Самолёт Блэкберн «Буканир» | Военное оружие и армии Мира

В 1952 году командование британских ВМС сформулировало требования к новому реактивному палубному самолету, предназначенному для ударов по морским и наземным целям (вт. ч. с применением ядерного оружия). На конкурс было представлено 12 проектов, а победителем признали проект В-103, разработанный фирмой «Блэкберн». Для достижения требуемых взлетно-посадочных и скоростных характеристик конструкторы пошли на применение весьма прогрессивных решений: фюзеляж был спроектирован согласно «правилу площадей», а крыло снабдили системой сдува пограничного слоя.

Экипаж из двух человек располагался тандемом. Для размещения главного оружия — ядерного боеприпаса — предназначался бомбоотсек оригинальной конструкции: с единственной поворотной створкой, к которой и подвешивалась боевая нагрузка. Перед ее сбросом бомбоотсек как бы «выворачивался наизнанку». Наличие прицельного радара фирмы «Ферранти» делало возможным всепогодное и круглосуточное применение самолета. В соответствии с требованиями к корабельному базированию консоли крыла выполнили складывающимися. Первый прототип «Буканир» вышел на испытания 30 апреля 1958 года. Для ускорения доводки самолета было построено беспрецедентное количество опытных машин: 9 прототипов и 14 предсерийных самолетов. Испытания показали, что самолет недобирает требуемых характеристик из-за низкой тяги двигателей. Тем не менее в сентябре 1959 года заказали первую серийную партию — 40 самолетов, рассчитывая устранить недостатки на последующих модификациях. Выпуск серийных машин начался в январе 1962 года. В общей сложности построили 211 «Буканиров».



ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

«Буканир» S.1 — 14 предсерийных и 40 серийных самолетов с ТРД «Гирон Джуниор». «Буканир» S.2 — вариант с более мощными ТРД «Спей», значительно увеличенной массой боевой нагрузки и другими усовершенствованиями. Выпущено 84 экземпляра, 62 из которых впоследствии передано Королевским ВВС (обозначались S.2A). «Буканир» S.2B — вариант для Королевских ВВС, приспособленный для применения противорадиолокационных ракет «Мартель». В 1972-1977 годах изготовлено 49 самолетов. «Буканир» S.50 — экспортная модификация для ВВС ЮАР. Создана на базе «Буканир» S.2, но отличается усиленным шасси, ручным механизмом складывания крыла вместо гидравлического, возможностью подвески ракетных стартовых ускорителей и другими изменениями.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В июле 1962 года на авиабазе Лоссимут была сформирована 801-я эскадрилья — первая боевая часть авиации Королевских ВМС, вооруженная «Буканирами» S.1.

За ней последовали еще три — 809, 800-я и 803-я. С 1965 года на их вооружение поступали самолеты «Буканир» S.2, а последние «единички» сняли с вооружения в 1970 году. Палубные эскадрильи базировались на авианосцах «Викториес», «Гермес», «Игл» и «Арк Ройял». С выводом из боевого состава в 1978 году «Арк Ройяла» — последнего британского классического авианосца — морская авиация списала и базировавшиеся на них самолеты «Буканир».

В КОРОЛЕВСКИХ ВВС

Королевские ВВС проявили интерес к «Буканиру» в 1968 году, когда правительство отказалось от закупки в США истребителей-бомбардировщиков F-111 К. В следующем году началась передача в ВВС флотских самолетов «Буканир» S.2, после доработки получавших обозначение S.2A. Ими вооружили 15-ю и 16-ю эскадрильи в ФРГ (авиабаза Лаарбрух), а также 12,208, 216-ю и 237-ю (учебно-боевую) — в метрополии. В 1972 году начались поставки дополнительно заказанных самолетов «Буканир» S.2B. В 1980-е годы на замену «Буканирам» начали поступать истребители-бомбардировщики «Торнадо», но «Буканирам» еще довелось поучаствовать в боях. С вооружения Королевских ВВС их сняли в 1994 году, когда была расформирована 208-я эскадрилья.

В ВВС ЮАР

В 1965 году «Буканиры» поступили на вооружение 24-й эскадрильи ВВС ЮАР. Самолеты этого типа в 1970-1980-е годы активно применялись в пограничных войнах, которые вела ЮАР со своими соседями. Последняя пятерка южноафриканских «Буканиров» была снята с вооружения весной 1991 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛЭКБЕРН «БУКАНИР» S.1 («БУКАНИР» S.2)

Тип: двухместный двухмоторный штурмовик
Двигатели: ТРД «Бристоль Сиддли Гирон Джуниор» 101 («Роллс-Ройс Спей» 101) с максимальной тягой 3220 (5035) кгс
Размеры, м:
длина: 19,33
высота: 5,03 (4,95)
размах крыла: 12,90 (13,41)
площадь крыла, м2:47,2 (47,8)
Вес, кг:
пустого самолета: 12 600 (13 600) кг
максимальный взлетный: 26 400 (28 125)
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 1158 (1038)
практический потолок, м: 12 000 (12190)
Вооружение: бомбы, блоки НАР и топливные баки массой до 1815 (5445) кг на внешней подвеске и в бомбоотсеке

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь