Содержание

Наследие второй мировой. Оживший «Зверобой» ИСУ-152. — DRIVE2

Во время поисковых мероприятий в 2003 году в с. Голинка Черниговской области сотрудники научно-производственной фирмы обнаружили самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 «Зверобой», которая стояла в центре села возле сельсовета и, за много лет частично вросла в землю.

«Зверобой» к бою готов!
Во время поисковых мероприятий в 2003 году в с. Голинка Черниговской области сотрудники научно-производственной фирмы обнаружили самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 «Зверобой», которая стояла в центре села возле сельсовета и, за много лет частично вросла в землю. Познакомившись с местной администрацией узнали, что к ним она попала уже после войны, и её собирались поставить на постамент. Но, к сожалению ей не суждено было стать памятником, так как у сельсовета в то время не было денежных средств для сооружения постамента. А потом про неё и вовсе забыли. Один раз её всё-таки использовали, когда нужно было выкорчевать несколько мощных деревьев в центре села. Деревья обвязали толстыми корабельными цепями и, для самоходки не было никаких проблем вырвать их с корнями из земли.

Вспомнили про самоходку, когда цены на металлолом начали подниматься. Все люки у самоходки были открыты. Местные жители и приезжие стали чаще посещать этот объект времён Второй мировой войны. Всё что можно было открутить и снять, было снято. Кстати о пушке. Она была готова к бою. Не хватало только бойка. Пришлось сделать демилитаризацию. Газосваркой разрезали ствол и заварили затворную раму. Но самое главное – двигатель, был на месте, до него никто не смог добраться. Специалисты восстановили систему электропитания и систему запуска двигателя сжатым воздухом. В системе охлаждения не хватало двух радиаторов (они были из алюминия). Потом наладили систему подачи топлива по упрощённой схеме. За много лет пребывания под открытым небом, дождь и снег сделали своё дело. Самоходка начала ржаветь изнутри. Пришлось поменять топливный насос высокого давления. Топливные и воздушные фильтры тоже пришли в негодность. После всех этих мероприятий подключили к системе электропитания два камазовских аккумулятора. Перед тем, как запустить двигатель, удалось с помощью лома вручную провернуть вал двигателя . К нашей радости он оказался «живой». После первой же попытки запуска двигателя с помощью аккумуляторов, он «прокашлялся» и заработал. С выхлопных труб полетели листья, и много разного хлама. Механик-водитель трижды пытался сдвинуть «Зверобой» на первой передаче, но всё было безуспешно. И только после включения задней передачи, «Зверобой» выехал из своего «окопа»…

ИСУ-152 (Объект 241)

— советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

Полный размер

ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны, Киев, Украина

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой

армией Финляндии.

Самоходка ИСУ-152 захвачена финнами 25 июня 1944 в районе Портихойка, отремонтирована и с финским экипажем пошла в бой через четыре дня, и тут же была подбита и захвачена назад Красной армией.

В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Шестидневной войне в виде неподвижных огневых точек закопанных в песок по надгусеничные полки.

ИСУ-152 использованная в качестве неподвижной огневой точки. Западный берег Суэцкого канала, Генифские холмы, к югу от г.Исмайлии. 1973 год.

В Египет поставлялись немодернизированные варианты, однако на них была установлена система ПНВ с ИК-прожектором, смонтированном попарно с фарой в защитной корзине слева от орудия. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской Армии и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.

Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (с нем. — «консервный нож»).

История создания ИСУ-152

Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода № 100 в Челябинске в связи с окончательным решением о замене в производстве тяжёлого танка КВ-1с новым перспективным танком ИС-1.

Однако, на базе танка КВ выпускалось тяжёлое штурмовое орудие СУ-152, потребность в котором действующей армии была чрезвычайно высока (в отличие от потребности в тяжёлых танках КВ). Отличные боевые качества СУ-152 послужили основанием для создания её аналога на базе танка ИС-1.

Разработка ИСУ-152 велась под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного разработчика всей советской линейки тяжёлых танков. Главным конструктором ИСУ-152 был Г. Н. Москвин. На ранних стадиях проект новой САУ обозначался как ИС-152. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». Он успешно прошёл заводские и государственные испытания; 6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на ЧКЗ. В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.

Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ).

Полный размер

В период Великой Отечественной войны предприятие было перенацелено и выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше» было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6000 танков и САУ.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины. Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.

Серийное производство
6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины.

Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ).
В связи с нехваткой стволов гаубиц-пушек МЛ-20С с апреля 1944 года начался серийный выпуск САУ ИСУ-122, отличавшихся от ИСУ-152 только установленной артиллерийской системой (соответственно прицелом, боекомплектом и тенденциями в боевом применении) — вместо МЛ-20С в бронекорпус монтировались 121,92-мм пушки А-19С, которые в то время находились в избытке на складах вооружений.
Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм.

Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.
С начала 1945 года на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК.

В 1945 году несколько машин ИСУ-152 выпустил Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ).

С ноября 1943 по май 1945 года ЧКЗ и ЛКЗ построили 1885 ИСУ-152. Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году (некоторые источники указывают на окончание выпуска в 1947 году), всего было выпущено 3242 машины этой марки. Лицензии на производство ИСУ-152 в другие страны не продавались.

Броневой корпус и рубка

Экипаж ИСУ-152:
1 — механик-водитель;
2 — командир;
3 — наводчик;
4 — замковый;
5 — заряжающий.

Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки и через круглый люк справа от орудия. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины. Люк аварийного покидания экипажа, имевший круглую форму, располагался по левой стороне корпуса за вторым торсионом. «Мелкие лючки» располагались следующим образом: лючки для доступа к элементам трансмиссии: за первым торсионом справа, за третьим торсионом справа, 2 лючка слева за четвёртым торсионом, по двум сторона борта за пятым торсионом, у правой звёздочки. Лючок для заливки масла в элементы трансмиссии — за 3 торсионом слева по ходу. Люк для погрузки боеприпасов располагался на левом борту ИСУ-152 за третьим поддерживающим катком на уровне грязеочистителя. На ИСУ-152К устанавливалась фигурная (с вырезами) 20 мм бронепластина на днище перед звёздочками.

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. На машинах первых серий лобовая часть корпуса представляла собой броневую отливку. Впоследствии, по мере наличия более стойкой катаной брони, конструкцию лобовой части корпуса заменили на сварную. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная.

Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. По сравнению с предыдущей моделью САУ того же класса и назначения — СУ-152, — бронекорпус ИСУ-152 отличался несколько большей высотой (поскольку он не обладал такой глубокой посадкой, как у машин серии КВ) и бо́льшим объёмом броневой рубки за счёт уменьшения углов наклона скуловых и бортовых бронеплит. Связанное с этим некоторое уменьшение защищённости было компенсировано утолщением брони этих частей рубки. По сравнению с СУ-152 больший объём рубки обеспечивал лучшие условия работы экипажа.

Место механика водителя. Достаточно тесное и с плохим обзором. Но для самходки это считалось приемлемым, большую часть времени она вела огонь из укрытия.

Слева от него закреплено несколько памяток. Верхняя напоминает об основных моментах бережного вождения машины, нижняя о порядке выработки топлива из баков.

Сразу за спиной водителя располагался наводчик.

Боеукладка снарядов и место заряжающего.

С другой стороны от орудия располагался командир (обратите внимание на смотровые щели в небольшой башенке в крыше боевого отделения). За его спиной находился «замковый» и вторая часть боеукладки снарядов. Так же на фото видна рукоятка открытия замка клин-затвора орудия.

Основное вооружение — 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалось в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской, которая также выполняла функции уравновешивающего элемента.

Вооружение
Основным вооружением ИСУ-152 являлась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг. (Индекс ГРАУ — 52-ПС-544С). Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела — 800—900 м по цели высотой 2,5—3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3800 м, наибольшая дальность стрельбы — 6200 м. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки. По сравнению с ассортиментом боеприпасов буксируемых орудий МЛ-20, боекомплект ИСУ-152 был существенно менее разнообразен.

В его состав входили:
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд 53-БР-540 массой 48,8 кг, начальная скорость 600 м/с;
осколочно-фугасный пушечный снаряд 53-ОФ-540 массой 43,56 кг, начальная скорость 655 м/с на полном заряде.
Вместо бронебойно-трассирующих снарядов 53-БР-540 могли применяться бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником 53-БР-540Б (с начала 1945 года).

Для разрушения железобетонных ДОТов в боекомплект мог вводиться бетонобойный пушечный снаряд 53-Г-545. Номенклатура метательных зарядов также была существенно уменьшена — она включала в себя специальный заряд 54-Ж-545Б под бронебойный снаряд и полный заряд 54-ЖН-545 под осколочно-фугасный снаряд. В принципе, гаубица-пушка МЛ-20С могла стрелять всеми типами снарядов и зарядов от своего буксируемого варианта МЛ-20. Однако в наставлениях и таблицах стрельбы для ИСУ-152 времён Великой Отечественной войны значатся только указанные выше боеприпасы. Это не исключает возможности стрельбы другими типами боеприпасов в то время, но документальных подтверждений такой стрельбы в виде тогдашних отчётов, наставлений и нормативных документов нет. Этот момент составляет пока ещё не до конца исследованный вопрос и часто становится причиной споров на военно-тематических форумах. С другой стороны, в послевоенное время, когда акцент использования ИСУ-152 сместился от штурмового орудия в сторону самоходной гаубицы, возможность стрельбы всем ассортиментом боеприпасов от буксируемой МЛ-20 становится существенно более вероятной.

С начала 1945 года на ИСУ-152 устанавливался крупнокалиберный зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК с открытым или зенитным прицелом К-8Т на турельной установке на правом круглом люке командира машины. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ или ППС с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 20 ручных гранат Ф-1

Двигатель
ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 со всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Самоходка также оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя.

Самое интересное здесь:
Трюки, которые пригодятся каждому автомобилисту 🙂 Анекдоты

Самые уродливые машины в мире всех времён

12 самых быстрых автомобилей советского периода

Благодаря ЭТИМ советам отрегулировал зеркала своего автомобиля быстро и правильно!

15 гаджетов, которые пригодятся каждому автомобилисту

www.drive2.ru

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 «Зверобой» (СССР)

Характеристики САУ ИСУ-152 «Зверобой»

Страна:СССР
Тип:Самоходная артиллерийская установка
Дата выпуска:1944 год
Длинна:6,77 м 
Ширина:3,07 м 
Высота:2,48 м
Броня, лоб:90 мм 
Броня, борт:90 мм 
Броня, башня:Нет башни
Экипаж:5 человек
Двигатель:дизельный В-2ИС, 550 л.с.
Дальность хода:240 км (по дороге)
Максимальная скорость:37 км/ч (по дороге)
Масса:46 тонн
Вооружение:152,4-мм МЛ-20 (20 снарядов), 12,7-мм ДШК (250 патронов)

Начало серийного выпуска танков ИС-1 в 1943 году, сопровождалось свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе тяжелых танков КВ-1С и САУ на его базе СУ-152. Однако потребность фронта в тяжелых самоходках типа СУ-152 была чрезвычайно велика и просто так отказаться от проекта подобной машины было нельзя.

Самоходка СУ-152 на базе танков КВ

Самоходка СУ-152 на базе танков КВ

Сама-собой, перед конструкторами танка ИС встала задача создать замену для СУ-152, но на базе нового танка типа ИС. Рабочее название новой САУ стало ИСУ-152.

Конструкция САУ ИСУ-152

Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки пришлось заново разработать боевую рубку — старая никак не подходила под габариты нового шасси. Так как корпус танка ИС был ниже, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 — это основное визуальное отличие обеих машин. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа. Прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий срок. Получивший заводской индекс «объект 241» опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, емкость основных и дополнительных топливных баков была заметно увеличена.

