Что представляет собой истребитель F-35A, сгоревший в США? | Справка | Вопрос-Ответ

В воскресенье, 24 сентября, на американской авиабазе Mountain Home в штате Айдахо во время учений загорелся новейший истребитель F-35A.

По предварительным данным, возгорание произошло в хвосте самолета. Пожарным удалось оперативно ликвидировать возгорание. В результате никто не пострадал. Пилот и три авиаинженера, находившиеся на борту, доставлены в больницу для осмотра.

Напомним, что неделю назад военно-воздушные силы США временно приостановили эксплуатацию десяти истребителей пятого поколения F-35. Причиной стали механические дефекты в изоляции системы охлаждения топливных баков. Недостатки были выявлены в 57 истребителях, 15 из них уже были сняты с конвейера и поставлены на вооружение. F-35 отозвали спустя месяц после того как было объявлено об их боеготовности.

Lockheed Martin F-35 Lightning II  («Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II») — малозаметный истребитель-бомбардировщик, обладающий характерными признаками самолётов пятого поколения: пониженной радиолокационной заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункциональностью, полным набором бортовых сенсоров, работающих на разных физических принципах. Первый F-35 Lightning II поднялся в воздух в октябре 2010 года.

Разработан американской фирмой «Lockheed Martin». Финансированием проекта занимаются не только США, но и Великобритания, Италия, Нидерланды, Австралия, Канада, Турция, Норвегия и Дания. В разработке самолета также принимали участие российские авиаконструкторы, ранее работавшие над ЯК-141.

Вариации

При разработке ставилась цель создать тактическую машину, которая смогла бы одинаково успешно вести бой в воздухе и наносить удары по наземным целям. Однако вместо одного самолета спроектировали три варианта истребителя.

F-35A Lightning II — наземный истребитель с обычными взлётом и посадкой для нужд ВВС США. F-35B Lightning II — машина с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании. Самолёт предназначен для действий с небольших авианесущих кораблей и с полевых площадок непосредственно у линии фронта. F-35C Lightning II — палубный вариант с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер, разработанный для нужд ВВС США.

Конструктивные особенности

Истребитель F-35 оснащен двигателем «Pratt & Whitney F135», разработанным при участии «Rolls-Royce Defence». Эта установка позволяет производить манёвры при полном вооружении с заполненными топливными баками с перегрузкой в 9 единиц.

На истребителе установлены шесть инфракрасных датчиков, расположенных на фюзеляже. Эта электронно-оптическая система (ЭОС) позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, обнаруживать точки пуска ракеты, предупреждать о ракетной атаке самолёта, осуществлять навигацию при полёте.

Для широкого обзора и целеуказания используется всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения. Она обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей.

Руководство компании Lockheed Martin заявляют, что истребитель способен совершать полёт со скоростью в 1,2 раза превышающей скорость звука на протяжении 240 км без включения системы форсажа.
Для F-35 Lightning II был специально разработан шлем пилота. Изображение передается непосредственно на визоры, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Он позволяет видеть ночью, автоматически переключаться между видеорежимами.

F-35А ВВС США. Фото: Public Domain

Вооружение

На F-35  установлена авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм, боекомплект составляет от 180 до 220 снарядов в зависимости от модификации.

В основу вооружения F-35 входят ракеты класса воздух-воздух, крылатые ракеты, корректируемые бомбы весом до 910 кг, управляемые авиационные бомбы и противотанковые ракеты. Истребитель может запускать ракеты и бомбы из внутренних отсеков на своих максимальных сверхзвуковых скоростях.

К 2017 году производители планируют дополнить вооружение самолета тактической ядерной бомбой.

Тактико-технические характеристики Lockheed F-35 Lightning II

Экипаж: 1 человек

Длина:
F-35A: 15,7 м
F-35B: 15,7 м
F-35C: 15,6 м

Размах крыла:
F-35A: 10,7 м
F-35B: 10,7 м
F-35C: 13,1 м

Высота:
F-35A: 4,33 м
F-35B: 4,33 м
F-35C: 4,54 м

Площадь крыла:
F-35A: 42,7 м
F-35B: 42,7 м
F-35C: 62,1 м

Масса:

пустого:
F-35A: 14200 кг
F-35B: 15800 кг
F-35C: 17200 кг

нормальная взлётная масса:


F-35A: 24350 кг
F-35B: 22240 кг
F-35C: 25896 кг

максимальная взлетная масса:
F-35A: 31800 кг
F-35B: 27000 кг
F-35C: 31800 кг

масса топлива:
F-35A: 8382 кг
F-35B: 6352 кг
F-35C: 9110 кг

Двигатель:

тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)

тяга:
максимальная: 1 x 12460 кгс
на форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)

Максимальная скорость: 1700 км/ч (1,6 М)

Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)

Дальность полета:

F-35A: 2200 км
F-35B: 1670 км
F-35C: 2520 км

Продолжительность полёта: 2,6 ч

Практический потолок: 18200 м

Скороподъемность 12000 м/мин

Максимальная эксплуатационная перегрузка:
F-35A: +9 G
F-35B: +7,5 G
F-35C: +7,5 G

Вооружение

Пушечное:
F-35A: 1 x 20-мм авиационная пушка M61 Vulcan
F-35B: 1 x 25-мм авиационная пушка GAU-22 в подвесном контейнере

Боевая нагрузка: 8100 кг

Точки подвески:

внутренних: 4
внешних: 6

Ракетное вооружение:

УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM.

aif.ru

F-35 Lightning II: впечатляющий прорыв или эпичный «фэйл» американского ВПК

В наши дни основу истребительной авиации составляют машины четвертого поколения. А некоторые страны победнее и «попроще» до сих пор пользуются самолетами третьего поколения. И только США имеют на вооружении истребители последнего пятого поколения – F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Россия, Китай, Япония в этой области находятся «в погоне за лидером», их аналоги пребывают сейчас на стадии разработки или испытаний.

Американский «Раптор» был принят в эксплуатацию в 2005 году и сегодня спокойно несет военную службу, хотя серийное производство этой машины давно закончено. А вот его «собрат» по пятому поколению F-35 Lightning II до сих пор не может окончательно «встать на крыло», хотя первый полет эта машина совершила еще в начале прошлого десятилетия.

Американцам не привыкать к громким скандалам вокруг деятельности военного ведомства и ВПК, но даже для них ситуация вокруг F-35 кажется явным перебором. Общую стоимость этой программы некоторые эксперты оценивают на уровне 1 трлн (!!!) долларов. И при таких затратах результат получается, мягко говоря, не совсем однозначный. В прошлом году в Пентагоне заявили, что истребитель исчерпал всё время и средства, которые были отпущены на его разработку…

Дональд Трамп, будучи еще кандидатом в президенты, неистово критиковал Joint Strike Fighter (так называется программа создания F-35). А оказавшись в Белом доме, он пообещал американцам заставить воротил ВПК умерить свои аппетиты…

В России F-35 получил обидную для боевого самолета кличку «пингвин». Для наших «диванных» патриотов он уже давно стал излюбленной темой для насмешек и доказательством тому, что военные бюджеты умеют лихо «пилить» не только в России. Да и как здесь не злорадствовать, если сами американцы регулярно находят в конструкции F-35 все новые и новые «баги».

С другой стороны, в прошлом году было заявлено о базовой готовности модификации «А» самолета, две другие обещают подтянуть уже к следующему году. F-35 потихоньку начинают разбирать партнеры по программе: счастливыми обладателями этой «чудо-машины» стали англичане, евреи, австралийцы, японцы и голландцы. Израиль уже успел применить F-35 в Сирии и помешать ему не смогли ни ВВС Асада, ни хваленные российские С-400. Командующий израильских ВВС назвал этот самолет «настоящим прорывом»…

Эксплуатация машины официально началась в 2012 года, и за это время не произошло ни одного серьезного инцидента, который бы привел к потере летчика или самолета. И это притом, что F-35 успели налетать гораздо больше 50 тыс. часов. А в учебных боях с лучшими истребителями четвертого поколение «Лайтинги» выносили их просто «в одни ворота».

Так что же такое F-35? Настоящий прорыв или эпичный «фэйл» американского авиапрома? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться с концепцией этой машины, ибо она действительно революционна и крайне амбициозна.

И швец, и жнец, и на дуде игрец…

F-35 – это целое семейство многоцелевых самолетов пятого поколения, созданное в ходе реализации программы Joint Strike Fighter (JSF), что переводится на русский язык, как «единый ударный самолет». Главными «фишками» F-35 является его малозаметность и очень продвинутая авионика, которая обеспечивает пилоту значительные преимущества в бою.

Головным разработчиком машины и ее изготовителем является американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin. К реализации программы также привлечены и другие известные компании, причем как американские, так и европейские: Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison, Pratt & Whitney и British Aerospace.

Самолет впервые поднялся в небо в 2000 году, а в 2012 – началась его ограниченная эксплуатация. О F-35 обычно пишут, что он находится в мелкосерийном производстве, хотя уже выпущено более 260 самолетов (декабрь 2017 года). Для сравнения можно сказать, что «Рапторов» за все время производства изготовлено менее 200 штук.

Существует три модификации самолета: наземный истребитель F-35A, который создавался для ВВС США, F-35B – самолет укороченного взлета и вертикальной посадки для американских морских пехотинцев и британского ВМФ, а также палубный истребитель F-35C для ВМС США.

Программа JSF была инициирована в середине 90-х годов. Ее целью было создание универсального самолета пятого поколения, способного заменить сразу несколько машин разных классов. Говоря другими словами, новый самолет должен был соединить в себе скорость и маневренность истребителя, боевую нагрузку штурмовика или бомбардировщика и при этом еще уметь садиться на корабельную палубу. А если добавить к этим требованиям еще и критерии пятого поколения, которым должна была соответствовать новая машина, то можно понять, насколько сложную задачу предстояло решить конструкторам. Плюс к этому вертикальная посадка и укороченный взлет…

Практически все современные истребители относятся к четвертому поколению: российские Су-27 и МиГ-29, американские F-14 и F-15, европейские Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Критериями пятого поколения является малозаметность (технологии «стелс»), совершенная авионика, способность летать на сверхзвуке без форсажа, многофункциональность, всеракурсный обстрел целей. В советской и российской концепции присутствует еще и сверхманевренность, американцы от этого критерия отказались, посчитав его второстепенным.

Сегодня главная претензия к JSF – ее непомерная стоимость. Это особенно забавно, ибо задумывался F-35, чтобы сэкономить деньги. Военным нужна была недорогая универсальная платформа-носитель для высокоточного оружия. Самолет, так сказать, на все случаи жизни… F-35 должен был заменить целую группу ЛА: F-16, А-10, F/A-18 и AV-8B, что по замыслу разработчиков должно было резко снизить эксплуатационные расходы. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

История создания

Работы по новому ударному самолету начались еще в середине 80-х годов, программа его создания носила название ASTOVL. Над ней совместно трудились специалисты НАСА и британского летно-исследовательского центра. Их целью было создание новой машины вертикального взлета и посадки, которая бы смогла заменить легендарный, но к тому моменту уже устаревший СВВП «Харриер».

Однако разработчикам программы не повезло. Холодная война подходила к концу, и военные бюджеты резали безжалостно. Поэтому в начале 90-х годов ASTOVL был закрыт.

Примерно в это же время Министерство обороны США выдвинуло идею создания единого универсального самолета, способного заменить целый ряд боевых машин, разработанных в 70-е и 80-е годы. Подобная концепция показалась весьма привлекательной, особенно заманчиво она выглядела с финансовой точки зрения. Особый акцент военные делали на уменьшении стоимости обслуживания, ремонта и проведения различных профилактических работ, что составляет около 60% цены жизненного цикла любого современного боевого самолета.

В 1995 году была подготовлена спецификация для изготовителей, в конкурсе приняли участие две компании: Lockheed Martin и Boeing. На первом этапе они должны были создать самолеты-демонстраторы.

Их испытания начались в 2001 году, и очень быстро выяснилось, что Х-35 – прототип, созданный «Локхидом», – наголову превосходит своего конкурента. На отечественных ресурсах часто пишут, что в начале 90-х специалисты «Локхида» сотрудничали с КБ Яковлева, где они и позаимствовали схему, разработанную советскими конструкторами для СВВП Як-141.

Так или иначе, Lockheed Martin был признан победителем, и дальнейшее финансирование программы взял на себя целый консорциум, в который, кроме США, вошли еще Британия, Канада, Дания, Турция, Голландия, Италия. В тот период ее стоимость оценивалась в 230 млрд долларов, но очень скоро этот бюджет был превышен. Сегодня эксперты, говоря о JSF, называют совсем другие суммы…

Перед конструкторами стояла весьма нетривиальная задача, поэтому продвижение проекта шло сложно. Уже в 2002 году было выявлено значительное (до 30%) перетяжеление конструкции самолета. В ответ на это появился специальный отдел, который занимался уменьшением массы машины. Решить проблему удалось только к 2004 году, причем для этого инженерам пришлось изрядно попотеть.

Заказчики еще более усложняли «жизнь» конструкторам, регулярно внося изменения в проект. Еще на его начальных этапах ВМС США несколько раз корректировали свои желания относительно летно-технических характеристик палубного истребителя. При этом из-за специфики программы любые изменения одной модификации сразу же приводили к переделкам других вариантов самолета, что немедленно удорожало проект.

Сложнее всего продвигались работы над F-35B – самолетом с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Если для силовой установки палубной и сухопутной модификации истребителя можно было взять проверенный на «Рапторе» двигатель F119, то для СКВВП пришлось создавать новую силовую установку с подъемным-маршевым двигателем. При этом по весу и габаритам ее необходимо было вписать в конструкцию унифицированного самолета, что совсем непросто сделать технологически.

В итоге пришли к схеме с поворотным соплом и дополнительным вентилятором. Ее значительным минусом является лишний вес – общая масса подъемного двигателя составляет примерно 1800 кг – который постоянно вынужден «возить» истребитель, уменьшая таким образом полезную нагрузку. Однако, тщательно проработав все другие варианты, конструкторы признали подобную схему наиболее оптимальной.

Не без сложностей продвигалась работа и над палубной модификацией F-35С. Первоначально самолет хотели оснастить двигателем с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем, повысив тем самым взлетно-посадочные характеристики машины. Однако позже от подобных элементов конструкции решено было отказаться. Палубная версия впервые поднялась в небо в 2009 году, а в 2012 году разразился скандал – в прессу попал отчет о ее испытаниях. F-35С провалил все девять попыток посадки на имитатор палубы авианосца. Причиной была неудачная конструкция тормозного гака истребителя. Более того, в статье утверждалось, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец». Практически сразу представители разработчика опровергли эту информацию, заверив общественность, что над проблемой уже работают, и вскоре она будет решена. Судя по тому, что в 2014 году F-35C уже успешно садились на палубу авианосца, эта недоработка действительно была исправлена.

Сложности, которые возникли в процессе реализации программы JSF, привели к ее значительному удорожанию и неоднократному переносу сроков начала эксплуатации самолета. В 2010 году в военном ведомстве США заявили об увеличении стоимости программы на 50%, а одного истребителя – до 113 млн долларов. Возникла даже идея отказаться от модификации F-35В, которая вызвала настоящий взрыв негодования у морпехов. Все это, конечно, не могло не вызывать раздражения у участников программы.

Первым терпение лопнуло у обычно флегматичных скандинавов — в 2010 году о своем выходе из проекта объявила Дания. В 2012 году об аналогичном решении сообщила Австралия. Представителей этой страны вообще можно назвать самыми последовательными критиками программы JSF. На протяжении нескольких лет они вели с американцами переговоры о закупке F-22, но в этом вопросе позиция США всегда была неизменна – «Раптор» иностранным государствам не продается.

Рассматривала возможность выхода из программы и Канада. Правда, только в том случае, если стоимость истребителя и дальше будет расти, а сроки начала его эксплуатации переноситься.

В 2010 году контракт на покупку 20 F-35 заключил Израиль. Согласно ему, израильской стороне было позволено укомплектовать истребитель значительным количеством систем собственного производства. К 2020 году ВВС Израиля планируют закупить 40 самолетов.

В начале 2011 года первый серийный F-35 поднялся в воздух, а через несколько месяцев он был передан в эксплуатацию ВВС США.

13 апреля 2012 года была изготовлена первая машина для Великобритании. В марте 2015 года заработала сборочная линия «Лайтингов» в Италии. В этой стране будут собирать машины для собственных ВВС, так и самолеты для вооруженных сил Нидерландов.

В том же году было объявлено о переносе сроков начала эксплуатации на 2019 года из-за проблем с системами вооружения и программным обеспечением самолета.

В настоящее время на вооружении армии США находятся чуть более сотни F-35 различных модификаций. Великобритания располагает 10 машинами модификации F-35В. Девять самолетов находится в эксплуатации в ВВС Израиля (у них своя модификация F-35I с большим количеством собственной электроники). По два самолета используют вооруженные силы Австралии и Голландии, три – ВВС Италии. В прошлом году один самолет F-35А получила Япония.

Описание истребителя F-35 Lightning II

F-35 – это многофункциональный самолет пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный в ходе реализации проекта F-22 Raptor. Но при этом следует отметить, что F-35 имеет более совершенный комплекс авионики, чем «Раптор». Вообще же по своей электронной «начинке» «тридцатьпятый» можно назвать самым совершенным боевым самолетом в мире.

В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы и технологии снижения радиолокационной заметности. По словам разработчиков, ЭПР F-35 меньше, чем у F-22 Raptor. Для уменьшения заметности для вражеских РЛС вооружение самолета размещается во внутренних отсеках фюзеляжа, хотя оно может быть установлено и на внешних подвесках.

Модификации истребителя А и С оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который, по сути, является модернизацией F119, использованного ранее на «Рапторе». Модификация F-35B имеет двигательную установку, в состав которой входит подъемный вентилятор. Сопло двигателя может поворачиваться вниз на 95 градусов. Управление по крену при вертикальной посадке осуществляется с помощью дополнительных сопел. Общее управление машиной во время этого маневра контролируется компьютером, что значительно упрощает работу пилота.

Изначально перед разработчиками F-35 не стояла задача добиться возможности безфорсажного сверхзвукового полета. Однако разработчики уже заявили, что истребитель может преодолеть 240 км на скорости 1,2 Маха, не задействовав при этом форсажную камеру.

Комплекс бортовой электроники F-35 обеспечивает пилоту высочайший уровень осведомленности о текущей ситуации. В его состав входит:

  • Многофункциональная РЛС AN/APG-81. Она имеет активную фазированную решетку последнего поколения и может с одинаковым успехом обнаруживать как наземные, так и воздушные цели;
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37. Она состоит из шести ИК-сенсоров, которые размещены на разных сторонах самолета. Данная система позволяет обнаруживать наземные и воздушные цели, предупреждать пилота об опасности ракетной атаки, сопровождать воздушные цели, обнаруживать старт баллистической ракеты на расстоянии в 1300 км, осуществлять навигацию;
  • ИК-камера высокого разрешения CCD-TV. Она способна находить цели как на земле, так и в воздухе на значительном расстоянии, а также сообщать пилоту об облучении истребителя лазером;
  • Система индикации и целеуказания, интегрированная в шлем летчика. Шлем пилота F-35 вообще является уникальным, он позволяет управлять машиной буквально с помощью поворота головы, а также видеть сквозь корпус самолета. Работа этой системы обеспечивается множеством видеодатчиков, разбросанных по корпусу истребителя;
  • Система постановки помех AN/ASQ-239;
  • F-35 оснащен системой обмена данных Link 16, которую еще называют «небесным интернетом».

В кабине истребителя установлен сенсорный дисплей PCD. На него выводится информация о функционировании систем самолета, параметрах полета и местах дислокации систем ПВО неприятеля, а также предлагаются возможные варианты их обхода.

Шлем пилота F-35 можно назвать одной из самых «прорывных» технологий, которые были созданы при реализации программы JSF. Он стоит 770 тыс. долларов и подбирается для каждого пилота индивидуально. Шлем показывает летчику информацию о наземной обстановке и воздушной ситуацию вокруг самолета. Он отслеживает положение глаз и головы человека и показывает данные о той области, куда направлен его взгляд.

F-35 способен использовать широкую номенклатуру вооружения. Разработчики утверждают, что истребитель может осуществлять пуски ракет и корректируемых бомб из внутренних отсеков на максимальной сверхзвуковой скорости. В будущем F-35 сможет нести тактическое ядерное оружие. На все три модификации машины установлена автоматическая пушка GAU-22/A.

Сколько стоит?

Самый популярный вопрос относительно программы JSF звучит примерно так: сколько стоит один истребитель F-35? Разработка программы обошлась ее участникам (это ведь не только США) в 55,1 млрд долларов, кроме того, планируется, что при масштабном производстве каждый самолет будет стоить от 83 до 108 млн долларов, в зависимости от модификации.

Дональд Трамп, уже будучи на посту президента он заявил, что цена программы является «неконтролируемой» и предложил военному ведомству обратить внимание на палубный истребитель F/A-18E/F Super Hornet. Этот спич мгновенно обвалил акции Lockheed Martin и ряда других компаний, участвующих в проекте.

После нескольких личных встреч с Трампом и министром обороны Мэттисом руководство Lockheed Martin – сюрпрайз, сюрпрайз – объявило о серьезном снижении цены на истребители. Так, например, F-35А будет стоить 83,4, F-35В – 108,1, а F-35С – 93,3 млн долларов. Но это произойдет только после начала крупносерийного производства, которое планируется на 2019 год. Военные со своей стороны пообещали увеличить количество заказанных машин.

Говоря о стоимости программы в 1 трлн долларов, следует понимать, что эта сумма всех затрат от начала программы и на тридцать лет вперед. При этом подразумевается, что каждый «пингвин» налетает 8 тыс. часов. Кстати, один час его полета стоит чуть больше 30 тыс. долларов, что сравнимо с аналогичными тратами на истребители четвертого поколения.

Оценка проекта: его плюсы и минусы

Несмотря на громкую критику F-35, эту программу, безусловно, «доведут до ума». В нее уже вложено столько труда, денег и времени, что бросать этот проект очевидно бессмысленно. Кроме того, истребительный авиапарк большинства западных стран действительно нуждается в обновлении. Поэтому нет особого смысла обсуждать неполадки в программном обеспечении истребителя или же в системе обеспечения жизнедеятельности пилота. Понятно, что никто не примет в эксплуатацию самолет, стоящий 100 млн долларов, в котором летчики теряют сознание.

Хотя, конечно, то количество недоработок, которое имеется в конструкции истребителя сегодня, потребует для исправления значительного времени. В отчете Пентагона указывается на 91 обнаруженный дефект, и их вряд ли успеют исправить до 2019 года. Более вероятной датой начала полноценной эксплуатации F-35 кажется 2021 или 2022 год.

Лучше сказать несколько слов о летно-технических характеристиках машины, которые исправить уже вряд ли удастся. Чаще всего нарекают на тихоходность F-35, высокий уровень ЭПР, низкую маневренность истребителя. Да, максимальная скорость (1930 км/ч) у этого самолета ниже, чем у F-22 (2410 км/ч) или Су-35 (2778 км/ч), то же самое можно сказать и о тяговооруженности. Но F-35 это, все-таки, больше ударный самолет, чем истребитель. Он изначально задумывался в качестве дополнения к «Раптору», который имеет значительные преимущества в воздушном бою.

Трудно дать оценку уровню ЭПР у истребителя. Часть экспертов нарекает на недостаточную «невидимость» F-35, но разработчики заявляют, что его ЭПР ниже, чем у F-22. Значительная удельная нагрузка на крыло действительно делает F-35 не слишком маневренным, но как уже было сказано выше, американцы не придают этому критерию не слишком большого значения.

F-35 уже был протестирован в учебных боях, и, надо сказать, что результаты оказались весьма впечатляющими. Он просто «раскатал» новейшие европейские Rafale (18:0) и Eurofighter Typhoon (19:0). С F-15E «тридцатьпятый» разошелся со счетом 16:1. Причем большинство противников было уничтожено еще до визуального контакта самолетов. В феврале нынешнего года F-35 «схлестнулся» с F-16 – одним из лучших истребителей четвертого поколения. И опять безоговорочная победа – 15:1. Совсем неплохо для неуклюжего «пингвина»!

Очень высокого мнения о F-35 американские и израильские пилоты. Командующий ВВС Израиля Эшель прилюдно восхищался потенциалом машины и заявил, что она поможет летчикам его страны сохранять превосходство в воздухе в последующие десятилетия.

Много вопросов вызывает сама концепция «самолета на все случаи жизни». Но даже ее американские авиастроители практически сумели воплотить жизнь, причем в облике самолета пятого поколения. Ну а всем злопыхателям можно указать на российский ПАК-ФА, который уже который год находится в хронической стадии опытно-конструкторских работ.

comp-pro.ru

Сравнение F-35 c российским самолётами 4-го поколения.: bulochnikov — LiveJournal

Я уже затрагивал тему по истребители в статьях: Про истребители пятого поколения. Наши и не наши.

Про клубнику, редиску и F-22 Raptor. Сейчас продолжу для комплекта. Статья толковая, а самому писать лень. Вот и перепечатал. Ссылка на первоисточник – в конце. Свои небольше комментарии даю в коричневом цвете.

 

«Почему я сравниваю F-35 c российским самолётами 4-го поколения, а не F-22, чьи лётные характеристики значительно лучше? Некий анонимный автор, не дождавшись продолжения моей статьи о самолётах пятого поколения, просто взял и дописал её сам. Причём довольно удачно отметив те недостатки F-22, что я упустил ранее. И хотя этот автор не даёт ссылок на первоисточник своего материала, я сделаю иначе. Я процитирую его по всем правилам журналистской этики, то есть со ссылкой на источник:

«Я неспроста столь много внимания уделил характеристикам F-35 и сравнению именно его с современными самолётами предыдущего поколения. Дело в том, что «супер-истребитель» F-22 при своей совершенно безумной цене не имеет многофункциональности! То есть не является универсальной машиной. При ближайшем рассмотрении выясняется, что ударный потенциал F-22 в режиме «малозаметности» близок к нулю. В его тесные внутренние оружейные отсеки влезает всего пара скромных 1000-фунтовых (454 кг) бомб, либо восемь совсем уж игрушечных 250-фунтовых (113 кг) бомб — вдвое меньше, чем в более дешёвый F-35, ударный потенциал которого тоже кажется американским экспертам совершенно недостаточным.

Переход на внешнюю подвеску теоретически мог бы серьёзно усилить количество ударных вооружений — но, во-первых, при этом F-22 совершенно теряет свою малозаметность и перестаёт вообще чем-либо превосходить существующие универсальные самолёты 4-го поколения, вроде Су-34 и Су-35. Внешняя подвеска значительного количества вооружений резко поднимает лобовое сопротивление F-22 и делает невозможным его полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима двигателей. Поэтому, как видно из приведённого выше плаката, американцы и не рассчитывают использовать внешнюю подвеску F-22 для ударных вооружений (авиабомб). Больше того — они вообще всерьёз не рассчитывают на ударный потенциал F-22, поскольку до с

bulochnikov.livejournal.com

Сравнение F-35 c российским самолётами 4-го поколения.: bulochnikov — LiveJournal

Я уже затрагивал тему по истребители в статьях: Про истребители пятого поколения. Наши и не наши.

Про клубнику, редиску и F-22 Raptor. Сейчас продолжу для комплекта. Статья толковая, а самому писать лень. Вот и перепечатал. Ссылка на первоисточник – в конце. Свои небольше комментарии даю в коричневом цвете.

«Почему я сравниваю F-35 c российским самолётами 4-го поколения, а не F-22, чьи лётные характеристики значительно лучше? (F-22 уже снят с производства как не подходящий по критерию качество/цена) Некий анонимный автор, не дождавшись продолжения моей статьи о самолётах пятого поколения, просто взял и дописал её сам. Причём довольно удачно отметив те недостатки F-22, что я упустил ранее. И хотя этот автор не даёт ссылок на первоисточник своего материала, я сделаю иначе. Я процитирую его по всем правилам журналистской этики, то есть со ссылкой на источник:

«Я неспроста столь много внимания уделил характеристикам F-35 и сравнению именно его с современными самолётами предыдущего поколения. Дело в том, что «супер-истребитель» F-22 при своей совершенно безумной цене не имеет многофункциональности! То есть не является универсальной машиной. При ближайшем рассмотрении выясняется, что ударный потенциал F-22 в режиме «малозаметности» близок к нулю. В его тесные внутренние оружейные отсеки влезает всего пара скромных 1000-фунтовых (454 кг) бомб, либо восемь совсем уж игрушечных 250-фунтовых (113 кг) бомб — вдвое меньше, чем в более дешёвый F-35, ударный потенциал которого тоже кажется американским экспертам совершенно недостаточным.

Переход на внешнюю подвеску теоретически мог бы серьёзно усилить количество ударных вооружений — но, во-первых, при этом F-22 совершенно теряет свою малозаметность и перестаёт вообще чем-либо превосходить существующие универсальные самолёты 4-го поколения, вроде Су-34 и Су-35. Внешняя подвеска значительного количества вооружений резко поднимает лобовое сопротивление F-22 и делает невозможным его полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима двигателей. Поэтому, как видно из приведённого выше плаката, американцы и не рассчитывают использовать внешнюю подвеску F-22 для ударных вооружений (авиабомб). Больше того — они вообще всерьёз не рассчитывают на ударный потенциал F-22, поскольку до сих пор единственный вид вооружения, который F-22 может применять по наземным целям — это те самые небольшие авиабомбы с индивидуальным самонаведением по координатам GPS, пригодные лишь для точечных ударов по заранее разведанным неподвижным объектам.»

Действительно, «многофункциональность» F-22 примерна такова же, как у обычного истребителя F-16, на который тоже можно подвесить бомбы JDAM. Боевой вылет такого «бомбардировщика» обходится дороже обычного и на порядок менее эффективен. Таким образом, основной функцией F-22 становится перехват и как у перехватчика у него есть серьёзный российский соперник 4-го поколения — сверхзвуковой МиГ-31 с крейсерской скоростью в 2500 км/ч и максимальной — 3000 км/ч. Этот непревзойдённый чемпион по скорости имеет тот же радиус действия, но при этом несёт 9 тонн боевой нагрузки. Куда, кстати, могут входить до шести(!) корректируемых авиабомб КАБ-1500 (1500 кг) или до восьми КАБ-500 (500 кг) с телевизионным или лазерным наведением — общим весом примерно в 5 раз больше, чем у F-22. То есть наш перехватчик куда более многофункционален, чем «многофункциональный» F-22. Основное оружие у Миг-31 — ракета класса «воздух—воздух» большой дальности Р-37 так же является чемпионом по дальности позволяя запуск за 300 км от цели. Основное оружие перехвата F-22 — ракета AIM-120C самых последних модификаций имеет максимальную дальность до 180 км. Ракет большей дальности ВВС США просто не имеет. В чём же предполагаемые преимущества нового F-22? Преимущества F-22 могут лежать только в его малозаметности, благодаря которой он может подлететь к цели незаметным на дальность пуска своих ракет. Вот эту возможность мы сейчас и обсудим подробно.

Теоретически стратегия применения самолётов 5-го поколения и состоит в идее «первый увидел — первый выстрелил — первый убил». То есть он должен подобраться незаметным на дистанцию запуска своих ракет и запустить их до того, как его заметили. Именно для этого снижают радиолокационную заметность самолёта. В радиолокации заметность определяется с помощью отражательной способности — эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Чем больше эта поверхность, тем больше отражённый сигнал и, следовательно, больше возможность его заметить. Тут можно привести аналогию с фонариком и зеркалом, расположенным в нескольких метрах от источника света. Радар светит как фонарик своим передатчиком и регистрирует своим приёмником отражённый от зеркала сигнал. Чувствительность приёмника радара определяет минимальный уровень регистрируемого отражённого сигнала. Поэтому, чем больше поверхность зеркала, тем больше уровень отражённого сигнала и тем на большем расстоянии радар может зарегистрировать отражённый луч. Дистанция обнаружения таким образом определяется тремя параметрами — мощностью передатчика радара, чувствительностью приёмника радара и площадью отражающей поверхности «зеркала» — ЭПР. С помощью радиопоглощающих материалов и рассеивающих особенностей геометрических форм самолёта пятое поколение истребителей значительно снижает последний показатель, но не делает его равным нулю. Приведём ниже сравнительную табличку ЭПР различных самолётов по оценкам западных аналитиков:

B-52=100 ЭПР (кв. м.)

F-4, A-10=25 ЭПР (кв. м.)

Tornado=8 ЭПР ( кв. м.)

МиГ-21=3 ЭПР (кв. м.)

МиГ-29=5 ЭПР(кв. м.)

F-16C, F-18C=1,2 ЭПР (кв. м.)

B1-B 1 ЭПР=(кв. м.)

Eurofighter=0,25-0,75 ЭПР (кв. м.)

Gripen=ЭПР (кв. м.)

Exocet, Harpoon=0,1 ЭПР (кв. м.)

F-35 JSF=0,005 ЭПР (кв. м.)

F-117, B-2, F-22=0,01 — 0,001 ЭПР (кв. м.)

Большинство авторов публикаций о малозаметных самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, основаны очевидно на подобных публикациях, и потому не совсем объективны. Независимых исследований по малозаметности конкретных самолётов практически нет. Только полёты F-117 в Ираке и Югославии дали возможность нашим военным специалистам оценить эффект «новых» технологий американцев. И по оценкам российских военных экспертов современные технологии, созданные по программе «Стелс», позволяют уменьшить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательных аппаратов до 70 процентов по сравнению с самолётами традиционных схем. При этом дальность обнаружения такого малозаметного самолёта сократится лишь на треть, так как дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР. Западные же эксперты говорят почти о тысячекратном(!) уменьшении ЭПР. Очень впечатляет. Однако в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза. Так, если обычный самолёт обнаруживался радаром на дистанции в 300 км, то на том же радаре самый «невидимый» из «стелсов» будет вполне виден на дистанции 54 км. Это не так сильно впечатляет, но всё же вполне значимо.
Существуют разные оценки дуэльных возможностей Раптора с нашими современными самолётами. Есть довольно оптимистичные, вроде такой:

Итак, имеет смысл сравнить «дуэльные» возможности радиолокационных комплексов Су-35 и F-22A «Рэптор». Российская машина, оснащённая «Ирбисом», может обнаружить цель с ЭПР 0.1-0.5 м2 (т.е «Рэптор») на дистанции 165-240 км. Американский истребитель «видит» своего противника со значительно большей (порядка 1 м2) ЭПР также на дальности порядка 200 км. Таким образом, малозаметный «Рэптор» со своей АФАР по части бортового радиолокационного комплекса не имеет реального превосходства перед модернизированным «Сухим» в ракетном воздушном бою на «вневизуальной» дальности! А это как раз один из тех важнейших параметров, на безусловное преимущество в котором «Рэптора» над любыми аналогичными машинами рассчитывали американские военные.

Эта оценка базируется на предположении, что F-22 имеет ЭПР 0,1-0,5 кв.м., что значительно хуже данных, представленных в таблице. И у нас нет пока возможности оценить насколько они верны — F-22 пока не удалось «засветить» вживую. Американцы держат свой самолёт вдали от наших локаторов, сохраняя завесу тайны над реальными свойствами малозаметности своего «суперистребителя». Данные наших производителей о возможностях бортовых РЛС новых самолётов тоже могут сильно различаться. На F-22 устанавливается БРЛС AN/APG-77:

БРЛС AN/APG-77 имеет фазированную активную антенную решётку овальной формы шириной около 1 м, состоящую приблизительно из 1500 твердотельных приемопередающих модулей (длина каждого модуля — 70 мм, высота — несколько миллиметров), в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС. Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей — 270-300 км.

Насколько крупной целью является Су-35? Утверждалось, что там использованы технологии малозаметности и возможно это действительно снизит дальность его обнаружения до 200 км. По поводу нашей БРЛС «Ирбис», устанавливаемой на Су-35 в Википедии утверждается:

«Н035 «Ирбис» — российская авиационная малогабаритная радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой, разработки НИИП. Разработка Н035 для истребителей промежуточного 4++ поколения была начата в 2004 году, закончена в 2006. Мощность радара на излучение — порядка 5 кВт. Механическое сканирование осуществляется гидроэлектромехническим приводом. Дальность обнаружения воздушных целей типа истребитель (с ЭПР 3 м²): до 400 км.»

Возможности БРЛС «Ирбис» сводят на нет возможности F-22 по малозаметности. Если эффект малозаметности оценить в 70%, как это делают российские эксперты, то дальность обнаружения снизится всего на треть — до 266 км и F-22 не сможет подобраться незамеченным на дальность пуска своих ракет, составляющей 180 км. Однако если использовать оценки западных экспертов, то тысячекратное снижение заметности должно сократить дальность его обнаружения до 70 км и F-22 удастся ударить первым и незамеченным. Тут интересно также привести данные о новой БРЛС «Жук-АЭ» (FGA29) разработки компании «Фазотрон», которую предполагают устанавливать на МиГ-29М2 (МиГ-35). Рекламные заявления нашего разработчика выглядят очень обнадёживающе:

«Российская корпорация «Фазотрон-НИИР» завершила разработку новейшей бортовой радиолокационной станции «Жук-АЭ» для истребителей МиГ-35 с активной фазированной решёткой. По словам гендиректора фирмы Вячеслава Тищенко, это первая изготовленная в России активная фазированная антенная решётка. Ее появление приближает наш истребитель к главному конкуренту — американскому истребителю пятого поколения F-35. Теперь наш «МиГ» способен конкурировать с F-35 не только в воздушных боях, но и на мировых рынках вооружений.»

Более объективно представлены данные испытаний:

«В ходе фазы отработки в воздухе по цели «МиГ-29» выполнено 15 полётов и показано надёжное обеспечение дальности 60 км (в ЗПС) и 148 км (в ППС). Кроме того, выполнено два полёта в режиме ближнего маневренного боя и еще несколько работ в режиме радиолокационного картографирования с разрешением 5 на 5 м (далее будет 1 х 1 м). Лётные испытаниях продолжаются, очередное было 17-го сентября, они связаны уже не с отработкой «железа» — она закончена, а с отладкой ПО. В результате образец АФАР FGA29 («Жук-АЭ», в составе РЛПК-35) с диаметром 500 мм показал на самолёте-демонстраторе достаточную дальность действия – свыше 130 км по цели с ЭПР 5 кв. м. и надёжность на отказ – не менее 300 часов. Обеспечено количество сопровождаемых целей – 30 (8-10 выводится на индикатор).»

Итак, наш АФАР ЖУК-АЭ даёт обнаружение цели с ЭПР 5 м (МиГ-29) на дальности 130 км. Предположим, что F-35 имеет ЭРП в 1000 раз меньше — 0,005 кв. м. (или «размер мячика для гольфа» судя по рекламе). Сокращение ЭПР в 1000 раз снизит дальность обнаружения на 82% — до 23 км. Это существенно, поскольку действительно даёт возможность F-35 ударить первым оставаясь вне поля зрения МиГ-35, а значит осуществить свой тактический принцип. Но насколько и данная оценка объективна? Тут есть ещё свои тайны.

Увлечение американцев технологиями малозаметности дало толчок и для развития новых радиолокационных методов. Для компенсации уменьшения заметности достаточно увеличить либо мощность передатчика, либо чувствительность приёмника, либо то и другое вместе. Конечно, тут не всё так просто — необходимо учитывать помехи и средства радиоэлектронной борьбы. Задача очень сложная, но не более сложная, чем уменьшение ЭПР у самолёта. Собственно сейчас и идёт соревнование чувствительности и мощности радаров с технологиями малозаметности летательных аппаратов — аналог борьбы брони и снаряда в истории танкостроения. Именно поэтому такое значение придаётся новым радиолокационным схемам, вроде АФАР, которые не только позволяют увеличить мощность излучателя вместе с чувствительностью приёмника, но вести сразу несколько целей, использовать цифровую обработку сигналов, отсеивая помехи. Но самое важное — АФАР позволяет сканировать пространство в различных диапазонах частот. И тут мы подходим ещё к одному важному открытию. Дело в том, что эффективность используемых американцами технологий малозаметности очень зависят от диапазона частот радара. В основном они рассчитаны на X-диапазон частот, в котором работают большинство современных (только НАТОвских!) радаров. Это сантиметровая длинна волны. Более старые радиолокационные комплексы ПВО использовали L-диапазон частот (дециметровые волны) и для них американские технологии малозаметности почти бесполезны! (А для метровых волн – абсолютно бесполезны. Когда я служил в ПВО у нас все локаторы загоризонтного обнаружения были метровыми. И, судя по антенам, и сейчас таких полно)
Если для сантиметровых волн эффективная толщина радиопоглощающих материалов может быть равна сантиметрам, то для дециметровых волн — это уже дециметры и не может быть реализована на практике. Эффект рассеивания по методу Уфимцева тоже рассчитан на сантиметровые волны, рассеивание дециметровых волн будет значительно меньше, на них эффект геометрической формы объекта почти не действует. «Здесь очень характерен пример уничтожения современной «невидимки» F-117 в Югославии боевыми средствами сорокалетней давности. Целеуказание было от станции ЗРК «Печора», а пуск ракеты был с нашего ЗРК «Квадрат».» Юрий Белый, генеральный директор НИИП, разработчика БРЛС «Ирбис», сказал не только это. Он заявил и более интересную вещь на вопрос о новой БРЛС АФАР, выставка которой на МАКС-2009 произвела сенсацию:

— Ваша АФАР будет «видеть» самолеты, сделанные по технологии «стелс»?

— Здесь не АФАР является определяющей. Возможность обнаружения таких самолётов в большей степени зависит от диапазона и вида излучаемого сигнала. Плюс к тому у нас на борту несколько АФАР, работающих в разных диапазонах. А сделать защитное покрытие от волн, скажем, сантиметрового и дециметрового диапазона одновременно – весьма проблематично.

Вообще-то это приговор технологиям «стелс» по методу Уфимцева и с использованием радиопоглощающих покрытий. Соревнование РЛС с малозаметностью уже почти выиграно РЛС ещё до того, как самолёты 5-го поколения встали в строй. Новые БРЛС L-диапазона уже рекламируются НИИП:

Новую АФАР L-диапазона предполагается устанавливать в передние кромки крыльев и велись эти работы очевидно уже давно. Однако до появления уже рабочих образцов эта методика вообще никак не обсуждалась официально. Скромные скептические заявления разработчиков наших самолётов о технологиях «стелс» не слишком привлекали внимание СМИ и редко цитировались. Может это тоже имело свой смысл? Пусть конкурент вложится в тупиковые методы малозаметности, потратит них сотни миллиардов, а мы, потратив лишь несколько миллионов, сделаем их совершенно бесполезными? Только недавно уже рекламируемые в открытую достижения НИИП по части БРЛС в L-диапазоне привлекли внимание западных экспертов и тут же вызвали бурную реакцию:

«Программа JSF является примером полной отвлечённости упёртых голов сообщества JSF от операционной реальности в мире. Эту технологию [обнаружения в L-диапазоне] нужно было предвидеть десять лет назад, учитывая разработку в США радаров L-диапазона AESA для систем типа Wedgetail AEW&C/AWACS… Системы, живучесть которых почти полностью зависит от сокращения видимости для радаров в Х-диапазоне, такие, как F-35 Joint Strike Fighter, F/A-18E/F Super Hornet и F-15SE «Тихий Орел», теперь становятся видимы для истребителей, несущих РЛС L-диапазона, и таким образом, становятся весьма уязвимыми в борьбе в воздухе на большие загоризонтные расстояния.»

Австралийское военное ведомство — одно из наиболее заинтересованных в объективной оценке истребителей 5-го поколения. Именно им придётся тратить немалые деньги на то, чтобы получить самолёт, способный бороться с самолётами российской разработки, стоящих на вооружении в соседних странах. Поэтому стоит обратить внимание на их мнение. 8 ноября 2009 года их независимое военно-аналитическое агентство APA (Air Power Australia) провела полное сравнение самолётов 5-го поколения с новейшими российскими образцами и результат этих исследований был изложен в виде письма главе Пентагона Роберту Гейтсу. В сравнительной таблице из множества критериев соответствия 5-му поколению F-22 набрал 2 очка, как и наш Су-35, в то время как F-35 дал отрицательные баллы в -8 очков, не удовлетворив большинству критериев. Лидером таблицы стал наш ПАК ФА Т-50, набравший +5 баллов. В конце письма эксперты довольно философски заявили:

То, что данное изобретение не лежит в лучших интересах наших наций и союзников, которые в духе доброй воли согласилась на участие в программе JSF, также является самоочевидным, вытекающим из того же полного равнодушия к реальности, которое дал нам Глобальный финансовый кризис и его наиболее опасные результаты, мировая экономическая перестройка. То, что программа JSF требует изменений, не вызывает сомнений. Как это может быть лучше всего достигнуто хорошо понимает международная группа экспертов в ВВС Австралии, чьи советы, на сегодняшний день, были проигнорированы большинством из тех, кто консультирует Вас.

Пожалуй, на этом можно закончить мой заочный спор с российскими экспертами из «гнезда» Белковского. ( В слове «эксперты» автор забыл поставить кавычки. Это «гнездо» пропагандистов под видом экспертов. Специализирующихся на теме: «рашке – хана, а рашкинцы – выродки». Только окучивающих интеллектуальную публику.) Но предвидя возражения типа «а где эта новая техника, почему её мало закупают?», повторю ещё раз то, что неоднократно говорил: нужно сначала полностью использовать модернизационный потенциал старой техники, а потом уже закупать новую. Это экономит средства и даёт больше времени на разработку принципиально новой техники. Зачем закупать новый Т-90, если можно модернизировать Т-72 доведя того почти до уровня нового, но по цене в три раза меньше? И потом. Надо сравнивать. Сколько закупили США новых M1A2? 62 штуки. Сколько Россия закупила Т-90? 430 штук. Всё познаётся в сравнении. Мы сейчас активно занимаемся модернизацией — модернизирован уже весь парк МиГ-31, Су-24. Модернизацию проходят танки Т-72, Т-80. Как только пройдут испытания новые МиГ-35, Су-35, будут закупаться и они. Пока в этом году планируется закупить 24 Су-34, а это реальный, а не мнимый многофункциональный ударный самолёт. Конечно, многие мои утверждения могут вызвать массу возражений, да и тема сравнения качества вооружений просто бесконечна. И мы её ещё продолжим, но уже в других статьях на сайте malchish.org.

Кстати: лучшему практическому бомбардировщику США В-52 уже 60 лет. В основном в Ираке и Афгане он и работал по целям. А F-117 Стелс уже списали. Более современные В-1 и В-2, похоже, тоже списали. Во всяком случае они нигде не летали. Особенно в последних войнах, что вела США. Где то ржавеют на базах.

Так что не всегда чем новее, тем лучше.

Да и во флоте США средний возраст кораблей раза в полтора старше, чем в российском флоте.

Ссылки:

1. История и состояние работ по АФАР

Автор Максон»

Взято здесь: http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/vprint/44531/

bulochnikov.livejournal.com

Lockheed Martin F-35 Lightning II

08 июня 2011

Оглавление:
1. Lockheed Martin F-35 Lightning II
2. Программа JSF
3. Конструкция
4. Модификации
5. Эксплуатация
6. Тактико-технические характеристики F-35
7. Критика проекта F-35
8. F-35 Lightning II в культуре
9. Интересные факты

Три вида F-35

Источники

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина:
    • F-35A: 15,7 м
    • F-35B: 15,6 м
    • F-35C: 15,7 м
  • Размах крыла:
    • F-35A: 10,7 м
    • F-35B: 10,7 м
    • F-35C: 13,1 м
  • Высота:
    • F-35A: 4,38 м
    • F-35B: 4,36 м
    • F-35C: 4,48 м
  • Площадь крыла:
    • F-35A: 42,7 м²
    • F-35B: 42,7 м²
    • F-35C: 62,1 м²
  • Масса:
    • пустого:
      • F-35A: 13290 кг
      • F-35B: 14650 кг
      • F-35C: 15785 кг
    • нормальная взлётная масса:
      • F-35A: 24350 кг
      • F-35B: 22240 кг
      • F-35C: 25896 кг
    • максимальная взлетная масса:
      • F-35A: около 31750 кг
      • F-35B: около 27215 кг
      • F-35C: около 31750 кг
    • масса топлива:
      • F-35A: 8278 кг
      • F-35B: 6125 кг
      • F-35C: 8960 кг
  • Двигатель:
    • тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
    • модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600»
    • тяга:
      • максимальная: 1 × 12460 кгс
      • на форсаже: 1 × 18100 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: около 1900 км/ч
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч
  • Дальность полета:
    • максимальная:
      • F-35A: 2200 км
      • F-35B: 1670 км
      • F-35C: 2520 км
  • Боевой радиус действия без дозаправки в воздухе
      • F-35A: 1080 км
      • F-35B: 865 км
      • F-35C: 1140 км
  • Продолжительность полёта: 2,6 ч
  • Практический потолок: 18200 м
  • Скороподъёмность 12000 м/мин
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:
    • F-35A: +9 G
    • F-35B: +7 G
    • F-35C: +7,5 G
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе:
      • F-35A: 569 кг/м²
      • F-35B: 520 кг/м²
      • F-35C: 606 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе:
      • F-35A: 744 кг/м²
      • F-35B: 632 кг/м²
      • F-35C: 744 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе:
      • F-35A: 0,74
      • F-35B: 0,81
      • F-35C: 0,70
    • при максимальной взлётной массе:
      • F-35A: 0,57
      • F-35B: 0,67
      • F-35C: 0,57

Вооружение

  • Пушечное:
    • F-35A: 1 × 25-мм встроенная авиационная четырехствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами
    • F-35B: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
    • F-35C: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
  • Боевая нагрузка:
    • F-35A: 8150 кг
    • F-35B: 6800 кг
    • F-35C: 8150 кг
  • Точки подвески:
    • внутренних: 4
    • внешних: 6
  • Ракетное вооружение:
    • УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
    • УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM

Авионика

  • Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
  • AAQ-37- Оптическая система позволяет:
    • Обнаруживать цели: наземные, воздушные, с выводом изображения на дисплей
    • Навигация при полете днем/ночью
    • Предупреждение о ракетной атаке самолёта
    • Обнаружение точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
    • Произвести пуск ракеты воздух-воздух по цели летящей за самолётом

Состоит из 6 ИК датчиков расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км,количество обнаруживаемых целей не ограничено

  • всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.
  • AN/ASQ-239 — станция индивидуальных помех
  • HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
  • PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации, так же возможно управление голосом

Различия модификаций F-35

Три варианта истребителя F-35

F-35 строится в трёх основных ввариантах, предназначенных для выполнения различных боевых задач. Четвёртый вариант — F-35I, является экспортной версией F-35 и предназначен для ВВC Израиля.

F-35A
CTOL
F-35B
VSTOL
F-35C
CV
Длина15,7 м15,6 м15,7 м
Размах крыла10,7 м10,7 м13,1 м
Площадь крыла42,7 м²42,7 м²62,1 м²
Масса пустого13290 кг14650 кг15785 кг
Нормальная взлетная масса24350 кг22240 кг25896 кг
Максимальная взлетная массаоколо 31750 кгоколо 27215 кгоколо 31750 кг
Дальность полета2220 км1670 км2520 км
Тяговооруженность0,740,810,70
Нагрузка на крыло569606520

CF-35

Канадский CF-35 будет отличаться от американского F-35A наличием тормозного парашюта и топливо-заправочной системы аналогичной той, которая установлена на F-35B/C. На самолетах поставляемых в Норвегию может быть также использован тормозной парашют, поскольку в Норвегии как и в Канаде большинство взлётно-посадочных полос подвержены обледенению.

Просмотров: 7224

www.vonovke.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *