Берт Рутан | Журнал Популярная Механика
Простое перечисление званий и наград этого человека занимает не одну страницу мелким шрифтом. Его самолеты не похожи ни на какие другие, и на счету его летательных аппаратов больше мировых рекордов, чем у кого-либо другого в аэрокосмической отрасли. «Популярная механика» поговорила с «Волшебником пустыни Мохаве», самым знаменитым авиаконструктором современности — Бертом Рутаном.
ПМ: Почему вы стали авиаконструктором?
Берт Рутан: Я закончил школу в 1961-м, в том самом году, когда Юрий Гагарин совершил полет в космос. Я знаю многих людей, которые по этой причине заинтересовались космической техникой. Но мне в то время были интересны только самолеты. В юности я увлекался авиамоделированием, многие мои модели получали награды на соревнованиях. Но дело не ограничивалось только моделями — еще до поступления в колледж я в возрасте 16 лет впервые совершил одиночный полет в качестве пилота на настоящем самолете. Так что я прекрасно понимал, и что такое самолеты, и почему они летают, и чем я хочу заниматься в жизни.
Профессия: авиаконструктор // Год рождения: 1943 // Образование: Калифорнийский политехнический университет (аэронавтика, 1961−1965), Калифорнийский технологический (космические технологии, 1964), Колледж Университета Голден-гейт (маркетинг и управление персоналом, 1968−1969), а также почетные степени различных американских и европейских университетов. Награды: более ста различных наград. Среди самых значимых — Президентская медаль за гражданские достижения 1986 года (вторая высшая гражданская награда США), Кубок Роберта Колье 1987 и 2004 годов (высшая награда американской Национальной ассоциации аэронавтики, кроме Рутана всего два человека награждены более одного раза, Гленн Кертис и Келли Джонсон). Количество спроектированных летательных аппаратов: 375, были построены и поднялись в воздух 47 (6 из них совершили первый полет под управлением Рутана). Жизненное кредо: «Никогда не бойтесь ошибаться!» // Хобби: гольф.
А вот космосом я занялся только в 1996 году, когда начал работу над проектом аппарата, который позднее стал называться SpaceShipOne и который в 2004 году совершил первый суборбитальный полет. После университета я поступил в ВВС США, где проработал с 1965 по 1972 год.
В качестве военного летчика?
Нет, я был гражданским инженером. Но я каждый день работал с летчиками-испытателями и именно тогда понял свое настоящее призвание: экспериментальные самолеты и испытательные полеты.

Rutan Model 31 Varieze (1975)
Именно этот самодельный самолет сделал Рутана знаменитым. Он был представлен на выставке легкой и экспериментальной авиации AirVenture в Ошкоше в 1975 году. Компания Рутана RAF (Rutan Air Factory) продавала комплект чертежей и руководство по изготовлению полностью композитного (!) летательного аппарата за $100. Обладая простейшими навыками и материалами, VariEze можно было построить у себя в гараже примерно за год. Всего было продано более 2000 комплектов чертежей, построено несколько сотен самолетов.

Rutan Model 54 Quickie (1978)
Еще один легкий самолет, который RAF продавала в виде набора чертежей (всего было построено более 350 штук). Собственная масса самолета составляла 112 кг, а максимальная взлетная масса — 220 кг. Штатный двигатель имел мощность всего 18 л.с.

Rutan Model 54 Quickie (1978)
Сколько самолетов вы разработали и построили?
Я использую сквозную нумерацию проектов, и мой самый новый и, возможно, последний самолет, SkiGull, имеет номер 375. Из них построены и облетаны 47. Без ложной скромности скажу, что это больше, чем у любого другого авиаконструктора. И речь идет не о модификациях, это совершенно разные самолеты. Шесть из них я лично поднял в воздух в первый полет.
Кто из авиаконструкторов оказал наибольшее влияние на вашу карьеру?
Когда-то журнал Aviation Week задал мне этот же вопрос. Ответ на него напоминал список «Кто есть кто в авиации XX века». Это Вернер фон Браун, с которым я встречался в 1965 году, Келли Джонсон из экспериментального подразделения Lockheed Skunkworks, конструктор знаменитого SR-71, с которым я встречался в 1970-х, Чарльз Линдберг, с которым я познакомился в 1969 году. Я был знаком с Джеком Нортропом и дружил с Эдом Хайнеманном, который на протяжении 30 лет возглавлял разработку двух десятков боевых самолетов в компании Douglas. Нельзя не упомянуть и знаменитого Говарда Хьюза. Без всякого сомнения, он был гениальным авиаконструктором и менеджером. Следующий выдающийся конструктор — русский, Сергей Королев. К сожалению, я не встречался с ним, да и то, что он был главным конструктором советской космической программы, стало известно только после его смерти. Ну и еще двух человек стоит упомянуть: это немецкий конструктор Александр Липпиш, а также Билл Лир. Когда я составил список людей, которые меня вдохновляли, я осознал, что их детство совпало с временем становления авиации, и именно поэтому они стали потом великими конструкторами.

NASA Ames AD-1 (1979)
Экспериментальный летательный аппарат, разработанный Рутаном для Исследовательского центра NASA им. Эймса для изучения схемы косого поворотного крыла асимметрично изменяемой стреловидности. На протяжении трех лет в рамках экспериментальной программы NASA совершил 79 полетов.


Rutan Model 76 Voyager (1984)
Этот самолет был разработан и построен для установки мирового рекорда. Двухдвигательный самолет с тянущим и толкающим винтами при размахе крыла 34 м и сухой массе 1020 кг нес более 3 т топлива. Под управлением экипажа из двух человек (старшего брата авиаконструктора Дика Рутана и Джины Игер) он преодолел 42 432 км за 216 часов 3 минуты и 44 секунды, совершив первый беспосадочный кругосветный перелет.

Scaled Composites Model 158 Pond Racer (1991)
Гоночный самолет, разработанный и построенный по заказу коллекционера Боба Понда для участия в авиационных гонках Reno Air Race в классе Unlimited. Легкий самолет был сделан из кевларовых и карбоновых композитов и приводился двумя 3-литровыми винтовыми двигателями V6 общей мощностью 1200 л.с. Был построен в одном экземпляре, в 1993 году разбился при аварийной посадке во время квалификации, пилот Рик Бригерт погиб.
А как насчет самолетов или космических аппаратов, которые вас вдохновляли?
SR-71. Это был совершенно уникальный разведывательный самолет с огромным количеством перспективных технических решений. Он был построен из титана, имел малозаметную для радаров форму и развивал скорость 3,5 М. Он намного опередил свое время, и именно поэтому я упомянул Келли Джонсона в своем списке одним из первых. А что касается космических аппаратов… Все ракеты-носители того времени, и советские, и американские, до пилотируемых полетов были испытаны в реальных условиях и требовали наземного персонала. Все, кроме одной, которая сработала с первого раза без наземной команды и вообще без какого-либо обслуживания. Именно ее я считаю самым совершенным космическим аппаратом всех времен — это была подъемная ступень лунного модуля «Аполлона».
А среди Ваших собственных проектов у Вас есть любимые, которыми вы особенно гордитесь?
Долгое время я отвечал на этот вопрос так: мой любимый самолет — следующий. Но с 2004 года мой фаворит не меняется, это SpaceShipOne. Его разработка заняла 3,5 года, в 2004-м он совершил три из пяти состоявшихся в том году космических полетов. Эта программа была засекречена, и о ней почти никто не знал за пределами моей компании Scaled Composites, да и в самой компании знали только человек сорок из ста двадцати. О разработке практически до начала реальных испытаний не знали ни в NASA, ни в Федеральной авиационной администрации (FAA). Испытания, как известно, прошли успешно, все цели были выполнены, и мы выиграли состязание Ansari X-Prize.
С какими проблемами вы столкнулись при разработке SpaceShipOne?
Сначала мы думали, что наибольшие проблемы создаст двигательная установка. Но все прошло совершенно гладко. Так что на самом деле наибольшее беспокойство доставили летные качества и управление, поскольку SpaceShipOne должен был управляться и в дозвуковом режиме, и в трансзвуковом, и в сверхзвуковом, и в гиперзвуковом во время входа в атмосферу и аэродинамического торможения.
Какой ваш следующий проект?
Мой следующий и, вероятно, последний проект — это SkiGull, легкий двухместный самолет для путешествий. Для него не нужна аэродромная инфраструктура — он может взлетать и садиться на любую поверхность, будь то поле, грунтовая дорога, снег, лед или вода. Двигатель использует обычный автомобильный бензин, запаса топлива хватает на 3700 км, так что можно даже пересекать обширные водные пространства. Самолет уже построен, в ближайшее время начнутся испытания, и если все пройдет успешно, я планирую вместе с женой совершить кругосветное путешествие. Не беспосадочное, конечно.
Ваши самолеты выглядят крайне необычно. В конструкции своих летательных аппаратов Вы используете очень экзотические концепции — поворотное крыло, тянущие и толкающие винты одновременно, многофюзеляжные схемы, асимметричное крыло, тандемное крыло и схему «утка». В чем причина выбора таких конфигураций? Почти все мои самолеты построены в одном экземпляре. Они узкоспециализированные и потому очень хороши, но только для решения совершенно конкретной задачи. Если речь идет о рекордных самолетах типа Voyager или Global Flyer, то во главу угла ставится количество топлива и аэродинамическое качество. В своих ранних конструкциях я часто использовал схему «утка» и толкающий винт вовсе не потому, что это смотрится экзотически, а потому что такая схема значительно более устойчива к сваливанию в штопор.

Rutan Model 202 Boomerang (1996)
Самолет, построенный по крайне экзотической схеме — двухфюзеляжный, с двумя двигателями различной мощности и асимметричным крылом обратной стреловидности. Такая конфигурация была выбрана Рутаном, поскольку обеспечивала лучшую управляемость на низких скоростях в случае полного отказа одного двигателя, не позволяя самолету сваливаться в штопор.

Scaled Composites Model 281 Proteus (1998)
Экспериментальный высотный самолет с потолком более 19 000 м и временем полета 18 часов. Он был разработан как летающая платформа для ретранслятора связи, а также для изучения окружающей среды в рамках проекта NASA Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST) и еще нескольких военных, научных и исследовательских проектов. В 2000 году Proteus установил три официальных рекорда высоты. Proteus мог пилотироваться летчиком из кабины, а также дистанционно с земли или совершать полет автономно.

Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne (2003)
Первый частный аппарат, совершивший в 2004 году официальный суборбитальный космический полет в рамках состязания Ansari X-Prize. И второй в истории суборбитальный гиперзвуковой пилотируемый летательный аппарат. Самый любимый проект Рутана.

Scaled Composites Model 318 White Knight (2002)
Это не просто двухфюзеляжный самолет, а летающий космодром — самолет-носитель для космического корабля SpaceShipOne. В задачу носителя входит подъем корабля до высоты 14 км, после чего происходит отделение, начинается разгон с помощью ракетных двигателей и вывод SpaceShipOne на суборбитальную траекторию.
Вы не черпаете вдохновение в фантастических фильмах или книгах?
Нет, я не читаю и не смотрю фантастику. Не вижу смысла читать о вещах, которых не существует. Вот история техники — другое дело, там можно почерпнуть множество интересных идей.
Вы приложили руку к становлению частной космической программы, частные космические полеты должны были начаться несколько лет назад. Что произошло?
В 2004 году, когда SpaceShipOne совершил свой исторический полет, все ожидали, что вот-вот начнется активное развитие частного космического туризма. Прошло 11 лет, но мы не видим ни конкуренции в этой области, ни даже новых полетов. SpaceShipTwo в прошлом году разбился во время испытательного полета, человек погиб. Причиной была ошибка пилота, это серьезно затормозило всю программу.
Scaled Composites Model 311 Virgin Atlantic GlobalFlyer (2005). Этот уникальный летательный аппарат был разработан и построен по заказу пилота Стива Фоссетта при спонсорской поддержке компании Virgin Atlantic. Двухфюзеляжный однодвигательный самолет с размахом крыла 35 м и сухой массой 1678 кг нес более 8 т топлива. В марте 2005 года Стивен Фоссетт совершил первый одиночный кругосветный перелет, преодолев 36 912 км за 2 дня 19 часов 1 минуту и 46 секунд, одновременно поставив рекорд максимальной средней скорости (550,78 км/ч). Позднее на этом самолете были установлены еще несколько мировых рекордов.
Что вы думаете о современных авиалайнерах?
Они практически не изменились. Прогресс, конечно, есть, в основном в области экономичности двигателей. Но до сих пор ни один коммерческий авиалайнер не является цельнокомпозитным, так что этот прогресс довольно медленный. С другой стороны, разработчики больших компаний боятся делать ошибки, и это сдерживает их фантазию. В маленьких компаниях, таких как Scaled Composites, совершенно иная идеология. Как, впрочем, и задачи.
Что вы как инженер думаете о советской и российской космической программе?
На заре космических исследований СССР получил серьезное преимущество перед США. Как это ни странно звучит, причина была в том, что русские инженеры не смогли сделать ядерные боеголовки достаточно легкими. В результате ракетостроителям пришлось разработать ракеты, способные выводить в космос большую нагрузку — и это как раз привело к спутнику и полету Гагарина, то есть к лидированию в области освоения космоса.
Существует мнение, что человеку нечего делать в космосе, для космических исследований достаточно роботов. Нужны ли нам пилотируемые космические полеты? Представьте себе, что самая высокая гора на Земле, Эверест, будет покорена роботом. Ведь желание посмотреть, что там за гранью известного, — это одно из качеств, присущих именно человеку.
Каким вы видите будущее космических полетов?
Как раз в октябре я буду в Москве рассказывать об истории космической программы и о будущем космических полетов. Но если говорить кратко, то сейчас я наблюдаю некоторый застой. За первые десять лет космических исследований в мире было разработано девять различных пилотируемых космических программ. Первые три — это советские «Восток», американские Mercury-Redstone и Mercury-Atlas. Четвертую редко назовут даже историки космонавтики — это суборбитальный аппарат ВВС США X-15, который по определению тоже был космическим. Потом Titan II, «Союз», Saturn IB, Saturn V. Это восемь. Девятую космическую программу не назовет практически никто — это была взлетная ступень лунного модуля. Теперь давайте посмотрим на следующие 45 лет, за это время были разработаны только три космические программы: это Space Shuttle, китайская «Шэньчжоу» и… А вот над третьей пусть читатели «Популярной механики» подумают. Ответ я открою в своей лекции на форуме «Открытые инновации».
Журнал Time включил вас в сотню самых влиятельных людей на Земле. Какой совет Вы бы дали людям, которые хотят в дальнейшем перевернуть мир?
Не бойтесь совершать ошибки или потерпеть поражение. И старайтесь делать больше, чем вы можете.
Статья «Берт Рутан: не бойтесь ошибаться!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2015).www.popmech.ru
Супероригинальные самолеты Рутана Бёрта — Марафонец — LiveJournal
Известный американский авиаконструктор Рутан Бёрт, которому в будущем году исполнится 70 лет, за свою долгую карьеру спроектировал 367 различных концептов летательных аппаратов, 45 из них поднялись в воздух.Модель №27 VariViggen
Самая первая модель самолёта Рутана Бёрта, названная так в честь шведского истребителя Saab 37 Viggen. Разработку авиаконструктор начал, когда учился в Калифорнийском политехническом университете в 1963 году. У него не было возможности проводить замеры корпуса в аэродинамической трубе, поэтому Рутан прикрепил его уменьшенную копию к крыше своего универсала и таким образом испытывал. Модель была полностью завершена в 1972 году и получилась удачной: более 600 экземпляров Рутану удалось продать.
Модель №31 VariEze
Вместо доработки своей первой конструкции, Рутан выдумал новый дизайн корпуса в 1975 году. VariEze был построен в основном из композитных материалов и его можно было легко собрать самому. Самолёт обладал отличными лётными характеристиками и мог комплектоваться реактивными двигателями.
Модель № 35 Scissor Wing

Эта модель под названием AD-1 участвовала в испытаниях NASA (в NASA было много необычных летательных аппаратов). У самолёта было крыло оригинальной формы (синтез прямого крыла и крыла под углом), которое давало преимущество при определённых режимах полёта. Испытания проводились с 1979 по 1982 годы.
Модель № 54 Quickie

Рутан хотел, чтобы этот самолёт был похож на X-Wing из Звездных Войн, и это ему отчасти удалось. Более 3000 экземпляров (кит-наборов) было продано с 1978 года.
Модель № 72 Grizzly

Большая поверхность двух крыльев позволяла самолёту взлетать с очень коротких полос. Просторная кабина легко размещала двух человек, туристам не нужно было с собой возить палатку, чтобы переночевать в дороге.
Модель 76 Voyager

Voyager сделал Рутана Бёрта по-настоящему знаменитым. Этот самолёт был построен с одной целью – максимальная топливная экономичность. В декабре 1986 года Рутан облетел вокруг Земного шара за 9 дней без остановок и дозаправок. Перед полётом его заправили тремя тоннами керосина, а приземлился он всего с 45 килограммами топлива.
Модель №77 Solitaire

Планер с выдвижным пропеллером в носовой части, построенный Рутаном для участия в конкурсе в 1980 году. Конкурс он выиграл.
Модель №115 Starship

Этот самолёт с турбовентиляторными двигателями, разработанный по просьбе авиакомпании King Air в начале 80-х. Он имел футуристичный вид и был коммерчески успешен, выполняет рейсы и по сей день.
Модель №133 ATTT

Разработана в 1986 году для DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США).
Модель №143 Triumph

Разработана в 1988 году. Интересно, что Honda использовала такое же расположение двигателей на своем HondaJet.
Модель №151 Ares

Прототип бюджетного легкого истребителя, оснащенного 25-мм пушкой. Самолёт получился небольшим, манёвренным, был дешёвым в обслуживании. И хотя в серийное производство он так и не пошёл, но первый построенный борт совершает полёты до сих пор.
Модель №158 Pond Racer

Идея этого самолёта была проста: поставить два мощных двигателя на небольшой планер и развить максимальную скорость. На испытаниях пара 1000-сильных турбированных двигателей производства Nissan, работающих на 60% максимальной мощности, разогнали Pond Racer до 650 км/ч. К сожалению, дальнейшие испытания прервались из-за катастрофы в 1993 году.
Модель №202 Boomerang

Это была попытка Рутана построить двухдвигательный самолёт, который мог бы продолжать полёт при выходе из строя одного двигателя. Несимметричный дизайн не понравился покупателям, хотя впридачу к безопасности, Boomerang летал быстрее и дальше аналогичных классических двухдвигательных самолётов.
Модель №233 Freewing Scorpion

Этот странный летательный аппарат построен Рутаном в партнерстве с компанией Freewing. Крылья не крепились к корпусу неподвижно, как на обычных самолётах, – они могли изменять угол наклона. Это позволяло регулировать их наклон при взлёте или посадке, улучшая управляемость самолёта.
Модель №271 V-Jet II

Самолёт, предназначенный для частных перелётов, оснащался двумя невероятно маленькими двигателями. Дебютировал в 1997 году, но в серийное производство так и не пошёл. Дальнейшая доработка концепта привела к выпуску Eclipse 500, более двухсот пятидесяти бортов которого было продано до 2008 года.
Модель №281 Proteus

Proteus может брать почти тонну полезного груза, подниматься с ним на высоту 20 000 м и продолжать полёт в течение 18 часов. Используется государственными и частными компаниями для различных целей от наблюдения за пуском ракет до создания радиосети диаметром до 100 км.
Взято из статьи про авиаконструктора.
А еще гениальный конструктор построил летающий автомобиль:Про него
marafonec.livejournal.com
Оригинальные самолёты Берта Рутана : taen_1 — LiveJournal

Известный американский аэрокосмический конструктор Альберт (Берт) Линдер Рутан родился 17 июня 1943 года в Эстакаде, штат Орегон, США).
За свою долгую карьеру он спроектировал 367 различных концептов летательных аппаратов, 45 из них поднялись в воздух.
Самолёты Рутана всегда, начиная с самого первого, очевидно отличались от подавляющего большинства существующих конструкций, и степень этого отличия колеблется от «серьёзно» до «кардинально». Их беспрецедентная оригинальность обусловлена сочетанием двух признаков: из чего сделан самолёт и как он сделан. То есть: основной конструкционный материал и аэродинамическая схема.
Модель «VaiViggen»
Первой разработкой Рутана стал «VaiViggen», построенный в 1972 году. Модель получила название в честь шведского истребителя «Saab 37 Viggen», имевшему редкую в то время схему «утка» – когда горизонтальное оперение расположено не позади крыла, а впереди его. После нескольких пробных вариантов получился отличный – при всём своем своеобразии – двухместный спортивный самолёт. Рутану удалось продать более 600 экземпляров. Некоторые из построенных самолётов летают до сих пор…
Модель «VariEze»
Развитием «VaiViggen» стал «VariEZ». Вместо доработки своей первой конструкции, Рутан выдумал новый дизайн корпуса в 1975 году. VariEze был построен в основном из композитных материалов и его можно было легко собрать самому. VariEze стал рекордным самолётом: он показал на замкнутом маршруте дальность полёта 2621 км, что стало наивысшим мировым достижением для машин с взлётной массой до 500 кг. В дальнейшем на самолёт поставили двигатель в 100 л.с., и авиаторы-самодельщики к 1985 году собрали из купленных комплектов более 400 таких машин, сделав «VariEze» одним из самых массовых любительских самолётов.
Модель «Long-EZ»
Увеличенная модификация VariEze 1979 г. Самолёт был специально сконструирован для максимально экономичных полётов на большие дальности, он мог держаться в воздухе более десяти часов, проходя расстояние свыше 2,5 тыс. км на 200 литрах бензина. Если же вместо кресла второго члена экипажа устанавливался дополнительный топливный бак, то дальность полёта возрастала до совсем уж головокружительной цифры: 7700 км! И это самолётик длиной чуть более 5 м! «Long-EZ» тоже прекрасно продавался: на конец 2005 года только в США было зарегистрировано порядка 700 таких самолётов.
Модель «Defiant»
5-местный малый пассажирский «Defiant», подобный «Long-EZ», но крупнее его, намечался к выпуску на сборочной линии, но реально имел спрос лишь в виде комплектов чертежей, которых продали примерно 200.
Модель Starship
Этот самолёт с турбовентиляторными двигателями, разработанный по просьбе авиакомпании King Air в начале 80-х. Он имел футуристичный вид и был коммерчески успешен, выполняет рейсы и по сей день.
Модель 2000 «Starship-1»
Стал логическим продолжением линии «Vari»- и «Long-EZ». 10-местный (плюс пилот) административный самолёт. Он летает почти так же быстро, как и аналогичные реактивные машины – крейсерская скорость 620 км/ч, дальность полёта составляет 3132 км. Однако, самолёт оказался сложным в управлении и дорогим в эксплуатации. Из 53 построенных экземпляров удалось продать лишь несколько машин, и около 2003 года фирма закрыла этот проект.
Модель «Catbird»
Самолёт «Catbird» – пятиместный, поршневой, полностью композиционный. Самолёт имел три пары несущих поверхностей: основное крыло, передние крылышки и несущее хвостовое оперение. Победил в гонке Калифорния CAFE 400.
Модель «Quickie»
Рутан хотел, чтобы этот самолёт был похож на X-Wing из Звездных Войн, и это ему отчасти удалось. Более 3000 экземпляров было продано в 1978 году.
Модель «Solitaire»
Планер с выдвижным пропеллером в носовой части, построенный Рутаном для участия в конкурсе в 1980 году. Конкурс он выиграл.
Модель «Scissor Wing»
Эта модель под названием AD-1 участвовала в испытаниях NASA (в NASA было много необычных летательных аппаратов). У самолёта было крыло оригинальной формы (синтез прямого крыла и крыла под углом), которое давало преимущество при определённых режимах полёта. Испытания проводились с 1979 по 1982 годы.
Модель «BD-5J»
Еще «pocket rocket»
Крохотный реактивный самолётик, имевший большой коммерческий успех. Этот самолёт прозвали «pocket rocket» – «карманная ракета», – и в 1983 году он прославился в очередном фильме про Джеймса Бонда.
Модель «Grizzly»
Большая поверхность двух крыльев позволяла самолёту взлетать с очень коротких полос. Просторная кабина легко размещала двух человек, туристам не нужно было с собой возить палатку, чтобы переночевать в дороге.
Модель «Voyager»
«Voyager» сделал Берта Рутана по-настоящему знаменитым. Это первый самолёт, совершивший беспосадочный полет вокруг земного шара без дозаправки. Был построен в единственном экземпляре специально для этого рекорда. Считается, что создать самолёт для полёта вокруг Земли Рутана попросил его брат Дик, бывший военный лётчик. Берт взялся за дело в 1982 году, и в июне 1984-го аппарат впервые поднялся в воздух. В декабре 1986 года Дик Рутан и Джина Йигер облетели вокруг Земного шара за 9 дней без остановок и дозаправок. Перелёт, начавшийся на рассвете 14 декабря 1986 года, длился 216 часов 3 минуты 44 секунды, за это время было пройдено 40 212 139 метров пути. Перед полётом его заправили тремя тоннами керосина, а приземлился он всего с 45 килограммами топлива.
Модель «ATTT»
Разработана в 1986 году для DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США). Исследовалась концепция транспортного самолёта нового поколения с коротким взлётом и посадкой. В соответствии с контрактом был построен и испытан опытный самолёт уменьшенного размера (62% проектной величины). Он совершил свой первый полёт 29 декабря 1987 года, и его необычная аэродинамическая компоновка обеспечила ему прекрасные характеристики укороченного взлёта и посадки – в чём и состояла поставленная задача.
Модель Triumph
Триплан «Триумф» – уменьшенная модель будущего делового самолета с двумя реактивными двигателями. Разработана в 1988 году. Интересно, что Honda использовала такое же расположение двигателей на своем HondaJet.
Модель «ARES»
Однодвигательный, одноместный штурмовик «ARES» более чем на 50% выполнен из композитных материалов. Аэродинамическая схема – «утка». На облик самолёта оказала влияние 25-миллиметровая пушка GAU-12/U с вращающимся блоком из пяти стволов, которую смонтировали в правой части фюзеляжа. При весе 2,8 т имеет максимальную скорость у земли 650 км/ч (на высоте больше 750 км/ч), что более чем достаточно для борьбы с танками и вертолётами. Но главное его лётное достоинство – поразительная, несравненная маневренность
Модель «Pond Racer»
В конце 1980-х годов американский миллионер, коллекционер авиатехники Роберт Понд задался целью установить новый мировой рекорд скорости для поршневых самолётов. Такие соревнования традиционно проводятся в Рино, США. Идея этого самолёта была проста: поставить два мощных двигателя на небольшой планер и развить максимальную скорость. На испытаниях пара 1000-сильных турбированных двигателей производства Nissan, работающих на 60% максимальной мощности, разогнали Pond Racer до 650 км/ч. К сожалению, дальнейшие испытания прервались из-за катастрофы в 1993 году.
Модель «Boomerang»
В 1993 году построил «Boomerang» – двухмоторный самолёт на одного летчика (мог бы продолжать полёт при выходе из строя одного двигателя) и пять пассажиров. Несимметричный дизайн не понравился покупателям, хотя в придачу к безопасности, «Boomerang» летал быстрее и дальше аналогичных классических двухдвигательных самолётов.
Модель «Freewing Scorpion»
Этот странный летательный аппарат построен Рутаном в партнерстве с компанией Freewing. Крылья не крепились к корпусу неподвижно, как на обычных самолётах, – они могли изменять угол наклона. Это позволяло регулировать их наклон при взлёте или посадке, улучшая управляемость самолёта.
Модель «V-Jet II»
Самолёт, предназначенный для частных перелётов, оснащался двумя невероятно маленькими двигателями. Дебютировал в 1997 году, но в серийное производство так и не пошёл. Дальнейшая доработка концепта привела к выпуску Eclipse 500, более двухсот пятидесяти бортов которого было продано до 2008 года.
Модель «Global flyer»
В 2005 году рекорд «Voyager» был дополнен ещё одним достижением – на этот раз это был кругосветный перелёт на одноместном (!) реактивном самолёте. Такой самолёт был заказан Рутану известным экстремалом Стивом Фоссетом, который установил более ста рекордов в различных рискованных мероприятиях. Так, в 2002 году он в одиночку облетел земной шар на воздушном шаре. Теперь Фоссету захотелось повторить то же, но уже на самолёте, и не более чем за 80 часов (это, видимо, дань уважения Жюлю Верну). Перелёт проходил с 28 февраля по 3 марта 2005 года. За это время Стив спал всего несколько минут, у него выходила из строя спутниковая навигационная система, отмечался нерасчётный расход горючего. Но у него всё получилось, и даже лучше, чем он ожидал, – перелёт занял всего 67 часов.
Модель «Proteus»
Proteus может брать почти тонну полезного груза, подниматься с ним на высоту 20 000 м и продолжать полёт в течение 18 часов. Используется государственными и частными компаниями для различных целей от наблюдения за пуском ракет до создания радиосети диаметром до 100 км.
Модель WhiteKnightOne
Высотный самолёт-носитель, один из двух элементов суборбитальной системы. Второй составляющей был суборбитальный космический аппарат Space Ship-1. Выиграл престижный «Х-приз». 7 августа 2003 года был впервые произведен взлёт всей «спарки» со сбросом космической ступени. На высоте более 14 километров при скорости 400 км/ч суборбитер отделился от носителя и после 19 минут планирующего полёта (без запуска двигателя) произвел благополучную посадку.
Модель Space Ship-1
Space Ship-1 напоминает рисунки 1960-х годов, на которых изображены космические аппараты или гиперзвуковые самолёты будущего. Фюзеляж – как пуля или капля с острым носом, по передней части довольно прихотливо разбросаны круглые иллюминаторы. Предназначен для суборбитальных полётов.
Один из вариантов проекта частного космодрома в штате Нью-Мексико в пустыне Мохаве, появившийся в СМИ сравнительно недавно
По материалам В.Мейлицева
http://bwana.ru/
taen-1.livejournal.com
Супероригинальные самолеты Рутана Бёрта — Бегемот с Волчьего Переулка Ося — ЖЖ
Известный американский авиаконструктор Рутан Бёрт, которому в будущем году исполнится 70 лет, за свою долгую карьеру спроектировал 367 различных концептов летательных аппаратов, 45 из них поднялись в воздух.Модель №27 VariViggen
Самая первая модель самолёта Рутана Бёрта, названная так в честь шведского истребителя Saab 37 Viggen. Разработку авиаконструктор начал, когда учился в Калифорнийском политехническом университете в 1963 году. У него не было возможности проводить замеры корпуса в аэродинамической трубе, поэтому Рутан прикрепил его уменьшенную копию к крыше своего универсала и таким образом испытывал. Модель была полностью завершена в 1972 году и получилась удачной: более 600 экземпляров Рутану удалось продать.
Модель №31 VariEze

Модель № 35 Scissor Wing

Эта модель под названием AD-1 участвовала в испытаниях NASA (в NASA было много необычных летательных аппаратов). У самолёта было крыло оригинальной формы (синтез прямого крыла и крыла под углом), которое давало преимущество при определённых режимах полёта. Испытания проводились с 1979 по 1982 годы.
Модель № 54 Quickie

Рутан хотел, чтобы этот самолёт был похож на X-Wing из Звездных Войн, и это ему отчасти удалось. Более 3000 экземпляров (кит-наборов) было продано с 1978 года.
Модель № 72 Grizzly

Большая поверхность двух крыльев позволяла самолёту взлетать с очень коротких полос. Просторная кабина легко размещала двух человек, туристам не нужно было с собой возить палатку, чтобы переночевать в дороге.
Модель 76 Voyager

Voyager сделал Рутана Бёрта по-настоящему знаменитым. Этот самолёт был построен с одной целью – максимальная топливная экономичность. В декабре 1986 года Рутан облетел вокруг Земного шара за 9 дней без остановок и дозаправок. Перед полётом его заправили тремя тоннами керосина, а приземлился он всего с 45 килограммами топлива.
Модель №77 Solitaire

Планер с выдвижным пропеллером в носовой части, построенный Рутаном для участия в конкурсе в 1980 году. Конкурс он выиграл.
Модель №115 Starship

Этот самолёт с турбовентиляторными двигателями, разработанный по просьбе авиакомпании King Air в начале 80-х. Он имел футуристичный вид и был коммерчески успешен, выполняет рейсы и по сей день.
Модель №133 ATTT

Разработана в 1986 году для DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США).
Модель №143 Triumph

Разработана в 1988 году. Интересно, что Honda использовала такое ж
begemot-0007.livejournal.com
Статьи
Известный американский авиаконструктор Бёрт Рутан работает над идеей создания нового самолета в своем доме, расположенном на берегу озера в штате Айдахо. Сообщение поступило от СМИ ровно через семь месяцев после завершения его головокружительной карьеры и 45 лет успешной работы над самыми умопомрачительными проектами.
В своем интервью еженедельнику Flightglobal Бёрт Рутан заявил: «После 40 лет работы над 40 проектами я обнаружил невозможность остановиться на достигнутом и в настоящее время работаю над новым.» Он не стал раскрывать всех достоинств модели, упомянув лишь, что речь идет о «легком и маленьком летательном аппарате», базирующимся на новых технологиях. По его словам идея уже достаточно далеко продвинулась по пути ее реализации, и в персональной системе Рутана проект зарегистрирован под наименованием Model 372-3. Это один из тех редких случаев, когда Бёрт Рутан, обычно скрывающий детали, раскрывает карты до первого полета ЛА. Слова «маленький» и «легкий» могут вызвать улыбку одобрения на лицах его фанов в АОН. Рутан достиг первого коммерческого успеха на ниве создания именно маленьких самолетов-конструкторов задолго до появления на свет его суборбитальных разработок и турбопропа Beech Starship (1986 год). В середине 70-х он продавал Vari-Eze и Long-EZ , построенные по схеме «утка» с толкающими моторами. Успех этих моделей на рынке позволил приступить к серьезным исследованиям в Scaled Composites, основанной им в 1982 году для развития экспериментальной авиации. Сейчас компания занимается разработкой и созданием летательных аппаратов и прототипов технологических процессов для авиационного и других видов транспорта. Собственная компания дала ему необходимую финансовую свободу и возможность реализации личных проектов.
Бёрт Рутан родился 17 июня 1943 года в Эстакаде (штат Орегон, США). Его неоднократно отмечали за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных лётных аппаратов. Рутана часто называют «второй подлинный новатор» в области технологий аэрокосмических материалов после немецкого инженера Хуго Юнкерса, ставшего пионером в разработке металлических самолётов в 1915 году. Его «покоритель рекордов» Voyager стал первым самолетом, облетевшим весь мир без остановки и дозаправки, а суборбитальный космоплан SpaceShipOne выиграл приз Ansari X-Prize в 2004 году, став первым из частных космических проектов, стартовавших в космос дважды в течение двух недель.
Правда, во время выставки ЕАА AirVenture, прошедшей в этом году в конце июля, он ни словом не обмолвился о своих планах. Но уже тогда многие начали подозревать, что он что-то скрывает. Во всех его словах чувствовалась какая-то недосказанность. В настоящее время Бёрт Рутан утверждает о том, что он наслаждается своей частичной занятостью, ведь причиной его отставки стали проблемы со здоровьем. После его ухода 31 марта многие не верили, что он откажется от любимой работы. Как говорит сам Рутан, это вообще можно было бы принять за первоапрельскую шутку. А в ходе Дубайского авиашоу (13-17 ноября 2011) Б,Рутан был представлен к награде за достижения в развитии авиации.
по материалам www.flightglobal.com
privat.aero
Самолеты Берта Рутана: ARES
Как и другие самолеты, созданные этим выдающимся американским авиаконструктором, автором знаменитого «Вояджера», на котором в 1984 году был совершен первый в мире кругосветный перелет без дозаправки топливом в полете, новая машина имеет оригинальную аэродинамическую компоновку и конструктивные решения. Впрочем, необычностью «облика» летательных аппаратов, особенно легких, сейчас трудно кого-либо удивить. Однако ARES от всех ранее созданных боевых самолетов отличается еще и назначением — это первый истребитель вертолетов
Использование винтокрылых летательных аппаратов при ведении боевых действий началось еще в годы второй мировой войны, когда геликоптеры конструкции И. Сикорского применялись для эвакуации раненых с поля боя. До начала 70-х годов вертолеты использовались преимущественно как транспортное, разведывательное и связное средство. Проекты создания боевых вертолетов, выдвигавшиеся, в частности, фирмой «Белл» и ОКБ М. Миля, тогда не были реализованы. Также не разрабатывались авиационные средства борьбы с вертолетами: предложение по применению в качестве истребителя вертолетов учебно-тренировочного самолета Як-11 в СССР рассматривалось еще в 50-е годы, но не получило поддержки. Быстрое совершенствование противотанковых управляемых ракетных комплексов позволило превратить вертолеты в мощное средство борьбы с бронетанковой техникой, тем более что средств борьбы с самими вертолетами практически не оказалось. Так, проведенные в ФРГ в 80-х годах эксперименты выявили неэффективность перехвата вертолетов существующими истребителями. Аналогичные результаты были получены и при попытках перехвата легкого вертолета Во. 105 учебно-боевым самолетом «Альфа Джет», имеющим сравнительно высокую маневренность и наводящимся на вертолет по командам с земли. Более удачным, но также недостаточно эффективным оказалось использование против одного вертолета двух самолетов, когда один корректировал действия другого. Для борьбы с вертолетами нужен был специальный самолет. В то же время современные боевые вертолеты, имеющие мощное вооружение, научились «огрызаться». Так, в ходе ирано-иракской войны они неоднократно вступали в оборонительные бои с истребителями противника, а иракский Ми-25 даже сбил ПТУРСом иранский истребитель F-4 «Фантом». В США в 1981 году приступили к выработке концепции легкого самолета, предназначенного специально для борьбы с вертолетами противника и непосредственной авиационной поддержки. К консультациям по работе над этой программой был привлечен Э. Рутан, уже известный в то время конструктор спортивных самолетов. Для экспериментальной проверки концепции самолета, получившего обозначение LCBAA (Low Cost Batllefield Attack Aircraft — ударный самолет поля боя, имеющий низкую стоимость), был использован ультралегкий самолет Э. Рутана «Лонг-Изи». Тогда же сформулированы предварительные требования к самолету LCBAA: основное назначение — борьба с вертолетами; второстепенное — оказание непосредственной поддержки наземным войскам; дополнительное — передовое воздушное наведение, разведка, РЭБ. Однако работа по программе не получила в то время дальнейшего развития, что отчасти можно объяснить незаинтересованностью военно-промышленного комплекса в реализации сравнительно простых и недорогих программ. С 1985 года в обстановке секретности английской фирмой «ВАе» по контракту с министерством обороны страны проводились исследования по поиску облика легкого маневренного фронтового истребителя SABA (Small Agile Battlefield Aircraft), предназначенного для уничтожения вертолетов над полем боя. Было изучено несколько вариантов схемы самолета и силовой установки, включая одноместный самолет двухбалочной схемы и два варианта самолета схемы «бесхвостка» с треугольным крылом, но в конечном счете для дальнейших исследований был выбран самолет схемы «утка» с безредукторным ТВВД и толкающим винтом, имеющим 12—18 лопастей. Программа SABA не вышла из стадии концептуальных исследований, и каких-либо сообщений о планах постройки натурного самолета не поступало.
Рутан начал разработку самолета ARES в конце 80-хгодов в инициативном порядке, используя опыт участия в программе LCBAA. Кроме решения задачи борьбы практически со всеми существующими вертолетами он должен был применяться для непосредственной авиационной поддержки, патрулирования границ, участвовать в операциях по борьбе с наркобизнесом, ультралегкими летательными аппаратами, а в двухместном варианте — для передового авиационного наведения и в качестве учебно-тренировочного средства.
ARES выполнен по схеме «утка» с крылом двойной стреловидности по передней кромке и скругленными законцовками. Переднее горизонтальное оперение имеет отрицательную стреловидность. Крыло — без закрылков. Вертикальное оперение — двухкилевое, кили расположены на вынесенных назад за крыло балках. Ось фюзеляжа смещена на 76 см вправо относительно плоскости симметрии крыла. Конструкция самолета более чем на 50 процентов, по массе выполнена из стеклопластика. Поверхности управления и части конструкции, расположенные вблизи пушки, изготовлены из стеклопластика и кевлара. Кабина самолета — одноместная, имеющая наддув для защиты от оружия массового поражения, с хорошим обзором вперед — вниз и по сторонам, с катапультным креслом. Бронирование кабины — из кевлара. Система управления самолетом — безбустерная. Гидравлика используется только для выпуска и уборки шасси и воздушных тормозов. Большие тормозные щитки установлены в корневой хвостовой части крыла, между балками и элеронами. Самолет оснащен турбореактивным двухконтурным двигателем Пратт-Уитни JT15-D-5 с тягой 1340 кгс и электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель установлен под углом относительно оси фюзеляжа. Выходное устройство искривлено для «выравнивания» линии тяги. Воздухозаборник расположен в верхней части по левому борту фюзеляжа, на большом удалении от дульного среза пушки, что препятствует попаданию в двигатель пороховых газов. В дальнейшем возможна установка двигателя с большей тягой. ARES вооружен пушкой Дженерал Электрик GAU-12U калибра 25 мм с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа. Принятая компоновка позволяет устранить реакцию самолета по рысканию, которое может привести к неустойчивой работе двигателя при стрельбе из пушки. Кроме того, в состав вооружения могут входить управляемые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух—воздух» А1М-9 «Сайдуиндер». В центральной части фюзеляжа расположен отсек для размещения целевой нагрузки, в том числе различных датчиков и аппаратуры для фоторазведки. Доступ в отсек обеспечивается через люк, расположенный с правой стороны фюзеляжа. Начало испытаний самолета ARES было не совсем благополучным: во время второго полета вышла из строя гидравлическая система, однако летчик-испытатель, воспользовавшись аварийной механической системой, выпустил шасси и успешно произвел посадку. До состоявшегося несколькими днями позже первого демонстрационного полета штурмовика-истребителя вертолетов гидравлическая система еще не была исправлена, и самолёт летал перед журналистами с неубранным шасси. Министерство обороны и ВВС США, хоть и озабочены затянувшейся дискуссией о выборе типа нового штурмовика, предназначенного для замены самолета А-10, не в полной мере отвечающего современным требованиям к самолету поля боя, а также поиском средств борьбы с вертолетами и УЛА, не спешат проявлять интерес к самолету, созданному Рутаном, однако фирма «Скейлд Композитс», по всей вероятности, и не рассчитывала на быстрое признание «в своем отечестве». Предполагается, что самолет найдет спрос в развивающихся странах, которые не могут позволить себе приобретение дорогостоящей авиационной техники классических типов, в то время как стоимость самолета ARES оценивается в 1—2 млн. долл., что по меркам нынешнего рынка очень недорого. Будет ли расширена сфера применения самолета — покажет будущее.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА
Размах крыла, м 10,0
Длина, м 9,0
Высота, м 3,0
Взлетная масса, т 2,8
Максимальная скорость у земли, км/ч 650
Крейсерская скорость, км/ч 555
Угловая скорость установившегося разворота (в боевой конфигурации), град/с 3 (максимальная скорость установившегося разворота одного из наиболее маневренных истребителей ВВС США F-16С (в боевой конфигурации) — 10,6 град/с.)
В. ИЛЬИН, инженер
infuture.ru
Burt Rutan и его способ самолетостроения — Блог Андрея Веггера
Кажется, я пока не упоминал, но скажу, что проект Раптор – это еще один этап развития канардов от Берта Рутана (Elbert Leander «Burt» Rutan), которые прошли путь в 40 лет через Вари Изи, Лонг Изи, Кози, Велосити, Орион к Раптору. Каждый этап этой транзитной эпопеи содержит частичку идей целого поколения доморощенных самолетостроителей, и на сегодня чем больше их запускается в небо, тем лучше становится вся индустрия. Хотелось отдать должное и Джефу Керло (Jeff Kerlo), который начал внедрять углеволоконные композиты на хорошо себя зарекомендовавший канард дизайн от Velocity.
Говоря о канардах, надо рассказать и об их kit’ах, тем более что именно kit’ов канардов не очень-то и много. Вернее, реальный kit-набор был (см. фото ниже) и назывался он «Беркут». Именно из одного такого kit’а был построен этот замечательный самолетик, который я этим летом видел своими глазами.
Данные kit’ы были разработаны в 1989 году как результат сотрудничества Давида Роннеберга и Дональда Мерфи.
Великий Берт Рутан не делал kit’ов своих «уток» (канард – это утка по-французски), он как бы изобрел способ строить утко-образные самолеты на дому. И начал продавать планы. Я не буду очень глубоко вдаваться в детали этого процесса, скажу лишь (наверное, повторюсь), что такой самолетик можно было построить за несколько недель. Сборка рутановских самолетиков не требовала специальных дорогостоящих инструментов (это, в общем-то, основное требование в металлообработке и сварочно-деревянном kit’о-строении), не требовала архисложных знаний и умений и, в принципе, была по плечу любому начинающему самоклейщику. В самых простых домашних условиях.
В те времена, может быть, прямой контакт с агрессивными смолами был еще опасен, но сейчас это уже не проблема. Почему прямой контакт был и иногда остается опасным? Полимерные материалы – смолы – это органические соединения. Наш организм устроен так, что если капнуть на кожу таким органическим препаратом раз в день, то, может быть, ничего и не будет, но если допустить длительный постоянный контакт открытой раны с такой смолой, наш защитный механизм начинает вырабатывать аллерген и отторгает ткань, пораженную таким чужеродным органическим веществом. Не смертельно, но неприятно. И происходить это может только во время жидко-текучего состояния смол. При затвердевании агрессивность смолы полностью теряется. Поэтому правила безопасности – закон, и их выполнение обязательно. Работать только в двойных перчатках, кожу желательно покрывать защитными кремами, при прямом попадании смолы на кожу необходимо все немедленно удалить, иначе накопление таких капель может привести к действию защитных микроорганизмов нашего человеческого иммунитета.
Но стоит сказать, что способ рутановского самолетостроения – это не совсем kit’о-строение в том смысле, как мы его понимаем. Это строительство самолетов по чертежам и технологиям, разработанным Рутаном. Именно то, чем занимался до создания своей компании Давид Роннеберг – он строил рутановские самолеты – для себя, для других, для продажи – и стал мастером своего дела. Его сервис даже использовал брат Берта Рутана пилот Дик Рутан для строительства Вояджера, то есть Дэйв Роннеберг был, так сказать, профессиональным самодельщиком.
Берт Рутан создал свои «утки»-канарды как план-и-процесс в безматричном исполнении. Сама идея строительства рутановских «уток» заключается в том, что вы покупаете себе пенопласт, вырезаете из него элементы конструкции, обтягиваете этот пенопласт стеклотканью, проклеиваете в несколько слоев, сушите и собираете все воедино.
По времени это может показаться и весьма длительным, но если вы работаете параллельно на нескольких элементах конструкции, где пока сохнет крыло, вы затачиваете фюзеляж, то, в общем, весь процесс достаточно быстрый. А если использовать еще и современное оборудование для обработки пенопластов (наиболее трудоемкий и детальный процесс), то вообще остается только сидеть и ждать, пока все высохнет. Точить и зачищать особенно ничего уже и не надо, если все аккуратненько обтянуто по шаблонам.
Другое дело – это процесс создания kit’ов, предложенный Давидом Роннебергом. Он талант, но, как и все таланты, не очень уравновешен. Один из инцидентов, произошедших в его компании, потребовал даже вмешательства SWAT – полиции по разруливанию чрезвычайных положений, когда он два часа держал пистолет у своего виска, угрожая застрелиться, если не выслушают его историю провала разработки прототипа гоночного «Беркута». Дело закончилось благополучно – он разрядил свой пистолет в потолок и сдался полиции. Это просто как пример ситуации из жизни. Мы все люди, и талантливых людей легко загнать в безвыходное положение.
Подробнее о самом производстве kit-моделей «Беркут» можно почитать вот здесь, я не буду переводить, что там написано, но приведу только сравнительные характеристики самолета Long EZ и самолета «Беркут»:
Item | Original Long EZ | Berkut (260 horsepower) |
Landing GearFixed | Main/Nose Retract | Tricycle Retracts |
Useful Load | 830 pounds | 960 Pounds |
Climb Rate — Gross Weight | 1500 Feet per minute | 2000 Feet per minute |
Cruise Speed at 8000 ft. — 75% power | 140 Knots | 237 Knots |
Maximum Structural Speed | 220 MPH | 350 MPH |
Вы можете поделиться ссылкой на эту публикацию:
Похожее
vtaircraft.com