Восстановленная ИСУ-152

Боевое применение ИСУ-152

ИСУ-152 применялась в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин, плюс одну командирскую. Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи.

ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей занимать огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии, и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и высокой ремонтопригодностью, что как мы увидим дальше, обеспечило ей долгую жизнь.

Максимальную эффективность ИСУ-152 имела при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 тяжелых самоходных полков получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

ИСУ-152 «Зверобой». Даже внешне машина полностью оправдывает свое прозвище

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала.

Модернизации и дальнейшая служба ИСУ-152

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки — в СКБ-2 завода № 100 был построен прототип «объект 246» (ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный 152,4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика («объект 247» или ИСУ-152-2). Обе САУ превосходили по огневой мощи прототип, но из-за сложностей с производством и недочетов конструкции, на вооружение приняты не были.

Не имеющая аналогов по огневой мощи самоходка применялась и после войны. К началу 50-х годов они ничуть не устарели морально, и к 1956 году оставшиеся в строю машины прошли глубокую модернизацию. Вместо двигателя В-2ИС на них установили В-54К, полностью заменили радиостанции и приборы наблюдения, установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и 7 смотровыми блоками. Была немного переработана ходовая часть, увеличена емкость топливных баков и доведен до 30 выстрелов боекомплект. Модернизированная ИСУ-152 получила индекс ИСУ-152К или «объект К-241».

В 1959 году машины подверглись второй модернизации (и завершилось их серийное производство) — на САУ установили узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М и прибор ночного видения. Эта модификация известна как ИСУ-152М или«объект М-241».

На вооружении ИСУ-152 оставалась аж до 1974 года, всего за период с 1943 по 1959 год было произведено 1575 этих замечательных машин.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

«Зверобой» или «Консервный нож» ИСУ-152

152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ — 52-Г-544А) — советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования. Даже более сдержанные оценки признают выдающуюся роль МЛ-20 в боевом применении и развитии советской артиллерии середины XX века.

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).
ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.
Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза так характеризует ИСУ-152 в этой роли:
«Незадолго до этого гитлеровцы начали обстрел «Эмча», стоящих под арками, из противотанковой пушки, которую ночью затащили на верхний этаж одного из домов, что севернее Ратуши. Её огнём были повреждены гусеницы двух танков. Надо было срочно принимать меры, иначе большинство боевых машин восточнее Ратуши, университета и парламента могут пострадать от огня этого орудия, а если сменить их позиции, то мы лишимся нескольких кварталов. Вызвал командира батареи ИСУ-152 и приказал ему немедленно подавить вражескую огневую точку. Самоходка, шлёпая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади. То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Я и сейчас, вспоминая те минуты, не могу простить себе, командиру с немалым боевым опытом, допущенную ошибку. Зачем разрешил эти «смотрины»? За них пришлось уплатить высокую цену.
Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!»

ИСУ-152 как истребитель танков
Ещё одна цитата из мемуаров Д. Ф. Лозы:
Сложившуюся ситуацию следует немедленно переломить, и, слава богу, в моих руках было эффективное средство — самоходки. С командиром батареи старшим лейтенантом Яковом Петрухиным мы подробно обсудили план действий. Договорились о том, что установки, используя дальнобойность и огневую мощь своих 152-мм орудий, выбивают в первую очередь наступающие «Пантеры», а потом добивают ранее подбитых. Особое внимание командира батареи я обратил на скрытность выхода самоходок на огневые позиции, который будут прикрывать экипажи «Шерманов», ведя огонь, главным образом, на отвлечение немецких танкистов.
Яков Петрухин выбрал два очень удобных места для стрельбы, где каменные заборы прикрывали корпуса машин от неприятельских бронебойных снарядов.


С нашей стороны по всей восточной линии усилился огонь. «Эмчисты» старались не позволить гитлеровцам выйти на центральную площадь, заперев их в прилегающих к ней улицах, а также прикрыть выход самоходок на огневые позиции.
Как медленно тянется время, когда в схватке с врагом ждёшь решающей минуты, способной переломить ход боя. Вот он, долгожданный миг! Два громоподобных выстрела ударили по барабанным перепонкам, выбив стёкла в окнах рядом стоящих домов.
«Второе венское зрелище» оказалось не менее впечатляющим… На одной из «Пантер», что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжёлый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции. Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам.

Занимательные факты о ИСУ-152

• Работа заряжающего для этих самоходок была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой более 40 кг в стеснённом боевом отделении машины.
• На форумах военно-исторической тематики часты и очень горячи споры о сорванных башнях (особенно с танка «Тигр») после попадания в них снарядов от ИСУ-152. В действительности бронебойный снаряд БР-540 обладает достаточной кинетической энергией и импульсом, чтобы разрушить элементы погона башни тяжёлого танка и сместить её на несколько десятков сантиметров от оси вращения. В этом смысле термин «срыв» вполне правомерен. Широко показанные в кинематографе и компьютерных играх срывы башен на несколько метров вверх и в сторону могут быть только следствием детонации боекомплекта в боевом отделении, который в принципе может последовать от сильного удара по корпусу танка. Документов о достоверных случаях боевых столкновений ИСУ-152 с «Тиграми» (в отличие от «Пантер») пока не обнаружено, известны лишь упоминания в мемуарах. Это служит причиной упоминавшихся выше ожесточённых споров, тем более что далеко не всегда спорящие различают обстрел «Тигров» из ИСУ-152 или буксируемых орудий МЛ-20.


ribalych.ru

описание, характеристики, применение :: SYL.ru

Великую Отечественную не зря, помимо прочего, называют еще и «войной моторов». Исход самых крупных боевых операций в военные годы напрямую зависел от наличия танков и самоходных установок на вооружении армий враждующих стран. Об используемых сторонами боевых машинах создано немало книг и кинофильмов. Самыми легендарными установками являются немецкий «Фердинанд» и советский истребитель танков ИСУ-152 «Зверобой». Дебют этих стальных гигантов состоялся в сражении на Курской дуге.

Легендарная самоходная советская артустановка

ИСУ-152 «Зверобой» представляет собой одну из наиболее тяжелых советских самоходно-артиллерийских установок. Многие часто путают эту боевую машину с СУ-152, при создании ходовой части которой были использованы катки танка КВ-1С. ИСУ-152 «Зверобой» конструкторы оснастили катками от советского тяжелого танка ИС-2. Поскольку на его базе сконструирована самоходная артустановка (СУ), было решено к ней добавить первую букву названия танка. Под индексом 152 указан калибр боеприпасов, которые использует основное вооружение данной боевой машины. Танк предназначался для уничтожения таких немецких аналогов, как «Тигр» и «Пантера».

В исторических и многих других литературных источниках представлено ставшее популярным жаргонное название легендарной советской боевой машины — «Зверобой». Танк ИСУ-152 солдаты вермахта называли Dosenoffner («консервным ножом»).

Начало создания САУ

Дебют самоходных артустановок состоялся уже в первую мировую. Но широкого применения в те годы они не получили. Однако потребность в мощных артиллерийских системах ощущали все враждующие стороны, особенно Германия и Советский Союз. За небольшой промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами оружейными конструкторами и инженерами этих двух государств интенсивно разрабатывались варианты мощных самоходных артиллерийских орудий.

Советскими оружейниками для этой цели использовалась танковая основа таких моделей, как Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были завершены. В 1941 году конструкторские работы были снова активизированы. Причиной стали многочисленные просьбы к советскому руководству от действующей армии, которая для штурма вражеских укреплений в наступлении под Сталинградом особенно нуждалась в артиллерийской поддержке. Проблема заключалась в том, что на то время Красная армия имела только буксируемую артиллерию, что отрицательно отражалось на ее мобильности, делало уязвимой.

В 1942 году были начаты конструкторские работы по СУ-152. В 1943-м советские войска уже получили первую партию — двенадцать боевых машин. Однако их серийное изготовление длилось недолго.

Производство данного танка оказалось слишком дорогостоящим, а его эффективность – небольшой. По воспоминаниям очевидцев, эти боевые машины были недостаточно надежными. Именно технические неисправности, а не огонь противника являлись причиной того, что танки часто приходилось оставлять на поле боя.

В том же году модель, используемую для создания ходовой части в САУ — КВ-1С — сняли с вооружения, а саму установку было решено доработать. СУ-152 так же, как и танк, была снята с конвейера. Ее место занял ИСУ-152 «Зверобой». История создания этой боевой машины начинается в 1943 году. В качестве танковой основы вместо КВ-1С теперь использовался ИС-2. На его базе и собран ИСУ-152 «Зверобой».

Производство новой самоходной артустановки не было массовым. Всего было выпущено не более 670 единиц. Все работы по проектированию и созданию были выполнены в максимально короткий срок. Уже через 25 дней был готов первый ИСУ-152 «Зверобой». Фото боевой машины представлено в статье.

Кем разрабатывался танк?

Работы по созданию ИСУ-152 «Зверобой» проводились конструкторским бюро опытного завода №100 в городе Челябинске. Руководителем стал Жозеф Яковлевич Котин. Под его началом была создана вся линейка советских тяжелых танков. Главный конструктор ИСУ-152 «Зверобой» — Г. Н. Москвин. Первые машины были выпущены Челябинским Кировским заводом (ЧКЗ) в 1943 году. Несколько единиц изготовили работники Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Всего три года (с 1943 по 1946-й) осуществлялось серийное изготовление ИСУ-152 «Зверобой».

Описание конструкции

Компоновка данной самоходной артустановки ничем не отличается от остальных советских САУ. Боевая машина защищена бронированным корпусом. Конструкция танка состоит из двух частей: броневой рубки и кормы.

Экипаж состоял из пяти человек. Передняя часть корпуса, являясь боевым и одновременно управленческим отделением (бронерубкой), стала местом дислокации механика-водителя, наводчика и заряжающего, всего боезапаса и главного орудия. Местом расположения двигателя и трансмиссии стала кормовая часть. Командир и замковый располагались справа от орудия. По отзывам очевидцев, шансы у экипажа выбраться живыми при подбитии танка были минимальные. Причиной этого стало наличие топливного бака в рубке.

Чем была обеспечена бронезащита?

Лобовые части первых ИСУ-152 отливались. Затем броневая отливка была заменена сварной конструкцией. Для этого в производстве корпусов и рубок применялись бронированные катанные плиты, которые обеспечивали танку дифференцированную противоснарядную защиту. Их толщина составляла 2, 3, 6, 7, 9 см и 5 мм. При их монтаже учитывались рациональные углы наклона. В результате это отразилось на показателях высоты и объема бронерубки в ИСУ-152 «Зверобой».

Характеристики степени защищенности бортов данного танка, по сравнению с СУ-152, были несколько ниже. Но конструкторам это удалось компенсировать за счет утолщения брони. Для защиты противооткатных устройств применялись неподвижные литые бронированные кожухи и подвижные литые сферические бронемаски, которые использовались еще и как уравновешивающий элемент.

Устройство танкового корпуса

Для посадки и выхода экипажа ИСУ-152 оборудован специальным прямоугольным двухстворчатым люком, расположенным в верхней части корпуса между крышевым и задним листом бронерубки. В правой части от танкового орудия располагался еще люк округлой формы. Слева от орудия также имелся люк, но он не предназначался для экипажа. Через эти люки выводились наружу только удлинители панорамных прицелов. При необходимости экипаж мог покинуть ИСУ-152, используя аварийный люк в днище корпуса. Боевой комплект загружался в танк через мелкие люки. Боевая машина оснащалась ремонтными маленькими люками, с помощью которых обеспечивался быстрый доступ к горловине топливного бака, агрегату танка или к какому-либо другому его узлу.

Чем вооружалась боевая машина?

В качестве основного танкового орудия использовалась 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20С, которая ранее использовалась как буксируемый вариант (образец 1937 года).

Для монтажа орудия на танк использовалась рамка, установленная на бронеплите лобовой части. В отличие от буксируемого варианта, гаубицы на ИСУ-152 устанавливаются так, что маховики, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную наводку, расположены не с двух сторон орудия, а перенесены в левую сторону. Такое конструкторское решение обеспечило удобную работу для экипажа. В ИСУ-152 наводка по вертикальному углу составляла от -3 до +20 градусов, горизонтальная — 10. Ведение огня производилось на высоте 180 см. Стрельба осуществлялась при помощи электрических или ручных механических спусков.

В 1945 году оружейными конструкторами было принято решение оснащать танк крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК 12,7 мм. Он мог иметь открытый или зенитный прицел К-8Т и был рассчитан для стрельбы 250 патронами. Местом крепления пулемета стала турельная установка на правом командирском люке.

Кроме танковой пушки и пулемета экипаж для самозащиты был вооружен двумя автоматами ППШ или ППС. Их боекомплект состоял из 1491 патрона, которые содержались в двадцати дисках. Также в распоряжении экипажа были ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.

Боеприпасы

В отличие от буксируемого орудия МЛ-20С, для танковой пушки было предусмотрено только два вида снарядов:

  • Бронебойно-трассирующие. Весил такой боеприпас почти пятьдесят килограммов. Он способен был развить максимальную скорость до 600 м/с. Данный тип мог быть заменен бронебойно-трассирующими тупоголовыми снарядами, содержащими баллистические наконечники.
  • Осколочно-фугасные. Масса снаряда составляла 44 кг. Боеприпас обладал начальной скоростью 650 м/с.

Дополнительно к боекомплекту прилагались бетонобойные пушечные снаряды. Танковая гаубица была приспособлена для стрельбы снарядами различных типов.

Двигатель

ИСУ-152 работал на четырехтактном V-образном 12-цилиндровом дизельном двигателе В-2-ИС, мощность которого составляла 520 л. с. Запуск его осуществлялся при помощи инерционного стартера, использующего как ручные, так и электрические приводы, а также сжатого воздуха, собранного в двух резервуарах. К дизелю В-2ИС прилагались топливный насос НК-1 и корректор подачи топлива. При помощи фильтра «Мультициклон» осуществлялась очистка поступающего к двигателю воздуха. Моторно-трансмиссионное отделение оснащалось подогревающими устройствами, облегчающими запуск двигателя при минусовой температуре. Кроме того, они использовались для подогрева и боевого отсека танка. Всего боевая машина имела три топливных бака и четыре дополнительных наружных, которые не были связаны со всей топливной системой.

Трансмиссия

Для боевой машины была предусмотрена механическая трансмиссия. Она состояла из следующих элементов:

  • Многодискового главного фрикциона.
  • Четырехступенчатой коробки передач.
  • Двух бортовых двухступенчатых планетарных механизмов поворота.
  • Двух комбинированных бортовых редукторов (двухрядных).

Танк был оснащен механическими управленческими приводами. Наличием планетарных механизмов поворота танк ИСУ-152 отличался от предыдущей модели. За счет этих узлов трансмиссия стала более надежной, чего нельзя сказать о боевых машинах, созданных на базе танка КВ.

Устройство ходовой части

ИСУ-152 оснащался индивидуальной торсионной ходовой частью. С каждой стороны борта располагались цельнолитые двухскатные опорные катки (6 штук). Для каждого из них был предусмотрен специальный ограничитель хода, который при помощи сварки соединялся с бронекорпусом. Для поддержания танковой гусеницы использовались три малых цельнолитых поддерживающих катка. Подобную конструкцию имел и СУ-152. Натяжение гусеницы осуществлялось при помощи винтового механизма. Гусеницы оборудовались специальными одногребневыми траками, 986 штук), ширина которых составляла 65 см.

Электрооборудование

Источником питания для однопроводной электропроводки в ИСУ-152 являлся генератор П-4563А, использующий 1 кВт реле-генератор РРА-24Ф. Также электропитание могло осуществляться при помощи двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128. Их общая емкость составляла 128 А/ч. Энергия в танке была необходима для обеспечения:

  • Наружного и внутреннего освещения боевой машины.
  • Подсветки прицельных приборов.
  • Наружного звукового сигнала.
  • Работы контрольно-измерительных приборов (амперметра и вольтметра).
  • Функционирования радиостанции и танкового переговорного устройства.
  • Работы электродвигателя инерционного стартера, бобин свечей, используемых при зимнем запуске двигателя.

Устройство прицелов и средств наблюдения

Вести наблюдение за окружающей обстановкой экипаж танка ИСУ-152 мог через люки посадки-высадки, которые были оборудованы специальными перископическими приборами. Для механика-водителя был предусмотрен смотровой прибор с триплексом. Защиту данному приспособлению обеспечивала броневая заслонка. Местом для установки прибора стал люк-пробка, устроенный с левой стороны от танковой гаубицы. В небоевой ситуации данный люк выдвигался вперед, за счет чего у механика-водителя увеличивался радиус обзора.

Во время стрельбы прямой наводкой на дистанции 900 метров для орудий были разработаны телескопические прицелы СТ-10. При стрельбе с закрытой позиции, а также при прямой наводке на дистанции, превышающей 900 метров, использовалась панорама Герца. Для этого были разработаны специальные удлинители, которые обеспечивали обзор через люк в крыше танка. Благодаря наличию специальных подсвечивающих приборов стрельба из ИСУ- 152 была возможна и в ночное время.

Чем обеспечивалась связь с экипажем?

