Cамолётная система «Авакс»
Наращивая боевую мощь своих военно-воздушных сил, Пентагон уделяет значительное внимание совершенствованию систем управления ими. Управление силами и средствами ВВС США осуществляется широкой сетью командных пунктов, центров и постов, большинство которых входит в состав автоматизированных систем управления. Эти органы оснащены разнообразными современными техническими средствами, в том числа РЛС, которые являются основными источниками получения информации о воздушной обстановке.По мнению американских специалистов, дальность действия существующих наземных РЛС не всегда обспечивает потребность этих систем. Основным препятствием существенного повышения дальности действий РЛС считается ограничение распространения радиоволн, используемого в них диапазона, пределами прямой видимости. Для преодоления этого ограничения в США создаются радиолокационные системы, в которых РЛС устанавливаются на борту самолётов. При полете их на средних и больших высотах дальность прямой видимости значительно увеличивается. Одной из таких систем является система дальнего радиолокационного обнаружения и управления «Авакс» (AWACS — Airborne Warning and Control System).
Как сообщает иностранная печать, в США ведутся работы по созданию системы «Авакс» в двух вариантах: стратегическая и тактическая. Первая создается в соответствии с требованиями командования воздушно-космической обороны, а вторая — командования тактической авиации. Обе системы разрабатываются по единой программе, принятие их на вооружение ожидается в конце 70-х годов. В качестве самолёта-носителя в обоих вариантах системы предполагается использовать самолёт Е-ЗА, построенный на базе пассажирского самолёта Боинг 707-320 (рис. 1)
Рис. 1 Самолёт Е-ЗА, оборудованный системой «Авакс», в полете
По конструкции это цельнометаллическим моноплан с низкорасположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж самолёта полумонококовой конструкции. Он оборудован системой герметизации и разделен на две основные части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть представляют собой кабину, в которой размещены рабочие места боевого расчета операторов системы и кабина лётного экипажа. В нижней части расположены топливные баки и вспомогательное оборудование самолёта и системы.
Крыло самолёта неподвижное, стреловидное. Стреловидность его по одной четверти хорды 35 градусов. На каждой консоли крыла имеются по два элерона (внешний и внутренний) с триммерами, двухсекционные закрылки. Внешние элероны имеют большую рабочую площадь, чем внутренние. При полетах на малых скоростях управление самолётом по крену осуществляется с использованием всех элеронов, а при большой скорости полета — только внутренних.
Шасси самолёта трехстоечное с управляемой передней стойкой. На основных стойках шасси установлено по четыре пневматика с давлением воздуха в них 12,6 кг/кв.см., а на передней стойке — два с давлением 8,1 кг/кв.см.
Основные тактико-технические характеристики самолёта Е-ЗА приведены в таблице.
Основные тактико-технические характеристики самолёта Е-ЗA
Вес самолёта, т.
пустого… около 80
максимальный взлетный… более 150
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте 11000 м… 950
крейсерская на высоте 11000 м… 800
Практический потолок, м… 12000
Максимальная дальность полета, км… до 10000
Размеры самолёта, м:
размах крыла… 44,5
длина… 46,6
высота… 12,93
Размеры верхней кабины, м:
длина… 40,0
максимальная ширина… 3,55
максимальная высота… 2,31
Площадь пола кабины, кв.м.… 106
Общая мощность генераторов электрического тока, кВт… 600
Стратегическую систему «Авакс» планируется использовать в общей ПВО североамериканского континента. При этом самолёты системы «Авакс» должны выполнять функцию постов раннего обнаружения бомбардировщиков и ракетоносцев противника и выдавать данные о воздушной обстановке на наземные КП, управляющие действиями истребителей-перехватчиков и ЗРК. Зарубежные военные специалисты считают, что эти самолёты смогут также самостоятельно выполнять функции летающих пунктов управления и наведения истребительной авиации и раннего предупреждения зенитных ракетных средств.
Тактическая система «Авакс» (решение об использовании системы «Авакс» в тактических целях принято Пентагоном в декабре 1973 года), по мнению зарубежных военных специалистов, будет обеспечивать управление тактической авиацией. Они считают, что система позволит контролировать воздушную обстановку в районе боевых действий и управлять наведением самолётов на наземные и воздушные цели воздушным движением, поиском и спасением самолётов и вертолетов и т. д.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования самолёта системы «Авакс» включает:
- РЛС;
- аппаратуру контроля, отображения информации, радиосвязи, навигации и опознавания;
- средства радотехнической разведки и РПД;
- центральную ЭВМ.
Наиболее важным элементом бортового оборудования системы считается установленная на самолёте РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей, в том числе летящих на малых высотах, на фойе помех от земной поверхности. Как сообщает зарубежная печать, задача подавления этих помех долгое время оставалась неразрешимой, но благодаря усовершенствованию ряда элементов РЛС американским специалистам удалось ее решить. Например, в принятой в 1972 году к дальнейшей разработке РЛС фирмы «Вестингауз» повышенная помехоустойчивость достигнута за счет применения антенного устройства с низким уровнем излучения и приема в боковых лепестках, импульсно-доплеровского метода излучения и приема, цифровой обработки принятых сигналов и использования высокостабильных схем генерирования с кварцевыми резонаторами. По данным зарубежной печати, РЛС системы «Авакс» работает в диапазоне 1550 — 5200 МГц и состоит из следующих основных элементов:
- антенного устройства;
- 28 ферритовых фазовращателей;
- приёмного и передающего распределительных устройств;
- вращающегося сочленения;
- передатчика;
- задающего генератора (гетеродина) с высокой степенью стабилизации фазы несущей частоты;
- устройства приема и предварительной обработки сигналов;
- ЭВМ пультов управления;
- системы отображения (индикации) информации.
Упрощенная блок-схема РЛС показана на рис. 2.
Рис. 2. Упрощенная блок-схема бортовой РЛС: 1 — антенна; 2 — ферритовые фазовращатели; 3 — приемное распределительное устройство: 4 — передающее распределительное устройство: 5 — вращающееся сочленение; 6 — передающее устройство; 7 — гетеродин; 8 — устройство приема и обработки сигналов; 9 — ЭВМ; 10 — данные от навигационной системы; 11 — сигналы управления работой РЛС; 12 и 13 — команды управления; 14 — пульт управления, система индикации.
Антенное устройство представляет собой плоскую волноводно-щелевую решетку с быстрым сканированием луча по углу места и механическим вращением по азимуту. Волноводно-щелевая решетка является антенной нерезонансного типа с широкой полосой пропускания. Расположение щелей в волноводе выбрано таким образом, что создается распределение сигналов, обеспечивающее низкий уровень боковых лепестков излучения. В этом антенном устройстве с помощью сигналов управления, поступающих от ЭВМ РЛС, осуществляется электронная стабилизация положения луча антенны независимо от изменений углов крена и тангажа самолёта.
Антенная решетка имеет форму вытянутого эллипса с размерами 8х1,7 м (рис. 3). Она устанавливается в обтекателе размером 9,14 X 3,65 м и вращается вместе с ним со скоростью 6 об/мин. Толщина стенок обтекателя около 5 см. Внутри его расположено оборудование наддува и жидкостного охлаждения.
Рис. 3. Антенная решетка бортовой РЛС системы «Авакс»
ЭВМ РЛС управляет режимами работы станции, обрабатывает полученные данные и формирует цифровую информацию о дальности, скорости, азимуте и угле места цели. Эти дачные выдаются на центральную бортовую ЭВМ, выполняющую общие функции слежения за целями и управления своими самолётами. Высота полета воздушной цели рассчитывается центральной бортовой ЭВМ по значениям угла места цели, дальности то нее и высоты полета самолёта-носителя. Полученная информация поступает на аппаратуру отображения данных.
Аппаратура отображения данных системы «Авакс» состоит из индикаторных стоек, печатающего устройства и вспомогательных устройств. Общий вид кабины самолёта с аппаратурой управления и отображения данных показан на рис. 4. Информация о воздушной обстановке выдается в реальном масштабе времени на экраны электронно-лучевых трубок индикаторных стоек в виде отметок целей, векторов (показывающих направление и скорость движения целей) и в буквенно-цифровом виде. Центральная ЭВМ принимает также данные от навигационной системы самолёта, благодаря чему положение целей может быть рассчитано и показано в географических координатах на фоне условного изображения местности, границ зон ответственности, линии фронта и т. д.
Рис 4. Общий вид кабины с аппаратурой управления и отображения данных
Сообщается, что в комплект этой аппаратуры, возможно, будет включено устройство для отображения воздушной обстановки с экраном размерами 2,3х2,8 м.
Вес РЛС около 5200 кг. Однако специалисты фирмы «Вестингауз» заявляют, что при серийном производстве вес станции будет снижен до 3000 кг.
По данным зарубежной печати, РЛС для обеспечения надежного обнаружения и сопровождения воздушных целей, летящих из различных высотах, во всем диапазоне дальности ее действия может работать в трех режимах:
- импульсном;
- импульсио-доплеровском;
- комбинированном.
Работа РЛС в импульсном и импульсно-доплеровском режимах производится на различных частотах. Поэтому передающее устройство РЛС имеет два передатчика, каждый из которых состоит из генератора несущей частоты, предварительного усилителя на лампах бегущей волны и мощного широкополосного выходного усилителян а клистронах.
В импульсном режиме работы РЛС излучает модулированные по частоте импульсы большой длительности, что, по мнению американских специалистов, позволяет более эффективно использовать среднюю мощность передатчика, а сжатие принятых отраженных от целей сигналов с помощью специальной дисперсионной линии обеспечивает хорошую разрешающую способность станции по дальности. При работе в этом режиме РЛС позволяет определить только азимут и дальность до цели, а пеленгование цели по углу места не производится. Разрешающая способность станции в этом случае довольно низкая, поэтому селекция целей производится в основном по дальности. Сообщается, что оператор, в зависимости от уровня шумов от подстилающей поверхности, может изменить минимальную дальность обнаружения целей. Например, при полете над морем он может использовать импульсный режим работы РЛС для определения координат целей, находящихся на значительно меньших дальностях от самолёта, чем при полете над сушей.
В импульсно-доплеровском режиме селекция целей производится по скорости их движения. Для выделения цели используется разница в доплеровских сдвигах частот сигналов, отраженных от нее и от земной поверхности. Информация о целях выдается в цифровой форме. Для снижения воздействия помех, создаваемых земной поверхностью при работе в импульсно-доплеровском режиме, в РЛС используется высокая частота повторения импульсов. При такой высокой частоте повторения импульсов однозначно определить расстояние до цели обычным методом, основанным на измерении времени задержки отраженного импульса, не представляется возможным. Для однозначного определения расстояния до цели зондирующие импульсы излучаются группами, с различными частотами повторения в каждой группе. Определение угла места производится по минимуму излучения диаграммы направленности при быстром электронном сканировании луча в вертикальной плоскости (при одновременном механическом повороте антенны и пеленгации цели по азимуту моноимпульсным методом). При сканировании луча антенны по углу места возникает амплитудная модуляция отраженных сигналов, и пеленг цели по углу места определяется моментом времени приема максимального сигнала.
При комбинированном режиме работы обнаружение целей на различных дальностях и высотах осуществляется путем чередования (в течение каждого периода сканирования луча антенны по углу места) импульсного и импульсно-доплеровского режимов. В начале сканирования, то есть когда луч антенны находится в верхнем секторе, РЛС работает в импульсном режиме, а при переходе луча антенны в нижний сектор — в импульсно-доплеровском. Комбинированный режим работы, по мнению американских специалистов, позволяет одновременно обнаруживать и сопровождать цели на больших и малых дальностях и таким образом полисе использовать возможности РЛС.
По сообщениям иностранной печати, для проведения стендовых и летных испытаний фирма «Вестннгауз» изготовила шесть таких РЛС.
На самолёте, оборудованном аппаратурой системы «Авакс», установлен запросчик системы опознавания принадлежности целей AN/APX-103. С его помощью оператор может определить расстояние, азимут, высоту и принадлежность наблюдаемой цели. Информация, поступающая от запросчика и РЛС, будет использоваться для оценки воздушной обстановки и управления своими самолётами и другими активными средствами.
Навигационная система самолёта включает:
- два блока системы «Карусель» 4, которые выдают данные о курсе полета самолёта и его пространственном положении;
- блок AN/ARN-99 радионавигационной системы «Омега», обеспечивающей определение координат самолёта с точностью ±1,85 км;
- доплеровская РЛС AN Al1 N-200, с помощью которой определяются точные данные об угле сноса и путевой скорости самолёта.
В состав связного оборудования входят две коротковолновые радиостанции LRG-11, три радиостанции метрового диапазона волн 618M-2D и радиостанция дециметрового диапазона волн U1000. На серийных самолётах предполагается использовать радиостанции для работы в системе спутниковой связи ВВС США.
Кроме того, на борту самолёта Е-ЗА установлено значительное количество вспомогательной, контрольной аппаратуры и другого оборудования, необходимого для обеспечения работы системы и обслуживающего персонала. По сообщениям иностранной печати, общий вес всей аппаратуры и оборудования достигает 18 т.
Испытания экспериментальных образцов самолётов F-3A и их оборудования продолжаются. В ходе этих испытаний американские специалисты изучают возможности системы и изыскивают пути ее совершенствования.
Командование ВВС США считает, что применение этой системы значительно повысит боевые возможности противосамолётной обороны североамериканского континента и тактической авиации иа любых ТВД. В связи с этим оно намерено, несмотря на большую стоимость системы, закупить до 36 самолётов Е-ЗА. По данным иностранной печати, общие расходы на осуществление программы составят около 2,4 млрд. долларов.
Этот факт еще раз подтверждает, что вопреки начавшемуся процессу разрядки международной напряженности, достигнутому благодаря усилиям прогрессивных миролюбивых сил всего мира, и прежде всего Советского Союза и других стран социалистического содружества, агрессивные милитаристские круги США намерены продолжать гонку вооружений.
www.zvo.su
АВАКС Википедия
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1378 дней].
В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин АВАКС [ а в а́ к с ][1] (AWACS, англ. Airborne Warning and Control System — «Авиационная система предупреждения и контроля»), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[2][3].
Описание
Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[4] и даже на дирижаблях[5]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.
Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).
Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[6]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.
Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.
Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения
- Иран
Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения
- 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания
- 5 самолётов KJ-2000
- KJ 200
- Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[8]
- ~3 вертолёта Ка-31 корабельного базирования
- 19 самолётов А-50, в том числе два А-50У[9][10][11]; А-100.
- 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве
Ссылки
Литература
- Евгений Климович, Михаил Никольский. Развитие и применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и космонавтика : журнал. — 2000. — № 2. — С. 18-31.
Примечания
wikiredia.ru
АВАКС — это… Что такое АВАКС?
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осущетсвляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.
ДРЛОиУ
Самолёт А-50 системы ДРЛОиУ ВВС РоссииДРЛОиУ (система Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения и Управления) — предназначена для разведки и управления боем в тактической и оборонительной авиации.
Самолёты ДРЛОиУ используют радиолокатор большой мощности, расположенный (как правило) в отдельном обтекателе над фюзеляжем и комплект радиотехнической аппаратуры, позволяющие проводить анализ воздушной обстановки и корректировку действий своей авиации и ПВО. Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО противника. Комплект радиотехнической аппаратуры позволяет высокоэффективно обмениваться информацией с командными пунктами и осуществлять целеуказание. Использование самолётов ДРЛОиУ значительно повышает эффективность действия авиационных группировок, особенно при завоевании господства в воздухе и прорыве системы ПВО противника.
Однако сами самолёты ДРЛОиУ, являясь модификациями транспортных самолётов, представляют собой радио- и ИК-контрастные, низкоскоростные и маломанёвренные объекты, излучающие радиосигналы большой мощности. При этом они являются высокоприоритетными целями для авиации противника, поэтому в реальных боевых условиях самолёты ДРЛОиУ не применяются без прикрытия истребителей-перехватчиков.
Идея использования для радара отдельного обтекателя, расположенного над фюзеляжем, ныне общепринятая для самолётов ДРЛОиУ и AWACS впервые была реализована в советском радиотехническом комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126.
АВАКС
Самолёт Е767 японских военно-воздушных сил
англ. AWACS, Airborne Warning and Control System, Авиационная система предупреждения и управления.
Сегодня система АВАКС позволяет отслеживать воздушные суда на удалении до 400 км, вне пределов поражения современных систем ПВО. В режиме воздушного боя АВАКС может взаимодействовать с дружественными летательными средствами, расширяя зону действия их собственных систем (или полностью их заменяя) и прибавляя им тем самым дополнительную скрытность, так как им в этом случае не обязательно использовать собственный активный радар. Конечно, как и любой активный радар, самолёт системы АВАКС может быть обнаружен противником примерно на двойном радиусе своего действия. Это происходит потому, что исходящий сигнал теряет свою энергию с расстоянием. Поэтому сигнал должен быть достаточно сильным, что бы покрыть удвоенное расстояние между отправителем и целью, для того, что бы отразиться и вернуться назад.
Система Авакс Boeing/Westinghouse
В системе АВАКС используется вращающийся радар, разработанный и построенный компанией Вестингауз (сейчас Northrop Grumman). Система монтируется на специальном самолёте E-3 Sentry, который является модифицированным Boeing 707. Вариант для ВВС Японии называется E-767 и основан на Boeing 767. Построено 4 единицы.
Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «АВАКС — НАТО» (2017) — NATO — По странам — Статьи
Подполковник А. Рыбин
Руководство Североатлантического союза под предлогом противодействия нарастанию так называемой российской угрозы для восточноевропейских государств-участников последовательно реализует решения по повышению коалиционного военного потенциала, принятые на Уэльской встрече глав государств и правительств стран альянса (сентябрь 2014 года, Великобритания) и получившие свое подтверждение в рамках Варшавского саммита НАТО (июль 2016-го, Польша). Важная роль в достижении этой цели отводится наращиванию разведывательных возможностей блока.
Так, для повышения эффективности контроля воздушного пространства в зоне ответственности альянса и за ее пределами соответствующие структуры объединенных вооруженных сил (ОВС) альянса приступили к масштабному реформированию одного из ключевых элементов разведывательного обеспечения ОВС — системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) авиацией «Авакс — НАТО» (AWACS-NATO).
Эмблема командования ДРЛО и У «Авакс — НАТО» |
Система ДРЛО и У предназначена для своевременного обнаружения, опознавания воздушных и надводных целей, наведения на них самолетов тактической авиации, сбора данных о воздушной обстановке с их передачей на пункты управления наземного, воздушного и корабельного базирования. Основным компонентом системы являются самолеты Е-3А. Возможности одной такой машины позволяют одновременно наводить на цели до 50 тактических истребителей1.
Организационно силы и средства системы сведены в отдельное командование ДРЛО и У «Авакс — НАТО» (NAEWFC — NATO Airborne Early Warning Force Command), которое подчинено непосредственно верховному главнокомандующему ОВС альянса.
В настоящее время под предлогом контроля обстановки в районе украинского кризиса самолеты Е-3А активно ведут разведку западных областей и Республики Крым Российской Федерации, Республики Белоруссия, а также акваторий Балтийского и Черного морей. Для решения данных задач в воздушном пространстве Польши, Румынии и стран Балтии с марта 2014 года на регулярной основе организовано боевое дежурство самолетов ДРЛО. Средняя интенсивность полетов поддерживается на уровне до 20 самолетовылетов в месяц, что в более чем 10 раз превышает показатели докризисного периода.
Кроме того, самолеты ДРЛО активно задействуются в интересах борьбы с террористической организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» на территории Сирии и Ирака в рамках операции ВС США и стран-партнеров под условным наименованием «Непоколебимая решимость». Следует отметить, что одной из главных задач сил и средств разведки ВС западных государств в данной миссии является отслеживание деятельности ВКС России на территории Сирийской Арабской Республики. При этом разведывательные полеты осуществляются над югом Турции, северными районами Сирии, Ираком и над восточной частью акватории Средиземного моря.
Для обеспечения деятельности международной антитеррористическйй коалиции в зоне сирийского конфликта командование ДРЛО и У «Авакс -НАТО» выделило один самолет Е-3А, который в течение 2016 года дислоцировался на передовой авиабазе Конья (Турция). При этом данные о воздушной обстановке наряду с командно-штабными структурами НАТО передаются командованию возглавляемой США антиигиловской коалиции. Интенсивность задействования самолета ДРЛО с турецкой авиабазы в среднем составляет до десяти самолетовылетов в месяц.
К выполнению в ходе боевого дежурства задач по осуществлению контроля воздушного пространства в зоне ответственности блока и за ее пределами в настоящее время ежесуточно привлекается до трех самолетов Е-3А, а также по одному E-3D ВВС Великобритании или E-3F ВВС Франции, которые находятся в оперативном подчинении командования ДРЛО и У «Авакс — НАТО».
Организационная структура командования ДРЛО и управления авиацией «Авакс — НАТО» |
Перспективная структура командования ДРЛО и У «Авакс — НАТО» |
В случае дальнейшей эскалации напряженности вокруг украинского или сирийского кризиса не исключается наращивание состава сил и средств ДРЛО и повышение интенсивности их применения. Данная задача может быть решена за счет переброски еще одного-двух самолетов Е-3А на передовые оперативные базы, а также выделения дополнительного ресурса по использованию самолетов E-3D и E-3F. В этом случае созданная группировка самолетов ДРЛО будет способна обеспечить патрулирование воздушного пространства вдоль восточных и южных границ альянса в круглосуточном режиме.
Обострение военно-политической обстановки в мире повлекло за собой значительное увеличение интенсивности применения самолетов ДРЛО и У в районах вооруженных конфликтов. В частности, если ранее для поддержки Международных сил содействия безопасности в Афганистане общий налет экипажей Е-3А составлял в среднем 3,3 тыс. ч в год, то в 2016-м для патрулирования только «восточного фланга» блока было выделено более 4,5 тыс. ч.
Существенное увеличение нагрузки на силы и средства ДРЛО и У, устаревание самолетного парка, а также выход в конце 2014 года из командования «Авакс — НАТО» Канады, финансовый вклад которой составлял до 80 млн долларов США, обострили проблему поддержания функциональной готовности системы. Общий бюджет оставшихся 16 стран-участниц (Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, США, Турция, ФРГ и Чехия) составил 312 млн долларов США в 2015 году и 320 млн в 2016-м, что, по оценке экспертов альянса, покрывает лишь 65% расчетных потребностей.
В связи с этим руководство Североатлантического союза проводит комплекс мероприятий по оптимизации командования ДРЛО и У «Авакс — НАТО». В частности, в соответствии с реализуемыми планами предусматривается передислокация штаба из Касто (Бельгия) в Гайленкирхен (ФРГ), где расположена основная оперативная база (ООБ) самолетов Е-3А.
Одновременно вносятся изменения в организационно-штатную структуру данной базы. Вместо имеющихся четырех крыльев образуются три: оперативное (operation wing), аэродромного обслуживания (base support wing) и тылового обеспечения (logistics wing).
Кроме того, планируется сократить численность военного и гражданского персонал командования и ООБ на 40% — с текущих 2,3 тыс. до нового штата мирного времени в 1,4 тыс. человек. При этом количество многонациональных экипажей самолетов Е-3А, находящихся в подчинении командования, уменьшится с 30 до 22.
Руководством альянса также принято решение о сокращении парка авиатехники, находящейся на вооружении командования ДРЛО и У «Авакс НАТО». Так, один самолет уже отправлен на утилизацию в 2015 году, а еще два подлежат выводу из эксплуатации до конца 2017-го.
Другой существенной проблемой является физическое и моральное устаревание Е-3А, созданных на базе уже снятого с производства Боинг 707 разработки 70-х годов прошлого века. Для продления срока их службы в рамках заключенного с корпорацией «Боинг» (США) контракта стоимостью около 370 млн долларов США проводится очередная модернизация оставшихся 14 самолетов. В частности, предполагается замена двигателей, существующей РЛС на новую, авионики, навигационного и бортового радиоэлектронного оборудования с устаревшего аналогового на цифровое. Вместо приборов индикации в кабине пилота предусматривается установить пять многофункциональных цифровых дисплеев. Данные изменения позволят уменьшить состав экипажа с четырех человек до трех (два пилота и инженер).
Первый прошедший модернизацию Е-3А уже передан командованию ДРЛО и У «Авакс — НАТО» в 2016 году, остальные 13 машин будут переоборудованы до 2018-го.
Кроме того, в интересах переподготовки экипажей на обновленные самолеты на авиабазе Гайленкирхен компанией «Боинг» развернут наземный тренажер для подготовки летного состава.
По оценкам руководства блока, реализация программы реформирования командования «Авакс — НАТО» и модернизация авиапарка ДРЛО позволят расширить возможности по отслеживанию воздушной (морской) обстановки, снизить расходы на эксплуатацию и обслуживание самолетов, а также продлить срок службы Е-3А до 2025 года. В последующем для их использования до 2035-го, являющегося предельным сроком эксплуатации для самолетов данного типа, необходима еще одна глубокая модернизация2.
Руководство альянса признает, что указанные преобразования планировались заблаговременно. Однако кардинальное изменение военно-политической обстановки начиная с 2014 года, и прежде всего обострение отношений Запада с РФ, затрудняет своевременную реализацию данных намерений.
Вместе с тем в Брюсселе считают, что пересмотр сроков реформирования и модернизации потенциала ДРЛО и У нецелесообразен и система должна быть выведена на уровень полных оперативных возможностей к ноябрю 2017 года. Подчеркивается, что внесение каких-либо изменений в утвержденные графики неизбежно приведет к увеличению затрат (штрафы за срыв договоров с подрядчиками), а также потребует корректировки планов военного строительства НАТО. В связи с этим руководство блока допускает некоторое снижение интенсивности задействования самолетов Е-3А в текущих операциях в целях перенаправления имеющихся финансовых средств на завершение намеченных мероприятий по реформированию командования ДРЛО и У «Авакс — НАТО».
Таким образам, командование ОВС альянса по-прежнему считает систему ДРЛО и У эффективным средством ведения воздушной разведки и управления тактической авиацией как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами и, несмотря на существующие проблемы, стремится завершить реорганизацию командования дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «Авакс — НАТО» в запланированные сроки.
1 В настоящее время самолеты типа Е-3 различной модификации, Е-767 и Боинг 737-700IGW состоят на вооружении объединенных военно-воздушных сил НАТО, а также ВВС США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Японии, Турции, Греции и Австралии.
2 Ряд экспертов блока считают; что в современных условиях необходимо сосредоточить усилия на использовании для решения задач ДРЛО и управления авиацией малоразмерных БЛА, так как широкофюзеляжная авиация становится все более уязвимой для современных средств поражения.
Зарубежное военное обозрение. 2017, №4 С. 55-59
factmil.com
Авакс — это… Что такое Авакс?
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осущетсвляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.
ДРЛОиУ
Самолёт А-50 системы ДРЛОиУ ВВС РоссииДРЛОиУ (система Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения и Управления) — предназначена для разведки и управления боем в тактической и оборонительной авиации.
Самолёты ДРЛОиУ используют радиолокатор большой мощности, расположенный (как правило) в отдельном обтекателе над фюзеляжем и комплект радиотехнической аппаратуры, позволяющие проводить анализ воздушной обстановки и корректировку действий своей авиации и ПВО. Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО противника. Комплект радиотехнической аппаратуры позволяет высокоэффективно обмениваться информацией с командными пунктами и осуществлять целеуказание. Использование самолётов ДРЛОиУ значительно повышает эффективность действия авиационных группировок, особенно при завоевании господства в воздухе и прорыве системы ПВО противника.
Однако сами самолёты ДРЛОиУ, являясь модификациями транспортных самолётов, представляют собой радио- и ИК-контрастные, низкоскоростные и маломанёвренные объекты, излучающие радиосигналы большой мощности. При этом они являются высокоприоритетными целями для авиации противника, поэтому в реальных боевых условиях самолёты ДРЛОиУ не применяются без прикрытия истребителей-перехватчиков.
Идея использования для радара отдельного обтекателя, расположенного над фюзеляжем, ныне общепринятая для самолётов ДРЛОиУ и AWACS впервые была реализована в советском радиотехническом комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126.
АВАКС
Самолёт Е767 японских военно-воздушных сил
англ. AWACS, Airborne Warning and Control System, Авиационная система предупреждения и управления.
Сегодня система АВАКС позволяет отслеживать воздушные суда на удалении до 400 км, вне пределов поражения современных систем ПВО. В режиме воздушного боя АВАКС может взаимодействовать с дружественными летательными средствами, расширяя зону действия их собственных систем (или полностью их заменяя) и прибавляя им тем самым дополнительную скрытность, так как им в этом случае не обязательно использовать собственный активный радар. Конечно, как и любой активный радар, самолёт системы АВАКС может быть обнаружен противником примерно на двойном радиусе своего действия. Это происходит потому, что исходящий сигнал теряет свою энергию с расстоянием. Поэтому сигнал должен быть достаточно сильным, что бы покрыть удвоенное расстояние между отправителем и целью, для того, что бы отразиться и вернуться назад.
Система Авакс Boeing/Westinghouse
В системе АВАКС используется вращающийся радар, разработанный и построенный компанией Вестингауз (сейчас Northrop Grumman). Система монтируется на специальном самолёте E-3 Sentry, который является модифицированным Boeing 707. Вариант для ВВС Японии называется E-767 и основан на Boeing 767. Построено 4 единицы.
Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Самолётная система «АВАКС» — 1970 — 1990 гг — Материалы посвящены — Top secret
Самолётная система «АВАКС»
Полковник-инженер запаса В. Родин,
/лейтенант-инженер запаса С. Неведомский
Наращивая боевую мощь своих военно-воздушных сил, Пентагон уделяет значительное внимание совершенствованию систем управления ими. Управление силами и средствами ВВС США осуществляется широкой сетью командных пунктов, центров и постов, большинство которых входит в состав автоматизированных систем управления. Эти органы оснащены разнообразными современными техническими средствами, в том числе РЛС, которые являются основными источниками получения информации о воздушной обстановке.
По мнению американских специалистов, дальность действия существующих наземных РЛС не всегда обеспечивает потребность этих систем. Основным препятствием существенного повышения дальности действии РЛС считается ограничение распространения радиоволн, используемого в них диапазона, пределам» прямой видимости. Для преодоления этого ограничения в США создаются радиолокационные системы, в которых РЛС устанавливаются на борту самолетов. При полете их на средних и больших высотах дальность прямой видимости значительно увеличивается. Одной на таких систем является система дальнего радиолокационного обнаружения н управления «Авакс» (AWACS — Airborne Warning and Control System).
Основные ТТХ самолета Е-3А Вес самолета, т: Скорость, км/ч: Практический потолок, м .- 12000 Максимальная дальность полета, км..- до 10000 Размеры самолета, м: Размеры верхней кабины, м Площадь пола кабины. м2 — 106 Общая мощность генераторов электрического тока. кВт — 600 |
Как сообщает иностранная печать, в США ведутся работы по созданию системы «Авакс» в двух вариантах: стратегическая и тактическая. Первая создается в соответствии с требованиями командования воздушно-космической обороны, а вторая — командования тактической авиации. Обе системы разрабатываются по единой программе, принятие их на вооружение ожидается в конце 70-х годов. В качестве самолета-носителя в обоих вариантах системы предполагается использовать самолет E-3A, построенный на базе пассажирского самолета Боинг 707-320.
По конструкции это цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции. Он оборудован системой герметизации и разделен на две основные части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть представляют собои кабину, в которой размещены рабочие места боевого расчета операторов системы и кабина летного экипажа. В нижней части расположены топливные баки и вспомогательное оборудование самолета и системы.
Крыло самолета неподвижное, стреловидное. Стреловидность его по одной четверти хорды 35. На каждой консоли крыла имеются по два элерона (внешний и внутренний) с триммерами, двухсекционные закрылки. Внешние элероны имеют большую рабочую площадь, чем внутренние. При полетах на малых скоростях управление самолетом по крену осуществляется с использованием всех элеронов, а при большой скорости полета — только внутренних.
Шасси самолета трехстоечное с управляемой передней стойкой. На основных стойках шасси установлено по четыре пневматика с давлением воздуха в них 12,6 кг/см2, а на передней стойке — два с давлением 8,1 кг/см2;.
Силовая установка самолета состоит из четырех турбореактивных двигателей тягой по 9500 кг каждый. Общая емкость внутренних топливных баков около 90000 л.
Основные тактико-технические характеристики самолета Е-ЗА приведены в таблице.
Стратегическую систему «Авакс» планируется использовать в общей ПВО североамериканского континента. При этом самолеты системы «Авакс» должны выполнять функцию постов раннего обнаружения бомбардировщиков и ракетоносцев противника и выдавать данные о воздушной обстановке на наземные КП, управляющие действиями истребителей перехватчиков и ЗРК. Зарубежные военные специалисты считают, что эти самолеты смогут также самостоятельно выполнять функции летающих пунктов управления и наведения истребительной авиации и раннего предупреждения зенитных ракетных средств.
Тактическая система «Авакс» (решение об использовании системы «Авакс» в тактических целях принято Пентагоном в декабре 1973 года), по мнению зарубежных военных специалистов, будет обеспечивать управление тактической авиацией. Они считают, что система позволит контролировать воздушную обстановку в районе боевых действий и управлять наведением самолетов на наземные н воздушные цели воздушным движением, поиском н спасением самолетов и вертолетов и т. д.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования самолета системы «Авакс» включает: РЛС; аппаратуру контроля, отображения информации, радиосвязи, навигации и опознавания: средства радиотехнической разведки и РПД; центральную ЭВМ.
Наиболее важным элементом бортового оборудования системы считается установленная на самолете РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей, в том числе летящих на малых высотах, на фоне помех от земной поверхности. Как сообщает зарубежная печать, задача подавления этих помех долгое время оставалась неразрешенной. но благодаря усовершенствованию ряда элементов РЛС американским специалистам удалось ее решить. Например, в принятой в 1972 году к дальнейшей разработке РЛС фирмы «Вестингауз» повышенная помехоустойчивость достигнута за счет применения антенного устройства с низким уровнем излучения и приема в боковых лепестках, импульсно-доплеровского метода излучения и приема, цифровой обработки принятых сигналов и использования вы сокостабильных схем генерирования с кварцевыми резонаторами.
![]() |
Рис. 2. Упрощенная блок-схема бортовой РЛС: 1 — антенна; 2 — ферритовые фазовращатели; 3 — приемное распределительное устройство: 4 — передающее распределительное устройство; 5 — вращающееся сочленение; 6 — передающее устройство; 7 — гетеродин; 8 — устройство приема и обработки сигналов; 9 — ЭВМ; 10 — данные от навигационной системы; 11 — сигналы управления работой РЛС; 12 и 13 — команды управления: 14 — пульт управления, система индикации |
По данным зарубежной печати. РЛС системы «Авакс» работает в диапазоне 1550-5200 МГц и состоит из следующих основных элементов: антенного устройства. 28 ферритовых фазовращателей. приемного и передающего распределительных устройств, вращающегося сочленения, передатчика, задающего генератора (гетеродина) с высокой степенью стабилизации фазы несущей ча стоты, устройства приема и предварительной обработки сигналов, ЭВМ. пультов управления и системы отображения (индикации) информации. Упрощенная блок-схема РЛС показана на рис. 2.
Антенное устройство представляет собой плоскую волноводно-щелевую решетку с быстрым сканированием луча по углу места и механическим вращением по азимуту. Волноводно-щелевая решетка является антенной нерезонансного типа с широкой полосой пропуска ния Расположение щелей в волноводе выбрано таким образом, что создается распределение сигналов, обеспечивающее низкий уровень боковых лепестков излучения. В этом антенном устройстве с помощью сигналов управления, поступающих от ЭВМ РЛС, осуществляется электронная стабилизация положения луча антенны независимо от изменений углов крена и тангажа самолета.
Антенная решетка имеет форму вытянутого эллипса с размерами 8х1,7 м (рис. 3). Она устанавливается в обтекателе размером 9,14х3,65 м и вращается вместе с ним со скоростью 6 об/мин. Толщина стенок обтекателя около 5 см. Внутри его расположено оборудование наддува и жидкостного охлаждения.
ЭВМ РЛС управляет режимами работы станции, обрабатывает полученные данные и формирует цифровую информацию о дальности, скорости, азимуте и угле места цели. Эти дачные выдаются на центральную бортовую ЭВМ. выполняющую общие функции слежения за целями и управления своими самолетами Высота полета воздушной цели рассчитывается центральной бортовой ЭВМ по значениям угла места цели, дальности до неё и высоты полета самолета-носителя. Полученная информация поступает на аппаратуру отображения данных.
Аппаратура отображения данных системы «Авакс» состоит из индикаторных стоек, печатающего устройства и вспомогательных устройств. Информация о воздушной обстановке выдается в реальном масштабе времени на экраны электронно-лучевых трубок индикаторных стоек в виде отметок целей, векторов (показывающих направление и скорость движения целей) и в буквенно-цифровом виде. Центральная ЭВМ принимает также данные от навигационной системы самолета, благодаря чему положение целей может быть рассчитано и показано в географических координатах на фоне условного изображения местности, границ зон ответственности, линии фронта и т. д.
![]() |
Рис. 3. Антенная решетка бортовой РЛС системы «Авакс» |
Сообщается, что в комплект этой аппаратуры, возможно, будет включено устройство для отображения воздушной обстановки с экраном размерами 2.3×2,8 м.
Вес РЛС около 5200 кг. Однако специалисты фирмы «Вестингауэ» заявляют, что при серийном производстве вес станции будет снижен до 3000 кг.
По данным зарубежной печати, РЛС. для обеспечения надежного обнаружения и сопровождения воздушных целей, летящих на различных высотах, во всем диапазоне дальности ее действия может работать в трех режимах, импульсном, импульсно-доплеровском и комбинированном. Работа РЛС в импульсном и импульсно доплеровском режимах производится на различных частотах. Поэтому передающее устройство РЛС имеет два передатчика, каждый из которых состоит из генератора несущей частоты, предварительного усилителя на лампах бегущей волны и мощного широкополосного выходного усилителя на клистронах.
В импульсном режиме работы РЛС излучает модулированные по частоте импульсы большой длительности, что, по мнению американских специалистов, позволяет более эффективно использовать среднюю мощность передатчика, а сжатие принятых отраженных от целей сигналов с помощью специальной дисперсионной линии обеспечивает хорошую разрешающую способность станции по дальности. При работе в этом режиме РЛС позволяет определить только азимут и дальность до цели, а пеленгование цели по углу места не производится. Разрешающая способность станции в этом случае довольно низкая, поэтому селекция целей производится в основном по дальности. Сообщается, что оператор, в зависимости от уровня шумов от подстилающей по верхиости, может изменить минимальную дальность обнаружения целей. Например, при полете над морем он может использовать импульсный режим работы РЛС для определения координат целей, находящихся на значительно мешь ших дальностях от самолета, чем при полете над сушей.
В импульсно-доплеровском режиме селекция целей производится по скорости их движения. Для выделения цели используется разница в доплеровских сдвигах частот сигналов, отраженных от нее и от земной поверхности. Информация о целях выдается в цифровой форме. Для снижения воздействия помех, создаваемых земной поверхностью при работе в импульсно-доплеровском режиме, в РЛС используется высокая частота повторения импульсов. При такой высокой частоте повторения импульсов однозначно определить расстояние до цели обычным методом, основанным на измерении времени задержки отраженного импульса, не представляется возможным. Для однозначного определения расстояния до цели зондирующие импульсы излучаются группами, с различными частотами повторения в каждой группе. Определение угла места производится по минимуму излучения диаграммы направленности при быстром электронном сканировании луча в вертикальной плоскости (при одновременном механическом повороте антенны и пеленгации цели по азимуту моно-импульсным методом). При сканировании луча антенны по углу места возникает амплитудная модуляция отраженных сигналов, и пеленг цели по углу места определяется моментом времени приема максимального сигнала.
При комбинированном режиме работы обнаружение целей на различных дальностях и высотах осуществляется путем чередования (в течение каждого периода сканирования луча антенны по углу места) импульсного и импульсно-доплеровского режимов. В начале сканирования, то есть когда луч антенны находится в верхнем секторе, РЛС работает в импульсном режиме, а при переходе луча антенны в нижний сектор — в импульсно-доплеровском. Комбинированный режим работы, по мнению американских специалистов, позволяет одновременно обнаруживать и сопровождать цели на больших и малых дальностях и таким образом полнее использовать возможности РЛС.
По сообщениям иностранной печати, для проведения стендовых и летных испытаний фирма «Вестингауэ» изготовила шесть таких РЛС.
На самолете, оборудованном аппаратурой системы «Авакс», установлен запросчик системы опознавании принадлежности целей AN?АРХ-103. С его помощью оператор может определить расстояние, азимут, высоту и принадлежность наблюдаемой цели. Информация, поступающая от запросчика и РЛС, будет использоваться для оценки воздушной обстановки и управления своими самолетами и другими активными средствами.
Навигационная система самолета включает: два блока системы «Карусель» 4. которые выдают данные о курсе полета самолета и его пространствен ном положении; блок AN/ARN-99 радионавигационной системы «Омега», обеспечивающей определение координат самолета с точностью ±1.85 км и доплеровскую РЛС AN/APN-200, с помощью которой определяются точные данные об угле сноса и путевой скорости самолета.
В состав связного оборудования входят две коротковолновые радиостанции URG-11, три радиостанции метрового диапазона волн 618M-2D и радиостанция дециметрового диапазона волн U-1000, На серийных самолетах предполагается использовать радиостанции для работы в системе спутниковой связи ВВС США.
Кроме того, на борту самолета Е-3А установлено значительное количество вспомогательной, контрольной аппаратуры и другого оборудования, необходимого для обеспечения работы системы и обслуживающего персонала. По сообщениям иностранной печати, общий вес всей аппаратуры и оборудования достигает 18 т.
Испытания экспериментальных образцов самолетов Е-3А и их оборудования продолжаются. В ходе «тих испытаний американские специалисты изучают возможности системы и изыскивают пути ее совершенствования.
Командование ВВС США считает, что применение этой системы значительно повысит боевые возможности противосамолетной обороны североамериканского континента и тактической авиации на любых ТВД. В связи с этим оно намерено, несмотря на большую стоимость системы, закупить до 36 самолетов Е-3А. По данным иностранной печати, общие расходы на осуществление программы составят около 2,4 млрд. долларов.
Этот факт еще раз подтверждает, что вопреки начавшемуся процессу разрядки международной напряженности, достигнутому благодаря усилиям прогрессивных миролюбивых сил всего мира, и прежде всего Советского Союза и других стран социалистического содружества, агрессивные милитаристские круги США намерены продолжать гонку вооружений.
Зарубежное военное обозрение №6 1975 С. 58-62
pentagonus.ru
АВАКС Википедия
Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1378 дней].
В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин АВАКС [ а в а́ к с ][1] (AWACS, англ. Airborne Warning and Control System — «Авиационная система предупреждения и контроля»), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[2][3].
Описание[ | ]
Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[4] и даже на дирижаблях[5]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.
Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).
Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[6]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.
Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.
Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения[ | ]
ru-wiki.ru