасти сохранили, хотя сами двигатели сняли), поиграть в лётчиков… В конце 80-ых гг. самолёт был демонтирован по требованию инспекции Госпожнадзора.
Примечания
Ссылки
wiki.sc
Ил-18 Википедия
См. также: Ил-18 (1946)Ил-18 | |
---|---|
Тип | Пассажирский самолёт |
Производитель | КБ Ильюшина |
Первый полёт | 4 июля 1957 года[1] |
Начало эксплуатации | 20 апреля 1959 года[2] |
Эксплуатанты | Аэрофлот Россия |
Годы производства | 1957–1985 |
Единиц произведено | более 800[3][неавторитетный источник?] |
Стоимость единицы | 24 500 000 USD (2011) |
Варианты | Ил-20 Ил-24Н Ил-38 |
Медиафайлы на Викискладе |
Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850) самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38) строились до конца 1970-х годов.
Ил-18Д НПП «Мир» в аэропорту ТалагиСодержание
- 1 История создания
- 2 Сведения о конструкции самолёта
- 2.1 Планер самолёта
- 2.2 Силовая установка
- 2.3 Электрооборудование
- 2.4 Пилотажно-навигационное оборудование
- 2.5 Радио-навигационное оборудование
- 2.6 Радио-связное оборудование
- 2.7 Радиолокационное оборудование
- 2.8 Самописцы
- 3 Особенности эксплуатации и ограничения
- 4 Модификации
- 5 Лётно-технические характеристики
- 6 Эксплуатация
- 6.1 Военные операторы
- 6.2 Гражданские операторы
- 7 Катастрофы
ru-wiki.ru
Ил 18 Википедия
См. также: Ил-18 (1946)Ил-18 | |
---|---|
Тип | Пассажирский самолёт |
Производитель | КБ Ильюшина |
Первый полёт | 4 июля 1957 года[1] |
Начало эксплуатации | 20 апреля 1959 года[2] |
Эксплуатанты | Аэрофлот Россия |
Годы производства | 1957–1985 |
Единиц произведено | более 800[3][неавторитетный источник?] |
Стоимость единицы | 24 500 000 USD (2011) |
Варианты | Ил-20 Ил-24Н Ил-38 |
Медиафайлы на Викискладе |
Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850) самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38) строились до конца 1970-х годов.
Ил-18Д НПП «Мир» в аэропорту ТалагиСодержание
- 1 История создания
- 2 Сведения о конструкции самолёта
- 2.1 Планер самолёта
- 2.2 Силовая установка
- 2.3 Электрооборудование
- 2.4 Пилотажно-навигационное оборудование
- 2.5 Радио-навигационное оборудование
- 2.6 Радио-связное оборудование
- 2.7 Радиолокационное оборудование
- 2.8 Самописцы
- 3 Особенности эксплуатации и ограничения
- 4 Модификации
- 5 Лётно-технические характеристики
- 6 Эксплуатация
- 6.1 Военные операторы
- 6.2 Гражданские операторы
- 7 Катастрофы
ru-wiki.ru
Ил-18 — Википедия
Ильюшин Ил-18 | |
---|---|
Назначение: | пассажирский, грузовой, летающие лаборатории |
Первый полёт: | 4 июля 1957 года[1] |
Начало эксплуатации: | 20 апреля 1959 года[2] |
Всего построено: | более 800 [3] |
Производитель: | КБ Ильюшина |
Характеристики | |
Экипаж: | 4-5 чел |
Количество пассажиров: | 80 — 122 чел |
Грузоподъёмность: | до 15 (в грузовом варианте) т |
Крейсерская скорость: | 570-630 (истинная) км/ч |
Максимальная скорость: | 610 (приборная, при экстренном снижении) км/ч |
Дальность полёта: | 6500 (с остатком топлива на 1 час полёта) км |
Практический потолок: | более 12 000 м, 10 000 м (для полётов с пассажирами) м |
Длина разбега: | 1000 м |
Длина пробега: | 800 м |
Размеры | |
Длина: | 35,90 м |
Высота: | 10,17 м |
Максимальный диаметр фюзеляжа: | 3,5 м |
Размах крыла: | 37,4 м |
Площадь крыла: | 140 м² |
Шасси: | убирающееся, трёхопорное |
Масса | |
Пустой: | 32,245 — 33,76 т |
Макс. взлётная: | 59 — 67 т |
Макс. посадочная: | 48 — 53 т |
Силовая установка | |
Двигатели: | 4 × АИ-20 |
Тяга (мощность): | 4 × 4252 л.с. |
Запас топлива: | 30 000 л (для варианта «Д») т |
Расход топлива: | первый час — 2600, далее от 2200 до 1500 кг/час |
Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным болee 850) самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38) строились до конца 70-х годов.
Ил-18 НПП «Мир» в аэропорту ТалагиИстория создания[править]
В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолёты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолётах, оснащённых газотурбинными двигателями. В ОКБ им. Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту-16 пассажирского самолёта Ту-104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолёт с ТВД.
25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями[4]. Эскизный проект Ил-18 был утверждён С. В. Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолёта[5]. В июне 1957 года на Центральном аэродроме в Москве состоялся осмотр первого Ил-18 руководителями партии и правительства во главе с Н. С. Хрущёвым, по предложению Первого секретаря Московского городского комитета КПСС Е. А. Фурцевой самолёту дали имя собственное: «Москва»[6].
Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский (продолжительность полёта — 1 ч. 57 мин.)[7]. В испытаниях участвовали самолёты, оснащённые двигателями НК-4 и АИ-20. Результаты испытаний показали, что АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко более надёжен, и его выбрали для установки на серийные самолёты.
Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлётной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Модификация Ил-18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлётной массой до 61,5 тонн появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата[2].
В 1960 году был создан Ил-18В, который отличался от варианта Ил-18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.
В 1965 году в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолёт Ил-18Д, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полёта.
Кроме пассажирских самолётов, в ОКБ были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные, включая:
- противолодочный Ил-38.
Один из самолётов Ил-18В был переоборудован для полётов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров. Примечательно, что эстафету «Москва — Антарктида», как правило, обслуживали самолёты Ил-18, которые летали в небе Африки, попутно выполняя пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях.
В течение 1958—1959 гг. на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 самолётов.
В отличие от лайнеров Ту-104 и Ту-114 созданных на основе военных стратегических бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, Ил-18 стал первым в СССР пассажирским лайнером спроектированным «с чистого листа», изначально как гражданский пассажирский самолёт.
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-18А | Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958-59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б. |
Ил-18Б | Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958—1959 гг. построено 64 машины. |
Ил-18В | Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами. |
Ил-18Д | Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д. |
Ил-18Е | Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 гг. было выпущено 23 машины. |
Ил-18 «Салон» | Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А. Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д. |
Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1959 году. Последний самолёт Ил-18Д (борт СССР-74269) был передан «Аэрофлоту» 30 декабря 1968 года[9]. До середины 1970-х Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР, затем в этом качестве его сменили Ил-62 и Ту-154. Так же Ил-18 использовались авиакомпаниями ГДР, Польши, Венгрии, Румынии, Нигерии и Кубы. Ил-18 являлся довольно надежным самолётом, не требующим длинной взлётно-посадочной полосы, как в случае с Ту-104, а потому пригодным к эксплуатации на многих аэродромах имевших взлётно-посадочную полосу длиной 1800—2000 метров. Тем не менее в 1970-х годах советская авиапромышленность взяла курс на создание и строительство в основном реактивных самолётов, а потому эра среднемагистральных турбовинтовых лайнеров начала подходить к концу. По мере выработки ресурса первые Ил-18 начали списывать в середине 1970-х годов. Массовое списание остававшихся в эксплуатации «Аэрофлота» машин началось в конце 1970-х — первой половине 1980-х и продолжалось почти всё десятилетие. К концу 80-х годов несколько Ил-18 в «Аэрофлоте» оставались в Домодедовском производственном объединении Гражданской авиации. Как служебный или специальный самолёт Ил-18 использовался ещё долго, в частности, в спасательных операциях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке, в ВВС и предприятиями МАПа. В 1990-х годах некоторые сохранившиеся в лётном состоянии экземпляры Ил-18 сдавались в лизинг или же продавались российским авиакомпаниям. Таким образом отдельные самолёты этого типа получили вторую жизнь на пассажирских перевозках.
Ил-18 значительно «пережил» своих ровесников Ту-104 и Ан-10, вместе с которыми начал бороздить небо в конце 50-х, в том числе и по тем причинам, что выпускался дольше их, был более массовым и надёжным самолётом. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России фактически прекратилась только в 2002 году: перевозки пассажиров на Ил-18 запрещены в гражданской авиации России распоряжением Минтранса от 14 октября 2002 года после авиационной катастрофы под Калязином произошедшей годом ранее.
На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числилось 11 самолётов этого типа, из них 3 эксплуатировалось, преимущественно для грузовых перевозок в странах экваториальной Африки и в Афганистане.
На 1 января 2007 года в гражданской авиации РФ эксплуатировалось 2 самолёта типа Ил-18 (в правительственном авиаотряде ГТК «Россия», в модификации Ил-20 — ретранслятор правительственной связи).
По состоянию на 12 декабря 2010 года активно эксплуатируется Ил-18 RA-75713, выполняющий в неделю по 4-5 грузовых рейсов по маршруту Петрозаводск — Нарьян-Мар.
На 23 октября 2010 года Ил-18 эксплуатируется следующими операторами:
Военные операторы[править]
- Россия Россия
- ВВС РФ (45 самолётов, преимущественно в модификации Ил-22 — воздушный командный пункт)
- КНДР КНДР
Гражданские операторы[править]
- Россия Россия
- НПП «Мир» (2 Ил-18Д — летающая лаборатория)
- Шри-Ланка Шри-Ланка
- Сомали Сомали
- КНДР КНДР
- Украина Украина
- Air Sirin (1 самолёт)
По данным на 19 января 2010 года было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека[10].
По официальной статистике КБ «Ильюшин» и заявлениям специалистов в интервью СМИ, на территории СССР и, впоследствии, Российской Федерации и СНГ с 1976 года не произошло ни одной катастрофы Ил-18 по причине отказа материальной части, однако реальные статистические данные этого не подтверждают. Всего с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях.[источник не указан 947 дней]
Как свидетельствует международная статистика, большая часть катастроф Ил-18 многих зарубежных авиаперевозчиков связана с тем, что лайнер из-за его неприхотливости эксплуатируют в заведомо неблагоприятных условиях, когда техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение полётов далеки от идеальных. Нормативы допустимой нагрузки и метеоусловий, при которых допустимы взлёт и посадка, также соблюдаются далеко не всегда. В результате, в случае с Ил-18, ресурс которых уже и так близок к предельно допустимому, велики как риски, связанные с техникой, так и, косвенно, риски воздействия человеческого фактора.[источник не указан 947 дней]
В искусстве и фольклоре[править]
- Из-за характерной формы обтекателя РЛС самолёт среди лётчиков получил прозвище «Дельфин».
- Самолёт Ил-18 снимался в фильме-катастрофе Геннадия Глаголева «Размах крыльев» (1986) по повести Юрия Ярового «Особый случай».
- Военная версия самолёта Ил-18 — Ил-38 (противолодочный самолет) снимался в роли самолета-разведчика ВВС США Локхид Р-3 «Орион» бортовой две тройки, в приключенческом фильме «Случай в квадрате 36-80» (1982 г.) М. Туманишвили.
- В песне Владимира Высоцкого «Ещё бы не бояться мне полётов» есть строки: «Мой умный друг к полудню стал ломаться — уже наряд милиции зовут: Он гнул винты у Ила-18 и требовал немедля парашют»[11].
- Ил-18 можно видеть в художественном фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».
- Ил-18 можно видеть в художественном фильме «Мертвый сезон».
- Также Ил-18 можно встретить в художественных фильмах «Дайте жалобную книгу», «Продавец воздуха», «Бриллиантовая рука», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Джентльмены удачи», «Ещё раз про любовь».
- Также Ил-18 можно встретить в художественном фильме «Стиляги», хотя его появление на экране является ляпом: действие фильма происходит в 1956 году, а Ил-18 начали летать на регулярных рейсах с 1959 года.
- В фильме «Корабль пришельцев» на Ил-18 группа специалистов вылетает на поиски и спасение космического аппарата, потерпевшего катастрофу.
Самолеты-памятники и музейные экспонаты[править]
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ил-18 | Один из немногих сохранившихся в оригинальном состоянии Ил-18 — в городе Боркхайде (Германия). Внутри самолёта находится музей авиаконструктора Ганса Граде[12]. | ||
Ил-18А | CCCP-75634, серийный номер 187000101 | Государственный музей авиации Украины | |
Ил-18 | CCCP-75767, заводской номер 181003501 | С 1981 года выставлен в парке Победы г. Ставрополя.[13] | |
Ил-18 | Установлен в качестве памятника возле аэропорта города Вологды. | ||
Ил-18 | установлен как памятник у аэропорта столицы Словении Любляна в ливрее Югославских авиалиний |
- Памятник самолету Ил-18 был установлен у терминала B аэропорта Шереметьево (бывший Шереметьево-1). В 2012 демонтирован и перенесен в парк г. Химки возле ж/д станции. Стоял в полуразобранном состоянии на бетонных блоках. Была произведена экспертиза ВС, в результате комиссия сделала вывод, что данное ВС может не выдержать снеговых и ветровых нагрузок, из-за появившихся трещин и коррозии, было принято решение о его разборе.
- В конце 1970-х — первой половине 1990-х списанный Ил-18 эксплуатировался в качестве детского кинотеатра «Полет» в Алюминиевой балке г. Запорожье. С начала 1990-х стоял запертый, кинотеатр не работал. Во второй половине 1990-х внутреннее убранство кинозала подверглось вандализму и разграблению. В последней декаде июля 1999 года корпус самолёта «удачно» сгорел и тут же был утилизирован как металлолом.
- Ил-18 в качестве памятника до 1993 года был установлен вблизи городского парка в городе Кызыл.
- Ил-18 примерно 1976-78 годах был установлен в городском парке г. Аркалык (Казахстан) с целью организации детского кинотеатра. Организация затянулась и оставленный без должного присмотра самолет потихоньку разбирали на сувениры, в частности стекла иллюминаторов использовались для катания с ледяных горок. В итоге в самолете возник пожар, из-за разведенного подростком костра в салоне. Выгорел салон, прогорела верхняя центральная часть фюзеляжа. Самолет потихоньку вывезли в утилизацию.
- 30 мая 1982 в Пензе был открыт детский кинотеатр — «Илюша», он размещался на борту самолета ИЛ-18, на берегу Суры, недалеко от подвесного моста.
- В 80-е годы в г. Душанбе, на борту установленного в одном из микрорайонов города, самолета Ил-18 был открыт кинотеатр. Уничтожен в начале 90-х в годы гражданской войны.
- Ил-18В примерно с 1982 по 1995 стоял в г. Евпатория по ул. Некрасова, ныне парк Соколова, использовался под кафе — «ПОЛЁТ». После чего порезан на лом городскими властями.[14]
- Ил-18 установлен как памятник на берегу реки Сыр-Дарья в городе Худжанд (бывший Ленинабад) республика Таджикистан. В 80-х годах прошлого века использовался в качестве кафе. В 90-х годах кафе закрыли и внутреннее убранство кафе подверглось вандализму и разграблению, так же как и части фюзеляжа. (http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/83792075.jpg), (http://khujand-city.tj/info/13-samolet-il-18.html)
- Ил-18 с 1978 по 1992 гг. был установлен в Центральном парке г. Красноярска, в нём располагалось детское кафе «Карлсон».
- Ил-18 в 1980-х гг. находился в комсомольском парке г. Красноярска (пр. Свободный), в нём располагалось кафе.
- Ил-18 с 1984 по 1993 гг. был установлен в качестве памятника в аэропорту Емельяново г. Красноярска.
- Ил-18 с 1980 по 2000 гг. был установлен в парке Гагарина г. Новокузнецка, в нём располагался детский кинотеатр.
- Ил-18 установлен в Парке Победы г. Ставрополя.
www.wiki-wiki.ru
Ил-18 — Википедия
Ильюшин Ил-18 | |
---|---|
Назначение: | пассажирский, грузовой, летающие лаборатории |
Первый полёт: | 4 июля 1957 года[1] |
Начало эксплуатации: | 20 апреля 1959 года[2] |
Всего построено: | более 800 [3] |
Производитель: | КБ Ильюшина |
Характеристики | |
Экипаж: | 4-5 чел |
Количество пассажиров: | 80 — 122 чел |
Грузоподъёмность: | до 15 (в грузовом варианте) т |
Крейсерская скорость: | 570-630 (истинная) км/ч |
Максимальная скорость: | 610 (приборная, при экстренном снижении) км/ч |
Дальность полёта: | 6500 (с остатком топлива на 1 час полёта) км |
Практический потолок: | более 12 000 м, 10 000 м (для полётов с пассажирами) м |
Длина разбега: | 1000 м |
Длина пробега: | 800 м |
Размеры | |
Длина: | 35,90 м |
Высота: | 10,17 м |
Максимальный диаметр фюзеляжа: | 3,5 м |
Размах крыла: | 37,4 м |
Площадь крыла: | 140 м² |
Шасси: | убирающееся, трёхопорное |
Масса | |
Пустой: | 32,245 — 33,76 т |
Макс. взлётная: | 59 — 67 т |
Макс. посадочная: | 48 — 53 т |
Силовая установка | |
Двигатели: | 4 × АИ-20 |
Тяга (мощность): | 4 × 4252 л.с. |
Запас топлива: | 30 000 л (для варианта «Д») т |
Расход топлива: | первый час — 2600, далее от 2200 до 1500 кг/час |
Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным болee 850) самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38) строились до конца 70-х годов.
Ил-18 НПП «Мир» в аэропорту ТалагиИстория создания[править]
В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолёты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолётах, оснащённых газотурбинными двигателями. В ОКБ им. Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту-16 пассажирского самолёта Ту-104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолёт с ТВД.
25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями[4]. Эскизный проект Ил-18 был утверждён С. В. Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолёта[5]. В июне 1957 года на Центральном аэродроме в Москве состоялся осмотр первого Ил-18 руководителями партии и правительства во главе с Н. С. Хрущёвым, по предложению Первого секретаря Московского городского комитета КПСС Е. А. Фурцевой самолёту дали имя собственное: «Москва»[6].
Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский (продолжительность полёта — 1 ч. 57 мин.)[7]. В испытаниях участвовали самолёты, оснащённые двигателями НК-4 и АИ-20. Результаты испытаний показали, что АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко более надёжен, и его выбрали для установки на серийные самолёты.
Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлётной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Модификация Ил-18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлётной массой до 61,5 тонн появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата[2].
В 1960 году был создан Ил-18В, который отличался от варианта Ил-18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.
В 1965 году в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолёт Ил-18Д, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полёта.
Кроме пассажирских самолётов, в ОКБ были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные, включая:
- противолодочный Ил-38.
Один из самолётов Ил-18В был переоборудован для полётов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров. Примечательно, что эстафету «Москва — Антарктида», как правило, обслуживали самолёты Ил-18, которые летали в небе Африки, попутно выполняя пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях.
В течение 1958—1959 гг. на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 самолётов.
В отличие от лайнеров Ту-104 и Ту-114 созданных на основе военных стратегических бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, Ил-18 стал первым в СССР пассажирским лайнером спроектированным «с чистого листа», изначально как гражданский пассажирский самолёт.
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-18А | Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958-59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б. |
Ил-18Б | Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958—1959 гг. построено 64 машины. |
Ил-18В | Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами. |
Ил-18Д | Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д. |
Ил-18Е | Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 гг. было выпущено 23 машины. |
Ил-18 «Салон» | Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А. Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д. |
Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1959 году. Последний самолёт Ил-18Д (борт СССР-74269) был передан «Аэрофлоту» 30 декабря 1968 года[9]. До середины 1970-х Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР, затем в этом качестве его сменили Ил-62 и Ту-154. Так же Ил-18 использовались авиакомпаниями ГДР, Польши, Венгрии, Румынии, Нигерии и Кубы. Ил-18 являлся довольно надежным самолётом, не требующим длинной взлётно-посадочной полосы, как в случае с Ту-104, а потому пригодным к эксплуатации на многих аэродромах имевших взлётно-посадочную полосу длиной 1800—2000 метров. Тем не менее в 1970-х годах советская авиапромышленность взяла курс на создание и строительство в основном реактивных самолётов, а потому эра среднемагистральных турбовинтовых лайнеров начала подходить к концу. По мере выработки ресурса первые Ил-18 начали списывать в середине 1970-х годов. Массовое списание остававшихся в эксплуатации «Аэрофлота» машин началось в конце 1970-х — первой половине 1980-х и продолжалось почти всё десятилетие. К концу 80-х годов несколько Ил-18 в «Аэрофлоте» оставались в Домодедовском производственном объединении Гражданской авиации. Как служебный или специальный самолёт Ил-18 использовался ещё долго, в частности, в спасательных операциях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке, в ВВС и предприятиями МАПа. В 1990-х годах некоторые сохранившиеся в лётном состоянии экземпляры Ил-18 сдавались в лизинг или же продавались российским авиакомпаниям. Таким образом отдельные самолёты этого типа получили вторую жизнь на пассажирских перевозках.
Ил-18 значительно «пережил» своих ровесников Ту-104 и Ан-10, вместе с которыми начал бороздить небо в конце 50-х, в том числе и по тем причинам, что выпускался дольше их, был более массовым и надёжным самолётом. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России фактически прекратилась только в 2002 году: перевозки пассажиров на Ил-18 запрещены в гражданской авиации России распоряжением Минтранса от 14 октября 2002 года после авиационной катастрофы под Калязином произошедшей годом ранее.
На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числилось 11 самолётов этого типа, из них 3 эксплуатировалось, преимущественно для грузовых перевозок в странах экваториальной Африки и в Афганистане.
На 1 января 2007 года в гражданской авиации РФ эксплуатировалось 2 самолёта типа Ил-18 (в правительственном авиаотряде ГТК «Россия», в модификации Ил-20 — ретранслятор правительственной связи).
По состоянию на 12 декабря 2010 года активно эксплуатируется Ил-18 RA-75713, выполняющий в неделю по 4-5 грузовых рейсов по маршруту Петрозаводск — Нарьян-Мар.
На 23 октября 2010 года Ил-18 эксплуатируется следующими операторами:
Военные операторы[править]
- Россия Россия
- ВВС РФ (45 самолётов, преимущественно в модификации Ил-22 — воздушный командный пункт)
- КНДР КНДР
Гражданские операторы[править]
- Россия Россия
- НПП «Мир» (2 Ил-18Д — летающая лаборатория)
- Шри-Ланка Шри-Ланка
- Сомали Сомали
- КНДР КНДР
- Украина Украина
- Air Sirin (1 самолёт)
По данным на 19 января 2010 года было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека[10].
По официальной статистике КБ «Ильюшин» и заявлениям специалистов в интервью СМИ, на территории СССР и, впоследствии, Российской Федерации и СНГ с 1976 года не произошло ни одной катастрофы Ил-18 по причине отказа материальной части, однако реальные статистические данные этого не подтверждают. Всего с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях.[источник не указан 947 дней]
Как свидетельствует международная статистика, большая часть катастроф Ил-18 многих зарубежных авиаперевозчиков связана с тем, что лайнер из-за его неприхотливости эксплуатируют в заведомо неблагоприятных условиях, когда техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение полётов далеки от идеальных. Нормативы допустимой нагрузки и метеоусловий, при которых допустимы взлёт и посадка, также соблюдаются далеко не всегда. В результате, в случае с Ил-18, ресурс которых уже и так близок к предельно допустимому, велики как риски, связанные с техникой, так и, косвенно, риски воздействия человеческого фактора.[источник не указан 947 дней]
В искусстве и фольклоре[править]
- Из-за характерной формы обтекателя РЛС самолёт среди лётчиков получил прозвище «Дельфин».
- Самолёт Ил-18 снимался в фильме-катастрофе Геннадия Глаголева «Размах крыльев» (1986) по повести Юрия Ярового «Особый случай».
- Военная версия самолёта Ил-18 — Ил-38 (противолодочный самолет) снимался в роли самолета-разведчика ВВС США Локхид Р-3 «Орион» бортовой две тройки, в приключенческом фильме «Случай в квадрате 36-80» (1982 г.) М. Туманишвили.
- В песне Владимира Высоцкого «Ещё бы не бояться мне полётов» есть строки: «Мой умный друг к полудню стал ломаться — уже наряд милиции зовут: Он гнул винты у Ила-18 и требовал немедля парашют»[11].
- Ил-18 можно видеть в художественном фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».
- Ил-18 можно видеть в художественном фильме «Мертвый сезон».
- Также Ил-18 можно встретить в художественных фильмах «Дайте жалобную книгу», «Продавец воздуха», «Бриллиантовая рука», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Джентльмены удачи», «Ещё раз про любовь».
- Также Ил-18 можно встретить в художественном фильме «Стиляги», хотя его появление на экране является ляпом: действие фильма происходит в 1956 году, а Ил-18 начали летать на регулярных рейсах с 1959 года.
- В фильме «Корабль пришельцев» на Ил-18 группа специалистов вылетает на поиски и спасение космического аппарата, потерпевшего катастрофу.
Самолеты-памятники и музейные экспонаты[править]
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ил-18 | Один из немногих сохранившихся в оригинальном состоянии Ил-18 — в городе Боркхайде (Германия). Внутри самолёта находится музей авиаконструктора Ганса Граде[12]. | ||
Ил-18А | CCCP-75634, серийный номер 187000101 | Государственный музей авиации Украины | |
Ил-18 | CCCP-75767, заводской номер 181003501 | С 1981 года выставлен в парке Победы г. Ставрополя.[13] | |
Ил-18 | Установлен в качестве памятника возле аэропорта города Вологды. | ||
Ил-18 | установлен как памятник у аэропорта столицы Словении Любляна в ливрее Югославских авиалиний |
- Памятник самолету Ил-18 был установлен у терминала B аэропорта Шереметьево (бывший Шереметьево-1). В 2012 демонтирован и перенесен в парк г. Химки возле ж/д станции. Стоял в полуразобранном состоянии на бетонных блоках. Была произведена экспертиза ВС, в результате комиссия сделала вывод, что данное ВС может не выдержать снеговых и ветровых нагрузок, из-за появившихся трещин и коррозии, было принято решение о его разборе.
- В конце 1970-х — первой половине 1990-х списанный Ил-18 эксплуатировался в качестве детского кинотеатра «Полет» в Алюминиевой балке г. Запорожье. С начала 1990-х стоял запертый, кинотеатр не работал. Во второй половине 1990-х внутреннее убранство кинозала подверглось вандализму и разграблению. В последней декаде июля 1999 года корпус самолёта «удачно» сгорел и тут же был утилизирован как металлолом.
- Ил-18 в качестве памятника до 1993 года был установлен вблизи городского парка в городе Кызыл.
- Ил-18 примерно 1976-78 годах был установлен в городском парке г. Аркалык (Казахстан) с целью организации детского кинотеатра. Организация затянулась и оставленный без должного присмотра самолет потихоньку разбирали на сувениры, в частности стекла иллюминаторов использовались для катания с ледяных горок. В итоге в самолете возник пожар, из-за разведенного подростком костра в салоне. Выгорел салон, прогорела верхняя центральная часть фюзеляжа. Самолет потихоньку вывезли в утилизацию.
- 30 мая 1982 в Пензе был открыт детский кинотеатр — «Илюша», он размещался на борту самолета ИЛ-18, на берегу Суры, недалеко от подвесного моста.
- В 80-е годы в г. Душанбе, на борту установленного в одном из микрорайонов города, самолета Ил-18 был открыт кинотеатр. Уничтожен в начале 90-х в годы гражданской войны.
- Ил-18В примерно с 1982 по 1995 стоял в г. Евпатория по ул. Некрасова, ныне парк Соколова, использовался под кафе — «ПОЛЁТ». После чего порезан на лом городскими властями.[14]
- Ил-18 установлен как памятник на берегу реки Сыр-Дарья в городе Худжанд (бывший Ленинабад) республика Таджикистан. В 80-х годах прошлого века использовался в качестве кафе. В 90-х годах кафе закрыли и внутреннее убранство кафе подверглось вандализму и разграблению, так же как и части фюзеляжа. (http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/83792075.jpg), (http://khujand-city.tj/info/13-samolet-il-18.html)
- Ил-18 с 1978 по 1992 гг. был установлен в Центральном парке г. Красноярска, в нём располагалось детское кафе «Карлсон».
- Ил-18 в 1980-х гг. находился в комсомольском парке г. Красноярска (пр. Свободный), в нём располагалось кафе.
- Ил-18 с 1984 по 1993 гг. был установлен в качестве памятника в аэропорту Емельяново г. Красноярска.
- Ил-18 с 1980 по 2000 гг. был установлен в парке Гагарина г. Новокузнецка, в нём располагался детский кинотеатр.
- Ил-18 установлен в Парке Победы г. Ставрополя.
wp.wiki-wiki.ru