В качестве средств связи в танке использовалась радиостанция 10Р. Она включала в себя передатчик, приемник и умформер (одноякорный мотор-генератор), с помощью которого производилось электропитание радиостанции в боевой машине «Зверобой». Танк ИСУ-152, в отличие от своего предшественника, имел технологически улучшенную модель 10Р: радиостанция была оснащена функцией плавного выбора частоты. Ее изготовление было намного проще и менее затратно. При помощи танкового переговорного устройства ТПУ-4-БисФ обеспечивалась качественная связь между членами экипажа. За счет данного устройства поддерживалась также и внешняя связь. Для этого к радиостанции подключалась шлемофонная гарнитура.

Применение боевой машины

Битва на Курской дуге стала боевым крещением для ИСУ-152 «Зверобой». Применение данных танков не сыграло решающей роли в исходе сражения. Однако модель вошла в историю как чуть ли не единственный образец бронетехники, способный поражать немецкие САУ на любом расстоянии. В Курской битве приняло участие всего лишь 24 «Зверобоя». Данный танк оказался смертельным для многих типов бронетехники вермахта. При помощи бронебойных снарядов легко пробивалась бронированная защита германских «Тигров» и «Пантер».

В случае если бронебойных боеприпасов не хватало, их заменяли бетонобойными и осколочно-фугасными. Хотя пробить броню таким снарядам было не под силу, все же они оказались очень эффективными для выведения из строя прицелов и орудий в танках противника. Советские бетонобойные снаряды обладали очень большой энергией, способной при прямом попадании в боевую машину сорвать его башню с погона.

Основной задачей ИСУ-152 являлось оказание огневой поддержки танкам и пехоте при наступлении. Данная боевая машина была очень эффективна во время боев в городских условиях. В Великую Отечественную Будапешт, Берлин и Кенигсберг штурмовали с использованием «Зверобоев».

После проведенной модернизации ИСУ-152 еще некоторое время использовался Советской армией. Снят с вооружения он был в 1970 году. Некоторое время немодернизированные единицы «Зверобоев» поставлялись в Египет. Там они использовались в ближневосточном вооруженном арабо-израильском конфликте.

В 1956 году «Зверобои» использовались советскими войсками для подавления Венгерского восстания. Танк особенно отличился при уничтожении снайперов, засевших в жилых домах. Уже сам факт участия в сражении легендарного танка оказывал сильное психологическое воздействие на их жильцов: опасаясь, что танк разрушит фасад, обитатели дома силой выталкивали из него венгерских снайперов.

Сборная модель ИСУ-152 «Зверобой»

Вниманию тех, кто увлекается моделированием, сегодня имеется детский подарочный вариант, созданный на основе легендарного советского танка. Модель ИСУ-152 «Зверобой» выпускается производителем «Звезда» специально для детей старше восьми лет. К товару прилагается специальная пошаговая инструкция. В подарочный набор ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда»), кроме 120 пластиковых деталей, включены клей и краски с кисточкой. По отзывам потребителей, все пластиковые элементы достаточно хорошо держатся, изготовлены очень качественно и имеют высокую детализацию.

Модель ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда») имеет на корпусе удачные имитации сварочных швов, решеток МТО и петель для люков. Высоко оценена имитация зенитного пулемета ДШК. При желании модель ИСУ-152 «Зверобой» можно собрать как с открытыми, так и с закрытыми люками. Набор имеет масштаб: 1:35. Размер модели: 30 см (длина), 0,88 см (ширина) и 0,82 см (высота). Детский набор ИСУ-152 «Зверобой» («Звезда») станет полезной игрушкой: увлекательный процесс сборки легендарного танка ознакомит ребенка с азами инженерной специализации.

Заключение

ИСУ «Зверобой» использовался советской армией до самого конца Великой Отечественной. Уже ближе к концу войны этих танков становилось все меньше и меньше. Причиной этому послужила изношенность их двигателей и ходовых частей. Многие «Зверобои» были порезаны на металл.

Уже после победы уцелело несколько единиц. Теперь местом их нахождения стали музеи в городах России и других стран СНГ.

www.syl.ru

«Зверобой» — ИСУ-152 | all-oldtimers.com


  Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». 6 ноября 1943 года САУ была принята на вооружение под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152. В декабре 1943 года ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях. ИСУ-152 сразу получила прозвище — «Зверобой» которое она унаследовала от своей предшественницы СУ-152. В Вермахте ИСУ-152 называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).


  Броня ИСУ-152 была вполне адекватной для поздней стадии Второй мировой войны. Лобовые 90-мм бронеплиты, наклонённые под углом 30°, уверенно защищали машину от наиболее распространённой немецкой 75-мм противотанковой пушки Pak 40 на дистанциях свыше 800 м. ИСУ-152 была лёгкой в ремонте; часто подбитые врагом самоходки через пару дней ремонта в полевых условиях возвращались в строй.


  После устранения «детских болезней» машины ИСУ-152 зарекомендовала себя очень надёжной и неприхотливой самоходкой; она легко осваивалась не обученными экипажами.


  Основным вооружением ИСУ-152 являлась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С. Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −3 до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела — 800—900 м по цели высотой 2,5—3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3800 м, наибольшая дальность стрельбы — 6200 м. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.


Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки.


ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). В моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года.


  Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном.


  Основным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. 152,4-мм (6-дюймовая) гаубица-пушка МЛ-20С имела мощный осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, снаряжённый 6 кг тротила (тринитротолуола, ТНТ). Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри.


  ИСУ-152 могла также успешно выступать в роли истребителя танков, хотя существенно уступала специализированным истребителям танков, которые вооружались противотанковыми пушками.


  Уместно заметить, что ИСУ-152 не была настоящим истребителем танков; у неё был низкий темп огня по сравнению с «настоящими» истребителями танков, такими как немецкая «Ягдпантера» или отечественная СУ-100 (их темп огня достигал 5—8 выстрелов в минуту, хотя и на короткий промежуток времени).


   С другой стороны, тщательная маскировка, быстрая смена огневых позиций и использование ИСУ-152 группами по 4—5 машин значительно смягчали недостаток скорострельности.


  ИСУ-152 были особо востребованы в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга.


  Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек.


  С ноября 1943 по май 1945 года было изготовленно 1885 ИСУ-152. Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году.


 

www.all-oldtimers.com

гроза «Тигров» и «Пантер» (ИСУ-152)

Постановление Государственного комитета обороны №4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС. Его непосредственный предшественник — самоходная установка СУ-152 (КВ-14), базой для которой послужил танк КВ-1с.

Самоходка СУ-152, принятая на вооружение 14 февраля 1943 года, находилась в серийном производстве до начала 1944-го. Появление этих машин в сражении на Курской дуге стало неприятным сюрпризом для немцев. Массивный 152-мм бронебойный снвряд (48,8 кг), выпущенный с дистанции прямого выстрела 700—750 м, сдергивал башню с «Тигра». Именно тогда тяжелые артсамоходы получили у солдат уважительное прозвище «Зверобой».

Само собой разумеется, что военные захотели иметь аналогичную самоходку и на базе нового тяжелого танка, тем более, что КВ-1с с производства снимался.

Компоновка САУ ИС-152 (объект 241), позже получившей название ИСУ-152, принципиальными новшествами не отличалась. Броневая рубка, изготовленная из катаных листов, устанавливалась в передней части корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое. Толщина ее лобовой брони была больше, чем у СУ-152: 60—90 мм против 60—75.

Гаубица-пушка MJ1-20C калибра 152 мм монтировалась в литой раме, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, заимствованной у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и щиток со спусковым механизмом, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы вынесены вперед для естественного уравновешивания.

Боекомплект состоял из 20 выстрелов раздельного заряжания, половина из которых — бронебойно-трассирующие снаряды БР-545 массой 48,78 кг а половина — осколочно-фугасные пушечные гранаты ОФ-545 массой 43,56 кг. Для стрельбы прямой наводкой служил телескопический прицел СТ-10, для стрельбы с закрытых позиций — панорамный прицел с независимой или полунезависимой линией прицеливания от полевой гаубицы-пушки МЛ-20. Максимальный угол возвышения орудия составлял +20°, лонения -3°. На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивал 123-мм броню.

На части машин на зенитной турели командирского люка устанавливался 12,7-мм пулемет ДШК образца 1938 года.

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у танка ИС-2 и включали в себя 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин., многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехходовую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.

Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Подвеска — индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.Боевая масса ИСУ-152 составляла 46 т. Максимальная скорость достигала 35 км/ч, запас хода — 220 км. На машинах устанавливались радиостанции ЮР или 10РК и переговорное устройство ТПУ-4-бисФ. Экипаж включал пять человек: командира, наводчика, заряжающего, замкового и механика-водителя.

Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий МЛ-20. Чтобы выйти из этого положения, на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия МЛ-20С и в результате получили тяжелый артсвмоход ИСУ-122 (объект 242), который за счет большей начальной скорости бронебойного снаряда — 781 м/с — представлял собой даже более эффективное противотанковое средство, чем ИСУ-152. Боекомплект машины возрос до 30 выстрелов.

Со второй половины 1944 года на некоторых ИСУ-122 стали устанавливать пушку Д-25С с клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Эти машины получили обозначение ИСУ-122-2 (объект 249) или ИСУ-122С. Они отличались конструкцией противооткатных устройств, люльки и ряда других элементов, в частности, новой литой маской толщиной 120—150 мм. Прицелы пушки — телескопический ТШ-17 и панорама Герца. Удобное расположение экипажа в боевом отделении и полуавтоматика пушки способствовали повышению скорострельности до 3—4 выстр/мин, по сравнению с 2 выстр/мин на танке ИС-2 и САУ ИСУ-122

С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152, 1735 — ИСУ-122 и 675 — ИСУ-122С. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых арт-самоходов — 5200 штук — превысил число изготовленных тяжелых танков ИС — 4499 единиц. Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там были собраны первые пять ИСУ-152, а до конца года — еще сто. В 1946 и 1947 годах производство ИСУ-152 осуществлялось только на ЛКЗ.

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артилперийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом находилась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков имела смешанный состав машин). В марте 1945 года сформировали 66-ю гвардейскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122, 3 СУ-76)

Тяжелые самоходно-артилперийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь, использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.

Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых самоходок сна-рядвми требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.

Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало попку обстрел в секторе 180° и более и облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений.

Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года самоходно-артиллерий-ские установки с орудиями повышенной мощности:
—со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000 м/с при массе снаряда в 25 кг;
—со 130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900 м/с при массе снаряда в 33.4кг;
—со 152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880 м/с при массе снаряда в 43.5кг.
Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500—2000 м. В ходе выполнения этого постановления были созданы и в 1944—1945 годах испытаны артсамоходы: ИСУ-122-1 (объект 243) со 122-мм пушкой БЛ-9, ИСУ-122-3 (объект 251) со 122-мм пушкой С-26-1, И СУ-130 (объект 250) со 130-мм пушкой С-26; ИСУ-152-1 (объект 246) со 152-мм пушкой БЛ-8 и ИСУ-152-2 (объект 247) со 152-мм пушкой БЛ-10.

Пушки С-26 и С-26-1 спроектировали в ЦАКБ под руководством В.ПГрабина, при этом С-26-1 отличалась от С-26 только калибром трубы. Пушка С-26 калибра 130 мм имела баллистику и боеприпасы от морской пушки Б-13, но обладала рядом принципиальных конструктивных отличий, так как оснащалась дульным тормозом, горизонтальным клиновым затвором и др. Самоходы ИСУ-130 и ИСУ-122-1 изготовили на заводе № 100, и они прошли испытания с 30 июня по 4 августа 1945 года. Позднее испытания продолжили, но на вооружение обе САУ приняты не были и в серию не запускались.

Пушки БЛ-8, БЛ-9 и БЛ-10 разработало ОКБ-172 (не путать с заводом № 172), все конструкторы которого являлись заключенными. Первый опытный образец БЛ-9 изготовили в мае 1944 года на заводе № 172, а в июне установили на ИСУ-122-1. Полигонные испытания ее проводились в сентябре 1944-го, а государственные — в мае 1945 года. На последних при стрельбе произошел разрыв ствола из-за дефектов металла. Пушки БЛ-8 и БЛ-10 калибра 15 мм имели баллистику, существенно превышавшую баллистику МЛ-20, и испытывались в 1944 году.

Самоходкам с опытными образцами пушек были свойственны те же недостатки, что и остальным САУ на шасси ИС: большой вылет ствола вперед, снижавший маневренность в узких проходвх; малые углы горизонтального наведения орудия и сложность его наведения, что затрудняло стрельбу по подвижным целям; невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого отделения, большой массы выстрелов, раздельно-гильзового заряжания и наличия у ряда орудий поршневого затвора; плохая обзорность из машин; малый боекомплект и сложность его пополнения в ходе боя.

Вместе с тем, хорошая противоснаряд-ная стойкость корпуса и рубки этих САУ, достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно эффективно поражать любые цели.

Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 состояли на вооружении Советской Армии до конца 70-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 модернизировалась дважды. Первый раз в 1956 году, когда САУ получили обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП; боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения ргщ i-ложения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукла-док; вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ^ боекомплектом 300 патронов.

На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков.

Машины оборудовали радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 36 км. Второй вариант модернизаци имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.В ходе капитального ремонта некоторым переделкам подвергались и самоходки ИСУ-122. Так, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

Помимо Советской Армии, ИСУ-152 и ИСУ-122 находились на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. Вскоре после войны ИСУ-152 получила и Чехословацкая народная армия. В начале 60-х один полк армии Египта также имел на вооружении ИСУ-152.

 

М.КНЯЗЕВ

«Моделист-конструктор» № 5’2003

techno-story.ru

ИСУ-152 «Зверобой» или «Консервный нож» :: ВЫ ОЧЕВИДЕЦ ::

152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ — 52-Г-544А) — советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования. Даже более сдержанные оценки признают выдающуюся роль МЛ-20 в боевом применении и развитии советской артиллерии середины XX века.

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).
ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.
Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза так характеризует ИСУ-152 в этой роли:
«Незадолго до этого гитлеровцы начали обстрел «Эмча», стоящих под арками, из противотанковой пушки, которую ночью затащили на верхний этаж одного из домов, что севернее Ратуши. Её огнём были повреждены гусеницы двух танков. Надо было срочно принимать меры, иначе большинство боевых машин восточнее Ратуши, университета и парламента могут пострадать от огня этого орудия, а если сменить их позиции, то мы лишимся нескольких кварталов. Вызвал командира батареи ИСУ-152 и приказал ему немедленно подавить вражескую огневую точку. Самоходка, шлёпая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади. То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Я и сейчас, вспоминая те минуты, не могу простить себе, командиру с немалым боевым опытом, допущенную ошибку. Зачем разрешил эти «смотрины»? За них пришлось уплатить высокую цену.
Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!»

ИСУ-152 как истребитель танков
Ещё одна цитата из мемуаров Д. Ф. Лозы:
Сложившуюся ситуацию следует немедленно переломить, и, слава богу, в моих руках было эффективное средство — самоходки. С командиром батареи старшим лейтенантом Яковом Петрухиным мы подробно обсудили план действий. Договорились о том, что установки, используя дальнобойность и огневую мощь своих 152-мм орудий, выбивают в первую очередь наступающие «Пантеры», а потом добивают ранее подбитых. Особое внимание командира батареи я обратил на скрытность выхода самоходок на огневые позиции, который будут прикрывать экипажи «Шерманов», ведя огонь, главным образом, на отвлечение немецких танкистов.
Яков Петрухин выбрал два очень удобных места для стрельбы, где каменные заборы прикрывали корпуса машин от неприятельских бронебойных снарядов.
С нашей стороны по всей восточной линии усилился огонь. «Эмчисты» старались не позволить гитлеровцам выйти на центральную площадь, заперев их в прилегающих к ней улицах, а также прикрыть выход самоходок на огневые позиции.
Как медленно тянется время, когда в схватке с врагом ждёшь решающей минуты, способной переломить ход боя. Вот он, долгожданный миг! Два громоподобных выстрела ударили по барабанным перепонкам, выбив стёкла в окнах рядом стоящих домов.
«Второе венское зрелище» оказалось не менее впечатляющим… На одной из «Пантер», что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжёлый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции. Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам.
Занимательные факты о ИСУ-152
• Работа заряжающего для этих самоходок была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой более 40 кг в стеснённом боевом отделении машины.
• На форумах военно-исторической тематики часты и очень горячи споры о сорванных башнях (особенно с танка «Тигр») после попадания в них снарядов от ИСУ-152. В действительности бронебойный снаряд БР-540 обладает достаточной кинетической энергией и импульсом, чтобы разрушить элементы погона башни тяжёлого танка и сместить её на несколько десятков сантиметров от оси вращения. В этом смысле термин «срыв» вполне правомерен. Широко показанные в кинематографе и компьютерных играх срывы башен на несколько метров вверх и в сторону могут быть только следствием детонации боекомплекта в боевом отделении, который в принципе может последовать от сильного удара по корпусу танка. Документов о достоверных случаях боевых столкновений ИСУ-152 с «Тиграми» (в отличие от «Пантер») пока не обнаружено, известны лишь упоминания в мемуарах. Это служит причиной упоминавшихся выше ожесточённых споров, тем более что далеко не всегда спорящие различают обстрел «Тигров» из ИСУ-152 или буксируемых орудий МЛ-20.

www.ochevidets.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *