новые самолёты. Часть VII(b) » Военное обозрение

Американские палубные пикирующие бомбардировщики (продолжение)

Боевая эксплуатация пикирующих бомбардировщиков «Кёртисс» SB2C-1C «Хеллдайвер» выявила недостаток мощности силовой установки самолёта. Проблема бала решена установкой более мощного 1900-сильного поршневого двигателя фирмы «Райт» и нового четырёхлопастного винта на новой модификации SB2C-3, производство которой было развёрнуто весной 1944 года.

Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Кёртисс» SB2C-3 «Хеллдайвер» (Рис. сайта wardrawings.be)

Повышение мощности силовой установки улучшило скоростные характеристики самолёта. Максимальная скорость возросла с 452 до 473 км в час (на высоте 3780 м), а крейсерская – до 287 км в час (с 260 км в час у SB2C-1C). Заметно возросла и дальность полёта (1930 км против 1785 км у «единички»).


В полёте SB2C-3 «Хеллдайвер» авианосца «Хэнкок», Иводзима, 1945 г. (Фото сайта waralbum.ru)

В процессе производства на SB2C-3 установили перфорированные тормозные щитки, что заметно улучшило управляемость бомбардировщика в пикировании (повысилась точность бомбометания), при взлёте и посадке на палубу авианосца. Такое запоздалое внедрение перфорации вызывало удивление у авиационных специалистов, так как уже давно применялось на предшественнике «Хеллдайвера» — палубном пикирующем бомбардировщике «Дуглас» SBD «Доунтлесс».


На палубе авианосца «Хэнкок» SB2C-3E с радаром AN/APS-4 (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

На части новых «Хеллдаверов», вместо противокорабельного радара ASB, стали устанавливать более мощный и универсальный 3-см радар AN/APS-4, который устанавливался под правой консолью крыла (как на торпедоносце «Дженерал-Моторс» («Грумман») TBM-3Е «Авенджер»). По аналогии же с «Авенджером» новая модификация получила обозначение SB2C-3E. Кроме надводных целей новый радар позволял определять и воздушные на удалении до 9 км.


Взлетающие с «Энтерпрайза» SB2C-3 нанесут удар по Окинаве (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)
SB2C-3 «Хеллдайвер» атакует японский крейсер, июнь 1944 г. (Рис. сайта staticflickr.com)

Ярким эпизодом боевой карьеры SB2C-3 стала совместная с торпедоносцами «Авенджер» атака в филиппинском проливе Сан-Бернардино японской эскадры под командованием адмирала Куриты, которая состоялась 24 октября 1944 года. В составе эскадры находились крупнейшие японские линкоры «Ямато» и «Мусаси». Основной целью для атаки был выбран «Мусаси», который хорошо выделялся на водной поверхности среди других кораблей и своими размерами, и светло-серой окраской. Пикирующие бомбардировщики «Хеллдайвер» и торпедоносцы «Авенджер» с авианосцев «Кэбот» и «Интрепид», совершив в общем зачёте пять массированных налётов (количество атакующих самолётов временами превышало пять десятков), потопили японский сверхлинкор «Мусаси».



«Хеллдайверы» атакуют японский суперлинкор «Мусаси», октябрь 1944 г. (Рис. сайта blogspot.com)

В отчётах американского командования говорится о попадании 20 454-кг авиабомб и 14 торпед. Успеху действиям американской палубной авиации способствовало отсутствие истребительного прикрытия японской эскадры. Авиабомбы «Хеллдайверов» не могли прибить мощную броню палубы «Мусаси», но эффективно уничтожали зенитную артиллерию линкора.


Гибель японского линкора «Мусаси», 24 октября 1944 г. (Рис. сайта www.maquetland.com)

Осенью 1944 года в серию пошла новая модификация «Хеллдайвера» — SB2C-4, основным отличием которой стали более мощные подкрыльевые пилоны, выдерживающие нагрузку до 454 кг и направляющие для 127-мм неуправляемых ракет (по четыре на каждой складывающейся части консоли крыла). На практике на пилоны подвешивали бомбы калибра 227 кг, пара таких же или одна 454-кг размещались в бомбоотсеке. Предельная масса боевой нагрузки ограничивалась 908 кг.


Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Кёртисс» SB2C-4 «Хеллдайвер» (Рис. сайта deviantart.net)

Оснащённые радаром AN/APS-4 «Хеллдайверы» (по аналогии с «Тройкой») получили обозначение SB2C-4E и, обладающие достаточно мощным курсовым вооружением (пара 20-мм пушек), могли привлекаться к борьбе с самолётами противника в качестве ночных истребителей.


SB2C-4E «Хеллдайвер» на заводском аэродроме (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Силовая установка у пикировщика сталась прежней, как и его максимальная скорость полёта. Возросшее аэродинамическое сопротивление повлияло на среднюю скорость – она несколько снизилась (открытые источники указывают на значение в 254 км в час).


SB2C-4E «Хеллдайвер» взлетает с палубы авианосца «Беннингтон» (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

«Кёртисс» SB2C-4/4Е «Хеллдайвер» стал самой массовой воюющей модификацией пикирующего бомбардировщика — общее количество построенных «четвёрок» составило 2415 единиц.


Пикирующие бомбардировщики «Кёртисс» SB2C-4 «Хеллдайвер» авианосца «Эссекс» наносят удар по японским авианосцам «Дзуйхо» и «Читосэ», 25 октября 1944 г. (Рис. сайта www.ipmspraha.cz)
SB2C-4 на палубе авианосца «Эссекс», апрель 1945 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

«Хеллдайверы» (в основном в модификации SB2C-4) совместно с торпедоносцами «Авенджер» 7 апреля 1945 года приняли активное участие в массированном налёте на японскую эскадру во главе с суперлинкором «Ямато». В воздушной атаке прияло участие 386 палубных самолётов, в том числе почти 200 пикировщиков и торпедоносцев. Плотность атакующих самолётов была настолько высока, что они выстраивались в очередь, чтобы нанести удар по противнику. «Ямато», получивший попадание девяти авиационных торпед и четырёх 454-кг бомб, сотрясаемый взрывами погребов, перевернулся и быстро затонул. Вместе с ним на дно отправились три эсминца и лёгкий крейсер «Яхаги».


SB2C-4 «Хеллдайвер» в атаке на японский линкор «Ямато», 7 апреля 1945 г. (Рис. сайта 40.media.tumblr.com)

В феврале 1945 года начался выпуск SB2C-5 — последней серийной модификации «Хеллдайвера». Силовая установка и вооружение пикировщика не изменились. На самолёте изменили конструкцию фонаря кабины пилота, механизм выпуска тормозного гака (крюка) и немного увеличили вместимость фюзеляжного топливного бака (на 132 литра). От радара ASB полностью отказались, а в место него SB2C-5 оснащались (по мере надобности) радаром AN/APS-4. В результате всех доработок самолёт потяжелел почти на тонну, что привело к снижению максимальной скорости полёта до 418 км в час.


«Кёртисс» SB2C-5 «Хеллдайвер» на заводском аэродроме, на подкрыльевых пилонах ПТБ, июль 1945 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

В июне 1945 года SB2C-5 поступили на вооружение только четырёх флотских эскадрилий и участие в боевых операциях не принимали. С завершением боевых действий и капитуляцией Японии производство «Хеллдайверов» было прекращено. До конца войны было построено 555 самолётов этой модификации.


SB2C-5 «Хеллдайвер» с радаром AN/APS-4 на самолётоподъёмнике авианосца «Банкер Хилл», октябрь 1945 г. (Фото сайта www.worldwarphotos.info)

Не осталось в стороне от заказов на новый пикирующий бомбардировщик фирмы «Кёртисс» и командование ВВС Армии США. Первый серийный А-24А «Шрайк» (в переводе с англ. – птица под названием «Сорокопут») поднялся в воздух в конце сентября 1942 года. От базового SB2C-1 «Шрайк» отличался отсутствием механизма складывания крыла и тормозного гака. Не устанавливался на него и противокорабельный радар. От зафиксированных в убранном положении предкрылков в процессе производства отказались совсем.

Командование ВВС, на практике разобравшись с достоинствами и недостатками во многом «сырой» машины, а также по тактическим соображениям из-за невозможности применения А-24А без истребительного сопровождения на сухопутном ТВД, отказалось от использования их в боевой обстановке. «Шрайки» использовались в качестве учебных машин, буксировщиков мишеней и при патрулировании побережья США. Из 900 выпущенных пикировщиков 410 передали морской пехоте, где они также использовались как учебные.

Небольшая партия пикирующих бомбардировщиков А-24А «Шрайк» (всего 10 самолётов) была поставлена в ВВС Австралии.


В полёте «Кёртисс» А-24А «Шрайк» австралийских ВВС (Фото сайта Britmodeller.com)

В апреле 1944 года на базе авиации ВМС США Брансвик, штат Мэн, была сформирована 1820 эскадрилья морской авиации Великобритании, на оснащение которой поступили девять пикирующих бомбардировщиков «Хеллдайвер» Мк.I (SB2C-1). Англичане, основательно изучив новые самолёты фирмы «Кёртисс», от дальнейших поставок отказались. В декабре того же года эскадрилья была расформирована.


Пикирующий бомбардировщик «Кёртисс» «Хеллдайвер» Mk.I ВМС Великобритании, 1944 г. (Рис. сайта deviantart.net)

Пикирующий бомбардировщик «Кёртисс» SB2C «Хеллдайвер» на завершающем этапе боевых действий во второй мировой войне после излечения от «детских болезней» в умелых и опытных руках стал грозной боевой машиной. SB2C-5 прослужил в ударных строевых эскадрильях американского флота до 1949 года.


На полётную палубу поднимают пикировщик SB2C-5 «Хеллдайвер», Филиппинское море, 1948 г. (Фото сайта wikimedia.org)

В настоящее время сохранился лишь один лётно-пригодный пикирующий бомбардировщик «Кёртисс» SB2C-5 «Хеллдайвер» (N92879), принимающий активное участие в различных авиашоу на территории США и Канады.


В полёте «Кёртисс» SB2C-5 «Хеллдайвер» (N92879) с открытым бомболюком, Техас, США, 30 сентября 2007 г. (Фото сайта www.airliners.net)
Продолжение следует…

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ — М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).

4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Фредерик Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – (Военно-историческая библиотека).
6. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Английские военные самолёты Второй мировой войны/Под ред. Д. Марча; Пер. с англ. М.В. Коновалова/ – М.: АСТ, 2002.
10. Американские самолёты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)/Под ред. Д.Дональда; Пер. с англ. С. Виноградова и М. Коновалова – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
11. Иванов С.В. Grumman «Avenger». Война в воздухе (Часть 1-№98, Часть 2 №99) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
12. Иванов С.В. SB2C «Helldiver». Война в воздухе (№121) – Белорецк: ООО «АРС», 2004.
13. Иванов С.В. SBD «Dauntless». Война в воздухе (№129) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
14. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
15. Кравченко В.Я. Бомбардировщик-торпедоносец Фейри «Баракуда» — Харьков: Кооператив «Акустик», 1992.
16. Кондратьев В. Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик «Кертисс» SB2C «Хеллдайвер». Авиамастер 4-2003.
17. Околелов Н., Чечин А. От биплана к моноплану. Палубный разведчик CURTISS SB2C HELLDIVER. Моделист-Конструктор №1 2002.
18. Peter C. Smith. Douglas SBD Dauntless. Printed in Great Britain, 1997.
19. Bert Kinzey. SBD Dauntless in detail & scale. DS48.
20. David Brazelton. The Douglas SBD Dauntless (Aircraft Profile 196) — Profile Publications Ltd, 1967.
21. Robert Stern, Don Greer. SB2C Helldiver in action. Aircraft No.54 – Squadron/signal publications inc., 1982.
22. David Mondey. The Concise Guide to American Aircrafts of World War II. Chancellor Press, 2006.
23. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947 — Putnam, 1979.
24. Barrett Tillman, Tom Tullis. Helldiver Units of World War 2 — Osprey Publishing, 1997.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://deviantart.net ;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.axis-and-allies-paintworks.com;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.

topwar.ru

С. Иванов — SB2C Helldiver

Три «Хеллдайвера» из VB-15 с авианосца «Эссекс» сфотографированы в полете 10 мая 1944 года. Два самолета несут на киле горизонтальную белую полосу – опознавательный знак авиагруппы «Эссекса».

SB2C-1C стал самой массовой моделью «единички» – Кертисс выпустила 778 самолётов (BuNo 00201 – 00370, 01008 -01208 и 18192 – 18598). К весне 1944 года этот самолёт сменил все машины раннего выпуска в боевых эскадрильях. Эта модель также стала базовой для канадских производителей. 50 SBF-1, построенных фирмой Фэйрчалд (BuNo 31636 – 31685) и 28 SBW-1B фирмы CC amp;F (BuNo 21201 – 21202 и 60010- 60035) были в основном подобны SB2C-1C. Двадцать шесть SBW-1B (номера ВВС Великобритании JW100-125) были посланы в испытательный центр королевских ВМС в Фарнборо в октябре 1944 года, после чего англичане вежливо, но твердо отказались от дальнейших поставок.

Пара SB2C-1C с авианосца «Йорктаун» (VВ-1) патрулирует в небе около Гуа,ма, 13 мая 1944 года. «70» первоначально нес свой номер на киле, но его перенесли на руль, когда в качестве опознавательных таков авиагруппа «Йорктауна» стала использовать белую диагональную полосу.

Вооружение и заправка топливом самолетов и подъем их на летную палубу многократно отрабатывался в перерывах между боями. Способность американских палубных команд быстро подготовить машины к новому вылету не раз сыграли решающую роль в различных сражениях. Вооруженный огнетушителем член палубной команды наблюдает за заправкой «Твари» из VB-15, 10 мая 1944.

Две эскадрильи «Хеллдайверов» участвовали в атаках на атолл Маркус 19 и 20 мая 1944 года. Впервые «Твари» столкнулись с точным и плотным огнем зенитной артиллерии. Многие пилоты, которые были недовольны управляемостью «Хеллдайвера», пришли в восторг от его способности выдерживать повреждения. Три фотографии показывают SB2C-1C из VВ-15, вернувшиеся на «Эссекс» 20 мая. «8» потерял кок винта, а «7» лишился куска руля направления от огня японских зенитчиков. Экипаж машины с бортовым номером «13» демонстрирует свою радость оттого, что они уцелели в этой двухдневной операции.

«Хеллдайверы» в боевых действиях

Успешное использование SB2C VB-17 в боевых операциях оправдало веру ВМС в новый самолёт, а хорошие темпы выпуска SB2C-1C в Колумбусе означали, что скоро «Хеллдайвер» заменит «Донтлесс» SBD в качестве стандартного пикирующего бомбардировщика флота. Во время нападения на Трук в феврале 1944 года, «Банкер Хилл» был единственным авианосцем, вооруженным «Хеллдайверами». К июню 1944 года, в ходе Сражения в Филиппинском море, только «Энтерпрайз» и «Лексингтон» всё ещё сохраняли свои «Донтлессы». SB2C-1C поступили на вооружение эскадрилий VB-1 («Иорктаун»), VB-2 («Хорнет»), VB-8 (сменившую VB-17 на борту «Банкер Хилла»), VB-14 («Уоси») и VB-15 («Эссекс»).

К октябрю, во время Сражения в заливе Лейте, все девять эскадрилий пикирующих бомбардировщиков оперативного соединения TF 38 были вооружены «Хеллдайверами», причём все подразделения, за исключением VB-8 с «Банкер Хилл», уже были оснащены более современными «тройками» и «четвёрками». Замена «Хеллдайверов» во флотских эскадрильях облегчалась большими потерями этих машин во время Битвы в Филиппинском море. Только четыре из 51 потерянного самолёта приходятся на счёт японцев. 39 машин потеряли либо из-за выработки топлива, либо в авариях при ночной посадке на палубу. Многие критики «Хеллдайвера» считают эту цифру чрезмерной, но они не учитывают новизны самолёта для большинства эскадрилий. Той ночью по подобным причинам был потерян 21 «Эвенджер», а ведь TBF/TBM являлся стандартным торпедоносцем флота с конца 1942 года. В боях, в небе над японским флотом или островами Гуам и Рота, «Хеллдайверы» зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Один из SB2C-JC VВ-15 зацепился за последний трос тормозного барьера и со «скрипом» останавливается, «Эссекс», 20 мая 1944 года.

Варианты вооружения

одна 453-кг бомба

две 226-кг бомбы

226-кг бомба на внешней подвеске

Варианты вооружения «Хеллдайвера»

глубинная бомба

контейнер для постановки дымовой завесы

кластерная бомба

«66» из VB-2, пытающийся избежать столкновения с передней радиомачтой «Хорнета», 19 июля 1944 года.

Тот же самолет секундой позже. Экипаж остался жив, но его еще предстоит поднять на борт.

Один из недостатков самолета, за которые его не любили пилоты – SB2C-1C потерял при посадке свою бомбу, которая искорежила створки бомбоотсека, «Эссекс», 20 мая 1944 года.

Двадцать шесть SBW-1B (SB2C-1C построенные Canadian Car amp; Foundry) были поставлены 1820-й эскадрилье авиации королевских ВМС Великобритании для испытаний. Характеристики самолетов сочли неудовлетворительными и их вернули ВМС США. were. JW117 (бывший BuNo 60027) сфотографирован в Фарнборо в мае 1944 года.

Еще одним недостатком «Хеллдайверов» раннего выпуска была слабая конструкция шасси. У «13» при посадке сложилась левая стоика. «Эссекс», 20 мая 1944 года.

Аварийная команда была готова к такого рода инцидентам. Пока кран занимает исходную позицию, все свободные моряки забрались на высокорасположенное крыло.

Меньше чем за минуту «13» был поставлен на все колеса. Если бы другой самолет заходил на посадку, то никто бы не стал заниматься подъемом аварийной машины – ее просто бы сбросили за борт.

JW118 (бывший В и So 60028) снова с американскими опознавательными знаками, но еще в английской окраске. Британский флажок на киле закрашен, но сохранился серийный номер королевских ВМС.

profilib.org

Curtiss SB2C Helldiver • ru.knowledgr.com

Curtiss SB2C Helldiver был основанным на перевозчике самолетом пикирующего бомбардировщика, произведенным для военно-морского флота Соединенных Штатов во время Второй мировой войны. Это заменило Дугласа SBD, Бесстрашный в обслуживании ВМС США. SB2C был намного быстрее, чем SBD, который он заменил.

Прозвища команды для самолета включали Животное с большим хвостом (или просто уничижительное Животное), Два-Cee и Сукин сын 2-й Класс (после того, как его обозначение и частично из-за его репутации того, чтобы иметь трудные характеристики управляемости). Ни пилотам, ни шкиперам авианосца, казалось, не понравился он.

Задержки ударили его производство — к тому времени, когда вариант Сорокопута A-25 для USAAF был развернут в конце 1943, у армейских Военно-воздушных сил больше не было потребности в чистокровном пикирующем бомбардировщике. Другой фактор также препятствовал своим сервисным введениям — из-за плохого управления самолетом, и британский Королевский флот и Королевские австралийские Военно-воздушные силы отменили существенные заказы.

Комитет Трумэна исследовал производство Helldiver и сдал уничтожающий отчет, который в конечном счете привел к началу конца для Curtiss. Хотя производственные проблемы сохранились всюду по его боевому обслуживанию, сообщалось, что некоторые пилоты скоро передумали благоприятно о потенции Helldiver, и несмотря на его проблемы, самолетом управляли в течение прошлых двух лет Тихоокеанской войны с прекрасным боевым отчетом, из-за высокого уровня обучения его команд.

Проектирование и разработка

Helldiver был развит, чтобы заменить Дугласа Бесстрашный SBD. Это был намного больший самолет, который в состоянии работать от последних авианосцев и нести значительное множество вооружения. Это показало внутренний бомбовый отсек, который уменьшил лобовое сопротивление, нося тяжелую артиллерию. Обремененный требовательными требованиями, сформулированными и американскими Морскими пехотинцами и армейскими Военно-воздушными силами Соединенных Штатов, изготовитель включил особенности «мультиролевого» самолета в дизайн.

Прототип Модели XSB2C-1 первоначально перенес начинающиеся проблемы, связанные с его двигателем R-2600 и трехлопастным пропеллером; дальнейшие проблемы включали структурные слабые места, плохую обработку, направленную нестабильность, и плохо остановите особенности. В 1939 студент принес модель нового Curtiss XSB2C-1 к аэродинамической трубе MIT. Почетный профессор Авиационного машиностроения, Отто К. Коппен был процитирован, «если они строят больше чем один из них, они сумасшедшие». Он ссылался на проблемы управляемости с маленьким вертикальным хвостом.

18 декабря 1940 первый прототип сделал свой первый полет. Это потерпело крах 8 февраля 1941, когда его двигатель потерпел неудачу на подходе, но Curtiss попросили восстановить его. Фюзеляж был удлинен, и больший хвост был приспособлен, в то время как автопилот был приспособлен в результате плохой стабильности самолета. Пересмотренный прототип летел снова 20 октября 1941, но был уничтожен, когда его крыло потерпело неудачу во время ныряющих тестов 21 декабря 1941.

Крупномасштабное производство было уже заказано 29 ноября 1940, но большое количество модификаций было определено для производственной модели. Размер плавника и руководящего принципа был увеличен, мощность производства топлива была увеличена, самозаклеивающиеся топливные баки были добавлены, и фиксированное вооружение было удвоено до четыре 0.50 в (12,7-миллиметровых) пулеметах в крыльях, по сравнению с двумя оружием обтекателя прототипа. SB2C-2 был построен с большими топливными баками, улучшив его диапазон значительно.

Программа перенесла столько задержек, что Grumman TBF Avenger поступил в эксплуатацию перед Helldiver, даже при том, что Мститель начал его развитие два года спустя. Тем не менее, производственный темп ускорился с производством в Колумбусе, Огайо и двух канадских фабриках: Fairchild Aircraft Ltd. (Канада), которая произвела 300 (под обозначениями XSBF-l, SBF-l, SBF-3 и SBF-4E), и канадский Автомобиль и Литейный завод, который построил 894 (определял SBW-l, SBW-3, SBW-4, SBW-4E и SBW-5), эти модели, являющиеся соответственно эквивалентным их Curtiss-построенным коллегам. В общей сложности 7 140 SB2Cs были произведены во время Второй мировой войны.

Эксплуатационная история

Американский военно-морской флот

Американский военно-морской флот не принял бы SB2C до 880 модификаций к дизайну, и изменения на поточной линии были внесены, задержав боевой дебют Кертисса Хеллдивера до 11 ноября 1943 с подразделением VB-17 на, когда они напали на проводимый японцами порт Рабаула на острове Нью-Бритен, к северу от Папуа — Новой Гвинеи. Первая версия SB2C-1 была сохранена американской для обучения, его различные проблемы развития, приводящие к только 200 построенным. Первая модель развертывания была SB2C-1C. SB2C-1 мог развернуть планки, механически связанные с приводами головок посадочного устройства, это простиралось от внешней трети переднего края крыла, чтобы помочь боковому контролю на низких скоростях. Ранний прогноз «Животного» был неблагоприятен; это сильно не понравилось экипажами самолета из-за его размера, веса, и уменьшило диапазон по сравнению с SBD, который это заменило.

В Сражении Филиппинского моря были потеряны 45 Helldivers, потому что они исчерпали топливо, возвращающееся в их перевозчики.

Унылый перечень ошибок, что Helldiver имел, включал факт, что это было недостаточно мощно, имело более короткий диапазон, чем SBD, было оборудовано ненадежной электрической системой и часто плохо производилось. У Curtiss-электрического пропеллера и сложной гидравлической системы были частые проблемы обслуживания. Одна из ошибок, остающихся с самолетом через его эксплуатационную жизнь, была плохой продольной стабильностью, следуя из фюзеляжа, который был слишком короток из-за необходимости установки на лифтах авианосца. Ответ элерона Хеллдивера был также плох, и обращающийся пострадал значительно под скоростью полета; так как скорость подхода, чтобы приземлиться на перевозчик, как предполагалось, была, это оказалось проблематичным. 880 изменений, потребованных военно-морским флотом и модификацией самолета к его боевой роли, привели к 42%-му увеличению веса, объяснив большую часть проблемы.

Решение этих проблем началось с введения SB2C-3, начинающегося в 1944, который использовал R-2600-20 Двойной двигатель Циклона с и лопастной из четырех пропеллер Кертисса. Это существенно решило хроническое отсутствие власти, которая извела самолет. Helldivers участвовал бы в сражениях за Марианские острова, Филиппины (частично ответственный за понижение линкора), Тайвань, Иво Джима и Окинава (в затоплении линкора). Они также использовались в нападениях 1945 года на Острова Ryuku и японский родной остров Honshū в тактических нападениях на аэродромы, коммуникациях и отгрузке. Они также использовались экстенсивно в патрулях во время периода между сбросом атомных бомб и официальной японской капитуляцией, и в непосредственный период озабоченности.

Причуда SB2Cs с 1942 к трехцветному камуфляжу с 1943 стилями была то, что нижние стороны внешних секций крыла несли темный камуфляж верхнего строения, потому что undersurfaces были видимы сверху, когда крылья были свернуты.

В опыте работы было найдено, что Grumman F6F Hellcat американского военно-морского флота и Вот борцы Корсара F4U смогли нести одинаково тяжелый груз бомбы против измельченных целей и были значительно более способны к защите себя против вражеских борцов. Helldiver, однако, мог все еще поставить артиллерию с большей точностью против определенных целей, и ее двухместная конфигурация разрешила вторую пару глаз. У Helldiver также есть значительное преимущество в, передвигаются на борца, неся бомбовую нагрузку, которая чрезвычайно важна в военно-морских операциях.

Появление ракет класса воздух-земля гарантировало, что SB2C был последним специальным произведенным пикирующим бомбардировщиком. Ракеты позволили нападение точности на военно-морскую поверхность и цели земли, избегая усилий почти вертикальных погружений и требовательных эксплуатационных требований, которые они поместили в пикирующие бомбардировщики

SB2C остался в активном послевоенном обслуживании в ВМС США до 1947 и Военно-морских Запасных единицах авиации до 1950. Избыточные самолеты были проданы военно-морским военно-воздушным силам Франции, Италии, Греции, Португалии и Таиланда. Греческий SB2Cs, подаваемый в бою в греческую гражданскую войну с дополнительными пулеметами, повысился в стручках крыла. Французский SB2Cs летел во время Первой войны Индокитая от 1951-1954.

Армейское обслуживание

Построенный на заводе Сент-Луиса Кертисса, 900 самолетов были заказаны USAAF под Сорокопутом обозначения A-25A. У первых десяти самолетов были складные крылья, в то время как остаток от производственного заказа опустил эту ненужную особенность. Много других изменений отличили A-25A, включая более крупные главные колеса, пневматический tailwheel, кольцо и бусинку gunsight, более длинные выхлопные окурки и другое определенное армией радиооборудование. К концу 1943, когда A-25A вводился, у USAAF больше не было роли для пикирующего бомбардировщика, поскольку самолет-истребитель, такой как Удар молнии республики П-47 показал их способность выполнить тактические воздушные миссии поддержки с большим успехом.

После предложения Сорокопута в Австралию только десять были приняты, прежде чем Королевские австралийские Военно-воздушные силы отклонили остаток от заказа, вынудив USAAF послать 410 американским Морским пехотинцам. A-25As были преобразованы в стандарт SB2C-1, но Морской вариант SB2C-1 никогда не видел бой, используясь прежде всего в качестве тренеров. Остающиеся A-25As так же использовались как тренеры и целевые рывки.

Британское обслуживание

Сопоставимый сценарий сопровождал обслуживание Хеллдивера с британцами. В общей сложности 26 самолетов, из 450 заказанных, были поставлены авиации ВМС Королевского флота, где они были известны как Helldiver I. После того, как неудовлетворительные тесты, которые точно определили «ужасную обработку», ни один из британских Helldivers, использовались в действии.

Греческое обслуживание

Американская помощь предоставила Королевским греческим Военно-воздушным силам 42 Curtiss SB2C-5 Helldivers от избыточных американских морских запасов. Весной 1949 года самолеты были даны 336-й Эскадрилье Истребителей (336  ), чтобы заменить Суперморского Вспыльчивого человека, и название подразделения было изменено на 336-ю Эскадрилью Бомбардировщиков (336  ).

У

греческого SB2C-5 Helldivers были незначительные изменения для их действий по МОНЕТЕ:

  • Твердый каучук tailwheel (для использования перевозчика) был заменен большей пневматической шиной для использования при приземлении полос.
  • Задняя станция стрелка и ее двойной MG были удалены, поскольку никакая воздушная оппозиция не существовала, и сокращение веса использовалось для бомб и дополнительных пулеметов.

Curtiss SB2C-5 Helldivers, Суперморской Вспыльчивый человек и североамериканец T-6D/Gs использовались в миссиях измельченного нападения против коммунистических наземных войск, лагерей и транспортных средств во время последних стадий греческой гражданской войны.

Curtiss SB2C-5 Helldivers видел относительно краткое боевое обслуживание и постепенно постепенно сокращался к 1953. Некоторые использовались до 1957 как фотографический самолет. Один Curtiss SB2C-5 Helldiver был восстановлен в 1997 и показан в греческом Музее Военно-воздушных сил.

Французское обслуживание

Между 1949 и 1954, Франция купила 110 самолетов SB2C-5 Helldiver, чтобы заменить их старение SBD-5, Бесстрашный, который летел в бою во Вьетнаме. С 1951 до 1958 французский Aeronavale управлял Helldiver.

Некоторые из этих самолетов были выделены к Escadrille 9F размещенный на борту перевозчиков Arromanches, Bois-Belleau и Лафайетт, во время Первой войны Индокитая. Helldivers скоро стал хорошо думаемым французскими наземными войсками во время Сражения Дьенбьенфу в 1954. Иногда только ноги над землей, пилоты управляли бесчисленным обстрелом вылазок и бомбежкой войск Вьетнама-Minh с полным игнорированием тяжелого зенитного огня. Они были бы последними боевыми миссиями для Helldiver, но вероятно самыми эффективными миссиями в истории самолета.

Варианты

XSB2C-1

:Prototype, приведенный в действие на 1 700 л. с. (1 268 кВт) R-2600-8 двигатель

SB2C-1

Версия:Production для военно-морского флота Соединенных Штатов с четыре 0.50 в (12,7-миллиметровом) оружии крыла и 0.30 в (7,62-миллиметровом) спинном оружии, 200 построенных.

SB2C-1A

Обозначение:Original для армейской Воздушной версии Корпуса Соединенных Штатов, которая стала A-25A, позже используемым для 410 A-25As, переданных Корпусу морской пехоты Соединенных Штатов.

SB2C-1C

:SB2C-1 с двумя 20 мм (0.79 в) установленные крылом орудия и с гидравлическим управлением колеблется, 778 построенных.

XSB2C-2

:One SB2C-1 соответствовал двойным плаваниям в 1942.

SB2C-2

:Production пускают в ход версию самолета, 287 отмененных и не построенные.

XSB2C-3

:One SB2C-1, перемоторный с 1 900 л. с. (1 417 кВт) R-2600-20.

SB2C-3

:As SB2C-1, перемоторный с 1 900 л. с. (1 417 кВт) R-2600-20 и лопастной из четырех пропеллер, 1 112 построенных.

S2BC-3E

:SB2C-3s соответствовал радару APS-4.

SB2C-4

:SB2C-1, но оснащенный крылом мучит для восемь 5 в (127-миллиметровых) ракетах или 1 000-фунтовых (454-килограммовых) бомбах, 2 045 построенных.

SB2C-4E

:SB2C-4s соответствовал радару APS-4.

XSB2C-5

:Two SB2C-4s, преобразованный как прототипы для-5 вариантов.

SB2C-5

:SB2C-4 с увеличенной мощностью производства топлива, необрамленным скользящим навесом, tailhook фиксированный в расширенном положении и удалении радара ASB, 970 построенных (2 500 отмененных).

XSB2C-6

:Two SB2C-1Cs оснастил 2 100 л. с. (1 566 кВт) R-2600-22 двигатель и увеличенную мощность производства топлива.

SBF-1

:Canadian построил версию SB2C-1, 50 построенных Fairchild-Канадой

SBF-3

:Canadian построил версию SB2C-3, 150 построенных Fairchild-Канадой.

SBF-4E

:Canadian построил версию SB2C-4E, 100 построенных Fairchild-Канадой.

SBW-1

:Canadian построил версию SB2C-1, 38 построенных канадской компанией Car & Foundry.

SBW-1B

:Canadian построил версию для передачи в аренду к Королевскому флоту как Helldiver I, 28 самолетов, построенных канадской компанией Car & Foundry.

SBW-3

:Canadian построил версию SB2C-3, 413 построенных канадской компанией Car & Foundry.

SBW-4E

:Canadian построил версию SB2C-4E, 270 построенных канадской компанией Car & Foundry.

SBW-5

:Canadian-построенная версия SB2C-5, 85 построенных (165 отмененных) канадской компанией Car & Foundry.

Сорокопут A-25A

Воздушная версия Корпуса армии государств:United без механизма разрядника или складных крыльев и оборудования изменилась, 900 построил

Helldiver I

Обозначение военно-морского флота:Royal для 28 построенных канадцами SBW-1Bs

Операторы

  • Королевские австралийские военно-воздушные силы
  • Королевские греческие военно-воздушные силы
  • Королевские тайские военно-воздушные силы
  • Армейские военно-воздушные силы Соединенных Штатов
  • Корпус морской пехоты Соединенных Штатов
  • Военно-морской флот Соединенных Штатов

Оставшиеся в живых

Греция

Демонстрирующийся

;

SB2C-5

Таиланд

Демонстрирующийся

;

SB2C-5

Соединенные Штаты

Годный к полету

;

SB2C-5
  • 83589 — Юбилейные Военно-воздушные силы (Западное Крыло Техаса) в Грэме, Техас. Это последнее производство Helldiver, построенный в 1945, делает частые появления авиашоу. В 1982 это испытало отказ двигателя и трудную аварийную посадку, которая нанесла значительный ущерб; волонтеры CAF вставляют тысячи часов и потраченный сверх 200 000$, чтобы вернуть самолет летающему условию еще раз.

Демонстрирующийся

;

SB2C-5

При восстановлении

; A-25A Shrike/SB2C-1A

;

SB2C-3

;

SB2C-4

;

SB2C-5

Аварии

  • SB2C-4E Helldiver, принадлежащий военно-морскому флоту Соединенных Штатов, потерпел крах и горел в ненастную погоду 9 октября 1945, в то время как в пути из Нью-Кэмберленда, Пенсильвания к ее основе в Военно-морском Аэродроме Grosse Ile, Мичиган после участия в торжествах Нимица Дея, проведенных в пилоте Вашингтона, округ Колумбия Франке Кэмпбелле и стрелке Джордже Кохлмии, обоих ветеранах Второй мировой войны, были убиты в катастрофе. Остатки самолета все еще расположены на месте крушения на Холме Лавра в Городке Лигонье, Пенсильвания, в трех милях к северо-востоку от деревни Уотерфорда.
  • В январе 2010 Брэд Варни, владелец B&B Акваланг, обнаружил SB2C-1C Helldiver, который был угроблен в Маалеа залив от Южного Мауи в августе 1944. Helldiver покрыт кораллом и пропускает свою секцию хвоста. Самолет испытал проблемы со своим empennage после бомбления с пикирования маневров, которые вынудили экспериментального лейтенанта Уильяма Дилла к канаве. Это находится в 50 футах столкновения воды на восток. Место, которое защищено в соответствии с государственным законом и федеральным законом, находится в процессе того, чтобы быть отмеченным с мемориальной доской американским военно-морским флотом. Швартовка может быть установлена позже вовремя, чтобы облегчить погружения на территории.
  • 25 марта 2010 Орегонская Государственная полиция, Офис Шерифа округа Тилламук и военно-морской флот Соединенных Штатов объявили, что во время операции по регистрации около Пляжа Экипажа, Орегон, авария SB2C Helldiver была расположена. Начальные респонденты полагают, что на сцене есть возможные останки человека.
  • 19 декабря 2011 Аквалангисты недалеко от берега Юпитера, Флорида столкнулась с SB2C Helldiver в то время как под водой. Самолет главным образом неповрежден и был сочтен перевернутым с посадочным устройством, от которого отрекаются. В мае 2012 ВМС США провели съемку с самолета, возвратив пластину данных от горизонтального стабилизатора. Военно-морская История и Подводная Отрасль Археологии Команды Наследия активно пытаются определить, удобочитаемые ли числа, отпечатанные на пластине данных, и обеспечат идентификацию самолету.

Технические требования (SB2C-4 Helldiver)

См. также

Примечания

Библиография

  • Абзуг, Малкольм Дж. и Э. Юджин Ларрэби. Стабильность самолета и Контроль: История Технологий, который Сделанная Возможная Авиация (Кембриджский Ряд Космоса). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1997. ISBN 978-0-521-55236-3.
  • Эндрюс, Харальд. Curtiss SB2C-1 Helldiver, Самолет в Профиле 124. Виндзор, Беркшир, Великобритания: публикации Профиля Ltd., 1967, переизданные 1971 и 1982. Никакой ISBN
  • Дачи, самолет Питера М. Кертисса 1907-1947. Лондон: Putnam & Company Ltd., 1979. ISBN 0-370-10029-8.
  • Браун, Эрик, CBE, DCS, AFC, RN., Уильям Грин и Гордон Сванборо. «Curtiss Helldiver». Крылья военно-морского флота, Управляя Союзническим Самолетом Перевозчика Второй мировой войны. Лондон: Издательство Джейн, 1980, стр 90-99. ISBN 0 7106 0002 X.
  • Crosnier, Ален и Жан-Пьер Дюбуа. Douglas SBD-5 Dauntless & Curtiss SB2C-5 Helldiver: Bombardiers en piqué de l’Aéronautique Navale (на французском языке). Клиши ла-Гаренн, Франция: DTU sarl., 1998. ISBN 2-912749-01-8.
  • Дональд, Дэвид, американские Военные самолеты редактора Второй мировой войны. Лондон: Aerospace Publishing, 1995. ISBN 1-874023-72-7.
  • Drendel, Лу. Американские морские Бомбардировщики Перевозчика Второй мировой войны. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1987. ISBN 0-89747-195-4.
  • Ethell, Л. Джеффри. Самолет Второй мировой войны. Глазго: издатели HarperCollins, 1995. ISBN 0-00-470849-0.
  • Форсайт, Джон Ф. Хеллдиверс, пикирующие бомбардировщики ВМС США в состоянии войны. Св. Павел, Миннесота: международный Motorbooks, 1991. ISBN 0 87938 493 X.
  • Kinzey, Берт. SB2C Helldiver подробно & Масштаб, D&S Vol.52. Кэрроллтон, Техас: Публикации подразделения/Сигнала, 1997. ISBN 1-888974-04-4.
  • Ociepka, Paweł P. «Curtiss SB2C Helldiver» (на польском языке). Skrzydła w miniaturze 12. Gdańsk, Польша: авианажмите, 1995. ISSN 1234-4109.
  • Shettle, M.L. Аэродромы Корпуса морской пехоты Соединенных Штатов младшие Второй мировой войны. Бауэрсвилл, Джорджия: Schaertel Publishing Co., 2001. ISBN 0-9643388-2-3.
  • Смит, Питер К. SB2C Helldiver. Рэмсбери, Марлборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press Ltd., 1998. ISBN 1 86126 710 X.
  • Строгий, Роберт. SB2C Helldiver в Действии, Самолет Номер 54. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications inc., 1982. ISBN 0-89747-128-8.
  • Сванборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Морской Самолет Соединенных Штатов с 1911. Лондон: Путнэм, Второй выпуск, 1976. ISBN 0-370-10054-9.
  • Тейлор, Джон В. Р. «Curtiss SB2C/A-25 Helldiver». Боевой Самолет Мира с 1909 к подарку. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Путнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2.
  • Тиллман, Барретт. Единицы Helldiver Второй мировой войны. Лондон: Osprey Publishing, 1997. ISBN 1-85532-689-2.
  • Тиллман, Барретт и Роберт Л. Лоусон. Американское морское погружение и бомбардировщики-торпедоносцы Второй мировой войны. Св. Павел, Миннесота: Motor Books Publishing, 2001. ISBN 0-7603-0959-0.
  • Винчестер, Джим. «Curtiss SB2C Helldiver». Самолет Второй мировой войны: Файл фактов Авиации. Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1.

Внешние ссылки

  • Летающий SB2C Helldiver Юбилейных Военно-воздушных сил
SB2C Helldiver
  • СУЩНОСТЬ Боб Барнс: Helldivers большого E
  • «Греческая гражданская война, 1944-1949»
  • Статья рейса 1943
  • Внутренние и внешние сферические обзоры Юбилейной AF летающий музей

ru.knowledgr.com

«Хеллдайверы» в боевых действиях. SB2C Helldiver

«Хеллдайверы» в боевых действиях

Успешное использование SB2C VB-17 в боевых операциях оправдало веру ВМС в новый самолёт, а хорошие темпы выпуска SB2C-1C в Колумбусе означали, что скоро «Хеллдайвер» заменит «Донтлесс» SBD в качестве стандартного пикирующего бомбардировщика флота. Во время нападения на Трук в феврале 1944 года, «Банкер Хилл» был единственным авианосцем, вооруженным «Хеллдайверами». К июню 1944 года, в ходе Сражения в Филиппинском море, только «Энтерпрайз» и «Лексингтон» всё ещё сохраняли свои «Донтлессы». SB2C-1C поступили на вооружение эскадрилий VB-1 («Иорктаун»), VB-2 («Хорнет»), VB-8 (сменившую VB-17 на борту «Банкер Хилла»), VB-14 («Уоси») и VB-15 («Эссекс»).

К октябрю, во время Сражения в заливе Лейте, все девять эскадрилий пикирующих бомбардировщиков оперативного соединения TF 38 были вооружены «Хеллдайверами», причём все подразделения, за исключением VB-8 с «Банкер Хилл», уже были оснащены более современными «тройками» и «четвёрками». Замена «Хеллдайверов» во флотских эскадрильях облегчалась большими потерями этих машин во время Битвы в Филиппинском море. Только четыре из 51 потерянного самолёта приходятся на счёт японцев. 39 машин потеряли либо из-за выработки топлива, либо в авариях при ночной посадке на палубу. Многие критики «Хеллдайвера» считают эту цифру чрезмерной, но они не учитывают новизны самолёта для большинства эскадрилий. Той ночью по подобным причинам был потерян 21 «Эвенджер», а ведь TBF/TBM являлся стандартным торпедоносцем флота с конца 1942 года. В боях, в небе над японским флотом или островами Гуам и Рота, «Хеллдайверы» зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Один из SB2C-JC VВ-15 зацепился за последний трос тормозного барьера и со «скрипом» останавливается, «Эссекс», 20 мая 1944 года.

Варианты вооружения

одна 453-кг бомба

две 226-кг бомбы

226-кг бомба на внешней подвеске

Варианты вооружения «Хеллдайвера»

глубинная бомба

контейнер для постановки дымовой завесы

кластерная бомба

«66» из VB-2, пытающийся избежать столкновения с передней радиомачтой «Хорнета», 19 июля 1944 года.

Тот же самолет секундой позже. Экипаж остался жив, но его еще предстоит поднять на борт.

Один из недостатков самолета, за которые его не любили пилоты – SB2C-1C потерял при посадке свою бомбу, которая искорежила створки бомбоотсека, «Эссекс», 20 мая 1944 года.

Двадцать шесть SBW-1B (SB2C-1C построенные Canadian Car amp; Foundry) были поставлены 1820-й эскадрилье авиации королевских ВМС Великобритании для испытаний. Характеристики самолетов сочли неудовлетворительными и их вернули ВМС США. were. JW117 (бывший BuNo 60027) сфотографирован в Фарнборо в мае 1944 года.

Еще одним недостатком «Хеллдайверов» раннего выпуска была слабая конструкция шасси. У «13» при посадке сложилась левая стоика. «Эссекс», 20 мая 1944 года.

Аварийная команда была готова к такого рода инцидентам. Пока кран занимает исходную позицию, все свободные моряки забрались на высокорасположенное крыло.

Меньше чем за минуту «13» был поставлен на все колеса. Если бы другой самолет заходил на посадку, то никто бы не стал заниматься подъемом аварийной машины – ее просто бы сбросили за борт.

JW118 (бывший В и So 60028) снова с американскими опознавательными знаками, но еще в английской окраске. Британский флажок на киле закрашен, но сохранился серийный номер королевских ВМС.

Продувочную модель XSB2C-1 дооснастили двумя поплавками, снимок сделан 17 июля 1942 года. Испытания показали, что этой модификации необходимо увеличить площадь вертикального оперения, при ином управляемость была бы не хуже, чем у стандартного «Хеллдайвера».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

С. Иванов — SB2C Helldiver

Фонарь кабины

SB2C-3

Узлы подвески НУРС

SB2C-4

Панель приборов и коллиматорный прицел, который использовался как при стрельбе из пушек, так и при бомбометании.

Сиденье пилота и заголовник.

Правый борт кабины пилота. Видна рукоятки управления закрылками и тормозами и блок предохранителей. Большой рычаг перед ручкой управления самолетом приводил в действие механизм складывания крыла.

Правый борт задней кабины.

Интерьер кабины стрелка-радиста (пулеметы сняты). Вид по полету. К сожалению, в военное время, когда делался этот снимок, радар APS-4 считался совершенно секретным и его приемник был снят со своего обычного места (справа вверху).

Левый борт задней кабины.

Еще одна авария при посадке, еще один винт на списание, «Шангри-Ла», 1В-99, март 1945.

Лётные характеристики «Твари» часто подвергаются критике, не имеющей отношения к фактам. «Четвёрка» имела более высокую крейсерскую скорость и дальность полёта (без подвесных баков), чем «Эвенджер». Максимальная скорость также была чуть больше. Её крейсерская скорость была всего на 3 км/ч меньше, чем у истребителя «Хеллкет». Из современных «Хеллдайверу» палубных самолётов значительно превосходил его по скорости только «Корсар», способный нести такую же бомбовую нагрузку, но уступавший SB2C по дальности полёта. Можно вспомнить, что когда в 1946 году флот объединил свои эскадрильи бомбардировщиков и торпедоносцев в ударные, именно «Хеллдайверы» стали их стандартным вооружением. Короткий послевоенный срок службы SB2C объясняется созданием более современного «Скайрейдера», проектировавшегося без каких-либо ограничений на габариты в отличие от его предшественника. Из созданных в одно время с «Хеллдайвером» самолётов, дольше него оставался на службе ВМС только «Корсар».

Недавно полученный SB2C-4 со стандартными опознавательными знаками VВ-3 с «Йорктауна», февраль 1945 года. Бортовой помер продублирован на передней кромке крыла. Похоже, что окно в центральной секции фонаря получило повреждения и было наспех отремонтировано.

SB2C-4 из VB-83 с «Эссекса» складывает крыло перед тем, как зарулить на самолетоподъемник, 1 апреля 1945 года.

К середине 1945 год окраска в Glossy Sea Blue полностью сменила прежний трехцветный камуфляж. SB2C-4 из базировавшейся на «Тикондероге» VB-87 упал в воду 6 июня 1945 года.

Геометрические символы, стандартизированные в качестве опознавательных знаков в январе 1945 года, решили одни проблемы, но породили другие. Пилоты редко шали обозначения самолетов Оперативных групп, за исключением своей собственной. Попытка описать зачастую похожие обозначения при радиообмене приводили к ошибкам или большой потере времени. Поэтому 27 июля 1945 года был выпущен список «G» и на смену красивым белым полосам и фигурам пришли буквенные коды. Авиагруппа «Тикондероги» лишилась своих белых треугольников, получив взамен литеру «V».

Авианосец «Банкер Хилл», флагманский корабль адмирала Митчера при высадке на Окинаву, 11 мая 1945 года был атакован несколькими камикадзе. Погибло свыше 300 человек, а огонь с трудом удалось взять под контроль. Окутанная дымом «Тварь» из VB-84 – хорошо виден опознавательный знак авиагруппы – стрелка вверх на киле, чего не скажешь о желтом капоте и коке винта, который имели в то время самолеты «Банкер Хилла».

Антенны радара

ASB

AN/APS-4

Пять «четверок» из авиагруппы «Рэндольфа» готовятся к взлету, июль 1945 года. Эти «Хеллдайверы» из I В-16, как и многие другие самолеты, были перекрашены в Glossy Sea Blue поверх старого трехцветного камуфляжа, сохранив полосу матового Mon-Specular Sea Blue перед кабиной в качестве антибликового покрытия.

SB2C-4E позднего выпуска с «Эссекса» («F») с удлиненным тормозным крюком и радаром.

Вместо молнии авиагруппа «Шангри-Ла» получила в качестве обозначения литеру «Z», которая иногда дублировалась на правом крыле, как на снимке.

Тройка «Хеллдайверов» с «Рэндольфа» («L»), каждая из машин несет по два подвесных топливных бака, «позируют» на фоне Фудзиямы – популярный июле 1945 года аттракцион для пилотов палубной авиации.

Переход на обозначения но списку «С» проводился стихийно. Некоторые авиагруппы ввели пни обозначения немедленно, а некоторые задерживались. Пара «Хеллдайверов» с «Йорктауна» («RR»), SB2C-4E на переднем плане несет под крылом контейнер с радаром, а у машины на заднем плане подвешен топливный бак.

Эскадрилья VMSB-244 «Bombing Banshees» стала первым подразделением морской пехоты использовавшим «Хеллдайверы» в бою – 2 июня 1945 год она атаковала цели на Минданао. Пара SB2C-4S этой части сфотографирована 10 дней спустя.

Многие SB2C-4 пережили войну. Снимок этих SB2C-4E сделан вероятно в Атлантик Сити. Две машины на переднем плане сохранили двухцветный камуфляж Dark dull Gray and White использовавшийся в Атлантике (ASW Scheme II). Третий в ряду самолет принадлежал ранее эскадрилье VВ- 74.

Удлиненный тормозной крюк

Великолепно выглядящий «Хеллдайвер», полностью покрашенный в Chrome Yellow из Naval Air Maintenance Unit, Джонсонвиль, Пенсильвания.

Тройка SB2C-4E на стоянке в Кэмп Керни, Калифорния, конец 1945 года.

SB2C-4E из неизвестного подразделения резерва, возможно из Пенсильвании. О принадлежности к резерву свидетельствует оранжевая полоса вокруг фюзеляжа и отсутствие таков национальной принадлежности на нем, характерные для этих частей в первые послевоенные годы.

В конце войны «Хеллдайверы» быстро сменили «Эвенджеры» в эскадрильях торпедоносцев (VT) флота. Па снимке SBF-4E из VT-75. На этой «Твари» был заменен руль направления. Красная горизонтальная полоса ранее проходила и по рулю, а ней был номер авиагруппы белого цвета. В то время VT-75 была приписана к авианосцу «Франклин Д. Рузвельт». В рамках реорганизации, 15 ноября 1946 года, флот объединил свои бомбардировочные (1В) и торпедоносные (VT) эскадрильи, присвоив им новое обозначение VA.

profilib.org

Curtiss SBC “Helldiver” Палубный пикирующий бомбардировщик

Для замены морально стареющих расчалочных бипланов, типа Boeing F4B, ВМС США потребовали разработать новый двухместный палубный истребитель, и в 1932 году они заказали прототип компании Curtiss под наименованием XF12C-1. Этот самолет, под фирменным обозначением Curtiss Model 73, совершил свой первый полет в 1933 г. Он представлял собой моноплан с крылом парасоль, убирающимся шасси и двигателем Wright R-1510-92 “Whirlwind” 14 мощностью 625 л. с. Когда было решено использовать этот самолет в качестве разведчика, он получил обозначение XS4C-1. В январе 1934 года он стал использоваться в качестве разведывательного бомбардировщика с новым двигателем Wright R-1820 “Cyclone”. В сентябре 1934 года во время испытаний на режиме пикирования была разрушена конструкция крыла, в результате чего самолет XSBC-1, как он тогда обозначался, получил сильные повреждения. Крыло типа парасоль совершенно не отвечало требованиям пикирования при бомбометании, и поэтому был заказан новый прототип-биплан под названием XSBC-2 (Model 77) с двигателем Wright R-1510-12 “Whirlwind”14 мощностью 700 л. с. Когда в марте 1936 года был установлен новый двигатель Pratt & Whitney R-1535-82 “Twin Wasp Junior” мощностью 700 л. с.‚ самолет опять получил новое обозначение — XSBC-3. Серийная версия называлась SBC-3 “Helldiver” (Model 77A) и была в основном схожей по конструкции. ВМС США 29 августа 1936 года заказали 83 таких самолета.

Более поздний самолет SBC-3 был основой улучшенного самолета XSBC-4 (Model 77B), у которого был более мощный двигатель Wright R-1820-22. После заключения 5 января 1938 года контракта первый из 174 серийных экземпляров самолета SBC-4 в марте 1939 года был поставлен ВМС США. Пять из них было возвращено и передано в ВВС Великобритании, где они под обозначением “Cleveland”Mk.I использовались в качестве тренажеров. Недостаток 50 самолетов в ВМС США был восполнен поставкой 50 машин из французского заказа (на 90 машин). Эти самолеты по-прежнему назывались SBC-4 и отличались от стандартных моделей тем, что имели самогерметизирующиеся (при пробоинах) топливные баки.

В боевых действиях SBC “Helldiver” непосредственного участия не принимали. Хотя бипланы планировалось полностью заменить на более современные SBD “Dauntless”, их продолжали использовать в тренировочных целях вплоть до самого начала войны с Японией. К 7 декабря 1941 года в составе палубных эскадрилий VB-8 и VS-8 с авианосца “Hornet” находилось 39 самолётов этого типа (19 и 20 соответственно).

Судьба самолётов SBC-3 сложилась следующим образом. До начала войны с Японией в различных летных происшествиях было потеряно 9 пикировщиков, благо экипажам во всех девяти случаях удалось вовремя покинуть машины. До боевого применения SBC-3 дело так и не дошло – им была уготована участь стать тренировочными самолётами и в этом качестве (после списания на берег) они прослужили до 1944 г. Наибольшим количеством SBC-3 располагала авиабаза в Джексонвилле, где находилось по меньшей мере 12 самолётов, ещё 3 находилось в Мемфисе и 15 в Чикаго. Здесь пикировщики использовались только для наземного обучения и были отправлены на слом в период с 28 января 1943 г. по 31 октября 1944 г. Остальные SBC-3 успешно летали в качестве учебных бомбардировщиков и пошли на слом только в середине 1944 г. Такая же судьба была уготована и модификации SBC-4. Большей часть они послужили как учебные стенды, однако не менее 35 самолётов продолжали успешно летать: 30 из них списали летом-осенью 1943 г., а последний SBC-4 был разобран только в декабре 1944 г.

Источники:

Д.Дональд «Американские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
Peter M.Bowers «Curtiss Aircraft, 1907-1947», Naval Institute Press, 1979
Thomas E.Doll «SBC Helldiver» (In Action No.1151) Squadron/Signal Publication
Aerofiles: Curtiss
Warbird Information Exchange: For those who like «Screensavers» …

Тактико-технические данные пикирующего бомбардировщика Curtiss SBC-4 “Helldiver” :

Длина – 8,57 м
Размах крыла – 10,36 м
Площадь крыла – 29,45 м.кв.
Высота – 3,17 м
Масса пустого – 2066 кг
Масса злетная – 3211 кг
Скорость максимальная – 377 км\ч
Скорость крейсерская – 282 км\ч
Скороподъёмность — 8,28 м\с
Дальность – 950 км
Потолок – 7315 метров
Экипаж – 2 человека
Двигатель – один Wright R-1820-34 “Cyclone” 9, мощностью 950 л.с.
Вооружение – один синхронный и один турельный 7,62-мм пулеметы Browning
Бомбовая нагрузка — до 227 кг бомб

aviarmor.net

SB2C-4. SB2C Helldiver

Самой массовой модификацией «Хеллдайвера» стала «четвёрка», успевшая поучаствовать в боевых действиях на Тихоокеанском ТВД. В конструкцию этой модели включили все доработки, произведенные на «тройке», в том числе и перфорированные воздушные тормоза. А внешними отличиями были: отсутствие небольших окошек позади места пилота, пусковые установки для НУРС под консолями крыла и массивный кок винта. SB2C-4E, предназначенный для поиска и борьбы с самолётами противника, оснащался радаром AN/APS-4. Кертисс выпустила 2045 SB2C-4 (BuNo 21646-21741, 64993-65286 и 82858-83127), а ещё 270 SB W-4E (BuNo 21646-21741 u 60036-60209) и 100 SBF-4E (BuNo 31836-31935) построили в Канаде. В послевоенное время, когда они уже служили в частях резерва, некоторые SB2C-4E получили новое обозначение NSB2C-4E.

Перфорированные закрылки, введенные в середине серийного производства «тройки», стали стандартом для SB2C-4. Небольшое окно позади места пилота было заделано. Также стандартным оснащением стали узлы подвески для неуправляемых ракет (на снимке не видны).

Панель приборов SB2C-4.

Левый борт кабины пилота, по которому размещались ручка управления двигателем, управление триммера.чи рулей направления и высоты, переключатель выбора оружия и бомбосбрасыватели.

Воздушный винт

SB2C-3

SB2C-4

Фонарь кабины

SB2C-3

Узлы подвески НУРС

SB2C-4

Панель приборов и коллиматорный прицел, который использовался как при стрельбе из пушек, так и при бомбометании.

Сиденье пилота и заголовник.

Правый борт кабины пилота. Видна рукоятки управления закрылками и тормозами и блок предохранителей. Большой рычаг перед ручкой управления самолетом приводил в действие механизм складывания крыла.

Правый борт задней кабины.

Интерьер кабины стрелка-радиста (пулеметы сняты). Вид по полету. К сожалению, в военное время, когда делался этот снимок, радар APS-4 считался совершенно секретным и его приемник был снят со своего обычного места (справа вверху).

Левый борт задней кабины.

Еще одна авария при посадке, еще один винт на списание, «Шангри-Ла», 1В-99, март 1945.

Лётные характеристики «Твари» часто подвергаются критике, не имеющей отношения к фактам. «Четвёрка» имела более высокую крейсерскую скорость и дальность полёта (без подвесных баков), чем «Эвенджер». Максимальная скорость также была чуть больше. Её крейсерская скорость была всего на 3 км/ч меньше, чем у истребителя «Хеллкет». Из современных «Хеллдайверу» палубных самолётов значительно превосходил его по скорости только «Корсар», способный нести такую же бомбовую нагрузку, но уступавший SB2C по дальности полёта. Можно вспомнить, что когда в 1946 году флот объединил свои эскадрильи бомбардировщиков и торпедоносцев в ударные, именно «Хеллдайверы» стали их стандартным вооружением. Короткий послевоенный срок службы SB2C объясняется созданием более современного «Скайрейдера», проектировавшегося без каких-либо ограничений на габариты в отличие от его предшественника. Из созданных в одно время с «Хеллдайвером» самолётов, дольше него оставался на службе ВМС только «Корсар».

Недавно полученный SB2C-4 со стандартными опознавательными знаками VВ-3 с «Йорктауна», февраль 1945 года. Бортовой помер продублирован на передней кромке крыла. Похоже, что окно в центральной секции фонаря получило повреждения и было наспех отремонтировано.

SB2C-4 из VB-83 с «Эссекса» складывает крыло перед тем, как зарулить на самолетоподъемник, 1 апреля 1945 года.

К середине 1945 год окраска в Glossy Sea Blue полностью сменила прежний трехцветный камуфляж. SB2C-4 из базировавшейся на «Тикондероге» VB-87 упал в воду 6 июня 1945 года.

Геометрические символы, стандартизированные в качестве опознавательных знаков в январе 1945 года, решили одни проблемы, но породили другие. Пилоты редко шали обозначения самолетов Оперативных групп, за исключением своей собственной. Попытка описать зачастую похожие обозначения при радиообмене приводили к ошибкам или большой потере времени. Поэтому 27 июля 1945 года был выпущен список «G» и на смену красивым белым полосам и фигурам пришли буквенные коды. Авиагруппа «Тикондероги» лишилась своих белых треугольников, получив взамен литеру «V».

Авианосец «Банкер Хилл», флагманский корабль адмирала Митчера при высадке на Окинаву, 11 мая 1945 года был атакован несколькими камикадзе. Погибло свыше 300 человек, а огонь с трудом удалось взять под контроль. Окутанная дымом «Тварь» из VB-84 – хорошо виден опознавательный знак авиагруппы – стрелка вверх на киле, чего не скажешь о желтом капоте и коке винта, который имели в то время самолеты «Банкер Хилла».

Антенны радара

ASB

AN/APS-4

Пять «четверок» из авиагруппы «Рэндольфа» готовятся к взлету, июль 1945 года. Эти «Хеллдайверы» из I В-16, как и многие другие самолеты, были перекрашены в Glossy Sea Blue поверх старого трехцветного камуфляжа, сохранив полосу матового Mon-Specular Sea Blue перед кабиной в качестве антибликового покрытия.

SB2C-4E позднего выпуска с «Эссекса» («F») с удлиненным тормозным крюком и радаром.

Вместо молнии авиагруппа «Шангри-Ла» получила в качестве обозначения литеру «Z», которая иногда дублировалась на правом крыле, как на снимке.

Тройка «Хеллдайверов» с «Рэндольфа» («L»), каждая из машин несет по два подвесных топливных бака, «позируют» на фоне Фудзиямы – популярный июле 1945 года аттракцион для пилотов палубной авиации.

Переход на обозначения но списку «С» проводился стихийно. Некоторые авиагруппы ввели пни обозначения немедленно, а некоторые задерживались. Пара «Хеллдайверов» с «Йорктауна» («RR»), SB2C-4E на переднем плане несет под крылом контейнер с радаром, а у машины на заднем плане подвешен топливный бак.

Эскадрилья VMSB-244 «Bombing Banshees» стала первым подразделением морской пехоты использовавшим «Хеллдайверы» в бою – 2 июня 1945 год она атаковала цели на Минданао. Пара SB2C-4S этой части сфотографирована 10 дней спустя.

Многие SB2C-4 пережили войну. Снимок этих SB2C-4E сделан вероятно в Атлантик Сити. Две машины на переднем плане сохранили двухцветный камуфляж Dark dull Gray and White использовавшийся в Атлантике (ASW Scheme II). Третий в ряду самолет принадлежал ранее эскадрилье VВ- 74.

Удлиненный тормозной крюк

Великолепно выглядящий «Хеллдайвер», полностью покрашенный в Chrome Yellow из Naval Air Maintenance Unit, Джонсонвиль, Пенсильвания.

Тройка SB2C-4E на стоянке в Кэмп Керни, Калифорния, конец 1945 года.

SB2C-4E из неизвестного подразделения резерва, возможно из Пенсильвании. О принадлежности к резерву свидетельствует оранжевая полоса вокруг фюзеляжа и отсутствие таков национальной принадлежности на нем, характерные для этих частей в первые послевоенные годы.

В конце войны «Хеллдайверы» быстро сменили «Эвенджеры» в эскадрильях торпедоносцев (VT) флота. Па снимке SBF-4E из VT-75. На этой «Твари» был заменен руль направления. Красная горизонтальная полоса ранее проходила и по рулю, а ней был номер авиагруппы белого цвета. В то время VT-75 была приписана к авианосцу «Франклин Д. Рузвельт». В рамках реорганизации, 15 ноября 1946 года, флот объединил свои бомбардировочные (1В) и торпедоносные (VT) эскадрильи, присвоив им новое обозначение VA.

Этот SBW-4E выглядит заброшенным на стоянке в Кливленде, 1946 год. Литера «Y» может означать, что эта машина ранее входила в авиагруппу «Банкер Хилла», а может не означать ничего – от буквенных кодов отказались сразу по окончании воины, и снова ввели их только в 1947году.

Новый SB2C-5 в заводской окраске. Большой белый номер в носовой части – последние три цифры серийного номера, так что это BuNo S3520. Многочисленная белая «техничка» будет закрашена перед тем, как самолет пойдет в бой. Антибликовая панель и дорожка на крыле матового черного цвета.

Эскадрильи уВ-89. с «Энтиетама», вооруженная в конце войны SB2C-5, никогда не использовала в качестве опознавательного знака литеру «W », как предписывалось списком «G», и сохранила свои полосы.

Только ограниченное число SB2C-5 успело попасть в боевые части до окончания войны. «114» с авианосца «Лейк Чемплейн» сфотографирован 23 июня 1945 года.

SB2C-5 были приписаны к большому числу подразделений сухопутного базирования; когда в послевоенное время ВМС попытались сократить число используемых типов самолетов. SB2C- 5 из VB-153 сфотографирован в октябре 1946 года над заливам Сан-Франциско.

«Хеллдайверы» также использовались в качестве летающих лабораторий. SB2C-5 в идеальном состоянии сфотографирован на стоянке испытательного центра флота Патуксент Ривер, 1945 год. Кок винта нестандартный.

«Хеллдайвер» с желтым капотом буксируют мимо автобусной остановки на авиабазе Корпус Кристи, 1946 год. Все SB2C-5 изначально выпускались в варианте «Е», без радара, и AN/APS-4 устанавливался на них в случае необходимости, как на снимке.

Воздушный винт

SB2C-4

SB2C-5

Фонарь кабины пилота

SB2C-4

SB2C-5

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *