Американский аналитик сравнил бомбардировщики B-1 и Ту-160 — Российская газета
Аналитик отмечает, что оба самолета очень похожи и визуально, и по набору задач.
Rockwell International B-1B Lancer изначально разрабатывался в качестве высотного стратегического самолета глубокого вторжения. Но после того, как в 1977 году стало известно, что инновационный по тем временам бомбардировщик не в силах преодолеть новые советские средства ПВО, программа по его созданию была свернута. Вместо этого администрация президента Картера сделала упор на баллистические ракеты и санкционировала разработку самолета, в конечном итоге ставшего стелс-бомбардировщиком Northrop Grumman B-2A Spirit.
Проект компании Rockwell был возрожден под названием B-1B при Рональде Рейгане. Сверхзвуковой бомбардировщик был изменен под новую задачу — прорыв ПВО на малой высоте за счет комбинации высокой скорости, экранирования радиолокационного излучения при помощи рельефа местности и пониженной эффективной поверхности рассеяния. Максимальная скорость B-1A превышала 2,0 Маха, у В-1В из-за конструктивных изменений она едва достигала 1,25 Маха.
В 1995 году «Лансер» прошел модернизацию: после завершения «холодной войны» он перестал быть нужным в качестве носителя ядерного вооружения, на него возлагались другие миссии. Бомбардировщик оснастили РЛС с синтезированием апертуры антенны и оборудовали под возможность нести на борту высокоточное оружие. После 11 сентября 2001 года B-1 снова усовершенствовали, оснастив новыми средствами обнаружения: прицельной системой Sniper XR и линией передачи данных. Это позволило самолету эффективнее выполнять задачи во время операций в Ираке и Афганистане.
Как отмечает Маджумдар, сегодня применение B-1B в хорошо защищенном пространстве практически невозможно. Но самолет по-прежнему в состоянии выполнять сложные задачи, например, осуществлять запуск крылатых ракет JASSM-ER и LRASM с безопасного расстояния.
То есть в современном высокотехнологичном бою его предназначение может быть схоже с российским Ту-160. Однако, пишет обозреватель, «Блэкджек» — совершенно другой самолет».
Советский Союз создавал этот самолет именно как средство доставки ракет с ядерными боеголовками, хотя он обладал способностью преодолевать зону ПВО противника на малой высоте. Кроме того, Ту-160 значительно больше и гораздо быстрее В-1В, он обладает максимальной скоростью более 2,05 Маха при максимальной взлетной массе в 275 тысяч килограммов. Для сравнения В-1В весит 216 тысяч килограммов.
Основным вооружением «Блэкджека» всегда были крылатые ракеты большой дальности типа Х-55СМ. Но во время операции в Сирии самолет применял обычную версию крылатых ракет Х-555, а также более современную и малозаметную крылатую ракету Х-101. Вариация последней — ракета Х-102 — имеет ядерный заряд.
После возобновления производства усовершенствованная модификация Ту-160М2 будет нести службу до принятия на вооружение бомбардировщика-ракетоносца ПАК ДА.
— Говорить о том, какой самолет лучше — В-1В или Ту-160, таким образом, нельзя. Они имеют разное предназначение и разные задачи, — резюмировал Маджумдар.
Подписывайтесь на основные новости «РГ» в Telegram telegram.me/rgrunews
rg.ru
Rockwell B-1 Lancer — это… Что такое Rockwell B-1 Lancer?
Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (англ. Rockwell International B-1 Lancer — Улан) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.
Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 1986 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.
В окончательной версии бомбардировщика (B-1B), реализована концепция низковысотного прорыва ПВО, посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.
История
Разработка этого самолета компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за метаний теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом. Первоначальная версия самолета, B-1A, разработана еще в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4-х прототипов. В 1980 году на базе B-1A был создан B-1B как самолет низковысотного прорыва ПВО. B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1986 году.Самолет поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носителя тактического вооружения.
В 1998 году самолет получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косово в следующем году. Также самолет принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане. B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit.
B-1 является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и F-14 Tomcat в 2006 году.
Разработка
Предыстория
В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на North American XB-70 Valkyrie. B-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик способный на полет со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские перехватчики не могли перехватить летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. Валькирия к тому же могла развивать намного более высокую скорость. Однако к концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие Пауэрса в 1960 году над Уралом.
Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на низкой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолета радарами ПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению РЛС перехватчиков, летящих с превышением, из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило использовать B-70 на трансзвуковых скоростях и значительно уменьшило радиус их применения. В результате оказалось, что Валькирия вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же обладает меньшим радиусом действия. Как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, проект Валькирии был закрыт по распоряжению президента США Дж. Кеннеди в 1961 году, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях. В-52, никогда не предназначавшийся для низковысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента.
Модификации
Маневры двух B-1B над Нью-Мексико. 24 февраля 2010 года- B-1A (произведено 4 машины)
Версия построенная по изначальному тех. заданию B-1, с регулируемыми воздухозаборниками и максимальной скоростью в 2,2 маха.[4][5] - B-1B (произведено 100 машин)
Пересмотренный вариант B-1, с применением технологий радиолокационной малозаметности и максимальной скоростью 1,25 маха. Реализована концепция самолета низковысотного прорыва ПВО, посредством возможности полета на сверхнизких высотах с огибанием рельефа местности.[5] - B-1R (в стадии разработки)
Вариант выдвинутый в качестве модернизации B-1B.[6]
По замыслу разработкичов, B-1R (R — обозначает «региональный») должен получить новые радары, ракеты класса воздух-воздух, и новые двигатели Pratt & Whitney F119. Предположительно, данный вариант самолета будет иметь максимальную скорость в 2,2 маха, но дальность полета на 20 % меньше чем предшественник. [7]
Модернизации
В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщика B-1B[8], средний возраст которых составил 24,1 года[9]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.
Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа начавшаяся в 1993-ем году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями.[10]
В рамках программы были реализованы следующие модернизации:
- Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
- Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
- Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддежки GPS навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
- Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа — Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
- Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.
Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные датчики.
Link-16 — программа по оснащению самолетов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениватся данными с другими самолетами в режиме реального времени.
Боевое применение
- В 2001—2002 гг., в первые 6 месяцев военной операции «Несокрушимая свобода» восемь B1-B сбросили около 40 % всех боезарядов (по весу) доставленных коалиционными силами. В числе которых около 3900 корректируемых бомб JDAM. [12] 1 самолет потерян по техническим причинам.[13]
- 19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, с аэродрома в Южной Дакоте были подняты два B-1B ВВС США. Совместно с тремя бомбардировщиками B-2 из базы ВВС Уайтмен штат Миссури они были направлены в Ливию. Продолжительность операции B-1B в Ливии составило примено 24 часа. За которые B-1B уничтожили 105, а B-2 45 целей. Среди которых были склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники.[14][15]
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Pace S., 1998; Logan D., Miller J., 1986; Ильин В. Е., Левин М. А., 1996.
ТТХ B-1 различных модификаций | ||
B-1A | B-1B | |
---|---|---|
Технические характеристики | ||
Экипаж | 4 (командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем) | |
Длина, м | 46 | 44,81 |
Размах крыла, м (при минимальном / максимальном угле стреловидности) | 41,67 / 23,84 | |
Высота, м | 10,24 | |
Площадь крыла, м² | 181,2 | |
Коэффициент удлинения крыла | 9,6 / 3,14 | |
Коэффициент сужения крыла | 3,5 / — | |
Угол стреловидности по передней кромке | 15° / 67,5° | |
Профиль крыла | NA69-190-2 | |
База шасси, м | 17,53 | |
Колея шасси, м | 4,42 | |
Масса пустого, кг | 64 860 | 86 180 |
Максимальная взлётная масса, кг | 176 800 | 216 365 |
Силовая установка | 4 × ТРДДФ F101-GE-100 | 4 × ТРДДФ F101-GE-102 |
Бесфорсажная тяга, кН | 4 × 75,6 | 4 × 64,9 |
Форсажная тяга, кН | 4 × 132,8 | 4 × 136,9 |
Лётные характеристики | ||
Максимальная скорость , км/ч | 2300 (2,22М) | 1328 (1,25М) (на 15 240 м) 1160 (0,92М) (на 61-152 м) |
Практическая дальность, км (без дозаправки) | 9817 | 12000 |
Практический потолок, м | 18 900 | 18 290 |
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.) (При максимальной взлётной массе) | 975,7 | 1194,1 |
Тяговооружённость (расч.) (При максимальной взлётной массе на/без форсажа) | 0,306 / 0,174 | 0,258 / 0,122 |
Вооружение | ||
Боевая нагрузка, кг | 34 020 | 56 700[16][17] (34 000 + 22 700 на внешних подвесках) |
Ракеты «воздух-поверхность» | 24+8 × AGM-69 (внутр. + внеш.) | 16 × AGM-129 24 × AGM-86 24 × AGM-158 |
Авиабомбы | 24 × B61 или B63 84 × Mk 82 24 × Mk 84 30 × CBU-87/89/97 30 × CBU-103/104/105 24 × GBU-31 15 × GBU-38 84 × мины Mk 62 8 × мин Mk 65 |
На вооружении
См. также
- Аналоги
- Списки
Литература
- Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 243-270. — 272 с. — (Современная авиация). — ISBN 5-89327-004-5
- Knaack, Marcelle Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. // Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 575-594. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5
- Pace, Steve Boeing North American B-1 Lancer. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 1998. — 100 p. — (WarbirdTech Vol. 19). — ISBN 1-58007-012-4
- Logan, Don & Miller, Jay Rockwell International B-1A/B. — Arlington, Texas: Aerofax Inc., 1986. — 40 p. — (Aerofax Minigraph 24). — ISBN 0-942548-32-9
- П. Иванов. Бомбардировщик B-1B: некоторые итоги первых лет эксплуатации // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1988. стр.37-38.
- А. Боков. Радиоэлектронное оборудование бомбардировщика B-1B // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.44-50
Ссылки
Примечания
- ↑ B-1B LANCER
- ↑ Pace, 1998, p. 84.
- ↑ B-1B LANCER
- ↑ Mehuron, Tamar A. «USAF Almanac: Facts and Figures» (data as of 30 September 2004). Air Force Magazine, May 2005. Retrieved: 3 July 2011.
- ↑ 1 2 Donald 1997, p. 723.
- ↑ Lewis, Paul and Erik Simonsen. «Offering Unique Solutions for Global Strike Force.» All Systems Go, (Boeing) Vol. 2, Issue 2, 2004. (copy on Archive.org) Retrieved: 8 October 2009.
- ↑ Hebert, Adam J. «Long-Range Strike in a Hurry.» Air Force Magazine, November 2004. Retrieved: 8 October 2009.
- ↑ 1 2 B-1B LANCER
- ↑ http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf
- ↑ GlobalSecurity.org — B-1B Upgrades (англ.).
- ↑ Boeing — B-1B Lancer (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
- ↑ 1 2 US Air Force — B-1B Lancer Fact Sheet (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
- ↑ [1]Потери ВВС США в Афганистане
- ↑ Air Force Magazine — Bombers over Libia (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
- ↑ Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
- ↑ North American Aircraft Rockwell International: B-1B — Книга фактов, стр. 12, таблица A-1a (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
- ↑ Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, стр. 85/111, таблица А-1 (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
dic.academic.ru
Битва «стратегов»: Ту-160 против B-1B Lancer
Стратегические бомбардировщики: отечественный Ту-160 и американский В-В1 были созданы практически в одно время и призваны решать схожие задачи. Возможности самолетов сравнил военный эксперт Михаил Тимошенко. Он напомнил, что изначально оба бомбардировщика создавались для доставки крылатых ракеты с ядерными зарядами на территорию противника. Эксперт отметил, что по многим параметрам отечественный борт опередил заокеанский.
«Ту-160 превосходит B-B1 по максимальной скорости. У нашего бомбардировщика это — 2300 км в час, то у американского 1328. Боевой радиус Ту-160 — 6000 км, у B-1B — 5500. Наша машина с 45 тоннами боевой нагрузки может сходить к цели, со сверхзвуковой скоростью, на дистанцию 6000 километров, и потом вернуться, зарубежный самолет этого сделать не сможет — у него дальность — 5500 км », — пояснил Тимошенко.
По мнению эксперта, Ту-160 обошел «конкурента» и по боевой нагрузке — 45 тонн против 34 во внутренних отсеках.
«Некоторые говорят, что у B-1B возможна еще подвеска на внешних узлах, но тогда надо забыть о его максимальной дальности. Она существенно упадет, если на внешних узлах появится дополнительное вооружение», — пояснил эксперт. Существенно отличаются самолеты и своим вооружением.
«У американцев на борту есть кластерные и управляемые бомбы. Они умеют носить и крылатые ракеты, но дальность их существенно меньше, чем у того вооружения, что есть у Ту-160 . Ракеты Х-55 летают на дистанцию до 3 тыс. километров, а более совершенные отечественные модели и ракет до 5 тыс.», — подчеркнул эксперт.
Зарубежный самолет больше предназначен для работы по незащищенным целям и преодоления ПРО противника на небольшой высоте. Отечественные Ту-160 созданы для атаки противника крылатыми ракетами на дальних дистанциях. Эксперт особенно подчеркнул, что 200 килограммового ядерного заряда (а именно столько несет каждая из 12 крылатых ракет Ту-160) будет вполне достаточно для уничтожения высокозащищенных целей, к примеру бункеров противника. На их месте останется только воронка диаметром 300 метров и глубиной 50.
tvzvezda.ru
Топ-6 стратегических бомбардировщиков: B-2 Spirit против Ту-160. Фото | Бизнес
Ту-160«Белый лебедь»
Наиболее современный российский бомбардировщик — Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack по классификации НАТО). Он был принят на вооружение в 1987 году. Этот сверхзвуковой бомбардировщик является самым тяжелым военным самолетом в мире, а также имеет самую большую боевую нагрузку (45 тонн). Максимальная взлетная масса бомбардировщика составляет 275 тонн, а практическая дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 12 300 километров (а с дозаправками она фактически неограниченна). Максимальная скорость полета Ту-160 составляет 2200 км/ч (2,08 скорости звука), при этом угол стреловидности крыльев бомбардировщика меняется в зависимости от режима полета. «Изюминка» Ту-160 – это вооружение, которые несет бомбардировщик. Речь идет о стратегических крылатых ракетах Х-55СМ и новейших Х-102. Х-55СМ позволяет поражать цели на максимальной дальности 3500 км от самолета-носителя, а Х-102 – на дальности до 5500 км. При этом мощность ядерных боеголовок, которые несут эти ракеты, составляет 200 и 250 килотонн соответственно. Всего же Ту-160 может брать за один вылет 12 крылатых ракет. Эти крылатые ракеты имеются и в неядерном, высокоточном исполнении – Х-555 и Х-101 были успешно применены в Сирии. Понятно, что средств, способных обнаружить и уничтожить самолет на расстоянии 3500 км, а уж тем более 5500 км не существует, поэтому боевой потенциал Ту-160 огромен, в связи с чем, он и занимает первое место в рейтинге. На данный момент в составе ВКС РФ имеется 16 таких бомбардировщиков, к середине 2020-х годов планируется возобновление производства глубоко модернизированной версии самолета – Ту-160М2.
B-2 Spirit
Американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit однозначно можно назвать самым технологичным в мире. Самолет сделан по схеме «летающее крыло» и покрыт специальным радиопоглощающим веществом, что позволяет сильно уменьшить его заметность для радиолокационных станций противника (технология Stealth). Самолет был принят на вооружение ВВС США в 1997 году, на данный момент в строю имеется 20 таких бомбардировщиков. Техническая сложность и небольшое количество выпущенных бортов сделали B-2 самым дорогим самолетом в мире – один бомбардировщик с учетом затрат на разработку стоит $2,1 млрд.
Тем не менее, несмотря на всю свою сложность и технологичность, в качестве стратегического бомбардировщика и средства ядерного сдерживания B-2 не очень силен. Все дело в том, что основным вооружением B-2 являются свободнопадающие ядерные и неядерные бомбы, а не крылатые ракеты. Это значит, что самолет должен подлететь непосредственно к цели. Во-первых, это занимает больше времени (особенно учитывая, что самолет не является сверхзвуковым), а во-вторых, незаметность не значит невидимость – современные системы противовоздушной обороны (ПВО) способны обнаружить B-2, просто на меньшей дальности, чем если бы это был обычный самолет. А это значит, что к ключевым целям бомбардировщику долететь не дадут. С другой стороны, B-2 оказался очень полезен в локальных конфликтах против таких стран, как Ирак, там его малозаметность позволила избежать даже единичных потерь.
Таким образом, B-2 выигрывает у конкурентов, но его реальный боевой потенциал ограничен скудным вооружением. Именно поэтому Spirit не занимает первое место в рейтинге.
B-52H
B-52H Stratofortress – «старичок» американской авиации. Самолеты этой модели выпущены в начале 1960-х годов, после чего проводилось множество модернизаций. Несмотря на свой возраст, этот бомбардировщик является единственным носителем стратегических крылатых ракет в авиапарке США, что делает его основным американским авиационным средством ядерного сдерживания. Максимальная дальность полета самолета составляет 11 000 километров, а крейсерская скорость полета – 900 км/ч. B-52H может нести до 20 крылатых ракет AGM-86B ALCM, с максимальной дальностью пуска 2400 км. Имеются и высокоточные неядерные модификации этой ракеты, с дальностью пуска до 1200 км. Несмотря на то, что AGM-86B ALCM заметно уступает российским Х-55СМ и Х-102, имеющихся характеристик достаточно, чтобы с высокой вероятностью успеть нанести удар до обнаружения и уничтожения бомбардировщика силами ПВО или истребительной авиации противника. На вооружении состоит 73 самолета этого типа, носителями ядерного оружия к 2018 году останутся 46 из них. За свою незаменимость на протяжении более чем полувека и сохранившийся боевой потенциал B-52H Stratofortress занимает 3-е место в рейтинге.
Ту-95МС
Ту-95МСМ (Bear по классификации НАТО) со своими турбовинтовыми двигателями и специфическим шумом при их работе может показаться, на первый взгляд, давно устаревшей машиной. Однако это не так — летные характеристики бомбардировщика позволяют выполнять задачи на межконтинентальной дальности (практическая дальность полета 10 500 километров, а с дозаправками в воздухе — неограниченна). При этом возможность самолета нести 8 стратегических крылатых ракет Х-55СМ или Х-101/102 позволяет наносить удары на большую глубину территории противника, не входя при этом в зону ПВО. Первая модификация Ту-95 была принята на вооружения в 1956 году, однако самолеты модификации Ту-95МС произведены после 1981 года, соответственно, они заметно «свежее» тех же B-52H. На данный момент в стою находится около 35 машин этого типа, начата их модернизация до уровня Ту-95МСМ, после которой они смогут нести высокоточные неядерные крылатые ракеты Х-101 и ядерные Х-102. Модернизированные «Медведи» останутся на вооружении России до 2040-х годов, сохраняя за собой серьезный боевой потенциал. Этот факт позволяет самолету попасть в наш рейтинг, занимая достаточно условное четвертое место – бомбардировщик вполне может претендовать и на третье, или даже второе место по своей реальной эффективности.
Ту-22М3 (на фото)
Российский Ту-22М3 (Backfire по классификации НАТО), как и американский B-1B Lancer, попадают в наш рейтинг условно, так как оба они очень близки к стратегической авиации, но на данный момент стратегическими бомбардировщиками не считаются. Посмотрим почему.
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М3 принят на вооружение в 1983 году. Его практическая дальность полета составляет около 5000 км, а боевой радиус составляет около 2500 км. При этом, согласно договоренности с США, Ту-22М3 не оснащен системой дозаправки в воздухе, поэтому применять его на межконтинентальных дальностях невозможно. Тем не менее, самолет способен нести 2 крылатые ракеты Х-22, с максимальной дальностью пуска до 500 км и имеющие скорость полета 4000 км/ч (в отличие от дозвуковых стратегических крылатых ракет Х-55СМ и Х-101/102). Начата модернизация самолетов до уровня Ту-22М3М – версии, которая сможет применять новые крылатые ракеты Х-32. Их предполагаемая дальность пуска составит 1000 км, а скорость полета будет на грани гиперзвука (4-5 скоростей звука). Поэтому Ту-22М3 и оказался в нашем рейтинге – самолет считается грозой авианосных ударных групп противника и целей в Европе.
B-1B lancer
Американский сверхзвуковой бомбардировщик B-1B Lancer внешне достаточно похож на Ту-160. Он был принят на вооружение ВВС США в 1985 году. От производства самолета B-1A Lancer, очень похожего по концепции на Ту-160, США отказались. В итоге была создана модификация B-1B Lancer, обладающая заметно более низкой скоростью полета (1,25 скорости звука), но имеющая возможность лететь на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Такой подход является достаточно эффективным для прорыва систем ПВО противника, хотя и не гарантирует его. Несмотря на межконтинентальную дальность полета (12 000 километров) и возможность дозаправки в воздухе B-1B более не относится к стратегическим бомбардировщикам и не учитывается реестром вооружений СНВ-3 (Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений). Это связано с тем, что с самолета снято оборудование, необходимое для применения ядерного оружия. Кроме того, аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM с ядерной боевой частью, которые нес бомбардировщик, были списаны. Теперь B-1B Lancer является носителем обычного вооружения и активно применяется в локальных конфликтах. Однако при необходимости вполне возможно снова сделать его носителем ядерного оружия, поэтому самолет и попадает в наш рейтинг.
www.forbes.ru
Российский бомбардировщик Ту-160 против американского бомбардировщика Б-1: Кто победит?
Стратегический бомбардировщик Рокуэлл Интернешнл Б-1Б «Лансер» и российский Ту-160 «Блэкджек» визуально очень похожи и даже имеют некие сходства, однако, на самом деле, два самолета весьма отличаются друг от друга.
Бомбардировщик Б-1A был первоначально разработан в качестве высотного сверхзвукового пенетратора. Однако администрация Картера отменила проект в 1977 году после того, как стало очевидно, что новый бомбардировщик не сможет соперничать с новыми советскими ПВО. Вместо этого, администрация Картера сконцентрировала свои усилия на создании баллистических ракет и начала разработку бомбардировщика с технологией стелс, которым впоследствии станет Нортроп Б-2А «Спирит». Однако разработка стратегического бомбардировщика не была обнародована и осталась секретной на долгие годы.
Президент Рональд Рейган возродил проект по созданию сверхзвукового бомбардировщика, назвав его Б-1Б. Вместо того чтобы проникать в пространства на большой высоте, новый Б-1Б был оптимизирован для проникновения в пространства на низкой высоте с использованием скорости, технологий малозаметности и уменьшенного поперечного сечения фюзеляжа. Б-1Б не только потерял возможность проникать в пространства на большой высоте, но и больше не мог развивать очень высокую скорость. В то время как Б-1A достигал максимальной сверхзвуковой скорости 2,0 Маха, в результате многочисленных структурных изменений и нерегулируемых воздухозаборников Б-1Б едва может достигнуть 1,25 Маха.
После окончания холодной войны Б-1Б стал безъядерным, и все ядерные установки были сняты с самолета в 1995 году. Вместо ядерного потенциала в рамках нового проекта бомбардировщик получил новую традиционную роль. Он был оснащен улучшенным радиолокатором с синтезированной апертурой и мог перевозить высокоточное оружие. В последующие годы, начиная с 11 сентября 2001 года, на бомбардировщик установили модернизированные новые датчики, как, например, прицельный комплекс Sniper XR, и каналы передачи данных. Это позволило бомбардировщикам лучше выполнять миссии во время контрпартизанских войн, которые Америка вела в Ираке и Афганистане.
Б-1Б больше не может оставаться незаметным внутри сильно защищенного воздушного пространства, однако, самолет по-прежнему может использоваться в высококлассном бою для противостояния крылатым ракетам с использованием таких технологий, как JASSM-ER и LRASM. Как ни странно, это означает, что во время боя бомбардировщик будет иметь такие же функции, как и российский Ту-160.
Ту-160, хоть он и похож на Б-1Б, представляет собой совсем другой самолет. Советский Союз разработал бомбардировщик «Блэкджек» в первую очередь как летательное средство для нанесения ядерного удара во время Третьей мировой войны. Несмотря на то, что Советский Союз разработал бомбардировщик, главным образом, с целью доставки крылатых ракет с ядерными боеголовками, самолет сохранил способность совершать проникновение в пространство на низкой высоте. Таким образом, Ту-160 значительно больше, и гораздо быстрее, чем Б-1Б. Его максимальная взлетная масса составляет свыше 274 кг, а максимальная скорость превышает 2,05 Маха. Б-1Б, в свою очередь, весит 216 кг.
Ту-160 всегда перевозил крылатые ракеты большой дальности, как, например, Х-55MS (всего самолет может вместить десяток таких ракет). В последние месяцы, однако, по целям в Сирии россияне использовали обычные версии крылатых ракет Х-555 наряду с более современными стратегическими крылатыми ракетами Х-101. Бомбардировщик также перевозит ядерные боеголовки Х-102.
В ближайшее время россияне надеются возродить производство улучшенной версии «Блэкджек», Ту-160М2. Новые самолеты заменят существующие в России бомбардировщики Ту-22М «Обратный огонь» и Ту-95 «Медведь». Усовершенствованный самолет будет использоваться до тех пор, пока Россия не завершит разработку нового бомбардировщика ПАК-ДA с технологией стелс.
Так что, дело не в том, какой бомбардировщик лучше – Б-1Б или Ту-160 – разные самолеты имеют разные роли и миссии.
obzor.press