Bombardier Dash 8 Q300. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.

 

 

Bombardier Qсерии или деХэвиленд Канада Дэш8 (также обозначают как DHC8) — турбовинтовой двухмоторный самолёт для авиалиний средней протяжённости, изготовленный авиационной компанией deHavilland Canada (DHC) в 1984 году. Производится в настоящее время компанией Bombardier Aerospace, которая выкупила у фирмы Boeing DHC в 1992 году. Самолёт с 1996 года носит кодировку Q — серии от английского «тихий» ”quiet”, благодаря вмонтированной системе активного подавления шумов, разработанной для уменьшения в салоне самолёта уровня шума и уменьшения вибрации до уровня турбореактивных авиационных лайнеров. Всего построено более тысячи самолётов различных модификаций. Авиационная компания Bombardier планирует построить до 2016 года 1192 экземпляра серии Dash8.

Единственным российским авиационным перевозчиком, который эксплуатирует данный тип воздушного судна в Российской Федерации, оставалась долгое время авиационная компания Сахалинские авиатрассы. Эксплуатацию данного типа самолета в 2013 году начала авиационная компания Якутия, подписавшая контракт на доставку трех самолетов.

 

Bombardier Dash 8 Q300 салон

 

Авиакомпании, эксплуатирующие самолет Bombardier Dash8 Q300:

Aerocontractors; Air Creebec; Air Inuit; Air Nelson; Air Niugini; Air Service Gabon; Air Tanzania; Airphil Express; Athens Airways; Austrian Arrows — Tyrolean Airways; Bahamasair Caribbean Airlines; Central Mountain Air; CommutAir; Eastern Airways; Eastern Australia; Airlines GMG; Airlines Hawkair; Aviation Services; InterSky; Jazz Air; LIAT; Maldivian Medavia; North Cariboo Air; Petroleum Air; Services Piedmont Airlines; Provincial Airlines; Regent Airways; Regional 1 Airlines; Ryukyu Air Commuter; SA Express; Skippers Aviation; Skytrans Tobago Express; UNI Air; Voyageur Airways; Wasaya Airways; Wideroe’s Flyveselskap; Аврора.

 

Вариации

 

Серия 300

DHC8-300  Более длинная на 3,43метра версия, 50-56 пассажирский местный самолёт, поступивший в эксплуатацию в 1989. Снабжался моторами PW123, PW123B или PW123E, мощностью 2500 лошадиных сил (1,865кВт).

DHC8-300A  Вариация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой. Модификация DHC8-300 с системой активного подавления шумов.

 

Характеристики Bombardier Dash8 Q300:

 

Длина:  25,68м.

Высота:  7,49м.

Площадь крыла:  56,2кв.м.

Размах крыла:  27,43м.

Крейсерская скорость: 528км./ч.

Потолок: 7620м.

Дальность полета с максимальной загрузкой:  2034км.

Двигатели: 2×PW123B.

Экипаж: 2человека.

Количество пассажирских мест: 50мест, в одном классе.

Начало эксплуатации: 1989.

Типовая пассажировместимость 50 (один класс).

Пассажировместимость 50-56.

Диаметр фюзеляжа: 2,69м.

Масса снаряжённого: 11791кг.

Масса самолёта без топлива:  17917 кг.

Максимальный взлётный вес: 19505 кг.

Максимальный посадочный вес: 19051 кг.

Масса коммерческой нагрузки с  топливом: 5138 кг.

Запас топлива: 3160л.

Максимальная ширина салона: 2,03м.

Длина салона:  12,6м.

Длина пробега: 1178м.

 

другие самолеты

avia.pro

Про самолеты. (Дашки DHC8-300 Авроры. 6-й Офспот.): ufedor — LiveJournal

Продолжу закидывать вас фотографиями самолетов с 6-го официального споттинга в Южно-Сахалинске.
1. Посмотрим на небольших местных аборигенов из Авроры. Этот самолет я называю Дашкой, ибо настоящее название оно столь разнообразно, что кратко и понятно сказать будет очень сложно.


2. Bombardier, de Havilland, de Havilland Canada Dash8, Dash, Dash8, DHC, DHC8 и я еще молчу про обозначения модификаций. На Сахалине имеются в наличии самолеты серии 200 и 300. В этом посте вы увидите только 300-ю серию.

3. Эта Дашка прилетела из Шахтерска. Наша давняя мечта слетать в Шахтерск с коллегами-споттерами,но на этот шаг нужно решиться.

4. Имхо, Дашка-трехсотка очень симпатичная, красивее только четырехсотка.

5. Но зато трехсотка громкая. Нет, не так громка, как Ан-24, но этот самолет можно слышать заранее.

6. Вот два брата (или сестры) Старший и младшенький.

7. Дашки очень активны. Маленькие, но бороздят просторы Сахалинской области.

8. Оха, Ноглики, Шахтерск, Итуруп, Буревестник, Менделеево, а еще они иногда летают на материк и к соседям в Японию.

9. Этот самолет готовится лететь на самый север острова в Оху. В Оху по земле добираться сутки, а самолетом менее двух часов.

10. Самолет делает короткий разбег и взмывает в воздух.

11. Этот взлет запомнится всем участникам этого споттинга.

12. Самолет взлетел, начал убирать шасси и …

13. …помахал нам крыльями.

14. Мы кричали как сумасшедшие.

15. Это этот же самолет, но обратным рейсом из Охи.

16. Посадки не менее увлекательны взлетов.

17. Самолет сел практически напротив нас.

18. Потом Татьяна Козырева из пресс-службы Авроры позвонила пилотам и выразила от нас благодарность. Таких дружественных жестов от пилотов я еще не видел.

19. Ну вот вроде все про Дашки.

20. Фотографий много, все примерно одинаковые, но мне все их хотелось показать вам.


ufedor.livejournal.com

Военные и специальные модификации самолёта DHC-8 (2014) — Канада — По странам — Статьи

Полковник О. Нейвинский

В 1980 году для удовлетворения растущих потребностей местных авиалиний в самолетах пассажировместимостью 30-40 человек с низким уровнем шума конструкторское бюро канадской фирмы «Де Хэвиллэнд Кэнэда» (De Hwilland Canada) приступило к разработке проекта DHC-8. Основой конструкции послужила 50-местная машина DHC-7, у которой была изменена конструкция крыла и укорочен фюзеляж типа полумонокок круглого сечения.

Аэродинамическая схема самолета — свободнонесущий высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями, установленными в крыле. У DHC-8 прямое трапециевидное крыло, Т-образное хвостовое оперение, носовая часть фюзеляжа сильно заострена. Отличительной особенностью является значительная площадь остекления пилотской кабины, которая обеспечивает лучший обзор.

В стандартную компоновку фюзеляжа был встроен грузовой люк. Шасси трехопорное, по два колеса на стойке, передняя стойка управляемая. ТВД PW120 (компания «Пратт энд Уитни») с малым расходом топлива приводили в движение четырехлопастные винты большого диаметра 14-SF7 компании «Гамильтон стандард» с изменяемым шагом и относительно малой постоянной частотой вращения, которая и обеспечивала низкий уровень шума. При аварийном отключении одного двигателя мощность другого автоматически увеличивалась до максимальной (1 491 кВт).

Испытания машины, рассчитанной на 37-39 пассажиров, продолжались с 1983 по сентябрь 1984 года. Позже новая машина была сертифицирована по нормам Федерального управления гражданской авиации США. В октябре того же года для местных авиалиний первые самолеты начальной (100) серии DHC-8-100 были поставлены заказчикам.

Обладая высокой экономичностью и, как следствие, хорошими летно-техническими характеристиками (дальность, продолжительность полета, а также грузоподъемность), DHC-8 стал наиболее эффективным региональным самолетом своего времени, положив начало, в силу своей универсальности и надежности, семейству специальных версий, в том числе для вооруженных сил.

С началом эксплуатации DHC-8 на его базе был создан транспортный вариант DHC-8M1, два экземпляра которого были поставлены службе надзора за загрязнением моря, входящей в состав министерства транспорта Канады. Они были оборудованы системой разведки и наблюдения MSS-6000, разработанной шведскими специалистами.

Подобные системы поставляются для оснащения самолетов базовой патрульной авиации. Они включают РЛС бокового обзора, оптоэлектронные станции в ИК- и УФ- диапазонах, средства автоматической идентификации надводных объектов, цифровую фото- и видеоаппаратуру высокого разрешения. Кроме того, состав MSS-6000 может быть дополнен ИК-камерой в носовой части самолета.

Данные, собранные с помощью этой системы, передаются в режиме реального времени на наземные пункты, надводные корабли и суда или другие ЛА через обычные либо спутниковые линии связи.

Модификация DHC-8M послужила основой тактического военно-транспортного самолета, два экземпляра которого (DHC-8-1022) в 1987 году были поставлены канадским ВВС под обозначением СС-142. Оснащенные специальным БРЭО, эти машины были предназначены для замены подлежащих списанию ВТС DHC-7. Для выполнения полетов с грунтовых ВПП у СС-142 были усилены шасси и конструкция пола грузовой кабины, а для увеличения дальности полета они оборудовались дополнительными топливными баками.

Закупленные в 1985 году DHC-8 для ВВС США после соответствующей доработки, в том числе с установкой БРЛС AN/APS-143(V)1, под обозначением

Е-9А «Виджет» использовались в качестве летающих платформ для выполнения задач по получению и обработке телеметрической информации при испытаниях беспилотных летательных аппаратов и ракет3.

Обозначение СТ-142 получили DHC-8-102, оснащенные аппаратурой для обучения навигации штурманов канадских ВВС. Внешне от ВТС СС-142 учебные машины отличались удлиненным носовым обтекателем, в котором размещается поисковая РЛС. В состав БРЭО входят бортовые комплексы с оригинальным навигационным программным обеспечением.

Первый полет УТС СТ-142 совершил в 1987 году; тогда же учебная техника стала поступать в штурманскую школу ВВС Канады (г. Виннипег). Всего было передано четыре машины. С 1995 года самолеты использовались также для подготовки военных летчиков Сингапура и Новой Зеландии.

Две машины были оснащены оборудованием для калибровки радиотехнических систем обеспечения посадки ILS и MLS, а также радиосистемы ближней навигации VOR в канадских аэропортах.

В марте 1986 года параллельно с выпуском машин серии 100 началось производство самолетов серии 300, фюзеляж которых был удлинен на 3,43 м, что позволило довести число пассажиромест до 56. Размах крыла был увеличен за счет удлинения его съемных частей. При возросшей массе полезной нагрузки (до 6 272 кг) была усилена конструкция шасси.

