Ил-28: «Лётчикам всех поколений…» — Planespotting Time — LiveJournal
Разбирая свои архивы, на глаза попались фотографии памятника самолету Ил-28 в Орске, датированные 2009 г. Здесь, на площади Гагарина, он был установлен в августе 2007 г.
Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. В середине 1950-х был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации. Участвовал во множестве локальных конфликтов. За создание Ил-28 С. В. Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.
Ил-28 стал первым советским фронтовым бомбардировщиком, оснащенным полуавтоматической противообледенительной системой. 9 марта 1953 года он оказался единственным самолётом в ВВС СССР, который, в условиях облачности со снегом и дождем, смог пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И. В. Сталину. Благодаря простой и технологичной конструкции Ил-28, советская промышленность смогла производить более 100 таких реактивных бомбардировщиков в месяц. Это позволило быстро перевооружить бомбардировочную и минно-торпедную авиацию ВВС и ВМФ СССР с поршневых Ту-2.
В 2007 г. фронтовой бомбардировщик ИЛ-28 демонтирован с постамента на территории бывшего военного аэродрома «Сокол», после реставрации установлен в качестве памятника на площади им. Гагарина в Орске, как память о «космическом» (первый космонавт Ю. А. Гагарин был выпускником Оренбургского летного училища) прошлом области. Самолет, получивший в 1948 году Сталинскую премию, стоял на вооружении многих стран мира, в Китае вроде как до сих пор на боевом дежурстве.
Эта боевая машина, совершившая сотни полётов с Орского военного аэродрома «Сокол», являлась самой удачной моделью реактивного бомбардировщика в мире на тот момент. В 1949-1955 годах всего в Союзе было выпущено около 6,5 тысяч единиц ИЛ-28 различных модификаций. Реставрацию самолета выполнили специалисты Орского завода «Ормето-ЮУМЗ», а основанием мемориала служит гигантская звезда весом свыше 40 тонн. Знаменитый самолет, служивший на благо отечественной авиации, вновь устремился в небо. Установленный в сентябре 2007 года, мемориал легендарному ИЛ-28 сегодня максимально облагорожен. Асфальтовое покрытие вокруг монумента, лавочки и цветники. Самолет установлен на стеле в виде гигантской звезды весом около 40 т. Это место теперь удобно для посещений и сюда желают приходить многие. Спокойно посидеть, вспомнить былое. Ветераны военной службы, лётчики и штурманы, приходящие сюда со своими семьями, к этому месту относятся с особой теплотой. Венчает мемориал надпись «Лётчикам всех поколений…»
Фото: http://maxxdroid.dreamwidth.org/18555.html
Фото: http://maxxdroid.dreamwidth.org/18555.html
Фото с прежнего места. Аэродром «Сокол». Об аэродроме
2006 г., Михаил Лисовский (c)
Фото с сайта http://www.aviaforum.ru/
max-sky.livejournal.com
Ильюшин ил-28. фото и видео. характеристики. история. — О самолётах и авиастроении
Ил-28 есть первым советским реактивным бомбардировщиком. В Североатлантическом альянсе кодифицирован как «Гончая». Кроме этого Ил-28 есть фронтовым бомбардировщиком, талантливым носить тактическое атомное оружие.
В середине 50-х годов воображал главную ударную силу авиации СССР. Отличие самолета заключалось в его неприхотливости и надёжности в эксплуатации. Как раз за данный самолет С. его команде и Ильюшину присудили Сталинскую премию.
История самолета Ил-28
В инициативном порядке И-28 создавали в условиях борьбы с КБ Туполева. В июне 48 года вышло распоряжение правительства о проектировке бомбардировщика с ТРД-двигателями. Умелый полет примера осуществился в первых числах Июля 48 года с двигателями «Нин» британского производства компании «Роллс-Ройс».
На национальные опробования в феврале 1949 года Ил-28 попал уже с двигателями отечественного производства ВК-1 (РД-45Ф). В НИИ ВВС за все время совершили 84 полета, нашли 80 конструктивных недостатков. За четыре месяца их исправили.
В мае 1949 года на совещании у И. Сталина решили забрать бомбардировщик Ил-28 на вооружение ВВС. Ровно через год случился публичный показ самолёта. Кроме этого началось его серийная постройка. Ее развернули в Москве, Воронеже и Омске на фабриках №30, №166 и №64 соответственно. Чуть позднее начали постройку и на фабриках №18 и №1. В том же 50 году выстроили учебный вариант Ил-28У. В 51 году спроектировали Ил-28Т – торпедоносец.
А через три года на вооружение ВВС страны приняли разведывательную модификацию Ил-28Р. За все время истории самолета выпустили около 6000 экземпляров.
Конструкция воздушной автомобили
Самый популярный материал, что применяли в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из шпангоутов и стрингеров. Кабина экипажа всецело звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены простые закрылки. Элероны употребляются в качестве управления по крену.
киль и Стабилизатор стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. направления руля и Триммер элеронов управляется электрически, триммер РВ – механически (тросовая проводка и шестерёнчатые механизмы).
Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими руководили тросовой проводкой. Посредством электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя.
Неспециализированная емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.
Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 применяют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Главные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж.
Управление выпуском и уборкой шасси осуществляется гидравлически.
Вся гидросистема употребляется для привода тормозов закрылков и привода колёс. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). Посредством пневмосистемы раскрываются створки бомболюка.
В отличие от гидросистемы, воздушная совокупность распределена насосами на оба двигателя.
Источниками электричества для бомбардировщика помогают 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.
В приборное оборудование входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.
На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс».
Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».
Оружие
Из широкой номенклатуры бомб Ил-28 значительно чаще использовали ФАБ-100 (12 единиц) либо ФАБ-250М46 (8 единиц). В некоторых вариантах рассматривались ФАБ-500М46 числом двух единиц либо одна ФАБ-1500М46. Ил-28Т (торпедоносец) вооружали одной реактивной торпедой РАТ-52 либо минами АМД-500, АМД-1000 по типу «Десна» либо «Лира».
Ил-28Т применял прицел ПТН-45. К стрелковому оружию отнесли 2 пушки НР-23 неподвижного типа и 2 подвижные Ил-К6. Последние имели гидравлический привод.
Самолеты, проходившие службу в ВВС либо ВМФ СССР, красили серебрянкой, те, каковые отправляли на экспорт, – различным цветом камуфляжа.
Эксплуатировался самолет во многих государствах, в частности в Китае, Египте, Румынии, Алжире, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Афганистане, Северной Корее, Вьетнаме, Йемене, на Острове Свободы, в Марокко, Сомали, Индонезии, Сирии и Нигерии.
К концу 50-х годов самолет начали снимать с оружия и заменять его на Як-28.
Модификации:
Ил-28 – бомбардировщик фронтовой.
Ил-28А модифицирован под атомную бомбу РДС-4.
Ил-28Т должен был употребляться в качестве торпедоносца, но на вооружение так и не приняли.
Ил-28ПЛ – противолодочная модификация.
Ил-28Р – разведчик.
Ил-28РЭБ – модифицировался под радиоэлектронную борьбу.
Ил-28РТР проводил радиотехническую разведку.
Ил-28У употреблялся для учебных тренировок.
Ил-28Ш – штурмовик умелый.
Ил-28С – самолет умелый. Стреловидное крыло, двигатель ВК-5.
Ил-28ЛЛ создан в качестве летающей лаборатории.
Ил-28ЗА зондировал воздух.
Ил-28М – беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень.
Ил-28П – почтовый самолет.
Ил-28 с гусеничным шасси – самолет экспериментальный.
Ил-28 ? буксировщик мишеней.
В середине 40-ых годов прошлого столетия в СССР разрабатывался первый турбореактивный двигатель. Он стал базой для постройки бомбардировщика ИЛ-22, что должен был быть пробной моделью совсем нового, первого за историю СССР турбореактивного бомбардировщика. Но опробования предшественника легенды прошли неудачно, по причине того, что было обнаружено огромное количество недостатков.
Но это не привело авиаконструкторов в отчаянье, напротив! Они учли это и взяли то, что желали – большой опыт.
Пара лет разработки проекта, огромное количество вариантов, находки и ошибки – все это стало причиной тому, что во второй половине 40-ых годов XX века коллективом авиастроителей был создан бомбардировщик ИЛ-28. Главным конструкторам стал С.В.Ильюшин. Одним из основных преимуществ бомбардировщика стало то, что двигатели его были не отечественными, а британскими, марки «Ролз-Ройс».
Не обращая внимания на то, что конструирование и разработка заняло достаточно большое количество времени, и, казалось, что все было идеально, уже по окончании первого полета было обнаружено около 80 недостатков.
Самолет ИЛ-28. Фото.
Но кроме того это не послужило обстоятельством остановки проекта. Недостатки была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 складывался из 3-ох человек. Двигатели употреблялись уже отечественные, сделанные по примеру британских: турбореактивные ВК-1, неспециализированная тяга которых составляла 5400 кг. Большая взлетная масса была равна 23200 кг.
Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А оружие складывалось из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и разных авиабомб неспециализированной массой 3000 кг.
Эти характеристики, и то, что самолет был достаточно несложным в изготовлении, по сравнению с другими моделями, стало причиной тому, что его производством занималось целых 3 завода.
Самолет ИЛ-28. Характеристики.
Год принятия на вооружение | 1958 |
Годы производства | 1957 — 1959 |
Выпущено, единиц | 149 |
Весов безлюдного, кг | 10 500 |
Масса боевой нагрузки, кг | 4000 |
Встроенная пушка | 4?30 мм (DEFA) |
Макс. взлётная масса, кг | 20 800 |
Силовая установка | 2 ? SNECMA Atar 101ЕЗ |
Большая тяга, кН | 2 ? 34,3 |
Макс. скорость, км/ч | 950 |
Практ. дальность (без ПТБ), км | 5400 |
Практический потолок, м | 15 000 |
Благодаря опыту Второй мировой, авиаконструкторы смогли поместить экипаж так, дабы снабжать безопасность, как им, так и самому бомбардировщику. Было введено дистанционное управление, и автопилот. Это требовалось чтобы пилот был лишь один, что разрешило снизить размеры самолета, если сравнивать с ИЛ-22.
Кроме этого на самолете было установлено модернизированное навигационное оборудование.
Самолет ИЛ-28. Видео.
Все это стало причиной тому, что ИЛ-28 стал известным, замечательных, и любимых армейскими бомбардировщиком. На его примере было выстроено огромное количество аэропланов, испытаны многие ракеты, бомбы и другие боеприпасы. Данный фронтовой бомбардировщик стал воистину легендарным и покинул величайший след в истории авиации СССР.
Боевые самолеты
Самолет ОКБ Ильюшина
Основные технические данные самолета ИЛ-28
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
Туполев ту-80. фото. история. характеристики.
Огромная заслуга в советском авиастроительстве 40-х годов отводится самолету Ту-4, скопированному с американского бомбардировщика В-29. Но этот самолет с…
Яковлев як-28. фото и видео. история и характеристики.
Як-28 – коммунистический реактивный многоцелевой армейский самолет, кодифицированный в Североатлантическом альянсе как «Пивовар». «Двадцать восьмой»…
Ту-22. фото и видео. характеристики.
Ту-22, что по кодификации НАТО стал называться «Ослепитель», ? дальний коммунистический сверхзвуковой бомбардировщик, создан в ОКБ Туполева и…
Ильюшин ил-30. фото. история и характеристики.
По окончании завершения постройки умелого Ил-28 во второй половине 40-ых годов XX века коллектив КБ С. Ильюшина сразу же перешел к разработке…
Антонов ан-22. фото и видео, история, характеристики самолета
Советскими конструкторами был создан тяжелый грузовой самолет модели Ан-22, что был оснащен турбовинтовыми двигателями. В литературе довольно часто…
Туполев ту-2. фото и видео. история и характеристики.
Ту-2 (АНТ-58, самолет «103»), что по кодификации НАТО стал называться «Летучая мышь», ?коммунистический двухдвигательный дневной скоростной…
stroimsamolet.ru
Ил-28 — Википедия
Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия[1].
В середине 1950-х годов был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации. Участвовал во множестве локальных конфликтов.
За создание Ил-28 С. В. Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.
История создания и производства[править]
Разработка Ил-28, спроектированного в инициативном порядке, шла в условиях жёсткой конкуренции с ОКБ Туполева.
Постановление Правительства о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями в ОКБ-240 вышло в июне 1948 года. Первый полёт машины с английскими двигателями «Нин» фирмы «Ролс-Ройс» состоялся 8 июля 1948 года. Госиспытания начались в феврале 1949 года, уже с отечественными двигателями ВК-1 (РД-45Ф). Во время испытаний в НИИ ВВС выполнено 84 полёта с общей продолжительностью 75 часов. По результатам испытаний было записано 80 конструктивных дефектов, на устранение которых ушло около четырёх месяцев.
Вместе с Ил-28 в испытаниях также участвовали трёхдвигательные Ту-73 и Ту-78, которые оснащались многочисленным оборонительным вооружением аналогично поршневому Ту-2. По сравнению с Ил-28 у этих бомбардировщиков был больше экипаж, масса и габариты при аналогичной боевой нагрузке. Впоследствии конструкторским бюро Туполева был представлен Ту-14, двухдвигательный бомбардировщик с экипажем из 3 человек и одной кормовой пушечной установкой. Ту-14 обладал несколько большей дальностью полета, но был значительно сложнее в производстве и эксплуатации.
В середине мая 1949 года вопрос принятия на вооружение первого реактивного фронтового бомбардировщика обсуждался на специальном заседании у И. В. Сталина. Сталин после детального рассмотрения представленных данных, выслушал точки зрения военных и принял на вооружение Ил-28. Одновременно было принято решение об увеличении скорости полёта Ил-28 до 900 км/ч за счёт установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс.
8 августа 1949 года доработанный самолёт с новыми двигателями ВК-1 вновь вышел на испытания, по результатам которых было рекомендовано принять машину на вооружение и начать серийную постройку. Войсковые испытания проводились на первых построенных машинах в Московском ВО.
9 мая 1950 состоялся публичный показ Ил-28 — пролёт полка самолётов над Красной площадью г. Москвы. Производство было организовано на заводах № 30 в Москве, № 166 в Омске и № 64 в Воронеже. Дополнительно производство самолётов было развёрнуто ещё на двух авиазаводах — № 1 и № 18.
В 1950 году был построен первый экземпляр учебного самолёта Ил-28У. В 1951 году вышел на испытания торпедоносец Ил-28Т. В 1954 году поступил на вооружение разведчик Ил-28Р. Всего было выпущено порядка 6000 экземпляров.
Описание конструкции[править]
В конструкции самолёта широко применялся алюминиевый сплав (дюраль) Д16Т. Силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров. Кабина герметизирована и звукоизолирована. Крыло прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное, с углом установки 3 град и поперечным V 38 мин. Профиль крыла — СР-5С с относительной толщиной 12 %. Механизация крыла — обычные закрылки с углом отклонения 50 град. на посадке и 20 — на взлёте. Для управления по крену использовались элероны. Киль и стабилизатор стреловидные, симметричного профиля NACA-00. Угол стреловидности киля по линии фокусов — 41 град, стабилизатора — 30 град. Управление триммером руля направления и элеронов — электрическое, триммера РВ — механическая тросовая проводка и шестеренчатые механизмы.
Вид на самолёт спереди. Хорошо видно обтекатели коробки агрегатов двигателей ВК-1Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом. Управление двигателями — с помощью тросовой проводки. Раскрутка двигателей при запуске от электростартеров. Топливная система состоит из фюзеляжных мягких резиновых баков общей ёмкостью 7908 л.
Шасси трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией. Гидравлическая жидкость амортизаторов — спиртоглицериновая смесь Ил-660. Передняя нога убирается назад в фюзеляж, основные стойки — вперёд, в мотогондолы. Управление уборкой-выпуском шасси — от воздушной системы, позже заменённое на гидравлику.
Гидросистема применяется для привода тормозов колёс на основных стойках и привода закрылков. Гидронасос установлен только на левом двигателе. В качестве рабочей жидкости применяется масло МВП, около 45 литров. В случае отказа гидросистемы от пневмосистемы можно выпустить закрылки и использовать аварийное торможение колёс. Также воздухом открывались створки грузоотсека (бомболюка). Насосы воздушной системы установлены на обоих двигателях, кроме того, имеются аварийные баллоны со сжатым воздухом.
В качестве источников электроэнергии на самолёте установлены два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30.
Радиооборудование самолёта — РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.
Приборное оборудование — гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95. Также имелся автопилот АП-5.
На разведчиках устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. В дальнейшем РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (Постановление Правительства от 12 декабря 1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».
Кормовая турель со спаренными пушками НР-23Бомбовое вооружение самолёта включало 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46), в грузоотсеке. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. В дальнейшем применялась внешняя подвеска для двух торпед. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана. Стрелковое вооружение включало две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.
Все самолёты окрашивались «серебрянкой», поставляемые на экспорт — в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).
На стоянке из-за отсутствия давления в гидросистеме стволы пушек в корме самопроизвольно опускались вниз.
Из-за отсутствия какой либо автоматики запуска и розжига двигателей все операции приходилось выполнять вручную, каждый раз рискуя «сжечь» двигатель. Так как существовал существенный разброс параметров для каждого конкретного двигателя, то часто запуск перед вылетом производил не лётчик, а техник, как лицо наиболее знающее свою машину.
Египетский Ил-28 наносит удар по позициям израильской армии в Синае во время войны на истощениеСамолёт оказался технически надёжным и приятным в управлении, и при этом достаточно манёвренным и прощающим «хулиганство». Помимо эксплуатации в ВС СССР, самолёт поставлялся в Китай, где в дальнейшем было освоено его производство на авиазаводе в Харбине. Китайская копия получила обозначение Н-5 (шесть китайских машин купила Румыния). В Финляндии летали 4 самолёта Ил-28 — буксировщиков мишеней.
В 1955 году 30 самолётов получил Египет. Также машина эксплуатировалась в Алжире, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Вьетнаме, Северной Корее, Йемене, Марокко, Кубе, Сомали, Сирии, Нигерии, Индонезии. В Афганистане вполне успешно воевали афганские экипажи 335-го смешанного авиаполка, и самолёт проявил себя достаточно хорошо в условиях гористой местности.
В СССР Ил-28 довольно быстро, уже к концу 1950-х годов начал сниматься с эксплуатации и заменяться на Як-28, в ряде полков — Ту-16. Значительное число ещё совершенно новых машин было экстренно списано и варварски утилизировано в самые кратчайшие сроки — потоптано тракторами и бульдозерами прямо на стоянках, что вызывало обиды, непонимание и просто резко негативную реакцию среди личного состава авиаполков (во время т. н. «Хрущёвской оттепели», когда вооружённые силы были сокращены на 1,2 млн человек). Некоторая часть самолётов была передана в лётные училища, в качестве учебных машин, и получила самые лестные отзывы. Лишь очень небольшая часть парка была переоборудована в буксировщики мишеней и прослужила до начала 1980-х годов. Также часть самолётов была переоборудована в радиоуправляемые летающие мишени Ил-28М, которые использовались при практических стрельбах ракетчиков ПВО.
Ил-28 использовался и в гражданских целях. Для переподготовки пилотов ГВФ с поршневой на реактивную технику (на Ту-104) некоторое количество Ил-28 были демилитаризованы и окрашены под стандарт «Аэрофлота», и использовались для перевозки почты и матриц печати из Москвы. Летом 1979 года такой самолёт можно было регулярно видеть стоящим на перроне в аэропорту Толмачево (г. Новосибирск). Почтовые самолёты по документации проходили как Ил-20.
СССР[править]
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-28 | Фронтовой бомбардировщик. |
Ил-28А | Бомбардировщик-носитель тактической ядерной бомбы РДС-4 «Татьяна» мощностью 30 кт. |
Ил-28ЗА | Зондировщик атмосферы. |
Ил-28ЛЛ | Летающая лаборатория для доводки РЛС «Сокол». |
Ил-28М | Радиоуправляемый беспилотный самолёт-мишень. Использовался на полигонах для тренировки ракетчиков ПВО. |
Ил-28П | Конверсия в почтовый самолёт. Широко использовался для переучивания (перехода) на реактивную технику в ГВФ. |
Ил-28ПЛ | Противолодочный самолёт. |
Ил-28Р | Фронтовой разведчик. |
Ил-28РТР | Самолёт радиотехнической разведки. |
Ил-28РЭБ | Самолёт радиоэлектронной борьбы. |
Ил-28С | Опытный, с двигателями ВК-5 и стреловидным крылом. |
Ил-28Т | Торпедоносец. В связи со снятием типа с вооружения модификация доведена не была, на вооружение не принималась. |
Ил-28У | Учебно-тренировочный бомбардировщик. |
Ил-28Ш | Опытный штурмовик. |
Ил-28 на гусеничном шасси | Экспериментальный самолёт для исследования расширения эксплуатационных возможностей. |
Ил-28 — буксировщик мишеней | Демонтирована кормовая стрелковая установка, вместо неё установлена тросовая лебёдка с выпускаемым конусом-мишенью на 2800 метров. Вместо бомб возил сбрасываемые свободнопадающие мишени. |
Китай[править]
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
H-5 | Нелицензионная копия Ил-28. |
H-5A | Бомбардировщик модифицированный для применения ядерного оружия. |
HD-5 | Самолёт радиоэлектронной борьбы. |
HZ-5 | Фронтовой разведчик. |
HJ-5 | Нелицензионная копия Ил-28У. |
B-5 | Экспортное обозначение H-5 |
Чехословакия[править]
В Чехословакии Ил-28 строился по лицензии компанией «Авиа». Всего было построено более 200 самолётов.
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
B-228 | Копия Ил-28. |
CB-228 | Копия Ил-28У. |
Тактико-технические характеристики[править]
Технические характеристики[править]
Лётные характеристики[править]
Вооружение[править]
- Пушечное:
- 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол
- 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол
- Бомбовая нагрузка: (во внутреннем бомбоотсеке)
- нормальная: 1000 кг
- максимальная: 3000 кг
Сравнение с аналогами[править]
Ил-28 | Ту-14 | English Electric Canberra[2] | Martin B-57 Canberra[3] | Sud-Ouest 4050 Vautour IIB[4] | |
---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||
Год принятия на вооружение | 1950 | 1951 | 1951 | 1954 | 1958 |
Годы производства | 1949 — 1955 | 1951 — 1953 | 1950 — 1962 | 1953 — 1957 | 1957 — 1959 |
Выпущено, единиц | 6316 | 147 | 949 | 403 | 149 |
Масса пустого, кг | 12 890 | 14 930 | 9820 | 12 290 | 10 500 |
Масса боевой нагрузки, кг | 3000 | 3000 | 2700 | 4500 | 4000 |
Встроенная пушка | 4 × 23-мм НР-23 | 4 × 23-мм НР-23 | 4 × 20-мм HS.404 | 4 × 20-мм M39 | 4×30 мм (DEFA) |
Макс. взлётная масса, кг | 23 200 | 25 930 | 24 950 | 25 790 | 20 800 |
Силовая установка | 2 × ВК-1 | 2 × ВК-1 | 2 × Rolls-Royce Avon R.A.7 Mk.109 | 2 × Wright J65-W-5 | 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ |
Максимальная тяга, кН | 2 × 26,5 | 2 × 26,5 | 2 × 32,9 | 2 × 32,2 | 2 × 34,3 |
Макс. скорость, км/ч | 906 | 845 | 933 | 935 | 950 |
Практ. дальность (без ПТБ), км | 2370 | 2930 | 5400 | 4500 | 5400 |
Практический потолок, м | 12 500 | 11 300 | 14 600 | 13 745 | 15 000 |
Достоинства[править]
Недостатки[править]
Общий вывод[править]
Боевое применение[править]
Применялись ВВС Нигерии в ходе гражданской войны. Жертвами ковровых бомбардировок с их участием стали более 2000 мирных жителей[5].
В ходе Шестидневной войны большая часть арабских Ил-28 (27 египетских и 2 сирийских) была уничтожена внезапным ударом израильской авиации на аэродромах[6].
Использовались ВВС Демократической Республики Афганистан в ходе гражданской войны.
Страны-эксплуатанты Ил-28 Ил-28У ВВС Египта, 1981 год Ил-28, ранее состоявший на вооружении ВВС Ирака, 2007 год Harbin H-5 на хранении на аэродроме в Тиране, 2007 год- СССР — начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт Тамбовского, Оренбургского летных училищ и Челябинского училища штурманов.
- Албания — в 1957 году был приобретён один Ил-28, который в 1971 году был обменян в Китае на H-5. Тот, в свою очередь, оставался в строю до 1992 года. Оба самолёта преимущественно использовались в качестве буксировщика мишеней[7].
- Алжир — в 1964 году ВВС Алжира приобрели 12 Ил-28[8].
- Афганистан — на вооружении 335-го смешанного авиаполка находилось до тридцати двух Ил-28, которые базировались в Шинданде. Ил-28 применялись в боевых действиях до января 1985 года, когда во время диверсии моджахедов с помощью подкупленной охраны в аэропорту практически все бомбардировщики были уничтожены[9][10][8].
- Болгария — с 1955 по 1974 год на вооружении ВВС Болгарии находилось четырнадцать Ил-28Р и один Ил-28У[11].
- Венгрия — ВВС Венгрии имели на вооружении один авиаполк Ил-28 (37 единиц)[12].
- Вьетнам — на вооружение 929-й бомбардировочной эскадрильи в 1966—1968 годах поступили двенадцать Ил-28, два Ил-28Р и два Ил-28У. Кроме этого, при захвате кампучийской авиабазы Почетонг 7 января 1979 года вьетнамцам достались два трофейных H-5[8][12].
- ГДР ГДР
- Египет — в общей сложности Египет приобрёл тридцать Ил-28, два Ил-28У и около пятидесяти чехословацких В-228 и CB-228. Первые десять Ил-28 прибыли в Египет в 1955 году, а к началу Шестидневной войны этими бомбардировщиками было укомплектовано четыре бомбардировочных и одна разведывательная эскадрилья. В середине 1970-х Илы были сняты с вооружения[8][12][13].
- Индонезия
- Ирак — 2-я бомбардировочная эскадрилья ВВС Ирака была вооружена бомбардировщиками Ил-28. Последние самолёты этого типа использовались как учебные до конца девяностых[8][13].
- Южный Йемен — в 1962 году ВВС Южного Йемена получили небольшую партию бомбардировщиков Ил-28 из СССР[12].
- Кампучия — после прихода Пол Пота к власти ВВС Кампучии получили несколько H-5[8].
- КНДР — в самом конце войны в Корее ВВС КНДР получили Ил-28, а в конце 1960-х H-5 из Китая[8].
- КНР — незадолго до окончания войны в Корее ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, торпедоносцы Ил-28Т, разведчики Ил-28Р и учебные Ил-28У. После разрыва отношений с СССР, используя поставленные Ил-28 и документацию для проведения ремонтных работ, китайские инженеры восстановили технологию производства Ил-28, после чего самолёт запустили в серию. Один Ил-28 Китай обменял у Албании на H-5 собственного производства[8].
- Куба — во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубу были отправлены сорок два бомбардировщика Ил-28. Эскадрилья Ил-28А (шесть самолётов) из состава ВВС и торпедоносный авиаполк (тридцать самолётов) из состава ВМФ (5-й флот). Однако после разрешения кризисной ситуации бомбардировщики были возвращены в СССР[14].
- Марокко — четыре Ил-28 были поставлены в 1961 году. Списаны вскоре после разрыва отношений между СССР и Марокко[15].
- Нигерия — в 1969 году Нигерия получила шесть Ил-28[12].
- Польша — с 1952 года ВВС Польши получили восемьдесят боевых Ил-28, а также шестнадцать учебно-тренировочных Ил-28У и несколько Ил-28Р. ВМС Польши получили Ил-28Т и Ил-28Р. Польше несколько Ил-28 своими силами переоборудованы в вариант, схожий с Ил-28РТР, для ведения радиотехнической разведки. Последние польские Ил-28 были сняты с вооружения в 1977 году[8][16].
- Румыния — в 1955 году ВВС Румынии получили бомбардировщики Ил-28 и Ил-28У. Затем они были дополнены китайскими H-5 и HJ-5[8][17]. H-5 и HJ-5 в качестве буксировщика мишеней использовали до 2001 года.
- Сирия — в конце 1950-х ВВС Сирии получили небольшое количество Ил-28[12].
- Сомали — в 1974 году ВВС Сомали получили до десяти Ил-28[18].
- Финляндия — с 1960 года ВВС Финляндии эксплуатировали четыре разведывательных Ил-28Р, после 1966 года их использовали в качестве буксировщиков мишеней[8].
- Чехословакия Чехословакия — первые Ил-28 прибыли в Чехословакию в 1955 году, ВВС Чехословакии получили также учебные и разведывательные самолёты. Кроме этого, Ил-28 строили в ЧССР по лицензии под обозначением B-228. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1966 году. В разведывательных частях и училищах они прослужили до 1973 года[8].
Сохранившиеся экземпляры[править]
Фото | Тип | Бортовой номер | Местонахождение |
---|---|---|---|
Ил-28 | 40 | г. Токмак, Чуйская область, Киргизия | |
Фото | Ил-28 | 38 | Скулте, Латвия |
Фото | Ил-28 | 16 | Центральный музей Вооружённых Сил, Москва |
Фото | Ил-28 | Музей Иркутского авиазавода, Иркутск | |
Фото | Ил-28 | 07 | Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область |
Фото | Ил-28 | 01 | пос. Катунино, Архангельская область |
Фото | Ил-28 | 01 | Площадь им. Гагарина, Орск |
Ил-28Р | 33 | Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск | |
Фото | Ил-28Р | 01 | Музей техники Вадима Задорожного, Московская область |
Ил-28Р | 01 | База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов | |
Ил-28 | 04 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино | |
Ил-28 | 08 | г. Петровск, Саратовская обл. | |
Фото | Ил-28У | без б/н | ул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область |
Фото | Ил-28 | 15 | в/ч 95109, Выборг |
Фото | Ил-28 | 21 | Аллея авиаторов ГЛАУ, Кировоград, Украина |
Ил-28 | с. Чайкино, Джанкойский район, Украина | ||
Фото | Ил-28 | 26 | с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым |
Фото | Ил-28 | 30 | аэродром Балтимор, Воронеж |
Фото | Ил-28 | 30 | ЧВВАУШ, Челябинск |
Фото | Ил-28 | 42 | г. Черняховск, Калининградская обл. |
Ил-28 | 55 | пос. Чкаловск, Калининградская обл. | |
Фото | Ил-28 | 01 | аэродром Кречевицы, Новгородская обл. |
Ил-28У | 0501 | Прага, Чехия | |
Ил-28 | 6926 | Прага, Чехия | |
Фото | Ил-28Р | 2404 | Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия |
Ил-28 | 4 | Познань, Польша | |
Ил-28Р | 72 | Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша | |
Фото | Ил-28У | S3 | Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша |
Фото | Ил-28 | 10 | Витково, Польша |
Фото | Ил-28 | 47 | Лодзь, Польша |
Фото | Ил-28 | 52 | Колобжег, Польша |
Фото | Ил-28Р | 69 | Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша |
Фото | Ил-28Р | 65 | Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша |
Ил-28Р | NH-4 | Центральный музей авиации, Финляндия | |
Ил-28Б | 208 | Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия | |
Ил-28 | 50 | Военный музей, Джонув, Польша | |
Ил-28 | Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область. | ||
Фото | Ил-28 | 30 | Шагол (аэродром), Челябинск, Россия |
Фото | Ил-28 | 7 | Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия |
Фото | Ил-28Р | 43 | Пловдив, Болгария |
Фото | Ил-28 | 55 | Сольнок, Венгрия |
Фото | Harbin HJ-5 | 408 | Фетешти, Румыния |
Фото | Harbin H-5R | 308 | Фетешти, Румыния |
Фото | Harbin H-5 | Бакэу, Румыния | |
Фото | Ил-28 | 405 | Бухарест, Румыния |
Фото | Ил-28 | 038 | Чхонджу, Южная Корея |
Авиационные происшествия с участием самолёта[править]
- 12 сентября 1957 года Ил-28 потерпел катастрофу во время испытательного полёта недалеко от села Покровское Московской области (ныне Вороновское поселение Москвы). Погибли три человека: лётчик-испытатель 3-го класса К. Б. Кабатов, штурман-испытатель В. Б. Горемыкин и бортрадист И. Н. Понкратьев[19][20].
Интересные факты[править]
- Турбореактивный двигатель РД-45, установленный на прототип Ил-28, представлял собой лицензионную копию британского Rolls-Royce Nene, лицензия на который была приобретена в 1946 году[21]. Советская копия, получившая обозначение РД-45, после доработки конструкции выпускалась серийно под обозначением ВК-1. После модернизации тягу двигателя удалось увеличить на 30 %. За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В. Я. Климову, С. П. Изотову и Н. Г. Костюку была присуждена Сталинская премия 1-й степени. На большинство Ил-28 устанавливался доработанный двигатель ВК-1А, который отличался увеличенным до 150 часов ресурсом, а с 6-й серии — до 200 часов.
- Ил-28 стал первый советским фронтовым бомбардировщиком, оснащённым полуавтоматической противообледенительной системой. 9 марта 1953 года он оказался единственным самолётом в ВВС СССР, который, в условиях облачности со снегом и дождём, смог пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И. В. Сталину.
- Благодаря простой и технологичной конструкции Ил-28, советская промышленность смогла производить более 100 таких реактивных бомбардировщиков в месяц. Это позволило быстро перевооружить бомбардировочную и минно-торпедную авиацию ВВС и ВМФ СССР с поршневых Ту-2.
- ↑ В Иркутске восстановили самолет Ил-28
- ↑ Canberra
- ↑ B-57A/C Canberra
- ↑ SO.4050 Vautour IIB
- ↑ Авиация в гражданской войне в Нигерии
- ↑ Н.Якубович, Первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Атомный «мясник» Сталина, стр.70
- ↑ Albania Air Force: Aviation Regiment 4020 (7594 Regiment)
- ↑ 8,008,018,028,038,048,058,068,078,088,098,108,11 Якубович Н. В. Бомбардировщик Ил-28. Часть 2. // Авиаколлекция (приложение к журналу «Моделист-конструктор»). — 2006. — № 6. — С. 27—30.
- ↑ Ил-28
- ↑ Фронтовой бомбардировщик Ил-28
- ↑ Bulgaria Air Force
- ↑ 12,012,112,212,312,412,5 Егоров Ю. А., Котлобовский А. В.. Удачный самолёт, которому не везло. // Авиация и время. — 1997. — № 1. — С. 16—20.
- ↑ 13,013,1 ACIG:Arab Air Forces on 5 June 1967.
- ↑ Robert F. Kennedy Thirteen Days. A Memoir of the Cuban Missile Crisis. — New York: W. W. Norton and Company, 1969. — P. 27.
- ↑ Royal Moroccan Air Force
- ↑ Музей польской авиации в Кракове
- ↑ Romania, 1989
- ↑ ACIG:Ogaden War, 1977—1978.
- ↑ Кабатов Константин Борисович | Энциклопедия испытателей
- ↑ Яндекс. Народная карта
- ↑ ВК-1
- Якубович Н. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 (рус.) // Крылья Родины. — М., 2003. —. — ISSN 0130-2701.
- Сергеев Ю. Классик фронтовой авиации. Ил-28 признан лучшим фронтовым бомбардировщиком (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. —. —. — ISSN 0130-2701.
- Егоров Ю., Котлобовский В. Удачный самолёт, которому не везло (рус.) // Авиация и Время. — Киев, 1997. —.
www.wikiznanie.ru