Первый экземпляр DHC-8-300А совершил полет 15 мая 1987 года, а в эксплуатацию был введен в 1989-м. Он оснащался двигателями PW123B и Е общей мощностью 1 865 кВт.

На основе DHC-8-300 создан самолет базовой патрульной авиации DHC-8M-300ASW «Тритон» с двигателями PW121 мощностью по 2 380 л. с. и БРЭО для поиска подводных лодок, в состав которого входит ИК-система обзора передней полусферы, система магнитного обнаружения подводных лодок и бортовая поисковая РЛС. Экипаж из шести человек способен осуществлять патрулирование в течение 11 ч.

В июне 1987 года «Де Хэвилленд Кэнада» была поглощена фирмой «Боинг», которая, в свою очередь, права на производство и дальнейшую разработку самолета DHC-8 в 1992-м продала канадской компании «Бомбардье аэро-спейс».

Тогда же началась разработка модернизированной серии 200, которая отличается от начальной (100) установкой ТВД PW123 и пассажировместимостью 37-39 человек. Летные испытания предсерийного самолета начались в конце 1994 года, а в апреле 1995-го был собран первый экземпляр.

В том же году была закончена разработка серии 400, которая с 1990 года велась совместно с японской фирмой «Мицубиси хэви индастриз».

DHC-8-400 отличается удлиненным на 5,76 м фюзеляжем и пассажировместимостью (70-78 мест). Были разработаны передняя багажная дверь, задний грузовой люк и увеличена длина центроплана. Самолет оснащен двигателями PW150A максимальной мощностью 3 783 кВт (крейсерская составляет 3 618 кВт), диаметр воздушных винтов 4,11 м. Крейсерская скорость полета 670 км/ч, практический потолок 8 200 м. Самолет оснащен цифровым комплексом БРЭО французской фирмы «Секстант авионик», в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи.

Первый полет DHC-8-400 выполнил в декабре 1997 года, а в эксплуатацию был введен в 2000-м.

С 1996 года на самолеты DHC-8 устанавливается система активного шумоподавления и снижения вибраций ANVS (Active Noise and Vibration Suppression system) компании «Ультра электронике», предназначенная для снижения уровня шума в салоне и вибрации до аналогичного показателя турбореактивных авиалайнеров. Приницип действия этой системы заключается в непрерывной обработке специальным бортовым компьютером данных о частоте вращения воздушных винтов и сигналов от микрофонов, размещенных по всему салону самолета, с последующей передачей этой информации на расположенные на силовых элементах планера самонастраивающиеся поглотители вибраций ATVA (Active Tuned Vibration Absorbers). Те генерируют собственные колебания в противо-фазе с исходными. К обозначению серии самолетов с системой ANVS добавляется литера Q (quiet означает тихий), например Бомбардье Q200.

Все семейство самолетов DHC-8 отличается способностью базирования на грунтовых аэродромах и низким уровнем шума в салоне. Пассажирская кабина выполняется всегда в одном классе. Кресла располагаются по четыре в ряд с одним центральным проходом между ними. В последнем ряду пять кресел. Над головами пассажиров предусмотрено достаточно объемное багажное отделение для размещения ручной клади.

На базе серии 400 национальной компанией «Каскад аэроспейс» разработана модификация DHC-Q400MR — специальный самолет для тушения пожаров. Он способен брать на борт и сбрасывать в полете 9 840 л ретарданта (специальной иламегасящей смеси), пены или воды. Две машины поставлены во Францию для нужд гражданской обороны и управления безопасности.

По заказу БОХР Швеции для замены морских разведывательных самолетов КАСА 212 в рамках программы KBV 501 на базе многоцелевой версии DHC-8-300 разработан морской разведывательный самолет DHC-8-300MSA (Maritime Surveillance Aircraft). В проекте стоимостью 80 млн долларов приняли участие канадская фирма «Филд авиэйшн» и американская «L 3 комью-никейшнз интегрейтед системз», специализирующаяся на разработке систем безопасности и разведки.

В дополнение к многорежимной БРЛС кругового обзора EL/M 2022(V)3, расположенной в нижней части фюзеляжа, в состав БРЭО входит РЛС бокового обзора, обеспечивающая картографирование местности с регистрацией пройденного пути надводных средств, и смонтированная на турельной установке станция MX-15EO/IR для определения параметров загрязнения нефтепродуктами морской поверхности.

Поддержание необходимого температурного режима на борту самолета обеспечивает специальный канал для отвода избыточного тепла, возникающего вследствие работы БРЭО, а для соблюдения требований БОХР Швеции по уровню шума в салоне была изменена схема расположения элементов системы ANVS.

Самолетное оборудование обеспечивает сброс спасательных плавсредств и сигнальных буев. На борту установлены три рабочих места для операторов с возможностью дополнительного размещения еще двух. Рабочие места оборудованы ЖК-мониторами и интерфейсом, обеспечивающими каждому специалисту независимую друг от друга обработку данных всех поисковых систем. На борту предусмотрена зона отдыха на четыре человека.

Всего в 2008 году для использования в интересах БОХР Швеции поставлены три таких комплекса. В начале 2010 года один из них в течение четырех месяцев был задействован в операции Европейского союза по борьбе с пиратами близ побережья Сомали с базированием на Сейшельских о-вах.

Аналогичный самолет был передан береговой охране Исландии в июне 2009 года. В работах по переоборудованию самолета Бомбардье Q300 по условиям контракта стоимостью более 30 млн долларов участвовали те же компании, что и в программе KBV 501. У новой модификации увеличен запас топлива и имеется вспомогательная силовая установка, обеспечивающая решение задач при автономном базировании в течение более восьми месяцев. Кроме того, все бортовое поисковое оборудование сведено в комплексную систему обработки данных.

В марте 2006 года несколько самолетов этой модификации были заказаны для таможенной службы Австралии. Согласно контракту производителем были поставлены три новых экземпляра, а еще два переоборудованы из машин компании «Кобхэм авиэйшн сёрвисиз Острэлья» (ранее известная как «Нэшнл джет системз»).

В период с января 2007-го по февраль 2009 года БОХР Японии заключила с компанией «Филд авиэйшн» три контракта на переоборудование в общей сложности восьми новых самолетов Q300 в вариант MSA. Работы, выполнявшиеся на производственных мощностях подрядчика в г. Торонто, включали в том числе оборудование салона под решение задач воздушного наблюдения и разведки, установку обзорных иллюминаторов увеличенного размера, обзорной БРЛС, оптического сканера на кардановом подвесе, навигационной системы и систему управления БРЭО, а также открываемой в полете задней грузовой двери и десантного люка.

Ввиду того что в апреле 2008 года руководство компании «Бомбардье аэроспейс» приняло решение о завершении производства самолетов DHC-8 серий 200 и 300 (выкатка последней машины Q300 состоялась в октябре 2009-го)9 все последующие разработки специальных и военных модификаций DHC-8 будут базироваться на 400-й серии. Что касается уже выпущенных самолетов серий 200 и 300, которые по своим ЛТХ соответствуют запросам потенциальных заказчиков, компания «Филд авиэйшн» рассматривает возможность их приобретения с последующим переоборудованием и поставкой заинтересованным сторонам.

Основные характеристики модификации
 СС-142УТС CT-142Бомбардье Q400
Длина самолета, м22,2523,6532,6
Размах крыла, м25,9125,9128,4
Высота самолета, м7,497,498,4
Площадь крыла, м254,3554,35 ‘63,1
Диаметр винта, м3,96  
Масса, кг:   
пустого самолета99791027017110
максимальная взлетная156491646029 260
топлива во внутренних ТБ2576 + 207131606 530
Крейсерская скорость на высоте 4 575 м, км/ч497490667
Максимальная дальность полета, км220515202500
Практический потолок, м762076208200
Экипаж, человек22 
Полезная нагрузка, пассажиры / груз, кг39 / 4 240До 20 курсантов 
Вооружение  
Силовая установка, мощность, л. с. 2xPW121A, 2×2 1502 х PWI50A, 2×5 075

1 Для краткости обозначение серия в названии самолета опускается.

2 Цифры после разряда сотен в обозначении серии указывают на номер модели.

3 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 4. — С. 71 -72.

 Зарубежное военное обозрение. 2014, №7, С. 65-70

factmil.com

Военные и специальные модификации самолёта DHC-8 (2014)

Полковник О. Нейвинский

В 1980 году для удовлетворения растущих потребностей местных авиалиний в самолетах пассажировместимостью 30-40 человек с низким уровнем шума конструкторское бюро канадской фирмы «Де Хэвиллэнд Кэнэда» (De Hwilland Canada) приступило к разработке проекта DHC-8. Основой конструкции послужила 50-местная машина DHC-7, у которой была изменена конструкция крыла и укорочен фюзеляж типа полумонокок круглого сечения.

Аэродинамическая схема самолета — свободнонесущий высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями, установленными в крыле. У DHC-8 прямое трапециевидное крыло, Т-образное хвостовое оперение, носовая часть фюзеляжа сильно заострена. Отличительной особенностью является значительная площадь остекления пилотской кабины, которая обеспечивает лучший обзор.

В стандартную компоновку фюзеляжа был встроен грузовой люк. Шасси трехопорное, по два колеса на стойке, передняя стойка управляемая. ТВД PW120 (компания «Пратт энд Уитни») с малым расходом топлива приводили в движение четырехлопастные винты большого диаметра 14-SF7 компании «Гамильтон стандард» с изменяемым шагом и относительно малой постоянной частотой вращения, которая и обеспечивала низкий уровень шума. При аварийном отключении одного двигателя мощность другого автоматически увеличивалась до максимальной (1 491 кВт).

Испытания машины, рассчитанной на 37-39 пассажиров, продолжались с 1983 по сентябрь 1984 года. Позже новая машина была сертифицирована по нормам Федерального управления гражданской авиации США. В октябре того же года для местных авиалиний первые самолеты начальной (100) серии DHC-8-100 были поставлены заказчикам.

Обладая высокой экономичностью и, как следствие, хорошими летно-техническими характеристиками (дальность, продолжительность полета, а также грузоподъемность), DHC-8 стал наиболее эффективным региональным самолетом своего времени, положив начало, в силу своей универсальности и надежности, семейству специальных версий, в том числе для вооруженных сил.

С началом эксплуатации DHC-8 на его базе был создан транспортный вариант DHC-8M1, два экземпляра которого были поставлены службе надзора за загрязнением моря, входящей в состав министерства транспорта Канады. Они были оборудованы системой разведки и наблюдения MSS-6000, разработанной шведскими специалистами.

Подобные системы поставляются для оснащения самолетов базовой патрульной авиации. Они включают РЛС бокового обзора, оптоэлектронные станции в ИК- и УФ- диапазонах, средства автоматической идентификации надводных объектов, цифровую фото- и видеоаппаратуру высокого разрешения. Кроме того, состав MSS-6000 может быть дополнен ИК-камерой в носовой части самолета.

Данные, собранные с помощью этой системы, передаются в режиме реального времени на наземные пункты, надводные корабли и суда или другие ЛА через обычные либо спутниковые линии связи.

Модификация DHC-8M послужила основой тактического военно-транспортного самолета, два экземпляра которого (DHC-8-1022) в 1987 году были поставлены канадским ВВС под обозначением СС-142. Оснащенные специальным БРЭО, эти машины были предназначены для замены подлежащих списанию ВТС DHC-7. Для выполнения полетов с грунтовых ВПП у СС-142 были усилены шасси и конструкция пола грузовой кабины, а для увеличения дальности полета они оборудовались дополнительными топливными баками.

Закупленные в 1985 году DHC-8 для ВВС США после соответствующей доработки, в том числе с установкой БРЛС AN/APS-143(V)1, под обозначением Е-9А «Виджет» использовались в качестве летающих платформ для выполнения задач по получению и обработке телеметрической информации при испытаниях беспилотных летательных аппаратов и ракет3.

Обозначение СТ-142 получили DHC-8-102, оснащенные аппаратурой для обучения навигации штурманов канадских ВВС. Внешне от ВТС СС-142 учебные машины отличались удлиненным носовым обтекателем, в котором размещается поисковая РЛС. В состав БРЭО входят бортовые комплексы с оригинальным навигационным программным обеспечением.

Первый полет УТС СТ-142 совершил в 1987 году; тогда же учебная техника стала поступать в штурманскую школу ВВС Канады (г. Виннипег). Всего было передано четыре машины. С 1995 года самолеты использовались также для подготовки военных летчиков Сингапура и Новой Зеландии.

Две машины были оснащены оборудованием для калибровки радиотехнических систем обеспечения посадки ILS и MLS, а также радиосистемы ближней навигации VOR в канадских аэропортах.

В марте 1986 года параллельно с выпуском машин серии 100 началось производство самолетов серии 300, фюзеляж которых был удлинен на 3,43 м, что позволило довести число пассажиромест до 56. Размах крыла был увеличен за счет удлинения его съемных частей. При возросшей массе полезной нагрузки (до 6 272 кг) была усилена конструкция шасси.

Первый экземпляр DHC-8-300А совершил полет 15 мая 1987 года, а в эксплуатацию был введен в 1989-м. Он оснащался двигателями PW123B и Е общей мощностью 1 865 кВт.

На основе DHC-8-300 создан самолет базовой патрульной авиации DHC-8M-300ASW «Тритон» с двигателями PW121 мощностью по 2 380 л. с. и БРЭО для поиска подводных лодок, в состав которого входит ИК-система обзора передней полусферы, система магнитного обнаружения подводных лодок и бортовая поисковая РЛС. Экипаж из шести человек способен осуществлять патрулирование в течение 11 ч.

В июне 1987 года «Де Хэвилленд Кэнада» была поглощена фирмой «Боинг», которая, в свою очередь, права на производство и дальнейшую разработку самолета DHC-8 в 1992-м продала канадской компании «Бомбардье аэро-спейс».

Тогда же началась разработка модернизированной серии 200, которая отличается от начальной (100) установкой ТВД PW123 и пассажировместимостью 37-39 человек. Летные испытания предсерийного самолета начались в конце 1994 года, а в апреле 1995-го был собран первый экземпляр.

В том же году была закончена разработка серии 400, которая с 1990 года велась совместно с японской фирмой «Мицубиси хэви индастриз».

DHC-8-400 отличается удлиненным на 5,76 м фюзеляжем и пассажировместимостью (70-78 мест). Были разработаны передняя багажная дверь, задний грузовой люк и увеличена длина центроплана. Самолет оснащен двигателями PW150A максимальной мощностью 3 783 кВт (крейсерская составляет 3 618 кВт), диаметр воздушных винтов 4,11 м. Крейсерская скорость полета 670 км/ч, практический потолок 8 200 м. Самолет оснащен цифровым комплексом БРЭО французской фирмы «Секстант авионик», в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи.

Первый полет DHC-8-400 выполнил в декабре 1997 года, а в эксплуатацию был введен в 2000-м.

С 1996 года на самолеты DHC-8 устанавливается система активного шумоподавления и снижения вибраций ANVS (Active Noise and Vibration Suppression system) компании «Ультра электронике», предназначенная для снижения уровня шума в салоне и вибрации до аналогичного показателя турбореактивных авиалайнеров. Приницип действия этой системы заключается в непрерывной обработке специальным бортовым компьютером данных о частоте вращения воздушных винтов и сигналов от микрофонов, размещенных по всему салону самолета, с последующей передачей этой информации на расположенные на силовых элементах планера самонастраивающиеся поглотители вибраций ATVA (Active Tuned Vibration Absorbers). Те генерируют собственные колебания в противо-фазе с исходными. К обозначению серии самолетов с системой ANVS добавляется литера Q (quiet означает тихий), например Бомбардье Q200.

Все семейство самолетов DHC-8 отличается способностью базирования на грунтовых аэродромах и низким уровнем шума в салоне. Пассажирская кабина выполняется всегда в одном классе. Кресла располагаются по четыре в ряд с одним центральным проходом между ними. В последнем ряду пять кресел. Над головами пассажиров предусмотрено достаточно объемное багажное отделение для размещения ручной клади.

На базе серии 400 национальной компанией «Каскад аэроспейс» разработана модификация DHC-Q400MR — специальный самолет для тушения пожаров. Он способен брать на борт и сбрасывать в полете 9 840 л ретарданта (специальной иламегасящей смеси), пены или воды. Две машины поставлены во Францию для нужд гражданской обороны и управления безопасности.

По заказу БОХР Швеции для замены морских разведывательных самолетов КАСА 212 в рамках программы KBV 501 на базе многоцелевой версии DHC-8-300 разработан морской разведывательный самолет DHC-8-300MSA (Maritime Surveillance Aircraft). В проекте стоимостью 80 млн долларов приняли участие канадская фирма «Филд авиэйшн» и американская «L 3 комью-никейшнз интегрейтед системз», специализирующаяся на разработке систем безопасности и разведки.

В дополнение к многорежимной БРЛС кругового обзора EL/M 2022(V)3, расположенной в нижней части фюзеляжа, в состав БРЭО входит РЛС бокового обзора, обеспечивающая картографирование местности с регистрацией пройденного пути надводных средств, и смонтированная на турельной установке станция MX-15EO/IR для определения параметров загрязнения нефтепродуктами морской поверхности.

Поддержание необходимого температурного режима на борту самолета обеспечивает специальный канал для отвода избыточного тепла, возникающего вследствие работы БРЭО, а для соблюдения требований БОХР Швеции по уровню шума в салоне была изменена схема расположения элементов системы ANVS.

Самолетное оборудование обеспечивает сброс спасательных плавсредств и сигнальных буев. На борту установлены три рабочих места для операторов с возможностью дополнительного размещения еще двух. Рабочие места оборудованы ЖК-мониторами и интерфейсом, обеспечивающими каждому специалисту независимую друг от друга обработку данных всех поисковых систем. На борту предусмотрена зона отдыха на четыре человека.

Всего в 2008 году для использования в интересах БОХР Швеции поставлены три таких комплекса. В начале 2010 года один из них в течение четырех месяцев был задействован в операции Европейского союза по борьбе с пиратами близ побережья Сомали с базированием на Сейшельских о-вах.

Аналогичный самолет был передан береговой охране Исландии в июне 2009 года. В работах по переоборудованию самолета Бомбардье Q300 по условиям контракта стоимостью более 30 млн долларов участвовали те же компании, что и в программе KBV 501. У новой модификации увеличен запас топлива и имеется вспомогательная силовая установка, обеспечивающая решение задач при автономном базировании в течение более восьми месяцев. Кроме того, все бортовое поисковое оборудование сведено в комплексную систему обработки данных.

В марте 2006 года несколько самолетов этой модификации были заказаны для таможенной службы Австралии. Согласно контракту производителем были поставлены три новых экземпляра, а еще два переоборудованы из машин компании «Кобхэм авиэйшн сёрвисиз Острэлья» (ранее известная как «Нэшнл джет системз»).

В период с января 2007-го по февраль 2009 года БОХР Японии заключила с компанией «Филд авиэйшн» три контракта на переоборудование в общей сложности восьми новых самолетов Q300 в вариант MSA. Работы, выполнявшиеся на производственных мощностях подрядчика в г. Торонто, включали в том числе оборудование салона под решение задач воздушного наблюдения и разведки, установку обзорных иллюминаторов увеличенного размера, обзорной БРЛС, оптического сканера на кардановом подвесе, навигационной системы и систему управления БРЭО, а также открываемой в полете задней грузовой двери и десантного люка.

Ввиду того что в апреле 2008 года руководство компании «Бомбардье аэроспейс» приняло решение о завершении производства самолетов DHC-8 серий 200 и 300 (выкатка последней машины Q300 состоялась в октябре 2009-го)9 все последующие разработки специальных и военных модификаций DHC-8 будут базироваться на 400-й серии. Что касается уже выпущенных самолетов серий 200 и 300, которые по своим ЛТХ соответствуют запросам потенциальных заказчиков, компания «Филд авиэйшн» рассматривает возможность их приобретения с последующим переоборудованием и поставкой заинтересованным сторонам.

Основные характеристики модификации
  СС-142 УТС CT-142 Бомбардье Q400
Длина самолета, м 22,25 23,65 32,6
Размах крыла, м 25,91 25,91 28,4
Высота самолета, м 7,49 7,49 8,4
Площадь крыла, м2 54,35 54,35 ‘ 63,1
Диаметр винта, м 3,96    
Масса, кг:      
пустого самолета 9979 10270 17110
максимальная взлетная 15649 16460 29 260
топлива во внутренних ТБ 2576 + 2071 3160 6 530
Крейсерская скорость на высоте 4 575 м, км/ч 497 490 667
Максимальная дальность полета, км 2205 1520 2500
Практический потолок, м 7620 7620 8200
Экипаж, человек 2 2  
Полезная нагрузка, пассажиры / груз, кг 39 / 4 240 До 20 курсантов  
Вооружение    
Силовая установка, мощность, л. с.   2xPW121A, 2×2 150 2 х PWI50A, 2×5 075

1 Для краткости обозначение серия в названии самолета опускается.

2 Цифры после разряда сотен в обозначении серии указывают на номер модели.

3 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 4. — С. 71 -72.


Ключевые теги: Канада

Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

Источник: http://factmil.com/publ/strana/kanada/voennye_i_specialnye_modifikacii_samoljota_dhc_8_2014/74-1-0-460

politinform.su

DHC-8

Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта DHC-8 (первоначально проект обозначался «Дэш X») началась в КБ фирмы «Де-Хевиленд Канада» в 1980 году. За основу конструкции был взят 50-местный самолёт DHC-7. Была изменена конструкция крыла, фюзеляж укорочен. К лету 1983 года был изготовлен первый прототип. 20 июня он впервые поднялся в воздух. После завершения испытаний в конце сентября 1984 года на самолёт был получен сертификат типа. Затем он был сертифицирован в США по нормам FAA. 8 мая 1997 года «Дэш-8-100» сертифицирован в России.

Серийное производство «Дэш-8» началось в 1984 году. В октябре того же года первые самолёты были поставлены заказчикам.

DHC-8 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего высокоплана с Т-образным оперением. Фюзеляж типа полумонокок кругого сечения (диаметр 2,69 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД РW120 (позже PW121, PW123, PW150) фирмы «Прэтт-Уитни Канада» с четырёхлопастными воздушными винтами изменяемого шага диаметром 3,96 м (на DHC-8-400 — 4,11 м). Кабина пилотов оснащена цифровым комплексом авионики SPZ-8000 американской фирмы «Ханиуэлл» с цветными многофункциональными дисплеями.

Семейство самолётов «Дэш-8» отличает возможность базирования на грунтовых аэродромах и низкий уровень шума в салоне.

Поставляется на экспорт в Австралию, Австрию, Великобританию, Италию, США, Францию, ФРГ, Швецию, Японию. С ноября 2002 года самолёты DHC-8-102 эксплуатируются российской авиакомпанией «Сахалинские авиатрассы».

Модификации самолёта:

  • DHC-8-100 — первый серийный вариант.
    • DHC-8-100A — с двигателями PW120A. В 1984-1992 годах изготовлено 297 самолётов.
    • DHC-8-100B — с двигателями PW121A. В 1992-1996 годах изготовлено 460 самолётов.
    • DHC-8-102.
    • DHC-8-103.
    • DHC-8-106.
  • DHC-8-200 — модернизированный. Отличается силовой установкой от DHC-8-300. Разработан в 1992 году. Выпускается с 1995 года.
    • DHC-8-200A — с двигателями PW123C.
    • DHC-8-200B — самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123D.
    • DHC-8-201.
    • DHC-8-202.
  • DHC-8-300 — с удлинённым на 3,43 м фюзеляжем. Отличается двигателями PW123, крылом увеличенного размаха, усиленным шасси. Первый полёт 15 мая 1987 года. Выпускался в 1988-1990 годах.
    • DHC-8-300A — с увеличенной взлётной массой. Отличается двигателями PW123A. Выпускаелся в 1990-1992 годах.
    • DHC-8-300B — с двигателями PW123B мощностью 2500 л.с. Выпускается с 1992 года.
    • DHC-8-300E — самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123E, уменьшенной взлётной массой.
    • DHC-8-301.
    • DHC-8-311.
    • DHC-8-314.
    • DHC-8-315.
  • DHC-8-400 — с удлинённым на 5,76 м фюзеляжем. Разработан в 1990-1995 годах совместно с фирмой «Мицубиси» (Япония). Первый полёт в декабре 1997.
  • DHC-8M — самолёт для подготовки штурманов на базе DHC-8-100. Изготовлено 6 самолётов для ВВС Канады.
  • CC-142 — военно-транспортный.
  • E-9 — самолёт слежения за ракетами. Разработан фирмой «Боинг» (США).

Лётно-технические характеристики

100B200B300A400
ДвигателиРW121AРW123DРW123AРW150A
Взлётная мощность, э.л.с.2х21502х23802х23802х4830
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

25,91
22,25
7,49
25,91
22,25
7,49
27,43
25,68
7,49
28,42
33,0
8,3
Площадь крыла, м254,3554,3556,2163,10
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

10270
16460
10400
16460
11660
18640
16530
28690
Запас толплива, кг3160316031606760
Максимальная коммерческая нагрузка, кг4200411058008500
Число пассажиров, чел.37-3937-3950-5670-78
Крейсерская скорость, км/ч490545530650
Дальность полёта с полной нагрузкой, км1520173015302430
Практический отолок, м7600760076008200
Длина разбега, м

пробега

900
900
900
900
1100
1100
1355
1320
Экипаж, чел.2222

Литература

  1. Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. — 2001. — №6. — С. 29-33.

aviaros.narod.ru

DHC-8 Dash 8 DHC-8 «Дэш» 8. Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты

DHC-8 Dash 8

DHC-8 «Дэш» 8

ЛЕГКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ

Разработка самолета DHC-8, не оптимизированного для укороченного взлета-посадки, но имеющего низкий уровень шума и обеспечивающий перевозку 30–40 пассажиров, началась в 1980 г.

В стандартную компоновку фюзеляжа была вписана грузовая дверь. Самолет имеет высокорасположенное крыло и Т-образное хвостовое оперение, убирающееся трехопорное шасси с двумя колесами на каждой стойке.

Два усовершенствованных ТВД с малым расходом топлива приводят в движение медленно вращающиеся винты большого диаметра, обеспечивающие очень низкий уровень шума. При отключении одного мощность другого автоматически увеличивается до максимальной.

Опытный образец серии 100 впервые поднялся в воздух 20 июня 1983 г., а эксплуатироваться стал со следующего года.

В марте 1986 г. началось производство DHC-8-300. Этот вариант имел удлиненный на 3,43 м фюзеляж и больший размах крыла за счет удлинения его отъемной части. Увеличился вес полезной нагрузки до 6272 кг. Первый полет самолета серии 300 состоялся 15 мая 1987 г.

В канадских ВВС самолеты DHC-8-100 под обозначением СС-142 использовались в грузопассажирском варианте, который оборудовался топливными баками для полетов на большую дальность. Обозначение СТ-142 получили DHC-8-100, оснащенные для обучения навигации летчиков канадских ВВС.

Закупленные в 1985 г. DHC-8-100 для ВВС США под обозначением Е-9А использовались в качестве летающих платформ для выполнения задач по получению и обработке телеметрической информации при испытаниях беспилотных летательных аппаратов и ракет.

На базе DHC-8-300 был создан патрульный противолодочный самолет DHC 8M-300ASW «Тритон» с двигателями PW121 мощностью по 2380 л.с. и полным набором оборудования для поиска подводных лодок, в состав которого входит ИК-система FLIR, система магнитного обнаружения подводных лодок MAD и бортовая РЛС. Экипаж из 6 человек способен осуществлять патрулирование в течение 11 часов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 2

Скорость максимальная крейсерская на высоте до 3 км, км/ч 497

Практический потолок, м 7620

Дальность, км:

перегоночная 2200

с полезной нагрузкой 2010 Масса, кг:

максимальная взлетная 15 650

пустого самолета 9979

Максимальная полезная нагрузка, кг 4467

Габариты самолета, м:

размах крыла 25,91

длина 22,25

высота 7,49

Двигатель: ТВД Pratt amp; Whitney Aircraft of Canada

PW-120A, л.с. 2 no 2000.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

DHC-8 «Dash 8»

DHC-8 «Dash 8» De Havilland Canada DHC-8 «Dash 8»
пассажирский самолет укороченного взлета и посадки
1983



Для удовлетворения растущих потребностей в бесшумных короткорейсовых самолетах на 30-40 пассажиров компания Де Хэвилленд Канада в 1980 году начала проектирование самолета DHC-8 Дэш 8 (Dash — энергия, напор), который не был оптимизирован для короткого взлета-посадки. Стандартный фюзеляж самолета имел грузовую дверь. Среди других особенностей были убирающееся трехопорное шасси с двумя колесами на каждой стойке, Т-образное хвостовое оперение и высокорасположенное крыло с двумя усовершенствованными турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney PW120 с малым расходом топлива, которые приводили в движение медленно вращающиеся винты большого диаметра, обеспечивающие очень низкий уровень шума. При аварийном отключении одного из них мощность другого автоматически увеличивалась до 1492 кВт (2000 л.с.). Опытный образец 36-местного самолета Series 100 совершил первый полет 20 июня 1983 года и начал эксплуатироваться в следующем году. Самолет Серии 300, производство которого началось в марте 1986 года, был удлинен на 3,43 м для размещения от 50 до 56 пассажиров. Размах крыла был увеличен удлинением его отъемной части. Первый самолет совершил полет 15 мая 1987 года. Самолет с увеличенной полезной нагрузкой Серия 300A мог перевозить 6272 кг. В июне 1987 года, когда компания Де Хэвилленд Канада была поглощена компанией Боинг, шли исследования по новому проекту. Обозначенному как Серия 400, 66-70-местному авиалайнеру весом 25175 кг, который должен был обладать скоростью 650 км/час, были предложены турбовинтовой двигатель со свободной турбиной Allison GMA 2100 мощностью 2948 кВт (4000 л.с.) и усовершенствованный турбовинтовой двигатель GE/Lycoming GLC38. В начале 90-х годов 230 клиентов заказали 361 самолет Дэш 8, включая 251 машину Серии 100 и 110 машин Серии 300.

DHC-8 «Dash 8» коллекция фотографий


Данные для: DHC-8 Серии 100

Экипаж: 2, пассажиров: 36, двигатели: 2 x ТВД Pratt & Whitney PW120А, 1492кВт, размах крыла: 25.91м, длина: 22.25м, высота:7.49м, площадь крыла: 54.35м2, взлетная масса: 15560кг, масса пустого: 9979кг, крейсерская скорость: 497км\ч, потолок: 7620м, дальность с максимальной загрузкой: 2010км




avia-museum.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *